Три товарища чем заканчивается. Анализ произведения Ремарка «Три товарища
«Три товарища» — роман, написанный в 1936 году, принадлежит к списку «Золотого фонда мировой литературы 20 века». Он входит в трилогию Ремарка о «потерянном поколении» вместе с романами «На западном фронте без перемен» и «Возвращение». История, которую создал Ремарк в произведении «Три товарища», краткое содержание которой позволяет узнать основные сюжетные повороты и проблематику, остается актуальной и сегодня.
- Отто Кестер – вдумчивый мужчина, педантичный, спокойный, бывший летчик. В романе ему принадлежит мастерская, где работают его друзья. Он всегда выручает приятелей из беды, помогает им решать проблемы.
- Готтфрид Ленц – веселый мужчина, который всегда в хорошем настроении. Любит поговорить, пошутить и хорошо провести время. В романе его жизнь обрывается на фашистском митинге: в него попадает случайная пуля.
- Роберт Локамп – бывший солдат, выживший в Первой мировой войне. Не имея профессии и образования, он меняет места работы, не задерживаясь на них слишком долго. Роберт не может смириться с прошлым, постоянно вспоминает военные годы. Из-за войны у него нет постоянной работы, дома и семьи, он часто об этом думает. Его преображает девушка – Патриция, в которую он влюбляется. Эти отношения меняют его мировоззрение и характер.
- Патриция Хольман – возлюбленная Локампа. Она очень красивая, умная, открытая к новым впечатлениям и людям. Любит отдыхать, шутить, хорошо проводить время. Она смертельно больна туберкулезом, но это не сломало Патрицию: она смогла сохранить силу духа во время этой болезни и до конца жизни следовать своим принципам.
Через отношения этих героев Эрих Мария Ремарк раскрывает тему «потерянного поколения»: поколения людей, которые пошли на войну в юном возрасте и потеряли возможность сформироваться как личность, обзавестись семьей, выработать стойкость характера.
Краткое содержание по главам
В романе всего 28 глав, каждая из которых представляет завершенный фрагмент истории.
Обратите внимание! Условно можно разделить повествование на три части: начало развития событий, кульминация и завершение.
Краткий пересказ поможет быстро вникнуть в тему.
История разворачивается в конце 20-х годов в послевоенной Германии. Кругом разруха, отсутствие рабочих мест. Люди пытаются добыть себе еду любым способом, на улицах время от времени вспыхивают протесты.
Начальные главы
Три друга, которые вернулись с войны, пытаются найти себя и обустроиться в новом мире. Они занимаются ремонтом и перепродажей подержанных автомобилей.
История начинается с того, что Роберту Локампу исполняется 30 лет. Он грустит по утраченным возможностям, вспоминает свою жизнь и осознает, что ничего не добился. Тоску в душе он заглушает алкоголем.
По очереди он вспоминает все года своей жизни: как его в 18 лет призвали на службу, революцию после войны и голод, аресты, смерть матери, попытки построить жизнь в послевоенном обществе. На момент начала повествования все это осталось в прошлом, жизнь наладилась настолько, насколько это было возможно в тех условиях.
Вечером друзья отправляются на гонки, где принимают участие. Там они знакомятся с девушкой по имени Патриция Хольман, действие переносится в трактир, где мужчины с новой знакомой выпивают и общаются. Новые знакомые всю ночь разговаривают, делятся своими воспоминаниями, обсуждают разные темы. Всем мужчинам Патриция очень понравилась, особенно Роберту, который почувствовал к ней влечение.
Середина повествования
На следующее утро Роберт все время думает о новой знакомой. Он вспоминает прошлый вечер и прокручивает в голове все разговоры, чтобы понять, что чувствует к нему Патриция.
Читатели знакомятся с местом, в котором он живет – пансионом Фрау Залевски, его соседями. Вместе с Робертом в доме обитают бездетные супруги Хассе, которые постоянно ругаются из-за недостатка денег, граф Орлов, который скучает по родине и не имеет родных и близких в чужой стране.
Там же живет вдова Бендер, которая на войне потеряла двоих детей, студент Блок, который никогда не имеет работы и всегда хочет есть. Это место символизирует в романе пристанище людей, которые держатся за прошлое и не думают о будущем: всех жителей объединяет отсутствие постоянного места в жизни, мысли о прошлом, проблемы в настоящем.
Роберт набирается смелости и звонит Патриции, приглашает ее на свидание. Но во время встречи он держится робко, не может поддержать разговор и напивается от переживаний. Дома он понимает, что вел себя неподобающим образом, по совету друга он отправляет девушке цветы. На следующий день он извиняется и ведет девушку на второе свидание. Они хорошо проводят время, катаются на машине, много разговаривают. Они развлекаются в луна-парке, находят много общего, ощущают родство душ. У Роберта возникает ощущение, что он знает Патрицию не 2 дня, а много лет.
Со временем молодые люди понимают, что влюблены. Друзья с радостью принимают Патрицию в свой круг. У Роберта создается иллюзия того, что все начинает налаживаться: он успешно продает одно авто, получает немного денег, у него складываются отношения с девушкой, они отправляются на отдых к морю.
Первые дни влюбленные проводят вдвоем, много гуляя и разговаривая. Роберт очарован Патрицией, ее любовью к жизни и желанием делать все, что хочется, ни к чему не привязываться. Его восхищает характер и поведение девушки.
Болезнь Патриции
Эйфорию счастья прерывает болезнь Патриции – выясняется, что она давно больна туберкулезом. Ей становится плохо в один день – открывается кровотечение. Девушку отправляют в больницу.
Друзья находят доктора Жаффе, который занимается лечением Пат. Он говорит, что ее можно вылечить, если придерживаться режима и всех рекомендаций. Врач советует отправиться в санаторий в Швейцарии, где девушке лучше всего подходит климат и условия.
Одновременно с этими событиями возникают проблемы в мастерской, мужчины принимают нелегкое решение продать свой маленький бизнес. На улицах бушуют фашистские митинги. В городе время от времени поднимаются восстания, по улицам гуляют приспешники фашизма. Роберта политика не волнует, он занимается лечением возлюбленной. Регулярно посещает митинги Ленц, на одном из собраний в уличной перестрелке в него попадает пуля, и он погибает. Друзья находят убийцу и мстят.
Завершение истории
Роберт пытается найти деньги на лечение девушки, ему помогают друзья финансами, вырученными за продажу любимых машин. Мужчина понимает, что это очень большая жертва с их стороны, но он не может отказаться.
Патриции становится все хуже, но она утверждает, что не хочет проводить время в грусти и тоске. Она в хорошем настроении, позитивно настроена, все так же любит жизнь и общение. Девушка не теряет надежды.
