Субъекты российской федерации муниципальные образования отвечают. Теория всего

Полный текст ст. 126 ГК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 126 ГК РФ.

1. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

2. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

4. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

5. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

6. Правила пунктов 2 - 5 настоящей статьи не распространяются на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Комментарий к статье 126 ГК РФ

1. Комментируемая статья закрепляет общее правило ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. Согласно указанному правилу публичные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом. При этом п.1 комментируемой статьи устанавливает три изъятия из вышеуказанного правила.

Во-первых, кредиторы не могут обращать взыскание на имущество публичных образований, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Данное исключение связано с положениями п.2 и 3 комментируемой статьи о раздельной ответственности публичных образований и созданных ими юридических лиц по обязательствам друг друга.

Во-вторых, иммунитетом от взысканий обладает имущество публичных образований, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Виды такого имущества устанавливаются законом (см. ст. 212, 214, 215 ГК РФ).

В-третьих, обращение взыскание на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

2. Пункты 2 и 3 комментируемой статьи закрепляют общий принцип раздельной ответственности публичных образований и созданных ими юридических лиц. Указанный принцип четко устанавливает, что по общему правилу никто из них не отвечает по обязательствам друг друга. Однако имеются и исключения. Так, п.2 ст. 7 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусматривает, что Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

3. В п.4 и 5 комментируемой статьи закреплен принцип раздельной ответственностью по обязательствам РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Указанные виды публичных образований отвечают самостоятельно по своим обязательствам, и никто из них не отвечает по обязательствам друг друга. Данное правило также находит свое выражение в иных положениях ГК РФ (см., например, ст. 1069 и 1070 ГК РФ).

4. Пункт 6 комментируемой статьи закрепляет ответственность публичных образований в случаях принятия ими на себя гарантий (поручительств) по обязательствам других субъектов гражданского права. Порядок предоставления таких гарантий определяется БК РФ (ст. 115-117).

Государственные и муниципальные гарантии широко используются как форма государственной (муниципальной) поддержки в самых различных сферах, что вызывает значительный интерес у хозяйствующих субъектов. Указанные гарантии предоставляются Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями в пределах общих сумм, установленных государственным или муниципальным бюджетом, как правило, на конкурсной основе и оформляются соответствующими письменными соглашениями, причем гарант несет субсидиарную ответственность в пределах суммы выданной гарантии.

5. Применимое законодательство:
- БК РФ ;
- ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";
- ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- ФЗ от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1.

6. Судебная практика:
- определение КС РФ от 19.06.2012 N 1202-О;
- постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21;
- определение ВС РФ от 17.05.2013 N 26-КГ13-2;
- постановление ФАС Уральского округа от 19.01.2011 N Ф09-11144/10-С5 по делу N А71-3198/2010-Г20(Г22);
- решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2014 по делу N А60-41158/2013;
- решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.09.2012 по делу N А60-29616/2012.

Консультации и комментарии юристов по ст 126 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 126 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

2. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

4. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

5. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

6. Правила пунктов 2 - 5 настоящей статьи не распространяются на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Комментарий к статье 126 Гражданского Кодекса РФ

Комментируемая статья устанавливает общие принципы гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных образований. Основаниями такой ответственности являются неисполнение Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием гражданско-правовых обязанностей, а также причинение вреда (в качестве последнего рассматривается издание незаконного правового акта, повлекшее к возникновению ущерба у других участников гражданских правоотношений).

При этом в качестве субъекта ответственности выступают именно государственные и муниципальные образования, а не органы государственной власти и местного самоуправления и их должностные лица, чьи действия привели к возникновению у соответствующих образований гражданских обязанностей, неисполнение которых повлекло ответственность. При рассмотрении соответствующих дел в суде ответчиком выступает Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование в лице финансового органа, что связано с источниками, за счет которых производится возмещение вреда. Таковыми являются средства федерального бюджета, бюджета субъекта РФ или бюджета муниципального образования.

Кроме того, установлено разграничение ответственности между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. По общему правилу названные субъекты гражданских правоотношений не несут солидарную и субсидиарную ответственность по обязательствам одного из них. Такая ответственность возможна только в том случае, если она вытекает из субъектного состава на стороне должника, то есть если обязательство является солидарным.

Также установлено, что государственные и муниципальные образования, с одной стороны, а государственные и муниципальные предприятия и учреждения, с другой стороны, не несут ответственности по обязательствам друг друга.

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Всякий раз, когда государство становится участником какого-либо гражданско-правового отношения, оно может быть привлечено к ответственности за нарушение прав и охраняемых законом интересов другого участника этих отношений и наоборот. Это общее правило, касающееся гражданско-правовой ответственности.

