Тема vi. салическая правда. Салическая правда Салическая правда общая

Салическая правда среди варварских судебников. Основным источником права в раннем Средневековье были правовые обычаи, так называемое «народное», общинное право. Принятие христианства варварскими народами и распространение письменности способствовали появлению записей таких обычаев. Как правило, письменная фиксация обычного права проводилась по инициативе королевской власти. В результате появились варварские правды – судебники, составленные на основе правовых обычаев и судебных прецедентов разных народов Европы, германских, кельтских и славянских. Самые ранние среди германских правд:Вестготская правда короля ЭрихаVв. (сохранилась фрагментарно);Бургундская правда короля Гундобада концаV– началаVIвв.;Салическая правда короля ХлодвигаIтого же времени. ВVII–VIIIвв. появились редакцииРипуарской ,Аламаннской иБаварской правд . ВVIII– началеIXвв. «государевы посланцы» Карла Великого записывают текстыФризской , Тюрингской и Саксонской правд . Издавались и другие варварские судебники. Для всех варварских правд, как правило, были характерны: отсутствие строго определенной системы в изложении правовых норм, символизм юридических процедур, влияние старых архаических представлений родового общества. Нормы права в большинстве случаев носили казусный характер, регулировали ограниченный круг правоотношений. В основном они касались сферы уголовного и процессуального права, отчасти относились к регулированию отношений собственности и семейно-родового быта. Большая часть частноправовых отношений в них не затрагивалась.

В использовании правд в раннее время действовал принцип персональности права . Нормы права применялись с учетом этнической принадлежности лица. Вне зависимости от местона-хождения салического франка судили по Салической правде, бургунда – по правде Гундобада, вестгота – по правде Эриха. К римлянам применялись нормы римского права. В империи Каролингов использовался ужетерриториальный принцип. Действие единых норм права (обычно варварской правды) распространялось на определенную область Империи, без учета этнической принадлежности ее отдельных жителей.

«Салический закон» (LexSalica– историческое название Салической правды) стоит в ряду самых ранних варварских судебников. Поэтому от поздних правд его отличает архаизм применяемых институтов. В отличие же от современных правд, Вестготской и Бургундской, германское право в нем было представлено в наиболее чистом виде. На римское влияние в Салической правде указывают лишь искаженная варварами латынь, на которой был написан текст памятника, и принятый римский денежный счет на золотые солиды и серебряные денарии. Текст судебника поделен на титулы (главы), в самых ранних рукописях их насчитывается 65 (в более поздних их число доходит до 99). Титулы, в свою очередь, делятся на параграфы, иногда с прибавлениями.

Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений. Институт частной собственности на землю в эпоху Салической правды еще не был развит. Упоминаемый в ее тексте терминаллод указывал только на имущество, передаваемое по наследству (тит. LIX.Dealodis). Правда не говорит о каких-либо сделках, совершаемых с землей. Земля станет предметом купли-продажи лишь позднее: об этом будет сказано в Рипуарской правде, изданной столетие спустя. Во времена Салической правды в собственности семей были дома и приусадебные участки, а пахотная земля находилась в общинной собственности, но в пользовании отдельных семей. Наделы могли переходить по наследству, но право распоряжения ими сохранялось за общиной. На движимые вещи уже вполне развилось право частной собственности. Салическая правда подробно устанавливает штрафы за кражу того или иного имущества, в особенности домашних животных. Кража раба приравнивалась к краже коня (штраф в размере 30 солидов в обоих случаях).

Договорное право у франков также не было развито. Салическая правда упоминает такие виды сделок, как купля-продажа, заем, ссуда, поклажа, наем, мена, дарение. Для совершения сделки достаточно было простой передачи вещи при свидетелях (публично). При неисполнении обязательства должник не нес личной ответственности, но отвечал своим имуществом. В случае неуплаты долга в срок на должника налагался штраф в размере 15 солидов. При отказе выплатить долг кредитор имел право обратиться в суд к тунгину и затем троекратно требовать выплаты долга с должника. В случае злостного неплатежа прибегали к насильственному изъятию имущества в доме должника. Его осуществляли граф с семью рахинбургами (выборными судьями). Из имущества неплательщика изымалось ровно то количество, которое соответствовало сумме долга, но кредитор получал лишь 2 / 3 изъятого, остальное забирал граф в качествефритуса (fritus– штраф или часть штрафа, шедшая в королевскую казну).