Молодые люди много разговаривают, шутят, обсуждают свои чувства, вспоминают то короткое время, которое они провели вместе. Патриция медленно умирает, Роберт до последней минуты находился с ней рядом, успокаивал ее и выслушивал. В последние минуты любимая его не узнавала.
Проблематика произведения: краткий анализ
Эрих Мария Ремарк показывает, как война создала потерянное поколение молодых людей, которые после возвращения с войны не могут найти свое место в жизни. Они возвратились домой, в государство, которое переживает упадок и экономический спад, ставший результатом поражения в войне. Состояние страны создает множество проблем для героев: необходимость постоянно искать работу, платить за жилье, лечение. Основные проблемы, которые раскрываются на фоне всего этого:
- Послевоенная депрессия, которая касается не только социальных стандартов, но и людей, которые живут в стране.
- Безысходность, которая стала частью жизни всех героев: болезнь Пат, трудности Роберта. Судьба постоянно испытывает их своими ударами, герои чем-то жертвуют, что-то теряют.
- Проблема потери близких людей. Она актуальна и для войны, и для послевоенного общества, каждый переживает эту потерю по-разному.
- Ключевая проблема – вопрос дружбы. Друзья поддерживают друг друга, помогают в трудную минуту, многим жертвуют. Именно благодаря этим чувствам они ощущают себя живыми, раскрывают себя с самой лучшей стороны. Месть за смерть друга, продажа бизнеса ради помощи близкому человеку – эти поступки свидетельствуют о реальности чувств персонажей, и их готовности делиться самым дорогим.
- Проблема фашизма – политический вопрос в романе тоже затрагивается. События развиваются на фоне установления диктатуры, герои по-разному относятся к беспорядкам на улице, но это касается каждого из них. Ленц даже умирает в случайной перестрелке.
Важно! Роман «Три товарища» — глубокий и многоплановый, он рассказывает о дружбе, любви, войне, вере и ее потере.
Начинается он оптимистично – перед читателями герои, который много пьют, шутят и разговаривают. Они беззаботно проводят жизнь и наслаждаются каждым моментом.
Но постепенно раскрывается суть такого стиля жизни – за гуляниями люди прячут свою душу, свои страхи из прошлого и переживания. Каждый из героев имеет свою историю, связанную с потерями и войной. А такой образ жизни – это ширма, за которой они пытаются скрыть настоящих себя.
Полезное видео
Подведем итоги
Эрих Мария Ремарк сам был представителем «потерянного поколения», он прошел через войну, возненавидел ее, стал ярым болельщиком за мир. Этот роман он посвятил всем выжившим в годы военных действий. Идея истории заключается в том, что люди могут обрести себя духовно и морально благодаря двум чувствам, которые удерживают их на плаву, — любви и дружбе.
Германия после первой мировой войны. Экономический кризис. Искалеченные судьбы людей и их души. Как говорит один из героев романа, «мы живем в эпоху отчаяния».
Три школьных, а потом и фронтовых товарища - Роберт Локман, Готтфрид Ленц, Отто Кестер - работают в мастерской по ремонту автомобилей. Роберту исполнилось тридцать. В день рождения всегда немного грустно и тянет на воспоминания. Перед Робертом проходят картины из его недавнего прошлого: детство, школа, в 1916-м он, восемнадцатилетний, призван, солдатские казармы, ранение Кестера, мучительная смерть однополчан от газового удушья, от тяжелых ран. Затем 1919 г. Путч. Арестованы Кестер и Ленц. Голод. Инфляция. После войны Кестер некоторое время был студентом, потом летчиком, гонщиком и, наконец, купил авторемонтную мастерскую. Ленц и Локман стали его партнерами. Заработки небольшие, но жить можно, если бы «внезапно не возникло прошлое и не таращило мертвые глаза». Для забвения существует водка.
Кестер и Ленц торжественно приветствуют Роберта. Ленц дает команду «встать» и выкладывает подарки - где-то чудом добытые шесть бутылок старого рома. Но праздник - позже, сейчас - работа.
Друзья купили на аукционе старую колымагу, с виду весьма потешную, оснастили её мощнейшим мотором гоночной машины, назвали её «Карлом» - призраком шоссе. Они работают до сумерек и, выкатив отремонтированный кадиллак, решают на «Карле» отправиться в пригород, чтобы отметить день рождения. Их развлечением становится дурачение владельцев дорогих и роскошных машин, которых они пропускают вперед, а потом шутя обгоняют. Остановившись в пути, друзья собираются заказать ужин, и тут подкатывает бьюик, который они обогнали. В нем оказалась пассажирка - Патриция Хольман. Объединившись, они устраивают веселое застолье.
После бурного празднования Роберт возвращается в свое логово - меблированные комнаты. Здесь живут люди, по разным причинам занесенные сюда судьбой. Супруги Хассе все время ссорятся из-за денег, Георг Блок упорно готовится в институт, хотя деньги, накопленные во время работы на руднике, давно кончились и он голодает, графа Орлова держит за горло прошлое - Роберт видел, как он побледнел однажды при шуме заводящейся машины - под этот шум в России расстреляли его отца. Но все они как могут помогают друг другу: советом, добрым отношением, деньгами… Рядом с пансионом - кладбище и недалеко кафе «Интернациональ». Роберт работал там некоторое время тапером.
Роберт назначает встречу Патриции - Пат, как её окрестили друзья. Он ожидает её в кафе, потягивая коньяк. В кафе толчея, и они решают уйти в бар. Роберт пытается представить себе, кто она и как живет. Хозяин бара Фред их приветствует, и Роберт начинает чувствовать себя увереннее. В зале один Валентин Гаузер, знакомый. Роберту по фронту: он получил наследство и теперь его пропивает. Он счастлив оттого, что остался жив. Его девиз: сколько ни празднуй - все мало. Роберт объясняет, что это единственный человек, сделавший из большого несчастья свое маленькое счастье.
