Требования к составлению административного протокола. Как должен составляться и заполняться протокол об административном правонарушении гибдд. Сведения, вписываемые в протокол

Согласно ст. 28.2. КоАП, составляется протокол о совершении административного правонарушения за исключением случаев, когда дело возбуждено прокурором (ст. 28.4 КоАП) и когда административное взыскание налагается на месте совершения проступка (ч. 1 ст. 28.6 КоАП).

Сведения, указываемые в протоколе об административном правонарушении:

Дата и место его составления;

Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

Фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если имеются свидетели и потерпевшие);

Место, время совершения и событие административного правонарушения;

Статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

Объяснение физического лица или законного представи­теля юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

Иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе делается отметка о том, что всем участникам производства по делу разъяснены их права и обязанности (право заявлять ходатайства, представлять доказательства и др.). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Кроме того, в протоколе должны быть подписи его составителя, а также физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.

Статья 28.3 КоАП регламентирует подведомственность административных дел, закрепляя, кто вправе составить протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного каждой статьей (или частью статьи) Особенной части КоАП.

Протоколы об административных правонарушениях составляются:

Должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях - судьями, полицией, налоговыми органами, таможенными органами и др. (гл. 23 КоАП);

Должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, перечисленных в п. 1-81 ч.2 ст. 28.3 КоАП по делам, отнесенным к их подведомственности;

Членами избирательных комиссий, комиссий референдумов в отношении протоколов о нарушении правил проведения выборов и референдумов;

Членами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

Инспекторами Счетной палаты РФ;

Должностными лицами государственных внебюджетных фондов;

Должностными лицами, уполномоченными субъектами РФ.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования. Срок расследования не должен превышать одного месяца, но может быть продлен на такой же срок. По делам о нарушении таможенных правил расследование должно быть закончено в шестимесячный срок.

А также в случае совершения должностными лицами определенных действий должен быть составлен соответствующий протокол. От того, что в нем содержится, зависит весь исход дела. Поэтому вам всегда необходимо очень внимательно знакомиться с протоколом, не подписывать протокол, если вы с ним не ознакомились, вносить соответствующие замечания на протокол в случае, если вы не согласны с тем, что там написано.

Любой протокол является главным средством фиксации доказательств по делу. Поэтому необходимо запомнить его обязательные составляющие.

Протокол об административном правонарушении . Положения о данном виде протокола содержатся в ст. 28.2 КоАП РФ. Он составляется в случае совершения лицом административного правонарушения. В протоколе об административном правонарушении обязательно указываются :

Дата и место его составления;

Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

Фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

Место, время совершения и событие административного правонарушения;

Статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

Иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Следует знать, что при составлении протокола об административном правонарушении вам обязательно должны быть разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. В протокол об этом заносится соответствующая запись. В том случае, если права и обязанности вам не разъяснены, то вы вправе отказаться от подписания протокола и внести в него соответствующую запись о данном факте. Однако вам необходимо проследить только за фактом разъяснения прав и обязанностей, запись в протоколе о разъяснении - забота сотрудника милиции. В определенной графе должна стоять ваша подпись, которая будет свидетельствовать о том, что права все-таки разъяснены. Если ее не будет - это вам только на руку.

Неотъемлемым правом лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, является право знакомиться с протоколом об административном правонарушении. Если при прочтении протокола вы заметили какую-либо неточность, вы имеете право дать объяснения и внести замечания по содержанию протокола. Все дополнения и коррективы прилагаются к протоколу. Протокол обязательно подписывается сотрудником милиции, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Необходимо знать, что после составления протокола об административном правонарушении его копия вручается лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении под расписку. Поэтому если вам копия протокола не вручена под расписку и в протоколе отсутствует ваша подпись, то эти факты будут доказательством неправомерного поведения сотрудника милиции. Привлечь вас в этом случае к ответственности нельзя - протокол об административном правонарушении признается недопустимым доказательством и не принимается как доказательство.

