Великан и лилипуты. А.И.Фефилов Великаны и лилипуты

Физические аномалии в теле человека всегда привлекали, да и привлекают внимание людей. Но только сейчас в развитых странах созданы все условия для их полноценной жизни в обществе. А еще сто лет назад, максимум на что мог рассчитывать такой человек, это работа в цирке. Например, людей имеющих небольшой рост, принято называть лилипутами. Они имеют особенную внешность и черты лица, довольно сильно контрастирующие на фоне среднестатистического человека, и наверно иногда вызывающие наибольшее непонимание со стороны отдельных личностей.

Откуда растут корни и карликов и гигантов?

Существует легенда, что до появления нынешнего человека, на Земле обитали только гномы и великаны. В пользу последних свидетельствует и предание об Атлантиде. Как известно, атланты обладали высоким ростом и феноменальными способностями. Однако, скорее всего произошел какой-то катаклизм, и к нынешнему веку дожила именно человеческая раса?

Надо сказать, что живущие сегодня карлики не являются закрытым сообществом, они живут полноценной жизнью и рожают детей, которые имеют в том числе и обычный рост. Исходя из этого напрашивается вопрос, а являются ли они потомками тех самых гномов, живших до прихода человеческой расы, либо же это какое-то генетическое отклонение?

Наука все же склоняется к последнему, хотя и не стоит отрицать тот факт, что имеется немало источников, указывающих на их отношение к отдельному виду. Достаточно вспомнить, что все европейские сказки содержат упоминания о существах небольшого роста, которых аристократы часто держали в качестве шутов. Но это в лучшем случае, а зачастую лилипутов в средневековой Европе считали помеченными дьяволом и всячески издевались над ними.

Сказочные гномы – это подземные существа, очень любящие золото, драгоценные камни, и имеющие особый дар находить зарытые клады. Гномы обладали массой волшебных способностей, а также сами занимались добычей драгоценного металла и камней, но при этом, ни в одной сказке не упоминаются гномы женского пола. Конечно же нельзя считать за официальное доказательство сборник сказок, но учитывая, что все они создавались из народных сказаний, то возможно доля правды в этом есть. Аналогично этому можно привести в пример огнедышащих драконов, о которых есть предания во всех культурах и не зря же существует гипотеза, о последнем виде динозавров.

В отличие от лилипутов, великаны не столь многочисленны, (тех кто играет в баскетбольной команде в расчет можно не брать). Относительно великанов, также имеется много народных преданий, но там они, в большинстве своем предстают кровожадными гоблинами, троллями и другими не слишком приятными существами, не вызывающими положительных эмоций. Сегодняшние великаны – это люди ощущающие массу неудобств, и если лилипутам намного легче приспособиться к окружающей обстановке, пусть и не соответствующей их антропологическим размерам, то люди высокого роста вынуждены буквально все переделывать под себя, а путешествие в общественном транспорте превращается для них в настоящее испытание.

Медики в этом случае во всем винят гипофиз, так как именно он отвечает за высоту роста, и каждый раз пытаются найти причины в предыдущих поколениях, хотя известны факты, когда у родителей лилипутов, или если один из родителей лилипут, вырастал ребенок-гигант. Замечена также закономерность, что в большинстве случаев гигантский рост отмечается у мужчин, примерно в 80% случаев, причем рождаться великаны могут и у родителей с обычным ростом.

До сих пор остается предубеждение, что гномы и лилипуты достаточно злые, в то же время великаны – это добряки. В этом немалая роль кино и книг, где особенно часто люди малого роста изображаются в отрицательном ключе. Достаточно вспомнить знаменитое произведение Артура Конан Дойля «Знак четырех», где привезенный из джунглей представитель карликового племени убивал по приказу хозяина, а также мог проникать в здания через очень узкие отверстия.

Конечно же приписываемая злоба – это скорее выдумки, хотя эти люди отличаются несколько своей мимикой и голосом, но в остальном они такие же, как и все остальные. Доброта великанов связана прежде всего с тем, что до 1917 года, в цирках России всегда устраивались соревнования между борцами, рост которых редко был ниже 2,5 метра и самым ярким примером наверно может служить Иван Поддубный.

Все же основная причина в том, что люди вырастают с нестандартными размерами, по мнению медиков заключается в нарушении цепочки ДНК. Как говорят зарубежные специалисты, причиной изменений ДНК могут служить самые различные обстоятельства. Невозможно предугадать, что именно повлияет на здоровье будущего потомства, это может быть перенесенная болезнь одного из родителей, либо эмоциональный стресс, но последствия могут наступить даже через несколько поколений. Данная ситуация аналогична тому, как при смешении рас, дети с различным цветом кожи рождаются через поколение, из-за чего нередко возникают скандалы ссоры между супругами, когда муж обвиняет жену в измене.

Надо отметить, что впервые с великанами и лилипутами очень подробно аудиторию ознакомил Джонатан Свифт в своей сказке, но при этом, его лилипуты отличаются от великанов исключительно ростом, тогда как настоящие имеют все же внешние физические отличия.