ТРИ ТОВАРИЩА
Главный герой, Роберт Локамп, приходит на работу рано утром и видит неуклюже танцующую старуху, уборщицу Матильду Штосс. Застает он ее в таком виде не первый раз и знает, что причина танцев - оставленный на виду вечером коньяк. Но у него сегодня день рождения, и, вместо того чтобы отругать старуху, Локамп угощает ее гавайским ромом. Обрадованная тем, что ее грешок забыт, старуха благодарит его и, прославляя именинника, уходит. Локамп садится за стол, достает лист бумаги и пытается записать то, что было с ним за тридцать лет. Чувство у него такое, что ему одновременно шестнадцать лет и шестьдесят. Настоящая жизнь для него началась с восемнадцати лет, когда он стал новобранцем. Война, революция, голод, путч, смерть матери. Сейчас он работает в «Аврема» - «Авторемонтной мастерской Кестера и Ко». Прошлое, по словам Роберта, иногда вдруг накатывает и впивается в него своими мертвыми глазами, но для этих случаев есть водка. Приходят Ленц и Кестер, фронтовые товарищи и компаньоны Локампа. Готтфрид Ленц преподносит другу гороскоп и амулет, шесть бутылок рома «вдвое старше» именинника решено распить на природе. Отработав день, друзья садятся в свой старенький гоночный автомобиль «Карл» и едут развлекаться. Главное развлечение на дороге - пользуясь неприглядным видом машины, провоцировать других водителей на обгон, в результате оставляя их с носом. Ленц, называющий себя последним романтиком, утверждает, что «Карл» играет воспитательную роль: учит ценить творческое начало, заключенное в неприметной оболочке. На этот раз Отто Кестер обгоняет «бьюик». Когда товарищи останавливаются у ресторации, водитель «бьюика», Биндинг, нагоняет их. Выходит из машины его молодая спутница Патриция Хольман. Пассажирку в пылу азарта товарищи просто не заметили. После знакомства решено поужинать вместе. Биндинг рассматривает «Карла», дискутирует об автомобилях с Кестером, поет солдатские песни в беседке с Ленцем.
За столом остаются Отто, Роберт и Пат. Роберта притягивает девушка, но он не может привлечь ее внимание. Зато проходит утренняя грусть, и Локамп впадает в удивительное состояние: «Казалось, все безразлично, лишь бы быть живым». Новыми глазами он смотрит на Пат, и ему не хочется так просто отпускать ее. Сказав, что он беспокоится, как нетрезвый Биндинг доедет до дома, он спрашивает у девушки номер телефона.
Следующим утром, в воскресенье, Роберт неторопливо собирается и выходит из пансиона фрау Залевски. Пансион стоит рядом с кладбищем, луна-парком, кафе «Интернациональ», где ожидают клиентов проститутки, и залом собраний Армии спасения. Там Роберт живет уже много лет, его соседи - одинокие, неустроенные в жизни люди, они или уже потеряли работу, или живут в страхе потерять ее. Это постоянно ссорящиеся из-за безденежья супруги Хассе, секретарша Эрна Бениг, русский граф Орлов - наемный партнер для танцев; студент Георг Блок, не находящий работы, чтобы оплатить учебу. Круг общения Роберта невелик: фронтовые товарищи и проститутки из кафе, считающие его своим другом.
Весь день Робби бесцельно ходит по городу. Вечером приходит в мастерскую, помогает Отто с ремонтом «кадиллака», который они намерены затем выгодно продать. Отказавшись идти на бокс, Роберт возвращается в пансион и навещает соседа. Решившись наконец позвонить Патриции, он застает ее дома. Раздражение и недовольство исчезают. Роберт интересуется, как вчера доехали, и предлагает Пат встретиться послезавтра. После, передумав, идет на бокс. Теперь все окружающее кажется ему уютным.
Во вторник утром «кадиллак» готов. Друзья сочиняют объявление о продаже и тут же получают новую работу: нужно восстановить «форд», попавший в аварию. Полупьяный булочник врезался на нем в кирпичную стену, его беременная жена погибла от потери крови, он же не скорбит, а стремится извлечь из страховки большую выгоду.
Свидание с Пат назначено на пять часов в какой-то дамской кондитерской, им в ней неуютно, Роберт предлагает пройти в бар. Там привычная атмосфера: сослуживец Валентин Гаузер, ежедневно отмечающий то, что остался жив; вышколенный бармен Фред, полумрак и прохлада. Пат кажется герою неприступной амазонкой, существом из другого мира. Он давно не общался с девушками и просто утратил навык общения наедине.
Кафе слишком шумное, в тишине бара непринужденный разговор не получается. Тогда Роберт заказывает ром, и он развязывает ему язык. Проводив Пат, Робби ужасается: чего он только ей не наболтал, к тому же ничего не помнит! Поскандалив с прохожим, он возвращается в бар и напивается до зеленых чертиков. Друзьям о встрече с Пат Роберт не рассказывает.
Вечером в кафе «Интернациональ» чествуют Лилли, проститутку из отеля. Она выходит замуж и прощается с товарками. Так везет не каждой. Роза Железная Кобыла осталась с ребенком одна, дочь отдала в приют. У Мими муж погиб на войне от воспаления легких, а не в бою, поэтому никакой пенсии за него не дали, и женщина была вынуждена пойти на панель. Локамп приглашен как дорогой гость этих женщин, потерявшихся в жизни. По словам Роберта, в мире «все распадалось, пропитывалось фальшью и забывалось. А если ты не умел забывать, то тебе оставались только бессилие, отчаяние, равнодушие и водка. Торжествовали дельцы. Продажность. Нищета». Одинокого человека нельзя покинуть, у него нет ничего, кроме одиночества, - полагает Локамп. И поэтому он не решается на серьезные отношения с Пат, боясь привязаться к девушке: «Обладание - это уже утрата». Но утром он отправляет ей большой букет роз, она благодарит его по телефону.
Авторемонтная мастерская пытается удержаться на плаву. Друзья ищут покупателя на отремонтированный «кадиллак». Кестер добивается в финансовом управлении снижения налогов. Привозят на ремонт «форд». Ленц, Кестер и художник Фердинанд Грау, пишущий портреты покойников, называют себя потерянными людьми; жизнь их разбита, и склеить осколки невозможно. Все они. как и Роберт, прошли через войну. Но Роберт, по их мнению, еще не погиб.
Отношения с Пат развиваются. Роберт катает ее на «кадиллаке», который позже ему удается выгодно продать. Знакомит с друзьями, приводит к себе в комнату. Там молодые люди впервые целуются. Но о влюбленности не говорят, наоборот, утверждают, что не влюблены, пытаясь убедить себя, что между ними нет серьезных отношений, хотя и проводят вместе ночь. Они ходят в привычные для Локампа места, часто обедают у Альфонса, друга Ленца и владельца пивной, девушка быстро становится в компании своей.
Друзья покупают на аукционе такси и начинают заниматься извозом, Роберт осваивает профессию таксиста. «Форд» отремонтирован, и хозяин, булочник, его забирает. В аварии погибла его беременная жена. Несмотря на то что около него уже вьется другая женщина, вдовец заказывает портрет погибшей супруги художнику Грау.
