Субъекта юридическое лицо и другие. Юридические лица как субъекты гражданского права. Базовая характеристика. Список использованной литературы

УДК 347.19

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

КАК СУБЪЕКТЫ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

С.В. Рыбакова, кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры финан-

сового, банковского и таможенного права Саратовской государственной академии права

Предпринята попытка формирования авторской концепции юридического лица как субъекта публичного права. Данный правовой институт, известный еще римскому праву, в условиях возрождения в российской доктрине права идеи разделения права на публичное и частное вновь актуализировался в работах ученых, исследующих институт юридического лица.

Ключевые слова: правосубъектность, публичное право, субъект права, юридическое лицо.

Санкционированные государством нормативные правовые предписания (правила поведения, выраженные в субъективных юридических правах и обязанностях) в своей первооснове предполагают наличие их носителей, т.е. субъектов прав и обязанностей. Следует учесть справедливое уточнение С.Г. Дзыбовой, в соответствии с которым «по тому, какие лица и организации являются (признаются) субъектами права, каким объемом прав и свобод они наделены и реально обладают, пользуются, можно судить о данной правовой системе»1.

Думается, что идея субъекта права как социально-правового явления в теории права является преобладающей.

Так, по мнению С.С. Алексеева, субъекты права - это индивиды, организации и общественные образования, которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей. Рассматривая понятия «субъект права» и «правосубъектность» по своему основному содержанию как совпадающие категории, указанный ученый отмечает, что последняя является «общественно-юридическим свойством, которое нормы права придают лицам в соответствии с потребностями общественного развития»2. А.И. Архипов также отмечает, что «субъект права пребывает в особой социально-правовой реальности»3.

Вместе с тем данный подход в большей степени соответствует нормативному право-пониманию, тогда как естественно-правовая доктрина исходит из признания за человеком прав от рождения независимо от волеустанов-ления государства.

Понятие «субъект права» чаще всего раскрывается через понятие «правосубъектность». Об этом свидетельствует приведенное выше высказывание С.С. Алексеева, об этом также говорит А.В. Мицкевич: субъектами права являются лица или организации, за которыми признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях4.

Как следует из анализа научной литературы, несмотря на кажущуюся общеизвестность и ясность, в теории права нет единообразного понимания категорий «правосубъектность» («праводееспособность») и «правоспособность». Думается, что во многом это связано с преломлением указанного понятия через призму отдельных отраслей права, а также через конструкцию юридического лица. Однако это не всегда так.

В частности, С.И. Архипов критически оценивает имеющиеся в литературе взгляды на связь правоспособности и дееспособности как связь структурную (связь строения). Он рассматривает их как стадии развития этой связи. Первой стадии (этапу) - правоспособности - соответствует появление еще не оформленной в смысле воли, правосознания готовности к самостоятельному выполнению правовых функций правовой личности. Это своеобразная «правовая оболочка». Вторая стадия (этап) развития правосубъектной связи - это стадия достижения лицом состояния дееспособности, правовой зрелости. Это переход от абстрактной возможности быть субъектом права к действительности5.

Традиционный взгляд на содержание правосубъектности (как обобщающего понятия

для правоспособности и дееспособности) встречается у С.С. Алексеева, который отмечает, что до недавнего времени в учебниках по теории государства и права «разъединение» правосубъектности на правоспобность и дееспособность трактовалось как общее явление, относящееся ко всем отраслям права6. Однако в дальнейшем такое деление в основном сохранилось и продолжает не утрачивать своей актуальности лишь для отрасли гражданского права, точнее, для таких его субъектов, как физические лица, поскольку считается, что у юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают одновременно7. Это имеет принципиальное значение и для некоторых иных отраслей права (например, для налоговой правосубъектности налогоплательщиков - физических лиц).

Несколько своеобразный взгляд на данный вопрос излагал Я.М. Магазинер, который во многом был основан на институте представительства. По его мнению, именно в публичном праве правоспособность чаще всего совпадает с дееспособностью, так как публичные права, по общему правилу, непередаваемы8.

Следует согласиться с трактовкой субъекта права, предлагаемой С.И. Архиповым, в соответствии с которой «понятие субъекта права создается в результате абстракции как обобщающий образ реальности, как правовой слепок с человека, приложимый в равной мере и к государству, и к коммерческой, некоммерческой организации, и к индивиду»9.

Кроме того, понятие правосубъектности отдельными учеными также рассматривается как специфическое право быть субъектом прав и обязанностей10. Думается, с этим следует согласиться, хотя на этот счет имеются и другие взгляды11.

Таким образом, категория «субъект права» является результатом абстрагирования конкретных субъектов социальных отношений (физических лиц, организаций, государства) с целью наделения их юридическими правами и обязанностями, которые могут ими реализовываться и исполняться лично и (или) через представителей.

В научной литературе выделяются различные виды правоспособности (отдельными авторами могут именоваться как виды правосубъектности или виды дееспособности).

В соответствии с одной из классификаций выделяют активную и пассивную правоспособность. Однако, если Я.М. Магазинер отмечает, что первая связана с обладанием права-

ми, а вторая - обязанностями12 (и в отраслях частного, и публичного права), то С.С. Алексеев рассматривает соответствующее деление применительно к отраслям, регулирующим властеотношения, в связи с чем активная правосубъектность (именуемая компетенцией) свойственна органам власти и управления, а пассивная - субъектам подчинения13. Среди указанных позиций наиболее соответствующей реальной действительности представляется первая, поскольку в отраслях публичного права как властные, так и подчиненные субъекты наделены корреспондирующими друг другу и правами, и обязанностями. Однако достижение апогея данной корреляции в отраслях публичного права возможно лишь в условиях правового социального государства.

В соответствии с другой классификацией правоспособность подразделяется на общую, отраслевую и специальную (или только общую и специальную). Следует согласиться с мнением С.С. Алексеева, который помимо отраслевой правосубъектности также выделяет специальную правосубъектность, т.е. способность лица быть участником лишь определенного круга правоотношений в пределах данной отрасли права14. В частности, здесь можно привести пример с организациями, которые осуществляют свою деятельность на основании специального разрешения (лицензии), в связи с чем их отраслевая правоспособность может подразделяться на общую и специальную. В свою очередь С.И. Архипов, рассматривающий соотношение правоспособности и дееспособности в динамике, полагает, что институт лицензирования, как и институт аккредитации организаций и филиалов, представительств и некоторые другие, не относится к системе норм, определяющих правоспособность15.

По словам С.Н. Братуся, правоспособность юридических лиц всегда является специальной, так как в соответствии с законами, уставами и положениями о них определяется теми конкретными целями, для достижения которых эти лица образованы16. Вместе с тем, как известно, ГК РФ для коммерческих организаций (кроме унитарных предприятий и иных видов организаций) закрепляет правоспособность общую (абз. 2 п. 1 ст. 49).

