Типы видоискателей. Оптический видоискатель. Угловой видоискатель. Экранчик. Что такое видоискатель и для чего он нужен

Видоискатель – это специальное устройство, которое используется для композиции кадра, снимаемого вами сюжета. Он выполнен либо в форме небольшого окуляра в верхней части фотокамеры, или в форме большого жидкокристаллического LCD экрана на задней части фотоаппарата. Существует три основных типа видоискателей, и каждый из них имеет свои плюсы и минусы.

Оптический видоискатель находится в верхней части фотокамеры и показывает вам то, что видит объектив вашей фотокамеры. Такой видоискатель, как правило, устанавливается в основном на цифровых зеркальных DSLR фотоаппаратах, поскольку они используют систему зеркал и призм, для отражения и направления полученного изображения в окуляр видоискателя.

Плюсы
Вы можете видеть снимаемую сцену без временного лага (задержки), и в полном разрешении.
Такой видоискатель не нуждается в электрическом питании, поэтому с одного заряда аккумулятора вы сможете сделать больше фотоснимков.
Минусы
Он показывает немного меньшую часть изображения, получаемого на конечном фотоснимке.
Зеркала такого видоискателя составляют значительный объем фотокамеры, поэтому такой фотоаппарат будет больше и массивнее.

Электронный видоискатель выглядит примерно так же, как и оптический видоискатель, но отображает цифровую копию снимаемого изображения, получая сигнал по электрическому каналу от сенсора фотокамеры. Такие видоискатели обычно устанавливаются на небольших фотокамерах со сменными объективами (гибридные фотоаппараты), у которых не хватает места для расположения внутренних зеркал.

Плюсы
Можно увеличить любую часть захваченного сюжета, чтобы проверить снимаемый кадр на резкость изображения.
Такой видоискатель имеет большее поле зрения, что позволяет увидеть в нем всю снимаемую картинку.
Минусы
Электронный видоискатель может иметь небольшую временную задержку (лаг), в результате чего вы можете упустить быстрый динамический сюжет.
Несмотря на свои небольшие размеры, он расходует на удивление большой объем заряда аккумуляторной батареи фотокамеры.

3. Видоискатель Live View (живого вида)

Live View (живой вид) – это когда вы используете LCD монитор вашей фотокамеры для компоновки кадра снимаемого сюжета. Это можно делать на любой цифровой фотокамере. Во время компоновки вы видите цифровую копию изображения снимаемой сцены, но только на задней панели фотокамеры, а не в верхней ее части, как в фотоаппаратах с электронным видоискателем.

Плюсы
Он отображает всю информацию о снимаемом изображении, в дополнение к множеству других полезных функций.
На некоторых моделях фотоаппаратов вы можете наклонять такой видоискатель под различными углами, что дает возможность вести фотосъемку из необычных ракурсов.
Минусы
Блики на таком видоискателе делают затруднительной фотосъемку при ярком солнечном свете.
Отображение живых изображений на экране фотоаппарата значительно сокращает время его работы от одной зарядки аккумуляторной батареи.

Если отбросить технические термины и судить логично, то слово «видоискатель» воспринимается так: «поиск вида». Т.е. данный элемент фотоаппарата позволяет фотографу отыскать нужный ему кадр – увидеть картинку, которую он хочет запечатлеть на фото.

В зеркальной камере это окошко, куда заглядывает фотограф, в обычной цифровой мыльнице – это ЖК-экран, хотя об этом подробнее ниже. Самая главная задача видоискателя – позволить фотографу увидеть рамки будущего фото, настроить фокусировку, наклон камеры, приближение. Также в видоискателе отображается другая важная информация:

  • Экспозиция;
  • Выдержка
  • Баланс белого;
  • Светочувствительность ISO и т.д.

Один из важных вопросов, интересующих новичков: влияет ли видоискатель на качество фотографии? Технически нет, хотя косвенно, конечно же, влияет. На плохом видоискателе картинка может быть немного искажена, т.е. на дисплее она может отображаться не совсем так, как «видит» ее матрица фотоаппарата. Хотя в техническом плане видоискатель ВООБЩЕ никакого влияния не оказывает на качество фотографии.

Как минимум, есть 3 типа видоискателей:

  1. Электронный, ЖК-дисплей;
  2. Зеркальный;
  3. Оптический (параллаксный).

