Виды конституционно правовых отношений рф. Понятие и виды субъектов конституционно-правовых отношений

Конституционно правовые отношения.

Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права. В юридической науке, под правоотношениями понимаются также общественные отношения, которые урегулированы нормами права.

При реализации норм конституционного права возникают конституционно-правовые отношения. Юридические связи образуются между соответствующими субъектами, как правило, с корреспондирующими другу правами и обязанностями.

Можно дать следующее определение конституционно-правовых отношений . Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:

· Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

· Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правонарушений;

· Конституционно-правовые отношения характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.

· Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.

· Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.

· Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.

· Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.

Также как и нормы конституционного права конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы.

1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений конституционно-правовые отношения разграничиваются на конкретные и общие правоотношения.

В правовой системе наиболее распространены правоотношения, возникающие в результате реализации конкретных правовых норм – правил поведения. В конституционном праве большинство конституционно-правовых норм также порождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения . В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Вместе с тем в конституционном праве, как уже отмечалось выше, имеются правовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.д.). Их реализация не порождает конкретных правоотношений – возникает особый вид правоотношений общего характера . В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности.

В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, обязанные реализовать данный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию органов государственной власти.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния . Их особенность – четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение субъектов Федерации в состав России.

2. С точки зрения времени функционирования конституционных правоотношений их можно разделить на постоянные и временные . Период действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм – правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость. В частности, на механизме временных правоотношений построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.

3. Особенностью конституционного права является то, что оно вбирает в себя материальные и процессуальные нормы и соответственно при их реализации образуется два вида правоотношений: материальные и процессуальные .

4. В зависимости от вида норм выделяются также правоустановительные (содержащие права и обязанности) и правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).

Право частной собственности охраняется законом – на основе этой нормы возникают правоохранительные конституционно-правовые отношения. Норма о том, что «признается и защищается частная собственность» (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) порождает правоустановительные отношения.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт .

Юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение одного или группы правоотношений.

Юридические факты делятся на события и действия . Событие происходит независимо от воли субъекта, в то время как действие связано с волеизъявлением последнего.

Например, событием является рождение гражданина, которое порождает отношения гражданства.

В свою очередь действия могут быть классифицированы на юридические акты и юридические поступки.

Как правило, возникновение, функционирование и развитие конституционных правоотношений происходит в результате целой системы юридических факторов. Так, правоотношению, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь юридических факторов:

Принятие правовых актов о назначении выборов и об образовании избирательных округов, комиссий, участков;

Составление списков избирателей;

Включение в списки данного гражданина;

Наступление срока, установленного для начала голосования.

Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права избирать и быть избранным заканчивается.

Субъекты конституционно-правовых

Отношений Российской Федерации.

Особенностью конституционного права является наличие широкого круга субъектов конституционно-правовых отношений. Среди них выделяются такие специфические субъекты как:

- народ;

- государство;

- субъекты Федерации;

- депутаты;

- коренные малочисленные народы;

- население;

- муниципальное образование;

-

-

- избирательные комиссии;

- собрания избирателей и др.

Народ России (российский народ) как общность граждан Российской Федерации выступает субъектом конституционно-правовых отношений при проведении всероссийского референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента РФ, а также реализации иных форм прямой демократии, реализуемых на общероссийском уровне.

Аналогичная общность, но только в пределах конкретной территории России, формируется на уровне субъекта Федерации (республики, края, области, автономного округа и т. д.). Народ субъекта Российской Федерации обладает правами по реализации публичной власти в пределах прав конкретного государственно-территориального или национально-территориального образования Российской Федерации. Данный субъект конституционно-правовых отношений реализует свой правовой статус на участие в референдуме, в выборах в законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также в избрани высшего должностного лица конкретного субъекта Российской Федерации.

Еще одна категория народ, рассматриваемая в конституционном праве как сторона конституционно-правовых отношений, - коренные малочисленные народы. Согласно ст. 69 Конституции РФ государство гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. С этой целью в России принимаются законы и иные нормативные акты, определяющие и обеспечивающие права данной общности.

Особым субъектом конституционно-правовых отношений является государство – Российская Федерация. Ее конституционно-правовой статус определяется прежде всего Конституцией РФ, в которой закрепляются основные свойства государственного суверенитета Российской Федерации, ее внутригосударственный и международно-правовой статус.

К участникам конституционно-правовых отношений относятся также субъекты Российской Федерации:

- республики;

- края;

- города федерального значения;

- автономная область;

- атомные округа;

Основы конституционно-правового статуса составных частей Федерации определяются Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ.

Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:

- муниципальные образования;

- органы государственной власти;

- органы местного самоуправления;

- население местного самоуправления;

- этнические группы;

- политические партии и другие общественные объединения граждан;

- собрания граждан;

- собрания избирателей;

- граждане Российской Федерации;

- иностранные граждане;

- лица без гражданства и др.

Определяющий критерий для идентификации субъекта конституционно-правовых отношений заключается в установлении того факта, регулируется ли его статус нормами конституционного права или нет.

В некоторых странах государствоведы относят к субъектам конституционного права и такую общность, как нация. В этатическом смысле нация, рассматриваемая, например, во Франции, как субъект конституционного права, есть, по сути, народ (общность граждан) в рамках конкретного государства. В этническом смысле нация – скорее субъект международного права.

Как субъект конституционно-правовых (государственно-правовых) отношений нация в этническом смысле рассматривалась, как таковая в период существования СССР. Нация определялась как общность, олицетворяющая титульную национальность союзной республики. В соответствии с конституционной доктриной Союза ССР советские союзные республики наделялись правом выхода из СССР. Эта правовая возможность рассматривалась как право конкретной нации (украинцев белорусов, армян, грузин и т.д.) на самоопределение.

В современном российском конституционном праве в связи с отказом от конфедеративного типа отношений между Федерацией и национально-территориальными образованиями-республиками в составе России нация в этническом смысле уже не может рассматривать в качестве субъекта конституционно-правовых отношений.

В Российском обществе за последние годы произошли значительные изменения во всех сферах жизни (социальной, политической, экономической и др.), однако, указанные признаки конституционных правоотношений не потеряли своей значимости. Их можно только дополнять. Действительно, конституционно-правовые отношения представляют собой специфическую форму многих политических отношений. Объектами этих отношений выступают социально-экономические и социально-политические ценности, национальные отношения, основные права и свободы человека и др. рассматриваемые правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа.