Брак у франков с древнего времени носил характер покупки невесты. Родители не должны были принуждать своих детей к заключению брака, но и без их согласия его нельзя было составить. Можно было обойти это согласие, похитив невесту, но Салическая правда такой способ заключения брака уже отвергает: виновные в похищении должны были уплатить по 30 солидов штрафа (тит. XIII, § 1). Препятствием к заключению брака было близкое родство и несвободное состояние лица. Брак свободного лица и раба приводил к порабощению свободного (тит. XIII, § 8, 9). Но по КапитуляриюIк Салической правде свободная женщина, вступившая в брак с рабом, объявлялась вне закона, ее имущество подлежало конфискации, а раб подвергался смертной казни колесованием. Можно предположить, что более суровая санкция была связана с тем, что женщина в данном случае вступала в связь с собственным рабом (рабом своих родителей), чем создавала неприемлемые условия для своих родственников. Право также препятствовало бракам свободных лиц и литов: брак с чужой литкой наказывался штрафом. Хотя христианский брачный союз предполагал моногамию, но у древних германцев был обычай многоженства, допускаемого для знатных лиц. Он продолжал действовать и после принятия франками христианства.

Процедура заключения брака включала три основных элемента: обручение, соглашение об условиях союза и свадьбу. Первоначально жених должен был преподнести семье невесты памятный дар (arrha). Это был реликт древнего выкупа за невесту. После поднесения дара помолвка могла быть расторгнута только по согласию обеих сторон. Позднее вVI–VIIвв. этот дар стал целиком пере-даваться невесте. Кроме того, супруг вручал жене после первой брачной ночи так называемыйMorgenGabe– «утренний дар». Размеры первого дара невесте и «утреннего дара» обычно устанавливались заранее при определении условий брачного союза и фиксировались в денежном выражении. С течением времени они могли представлять собой и земельные владения. Эти дары передавались затем в наследство детям, рожденным в браке. Кроме того, невеста могла принести из отцовского дома приданое, которое также наследовалось ее детьми. Франкское право вводило некоторые препятствия для повторных браков вдов. По Салической правде жених вдовы обязан был выплатить особую сумму (reipus) в пользу одного из родственников покойного мужа, в противном случае он подвергался штрафу. Сама вдова для удержания в своих руках приданого, полученного от покойного мужа, тоже должна была внести плату (achasius) его родственникам (по КапитуляриюIк Салической правде).

Салическая правда не знала института развода, но обычному германскому праву он был известен. По германским обычаям расторгнуть брак имел право только муж, мотивами к расторжению союза служили бесплодие жены, ее измена, болезнь, служащая препятствием к исполнению супружеских обязанностей. Если же супруг не претендовал на имущество жены и мог выплатить ей компенсацию, он мог расторгнуть брак без всяких обоснований. Измена жены могла быть наказана смертью ее и сожителя. В дальнейшем под влиянием католической церкви в брачном праве начинает доминировать доктрина о нерасторжимости брака. В 744 г. был издан королевский капитулярий, запретивший разводы у франков (запрет был подтвержден в 789 г. при Карле Великом).

Наследование осуществлялось в основном по закону. Салическая правда вводила следующий порядок, по которому родственники призывались к наследованию имущества. Сначала наследовали сыновья, при отсутствии сыновей – мать покойного. Нет матери – брат или сестра, далее – сестра матери, дальше – сестры отца. После этого – «кто-нибудь более близкий родственник» (тит. LIX, § 1–4). Преимущественное право женщин говорит о реликтовых остатках матриархата. Но указанный порядок не распространялся на наследование земли. В титуле LIX, § 5 сказано: «Земельное же наследство ни в каком случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужескому полу, т.е. братьям» (имеются в виду сыновья покойного). Данное положение было введено только для сохранения земли в собственности рода, так как женщина могла его покинуть, выйдя замуж. По мере распада родовых связей необходимость в таком ограничении отпала, и уже эдикт короля ХильперикаI(561–584) допускал наследование земли сначала сыновьями по Салическому закону, а после их смерти и дочерьми. Эдикт также устанавливал, что в случае смерти одного из братьев ему должен был наследовать другой брат, а «не соседи», при отсутствии брата наследует сестра. Наследование по завещанию у франков еще не было развито. Аналогом завещания было дарение через посредника, не являвшегося родственником наследодателю –аффатомия . Процедура аффатомии производилась посредством символического обряда в присутствии короля или наmallus’е.

Уголовное право. Определение преступного деяния в Салической правде отсутствует, но из смысла статей можно усмотреть, что под ним законодатель понимал причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира (прежде всего порядка в королевском доме). Можно выделить следующие группы преступлений по Салическому закону: 1) против порядка управления и суда (например, должностные преступления графа, неявка в суд, лжесвидетельство); 2) воинские (в тит. XXX, § 6 есть намек на дезертирство: ложное обвинение в том, что воин бросил щит в сражении); 3) нарушение общинных прав (тит. XLV. О переселенцах); 4) религиозные (например, поджог часовни, осквернение могил и надгробий, колдовство и др.); 5) имущественные (разные виды краж, грабеж, порча имущества); 6) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений, побоев, оскорбление словом и действием); 7) против семьи и нравственности (изнасилование, сожительство с девушкой, похищение женщины).