Как представляется, заслуживает поддержки предложенная Г.А. Тосуняном и

А.Ю. Викулиным позиция о существовании исключительной правоспособности, характеризующейся определенными совокупными

признаками: необходимость получения лицензии на определенный вид деятельности, запрет заниматься данной деятельностью другим юридическим лицам, запрет данным юридическим лицам заниматься иными видами деятельности17. Указанным признакам исключительной правосубъектности соответствует правосубъектность кредитных организаций. В свою очередь Ю.В. Филатов предлагает понятие функциональной правоспособности18, однако, думается, что его принятие будет не совсем соответствовать логике рассуждения от общего к частному.

Поэтому правосубъектность следует считать свойством субъекта права быть реальным участником конкретных правоотношений, ее можно подразделять на общую и отраслевую; отраслевую также следует подразделять на общую отраслевую и специальную или исключительную правосубъектность.

Институт юридического лица как особой разновидности коллективных субъектов права (организаций) в современных условиях привлекает к себе внимание ученых, чаще всего в связи со сравнительно-правовой характеристикой различных форм хозяйственной деятельности19. При этом под организациями обычно понимаются коллективы индивидов, которые могут самостоятельно, от своего

имени, выступать в качестве субъектов

Наверное, бесспорным является тот факт, что институт организации является более общим, собирательным понятием, к которому восходит институт юридического лица. Обобщая определенные точки зрения, Р.А. Кардашов, солидаризируясь с позицией Б.З. Мильнера, определяет организацию как сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на постоянной основе для достижения поставленной цели. Кроме того, в теории организации выделяется такое понятие, как миссия организации, т.е. философия и предназначение организации. При этом под философией организации определяется ее культура, а также социальные ценности, а предназначение определяет ее целевые ориентиры и сферы деятельности, а также возможности и способы осуществления последней21.

Как известно, существуют различные теории происхождения юридического лица. Самыми распространенными из них является теория фикции (фиктивной личности) и теория реальной личности (коллективной лично-

сти)22. В связи со сказанным важное значение приобретает проблема возникновения (создания) юридического лица, что особенно актуально для тех случаев, когда определенный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию.

Согласно первой теории (теории романистов) юридическое лицо как юридическая фикция может возникнуть только с разрешения государства; согласно второй теории (теории германистов) государство может лишь констатировать факт его возникновения как реального живого лица. Таким образом, в качестве компромисса рождается разрешительная система (выражаясь современным языком, разрешительно-лицензионная система), при которой возникающее юридическое лицо имеет право на существование, но государство вправе проверить до начала деятельности этого лица, удовлетворяет ли оно точным установленным требованиям закона23. Таким образом, в соответствующих случаях правосубъектность может возникнуть лить при получении от государства специального разрешения на конкретный вид деятельности.

Лизенционно-разрешительный порядок создания отдельных юридических лиц позволяет охарактеризовать их правовую природу как юридических лиц, действующих в сфере реализации публичного интереса. Однако следует иметь в виду, что необходимость выдачи специального разрешения (лицензии) является лишь формальной характеристикой подобного вида юридических лиц, тогда как правообразующим фактором здесь выступает содержательная сторона их деятельности, а именно те действия и операции, которые они будут осуществлять при условии их создания. Они обязательно должны быть сопряжены с публичными, т.е. общезначимыми, интересами. Но субъекты публичного права не всегда учреждаются (создаются) как юридические

лица и не всегда посредством лицензионной процедуры (например, бюджетные учреждения, государственные корпорации).

Несмотря на то что теория юридического лица публичного права имеет давнее происхождение, можно отметить, что исследования в указанной сфере в настоящее время значительно активизировались, что, скорее всего, связано с новым витком возрождения в нашем государстве идеи разделения права на частное и публичное.

Юридические лица публичного и частного права различались еще в древнеримском

праве. Первую группу составляли политические организации (сенат, магистратуры, префектуры и т.п.), в том числе само государство, которые были наделены правоспособностью как в публичном, так и в частном праве. При этом частные юридические лица также могли выполнять отдельные публичные функции (союзы, фонды, клубы)25.

Л. Эннекцерус разделял юридические лица частного и публичного права, в основном по правовому источнику их возникновения. Таким образом, первые основываются на частно-правовом уставе или учредительском акте; вторые - непосредственно на законном или административном акте26.

По мнению С.Н. Братуся, «деление юридических лиц на публичные и частные с точки зрения гражданско-правовых последствий является бесплодным». Подобную позицию он аргументирует так: «В тех случаях, когда государство и публичные установления выступают в качестве субъектов имущественных прав и обязанностей, они действуют как юридические лица гражданского права»27. Аналогичную точку зрения высказывает С.С. Алексеев, отмечающий, что категория юридического лица применяется не для обозначения правосубъектности государственных и общественных организаций в целом, а только для

обозначения ее части, прежде всего граждан-

ской правосубъектности.

Вместе с тем понятие юридического лица публичного права существует в законодательстве Франции, Германии, Италии, Испании, Турции, Грузии, Украины29. Так, Гражданский кодекс Украины относит к ним «государственные предприятия, учебные заведения и т.п.» (ст. 167-169).

Однако, как отмечает И. Богданова, распространившийся в современной доктрине подход, предполагающий наделение государства и (или) его органов статусом особых юридических лиц публичного права, привлекателен тем, что при этом не происходит расширения традиционно сложившегося круга субъектов гражданского права. По французскому и немецкому законодательству министерства, ведомства и т.п. не признаются юридическими лицами публичного права, так как они вообще не обладают какой-либо самостоятельной правосубъектностью30.

В.Е. Чиркин выделяет 10 характеристик юридических лиц публичного права, среди которых следующие: основное предназначение - осуществление властных полномочий;

они реализует общественные интересы территориального публичного коллектива; учреждаются «сверху» органами публичной власти; имеют дискреционные полномочия; имеют именно полномочия, а не права и обязанности; их ответственность носит не частноправовой, а публично-правовой характер31.

По мнению Ю.А. Тихомирова, юридическое лицо публичного права всегда связано с публичной властью в том смысле, что оно либо осуществляет такую власть, либо борется за нее, либо сотрудничает с нею32. Однако данное утверждение верно лишь для подавляющего большинства случаев, но не для всех. Думается, что при этом исключаются те субъекты публичного права, которые являются подвластными субъектами, обладающими так называемой пассивной правосубъектностью, к числу которых относятся различные субъекты административного надзора и финансового контроля (надзора) (подконтрольные (поднадзорные) субъекты), чья деятельность подконтрольна субъектам власти именно в силу публичной значимости первых.