Иногда составление протокола об административном правонарушении не является обязательным. Это происходит в следующих случаях:

1) если дело об административном правонарушении возбуждает прокурор по делам, указанным в ст. 28.6 КоАП РФ;

2) если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа. Должностное лицо вместо составления протокола оформляет предупреждение или постановление-квитанцию о наложении административного штрафа. В постановлении-квитанции указываются:

Дата ее выдачи;

Должность, фамилия, инициалы должностного лица, назначившего административное наказание;

Сведения о лице, привлеченном к административной ответственности;

Статья КоАП РФ либо соответствующего закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;

Время и место совершения административного правонарушения;

Сумма взыскиваемого административного штрафа;

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, и адрес органа, должностное лицо которого выдало постановление-квитанцию;

3) в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. В этом случае постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Необходимо запомнить, что постановление-квитанция составляется в двух экземплярах, каждый из которых должен быть подписан сотрудником милиции и лицом, привлеченным к административной ответственности.

Если лицо не уплачивает штраф на месте (сто рублей, а при нарушении таможенных правил - одну тысячу рублей), то в этом случае производство по делу об административном правонарушении осуществляется в общем порядке, а следовательно, сотрудник милиции составляет протокол об административном правонарушении. Поэтому если вы не согласны с назначением наказания, то вы имеете право не уплачивать штраф на месте (даже в том случае, когда при вас есть деньги), а потребовать составления протокола. Протокол в данном случае выступит доказательством и может предотвратить необоснованное привлечение вас к административной ответственности.

Также законом вам предоставлено право оспорить наличие события административного правонарушения и (или) назначенное вам административное наказание. В этом случае сотрудник милиции также будет обязан составить протокол об административном правонарушении.

Следует помнить, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Однако такая возможность существует не всегда. Есть объективные причины, когда сотрудник милиции не может составить протокол немедленно. Например, необходимо дополнительно установить свидетелей события административного правонарушения, данные о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, и др. Однако законом установлено, что протокол в этом случае составляется не позднее двух суток с момента выявления административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Также существует категория дел, для которых предусмотрено административное расследование. В этом случае протокол об административном правонарушении составляется по окончании такого расследования. Напомним, что срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, а равно Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - начальником вышестоящего органа на срок до шести месяцев (ст. 28.7 КоАП РФ).

Протокол о доставлении . Подробно данный вид протокола в законе не рассматривается. В п. 3 ст. 27.2 КоАП РФ говорится лишь, что о доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Из этого нормативного положения можно сделать вывод, что форма протокола соблюдена, если она соответствует форме протокола об административном правонарушении или протокола об административном задержании.

Если протокол о доставлении не составляется в виде отдельного документа, то в протоколе об административном правонарушении или об административном задержании делается соответствующая запись. Например, для составления протокола об административном правонарушении производилось доставление.

Следует знать, что копия протокола о доставлении может быть вручена доставленному лицу только тогда, когда от него поступила просьба о выдаче этой копии. Это значит, что обязанность по вручению копии протокола возникает у сотрудника милиции лишь после того, как доставленный гражданин изъявит желание получить такую копию. Кстати зачастую очень сложно истребовать копию протокола, когда сотрудник милиции ее не хочет давать, а в случае выяснения обстоятельств его составления милиционер спокойно заявляет, что просьбы от гражданина на получение копии протокола не поступало. Если вы попадете в такую ситуацию, то немедленно напишите жалобу вышестоящему должностному лицу или в орган, где обязательно укажите неисполнение сотрудником просьбы о выдаче соответствующей копии.

Протокол об административном задержании . Данный вид протокола, согласно ст. 27.4 КоАП РФ, должен содержать в себе следующие обязательные составляющие:

Дату и место составления протокола об административном задержании;

Должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол;

Сведения о задержанном лице;

Время, место и мотивы задержания.

Следует обратить особое внимание на указание в протоколе времени задержания. Так как задержание имеет временные ограничения (по общему правилу не может превышать трех часов), соответственно, время задержания будет являться точкой отсчета для всего срока задержания. Если в протоколе указано совершенно не то время, когда вас задержали (или оно вообще не указано), требуйте, чтобы сотрудник милиции исправил или внес точное время задержания. В противном случае вы можете внести замечания на протокол об административном задержании и самостоятельно в объяснениях указать точное время вашего задержания. Это будет дополнительным доказательством вашей правоты при обжаловании действий сотрудника милиции.

