Vi. контроль функционирования суот и мониторинг реализации процедур. Внедрение системы управления охраной труда Планирование улучшений функционирования суот

Законодательство РФ предъявляет жесткие требования к работодателям в отношении охраны труда. Их принуждают из года в год все больше внимания уделять безопасности сотрудников.

Охрана труда (ОТ) рабочих необходима для предотвращения травматизма на производстве и профессиональных недугов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Одним из элементов обеспечения безопасности производственного процесса является система управления охраной труда (СУОТ). Она включает ряд процедур и документы, которые регламентируют формирование управления ОТ, в т. ч. обязанности к должностям руководящего состава и специалистов предприятия.

Создание подобной системы принесет пользу ОТ в компаниях любого размера.

Требования СУОТ обязательны для выполнения не только сотрудниками организации, но и иными лицами, находящимися на ее территории. Например, в детском саду их должны соблюдать персонал, обслуживающие организации, родители малышей и дети под руководством воспитателей.

Определение терминов

СУОТ - это перечень действий, которые внедряются и выполняются в течение длительных промежутков времени. Методы СУОТ нельзя применять единично, например, накануне проверки на предприятии. Эффект от них возможен только при длительном и планомерном использовании.

При внедрении данных процедур компании опираются на законодательство РФ и международные стандарты. Главные из них - руководство МОТ-СУОТ 2001, OHSAS 18001:2007.

Основные задачи

К ключевым задачам системы относятся:

  • отбор для ответственной работы, требующей специальных знаний, подходящих лиц, подтвердивших свои знания и умения на испытаниях;
  • обучение сотрудников способам труда, представляющим минимальную опасность для здоровья;
  • информирование рабочих о проблемах охраны труда;
  • обеспечение безопасной работы оборудования и его утилизации при завершении эксплуатации;
  • обеспечение максимальной надежности производственных методов;
  • гарантия надежности зданий и сооружений, расположенных на территории предприятия;
  • обеспечение соответствия санитарно-гигиенической обстановки предписаниям нормативной документации;
  • предоставление персоналу нормальной продолжительности отдыха;
  • снабжение сотрудников, занятых на работах с повышенным риском для здоровья, необходимыми защитными средствами, медицинским и гигиеническим оборудованием.

Главная цель СУОТ - снижение до минимума вероятности возникновения несчастных случаев в процессе работы и нормализация здоровья трудящихся, чьи обязанности непосредственно связаны с регулярным негативным воздействием на органы и системы организма.

Ведущую функцию в достижении целей и задач системы играют кадры. Они должны иметь хорошую подготовку, нужную квалификацию и внутреннюю заинтересованность.

Этапы разработки и внедрения на предприятии

В России внедрение СУОТ началось в 70-е годы XX века в форме единых систем, но в 90-е годы это направление прекратило свое развитие. Были ликвидированы службы ОТ, уволены соответствующие специалисты, что привело к потере накопленного опыта. Зарегистрированные позже организации не имели источников его приобретения.

В настоящее время есть правовое поле для создания и применения СУОТ, включающее законодательство РФ, опыт зарубежных стран и международные стандарты.

Главная идея СУОТ состоит в том, что любая направленная на определенный результат управляемая деятельность, применяющая трудовые, материальные, финансовые ресурсы, в ходе которой исходные элементы превращаются в конечные, представляет собой процесс. Итоги одного такого цикла являются начальным материалом для следующего.

Управление охраной труда подразделяется на следующие этапы:

Для повышения эффективности СУОТ компания должна:

  • создать систему;
  • применять ее и производить последовательное улучшение;
  • осуществлять сертификацию;
  • самостоятельно проводить оценку соответствия СУОТ требованиям ОТ и ГОСТ.

При создании СУОТ руководство предприятия должно:

  • отобрать имеющие отношение к деятельности компании законодательные документы РФ, содержание требования и нормы по ОТ;
  • выявить опасные и вредные факторы производства и возможные риски, связанные с работой предприятия в динамике;
  • определить свою политику в вопросах ОТ;
  • установить цели и задачи по ОТ в порядке приоритета;
  • разработать организационную структуру и программу для осуществления политики и достижения целей.

СУОТ должна предполагать:

  • планирование нормативов условий и ТО;
  • наблюдение за плановыми факторами;
  • возможность использования корректирующих и предупредительных мероприятий;
  • внутреннюю экспертизу СУОТ, анализ ее работы для обеспечения соответствия системы установленной политике и ее последовательного совершенствования;
  • возможность приспособления к меняющимся обстоятельствам;
  • возможность включения в систему менеджмента компании.

Создание политики предприятия, планирование трудовых условий и ОТ завершается разработкой Программы по улучшению условий труда и его охраны.

Она должна обеспечивать:

  • распределение ответственности за достижение намеченных целей, нормативов условий труда и ОТ для каждого отдела и яруса управления компании;
  • достаточность необходимых ресурсов;
  • соблюдение сроков выполнения задач.

Обеспечение функционирования СУОТ

Работодатель обязан обеспечить функционирование СУОТ в компании. Обязанности по ОТ должны грамотно распределяться между тружениками предприятия. Затем проводится планирование усовершенствований работы системы.

Руководитель компании утверждает Положение об охране труда, на основании которого и будет функционировать СУОТ.

Распределение обязанностей

Обязанности по ОТ распределяют в соответствии с типовым положением о СУОТ, утвержденным приказом Минтруда № 438н от 19.08.16.

Раздел 4 документа для обеспечения работы системы предлагает учитывать:

  • специфику деятельности компании;
  • управленческую структуру;
  • численность персонала.

Анализ данных показателей поможет выделить уровни управления начиная от руководителя, заканчивая рабочей бригадой. Каждый уровень должен иметь выполнять определенные функции по ОТ.

Их фиксируют следующими путями:

  • в тексте Положения о СУОТ;
  • составляют план;
  • в договорах или .

Пример распределения обязанностей по ОТ в отношении документации СУОТ приведен в виде таблицы:

Ответственное лицо Обязанности по ТК РФ
Руководитель (самостоятельно) Управляет разработкой распоряжений и распределяет функции по ОТ между:
  • заместителями;
  • начальниками подразделений;
  • службой по ОТ.
Руководитель (через ответственных лиц) Предоставляет доступ к действующей документации и сведениям, включающим требования по ОТ, персоналу и иным заинтересованным лицам для ознакомления.
Специалист (отдел) по ОТ Контролирует обеспечение работников юридическими и методическими документами по ОТ.
Начальник подразделения Оснащает места общего доступа отдела документами и информацией с требованиями ОТ для ознакомления персонала с ними.
Мастер (бригадир) Не допускает к труду лиц в состоянии опьянения, составляет документальное подтверждение этому и сообщает руководителю.

