Внутренние воды. Внутренние морские воды и их правовой режим Внутренние морские, территориальные воды РФ

Мы уже начали говорить о различных типах морских пространств, сегодня речь пойдет о внутренних морских водах. Они входят в состав внутренних вод государства, являются частью его территории, как и суша, особенно важно помнить, что они подчиняются его законам.

Понятие внутренних морских вод

Общее определение термина «внутренние морские воды» звучит следующим образом: это водное пространство, расположенное между исходными линиями и берегом государства и являющегося его частью.

Исходные линии, от которых отсчитываются морские пространства, бывают двух видов:

  • нормальные – совпадающие с линией наибольшего отлива, зафиксированной на официально опубликованных картах прибрежного государства. Эти линии используются в случаях, когда речь идет об обычном пологом береге;
  • прямые – их проводят путем соединения выступающих в море точек побережья, если оно неровное, извилистое, имеет много заливов и т.д.

В состав внутренних морских вод входят:

1.Воды портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки постоянных сооружений порта: причалов, гидротехнических сооружений и т.д.

К таким водам относится, прежде всего, акватория морского порта, т.е. то морское пространство, которое отделяют от других частей моря условные прямые линии, соединяющие самые дальние точки причалов или других сооружений, но только при условии, что они являются статически постоянными. Например, буй или временный рейд — таковыми не являются.

2.Воды заливов, бухт и лиманов, берега которых полностью принадлежат прибрежному государству, и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.

Согласно положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере — в соотношении к ширине входа в него, что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега.

Углубление не признается заливом, если его площадь меньше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление. Если ширина входа в залив превышает 24 морские мили, то линия указанной длины проводится внутри таким образом, чтобы ею было отграничено большее водное пространство.

3.Исторические воды – заливы, бухты, лиманы с неограниченной шириной входа.

Основанием для включения «исторических» вод во внутренние служат три фактора: во-первых, если над этими водами прибрежное государство осуществляло суверенитет на протяжении длительного времени, и никто не может доказать обратного; во-вторых, если эти воды имеют важное и особое экономическое, оборонное и стратегическое значение для данной страны; в-третьих, если имеет место молчаливое признание большинства государств.

Характерным примером «исторического» залива России является залив Петра Великого на Дальнем Востоке. Принадлежность залива Петра Великого (до линии, соединяющей устье реки Тюмень-Ула с мысом Поворотным) к национальным внутренним водам была подтверждена еще в 1901 г. в Правилах морского рыбного промысла в территориальных водах Приамурского генерал-губернаторства и в соглашениях между Россией и Японией по вопросам рыболовства 1907, 1928 и 1944 гг. Границы внутренних вод бывшего СССР в заливе Петра Великого были уточнены в 1957 г. в постановлении Совета Министров СССР5 , в котором указывалось, что плавание иностранных судов и полеты иностранных самолетов в водах залива Петра Великого и в воздушном пространстве возможны над ними — только с разрешения компетентных властей СССР, кроме случаев захода иностранных судов в открытый для международного судоходства порт «Находка» и выхода из него.

«Историческими» объявлены заливы Бристольский, Форт-оф-Форт, Мори-Ферт, Консепшн, Шало (Великобритания), Гудзонов (Канада), Канкаль (Франция), Гесаликский, Делавэр, Монтерей, Чесапикский, Санта-Моника (США). Ширина входа в некоторые из таких заливов может быть весьма значительной. Так, ширина входа в Бристольский залив достигает 100 миль. Государство вправе распространять режим внутренних вод и на «исторические» моря. Например, воды Белого моря являются внутренними морскими водами Российской Федерации до линии, соединяющей Канин Нос и Святой Нос, расстояние между которыми составляет 82 морские мили.

4.Воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий.

Если побережье является сильно изрезанным или извилистым, для отсчета морских пространств, как мы говорили выше, применяются прямые исходные линии. Все морское пространство, которое отсекается данными линиями и остается между ними и полосой берега, будет относиться к этой категории.

Правовой режим внутренних морских вод

Так как внутренние морские воды являются частью территории государства, то они находятся под полным его суверенитетом. Соответственно, на них распространяется административная, гражданская и уголовная юрисдикция страны, которой они принадлежат. Это же касается и любого судна, которое находится во внутренних морских водах или в порту этого государства. Исключение составляют только военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях: даже во внутренних водах другого государства их они остаются частью территории страны, под флагом которой ходит судно.

Как правило, прибрежные государства стараются не осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении иностранных морских судов. Тем не менее — этого невозможно избежать в случае, если:

  • преступление затрагивает безопасность прибрежного государства или его граждан;
  • преступление связано с незаконным оборотом наркотиков;
  • сам капитан судна или консул государства флага обратились за помощью к властям прибрежного государства.

Во время пребывания в иностранных портах все судна обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства, в том числе, по вопросам пограничного, таможенного, санитарного режимов, взыскания портовых сборов и т.п. Следует отметить, что правовой режим, установленный во внутренних морских водах, охватывает не только права прибрежного государства в этих водах, но и права и обязанности иностранного судна во время его пребывания в таких водах. Такого рода корреспондирующий характер прав и обязанностей иностранного судна и прибрежного государства заключается в том, что судно и экипаж (во время его пребывания в порту) имеют право на защиту со стороны законов прибрежного государства и обязаны соблюдать эти законы.

Правовой режим морских портов регулируется законодательством прибрежного государства. Обычно он получает подробное отражение в специальных сводах правил, которые называются Обязательными постановлениями по порту.

На определение правового статуса внутренних морских вод наряду с законодательством прибрежного государства существенное влияние оказывают и международные договоры. К числу наиболее важных из них можно отнести Конвенцию по облегчению международного морского судоходства 1965 г., Международные санитарные правила 1969 г., Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г., измененную и дополненную в 1978 г. с последующими поправками (СОЛАС-74/78), Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78) и др.

В силу суверенитета над своими внутренними морскими водами каждое государство по собственному усмотрению объявляет те или иные порты открытыми для захода иностранных судов. Государство гарантирует свободных заход в объявленные открытыми порты всем иностранным торговым суднам — независимо от их флага. Для захода в морские порты иностранных военных кораблей требуется предварительное разрешение.

Должностным лицом, которое регулирует заход и выход судов в морской порт и отвечает за безопасность мореплавания в порту, является капитан морского порта. А перечень портов, открытых для захода иностранных судов, публикуется в специальном документе – в Извещениях мореплавателям.