В протоколе также важной составляющей является указание на мотивы задержания. В главе 6 данной книги мы их подробно рассматривали. От того, на сколько точно будут указаны мотивы, зависит правомерность задержания. Поэтому советуем вам не поправлять сотрудника милиции, если он указал в протоколе неправомерный мотив задержания. Протокол с таким мотивом задержания - неотъемлемое доказательство при обжаловании неправомерных действий милиционера. О неправомерных мотивах задержания можно дискутировать с сотрудником милиции только до составления протокола задержания, призывая его не совершать изначально неправомерные действия. После - нет смысла и не в вашу пользу. В протоколе сотрудник милиции сам зафиксирует свои незаконные действия.

Советуем вам также проверить наличие сведений о лице, составившем протокол. Их отсутствие, с одной стороны, говорит об отсутствии хоть какой-нибудь юридической силы данного документа. Не указав, какое должностное лицо, действующее от имени государства, подвергает гражданина государственному принуждению, неизвестное лицо, по сути, лишается права применить к гражданину административное задержание. С другой стороны, сотрудник милиции может после вписать данные о себе, лишая вас права узнать о лице, действия которого вы собираетесь обжаловать. В этом случае либо требуйте внесения сведений о лице, составившем протокол, либо требуйте выдать копию протокола (которая, кстати, вручается задержанному только по его просьбе).

Протокол об административном задержании должен быть подписан должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. Вы имеете право отказаться подписывать протокол, однако в этом случае в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись.

Протокол личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице . Положения о данном виде протокола содержатся в ч. ч. 6 - 8 ст. 27.7 КоАП РФ. Так же как и протокол о доставлении, он может быть как в виде отдельного документа, так и в виде соответствующей записи в другом протоколе. Однако в отличие от протокола доставления запись о досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

В протоколе обязательно должны быть указаны следующие сведения:

Дата и место составления протокола;

Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

Сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру;

О виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

Очень важно, чтобы в протоколе были точно указаны идентификационные признаки вещей, обнаруженных при досмотре. В том случае, когда изымаются похожие предметы, в дальнейшем сведения о вещи, содержащиеся в протоколе, будут служить основанием для разграничения таких вещей. Одна неправильно указанная цифра или отсутствие какого-либо идентификационного признака могут повлиять на весь исход дела, причем как в вашу, так и не в вашу пользу. Поэтому советуем обратить внимание на все указанные в протоколе признаки вещи, проверьте правильность и полноту их фиксации.

В ходе производства досмотра кроме протокола могут применяться технические средства фиксации данного процессуального действия - фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Поэтому в протоколе обязательно делается запись о применении этих способов фиксации. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, должен быть подписан должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, а также понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Протокол изъятия вещей и документов . Этот вид протокола может быть как в виде отдельного документа, так и в виде соответствующей записи в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании.

В протоколе об изъятии вещей и документов обязательно указываются следующие сведения:

О виде и реквизитах изъятых документов;

О виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов.

Здесь так же, как и в протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, необходимо обратить внимание на указание идентификационных признаков изымаемых вещей. В ходе изъятия вещей и документов могут применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации документов. Соответственно, как и в случае с предыдущим протоколом, материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением этих способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол об изъятии вещей и документов должен быть подписан должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Обратите внимание, что копия протокола обязательно вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю. Наличие вашей просьбы необязательно - вручение копии данного вида протокола является обязанностью сотрудника милиции.

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

1 комментарий

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.


2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.


3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.


4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.


4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.


5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.


6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.




Комментарии к ст. 28.2 КОАП РФ


1. Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применить соответствующие меры обеспечения производства по делу (см. комментарий к ст. 27.1).

Протокол составляется в большинстве случаев совершения правонарушений. Кодексом установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления (см. комментарий к ст. 28.4). Во-вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола (см. комментарий к ст. 28.6). В-третьих, с 1 июля 2008 г. вступили в силу положения, устанавливающие, что протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (см. комментарий к ст. 28.6). Отметим также, что согласно ч. 1.1 ст. 28.6 протокол не составляется при применении судебными приставами-исполнителями ст. ст. 17.14 (ч. ч. 1 и 3) и 17.15 Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются данные о том, когда, где и кем он составлен. Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.3). В случае составления протокола неправомочным лицом он признается ничтожным и должен быть возвращен в орган, где был составлен.

3. В протокол заносятся сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно к физическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксировать дату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего возраста, а к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 2.3). В протоколе указываются и иные необходимые сведения (см. комментарий к ст. ст. 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 3.6 - 3.11, 4.1 - 4.3).