Работодатель обязан определить порядок, как оформляются и представляются отчеты об авариях, травмах, профзаболеваниях (п. 63 Положения № 438н).

Положение и другие документы

Работа организации в области СУОТ основывается на Положении, утвержденном приказом Минтруда № 438н от 19.08.16. С его помощью работодатели подбирают наиболее подходящую для своей деятельности СУОТ и формулируют обязательные положения по ОТ. Эффективная работа СУОТ предусматривает составление большого количества бумаг.

К ним относятся:

  • заключение (акт) экспертной комиссии о состоянии производства в компании в сфере охраны труда;
  • политика, которой следует администрация предприятия при внедрении и применении системы;
  • инструкции к должностям для сотрудников опасных профессий с указанием норм по обеспечению безопасности трудового процесса;
  • колдоговор работников с руководством;
  • инструкции по технике безопасности и действиям при чрезвычайных ситуациях;
  • журналы с итогами проверки знаний персонала по обеспечению безопасности трудового процесса;
  • журналы регистрации мероприятий по повышению грамотности тружеников в области предупреждения ситуаций, представляющих опасность для здоровья.

Бумаги, подтверждающие создание и работу системы необходимы работодателю. При проверке их обязательно затребует трудовая инспекция. Кроме того, они позволяют бухгалтерам в налоговом учете полноправно списывать издержки на мероприятия, предусмотренные СУОТ.

Контроль и мониторинг реализации процедур

Мониторинг реализации процедур СУОТ включает:

  • определение и оперативную корректировку способов регулярной оценки соответствия состояния ОТ на предприятии действующим законодательным нормам;
  • определение и анализ несоответствий, действия для смягчения результатов их проявлений;
  • разработку мероприятий, сбор данных, изучение несоответствий (аварий, ЧП и т. д.), смягчение их последствий, анализ результативности принятых, предупредительных, страхования персонала от непредвиденных ситуаций на производстве и профзаболеваний;
  • разработку и ведение записей по ОТ, отражающих данные об обучении, инструктажах, итогах внутреннего аудита по ОТ (книга, акт, журнал и т. д.);
  • создание и своевременную корректировку планов и способов проведения аудита СУОТ.

Согласно законодательству РФ надзором и контролем над выполнением требований по ОТ занимается федеральная трудовая инспекция. Общественное наблюдение за соблюдением прав и интересов трудящихся в сфере ОТ осуществляют профсоюзы и другие сотрудники представительных органов.

Руководство компании обязано периодически анализировать функционирование СУОТ для обеспечения ее результативности, реализации утвержденной политики и соответствия ГОСТ. Экспертиза должна проводиться на основе собранных сведений.

Итоги проверки системы используют для проведения требуемых изменений в политике, задачах ОТ, учитывая, какие результаты дал внутренний контроль СУОТ, последствия изменений внешних факторов и требований совершенствования системы.

Планирование улучшений

Для совершенствования работы СУОТ руководитель должен:

  • выяснить, как контроль над функционированием системы и оценка отдельных мероприятий сказывается на ее результативности;
  • обращать пристальное внимание на итоги расследования ЧП, травм на производстве, профзаболеваний;
  • учитывать результаты ревизий чиновников;
  • считаться с предложениями коллектива.

Минтруд полагает, что для изучения действенности работы СУОТ нужно оценить следующие показатели:

  • насколько исполнены задачи организации по ОТ;
  • как СУОТ помогает руководителю исполнять свои функции, согласно установленной Политике;
  • сравнение с прошлым анализом эффективности;
  • необходимость внесения поправок в систему (цели, перераспределение обязательств и ресурсов);
  • требуется ли подготовка лицам, которых затронет корректировка СУОТ;
  • нужно ли пересмотреть критерии оценки эффективности.

Меры по улучшению функционирования СУОТ следует прописать в Политике по ОТ.

Итак, ст. 212 ТК РФ обязывает работодателей разрабатывать и применять СУОТ. Она нужна для создания безопасных условий труда на предприятии.

09.01.2018 12:03:00

Как известно, основной целью системы управления охраной труда (СУОТ) является создание в организации условий, направленных на предотвращение травмирования, смертельных случаев и профессиональных заболеваний работников. Для обеспечения успешного функционирования СУОТ деятельность в рамках реализуемых в ней процессов и процедур требует постоянной оценки их эффективности.

Сергей Владимирович ВИХРОВ ,
начальник научно-исследовательского отдела

Виктор Васильевич ИВАНОВ ,
ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела
АО «Клинский институт охраны и условий труда»

Вместе с тем, существующая в настоящее время на российских предприятиях практика организации контроля в рамках СУОТ, основанная на реактивном подходе, в соответствии с «моделью наказания виновных и штрафных санкций», уже не согласуется с изменившимися условиями и уровнем развития производства. Контроль, который сводится только к проверке выполнения работниками их обязанностей, а также заданий руководства, устарел, т.к. не способствует достижению целей, например, на основе анализа несоответствий и не направлен на улучшение СУОТ. Поэтому на смену «старой модели» должна прийти основанная на превентивности «модель профилактического соответствия», способствующая внедрению мероприятий профилактики и предупреждения нарушений и происшествий.

В связи с этим особую значимость приобретает реализация процедур самооценки эффективности деятельности в рамках СУОТ, проводимых самой организацией на регулярной основе и позволяющих ей принимать обоснованные решения, как стратегического характера, так и направленные на улучшение конкретной деятельности, например, в масштабах одного подразделения. В успешно функционирующих системах управления руководителями СУОТ улучшения показателей по охране труда, как правило, достигают на основе вовлечения работников и стимулирования их творчества.

Учитывая возросший интерес специалистов по охране труда к разработке СУОТ, контролю изначально следует уделять большее внимание, т.к. он является важнейшим элементом системы управления, реально способствующий достижению целей. Под контролем в рамках СУОТ понимают регулярный процесс проверки соответствия фактического состояния СУОТ установленным целям, осуществляемой на основе сопоставления показателей, характеризующих фактическое состояния СУОТ, и целевых показателей. Из этого утверждения следует, что термин контроль не является односложным и простым для понимания. Целью данной статьи является рассмотрение контроля под углом зрения управления в рамках СУОТ, кроме того представляется интересным рассмотрение также и других аспектов контроля.

