В какое время случилась блокада ленинграда. Блокадный ленинград

Привет всем любителям фактов и событий. Сегодня мы кратко расскажем вам интересные факты о блокаде Ленинграда для детей и взрослых. Оборона блокадного Ленинграда - одна из самых трагических страниц нашей истории и одно из самых трудных событий . Беспрецедентный подвиг жителей и защитников этого города навсегда останется в памяти народа. Давайте мы кратко расскажем о некоторых необычных фактах, относящихся к тем событиям.

Самая суровая зима

Самое тяжелое время за все время осады – первая зима. Она выдалась очень суровой. Температура неоднократно снижалась вплоть до -32 °C. Морозы стояли затяжные, воздух оставался холодным подряд в течении многих дней. Также из-за природной аномалии в городе практически в течении всей первой зимы ни разу не было привычной для этой местности оттепели. Снег продолжал лежать долгое время, усложняя жизнь горожан. Даже к апрелю 1942 средняя толщина его покрова достигала 50 см. Температура воздуха ниже нуля держалась практически до мая.\

Блокада Ленинграда длилась 872 дня

Никто до сих пор не может поверить, что наш народ продержался столько времени, и это с учетом того, что к этому никто не был готов, так как в начале блокады не было достаточного количества еды и топлива, чтобы нормально продержаться. Многие не пережили голода и холода, но Ленинград не поддался. И через 872 он был полностью освобожден от фашистов. За это время погибло 630 тысяч ленинградцев.

Метроном – биение сердце города

Для своевременного оповещения всех жителей города об обстрелах и бомбежках на улицах Ленинграда власти установили 1500 громкоговорителей. Звук метронома стал настоящим символом живого города. Быстрый отчет ритма означал приближение вражеских самолетов и скорое начало бомбардировки.

Медленный ритм оповещал об окончании тревоги. Радио работало в круглосуточном режиме. По распоряжению руководства осажденного города жителям было запрещено отключать радио. Оно было главным источником информации. Когда дикторы прекращали трансляцию передача, метроном продолжал свой отсчет. Этот стук назвали биением сердца города.

Полтора миллиона эвакуированных жителей

За все время блокады было эвакуировано в тыл почти 1,5 миллиона людей. Это составляет около половины численности населения Ленинграда. Было проведено три крупных волны эвакуации. Примерно 400 тыс. детей вывезли в тыл за первый этап эвакуации до начала осады, однако многие потом вынуждены были вернуться назад, так как фашисты оккупировали эти места Ленинградской области, где они укрывались. После замыкания кольца блокады эвакуация продолжалась через Ладожское озеро.

Кто осаждал город

Кроме непосредственно немецких частей и войск , осуществлявших главные действия против советских войск, на стороне фашистов воевали и другие воинские формирования из других стран. С северной стороны город блокировался войсками Финляндии. Также на фронте присутствовали итальянские формирования.


Они обслуживали торпедные катера, действовавшие против наших войск на Ладожском озере. Однако, особой эффективность итальянские моряки не отличались. Кроме того, воевала на этом направлении и «Голубая дивизия» , сформированная из испанских фалангистов. Испания официально не воевала с Советским Союзом, и на фронте с ее стороны были только добровольческие части.

Коты, спасшие город от грызунов

Практически все домашние животные были съедены жителя осажденного Ленинграда уже в первую блокадную зимы. Из-за отсутствия кошек страшно расплодились крысы. Под угрозой оказались запасы продовольствия. Тогда было решено завести котов из других регионов страны. В 1943 году четыре вагона прибыли из Ярославля. Они были заполнены кошками дымчатой окраски – именно их считают лучшими крысоловами. Кошек раздали жителям и через короткое время крысы были побеждены.

125 граммов хлеба

Именно такой минимальный паек получали дети, служащие и иждивенцы в самый сложный период осады. На доля рабочих приходилось 250 граммов хлеба, по 300 грамм выдавали участникам пожарных бригад, тушивших пожары и бомбы-«зажилагки », учащимся училищ. 500 грамм получали бойцы на переднем края обороны.


Блокадный хлеб состоял в значительной степени из жмыха, солода, отрубей, ржаной и овсяной муки. Он был очень темного, почти черного цвета и сильно горчил. Его питательный свойств не хватало любому взрослому человеку. Люди не могли долго продержаться на таком рационе и массово умирали от истощения.

Потери во время блокады

Точных данных о погибших нет, однако, считается, что погибло не менее 630 тыс. человек. По некоторым оценкам число погибших доходит до 1,5 миллионов. Наибольшие потери пришлись на первую блокадную зиму. Только за этот промежуток времени от голода, болезней и других причин умерло более четверти миллиона человек. По статистики, женщины оказались выносливее мужчин. Доля мужского населения в общем числе погибших — 67%, а женщин 37%.


Трубопровод под водой

Известно что, для обеспечения снабжения города горючим по дну озера был проложен стальной трубопровод. В сложнейших условиях, при постоянных обстрелах и бомбежках всего за полтора месяца на глубине в 13 метров были смонтированы более 20 км труб, по которым затем стали перекачиваться нефтепродукты для снабжения горючим города и защищавших его войск.

«Седьмая симфония Шостаковича »

Прославленная «Ленинградская» симфония, первые прозвучала, вопреки расхожему мнению, не в осадном городе, а в Куйбышеве, где проживал в эвакуации Шостакович в марте 1942г... В самом Ленинграде жители смогли услышать ее в августе. Филармония была заполнена людьми. Одновременно музыку транслировали по радио и громкоговорителям, чтобы ее могли услышать все. Симфонию могли слышать как наши войска, так и фашисты, осаждавшие город.

