Воинский уездный начальник. Уездный (окружной) начальник Уездный воинский начальник

12 июля 1889 г. было издано "Положение о земских участковых начальниках". В 40 губерниях России, на которые распространялось это "Положение" (главным образом на губернии с помещичьим землевладением), создавались 2200 земских участков (примерно по 4-5 на уезд) во главе с земскими начальниками. В уездах учреждался уездный съезд земских начальников, который состоял из административного и судебного присутствия. Ему передавались функции упраздняемых уездного по крестьянским делам присутствия и мирового суда (мировой суд сохранялся лишь в Москве, Петербурге и Одессе), что значительно усиливало административно-полицейскую власть земских начальников. Необходимость введения института земских начальников объяснялась "отсутствием близкой к народу твердой правительственной власти".

Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян-землевладельцев. Земский начальник должен был обладать определенным имущественным цензом (свыше 200 десятин земли или другим недвижимым имуществом на 7500 руб.), иметь высшее образование, трехлетний стаж службы в должности или мирового посредника, или мирового судьи, или члена губернского по крестьянским делам присутствия. При недостатке кандидатур, удовлетворявших этим требованиям, земскими начальниками могли назначаться местные потомственные дворяне со средним и даже начальным образованием, состоявшие в военных или гражданских чинах, независимо от стажа службы, однако имущественный ценз для них повышался вдвое. Кроме того, министр внутренних дел "в особых случаях", в обход указанных условий, мог назначить земским начальником любого из местных дворян, а по закону 1904 г. эти условия вообще были отменены.

Введение, института земских начальников явилось одной из наиболее реакционных мер внутриполитического курса самодержавия в 80-е - начале 90-х годов XIX в., стало ярким проявлением его продворянской политики. Этот акт преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате реформы 1861 г. В функции земского начальника во вверенном ему участке входили: надзор и контроль над деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, всесторонняя опека не только крестьянского, но и всего податного населения в его участке. Прерогативы земского начальника, осуществлявшего административные и судебно-полицейские функции на селе, были исключительно широки. Он мог подвергать телесным наказаниям, аресту до трех дней и штрафу до 6 руб. любое лицо из податных сословий своего участка, отстранять от должности членов крестьянских сельских учреждений, отменять любое постановление сельского и волостного сходов, навязывать им свое решение, причем действовать по произволу, не считаясь пи с какими законами. Так, один из земских начальников цинично заявил крестьянам: "Я вам Бог и отец! Что хочу, то с вами и сделаю, кого хочу - милую, кого хочу - наказываю!"

Волостные суды, ранге выбираемые крестьянами, теперь назначались земским начальником из предложенных сельским обществом кандидатов. Земский начальник мог отменить любое постановление волостного суда, а самих судей в любой момент мог отстранить от должности, подвергнуть аресту, штрафу, телесному наказанию. Постановления и решения земского начальника считались окончательными и не подлежавшими обжалованию. Однако земские начальники выходили за рамки даже тех широких полномочий, какие предоставлял им закон 1889 г., и творили настоящий произвол, попустительствуемый и покрываемый местными властями. Фактически существовала полная бесконтрольность действий земских начальников. Взяточничество, воровство, вымогательство, кулачные расправы - обычные "методы управления" деревней земскими начальниками.

Характерно, что закон о земских начальниках был введен вопреки мнению большинства Государственного совета (из 39 его членов только 13 высказались за принятие этого закона). Но он был с удовлетворением встречен реакционными дворянскими кругами, которые даже требовали дальнейшего расширения и без того достаточно обширных прерогатив земских начальников. Самими крестьянами этот закон был воспринят как возвращение крепостного права. "Среди крестьян бродит подозрение, что новые органы правительственной власти есть не что иное, как первый шаг к их вторичному закрепощению", - писал московский генерал-губернатор В. А. Долгоруков министру внутренних дел. Участились случаи сопротивления крестьян распоряжениям земских начальников.

1. Реформы 1867 - 1868 гг.

2. "Степная комиссия".

3. "Временные положения" 1867 - 1868 гг., 90 – е годы XIX века

4. Последствия административно-политических изменений.

Литература:

1. Жиренчин К.А. Формы управления 60-х годов XIX века в Казахстане и их политические и правовые последствия. Дис. канд. юрид. наук. – Алма-Ата, 1979.

2. Касымбаев Ж.К. История Казахстана XVIII – начала XX вв. Алматы, 1997 / 3 издание /. Его же История Казахстана: Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. – 2-е изд., дополненное. – Алматы: Рауан, 1995

3. Нурпеисов Е.К., Котов А.К. Государство Казахстан: от ханской власти к президентской республике: Учеб. пособие. А.: Жеті жарғы,1995

Цель – рассмотреть содержание и последствия принятия реформ второй половины 19 в.

Задачи – изучить функциональные и институциональные изменения в государственно-правовых явлениях казахского общества в указанный период, охарактеризовать особенности внедрения, дать анализ вопроса взаимосвязей колониального гос. аппарата с местными правовыми институтами и населением..