В переводе с английского «Control» - это:

1) управление, руководство;
2) власть;
3) надзор, содержание, контроль, проверка, регулирование.

При толковании данного термина в обиходе под контролем иногда понимают деятельность лиц, занятых проверкой. Слово «контроль» многим людям обычно не нравится, т.к. оно вызывает, прежде всего, отрицательные чувства, связанные с ограничениями самостоятельности, принуждением и другими негативными эмоциями. Один из аспектов функции контроля, связанный с его формальной внешней стороной, действительно состоит в подчинения кому-либо или чему-либо. Однако основной задачей контроля в СУОТ является выявление момента, когда необходимо определить и своевременно принять корректирующие действия для обеспечения достижения организацией своих целей в области охраны труда. И именно эта деятельность является главной в содержании функции контроля.

Таким образом, контроль, как функция СУОТ, представляет собой вид управленческой деятельности, обеспечивающий возможность удержания показателей организации на запланированном уровне путем периодической оценки, сопоставления текущих результатов деятельности с установленными планами по достижению целей и принятия необходимых корректирующих действий.

Согласно стандартам ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS и ISO DIS 45001:2016 , основой подхода (моделью) функционирования СУОТ должен являться так называемый цикл PDCA (Plan - Планируйте; Do - Делайте; Check - Проверяйте; Act - Действуйте), часто называемый циклом Деминга-Шухарта. Ниже, на схеме рисунка 1 приведено представление цикла PDCA согласно стандарту ISO DIS 45001:2016.

Представленный на рисунке 1 элемент СУОТ, соответствующий в цикле PDCA элементу «Сheck» (контроль), разработчиками стандарта обобщенно назван как «Оценка показателей деятельности». Согласно ISO DIS 45001:2016 оценка показателей деятельности в СУОТ должна осуществляться на основе измерения (оценивания) результатов операций и процессов с учетом политики и целей, а также мониторинга их путем регулярного отслеживания, и должна включать информирование о полученных результатах.


Рисунок 1 - Цикл PDCA в соответствии с ISO DIS 45001:2016

Применение мониторинга здесь имеет своей целью не столько непосредственное определение состояния системы, или отдельного процесса (рабочей операции), а главным образом процесс регулярного наблюдения за оцениваемыми показателями. Контроль не должен сводиться только к определению соответствия установленным требованиям, хотя эта функция в процессе контроля постоянно присутствует и используется. Многие задачи по охране труда не могут решаться только на основе контроля. Кроме того, контроль не должен являться целью, а служить средством для обеспечения своевременного принятия корректирующих действий, необходимых для достижения целей организации.

При осуществлении управления, необходима как проверка соответствия требованиям, так и направление действий, и устранение препятствий для этих действий. Выявленные при контроле отклонения должны оцениваться, на сколько они важны для достижения поставленных целей и на основе анализа сопровождаться формированием корректирующих действий и т.д. При реализации в СУОТ процессного подхода контроль направлен не на одноактную проверку соответствия, а на контроль функционирования процесса на всем протяжении от входа до выхода. В этом случае оценивается не непосредственно результат, а влияние на процесс с целью предупреждения возможных несоответствий.

Успешное осуществление функций контроля в СУОТ возможно лишь при создании механизмов контроля и анализа результатов и принятие решений о корректирующих действиях. В соответствии с требованиями стандартов ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS и ISO DIS 45001:2016, а также рекомендациями Типового положения о СУОТ, утвержденного Минтрудом России от 19.08.2016 № 438н, Руководства МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH 2001, ГОСТ 12.0.230.2-2015 и др. в рамках СУОТ предусматривается создание общей системы контроля и разработка отдельных ее механизмов. В частности, в СУОТ должны разрабатываться процедуры проведения систематических проверок всех элементов СУОТ. В указанных документах содержится также требование, например, о необходимости оценки организацией соответствия своей деятельности нормативным требованиям охраны труда и осуществления мониторинга результатов такой оценки.

Важное значение имеет также требование об обеспечении проведения регулярных внутренних аудитов (проверок) СУОТ. Данный вид проверки следует рассматривать как инструмент управления, предназначенный для обеспечения высшего руководства организации достоверной информацией, позволяющей определить соответствие деятельности в области охраны труда критериям, задаваемым на основании требований нормативных актов по охране труда, требований стандартов, относящихся к СУОТ, других требований. Анализ результатов таких проверок позволяет своевременное внесение адекватных корректив в СУОТ на основе таких критериев. Наличие в СУОТ такого механизма контроля обеспечивает формирование обратной связи высшего руководства с подразделениями и работниками в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования всей системы управления.

Следует отметить необходимость контроля для деятельности по управлению рисками, который должен являться частью обязанностей руководителей всех уровней. Особенно важным в этом случае является контроль для руководителей подразделений. После того, как разработано мероприятие по снижению рисков, связанных с выполнением определенного вида работ, необходимо так же тщательно разработать меры контроля по удержанию оцененного риска на запланированном уровне при реализации внедряемого мероприятия. Отметим, что меры контроля должны носить постоянный и комплексный характер. По существу, необходим мониторинг рисков и мер управления рисками. В частности, контроль в отношении деятельности работников должен быть направлен на решение следующих задач, например, все ли работники, занятые при выполнении данной работы, знают:

Как правильно использовать все представленные в рабочей зоне меры контроля?
- кому необходимо сообщать обо всех возникающих проблемах и недостатках мер контроля?
- что им необходимо делать в случае возникновения несчастного случая или чрезвычайной ситуации?

Со стороны руководителя на основе анализа должно быть принято решение о мерах контроля и их реализации (о внедрении мер контроля). Здесь речь может идти об очень широком наборе средств, особенно если в организации уже принята определенная система контроля. В частном случае - это установление целей контроля (например, это устранение легких травм или исключение травм со смертельным исходом и др.), назначение ответственного лица за осуществление контроля, установление показателей и порядка контроля, включая периодичность оценки результативности контроля, установление критериев и алгоритма действий в случае выявления отклонений в работе контрольных мер. В общем случае контрольные меры могут предусматривать применение технических, в том числе программных средств контроля. При этом мониторинг может включать, но не ограничиваться только этим, следующие действия:

Осмотр средств защиты (результаты);
- анализ результатов контроля за состоянием технических средств защиты;
- пересмотр средств и методов контроля и др.
- проверку наличия проекта проведения работ или технологических карт с указанием требований охраны труда при выполнении работ;
- наличие наряда-допуска и др.