Они издаются в виде отдельных выпусков, вся информация и навигационные карты регулярно обновляются, исправляются и дополняются. В Извещениях обязательно сообщается обо всех нововведениях в режиме плавания и о переизданиях карт.

Вынужденный заход во внутренние морские воды

Иногда на море происходят чрезвычайные ситуации, из-за которых иностранному судну необходимо срочно зайти в морской порт или на территорию внутренних морских вод государства. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предусматривает такое право и содержит перечень обстоятельств, которые его реализуют. К ним относятся:

  • авария, стихийное бедствие или сильный шторм;
  • ледовые условия или ледоход;
  • доставка спасенных людей;
  • необходимость оказания медицинской помощи экипажу или пассажирам;
  • буксировка поврежденного иностранные судна и т.д.

В этих случаях капитаны судов должны незамедлительно сообщить капитану порта и в дальнейшем действовать согласно его инструкциям. По прекращении действия чрезвычайных обстоятельств — иностранные суда и военные корабли и яхты должны покинуть морской порт.

К внутренним морским водам относятся морские пространства, входящие в состав территории прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Включают в себя:

Моря, омывающие берега одного или двух государств с шириной входа менее 24 миль

Воды заливов, губ, бухт, лиманов с шириной входа менее 24 миль

Воды портов

Заливы и проливы шириной более 24 миль, исторически принадлежащие данному государству (например, Белое море, залив Петра Великого, проливы Санникова и Лаптева и др.)

Согласно ст. 1 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» к внутренним морским водам относятся воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ.

Правовой режим внутренних морских вод, в том числе портов устанавливается не только национальным законодательством, но и международным правом в тех случаях, когда государство открывает свои порты для захода иностранных судов, и список таких портов публикуется в «Извещениях мореплавателям», в России среди них наиболее крупные порты Новороссийск, Туапсе, Архангельск, Санкт-Петербург, Находка, Охотск и т.д. Для военных кораблей установлен разрешительный порядок захода с ограничением числа кораблей и срока пребывания.

Для унификации требований в отношении международных документов, стандартов, практики и процедур и для упрощения до минимума формальностей, облегчения и ускорения морского судоходства и предотвращения ненужных задержек судов в 1965 г. была принята Конвенция по облегчению международного морского судоходства.

Правовой режим пребывания иностранных торговых судов в порту определяется:

Двусторонним соглашением о торговле и мореплавании между государством флага и государством порта;

Нормами международного обычного права на общих основаниях.

Существует два режима:

Национальный (когда иностранные суда приравниваются к судам государства портов части требований к формальностям, использования портов, причалов и оборудования, погрузки и выгрузки, сборов и пошлин). Этот режим закреплен в соглашениях о морском судоходстве с Италией, Финляндией, Норвегией, Индией, Латвией и др.

Режим наибольшего благоприятствования (наиболее распространенный режим, когда судам предоставляются условия не хуже тех, которыми пользуются суда любого третьего государства. Режим наибольшего благоприятствования оговаривается в двусторонних договорах, предполагает предоставление преимуществ и льгот). Предоставление данного режима в российских портах предусмотрено в договорах с Анголой, Ливией, Эфиопией, Шри Ланки и др.

Независимо от режима пребывания иностранных судов в порту иностранное торговое судно подпадает под действие административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства порта.

Административная юрисдикция в отношении судна осуществляется с учетом национальных правил и международных конвенций, касающихся посадки и высадки пассажиров, погрузочно-разгрузочных работ, портовых сборов, пошлин, налогов, таможенного досмотра, пограничного и санитарного контроля, предотвращения загрязнения морской среды и т.д.

Уголовная юрисдикция прибрежного государства не осуществляется на борту иностранного судна за исключением случаев, если:

1)последствия преступления распространяются на прибрежное государство

2)если совершено преступление такого рода, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море

3)если капитан судна или консул страны флага судна обратился к местным властям с просьбой об оказании помощи

4)если это является необходимым для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Эти положения предусмотрены ст. 27 Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

Положения этой статьи не применяются в отношении преступлений, совершенных на борту иностранного военного корабля членами экипажа этого корабля, поскольку только государство флага обладает уголовной юрисдикцией. Однако, если преступление совершено на берегу в отношении гражданина прибрежного государства, а моряк после преступления укрылся на борту корабля, то вопрос его выдачи решается по дипломатическим каналам. Например, при нахождении итальянского крейсера «Vittoro Veneto» в порту Новороссийск в сентябре 2001 г. один из членов команды убил на берегу российского гражданина и укрылся на берегу крейсера. Вопрос об уголовной ответственности моряка рассматривался итальянским судом, которым убийца был осужден к наказанию в виде 14 лет лишения свободы, кроме того, суд обязал Министерство обороны Италии выплатить 135 000 евро отцу, матери и брату убитого в качестве компенсации.

В отношении гражданской юрисдикции прибрежного государства ст. 28 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет положение о том, что прибрежное государство не должно останавливать иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна, однако оно может принять меры взыскания или арест по любому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для похода его через воды прибрежного государства.

76. Правовой режим территориально моря и прилежащей зоны .

Территориальное море – это морской пояс шириной до 12 морских миль, отсчитываемой от исходных линий, примыкающий к сухопутной территории и внутренним водам прибрежного государства, входящий в состав территории государства и находящийся под его суверенитетом.

Вопрос о ширине территориального моря был решен в Конвенции 1982 года по морскому праву, которая установила 12-мильную ширину территориального моря, отсчитываемую от исходных линий, обычно от линии наибольшего отлива. Внешняя граница территориального моря для прибрежного государства является его государственной границей на море.

Основанием для включения территориального моря в состав государственной территории прибрежного государства являются интересы обеспечения безопасности этого государства со стороны моря, а также важное экономическое значение для него прибрежной морской полосы.

В территориальном море действуют законы прибрежного государства с признанием права судов всех государств осуществлять мирный проход через территориальное море. Под мирным проходом понимается плавание через территориальное море с целью пересечь это море, не заходя во внутренние воды или пройти во внутренние воды или из внутренних вод в открытое море, при этом такой проход должен быть непрерывным и быстрым и не нарушать мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Проход включает остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

В территориальном море осуществляется уголовная и гражданская юрисдикция прибрежного государства.

