Виды внимания в психологии. Функции и виды внимания. Внимания в детском возрасте. Некоторые упражнения для развития внимания

Младенческий возраст начинается с периода новорожденности, с 2 месяцев и заканчивается в 12 месяцев. У новорожденного наблюдаются лишь врожденные, инстинктивные формы поведения - безусловные рефлексы, которые важны для его выживания. По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течении всей жизни.

Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе взрослого, которое возникает во время кормления и ухода за ребенком. Такое сосредоточение способствует тому, что бодрствование приобретает активный характер, а двигательная активность ребенка перестраивается. Фиксирование глазами предмета, поворот головы в сторону звука, торможение движений связывает ребенка с внешним миром. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор со взрослым. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый. Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития - период младенчества. Особенностью психического развития младенца является то факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений.

Внимание ребенка младшего и раннего возраста кратковременное и неустойчивое, слабое, он не управляет своим вниманием. Неустойчивое внимание ребенка не поддается управлению, так как он владеет им.

У маленьких детей, узкий объем внимания. Распределение внимания между предметами или действиями детям недоступно. Они не могут сосредотачиваться на словах, обычно после двух лет можно вызвать внимание детей словом, рассказом.

В более старшем возрасте, внимание детей становится устойчиво к активной игровой деятельности, различными действиями.

Основные направления развития внимания в дошкольном возрасте

Ребенок не владеет специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на чем-либо, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Такие действия в дошкольном возрасте только начинают складываться.

Внимание, память, воображение ребенка раннего возраста являются непроизвольными, непреднамеренными. Такими они остаются и после вступления ребенка в дошкольный возраст.

Перелом наступает тогда, когда под влиянием новых видов деятельности, которыми овладевает дошкольник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи: сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т.п. Тогда и начинают формироваться специальные действия внимания, памяти, воображения, благодаря которым последние приобретают произвольный, преднамеренный характер.

Развитие внимания. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.

Если трех летние дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин., то к 5-6 годам длительность игры возрастает до двух часов.

Длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Это качество внимания формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.

Резко возрастает использование речи для организации собственного внимания: выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Все психические процессы, включая внимание, имеют низшие и высшие формы. Низшие формы представлены непроизвольным вниманием, а высшие – произвольным. Непосредственное внимание тоже относится к более низкой форме его развития.

Историю развития внимания пытался проследить Л.С. Выготский в русле культурно-исторической концепции её формирования. Он считал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения. Ключ к генетическому пониманию внимания надо искать вне личности ребенка.

Развитие внимания – это переход от более простых видов к более сложным видам внимания. От врожденных к приобретенным. Например, развитием внимания будет являться переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию, потому что оно работает значительно лучше.

По разным направлениям развитие внимания может идти параллельно, включая совершенствование всех его видов, и может относиться только к отдельным видам.

Его развитие может идти также естественным путем и постепенно улучшаться по мере накопления жизненного опыта и взросления. Происходит это у всех здоровых людей от рождения до окончания школы.

Человек может развивать свое внимание и целенаправленно, сознательно предпринимая продуманные действия, которые ориентированы на его улучшение. У естественного и искусственного развития внимания есть как общее, так и различное:

  • Развитие внимания естественным путем идет по мере созревания мозга, накопления опыта, т.е. постепенно и является медленно протекающим процессом. Естественный процесс приводит к устойчивым изменениям;
  • И, наоборот, искусственное его развитие – это ускоренный процесс и связан он с выполнением специальных упражнений, которые рассчитаны на развитие какого-то его свойства или вида. Происходящие изменения сначала являются недостаточно устойчивыми, поэтому нуждаются в закреплении в последующем жизненном опыте человека.

На развитие внимания существенное влияние оказывают следующие факторы:

  • Речь, которая развивается под воздействием обучения;
  • Подражание поведению взрослых людей;
  • Умственная деятельность.

В психологии основные исследования по развитию внимания были связаны с изучением процесса естественного его развития у детей. Это было связано с такими обстоятельствами:

  1. Изучение внимания психологами началось сравнительно недавно, поэтому важно было исследовать его развитие в том виде, в каком оно существует и функционирует в жизни человека, т.е. естественный процесс его развитии;
  2. Долгое время было вообще, не ясно можно ли развивать внимание человека искусственным путем.

К началу второй половины XX века были предложены первые методы развития внимания детей, которые были не вполне эффективны.

Процесс естественного развития внимания у детей в России одним из первых изучил Л.С Выготский. Он же разработал общую теорию развития познавательных процессов человека. Эта теория получила название «Теория развития высших психологических функций у человека». Она применялась к изучению развития внимания у детей.

Стадии развития внимания

Для развития произвольного внимания особое значение имеет школа, потому что именно в процессе учебы ребенок приучается к дисциплине. В школьные годы у него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. В возрасте 9-10 лет в организации процесса внимания возникают уже качественные сдвиги. Эффективными возбудителями внимания в этом возрасте становятся эмоционально-нейтральные раздражители. Снижение характеристик внимания наблюдается в возрасте с 11-12 до 14-15 лет. Происходит существенная перестройка организма ребенка, которая сопровождается отклонениями во внимании – возникает повышенная утомляемость, эмоциональность, происходит снижение коркового контроля. И только к концу подросткового возраста устанавливается оптимальная система внимания.

Л.С. Выготский выделил 4 стадии в процессе генезиса произвольного внимания:

  1. Стадия первая. Суть её сводится к тому, что взрослый управляет поведением и сознанием ребенка с помощью определенного средства. Этими средствами могут быть указательный палец, речевое сопровождение взрослого. В начале управления вниманием, отмечает Л.С. Выготский, стоит именно указание, поэтому историю произвольного внимания следует начинать с истории указательного пальца. Это на данной стадии интерпсихическое действие и осуществляется оно между людьми во внешнем плане;
  2. Стадия вторая. Ребенок на этой стадии становится субъектом, который психологическое орудие использует для управления поведением и сознанием другого человека. Теперь уже он с помощью собственного указательного пальца и речевого сопровождения, обращает внимание взрослого на нужный ему объект. Данное действие управления существует во внешнем плане как интерпсихическое действие;
  3. Стадия третья. Способы управления сознанием и поведением, которые применялись людьми к нему, а он применял их по отношению к ним, ребенок начинает применять к самому себе. Действие все ещё протекает во внешнем плане и сопровождается эгоцентрической речью ребенка. Но действие ребенок обращает на самого себя. На этой стадии начинается интериоризация действия управления вниманием. Законченный вид она приобретает только на следующей стадии;
  4. Стадия четвертая. Действие управления своим вниманием на этой стадии становится собственно внутренним действием. Опорой его осуществления является психический образ и внутренняя речь.

Ученый, таким образом, показал, что развитие произвольного внимания, как высшей психической функции происходит по общему закону развития высших психических функций.

Еще раз обобщим сказанное. С самого начала внимание ребенка является управляемым. Сначала им руководят взрослые. Затем ребенок переходит к самоуправлению своим вниманием – это значит, овладевает вниманием произвольным, употребляя то же самое средство, что использовалось по отношению к нему. Овладев речью, ребенок сначала управляет процессом внимания другого и только потом собственным вниманием.

Выход на уровень взрослого человека происходит тогда, когда ребенок овладевает внутренними средствами управления вниманием. В результате динамика развития произвольности внимания в дальнейшем онтогенезе не выражена, но оно приобретает индивидуальные особенности.