Салическая правда обнаруживает знакомство законодателя с понятием умысла и неосторожности, она различает соучастника и исполнителя преступления, выделяет подстрекателя преступного деяния. При этом соучастник наказывался менее строго, чем исполнитель, а исполнитель – менее строго, чем подстрекатель. Правда устанавливала отягчающие вину обстоятельства, которые влекли усиление наказания: групповой характер преступления (убийство или изнасилование «скопищем»); убийство в походе; кража со взломом; попытка сокрытия следов содеянного. Уголовное право допускало объективное вменение. Так, в случае изнасилования наказание распространялось не только на преступников, но и вообще на всех лиц, присутствовавших в этом месте и даже не знавших о преступлении (тит. XIII, § 13, приб. 5).

Главной целью наказания было не возмездие преступнику и не устрашение, а возмещение вреда, причиненного пострадавшей стороне, компенсация за обиду. Поэтому основным видом наказания по Салической правде были штрафы, закон вводил систему композиций. Эта система являлась важным средством для предотвращения кровной мести и самосуда. Салическая правда устанавливает пассивную градацию штрафов: их величина зависела не от положения преступника, а от положения его жертвы (ее социального статуса, пола, возраста, этнической принадлежности). Штраф за убийство,вергельд («цена человека»), уплачивался родственникам погибшего. Половину получали сыновья, вторую половину – ближайшие родственники их отца или матери. При отсутствии таковых вторая половина вергельда поступала в казну (тит. LXII). Позднее обязательно часть вергельда отпускалась в качестве фритуса королю. Вергельд должен был платить преступник, но в случае неплатежеспособности он мог переложить эту обязанность на родственников (посредством особой символической процедуры бросания в них горсти земли (chrenecruda), во время которой преступник отказывался в их пользу от своей недвижимости). Если некому было выплатить вергельд за преступника, и община не брала его на поруки, он подлежал смертной казни (тит. LVIII). Смертная казнь вообще применялась к свободным лицам довольно редко, в основном она была наказанием для рабов и литов. Помимо приведенного случая, к смерти могли быть приговорены: граф, отказавшийся от исполнения своих обязанностей по взысканию долга (тит. L, § 4) или совершивший лихоимство (тит. LI, § 2) и не выкупивший свою жизнь за определенную сумму денег; лицо, совершившее поджог и не явившееся на суд без уважительных причин (тит. XVI, § 1, приб. 1). Телесные наказания для свободных лиц по Салическому закону не были предусмотрены, они считались позорными и предназначались для несвободных лиц. Среди других наказаний, установленных для свободных, можно отметить: лишение виновного юридической защиты – объявление лица вне закона (aspellis); изгнание из общины; обращение в рабство; конфискацию имущества.

Судебный процесс. Различий между уголовным и гражданским процессом еще не проводилось. Дело возбуждалось в большинстве случаев по заявлению потерпевшей стороны. Только дела, затрагивавшие интересы публичной власти, могли возбуждаться по инициативе государст-венных органов. Процесс носил обвинительно-состязательный характер. Стороны сами должны были заботиться о представлении необходимых доказательств и свидетелей, поддерживать обвинение и вести защиту своих интересов. Судьи играли роль нейтральных арбитров. Процесс велся устно и гласно. Для выигрыша дела необходимо было заручиться поддержкой наибольшего числа свидетелей (особенно важно это было для обвиняемого). Отказ свидетеля явиться в суд наказывался штрафом, отказ давать необходимые показания под клятвой на суде мог привести также к объявлению свидетеля вне закона (помимо штрафа). При отсутствии свидетелей и нежелании обвиняемого признать вину прибегали к ордалии – Божьему суду. Салическая правда упоминает два вида ордалий: испытание котелком и испытание водой (тит. LIII, LVI). В первом случае обвиняемый должен был достать кольцо со дна котелка с кипящей водой, его раны после этого перебинтовывали и следили за ходом заживления. Если оно протекало быстро и без последствий, это было знаком невиновности. Процедура второй ордалии не совсем ясна. Скорее всего, это было испытание холодной водой, освященной определенным образом. Обвиняемого связанным погружали в воду, если освященная вода его не принимала, и он плавал на поверхности, это было знаком виновности. На практике могли применяться и другие виды ордалий (испытание жребием, огнем, железом, крестом и т.д.), стороны могли прибегнуть и к судебному поединку с применением смертоносного оружия. От участия в ордалии (испытании котелком) можно было откупиться, но в этом случае следовало прибегнуть к другому способу доказательства невиновности – привестисоприсяжников . Соприсяжники не были свидетелями преступления, но они были свидетелями доброй славы и благонадежности обвиняемого. Они должны были подтвердить это, участвуя в совместной клятве с обвиняемым. Совместное очищение клятвой носило название компургации . На судебном заседании соприсяжники числом 12 (могло быть и больше: 36 или 72) приносили клятву на мечах вместе с обвиняемым. Любая ошибка в произнесении слов клятвы истолковывалась как знак виновности обвиняемого. Таким образом, данная процедура тоже являлась видом Божьего суда.