В общем случае контроль риска может включать в себя мониторинг, повторную оценку и соблюдение принятых решений. Для того чтобы управление рисками носило более предупреждающий, нежели реактивный (ответный) характер, как реакция на произошедшее негативное событие, система оценки и мониторинга должна обеспечивать возможность раннего обнаружения отказов средств контроля и ненадлежащего применения методов управления. В этой связи, для поддержания необходимого уровня эффективности мониторинга руководители должны обеспечить широкую вовлеченность персонала. Необходимо, чтобы персонал был компетентен в вопросах мониторинга. Недопустимо, чтобы причастный персонал оказывал негативное воздействие на средства контроля и методы управления. Мониторинг - как наблюдательная деятельность, должен быть организован в рамках тщательно разработанной процедуры СУОТ с тем, чтобы обеспечивалась возможность принятия своевременных превентивных мер и планов, связанных с конкретной деятельностью. Наряду с проактивным мониторингом оценка показателей, связанных с состоянием профессионального здоровья, инцидентами, включая несчастные случаи, имевшими место в предыдущий период (реактивный мониторинг), позволяет руководителям облегчить последующий анализ необходимости в корректирующих и предупреждающих действиях.

Таким образом, в СУОТ контроль необходим везде, где выполняются определенные задачи по достижению установленных целей в области охраны труда. Управленческий контроль, т.е. контроль в деятельности подразделений и организации в целом может осуществляться по множеству различных направлений. При применении контроля в управленческой деятельности уменьшается неопределенность, поскольку никакое планирование, даже самое тщательное, не может учесть всех возможных осложнений и обстоятельств. Мероприятия контроля выявляют их и дают возможность корректировать программу действий. Появляется возможность предотвращения возникновения непредвиденных критических ситуаций: никакая даже тщательно организованная деятельность в рамках СУОТ не застрахована от ряда мелких ошибок и упущений. Если их вовремя не исправлять, их количество может превысить некую «критическую массу». Мероприятия контроля позволяют выявить и исправить их, не дожидаясь кризиса.

В процессе контроля выявляются не только деструктивные, но и конструктивные явления: контроль позволяет выявить также и эффективные решения, определить перспективные направления деятельности.

К функциям контроля можно отнести:

Выявление отклонений от требований нормативных правовых актов различных уровней;
- анализ причин отклонений (в том числе, выявление коренных причин);
- коррекция и корректирующие действия, а также предупреждающие действия, в том числе на основе разработки предложений по устранению выявленных нарушений (несоответствий);
- привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушения и поощрение работников, сделавших ценные предложения;
- информирование работников о полученных результатах контроля.

В настоящее время известны различные методические подходы к организации контроля. Отметим для примера следующие три категории систем контроля.

1. Системы контроля следящего типа. Наглядным примером контроля может служить система контроля за качеством продукции, широко используемая фирмами Японии.
2. Контроль типа «да/нет». Здесь для того чтобы приступить к работе на следующем этапе, необходимо одобрение работы, выполненной на предыдущем этапе, которое зависит от результатов контрольной проверки.
3. Система контроля по результатам. Заканчивается работа, действие, цикл и т.д., и результаты сравниваются с установленными нормами. Упомянутые три категории систем контроля, безусловно не исчерпывают все многообразие методов контроля, например, получающие развитие технические средства контроля, интегрированные в программные комплексы управления производством, а также роботизированные производственные системы.

На практике при разработке процедур контроля можно рекомендовать пользоваться подходом, основанным на цикле PDCA, который применим к любому элементу СУОТ и отдельному процессу (называемым в этом случае нередко «Золотым правилом»). Т.к. в правильности процедур можно убедиться, лишь реализуя их на практике и проверке их результативности.

В качестве примера организации в рамках СУОТ контроля, основанного на «Золотом правиле», на рисунке 2 приведен укрупненный алгоритм проведения контроля, включающий следующие этапы:

Планирование контроля;
- подготовка к проведению контроля;
- проведение контроля;
- анализ результатов контроля;
- разработка корректирующих действий и мероприятий;
- назначение ответственных лиц и выделение ресурсов;
- проверка исполнения корректирующих действий.

На этапе планирования контроля необходимо сформулировать цели и задачи предстоящего контроля. С этой целью проводится исходный анализ результатов предыдущего аналогичного контроля. Желательно оценить его уровень на основе признаков, характеризующих действия работников и их руководителей. Например, если действия работников основаны на существующих процедурах, и тогда требуется обратить внимание на саму процедуру. Если контроль за действиями работников основан только на требовании правильного поведения, то по-видимому, необходимо обратить внимание на инструктажи и обучение по охране труда, допуск к работе и т.д.

При подготовке к проведению контроля определяют применяемые подходы и средства контроля в зависимости от результатов исходного анализа. Важно, чтобы члены группы, проводящей контроль, были хорошо осведомлены о программе планируемого контроля и подготовлены по всем его вопросам. Необходимо также подготовить вспомогательные средства контроля, например, тщательно продуманные чек-листы. В некоторых случаях по предварительному согласованию допускается фото-и видео регистрация объектов контроля. Безусловно, при подготовке большое значение имеет установка руководителя группы контроля. Например, важно, чтобы вся проверка не сводилась только к выявлению недостатков, которые неминуемо приведут к остановке процессов. В этой связи можно отметить, что многие руководители предприятий, привлекающие специалистов сторонних специализированных организаций, ожидают от контроля не только услышать о выявленных недостатках, но и получить конструктивные предложения по улучшению исследуемых процессов.

Проведение контроля следует рассматривать в качестве процедуры, направленной на проникновение в сущность производственных процессов, включающее, как наблюдение за действиями работников и взаимодействие их с непосредственными руководителями и с работниками других подразделений, так и ознакомление с технологическими документами и документами по охране труда. Важным элементом в проведении контроля является диалог с работниками и непосредственными руководителями. Свидетельства контроля должны документироваться, с тем, чтобы затем можно было соотнести их с соответствующими критериями и делать необходимые выводы. Членам группы, проводящей контроль, рекомендуется поддерживать позитивный подход: выявлять факты, а не только ошибки или несоответствия - невыполнение требований. Здесь целью должно быть определение коренных причин несоответствий или грубых нарушений. В ряде случаев необходимо выявить дополнительные факты для подтверждения того, действительно ли это несоответствие, и не становиться на путь получения механического «да» или «нет». При этом, однако, полезно помнить, что если нет свидетельства, то нет и несоответствия.