В целом психологи в развитии внимания выделяют два основных этапа:

  1. Этап дошкольного развития. Внимание на этом этапе вызывается факторами внешней среды;
  2. Этап школьного развития. Происходит бурное развитие внутреннего внимания, т.е. опосредованного внутренними установками ребенка.

Воспитание непроизвольного внимания

В воспитании непроизвольного внимания у детей видное место занимает формирование умения видеть и слышать, наблюдать факты и явления, стремиться полнее и лучше ознакомиться с действительностью. С этой целью ребенка надо с ранних лет знакомить с богатством и многообразием окружающего мира, подмечать, что находится вокруг, учить реагировать на любое изменение в окружающей обстановке.

Учебный процесс для ребенка будет привлекательным, если он проявляет интерес и эмоции, которые являются основным условием появления непроизвольного внимания. Безусловно, в первую очередь, это зависит от изучаемого материала, способа его подачи и наглядности преподавания. Непроизвольное внимание вызывает применение картин, муляжей, показ опытов, использование конкретных фактов из жизни и др. Младшим школьникам непроизвольное внимание просто необходимо. Любая наглядность требует соблюдения ряда условий:

  • Правильно организовать восприятие ребенка;
  • Поставить конкретную задачу – ответить на вопрос, произвести сравнение, обнаружить что-то новое и др.
  • Научить замечать то, что требует внимания.

Работа, организованная с наглядностью, активизирует мысль ребенка, приучает быть внимательным, выделять существенное, замечать главное.

Непроизвольное внимание привлекает качественное объяснение изучаемого материала, яркое по форме, богатое по содержанию и эмоционально насыщенное. Изложение любого материала должно будить мысль, заставлять задуматься над возникающими вопросами, вызывать стремление узнать, что будет дальше.

Для привлечения и удерживания внимания большое значение имеет активность самих детей, важно, чтобы они не просто пассивно слушали, но еще и действовали сами – спрашивали, отвечали, проводили опыты и др. Общий культурный уровень тоже является важным условием внимания.

Воспитание произвольного внимания

Развитие произвольного внимания связано с формированием у детей сознательного отношения к учению и выполнению своих обязанностей. Младшие школьники, став членами ученического коллектива, стремятся все делать не хуже других, хотят заслужить одобрение учителя, одобрение своих товарищей. Все это является сильными побудителями для того, чтобы быть внимательными, а задача учителя всячески поддерживать и развивать эти стремления.

Произвольное внимание – это организованное внимание, школьное обучение является важнейшим средством его воспитания. Прежде всего, потому, что учение – сознательная, целенаправленная, организованная деятельность. Важно, чтобы ученик понимал значение обучения и роль внимания в этом процессе, понимал цель, приемы выполнения работы, мог представить результаты своего труда и пути из достижения.

Для привлечения внимания большое значение имеет не только непосредственный интерес к выполняемой работе, но и интерес косвенный, связанный с результатами деятельности.

При воспитании произвольного внимания важную роль играет требовательность взрослого, которая должна носить последовательный и систематический характер.

Вывод

Таким образом, воспитывая непроизвольное и произвольное внимание у детей, важно соблюдать правильное соотношение между этими видами внимания. Если процесс рассчитан только на непроизвольное внимание, воспитание может приобрести ложное направление. Если процесс построен только на произвольном внимании, учение теряет свою привлекательность и вызывает отрицательное отношение, поэтому учебный процесс должен воспитывать оба вида внимания.

Что такое внимание? Если опираться на определение внимания, то это направленность сознания, его сосредоточенность на каком-либо предмете, действии, любом стимуле. Проще говоря, мозг постоянно воспринимает различные сигналы из окружающей среды, а внимание позволяет выделить из всех сигналов какие-то определенные и сосредоточиться на них. То есть, наиболее важное свойство внимания – это способность выбрать для себя самое важное и сосредоточить на этом свое восприятие.

Зачем развивать внимание

Среди всех процессов, которые свойственны человеческой психике, внимание является особенным. Оно пронизывает все их, и обнаружить в чистом виде одно внимание практически невозможно. Наше внимание выделяет из всего многообразия отдельные ощущения и внешние впечатления, несомненно, влияет на память и мышление, однако само по себе не имеет отдельного результата. При этом обычная невнимательность может развалить с успехом любое начатое дело.
Когда вы развиваете ваше внимание, то вы можете заметить улучшения в и мышлении. Особенно это становится заметно на результатах обучения у школьников, ведь довольно часто со школьной программой не справляются дети, у которых снижено внимание.
Для взрослых различные отклонения во внимании тоже могут приводить к неудачам. Например, я знаю девушку, которая при собеседовании на работу прошла тест на IQ с довольно низкими результатами. Когда она поделилась со мной своим несчастьем, расстроившись, что ее тест ниже нормы, то я предложила ей перепроверить результат, дав несколько тестов на различные психические процессы. При ближайшем рассмотрении оказалось, что она может решить практически все задания теста на IQ. А вот тест на переключение внимания показал, что она теряет слишком много времени при смене одного задания на другое. То есть она совсем не «глупая» и т.д. и т.п., как ей в грубой форме объяснили на собеседовании, а просто ей необходимо дополнительное время, чтобы переключиться с одного задания на другое. Естественно, в условиях стресса и ограниченного времени на собеседовании она не успела решить все задания теста и получила мало баллов. Я предложила ей тренировать внимание, и уже через месяц ее результаты существенно улучшились.

Основные виды внимания

Существует несколько классификаций внимания. Внимание может быть непроизвольным, произвольным и послепроизвольным.
Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно обычно на какие-то новые раздражители, отличающиеся силой, новизной или особой контрастностью по сравнению с общим фоном.
Произвольное внимание зависит от воли человека, например, если вы заставляете себя учить уроки, в то время как у соседей играет веселая музыка.
Послепроизвольное внимание состоит из двух ступеней: сначала у человека нет внимания к чему-то, он подключает произвольное внимание. Затем ему становится интересным это дело, возникает увлеченность, и внимание становится непроизвольным. Например, на работе вас попросили сделать презентацию, которую вам делать совсем не хочется. Сначала вы усилием воли приступаете к работе, но постепенно вам становится интересно, у вас возникают все новые и новые идеи, и вы продолжаете ее делать с удовольствием и даже задерживаетесь на работе по вечерам.
В реальной жизни постоянно приходится сталкиваться с сочетанием всех видов внимания. Если в школе урок очень долго проходит на произвольном внимании, то у учеников возникает и раздражение. Поэтому преподаватели стараются привлечь непроизвольное внимание ребенка, например, маленьким детям учителя стараются дать задания с красивыми картинками. Однако при слишком активной направленности только на непроизвольное внимание учеба превращается в развлечение, и возможность получить хорошие результаты практически исчезает.
Также подразделяют внимание внешнее и внутреннее. Первое направлено на внешние объекты, а внутреннее внутрь себя. Обычно внимание человека не может быть одновременно направлено и на внешние раздражители, и на внутренние. Именно поэтому, например, трудно сосредоточиться над решением какой-нибудь задачи, когда тебя постоянно что-то спрашивают из другой комнаты.
Для наибольшей эффективности необходимо умело сочетать все типы внимания. Например, для того, чтобы школьник решил задачу, сначала необходимо привлечь его внешнее внимание. Для решения задачи и самостоятельной проверки необходимо произвольное внутреннее внимание. Для отдыха ребенка необходимо отвлекать его внимание на что-то другое.