Совмещение административных, судебных и военных функций в руках губернаторов. Власть и функции уездных начальников, волостных управителей и аульных старшин. Выборы органов "общественного самоуправления" казахов. Судебное отделение областного правления. Три инстанции суда биев. Городская реформа 1870 г. и ее проведение в Казахстане. Изменения в обычном праве казахов во второй половине XIX в. Развитие права собственности. Влияние имперского права на уголовное и семейно-брачное право казахов. Переход земель Казахстана в государственную собственность Российской империи. Государственно-правовые взгляды казахских просветителей- демократов.

Подготовка реформы. Последняя треть XIX в. - важный и во многом переломный период в истории Казахстана. Это время полной потери независимости и окончательной колонизации Казахстана Россией. В середине 60-х годов XIX в. вся современная территория Казахстана полностью вошла в состав Российской империи. Этот процесс совпал с буржуазными реформами в России 70-80гг. XIX в., которые способствовали развитию капитализма в целом.

В 1865 г. царское правительство создало комиссию для изучения хозяйственных особенностей различных регионов Казахстана, существующей системы управления, обычного права и выработки проекта реформы. В состав комиссии вошли не только чиновники различных учреждений, но и ученые. Как известно, в работе комиссии активное участие приняли Ш. Уалиханов и известный исследователь Казахстана А. Левшин.

В результате работы комиссии был составлен проект реформы управления степными областями. Для окончательного уточнения проекта реформы административного управления Средней Азии и Казахстана в марте 1867 г. был создан комитет во главе с военным министром Д. Милютиным. 11 июля 1867 г. было издано "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях", 21 октября 1868 г. утверждено "Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства".


Главной и основной задачей реформы было объединение подвластных России народностей под одно управление, устранение от власти местной аристократии, ослабление родовых начал, "чтобы добиться постепенного слияния киргизских (казахских) степей с прочими частями России". Реформы были вызваны стремлением царизма обеспечить русскому капиталу наиболее выгодные условия для эксплуатации коренного населения казахских степей и природных богатств края.

Реформа управления. На основании реформы вся территория Казахстана была разделена на три генерал-губернаторства, которые состояли из шести областей. В Оренбургское вошли Уральская и Тургайская области. Оренбург, являвшийся административным центром всего генерал-губернаторства, одновременно был и центром Тургайской области. Центр Уральской области - город Уральск. Западно-Сибирскому генерал-губернаторству с центром в Омске подчинялись Акмолинская и Семипалатинская области. Административный аппарат Акмолинской области находился в Омске, а областным центром Семипалатинской явился Семипалатинск. В состав Туркестанского генерал-губернаторства вошли Семиреченская область с центром в г. Верном и Сырдарьинская, областной центр которой находился в Ташкенте. Однако названные области не охватывали всей территории современного Казахстана. Земли Букеевского ханства вошли в состав Астраханской губернии, а Мангышлакское приставство в 1870 г. отошло в ведение Кавказского военного округа, несколько позже - в состав Закаспийской области.

Генерал-губернатор, стоявший во главе генерал-губернаторства сосредотачивал в своих руках всю полноту военной, гражданской власти и являлся в то же время командующим войсками военного округа. Во главе областной администрации стоял губернатор, который также был наделен военной и гражданской властью. Командование войсками в областях возлагалось на военных губернаторов. Он же считался наказным атаманом казачьих войск, расположенных на территории области. При военном губернаторе учреждалось областное управление, в состав которых входили три отдела: распорядительный, хозяйственный и судебный. Председатель правления считался вице-губернатором. Во главе отдела находился старший советник. Области делились на уезды, начальники которых назначались генерал-губернаторами по представлению военных губернаторов областей из числа офицеров. При них назначались два помощника, обычно из среды казахской родовой аристократии. Уездным начальникам подчинялись войска, расквартированные на территории уезда. Кроме того учреждалась должность уездного судьи, назначенного правительством. Если при окружных приказах власть была коллегиальной, то по новой административной системе она ликвидировалось. Отмечалось, что "если коллегия вредит полицейским учреждениям в коренных русских провинциях, то тем вреднее будет она в стране с кочевым населением, на преданность которого нельзя вполне надеяться, и где потому действия полицейской власти должны осуществляться особенно энергией и быстротою". Функции полицейского аппарата также находились в руках уездного начальника. Таким образом, политика царизма в казахской степи была направлена на сосредоточение всей полноты власти в низовых звеньях колониального управления и установление военно-оккупационного режима на местах.

Уезды состояли из волостей, во главе которых ставились выборные волостные управители. Волости создавались не по родовому принципу, а по территориальному. В каждую волость входили 10-12 административных аулов. Вместо старых родовых названий аулов была введена их цифровая нумерация. Во главе аула, примерно 120-200 семей, ставились выборные старшины. При создании волостей не учитывалось родовое деление, то есть на территории волости размещались аулы разных родовых делений. Этим царское правительство хотело ослабить родовое начало и роль родовой знати в степи. Переход аула из одной волости в другую разрешался только уездным начальником. Переход хозяйства из одного аула в другой также мог производиться с разрешения родового старшины или волостного управителя. Волостные управители и аульные старшины выбирались, а затем утверждались уездной администрацией. Выборы были двухстепенными, т.е. от каждых 50 хозяйств выбирался один выборщик, съезд которых избирал волостного управителя. Аульный старшина выбирался на сходе выборщиков от каждых 10 хозяйств. Областная и уездная администрация имели право отменять результаты выборов.