Сведения о личности нарушителя устанавливаются по имеющимся у него документам. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи. В целях установления личности нарушителя допускаются доставление и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства и изъятие вещей и документов (см. комментарий к ст. ст. 27.2 - 27.7, 27.9, 27.10).

Аналогичная ситуация характерна и для юридического лица, в отношении которого возбуждено дело. Сведения о наименовании и месте нахождения юридического лица при необходимости дополняются иными сведениями в соответствии со ст. ст. 51 - 58 ГК РФ. Это вытекает из положений Кодекса, определяющих особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц (см. комментарий к ст. ст. 2.6, 2.10 и 4.1). В целях установления данных о нарушителе применяется осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (см. комментарий к ст. 27.8).

4. В протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса потерпевших и свидетелей (см. комментарий к ст. ст. 25.2 и 25.6) в случае, если таковые имеются. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях.

5. В протоколе об административном правонарушении фиксируются место, время совершения и событие административного правонарушения.

Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (см. комментарий к ст. 29.5).

Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев (в отдельных случаях - не позднее одного года) со дня совершения правонарушения (см. комментарий к ст. 4.5).

Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации, т.е. определения статьи Особенной части Кодекса или статьи закона субъекта РФ, которой предусмотрена административная ответственность за подобные действия (бездействие).

6. В протоколе указывается статья Особенной части Кодекса или статья закона субъекта РФ, устанавливающая ответственность за совершенное нарушение.

7. В протоколе об административном правонарушении фиксируется объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. Законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (см. комментарий к ст. 25.4).

Наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу (см. комментарий к ст. 26.2). Они отражаются в протоколе, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу (см. комментарий к ст. 26.3). Именно исходя из объяснений нарушителя можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном (см. комментарий к ст. 2.2) и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность, например чистосердечное раскаяние или способствовавшее совершению нарушения сильное душевное волнение (см. комментарий к ст. 4.2).

8. В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Это касается, например, описания нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу (см. комментарий к ст. 26.1).

9. Необходимо отметить, что при составлении протокола об административном правонарушении предусмотренные Кодексом процессуальные права и обязанности должны разъясняться не только физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (см. комментарий к ст. ст. 25.1 и 25.4), но и иным участникам производства (см. комментарий к ст. ст. 25.2, 25.3, 25.5 - 25.10). О разъяснении соответствующих прав и обязанностей в протоколе об административном правонарушении делается запись.

10. Важной гарантией полноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что физическому лицу и законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. При этом указанные лица наделены правом представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем прилагаются к протоколу в качестве материалов дела.

11. Если же физическое лицо или его законный представитель либо законный представитель юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, будучи извещенными в установленном порядке, не явились, то протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. При этом копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления.

12. Оформление протокола об административном правонарушении завершается его подписанием лицом, составившим протокол, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело (имеется в виду физическое лицо или законный представитель юридического лица). Лицо, совершившее правонарушение, имеет право отказаться от подписания протокола. В таком случае в указанном процессуальном документе делается запись об этом. При неявке извещенных в установленном порядке участников производства по делу, которые определены в ч. 4.1 комментируемой статьи, в протоколе также делается соответствующая запись.

13. После составления протокола об административном правонарушении его копия вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему.

14. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (РГ. 2005. 19 апр.) разъясняется, какие недостатки протокола следует считать существенными или несущественными. К существенным недостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).

К несущественным недостаткам протокола относятся те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.

Административное или уголовное дело возбуждают после того, как составили протокол об административном правонарушении. Его принято составлять тогда, когда наличие такового нарушения обнаружено должностными лицами.

Исключениями могут являться те случаи, которые предусматривает ст. 28.4 (дело возбуждалось прокурором), а еще ч. 1 и 3 ст. 28.6 КоАП (предупреждения, фиксации на камеру).

Протокол об административном правонарушении: общие сведения

  1. место и точная дата того, где он составлялся;
  2. указание должностей, ФИО лица, которым административный протокол составлялся;
  3. данные о нарушителе;
  4. ФИО, прописка свидетелей, пострадавших и т.д;
  5. временной отрезок и само место нарушения;
  6. статья закона субъекта РФ, КоАП, по которой предусматривают ответственность;
  7. пояснения лиц, выступающих свидетелями или проходящих по делу;
  8. любая иная важная информация.