Роберт впервые приходит в гости к Патриции и удивляется богатой, по его меркам, обстановке. Оказывается, Пат живет в своей бывшей квартире, где снимает две комнаты, и мебель у нее своя. Девушка говорит временами о плохом самочувствии, о том, что год проболела, не выходя на улицу, но больше об этом не распространяется. Говорит о предстоящей работе - по протекции знакомого, Бройера, она может работать продавщицей патефонов, у нее музыкальное образование. Робби осматривает комнату и спальню, Пат угощает его специально купленным ромом - о нем еще так не заботились. Он чувствует, что становится сентиментальным, и впервые напивается не с горя, а от радости. По-обедав с товарищами, он возвращается к девушке и чувствует, как исчезает его скованность и появляется ощущение, что ничего в их отношениях не может быть фальшивым. Они веселятся с друзьями Роберта. Идут в театр и там встречают Бройера, который приглашает их в ресторан. Рестораны и старые знакомые Пат сменяют друг друга, а Роберт начинает ревновать ее к прошлому. К тому же Патриция любит танцевать, а Роберт не умеет. Она танцует с Бройером, и Локамп только злится и пьет ром. Когда Бройер развозит их по домам, Роберт даже не прощается с Пат, а сам просит высадить его у бара. Но опьянение не приходит, а чувства обостряются. Он испытывает безумную тоску по Пат. Вернувшись домой, он обнаруживает замерзшую девушку у своей двери. Поняв, чем было для нее это возвращение, ожидание, Робби приходит в смятение. Он согревает Пат чаем, она остается у него до следующего вечера. «Настоящая любовь не терпит посторонних», - говорят они друг другу.
Тем временем новая пассия булочника подбивает его на покупку «кадиллака». Он приходит в мастерскую, где узнает, что машина продана. Увидев возможность перепродажи, Локамп договаривается с предыдущим покупателем и совершает сделку с выгодой для всех.
Взяв двухнедельный отпуск, Роберт везет Патрицию на море. Они наслаждаются красотой природы и уединением, но вдруг происходит несчастье. У Пат внезапно начинается легочное кровотечение. Выясняется, что она уже давно больна туберкулезом. Роберт часто замечал, что жизнерадостность Пат резко сменяется усталостью, но девушка скрывала болезнь от Роберта, думая, что он станет ее опасаться. Местный врач делает все, что может, но нужна помощь постоянного доктора Пат. Роберт звонит друзьям, и Кестер привозит профессора
Жаффе на своем «Карле» за немыслимо короткое время. Кровотечение останавливается, Пат понемногу приходит в себя. Вердикт профессора - ехать домой, здешний климат девушке не подходит.
Уезжая, Роберт думает, что все было просто плохим сном. Мечтает перевезти Пат в пансион, там как раз освобождается соседняя с ним комната. Тогда Роберт сможет постоянно ухаживать за больной девушкой.
Но Пат не желает, чтобы ее считали больной Приятелям приходится быть изобретательными и заменять ингредиенты в коктейле на безалкогольные, показывать, что они уходят из кафе не в числе первых и относятся к ней, как обычно. Неожиданно для Робби Пат соглашается переехать к нему. Чтобы девушка не скучала днем, когда он на работе, Роберт дарит ей щенка ирландского терьера.
Выручка от извоза у товарищей небольшая, к тому же рабочие моменты иногда приходится разрешать кулаками. Герою нужно теперь зарабатывать вдвое больше, а безработица растет, и близится невыгодная для авторемонтной зима.
Локамп встречается с врачом Патриции. Жаффе рассказывает ему, что два года назад девушка прошла полугодовой курс лечения в санатории, после чего ее состояние улучшилось. Надо снова ехать на лечение в горы. В городе Пат оставаться нельзя: оба легких поражены. Неизвестно, чего ожидать, улучшения или ухудшения. Видя состояние Роберта, Жаффе проводит его по палатам. Женщина без носа, мужчина в агонии, парализованный, ребенок-калека, женщина с ампутированной грудью, рабочий с раздавленными почками - нескончаемая цепь страданий завершается взглядом одной больной, в котором Роберт читает мужественность и спокойствие. «Было бы бессмысленно успокаивать вас словами, - говорит Жаффе, - многие из этих людей страдают сильнее, чем Пат, но большинство выживает. Смертельно больной может пережить здорового».
У самого профессора девять лет назад умерла от гриппа двадцатилетняя жена. Роберту он дает совет не показывать своего беспокойства и осенью отправить Пат в санаторий.
С деньгами все хуже. Случайный выигрыш на скачках немного спасает финансовое положение Робби. Цветы для любимой он вынужден не покупать, а обрывать в парке и церковном садике. Машина, восстановленная после аварии, оказывается принадлежащей банкроту, ее продают с молотка, мастерская лишается возможного заработка. «Карл», технически улучшенный, участвует в гонках и приходит первым, но этих денег хватит ненадолго. Жизнь сводится к борьбе за существование. На фоне этого счастье любви кажется ошеломляющим.
Но все вокруг говорит о том, что любви недостаточно для того, чтобы выжить. От соседа Хассе уходит жена, она нашла мужчину побогаче. Происходит это как раз тогда, когда супруг добивается долгожданной прибавки к зарплате. Не в силах пережить уход жены, Хассе сводит счеты с жизнью - вешается. Многие уходят таким образом от неразрешимой проблемы - безработицы. Роберт и Пат идут в музей на выставку персидских ковров и видят довольно много посетителей, но, по словам сторожа, сейчас люди приходят в музей по бесплатным дням не от тяги к прекрасному, а оттого, что им нечего делать; зимой же, замерзнув, заходят согреться. «Человечество создало бессмертные произведения искусства, но не сумело дать каждому из своих собратьев хотя бы вдоволь хлеба», - размышляет Локамп.
В середине октября доктор Жаффе говорит Роберту, что Патриции пора ехать на лечение. Для девушки устраивают прощальный ужин у Альфонса. Роберт отвозит ее. В поезде они знакомятся с попутчиками, многие едут на лечение не в первый раз. Роберт успокаивает себя: глупо тревожиться, люди же вернулись оттуда и прожили дома целый год. И Пат вернется. Санаторий больше похож на отель. Неделю Робби проводит во флигеле для гостей, но нужно ехать домой, зарабатывать деньги на лечение, пока оплаченное до января. Пат предстоит пробыть в горах до мая. Локамп должен зарабатывать больше, чем до сих пор, но слишком много неудач свалилось на мастерскую.
В начале ноября товарищи вынуждены продать «ситроен». На эти деньги еще можно было содержать мастерскую, но положение ухудшается с каждой неделей. Роберту предлагают подрабатывать в кафе «Интернациональ», играя на пианино. Пат пишет письма.