Отдельный интерес для генетиков представляют первобытные племена карликов, в том числе и каннибалов, проживающих на некоторых островах Тихого океана. Сейчас ученые пытаются найти связь между ними и цивилизованными лилипутами. Не исключается и тот факт, что это все же та самая раса, которая существовала до прихода человека, но в результате произошедших катаклизмов часть ее представителей оказалась в полной изоляции, что в итоге привело к откату в развитии.

Не менее хорошим примером могут служить и племена бушменов – проживающие в Африке. Представители этого племени во взрослом состоянии имеют рост еле доходящий до полутора метров, но при этом довольно дружелюбны.

Как ни стараются сторонники всего оккультного приписать великанам и лилипутам сторону черной силы, пока это у них довольно плохо получается. Гномы, обладающие тайными знаниями и колдовскими способностями, так и остаются существовать только в сказках, или фильме «Твин Пикс». Специалисты, не раз занимавшиеся изучением данной проблемы, в том числе и экстрасенсы, не обнаруживали ничего сверхъестественного в представителях этого вида. Периодически, при совершении какого-то громкого преступления и участия в нем человека небольшого роста, народная молва обязательно начинает добавлять новые детали в том числе делая виноватыми лилипутов, хотя таковых в криминальном мире практически не бывает.

К сожалению, многие люди были и остаются при мнении, что человек имеющий отличительные физические данные является неполноценным, а поэтому не заслуживает на адекватное отношение со стороны других. Такая нетерпимость уже давно стала нормой для представителей титульной расы, причем не только белой, но и черной, между представителями различных национальностей и в других случаях, хотя на самом деле никакого повода и тем более права в том числе и относительно физических данных никто не давал.

Во все времена циркачи и балаганщики ищут для своих шоу уродов. Когда в семьях появляются не совсем нормальные дети, то они очень часто приглашают сотрудников цирка для обследования. Такие дети для родителей обуза. Но некоторые родители идут еще дальше: они сами начинают зарабатывать на проблемах своих детей.

Так, карлик Том-Большой Палец (его настоящее имя Чарлз Страттон, родился 4 января 1838 года) кормил всю свою семью до тех пор, пока не стал знаменитым. После этого, накопив много денег, он отказался от выступлений. При рождении Том-Большой Палец весил 4,3 килограмма, но в 6 месяцев его рост замедлился и до подросткового возраста он был ростом 0,64 метра. К 18 годам он подрос до 0,89 метра. В 1963 году он женился на женщине-карлике Лавинии Уоррен. Умер Чарлз Статтон в возрасте 45 лет от инсульта. На момент смерти весил он 32 килограмма и ростом был 102 см. На его похороны пришло более 10000 человек. Чарлз Статтон стал богатым человеком и имел свой дом и яхту. Немногие уроды добиваются таких результатов в своей жизни.

Еще один карлик, Джеффри Хадсон, в восемь лет был подан к столу Карла I в пироге. Его рост был чуть меньше 35 см. Родился Джеффри Хадсон в 1619 году у родителей среднего роста. В девять лет он вырос до 45 см., но был прекрасного телосложения. Есть несколько историй из его жизни, которые вошли в историю. Он был любимцем королевы Генриетты и как-то раз пошел на поиски повитухи для Ее Величества. По дороге его оскорбил человек из свиты короля и Джеффри, маленький храбрый человечек, вызвал его на дуэль. В котором, кстати, он уложил обидчика с первого выстрела.

В его жизни была еще одна дуэль. Не менее знаменитая. Он сражался с индюком, который отобрал у него обед. Индюк был выше и тяжелее его, но Джеффри не испугался, а убил своего противника и съел.

Умер Хадсон в 1682 году. Его костюм отправили в музей Оксфордского университета для примера того, как даже с маленьким ростом можно достигнуть больших высот.

Наукой установлено, что рождение великанов или карликов зависит от неправильного функционирования гипофиза, который находится глубоко в мозгу. При маленьком гипофизе рождается карлик, если его много, соответственно, великан. Многие великаны становятся высокими из-за необычного развития костей ног. Но только в наше время врачи смогли провести исследования и узнать, почему так происходит. А раньше люди пугались таких аномалий. Короли окружали себя карликами. Считалось, что они приносят удачу и создают веселье. Великанов они нанимали для личной охраны.

Даже в древних источниках находятся упоминания о великанах. Так, Голиаф из Гефа был ростом более 2,7 метра. Был Орест, ростом выше 3 метров. Греки, снимая с него мерки для похорон, говорят, что помимо высокого роста он был еще и тучным великаном.

В период царствования Августа в садах Саллюстия были найдены две могилы, вырубленные в скале. Это были могилы двух великанов, Скундиллы и Позно, которые охраняли эти сады. Их рост достигал 3 метров. Они отличались большой жестокостью и пугали своей внушительностью воров и нарушителей.

Древний историк Иосиф Флавий пишет, что был такой великан Елеазар. Его прислали вместе с другими заложниками в Рим. Он был почти 3,3 метра, но не отличался физической силой. Зато он был хорошим едоком и римляне выставляли его на соревнования с другими едоками. Он всегда оправдывал надежды тех, кто делал на него ставку.