Не обязательно в одной камере должен использоваться какой-либо один тип. Часто в фотоаппарате есть комбинация из нескольких видов.

Зеркальный видоискатель

Зеркальные фотоаппараты называются потому, что в них используется зеркало для направления потока света в видоискатель. Чтобы проще понять, как это работает, взгляните на эту схему:


Здесь световой поток через объектив попадает на зеркало (1), затем направляется в пентапризму (3) и оттуда «рикошетит» в видоискатель (2). Применяется такая схема на профессиональных фотоаппаратах всегда, хотя в последнее время появились дешевые зеркальные фотоаппараты начального уровня – в них тоже используется зеркальный видоискатель.

Преимущества такой системы более чем очевидны: фотограф видит в видоискателе именно тот кадр, который он собирается запечатлеть, без искажений и параллакса (что такое параллакс см. ниже). Также он не требует затрат энергии аккумулятора.

Недостаток тоже есть – такая система требует места для реализации, поэтому зеркальные фотоаппараты большие и тяжелые. Также она технически сложная, что предполагает увеличение стоимости камеры.

Оптический (параллаксный) видоискатель

Оптический видоискатель – это набор линз, встроенных в корпус фотоаппарата. Через все эти линзы и видно изображение.


Т.к. видоискатель находится не на одном уровне с объективом, то возникает разность в направлении, что и называется параллаксом. Т.е. в видоискатель фотограф видит не совсем то изображение, которое он собирается получить на фото, всегда есть погрешность. Также в оптическом видоискателе не видно фокусировку, что еще один недостаток.

Оптический видоискатель сразу видно на корпусе камеры – есть специальное окошко, хотя его часто путают с зеркальным видоискателем. Знайте: разница между ними огромная.

Электронный видоискатель

Это относительно простая система, которая задействует процессор фотоаппарата, матрицу и ЖК-дисплей.

Взгляните на эту схему:


Световой поток через объектив сразу попадает на матрицу (1). Изображение с матрицы считывается процессором (2), затем оно оцифровывается, немного корректируется и выводится на ЖК-экран (3). В результате фотограф видит картинку.

Учитывая тот факт, что процессору требуется время для обработки данных, а также время отклика дисплея, картинка на экране может «плавать». Также при слабой подсветке или, наоборот, очень сильном освещении, на экране сложно оценить качество картинки.


Кроме прочего, система обладает еще одним недостаток. Это энергопотребление. Для вывода изображения на экран задействуется и матрица, и процессор, и сам же экран, а он потребляет много энергии. Поэтому мыльницы или беззеркальные камеры так «жрут» энергию батареи. Зеркальные фотоаппараты в этом плане выигрывают с большим преимуществом.

Зато, в отличие от оптического, зеркальный видоискатель показывает ту же картинку, что видит сам объектив, т.е. нет параллакса.

Пожалуй, это все. Очень надеюсь, что я нигде не ошибся и ничего не потерял.


Пожалуйста, оцените статью:

Одной из ключевых особенностей SLT-камер Sony с технологией полупрозрачного зеркала (Translucent Mirror Technology) является использование электронного видоискателя (ЭВИ) вместо оптического (ОВИ). Давайте попробуем разобраться, какие это даёт преимущества и недостатки.

Начну, пожалуй, с недостатков. При использовании оптического видоискателя вы смотрите непосредственно на саму окружающую действительность, а при использовании ЭВИ - на её отображение на маленьком дисплее с очень высокой плотностью пикселей. И хотя по чёткости изображения ЭВИ уже практически догнали ОВИ (отдельные пиксели не видны глазом), они всё же искажают цветопередачу и имеют ограниченный динамический диапазон, особенно в тенях.

Ещё один минус ЭВИ заключается в том, что подаваемый на них сигнал снимается с матрицы и обрабатывает процессором камеры, что приводит к тому, что он показывает не то, что происходит сейчас, а то, что происходило в прошлом. Эта задержка крайне невелика и исчисляется буквально миллисекундами, но она есть.

Основное преимущество ЭВИ вытекает из предыдущего пункта: вы можете увидеть то, что видит камера, до момента нажатия на кнопку спуска затвора, а не после . Не секрет, что экспозамер и баланс белого в зеркальных камерах порой могут вести себя весьма креативно. Использование матрицы для экспонометрии не только позволяет сделать экспозамер более точным, но и позволяет заранее заметить и исправить ошибки камеры.