Свойства внимания

Одним из свойств внимания является устойчивость. Устойчивость характеризуется способностью в течение определенного достаточно длительного времени удерживать, сохранять состояние внимания. Устойчивость внимания зависит от многих факторов: от возраста, от общего состояния организма, от мотивации и т.д. Например, школьник начал делать домашнюю работу, сначала он увлечен, а через 10 минут начинает отвлекаться. Это говорит о том, что его внимание недостаточно устойчиво.
Концентрация внимания – это способность сосредоточить внимание на чем-то одном, при этом, не обращая внимания на все остальное. Например, если вы находитесь в комнате, где включен телевизор, ваши друзья рассказывают веселые истории, ваша кошка мяукает, а вы при этом читаете книгу, то ваше внимание сконцентрировано на книге.
Переключаемость внимания – это перевод внимания с одного объекта или стимула на другой при смене деятельности или выполнении различной работы. В данном случае имеется в виду произвольное переключение внимания, а не непроизвольное. Когда мы говорим про переключаемость внимания, то большую важность имеет время переключения. Представьте, вы стоите у плиты и готовите одновременно суп и овощное рагу, моете посуду и разговариваете по телефону. Когда у вас начинает убегать суп, то вы переключаете внимание на него. Когда у вас начинает подгорать рагу на сковородке, вы переключаете внимание на него. И от того, насколько быстро вы сможете переключить ваше внимание, зависит насколько удастся семейный ужин.
Распределение внимания – это способность распределить свое внимание на несколько видов одновременно выполняемой деятельности. Распределение внимания часто зависит от способности человека быстро переключиться с одной деятельности на другую и выполнять их, постоянно прерываясь и возвращаясь от одного действия к другому до наступления периода забывания. Не нужно думать, что распределение внимания не зависит от типа выполняемой деятельности. Например, гораздо легче одновременно смотреть телевизор и вязать, чем выполнять в одно и то же время домашнюю работу по алгебре и физике.
Объем внимания – это характеристика внимания, которая позволяет держать в зоне внимания определенное количество единиц информации. Обычно объем внимания составляет 5-7 единиц. Объем внимания можно проверить, например, следующим способом. После встречи с незнакомым человеком постарайтесь описать его внешность, обычный человек в среднем может назвать 5-7 признаков.

Основные условия для развития внимания

Истории известно множество людей, показывающих чудеса развития внимания. Например, император Юлий Цезарь мог выполнять несколько дел в одно и то же время. Психолог Полан показывал зрителям свою способность одновременно читать одно стихотворение и писать другое. Ю. Горный предлагал вниманию зрителей еще более интересный эксперимент, выполняя одновременно 10 действий, в числе которых игра на пианино, подсчет букв в читаемом кем-нибудь стихе, различные математические действия и т. д.
Внимание возможно развить. Первое, что необходимо для развития внимания – это сила воли. Для развития своего внимания можно использовать различные методы, начиная от различных картинок-заданий на внимательность и заканчивая системой тестов и заданий для развития внимания. Лучший способ научить себя быть внимательным – это никогда не делать никакой работы невнимательно. Одно из упражнений на развитие внимания – стараться делать любое действие, даже самое простое, например, мытье посуды, с максимальным уровнем внимания. Представьте, что вы моете посуду, уделяя внимание всем мелким деталям с такой же долей осознанности, как при выполнении сложной хирургической операции.
Для того чтобы внимание было в норме, необходимо выполнять простые общие правила: не перегружать себя работой или достаточно отдыхать, спать не менее 8-ми часов в сутки, устраивать себе выходные и хорошо питаться. В состоянии душевного беспокойства, перенапряжения, голода или болезни характеристики внимания существенно меняются.

Нарушения внимания

Различные расстройства внимания встречаются у совершенно нормальных людей. Это может быть связано с усталостью, перенапряжением. Обычно эти расстройства носят непродолжительный характер.
Более продолжительные расстройства являются нарушением внимания и разделяются на несколько типов:
  1. Рассеянность – легкая непроизвольная переключаемость внимания при изначально слабой концентрации. Чаще всего встречается у дошкольников.
  2. «Невнимательность ученого» – характеризуется сосредоточенностью на собственных сверхценных мыслях и слабым переключением на что-то другое.
  3. «Стариковская рассеянность» – характеризуется слабой концентрацией и слабой переключаемостью, связана со снижением подвижности нервных процессов при различных заболеваниях.
  4. Снижение объема внимания – характеризуется сосредоточенностью внимания на личностно значимых впечатлениях и снижением внимания на все остальные явления.
  5. Истощаемость внимания – характеризуется быстрым снижением внимания в ходе выполнения определенной деятельности, даже если сначала внимание было на высоком уровне.
Еще более существенные расстройства внимания встречаются при различных заболеваниях различных структур головного мозга.

Некоторые упражнения для развития внимания

Одно из упражнений на тренировку внимания предлагает Том Вуджек. Для выполнения этой тренировки необходимы часы, в которых есть секундная стрелка. Упражнение имеет несколько уровней сложности.
  1. Нужно положить часы перед собой и в течение двух минут следить за движением стрелки. Необходимо все свои мысли сконцентрировать на движении секундной стрелки. Если вы отвлеклись и подумали о чем-то другом, то необходимо отдохнуть и начать упражнение заново.
  2. Более сложный вариант упражнения предлагается выполнять с включенным телевизором, по которому идет интересная для вас передача. Необходимо сконцентрировать внимание на секундной стрелке, если внимание переключается на телевизор, то упражнение необходимо начать заново.
  3. Также усложненные варианты предлагают одновременно с наблюдением за секундной стрелкой выполнять счет в уме четных чисел. Как только вы сбиваетесь со счета или перестаете удерживать вниманием стрелку, начинайте заново.
Основная масса упражнений на тренировку внимания состоит в том, чтобы какое-то время смотреть на совершенно новые для вас объекты, а затем описать на бумаге все эти предметы, включая все мелкие подробности. Например, зайдите в совершенно незнакомую комнату, в течение минуты осматривайте ее, а затем опишите на бумаге все предметы, которые вы в ней увидели. Можно разнообразить это упражнение, превратив его в игру. Вы осматриваете незнакомую комнату и выходите из нее. Ваш друг меняет в комнате что-то, но незначительно, так, чтобы это можно было не сразу заметить. Затем входите вы и пытаетесь понять, что же было изменено. Это упражнение можно разнообразить по-разному, например, ваш друг меняет что-то в своей одежде (переодевает часы с одной руки на другую, расстегивает ворот рубашки), а вы пытаетесь заметить изменения.
Для детей необходимо предлагать задания для развития внимания, которые способны вызвать интерес ребенка. Например, это задания-картинки «Найди 10 отличий», вычеркивание определенных букв в печатном тексте, рисование картинки по образцу, нарисовать по памяти определенные картинки, показанные ранее и т. д.

Опыт показывает, что упражнения по развитию внимания отражаются не только на уровне процесса внимания, но также на качестве памяти и мыслительной деятельности. Тренировки внимания особенно важны для детей, так как они закладывают основу дальнейшего обучения и развития ребенка. Тренируйте ваше внимание для успешной учебы и работы!