Прилежащая зона – это полоса открытого моря определенной ширины, прилегающая к территориальному морю государства, шириной не более 24 морских миль, отсчитываемой от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, в которой прибрежное государство осуществляет контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря и для наказания за нарушения таких законов и правил (ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.)

Назначение этих зон состоит в том, что в них прибрежное государство осуществляет контроль за соблюдением всех правил в пределах его территории или территориального моря и наказывает за их нарушение. Прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходной линии, от которой измеряется ширина территориального моря.

Рассматривая прилежащую зону как район открытого моря, необходимо отметить еще и то, что на нее распространяется не суверенитет прибрежного государства, а лишь юрисдикция по осуществлению им специальных прав. Их объем зависит от того, какую зону провозглашает прилежащей прибрежное государство – таможенную, фискальную, санитарную, иммиграционную, или зону, относящуюся ко всем указанным видам деятельности.

В России правовой режим и регулирование использования территориального моря и прилежащей зоны осуществляется в соответствии с ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне» 1998 г.

Внутренние морские воды являются частью терри­тории соответствующего государства, на которую рас­пространяется его суверенитет и юрисдикция в полном объеме.

Правовой режим внутренних морских вод регули­руется Конституцией Украины, Кодексом торгового мореплавания Украины, Законом Украины «О государ­ственной границе Украины» от 4 ноября 1991 года и другими законодательными актами, а также норматив­но-правовыми актами подзаконного характера.

Во внутренние воды входят: воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, исторические воды, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных ли­ний, принятых для отсчета территориальных вод.

Правовой режим морских портов в основном регу­лируется нормами национального права. В Украине правовой режим портов установлен разделом IV «Мор­ской порт» Кодекса торгового мореплавания Украины (КТМ). В соответствии со статьей 73 КТМ морской порт является государственным транспортным предприяти­ем, предназначенным для обслуживания судов, пасса­жиров и грузов на отведенных порту территории и аква­тории, а также перевозки грузов и пассажиров на при­надлежащих порту судах. В Украине порты бывают торговые, рыбные и специализированные.

Кроме того, различают порты открытые и закры­тые. Прибрежные государства открывают для захода иностранных судов некоторые торговые порты. При­чем, вопрос о том, какие из портов должны быть откры­ты, относится к исключительной компетенции государ­ства. Для посещения открытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение прибрежного госу­дарства или уведомлять об этом. В открытые порты должен быть обеспечен свободный доступ всех судов независимо от флага и без какой-либо дискриминации.


В закрытые порты заход иностранных суд ов подверга­ется особому регулированию и здесь устанавливается разрешительная система захода. Судно, терпящее бед­ствие, может осуществить заход в любой порт прибреж­ного государства.

Внешней границей внутренних морских вод портов являются очерченные линией, проходящей через наибо­лее удаленные в сторону моря, точки портовых соору­жений. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года делает акцент на том, что это должны быть постоянные портовые сооружения (статья 11 Конвенции). К терри­тории порта относятся отведенные порту земли, а так­же намытые, насыпанные или созданные иными техно­логическими способами за счет территории порта пло­щади. Акваторией порта являются отведенные порту водные пространства. Территория и акватория морско­го порта являются государственной собственностью и предоставляются порту в пользование (статья 74 КТМ).

Иностранные невоенные суда могут заходить во внут­ренние воды только с разрешения прибрежного госу­дарства и должны соблюдать его законы.

Прибрежное государство может устанавливать в от­ношении иностранных судов следующие виды правово­го режима:

а) национальный режим (такой же, какой предо­ставляется своим судам);

б) режим наибольшего благоприятствования (предо­ставление условий не худших, чем те, которыми пользу­ются суда какого-либо третьего государства);

в) специальный режим (например, для судов с ядер­ными силовыми установками, перевозящими ядовитые, химические и другие материалы.

Иностранные суда должны во внутренних морских водах соблюдать законы и другие правила, установлен­ные прибрежным государством, в отношении иммигра-ционного, таможенного, санитарного контроля, безопас­ности плавания, охраны окружающей среды. Например, в иностранном порту суда подлежат санитарному конт-


ролю на основе Международных санитарных правил 1951 года (уточнены в 1969 году). Не выполнившее санитар­ных правил судно не подлежит задержанию в порту. Оно может выйти в море, но в течение всего рейса не может заходить в другие порты этого же государства.

На иностранные торговые суда, к которым обычно относят все суда, кроме военных и используемых для публичных целей (охрана побережья, рыбоохрана и т.д.), находящиеся во внутренних морских водах прибреж­ного государства, распространяется уголовная, граждан­ская и административная юрисдикция прибрежного государства.

В основе уголовной юрисдикции лежит общее прави­ло о том, что поскольку внутренние морские воды явля­ются частью государственной территории, то преступ­ления, совершенные на борту иностранных торговых су­дов, находящихся в пределах этих вод, подлежат юрисдикции прибрежного государства. Но на практи­ке, чаще всего в силу двусторонних договоров, власти прибрежного государства предпочитают воздерживать­ся от осуществления уголовной юрисдикции в отноше­нии моряков иностранного судна, если совершенные ими преступления не нарушают мир и добрый порядок в нем, если вмешательство не является международным обязательством прибрежного государства или если об ином не просят дипломатические или консульские дол­жностные лица государства флага судна. Иностранные торговые суда не должны предоставляться как убежи­ще для лиц, преследуемых властями прибрежного госу­дарства за совершенное преступление.



Гражданская юрисдикция над иностранными торго­выми судами заключается в том, что судебными властя­ми прибрежного государства могут рассматриваться гражданские иски в отношении иностранного торгового судна и имущества, находящегося на его борту, во время стоянки судна в порту. Такие иски могут быть заявлены к судну в связи с неисполнением контракта, причинени­ем ущерба, спасанием и т.п. Реализация гражданской


юрисдикции по отношению к иностранному торговому судну может включать в себя задержание или арест та­кого судна в обеспечение исковых требований или исполнения судебных или арбитражных решений. Ре­шение о задержании или аресте должно выноситься ком­петентным судебным органом прибрежного государства. Вместе с тем принадлежащие государству суда сохраня­ют иммунитет от задержаний и арестов, вытекающих из исполнения судебных решений по гражданским делам, либо в обеспечение заявленного иска. Однако, несмотря на это, в последнее годы ряд украинских торговых судов, в основном принадлежащих Черноморскому морскому пароходству, были арестованы в иностранных портах в целях обеспечения исковых требований иностранных кредиторов к пароходству.