За основу своих рассуждений о взглядах на юридическое лицо публичного права необходимо взять понятие субъектов публичного права, разработанное А.В. Лавренюк: ими являются лица, созданные в установленном нормами публичного права порядке (или им признанные), целью деятельности которых и направленностью воли являются выражение и обеспечение публичного интереса, обладающие компетенцией для создания норм права и (или) участия в публично-правовых отношениях33.

Разработчики Концепции развития корпоративного законодательства используют два понятия, ориентированных на идею публичности: «публичная компания» и «юридическое лицо публичного права». Первое применятся к открытым акционерным обществам с оговоркой, что они не являются действительно публичными компаниями, но отличаются от обычных частных компаний; второе предлагается закрепить в российском законодательстве для регламентации правового положения тех юридических лиц, которые не являются органами государственной власти или местного самоуправления, но действуют от имени публично-правовых образований и (или) в публичных интересах. Правоспособ-

ность последних должна являться целевой.

С учетом того обстоятельства, что идея юридического лица публичного права являет-

ся веками воплощенной реальностью, возможность ее отрицания для целей отечественного законодательства представляется нецелесообразной, хотя и принятие в определенном смысле является преждевременным (именно для законодательства), поскольку в настоящее время еще не существует окончательно сформировавшейся доктрины юридического лица публичного права. Как отмечает

В.Е. Чиркин, на вопрос, необходимо ли понятие юридического лица публичного права, заданный нескольким специалистам в области гражданского права, административного права и теории права, были получены неоднозначные ответы35.

Думается, что при разработке теории юридического лица публичного права не стоит смущаться самой цивилистической конструкции «юридическое лицо», поскольку юридические лица как коллективные организации выступают субъектами не только гражданских правоотношений, но и всех иных, кроме уголовных правоотношений (по крайней мере, в соответствии с отечественным законодательством). Например, юридическое лицо может выступать как работодатель, как субъект административно-правовой ответственности, как получатель бюджетных средств и пр. Следует поддержать позицию В.В. Баранен-кова, согласно которой в настоящее время институт юридического лица приобретает не только межотраслевой характер, но все более становится базовым для различных отраслей права36.

Одно кажется несомненным, что юридическое лицо публичного права всегда означает двойственность правового статуса того или иного субъекта права: и как частно-правового, и как публично-правового, что не всегда можно сказать о юридическом лице - субъекте частного права.

В числе существенных признаков юридического лица как субъекта публичного права можно выделить следующие:

1) представляет, защищает или служит публичным интересам;

2) его правосубъектность носит «правообязанный» характер;

2) является субъектом публично-правовой ответственности.

К числу факультативных признаков видится целесообразным отнести:

1) инициативу учреждения (как по волеизъявлению органа публичной власти, так и

по инициативе физических и юридических лиц - субъектов хозяйствования);

2) правовое регулирование может осуществляться как специальным, так и общим законом;

3) обладает общей отраслевой и специальной отраслевой правосубъектностью;

4) может иметь различную организацион-но-правовую форму юридического лица, в том числе смешанную, сочетающую признаки нескольких организационно-правовых форм;

5) может быть создано на основе любой формы собственности.

На основе перечисленных признаков можно дать следующее определение юридических лиц публичного права - это особая характеристика юридических лиц, в соответствии с которой юридические лица независимо от формы собственности и организацион-но-правовой формы представляют и (или) защищают публичные интересы либо служат их реализации.

1 Дзыбова С.Г. К вопросу о субъекте правовой системы // Изменяющаяся правовая система России в условиях современного социально-экономического развития: материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. -Ростов н/Д., 2006. - С. 34.

2 Алексеев С.С. Проблемы теории права: курс лекций: в

2 т. - Т. 1. - Свердловск, 1972. - С. 276-277.

3 Архипов С.И. Субъект права: теоретическое исследование. - СПб., 2004. - С. 30.

4 Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. B.C. Нерсесянца. - М., 2001. -С. 373.

5 Архипов С.И. Указ. соч. - С. 131-132.

6 Алексеев С.С. Указ. соч. - С. 286.

7 Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. - М., 1950. - С. 5.

8 Магазинер Я.М. Избранные труды по общей теории права / отв. ред. А.К. Кравцов. - СПб., 2006. - С. 242.

9 Архипов С.И. Указ. соч. - С. 31.

10 Алексеев С.С. Указ. соч. - С. 279; Братусь С.Н. Указ. соч. - С. 6.

11 Груздев В.В. Спорные вопросы соотношения правоспособности и субъективного права // Государство и право.-2008.-№ 1.-С. 53.

12 Магазинер Я.М. Указ. соч. - С. 244.

13 Алексеев С.С. Указ. соч. - С. 283.

15 Архипов С.И. Указ. соч. - С. 221.

16 Братусь С.Н. Указ. соч. - С. 194.

17 Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Исключительная правоспособность банка // Хозяйство и право. - 1999. - № 5. - С. 59-62.

18 Филатов Ю.В. Правовое положение банка как субъекта гражданского права: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2000. - С. 6.

19 Абрамов А.М. Субъекты права в сфере социально-экономических отношений: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2007. - С. 10, 14; Климатов Р.В. Коллективные субъекты права в сфере рыночных отношений (вопросы общей теории права): автореферат дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2003. -С. 7, 16.

20 Алексеев С.С. Указ. соч. - С. 293.

21 Кардашов Р.А. К вопросу о понятии организации // Научные труды РАЮН. Вып. 5: в 3 т. - М., 2005. - Т. 2.

22 Магазинер Я.М. Указ. соч. - С. 261-263.

23 Там же. - С. 273-275.

24 Белорусов В.Б. Административно-правовой статус негосударственных субъектов правоохранительной деятельности в Российской Федерации: автореферат дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2005. - С. 23.

25 Яковлев В.Н. Древнеримское и современное гражданское право России. Рецепция права: учебное пособие. -Ижевск, 2004. - Ч. 1. - С. 138.

26 Эннецерус JI. Курс германского гражданского права. Введение и общая часть. - Т. 1. - М., 1949. - С. 357.

27 Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве (понятие, виды, государственные юридические лица). - М., 1947. - С. 63.

28 Алексеев С.С. Указ. соч. - С. 297.

29 Богданова И. О перспективах использования категории «юридическое лицо публичного права» в российском законодательстве // Хозяйство и право. - 2008. -№ 1. - С. 70-71; Чантурия Л.Л. Юридические лица публичного права: их место в гражданском праве и особенности правового регулирования // Государство и право.

2008. - № 3. - С. 38, 42.

30 Богданова И. Указ. соч. - С. 69.

31 Чиркин В.Е. Необходимо ли понятие юридического лица публичного права? // Г осударство и право. - 2006.

- № 5. - С. 25-26.

32 Тихомиров Ю.А. Современное публичное право: монографический учебник. - М., 2008. - С. 193.

33 Лавренюк А.В. Субъекты публичного права: теоретико-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. -М., 2007. - С. 52.