Данное видео показывает процесс настройки ключевых съёмочных параметров на экране камеры Sony Alpha SLT-A58. К сожалению, снять видоискатель мы не могли по понятным причинам, но он имеет точно такие же режимы отображения информации. В более дорогих SLT-камерах Sony дополнительно присутствует электронный уровень, который позволяет избежать «заваленного горизонта» и особенно полезен при съёмке широкоугольными объективами.

Ещё одно преимущество электронного видоискателя заключается в том, что его можно сделать какого угодно размера. Если оптический видоискатель в зеркальных камерах по большому счёту ограничен размером зеркала (и поэтому все «кропнутые» зеркалки имеют достаточно унылые видоискатели), то электронный этого видоискателя не имеет. В результате современные электронные видоискатели, на мой взгляд, больше подходит для визирования, чем оптические видоискатели неполнокадровых зеркальных камер.

Чтобы не быть голословным, приведу мнение известного канадского фотографа и автора учебных пособий по фотографии Майкла Рейхманна, создателя популярного сайта Luminous Landscape :

Электронный видоискатель в Sony A55, на мой взгляд, предпочтителен видоискателям в зеркальных камерах с кропнутой матрицей за счёт своего размера, увеличения (1.1x) и выноса окулярной точки. Он также обеспечивает покрытие 100% кадра, что встречается только в дорогих зеркальных камерах. Небольшие и тусклые видоискатели зеркальных камер с матрицами APS-C действительно мешают эффективному кадрированию, так что во многих отношениях переход к электронным видоискателям является прогрессом.

Учтите, что Майкл Рейхманн написал это о Sony A55, а видоискатели в современных SLT-камерах Sony были значительно усовершенствованы по сравнению с первым поколением.

Завершая нашу серию статей о камерах с полупрозрачным зеркалом, хочу сказать вот что. В частных беседах я давно сравниваю эволюцию камер с эволюцией животных. Наши животные предки (так и хочется написать - от безысходности) в разное время обзаводились различными приспособлениями вроде жабр, рогов, хвоста или больших клыков. Со временем эти механизмы выживания стали не нужны, в результате современный человек не имеет ни рогов, ни хвоста, ни жабр.

То же самое происходит и с камерами. Зеркальные камеры появились только потому, что в плёночные времена не было других способов создать видоискатель, который видел бы то же самое, что видит объектив камеры. Эта конструкция со временем обзавелась дополнительными частями, например, внешними датчиками экспозамера, автофокуса и баланса белого.

Сегодня технологии позволяют реализовать и экспозамер, и автофокус (причём не только контрастный, но и фазовый) прямо на матрице, что делает зеркало попросту ненужным атавизмом вместе со всеми выросшими вокруг него внешними датчиками.

Я не сомневаюсь в том, что по мере усовершенствования системы фазового автофокуса на матрице Sony откажется от полупрозрачного зеркала. Но это не отменяет того факта, что на эволюционной лестнице камеры Sony Alpha с полупрозрачным зеркалом стоят выше, чем обычные «зеркалки».

Электронные видоискатели могут быть двух типов: студийные и компактные. В отличие от первого типа, представляющего собой поворотный монитор, закрепляемый на студийной стационарной телекамере, компактные видоискатели имеют окулярную конструкцию. Большинство компактных видоискателей оснащаются зеркалом, установленным под углом 45° к корпусу, которое отражает изображение кинескопа или LCD-дисплея в окуляр . Зеркальный переворот изображения компенсируется изменением полярности строчной или кадровой развёртки , в зависимости от расположения зеркала. Такая конструкция позволяет наблюдать увеличенное изображение малогабаритного экрана одним глазом и сохранилась до сегодняшнего дня, как наиболее компактный вариант размещения элементов. Окулярный тип компактного видоискателя менее информативен, поскольку позволяет рассматривать изображение только одним глазом, в отличие от студийного типа. Современные профессиональные видеокамеры для тележурналистики оснащаются обоими типами видоискателя: окулярным и откидным плоским. При этом окулярный видоискатель, как правило, чёрно-белый, и используется при съёмке с плеча. Второй служит вспомогательным цветным монитором, который более удобен при работе со штатива. Видеокамеры модульной конструкции могут оснащаться различными типами электронного визира, в зависимости от выполняемой задачи. В студийном варианте присоединяется студийный видоискатель с диагональю экрана не менее 6 дюймов , в плечевом - окулярный с экраном 1,5 дюйма . Независимо от типа во всех видоискателях профессиональных камер присутствует электронная разметка зон отображения . Кроме того, обязательной функцией является индикация пересветки, отображающая «пробитые» участки изображения в виде площадок из чёрно-белых полос, наклонённых под углом 45°.