Следует отметить, что в соответствии со сложившейся международной практикой прибрежное государство не осуществляет юрисдикции по делам, относящимся к внут­реннему распорядку на иностранном судне, включая гражданские споры между членами команды, возникаю­щие в связи с их службой на судах. Что касается трудо­вых правоотношений между членами экипажа иностран­ного торгового судна, то, в принципе, они подпадают под юрисдикцию прибрежного государства. Однако на прак­тике прибрежные государства обычно не вмешиваются в трудовые споры между членами такого экипажа, кро­ме случаев, когда спор касается заработной платы или выполнения обязанностей на борту судна, если иное не установлено соответствующим договором. Следует так­же помнить, что целый ряд социальных аспектов труда моряков регулируется конвенциями Международной организации труда и их нарушение в любой стране, в любом иностранном порту может повлечь вмешатель­ство иностранных общественных организаций, прежде всего национальных профсоюзных организаций. Подоб­ные случаи имели место в отношении моряков украин­ских и российских судов, арестованных в иностранных портах^ К наиболее важным из этих конвенций отно-


сятся: № 163 О социально-бытовом обслуживании мо­ряков, 1987 года; № 164 О здоровье и медицинском об­служивании моряков, 1987 года; № 165 О социальном обеспечении моряков, 1987 года; № 145 О непрерывной занятости моряков, 1976 года; № 133 О помещениях для экипажа на борту судна, 1970 года и др.

Административная юрисдикция в основном базиру­ется на нормах административного Права, устанавливаю­щих режим пребывания иностранных судов во внутрен­них морских водах прибрежного государства. Согласно этим нормам иностранные суда как государственные, так и частновладельческие, подлежат административ­ной юрисдикции прибрежного государства в полном объеме. Прежде всего это касается выполнения тамо­женных и санитарных правил, а также мер контроля, относящихся к безопасности судов, охране человеческой жизни, допуску иностранцев.

Иные правила установлены для иностранных воен­ных судов. Следует отметить, что прибрежные государ­ства всегда уделяли особое внимание регламентации захода иностранных военных кораблей во внутренние морские воды и порты. В законодательстве большин­ства государств установлен разрешительный порядок захода иностранных военных кораблей во внутренние воды и порты. В соответствии с этим порядком заин­тересованное государство по дипломатическим каналам не позднее определенного срока должно направить зап­рос государству, в чьи торговые порты предполагается заход его кораблей,.и получить на это соответствующее разрешение. Причем в запросе должны быть указаны цели захода, численность экипажа и время пребывания в порту. Что касается военных портов, то они, как пра­вило, закрыты для посещения иностранных военных судов. Особый порядок пребывания иностранных воен­ных судов.в территориальном море и внутренних во­дах, в том числе в портах Украины, вытекает из содер­жания статей 13, 14, 15и34 Закона Украины «О госу­дарственной границе Украины» от 4 ноября 1991 года.


Личный состав военного корабля в иностранном порту увольняется командиром корабля по согласованию с местными властями, а в случае нарушения установлен­ного порядка, судну может быть предложено покинуть порт и прибрежные воды принимающего государства.

Следует указать, что в связи с интенсивным разви­тием международного судоходства в настоящее время наметилась тенденция по ограничению юрисдикции при­брежного государства в отношении иностранных судов, находящихся в его внутренних водах. Рядом государств и международных морских организаций было выдвину­то предложение о необходимости заключения между­народной конвенции о внутренних морских водах, ко­торая кодифицировала бы базисные положения, выра­ботанные международной практикой, а национальное право конкретизировало бы и детализировало их.

К внутренним водам государства относятся морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не пре­вышает 24 морских миль. В случае если ширина входа в залив превышает 24 мили, то внутри залива от берега к берегу проводится прямая линия в 24 мили длиной таким образом, чтобы ею ограничивалось, возможно, большее пространство. Водная территория, расположен­ная внутри этой линии, является внутренними водами.

Кроме того, внутренними считаются так называемые «исторические воды», перечень которых устанавли­вается правительством соответствующего государства. К историческим водам обычно относятся воды некото­рых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обы­чая считаются внутренними водами прибрежного госу­дарства. Историческими, например, являются: залив Петра Великого на Дальнем Востоке Российской Феде­рации (ширина входа более 100 миль по линии от устья реки Тюмень-Ула до мыса Поворотный); Гудзонов залив в Канаде (50 миль), Габесский залив в Тунисе (50 миль), залив Делавэр в США и др.


В состав внутренних вод входят озера и внутренние моря. Если озера полностью окружены берегами одного государства» то они относятся к государственной терри­тории. Если лее они окружены территорией несколь­ких государств, между этими государствами практику­ется заключение соглашений о режиме вод, принадле­жащих каждому из них. К таким озерам относятся: Боденское озеро, окруженное территорией ФРГ и Швей­царии, Женевское озеро между Францией и Швейцари­ей, Великие озера, граничащие с Канадой и США. При отсутствии таких соглашений предполагается, что гра­ница определяется срединной линией.

Практически такие же правила относятся к так на­зываемым внутренним (замкнутым) морям, окружен­ным со всех сторон территорией одного государства. Если же такое море имеет в окружении берега двух или более стран, то суверенные права каждого из них распространяются только на его территориальные воды, а в центральной части устанавливается режим откры­того моря. Такое имеет место в Черном море. В Кас­пийском море в период существования СССР в основ­ном сохранялся правовой режим, установленный еще Гюлистанским и Туркманчайским мирными договора­ми, заключенными еще в 1813 и 1828 годах между Рос­сией и Персией (ныне Ираном). В этих договорах Пер­сия уступила России исключительное право на содер­жание в Каспийском море военных кораблей. После распада СССР и образования вокруг Каспийского моря ряда независимых государств встал вопрос о его разде­ле между Азербайджаном, Казахстаном, Россией и Тур­кменистаном, осложнерный наличием крупных место­рождений нефти в недрах каспийского шельфа. Прин­ципы такого раздела должны стать предметом переговоров между заинтересованными государствами. Законодательство Российской Федерации (Закон РФ «О государственной границе» 1993 года), в котором на­шла свое воплощение советская доктрина международ­ного права, относит к внутренним водам РФ по анало-


гии с «историческими» заливами сибирские моря: Кар­ское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Представляет интерес точка зрения канадского уче­ного Д. Фарана, полагающего, что главными критериями для отнесения морских вод к историческим являются следующие:

а) исключительная власть и контроль над таким морским районом, включая изгнание иностранных су­дов из него в случае необходимости;

б) долгое пользование им или истечение длительно­го времени, хотя длина конкретного периода зависит от обстоятельств;

в) молчаливое согласие других государств, особенно тех, чьи интересы могут быть задеты данным статусом.