Проблема с табаком

Кроме проблем с нехваткой продовольствия, была острая нехватка табака и махорки. При производстве в табак для объема стали добавлять самые разные наполнители – хмель, табачную пыль. Но даже это не могло полностью решить проблему. Было решено использовать для этих целей листья клена – они лучше всего подходили для этого. Сбором опавших листьев занимались школьники, которые собрали их более 80 тонн. Это помогло сделать необходимые запасы эрзац-табака.

Зоопарк пережил блокаду Ленинграда

Это было тяжелое время. Ленинградцы умирали буквально от голода и холода, помощи было ждать не откуда. Люди не могли позаботиться толком даже о себе и естественно, им было не до животных, которые в это время ждали своей участи в Ленинградском зоопарке.


Но даже в это нелегкое время нашлись люди, которые смогли спасти несчастных животных и не дать им умереть. На улице то и дело взрывались снаряды, водобровод и электричество были отключены, животных нечем было кормить и поить. Сотрудники зоосада в срочном порядке занялись перевозкой животных. Часть из них перевезли в Казань, а часть на территорию Белоруссии.


Естественно, далеко не всех животных удалось спасти, а некоторых хищников пришлось застрелить собственноручно, так как если бы они высвободились бы каким-нибудь образом из клеток, то стали бы представлять угрозу для жителей. Но тем не менее, этот подвиг никогда не будет забыт.

Обязательно посмотрите это документальное видео. После его просмотра вы не останитесь равнодушными.

Позор с песней

Довольно популярная видеоблогер Милена Чижова записывала песню про сюси-пуси и свои подростковые отношения и зачем-то вставила строчку «Между нами блокада Ленинграда». Этот акт настолько возмутил пользователей интернета, что они незамедлительно начали ставить дизлайки блогерше.

После того, как она поняла, какую глупость совершила, она немедленно удалила ролик ото всюду. Но тем не менее первоначальная версия все равно гуляет по сети, и вы можете послушать ее отрывок.

На сегодня это все интересные факты о блокаде Ленинграда для детей и не только. Мы постарались рассказать о них кратко, но это не так просто. Конечно же их намного больше, ведь данный период оставил важный исторических след на нашей страны. Подвиг героев не будет забыт никогда.


Ждем вас снова на нашем портале.

«Для того, чтобы тебя не заела совесть, нужно поступать так, как велит честь…»
Эдмунд Бёрк (1729-1797)

Нам кажется, что мы знаем практически всё о Великой Отечественной Войне, ведь о ней написаны тысячи книг, созданы сотни документальных и художественных фильмов, написано множество картин и стихов. Но в действительности мы знаем только то, что давно выхолощено и выставлено на всеобщее обозрение. Там тоже может быть какая-то часть правды, но далеко не вся.

Мы с вами сейчас убедимся в том, что знаем очень мало даже о самых главных, как нам внушили, событиях той Войны. Я хочу обратить ваше внимание на статью Алексея Кунгурова из Челябинска под названием , которую в своё время незаслуженно проигнорировали все мировые СМИ. В этой небольшой статье он привёл несколько фактов , которые вдребезги разбивают существующую легенду о блокаде Ленинграда. Нет, он не отрицает, что там шли затяжные и тяжёлые бои, и было огромное число жертв среди мирного населения.

Но он утверждает, что блокады Ленинграда (полного окружения города) не было , и приводит убедительные доказательства этому своему утверждению. Он делает свои выводы, анализируя общедоступную , широко известную информацию с помощью логики и арифметики. Более подробно об этом можно посмотреть и послушать в записи его Интернет-Конференции «Управление историей, как системой знаний» … В Ленинграде того времени было немало странностей и непонятностей, которые мы сейчас и озвучим, используя множество фрагментов из названной статьи Алексея Кунгурова.

К сожалению, разумных и обоснованных объяснений тому, что происходило в то время в Ленинграде, пока не найдено . Поэтому приходится надеяться на то, что правильно сформулированные вопросы помогут нам с вами найти или вычислить правильные ответы. В своих дополнениях к материалам Алексея Кунгурова мы тоже будем пользоваться только общедоступной и широко известной информацией, многократно озвученной и подтверждённой фотоматериалами, картами и прочими документами. Итак, пойдём по порядку.

Загадка первая

Откуда взялся этот термин?

Блокады именно города Ленинграда в действительности не было . Этот звучный термин, скорее всего, был придуман для переноса на немцев вины за массовые жертвы среди городского населения. Но окружения именно города Ленинграда в той Войне не было !

Летом 1941 года, согласно имеющейся общедоступной информации , определённая, довольно большая территория в несколько тысяч квадратных километров, на которой находился и сейчас находится город Ленинград, была отрезана немецкими войсками от остальной территории страны. Это случилось в конце августа 1941 года: «После упорных боёв 39-й моторизованный корпус противника 30 августа захватил крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась перерезанной…» (http://lenbat.narod.ru/mga.htm).

На этих картах хорошо показан окружённый район, в котором находился г. Ленинград:

Загадка вторая

Почему было так мало снарядов?

Статья А. Кунгурова начинается с анализа письменного утверждения о том, что на город за время блокады упало 148 478 снарядов . Историки описывают эти события следующим образом: «Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. С 4 сентября по 30 ноября 1941 года город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 час. Иногда население оставалось в бомбоубежищах почти сутки. 15 сентября 1941 года обстрел длился 18 ч. 32 м, 17 сентября - 18 ч. 33 м. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тыс. снарядов…»

Алексей Кунгуров путём несложных арифметических вычислений показывает, что эта цифра взята с потолка и может отличаться от на несколько порядков! Один артиллерийский дивизион из 18 орудий большого калибра за упоминавшиеся 430 часов обстрелов способен сделать 232 000 выстрелов ! Но ведь блокада, согласно укоренившимся данным, длилась гораздо дольше трёх недель, да и орудий у врага было в несколько сотен раз больше. Поэтому число упавших снарядов, о которых писали газеты того времени, а потом переписывали все, кто писал нам о блокаде, должно было бы быть на несколько порядков больше, если бы блокада имела место в том виде, к которому нас всех приучили .