Однако говоря о государстве как субъекте ответственности, нужно вести речь об ином - об особых случаях внедоговорной ответственности государства за вред, причиненный в определенных ситуациях.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному правовому акту, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (ст. 16 и 1069 ГК РФ). Таким образом, в законе установлено общее правило об ответственности государства за вред, причиненный его органами или должностными лицами. Такая ответственность наступает независимо от того, является ли орган государства юридическим лицом и может ли он самостоятельно нести ответственность. Естественно, государство не отвечает вместо унитарных (казенных) предприятий и учреждений, не выполняющих властных функций, и их должностных лиц, что не исключает субсидиарной ответственности государства по обязательствам указанных субъектов.

Государство отвечает перед реабилитированными жертвами допущенных им политических репрессий на основании Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. от 01.07.2005) "О реабилитации жертв политических репрессий"//"Ведомости СНД и ВС РСФСР", 31.10.1991, N 44, ст. 1428. и принятых во исполнение него других нормативных актов.

К ответственности государства в строгом смысле слова относятся только возмещение стоимости имущества и выплата денежной компенсации.

Соответствующие денежные выплаты производятся за счет средств федерального бюджета Министерством финансов РФ в пределах установленных лимитов.

Вред (в том числе моральный), причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, - за счет казны субъекта РФ или муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц соответствующих правоохранительных органов (ст. 1070 ГК). Вред, причиненный этими органами в других ситуациях, возмещается по общим правилам о деликатной ответственности.

В раде случаев государство может принимать на себя обязанность компенсировать ущерб, понесенный теми или иными лицами, причем подобное возмещение не относится к мерам ответственности. Так, согласно ст. 306 ГК в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, причиненные собственнику убытки, в том числе стоимость его имущества, возмещаются государством.

Требования, которые вытекают из перечисленных выше случаев ответственности государства, могут быть предъявлены к Министерству финансов РФ или его органам на местах и удовлетворяются за счет средств соответствующей казны (ст. 1071 ГК РФ). Однако во всех остальных случаях ответственности государства (в особенности договорной) далеко не просто найти конкретного субъекта, который не только мог бы выступить ответчиком, но и имел бы средства, достаточные для возмещения убытков.

Непосредственное участие государства во внешнеторговом обороте. Общепризнано, что власть государства распространяется только на его территорию и некоторые другие пространства в соответствии с нормами международного права.

Следовательно, за пределами своей территории государство власть обычно не осуществляет. Однако оно не теряет при этом такого своего важнейшего качества, как суверенитет. И при вступлении государства в гражданско-правовые отношения за пределами своей территории этого нельзя не учитывать.

Специфика участия государства во внешнеторговом обороте вытекает из того, что ему здесь приходится действовать на чужой территории (под чужой властью).

Принцип равноправия государств в международных отношениях здесь пересекается с суверенитетом государства на своей территории. Результатом такого пересечения является признание за государством, участвующим во внешнеторговом обороте, иммунитета. Иммунитет государства представляет собой его суверенитет, но как бы продолженный за пределы государственной территории.

Иммунитет означает невозможность распространения государственного суверенитета на иностранное государство, действующее за пределами своей территории, без его согласия.

Государство может отказаться от своего иммунитета. Применительно к внутреннему обороту оно сделало это. Достаточно обратиться к правилу п. 1 ст. 124 ГК, согласно которому государство выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений началах. Однако это правило не распространяется на внешнеторговый оборот, что вытекает из ст. 127 ГК. Поскольку особенности ответственности государства в отношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности, в данном случае нельзя вести речь ни о каком равенстве. Гражданское право. Часть I. / Мозолин В.П. - М.: Юристъ, 2005. - С. 95.

Денежные обязательства от имени государства принимают на себя Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ (Банк России). Согласно ст. 50 Закона о Центральном банке РФ Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»(принят ГД ФС РФ 27.06.2002)"Парламентская газета",№131-132, 13.07.2002,"Российская газета", №127,13.07.2002,"Собрание законодательства РФ",15.07.2002, №28, ст. 2790. этот банк представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства в иностранных государствах (ст. 54 Закона о Центральном банке РФ).