В «Салической Правде» в большом числе титулов упоминается о рабах. Сопоставим эти титулы по «Paris 4404» и по «Emendata»:
X титул - о продаже рабов;
XII титул - о кражах или взломах, произведенных рабами;
XIII титул - о похищении свободных;
XXV титул - о прелюбодеянии рабынь;
XXXV титул - об убийствах или ограблении рабов;
XXXIX титул - о похитителях рабов;
XL титул - о том случае, если раб будет обвинен в воровстве.
XLVII титул - о розыске.
В восьми титулах из 65 говорится о рабах (больше, чем о знатных и служащих при королевском дворе).

О чем говорят эти титулы? По заголовкам видно, что в них упоминается о кражах рабов и о кражах, производимых рабами, о нравственности рабынь, об убийстве рабов или об убийстве, совершенном рабами, о розыске рабов, об отпущении рабов на волю и т. д. Помимо этого, «Салическая Правда» дает еще и титулы, в которых упоминается о рабах, хотя в названии титулов и нет о них упоминания 350 . Можно путем анализа текстов и их сравнения установить, каковы были положение рабов, отношения между рабами и их хозяевами, их место в обществе. Сличая тексты различных более ранних и более поздних рукописей, можно установить, какие изменения произошли в положении рабов за период с VI по IX век.

Сравнив титулы «Правд» о рабах с главами «Германии» Тацита о рабах, мы пришли к выводу, что «Правды» рисуют несколько иную картину положения рабов, чем Тацит.
В титуле X по рукописи «Paris 4404» читаем:
«Если кто украдет раба или лошадь или упряжное животное 351 , платит 1200 дин., или 30 солидов» 352 .

Из этого титула ясно видно, что в эпоху составления древнейшего (из дошедших до нас) списка «Салической Правды» раб как объект покражи, как вещь приравнивался к стоимости лошади или другого упряжного животного, и эта стоимость была равна 30 солидам. Этот" титул дает материал сразу для целого ряда наблюдений и сравнений.

По данным «Германии» Тацита, раб, посаженный на землю, не имел прав в общине (т. е. не мог влиять на дела в общине, высказывать свое мнение и т. д.). Но Тацит подчеркивает, что раб независим от хозяина в своем экономическом положении, отдавая хозяину то, что ему полагалось из продуктов, а остальным распоряжаясь сам.

Указанный титул «Салической Правды» отражает более ущемленное имущественное и правовое положение раба по сравнению с тем, что было, например, показано Тацитом.

Происходит и резкая дифференциация в уплате, например, за покражу раба и свободного (30 и 200 солидов) 353 , что раньше у франков, до прихода в Галлию, не наблюдалось. У Тацита, Например, отмечено, что в детстве раба не отличишь от свободного 354 .

Почему изменилось имущественное и правовое положение раба в раннефеодальном государстве франков? Нам кажется, что двумя причинами можно объяснить это явление.

Первая причина: рабы, бывшие у «варваров», смешались с римскими рабами, которых франки получили в период завоевания ими Галлии и которые попали как рабочая сила в их хозяйство.
Вторая причина: в первых «варварских» законах - «Правдах», отразивших многие особенности раннефеодального государства, пункты, касающиеся рабов, отразили по традиции многие из тех норм, которые характерны были для римских законов.

Данное явление можно рассматривать как отражение черт старой юридической надстройки, которая возвышалась в свое время над старым рабовладельческим базисом. Новая растущая феодализирующаяся знать приняла эти нормы, так как они отвечали ее стремлениям эксплуатировать рабов как рабочую силу.

Эти нормы о рабах, к которым относятся: разница в сумме штрафа за раба, бесправие рабов, лишение их имущества, приравнивание к живому и мертвому инвентарю, запрещение браков между рабами и свободными, битье плетьми рабов в растяжку и другие тяжелые и унизительные наказания - по римской традиции закреплялись в законах, именуемых «варварскими».

Итак, суровость и жестокость пунктов салического закона, где речь идет о рабах, мы склонны объяснить влиянием римской рабовладельческой традиции, которая вместе с латинским языком и монетной системой проникла в «варварские» законы.

