Территориальные основы мсу в рф. Территориальные основы местного самоуправления

Территориальные основы местного самоуправления -это совокупность норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: состав территории, порядок установления и изменения границ муниципального образования.

Территориальные основы местного самоуправления находят закрепление на конституционном уровне. В ст. 131 Конституции РФ закреплены достаточно четкие критерии для их определения: местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Конституция РФ определила в качестве территориальной основы местного самоуправления, прежде всего, городские и сельские поселения, допуская возможность существования местного самоуправления и на других территориях. Развивая конституционные положения, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в ст. 10 конкретизировал содержание категории "другие территории", отнеся к ним районы и внутригородские территории городов федерального значения.

Принципы территориальной организации местного самоуправления - это законодательно установленные нормы и положения, в соответствии с которыми муниципальные образования создаются и преобразовываются, их границы устанавливаются и изменяются, определяется состав территории муниципальных образований. Основные принципы территориальной организации местного самоуправления в РФ закреплены во второй главе федерального закона № 131-ФЗ.

Подразделяются принципы на три группы:

Принципы, определяющие порядок образования и преобразования муниципальных образований;
- принципы, определяющие порядок установления и изменения границ муниципальных образований;
- принципы, определяющие состав территории муниципальных образований.

Первую группу принципов составляют следующие:

Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в муниципальных образованиях;
- территорию муниципального образования (муниципальный район) могут составлять как территории поселений (городских, сельских) так и межселенные территории;
- в муниципальных районах применяется двухуровневая системы территориальной организации местного самоуправления;
- мнение населения, а также его численность учитывается при преобразовании муниципального образования.

Ко второй группе относятся такие принципы как:

Территория субъекта РФ разграничивается между поселениями;
- границы поселений и муниципальных районов, в состав которых входят несколько населенных пунктов, устанавливаются с учетом пешеходной и транспортной доступности соответственно;
- сохранение целостности населенного пункта при установлении границ;
- учет мнения населения при изменении границ муниципального образования.

Третья группа принципов включает следующие:

При определении состава территории муниципального образования учитываются исторические традиции землепользования населенных пунктов;
- в состав территории муниципального образования включаются территория населенного пункта, прилегающие к нему земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

Все решения, связанные с образованием и преобразованием муниципальных образований, наделением муниципальных образований соответствующим статусом, установлением и изменением границ осуществляются субъектом РФ путем принятия соответствующего закона.

Вопросы организации и реализации власти в стране неразрывно связаны с ее территориальным устройством. Это обуславливается тем, что работа муниципальных и госструктур осуществляется в границах определенных административных единиц, на которые подразделяется государство. Рассмотрим далее понятие территориальных основ местного самоуправления.

Общая характеристика

Территориальные основы организации местного самоуправления представляют собой специальный институт. Он состоит из комплекса норм, регулирующих и закрепляющих состав и формирование административных единиц, границы МО, правила их установления и изменения. В соответствии с Конституцией, местное самоуправление осуществляется в сельских, городских поселениях, на иных территориях с учетом историко-культурных и прочих традиций. Данное положение детализируется в ФЗ №131. В нормативном акте понятие территориальных основ местного самоуправления подразумевает также осуществление аналогичной деятельности в городских округах, внутригородских территориях городов фед. значения, муниципальных районах. В нем также сказано, что установление и изменение границ административных единиц осуществляется по нормам регионального законодательства.

Муниципальные образования

Они представляют собой административные единицы, в пределах которых реализуется власть. В МО присутствует работают созданные населением структуры управления. В соответствии с ФЗ №131 территориальную основу местного самоуправления составляют:

  1. Сельские и городские поселения.
  2. Муниципальные районы.
  3. Городские округа.

Территориальные основы местного самоуправления предусматривают выделение также районов в городах фед. значения. В пределах этих единиц реализация власти осуществляется непосредственно гражданами или через выборные и прочие структуры.