Содержание конституционных правоотношений является социальное поведение субъектов в конституционном праве, круг которых специфичен и широк. Субъектами российского конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основание реализовать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.

Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то возникает необходимость объединения их в следующие группы:

1. Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические общности (народности).

Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений обусловлена, прежде всего, тем, что он является носителем суверенитета и единственным источником власти в России (ст.3 Конституции РФ) Права образовывать представительные органы государственной власти, участвовать в выборах Президента РФ, выражать свою волю путем референдума относятся к исключительному ведению народа. Нации, этнические общности могут вступать между собой в конституционно-правовые отношения, как между собой, так и с органам государственной власти по поводу национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их

2. Государство – Российская Федерация; субъекты в составе Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные округа).

В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти. Указанные субъекты могут участвовать в конституционно-правовых отношениях непосредственно или через государственные органы, выступающие от их имени. Примером таких отношений является Федеративный договор от 31 марта 1992 года о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Конституционные правоотношения также возможны между республиками, между автономиями, республиками и автономной областью и автономными округами и т.д.

3. Административно-территориальные единицы (районы, города, районы в городах, поселки).

Административно-территориальная единицы, это не только географическое, но и политическое образование, основу которого составляет население. Именно население, формируя органы местного самоуправления, придает административно-территориальной единице черты политического образования, выступающего в качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права выступают избирательные округа. Через них реализуются право избирателей представительствовать в органах государственной власти.

4. Органы государственной власти и местного самоуправления.

В Российской Федерации ими являются:

- Федеральное Собрание;

- Правительство;

- Конституционный Суд;

- Высший Арбитражный Суд;

- Городская Дума;

- Местная администрация и др.

Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между различными органами власти. Обладая правом на осуществление государственной власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и т.д.). Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.

5. Должностные лица.

Субъектами конституционного права являются:

- Президент РФ;

- Председатели палат парламента - Федерального Собрания;

- Председатель Правительства РФ;

- Председатель конституционного Суда РФ;

- Генеральный Прокурор и др.

Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими, правотворческими, управленческими полномочиями, он вступает в отношения с парламентом, правительством, республиками и другими субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на конституционных нормах, приобретают форму конституционно-правовых. В некоторых из подобных и иные конституционно-правовые отношения вступают вышеперечисленные должностные лица.

6. К субъектам конституционных правоотношений со специальной правоспособностью относятся избиратели и депутаты (различных представительных органов).

Избиратели участвуют в данных правоотношениях посредством выборов представителей народа в различные законодательные (представительные) органы власти (Государственную Думу, Совет Федерации, Законодательное Собрание, Городскую Думу и т.д.). Депутаты вправе принимать участие в работе тех органов государственной власти, в состав которых они избраны, в решении вопросов, рассматриваемых этими органами, в утверждении актов, издаваемых ими и т.д.

7.Политические партии, иные общественные объединения.

Политические партии и иные общественные объединения играют все более активную роль в жизни Российской Федерации. Они участвуют в избирательных компаниях выдвигая кандидатов в депутаты, организуют предвыборные мероприятия. Важно их участие в проведении референдумов, в местном самоуправлении, в охране и защите конституционных прав и свобод граждан.

8. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

Все физические лица участвуют в конституционно-правовых отношениях, осуществляя свои конституционные права, свободы и обязанности. Широкой правоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При этом следует отметить, что граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола, расы, национальности, языка и других признаков. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть, кроме того, субъектами конкретных конституционно-правовых отношений в связи с приобретением российского гражданства, получением политического убежища.

Такова система субъектов конституционного права России, которые, участвуя в конституционно-правового отношения – это субъект конституционного права, вступивший в конкретное правоотношение, а субъект конституционного права – это возможный участник такого правоотношения. Конституционно-правовые нормы связывают права и обязанности субъектов конституционных правоотношений с объектами. В общей теории права под объектом правоотношения понимается то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. то, по поводу чего возникают правоотношения.

В конституционном праве Российской Федерации выделяются следующие объекты конституционно-правовых отношений:

- Государственная территория.

В Конституции Российской Федерации имеется норма, согласно которой границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (ч.3 ст.67). На основе этой нормы возникают конституционно-правовые отношения, связанные с частью государственной территории России. Предметы материального мира (материальные ценности). Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различных форм собственности (ст.8, 9, 34, 35 Конституции РФ) и право соответствующих субъектов пользоваться такими объектами. На основе этих норм могут возникать конституционно-правовые отношения.

Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство). Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты:

- каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.21);

- достоинство личности охраняется государством (ч.1 ст.21) и др.

На основе ст.98 Конституции РФ и федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», устанавливающих депутатскую неприкосновенность, могут возникать соответствующие конституционно-правовые отношения, связанные с охраной чести депутата. Поведение и результаты поведения субъектов конституционных правоотношений. Например, действия депутата Государственной Думы, внесшего законопроект в данную палату парламента, являются объектом (поведения) конституционно-правовых отношений по поводу законопроекта. Подписание Президентом РФ указа, несоответствующего Конституции РФ, составляет объект (результат поведения) конституционно-правового отношения по поводу отмены этого указа Конституционным Судом Российской Федерации.

Конституционные отношения разнообразны по содержанию, структуре, связаны сложной иерархией и могут быть классифицированы на различные виды. В общей теории права отраслевой юридической литературе предложено несколько таких оснований, которые характерны и для конституционного права. Ограничимся только их напоминанием. Это: регулятивные и охранительные, абсолютные и относительные, общие и конкретные.

Исходя из критерия времени, конституционно-правовые отношения подразделяются на постоянные, например, нахождение субъектов Российской Федерации в ее составе; периодически повторяющиеся, например, формирование Совета Федерации Федерального Собрания России, в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Возможны временные конституционно-правовые отношения. Они прекращаются с достижением того результата, ради которого возможны, например, формирование окружных и участковых избирательных комиссий в период избирательной компании и др.