Обычно великаны не отличаются хорошей физической силой, но есть и исключения. Был такой великан, знаменитый Ангус Мак-Аскилл. Он родился в 1825 году в Шотландии. До 13 лет он рос наравне со своими сверстниками. Но после что-то изменилось и он стал расти с невероятной быстротой. К 21 году он уже был 2,4 метра высотой и весил более 170 кг. В 1845 году, проходя комиссию, выявилось, что его грудная клетка 175 см., а вес 183 кг. И это при том, что жировые ткани отсутствовали.

Мак-Аскилл выступал в труппе Барнема. Там же, кстати, выступал и Том-Большой Палец. Он поднимал тяжести до 700 кг. Под занавес удивлению публики не было предела: Мак-Аскилл выходил из-за кулис с деревянной тарелкой, на которой плясал джигу Том-Большой Палец.

Но его карьера закончилась травмой плеча и позвоночника. Он поспорил на 1000$, что сможет вытянуть на берег корабельный якорь, который весит почти 1 тонну. Умер Ангус в 1863 году, хорошо разбогатев.

В Ирландии жил великан Чарлз О’Брини. Родился Чарлз в 1761 году. В 17 лет О’Брини достиг роста 2,5 м. Балаганщики и циркачи вели борьбу между собой за право показывать его в своих цирках. Но Чарлз был не так глуп и быстро смекнул, что сможет обойтись без посредников. Но жизнь его была омрачена одним обстоятельством. Один доктор, Джон Хантер, мечтал заполучить его скелет. Хантер и его агенты преследовали О’Брини и Чарлзу пришлось скрываться.

В 1783 году Чарлз заболел смертельной болезнью. Когда он понял, что жить осталось немного, то договорился с местными рыбаками, что те привяжут груз к его шее и утопят в водах Ирландии. Уж очень не хотелось ему попадать в руки Хантера. Но через некоторое время Чарлз узнал, что Хантер уже подкупил рыбаков, чтобы те доставили ему труп.

Пока О’Брини болел, его сбережения куда-то исчезли и ему пришлось опять выходить на сцену. Он, после всех переживаний, умер от нервного потрясения прямо на сцене. Друзья оберегали могилу от рук Хантера, но все это было бессмысленно. Доктор уже давно подкупил гробовщика и тот подменил гроб. Благодаря этому его скелет до сих пор хранится в музее Королевского колледжа хирургии в Дублине.

Я вижу, колпачки гномов многие научились видеть, а снимать пока не очень.

Пишете в письмах: "Решила объяснить Глупыше, как со мной надо". Или: "Захотелось помочь Стесняше и опять написала сама".

Друзья, заметили на партнере что-то похожее на колпачок, снимайте!

Суть колпачка в том, что партнер о нем и не догадывается даже, а вам этот колпачок на нем мерещится. Колпачком вы объясняете все несостыковки между желаемым поведением партнера (партнерши) и реальным.

Это колпачок Стесняши. Вы и сами догадываетесь, что ей неприятна ваша близость, но надеваете колпачок и смотрите снисходительно сверху, чтобы продолжить липнуть.

Снять с человека колпачок Стесняши - это значит понять, что робких людей крайне мало, и даже самые робкие люди не действуют против своего желания. Версия о слабости человека выгодна вашей короне Сокровища, а другого смысла в ней нет.

Снимайте с девушки колпачок Стесняши.

Если не понятно за что, скорее всего обида вам только мерещится. Это колпачок Бедняши, который вы натягиваете на равнодушную девушку, чтобы объяснить ее нежелание быть с вами. Ваша корона Спасателя сама уже не справляется и ей нужен колпачок, чтобы убедить вас в том, что это не вы липкий, а девушка обидчивая и недоверчивая как волчонок.

Снимайте с девушки колпачок Бедняши.

"Но откуда ей известны мои намерения? Может быть она не понимает, что я симпатизирую ей".

Это колпачок Глупыши. Короне Победителя вечно кажется, что нужным вам людям не хватает понимания того, что вы им тоже нужны. Сами они не разберутся, глупы, поэтому вы должны им объяснить и доказать.

Снимайте с девушки колпачок Глупыши и не потакайте своей короне.

С мужчин снимать колпачки еще легче. Если за девушкой теоретически можно предположить и застенчивость, и обидчивость, и недогадливость (хотя чаще всего это именно колпачки), мужчины такими бывают крайне редко. Любого шага от вас и даже шара бывает достаточно, чтобы получить обратную связь, если у мужчины есть желание, и не получить, если желания нет. Более того. Большинство мужчин - онегины, то есть склонны реагировать на внутренние щипцы. Это значит, что даже когда у них нет желания, они все равно отзываются на ваш шаг и шар. А вот потом могут и затормозить, и если вы приняли их вежливость за инициативу, вам может показаться, что они резко поглупели и застеснялись. Снимайте с них колпачки.

Снять колпачок с партнера - это значит почувствовать к нему уважение.

Вы должны почувствовать уважение к его воле, чего бы за ней ни стояло. Не ваше дело, по какой причине он ведет себя не так, как вам хотелось бы. Ваше желание - это ваше желание, а его желание - отдельно. Люди вместе, когда их желания совпадают, а вот если вы видите несовпадения, но вам кажется, что можно все лишнее подрезать на прокрустовом ложе, невпихуемое впихнуть, а недостающее дорастить, вы надеваете на партнера колпачок и достаете свой черный чемоданчик.