Поселения

Правовые и территориальные основы местного самоуправления предполагают наделение муниципальных образований полномочиями по решению проблем, связанных с обеспечением жизни и деятельности граждан, проживающих в МО. именуется одно или несколько населенных пунктов. Ими могут быть поселки, села, деревни, станицы, кишлаки, хутора, аулы и проч. В сельских и городских поселениях власть реализуется непосредственно гражданами или через выборные и прочие институты власти.

Муниципальные районы

Они объединяют территорию нескольких поселений. В муниципальных районах реализуются полномочия власти по вопросам, имеющим межмуниципальный характер. Входящие в них поселения, как отмечалось выше, обладают собственным кругом компетенции. Власть в муниципальных районах также осуществляется непосредственно населением либо через сформированные им структуры.

Городской округ

Как правило, они формируются на базе населенных пунктов краевого, областного или республиканского значения. Территориальная основа местного самоуправления в городских округах позволяет решать вопросы, касающиеся как муниципалитетов, так и поселений, входящих в них. Кроме этого, в пределах этих административных единиц могут реализовываться отдельные государственные полномочия.

Территориальная основа местного самоуправления: понятие и принципы

В 2005 г. были установлены границы МО, сельских и городских поселений, муниципальных районов и округов. Территориальные основы местного самоуправления определяют ключевые положения, касающиеся отграничения административных единиц друг от друга. Они определяются ст. 11 ФЗ №131. Среди ключевых положений следует отметить:

  1. Территория субъекта РФ должна быть разграничена между поселениями. Районы с небольшим населением, кроме исторически сложившихся единиц, прилегающих к ним участков общего пользования, традиционного природопользования, рекреационных и прочих площадей, могут в границы не включаться.
  2. Территории поселений, в том числе возникающие на местности с низкой межселенные площади включаются в муниципальные районы. Исключением из этого правила выступают городские округа.

Принципы территориальных основ местного самоуправления предусматривают также, что поселения формируются исторически сложившимися землями, прилегающими к ним наделами общего и традиционного природопользования, рекреационными участками (вне зависимости от целевого назначения и формы собственности).

Численность населения

Территориальная основа местного самоуправления взаимосвязана с количеством граждан, проживающих в пределах конкретных земель. В городское поселение может входить 1 поселок или город. В соответствии с генпланом в его состав также включаются территории, используемые для развития транспортной, социальной и другой инфраструктуры. В сельское поселение входит один поселок/село, численность населения в котором больше 1000 чел. (для площадей с высокой плотностью - больше 3 тыс. чел.). Им также может быть объединение нескольких пунктов, в каждом из которых проживает меньше 1 тыс. человек. В региональном законодательстве может быть установлено иное правило. Например, статус сельского поселения может получить пункт, численность жителей в котором меньше 1 тыс. чел. При этом учитывается плотность населения всего субъекта и доступность территории. Районы с численностью меньше 100 чел., в том числе с небольшой плотностью населения и расположенные в труднодоступных местах, могут не наделяться таким статусом.

Границы

Территориальная основа местного самоуправления устанавливает, что в качестве административного центра муниципального района может выступать поселок/город, наделенный статусом округа. Границы поселения, включающего 2 и больше пунктов, устанавливаются в соответствии с пешеходной доступностью. Учитывается расстояние до административного центра и обратно для жителей всех пунктов, включенных в его состав. Данное правило может не применяться для районов с небольшой плотностью и расположенных в труднодоступных и отдаленных участках. Территория поселения должна включать населенный пункт полностью. Он не может входить в другой район. В состав муниципального района территория городских округов не включается. Границы районов определяются в соответствии с необходимостью формирования условий для решения проблем межпоселенческого характера уполномоченными структурами власти.

Нюанс

Территориальная основа местного самоуправления устанавливает ряд правил, в соответствии с которыми поселение приобретает статус городского округа. Это осуществляется по региональному законодательству с учетом существующей транспортной, социальной и прочей инфраструктуры, которая необходима для самостоятельного решения муниципальными структурами вопросов, отнесенных к их ведению, и реализации отдельных госполномочий.