Прибрежное государство осуществляет во внутрен­них водах права, вытекающие из суверенитета. Оно ре­гулирует судоходство и рыболовство, на этой террито­рии запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетент­ных органов прибрежного государства. Следует обра­тить внимание на то, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 года содержит специальную статью 225, ко­торая регламентирует оказание помощи исследователь­ским судам. Все государства должны принимать ра­зумные нормы, правила и процедуры для содействия и облегчения морских научных исследований и в необхо­димых случаях для облегчения доступа в свои гавани морским исследовательским судам.

4. Территориальное море

(территориальные воды) и его правовой режим

Территориальное море (территориальные воды) - это морской пояс, расположенный вдоль берега или не­посредственно за внутренними морскими водами при­брежного государства и находящийся под его полным суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами


территориального моря, имеют свое собственное терри­ториальное море. Однако прибрежные установки и ис­кусственные острова территориальных вод не имеют.

Каждое государство имеет право устанавливать ши­рину своего территориального моря до предела, не пре­вышающего 12 морских миль. Из 134 прибрежных го­сударств 78 государств установили 12-мильную зону (в том числе Россия, Польша, Украина, Болгария, Румы­ния, Куба, Франция, Испания, Португалия и др.), 5 госу­дарств - в 6 миль (в том числе Греция, Турция и др.), 2 государства - в 4 мили (Норвегия и Финляндия), 20 государств - 3 мили (в том числе Великобритания, ФРГ, Нидерланды, Дания, Австралия и др.). Вместе с тем име­ются государства, установившие в одностороннем порядке ширину территориальных вод, превышающих лимит, ус­тановленный Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Так, например, Ангола установила ширину террит-рриальных вод в 20 миль, Нигерия и Того - 30 миль, Гамбия, Танзания, Камерун, Мадагаскар - 50 миль, Мав­ритания - 70 миль. Имеются и более обширные притя­зания, которые международное право осуждает.

Существуют три основных способа отсчета террито­риальных вод:

1) от линии наибольшего отлива вдоль берега при­брежного государства;

2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи берега имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих наибо­лее выдающиеся в море точки берега и островов;

3) от внутренних морских вод.

Внешней границей территориального моря являет­ся линия, каждая точка которой находится от ближай­шей точки прямой исходной линии на расстоянии, рав­ном ширине территориального моря (12 миль).

Боковая граница территориальных вод смежных го­сударств, а также границы территориального моря про­тиволежащих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международным договорами.


Суверенитет прибрежного государства распространя­ется на водное пространство территориального моря, воз­душное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне (статья 1 Конвенции о террито­риальном море и прилежащей зоне 1958 года). Террито­риальное море является частью территории соответству­ющего государства. Однако объем суверенных прав при­брежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение - право мир­ного прохода. Невоенные суда всех государств пользу­ются правом мирного прохода через территориальное море. При этом под проходом понимается плавание че­рез территориальное море с целью:

а)пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или

б) пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у портового сооружения (статья 18 Конвенции 1982 года).

В соответствии со статьей 19 Конвенции по морско­му праву «проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность при­брежного государства».

Проход признается нарушающим «мир, добрый по­рядок и безопасность» прибрежного государства, если судно осуществляет:

а) угрозу силой или ее применение против суверени­тета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов между­народного права, воплощенных в Уставе ООН;

б) любые маневры или учения с оружием любого вида;

в) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государ­ства;


г) любой акт пропаганды, имеющей целью посяга-тельство на оборону или безопасность прибрежного го­сударства;

д) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

е) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

ж) погрузку или выгрузку любого товара или валю­ты, посадку или высадку любого лица вопреки тамо­женным, фискальным, иммиграционным или санитар­ным законам и правилам прибрежного государства;

з) любой акт преднамеренного и серьезного загряз­нения вопреки настоящей Конвенции;

и) любую рыболовную деятельность;

и) проведение исследовательской или гидрографиче­ской деятельности;

к) любой акт, направленный на создание помех фун­кционированию любых систем связи или любых дру­гих сооружений или установок прибрежного государ­ства;

л) любую другую деятельность, не имеющую прямо­го отношения к проходу.

В соответствии со статьей 13 Закона Украины «О го­сударственной границе Украины» мирный проход че­рез территориальное море Украины осуществляется с целью его пересечения без захода во внутренние воды Украины, либо с целью захода во внутренние воды и порты Украины, либо выхода из них в открытое море. Проход считается мирным, если при этом не нарушает­ся мир, а также правопорядок и безопасность Украины. Иностранные невоенные суда при осуществлении мир­ного прохода должны следовать обычным навигацион­ным курсом либо курсом, рекомендованным компетен­тными органами Украины, а также морскими коридо­рами либо схемами разделения движения. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предполагает воз­можность следования по морским коридорам танке­рам, судам с ядерными двигателями либо перевозящим


ядерные и другие опасные или ядовитые по своей при­роде материалы. При этом такие суда должны иметь на борту документы и соблюдать особые меры предо­сторожности. Морские коридоры и схемы разделения движения, должны быть ясно определены прибрежным государством и публиковаться на соответствующих мор­ских картах.

При нарушении правил мирного прохода в террито­риальном море Украины капитан иностранного нево­енного судна может быть привлечен к ответственности по законодательству Украины.

Иностранные корабли в территориальном море Ук­раины и ее внутренних водах обязаны соблюдать пра­вила радиосвязи, навигационные, портовые, таможенные, санитарные и иные правила. В случае вынужденного их нарушения следует немедленно уведомлять админи­страцию ближайшего порта Украины.

Компетентные органы Украины вправе устанавли­вать районы в пределах территориального моря и внут­ренних вод Украины, плавание в которых иностранным судам запрещено. Об этом должно быть сделано надле­жащее уведомление. Хотя Закон Украины от 4 ноября 1991 года не упоминает об этом, при проходе через тер­риториальное море обычная практика требует следования без остановок. Однако Конвенция о территориальном море, принятая на Женевской конференции 1958 г., при­знавала право при проходе на остановку и стоянку на якоре, поскольку они связаны с обычным плаванием или оказались необходимыми вследствие непреодолимой силы или бедствия. Конвенция ООН по морскому пра­ву 1982 года в п. 2 статьи 18 признала это право в каче­стве исключения, закрепив, что проход должен быть непрерывным и быстрым.