Выступление на внешнем рынке в качестве заемщика, кредитора или гаранта от имени Российской Федерации регламентируется Законом "О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям". Государственные внешние заимствования РФ образуют кредиты (займы), привлекаемые из иностранных источников, или финансовые обязательства гаранта погашения кредита. Эти заимствования образуют государственный внешний долг РФ. Предоставляемые РФ любым заемщикам кредиты образуют внешние (зарубежные) активы РФ. Государственные внешние заимствования и предоставление государственных кредитов осуществляются от имени Российской Федерации или Правительства РФ на основании международных договоров, гражданско-правовых соглашений и гарантий. Возможно произвести такие заимствования (предоставить кредиты) и от имени федеральных органов исполнительной власти или российских юридических лиц, но чтобы такие действия обязывали Российскую Федерацию, необходимо наличие полномочия, оформленного в виде постановления Правительства РФ. Если выдаваемый или получаемый кредит (гарантия) превышает предельные размеры, установленные ст. 4 Закона "О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах...", необходима его ратификация Федеральным Собранием РФ.

Что же касается иных обязательств - относительно движимого и недвижимого имущества, участия в управлении юридическими лицами, то здесь государство представляет Мингосимущество РФ.

Закон устанавливает, что Российская Федерации, субъекты РФ, муниципальные образования подобно любому иному субъекту гражданского права несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Подчеркивается, что они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц (ст. 126 ГК). Исключение предусмотрено в п. 6 ст. 126 ГК, согласно которому это правило не распространяется на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица, либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 56 ГК на Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования как на учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества может быть возложена ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей, собственников их имущества. Точно так же на них как на собственников имущества создаваемых ими учреждений возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в распоряжении последних денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК). Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК).

Как отмечалось выше, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования в определенных случаях выступают как субъекты внедоговорной ответственности (ст. ст. 16, 1069, 1070 ГК).

Российская Федерации, субъекты РФ, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества:

  • а) которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления;
  • б) которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (ст. 126 ГК).

Имеются особенности в обращении взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Оно допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, источником удовлетворения обязательственных требований, предъявляемых к Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям, являются средства соответствующей казны (государственной казны, казны субъекта РФ или муниципальной казны) Финансовое право России: альбом схем / Под ред. Козырина А.Н. - М.: ЦППИ, 2007. - С. 63..

Государство и другие публично-правовые образования приобретают и осуществляют гражданские права, создают для себя гражданские обязанности и исполняют их. Особенность осуществления гражданской дееспособности публично-правовыми образованиями заключается в том, что, во-первых, от их имени действуют государственные органы и органы местного самоуправления; во-вторых, независимо от того, какие органы осуществляют гражданскую дееспособность, носителями соответствующих прав и обязанностей являются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Таким образом, особенность субъектов права публичной собственности заключается в том, что они сочетают функции носителей публичной власти и возможности субъектов гражданского права, выступающих на равных началах с физическими и юридическими лицами в гражданских правоотношениях. Субъекты права публичной собственности самостоятельно, исходя из своей воли и интересов, определяют основания возникновения и прекращения своего права собственности, его содержание и формы осуществления. Так как в соответствии со ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, то ведущая роль в определении указанных вопросов принадлежит именно ей. В целом вопрос о гражданской правосубъектности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований нуждается в дальнейшем научном изучении и исследовании в гражданском праве России.

Новая редакция Ст. 126 ГК РФ

1. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

2. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

4. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

5. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

6. Правила пунктов 2 - 5 настоящей статьи не распространяются на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 126 ГК РФ

Комментируемая норма конкретизирует основные положения (см. комментарий к ст. ст. 15, 16 ГК РФ) гражданско-правовой ответственности публичных образований. Разделение (разграничение) между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями объектов собственности естественным образом разграничивает и имущественную ответственность. Этот подход строится на основных началах и методе гражданского права, предусматривающих имущественную обособленность всякого субъекта и способность его отвечать по обязательствам своим имуществом.

Другой комментарий к Ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования отвечают по обязательствам - как договорным, так и внедоговорным (по обязательствам из факта причинения вреда по вине органов власти, их должностных лиц). Договорными обязательствами, за неисполнение и ненадлежащее исполнение которых наступает гражданско-правовая имущественная ответственность, являются, например:

Договор займа, в котором РФ, субъекты РФ, муниципальные образования выступают в качестве заемщиков (ст. 817 ГК РФ). Договор займа заключается путем приобретения выпущенных государством облигаций и иных ценных бумаг. Бюджетный кодекс предусматривает и иные разновидности займа: соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, кредитные соглашения, заключенные с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями (ст. 98 БК);

Контракты на поставку товаров, выполнение строительных, проектно-изыскательских работ для государственных, муниципальных нужд, в которых в качестве заказчиков могут выступать органы исполнительной власти РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (ст. ст. 525, 763 ГК РФ). В Бюджетном кодексе также говорится не только о государственных, но и о муниципальных контрактах. В соответствии с БК (ст. 72) государственные и муниципальные контракты заключаются государственными или муниципальными заказчиками с поставщиками, подрядчиками, отобранными, как правило, по итогам торгов, на аукционной или конкурсной основе. Поставки, работы для государственных, муниципальных нужд финансируются за счет средств соответствующего бюджета.