А в черном чемоданчике у вас лежат пыточные инструменты.

Щипцы, чтобы тянуть из Стесняши то, чего он и сам, конечно, хочет, но боится это проявить.

Скалки, чтобы втолковать Глупыше, как ему следует себя вести, чтобы вы (его мечта) оставались с ним и дальше.

Отвертка и пила, чтобы подправить у Бедняши кое-что в мозгах и в поведении, что было испорчено неудачным опытом отношений или неверными взглядами на жизнь.

Кроме черного чемоданчика у вас непременно имеется коробочка с тухлыми яйцами. "Положительное" подкрепление.

А еще шкатулочка, куда вы собираете все то, что вам удалось извлечь из вашей жертвы пыточными инструментами, а так же все то, что адресовалось не вам или случайно привиделось.

Ну и кастрюлька с кислыми щами у вас есть, конечно. И котелок с ухой.

И топор, на всякий случай.

Не отношения с вами, в общем, а праздник.

Водяные бомбочки, светящиеся палочки...

Если же вам удается снять с партнера или партнерши колпачки гномов, вы начинаете видеть перед собой взрослого человека, а не маленького уродца, человека, который сам знает, чего хочет, а если и не знает, это не ваше дело, это его дело - решать, чего он хочет. Будь этот человек даже ни в чем не уверен, не надо помогать ему, уберите свой чемоданчик, а колпачок... Наденьте колпачок уж лучше на себя.

Кстати, многим действительно помогает этот способ.

Снять колпачок с партнера и надеть на себя. Почему-то просто выкинуть колпачок многие не могут, обязательно кто-то из двух должен быть глупышкой или бедняшкой, двое взрослых людей никак не получается объединить, обязательно один из двух - жертва.

Так вот, выгодней надеть колпачок на себя, сняв его с партнера. Спаси себя сам.

Только сначала нужно снять корону.

Если не снимая корону, попытаться натянуть на себя колпачок, получится куклуксклан.

Поверх короны колпачок превратится в маску палача, которой вы будете давить на человека.

Настоящий колпачок - это когда вы сами ничего не хотите получить от человека, а хотите себя от него защитить.

Если хотите получить, лучше попросить вежливо и прямо, это единственный экологичный способ (кроме обмена), если вы пока не превратились в попрошайку, то есть просите мало и редко.

Все остальные способы нельзя применять, когда вы чего-то хотите получить! Все превратится в щипцы.

А вот если вы ничего не хотите от человека, вы можете надеть колпачок. Причем вы можете снять с него колпачок и надеть на себя.

От зеленого винограда такой колпачок отличается тем, что вы не воображаете себя сильным, а осознаете свою слабость.

А раз осознаете слабость, понимаете, кто из вас больше нуждается в вашей помощи.

Как надевать на себя колпачок партнера?

Допустим, вы заметили на человеке колпачок (который сами на него и нацепили в своем воображении).

Заметили колпачок ("это я придумал, чтобы объяснить ее равнодушие"), сняли его ("она не стеснительна, просто не заинтересована") и надели на себя ("да я же сам робкий человек").

Что помогает выиграть такой колпачок, который вы не выбросили (лучше его выбросить), а надели себе на голову?

Он позволяет почувствовать свою уязвимость и начать защищать себя, а не штурмовать границы другого.

Это вы робкий человек, это вы глуповаты, это вы бедны. Вы нуждаетесь в своей собственной защите.

Очень часто колпачок, который вы цепляете на человека - это то, что вы скрываете о себе.

Если у вас плохой локус контроля, вы нередко ждете, чтобы вас образумили, успокоили, помогли определиться.

Это нужно вам, вот и дайте это себе, а не другому.

Самый популярный пример в письмах - это когда женщина, заметив угрюмость партнера, решает, что у него проблемы в жизни, но он тянется к ней как к единственной опоре. И вместо того, чтобы отстать от человека, женщина начинает его допекать заботой, то ухой кормит, то благодарность за это щипцами тянет. Если снять с такого мужчины колпачок Бедняши и надеть на себя, женщина может увидеть, что бедняжка в этой ситуации не он, а она. С ней мрачны и угрюмы, она страдает, она и бедняжка. Надо спасать себя саму. В том числе и от угрюмого партнера.

Или про колпачок Глупыши популярный пример. Заметил мужчина, что жена отдаляется и все больше времени хочет проводить без него, надевает на нее колпачок Глупыши и начинает ей объяснять, что этим она его обижает и разрушает семью. Объяснил бы разок и ладно, а он объясняет и объясняет, не замечая, что жена огрызается. Снять бы с нее колпачок и надеть на себя, осознав, что он дурак и никак не может понять, что происходит в его браке. Действительно не может понять, недоумевает и не знает, в чем причина такого поведения жены. И разбираться с этим.