В каждом волостном управлении предусматривалась должность письмоводителя, и переписка велась на русском языке.

Таким образом, введение новой системы управления позволило родовой знати захватить все низшее звено административного аппарата. На должности волостного управителя и родового старшины не всегда избирались авторитетные, болеющие за интересы народа, люди. Выборы обычно сопровождались подкупами, подлогами, борьбой различных групп за власть.

Волостной управитель сосредотачивал в своих руках распорядительную и полицейскую власть. А в свою очередь аульные старшины имели такие же права в пределах аула. В оседлых районах юга Казахстана каждый населенный пункт выбирал аксакала на сходе выборщиков сроком на три года. Он также утверждался губернатором. Большие селения и города с коренным населением разделялись на кварталы, во главе которых находился аксакал. Квартальные аксакалы приравнивались к правам волостных управителей. В городах и селениях на сходках выборщиков были учреждены также "общественные хозяйственные управления", цель которых - раскладка податей, всяких сборов и заведование общественным хозяйством городов и селений. Управление состояло из трех-пяти человек, с председателем во главе. Избранный председатель утверждался губернатором. Аксакал обычно не вмешивался во внутренние дела управления, деятельность которого контролировалась уездным начальником. Аксакалы и управления являлись таким образом аппаратом угнетения коренного населения. Итак, наряду с организацией сильного военного аппарата царское правительство широко использовало местное байство, чтобы, опираясь на него, сформировать угодное царизму управление.

Реформа административного управления наносила новый удар по правам и привилегиям султанов, так как все казахское население, в том числе и султаны, были отнесены к "сельским обывателям". Правительство лишало таким образом султанов их былых сословных привилегий. Султаны имели право быть избранными, но исключительного права на занятие выборных должностей им не было предоставлено. Однако казахская аристократия в силу своего экономического положения и традиций продолжала оказывать большое влияние на политическую жизнь Казахстана.

Росло байство, связанное с рынком и занимавшееся ростовщичеством. Оно постепенно оттесняло от власти старую казахскую аристократию (султанов) и родовую знать (биев, батыров). Нанося удар по правам и привилегиям султанов, русское правительство в то же время предоставило большие права и власть волостным управителям и старшинам, избиравшимся обычно из баев. Введение новой системы укрепляло власть царизма и колониальный режим в Казахстане.

Закрепление основных направлений "Временных положений" 1867 - 1868 гг. в Положениях 1886 и 1891 гг. в Казахстане. Изменения в органах колониального управления по Положению 1891 г. Изменение власти и функций губернаторов, уездных начальников, волостных управителей, аульных старшин. Переселенческие органы. Введение в 1898 г. некоторых положений судебных уставов судебной реформы 1864 г. в Казахстане. Судебные палаты. Суд присяжных заседателей.

П.А.Столыпин

ПРОГРАММА РЕФОРМ П.А.СТОЛЫПИНА

В 2 томах

Документы и материалы

Том 1

Проект

заключения об изменении и дополнении действующих узаконений об уездных установлениях в губерниях, управляемых по Общему учреждению губернскому

(за исключением губерний Курляндской, Лифляндской и Эстляндской)