Публично-правовые образования отвечают за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств средствами соответствующей казны, т.е. имуществом, не закрепленным за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Федерального закона, допускающего обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, принадлежащие публично-правовым образованиям, пока не имеется, следовательно, обращение взыскания на них по смыслу комментируемой статьи не производится. Не обращается также взыскание на имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Однако норм о такой исключительной принадлежности также нет: ведь в соответствии с Конституцией РФ не только земля, но и другие природные ресурсы (например, недра) могут находиться в частной собственности (ст. 9 Конституции РФ).

Источником для взыскания с рассматриваемых субъектов сумм санкций: неустоек, убытков, а также основной суммы долга - являются прежде всего средства бюджетов соответствующего уровня. В соответствии с п. 12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 при удовлетворении иска денежные суммы взыскиваются за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.

Однако механизм взыскания с государства долга за счет иных средств, кроме средств бюджета, пока не создан.

Порядок взыскания с государства, муниципального образования сумм в возмещение ущерба, причиненного гражданам и юридическим лицам в результате незаконных действий органов власти либо должностных лиц этих органов, предусмотрен ст. ст. 242.1, 242.2 БК РФ.

Документы (исполнительный лист, копия решения суда об удовлетворении иска к публично-правовому образованию) поступают в Министерство финансов РФ (финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований). Исполнение осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом о бюджете. При превышении сумм взыскания размера выделенных в бюджете ассигнований для возмещения ущерба вносятся соответствующие изменения в бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Надо однако иметь в виду, что изыскать средства бюджетов (особенно при крупных суммах ущерба) может быть весьма проблематично, поэтому необходим механизм обращения взыскания на иное, помимо средств бюджетов, имущество РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Отметим также, что финансовое положение многих регионов настолько сложное, что за счет средств бюджета не удовлетворяются иногда самые элементарные потребности населения: обеспечение нормального функционирования жилищно-коммунального хозяйства, своевременная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы и прочее, что заставило законодателя предусмотреть закрепление в законе правила о введении в субъектах РФ по ходатайству Правительства РФ решением Высшего Арбитражного Суда РФ Временной финансовой администрации в целях восстановления платежеспособности субъекта РФ, т.е. о введении по существу процедуры банкротства. Но вступление в силу этой нормы, предусмотренной Федеральным законом от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с посл. измен. и дополн.) отложено до 1 января 2007 г.

2. Юридическими лицами, созданными Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, являются государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения (ст. ст. 114, 115, 120 ГК РФ), государственные корпорации (ст. 7 Закона о некоммерческих организациях). К ним относятся также открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации унитарных предприятий путем преобразования их в открытые акционерные общества (ст. 37 Закона о приватизации 2001 г.).

В п. 2 комментируемой статьи повторяется общее правило об ответственности юридических лиц (ст. 56 ГК РФ): юридические лица отвечают перед своими кредиторами и не отвечают по обязательствам своих учредителей (участников) или собственника. Соответственно, унитарные предприятия, государственные корпорации, ассоциации муниципальных образований, открытые акционерные общества, возникшие в результате преобразования в них унитарных предприятий, не несут ответственности по обязательствам создавших их (участвующих в них) публично-правовых образований.

3. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, за исключением следующих случаев, предусмотренных законом:

При недостаточности имущества казенных унитарных предприятий для расчетов с кредиторами публично-правовые образования несут субсидиарную ответственность по их обязательствам (п. 5 ст. 115 ГК РФ);

При недостаточности денежных средств у учреждения субсидиарную ответственность перед кредиторами несет собственник его имущества, т.е. соответствующее публично-правовое образование (п. 2 ст. 120 ГК РФ);

Если несостоятельность (банкротство) унитарного предприятия, имеющего право хозяйственного ведения на свое имущество, вызвана собственником его имущества либо банкротство открытого акционерного общества, созданного в результате преобразования в него унитарного предприятия, вызвано действиями публично-правового образования как акционера, соответственно, на Федерацию, субъект РФ, муниципальное образование может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия, акционерного общества (п. 3 ст. 56 ГК, п. 2 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях). Закон об АО (п. 3 ст. 3) определяет в качестве основания такой субсидиарной ответственности умысел акционера, имеющего возможность определять действия акционерного общества, на доведение его до банкротства: ответственность наступает, если такая возможность использовалась акционером, заведомо знавшим, что в результате выполнения его указаний наступит несостоятельность (банкротство) общества.