Особенности плотности населения

Изменение статуса

Оно осуществляется в соответствии с региональным законодательством. Поселение может быть признано городским округом или лишено этого статуса. Изменение данной характеристики осуществляется по согласию его граждан, а также населения района, из состава которого оно выделяется. Мнение людей выражается посредством голосования. Оно проводится раздельно на территории района и поселения. В случае отсутствия согласия процедура преобразования и изменение статуса не допускается.

Заключение

Ключевым документом, определяющим территориально-организационную основу местной власти, является ФЗ №131. Этот нормативный акт детализирует положения Конституции, в которых зафиксирована самостоятельность муниципалитетов в вопросах, отнесенных к их исключительному ведению. Как следует из законодательства, административно-территориальное деление выступает в качестве неотъемлемого элемента государственного устройства.

Территориальная основа местного самоуправления как институт муниципального представляет собой систему , регулирующих вопросы территориальной организации местного самоуправления. К наиболее важным вопросам, регулируемым данным институтом муниципального права, относятся:

  1. формирование муниципального образования;
  2. состав территории муниципального образования;
  3. границы муниципального образования;
  4. изменение состава территории муниципального образования;
  5. упразднение муниципального образования.

В ст. 131 Конституции РФ сказано, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других тер­риториях с учетом исторических и местных традиций. Эту норму можно считать территориальной основой местного самоуправления в наиболее общем виде.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в РФ » от 6 октября 2003 г. в ст. 10 положение ст. 131 Конституции РФ более конкретизирова­но и выглядит следующим образом: «Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муници­пальных районах, городских округах и на внутригородских террито­риях городов федерального значения».

Таким образом, нормы Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" указывают, что муниципальными образованиями в РФ являются:

  • сельское поселение;
  • городское поселение;
  • муниципальный район;
  • городской округ;
  • внутригородская территория города федерального значения.

Федеральный закон не дает определения муниципального образования. Закон 2003 г. просто перечисляет возможные виды муниципальных образований, и при этом как бы отходят на второй план два основных критерия, в соответствии скоторыми с 1995 г. шел процесс создания муниципальных образований:

  1. организационный (наличие местного самоуправления, его выборных органов);
  2. материальный (наличие муниципальной собственности и местного бюджета).

Таким образом, Федеральный закон 2003 г. исчерпывающе называет виды муниципальных единиц. Предусмотренные им муниципальные образования можно различать как муниципальные единицы, образно говоря, низового и более высокого уровня (хотя этот Федеральный закон понятие "уровни" не использует) по двум критериям:

  • по характеру полномочий;
  • по месту в системе местного самоуправления.

Первый критерий - это характер полномочий. Муниципальные образования низового уровня - сельские поселения, городские поселения, внутригородские территории городов федерального значения по изначальной редакции Закона 2003 г. разрешают только вопросы местного значения (в редакции Закона от 29 декабря 2006 г. поселения получили право с 2008 г. на осуществление некоторых, указанных в Законе, государственных полномочий и в целом на реализацию иных государственных полномочий, если они не закреплены за конкретным государственным органом). Муниципальный район и городской округ имеют статус муниципальных образований более высокого уровня в силу того, что помимо разрешения вопросов местного значения могут осуществлять и отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами или законами субъектов РФ.

Второй критерий - это место в системе местного самоуправления. Сельские поселения, городские поселения и внутригородские территории городов федерального значения могут быть названы муниципальными образованиями низового, или первичного, уровня, поскольку ниже их муниципальных образований не существует. В состав сельских поселений, городских поселений входят населенные пункты и прилегающие к ним земли, но они не являются муниципальными образованиями.