Тем лицам, против которых , подробно разъясняют список их прав и обязанностей во время заполнения протокола. Это также протоколируется. Эти лица обязаны быть ознакомлены с протоколом об административном правонарушение, в списке их прав имеется возможность писать объяснения и вносить дополнения. Копия административного протокола вручается лицу, подпадающему под инициирование начала делопроизводства. Еще её вручают пострадавшей стороне.

Чем отличается протокол от постановления об административном правонарушении ГИБДД?

Протокол об административном правонарушении

Протокол подписывает то лицо, которое занималось составлением. Также подпись ставит физ. лицо или представитель по делу со стороны юр. лица. Допускается возможность отказа от того, чтобы подписать протокол теми лицами или их представителями, относительно которых данное дело возбудили. Это фиксируют в протоколе.

Учтите, что факт отказа подписать протокол об административном правонарушение просто документируется, а дело все равно получает ход.

Составляют административный протокол сразу после того момента, как выявили нарушение. В том случае, если нужно выяснить больше данных о физ. лице, которое является нарушителем, или же иных обстоятельств, тогда АП составляют в период не позже 2-х суток с того времени, как выявили нарушение. Если идет административное расследование, то составляют протокол в самом его конце.

При совершении нарушения могут ограничиться предупреждением или назначением штрафа. АП в этой ситуации не составляют. Уполномоченное на такие действия лицо выносит постановление. Происходит это на том месте, где совершено нарушение.

Постановление об административном правонарушении

То есть протокол составляется в случае оспаривания наличия события административного правонарушения, а постановление когда гражданин признает свою вину. Постановлением выносится наказание, которое можно обжаловать, в протоколе лишь описываются доказательства правонарушения. То есть, если водитель признает свою вину, то имеет право сразу выписать постановление об административном правонарушение. Обжаловать постановление можно в течение 10 дней. Протокол должен быть рассмотрен на комиссии ГИБДД, при этом в ней должен участвовать тот человек на кого составлен протокол.

Копию постановления об административном правонарушение выдают под расписку тому лицу, относительно которого его выносят. Такая же копия выдается и потерпевшему. Это делают по его просьбе.

Составляться АП начинает тогда, когда оспаривается сам факт события нарушения, админ. наказание и т.д.

Если правонарушение заснято камерой, то административный протокол не составляется. Постановление по делу принято выносить без участия лица, которое совершило нарушение.

Копию постановления, в таком случае, обычно направляют заказным письмом («письма счастья»). Срок отправки составляет не более 3-х суток с того момента, когда постановление вынесли.

Видео: Хитрости ГИБДД. Разница между протоколом и постановлением.

Особенности составления и заполнения протокола об административном правонарушение инспектором ГИБДД

1. Если инспектор ГИБДД предлагает сесть в машину ДПС

Если поступило предложение сесть в машину ДПС для оформления протокола, то именно Вы принимаете решение ответить согласием либо отказом. Нет такого нормативно-правового акта, который бы обязывал Вас принудительно садиться в машину ДПС для того, чтобы приступить к началу процесса оформления АП.

2. Свидетели

Когда в Вашей машине находится еще и пассажир, то ему тоже будет лучше выйти. Это существенно уменьшает риск попыток для совершения любого «развода» и часто помогает избежать наказания за действительно совершенное незначительное правонарушение. К исключениям, само собой, относятся тяжкие правонарушения: вождение нетрезвыми, серьезное ДТП и т.д.

Наличие свидетеля заставляет инспектора ГИБДД тщательно обдумывать каждое свое слово или действие. Если Вы уже находитесь в машине ДПС, то можно дать возможность свидетелю полностью и без препятствий послушать Вашу беседу. Инспектор может попросить посторонних удалиться, но Вам следует заявить, что именно этот человек Ваш свидетель.

Также можно ссылаться и акцентировать внимание на указе о «Гарантиях прав гражданина на информацию» из соответствующего подраздела про «Диктофоны, видеокамеры и фотоаппараты». Обязательно включите звукозапись, если имеете при себе аппарат с подобной функцией и такую возможность.