Юридическое содержание конституционного правоотношения представляет единство субъективных прав и обязанностей, оказывающих активное влияние на поведение участников этого отношения, и выражается главным образом в строго определенной всеобщности прав и обязанностей, в том, что все субъекты являются носителями данных субъективных прав и обязанностей. В конкретных конституционных правоотношениях субъективное право представлено уже в обычном виде – это допустимая и гарантируемая Конституцией возможность определенного поведения субъекта, наделенного этим правом. Субъективная обязанность выступает как установленная конституционными нормами необходимость действий субъекта, на которое данная обязанность возложена. Юридическое содержание общих конституционных правоотношений проявляется через правовой статус их частников.

Так, Конституция Российской Федерации закрепляет правовой статус человека и гражданина, определяет их основные права, свободы и обязанности.

Обязанности участников конституционных правоотношений неоднородны. Одни носят всеобщий характер и в равной мере касаются всех субъектов, другие определенного вида субъектов, третьи конкретного адресата. Динамика конституционно-правовых отношений связана с юридическими фактами, которые как бы вводят субъективные права и обязанности в действие.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Конкретные конституционные правоотношения нуждаются в более точно фиксированных юридических фактах. В зависимости от характера связи с индивидуальной волей лиц они делятся на события и действия. Событиям – это факты, происхождение которых не связано с волей участников правоотношений. Например, смерть депутата – событие, которое влечет прекращение конституционно-правовых отношений между депутатом и избирателями. Рождение ребенка, признаваемого гражданином Российской Федерации, влечет возникновение отношений, связанных с гражданством.

Наибольшее распространение среди юридических фактов получили действия: правомерные – аккумулирующие социальную активность субъектов и отражающие процесс их целеустремленной деятельность, поддерживаемые и стимулируемые Конституцией, и неправомерные – нарушающие конституционные предписания. Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в результате правомерных действий – юридических фактов и поступков.

С изданием юридических актов связано возникновение большинства конституционных правоотношений, участниками которых являются органы государства. Аналогичные свойства приобретают должным образом оформленные результаты выборов, референдума. Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, обладают – инициатива, предложения государственных органов и общественных объединений, запрос депутата и т.д.

Заключение:

Как отмечалось выше, назначение конституционно-правовых норм состоит в регулировании общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли. В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

· Они отличаются своим содержанием; возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

· Им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Своеобразие предмета конституционного права, многообразный видовой характер его норм порождает и различия видов конституционно-правовых отношений.

Наиболее классический вид правоотношений возникает в результате реализации норм-правил поведения. На их основе возникают конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Реализация таких видов норм как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.п. порождает другие формы правоотношений, через которые воплощаются в жизнь заложенные в них предписания. Эти правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности.

Это в полной мере относится ко всем нормам-принципам, закрепляющим, например, основы конституционного строя Российской Федерации. В частности, закрепляемый принцип разделения властей находит свою конкретную реализацию через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются так называемые правовые состояния. Их характерной чертой, в отличие от правоотношений общего назначения, является четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, конкретно не определено, оно выводится из большого массива действующих конституционно-правовых норм. К правовым отношениям такого вида относятся состояние в гражданстве, состояние субъектов федерации в составе России.

Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия первых не является определенным, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные отношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении право обязанности они прекращаются. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирательный бюллетень и обеспечить условия для голосования.

В качестве особых видов конституционно-правовых отношений выделяют также материальные и процессуальный отношения. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные - порядок реализации правовых действий.

По целевому назначению принято различать правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. Во первых - в позитивной форме реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношения, во-вторых - права и обязанности связаны с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих прав или обязанностей.

Таким образом, юридический факт - это событие или действие, которое влечёт за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие - связано с волеизъявлением последнего. Действия, в свою очередь, могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки. Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждается целой системой, цепью юридических фактов.

Так возникновение правоотношений по гражданству порождается таким событием, как рождение гражданина.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.

Народ выступает в качестве субъекта правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов Государственной Думы, Президента РФ.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются государства - Российской Федерации и республики. В качестве участников правоотношений выступают и такие субъекты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Кроме перечисленных, в качестве субъектов конституционно-правовых отношений выступают органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрание граждан, собрание избирателей, отдельные граждане.

В общей форме можно сказать, что субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определённые обязанности и предоставляют права.

В качестве субъектов конституционно-правовых отношений могут быть в определённых случаях и иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче заявления о приобретении российского гражданства).

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. Москва, Издательство " Юридиче­ская литература ", 1993 г.

Издательство: Юристъ, 1999г.

3. Конституция Российской Федерации: Комментарий. М. 1996 г.

Конституционно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, под которыми понимаются урегулированные нормами права общественные отношения.

В структуре конституционно-правовых отношений выделяются следующие элементы:

  • субъекты;
  • содержание (субъективные права и юридические обязанности);
  • объекты.

Под конституционно-правовыми отношениями понимают урегулированные нормами конституционного права общественные отношения, содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме субъективных прав и юридических обязанностей, предусмотренных данными нормами.

Своеобразие конституционного права проявляется в многообразии видов конституционно-правовых отношений. Классификацию конституционно-правовых отношений можно провести по различным основаниям:

  • возникновение в результате реализации норм-правил, норм-принципов и норм-целей;
  • степень определенности содержания прав и обязанности субъектов;
  • срок действия;
  • выполняемые функции.

Возможны и другие основания классификации.

  • 1. В зависимости от того, в результате реализации какого вида нормы возникают правоотношения, различают конкретные конституционно-правовые отношения и общие. Конкретные конституционно-правовые отношения возникают в результате реализации классических норм - правил поведения, в которых четко определены субъекты, их права и обязанности, объекты. Результатом реализации норм-принципов, норм-целей выступают общие конституционные правоотношения, отличающиеся неопределенностью субъектов, неконкретностью их прав и обязанностей. Например, норма - принцип разделения властей, закрепленная в ст. 10 Конституции РФ, служит базовым ориентиром для органов власти, предопределяет их правомочия, взаимоотношения друг с другом, установленные нормами-правилами.
  • 2. С учетом степени определенности содержания прав и обязанности конкретных субъектов выделяют конституционно-правовые отношения и правовые состояния. Особенностью правовых состояний является неопределенность длящихся прав и обязанностей субъектов. К ним относятся состояние в гражданстве, состояние субъектов федерации в ее составе.
  • 3. По сроку действия конституционно-правовые отношения классифицируются на постоянные и временные. Постоянные отношения действуют без установленного срока и могут прекратиться в любое время. Временные отношения возникают на определенный срок и прекращаются с выполнением прав и обязанностей. Например, отношения депутата с избирателями ограничены сроком его полномочий.
  • 4. По выполняемым функциям конституционно-правовые отношения делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения служат результатом правомерного поведения. К ним относится большинство конституционно-правовых отношений, например отношения между законодательным органом и депутатом, внесшим проект закона. Охранительные правоотношения возникают вследствие нарушения конституционно-правовых норм и представляют собой реакцию государства на неправомерное поведение (например, отношения в связи с отставкой Правительства, роспуском Государственной Думы, признанием закона неконституционным).
  • 5. Конституционно-правовые отношения можно классифицировать на материальные и процессуальные. Материальные правоотношения возникают на основе материальных норм конституционного права, процессуальные - на основе процессуальных, производных от материальных. Процессуальные правоотношения возникают, в частности, при реализации прав, обязанностей граждан, полномочий органов власти.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений являются юридические факты - конкретные жизненные обстоятельства, имеющие юридическое значение и влекущие юридические последствия.