    Введение………………………………………………………………………………2

    Развитие внимания…………………………………………………………………...3

    Развитие произвольного внимания………………………………………………….4

    Соотношение видов внимания………………………………………………………5

    Виды внимания………………………………………………………………….........6

      Непроизвольное внимание…………………………………………………………..7

      Произвольное внимание……………………………………………………………..8

      Послепроизвольное внимания………………………………………………………9

    Свойства внимания……………………………………………………………………..10

    1. Объём………………………………………………………………………...10

      Устойчивость………………………………………………………………..10

      Интенсивность……………………………………………………………....11

      Концентрация……………………………………………………………….11

      Распределение……………………………………………………………….12

      Переключение……………………………………………………………….12

      Колебания……………………………………………………………………13

    Функции и виды внимания…………………………………………………………….14

    Нарушение внимания…………………………………………………………..............15

      Отвлекаемость………………………………………………………….....................15

      Рассеянность……………………………………………………………....................16

      Инертность…………………………………………………………………………...18

    Заключение……………………………………………………………………………...19

    Список использованной литературы………………………………………………….20

    ВВЕДЕНИЕ

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Однако рекомендации для практических психологов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста.

Внимание всегда есть сосредоточенность, на чем либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.

Внимание является одним из феноменов ориентировочно-сследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. По мнению П.Я. Гальперина, «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».

Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует.

Внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).

Выделяют следующие формы проявления внимания:

Сенсорное (персептивное);

Интеллектуальное (мыслительное);

Моторное (двигательное).

Основными функциями внимания являются:

Активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;

Целенаправленный организованный отбор поступающей информации (основная селективная функция внимания);

Удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;

Обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;

Регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность замечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.

Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Это большая степень познаваемости данного впечатления и есть основной факт, или эффекты, а именно:

Аналитический эффект внимания - данное представление становится детальнее, в нем мы замечаем больше подробностей;

Фиксирующий эффект - представление делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает;

Усиливающий эффект - впечатление, по крайней мере, в большинстве случаев, делается сильнее: благодаря включению внимания слабый звук кажется несколько громче.

2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-40 мин., то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказа и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза, ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

    РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что сама по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те же средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять вниманием.

В одном эксперименте с детьми проводили игру в вопросы и ответы по типу игры в фанты с запретами: «Да» и «Нет» не говорите, белого и черного не берите». По ходу игры ребенку задавали ряд вопросов. Ребенок должен был отвечать как можно быстрее и при этом выполнять инструкцию:

    не называть запрещенных цветов, например черного и белого;

    не называть дважды один и тот же цвет;

Эксперимент был построен так, что ребенок мог выполнить все условия игры, но это требовало от него постоянного напряжения внимания, и в большинстве случаев дошкольники не справлялись с заданием.

Иной результат получался, когда взрослый предлагал ребенку в помощь набор цветных карточек, которые становились внешними вспомогательными средствами для успешного сосредоточения внимания на условиях игры. Наиболее догадливые дети самостоятельно начинали использовать эти вспомогательные средства. Они выделяли запрещенные цвета, белый и черный, откладывали в сторону соответствующие карточки и в процессе игры пользовались теми карточками, которые лежали перед ними.

Помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи с конкретной частной задачей, существует универсальное средство организации внимания - речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом на иные обстоятельства (когда складываешь башенку, выбираешь самое большое колечко! Так, правильно! А где теперь самое большее? Помни!!! и т.д.). Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.

По мере развития планирующей функции речи ребенок обретает способность заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.

Значение словесной само инструкции для организации внимания хорошо видно из следующего примера. Детям дошкольникам предлагали из десяти карточек с изображениями животных отобрать те, на которых было хотя бы одна из указанных изображений (например, курицы или лошади), но ни в коем случае не брать карточки, на которых было запрещенное изображение (например, медведя). Ребенок отбирал карточки несколько раз подряд. Первоначально ему не давали никаких указаний относительно способа действия. В этих условиях он с трудом выполнял задание, часто сбивался. Однако ситуация менялась, когда ребенку предлагали повторить вслух инструкцию (после внимательного рассматривания изображений на карточках он вспоминал, какие карточки можно брать, а какие нельзя). Наблюдения показали, что после проговаривания инструкции практически все дети, начиная со старшего дошкольного возраста, дают правильные решения, даже если в последующие задания вводят новых животных. Дети активно использовали речь для организации своего внимания в процессе отбора карточек.

На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется в частности, в том, что выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

  1. Развитие внимания младших школьников на уроках природоведения с помощью создания проблемных ситуаций

    Курсовая работа >> Психология

    Теоретические основы развития внимания младших школьников в проблемной ситуации Особенности развития внимания младших школьников Внимание и его... котором надо сосредоточиться . Способы развития внимания . Внимание , как и все остальные психические...

  2. Развитие внимания ребенка

    Реферат >> Психология

    Которые направлены на развитие внимания . Цель: Развитие внимания . Задачи: Концентрировать внимание ребенка; Формировать такие... их увеличивать. Занятие №2. 1." Обезьянки". Цель: развитие внимания , координации движений, памяти. Оборудование: кирпичики...

  3. Развитие внимания у младших школьников

    Курсовая работа >> Психология

    Работы по развитию внимания» . 3. Ознакомлениепедагогов с результатами занятий с детьми Практикум «Развитие внимания младших школьников» ... развитие произвольного внимания

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

По дисциплине «Психология и педагогика»

Приемы развития внимания

Подготовила:

Студентка ИВМиБ

Группы В-323

Грошева Д.Д.

Преподаватель:

Семышева В.М.

Брянск 2015

  • Введение
    • Функции внимания
    • Основные характеристики внимания
    • Виды внимания
    • Объекты внимания
  • Приемы развития внимания
    • Тренировка концентрации внимания
    • Тренировка устойчивости внимания
    • Тренировка распределения внимания
    • Тренировка переключения внимания
    • Увеличение объема внимания
    • Мышечное расслабление
    • Мышечное расслабление с визуализацией
    • Дыхательные упражнения
  • Используемая литература

Введение

Внимание -- избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. внимание концентрация тренировка

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием -- его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.

Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.

Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

Функции внимания

1. Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

2. Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности

3. Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов.

Основные характеристики внимания

1) избирательность -- связана с возможностью успешной настройки -- при наличии помех -- на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;

2) объем (широта, распределение внимания) -- определяется количеством «одновременно» (в пределах 0.1 с.) отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или памяти кратковременной; этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5 -- 7 объектам; оценка объема внимания производится с помощью тахистоскопического предъявления множества объектов (букв, слов, фигур, цветов и пр.);

3) распределение -- характерно возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий); исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий, не допускающих возможности выполнения путем быстрого переключения внимания;

4) концентрация (интенсивность, уровень внимания) -- выражается в степени сосредоточения на объекте;

5) устойчивость -- определяется длительностью концентрации внимания на объекте;

6) переключаемость (скорость переключения) -- динамическая характеристика внимания, определяющая его способность быстро переходить от одного объекта к другому; для определения переключаемости и устойчивости внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей.

Виды внимания

Существует несколько подходов к классификации различных видов внимания: исходя из ведущего анализатора, по направленности на различные объекты, по главной форме деятельности, в которой участвует внимание и т.д.

По форме деятельности выделяют сенсорно-перцептивное внимание, когда основным видом деятельности человека является восприятие информации. Это внимание реализуется через работу органов чувств - например, фиксация вратаря на перемещении мяча по полю, или внимание человека, слушающего музыку. Интеллектуальное внимание активизируется при решении мыслительных процессов; двигательное внимание важно при контроле над работой мышечной системы (например, у спортсмена при выполнении сложных движений). Понятно, что некоторые виды деятельности требуют комбинированного внимания. Так, у хирурга при выполнении сложной операции активизируются все три вида внимания.

По ведущему анализатору различают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное и другие виды внимания. Например, у зрителя, который смотрит балет, активны зрительное и слуховое внимание, а у дегустатора кофе - преимущественно обонятельное и вкусовое.