Особый порядок прохода через территориальные воды установлен для военных кораблей. Определение воен­ного корабля дано в статье 29 Конвенции 1982 года. Под ним понимается «судно, принадлежащее к воору­женным силам какого-либо государства, имеющее вне-


шние знаки, отличающие такие суда его национально­сти, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и-фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине».

В период существования СССР, который настаивал на разрешительном порядке прохода иностранных военных кораблей через свои территориальные воды, о чем сде­лал соответствующую оговорку к статье 23 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, корабли военно-морского флота США, которые не разде­ляли позицию СССР в этом вопросе и толковали ее как нарушающую международное право, дважды, в 1986 и 1988 годах, предприняли попытку осуществить право мирного прохода пройдя через советские территориаль­ные воды в Черное море. Это привело к инцидентам, ко­торые в итоге дали импульс переговорному процессу по сближению позиций двух государств, касающихся права мирного прохода. 23 сентября 1989 года министр иност­ранных дел СССР Э.А. Шеварнадзе и госсекретарь США Дж. Бэйкер подписали соглашение «О единообразном толковании правил международного права в отношении мирного прохода». В нем стороны признали, что право мирного прохода распространяется на все суда, включая военные корабли, и не требует разрешительных проце­дур. Оба государства взяли обязательство привести в полное соответствие с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года свое законодательство, правила и прак­тику, относящиеся к мирному проходу.

В Украине военные корабли иностранных государств, а также подводные лодки осуществляют мирный про­ход в территориальном море Украины в порядке, уста­новленном Кабинетом Министров. При этом подвод­ные лодки должны плавать только на поверхности и под своим флагом. Невыполнение перечисленных пра­вил дает право компетентным органам Украины по-


требовать от нарушителя немедленно покинуть терри^ ториальное море Украины. Это соответствует положе­ниям статьи 30 Конвенции 1982 года.

Следует также иметь в виду, что государство флага несет ответственность за любой ущерб или убытки, при­чиненные прибрежному государству в результате не­соблюдения военным или иным некоммерческим суд­ном правил прибрежного государства относительно плавания в территориальном море либо положений Конвенции 1982 года.

Однако указанная Конвенция (статья 24) устанавли­вает и обязанности прибрежного государства по орга- ; низации судоходства в его территориальном море. Так, прибрежное государство не должно препятствовать мир­ному проходу иностранных судов, оно должно надлежа­щим образом объявлять о всех известных ему опасно­стях для судоходства в его территориальных водах.

Следует указать, что конкретные вопросы, связанные с юрисдикцией прибрежного государства в отношении иностранных судов, осуществляющих право мирного прохода, решаются в зависимости от принадлежности этих судов к классу военных кораблей, а также госу­дарственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, или к классу торговых судов (подразделы А, В, С раздела 3 части II Конвенции ООН по морскому праву 1982 года).

В отношении военных кораблей действует принцип иммунитета государственной собственности, в соответ­ствии с которым, они изымаются из-под юрисдикции прибрежного государства. В случае несоблюдения ими законов и правил прибрежного государства во время мирного прохода через его территориальные воды, влас­ти прибрежного государства могут потребовать, чтобы этот корабль немедленно покинул его территориальное море. При этом ущерб и убытки, причиненные кораблем-нару­шителем, покрываются государством его флага.

На борту иностранного торгового судна, осуществля­ющего право мирного прохода, действуют уголовная и


гражданская юрисдикция государства флага судна, за.
исключением изъятий, установленных в конвенционном
порядке. В соответствии со статьей 27 Конвенции OOI
по морскому праву, уголовная юрисдикция осуществ­
ляется прибрежным государством в отношении преступ­
ления, совершенного на борту иностранного торгового"
судна во время прохода через территориальное море,
если: "

1) последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

2) преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

3) капитан судна, дипломатический агент или кон­сульское должностное лицо государства флага судна обращаются к местным властям с просьбой об оказа­нии помощи;

4) принимаемые меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотиками или психотропны-ми веществами.

Но не подлежит ограничению право прибрежного государства принимать любые меры для ареста или рас­следования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, после его выхода из внут­ренних морских вод. Это право направлено на обеспе­чение возможности прибрежного государства арестовы­вать и предавать суду лиц, несущих уголовную ответ­ственность за преступления, совершенные во время нахождения судна во внутренних водах такого государ­ства. При совершении преступления на борту иност­ранного судна до входа в территориальное море и при следовании этого судна без захода во внутренние мор­ские воды прибрежное государство осуществлять вме­шательство не должно (п. 5 статьи 27 Конвенции ООН по морскому праву).

Однако в исключительных случаях, связанных с на­несением ущерба морской среде или нарушением ре­жима исключительной экономической зоны, Конвенция 1982 года предусматривает условия вмешательства при-


брежного государства. В соответствии со статьей 28 ука-

i занной конвенции:

" а) прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находя­щегося на борту судна;

б) прибрежное государство может применять в отно­шении такого судна меры взыскания или арест по лю­бому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства. При этом эти ограни­чения не затрагивают права прибрежного государства применять меры взыскания или арест по гражданско­му делу в отношении иностранного судна, находящего­ся на стоянке в территориальном море или проходя­щего через территориальное море после выхода из внутренних вод.

5. Прилежащая зона и ее правовой режим

Прилежащая зона - это пояс морских вод, прилега­ющий к территориальному морю, в пределах которого прибрежное государство имеет право осуществлять кон­троль с целью недопущения нарушений определенных правил (таможенных, фискальных (налоговых), иммиг­рационных или санитарных). Прилежащая зона также устанавливается с целью реализации наказания за на­рушение таких правил в пределах территории или тер­риториальных вод прибрежного государства.