I. Уездные съезды, уездные съезды мировых посредников, съезды по крестьянским делам, уездные по чиншевым делам присутствия, уездные по воинской повинности присутствия и уездные распорядительные комитеты – упразднить.
II. Учредить в каждом уезде должность начальника уездного управления, постановив в отношении этой должности нижеследующие правила:
1. Начальник уездного управления является представителем общей правительственной власти в пределах уезда.
2. Начальник уездного управления назначается Высочайшей властью по представлению министра внутренних дел.
3. Должности начальников уездного управления замещаются, с соблюдением общих правил Устава о службе по определению от правительства, преимущественно из числа лиц, занимавших должности вице-губернатора, предводителя дворянства, непременного члена губернского или губернского по крестьянским делам присутствия, председателя уездного съезда, председателя губернской или уездной земской управы, советника губернского правления, непременного члена уездного совета, правительственного комиссара, либо иные соответственные должности по губернским или уездным учреждениям.
4. Должность начальника уездного управления не может быть совмещаема ни с какими иными должностями по государственной или общественной службе, кроме безвозмездных почетных должностей, как то: должности уездного предводителя дворянства, почетного мирового судьи, попечителей в благотворительных, учебных и лечебных учреждениях и т. п.
5. Начальнику уездного управления подчиняются, в порядке руководства, надзора и ревизии, все уездные правительственные учреждения и должностные лица ведомства Министерства внутренних дел, а также участковые правительственные комиссары.
Примечание. Права и обязанности начальника уездного управления по отношению к уездной и городской полиции определяются в Полицейском уставе и в Учреждении полиции.
6. По отношению к уездным правительственным учреждениям и должностным лицам всех остальных ведомств, за исключением судебного, начальнику уездного управления предоставляется:
1) требовать от них сведения и справки по производящимся у них делам и
2) руководить действиями означенных учреждений и должностных лиц в тех случаях, когда какая-либо общая мера, касающаяся их деятельности, предложена к исполнению начальника уездного управления.
7. По отношению к уездным земским учреждениям, а также к городским учреждениям уездного города и безуездных городов, находящихся в пределах уезда, начальнику уездного управления предоставляется:
1) требовать от земской управы и от городских управлений сведения и справки по предметам их ведомства;
2) производить, по поручению губернатора, ревизии всех земских и городских учреждений, представляя о результатах ревизии губернатору;
3) присутствовать, когда признает необходимым, в заседаниях уездного земского собрания и городской думы, или в собрании городских уполномоченных, и давать объяснения по обсуждаемым делам и вопросам, не участвуя, однако, в разрешении дел, и
4) получать копии всех постановлений уездного земского собрания, городских дум и собраний городских уполномоченных в те же сроки, когда копии сих постановлений представляются подлежащими земскими и городскими учреждениями губернатору.
8. Начальник уездного управления состоит председателем уездного совета во всех его присутствиях и руководит занятиями и делопроизводством совета.
9. Начальник уездного управления исполняет поручения губернатора и губернских учреждений по делам, относящимся к их ведомству.
10. В порядке своей деятельности, начальник уездного управления подчиняется руководству и надзору губернатора.
11. По истечении каждого года, начальник уездного управления представляет губернатору отчет о состоянии уезда и о деятельности правительственных и общественных учреждений уезда.
12. В случаях отсутствия, увольнения в отпуск, болезни, смерти, увольнения или устранения от должности начальника уездного управления, исполнение его должности возлагается на непременного члена уездного совета, либо на одного из правительственных комиссаров в губернии, по указанию губернатора.
III. Учредить в каждом уезде уездный совет, постановив в отношении сего учреждения нижеследующие правила:
1. Уездный совет состоит, под председательством начальника уездного управления, из уездного предводителя дворянства, непременного члена уездного совета и членов, участвующих, согласно статьям 4, 7 и 11 сего III отдела, в заседаниях совета по отдельным разрядам подведомственных совету дел.
2. Подведомственные уездному совету дела, в отношении их существа и порядка производства, разделяются на три разряда:
1) дела распорядительные,
2) дела административно-судные и
3) дела дисциплинарные.
3. К числу подведомственных уездному совету распорядительных дел относятся:
1) Дела и предметы, отнесенные по действующим узаконениям к ведению административного присутствия уездного съезда, уездного съезда мировых посредников, уездного по воинской повинности присутствия и уездного распорядительного комитета, за исключением из их числа тех дел и предметов, которые либо совершенно устраняются Положениями о крестьянском землевладении, а также о поселковом, волостном и участковом управлениях, либо передаются в ведение земских учреждений, согласно правилам об обеспечении продовольственных потребностей сельского населения (по проекту), либо относятся к разряду административно-судных или дисциплинарных дел уездного совета, согласно статьям 6 и 10 сего III отдела.
2) Распоряжения, указанные в Положениях о крестьянском землевладении, а также о поселковом и волостном управлениях.
3) Рассмотрение и разрешение пререканий, возникающих между правительственными учреждениями и должностными лицами уезда по соприкасающимся предметам их ведения.
4) Установление способов согласования деятельности правительственных учреждений и должностных лиц уезда с уездными земскими и городскими учреждениями по соприкасающимся предметам их ведения.
5) Обсуждение распорядительных мер по уездному управлению, предложенных на заключение уездного совета начальником уездного управления, и
6) Рассмотрение и разрешение распорядительных дел, порученных уездному совету губернатором или губернским советом.
4. Подведомственные уездному совету распорядительные дела разрешаются уездным советом в распорядительном его присутствии, в состав которого, сверх лиц, указанных в статье 1 сего III отдела, входят:
1) по всем делам, кроме дел, означенных в пункте 3 предыдущей (3) статьи, – председатель уездной земской управы;
2) по делам, переданным из ведения уездного по воинской повинности присутствия, – уездный исправник и уездный воинский начальник, а также, в случаях, указанных в Уставе о воинской повинности, городской голова или городской староста и члены от населения;
3) по делам, переданным из ведения уездного распорядительного комитета, – уездный исправник и городской голова или городской староста уездного города;
4) по делам, связанным с взысканием окладных денежных сбо-ров и с отбыванием натуральных повинностей, – податной инспектор уезда;
5) по делам о земельном, поселковом и волостном управлениях – один из членов уездной земской управы и городской голова или городской староста уездного города;
6) по делам о пререканиях между правительственными учреждениями и должностными лицами – находящиеся в уездном городе представители подлежащих ведомств, и
7) по делам о согласовании действий правительственных учреждений с земскими и городскими – весь состав уездной земской или городской управы, по принадлежности, и находящиеся в уездном городе представители подлежащих ведомств.
5. Распорядительные дела уездного совета производятся применительно к общему порядку, установленному для производства дел в административных учреждениях, с теми изменениями и дополнениями, которые указаны в подлежащих уставах и узаконениях, по принадлежности, а также в сем III отделе.
6. К числу подведомственных уездному совету административно-судных дел относятся:
1) дела по просьбам (жалобам) об отмене неправильных постановлений или распоряжений участковых правительственных комиссаров, либо об обязании их совершить необходимые действия, в коих ими было просителям отказано (в том числе дела по жалобам на постановления и распоряжения комиссаров, вытекающие из поземельного устройства сельских обывателей);