3. Задержки с оформлением административного протокола

Протоколирование должно начаться незамедлительно. К этому обязывает ст.28.5 КоАП. Задержка является уже административным нарушением инспектора ГИБДД согласно ст. 12.35 КоАП. Если имеет место затягивание процесса без оснований, то предложите инспектору взяться уже за составление протокола задержания. Так Вы прямо намекнете, что инспектор не имеет повода для Вашего задержания.

4. Ознакомление с протоколом

Выданный на руки протокол читайте с предельным вниманием и спокойствием. Знайте, что инспектор будет пытаться Вас поторопить, а в некоторых ситуациях попытается даже выхватить документ из рук. Стоит напомнить инспектору о том, что Вы наделены правом вписать свои объяснения, а подобные действия инспектора можно толковать как нарушение против Вас.

  • в подпункте «объяснения лица» лучше вписывать: «Не согласен»;
  • если нет составленных схем и другого рисунка, то укажите «Схема не была составлена». Это исключает факт последующего добавления к протоколу схемы самим инспектором ГИБДД, который может сделать запись «Водитель ТС отказался подписывать АП». Если схема составлялась, но есть только один экземпляр, тогда указывайте: «Копия схемы мне не выдавалась»;
  • Перед тем, как подписать схему, указывайте: «Не согласен». Её составляют весьма приблизительно, нет нужных замеров, привязки к местности и т.п. Ваше несогласие с этим вполне логично.

5. Не вписали свидетелей в протокол об административном правонарушении

Когда с Вами пассажиры, значит, у Вас появляются и свидетели. Если свидетелей отказываются вносить в АП, настаивайте на вписании. Инспектор может отказываться, мотивировать отказ тем, что эти лица заинтересованные и т.д.

В таком случае, в пояснении к протоколу об административном правонарушении пропишите: « Настоятельно прошу учесть тот факт, что ИДПС ответил отказом на просьбу внести свидетелей (ля) в данный протокол. Возможно, что он испугался того, что свидетели правдиво все расскажут. Не нашел иной причины для отказа». Если же свидетелей рядом нет, стоит ставить «Z» в этой графе, чтобы свидетели не нашлись «случайным» образом.

6. Подаем ходатайство

Видео: Как подать ходатайство при составление административного протокола ГИБДД?

Помните, что имеете право подать ходатайство относительно того, чтобы дело рассматривалось там, где зарегистрировано ТС, а еще по месту Вашего проживания. Ходатайство будет лучше подать пере тем как подписать протокол об административном правонарушение. Имейте под рукой собственные готовые бланки ходатайства и будьте готовы к подобным ситуациям. Так вы сможете выиграть дополнительное время и спокойно разобраться в ситуации, прибегнуть к помощи и придерживаться рекомендаций адвоката.

Если же Вы знаете то, о чем писать и уже на месте пишете объяснения, но в протоколе мало свободного места, тогда Вы можете использовать отдельный листок. В протоколе есть графа «объяснения лица». В ней нужно написать, что эти пояснения Вы приложили к протоколу и на отдельном листе бумаги. Делать записи на таком отдельном листе бумаги лучше «под копирку», которую Вы приготовили заранее. Она всегда должна быть рядом в легкодоступном месте у Вас в автомобиле.

Следующим шагом будет найти в протоколе то место, где Вам необходимо расписаться в том, что инспектор ГИБДД провел разъяснения Ваших обязанностей и разъяснил также права. Если же он или уклонился от разъяснений, или поступило предложение ознакомиться с ними там, где они расписаны на оборотной стороне в протоколе, тогда вместо подписания ставите прочерки или слово: «Нет».

К протоколу подобным образом можно прикладывать любую другую важную и необходимую документацию. Главное то, что нужно фиксировать это в протоколе.

7. Получаем копию протокола

Завершающим этапом следует предложение от инспектора ГИБДД подписать протокол. Перед подписью необходимо уточнить возможность забрать его копию. Если инспектор ответит отрицательно, то следует уточнить причину и ссылаться на то, что протокол об административном правонарушении уже составили и инспектор уже подписал.

Инспектор ГИБДД, который расположился в машине ДПС, не имеет права составлять протокол. Если Вы были остановлены одним инспектором в тот самый момент времени, когда второй занимался протоколированием нарушения другого водителя, то получается, что он физически не мог наблюдать то нарушение, за которое Вас останавливали. Стоит сделать для всех акцент на этом факте. Это очень важный момент.



Просмотров