Цифровая фотография и кинематограф

Удешевление жидкокристаллических дисплеев и их распространение в цифровых фотоаппаратах позволяют использовать аналогичный тип видоискателя, как альтернативу традиционным типам оптических визиров. Большинство современных цифровых зеркальных фотоаппаратов обладают возможностью использования ЖК-дисплея не только для контроля отснятого материала, но и для визирования. Последнее стало возможным с появлением так называемого режима Live View , когда светочувствительная матрица формирует изображение при поднятом зеркале и открытом затворе . Возможность отказа от громоздкого оптического видоискателя привела к появлению целого класса компактных беззеркальных цифровых фотокамер со сменными объективами и псевдозеркальных цифровых фотоаппаратов .

В кинематографе разновидностью электронного видоискателя можно считать телевизи́р . Конечным устройством телевизира может быть не только режиссёрский монитор, но и закреплённый на киносъёмочном аппарате экран студийного типа, облегчающий визирование всей операторской группе . Подавляющее большинство цифровых кинокамер не оснащаются зеркальным обтюратором и оптическим визиром, усложняющими конструкцию. Вместо них используется электронный видоискатель, аналогичный такому же на телекамерах, но обладающий более высокой разрешающей способностью.

Достоинства и недостатки

Одним из главных достоинств электронного видоискателя считается неизменная яркость изображения, не зависящая от установленного значения диафрагмы и освещённости снимаемой сцены. В отличие от оптического сквозного визира, яркость которого падает пропорционально уменьшению относительного отверстия, электронный видоискатель всегда обеспечивает комфортное визирование, затемняясь лишь при отклонениях экспозиции . В псевдозеркальных фотоаппаратах это позволяет отказаться от сложного механизма прыгающей диафрагмы и её репетира , поскольку наблюдаемое изображение имеет достаточную яркость при рабочем значении апертуры.

Ещё одно важнейшее достоинство - возможность дистанционного визирования. Современные профессиональные фотоаппараты позволяют в режиме Live View выводить изображение не только на встроенный дисплей, но и на монитор внешнего компьютера , подключенного к камере . Видеокамеры и кинокамеры с телевизиром за счёт возможности кадрирования по монитору, позволяют вести съёмку из труднодоступных мест без непосредственного присутствия человека. Панорамные головки некоторых современных операторских кранов и тележек управляются дистанционно оператором, наблюдающим изображение на внешнем мониторе электронного видоискателя.

Наличие электронного видоискателя в большинстве цифровых фотоаппаратов делает возможным точное определение экспозиции без экспонометра на основе пробной съёмки и просмотра готового изображения. Возможность просмотра гистограммы повышает точность передачи полутонов, недостижимую ни одним из способов измерения. В видеокамерах и беззеркальных фотоаппаратах точная корректировка экспозиционных параметров возможна непосредственно в момент съёмки.

К недостаткам электронного визира можно отнести необходимость постоянного электропитания, ненужного оптическим видоискателям. Кроме того, полноценное визирование требует высокой разрешающей способности экрана и качественной цветопередачи, удорожая конструкцию. Изменение свойств ЖК-экрана при низких температурах затрудняет съёмку на морозе.

В фотоаппаратуре использование электронного видоискателя увеличивает лаг затвора , поскольку вначале последний должен закрыться из положения визирования, и только затем произвести экспозицию. В зеркальных фотоаппаратах при работе в режиме Live View временна́я задержка иногда превышает такую же, получаемую за счёт подвижного зеркала.

См. также

Напишите отзыв о статье "Электронный видоискатель"

Примечания

Литература

  • Юрий Михайловский (рус.) // «MediaVision»: журнал. - 2010. - № 4 . - С. 56-71 .
  • Михаил Львов (рус.) // «MediaVision»: журнал. - 2014. - № 10/50 . - С. 71-80 .
  • . - Canon Inc., 2009. - С. 125-140. - 274 с.