При анализе результатов контроля используются документированные свидетельства. Применительно к СУОТ в целом анализируются результаты:

Оценки Политики работодателя в области охраны труда;
- процедур (процессов) СУОТ по предотвращению травмирования и профессиональных;
- распределение обязанностей, ответственности и подотчетности по охране труда;
- определения требуемых изменений в функционировании СУОТ, включая изменения в Политике и в целях;
- сопоставления планируемых и фактически достигнутых целей (целевых показателей (индикаторов));
- определения требуемых корректирующих действий;
- проведения идентификации опасностей, оценки рисков и результаты контроля рисков;
- обеспечения обратной связи с подразделениями и работниками в целях рационального планирования и совершенствования СУОТ.


Рисунок 2 - Укрупненный алгоритм контроля в рамках СУОТ

Определение, какие именно предупреждающие и корректирующие действия и мероприятия необходимы - это основная цель контроля. Поэтому важно, чтобы предложения по корректировке были обдуманными с точки зрения практического воплощения, а также обоснованы экономическими расчетами. Не менее важна поддержка предложений со стороны высшего руководства и представителей работников.

Для обеспечения практической реализации предложений по корректировке высшим руководством должны быть назначены ответственные лица и выделены соответствующие ресурсы. В обязанности назначенных должностных лиц в этом случае вменяются конкретные обязательные действия и сроки выполнения.

При документальном оформлении планов мероприятий по достижению целей по корректировке представляется возможным осуществлять контроль выполнения отдельных этапов плана, анализировать их и при необходимости корректировать цели.

В качестве примера рассмотрим некоторые аспекты контроля обеспечения безопасного выполнения подрядных работ. Известно, что основной причиной травматизма при выполнении работ подрядными организациями являются недостаточная организация выполнения работ, слабая мотивация персонала на безопасное выполнение работ и отсутствие должного контроля за состоянием охраны труда со стороны руководителей. Зачастую низкая организованность является следствием выполнения подрядных работ без проектов производства работ (ППР), призванных обеспечивать безопасность подрядных работ, включая работы на высоте, как источник высокого травматизма.

Важно отметить, что перед руководителями, ответственными за организацию работ по договору подряда, зачастую не ставится конкретной цели по организации безопасной работы персонала подрядной организации (например, недопущение смертельных случаев, связанных с падением работников с высоты и т.п.). Внимание руководителей направлено в большей степени на контроль соблюдения нормативных требований, и в меньшей степени на анализ рисков и принятие конкретных мер управления действиями персонала на стройплощадке или в зоне выполнения монтажных работ по недопущению травмирования работников. Отсутствие ППР ведет не только к снижению качества работ, но и непосредственно к нарушению технологии производства работ, и соответственно к реализации не всегда продуманных и безопасных решений. При этом непродуманность, как правило, является следствием неоправданной импровизации.

Работа без ППР, из-за отсутствия письменно зафиксированных требований охраны труда к выполняемой работе неизбежно приводит к снижению требовательности руководителей к соблюдению персоналом требований охраны труда, обязательных для исполнения при производстве подрядных работ, в том числе с применением предусмотренного оборудования, инструментов, приспособлений, сырья и материалов. Практикой подтверждается, там, где на стройплощадке нет порядка, работы проводятся не в соответствии с технологическим процессом, отсутствует контроль соблюдения требований охраны труда, там, как правило, наблюдаются случаи травмирования работников. Такая организация работ не может обеспечить снижения травматизма, так как в этом случае не представляется возможным на стадии планирования предварительно оценивать риски, связанные с выполняемой работой, и своевременно принимать превентивные меры по их снижению. В этом случае нельзя осуществить эффективный контроль соответствия требованиям охраны труда.


Особенно большие риски могут возникать из-за отсутствия ППР при выполнении подрядных работ на ответственных промышленных объектах повышенной опасности (атомная станция, нефтеперерабатывающий промышленный объект, нефте- или газопроводы и т.п.). Работы, выполняемые специалистами подрядной организации в этом случае должны быть особенно тщательно организованы и проводиться с учетом установленных в рамках СУОТ процессов (процедур). Роль ППР в подобных работах трудно переоценить, так как этот документ призван быть важнейшим рабочим документом, содержащим выверенный порядок технологических операций (последовательность работ), перечень конкретных требований по охране труда к каждой выполняемой работе (операции), рисков, связанных с этими работами, расположения на площадке оборудования, применения приспособлений, инструментов, сырья и материалов.

Таким образом, ППР дает возможность организации и проведения обоснованного контроля соблюдения нормативных требований охраны труда, что в свою очередь обеспечивает повышение безопасности работников подрядной организации, а также работников основных подразделений заказчика.

В заключении следует отметить наметившуюся тенденцию, выражающуюся в повышенном внимании руководителей только к процессу контроля выявления нарушений (несоответствий), оставляя без внимания определение путей улучшения деятельности. В результате широкого применения такого подхода на практике у работников может возникать так называемое поведение, ориентированное на контроль, отмеченное профессором Й. Кондо . В этом случае подчиненные будут стараться делать только то, что конкретно контролируется руководством. Такой подход, очевидно, будет стимулировать сотрудников лишь хорошо выглядеть при контроле, а не способствовать достижению необходимого результата.

ВЫВОДЫ

1. Контроль является одним из важнейших элементов системы управления охраной труда, т.к. по существу контроль обеспечивает формирование обратной связи высшего руководства с деятельностью в подразделениях. В результате достигается улучшение функционирования СУОТ за счет принятия обоснованных управленческих решений с учетом данных, полученных в ходе контроля. При организации контроля рекомендуется следовать «золотому правилу», основанному на цикле PDCA.

2. При осуществлении контроля, необходима как проверка соответствия требованиям, так и конструктивные предложения по улучшению исследуемых процессов. Проверка не должна сводиться только к выявлению недостатков, которые неминуемо приведут к остановке процессов. Выявленные при контроле отклонения должны оцениваться, на сколько они важны для достижения поставленных целей и на основе анализа сопровождаться формированием корректирующих действий.

3. Мониторинг и управление рисками - является важнейшим инструментов СУОТ, обеспечивающим раннее выявление отклонений от планов управления рисками и принятия своевременных корректирующих действий, направленных на повышение безопасности работников.

БИБЛИОГРАФИЯ

. Типовое положение о системе управления охраной труда (утв. приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н).
. ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования.
. ISO/DIS 45001:2016 Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда - Требования и рекомендации по применению.
. Руководство по системам управления охраной труда. МОТ-СУОТ 2001 / ILO-OSH 2001. Guide on occupational safety and health management systems. Женева: Международное бюро труда, 2003.