Муниципальный район в сельской местности - муниципальное образование более высокого, второго, уровня ("этажа"). В него и входят сельские поселения, городские поселения (как муниципальные образования). А городской округ - это муниципальное образование, которое корреспондирует уровню муниципального района. Иначе говоря, городским округом является территория, включающая город, прилегающие к нему иные населенные пункты и земли между ними, выделенная из муниципального района (муниципальных районов) и ставшая самостоятельным муниципальным образованием. По объему полномочий муниципальный район и городской округ почти не отличаются друг от друга . А поскольку городской округ - это, образно говоря, "вчерашнее" городское поселение, но получившее более высокий "ранг", его вопросы ведения и полномочия во многом родственны городскому поселению.

Для правильной ориентации в видах и структуре тех или иных муниципальных образований следует четко представлять структуру муниципального образования и его территории, а также понятие населенного пункта. Дело в том, что муниципальное образование может состоять из одного населенного пункта, а может включать в себя и несколько населенных пунктов. Кроме того, муниципальное образование может включать в себя помимо земель населенных пунктов и прилегающие к ним земли, а когда речь идет о муниципальном районе, в его состав включаются и так называемые межселенные территории, т.е. территории (населенные пункты или земли), не включаемые в состав низовых муниципальных образований - поселений.

С учетом сказанного Федеральный закон 2003 г. предлагает исходить из того, что границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии с рядом требований.

Прежде всего, территория субъекта РФ разграничивается между сельскими и городскими поселениями. Каких-то жестких требований средней численности муниципального образования Закон не содержит. Он предлагает учитывать низкую или высокую плотность населения, с учетом которой территории включаются в состав указанных выше первичных муниципальных образований, а в отдельных случаях могут входить напрямую в муниципальные образования верхнего уровня. В целом вопрос решается так: по общему правилу территории включаются в состав тех или иных первичных муниципальных образований - сельских поселений или городских поселений.

Однако территории с низкой плотностью сельского населения могут не включаться в состав территорий поселений (надо полагать, сельских поселений), за исключением:

  • территорий исторически сложившихся земель населенных пунктов;
  • прилегающих к населенным пунктам земель общего пользования;
  • территорий традиционного природопользования населения соответствующего поселения;
  • рекреационных земель;
  • земель для развития поселения;

т.е. все перечисленные объекты должны быть оставлены в поселении.

Территории с низкой плотностью населения, не входящие в состав поселений, входят в муниципальный район - это межселенные территории.
В свою очередь, территории всех сельских и городских поселений, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов.

Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории соответственно сельского или городского поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения. Это означает, что входящие в состав муниципального района сельские и городские поселения организационно отделены друг от друга. При этом территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в РФ. В свою очередь, к территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории, где плотность сельского населения более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в РФ. Перечень субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с низкой или высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов РФ, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

Принципы территориальной организации местного самоуправления

Закрепление границ муниципальных образований проводится в соответствии со следующими принципами:

  1. в случае если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией административно-территориальной единицы, его граница определяется по границам соответствующей административно-территориальной единицы;
  2. в случае если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией нескольких административно-территориальных единиц, его граница определяется по несовпадающим границам соответствующих административно-территориальныхединиц;
  3. в случае если муниципальное образование наделяется территорией, частично или полностью не совпадающей с территорией административно-территориальных единиц, его граница определяется по границам административно-территориальных единиц в части их совпадения, а также по границам земельных участков, оформленных в установленном законом порядке и естественным границам.

Лекция 5 Территориальные основы местного самоуправления

5.1. Территории муниципальных образований

В целях обеспечения самостоятельности и повышения эффективности местного самоуправления Конституция РФ и федеральное законодательство определяют территориальные основы его организации и деятельности в соответствии с принципом территориального верховенства, действующим в пределах границ муниципальных образований. Этот принцип находит выражение в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. Согласно положениям названного Закона:

1) территорией муниципального образования ограничивается верховенство решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан муниципального образования, и решений органов местного самоуправления по вопросам местного значения;

2) в границах муниципальных образований органы местного самоуправления осуществляют свои властные полномочия по самостоятельному управлению муниципальной собственностью, формированию, утверждению и исполнению местного бюджета, установлению местных налогов и сборов, осуществлению охраны общественного порядка, решению иных вопросов местного значения.