2) дела по представлениям участковых правительственных комиссаров об отмене, в порядке надзора или по жалобам, приговоров земельных, поселковых и волостных сходов или собраний, либо постановлений сельских советов, состоявшихся с нарушением закона, а также об обязании означенных учреждений совершить необходимые распоряжения;
3) дела по представлениям участковых правительственных комиссаров об отмене, в порядке надзора или по жалобам, неправильных выборов по земельному, поселковому и волостному управлениям, а также о неутверждении в должностях тех выборных должностных лиц означенных управлений, для которых установлено утверждение в должности, и
4) дела, возложенные на уездные по чиншевым делам присутствия Положением о поземельном устройстве сельских вечных чиншевиков.
7. Подведомственные уездному совету административно-судные дела разрешаются уездным советом в административно-судном его присутствии, в состав которого, сверх лиц, указанных в статье 1 сего III отдела, входят: уездный член окружного суда, два члена по выбору от уездного земского собрания и один член от городской думы или от собрания городских уполномоченных уездного города, а также местный товарищ прокурора, который, однако, не участвует в разрешении дел, но только предъявляет совету свое заключение по рассматриваемым делам.
8. Члены административно-судного присутствия по выбору земских и городских учреждений избираются на трехлетний срок из числа земских или городских гласных, по принадлежности (ли-бо в городах с упрощенным городским устройством – из числа городских уполномоченных), а также из числа лиц, имеющих непосредственное право участия в избирательных собраниях, причем от избрания не устраняются председатели и члены управ, а, равным образом, городские головы и городские старосты.
9. Административно-судные дела уездного совета производятся порядком, указанным в статье 5 сего III отдела, с соблюдением нижеследующих особых правил:
1) дела разбираются публично, кроме тех случаев, когда председатель совета признает необходимым, для охранения общественного порядка или для обеспечения правильного хода разбирательства, установить негласное разбирательство дела;
2) разбор дела происходит словесно, с занесением всех существенных актов разбирательства в протокол;
3) по делам, возникшим по жалобам, жалобщики имеют право представлять свои объяснения при разбирательстве дела, для чего им посылаются заблаговременно извещения о дне слушания дела;
4) теми же правами, как и жалобщики, пользуются уполномоченные от подлежащих земельных, поселковых и волостных общественных учреждений по делам об отмене приговоров их сходов или собраний, возникшим как по жалобам, так и в порядке надзора;
5) постановленное по делу решение объявляется председателем в том же заседании, когда состоялось решение;
6) по делам о поземельном устройстве сельских вечных чиншевиков соблюдаются, сверх того, правила, установленные для разбирательства такого рода дел в уездных по чиншевым делам присутствиях.
10. К числу подведомственных уездному совету дисциплинарных дел относятся:
1) дела о наложении взысканий за служебные проступки (Уст. служ. прост., ст. 1) на должностных лиц, служащих по выбору в учреждениях поселкового и волостного управлений, а равно ус-транение, удаление и увольнение их без прошения от занимаемых ими должностей;
2) дела об удалении и увольнении, без прошения, от должностей: а) служащих в званиях канцелярских чиновников во всех правительственных учреждениях уезда, и б) полицейских урядников.
3) удаление и увольнение, без прошения, от должностей низших канцелярских служителей и низших полицейских чинов, а равно служащих по вольному найму в правительственных и общественных учреждениях уезда, в тех случаях, когда начальство, от которого зависит такое удаление или увольнение, не приняло этих мер при наличности законных к тому оснований;
4) постановление заключений по делам об уголовной ответственности должностных лиц, означенных в пунктах 1 и 2 сей (10) статьи, в случаях, предусмотренных статьями 1091 и 1095 Устава уголовного судопроизводства*
11. Подведомственные уездному совету дисциплинарные дела разрешаются в дисциплинарно-судном его присутствии, в состав которого, сверх лиц, означенных в статье 1 сего III отдела, входят:
а) по делам об ответственности должностных лиц поселкового и волостного управлений – председатель уездной земской управы и городской голова, либо городской староста уездного города, и
б) по делам об ответственности остальных служащих – лица, от которых зависит определение этих служащих к должности, либо непосредственные их начальники, если к приглашению их в заседание присутствия не встречается особых препятствий.
12. Дисциплинарные дела уездного совета производятся порядком, указанном в статье 5 сего III отдела, с соблюдением правил, изложенных в Уставе уголовного судопроизводства и в Уставе о служебных проступках.
13. Постановления и решения уездного совета по всем разрядам подведомственных ему дел, за исключением тех случаев, когда решение состояло в составлении заключения по делу, могут быть обжалованы участвующими в делах лицами губернскому совету, посредством подачи жалоб через уездный совет, в тридцатидневный срок со дня объявления решений (кроме дел чиншевых, для которых сохраняется двухмесячный срок).
14. В случаях народных волнений, опустошительных пожаров и наводнений, повальных болезней и при тому подобных чрезвычайных обстоятельствах начальнику уездного управления предоставляется, для выработки в таких случаях необходимых мер и для согласования деятельности всех учреждений уезда, созывать общее присутствие уездного совета из всех находящихся в уездном городе начальников и представителей отдельных ведомств.
15. По распоряжению начальника уездного управления в уездный совет, во всех его присутствиях, могут быть приглашаемы, с правом совещательного голоса или в качестве экспертов, должностные и частные лица, от коих можно ожидать полезных по делу сведений или разъяснений.
16. При невозможности для начальника уездного управления прибыть, по каким-либо причинам, в заседание совета, председательство во всех присутствиях совета, кроме административно-судного, переходит к непременному члену уездного совета, а в административно-судном присутствии – к уездному члену окружного суда.
17. Непременный член уездного совета назначается министром внутренних дел, с соблюдением правил, установленных для назначения на должности участковых правительственных комиссаров.
18. В случаях отсутствия, увольнения в отпуск, болезни, смерти, устранения или увольнения от должности непременного члена уездного совета, исполнение его должности возлагается на одного из участковых правительственных комиссаров уезда по указанию губернатора.
19. Министру внутренних дел предоставляется, не замещая совсем должности непременного члена уездного совета в тех уездах, в которых это возможно по количеству поступающих на разрешение уездного совета дел, – возлагать постоянное исполнение обязанностей непременного члена в таких уездах на одного из правительственных участковых комиссаров и увеличивать, за счет свободных вакансий, число непременных членов в тех уездах, где это окажется необходимым.
20. Независимо от участия в заседаниях уездного совета, на непременного его члена (или на непременных членов, если их более одного) возлагаются нижеследующие обязанности:
1) подготовление к докладу и самый доклад дела в заседаниях совета;
2) доклад начальнику уездного управления, по его поручению, всех дел по уездному управлению, и
3) ближайшее заведование канцелярией уездного совета.
21. При уездном совете состоит, под управлением секретаря, канцелярия, состоящая из делопроизводителей, канцелярских чиновников и вольнонаемных служащих.
IV. Прилагаемое при сем росписание должностей в уездных советах утвердить.
V. Предоставить Совету министров, с соблюдением статьи 11 Основных государственных законов, ввести в действие постановления, изложенные в отделах I-III, в той постепенности, которая определяется утвержденными в установленном порядке сметами, и применить эти постановления с соответственными дополнениями и изменениями к тем губерниям и областям, которые управляются по особенным учреждениям, а также издать наказ, определяющий внутреннее устройство и порядок действий всех учреждений уездного управления.