С другой стороны, многие фотографии блокадного показывают, что разрушения в центральной части города были минимальными ! Это возможно лишь в том случае, если врагу не давали атаковать город артиллерией и авиацией. Однако, если судить по картам, ссылки на которые приведены выше, враг стоял всего в нескольких километрах от города, и резонный вопрос о том, почему город и военные заводы не были полностью превращены в развалины за пару-тройку недель, остаётся открытым .

Загадка третья

Почему не было приказа?

У немцев не было приказа занимать Ленинград. Кунгуров очень чётко пишет об этом следующим образом: «Фон Лейб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром. У него в подчинении было до 40 дивизий (в том числе и танковые). Фронт перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара. Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле. Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамвай. Фронт был прорван , и впереди них не было никого. В своих мемуарах Фон Лейб и многие другие командиры Германской армии утверждали, что им запрещали брать город , давали приказ отойти с выгодных позиций…»

Не правда ли, очень странно вели себя немецкие войска: вместо того, чтобы легко овладеть городом и наступать дальше (мы же понимаем, что ополченцы, которых нам показывали в , серьёзного сопротивления регулярным войскам не способны оказать в принципе), захватчики почти 3 года стоят возле Ленинграда, якобы заблокировав все сухопутные подходы к нему. А с учётом того, что контратак со стороны обороняющихся, скорее всего, не было или было очень мало, то для наступающих немецких войск это была не война, а самый настоящий санаторий ! Интересно бы узнать подлинную реакцию немецкого командования на эту легенду о блокаде.

Загадка четвёртая

Почему работал Кировский завод?

«Известно, что Кировский завод работал всё время блокады . Факт тоже известный - он находился в 3 (трёх !!!) километрах от линии фронта. Для людей, которые не служили в армии, скажу, что на такую дальность может залететь пуля от Мосинской винтовки, если стрельнуть в нужную сторону (про артиллерийские орудия большего калибра я просто молчу). Из района Кировского завода эвакуировали жителей , но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили (хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов)…»

Вы понимаете, что здесь написано? Здесь написано, что лютый враг, который 3 года непрерывно стрелял из пушек и бомбил окружённый город Ленинград, не удосужился за это время уничтожить Кировский завод, выпускавший военную технику, хотя это можно было сделать за один день ! Чем это можно объяснить? Либо тем, что немцы совсем стрелять не умели, либо тем, что у них не было приказа уничтожать завод врага, что не менее фантастично, чем первое предположение; либо немецкие войска, которые стояли под Ленинградом, выполняли другую функцию , пока нам неведомую…

Чтобы понять, как выглядит город, по-настоящему обработанный артиллерией и авиацией, можно фото Сталинграда , который обстреливали не 3 года, а гораздо меньше времени…

Загадка пятая

Как снабжался Кировский завод?

«Кировский завод выпускал различную продукцию: танки КВ-1 , самоходки САУ-152 , к 1943 году освоили производство танков ИС-1 и ИС-2 (на заднем плане собираются САУ-152) . По размещённым в Интернете фотографиям мы можем представить масштаб производства танков (это крупное и серийное производство). Кроме Кировского завода, работали и остальные заводы Ленинграда, выпуская снаряды и другую военную продукцию. С весны 1942 года в Ленинграде возобновилось движение трамваев … Это лишь маленькая частичка реальности, очень отличающаяся от исторических мифов, написанных профессиональными историками…»

Для того чтобы работало и выпускало продукцию крупное машиностроительное предприятие, каким был «Кировский завод», необходимо очень серьёзное, постоянное снабжение . И это должна быть не только электроэнергия в необходимых и весьма больших объёмах, но и сырьё (металл нужных марок тысячами тонн), комплектующие тысяч наименований, инструменты тысяч наименований, продукты питания и вода для рабочих и очень много всего остального.

Кроме этого, нужно же было куда-то девать готовую продукцию ! Это же не авторучки! Это же крупные изделия, которые можно было транспортировать только своим ходом, морским или железнодорожным транспортом. А то, что продукция изготавливалась, подтверждают письменные свидетельства :

«Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из 3 млн . снарядов и мин, более 3 тыс . полковых и противотанковых орудий, 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов и бронеплощадок.

2. Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения. В трудной обстановке осени 1941 года главной задачей трудящихся осаждённого города было снабжение фронта вооружением, боеприпасами, снаряжением и обмундированием. Несмотря на эвакуацию ряда предприятий, мощность ленинградской промышленности оставалась значительной. В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, свыше двух тысяч миномётов, сотни противотанковых орудий и пулемётов…»

Странная блокада получается : 30 августа 1941 года было прервано железнодорожное сообщение с «большой землёй», а осенью 1941 года на Западный фронт были отправлены «свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения… » Как можно было вывезти из «блокадного» Ленинграда такое колоссальное количество вооружений на Западный фронт, если железнодорожного сообщения уже не было? На плотах и лодках через Ладожское озеро под непрерывным обстрелом немецкой артиллерии и самолётов, господствовавших в воздухе в то время? Теоретически такое возможно, но практически очень маловероятно…

18 января 1943 года Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. Крупнейший политический, экономический и культурный центр СССР после тяжелейшей 16-месячной борьбы вновь обрёл сухопутную связь со страной.