34 Концепция корпоративного законодательства // Закон. -2006,-№9.-С. 9-20.

35 Чиркин В.Е. Указ. соч. - С. 22.

36 Бараненков В.В. Гражданско-правовая личность органов государственной власти (к вопросу о юридических лицах в публичном праве) // Научные труды РАЮН. Вып. 7: в 2 т. - М., 2007. - Т. 1. - С. 677.

Субъектами гражданского права являются физические и юридические лица. Кроме того, в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, могут участвовать публичные образования – Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Физическими лицами являются граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Нормы гражданского права по общему правилу одинаково регулируют отношения с участием граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Как субъект гражданского права физическое лицо (далее – гражданин) должен быть отличим от других лиц. В этой связи значение имеют имя и место жительства гражданина. Имя гражданина включает фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может выступать под вымышленным именем – псевдонимом (ст. 19 ГК РФ). Место жительства гражданина – это то место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК РФ).

Возможность гражданина выступать в качестве субъекта гражданского права связывается с такими понятиями как "правоспособность" и "дееспособность".

Правоспособность гражданина, означающая его способность иметь гражданские права и нести обязанности, признается в равной мере за всеми гражданами. Гражданская правоспособность возникает в момент рождения гражданина и прекращается его смертью (ст. 17 ГК РФ).

  • – иметь имущество на праве собственности;
  • – наследовать и завещать имущество;
  • – заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью;
  • – создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;
  • – совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах и т.д.

Под гражданской дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет (п. 1 ст. 21 ГК РФ). Вместе с тем законом предусматривается полная дееспособность для граждан, не достигших совершеннолетия, если они вступили в брак до достижения возраста 18 лет. Кроме того, несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ).

Дееспособные граждане отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 24 ГК РФ).

Малолетние, не достигшие шестилетнего возраста, не обладают гражданской дееспособностью. От их имени все сделки совершают их законные представители. Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет являются частично дееспособными (ст. 28 ГК РФ). Лица в возрасте от 14 до 18 лет являются ограниченно дееспособными (ст. 26 ГК РФ).

Ограничение правоспособности и дееспособности не допускается за исключением случаев, установленных законом (п. 1 ст. 22 ГК РФ). Ограничить дееспособность совершеннолетнего гражданина можно в судебном порядке в установленных законом случаях (ст. 30 ГК РФ). Признание гражданина недееспособным осуществляется в соответствии с законом (ст. 29 ГК РФ).

Полностью дееспособные граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ). По общему правилу к предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей применяются нормы ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц – коммерческих организаций. Сведения об индивидуальном предпринимателе подлежат внесению в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). По своим обязательствам индивидуальный предприниматель несет полную имущественную ответственность в соответствии с правилами ст. 24 ГК РФ.

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Признаками юридического лица являются:

  • организационное единство. Указанный признак означает, что юридическое лицо имеет свою внутреннюю структуру, органы управления, которые определены его учредительными документами; органы управления формируют и изъявляют волю юридического лица в имущественном обороте;
  • имущественная обособленность юридического лица означает, что имущество самого юридического лица обособлено от имущества его участников;
  • самостоятельная имущественная ответственность юридического лица означает, что оно самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;
  • выступление в гражданском обороте от своего имени. Данный признак означает, что юридические лица от своего имени могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать истцами и ответчиками в судах.

Условием для осуществления деятельности юридическим лицом является его государственная регистрация и внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Индивидуализация юридического лица осуществляется с помощью его наименования и места нахождения. Наименование любого юридического лица кроме собственно названия должно содержать информацию о его организационно-правовой форме. Наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер ее деятельности. Коммерческая организация должна иметь фирменное наименование. Фирменное наименование коммерческой организации является объектом исключительных прав, охраняемым законом от неправомерного использования третьими лицами (ст. 1473 ГК РФ).

В отличие от правоспособности и дееспособности граждан применительно к юридическим лицам используется единый термин "правоспособность" (правосубъектность).

Правоспособность юридического лица – это его способность иметь права и обязанности, осуществлять и выполнять их. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, т.е. регистрации в ЕГРЮЛ и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ.

Выделяют общую и специальную правоспособности юридического лица.

Общая правоспособность означает, что юридическое лицо может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Общей правоспособностью наделено большинство коммерческих организаций в Российской Федерации.

Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо вправе осуществлять лишь определенные законом или решением учредителя виды деятельности. Специальной правоспособностью в Российской Федерации обладают создаваемые по решению государственных и муниципальных органов государственные и муниципальные унитарные предприятия и казенные предприятия, а также некоммерческие организации. Специальной правоспособностью в Российской Федерации обладают и некоторые коммерческие организации – банки и страховые организации, поскольку указанные организации в соответствии с законом не могут совмещать свою деятельность с иными видами деятельности.

Юридическое лицо осуществляет свою деятельность через свои органы (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Различают следующие органы юридического лица:

Особым органом юридического лица с широкими полномочиями является ликвидационная комиссия (ликвидатор) (п. 3 ст. 62 и ст. 63 ГК РФ).

От органов юридического лица следует отличать его представительства и филиалы. Они выступают в качестве обособленных подразделений юридического лица, расположены вне места его нахождения, действуют на основании утвержденных для них положений, а руководители – на основании доверенностей (ст. 55 ГК РФ).

Юридические лица создаются в соответствии с определенным порядком. В настоящее время в Российской Федерации применяются нормативно-явочный и разрешительный порядки образования юридических лиц.

Нормативно-явочный порядок представляет собой общий порядок образования юридических лиц в Российской Федерации. Для создания юридического лица в таком порядке необходимо наличие действующего в Российской Федерации нормативного правового акта, который регулировал бы создание и деятельность той или иной разновидности юридического лица. При наличии соответствующих документов и соответствии их закону уполномоченные государственные органы обязаны произвести государственную регистрацию юридического лица. В нормативно-явочном порядке образуется большинство коммерческих и некоммерческих организаций РФ.

Разрешительный порядок означает, что для создания юридического лица помимо закона, регулирующего деятельность того или иного вида юридических лиц, необходимо также разрешение уполномоченного государственного или муниципального органа. Среди коммерческих организаций в разрешительном порядке создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения, казенные предприятия, а также банки и страховые организации.

Классификация юридических лиц может проводиться по различным основаниям:

  • – в зависимости от формы собственности (государственные, муниципальные и частные);
  • – в зависимости от прав участников на имущество юридического лица (юридические лица, в которых участники имеют вещные права на имущество юридического лица – государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения; юридические лица, в которых участники имеют обязательственные праватоварищества и общества, производственные и потребительские кооперативы; юридические лица, в отношении которых участники не имеют прав на имущество юридического лица – общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы);
  • – в зависимости от того, что объединяется в юридическом лице (объединения лиц – товарищества и объединения капиталов – общества);
  • – в зависимости от основной цели деятельности юридического лица – коммерческие и некоммерческие.