После сочельника начинаются демонстрации, люди требуют работы и хлеба. Полиция разгоняет демонстрантов, есть жертвы. Кестер и Локамп идут искать Ленца, он на одном из политических собраний. Находят его друзья как раз вовремя, вытаскивают из драки и уходят за считанные минуты до приезда полиции. Готтфрид задерживается около уличного астролога и получает предсказание: он будет жить до восьмидесяти лет. Буквально через несколько минут Ленц гибнет - в него стреляет прохожий. Кестер решает сам наказать преступника. Убийцу выслеживают, но он прячется. Наконец друзья встречают его в кафе, Кестер преследует его, но Альфонс опережает Отто. Он отомстил за друга сам. Мастерская выставлена на продажу. Кестер идет работать гонщиком в фирме.
Робби по-прежнему играет в кафе для проституток. В пансион приходит телеграмма от Пат с просьбой поскорее приехать. Роберт звонит в санаторий, ему говорят, что у девушки несколько дней назад было небольшое кровотечение. Кестер привозит друга на «Карле». О смерти Ленца Патриции не говорят. Она радуется встрече, ведет друзей в бар, они катаются на «Карле», подъезжают к шоссе, по которому Кестер поедет домой. Пат с тоской смотрит вдаль, и все понимают, что обратно она не приедет. Врач дает неутешительные прогнозы. Девушка просит, чтобы Роберт остался с ней. Отказать он не может, но нужны деньги па лечение. Кестер уезжает и обещает помочь.
Робби получает разрешение поселиться и соседней с Пат комнате. Знакомится с некоторыми обитателями санатория. Ведут они себя по-разному, но нет ощущения, что это тяжелобольные люди. К одной из пациенток приезжает муж и громко восхищается, как ей здесь здорово и хорошо. «Да нехорошо мне!» - не выдерживает женщина, уже два года заточенная в горах. Особенно тяжело обитателям санатория, когда дует ветер фен и наступает «лихорадочная погода».
Больные катаются на лыжах, устраивают вечера и незлобно разыгрывают счастливчиков, которые выписываются здоровыми.
Последний счастливчик - Рот, два года назад ему обещали, что он умрет, но неожиданно наступает выздоровление. Проблема Рота в том, что он растратил деньги за эти два года, и теперь он мрачно шутит, что умрет точно по предсказанию врачей, но от пули. Роберт готов убить его, если бы это спасло Пат.
Есть среди них и влюбленные - пожилой русский и восемнадцатилетняя испанка Рита. За ее внимание своеобразно борется скрипач, как бы соревнуясь с русским: кто выживет - тот победит. Но умирает Рита, состояние которой было менее опасным, чем у Пат. Патриция начинает паниковать, запрещает Робби пить с ней из одной рюмки и целовать ее, боясь, что он заболеет. Она говорит, что хочет, чтобы он был здоров, женился и имел детей. Но ироничная жизнь переворачивает ситуацию. Роберт простудился и становится опасен для Пат, его изолируют. Простуда быстро проходит, но этим он развеселил девушку. Оба приходят к одной мысли: «У нас все удалось, только длилось слишком недолго». Снова дует фен. Пат уже не встает с постели и слабеет с каждым днем. Особенно страшится она последнего часа между ночью и утром. Роберт переносит свою кровать в комнату любимой и каждую ночь сидит рядом с ней, рассказывая все, что может вспомнить, приносит радиоприемник. Единственное, по словам Пат, о чем она думает, - о жизни и смерти: «Лучше умереть, когда еще хочешь жить, чем умереть, когда и впрямь хочешь смерти. Когда еще хочется жить, то это значит, что есть у тебя что-то любимое. Так, конечно, тяжелее, но вместе с тем и легче… я благодарна судьбе за то, что у меня был ты». Каждое утро девушка встречаете облегчением: не умерла. Роберт знает: ей уже не встать. Пат тает на глазах, не хочет, чтобы Роберт видел ее, истощенную болезнью. Тиканье часов ее пугает, Робби разбивает их о стену, «разорвав время на самой середине». Умирает Пат мучительно, именно в тот час, которого боялась. До последнего Роберт держит любимую за руку. Затем сам смывает с тела кровь, причесывает Пат, кладет на свою кровать, накрывает одеялом и, не сводя с нее глаз, сидит у постели до утра. «Потом настало утро, а ее уже не было».
4.4 (87.69%) 13 votes
Здесь искали:
- ремарк три товарища краткое содержание
- анализ первой главы три товарища
«Три товарища» повествует о дружбе трех друзей, которые в послевоенные годы показывают всю свою самоотверженность ради ее сохранения. Чувство взаимопомощи и поддержки друг друга очень хорошо описаны автором «Три товарища» (краткое содержание), где, несмотря ни на какие жизненные преграды друзья не отчаиваются и готовы поддержать не только друг друга, но и тех, кто нуждается в их помощи.
Роберт Локамп, Отто Кестер и Готфрид Ленц еще со школьной скамьи были неразлучными друзьями. Вместе они также прошли . После ее окончания они решают открыть свою автомастерскую. Пусть даже заработок небольшой, но на жизнь вполне хватало. Воспоминания о минувшей войне не покидали иногда друзей и часто они вспоминали о погибших товарищах.
Гордым достоянием друзей стала приобретенная ими машина, которую они назвали «Карл». Иногда, раскатывая по дорогам, они развлекались на нем, периодично обгоняя другие машины. В одной из таких «перегонок» они встречают Патрицию Хольман, которая впоследствии становится частью их компании. Вскоре друзья сокращенно называли ее Пат. Роберту понравилась Патриция и время от времени приглашал ее поужинать. Хотя смелости начать разговор у него как-то не хватало, но, проводя время в баре, он набирался смелости при помощи спиртного. Роберт все время оказывает Патриции знаки внимания, к примеру, уча ее водить машину. В этом плане Роберту помогали его друзья, посылая ей от его имени цветы. При отправлении в луна-парк они выигрывают там всевозможные призы, окружив себя толпой поклонников.
Вскоре Кестер, мастер автогонок, записывается на участие в гонках, где главным конкурентом «Карла» был «Щелкунчик». После кропотливой работы машина была готова к гонке и все ждали победы. И она была. На какое-то время их компания после победы обрела популярность. Роберт и Патриция постепенно стали близки друг к другу, часто встречаясь, и уединяясь друг с другом.
Ввиду отсутствия постоянного заработка друзья решаются купить на аукционе такси и по очереди подрабатывать на нем. Во время работы таксистом Роберт знакомится с Густавом. Позже Роберт впервые посещает квартиру Патриции. В беседе она рассказала Роберту о своем прошлом и что она в этом мире одна-одинешенька.
Немного погодя, Роберт выгодно продал отремонтированный кадиллак. Его друзья были очень рады этой сделке. После этого Роберт с Патрицией едет на отдых к морю. Там, лежа на пляже, Роберт вспоминает о своих сослуживцах, с которыми он также проводил время на берегу моря. Во время одной из вечерних прогулок на машине Патриции становится плохо, а на следующий день у нее открылось кровотечение. Друзья находят доктора Жаффе, который берется ее лечить.