Из указанных трех случаев субсидиарной ответственности только один - субсидиарное обязательство РФ, субъекта РФ, муниципального образования по уплате за счет средств бюджета задолженности бюджетного учреждения кредиторам - предусмотрен БК (ст. 242.3 БК в ред. ФЗ от 27 декабря 2005 г. N 197).

4. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований. Каждый из указанных субъектов имеет имущество в собственности, доходы бюджетов соответствующего уровня, которые образуются за счет налогов и неналоговых видов доходов. К неналоговым относятся, например, доходы: от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от продажи имущества, суммы, поступающие в бюджет от взимания штрафов, от конфискации имущества и др. Российская Федерация может предоставлять субъектам РФ финансовую помощь в форме дотаций, субвенций, бюджетных ссуд (ст. 133 БК). Федеральным законом о федеральном бюджете может быть предусмотрена финансовая помощь местным бюджетам на финансирование целевых расходов - для выполнения целевых программ.

5. Субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации. Субъекты РФ являются собственниками государственного имущества, муниципальная собственность - самостоятельная форма собственности, не относящаяся к государственной. Соответственно, каждый из них отвечает перед кредиторами только своим имуществом. Согласно ст. ст. 99, 100 БК совокупность долговых обязательств субъекта РФ (государственный долг) и муниципального образования (муниципальный долг) полностью и безусловно обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ, муниципального образования имуществом, составляющим казну субъекта РФ, муниципального образования. Рассматриваемые субъекты гражданских правоотношений банкротству по действующему законодательству не подлежат, но, как отмечалось выше (см. п. 1 настоящей статьи), данный вопрос весьма актуален, поскольку с 1 января 2007 г. вступит в силу правило о введении по решению суда в субъектах РФ - должниках процедуры внешнего управления с назначением Временной финансовой администрации (надо полагать, из числа федеральных служащих).

6. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования могут выступать в качестве субъектов, принимающих на себя обязательство полностью или частично отвечать перед кредиторами созданных ими юридических лиц, а также перед кредиторами друг друга. Например, РФ гарантирует исполнение обязательства субъекта РФ перед коммерческим банком, субъект РФ принимает обязательство отвечать перед кредитором другого субъекта РФ или муниципального образования, муниципальное образование - обязательствам муниципального предприятия и проч. Указанный в п. 6 комментируемой статьи способ обеспечения обязательства ГК именуется гарантией (поручительством), как бы признавая оба эти термина синонимами. Но гарантия и поручительство по ст. ст. 361, 368 ГК - это два самостоятельных способа обеспечения исполнения обязательства. БК называет такой способ обеспечения обязательства государственной и муниципальной гарантией. Но согласно ГК существует только банковская гарантия - она выдается кредитными, страховыми организациями, имеющими соответствующие лицензии. Анализ норм БК и ГК показывает, что государственная и муниципальная гарантия - это разновидность поручительства.

От поручительства, предусмотренного ст. 361 ГК, государственная гарантия (поручительство) отличается следующим:

Выдается публично-правовым образованием. Правда, комментируемая статья ГК предусматривает выдачу гарантии также созданными им юридическими лицами. Однако надо иметь в виду, что подобные сделки унитарных предприятий, например, возможны только с согласия собственника их имущества;

Законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел общей суммы государственных и муниципальных гарантий, которые могут быть предоставлены за год;

Ответственность гаранта субсидиарная (п. 5 ст. 115 БК), а поручителя - солидарная, если законом или договором не предусмотрена субсидиарная ответственность (п. 1 ст. 363 ГК РФ);

Обязательство по государственной или муниципальной гарантии ограничивается суммой основного долга, а поручитель отвечает в полном объеме, включая убытки кредитора, вызванные неисполнением обязательства должником;

Государственные и муниципальные гарантии другим лицам, кроме перечисленных в комментируемой статье, предоставляются, как правило, на конкурсной основе, проведение конкурса для выдачи поручительства не предполагается;

Государственная или муниципальная гарантия выдается после проведения проверки финансового состояния ее получателя;

Выдача гарантий увеличивает государственный или муниципальный долг, связана с использованием средств налогоплательщиков, поступающих в бюджет, поэтому подробно регулируется БК (ст. ст. 115 - 117).

  • Вверх


Просмотров