Анализ соответствующих положений Конституции РФ, Закона об общих принципах организации местного самоуправления и других федеральных законов позволяет выделить следующие территориальные основы местного самоуправления:

1) территории (виды) муниципальных образований;

2) особенности территориальной организации местного самоуправления на отдельных территориях, специально определяемых в федеральном законодательстве;

3) требования, предъявляемые к порядку изменения границ муниципальных образований и их преобразованию с обязательным учетом мнения проживающего там населения;

4) виды и правовой статус земель, составляющих территорию муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях. Конкретизируя приведенное конституционное положение, ст. 10 Закона об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет двухуровневую систему организации местного самоуправления и подразделяет все муниципальные образования на две большие группы:

1) городские, сельские поселения (первый уровень);

2) муниципальные районы и городские округа (второй уровень).

В основе проходящего в настоящее время в Российской Федерации сложнейшего процесса формирования территориальной организации местного самоуправления лежит прежде всего административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации .

Такое устройство определяется в законах субъектов РФ в соответствии с требованиями Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (ОКАТО), утвержденного постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 31 июля 1995 г. № 413. Объектами классификации в ОКАТО являются:

1) республики;

3) области;

4) города федерального значения;

5) автономная область;

6) автономные округа;

7) районы;

8) города;

9) внутригородские районы, округа города;

10) поселки городского типа; сельсоветы;

11) сельские населенные пункты.

Все объекты административно-территориального деления подразделяются на группы в соответствии с территориальным делением, а эти группы, в свою очередь, располагаются по трем уровням классификации в соответствии с административной подчиненностью, при этом в каждый уровень включаются объекты, непосредственно подчиненные объектам предыдущего уровня.

Территории административно-территориальных единиц и муниципальных образований могут и не совпадать. Например, в Москве, как и во многих других крупных городах, продолжают существовать административные округа, в границах которых действуют суды, органы милиции, налоговые и другие государственные органы.

Требования к территориям муниципальных образований определяются в гл. 2 «Принципы территориальной организации местного самоуправления» Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

В соответствии с этими требованиями территорию городского поселения составляют один город или один поселок, а также согласно генеральному плану такого поселения – территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

В состав сельского поселения могут входить один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек каждый).

Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения. Однако в соответствии с законами субъекта РФ такие сельские населенные пункты могут наделяться статусом сельского поселения с учетом плотности населения данного субъекта и доступности территории поселения. На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и не входить в его состав, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.

К территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации.

К территориям с высокой плотностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза выше средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2004 г. № 707-р утверждены перечни субъектов РФ и отдельных районов субъектов РФ (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой плотностью населения, и субъектов РФ и отдельных районов субъектов РФ (в существующих границах), относящихся к территориям с высокой плотностью населения.

Обязательными для территорий всех поселений являются также требования о том, что они не могут накладываться друг на друга.

В состав муниципального района входит несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, за исключением городских округов. Территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района. Административным центром муниципального района может считаться расположенный в его границах город (поселок), имеющий статус городского округа.

Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

3. Правовые основы местного самоуправления Будучи властью особого рода, местное самоуправление опирается на определенные основы: правовую, территориальную и финансово-экономическую.Правовое регулирование местного самоуправления в России относится к предметам

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

ЛЕКЦИЯ № 12. Организационные основы местного самоуправления 1. Понятие организационных основ местного самоуправления Впервые термин «основы местного самоуправления» был введен Законом «О Счетной палате Российской Федерации» в связи с необходимостью организации

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

ЛЕКЦИЯ № 13. Система органов местного самоуправления и их роль в

Из книги Муниципальное право России: курс лекций автора Писарев Александр Николаевич