Чтобы Патриция во время болезни не скучала, Роберт приносит ей щенка – подарок его друга Густава. Работа на такси не приносит какой-либо прибыли и Густав предлагает Роберту пойти на скачки, где он выигрывает. «Карла» снова стали готовить к гонкам, чтобы заработать еще больше денег.
Наступил период похолодания. Жаффе просит Роберта немедленно отправить Патрицию в горы, где о ней позаботиться его друг. Там они пробыли неделю. Вскоре из-за долгов друзьям приходится продать свою автомастерскую. Вскоре Роберт также узнает, что состояние Патриции ухудшается и с горя он напивается. Но на помощь приходит Кестер, который помогает ему успокоиться.
Ленц идет на демонстрацию. Роберт и Кестер идут разыскивать его. На митинге была обычная фашистская пропаганда, где на людей сыпались обещания. Друзья находят Ленца, но уже при уходе в него стреляют и он погибает. Кестер бросается на поиски убийцы. Но вскоре убийца был наказан. Затем была получена телеграмма от Патриции с просьбой поскорее приехать. На своем «Карле» Роберт и Кестер приехали к Патриции. Врач стал их утешать, рассказывая о чудесных выздоровлениях пациентов, но для друзей такие утешения были привычными.
Патриция знает, что ей осталось недолго, но старается скрыть это от друзей. Друзья же пока ничего не рассказывают об убийстве Ленца. Вскоре Кестер уезжает и через некоторое время присылает деньги. Роберт понимает, что «Карл» продан. Отчаянию Роберта не было предела. Роберт больше времени проводит с Патрицией, позволяя ей насладиться минутами счастья в оставшийся короткий промежуток времени. Но с каждым днем она все ослабевала. Вскоре она умерла.
Вот так представил сюжет Ремарк «Три товарища» (краткое содержание), где для поколений оставил прекрасный эталон дружбы и взаимопомощи.
Главный герой, Роберт Локамп, приходит на работу рано утром и видит неуклюже танцующую старуху, уборщицу Матильду Штосс. Застает он ее в таком виде не первый раз и знает, что причина танцев - оставленный на виду вечером коньяк. Но у него сегодня день рождения, и, вместо того чтобы отругать старуху, Локамп угощает ее гавайским ромом. Обрадованная тем, что ее грешок забыт, старуха благодарит его и, прославляя именинника, уходит. Локамп садится за стол, достает лист бумаги и пытается записать то, что было с ним за тридцать лет. Чувство у него такое, что ему одновременно шестнадцать лет и шестьдесят. Настоящая жизнь для него началась с восемнадцати лет, когда он стал новобранцем. Война, революция, голод, путч, смерть матери. Сейчас он работает в «Аврема» - «Авторемонтной мастерской Кестера и Ко». Прошлое, по словам Роберта, иногда вдруг накатывает и впивается в него своими мертвыми глазами, но для этих случаев есть водка.
Приходят Ленц и Кестер, фронтовые товарищи и компаньоны Локампа. Готтфрид Ленц преподносит другу гороскоп и амулет, шесть бутылок рома «вдвое старше» именинника решено распить на природе. Отработав день, друзья садятся в свой старенький гоночный автомобиль «Карл» и едут развлекаться. Главное развлечение на дороге - пользуясь неприглядным видом машины, провоцировать других водителей на обгон, в результате оставляя их с носом. Ленц, называющий себя последним романтиком, утверждает, что «Карл» играет воспитательную роль: учит ценить творческое начало, заключенное в неприметной оболочке. На этот раз Отто Кестер обгоняет «бьюик». Когда товарищи останавливаются у ресторации, водитель «бьюика», Биндинг, нагоняет их. Выходит из машины его молодая спутница Патриция Хольман. Пассажирку в пылу азарта товарищи просто не заметили. После знакомства решено поужинать вместе. Биндинг рассматривает «Карла», дискутирует об автомобилях с Кестером, поет солдатские песни в беседке с Ленцем.
За столом остаются Отто, Роберт и Пат. Роберта притягивает девушка, но он не может привлечь ее внимание. Зато проходит утренняя грусть, и Локамп впадает в удивительное состояние: «Казалось, все безразлично, лишь бы быть живым». Новыми глазами он смотрит на Пат, и ему не хочется так просто отпускать ее. Сказав, что он беспокоится, как нетрезвый Биндинг доедет до дома, он спрашивает у девушки номер телефона.
Следующим утром, в воскресенье, Роберт неторопливо собирается и выходит из пансиона фрау Залевски. Пансион стоит рядом с кладбищем, луна-парком, кафе «Интернациональ», где ожидают клиентов проститутки, и залом собраний Армии спасения. Там Роберт живет уже много лет, его соседи - одинокие, неустроенные в жизни люди, они или уже потеряли работу, или живут в страхе потерять ее. Это постоянно ссорящиеся из-за безденежья супруги Хассе, секретарша Эрна Бениг, русский граф Орлов - наемный партнер для танцев; студент Георг Блок, не находящий работы, чтобы оплатить учебу. Круг общения Роберта невелик: фронтовые товарищи и проститутки из кафе, считающие его своим другом.
Весь день Робби бесцельно ходит по городу. Вечером приходит в мастерскую, помогает Отто с ремонтом «кадиллака», который они намерены затем выгодно продать. Отказавшись идти на бокс, Роберт возвращается в пансион и навещает соседа. Решившись наконец позвонить Патриции, он застает ее дома. Раздражение и недовольство исчезают. Роберт интересуется, как вчера доехали, и предлагает Пат встретиться послезавтра. После, передумав, идет на бокс. Теперь все окружающее кажется ему уютным.
Во вторник утром «кадиллак» готов. Друзья сочиняют объявление о продаже и тут же получают новую работу: нужно восстановить «форд», попавший в аварию. Полупьяный булочник врезался на нем в кирпичную стену, его беременная жена погибла от потери крови, он же не скорбит, а стремится извлечь из страховки большую выгоду.
Свидание с Пат назначено на пять часов в какой-то дамской кондитерской, им в ней неуютно, Роберт предлагает пройти в бар. Там привычная атмосфера: сослуживец Валентин Гаузер, ежедневно отмечающий то, что остался жив; вышколенный бармен Фред, полумрак и прохлада. Пат кажется герою неприступной амазонкой, существом из другого мира. Он давно не общался с девушками и просто утратил навык общения наедине.
Кафе слишком шумное, в тишине бара непринужденный разговор не получается. Тогда Роберт заказывает ром, и он развязывает ему язык. Проводив Пат, Робби ужасается: чего он только ей не наболтал, к тому же ничего не помнит! Поскандалив с прохожим, он возвращается в бар и напивается до зеленых чертиков. Друзьям о встрече с Пат Роберт не рассказывает.