Министр внутренних дел
П. Столыпин.

РГИА. Ф. 1284. Оп. 185. Д. 5а. Ч. I. Л. 28-32.

Примечания:

* По проекту министра юстиции об изменении порядка производства дел о преступных деяниях по службе.

в губерниях Царства Польского и прибалтийских, в Области Войска Донского, в губерниях и областях кавказских и закавказских, в Туркестанском крае, Закаспийской области - должность, соответствующая исправнику (см.). Наибольшие отклонения от общей организации уездного управления имеют место в губерниях Царства Польского: при У. начальнике состоят здесь два помощника, из которых один ведает дела административные, другой - полицейские и военно-полицейские (он же начальник земской стражи) и присутствие полицейского управления. Присутствие состоит, под председательством У. начальника, из двух его помощников и, кроме того, по делам, относящимся к их ведению, из У. врача, У. архитектора, У. ветеринара или страхового советника. Некоторые дела, перечисленные законом, присутствие решает коллегиально.

  • - Соотв. титул обозначал главного управляющего цар. дворцом, к-рый занимал должность царедворца-распорядителя. Ученые не знают точно, какие обязанности выполнял Н.Д. Предположит...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - судебный орган, учреждён по судебным уставам, принятым в ходе судебной реформы 1864. Судебный округ включал 2-3 уезда. Рассматривал уголовные и гражданские дела, неподсудные мировым судьям...

    Русская энциклопедия

  • - в России в 1864.1917гг. - одно из основных звеньев системы общих судов. Образовывались обычно на территории нескольких уездов с учетом численности населения и объема работы...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - подчиняется начальнику местной бригады и вместе с состоящим при нем управлением образует низшую инстанцию местного воинского управления, главная задача которого заключается в том, чтобы в мирное время заведовать...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Воинский У. начальник...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в губерниях Царства Польского и прибалтийских, в Области Войска Донского, в губерниях и областях кавказских и закавказских, в Туркестанском крае, Закаспийской области - должность, соответствующая исправнику...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ОКРУЖНО́Й, -ая, -ое. 1. см. округ. 2. Расположенный по окружности, идущий вокруг чего-н. Окружная дорога...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ОКРУЖНО́Й, окружная, окружное. 1. прил. к округ. Окружной суд. Окружной комитет партии. 2. Расположенный, действующий по окружности, по кругу, окружающий. Окружная железная дорога...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - окружно́й I прил. 1. соотн. с сущ. округ I, связанный с ним 2. Свойственный округу, характерный для него. 3. Принадлежащий округу. II прил. Расположенный, действующий по окружности или по кругу...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - окружн"...

    Русский орфографический словарь

  • - 1. окружно́й; окружно́йсуд; окружна́я коми́ссия 2. окружно́й...