Отрывок, характеризующий Электронный видоискатель

– Живут. Но уже не здесь, – ответила я. – Вы чувствуете всё так же, как раньше, но это уже другой, не ваш привычный мир. Ваша жена ещё находится там, так же, как и я. Но вы уже перешли «границу» и теперь вы на другой стороне, – не зная, как точнее объяснить, пыталась «достучаться» до него я.
– А она тоже когда-нибудь к нам придёт? – вдруг спросила девчушка.
– Когда-нибудь, да, – ответила я.
– Ну, тогда я её подожду – уверенно заявила довольная малышка. – И мы опять будем все вместе, правда, папа? Ты же хочешь чтобы мама опять была с нами, правда ведь?..
Её огромные серые глаза сияли, как звёздочки, в надежде, что её любимая мама в один прекрасный день тоже будет здесь, в её новом мире, даже не понимая, что этот ЕЁ теперешний мир для мамы будет не более и не менее, как просто смерть...
И, как оказалось, долго малышке ждать не пришлось... Её любимая мама появилась опять... Она была очень печальной и чуточку растерянной, но держалась намного лучше, чем до дикости перепуганный отец, который сейчас уже, к моей искренней радости, понемножку приходил в себя.
Интересно то, что за время моего общение с таким огромным количеством сущностей умерших, я почти с уверенностью могла бы сказать, что женщины принимали «шок смерти» намного увереннее и спокойнее, чем это делали мужчины. Я тогда ещё не могла понять причины этого любопытного наблюдения, но точно знала, что это именно так. Возможно, они глубже и тяжелее переносили боль вины за оставленных ими в «живом» мире детей, или за ту боль, которую их смерть приносила родным и близким. Но именно страх смерти у большинства из них (в отличии от мужчин) почти что начисто отсутствовал. Могло ли это в какой-то мере объясняться тем, что они сами дарили самое ценное, что имелось на нашей земле – человеческую жизнь? Ответа на этот вопрос тогда ещё у меня, к сожалению, не было...
– Мамочка, мама! А они говорили, что ты ещё долго не придёшь! А ты уже здесь!!! Я же знала, что ты нас не оставишь! – верещала маленькая Катя, задыхаясь от восторга. – Теперь мы опять все вместе и теперь будет всё хорошо!
И как же грустно было наблюдать, как вся эта милая дружная семья старалась уберечь свою маленькую дочь и сестру от сознания того, что это совсем не так уж и хорошо, что они опять все вместе, и что ни у одного из них, к сожалению, уже не осталось ни малейшего шанса на свою оставшуюся непрожитую жизнь... И что каждый из них искренне предпочёл бы, чтобы хоть кто-то из их семьи остался бы в живых... А маленькая Катя всё ещё что-то невинно и счастливо лопотала, радуясь, что опять они все одна семья и опять совершенно «всё хорошо»...
Мама печально улыбалась, стараясь показать, что она тоже рада и счастлива... а душа её, как раненная птица, криком кричала о её несчастных, так мало проживших малышах...
Вдруг она как бы «отделила» своего мужа и себя от детей какой-то прозрачной «стеной» и, смотря прямо на него, нежно коснулась его щеки.
– Валерий, пожалуйста, посмотри на меня – тихо проговорила женщина. – Что же мы будем делать?.. Это ведь смерть, правда, же?
Он поднял на неё свои большие серые глаза, в которых плескалась такая смертельная тоска, что теперь уже мне вместо него захотелось по-волчьи завыть, потому что принимать всё это в душу было почти невозможно...
– Как же могло произойти такое?.. За что же им-то?!.. – опять спросила Валерия жена. – Что же нам теперь делать, скажи?
Но он ничего не мог ей ответить, ни, тем более, что-то предложить. Он просто был мёртв, и о том, что бывает «после», к сожалению, ничего не знал, так же, как и все остальные люди, жившие в то «тёмное» время, когда всем и каждому тяжелейшим «молотом лжи» буквально вбивалось в голову, что «после» уже ничего больше нет и, что человеческая жизнь кончается в этот скорбный и страшный момент физической смерти...
– Папа, мама, и куда мы теперь пойдём? – жизнерадостно спросила девчушка. Казалось, теперь, когда все были в сборе, она была опять полностью счастлива и готова была продолжать свою жизнь даже в таком незнакомом для неё существовании.