По направленности различают внешнее (направлено на внешний мир), внутреннее (направлено на ощущения, приходящие изнутри тела) и пограничное внимание (направленное на оценку ощущений с кожи и слизистых оболочек).

По степени волевого контроля различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Некоторые объекты как бы сами «притягивают» наше внимание, а для сосредоточения на других нужно прилагать определенные усилия. Первое внимание называется непроизвольным («пассивным»). Оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.) или же связью между объектом и потребностями человека.

Второй вид внимания - произвольное (его еще называют «активным»), контролируется волевым усилием. В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему не интересен, но нужен для достижения цели. Так продавец должен оказывать внимание каждому человеку, зашедшему в магазин, потому что любой из них может оказаться потенциальным покупателем и приобрести товар. Данный вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий, и удаления отвлекающих раздражителей.

Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер - сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.

Объекты внимания

В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в данный момент для человека устойчивую или ситуативную значимость, которая определяется соответствием свойств объекта актуальным потребностям человека, а также положением данного объекта в структуре деятельности человека. Направленность сознания на значимый объект необходимо в течение определенного времени удерживать на нём. Этот момент удержания описывает понятие «сосредоточенность». Она понимается как большая или меньшая углубленность человека в деятельность и в этой связи отвлечение от всех посторонних объектов, не вовлеченных в неё. Таким образом, направленность и сосредоточенность сознания как признаки внимания связаны друг с другом, но не тождественны

Приемы развития внимания

Внимание, как и память, можно тренировать. И если заниматься этим регулярно, результаты не замедлят сказаться. Самыми важными параметрами внимания в процессе овладения искусством сосредоточения являются концентрация и устойчивость, хотя выделение их при выполнении самых распространенных видов умственной работы, связанных с запоминанием (таких, как чтение, слушание и др.) довольно условно.

Устойчивость внимания нельзя рассматривать в отрыве от степени выраженности волевых качеств человека. Максимально внимательным может быть только дисциплинированный человек, который даже в мелочах всегда доводит начатое дело до конца. Необходимость сосредоточиться на материале или на каком-либо деле должна подкрепляться волевым решением. Слова «хочу» и «нужно» должны занимать в лексиконе равноправные места, причем перекос в сторону «нужно» только приветствуется. Всякую работу начинайте с самого трудного и неинтересного, а легкое и интересное оставляйте на потом. Развитию внимания очень способствуют занятия спортом, подвижные игры, решение кроссвордов и всевозможных головоломок, особенно полезны шахматы. Однако польза от подобных занятий будет только в том случае, если они совпадают с вашими интересами, желаниями, способностями и поставленной целью. Когда же ничего этого нет, остается пассивное созерцание, которое никак не скажется на развитии внимания. Большую роль в выполнении любого вида деятельности играет ее эмоциональная составляющая, поэтому на работе, которая заранее вызывает позитивные эмоции, легко сосредоточиться.

Тренировка концентрации внимания

Всем нам время от времени приходится заниматься неинтересной, кажущейся нудной и ненужной умственной деятельностью: учить спряжение латинских глаголов, разбираться в запутанных схемах, составленных нерадивыми специалистами, решать уравнения с тремя неизвестными и т. д. На эту работу тратится много сил и энергии, но такое же количество сил и энергии требуется для поддержания внимания. Вот почему всякая работа, которая выполняется в условиях произвольного внимания, малоэффективна. Максимальная сосредоточенность и глубокая концентрация на материале возможны только при послепроизвольном внимании. Для того чтобы от произвольного внимания перейти к послепроизвольному, можно активизировать саму работу или заставить работать один из законов памяти - закон осмыслении и интереса. Однако даже и в этом случае отвлечения неизбежны. А так ли уж они вредны?

Как выяснилось, не все отвлечения вредят эффективной и плодотворной работе. Дело в том, что глубокая концентрация внимания обязательно сопровождается возбуждением определенных участков коры головного мозга. И если поддерживать его в течение длительного отрезка времени, неизбежно наступит утомление. Поэтому заведите за правило устраивать себе кратковременный отдых в течение 5-10 минут каждого часа, который не только не отвлечет вас от работы, но и поможет еще лучше сосредоточиться. Очень хорошо, если во время этой передышки вы сделаете несколько физических упражнений, гимнастику для глаз, встанете со своего рабочего места и пройдетесь, словом, выполните какие-либо физические действия. Однако больше всего эффективной работе ума мешают непреднамеренные отвлечения, не связанные с данным видом деятельности: посторонние мысли, переживания, яркие предметы, притягивающие взгляд, громкая музыка и т.д. Так вот, избежать всего этого поможет соответствующая обстановка. Для каждого она своя: абсолютная тишина, раз и навсегда заведенный порядок на столе, остро заточенный карандаш для записей, удобное кресло и т. д. Но кроме этих внешних факторов, большое значение имеет психическая возможность работать в таких условиях. Вот почему некоторые люди предпочитают работать в библиотеке или дома за своим письменным столом.

Не стоит сбрасывать со счетов и определенный настрой на работу. Если вы обладаете хорошо развитым образным мышлением, настроиться вам поможет прием, которым часто пользовался Наполеон. А он, как известно, отличался большой работоспособностью. Итак, представьте, что в вашей голове находится огромный шкаф с множеством ящиков. Ящики - это те виды работы, которые вы выполняете в процессе своей профессиональной или творческой деятельности: пишите отчет, составляете план урока, разучиваете гаммы, готовитесь к докладу и т. д. Сосредоточьтесь и мысленно выдвиньте ящик, который соответствует тому, чем вы собираетесь заняться. Затем проверьте, хорошо ли закрыты все остальные ящики и приступайте. Этот нехитрый прием поможет вам максимально сконцентрироваться на предстоящей работе и выполнить ее в кратчайший срок. При создании рабочей обстановки помните, что сосредоточению на материале помогают и небольшие побочные раздражители, поэтому не следует плотно закрывать окна и двери, добиваясь абсолютной тишины. Наоборот, включите негромкую музыку, откройте окно в сад, чтобы было слышно пение птиц, приоткройте форточку: умеренный городской шум - прекрасный фон для напряженной умственной работы. Доказательством тому служит опыт одной из лондонских библиотек. Для создания идеальной обстановки для работы с книгами там были оборудованы звукоизолированные места для читателей. Но очень скоро выяснилось, что звуковой вакуум совершенно не совместим с работой, требующей глубокой сосредоточенности на материале.

При планировании своего рабочего дня необходимо также принимать во внимание колебания умственной активности.

Научно установлено, что своего пика она достигает в 5, 11, 16, 20 и 24 часа. Следовательно, в это же самое время отмечается и максимальная концентрация внимания.

Для эффективной работы наряду со степенью концентрации внимания важна и длительность ее поддержания. Для ее тренировки существует целый ряд упражнений, основанных, как правило, на поддержании длительного сосредоточения на одном объекте, цель которых заключается в отвлечении от всех посторонних мыслей, не относящихся к данному объекту.

Упражнение 1

Сосредоточьте взгляд на кончике своего пальца, полностью сконцентрируйтесь на нем и удерживайте внимание в течение 3-4 минут. На первый взгляд это кажется простым, но на самом деле выбросить из головы посторонние мысли - задача не из легких. Чтобы упражнение принесло пользу, выполнять его нужно каждый день по нескольку раз.

Упражнение 2

Это упражнение является разновидностью предыдущего. Однако сосредотачиваться следует не на какой-либо части тела, а, например, на медленном дыхании или паузах между его циклами.