Вечером в кафе «Интернациональ» чествуют Лилли, проститутку из отеля. Она выходит замуж и прощается с товарками. Так везет не каждой. Роза Железная Кобыла осталась с ребенком одна, дочь отдала в приют. У Мими муж погиб на войне от воспаления легких, а не в бою, поэтому никакой пенсии за него не дали, и женщина была вынуждена пойти на панель. Локамп приглашен как дорогой гость этих женщин, потерявшихся в жизни. По словам Роберта, в мире «все распадалось, пропитывалось фальшью и забывалось. А если ты не умел забывать, то тебе оставались только бессилие, отчаяние, равнодушие и водка. Торжествовали дельцы. Продажность. Нищета». Одинокого человека нельзя покинуть, у него нет ничего, кроме одиночества, - полагает Локамп. И поэтому он не решается на серьезные отношения с Пат, боясь привязаться к девушке: «Обладание - это уже утрата». Но утром он отправляет ей большой букет роз, она благодарит его по телефону.
Авторемонтная мастерская пытается удержаться на плаву. Друзья ищут покупателя на отремонтированный «кадиллак». Кестер добивается в финансовом управлении снижения налогов. Привозят на ремонт «форд». Ленц, Кестер и художник Фердинанд Грау, пишущий портреты покойников, называют себя потерянными людьми; жизнь их разбита, и склеить осколки невозможно. Все они. как и Роберт, прошли через войну. Но Роберт, по их мнению, еще не погиб.
Отношения с Пат развиваются. Роберт катает ее на «кадиллаке», который позже ему удается выгодно продать. Знакомит с друзьями, приводит к себе в комнату. Там молодые люди впервые целуются. Но о влюбленности не говорят, наоборот, утверждают, что не влюблены, пытаясь убедить себя, что между ними нет серьезных отношений, хотя и проводят вместе ночь. Они ходят в привычные для Локампа места, часто обедают у Альфонса, друга Ленца и владельца пивной, девушка быстро становится в компании своей.
Друзья покупают на аукционе такси и начинают заниматься извозом, Роберт осваивает профессию таксиста. «Форд» отремонтирован, и хозяин, булочник, его забирает. В аварии погибла его беременная жена. Несмотря на то что около него уже вьется другая женщина, вдовец заказывает портрет погибшей супруги художнику Грау.
Роберт впервые приходит в гости к Патриции и удивляется богатой, по его меркам, обстановке. Оказывается, Пат живет в своей бывшей квартире, где снимает две комнаты, и мебель у нее своя. Девушка говорит временами о плохом самочувствии, о том, что год проболела, не выходя на улицу, но больше об этом не распространяется. Говорит о предстоящей работе - по протекции знакомого, Бройера, она может работать продавщицей патефонов, у нее музыкальное образование. Робби осматривает комнату и спальню, Пат угощает его специально купленным ромом - о нем еще так не заботились. Он чувствует, что становится сентиментальным, и впервые напивается не с горя, а от радости. По-обедав с товарищами, он возвращается к девушке и чувствует, как исчезает его скованность и появляется ощущение, что ничего в их отношениях не может быть фальшивым. Они веселятся с друзьями Роберта. Идут в театр и там встречают Бройера, который приглашает их в ресторан. Рестораны и старые знакомые Пат сменяют друг друга, а Роберт начинает ревновать ее к прошлому. К тому же Патриция любит танцевать, а Роберт не умеет. Она танцует с Бройером, и Локамп только злится и пьет ром. Когда Бройер развозит их по домам, Роберт даже не прощается с Пат, а сам просит высадить его у бара. Но опьянение не приходит, а чувства обостряются. Он испытывает безумную тоску по Пат. Вернувшись домой, он обнаруживает замерзшую девушку у своей двери. Поняв, чем было для нее это возвращение, ожидание, Робби приходит в смятение. Он согревает Пат чаем, она остается у него до следующего вечера. «Настоящая любовь не терпит посторонних», - говорят они друг другу.
Тем временем новая пассия булочника подбивает его на покупку «кадиллака». Он приходит в мастерскую, где узнает, что машина продана. Увидев возможность перепродажи, Локамп договаривается с предыдущим покупателем и совершает сделку с выгодой для всех.
Взяв двухнедельный отпуск, Роберт везет Патрицию на море. Они наслаждаются красотой природы и уединением, но вдруг происходит несчастье. У Пат внезапно начинается легочное кровотечение. Выясняется, что она уже давно больна туберкулезом. Роберт часто замечал, что жизнерадостность Пат резко сменяется усталостью, но девушка скрывала болезнь от Роберта, думая, что он станет ее опасаться. Местный врач делает все, что может, но нужна помощь постоянного доктора Пат. Роберт звонит друзьям, и Кестер привозит профессора
Жаффе на своем «Карле» за немыслимо короткое время. Кровотечение останавливается, Пат понемногу приходит в себя. Вердикт профессора - ехать домой, здешний климат девушке не подходит.
Уезжая, Роберт думает, что все было просто плохим сном. Мечтает перевезти Пат в пансион, там как раз освобождается соседняя с ним комната. Тогда Роберт сможет постоянно ухаживать за больной девушкой.
Но Пат не желает, чтобы ее считали больной Приятелям приходится быть изобретательными и заменять ингредиенты в коктейле на безалкогольные, показывать, что они уходят из кафе не в числе первых и относятся к ней, как обычно. Неожиданно для Робби Пат соглашается переехать к нему. Чтобы девушка не скучала днем, когда он на работе, Роберт дарит ей щенка ирландского терьера.
Выручка от извоза у товарищей небольшая, к тому же рабочие моменты иногда приходится разрешать кулаками. Герою нужно теперь зарабатывать вдвое больше, а безработица растет, и близится невыгодная для авторемонтной зима.
Локамп встречается с врачом Патриции. Жаффе рассказывает ему, что два года назад девушка прошла полугодовой курс лечения в санатории, после чего ее состояние улучшилось. Надо снова ехать на лечение в горы. В городе Пат оставаться нельзя: оба легких поражены. Неизвестно, чего ожидать, улучшения или ухудшения. Видя состояние Роберта, Жаффе проводит его по палатам. Женщина без носа, мужчина в агонии, парализованный, ребенок-калека, женщина с ампутированной грудью, рабочий с раздавленными почками - нескончаемая цепь страданий завершается взглядом одной больной, в котором Роберт читает мужественность и спокойствие. «Было бы бессмысленно успокаивать вас словами, - говорит Жаффе, - многие из этих людей страдают сильнее, чем Пат, но большинство выживает. Смертельно больной может пережить здорового».