В зависимости от воли участников правоотношений юридические факты подразделяютсяна две группы:

  • события;
  • действия.

События не связаны с волей участников правоотношений. Например, указом Президента РФ может быть введено чрезвычайное положение в зоне экологического бедствия. Экологическое бедствие в данном случае является событием, вызвавшим издание Президентом РФ указа. Событием является достижение 35-летнего возраста для кандидата на пост Президента РФ.

К действиям, относящимся к юридическим фактам, причисляются те, которые связаны с волеизъявлением участников правоотношений. Различают действия правомерные и неправомерные. Действия также подразделяются на юридические акты и юридические поступки. Юридическим актом может служить жалоба гражданина в Конституционный Суд РФ, а юридическим поступком - принесение присяги Президентом РФ. В качестве примера неправомерного действия можно привести представление лицом, приобретающим гражданство РФ, подложных документов, влекущее отмену решения о приеме в гражданство РФ.

Как правило, для возникновения и движения правоотношения одного юридического факта мало, нужна совокупность юридических фактов - фактический состав.

Например, для движения избирательного правоотношения гражданина необходим следующий фактический состав: принятие актов о назначении выборов, об образовании избирательных округов, комиссий, участков; составление списков избирателей, включение в списки данного гражданина; наступление срока, установленного для начала голосования и др.

Субъектами конституционно-правовых отношений признаются участники общественных отношений, имеющие субъективные права и несущие юридические обязанности, предусмотренные нормами конституционного права.

Среди субъектов выделяется народ как политическая совокупность граждан государства. Конституция РФ закрепляет категорию «многонациональный народ Российской Федерации», который как субъект конституционно-правовых отношений является носителем суверенитета и единственным источником власти в России (ст. 3). Народ рассматривается в качестве субъекта принятия российской Конституции (преамбула Конституции РФ).

С учетом федеративного устройства государства можно выделить такие субъекты, как население субъекта РФ, население муниципального образования. Нация как субъект конституционно-правовых отношений реализует свое право на самоопределение в качестве титульной нации республики, автономного округа, автономной области. Малочисленные народы рассматриваются в качестве субъекта, обладающего правом на территории традиционного природопользования, на организацию общин.

Государство выступает в качестве целостного субъекта во взаимоотношениях с народом, гражданами, их объединениями и пр. К субъектам конституционно-правовых отношений относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации. Субъектами конституционно-правовых отношений выступают органы государственной власти. К федеральным органам государственной власти относятся Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, палаты Федерального Собрания - Государственная Дума и Совет Федерации, Правительство РФ, иные федеральные органы исполнительной власти, Конституционный Суд РФ, иные федеральные суды. В числе федеральных государственных органов выделяются прокуратура, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ, Администрация Президента РФ, Государственный Совет, Банк России, Общественная палата РФ, Центральная избирательная комиссия и др. К органам государственной власти субъектов РФ, выступающим участниками конституционно-правовых отношений, относятся высшие должностные лица {руководители исполнительной власти) субъектов РФ, законодательные {представительные) органы государственной власти субъектов РФ, высшие и иные исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, а также мировые судьи, конституционные {уставные) суды. Кроме того, на уровне субъектов РФ действуют избирательные комиссии субъектов, общественные палаты, уполномоченные по правам человека, уполномоченные по правам ребенка, контрольно-счетные палаты и другие государственные органы.

В конституционно-правовых отношениях участвуют муниципальные образования, органы местного самоуправления {представительные органы, главы муниципальных образований, местные администрации, контрольные и иные органы), органы территориального местного самоуправления, муниципальные избирательные комиссии.

Специфическими субъектами конституционно-правовых отношений являются кандидаты в депутаты и на выборные должности, зарегистрированные кандидаты, доверенные лица кандидатов, избирательные объединения, избирательные комиссии, члены избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса, наблюдатели на избирательных участках, депутаты, комитеты и комиссии представительных органов.

Субъектами многих конституционно-правовых отношений выступают граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, российские соотечественники за рубежом. Субъектами являются и объединения граждан, как общественные некоммерческие {политические партии и другие общественные организации, общественные фонды, общественные движения, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности), так и коммерческие. Последние могут, в частности, выступать заявителями жалоб в Конституционный Суд РФ. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать религиозные объединения - религиозные группы и религиозные организации.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений динамичен, не может быть данным раз и навсегда. Изменения в общественной жизни влекут новое правое регулирование отношений, включение в них новых субъектов, например, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, или исключение субъекта отношений, например, Дисциплинарного судебного присутствия, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Объекты конституционно-правовых отношений - это то, на что направлена деятельность субъектов, т.е. то реальное благо, на пользование которым и охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности, а также законные интересы.

В качестве объектов конституционных правоотношений рассматриваются:

  • 1) вещи, т.е. предметы материального мира (например, объекты собственности при их разграничении между Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, природные ресурсы, государственная казна);
  • 2) государственная территория, государственная граница;
  • 3) личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, достоинство, неприкосновенность человека, права и свободы человека и гражданина);
  • 4) поведение участников правоотношений - действия или бездействие (например, осуществление властных полномочий Государственной Думой, Советом Федерации, Президентом РФ при принятии федеральных законов, принятие в гражданство РФ, отзыв депутата, выдвижение политической партией списка кандидатов);
  • 5) результаты поведения участников правоотношений - последствия действий или бездействия (например, закон, судебное решение).