Судя по тем пунктам законов «Салической Правды», которые касаются рабов, в корне меняется принцип использования рабской силы в обществе. Пункты о рабах в «Салической Правде» констатируют их использование главным образом в большом землевладельческом хозяйстве у отдельных землевладельцев, что характерно было для римского мира, а не для «варварского». Тацит, говоря о рабах у «варваров», отмечал совсем другое. Он подчеркивал, что они не используются в домашнем хозяйстве, а посажены на землю, т. е. платят хозяину ренту продуктами.

350 Например, титулы «Салической Правды»: XIII, 4, XXVII, 26, XXXVI и др.
351 Лошадь, по-видимому, еще не была упряжным животным у франков в тот период.
352 «Салическая Правда», «Paris 4404», X.
353 За покражу свободного назначалась вира в 200 солидов, за покражу раба -: штраф в 30 солидов.
354 См.: Тацит. Германия, гл. XX.

Салическая правда

Салическая правда (Lex Salica) является записью древних судебных обычаев салических франков, обосновавшихся на территории Римской Галлии, и создавших в V-VI в.в. самое крупное варварское королевство в Западной Европе. Салическая правда - не единственный сборник варварских законов и по времени записи, даже не самый древний. Но этот сборник - наиболее полный, дошедший до нас во многих списках и вариантах, более раннего и более позднего времени, и по содержанию отличающийся наибольшей архаичностью. В Салической правде, кроме плохого, варваризированного латинского языка да счета на римские солиды и денарии, по существу, римское влияние почти совершенно не чувствуется. В VI веке 3 солида соответствовали стоимости коровы - «зрячей, рогатой и здоровой».

Салическая правда содержит наказания заключающиеся, в основном, в назначении штрафов и вергельдов. Вергельд - штраф за убийство человека. Однако, штрафы и вергельды по Салической правде были достаточно высоки, и по серьезным проступкам свою вину искупить могли лишь очень зажиточные люди, и если преступник был настолько беден и настолько безроден, что не мог собрать денег для своего выкупа или заручиться поддержкой другого зажиточного франка или родственника, то «он должен уплатить своей жизнью».

Также Салическая правда разделяла наказания, в зависимости от того, кто совершил преступление - свободный или полусвободный человек, либо раб.

Франки, римлянине, литы и рабы

Франк - свободный человек, общинник.

Римлянин - человек, стоявший по своему положению ниже общинника.

Литы - слой полусвободного населения у германских племен франков и саксов.

Раб - бесправный человек, в большинстве случаев не имеет ни какого имущества, и ответственность за него нес его хозяин. Вольноотпущенные рабы впоследствии занимали положение лита.

В задании четко не определено, какое положение в обществе занимает Франк Хильдеберт. Будем исходить из предположения, что преступник является свободным человеком.

Наказание за грабёж

По Салической правде - «О нападениях или грабежах» - «Если франк ограбит римлянина, то он присуждается штрафу 35 солидов». «Об ограблениях полусвободных и рабов» - «Если какой-нибудь ограбит чужого раба, присуждается к штрафу 30 солидов». «Если какой-нибудь свободный человек ограбит чужого лита, и будет уличен, присуждается к уплате штрафа 35 солидов».

Из вышеперечисленного следует, что суммарный штраф за грабеж составит: 35+30+35=100 солидов.

Наказание за убийство

По Салической правде убийство свободного франка искупалось вергельдом в 200 солидов. Всякий, кто стоял ниже свободного франка, защищался меньшим вергельдом.

Особый слой во Франкском королевстве, составляли полусвободные литы и бывшие рабы, отпущенные на волю. За убийство полусвободного или вольноотпущенного, платился половинный вергельд, относительно свободного франка - 100 солидов.

Это следовало из капитуляриев Салической правды - «Если кто лишит жизни королевского раба или вольноотпущенника, повинен уплатить 100 солидов».

«Если кто лишит жизни римлянина - тяглового человека или министериала, повинен уплатить 100 солидов».

За убийство раба определялся не вергельд, а штраф или возмещение его рыночной стоимости хозяину. Пусть приблизительно стоимость раба будет равна - 30 солидов.

Суммарное решение суда за убийство - 100+100+30 = 230 солидов.

За грабеж и убийство 100+230 = 330 солидов. Сумма в то время довольно значительная, поэтому скорее всего имущества преступника не хватит для оплаты приговора суда.

Франская монархия в начале VI века обрела свод норм обычного права - Салическую правду (Lex Salica)- одну из наиболее ранних записей норм обычного права германских племен с добавлением, в последующем, отдельных норм, установленных эдиктами франкских королей. Основным назначением Салической правды было руководство для судей на различного рода процессах.

Салическая правда отражает современный уровень социальных отношений, для которых характерна высокая степень общинных традиций, архаичность, казуистичность правовых норм. Салическая правда. Русский пер. Н.П. Грацианского и А.Г. Муравьева. - Казань, 1993.