    Русское словесное ударение

  • - ...

    Формы слова

  • - обходной, кружный, обходный, кольцевой, объездной, окольный,...

    Словарь синонимов

"Уездный (окружной) начальник" в книгах

Уездный город Глазов

Из книги Короленко автора Миронов Георгий Михайлович

Уездный город Глазов Вечно шумящий угрюмый сосновый лес обступил со всех сторон этот город-селение. Жалкие серые домики стремятся уйти поглубже в землю, словно стыдясь своего жалкого существования. Только одно здание дерзнуло подняться над кромкой леса. Это

Уездный город N

Из книги Майк: Время рок-н-ролла автора Рыбин Алексей Викторович

РЕЦЕНЗИЯ НА АЛЬБОМ «ЗООПАРК», «УЕЗДНЫЙ ГОРОД N». «Рокси» N6, К.Кич.

Из книги Право на рок автора Рыбин Алексей Викторович

Уездный воинский начальник

Из книги Мне доставшееся: Семейные хроники Надежды Лухмановой автора Колмогоров Александр Григорьевич

Уездный воинский начальник В середине сентября 1874 года 35-летний капитан В. М. Адамович наконец-то получил самостоятельную должность - Подольского уездного воинского начальника. В начале октября с многочисленной семьёй он отбывает из Москвы к месту новой службы и на

3. Рейд в уездный центр Дуннин

Из книги В водовороте века. Мемуары. Том 3 автора Сен Ким Ир

3. Рейд в уездный центр Дуннин После переговоров в Лоцзыгоу объединенная канцелярия антияпонских отрядов вовсю развернула работу с Армией спасения отечества. Сотрудники канцелярии установили связи и с соседними лесными отрядами, приступив к активной работе по

Путепровод Окружной (Путиловской) железной дороги

Из книги Московский проспект. Очерки истории автора Векслер Аркадий Файвишевич

Путепровод Окружной (Путиловской) железной дороги В том месте, где Международный проспект переходил в Московское шоссе, проходила соединительная железнодорожная ветка Балтийской, Витебской, Варшавской ж. д., образующих так называемое северное полукольцо. Здесь нахо

«Уездный предводитель команчей»

Из книги Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара автора Маргания Отар

«Уездный предводитель команчей» В 1884 г. Столыпин женился на Ольге Нейдгардт, которая была на три года его старше. Девушка собиралась выйти замуж за старшего брата Петра Аркадьевича, однако тот внезапно погиб на дуэли с князем Шаховским. Столыпин-младший предложил Ольге

Глава 29. ОКРУЖНОЙ ЧЕМПИОН

Из книги Всадники равнин автора Брэнд Макс

Глава 29. ОКРУЖНОЙ ЧЕМПИОН При выполнении данных ему поручений Обмылок никогда не отличался огромным усердием. Так как считал, что если хозяин и так получит с этого какую-никакую выгоду, то с его стороны не будет большим преступлением, если он немного подумает и о себе.

IX. Администрация СЛОНа Низшая администрация. Надзиратели. Начальник пункта. Начальник ИСО. Начальник лагерей. Пособники

Из книги Нацистская пропаганда против СССР. Материалы и комментарии. 1939-1945 автора Хмельницкий Дмитрий Сергеевич

IX. Администрация СЛОНа Низшая администрация. Надзиратели. Начальник пункта. Начальник ИСО. Начальник лагерей. Пособники СЛОН построен на начале самообслуживания и в смысле хозяйственном, и в смысле административном. Хозяйственно СЛОН – огромное торгово-промышленное

Отрывок из стенограммы II Кубанской окружной партийной конференции

Из книги Украинское национальное движение и украинизация на Кубани в 1917–1932 гг. автора Васильев Игорь Юрьевич

Отрывок из стенограммы II Кубанской окружной партийной конференции Утро 19 ноября 1925 г.Председатель: Слово для ответа на записки имеет товарищ Эйсмонт.Эйсмонт: «Скажите, как смотрит Крайком на обязательное проведение украинизации, известно ли Крайкому, что население не

Зоопарк Уездный город N (1983)

Из книги 100 магнитоальбомов советского рока автора Кушнир Александр

3. Непосредственная подготовка военно-окружной реформы

Из книги История военно-окружной системы в России. 1862–1918 автора Ковалевский Николай Федорович

3. Непосредственная подготовка военно-окружной реформы Летом 1859 г. кавказский наместник А.И. Барятинский, будучи в Петербурге, предложил Александру II сменить Н.О. Сухозанета на посту военного министра Д.А. Милютиным, руководствуясь при этом не только интересами своей

8. В Сергачский уездный суд. Около (не позднее) 11 сентября 1830 г. Болдино.