Коммерческая организация – это организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п. 1 ст. 50 ГК РФ). К коммерческим организациям относятся: полные товарищества, коммандитные товарищества, хозяйственные партнерства, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, закрытые акционерные общества, открытые акционерные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения, казенные предприятия.

Некоммерческая организация – это организация, которая не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. К некоммерческим организациям относят: общественные и религиозные организации (объединения), общины коренных малочисленных народов РФ, казачьи общества, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

Реорганизация юридического лица – это переход прав и обязанностей в порядке правопреемства от одного юридического лица (нескольких юридических лиц) к другому (другим) юридическим лицам. Реорганизация может осуществляться по решению: учредителей (участников) юридического лица; уполномоченного органа юридического лица; уполномоченных государственных органов или на основании решения суда (ст. 57 ГК РФ). В последнем случае реорганизация может иметь принудительный характер. Виды реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Ликвидация – это прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому (другим) юридическим лицам.

Ликвидация может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация осуществляется: по решению учредителей (участников) либо уполномоченного органа юридического лица; в связи с истечением срока на который лицо было создано; в связи с достижением цели, ради которой оно создавалось. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случае нарушений законодательства, в том числе при осуществлении деятельности без лицензии либо запрещенной законом деятельности, а также в случае осуществления некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, и в других предусмотренных законом случаях. При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворить денежные требования кредиторов, а также исполнить обязанности по уплате обязательных платежей. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, может быть признано банкротом. Государственная корпорация может быть признана банкротом, если это допускается законом о ее создании. Фонд не может быть признан банкротом, если это установлено законом о его создании.

Признание юридического лица банкротом влечет его ликвидацию.

Граждане не являются единственными субъектами гражданского права. Существуют также различные общественные объединения, союзы и группы, имеющие статус юридического лица. Какие особенности и признаки характерны для представленных субъектов? Есть ли у них права или обязанности? В этой статье будут подробно разобраны юридические лица как субъекты гражданских правоотношений.

Общая характеристика юридического лица

Физические и юридические лица - субъекты гражданских правоотношений. Юрлицом именуется организация, признанная государством в качестве особого правового субъекта. Такое лицо обладает обособленной собственностью, а также самостоятельно отвечает по своим полномочиям и обязательствам. Юрлицо должно выступать в гражданском обороте от своего имени. Согласно статье 48 российского ГК, юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений может реализовывать права личного неимущественного или имущественного характера. Более того, оно способно выступать на судебном процессе в качестве ответчика или истца. Какие еще признаки характерны для юрлица?

Признаки юридического лица как субъекта гражданских правоотношений

Любое юрлицо обладает рядом важнейших признаков и особенностей. Первым признаком является наличие организационного единства. По сути, организация субъекта гражданских правоотношений является единым целым с четко выстроенной структурой. Единство необходимо для решения поставленных задач и достижения определенных целей с помощью управления лицом.

Второй важный признак - это имущественная обособленность. Именно собственность рассматриваемого субъекта является предпосылкой для участия юрлица в обороте по гражданским делам. Имущество принадлежит субъекту отношений на праве собственности, а также на праве оперативного управления. Из представленного признака вытекает и еще один, связанный с имущественной ответственностью. Так, юрлицо или же его учредители несут субсидированную ответственность за незаконное или неверное обращение с имуществом.

Последний признак связан с возможностью выступать в гражданском обороте от своего имени. Как следствие, есть возможность исполнять обязанности, а также приобретать и реализовывать определенные права.

Понятие правосубъектности

Любое юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений обладает дееспособностью и правоспособностью. Эти два понятия, в свою очередь, образуют правосубъектность.

Правоспособностью юридического лица называется возможность обладать гражданскими обязанностями и правами. Такая возможность может быть общей и специальной. Право реализации любых видов деятельности, что не запрещены законодательно, входит в категорию правоспособности общего характера. Занятие же узконаправленными и лицензируемыми типами деятельности входит в группу специальной правоспособности.

Ограничение юридического лица как субъекта гражданских правоотношений в его же правах допускается лишь по решению суда. Такое решение может быть оспорено.

Индивидуализация юридических лиц

Разобравшись с понятиями и видами юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений, следует перейти к понятию индивидуализации. Это процесс выделения организации из множества других юрлиц. Возможно подобное выделение лишь путем присвоения наименования и определения местонахождения. Сама процедура индивидуализации закреплена в статье 54 ГК РФ.

Какие требования предъявляются к наименованию юрлица? Во-первых, оно должно иметь указание на организационную форму и тип лица. Перед непосредственным наименованием организации должна стоять аббревиатура: ООО, АО, НКО и т. д.

Место, где находится юридическое лицо, должно быть зарегистрировано соответствующими государственными органами, а также внесено в специальный реестр. Особые требования к пространству, где может находиться юрлицо, законом не закрепляются.

Еще одним элементом индивидуализации является производственная марка. Она должна включать в себя словесный способ индивидуализации товара: адрес, стандарты, потребительские свойства, наименование и т. д.

Формирование юридического лица как субъекта гражданских правоотношений

Понятие юрлица закреплено в главе 5 ГК РФ. Здесь же дается информация о создании такого лица. Согласно статье 50.1, для формирования субъекта гражданских правоотношений должно присутствовать соответствующее решение учредителя или группы учредителей. Должен быть написан и утвержден устав, а также порядок, способ и размер формирования имущества лица.

Немалую роль играет и процесс регистрации рассматриваемого субъекта гражданских правоотношений. Данные о регистрации включаются в государственный реестр юрлиц. Отказ в регистрации может быть оспорен в судебном порядке.

Реорганизация и ликвидация

В каких случаях и каким образом может быть ликвидировано юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений? Краткий ответ дает статья 61 российского Гражданского кодекса.

Есть две причины для ликвидации юрлица. Это совместное и добровольное решение учредителей либо постановление судебной инстанции. В первом случае организация ликвидируется вследствие полного достижения поставленных целей либо, наоборот, полного их недостижения. Судебное же постановление выносится при наличии доказанных правонарушений, совершенных представителями юридического лица как субъектов гражданских правоотношений. Курсовая разница как причина деградации организации, банкротство, неверное управление - вот лишь малая часть причин, из-за которых юрлицо может ликвидироваться.

А что известно о реорганизации? Согласно закону, такой процесс может иметь несколько форм. Это слияние двух лиц в одно, разделение одной организации на несколько частей, выделение дочернего или зависимого лица, а также преобразование из одной формы в другую. Все реорганизационные процессы также должны быть оформлены и зарегистрированы.