Начало наступления


Утром 12 января 1943 года войска двух фронтов одновременно начали наступление. Предварительно ночью советская авиация нанесла мощный удар по позициям вермахта в полосе прорыва, также по аэродромам, пунктам управления, связи и железнодорожным узлам во вражеском тылу. На немцев обрушились тонны металла, уничтожая его живую силу, разрушая оборонительные сооружения и подавляя боевой дух. В 9 час. 30 мин.началась артиллерийская подготовка: в полосе наступления 2-й ударной армии она продолжалась 1 час 45 минут, а на участке 67-й армии - 2 часа 20 минут. За 40 минут до начала движения пехоты и бронетехники, удар по заранее разведанным артиллерийским, миномётным позициям, опорным пунктам и узлам связи нанесла штурмовая авиация, группами по 6-8 самолётов.

В 11 час. 50 мин. под прикрытием «огненного вала» и огня 16-го укрепрайона дивизии первого эшелона 67-й армии пошли в атаку. Каждая из четырёх дивизий - 45-я гвардейская, 268-я, 136-я, 86-я стрелковые дивизии, были усилены несколькими артиллерийскими и миномётными полками, истребительно-противотанковым артиллерийским полком и одним-двумя инженерными батальонами. Кроме того, наступление поддерживали 147 лёгких танков и броневиков, вес которых мог выдержать лёд. Особая сложность операции заключалась в том, что оборонительные позиции вермахта шли по обрывистому обледенелому левому речному берегу, который был выше правого. Огневые средства немцев были расположены ярусами и прикрывали многослойным огнём все подступы к берегу. Чтобы прорваться на другой берег было необходимо надёжно подавить огневые точки немцев, особенно в первой линии. При этом приходилось следить за тем, чтобы не повредить лёд у левого берега.

Эскадренный миноносец Балтийского флота «Опытный» ведет обстрел позиций противника в районе Невского лесопарка. Январь 1943 г.


Советские солдаты несут лодки для переправы через реку Нева


Разведчики Ленинградского фронта во время боя у проволочных заграждений

Первыми на другой берег Невы пробились штурмовые группы. Их бойцы самоотверженно проделывали проходы в заграждениях. За ними форсировали реку стрелковые и танковые части. После ожесточённого боя, оборона противника была взломана севернее 2-го Городка (268-я стрелковая дивизия и 86-й отдельный танковый батальон) и в районе Марьино (136-я дивизия и соединения 61-й танковой бригады). К концу дня советские войска сломили сопротивление 170-й немецкой пехотной дивизии между 2-м Городком и Шлиссельбургом. 67-я армия захватила плацдарм между 2-м Городком и Шлиссельбургом, началось строительство переправы для средних и тяжёлых танков и тяжёлой артиллерии (завершена 14 января). На флангах ситуация была более тяжёлой: на правом крыле 45-я гвардейская стрелковая дивизия в районе «невского пятачка» смогла захватить только первую линию немецких укреплений; на левом крыле 86-я стрелковая дивизия не смогла форсировать Неву у Шлиссельбурга (её перебросили на плацдарм в районе Марьино, чтобы ударить по Шлиссельбургу с южного направления).

В полосе наступления 2-й ударной и 8-й армий наступление развивалось с большим трудом. Авиация и артиллерия не смогли подавить основные огневые точки противника, а болота даже зимой были труднопроходимыми. Наиболее яростные бои шли за пункты Липка, Рабочий поселок № 8 и Гонтовая Липка, эти опорные пункты находились на флангах прорывающихся сил и даже в полном окружении продолжили сражение. На правом фланге и в центре – 128-я, 372-я и 256-я стрелковые дивизии, смогли к концу дня прорвать оборону 227-й пехотной дивизии и продвинуться на 2-3 км. Опорные пункты Липка и Рабочий поселок № 8 в этот день взять не удалось. На левом фланге наступление некоторого успеха смогла достичь только 327-я стрелковая дивизия, которая заняла большую часть укрепления в роще Круглая. Атаки 376-й дивизии и сил 8-й армии успеха не имели.

Немецкое командование, уже в первый день сражения было вынуждено вводить в бой оперативные резервы: соединения 96-й пехотной дивизии и 5-й горнострелковой дивизии направили на помощь 170-й дивизии, два полка 61-й пехотной дивизии (группа генерал-майора Хюнера) были введены в центр шлиссельбургско-синявинского выступа.

Утром 13 января наступление продолжилось. Советское командование, чтобы окончательно переломить ситуацию в свою пользу начало вводить в бой второй эшелон наступающих армий. Однако, немцы опираясь на опорные пункты и развитую систему обороны оказывали упорное сопротивление, постоянно контратаковали, пытаясь восстановить утраченное положение. Бои приняли затяжной и ожесточенный характер.

В полосе наступления 67-й армии на левом фланге 86-я стрелковая дивизия и батальон бронеавтомобилей, при поддержке с севера 34-й лыжной бригады и 55-й стрелковой бригады (по льду озера) несколько дней штурмовали подступы к Шлиссельбургу. К вечеру 15-го красноармейцы вышли к окраинам города, немецкие войска в Шлиссельбурге оказались в критическом положении, но продолжали упорно драться.


Советские бойцы в бою на окраине Шлиссельбурга


Бойцы 67-й армии Ленинградского фронта передвигаются по территории Шлиссельбургской крепости

В центре 136-я стрелковая дивизия и 61-я танковая бригада развивали наступление в направлении Рабочего поселка № 5. Для обеспечения левого фланга дивизии в бой ввели 123-ю стрелковую бригаду, она должна была наступать в направлении рабочего поселка №3. Затем для обеспечения правого фланга ввели в бой 123-ю стрелковую дивизию и танковую бригаду, они наступали в направлении Рабочий посёлок №6, Синявино. После нескольких дней боёв 123-я стрелковая бригада захватила Рабочий поселок № 3 и вышла к окраинам поселков № 1 и № 2. 136-я дивизия пробилась к Рабочему поселку № 5, но сразу взять его не смогла.