История возникновения таких зон начинается еще с XVIII века, когда ширина территориального моря у по­давляющего числа государств не превышала 3 миль. Именно тогда некоторые государства в одностороннем порядке стали устанавливать специальные зоны за пре­делами территориального моря, в которых они претен-


довали на осуществление юрисдикции в отношении ино­странных судов, главным образом в целях борьбы с кон­трабандой. Впервые 5-мильную таможенную зону объя­вила Великобритания в 1736 году. В 1799 году 12-миль­ная таможенная зона была установлена США, позднее/ прилежащие зоны были установлены Францией, Бель-" гией и другими странами. В основном они были на­правлены на пресечение контрабанды, но в некоторых случаях уже объявлялись фискальные, санитарные и другие виды прилежащих зон. С развитием и интенси­фикацией торгового мореплавания многие государства начали заключать двусторонние и многосторонние до­говоры о прилежащей зоне. Так, например, Мексика в период с 1882 по 1899 годы заключила 10 соглашений с различными государствами. Многосторонним дого­вором такого рода явилась конвенция, заключенная в 1925 году прибалтийскими странами для борьбы с кон­трабандной торговлей алкогольными напитками, в ко­торой государства-участники взаимно признавали осу­ществление таможенного контроля над частновладель­ческими судами в 12-мильной зоне.

Первая попытка кодификации обычных междуна­родных норм, касающихся прилежащей зоны, была пред­принята в 1930 году на Гаагской конференции, которая окончилась неудачей.

Кодифицированные нормы о прилежащей зоне впер­вые были установлены в статье 24 Конвенции о терри­ториальном море и прилежащей зоне 1958 года, а за­тем в статье 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Следует особо указать на то, что по своей юридиче­ской природе прилежащая зона - это часть открытого моря, но со специальным режимом. Поэтому обе указан­ные конвенции содержат положение о строго целевом характере прилежащей зоны. Она устанавливается только для предотвращения прибрежным государством нару­шений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил, т. е., в строго определен-


ных целях, и расширение этих целей, исходя из смысла \ положений конвенций, недопустимо. Следовательно, при-\лежащая зона может быть только четырех видов:

Таможенная;

Фискальная;

Иммиграционная; , - санитарная.

По Конвенции о территориальном море и прилежа­щей зоне 1958 года ширина прилежащей зоны не мо­жет превышать 12 морских миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется и территориальное море. Иными словами, право на прилежащую зону имеют те государства, территориальное море которых меньше 12 миль (разграничение между сопредельными государ­ствами проводится по срединной линии при отсутствии соглашения об ином). Конвенции по морскому праву 1982 года содержит два положения, отличных от про­фильной Конвенции 1958 года: во-первых, прилежащая зона распространяется на расстояние до 24 миль, отсчи­тываемых от исходных линий; во-вторых, в пункте 1 статьи 33 опущена ссылка на то, что прилежащая зона является районом открытого моря. Несмотря на такое фактическое ее положение, последнее изменение было связано с разногласиями на III Конференции ООН по морскому праву относительно статуса экономической зоны, поскольку в случае установления такой зоны, при­лежащая зона будет перекрыта ею.

Прилежащую (санитарную) зону установили Арген­тина, Венесуэла, Индия; таможенную - Сирия, фискаль­ную - Индия, Югославия, Сирия; иммиграционную -

Индия, Португалия.

Украинское законодательство не предусматривает

создание прилежащей зоны.

Следует указать, что, несмотря на ограничение видов прилежащих зон в Конвенции о территорриальном море и прилежащей зоне 1958 года, некоторые прибрежные государства на практике начали устанавливать другие виды таких зон (например, зоны безопасности, уголов-


ной и гражданской юрисдикции, нейтралитета, предот- / вращения загрязнения, крепостные зоны и др^). В тех/ случаях, когда их ширина не превышала вместе с тер-/ риториальным морем 12 морских миль, их установле-j ние не вызывало каких-либо возражений, так как реч!| фактически шла о максимальном использовании сво*-их прав прибрежным государством. После же приня^ тия Конвенции по морскому праву 1982 года это, безус­ловно, является неправомерным.

В соответствии с ст. 8 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. к внутренним водам относятся воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря. Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 г. № 155- ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" внутренние морские воды являются составной частью территории РФ, и к ним относятся воды:

  • – портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
  • – заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;
  • – заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в "Извещениях мореплавателям" .

Внутренние морские воды являются частью государственной территории и находятся под полным суверенитетом прибрежного государства точно так же, как и сухопутная территория. Правовой режим внутренних морских вод регулируется национальным законодательством прибрежного государства, которое может разрешать или запрещать заход иностранных судов в свои внутренние воды, а также применять санкции к нарушителям национального законодательства.

По общей практике прибрежные государства объявляют свои порты открытыми для захода иностранных судов . Государства могут на основе взаимности предоставлять друг другу во внутренних морских водах и портах режим наибольшего благоприятствования , так называемый национальный режим или режим наиболее благоприятствуемой нации . Под этими режимами понимается приравнивание иностранных невоенных судов к национальным судам прибрежного государства и предоставление иностранным невоенным судам, грузам, их пассажирам таких льгот, которые уже предоставлены любому третьему государству. Аналогично, в отношении иностранных государств, в которых имеются специальные ограничения для судов Российской Федерации, могут применяться соответствующие ответные санкции.

Иностранные морские суда, находясь во внутренних морских водах прибрежного государства, обязаны соблюдать местные законы и правила. В своих внутренних водах прибрежные государства осуществляют административную, уголовную и гражданскую юрисдикцию над всеми судами, а также над всеми физическими лицами, так же как и на сухопутной территории. В международном праве по этому поводу не предусмотрено каких-либо ограничений, кроме тех, которые вытекают из принципа иммунитета военных кораблей и государственных судов, используемых для некоммерческой правительственной службы. Если член экипажа иностранного судна совершает преступное уголовное деяние, то он несет ответственность наравне с гражданами прибрежного государства, однако если такое деяние не затрагивает интересы прибрежного государства, а относится только к иностранному судну или его экипажу и в отсутствии особых обстоятельств, то юрисдикция прибрежного государства не применяется. Также любое процессуальное действие властей прибрежного государства на борту иностранного судна должно быть предварительно согласовано с консульскими властями страны, под флагом которой находится судно. По общей практике прибрежное государство не вмешивается в трудовые и гражданско-правовые споры между лицами, входящими в состав экипажа.

Должностным лицом, который отвечает за безопасность мореплавания в порту, за заход и выход судов, является капитан морского порта. Особенностью правового режима морского порта является право вынужденного захода судов в силу чрезвычайных обстоятельств, но капитан порта может отказать в таком праве, если есть вероятность нанесения серьезного ущерба окружающей среде, населению близлежащих районов. После того как будут исчерпаны обстоятельства, которые вынудили судно осуществить вынужденный заход в порт, оно обязано его покинуть. Выход иностранного судна из морского порта осуществляется только после получения разрешения от капитана порта после согласования с таможенными и пограничными органами прибрежного государства.