I. Предварительный анализ состояния охраны труда

Предварительный анализ состояния охраны труда в организации включает в себя:

  • Выбор видов производственной деятельности, оценка (идентификация) рисков и отнесение предприятия к классу профессионального риска.
  • Подбор безопасного производственного процесса (при проектировании предприятия), изучение и анализ условий труда на действующих рабочих местах.
  • Подбор безопасного производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента (при проектировании предприятия), изучение и анализ травмоопасности действующих рабочих мест.
  • Подбор территории, отвечающей требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценка территории, на которой располагается действующее предприятие в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Подбор здания, отвечающего требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда, с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценка действующих зданий на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Подбор административно-бытовых помещений, отвечающих требованиям строительных норм и правил, организация лечебно-профилактического обслуживания.
  • Определение штата работников соответствующей квалификации, порядка подготовки работников по охране труда и проверки знаний в области охраны труда.
  • Комплектование нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности проектируемого предприятия, проверка применимости нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой действующего предприятия.
  • Приобретение сертифицированных средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, в соответствии с Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (при проектировании предприятия), проверка приобретения и использования средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств на действующих предприятиях.
  • Подбор средств коллективной защиты, знаков безопасности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности, проверка эффективности средств коллективной защиты на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Определение гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда (при проектировании предприятия), проверка правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда на действующем предприятии в соответствии с результатами специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда).
  • Организации проведения предварительного и периодического медицинского осмотра.

II. Планирование системы управления охраной труда

1. Концепция (политика) охраны труда

Работодатель должен сформулировать и документировать основные (стратегические) направления охраны труда, а также обязательства выполнения законодательных требований и осуществления постоянного совершенствования системы управления охраной труда.

2. Цели и задачи в области охраны труда

Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать документально оформленные, согласованные с концепцией охраны труда цели в области охраны труда. Для эффективного контроля достижения поставленных целей и задач они должны быть количественно выражены, по мере возможности.


При планировании работ по охране труда действующая организация должна учитывать законодательные требования и иные требования, которые она обязуется выполнять, а также результаты предварительного анализа. Она также должна учитывать свои технологические возможности, финансовые, производственные и коммерческие требования, а также мнения соответствующих заинтересованных сторон.

Разрабатывая план (программу) по охране труда, организация должна определять:

  • Ответственность и необходимые полномочия для соответствующих функций и уровней в организации.
  • Материальные ресурсы и сроки достижения целей и выполнения задач.

Планы (программы) должны пересматриваться на регулярной запланированной основе и корректироваться.

III. Разработка и применение системы управления охраной труда

1. Распределение обязанностей и ответственности по охране труда

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.


Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.


При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.


Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. № 14, рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 17 января 2001 г. № 7.


Документальным оформлением распределения обязанностей и полномочий могут быть: приказы, должностные инструкции, трудовые договоры и др.

2. Подготовка и обучение персонала

Вся деятельность предприятия должна осуществляться с учетом проведения обучения персонала. Подготовку и обучение персонала выполняют в соответствии с требованиями Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29.


В рамках контроля обучения на предприятии должны вестись протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников и журналы регистрации инструктажа:

  • Вводного
  • Первичного на рабочем месте
  • Повторного
  • Целевого
  • Внепланового

Обучение следует проводить по программам, разработанным для соответствующих групп работников с учетом инструкций по охране труда.

3. Доступность информации

  • Работодатель обеспечивает систему информирования работников о режиме труда и отдыха работников, соблюдении дисциплины труда, об условиях и охране труда на рабочих местах работников.
  • Работодатель обеспечивает доступность информации и ознакомление работников с изданными приказами под роспись с размещением документов в доступном месте.
  • Работодатель организует поступление нормативного документа и периодики (журналов) в области охраны труда.

4. Документация системы управления охраной труда

Организация должна вести документы, включая записи, которые по решению организации необходимы для обеспечения эффективного планирования, функционирования и контроля за процессами, относящимися к менеджменту рисков, в соответствии с видом экономической деятельности.


Система управления охраной труда предусматривает:

  • Проектные решения с учетом вида деятельности предприятия.
  • Экспертные заключения по предприятию.
  • Акты ввода в эксплуатацию.
  • Документацию, связанную с концепций (политикой) в области охраны труда.
  • Документацию, связанную с положением о системе управления охраной труда.
  • Определение целей в области охраны труда (составление планов по улучшению условий труда).
  • Приказы о введении в действие системы управления охраной труда.
  • Должностные инструкции.
  • Приказы о назначении лиц, ответственных за функционирование системы управления охраной труда.
  • Заключение коллективного договора.
  • Заключение соглашения по охране труда.
  • Разработку программы обучения персонала по охране труда (вводного и первичного инструктажа).
  • Инструкции по охране труда по профессии и видам работ.
  • Ведение протоколов заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников.
  • Журналы, в которых ведутся: регистрации инструктажей, учет инструкций по охране труда для работников, учет выдачи инструкций по охране труда для работников, регистрации несчастных случаев на производстве, а также другие журналы, предусмотренные нормативными правовыми актами по охране труда.
  • Карточки выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств.
  • Акты проведения медицинского обследования работников.
  • Учет данных о состоянии здоровья работников.
  • Разрешительные документы на проведение работ повышенной опасности (наряд-допуск).
  • Акты проведения испытаний производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента.
  • Результаты специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда).
  • Результаты текущего, реагирующего контроля, аудита и анализа функционирования системы управления охраной труда высшим руководством.

Работодатель обязан организовать ведение и хранение вышеперечисленной документации надлежащим образом.

5. Предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма

Предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма осуществляется созданием безопасных условий труда путем:

  • Организации функционирования системы управления охраной труда в соответствии с требованиями нормативных актов.
  • Проведения специальной оценки условий труда.
  • Устранения (уменьшения) опасных и вредных производственных факторов.
  • Обеспечения надлежащей безопасности производственного оборудования, безопасности производственного процесса в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Обеспечения выполнения требований к территории, зданиям, сооружениям, помещениям в соответствии с нормативным правовым актом в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Организации предсменного (внутрисменного) контроля состояния здоровья на алкоголь и наркотическое опьянение.
  • Обозначения опасных зон, разработки маршрутов передвижения работников и транспорта.
  • Применения знаков безопасности и цветов безопасности по ГОСТ 12.4.026.
  • Использования средств индивидуальной и коллективной защиты.
  • Проведения в установленные сроки надлежащих испытаний (оборудования, средств защиты, средств сигнализации, инструмента, приспособлений, вспомогательного оборудования, транспорта, грузоподъемных устройств, вышек, лифтов).
  • Контроля исходного сырья, комплектующих, инструмента, приспособлений, вспомогательного оборудования на соответствие требованиям безопасности.
  • Соблюдения режимов труда и отдыха.
  • Информирования работников о состоянии условий и охраны труда.
  • Выполнения текущего контроля состояния условий и охраны труда.
  • Своевременного информирования работников о состоянии условий труда по результатам специальной оценки условий труда.
  • Надлежащего финансирования мероприятий охраны труда в объеме не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции.
  • Подготовки персонала по охране труда.