На правом крыле 67-й армии атаки 45-й гвардейской и 268-й стрелковой дивизий по-прежнему успеха не имели. ВВС и артиллерия не смогли ликвидировать огневые точки в 1-м, 2-м Городках и 8-й ГРЭС. Кроме того, немецкие войска получили подкрепления – соединения 96-й пехотной и 5-й горнострелковой дивизий. Немцы даже предпринимали яростные контратаки, используя и 502-й тяжёлый танковый батальон, на вооружении которого были тяжёлые танки «Тигр I». Советские войска, несмотря на ввод в бой войск второго эшелона - 13-й стрелковой дивизии, 102-й и 142-й стрелковых бригад, так и не смогли переломить ситуацию на этом участке в свою пользу.

В полосе 2-й ударной армии наступление по-прежнему развивалось медленнее, чем у 67-й армии. Немецкие войска, опираясь на опорные пункты – Рабочие посёлки № 7 и № 8, Липка, продолжали оказывать упорное сопротивление. 13 января, несмотря на ввод в сражение части сил второго эшелона, войска 2-й ударной армии не достигли серьёзного успеха ни на одном направлении. В последующие дни командование армии попыталось расширить прорыв на южном участке от рощи Круглая до Гайтолово, но без видимых результатов. Наибольших успехов на этом направлении смогла добиться 256-я стрелковая дивизия, 14 января она заняла Рабочий поселок № 7, станцию Подгорную и вышла на подступы к Синявино. На правом крыле на помощь 128-й дивизии, была направлена 12-я лыжная бригада, она должна была по льду Ладожского озера зайти в тыл опорному пункту Липка.

15 января в центре полосы наступления 372-я стрелковая дивизия наконец смогла взять Рабочие поселки № 8 и № 4, а 17-го вышла поселку № 1. К этому дню 18-я стрелковая дивизия и 98-я танковая бригада 2 УА уже несколько дней вели упорный бой на подступах к Рабочему поселку № 5. Его же с запада атаковали части 67-й армии. Момент соединения двух армий был близок.

К 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов вели ожесточённый бой в районе Рабочего посёлка № 5, и их разделяло всего несколько километров. Немецкое командование, поняв, что удерживать окружённые опорные пункты уже нет необходимости, отдало приказ гарнизонам Шлиссельбурга и Липки пробиваться к Синявино. Чтобы облегчить прорыв силы защищавшие Рабочие поселки № 1 и № 5 (группа Хюнера) должны были держаться максимально долго. Кроме того, был организован контрудар из района Рабочего поселка № 5 по 136-й стрелковой дивизии и 61-й отдельной танковой бригаде, чтобы опрокинуть её и облегчить прорыв окружённых войск. Однако удар был отражён, было уничтожено до 600 немцев, в плен взяли до 500 человек. Советские воины, преследуя противника ворвались в посёлок, где в примерно в 12 часов дня войска 2-й ударной и 67-й армии соединились. Встретились войска двух армий и в районе Рабочего поселка № 1 – это были 123-я отдельная стрелковая бригада Ленинградского фронта во главе с заместителем командира по политической части майором Мелконяном и 372-я стрелковая дивизия Волховского фронта во главе с начальником 1-го отделения штаба дивизии майором Мельниковым. В этот же день был полностью очищен от немцев Шлиссельбург, а концу дня южное побережье Ладожского озера было освобождено от врага, а его разрозненные группы уничтожены или пленены. Были освобождены и Липки.

«Я увидел, - вспоминал Г.К. Жуков, - с какой радостью бросились навстречу друг другу бойцы фронтов, прорвавших блокаду. Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость!» Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана.


В. Серов, И. Серебряный, А. Казанцев. Прорыв блокады Ленинграда. 1943 г.

Однако нельзя было сказать, что ситуация полностью стабилизировалась. Общий фронт 67-й и 2-й ударной армий ещё не был достаточно плотным, поэтому часть окружённых немецких войск (около 8 тыс. человек), бросив тяжёлые вооружения и рассредоточившись, прорвались мимо Рабочего поселка № 5 в южном направлении и к 20 января вышли к Синявино. Немецкое командование, отвело отступающие войска на заранее подготовленные позиции по линии Городки № 1 и № 2 - Рабочий поселок № 6 - Синявино - западная часть рощи Круглая. Туда заблаговременно перебросили Полицейскую дивизию СС, 1-ю пехотную дивизию и соединения 5-й горнострелковой дивизии. Позднее командование 18-й немецкой армии усилило это направление частями 28-й егерской, 11-й, 21-й и 212-й пехотных дивизий. Командование 67-й армии и 2-й ударной армии не исключало возможности проведения противником контрнаступления, с целью восстановления утраченных позиций. Поэтому войска двух армий прекратили наступательные действия и стали закрепляться на достигнутых рубежах.