Конституционно-правовое отношение - возникающая на основе норм конституционного права общественная связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства.

Особенностями конституционно-правовых отношений являются:

1) специфика содержания. Конституционно-правовые отношения возникают в области общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права;

2) специфика субъектного состава. Некоторые субъекты могут быть участниками только конституционно-правовых отношений;

3) специфика объектов конституционно-правовых отношений;

4) многообразие видов конституционно-правовых отношений и значительный удельный вес в нем общих (общерегулятивных) отношений.

Элементами, составными частями конституционно-правового отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

Субъекты конституционно-правовых отношений - участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом конституционно-правовых отношений называется конституционной правосубъектностью.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений отличается определенной спецификой. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать:

1. Народ как исторически сложившаяся в рамках определенной территории общность людей, которая является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ выступает в качестве субъекта в отношениях по осуществлению своей власти: избирательные отношения, референдумные отношения. Субъектом конституционного права в соответствующих отношениях является также население субъекта Российской Федерации, население муниципального образования.

2. Государство и ею территориальные единицы: Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, муниципальные образования. Эти субъекты выступают в отношениях суверенитета, обладания территорией и т. п. В отличие от, например, гражданских правоотношений в конституционно-правовых отношениях данные субъекты выступают сами по себе, а не через свои государственные органы, органы местного самоуправления.

3. Государственные органы: федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации; местные органы государственной власти. Правосубъектность государственных органов особая и называется компетенцией.



4. Органы местного самоуправления.

5. Общественные и религиозные объединения - корпоративные субъекты, представляющие собой общности граждан, объединившихся по какому-либо признаку или для достижения определенных совместных целей.

6. Физические лица (индивиды) - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

7. Члены коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления - депутаты, члены избирательных комиссий и др.

Объектами конституционно-правовых отношений выступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида. Это социально-политические ценности: суверенитет, воспроизводство власти посредством выборов, республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и т. п.; социально-экономические блага - собственность, земля и другие природные ресурсы и др.; личные блага - жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.

Содержание конституционно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой конституционного права. Фактическое содержание - это фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

Для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений необходимы юридические факты - жизненные обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть либо события, либо действия.

Особенностью юридических фактов в конституционном праве является широкое распространение юридических фактов-состояний, то есть обстоятельств, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически. К таким юридическим состояниям относится, например, состояние гражданства. Следует отметить, что правовые состояния одновременно сами являются правоотношениями.

Конституционно-правовые отношения, как правило, возникают, изменяются или прекращаются под действием не одного, а нескольких юридических фактов, образующих фактический состав. Например, для возникновения у лица права быть избранным Президентом РФ необходим фактический состав, включающий несколько юридических фактов: гражданство Российской Федерации, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание в Российской Федерации в течение 10 лет, а также несостояние лица в должности Президента РФ в течение двух предыдущих сроков полномочий.

Классификация конституционно-правовых отношенийпроводится по нескольким основаниям.

1. По способу индивидуализации субъектов конституционно-правовые отношения разделяются на общие и конкретные. Общими правоотношениями являются правоотношения, основанные на таких общих правах и обязанностях. субъекты которых не имеют поименной индивидуализации. Субъектами таких правоотношений выступают все субъекты в рамках правовой системы, каждый находится в отношении с каждым. Положение каждого субъекта общего правоотношения отличается особым юридическим состоянием, особыми юридическими позициями в отношении других субъектов. Например, право на охрану здоровья и медицинскую помощь принадлежит каждому человеку, всякий обязан не противодействовать другому в реализации этого права.

Конкретные правоотношения - это отношения, субъекты (хотя бы одна из сторон правоотношения) которых определены путем поименной индивидуализации. Конкретные правоотношения разделяются на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях поименно определены все субъекты (например, правоотношение между Государственной Думой и Президентом РФ по даче согласия на назначение Председателя Правительства РФ). В абсолютных правоотношениях поименно определена одна сторона - носитель субъективного права. Все другие лица являются носителями юридической обязанности не препятствовать осуществлению управомоченным лицом своего права. Абсолютным, например, является правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 105 Конституции РФ, которая устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. Таким образом, только Государственная Дума выступает носителем права принимать федеральные законы. Все остальные государственные органы и должностные лица не вправе нарушать это право каким-либо образом и обязаны соблюдать его.

2. В зависимости от функций норм, на основе которых возникают конституционно-правовые отношения, последние разделяются на регулятивные и охранительные правоотношения.

3. Регулятивные отношения в зависимости от характера прав и обязанностей субъектов и разновидностей регулятивных конституционно-правовых норм разделяются на правоотношения активного и пассивного типа. Правоотношения активного типа складываются на основании обязывающих норм, возлагают на лицо обязанность совершить определенные действия (например, правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 112 Конституции РФ, содержанием которого является обязанность Председателя Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представить Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти). Конституционно-правовые отношения пассивного типа складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются пассивной обязанностью обязанного субъекта соблюдать права другого лица (в случае действия управомочивающих норм примером может быть уже упоминавшаяся ч. 1 ст. 105 Конституции РФ) или соблюдать установленный запрет (в отношении, основанном на запрещающей норме, например, норме ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, запрещающей принудительный труд).

Конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, например, на материальные и процессуальные, на временные и постоянные (правовые состояния), по конституционно-правовым институтам, на основе которых они возникают, и т. д.

Это участники данных отношений, обладающие определенными видами прав и обязанностей, которые они приобретают в соответствии с нормами конституционного права.

Субъекты конституционно-правовых отношений - участники отношений, регламентируемых конституционным правом. Данные участники могут быть носителями юридических прав и обязанностей, которые они получают в силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом конституционно-правовых отношений образует конституционный вид правосубъектности .

Состав субъектов конституционно-правовых отношений имеет определенную специфику.

В качестве разнообразных видов субъектов конституционно-правовых отношений могут выступать:

1. Народ как исторически сложившаяся общность людей, которая проживает на определенной территории и является единственным источником власти.

2. Государство и его территориальные единицы : Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, различные виды муниципальных образований.