Из книги Деловые бумаги автора Пушкин Александр Сергеевич

8. В Сергачский уездный суд. Около (не позднее) 11 сентября 1830 г. Болдино. Всепресветлейший, державнейший великий государь, император Николай Павлович, самодержец всероссийский, государь всемилостивейший просит дворянин коллежский секретарь Александр Сергеев сын Пушкин,

Уездный чудотворец

Из книги «Райские хутора» и другие рассказы автора Шипов Ярослав Алексеевич

Уездный чудотворец

Из книги Первая молитва (сборник рассказов) автора Шипов Ярослав Алексеевич

Уездный чудотворец Иван Фомич родился в кромешной глуши. Детство и юность его скрылись за непроглядною мглою времен, и никто никогда уже не расскажет ни о его отце, ни о матери, ни о той школе, где он изучал «аз, буки, веди, глаголь, добро», - памяти об этом на земле не

12 июля 1889 года было подписано "Положение о земских начальниках". Оно стало действовать в 40 губерниях нашей страны, в большинстве из которых земельными угодьями владели помещики. В них были созданы земские участки. В этой статье будут освещены аспекты трудовой деятельности их начальников, наделенных в те времена большими полномочиями.

Предыстория появления данной должности

Предшественниками земских начальников принято считать основной задачей которых являлось приведение в действие положения о крестьянстве, принятого в 1861 году. Эти люди также разрешали ситуации, вытекающие из установленного порядка поземельных отношений между помещиками и крестьянами. С течением времени количество мировых посредников подверглось сокращению, их институт стал нуждаться в немедленном преобразовании.

В 1874 году данная должность была упразднена и введена новая: уездные по крестьянским делам присутствия. Неудобные стороны работы этой организации выявились очень быстро. Члены уездного присутствия не справлялись со своими обязанностями, в волостях вспыхивали беспорядки, подати собирались халатно и не в срок, наблюдались случаи хищения денежных сумм. Данные предпосылки привели к появлению земских начальников (1889 год является точкой отсчета их трудовой деятельности).

Особые требования к должности

Необходимость введения новой должности объяснялась тем, что в России отсутствовала власть, близкая к народу. В институт земских начальников могли входить только лица, принадлежащие к местному дворянскому сословию. К соискателям предъявлялись особые требования. Они должны были владеть определенным имуществом (земельными угодьями или иной недвижимостью). Начальником земского участка можно было стать, только имея высшее образование.

Если кандидатов, отвечающих вышеперечисленным требованиям, не хватало, на данную должность назначались дворяне, не имеющие нужного образования, у которых за плечами было прохождение военной или гражданской службы. Но в таких случаях они должны были иметь гораздо больший имущественный ценз. Министр внутренних дел имел полномочия в обход всех условий пополнять ряды начальников земских участков местными представителями дворянского сословия.

Служебные преимущества

Земские начальники имели право на позолоченной цепи носить особый знак. Он представлял собой кружок, на одной стороне которого был изображен герб России, обрамленный названием их должности. На другой стороне знака красовалась надпись, указывающая на день утверждения Положения о земских начальниках.

Люди, осуществляющие власть в земских участках, также обладали особой печатью, служащей подтверждением вверенных им полномочий.

Полномочия административного порядка

Земские начальники были наделены следующими административными правами:

  • Принимать решения по искам и спорам, имеющим отношение к поземельному праву крестьян.
  • Производить контроль за решениями органов крестьянского самоуправления.
  • Осуществлять руководство определенными чинами полиции.
  • Предлагать свои вопросы для обсуждения на сходе, собиравшемся в волости.
  • Утверждать или на время освобождать от занимаемой должности старшин.
  • Осуществлять контроль за опекунством сирот и многое другое.

Данные полномочия были действительны только в сельской местности.

Судебные полномочия

Земские начальники выполняли определенную работу мирового судьи. Они могли рассматривать конкретные дела гражданских лиц:

  • Иски по найму земли, не превышающие сумму в 500 рублей.
  • Личные иски на сумму не выше 300 рублей.
  • Иски о нанесенных оскорблениях.
  • Иски о реконструкции поврежденного имущества.
  • Просьбы обеспечить доказательную базы по рассматриваемым искам и другое.

Представители данной профессии также были наделены правом судить определенные уголовные дела. Этим людям были подсудны нарушения закона, облагающиеся штрафом в пределах 300 рублей; преступные деяния, за которые можно было получить тюремный срок в пределах двенадцати месяцев.

Закон о земских начальниках наделял этих людей особыми привилегиями по отношению к судам, функционирующим в волости. Они имели право контролировать деятельность органов судебной власти. Однако отменить решения представители данной профессии были не вправе.

Практическая работа

Статус земских начальников с годами приобретал все более важное значение. В расчете на них как на основную исполнительную власть на местах планировались важные дела в государстве.

Чтобы осуществлять контроль за переделами земель, полученных крестьянами в собственность в результате реформ 1860-х годов, был издан соответствующий указ. Он был действителен только в губерниях, в которых функционировали земские участки. В данных местностях, согласно определенному положению, в 1899 году был упорядочен процесс взимания окладных налогов с населения.

Немаловажная роль была отведена представителям данной профессии в Аграрной реформе. Правительство в 1906 году облегчило крестьянам выход из общины. Им было дарована возможность закрепить за собой обрабатываемые собственноручно участки земли. Контроль за исполнением данного указа на местах вели земские начальники. Деятельность этих людей привела к успеху Аграрной реформы.

Начальники земских участков в свою бытность являлись судьями и администраторами в одном лице. До настоящего времени значимость их профессии продолжает получать неоднозначные оценки и представлять интерес для различных исследований.



Просмотров