То есть в идеале вы должны разделить границы и признать, что вы оба - полноценные личности, и если ваши интересы расходятся, пусть каждый действует в своих интересах или предлагает компромисс. Но если вам непременно нужно на кого-то нацепить колпачок уродца, лучше если этим кем-то будете вы, а не ваш партнер. Это выгодней. Признавайте в нем силу, а слабость ищите в себе и защищайте свои слабые стороны сами.

Сами! Если за помощью вы опять обратитесь к партнеру, это получится все та же корона, а сверху колпак куклуксклановца. Это значит вы опять видите в партнере свою свиту, своего чернокожего раба, своего донора и считаете, что он обязан и хочет сделать вас счастливым. А он пусть лучше себя счастливым делает, а не вас. Занимайтесь своими проблемами сами, не щипцуйте никого, не вставляете никому в мозг трубочку и не высасывайте мозг. Бросьте это нехорошее дело.

Получается колпачки видеть, а главное - снимать с партнеров? Часто приходится снимать?

На себя надевали когда-нибудь, снимая с другого?

Справедливости ради следует отметить, что маленькие люди могут быть очень привередливыми. От такой привередливости почувствовавший себя великаном Гулливер чуть было не пострадал. В детских сказках об этом факте не упоминается по известным причинам, а взрослых пересказов о Гулливере в литературе не имеется. Дело в том, что в карликовом королевстве под названием Лилипутия однажды случился пожар - загорелась спальня королевы от того, что её фрейлейн уронила горящую свечу. Лилипуты тут же организовали тушение пожара - стали носить воду наперсточными ведёрками из ближайшего водоёма. Но всё безуспешно - огонь разгорался всё сильнее и сильнее. Тогда на помощь позвали Гулливера, поскольку жизнь королевы была в опасности и пожар мог распространиться на весь королевский дворец. Гулливер находит более чем оригинальное решение проблемы. Он впервые применяет новый метод тушения пожара, не известный у него на родине. Он направляет струю собственной мочи на огонь. Мочеструйный метод пожаротушения пришёлся не по душе королеве-лилипутке. Не известно, от чего она так сильно перепугалась. Но дело не в причине испуга. Пожарник-великан придерживался мнения, что важен не способ, а результат. Главное, что огонь потух. Побочным результатом тушения пожара стало затопление мочой не только спальни королевы, но и многих смежных помещений. Можно предположить, что скорее всего испуг королевы и последующее её недовольство были связаны не с чем иным как с переизбытком средства тушения. При этом любой современный пожарник укажет нам на разницу между средством и инструментом тушения. Последний здесь, как вы понимаете, не причём.

Сам Гулливер был, по-видимому, несколько обескуражен реакцией на его подвиг. Он спас жизнь королеве, а ему ещё высказывают недовольство по поводу его благородного поступка. Ну, если не нравится, то в следующий раз тушите сами. Сами подожгли, сами и тушите. А если попросили о помощи, не ругайтесь, а благодарите.

Кстати, в Лилипутии неблагодарность считалась уголовным преступлением. И королева, наверное, знала об этом, но всё равно высказала своё возмущение. Если бы так повела себя её фрейлейн, то она скоро бы поменяла шелковые гардины на железные - говоря иначе, сменила бы место жительства и переехала бы из комнаты служанок в тюремную камеру. Но что касается случая с королевой, то мы делаем вывод, что закон не писан не только для больших и великих граждан в наших современных государствах, но и для маленьких, но великих людей в Лилипутии.

Когда читаешь оригинальный памфлет Д. Свифта, сначала объявленный пасквилем, а потом переписанный под детскую сказочку, приходишь к мысли, что большое ни при каких обстоятельствах не совместимо с малым. К примеру, многие знатные дамы-лилипуточки стремились попасть на прием к Человеку-Горе. Им было необычайно приятно, когда он их ставил или сажал на свою огромную ладонь и ласково разговаривал с ними. И это вполне объяснимо - когда маленький человечек добивается особого расположения к нему со стороны большого человека, радость и подобострастие переполняют всё его существо. Мужики-карлики сразу начинают кричать "Ура!" и "Да здравствует..." прямо в лицо великану, а потом долго рассказывают себе подобным, какой он хороший и добрый этот большой человек, потому что он снизошёл до маленького. Про женщин и говорить нечего. Все они, и большие, и маленькие, пообщавшись с великим человеком, не чают в нем души до конца жизни и при этом фантазируют ещё больше, чем мужчины.

Между великаном-мужчиной и лилипуткой-женщиной не может быть любви по известным причинам. Представьте себе, если великан попытается, хотя бы, поцеловать в губы миниатюрную женщину, которая стоит у него на ладони. Во-первых, он может по неосторожности заглотить это маленькое женское существо, выпячивающее губы бантиком и с трепетом ожидающее любовного прикосновения. Во-вторых, прикосновение губ великана и лилипутки невозможно по гигиеническим причинам. Дело в том, что у лилипутов было очень тонкое обоняние и многим откровенно не нравились запахи, исходящие изо рта Гулливера. Рот этого европейского человека хоть и не магазин с просроченными и испорченными продуктами, но смрад от не- чищенных зубов мог повалить любую лилисветскую дамочку. Какая уж тут любовь, не потерять бы сознание! Сам Гулливер приходит к выводу, что все крупное или великое источает множество запахов в большом объёме и скрыть это очень трудно. Например, ни одно благовоние не заглушит дурной запах, исходящий от загнивающих сверхдержав. Как правило, сами они этот запах не чувствуют.