3. Государственные органы : федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации.

4. Органы местного самоуправления : органы власти городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений.

5. Общественные и религиозные объединения - сообщества граждан, которые объединились по определенному виду признака для достижения общих целей.

6. Физические лица (индивиды) - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

7. Члены коллегиальных государственных и муниципальных органов - депутаты, члены избирательных комиссий и др.

Субъекты конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Среди них такие специфические субъекты конституционно-правовых отношений как народ, государство, депутаты, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.

Главным из субъектов конституционных правоотношений является человек , как в статусе гражданина, так и без данного статуса. Человек вступает в конституционно-правовые отношения с государством посредством органов власти. Человек постоянно находится в данного вида отношениях, обладая при этом правом потребовать от государства защиты своих законных интересов. В этом и проявляется правосубъектность, которая имеет общий характер, а для определенных лиц может дополняться специальным видом правосубъектности.

Люди выступают субъектами конституционных правоотношений не только индивидуально, но и через свои добровольно созданные группы и объединения: политические партии, общественные организации, собрания избирателей и др.

В ряде ситуаций субъектами конституционно-правовых отношений являются иностранные граждане и лица без гражданства .

Народ выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу и т.д.

Субъектом конституционно-правовых отношений является и государство - Российская Федерация.

К участникам конституционных правоотношений относятся и такие виды субъектов Федерации как республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Помимо вышеперечисленных, субъектами конституционно-правовых отношений являются органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания избирателей и т.п.

Таким образом, в качестве субъектов конституционно-правовых отношений могут выступать народ, государство, территориальные единицы государства, государственные и местные органы власти, общественные и религиозные объединения, физические лица, члены коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления.

Общественные отношения - это стали, многогранные, общепринятые отношения между членами социума, которые устанавливаются в процессе их совместной жизнедеятельности. Часть общественных отношений регулируется нормами права, другая - нет, поскольку отношения дружбы, любви, верности, религиозной принадлежности находятся вне сферы правового регулирования.

Итак, правоотношения - это часть общественных отношений, урегулированных нормами права. Конституционно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений.

Конституционно-правовые отношения - это урегулированные нормами конституционного права и гарантированные государством общественные отношения, которые возникают между субъектами по поводу реализации их конституционных прав и обязанностей.

Признаки конституционно-правовых отношений:

1) связанные с отношениями публичной власти;

2) являются разновидностью правовых отношений, поскольку существуют наряду с уголовными, хозяйственными и другими правоотношениями;

3) возникают между субъектами правоотношений по поводу реализации конституционных прав и обязанностей;

4) имеют преимущественно императивный характер;

5) регулируются и охраняются конституционными нормами и принципами;

6) является разновидностью политико-правовых связей, поскольку тесно связаны с субъектами политического процесса, с реализацией властных полномочий органов государственной власти, правовым статусом человека и гражданина;

7) в основном имеют исключительно общегосударственный, а не локальный (местный) характер (например, выборы Президента Украины, Верховной Рады Украины, всеукраинский референдум);

8) по сравнению с другими отраслями права охватывают широкий круг общественных отношений: политические, экономические, культурные, экологические, социальные и проч.;

9) осуществляются сознательно и целенаправленно в результате волеизъявления субъектов конституционно-правовых отношений. Однако в определенных случаях причиной или следствием возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений являются объективные явления - стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии, создающие угрозу жизни и здоровью населения и могут привести к массовым нарушениям правопорядка. Возникновение именно таких правоотношений не зависит от воли субъектов, но их наступления предусматривает определенные юридические последствия для участников конституционных правоотношений;

10) гарантируются и обеспечиваются государственно-правовым принуждением, основное содержание которого заключается в лишении соответствующих субъектов блага политического, материального или иного характера.

Структура конституционно-правовых отношений - это элементный состав правоотношения и правовые связи между ними.

Элементами конституционно-правовых отношений являются:

1) субъекты; 2) объекты; 3) содержание; 4) юридические факты.

Субъекты конституционно-правовых отношений - это участники конституционно-правовых отношений, наделенные конституционной правосубъектностью (правоспособностью, дееспособностью и деліктоздатністю), которая устанавливается нормами и принципами конституционного права.

Конституционная правоспособность - это способность субъекта конституционно-правовых отношений иметь субъективные права и юридические обязанности, которые установлены и гарантированы конституционно-правовыми нормами и принципами. Конституционная правоспособность наступает с момента рождения и прекращается с наступлением смерти. Конституционная правоспособность имеет универсальный и абсолютный характер, поэтому ею обладают все без исключения члены общества. Правоспособность - это "право на право", поэтому она не дает реального блага, а лишь открывает одинаковую возможность для индивидов - субъектов конституционно-правовых отношений, своими действиями приобрести соответствующих благ (получить образование, выбрать место проживания, исповедовать определенную религию). Конституционная правоспособность не зависит от должности, национальности, образования, религиозных предпочтений, возраста, психологического состояния лица.

Конституционная дееспособность - это способность субъекта конституционно-правовых отношений своими действиями приобретать субъективные права и юридические обязанности, которые установлены и гарантированы конституционно-правовыми нормами и принципами. Объем дееспособности зависит от ряда признаков, в частности возраста, психологического состояния человека и тому подобное. К тому же в отраслях права дееспособность наступает с разного возраста, в частности в административном - с 16років, в семейном праве у мужчин - с 18 лет, а у женщин - с 17лет тому подобное.

Специальная конституционная дееспособность в конституционном праве устанавливается Конституцией и законами Украины. Например, народным депутатом Украины может быть избран гражданин Украины, который на день выборов достиг 21 года (ч. 2 ст. 76 Конституции Украины), судьей Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, который на день назначения достиг 40 лет (ч. Ст. 148 Конституции Украины), учредителями общественных организаций могут быть граждане Украины, граждане других государств, лица без гражданства, которые достигли 18 лет, а молодежных и детских организаций - 15-летнего возраста (ч. 2 ст. 11 Закона Украины "Об объединении граждан"), членами общественных организаций, кроме молодежных и детских, могут быть лица, достигшие 14 лет (ч. 2 ст. 12 Закона Украины "Об объединении граждан").

Конституционная деликтоспособность - это способность субъекта конституционно-правовых отношений нести непосредственную юридическую ответственность за нарушение конституционно-правовых норм.