ЛЕКЦИЯ № 14. Гарантии и ответственность в системе государственного и местного самоуправления 1. Правонарушения и ответственность В сфере государственного и муниципального управления осуществляется множество различных действий. Среди них могут быть поступки,

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

Тема 18 Конституционные основы местного самоуправления Местное самоуправление (наряду с разделением власти) является обязательным признаком демократического характера организации публичной власти в обществе.В России устойчивой традиции местного самоуправления нет:

Из книги автора

18.1. Понятие местного самоуправления и основы его функционирования Под местным самоуправлением понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения исходя из

Из книги автора

33. Финансово-экономические основы местного самоуправления Финансово-экономические основы местного самоуправления содержатся в рамках ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», а также в

Из книги автора

Лекция 3 Историко-теоретические основы местного самоуправления 3.1. Понятие основ местного самоуправления Понятие «основы местного самоуправления» является новым в отечественном государствоведении. Впервые оно было закреплено в Федеральном законе 1995 г. «Об общих

Из книги автора

Лекция 4 Финансово-экономические основы местного самоуправления 4.1.Экономические основы местного самоуправленияВ Российской Федерации финансово-экономические гарантии деятельности, связанной с самостоятельным и под свою ответственность решением населением

Из книги автора

Лекция 6 Правовые основы местного самоуправления 6.1. Место и роль международно-правовых актов о местном самоуправлении в правовой системе Российской ФедерацииПраво граждан на осуществление местного самоуправления относится к числу важнейших конституционных прав и

Из книги автора

Лекция 7 Гарантии и защита прав местного самоуправления 7.1.Понятие и система общих и специальных гарантий самостоятельности местного самоуправленияСтановление местного самоуправления и эффективность реализации его целей и задач напрямую зависят от того, какие созданы

Из книги автора

Лекция 8 Формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления 8.1. Институты прямой демократии в системе местного самоуправления Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., других

Из книги автора

Лекция 9 Органы местного самоуправления 9.1. Понятие, особенности правового положения, структура, принципы организации и деятельности органов местного

Из книги автора

Лекция 12 Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения 12.1.Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйствомОрганам местного самоуправления принадлежит особая роль в решении вопросов управления

Из книги автора

Лекция 13 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль их деятельности 13.1.Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном правеС принятием Конституции РФ в Российской Федерации начался процесс реформирования правовых

Из книги автора

Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации Местное самоуправление и законодательное регулирование субъектами РФ вопросов местного значения осуществляется на основе и в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ № 154, другими Федеральными законами,

Тема №4. Территориальные основы местного самоуправления.

Территориальные основы местного самоуправления – это самостоятельный институт муниципального права, представляющий собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих вопросы территориальной организации местного самоуправления, а именно:

1. Формирование и состав территории муниципального образования;

2. Границы территории муниципального образования (порядок их установления и изменения);

3. Вопросы муниципально-территориального процесса (т.е. порядок образования, преобразования и упразднения муниципальных образований).

Возможно 2 принципа территориальных основ местного самоуправления:

  1. Административно-территориальный принцип – его суть состоит в следующем: местное самоуправление осуществляется строго (чётко) в рамках существующего административно-территориального деления (устройства страны). Данный принцип был в частности закреплён в Законе РСФСР 1991 г. «О местном самоуправлении в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике» , ст. 2 которого гласила: «местное самоуправление осуществляется в границах районов, городов, районов в городах, посёлков, сельских советах и в сельских населённых пунктах» . Таким образом, Закон 1991 г. содержит исчерпывающий перечень административно территориальных единиц, в границах которых должно было действовать местное самоуправление. В результате можно говорить о том, что закон не допускал осуществления местного самоуправления на каких-либо иных территориях, кроме, выше названных;
  2. Поселенческий принцип – его суть состоит в следующем: территорией местного самоуправления являются, прежде всего, отдельные населённые пункты, а именно, городские и сельские поселения, причём единые и неделимые. Организация же местного самоуправления на других территориях возможна лишь на основе объединения отдельных городских и сельских поселений. Данный принцип был в частности закреплён в Положении «Об основах организации местного самоуправления на период поэтапной конституционной реформы» утверждённое Указом Президента РФ от 26.10.1993 г. (ныне утратило силу).