18 января, как только в Москве получили известие о прорыве блокады, ГКО принял решение о форсированном строительстве на освобожденной полосе земли железнодорожной ветки, которая должна была соединить Ленинград с Волховским железнодорожным узлом. Железную дорогу от станции Поляна до Шлиссельбурга должны были соорудить за 18 дней. Одновременно через Неву был построен временный железнодорожный мост. Железнодорожную линию назвали Дорогой Победы. Уже утром 7 февраля ленинградцы с большой радостью встретили первый железнодорожный эшелон, пришедший с Большой земли и доставивший 800 т. сливочного масла. Кроме того, вдоль южного берега Ладожского озера стало функционировать и автомобильное движение. Продолжала действовать и Дорога жизни. Через две недели в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для крупнейших промышленных центров страны: рабочие стали получать по 700-600 грамм хлеба в день, служащие - по 500, дети и иждивенцы - 400 грамм. Увеличились нормы снабжения другими видами продовольствия.

Правда, Дорога Победы действовала в сложнейших условиях. Немецкая артиллерия насквозь простреливала узкий коридор освобожденный советскими войсками, так как путь проходил в 4-5 км от линии фронта. Составы приходилось водить под бомбежкой и артиллерийским огнем. Бывало, что осколки поражали и машинистов, и кочегаров, и кондукторов. Ремонт путей зачастую делался подручными средствами. С наступлением лета составы, вопреки всем существующим правилам, двигались по ступицу в воде. В результате артобстрелов и бомбардировок железнодорожное сообщение часто нарушалось. Основные грузопотоки по-прежнему шли по Дороге жизни через Ладогу. К тому же существовала угроза, что немцы сумеют восстановить положение.

Таким образом, крупнейший политический, экономический и культурный центр СССР после тяжелейшей 16-месячной борьбы вновь обрёл сухопутную связь со страной. Значительно было улучшено снабжение города продовольствием и товарами первой необходимости, а промышленные предприятия стали получать в большем количестве сырьё и топливо. Уже в феврале 1943 года в Ленинграде резко возросла выработка электроэнергии, заметно увеличилось производство вооружения. Восстановление коммуникаций позволило непрерывно усиливать войска Ленинградского фронта и Балтийского флота пополнением, вооружениями и боеприпасами. Это улучшило стратегическое положение советских войск, действовавших на северо-западном направлении.


Встреча бойцов Ленинградского и Волховского фронтов у Рабочего поселка №1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда


Встреча бойцов Ленинградского и Волховского фронтов около Рабочего поселка №5 во время операции по прорыву блокады Ленинграда

После того как войска 67-й и 2-й ударной армии образовали общий фронт и закрепились на новых рубежах, было принято решение продолжить операцию и выйти на рубеж Мустолово – Михайловский (по реке Мойка), а затем захватить Кировскую железную дорогу. 20 января Жуков доложил Сталину план Мгинской операции, подготовленный совместно с Ворошиловым, Мерецковым и Говоровым.

Однако немецкое командование уже успело хорошо подготовиться к возможному советскому наступлению. Заранее подготовленная оборонительная линия защищалась силами 9 дивизий, значительно подкреплённых артиллерией и авиацией. Противник перебросил под Синявино 11-ю и 21-ю пехотную дивизии, до предела оголив остальной фронт: от Новгорода до Погостья, под Ленинградом и Ораниенбаумом у Линдеманна осталось 14 пехотных дивизий. Но риск себя оправдал. К тому же наступающие советские армии были лишены манёвра, и им приходилось атаковать позиции противника в лоб. Соединения советских армий были уже сильно измотаны и обескровлены предшествующими жестокими боями за шлиссельбургско-синявинский выступ. Рассчитывать на успех в таких условиях было сложно.

20 января после артиллерийской подготовки армии пошли в наступление. 67-я армия силами 46-й, 138-й стрелковых дивизий и 152-й танковая бригады нанесла удар юго-восточнее 1-го и 2-го Городков. Армия была должна захватить Мустолово и обойти Синявино с запада. 142-я бригада морской пехоты, 123-я стрелковая бригада наступали на Синявино. 123-я стрелковая дивизия, 102-я стрелковая, 220-я танковая бригады имели задачу сломить сопротивление противника в районе 1-го и 2-го Городков и выйти к Арбузово. Но советские войска встретили мощное сопротивление и не смогли решить поставленные задачи. Успехи были незначительными. Комфронта Говоров решил продолжить атаки и выделили из резерва фронта 4 стрелковые дивизии, 2 стрелковые и 1 танковая бригады. 25 января войска снова пошли в наступление, но, несмотря на ввод в сражение подкреплений, прорвать немецкую оборону не удалось. Упорные бои продолжались до конца января, но 67-я армия так и не смогла сломить немецкие порядки.

Схожим образом развивались события и на участке 2-й ударной армии. Войска были вынуждены наступать по болотистой местности, что лишило их должной поддержки артиллерии и танков. Немецкие войска, опираясь на сильные позиции, оказывали ожесточённое сопротивление. 25 января 2-я ударная армия смола захватить Рабочий поселок № 6. До конца месяца части армии вели тяжёлые бои за Синявинские высоты, часть рощи Круглой и рощу Квадратную в районе Рабочего поселка № 6. 31 января 80-я стрелковая дивизия даже смогла занять Синявино, но немецкие войска сильной контратакой выбили её. На других участках армия больших успехов не имела.

К концу месяца стало ясно, что наступление провалилось и реализовать план освобождения Невы и Кировской железной дороги пока не выходит. План нуждался в сильной корректировке, позиции немцев на линии: 1-го и 2-го Городков – Синявино – Гайтолово, оказались слишком сильными. Чтобы исключить возможные попытки врага восстановить блокаду, войска 67-й и 2-й ударной армий 30 января перешли к обороне на рубеже севернее и восточнее 2-го Городка, южнее Рабочего Посёлка № 6 и севернее Синявино, западнее Гонтовой Липки и восточнее Гайтолово. Войска 67-й армии продолжали удерживать небольшой плацдарм на левом берегу Невы в районе Московской Дубровки. Советское командование начинает готовить новую операцию, которую проведут в феврале 1943 года.