Юрлица: основные виды

В гражданском праве существует несколько групп, в которые входят юридические лица как субъекты гражданских правоотношений. Виды юредических лиц были выделены специалистами в области права в несколько классификаций. Первая классификация связана с целями реализуемой деятельности. Так, все юрлица делятся на некоммерческие и коммерческие. Основной целью некоммерческих лиц является достижение определенных результатов, не связанных с извлечением прибыли. Субъекты же коммерческого характера направлены только на заработок финансов. Получаемая прибыль в таких организациях распределяется между участниками, в то время как заработок некоммерческих лиц поступает на достижение целей, ради достижения которых была сформирована организация.

Есть и другая классификация, согласно которой, юрлица делятся в зависимости от характера полномочий учредителей. Участники организации могут обладать следующими видами прав:

  • обязательственные полномочия (создаются кооперативы, товарищества и хозяйственные общества);
  • вещные полномочия (формируются учреждения и унитарные предприятия);
  • отсутствие полномочий (создаются общественные объединения и фонды).

В зависимости от участия личного или имущественного характера, юрлица делятся на товарищества и общества. В зависимости же от формы имущества - на государственные, муниципальные и частные организации.

Товарищества как коммерческие корпоративные организации

Чуть подробнее следует рассказать о каждом отдельном виде юридического лица как субъекте гражданских правоотношений. Юридический статус коммерческих корпоративных организаций зависит от формы лица. Так, существует полное товарищество - организация, участники которой занимаются предпринимательством и отвечают по имущественным обязательствам. Управление таким лицом осуществляется по взаимному согласию всех участников.

Есть также товарищество на вере - так называемое коммандитное товарищество. Участники здесь также занимаются предпринимательством. Однако риск убытков несут не все, а лишь некоторые члены организации - так называемые коммандисты. Им доверяют свою собственность остальные лица.

Прочие коммерческие корпоративные организации

В число коммерческих корпоративных организаций входит также крестьянское хозяйство - некоторое число фермеров, зарегистрированных в качестве юрлица. Здесь же стоит выделить общества с ограниченной ответственностью - хозяйственную организацию, капитал которой разделен на части, а участники должны нести риск убытков только по своим долям.

Еще одна форма рассматриваемого вида юрлица - акционерное общество. Это организация, уставной капитал которой разделен на акции, а участники несут риски только в пределах собственных акций.

Унитарные предприятия

Предприятия унитарного характера являются коммерческими организациями, не наделенными имущественными правами на собственность ее членов. При этом имущество самого предприятия является неделимым. Оно находится в государственной или местной самоуправленческой собственности. Сама организация несет ответственность по собственным обязательствам за принадлежащее имущество, но не несет ответственности по обязательствам собственников.

Основные формы унитарных предприятий - муниципальные и государственные. На базе одной из таких форм может быть создано казенное предприятие унитарного характера.

Так же как и в случае с другими юридическими лицами, учредительным документом предприятия является устав. Утверждается он местным муниципальным или государственным органом.

Виды некоммерческих организаций

Есть несколько форм организаций, носящих некоммерческий характер. Первая и самая распространенная форма - потребительский кооператив. Это объединение граждан или юрлиц, основанное на членстве добровольного характера. Материальные потребности членов кооператива удовлетворяются за счет имущественных паевых взносов.

Стоит также отметить общественные организации. Это объединения граждан, формируемые на основе добровольности и общности интересов для удовлетворения потребностей нематериального характера. Участники такой организации не обладают имущественными правами на переданную им собственность.

Что еще входит в группу некоммерческих юрлиц? Это союзы и ассоциации, общественные движения, казачьи общества, товарищества обладателей недвижимости, адвокатские палаты и образования, нотариальные палаты, различные фонды, религиозные организации, а также коренные малочисленные народы.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений должно обладать рядом признаков: организационное единство, обособленное имущество, самостоятельная ответственность и некоторые другие.

Организационное единство юридического лица означает наличие определенной иерархии, соподчиненное™ органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, и четкой регламентации отношений между участниками. Данный признак юридического лица закрепляется в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность этого вида юридических лиц, и отражается в его учредительных документах.

Обособленное имущество создает материальную базу для деятельности юридического лица. Имущество может находиться в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении.

Самостоятельная имущественная ответственность юридического лица проявляется в том, что оно отвечает по своим обязательствам самостоятельно. Условием ответственности является наличие обособленного имущества. Есть некоторые исключения из этого правила, например, субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия несет Российская Федерация.

Выступление в гражданском обороте от своего имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица классифицируются по различным основаниям.

По форме собственности юридические лица разделяются на государственные (публичные) и негосударственные (частные). К государственным относятся все унитарные предприятия и некоторые учреждения. Объединяет государственные предприятия то, что их целью являются публичные общегосударственные интересы.

В зависимости от целей деятельности юридические лица бывают коммерческие и некоммерческие. Коммерческие предприятия имеют своей целью извлечение прибыли, распределение ее между участниками. Деятельность некоммерческих организаций не связана с предпринимательством. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью в случае, если это необходимо для достижения их уставных целей, но не вправе распределять полученную прибыль между участниками.

По составу учредителей юридические лица делятся:

1) на союзы и ассоциации (создаются только юридическими лицами); 2) унитарные предприятия (учреждаются государством); 3) иные юридические лица (могут создаваться любыми учредителями с ограничениями, установленными законом).

По характеру требований участников существуют организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право - это государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. Участники хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов имеют по отношению к организации обязательственные права. Общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц - это организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав.

ГК РФ называет различные организационно-правовые формы юридических лиц. Так, коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Хозяйственное товарищество - это договорное объединение нескольких лиц, созданное для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем. В зависимости от вида ответственности по обязательствам товарищества выделяют полное товарищество и товарищество на вере.

В полном товариществе участники несут субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом.

Товарищество на вере (коммандитное) состоит из двух категорий участников: полных товарищей (комплимента- риев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом, и товарищей - вкладчиков (коммандитов), не отвечающих по обязательствам товарищества.

Хозяйственное общество создается одним или несколькими лицами путем объединения (обособления) их имущества для ведения предпринимательской деятельности. Хозяйственные общества - это общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества (открытые и закрытые).

Общество с ограниченной ответственностью представляет собой коммерческую организацию, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованную одним или несколькими лицами, отвечающими по ее обязательствам.

Общество с дополнительной ответственностью - это

коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованная одним или несколькими лицами, солидарно несущими субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.

Акционерное общество представляет собой коммерческую организацию, образованную одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом, разделенным на равные доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами - акциями.

Федеральный закон «Об акционерных обществах»

(извлечения)

1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров...

1. Акционерным обществом (далее - общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) но отношению к обществу...

Закрытое акционерное общество обязано распределять все акции новых выпусков между конкретными, заранее известными лицами. Акционеры закрытого акционерного общества имеют право преимущественной покупки отчуждаемых другими акционерами акций. Минимальное число акционеров закрытого акционерного общества - 50.