В 1965 г. была принята Международная конвенция по облегчению морского судоходства, которая получила всеобщее признание и на основе которой было заключено большое количество двусторонних соглашений по вопросам торгового судоходства для облегчения положения судов в портах, унификации административных требований по заходу, нахождению судов в порту по единому международному стандарту, что показало, что в интересах международного сотрудничества в области морского судоходства необходимо соблюдать разумное сочетание национального и международно-правового регулирования правового режима внутренних морских вод.

Разрешая заход иностранных судов во внутренние морские воды, государство не имеет права требовать и взимать за это какие-либо сборы или плату, но может взимать их за оказываемые услуги или, например, за пользование искусственными сооружениями, такими как каналы, причалы, маяки и т.д. В морском порту могут устанавливаться портовые сборы: корабельный, канальный, ледокольный, лоцманский, маячный, навигационный, причальный, экологический.

  • Например, к историческим морям Российской Федерации относятся Восточно-Сибирское. Карское, Лаптевых, Чукотское; к историческим заливам Российской Федерации относят залив Петра Великого. В качестве примеров зарубежных исторических заливов можно привести Гудзонов (Канада), Монтерей (США), Бристольский (Великобритания).
  • Для научно-исследовательских судов, судов с ядерными энергетическими установками, а также для торговых судов, которые не осуществляют в порту погрузку или выгрузку груза, посадку или высадку пассажиров, законодательством некоторых стран предусмотрено требование заранее получать разрешение на заход или предварительно уведомлять о заходе через дипломатические каналы.

Понятие международного морского права.

Современное международное морское право – это отрасль международного права, которая регулирует исследование и использование пространства Мирового океана, его дна и ресурсов в мирных целях, а также полеты летательных аппаратов в воздушном пространстве над Мировым океаном.

Основным объектом международного морского права является Мировой океан и составляющие его пространства и ресурсы, в эффективной связи с деятельностью субъектов международного права – государств и их объединений – международных организаций и органов, наделенных определенными правами и обязанностями в сфере действия морского права.

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права, так как с давних времен Мировой океан, занимающий 71% территории планеты Земля, играл важную роль в удовлетворении хозяйственных нужд и потребностей, населяющих ее народов.

Нормы и принципы международного морского права складывались и развивались при непосредственном взаимодействии двух тенденций – защиты своих интересов прибрежными государствами и необходимости свободного использования открытого моря в интересах всех субъектов международного права.

Внутренние морские воды являются частью территории соответствующего государства, на которую распространяется его суверенитет и юрисдикция в полном объеме.

Во внутренние воды входят: воды морских портов, заливов, бухт, лиманов, исторические воды, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод.

Морской порт является государственным транспортным предприятием, предназначенным для обслуживания судов, пассажиров и грузов на отведенных порту территории и акватории, а также перевозки грузов и пассажиров на принадлежащих порту судах. В Украине порты бывают торговые, рыбные и специализированные.

Различают порты открытые и закрытые. Прибрежные государства открывают для захода иностранных судов некоторые торговые порты. Вопрос о том, какие из портов должны быть открыты, относится к исключительной компетенции государства. Для посещения открытых портов не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В открытые порты должен быть обеспечен свободный доступ всех судов независимо от флага и без какой-либо дискриминации. В закрытые порты заход иностранных судов подвергается особому регулированию и здесь устанавливается разрешительная система захода. Судно, терпящее бедствие, может осуществить заход в любой порт прибрежного государства.

Внешней границей внутренних морских вод портов является очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря, точки портовых сооружений. К территории порта относятся отведенные порту земли, а также намытые, насыпанные или созданные иными технологическими способами за счет территории порта площади. Акваторией порта являются отведенные порту водные пространства. Территория и акватория морского порта являются государственной собственностью и предоставляются порту в пользование.



Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды только с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы.

Иностранные суда должны во внутренних морских водах соблюдать законы и другие правила, установленные прибрежным государством, в отношении иммиграционного, таможенного, санитарного контроля, безопасности плавания, охраны окружающей среды.

В основе уголовной юрисдикции лежит общее правило о том, сто поскольку внутренние морские воды являются частью государственной территории, то преступления, совершенные на борту иностранных торговых судов, находящихся в пределах этих вод, подлежат юрисдикции прибрежного государства.

Гражданская юрисдикция над иностранными торговыми судами заключается в том, что судебными властями прибрежного государства могут рассматриваться гражданские иски в отношении иностранного торгового судна и имущества, находящегося на его борту, во время стоянки судна в порту. Такие иски могут быть заявлены к судну в связи с неисполнением контракта, причинением ущерба, спасанием. Реализация гражданской юрисдикции по отношению к иностранному торговому судну может включать в себя задержание или арест такого судна в обеспечение исковых требований или исполнения судебных или арбитражных решений. Решение о задержании или аресте должно выноситься компетентным судебным органом прибрежного государства

Административная юрисдикция базируется на нормах административного права, устанавливающих режим пребывания иностранных судов во внутренних морских водах прибрежного государства. Согласно этим нормам иностранные суда как государственные, так и частновладельческие, подлежат административной юрисдикции прибрежного государства в полном объеме.

В законодательстве большинства государств установлен разрешительный порядок захода иностранных военных кораблей во внутренние воды и порты. В соответствии с этим порядком, заинтересованное государство по дипломатическим каналам не позднее определенного срока должно направить запрос государству, в чьи торговые порты предполагается заход его кораблей, и получить на это соответствующее разрешение. В запросе должны быть указаны цели захода, численность экипажа и время пребывания в порту.

К внутренним водам государства относятся морские бухты, заливы, лиманы , берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.

В состав внутренних вод также входят озера и внутренние моря. Если озера полностью окружены берегами одного государства, то они относятся к государственной территории. Если же они окружены территорией нескольких государств, между этими государствами практикуется заключение соглашений о режиме вод, принадлежащих каждому из них.

Такие же правила относятся к так называемым внутренним (замкнутым) морям, окруженным со вех сторон территорией одного государства. Если же такое море имеет в окружении берега двух или более стран, то суверенные права каждой из них распространяются только на ее территориальные воды, а в центральной части устанавливается режим открытого моря. Такое имеет место в Черном море.



Просмотров