– Ой, мамочка, а моя ручка прошла через скамейку!!! А как же теперь мне сесть?.. – удивилась малышка.
Но не успела мама ответить, как вдруг прямо над ними воздух засверкал всеми цветами радуги и начал сгущаться, превращаясь в изумительной красоты голубой канал, очень похожий на тот, который я видела во время моего неудачного «купания» в нашей реке. Канал сверкал и переливался тысячами звёздочек и всё плотнее и плотнее окутывал остолбеневшую семью.
– Я не знаю кто ты, девочка, но ты что-то знаешь об этом – неожиданно обратилась ко мне мать. – Скажи, мы должны туда идти?
– Боюсь, что да, – как можно спокойнее ответила я. – Это ваш новый мир, в котором вы будете жить. И он очень красивый. Он понравится вам.
Мне было чуточку грустно, что они уходят так скоро, но я понимала, что так будет лучше, и, что они не успеют даже по настоящему пожалеть о потерянном, так как им сразу же придётся принимать свой новый мир и свою новую жизнь...
– Ой, мамочка, мама, как красиво!!! Почти, как Новый Год!.. Видас, Видас, правда красиво?! – счастливо лепетала малышка. – Ну, пойдём-те же, пойдёмте, чего же вы ждёте!
Мама грустно мне улыбнулась и ласково сказала:
– Прощай, девочка. Кто бы ты ни была – счастья тебе в этом мире...
И, обняв своих малышей, повернулась к светящемуся каналу. Все они, кроме маленькой Кати, были очень грустными и явно сильно волновались. Им приходилось оставлять всё, что было так привычно и так хорошо знакомо, и «идти» неизвестно куда. И, к сожалению, никакого выбора у них в данной ситуации не было...
Вдруг в середине светящегося канала уплотнилась светящаяся женская фигура и начала плавно приближаться к сбившемуся «в кучку» ошарашенному семейству.
– Алиса?.. – неуверенно произнесла мать, пристально всматриваясь в новую гостью.
Сущность улыбаясь протянула руки к женщине, как бы приглашая в свои объятия.
– Алиса, это правда ты?!..
– Вот мы и встретились, родная, – произнесло светящее существо. – Неужели вы все?.. Ох, как жаль!.. Рано им пока... Как жаль...
– Мамочка, мама, кто это? – шёпотом спросила ошарашенная ма-лышка. – Какая она красивая!.. Кто это, мама?
– Это твоя тётя, милая, – ласково ответила мать.
– Тётя?! Ой как хорошо – новая тётя!!! А она кто? – не унималась любопытная девчушка.
– Она моя сестра, Алиса. Ты её никогда не видела. Она ушла в этот «другой» мир когда тебя ещё не было.
– Ну, тогда это было очень давно, – уверенно констатировала «неоспоримый факт» маленькая Катя...
Светящаяся «тётя» грустно улыбалась, наблюдая свою жизнерадостную и ничего плохого в этой новой жизненной ситуации не подозревавшую маленькую племянницу. А та себе весело подпрыгивала на одной ножке, пробуя своё необычное «новое тело» и, оставшись им совершенно довольной, вопросительно уставилась на взрослых, ожидая, когда же они наконец-то пойдут в тот необыкновенный светящийся их «новый мир»... Она казалась опять совершенно счастливой, так как вся её семья была здесь, что означало – у них «всё прекрасно» и не надо ни о чём больше волноваться... Её крошечный детский мирок был опять привычно защищён любимыми ею людьми и она больше не должна была думать о том, что же с ними такое сегодня случилось и просто ждала, что там будет дальше.
Алиса очень внимательно на меня посмотрела и ласково произнесла:
– А тебе ещё рано, девочка, у тебя ещё долгий путь впереди...
Светящийся голубой канал всё ещё сверкал и переливался, но мне вдруг показалось, что свечение стало слабее, и как бы отвечая на мою мысль, «тётя» произнесла:
– Нам уже пора, родные мои. Этот мир вам уже больше не нужен...
Она приняла их всех в свои объятия (чему я на мгновение удивилась, так как она как бы вдруг стала больше) и светящийся канал исчез вместе с милой девочкой Катей и всей её чудесной семьёй... Стало пусто и грустно, как будто я опять потеряла кого-то близкого, как это случалось почти всегда после новой встречи с «уходящими»...