Упражнение 3

Хорошие результаты по концентрации дают упражнения по сознательному переносу внимания на какие-либо природные объекты: резной лист клена, отшлифованную морской водой гальку, стекающую по стеклу дождевую каплю. Подойдет все что угодно, лишь бы оно было небольшого размера и для начала находилось прямо напротив глаз.

Упражнение 4

Вместо природных объектов можно использовать внутренние образы. Это упражнение тем хорошо, что оно не требует особой обстановки, его можно выполнять где угодно. Представьте, например, шахматную доску, по которой передвигается какое-либо насекомое (небольшой зверек). Внимательно следите за тем, как оно медленно переползает с белого квадрата на черный и так далее по всей доске. При этом помните, что доску желательно видеть целиком, потому что чем больше поле обзора, тем эффективнее упражнение.

Упражнение 5

Психологи называют это упражнение «созерцание зеленой точки». Возьмите страницу с напечатанным текстом, в центре поставьте зеленую точку диаметром 1-2 мм. Каждый вечер, перед тем как лечь в постель, сядьте за стол, положите перед собой страницу, рядом с ней часы и в течение 10 минут смотрите на точку. При этом, как и в предыдущем упражнении, старайтесь не думать ни о чем постороннем, добиваясь полного сосредоточения на объекте. После выполнения упражнения сразу же ложитесь спать, чтобы зеленая точка оставалась финальным зрительным образом прожитого дня. Выполнять упражнение рекомендуется в течение не менее 2-3 месяцев.

Упражнение 6

Чтобы снять усталость после напряженной работы или дать отдых глазам, можно практиковаться в переносе концентрации с одного объекта на другой. Выберите в своем окружении некую точку (небольшую деталь пейзажа или интерьера) и сконцентрируйте на ней внимание. Затем постепенно расширяйте обзор, вбирая в поле своего зрения весь окружающий мир. Через несколько минут повторите все в обратном порядке, чтобы вернуться к исходному объекту.

Упражнение 7

Это упражнение направлено на тренировку слухового внимания. В течение 10 минут постарайтесь как можно внимательнее вслушиваться в окружающие вас звуки: речь диктора по радио, пение артиста по телевизору, шум дождя за окном и т. д. Такая тренировка помогает нам выработать навык сосредоточения на звучащей информации, ведь, когда мы слушаем кого-либо, то, как правило, занимаемся еще чем-нибудь.

Выполняя эти упражнения, вы обязательно убедитесь, насколько трудно сконцентрироваться на неподвижных, пусть даже очень простых, объектах. И это не случайно, поскольку основным условием длительного устойчивого сосредоточения является изменчивость, подвижность, сложность объекта внимания, которые невозможны без активного восприятия, а однообразие утомляет. Попробуйте еще одно упражнение для тренировки устойчивого внимания. Возьмите заведомо не интересную для вас книгу и начните ее читать. При этом поставьте перед собой цель - найти в этой книге что-нибудь любопытное, что расширит ваш кругозор, окажется полезным или просто развлечет вас.

Тренировка устойчивости внимания

Наукой установлено, что внимание подвержено непроизвольным периодическим колебаниям, которые наблюдаются даже при высокой степени его устойчивости и сосредоточенности. Это можно наглядно продемонстрировать с помощью зрительных восприятий двойственных изображений. Например, рисунок вазы на черном фоне или двух профилей на белом. После того как человек начинает воспринимать оба изображения, внимание начинает колебаться и человек видит попеременно то вазу, то профили.

Однако эти колебания можно устранить, если вместо простого рассматривания предмета поставить себе более сложную задачу. Представим, например, пустую комнату, которую нужно обставить: поставить посредине большой обеденный стол, вокруг него расставить стулья с резными спинками, над ним повесить люстру, а стены украсить красивыми и дорогими картинами и т. д. Так вот, пока вы будете заниматься дизайнерскими изысканиями, внимание будет устойчивым и колебаний не будет.

Следовательно, для сохранения устойчивости необходима внешняя и внутренняя активность личности, то есть вслед за решением одной задачи следует ставить перед собой новую.

Устойчивость внимания очень важна для получения результата в любой сфере человеческой деятельности. Она является ярким показателем глубины, продолжительности и силы психической деятельности человека и характеризует в первую очередь людей увлеченных, полностью отдающихся делу, способных не обращать внимания на множество отвлекающих факторов.

Уровень этой устойчивости зависит от целого ряда причин: сложности материала, трудности его восприятия, субъективного к нему отношения и, наконец, а также от индивидуальных особенностей личности. Ниже приведено несколько упражнений, которые помогут вам выработать у себя устойчивость внимания и свести к минимуму его колебания.

Упражнение 1

Положите перед собой небольшой текст, взятый из газеты или журнала, и, рассматривая каждую строчку, зачеркивайте в ней какую-либо одну букву, например «о». Затем проверьте себя и зафиксируйте количество ошибок. Повторите это упражнение несколько раз с другими буквами и проанализируйте результаты. Можно ограничить его выполнение временными рамками в зависимости от величины текста.

Упражнение 2

Напишите произвольно столбик цифр и за определенное количество времени сложите их. Проверьте результат при повторном выполнении этого же упражнения.

Тренировка распределения внимания

О необходимости распределять внимание мы говорим тогда, когда мы вынуждены одновременно заниматься несколькими делами, в которых оно проявляется в той или иной форме. Например, нам нужно набирать текст на компьютере, слушая музыку, или вести машину, разговаривая при этом по мобильному телефону. Совмещение нескольких дел возможно только в том случае, когда одно из них не требует особой сосредоточенности, а другое - это привычный, доведенный до автоматизма процесс.

Однако то, что касается умственной деятельности, особенно если она связана с интенсивной работой памяти, требует почти 100%-ной концентрации внимания. Еще Эйнштейн обратил внимание на тот факт, что у глубоко задумавшегося человека лицо, как правило, имеет неосмысленное выражение. И происходит это потому, что при напряженной работе мысли у человека просто не хватает «сил» на поддержание соответствующего его виду деятельности выражения лица. Вот почему практически невозможно одновременно читать и писать, заниматься переводом и вести при этом серьезную беседу. При других видах работы внимание задействовано в меньшей степени. Так, например, при мытье полов его концентрация составляет всего 9%, при забивании гвоздей - 40%, во время управления автомобилем - 60%, а при подсчете денег - 80%. Значит, эти занятия можно совмещать с другими видами деятельности, тоже не требующими большой концентрации внимания.

Упражнение 1

Положите перед собой 2 листа бумаги, возьмите в обе руки по карандашу и одновременно напишите разные слова, например левой рукой - свое имя, а правой - фамилию.

Упражнение 2

Одновременно считайте вслух от 1 до 20 и пишите те же самые цифры только в обратном порядке - от 20 до 1. Затем повторите то же упражнение, но записывайте цифры в порядке возрастания, а проговаривайте - в порядке убывания.

Упражнение 3

Обеими руками одновременно опишите в воздухе разные геометрические фигуры: квадрат и круг, треугольник и эллипс и т. п.

Эти несложные упражнения, если выполнять их ежедневно по нескольку раз в течение 2-3 месяцев, помогут вам быстрее реагировать на смену рабочего ритма и справляться с эмоциональными перегрузками, даже просыпаться по утрам станет легче, поскольку переход от сна к бодрствованию будет повиноваться хорошо отлаженному механизму.

Тренировка переключения внимания

Переключение внимания зависит от характера предстоящей и предыдущей деятельности. Чем большего сосредоточения требовала предыдущая работа, чем сложнее и интереснее она была, тем труднее перевести внимание на предстоящую, тем сильнее эффект торможения. Подвижность нервных процессов у каждого человека своя, поэтому все люди по-разному переключаются с одного вида деятельности на другой.