У самого профессора девять лет назад умерла от гриппа двадцатилетняя жена. Роберту он дает совет не показывать своего беспокойства и осенью отправить Пат в санаторий.
С деньгами все хуже. Случайный выигрыш на скачках немного спасает финансовое положение Робби. Цветы для любимой он вынужден не покупать, а обрывать в парке и церковном садике. Машина, восстановленная после аварии, оказывается принадлежащей банкроту, ее продают с молотка, мастерская лишается возможного заработка. «Карл», технически улучшенный, участвует в гонках и приходит первым, но этих денег хватит ненадолго. Жизнь сводится к борьбе за существование. На фоне этого счастье любви кажется ошеломляющим.
Но все вокруг говорит о том, что любви недостаточно для того, чтобы выжить. От соседа Хассе уходит жена, она нашла мужчину побогаче. Происходит это как раз тогда, когда супруг добивается долгожданной прибавки к зарплате. Не в силах пережить уход жены, Хассе сводит счеты с жизнью - вешается. Многие уходят таким образом от неразрешимой проблемы - безработицы. Роберт и Пат идут в музей на выставку персидских ковров и видят довольно много посетителей, но, по словам сторожа, сейчас люди приходят в музей по бесплатным дням не от тяги к прекрасному, а оттого, что им нечего делать; зимой же, замерзнув, заходят согреться. «Человечество создало бессмертные произведения искусства, но не сумело дать каждому из своих собратьев хотя бы вдоволь хлеба», - размышляет Локамп.
В середине октября доктор Жаффе говорит Роберту, что Патриции пора ехать на лечение. Для девушки устраивают прощальный ужин у Альфонса. Роберт отвозит ее. В поезде они знакомятся с попутчиками, многие едут на лечение не в первый раз. Роберт успокаивает себя: глупо тревожиться, люди же вернулись оттуда и прожили дома целый год. И Пат вернется. Санаторий больше похож на отель. Неделю Робби проводит во флигеле для гостей, но нужно ехать домой, зарабатывать деньги на лечение, пока оплаченное до января. Пат предстоит пробыть в горах до мая. Локамп должен зарабатывать больше, чем до сих пор, но слишком много неудач свалилось на мастерскую.
В начале ноября товарищи вынуждены продать «ситроен». На эти деньги еще можно было содержать мастерскую, но положение ухудшается с каждой неделей. Роберту предлагают подрабатывать в кафе «Интернациональ», играя на пианино. Пат пишет письма.
После сочельника начинаются демонстрации, люди требуют работы и хлеба. Полиция разгоняет демонстрантов, есть жертвы. Кестер и Локамп идут искать Ленца, он на одном из политических собраний. Находят его друзья как раз вовремя, вытаскивают из драки и уходят за считанные минуты до приезда полиции. Готтфрид задерживается около уличного астролога и получает предсказание: он будет жить до восьмидесяти лет. Буквально через несколько минут Ленц гибнет - в него стреляет прохожий. Кестер решает сам наказать преступника. Убийцу выслеживают, но он прячется. Наконец друзья встречают его в кафе, Кестер преследует его, но Альфонс опережает Отто. Он отомстил за друга сам. Мастерская выставлена на продажу. Кестер идет работать гонщиком в фирме.
Робби по-прежнему играет в кафе для проституток. В пансион приходит телеграмма от Пат с просьбой поскорее приехать. Роберт звонит в санаторий, ему говорят, что у девушки несколько дней назад было небольшое кровотечение. Кестер привозит друга на «Карле». О смерти Ленца Патриции не говорят. Она радуется встрече, ведет друзей в бар, они катаются на «Карле», подъезжают к шоссе, по которому Кестер поедет домой. Пат с тоской смотрит вдаль, и все понимают, что обратно она не приедет. Врач дает неутешительные прогнозы. Девушка просит, чтобы Роберт остался с ней. Отказать он не может, но нужны деньги па лечение. Кестер уезжает и обещает помочь.
Робби получает разрешение поселиться и соседней с Пат комнате. Знакомится с некоторыми обитателями санатория. Ведут они себя по-разному, но нет ощущения, что это тяжелобольные люди. К одной из пациенток приезжает муж и громко восхищается, как ей здесь здорово и хорошо. «Да нехорошо мне!» - не выдерживает женщина, уже два года заточенная в горах. Особенно тяжело обитателям санатория, когда дует ветер фен и наступает «лихорадочная погода».
Больные катаются на лыжах, устраивают вечера и незлобно разыгрывают счастливчиков, которые выписываются здоровыми.
Последний счастливчик - Рот, два года назад ему обещали, что он умрет, но неожиданно наступает выздоровление. Проблема Рота в том, что он растратил деньги за эти два года, и теперь он мрачно шутит, что умрет точно по предсказанию врачей, но от пули. Роберт готов убить его, если бы это спасло Пат.
Есть среди них и влюбленные - пожилой русский и восемнадцатилетняя испанка Рита. За ее внимание своеобразно борется скрипач, как бы соревнуясь с русским: кто выживет - тот победит. Но умирает Рита, состояние которой было менее опасным, чем у Пат. Патриция начинает паниковать, запрещает Робби пить с ней из одной рюмки и целовать ее, боясь, что он заболеет. Она говорит, что хочет, чтобы он был здоров, женился и имел детей. Но ироничная жизнь переворачивает ситуацию. Роберт простудился и становится опасен для Пат, его изолируют. Простуда быстро проходит, но этим он развеселил девушку. Оба приходят к одной мысли: «У нас все удалось, только длилось слишком недолго». Снова дует фен. Пат уже не встает с постели и слабеет с каждым днем. Особенно страшится она последнего часа между ночью и утром. Роберт переносит свою кровать в комнату любимой и каждую ночь сидит рядом с ней, рассказывая все, что может вспомнить, приносит радиоприемник. Единственное, по словам Пат, о чем она думает, - о жизни и смерти: «Лучше умереть, когда еще хочешь жить, чем умереть, когда и впрямь хочешь смерти. Когда еще хочется жить, то это значит, что есть у тебя что-то любимое. Так, конечно, тяжелее, но вместе с тем и легче… я благодарна судьбе за то, что у меня был ты». Каждое утро девушка встречаете облегчением: не умерла. Роберт знает: ей уже не встать. Пат тает на глазах, не хочет, чтобы Роберт видел ее, истощенную болезнью. Тиканье часов ее пугает, Робби разбивает их о стену, «разорвав время на самой середине». Умирает Пат мучительно, именно в тот час, которого боялась. До последнего Роберт держит любимую за руку. Затем сам смывает с тела кровь, причесывает Пат, кладет на свою кровать, накрывает одеялом и, не сводя с нее глаз, сидит у постели до утра. «Потом настало утро, а ее уже не было».