И все же, как быть, если малое воспылает любовью к большому? Свифт в своём памфлете не дает ответа на этот вопрос. Его Гулливер решает данную проблему только на словах. У него всё ограничивается ласковыми разговорами с лилипуточками, которых он сначала держит на ладони, а потом помогает им сесть в карету и - прощай красавица. А миниатюрной женщине и этого предостаточно, поскольку от своего мужа-лилипута она столько нежных слов и за всю совместную жизнь не слыхивала. Коротко говоря, вся эта неравная любовь может ограничиваться лишь ласково произносимыми словами. Между прочим, слово произнесённое - это уже совершённое действие, которое этим словом называется. Современные мужчины, потомки Гулливера, с успехом используют этот приём. Если, к примеру, европеец сказал своей подруге "Я тебя люблю", значит, он совершил любовный поступок. Его слово чудеснейшим образом уже превратилось в дело. Сказано - сделано, и больше ко мне с любовными вопросами не приставай.

Итак, нормальной можно считать любовь между одинаковыми по размеру или соразмерными членами общества. Этот вывод вытекает из нравственных поступков Гулливера. Знаменитый путешественник и не думал уточнять, что под любящими членами общества понимаются разнополые люди и у них от этой любви естественным образом рождаются дети. Трудно переоценить в этой связи насколько гениален был Д.Свифт. Как мог он на основании простых фактов предвосхитить жизненные предпочтения современной Европы? Вот одно из его дальновидных высказываний:

"Родители при создании ребёнка вовсе не руководствуются намерением дать ему жизнь, и мысли их направлены в другую сторону".

Исходя из этого, воспитание детей нельзя доверять кровным родителям, а нужно отдавать случайно зачатых, но родившихся детишек в общественные воспитательные заведения или на попечение морально чистых и нравственно высоких людей. Сегодня мы видим, что Западная Европа, в первую очередь особенно западная, начинает жить по Свифту. Детей отбирают у кровных родителей при первой подвернувшейся возможности. Конфискуют как вещь. Шлёпнул родитель шалуна по попке, не успел оглянуться, а твоего шалунчика, заплаканного и перепуганного, уже везут по решению комиссии в общественный интернат, или отдают в благополучную однополую семью. Членам однополой семьи никогда не приходила в голову преступная мысль непреднамеренно, случайно зачать и произвести на свет ребёнка. Когда они сжимали себя в любовных объятьях, они действительно не думали об этом. А это означает, что их любовные помыслы были чисты и не запятнаны аморальными мыслями ни с какой стороны. А раз так - получите готового ребёночка и воспитывайте его на свой манер и в своём духе. Ваяйте здорового члена демократического общества!

Другая проблема, почти незамеченная потомками Свифта, которую можно сформулировать следующим образом:

Человеческая дикость и жестокость возрастают пропорционально росту!

Звучит как диагноз и приговор одновременно. Кто сказал - чем больше держава, тем она цивилизованнее и демократичней? Уважаемые жители Земли, нас обманывают! Мы живём во лжи. А долгое пребывание в этом состоянии приводит к двум результатам. Одна часть землян верит, что "так надо". Другая часть говорит "так вам и надо" и начинает действовать дико и жестоко.

Не все знают о втором путешествии Гулливера, когда он попадает в королевство великанов Бробдингнег. Возможно, если бы королевство называлось не таким витиеватым именем, читатель мог бы припомнить и некоторые события этого путешествия. Но как нам известно, наречение именем не зависит от автора. Он лишь называет всё своими именами.

С самого начала кинематографа мы видели на экране орков, фей и гномов, и сегодняшнее кино - не исключение. Эффект уменьшения или увеличения человека на экране - по отношению к коллегам по кадру - достигался комплексом . Среди них:

  • зеркала;
  • сплит-скрин и рир-проекция;
  • перспективное совмещение;
  • создание декораций и реквизита иного размера;
  • куклы;
  • использование дублера-карлика и переклеивание головы;
  • оптическая печать и цифровое уменьшение на композе;
  • полностью цифровые персонажи с использованием данных по захвату мимики.

Фотохимическая эра

На ранних этапах кинематографистам были доступны только самые простые методы манипуляции изображением, но кинофокусники применяли их очень творчески. И, конечно, все приемы работали комплексно (как и сегодня). Например, при создании этого немого фильма, снятого Стюартом Дж. Блэктоном в 1909 году, использовали все известные на тот момент кинотрюки.

Фильм «Фея никотина» (1909)

Кадры с танцующей на столе феей сняты с помощью зеркала, установленного так, чтобы отражать танцовщицу, которая самом деле находится на сцене рядом с камерой.

Для крупных же планов, в которых феи развлекаются с трубкой, спичками и сигаретами, создали реквизит большого размера, точно повторявший обычные предметы. Для отдельных кадров применяли двойную экспозицию, леску и даже полноразмерные эффекты в виде дыма.