Скорость смены объекта внимания может служить своеобразным тестом его состояния в конкретный отрезок времени. Для этого сначала необходимо определить ее норму. В течение нескольких дней утром выполняйте следующее упражнение : из любых значков (это могут быть, например, буквы латинского алфавита: ZZZZ, WWWW, YYYYY и т. д.) быстро нарисуйте ряд до первой ошибки. Среднее количество этих знаков и будет считаться нормой. Предположим их будет 14. Если вы выполните то же самое упражнение в конце напряженного рабочего дня, этот показатель будет примерно в 2 раза ниже, то есть 7-8 знаков. Чтобы проверить, готовы ли вы и ваше внимание к выполнению сложной и ответственной работы, быстро нарисуйте знакомый вам ряд, и все станет ясно. Тренировка переключения внимания направлена на 3 основных компонента этого параметра: переведение его с одного объекта на другой, выделение наиболее важных объектов, выбор оптимального маршрута восприятия.

Для того чтобы научиться быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, рекомендуется читать попеременно две или три разные книги (близкие по содержанию), переключаясь с одной на другую каждые 15 секунд. В заключение нужно составить планы прочитанного: по одному на каждую книгу. Знаком к переходу от одной книги к другой может быть не только определенный отрезок времени, но и количество прочитанного текста, например полстраницы или 1 страница.

Увеличение объема внимания

Объем внимания - очень важная составляющая кратковременной памяти. Известно, что при одноразовом предъявлении человек может воспринять и запомнить от 5 до 9 объектов. Это количество было экспериментально установлено американским психологом Миллером в 1945 году. Сформулированное им на основании этого правило гласит, что объем внимания человека зависит не от количества воспринимаемых данных, а от числа блоков, или кусков информации, число которых постоянно и равно 7 ± 2. Следуя этому правилу, можно утверждать, что при одновременном восприятии одинаково запоминаются и 7 букв, и 7 цифр, и 7 слов, и 7 идей. А это значит, что самый эффективный способ запоминания - это их кодирование.

Для увеличения объема внимания очень полезно следующее упражнение, которое рекомендуется выполнять в 2 этапа. Сначала в течение буквально 1 секунды задержите свой взгляд на каком-либо предмете: лице человека, фасаде здания, цветке, животном и т. п. Затем закройте глаза и попытайтесь воспроизвести его в своем воображении, припомнив как можно больше деталей. Откройте глаза и сравните реальный предмет с воображаемым. Когда они будут полностью совпадать, можно перейти к следующему этапу: за тот же отрезок времени постарайтесь запомнить окружающие вас предметы и мысленно воспроизвести их. Чтобы их было больше, научитесь рационально группировать их по каким-либо признакам.

Альтернативные техники развития внимания

Известно, что недостаток внимания отрицательным образом сказывается на работе памяти. Нет внимания - нечего записывать в мозг, следовательно, нечего и вспоминать. Причин невнимательности много, однако наиболее распространенная - это озабоченность. Именно она порождает страх что-нибудь забыть или не вспомнить в нужный момент нечто важное и необходимое. В результате человек, охваченный беспокойством, не может должным образом сосредоточиться и напрасно теряет силы и время.

Страх перед забыванием - основная причина, которая вызывает нарушения в работе памяти. Постепенно под давлением повторяющихся неудач человек начинает драматизировать ситуацию, прогнозировать (иначе говоря, программировать) провалы в памяти. В конце концов, процесс воспоминания становится мучительным и зачастую безрезультатным.

Чтобы избежать неудач, вызванных ненужным беспокойством, отнеситесь к временным провалам в памяти как к явлению нормальному, неизбежному и проходящему. Сохраняйте спокойствие и не паникуйте, и вы увидите, что через некоторое время она вновь заработает в обычном режиме, как хорошо отлаженный механизм.

Внимательный человек хорошо воспринимает не только то, что происходит у него внутри, но и все происходящее вокруг него. Внутреннее смятение, беспокойство и озабоченность мешают процессу восприятия и многое, иногда очень важное, ускользает из вида. Память обладает одной очень интересной особенностью: чем больше прилагается усилий для того, чтобы вспомнить, тем меньше это удается. Так происходит, потому что прилагаемые усилия - это несанкционированное вмешательство в работу внимания. Например, гость, рассматривая цветы на вашем подоконнике, вдруг спросит название одного из них. И если вы не сразу вспомните его и не дадите моментальный ответ, вас, скорее всего, охватит беспокойство, в мозгу возникнет напряжение, а название злополучного цветка окончательно вылетит у вас из головы. А если вместо того, чтобы напрячься, вы бы расслабились, память, дав небольшой сбой, разблокировалась бы и выдала правильный ответ.

Очень хорошо о необходимости расслабиться, чтобы активизировать память, сказал профессор Эткен, известный своей феноменальной памятью: «Я открыл, что чем больше силюсь что-то вспомнить, тем больше нуждаюсь в расслаблении, а вовсе не в концентрации внимания, как все обычно думают. Сначала, безусловно, необходимо сосредоточить внимание, но как только это станет возможным, нужно расслабиться. Так поступают очень немногие. К сожалению, этому не учат в школе, где знания приобретаются лишь путем повторения».

Концентрация - это полное расслабление и восприимчивость к наблюдению.

Мышечное расслабление

Цель упражнений - последовательное снятие тонуса отдельных групп мышц до полного расслабления и ощущения внутренней свободы.

Исходное положение: сядьте на стул так, чтобы вам было удобно, ступни должны полностью стоять на полу, расслабьтесь. Одежда для занятий должна быть свободной, не давить и не сковывать движений.

Упражнение 1

Вытяните ноги вперед так, чтобы пальцы составляли прямую линию с голенью, и напрягите мышцы стоп и икр. Сохраняйте такое положение в течение 10 секунд, затем резко снимите напряжение с мышц. При правильном выполнении упражнения после этого наблюдается пассивное движение расслабленной части тела, прилив крови к мышцам и тепло. В течение 10 секунд прислушивайтесь к своим ощущениям, сохраняя состояние полной расслабленности и нормальное дыхание.

Упражнение 2

Упритесь пятками в пол, приподнимите ступню и попытайтесь пальцами дотянуться до голени, не отрывая пятки от пола. Напрягите мышцы ступни и голени. Задержитесь в этом положении на 10 секунд, затем расслабьтесь. Через 10 секунд повторите упражнение, не забывая акцентировать свое внимание на смене напряжения и расслабления.

Упражнение 3

Вытяните ноги вперед и постарайтесь пальцами дотянуться до голени. Напрягите мышцы бедер и задержитесь в этом положении на 10 секунд. Затем расслабьтесь и «уроните» ноги на пол. Почувствуйте прилив тепла к расслабленным мышцам.

Упражнение 4

Вытяните ноги вперед параллельно полу, попытайтесь пальцами дотянуться до голени, напрягите мышцы ступней, голени и бедер. Задержитесь в этом положении на 10 секунд и расслабьтесь.

Упражнение 5

Вытяните руки вперед параллельно полу, сожмите кулаки и максимально напрягите все мышцы рук. Через 10 секунд расслабьтесь и повторите упражнение.

Упражнение 6

То же упражнение проделайте с раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами.

Упражнение 7

Вытяните губы вперед и округлите их, словно вы произносите букву «о», раскройте широко глаза, изобразив удивление. При этом максимально напрягите мышцы лица и шеи. Сохраняйте напряжение в течение 10 секунд, после чего расслабьтесь и через 10 секунд снова повторите упражнение.