В ней юридически закреплялась общинная собственность на землю. Угодья (леса, пастбища и т.д.) принадлежали всей общине крестьян. Участки пахотной земли в равной мере распределялись между крестьянскими семьями. Пахотные земли огорожены забором и используются индивидуально только для сбора урожая. В случае смерти хозяина, если нет наследника, земля возвращалась общине.

Частная собственность на землю возникает в результате покупки у римлян, захватов не занятой никем земли. Эти земли получили наименование аллод. Наряду с ними существовали земли, переданные их собственниками в пользование и владение за определенные услуги и плату натурой, так называемый прекарий.

Большое внимание Салическая правда уделяет использованию обязательств. Они возникали из договора либо деликта. Долгового рабства Салическая правда не выделяет. К исполнению договорных обязательств кредитор мог понудить должника: три раза с промежутками в несколько дней он должен был при свидетелях заявить должнику о своих требованиях. При отказе должника удовлетворить их он мог обратиться в суд, где при подтверждении требований кредитора с должника взыскивались не только причитающаяся с него сумма долга, но и штраф в 15 солидов за просрочку.

Движимое имущество сын и дочь наследовали в равной доле. Однако земля переходила только к сыну. Тем самым законодатель хотел сохранить земельную собственность в данном роде. У франков существовал институт аффатомии. Наследодатель передавал перед судом все имущество или часть его особому лицу, которое должно было играть роль посредника. Через 12 месяцев он являлся в дом действительного наследника и передавал ему в собственность все, что было им получено от наследодатца. Лицо, вступившее в брак со вдовой, имеющей имущество, должно было уплатить родным первого мужа сумму в три солида и один динарий.

Законодатель предусмотрел виндикацию похищенных и утраченных вещей. Если владелец, у которого собственник находит свою вещь, сознается в краже, то с похитителя взыскивается штраф. Если же владелец отрицает кражу и ссылается на произведенную покупку вещи, то последняя передается временно третьему лицу, и производится судебное расследование.


Кража в доме каралась строже, чем кража вне дома. Кража со взломом считалась более опасной, чем кража простая. Различались три вида кражи: 1) на сумму от 2 динаров и выше; 2) на сумму от 40 динаров и выше; 3) кража со взломом или с подделкой ключей. Наказание устанавливается в этих случаях: для свободных штрафы соответственно в 15, 35 и 45 солидов; для рабов же предусмотрено в первом случае возмещение ущерба и 120 ударов, во втором случае - кастрация или штраф помимо возмещения ущерба, в третьем случае - смертная казнь.

Уплата штрафа, будучи непосильной одному лицу, производилась совокупными усилиями всех членов того рода, к которому принадлежал преступник.

Можно было освободиться от этой коллективной ответственности за своих сородичей, если на общем собрании граждан совершить церемонию, которая влекла за собой разрыв уз, связывающих данное лицо с родом (разломить над головой четыре ольховых прута и разбросать их в четыре стороны).

Основную часть Салической правды составляют нормы уголовного и уголовно-процессуального характера. Выделяются преступления против личности, против имущества, против порядка управления и правосудия, должностные преступления. Салическая правда ограничивает кровную месть. Основной формой наказания является штраф (композиция), и лишь в исключительных случаях допускается смертная казнь.

Размер штрафа зависел от социального положения пострадавшего и ответчика. Убийство влекло за собой штраф в пользу родных убитого, так называемый вергельд, который уплачивался убийцей и его родными. За убийство крестьянина взыскивался вергельд в размере 200 солидов, а за графа - уже 600. В то же время жизнь рядового “римлянина”, т.е. жителя завоеванной Галлии, оценивалась лишь в 62,5 солида. За нанесение оскорблений, увечий, совершение кражи вещей или их порчу устанавливались конкретные суммы штрафов.

Закон предусматривал штрафы за ранения, размеры которых различались в зависимости от тяжести последствий. Но если преступник болен или безроден и не может собрать денег для уплаты штрафа, то "он должен уплатить своей жизнью". Это означало применение кровной мести (самосуда) со стороны родственников потерпевшего. Кровная месть, однако, была запрещена для случаев, когда нет умысла, а значит и вражды.

Судебный процесс носил состязательный характер. Начинался по заявлению потерпевшего. На нем же лежала обязанность сбора доказательств. Лицо, у которого было обнаружено краденое имущество, должно было либо представить доказательство правомерности обладания им, либо рассматривалось как вор. В качестве доказательств использовались свидетельские показания, клятвы, ордалии. При этом клятва свидетелей на суде, дача ложных показаний рассматривалась как преступление. В то же время Салическая правда допускала возможность откупиться от испытания "ордалией".