Зеркало и видоискатель – неотъемлемые составляющие устройства современного зеркального цифрового фотоаппарата. Для того, чтобы понять как устроена цифровая фотокамера, безусловно, необходимо представлять себе предназначение отдельных ее узлов и компонентов, а также принцип их действия. В конечном счете, понимание в этом вопросе будет полезно любому фотографу с точки зрения выбора фотоаппарата для конкретных целей и обеспечения высокого качества фотоизображений.

Для чего нужно зеркало?

Такой элемент зеркального фотоаппарата, как зеркало, плавно «перекочевал» из пленочных камер в цифровые. Собственно, именно наличие зеркала отличает зеркальный фотоаппарат от не зеркального. Казалось бы, видоискатель с хлопающим зеркалом с появлением современных цифровых технологий должен был уйти в прошлое вместе с другими механическими узлами камеры. Но зеркало осталось и тут возникает разумный вопрос, зачем же оно все-таки необходимо?

Как известно, принцип работы любого зеркального цифрового фотоаппарата заключается в следующем. Сначала лучи света попадают на линзы объектива, где происходит их преломление. Далее собранные световые лучи проходят через объектив до диафрагмы, с помощью которой регулируется количество поступающего света. Свет попадает на поворотное зеркало фотокамеры, отражается и отправляется через преломляющую призму в видоискатель. В этот момент фотограф, который смотрит в видоискатель цифровой камеры, видит полное отражение того, что происходит перед объективом. Выстроив определенную композицию, фотограф нажимает на спуск.

В процессе фотографирования поворотное зеркало автоматически поднимается и только после этого открывается затвор фотоаппарата. Теперь лучи света попадают уже не в видоискатель, а на светочувствительную матрицу, вследствие чего происходит экспонирование кадра. Именно поэтому в момент фотосъемки в видоискателе ничего не бывает видно. Наконец, затвор закрывается, зеркало опускается в исходное положение. Весь этот процесс внутри зеркального фотоаппарата происходит в доли секунды.

Как уже было отмечено, оптический видоискатель с зеркалом цифровые камеры унаследовали от своих пленочных собратьев. Причин этому несколько. Прежде всего, оптический видоискатель с зеркалом дает возможность фотографу увидеть изображение точно таким же, какое оно есть на самом деле, без всякой обработки картинки. Поворотное зеркало просто переправляет картинку в видоискатель, не используя при этом никакой электронной начинки, способной каким-либо образом исказить изображение. Таким образом, зеркало позволяет фотографу видеть в видоискателе именно ту картинку, которая, в результате, попадет на матрицу фотоаппарата.


У компактных цифровых фотокамер, лишенных зеркала, вместо оптического видоискателя и зеркала используется ЖК-экран. С одной стороны, такое решение обеспечивает фотографу большее удобство. Но с другой стороны, ЖК-экран все же имеет относительно невысокое разрешение, он не всегда может похвастаться идеальной цветопередачей и яркостью. Кроме того, использование ЖК-экрана вносит некоторые коррективы в качество самой картинки, которая может немного отличаться от той, которую фотограф видит собственными глазами.

Еще одним следствием использования зеркала, отклоняющего световые лучи в видоискатель, является то, что зеркальные камеры в отличие от беззеркальных могут использовать фазовый автофокус . Такой автофокус отличается очень высокой скоростью работы и точностью.

Конечно, если речь идет о съемке какого-либо неподвижного объекта, то скорость работы автофокуса не имеет такого принципиального значения. Но если фотограф хочет качественно снять быстродвижущиеся объекты, то тут без фазового автофокуса будет сложно.

В обычных компактных цифровых аппаратах вместо фазового применяется более медленный контрастный автофокус . Причина такого решения заключается в том, что основу фазового автофокуса составляют специальные датчики, получающие фрагменты светового потока от разных точек кадра. В компактных камерах матрица задействуется не только в процессе фотографирования, она продолжает функционировать и для поддержания работы электронного видоискателя или ЖК-дисплея. Поэтому ввести в оптическую систему компактного фотоаппарата датчики, заслоняющие матрицу, просто нельзя. Отсюда и выбор в пользу более медленного контрастного типа автофокуса.