В современной науке конституционного права достаточно сложной и нерешенной является проблема определения круга субъектов конституционно-правовых отношений и их правового статуса. Проблема осложняется неравенством правового статуса субъектного состава, в частности Украинское государство и лицо без гражданства являются субъектами конституционно-правовых отношений, однако их правовой статус разный.

Важными субъектами конституционно-правовых отношений являются юридические лица, которые в соответствии со ст. 81 Гражданского кодекса Украины делятся на юридических лиц публичного права и юридических лиц частного права. Юридическими лицами публичного права признаны организации, созданные распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым (далее - АРК) или органа местного самоуправления. Правовой статус юридического лица публичного права, необходимо предоставить территориальным общинам, АРК, Украинскому государству и тому подобное. Кроме того, целесообразно различать субъектов конституционного права и субъектов конституционно-правовых отношений.

Субъект конституционного права - это установленный конституционными нормами адресат (носитель), который может иметь юридические права и соответствующие обязанности.

Субъект конституционно-правовых отношений - это обладатель конституционно-правовой правоспособности, который реализует ее непосредственно. Однако подавляющее большинство отечественных ученых не разграничивает эти понятия.

В действующем законодательстве Украины не существует ни одного нормативно-правового акта, в котором сформулирован исчерпывающий перечень субъектов конституционного права, даже Конституция Украины не содержит такого перечня. Ученые по-разному рассматривают субъектный состав отрасли конституционного права.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются:

1) физические лица - граждане Украины, апатриды, бипатриды, беженцы, иностранцы;

2) юридические лица - органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, органы государственной власти. К органам государственной власти относится вся система органов исполнительной власти - от Кабинета Министров до районных государственных администраций, Верховная Рада Украины, глава государства, правоохранительные органы, органы правосудия и др.;

3) должностные лица - представители власти, наделенные соответствующими государственно-властными полномочиями;

4) социальные организации - государство, трудовые коллективы, органы местного самоуправления, административно-территориальные единицы, объединения граждан (общественные организации, профсоюзы, территориальные общины, политические партии, религиозные общины, органы самоорганизации населения и проч.;

5) социальные общности - украинский народ, коренные народы, население, нация, национальные меньшинства, этнические группы.

Субъектный состав участников конституционно-правовых отношений, сравнительно с другими отраслями права, является не только самый большой по количеству, но и разный по правовому статусу. Указанный перечень субъектов конституционно-правовых отношений не является исчерпывающим. Кроме того, правовой статус некоторых субъектов конституционно-правовых отношений законодательно не определен, а потому требует содержательного толкования.

Украинская нация - общность людей, объединенных политическими интересами, осознанием своей общности на определенной территории, единым гражданством, менталитету, духовно-культурными ценностями и достояниями, юридическими правами и обязанностями. Украина - многонациональное государство, и если территория является материальной основой образования государства, то этническая нация - духовной основой такого образования. Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры (ст. 11 Конституции Украины). К сожалению, содержательное наполнение правосубъектности украинской нации не получило должного нормативного обоснования как на конституционном, так и законодательном уровнях.

Украинское государство - один из главных субъектов конституционно-правовых отношений, поскольку лишь государство выступает официальным представителем всего общества, а все другие организации, как утверждают отечественные ученые, представляют лишь его частину1.

Государство олицетворяет публичную власть. Именно на верность Украине перед вступлением в должность народные депутаты Украины приносят присягу, обязуются всеми своими действиями защищать суверенитет и независимость государства (ст. 79 Конституции Украины); на верность Украине составляет присягу и Президент Украины (ч. Ст. 104 Конституции Украины).

Президент Украины является главой государства и выступает от ее имени (ч. 1 ст. 102 Конституции Украины, судебные решения принимаются судами именем Украины (ч. 5 ст. 124 Конституции Украины). Украина как государство является участником международных организаций.

Украинский народ - это граждане Украины всех национальностей. Именно такое определение закреплено в преамбуле Конституции Украины. Украинский народ наделен всей полнотой публичной власти в государстве. Украинский народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине, ему принадлежит исключительное право определять и изменять конституционный строй в Украине (ст. 5 Конституции Украины), земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа (ч. 1 ст. 13 Конституции Украины). За украинским народом закреплено конституционное право на всеукраинских референдумах принимать законы, решать другие важные вопросы общественной и государственной жизни.

Национальные меньшинства - это очаги граждан Украины, не являющихся украинцами по национальности, принадлежат к других национальных общностей и проявляют чувство этнического единства между собой. Правосубъектность национальных меньшинств определена Конституцией Украины (ст. 11), Законом Украины "О национальных меньшинствах в Украине" от 25 июня 1992 года, международными нормативными актами. На современном этапе создания государства в Украине официально признана возможность создания административно-территориальных единиц по национальному признаку

Граждане Украины, которые принадлежат к нацменьшинствам, свободны в выборе форм и объема реализации своих прав, которые гарантируются со стороны государства. Они могут быть избраны или назначены на любые должности в органы законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, наделенных активным избирательным правом. Любое прямое или косвенное ограничения прав и свобод граждан по национальному признаку запрещается. Обидно, что законодатель значительно больше внимания уделил правовому регулированию статуса национальных меньшинств, чем правовому статусу украинской нации.

Коренные народы - такой термин употребляется в Конституции Украины трижды (ст. 11, п. 3. ч. 1 ст. 92, п. Ч. 1 ст. 119). В частности, в ст. 11 Основного Закона Украины определено, что государство способствует консолидации и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов. Однако определение термина "коренные народы" ни на конституционном, ни на законодательном уровне в Украине нет. Остается открытым вопрос относительно содержания правосубъектности коренных народов.