Фильм «Волшебный меч» (1901)

В фильме Роберта У. Пола «Волшебный меч» огромного огра, ворующего девушку, сделали с помощью двойной экспозиции. Просто огра снимали на черном фоне ближе к камере и потом соединили с отснятыми ранее актерами. Точно так же создавали и кадры для фильма «Сырные клещи, или лилипуты в лондонском ресторане».

Фильм «Сырные клещи, или лилипуты в лондонском ресторане» (1901)

Эти же приемы использованы в фильме «Усталая смерть» Фрица Ланга. персонажи «миниатюризируются» с помощью гигантских декораций и оптической иллюзии, когда людей обычного размера впечатывают в кадр на огромном ковре отдельной экспозицией, закрывая остальную часть маской.

Фильм «Усталая смерть» (1921)

Оптическую печать применили и в картине «Невеста Франкенштейна» (1935) в сценах с миниатюризированными людьми в бутылках профессора Приториуса.

Фрагмент фильма «Невеста Франкенштейна» (1935)

Для этих кадров «маленьких» людей снимали отдельно на черном фоне, после чего на высококонтрастной пленке делали копию изображения, получая маску. С помощью маски эти изображения потом впечатывали в кадры с самим профессором и его баночками. Если в более ранних фильмах маску делали прямо в камере, то здесь это уже полноценная оптическая печать.

В фильме «Новый Гулливер» Александра Птушко лилипутов играли куклы, анимированные с помощью покадровой анимации.


Кукол и зеркала использовали довольно долго, пока в киноиндустрию не пришла «цифра». Например, для фильма «Дарби О`Гилл и маленький народец» нужно было создать целый народ. В одной из сцен в тронном зале здесь тоже использовали зеркало, но с протертой в центре поверхностью. Этот прием называется «процесс Шюффтана» или зеркально-перспективное совмещение. Чаще всего зеркала с протертой частью использовались для экономии денег - это позволяло не строить декорацию, а визуально «вставлять» актера в фотографию, рисунок или макет. Но в данном случае прием позволил создать маленьких лепреконов и соединить их с «большим» актером в кадре.

Кроме зеркал для этих целей используется более сложный метод - перспективного совмещения. Суть этого метода в том, что актер, которого нужно уменьшить, стоит дальше от камеры, чем тот, который должен играть большого персонажа. Фокус совмещения состоит в создании декораций нужного размера - бОльшего для того персонажа, который находится дальше. При взгляде через объектив камеры декорация кажется единой, она визуально соединяет обоих персонажей. Но здесь есть еще один технический нюанс - камера должна снять обоих персонажей так, чтобы они оба были в фокусе и разница расстояний между ними была не видна. Для этого нужно прикрыть диафрагму, но добавить освещения.

На съемках фильма «Дарби О`Гилл и маленький народ» (1959)

Например, на съемках фильма «Дарби О`Гилл и маленький народец» во время съемки разговора Дарби и короля лепреконов в студии горело 649 прожекторов, а когда их включали, свет вырубало во всем городке Бурбанк в пригороде Лос-Анджелеса, где и находилась студия.

Здесь надо отметить, что актеры в таком случае не видят друг друга, направления их взглядов не совпадают. На самом деле они смотрят на маркеры, которые выстроены так, чтобы при взгляде через объектив казалось, что актеры смотрят друг на друга.


Именно так Александр Птушко делал свой «Золотой ключик» в 1939 году. Детей, которые играли роли кукол, дополнительно уменьшали, разместив их гораздо дальше от камеры. В этом фильме очень много подобных трюков. Например, в сцене, где Буратино проходит перед человеком, были использованы гигантские бутафорские ноги.

В сцене, похожей на сцену из фильма «Фея никотина», где маленькие персонажи пляшут на коробке, а Карабас-Барабас стоит рядом, наверное, тоже можно было использовать зеркало. Но Птушко предпочел расположить актеров-кукол дальше от камеры.


В фильме «Дорогая, я уменьшил детей» для создания иллюзии огромного мира вокруг актеров также применяли комплекс решений. В том числе - и покадровую анимацию. Например, на фото ниже показан процесс анимации «гигантского» муравья с ребенком на спине. Ранее отснятый в соответствующих декорациях ребенок - это всего лишь рир-проекция, визуально соединенная с куклой-муравьем, анимированным покадрово.

Метод перспективного совмещения активно использован и в трилогии Питера Джексона « ». Но команда Питера Джексона пошла немного дальше, сделав то, чего раньше никто не делал. Перспективное совмещение работает потому, что у камеры только один «глаз», и иллюзия сохраняется только на статичных кадрах. Как только камера начинает двигаться и выдает все расстояния, эффект рассыпается. Но Питер Джексон очень хотел использовать динамичную камеру в сценах с перспективным совмещением, поэтому его команда разработала подвижные декорации, использовав для этого систему моушн-контроля.

Метод перспективного совмещения в трилогии Питера Джексона «Властелин колец»

Задачей создания всей конструкции было удержать иллюзию, даже если камера начнет двигаться. Просто декорация в данном случае тоже была разборная и двигалась синхронно с камерой.