Сообщение Совинформбюро о прорыве блокады Ленинграда

Итоги операции

Советские войска создали «коридор» по берегу Ладожского озера шириной 8–11 км, прорвали длительную вражескую блокаду, которая душила Ленинград. Произошло событие, которого так долго ждали все советские люди. Появилась сухопутная связь между второй столицей СССР и Большой землёй. Были сорваны военно-стратегические замыслы немецкого военно-политического руководства в отношении Ленинграда – город предполагалось «зачистить» от жителей путём длительной блокады, голода. Была сорвана возможность непосредственного соединения немецких и финских войск восточнее Ленинграда. Ленинградский и Волховский фронта получили непосредственную связь, что увеличило их боевые возможности и значительно улучшило стратегическое положение Красной Армии на северо-западном направлении. Таким образом, операция «Искра» стала переломным моментом в битве за Ленинград, с этого момента стратегическая инициатива полностью перешла к советским войскам. Угроза штурма города на Неве была исключена.

Надо отметить, что прорыв блокады Ленинграда стал серьёзным ударом по престижу Третьего рейха в мире. Не зря военный обозреватель британского агентства Рейтер отметил, что «прорыв немецкой укрепленной линии южнее Ладожского озера является таким же ударом по престижу А. Гитлера, как и сокрушительное поражение немецких войск у Сталинграда».

Американский президент Ф. Рузвельт от имени своего народа прислал специальную грамоту Ленинграду «…в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые, будучи, изолированными захватчиком от остальной части своего народа и несмотря на постоянные бомбардировки и несказанные страдания от холода, голода и болезней, успешно защищали свой любимый город в течение критического периода от 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года и символизировали этим неустрашимый дух народов Союза Советских Социалистических Республик и всех народов мира, сопротивляющихся силам агрессии».

Советские воины в этом сражении показали возросшее воинское мастерство, нанеся поражение войскам 18-й немецкой армии. За мужество и героизм, проявленные в боях с гитлеровцами, 25 воинов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, около 22 тыс. солдат и командиров были награждены орденами и медалями. Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин в приказе от 25 января 1943 г. за успешные боевые действия по прорыву блокады Ленинграда объявил благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, поздравил их с одержанной над врагом победой. За мужество и героизм личного состава 136-я (командир генерал-майор Н. П. Симоняк) и 327-я (командир полковник Н. А. Поляков) стрелковые дивизии были преобразованы соответственно в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии. 61-я танковая бригада (командир полковник В. В. Хрустицкий) была преобразована в 30-ю гвардейскую танковую бригаду, а 122-ю танковую бригаду отметили орденом Красного Знамени.

О том, в каких сложных условиях проходила операция, и о мощи немецкой обороны на этом участке фронта хорошо говорят потери. Советские войска потеряли за период 12-30 января (операция «Искра») 115 082 человек (их них - 33 940 безвозвратные потери). Потери Ленинградского фронта - 41264 человека (12320 - погибшими), а Волховского - 73818 человек (21620 - безвозвратно). За этот же период были потеряны 41 танк (по другим данным, более 200), 417 орудий и минометов и 41 самолет. Немцы сообщают об уничтожении 847 танков и 693 самолетов (за период 12 января - 4 апреля). Советские источники сообщают, что за период 12 – 30 января немцы потеряли более 20 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными. Советские войска 7 дивизий противника.

В то же время советские войска не смогли победоносно завершить операцию. Группа армий «Север» по-прежнему была серьёзным противником, и немецкое командование своевременно отреагировало на потерю шлиссельбургско-синявинского выступа. Советские ударные группировки были ослаблены ожесточёнными боями за сильно укреплённый район и не смогли взломать новую немецкую оборонительную линию. Разгром мгинско-синявинской немецкой группировки пришлось отложить на февраль 1943 года. Ленинград, после прорыва блокады, ещё год находился на осадном положении. Полностью освободить город на Неве от немецкой блокады удалось лишь в январе 1944 года в ходе операции «Январский гром».


Памятник «Разорванное кольцо» Зеленого пояса славы защитников Ленинграда. Авторы мемориала: автор идеи памятника скульптор К.М. Симун, архитектор В.Г. Филиппов, инженер-конструктор И.А. Рыбин. Открыт 29 октября 1966 г.

Наступление фашистских войск на Ленинград, захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 года. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года немецко‑фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900‑дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода. Стремясь осуществить этот план, противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда: 8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка города. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады. В сентябре‑октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Для этого в часы начала и окончания рабочего дня велся особенно интенсивный артобстрел. Всего за период блокады по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.

Осень‑зима 1941‑1942 годов ‑ самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод ‑ отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться ‑ работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13‑14‑летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

Борьба за Ленинград носила ожесточенный характер. Был разработан план, предусматривавший мероприятия по укреплению обороны Ленинграда, в том числе противовоздушной и противоартиллерийской. На территории города было сооружено свыше 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. Триста тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домов, на крышах.

В тяжелых условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Из населения города было сформировано 10 дивизий народного ополчения, 7 из которых стали кадровыми.
(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах ‑2004 г.г. ISBN 5 ‑ 203 01875 - 8)

Осенью на Ладожском озере из‑за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 года, некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.

22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название "Дорога жизни" . В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

Зимой началась эвакуация населения. Первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. Всего эвакуировали около миллиона человек. Весной 1942 года, когда стало немного легче, ленинградцы начали очищать, убирать город. Нормы выдачи хлеба увеличились.

Летом 1942 года по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью — энергетический кабель.

Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады , но добились этого лишь в январе 1943 года. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8‑11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.

Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского кладбища и Серафимского кладбища, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Сколько дней длилась блокада Ленинграда. В некоторых источниках указывается срок в 871 день, но говорят также о периоде в 900 дней. Здесь можно пояснить, что срок в 900 дней указывается просто для обобщения.

Да и в многочисленных литературных произведениях на тему великого подвига советского народа было удобнее употреблять именно эту цифру.

Карта блокады Ленинграда.

Блокада города Ленинграда названа наиболее продолжительной и ужасной осадой за всю российскую историю. 2 с лишним года страданий явились примером великой самоотверженности и мужества.

Считают, что их можно было избежать, не будь Ленинград столь привлекательным для Гитлера. Ведь в нем был расположен и Балтийский флот, и дорога на Архангельск и Мурманск (во время войны оттуда поступала помощь от союзников). Если бы город сдался, его бы разрушили, в буквальном смысле стерли с лица земли.

Но и по нынешнюю пору историки и просто люди, имеющие интерес к тому периоду, стараются понять, можно ли было избежать того ужаса, своевременно подготовившись к блокаде. Вопрос этот, безусловно, спорный и требует тщательного рассмотрения.

Как начиналась блокада

Кольцо блокады сомкнулось вокруг города 8 сентября 1941 года, когда с подачи Гитлера были развернуты массивные военные действия поблизости от Ленинграда.

Поначалу в серьезность ситуации мало кто поверил. Но некоторые жители города стали основательно готовиться к осаде: из сберкасс срочно изымались сбережения, закупались запасы продовольствия, магазины буквально опустели. Поначалу можно было уехать, но спустя несколько дней начались постоянные обстрелы и бомбежки, и возможности для отъезда оказались отрезаны.

С первого дня блокады город стал страдать от отсутствия запасов продовольствия. В складах, где должен был храниться стратегический запас, случился пожар.

Но даже если бы этого не произошло, хранившихся на тот момент продуктов не хватило бы, чтобы хоть как-то нормализовать ситуацию с питанием. В городе на тот момент проживало более двух с половиной миллионов человек.

Едва началась блокада, немедленно были введены продовольственные карточки. Школы закрылись, а на почтовые послания ввели цензуру: вложения в письма запретили, послания с упадническими мыслями изымались.

Воспоминания о днях блокады

Письма и дневники людей, сумевших пережить блокаду, немного приоткрывают картину того периода. Страшный город, обрушившийся на людей, обесценил не только денежные средства и драгоценности, но и многое другое.

С осени 1941 эвакуация все же продолжалась, но вывозить людей в больших количествах стало возможным только в январе 1942 года. В основном вывозили женщин и детей — по пути, получившему название Дорога Жизни. И все равно сохранялись огромные очереди в булочных, где каждый день людям выдавался продовольственный паек.

Кроме недостатка продовольствия, на людей обрушивались и другие бедствия. Зимой были страшные морозы, и столбик термометра опускался порой до -40°С.

Топливо кончилось, а водопроводные трубы замерзли. Люди остались не только без света и тепла, но и без еды и даже воды. За водой приходилось ходить на реку. Печи топили книгами и мебелью.

В довершение всего на улицах появились крысы. Они разносили всевозможные инфекции и уничтожали и без того небогатые продовольственные запасы.

Люди не выдерживали нечеловеческих условий, многие от голода умирали днем прямо на улицах, трупы лежали везде. Зафиксированы случаи каннибализма. Процветал разбой — истощенные люди пытались отобрать продовольственный паек у таких же изможденных товарищей по несчастью, взрослые не брезговали воровать у детей.

Жизнь в Ленинграде во время блокады

Длившаяся так долго осада города уносила множество жизней каждый день. Но люди из последних сил сопротивлялись и старались не дать погибнуть городу.

Даже в таких тяжелейших условиях продолжали работу заводы — требовалось много военной продукции. Театры, музеи старались не прекращать свою деятельность. Так делали для того, чтобы постоянно доказывать врагу и себе, что город не мертв, а продолжает жить.

Дорога Жизни с первых блокадных дней оставалась практически единственной возможностью попасть на «большую землю». Летом движение шло по воде, зимой по льду.

Каждый из рейсов был сродни подвигу — авиация врага постоянно совершала налеты. Но баржи продолжали работать до появления льда, в условиях, когда это становилось почти невозможным.

Едва лед набирал достаточную толщину, на него выходили конно-санные обозы. Грузовики смогли пройти по Дороге Жизни немного позже. Несмотря на все меры предосторожности, при попытке ее пересечь затонуло несколько единиц техники.

Но даже осознавая риск, водители продолжали выходить в рейсы: каждый из них мог стать спасительным для нескольких ленинградцев. Каждый рейс при благополучном завершении позволял увезти некоторое количество людей на «большую землю» и увеличить продовольственный паек для оставшихся.

Ладожская дорога спасла множество людских жизней. На берегу Ладожского озера был устроен музей, который так и называется — «Дорога Жизни».

В 1943 году наступил переломный момент в войне. Советские войска готовились освободить Ленинград. Планировать это начали перед Новым годом. В начале 1944 года, 14 января, советские войска начали завершающую освободительную операцию.

В ходе общего наступления солдаты должны были выполнить следующую задачу: нанести по противнику сокрушительный удар в заранее назначенной точке с целью восстановления сухопутных дорог, которые связывали Ленинград со страной.

К 27 января при помощи кронштадтской артиллерии Ленинградский и Волховский фронты смогли прорвать блокаду. Войска Гитлера начали отступать. Вскоре блокада была полностью снята. Так закончилась одна из наиболее страшных частей российской истории, унесшая больше миллиона людских жизней.



Просмотров