Открытое акционерное общество вправе предлагать свои акции неопределенному кругу лиц.

Производственный кооператив (артель) представляет собой объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия. Первоначальное имущество производственного кооператива складывается из паев членов этого объединения. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по всем обязательствам в порядке и размерах, установленных Федеральным законом «О производственных кооперативах».

Государственное и муниципальное предприятие обладает государственным или муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Это предприятие является унитарным, т.е. его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам.

К некоммерческим организациям относят: потребительские кооперативы, общественные объединения, религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц и др.

Статья 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

  • 1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
  • 2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
  • 3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Потребительский кооператив - это объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах. Первоначальное имущество потребительского кооператива складывается из паевых взносов.

Общественное объединение - это объединение лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей. Общественные объединения в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

Религиозное объединение - это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного вероисповедания и распространения веры.

Фонд - это организация, основанная для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность.

Учреждение создается собственником для осуществления функций некоммерческого характера. Финансируется собственником полностью или частично.

Юридические лица могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов.

Законом могут учреждаться и другие виды юридических лиц.

План


Введение

1.Понятие и виды субъектов правоотношений

.Юридические лица как субъекты правоотношений

Заключение

Список использованных источников


Введение


Субъекты права - это участники правовых отношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности.

Субъектами правоотношения могут быть отдельные люди - индивиды (физические лица) и организации (юридические лица).

К индивидам как субъектам правоотношений относятся: граждане государства, иностранцы, лица без гражданства. Иностранцы и лица без гражданства (апатриды) могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане Российской Федерации, за рядом исключений: они не могут избирать и быть избранными в представительные органы России, входить в экипаж гражданского, воздушного, морского или речного судна, служить в Вооруженных Силах республики, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности.

реализуя свои властные полномочия, которые выражаются в праве государственного органа издавать нормативные и индивидуальные правовые акты и принудительными средствами обеспечивать их соблюдение и исполнение;

Чтобы быть субъектом права, организация должна обладать качеством юридического лица. "Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету" - гласит ч. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации.


1. Понятие и виды субъектов правоотношений


Субъекты правоотношений (права) - это участники правовых отношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности.

Люди и их объединения, которые выступают как носители установленных законом прав и обязанностей, становятся участниками правоотношений, а также субъектами права.

В соответствии с общим положением субъекты правоотношений - это отдельные индивиды, а также организации, которые по нормам права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

В действительности не все отдельные индивиды и организации могут являться субъектами правоотношений. Такое положение можно объяснить различными объективными факторами (в частности, физиологическими, психологическими, экономическими).

Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в области объективного права. Главным образом их большинство в правовом государстве. Другие лица, по каким-либо причинам не охваченные сферой правового регулирования, находятся под непосредственной опекой разных благотворительных общественных организаций, а также государства.

Субъектов права подразделяют чаще всего:

.на индивидуальные (физические лица);

.организации (юридические лица);

К индивидуальным субъектам права относят:

.граждан Российской Федерации;

Иностранцев;

.лиц без гражданства;

.лиц с двойным гражданством.

Граждане - самые многочисленные субъекты права, они вступают в различные правоотношения: гражданско-правовые, семейные, трудовые, земельные, финансовые, процессуальные и др. От социальной и правовой активности гражданина зависит его положение в обществе, социальной группе, трудовом коллективе, его успех в жизни.

Иностранцы и лица без гражданства (апатриды) могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане Российской Федерации, за рядом исключений: они не могут избирать и быть избранными в представительные органы России, входить в экипаж гражданского, воздушного, морского или речного судна, служить в Вооруженных Силах республики, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности.

К организациям как субъектам правоотношений относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, различные некоммерческие организации. Государственные, а в установленных законом случаях и негосударственные организации, выступают субъектами правоотношений в следующих случаях:

реализуя свои властные полномочия, которые выражаются в праве государственного органа издавать нормативные и индивидуальные правовые акты и принудительными средствами обеспечивать их соблюдение и исполнение. Федеральное Собрание или правительство принимает нормативные акты в пределах своей компетенции, местные органы государственного управления организуют работу транспортных, жилищно-коммунальных и иных структур, прокуратура и органы внутренних дел привлекают правонарушителей к ответственности, суд выносит приговор или решение, ректор вуза отчисляет студента за академическую неуспеваемость - это лишь некоторые случаи реализации властных полномочий государственными органами как субъектами права;

участвуя в социально-политической жизни общества государства. В этом случае организации, объединения, партии, движения, фонды и иные образования реализуют права, предусмотренные их уставами и положениями;

осуществляя хозяйственную и имущественную деятельность.

Чтобы быть субъектом права, организация должна обладать качеством юридического лица. "Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету" - гласит ч. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации. Нередко одна и та же организация может быть субъектом права и как властвующая структура, и как социально-политическая организация, и как хозяйствующий субъект.

К организациям как субъектам права относится и суверенное государство в целом. Так, российское государство вступает во многие виды правоотношений, например: 1) в международно-правовые - когда речь идет о связи с зарубежным государствами, 2) в государственно-правовые - с субъектами в составе Российской Федерации по вопросам совместного ведения, прием в российское гражданство, награждение гражданина государственной наградой или присвоение ему почетного звания Российской Федерации и т.д. 3) в гражданско-правовые - отношения федеральных властей с другими субъектами по поводу федеральной государственной собственности, 4) в уголовно-правовые - поскольку приговор по уголовному делу выносится от имени Российской Федерации и существует.


2. Правосубъектность и ее элементы


Для того чтобы быть субъектом правоотношения, организация или социальная общность, индивид должны обладать правосубъектностью.

Правосубъектность - это способность быть субъектом права. Правосубъектность граждан представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов - правоспособности и дееспособности.

Правоспособность - это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность - предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособность, т. е. способность (возможность) лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность - предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

Разграничение право- и дееспособности характерно в основном для гражданского права, поскольку правоспособность гражданина возникает в момент его рождения, а дееспособность - по достижении определенного возраста.

Каким же образом осуществляются права и исполняются обязанности, если участником правоотношения выступает недееспособное лицо? В таких случаях недостающие элементы правосубъектности восполняются другими лицами. В гражданском праве существует институт представительства. Представитель своими действиями реализует права и исполняет обязанности от имени недееспособного участника правоотношения.

В других правовых отраслях право- и дееспособность не разделяются, подразумевается, что они появляются у гражданина одновременно и его правовое положение характеризуется единой праводееспособностью, или, говоря иначе, правосубъектностью.

Круг лиц, обладающих правосубъектностью, определяется специализированными нормами. Например, в соответствии с п. 1 ст. 13 СК РФ брачный возраст устанавливается в 18 лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим 16 лет (п. 2 ст. 13 СК РФ). Согласно ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ «административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет».