Цифровое уменьшение

Сегодня с приходом цифры многие вещи делаются гораздо проще. Уже не нужно выстраивать камеру и строить декорации так, чтобы расположенный дальше от камеры актер выглядел мелким. Можно просто «вклеить» его на этапе постпродакшена, попутно уменьшив. Кстати, во время фотохимической эры такое тоже практиковали. Например, в британском фильме Джорджа Пэла «Мальчик с пальчик» (1958) маленького персонажа впечатывали в кадры с помощью оптического принтера, заранее отсняв на фоне хромакея. И это местами очень бросается в глаза.

Трейлер фильма «Мальчик с пальчик» (1958)

Сегодня же можно все сделать очень убедительно. В «Хоббите», например, Гэндальф приходит в гости к Бильбо. Сцену в коридоре жилища хоббита снимали параллельно в двух декорациях. Одна из них была построена для Бильбо полностью. Вторая же была с некоторыми элементами, с которыми взаимодействовал Гэндальф, и построена она была в масштабе относительно человеческого роста. Две камеры, связанные моушн-контролем, снимали сцену одновременно (а их движения были отмасштабированы соответственно двум декорациям). После чего Гэндальфа просто вставили в кадры с Бильбо на этапе постпродакшна.


Схема работы в двух декорациях для кадров с Бильбо и Гэндальфом

Но чаще всего все-таки прибегают к переклеиванию головы или уменьшению актеров на этапе постпродакшна. Во «Властелине колец» хоббитов тоже уменьшали и на этапе постпродакшна, но при этом им по росту подобрали гнома Гимли. Тогда уменьшать приходилось не два разных съемочных материала, а только один - отснятую на хромакее группу с хоббитами и гномом брали полностью. Кстати, в сценах, где участвуют и хоббиты, и обычные люди, при этом стоя к камере спиной, использовали их маленьких дублеров.

Дублеры хоббитов для сцен, в которых мы не видим их лиц

Вспомним сказку «Белоснежка и охотник», на создателей которой в свое время обрушился шквал негодования со стороны сообщества актеров маленького роста, как они себя называют. Ругали фильм за то, что гномов в нем играют известные исполнители высокого роста, такие как Эдди Марсан, Ник Фрост, Боб Хоскинс, Иэн МакШейн, Рэй Уинстон и Тоби Джонс. Актеры-карлики отыгрывали нужные сцены на площадке с маркерами на лицах. Потом большие актеры работали в студии Lola в специальной установке, окруженные несколькими камерами . Артистам показывали отснятый материал, и они отыгрывали свои роли, просто сидя в креслах. После чего этот материал проецировали на грубую трехмерную модель, которая была синхронизирована с головами гномов на площадке. С помощью специального софта DMX «вклеиваемые» головы освещали так, чтобы новый свет был абсолютно идентичен тому, что присутствовал на площадке во время съемки.


Студия Lola произвела 75 замен голов для картины Руперта Сандерса. В итоге в фильме мы видим тела карликов и головы реальных звезд кино. Конечно же, у этих актеров был драматический материал, но вряд ли такой, который не смогли бы отыграть обычные актеры-карлики. Их ведь тоже взяли не с улицы, и до этого они изучали актерское мастерство. Но, видимо, студия посчитала, что иметь в фильме уменьшенных в размерах звезд будет полезнее для маркетинговой кампании.

Сегодня, возможно, для гномов просто сделали бы цифровые копии голов, а игру актеров перенесли бы на них с данных по захвату мимики. Именно так поступили с феечками в фильме «Малифисента».

О съемках фильма «Малифисента» (2014)

Причем, чтобы точно понимать, что происходит на цифровой версии персонажа, чьи пропорции были слегка изменены, художники студии Digital Domain сначала построили точные копии актрис - с правильными пропорциями. И только потом, убедившись, что все работает правильно, перенесли эти данные на миниатюрных персонажей.

Несколько иным способом идея уменьшения людей в пространстве решается в совсем свежем фильме Александра Пэйна «Короче», который выходит на наши экраны 1 февраля. На этом фильме огромный реквизит делали только для актеров, чтобы им было, с чем играть - по словам VFX-супервайзера Джейми Прайса, «уровень детализации реального реквизита не отвечал бы требованиями качества сегодняшнего кино». В финальных кадрах его не было.

На съемках фильма «Короче» (2017) / Фото: Paramount PicturesНа съемках фильма «Короче» (2017) / Фото: Paramount Pictures

Вместо этого кинематографисты уделили внимание источникам . Вернее, их размерам, ведь источники света у нас не меняются, поэтому для маленьких людей они становятся огромными. Для сцен с уменьшенными людьми актеров снимали в частичных декорациях с использованием осветительных приборов большого размера. Потом их ротоскопировали из отснятого материала и переносили в кадры с реальными объектами нормального размера. Таким образом сохраняли и реалистичность среды, и уменьшение людей.


Как видите, в разное время и разные кинематографисты используют те инструменты, которые, по их мнению, решают их творческие задачи по уменьшению людей в кадре самым оптимальным способом.

Обложка: кадр из фильма «Короче» (2017) / Paramount Pictures



Просмотров