Видоискатель

Видоискатель – это устройство фотоаппарата, предоставляющее фотографу возможность предварительной оценки кадра для определения границ будущего снимка. Без видоискателя трудно представить себе полноценную работу с цифровой камерой, ведь именно в рамке видоискателя фотограф создает композицию кадра. Помимо выбора кадра и определения его границ, видоискатель служит и для наводки на резкость. Выше уже говорилось о том, что система в устройстве фотоаппарата, состоящая из зеркала и пентапризмы, перенаправляет картинку в окошко видоискателя. Сам видоискатель при этом может быть различного типа:

— Оптический параллаксный видоискатель

Оптический видоискатель является одним из самых простых по конструкции, а потому довольно широко используется, главным образом, в любительских цифровых камерах. Он представляет собой оптическую систему линз в фотокамере, располагающуюся рядом с объективом. С помощью такой системы осуществляется наведение камеры на снимаемый объект и определение границ изображения для будущего фотоснимка.

Оптический видоискатель хорош тем, что не потребляет энергии, а формируемое им изображение не зависит от свойств светочувствительной матрицы. Однако вследствие несовпадения оптической оси видоискателя и оптической оси объектива камеры возникает так называемый эффект параллакса, когда сам фотограф в видоискателе видит не совсем ту картинку, которая «видит» матрица через объектив.

Также оптический видоискатель, как правило, способен захватить не все поле кадра, которое «видит» матрица, а только процентов 80 — 90 от него. Все это приводит к некоторым погрешностям при предварительной оценке кадра.

Электронный видоискатель

Электронный видоискатель представляет собой фактически миниатюрный ЖК-экран с линзой внутри цифрового фотоаппарата. Сигнал на электронный видоискатель подается со светочувствительной матрицы камеры, вследствие чего фотограф через такой видоискатель видит картинку такой, какой она будет «считана» сенсором фотоаппарата. В этом плане он лишен недостатков оптического видоискателя и более точно захватывает поле кадра. К тому же, электронный видоискатель благодаря своему расположению внутри камеры защищен от солнечных лучей, а значит, его можно использовать даже при ярком солнечном свете, когда, например, пользоваться обычным ЖК-экраном бывает затруднительно.

Основным недостатком электронного видоискателя является то, что он потребляет дополнительную энергию во время работы. Плюс изображение в электронном видоискателе непосредственно зависит от характеристик светочувствительного элемента камеры. Такими видоискателями сегодня в основном снабжаются цифровые фотоаппараты, относящиеся к среднему ценовому сегменту.

— Зеркальный видоискатель

Лучшим типом видоискателя является зеркальный, об особенностях которого мы уже немного говорили выше. Это оптический видоискатель с зеркалом, унаследованный от пленочных фотоаппаратов. На зеркальный видоискатель изображение попадает непосредственно через объектив за счет перенаправления картинки с помощью поворотного зеркала. Здесь отсутствует тот самый пресловутый эффект параллакса и фотограф может видеть изображение ровно таким, каким его видит объектив фотоаппарата. Наблюдаемое в видоискатель изображение будет точно соответствовать тому, которое в результате получится на фотографии.

Зеркальный видоискатель позволяет четко контролировать точность фокусировки и глубину резкости. Подобный видоискатель не потребляет много дополнительной электроэнергии, но его конструкция отличается определенной сложностью. А потому видоискатели такого типа применяются преимущественно в дорогих профессиональных зеркальных аппаратах.

В некоторых моделях цифровых фотоаппаратов производители отказались от использования видоискателя в пользу ЖК-монитора, по которому фотограф осуществляет визирование. Однако у ЖК-экрана есть свои недостатки в виде не самого большого разрешения изображения, что порой приводит к сложностям в фокусировке. Кроме того, при падении на монитор ярких солнечных лучей различить что-либо становится практически невозможно. Наличие ЖК-экрана также требует большего потребления электроэнергии.

Тем не менее, несмотря на эти недостатки, и в зеркальных цифровых камерах все чаще устанавливаются ЖК-экраны, но уже как дополнительная опция к видоискателю. Во многих ситуациях оценивать кадр и наводить на резкость по ЖК-монитору бывает удобнее. Например, при макросъемке. К тому же, на мониторе камеры могут отображаться вспомогательные линии кадрирования и различные дополнительные параметры съемки, что также обеспечивает большее удобство для фотографа.



Просмотров