В настоящее время общие параметры территориальных основ местного самоуправления в РФ закреплены в ч. 1 ст. 131 Конституции РФ: «Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций …» . В основе формирования местного самоуправления лежит смешанный поселенческо-территориальный принцип. При этом, Конституция РФ не конкретизирует понятие «другие территории». Оно конкретизировано в ФЗ №131 (ч. 1 ст. 10): «Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения » .



II. Основные направления территориальных основ местного самоуправления в РФ:

1. Местное самоуправление признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ, т.е. вся территория субъектов РФ должна быть охвачена муниципальными образованиями (за исключением территорий с низкой плотностью населения).

P.S.: однако ФЗ №131 допускает возможность ограничения (но не полной отмены) прав граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях, но только федеральным законом и только в целях защиты:

1) Основ конституционного строя;

2) Нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;

3) Обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Речь идёт о следующих территориях: ЗАТО и приграничные территории.

2. Согласно ст. 2 ФЗ №131, муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, либо внутригородская территория города федерального значения. Следовательно, субъекты РФ не просто могут, а должны (обязаны) создавать свои муниципальные образования в указанных выше территориальных уровнях. Наделение муниципального образования соответствующим статусом (поселения, муниципального района, городского округа и т.д.) осуществляется законами субъектов РФ (ч. 2 ст. 11 ФЗ №131 в ред. 18.10.2007 г.).

3. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ , но в соответствии с требованиями предусмотренными ФЗ №131 (ст. 11 – 13).

P.S: так, в свердловской области образовано 93 муниципальных образования и по каждому из них принят отдельный областной закон, каждый из которых содержит 2 приложения:

1) Описание границ муниципального образования;

2) Схематичную карту его территории

В качестве примера можно привести: Закон Свердловской области от 12.10.2004 г. №95«Об установлении границ муниципального образования «Город Екатеринбург» и наделении его статусом городского округа» .

4. Любое муниципальное образование должно обладать 6 обязательными признаками (см. лекцию «Субъекты муниципально-правовых отношений»). При этом, территория любого муниципального образования должна быть единой и не может состоять из территориально не связанных друг с другом частей.

5. Согласно ч. 2 ст. 131 Конституции РФ, изменение границ территорий (не установление) в которых осуществляется местное самоуправление, допускается лишь с учётом мнения населения соответствующих территорий (это абсолютное правило).

P.S.: ФЗ №131 использует при этом 2 категории:

Учёт мнения населения (ч. 2 ст. 131 Конституции РФ) Согласие населения.
Выражается всегда представительным органом муниципального образования (от имени населения). Высказывается на местном референдуме, либо сходе граждан.
Оба указанных выше режима находят своё применение в различных ситуациях:
  1. Изменение границ поселений (городских или сельских) или муниципальных районов, влекущее за собой отторжение (отделение) населённых пунктов принадлежащих этим муниципальных образованиям – требует согласия жителейтаких населённых пунктов на местных референдумах (сходах граждан) (об этом гласит ч. 2, 3 ст. 12 ФЗ №131);
  2. Напротив, трансформация (объединение) границ муниципальных образований не связанное с потерей отдельных территорий (например: объединение двух или более муниципальных районов не влекущее изменение границ иных муниципальных образований или разделение муниципального района) требует только учёта мнения населения, выраженного представительным органом муниципального образования.

6. Вопросы преобразования муниципального образования (т.е. объединение, разделение муниципального образования, обретение или утрата городским поселением статуса городского округа) – осуществляется также законами субъектов РФ , по инициативе:

1) Населения;

2) Органов местного самоуправления;

3) Органов государственной власти субъектов РФ;

4) Федеральных органов государственной власти.



Просмотров