Религиозные общины - первичная структурная единица в системе религиозных организаций, добровольно создается верующими определенной религии для совершения культовых обрядов. Религиозные общины € полноценными участниками конституционно-правовых отношений, поскольку они после регистрации своего учредительного документа в органах государственной власти приобретают статус юридического лица. Правовой статус религиозных общин определяется Законом Украины "О свободе совести и религиозных организациях" от 23 апреля 1991 года. На конституционном уровне признано, что церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства (ч. 3 ст. 35 Конституции Украины). И это правильно, поскольку церковь должна иметь автономию в государстве, она не может быть частью государственной власти. Церковь, религиозные общины не могут быть инструментом в руках государства, однако между ними прослеживается тесная взаимосвязь. Церковь, религиозные организации выполняют важную задачу государства - нравственное оздоровление общества, духовное влияние на молодое поколение украинцев (богослужения, деятельность воскресных школ и др.). Государство на законодательном уровне признает и гарантирует правовой статус церкви и религиозных организаций, поддерживает праздновании религиозных праздников (Рождество Христово, Воскресение Христово), а на межгосударственном уровне способствует укреплению авторитета украинской церкви, например, глава Украинского государства неоднократно проводил встречи с Вселенским патриархом относительно статуса украинской православной церкви.

На конституционно-правовом уровне четко не определено правового статуса наблюдателей на избирательных участках, оппозиции, коалиции депутатских фракций, непосредственно депутатских фракций, кандидатов на государственные должности, в том числе и на должность главы государства, избирательных блоков политических партий, органов самоорганизации населения, депутатских групп и тому подобное.

Таким образом, субъектный состав конституционно-правовых отношений на сегодня не является исчерпывающим, требует теоретического осмысления с целью оптимального правового регулирования.

Объект конституционно-правовых отношений (от лат. - предмет) - это закрепленные и гарантированные нормами и принципами конституционного права общегосударственные и социальные блага, по поводу которых субъекты конституционно-правовых отношений вступают в юридические связи и на что направлены их субъективные права и юридические обязанности.

Объектом интересов субъектов конституционных правоотношений являются не только конкретные материальные вещи, но и общественные, публичные ценности.

Объектами конституционно-правовых отношений являются: основные принципы конституционного строя Украины и их гарантии, государственный и общественный строй, суверенитет (государственный, национальный, народный), публичная власть, политическая, экономическая и идеологическое многообразие общественной жизни, волеизъявления народа, формы прямой демократии, организация и функционирование системы органов государственной власти и органов местного самоуправления, конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина, правовой статус человека и гражданина, право собственности, международное сотрудничество государственных институтов, политические партии и другие общественные организации, налоговая, банковская и финансовая системы, культурно-духовное достояние отдельных индивидов и общества в целом, природные объекты (земля, рекреационные зоны, природные ресурсы, атмосферное пространство в законодательно определенных пределах), административно-территориальные единицы и др.

Такой перечень объектов конституционно-правовых отношений не является исчерпывающим. Кстати, исчерпывающим он и не может быть по объективным причинам. Это подтверждается рядом аргументов;

o конституционно-правовые отношения охватывают правовым регулированием практически все сферы общественных отношений, что прямо влияет на множественность объектов;

o конституционно-правовые отношения имеют системообразующий и основополагающий характер для объектного состава правоотношений других отраслей права;

* конституционное право - это динамичная отрасль права, которая сохраняет тенденцию к расширению правового регулирования общественных отношений. Классификация объектов конституционно-правовых отношений:

1) политические блага - государственный суверенитет, территориальная целостность государства, власть украинского народа, государственная власть, политическая многообразие, политические партии и их блоки, народный и национальный суверенитеты, гражданство, демократия и проч.;

2) материальные блага - имущество, ценные бумаги, деньги, природные ресурсы, земля и др.;

3) нематериальные блага - честь, достоинство, деловая репутация, право интеллектуальной собственности, право на вероисповедание, право на тайну телефонных разговоров, переписки, право на получение образования и др.;

4) действия (бездействие) - участие в выборах, референдумах, забастовках, реализация активного или пассивного избирательного права и проч.;

5) результаты действий (бездействия) - статус судьи, президента, народного депутата, депутата местных советов.

Юридическое содержание - это возможность субъектов конституционно-правовых отношений совершать соответствующие действия или воздержаться от их совершения. Юридические факты дают нормативные варианты выбора правомерного поведения. Юридическое содержание составляют:

1) субъективное право - юридическая гарантия возможности использования или неиспользования конституционных прав вступать в конституционные правоотношения, например, баллотироваться на определенную должность или нет, подавать конституционное обращение в Конституционный Суд Украины или воздержаться от совершения таких действий;

2) юридические обязанности - это вид и мера должного поведения субъекта правоотношений, определена и гарантирована конституционным законодательством. Например, конституционной обязанностью граждан Украины является защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, почитание ее государственных символов (ст. 65 Конституции Украины).

Фактическое содержание - это конкретно выбранный вариант юридических возможностей. Например, после получения профессиональной подготовки молодой специалист имеет неограниченную юридическую возможность устроиться на работу, однако основным местом его работы может быть только одно.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми конституционно-правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение конституционных правоотношений. Действия и события составляют юридические факты.

Действия - это юридические факты, которые зависят от воли человека. Действия могут быть правомерными, соответствуют конституционно-правовым предписаниям, и неправомерные, которые противоречат требованиям конституционных норм. Например, правомерные действия - реализация конституционного права на участие в выборах (активное, пассивное избирательное право), неправомерные действия - нивелирование воли избирателей через подмену избирательных бюллетеней. Неправомерное поведение - это правонарушения, за совершение которого предусмотрена юридическая ответственность.

События - это юридические факты, не зависящие от воли и сознания субъекта, однако конституционно-правовое закрепление придает им юридической значимости и связывает с ними меру возможного и даже необходимого поведения. Например, достижение судьей 65-летнего возраста означает юридическую необходимость прекращения его судейских полномочий.

Обстоятельства - это сложные юридические факты, которые являются совокупным выражением действия и события. Например, потеря гражданином Украины конституционной дееспособности приводит к невозможности реализации его политических прав на выборах, референдумах и тому подобное.

Классификация юридических фактов:

1) по юридическим последствиям:

o правоустанавливающие - принятия гражданами Украины закона на всеукраинском референдуме;

* правоизменяющие - Кабинет Министров Украины, согласно положениям ст. 115 Конституции, слагает полномочия перед новоизбранным Президентом Украины и приобретает статус исполняющего обязанности;

* правоостанавливающие - в случае невыполнения требования относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности полномочия народного депутата Украины прекращаются досрочно на основании закона по решению суда (ч. 4 ст. 81 Конституции Украины);

2) по субъективно-объективным происхождением: действия, события, обстоятельства.



Просмотров