Необходимость в проведении корректирующих действий возникает при выявлении несоответствий в функционировании системы управления охраной труда, проявившихся в момент проведения текущего и реагирующего контроля, аудита, инцидентах, авариях и несчастных случаях.


Корректирующие действия заключаются в устранении причин выявленных (проявившихся) недостатков для чего осуществляют:

  • Внесение изменений в документацию системы управления охраной труда.
  • Выход с инициативой о внесении изменений в требования нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Перераспределение ответственности и полномочий в области охраны труда.
  • Перераспределение ресурсов.

IV. Проверка системы управления охраной труда

1. Текущий контроль

Текущий контроль достижения целей представляет собой непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективных договоров, планов мероприятий по улучшению и охраны труда, направленных на обеспечение охраны труда, профилактику опасностей, рисков и мероприятий по внедрению системы управления охраной труда.


Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для обеспечения профилактических мероприятий по охране труда, и включать в себя:

  • Контроль достижения целей.
  • Систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования.
  • Контроль производственной среды, включая организацию труда.
  • Контроль состояния здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер.
  • Оценку соответствия нормативным правовым актам, коллективным договорам (соглашениям) и другим обязательствам по охране труда, принятым на себя предприятием.

Малые предприятия с незначительной численностью работников могут применять двухступенчатый контроль:

  • I ступень – ежедневный осмотр руководителем всех рабочих мест.
  • II ступень – ежемесячное углубленное обследование комиссией по охране труда с участием ведущих специалистов предприятия, уполномоченного по охране труда от профсоюза или от рабочего коллектива.

По результатам проверки комиссии в специальный журнал записывают отмеченные недостатки, предложения по их устранению, сроки выполнения и исполнителя. Исполнитель, ответственный за выполнение намеченного мероприятия, ставит свою подпись.


Текущий контроль является основным направлением деятельности инженера по охране труда.

2. Реагирующий контроль

  • Реагирующий контроль становится необходимым в момент проявления инцидентов, аварий, несчастных случаев, а также при изменении внешней и внутренней документации в области охраны труда.
  • Реагирующий контроль возлагается на высшее руководство, специалистов по охране труда и непосредственных руководителей работ.
  • Реагирующий контроль заключается в учете и анализе проявившихся опасностей.
  • Реагирующий контроль необходим при расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний.

3. Проверка (аудит) функционирования системы управления охраной труда

Проверка (аудит) системы управления охраной труда – это обследование с целью установить, соответствует ли деятельность и связанные с ней результаты запланированным и являются ли принимаемые меры эффективными.

Проверка (аудит) позволяет контролировать эффективность всех элементов системы управления охраной труда и соблюдения соответствующих нормативных документов.


Проверка (аудит) системы управления охраной труда проводится для:

  • Определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда.
  • Определения соответствия системы управления охраной труда требованиям стандарта, положениям политики в области охраны труда.
  • Определения качества функционирования системы управления охраной труда, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки.
  • Рассмотрения и учета результатов предыдущих проверок (аудитов) системы управления охраной труда.
  • Представления информации по результатам проверок (аудитов) системы управления охраной труда руководству организации.

Для обеспечения систематической проверки (аудита) системы управления охраной труда составляют планы проверок и контролируют их результаты. План проведения проверок (аудитов) системы управления охраной труда должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок системы управления охраной труда. Результаты проверки (аудита) необходимо оформлять документально.

V. Анализ функционирования системы управления охраной труда

Работодатель должен проводить анализы системы управления охраной труда организации с запланированной периодичностью, чтобы обеспечивать ее постоянную пригодность, адекватность и результативность. Анализ должен включать в себя оценки возможностей для улучшения и потребность внесения в систему управления охраной труда изменений, включая изменения политики и целей в области охраны труда. Необходимо сохранять записи по результатам анализа со стороны руководства.

Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать в себя:

  • Результаты аудитов (проверок) и оценки соответствия законодательным требованиям и иным требованиям, которые организация обязалась выполнять.
  • Соответствующие сообщения от внешних заинтересованных сторон, включая жалобы.
  • Показатели работы организации в области охраны труда.
  • Степень выполнения целей.
  • Результаты расследований произошедших в организации инцидентов, корректирующих и предупреждающих действий.
  • Результаты предыдущих анализов со стороны руководства.
  • Меняющиеся обстоятельства, включая расширение законодательных и иных требований, касающихся охраны труда.
  • Рекомендации для улучшения.

Результаты анализа со стороны руководства должны соответствовать обязательствам организации по постоянному улучшению системы управления охраной труда и включать любые решения и действия, связанные с возможными изменениями в параметрах, политике, целях, ресурсах и других элементах системы управления охраной труда.

Выводы из анализа функционирования системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:

  1. Лиц, которые ответственны за конкретный элемент(ы) системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер.
  2. Комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.


VII. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

53. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:

а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению;

б) получение информации для определения результативности и эффективности процедур;

в) получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.

54. Работодатель исходя из специфики своей деятельности определяет основные виды контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, к которым можно отнести:

а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья, материалов, выполнения работ работником в рамках осуществляемых технологических процессов, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур;

б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;

в) учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменений или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов;

г) контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.

55. Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур на каждом уровне управления работодатель вводит ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур, а также предусматривает возможность осуществления общественного контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур.

56. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются работодателем в форме акта.

57. В случаях, когда в ходе проведения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований, и, как следствие, возможного повторения аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия.

_____________________________________

66. Целью обеспечения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур является:

– оценка соответствия состояния условий и охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда, а также требованиям охраны труда, которые работодатель обязался выполнять;

– формирование обратной связи по результатам деятельности работодателя в области охраны труда;

– получение информации для определения результативности и эффективности процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда;

– получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию системы управления охраной труда.