Упражнение 8

Улыбнитесь самой широкой своей улыбкой, напрягая при этом мышцы лица и шеи. Замрите в этом положении на 10 секунд, затем расслабьтесь и в течение 10 секунд прислушайтесь к своим ощущениям.

Мышечное расслабление с визуализацией

Йоги использовали это упражнение для достижения полного расслабления тела и души. Кроме того, с его помощью можно контролировать степень расслабления, которого вы достигаете в процессе тренировок.

Исходное положение: лежа на спине на полу или кровати, сидя в кресле или на диване, главное: поза должна быть комфортной.

Закройте глаза и мысленно представьте себя на берегу моря или реки. Детализируйте окружающий вас пейзаж: почувствуйте шум морского прибоя или плеск речной волны, ощутите дуновение ветерка, ласковое тепло солнца, запах экзотических цветов, раскрасьте мир самыми яркими красками, не упуская мельчайших подробностей. Иначе говоря, нарисуйте в своем воображении картину, которая привела бы вас в состояние полнейшего покоя и умиротворения.

Когда необходимое состояние будет достигнуто, снимите остаток напряжения в мышцах, соблюдая определенную последовательность. Для этого про себя монотонно и ритмично произносите следующее: «Расслабляю ступни... Расслабляю пальцы ног... Расслабляю голени... Расслабляю колени... Расслабляю бедра... Расслабляю живот... Расслабляю грудь... Расслабляю руки... Расслабляю кисти рук... Расслабляю пальцы... Расслабляю шею... Расслабляю лицо... Расслабляю челюсти... Расслабляю рот... Расслабляю язык... Расслабляю глаза... Расслабляю веки... Расслабляю брови... Расслабляю щеки. Расслабляюсь полностью...».

В результате напряжение должно смениться полным расслаблением, а дыхание станет ровным и поверхностным. Это упражнение не требует особых условий, выполнять его можно как дома, так и на работе. С его помощью можно не только активизировать внимание, но и снять физический дискомфорт.

Дыхательные упражнения

Расслабиться и снять напряжение можно и с помощью дыхания, для этого нужно просто сконцентрироваться и сосредоточить все свои мысли на вдыхаемом и выдыхаемом воздухе. Оно при этом должно быть замедленным и ритмичным.

Упражнение 1. «Волны»

Сядьте на стул, опустите руки вдоль туловища, расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох через нос, чтобы легкие полностью заполнились воздухом. Он должен быть медленным и долгим. Затем так же медленно выдохните через нос до полного освобождения легких. Старайтесь не напрягаться и сохранять расслабленное состояние.

Повторите упражнение несколько раз, внимательно прислушиваясь к работе легких и дыханию. Оно должно быть плавным и ритмичным, как движение волн, которые то мягко набегают на песчаный берег (выдох), то медленно откатываются назад (вдох).

Не сбиваясь с ритма, постарайтесь представить себе эти волны, песчаный пляж, запах морской воды, крики чаек, прохладный утренний ветерок. Внимание должно быть полностью сконцентрировано на деталях нарисованного в мыслях пейзажа. Если упражнение выполнено правильно, через некоторое время вы почувствуете себя настолько комфортно, что с трудом заставите себя выйти из этого состояния.

На первый взгляд описанное упражнение очень простое, но оно очень эффективное. Благодаря постепенному настрою на размеренный ритм дыхания оно позволяет очень быстро достичь внутреннего умиротворения и полного расслабления. Особо хочется подчеркнуть, что выполнять его нужно с закрытым ртом. Согласно учению йогов, «рот создан, чтобы целоваться и есть».

А из практики следует, что через рот мы дышим чаще всего во время больших физических нагрузок, поэтому при расслаблении более естественно дышать носом. Следовательно, если у вас заложен нос, то от выполнения данного упражнения лучше воздержаться.

Упражнение 2. «Воздушный шар»

Его можно рассматривать как вариацию предыдущего. Меняя воображаемую картину, вы от мягкого ритма переходите к ощущению парения, когда вам хочется, словно воздушному шару, задержать вдыхаемый воздух как можно дольше.

Примите исходное положение, как в предыдущем упражнении, закройте глаза - это поможет вам лучше сосредоточиться.

Сделайте медленный глубокий вдох (через нос!), считая до 4. Затем задержите дыхание, следя за тем, чтобы мышцы живота и гортань были полностью расслаблены.

Так как это действие обычно сопровождается напряжением, чтобы избавиться от него, мысленно говорите: «Я планирую мягко, в свободном полете». Кроме того, постарайтесь вызвать у себя ощущение парения в безвоздушном пространстве, представив свои легкие воздушным шариком яркого красивого цвета, который так нравился вам в детстве.

После того как дыхание восстановится (не раньше!), повторите упражнение. Старайтесь придерживаться спокойного размеренного ритма, который не нарушал бы гармонию свободного полета. Для того чтобы эффект от упражнения был максимальным, выполнять его следует по 5 раз 3 раза в день. Кроме того, его рекомендуется делать перед работой, требующей большой сосредоточенности и концентрации внимания.

Используемая литература

Словарь практического психолога. -- М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Комарова Т. К. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие. -- Гродно: ГрГУ, 2002. -- 124 с

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование роли внимания в развитии и практической деятельности человека. Характеристика основных причин невнимательности. Анализ понятий концентрации и распределения внимания. Описания методики для оценки объема распределения и переключения внимания.

    отчет по практике , добавлен 23.05.2013

    Особенности психических процессов. Проблемы, связанные с развитием внимания у школьников. Диагностика концентрации, распределения и переключения внимания. Диагностика устойчивости и продуктивности внимания. Упражнения на развитие избирательности внимания.

    отчет по практике , добавлен 03.03.2013

    Обзор психологических исследований изучения внимания. Понятие внимания. Физиологические основы внимания. Функции, свойства и виды внимания. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания (продуктивность и устойчивость).

    дипломная работа , добавлен 06.12.2006

    Краткая характеристика внимания. Виды внимания. Развитие внимания в дошкольном возрасте. Характеристика внимания детей среднего возраста. Методы развития внимания. Таблицы и упражнения на внимание. Диагностика внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет.

    контрольная работа , добавлен 29.05.2008

    Внимание как свойство человеческой психики. Определение внимания в психологии. Характеристика сущности критериев оценки качества внимания у человека. Методы исследования внимания. Показатели объема внимания, оценка устойчивости, переключаемости внимания.

    реферат , добавлен 11.11.2010

    Индивидуальные и возрастные характеристики внимания. Основные функции внимания, особенности его развития. Проблема изучения основных свойств внимания. Методика проведения эксперимента, проба Бурдона. Возможности саморазвития внимания в начальной школе.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2010

    Определение внимания, его функции, физиологические основы. Методы психологической диагностики и развития внимания у дошкольников. Организация систематического развития внимания с использованием диагностических методик и занятий с игровым материалом.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2014

    Формирование психического мыслительного процесса у детей школьного возраста. Приемы и методы развития устойчивости и концентрации произвольного внимания школьников. Разработка диагностического комплекса по определению индивидуального уровня внимания.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2014

    Понятие внимания и его основные характеристики: направленность и сосредоточенность. Схема зон сознания. Основные виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное. Исследование объема и устойчивости внимания.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2015

    Понятие и физиологические основы внимания, его свойства. Виды и функции внимания. Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте. Условия и методические особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.



Просмотров