Основным источником права в раннем Средневековье были правовые обычаи, так называемое «народное», общинное право. Принятие христианства варварскими народами и распространение письменности способствовали появлению записей таких обычаев. Как правило, письменная фиксация обычного права проводилась по инициативе королевской власти. В результате появились варварские правды - судебники, составленные на основе правовых обычаев и судебных прецедентов разных народов Европы, германских, кельтских и славянских.

Самые ранние среди германских правд:

- Вестготская правда короля Эриха V в. (сохранилась фрагментарно);

- Бургундская правда короля Гундобада конца V - начала VI вв.;

- Салическая правда короля Хлодвига I того же времени.

В VII-VIII вв. появились редакции Рипуарской , Аламаннской и Баварской правд . В VIII - начале IX вв. «государевы посланцы» Карла Великого записывают тексты Фризской , Тюрингской и Саксонской правд .

Издавались и другие варварские судебники. Для всех варварских правд, как правило, были характерны: отсутствие строго определенной системы в изложении правовых норм, символизм юридических процедур, влияние старых архаических представлений родового общества. Нормы права в большинстве случаев носили казусный характер, регулировали ограниченный круг правоотношений. В основном они касались сферы уголовного и процессуального права, отчасти относились к регулированию отношений собственности и семейно-родового быта. Большая часть частноправовых отношений в них не затрагивалась.

В использовании правд в раннее время действовал принцип персональности права . Нормы права применялись с учетом этнической принадлежности лица. Вне зависимости от местона-хождения салического франка судили по Салической правде, бургунда - по правде Гундобада, вестгота - по правде Эриха. К римлянам применялись нормы римского права . В империи Каролингов использовался уже территориальный принцип. Действие единых норм права (обычно варварской правды) распространялось на определенную область Империи, без учета этнической принадлежности ее отдельных жителей.

Наследование осуществлялось в основном по закону. Салическая правда вводила следующий порядок, по которому родственники призывались к наследованию имущества. Сначала наследовали сыновья, при отсутствии сыновей - мать покойного. Нет матери - брат или сестра, далее - сестра матери, дальше - сестры отца. После этого - «кто-нибудь более близкий родственник» (тит. LIX, § 1-4). Преимущественное право женщин говорит о реликтовых остатках матриархата. Но указанный порядок не распространялся на наследование земли. В титуле LIX, § 5 сказано: «Земельное же наследство ни в каком случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужескому полу, т.е. братьям» (имеются в виду сыновья покойного).

Данное положение было введено только для сохранения земли в собственности рода, так как женщина могла его покинуть, выйдя замуж. По мере распада родовых связей необходимость в таком ограничении отпала, и уже эдикт короля Хильперика I (561-584) допускал наследование земли сначала сыновьями по Салическому закону, а после их смерти и дочерьми. Эдикт также устанавливал, что в случае смерти одного из братьев ему должен был наследовать другой брат, а «не соседи», при отсутствии брата наследует сестра. Наследование по завещанию у франков еще не было развито. Аналогом завещания было дарение через посредника, не являвшегося родственником наследодателю - аффатомия . Процедура аффатомии производилась посредством символического обряда в присутствии короля или на mallus’е.

Уголовное право.

Определение преступного деяния в Салической правде отсутствует, но из смысла статей можно усмотреть, что под ним законодатель понимал причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира (прежде всего порядка в королевском доме).

Можно выделить следующие группы преступлений по Салическому закону:

1) против порядка управления и суда (например, должностные преступления графа, неявка в суд, лжесвидетельство);

2) воинские (в тит. XXX, § 6 есть намек на дезертирство: ложное обвинение в том, что воин бросил щит в сражении);

3) нарушение общинных прав (тит. XLV. О переселенцах);

4) религиозные (например, поджог часовни, осквернение могил и надгробий, колдовство и др.);

5) имущественные (разные виды краж, грабеж, порча имущества);

6) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений, побоев, оскорбление словом и действием);

7) против семьи и нравственности (изнасилование, сожительство с девушкой, похищение женщины).

Салическая правда обнаруживает знакомство законодателя с понятием умысла и неосторожности, она различает соучастника и исполнителя преступления, выделяет подстрекателя преступного деяния. При этом соучастник наказывался менее строго, чем исполнитель, а исполнитель - менее строго, чем подстрекатель. Правда устанавливала отягчающие вину обстоятельства, которые влекли усиление наказания: групповой характер преступления (убийство или изнасилование «скопищем»); убийство в походе; кража со взломом; попытка сокрытия следов содеянного. Уголовное право допускало объективное вменение. Так, в случае изнасилования наказание распространялось не только на преступников, но и вообще на всех лиц, присутствовавших в этом месте и даже не знавших о преступлении (тит. XIII, § 13, приб. 5).