67. В разделе «Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур» необходимо отразить основные виды контроля, к которым можно отнести:

– постоянный (текущий) контроль;

– периодический (административно-производственный, общественный) контроль;

– реагирующий контроль;

– внутренний аудит.

68. Применение различных видов контроля зависит от объектов контроля и необходимой периодичности их контроля. Рекомендуется устанавливать следующие виды контроля в зависимости от объектов:

– постоянный контроль – для контроля состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, материалов; выполнения работ работником в рамках осуществления технологических процессов и операций; идентификация опасностей; мониторинга показателей реализации процедур по охране труда, а также реализация иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно;

– периодический контроль – для контроля выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, оценка профессиональных рисков; обучение работников, руководителей и специалистов по вопросам охраны труда; проведение предварительных и периодических медицинских осмотров и т.п.;

– реагирующий контроль – для учета и анализа проявившихся инцидентов, аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также при изменении государственных нормативных требований охраны труда;

– внутренний аудит – для контроля эффективности функционирования всех процессов СУОТ.

69. Для обеспечения контроля выполнения процедур на каждом уровне управления рекомендуется устанавливать ступенчатые формы контроля, одной из которых является административно-производственный контроль:

– 1-я ступень административно-производственного контроля осуществляется на уровне производственной бригады, участка;

– 2-я ступень административно-производственного контроля осуществляется на уровне структурного подразделения;



– 3-я ступень административно-производственного контроля реализуется на уровне организации.

70. С учетом структуры управления в организации могут применяться многоступенчатые формы административно-производственного контроля.

– на 1-й ступени административно-производственного контроля реализуется постоянный (текущий), ежесменный контроль, осуществляемый руководителем соответствующего трудового коллектива (бригадиром, мастером);

– на 2-й ступени административно-производственного контроля реализуется периодический, как правило, еженедельный (но не реже двух раз в месяц) контроль, осуществляемый, как правило, комиссией, возглавляемой руководителем структурного подразделения организации;

– на 3-й ступени административно-производственного контроля реализуется периодический, как правило, ежемесячный контроль, осуществляемый, как правило, комиссией, возглавляемой руководителем организации.

72. Трехступенчатая или многоступенчатая формы административно-производственного контроля не исключают проведение общественного контроля в соответствии с законодательством о профессиональных союзах. К контролю рекомендуется привлекать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов (трудового коллектива).

73. В данном разделе положение рекомендуется отразить, что реагирующий контроль проводится в случаях возникновения инцидентов, аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний и осуществляется, как правило, комиссией, определяемой работодателем.

74. Для оценки эффективности функционирования всех процессов СУОТ рекомендуется отразить положения о проведении внутренних аудитов (проверок) системы управления охраной труда. Как правило, проведение внутренних аудитов осуществляется периодически, компетентными специалистами (аудиторами) организации.

75. Для обеспечения независимости и объективности проверок, проводимых в рамках внутреннего аудита, могут привлекаться независимые от работодателя специализированные организации в области охраны труда.

76. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур необходимо оформлять документально, как правило, в форме акта и обеспечивать их сохранность в установленные законодательством сроки.

77. В данном разделе положения рекомендуется устанавливать необходимость обсуждения результатов контроля на совещаниях, проводимых руководителями соответствующего уровня управления организации, и оформления результатов обсуждения протоколами. По итогам проведения совещаний рекомендуется издавать распорядительные документы (приказы) с указанием перечня мероприятий, корректирующих и предупреждающих действий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц.

78. Рекомендуется устанавливать, что применяемые в организации виды контроля соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда должны периодически оцениваться на актуальность и при необходимости корректироваться.

VII. Планирование улучшений функционирования СУОТ

79. Принцип постоянного совершенствования (улучшения) СУОТ заключается в том, чтобы, наряду с выполнением обязательных требований законодательства, работодатель всегда стремился достичь максимально возможной эффективности функционирования СУОТ, направленной на исключение и предотвращение несчастных случаев, профессиональных заболеваний работников, достижения заявленных целей.

80. В разделе планирования улучшений функционирования СУОТ рекомендуется определить процедуру анализа эффективности функционирования СУОТ, которая, как правило, проводится работодателем.

81. Частота и объем анализа работодателем эффективности функционирования СУОТ определяются в соответствии с необходимостью и особенностями производственной деятельности организации. Как правило, в организации устанавливаются два вида анализа эффективности функционирования СУОТ:

– периодический - данный анализ проводится ежегодно, в период планирования финансирования мероприятий необходимых для эффективного функционирования СУОТ;

– внеочередной анализ – проводится по инициативе работодателя в связи с изменениями в законодательстве по охране труда, изменениями в структуре управления, введением новых технологий, необходимостью исправить крупные недостатки в функционировании СУОТ и др.

82. Исходными данными для анализа эффективности функционирования СУОТ являются как минимум:

– результаты внутренних аудитов (проверок) и оценки соответствия законодательным и иным требования, которые работодатель обязался выполнять;

– показатели деятельности работодателя в области охраны труда;

– результаты предыдущих анализов со стороны работодателя;

– результаты расследования инцидентов, несчастных случаев, профессиональных заболеваний;

– соответствующие сообщения от внешних сторон (надзора и контроля) и внутренних сторон (жалобы);

– изменяющиеся обстоятельства в трудовом законодательстве, нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

83. При анализе эффективности функционирования СУОТ работодателем, как правило, оцениваются:

– степень достижения целей работодателя в области охраны труда;

– способность СУОТ удовлетворять в целом потребностям работодателя, отраженных в Политике организации;

– эффективность действий, намеченных руководителями на всех уровнях управления организации по результатам предыдущих анализов эффективности функционирования СУОТ;

– необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда;

– необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.

84. Объем исходных данных для анализа эффективности функционирования СУОТ и количество оцениваемых показателей устанавливается работодателем самостоятельно с учетом особенностей осуществления деятельности, видом (видами) деятельности работодателя, формой собственности и организационно-правовой формой работодателя.

85. Результаты анализа эффективности функционирования СУОТ работодателем рекомендуется оформлять документально в виде организационно-распорядительного документа. В данном документе дополнительно необходимо указывать информацию о планировании мероприятий по улучшений функционирования СУОТ.

86. Мероприятия по улучшению функционирования СУОТ необходимо регулярно пересматривать с учетом анализа передового опыта других работодателей, предложений работников, изменений в деятельности организации, в трудовом законодательстве и нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.



Просмотров