Главной целью наказания было не возмездие преступнику и не устрашение, а возмещение вреда, причиненного пострадавшей стороне, компенсация за обиду. Поэтому основным видом наказания по Салической правде были штрафы, закон вводил систему композиций. Эта система являлась важным средством для предотвращения кровной мести и самосуда. Салическая правда устанавливает пассивную градацию штрафов: их величина зависела не от положения преступника, а от положения его жертвы (ее социального статуса, пола, возраста, этнической принадлежности). Штраф за убийство, вергельд («цена человека»), уплачивался родственникам погибшего. Половину получали сыновья, вторую половину - ближайшие родственники их отца или матери. При отсутствии таковых вторая половина вергельда поступала в казну (тит. LXII).

Позднее обязательно часть вергельда отпускалась в качестве фритуса королю. Вергельд должен был платить преступник, но в случае неплатежеспособности он мог переложить эту обязанность на родственников (посредством особой символической процедуры бросания в них горсти земли (chrenecruda), во время которой преступник отказывался в их пользу от своей недвижимости). Если некому было выплатить вергельд за преступника, и община не брала его на поруки, он подлежал смертной казни (тит. LVIII). Смертная казнь вообще применялась к свободным лицам довольно редко, в основном она была наказанием для рабов и литов.

Помимо приведенного случая, к смерти могли быть приговорены: граф, отказавшийся от исполнения своих обязанностей по взысканию долга (тит. L, § 4) или совершивший лихоимство (тит. LI, § 2) и не выкупивший свою жизнь за определенную сумму денег; лицо, совершившее поджог и не явившееся на суд без уважительных причин (тит. XVI, § 1, приб. 1). Телесные наказания для свободных лиц по Салическому закону не были предусмотрены, они считались позорными и предназначались для несвободных лиц. Среди других наказаний, установленных для свободных, можно отметить: лишение виновного юридической защиты - объявление лица вне закона (aspellis); изгнание из общины; обращение в рабство; конфискацию имущества.

Судебный процесс.

Различий между уголовным и гражданским процессом еще не проводилось. Дело возбуждалось в большинстве случаев по заявлению потерпевшей стороны. Только дела, затрагивавшие интересы публичной власти, могли возбуждаться по инициативе государст-венных органов. Процесс носил обвинительно-состязательный характер. Стороны сами должны были заботиться о представлении необходимых доказательств и свидетелей, поддерживать обвинение и вести защиту своих интересов. Судьи играли роль нейтральных арбитров. Процесс велся устно и гласно. Для выигрыша дела необходимо было заручиться поддержкой наибольшего числа свидетелей (особенно важно это было для обвиняемого). Отказ свидетеля явиться в суд наказывался штрафом, отказ давать необходимые показания под клятвой на суде мог привести также к объявлению свидетеля вне закона (помимо штрафа).

При отсутствии свидетелей и нежелании обвиняемого признать вину прибегали к ордалии - Божьему суду. Салическая правда упоминает два вида ордалий: испытание котелком и испытание водой (тит. LIII, LVI). В первом случае обвиняемый должен был достать кольцо со дна котелка с кипящей водой, его раны после этого перебинтовывали и следили за ходом заживления. Если оно протекало быстро и без последствий, это было знаком невиновности. Процедура второй ордалии не совсем ясна. Скорее всего, это было испытание холодной водой, освященной определенным образом. Обвиняемого связанным погружали в воду, если освященная вода его не принимала, и он плавал на поверхности, это было знаком виновности. На практике могли применяться и другие виды ордалий (испытание жребием, огнем, железом, крестом и т.д.), стороны могли прибегнуть и к судебному поединку с применением смертоносного оружия.

От участия в ордалии (испытании котелком) можно было откупиться, но в этом случае следовало прибегнуть к другому способу доказательства невиновности - привести соприсяжников . Соприсяжники не были свидетелями преступления, но они были свидетелями доброй славы и благонадежности обвиняемого. Они должны были подтвердить это, участвуя в совместной клятве с обвиняемым. Совместное очищение клятвой носило название компургации . На судебном заседании соприсяжники числом 12 (могло быть и больше: 36 или 72) приносили клятву на мечах вместе с обвиняемым. Любая ошибка в произнесении слов клятвы истолковывалась как знак виновности обвиняемого. Таким образом, данная процедура тоже являлась видом Божьего суда.

Контрольные вопросы

1. Какой правовой статус имели лица по Салической правде?

2. Как устанавливалась личная и поземельная зависимость во франкском обществе?

3. Какое административно-территориальное деление существовало в империи Карла Великого?

4. Что такое варварские правды? Укажите их общие черты.

5. Как осуществлялось наследование имущества по франкскому праву?



Просмотров