Правовое положение граждан России в целом характеризуется наличием у них правового статуса, который включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ. Правовой статус российских граждан в полной мере соответствует стандартам прав человека, закрепленным в актах международного права.

Помимо общего (конституционного) правового статуса разные граждане имеют специальный статус, который определяется более конкретными законами: например, статус военнослужащего, работника полиции, пенсионера, студента, судьи и т. д.

Правоспособность и дееспособность граждан обычно одинаковы по объему. Однако в ряде случаев по закону или по решению суда лицо ограничивается в дееспособности. Так, по гражданскому законодательству малолетние в возрасте до шести лет полностью недееспособны, ограничены в дееспособности малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетние - в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 26, 28 ГК РФ).

Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ). Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным называется эмансипацией и производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей, а при отсутствии такого согласия - по решению суда.

Судом признаются недееспособными граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ). Законом предусмотрена также возможность ограничения дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ГК РФ). Ограниченно дееспособный может совершать сделки (за исключением мелких бытовых) по распоряжению имуществом лишь с согласия попечителя.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть субъектами трудовых, гражданских, процессуальных и иных правоотношений, но они не имеют избирательных прав, на них не распространяются воинская обязанность, действие некоторых статей УК РФ (например, об измене Родине) и т. д.

Российская Федерация, как и большинство государств мира, следуя принципу исключительности гражданства, в целом отрицательно относится к институту двойного гражданства (по общему правилу человек должен иметь устойчивую правовую связь только с одним государством). Вместе с тем и Конституция РФ и Закон о гражданстве допускают возможность для гражданина России иметь одновременно и гражданство другого государства. В отдельных случаях наличие одновременно гражданства России и гражданства другого государства может рассматриваться как благо, например, для соотечественников, являющихся гражданами государств СНГ и Балтии. Обладание российским гражданином одновременно гражданством другого государства возможно в силу международного договора (договор этот должен быть, как правило, двусторонним, с конкретным государством) или прямого указания закона (договоры о двойном гражданстве заключены Российской Федерацией лишь с Таджикистаном и Туркменистаном. Кроме того, гражданин РФ может получить гражданство иностранного государства, если национальное законодательство этого государства предусматривает предоставление своего гражданства без обязательной утраты гражданства другого государства (в частности, России). Именно в силу последнего основания имеют двойное гражданство большинство «российских бипатридов».

Лица с двойным гражданством (бипатриды) рассматриваются российским государством только как граждане России, с соответствующим набором прав и обязанностей, изъятия из этого правила возможны лишь на основании закона (в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане РФ, прошедшие военную службу в иностранном государстве, освобождаются от военной службы в России) или международного договора (например, в силу межгосударственных соглашений об освобождении от двойного налогообложения).

Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Их делят на следующие виды:

Государство;

.государственные органы и учреждения;

.общественные объединения;

.административно-территориальные единицы;

.субъекты Российской Федерации;

.религиозные организации;

.юридические лица.

Их перечень не является исчерпывающим. К коллективным субъектам не всегда относят государство и государственные образования, т.к. они представлены не одной персоной, а группой лиц. Однако государство и государственные образования являются специфическими субъектами, они обладают особыми властными полномочиями, поэтому есть основания для выделения их в отдельную группу.

Правосубъектность коллективных субъектов права выражается в их компетенции. Компетенция - это объем полномочий, совокупность прав и обязанностей любого коллективного субъекта права.

Коллективные субъекты права выступают субъектами правоотношений в следующих случаях:

реализуя свои властные полномочия,

участвуя в социально-политической жизни общества и государства,

осуществляя хозяйственную и имущественную деятельность.

Основным видом коллективных субъектов права являются юридические лица.

Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Признаки юридического лица сформулированы в ст.48 Гражданского кодекса РФ. Это: 1) имущественная обособленность; 2) способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности; 3) быть истцом и ответчиком в суде. Само понятие юридического лица имеет значение главным образом в гражданском праве, то есть в имущественных, обязательственных отношениях.

Государственные органы как субъекты права характеризуются наличием властных полномочий и компетенции, они участвуют в правоотношениях любого типа, если необходимо проявить властные полномочия.

Государство в целом выступает как специфический субъект права в международно-правовых, конституционно-правовых, уголовно-правовых, гражданско-правовых (как субъект права государственной собственности, например) отношениях.

Государственные и административно-территориальные образования выступают субъектом права в международно-правовых, государственно-правовых отношениях.

Необходимо учитывать, что не любой коллектив людей может выступать субъектом права. Таким правом, например, не обладают семья, учебные группы, производственные бригады и другие общности. Таким образом, субъектами права могут быть только более или менее важные, устойчивые, а также постоянные образования, которые отличаются единством цели, определенной внутренней организацией, а не случайные или временные объединения граждан или каких-то структур.

Таким образом, субъекты правоотношений бывают субъекты правоотношений бывают индивидуальными, а также коллективами людей, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом субъективных прав и юридических обязанностей. Наиболее широко распространено подразделение субъектов на индивидуальные и коллективные. Точнее, однако, говорить о физических лицах и организациях, ибо организация рассматривается не как определенный коллектив физических лиц, а именно как организация, как особое, качественно иное образование, несводимое к простому суммированию входящих в нее людей.


3. Юридические лица как субъекты правоотношений


Юридическое лицо имеет ряд присущих ему свойств, каждое из которых необходимо, а все они вместе - достаточны для того, чтобы такая организация могла признаваться субъектом гражданского права. Эти свойства таковы:

Организационное единство юридического лица. Это свойство проявляется, прежде всего, в определенной иерархии, соподчиненности органов управления, составляющих структуру организации, а также в четкой регламентации отношений между ее участниками. Организационное единство юридического лица закрепляется его учредительными документами (уставом и/или учредительным договором) и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц;

Имущественная обособленность юридического лица. Имущественная обособленность юридического лица представляет собой объединение множества инструментов (предметов техники, знаний, денежных средств и т.д.) в единый имущественный комплекс и создает материальную базу для его деятельности. При этом степени обособленности имущества у различных видов юридических лиц могут значительно различаться. Так, например, хозяйственные товарищества и общества, кооперативы обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, в то время как унитарные предприятия - лишь правом хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако в обоих случаях наличие правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом дает и тем и другим такую степень обособленности, которой достаточно для признания данного образования юридическим лицом. Так или иначе, имущество юридического лица обособлено. Бухгалтерский баланс и смета - закреплённые в ГК (ст. 48 ч. 1) обязательные условия существования юридического лица. Самостоятельная гражданско-правовая ответственность юридического лица. Данное свойство регламентировано статьей 56 Гражданского Кодекса и подразумевает, что участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Следует заметить, что необходимой предпосылкой такой ответственности является наличие у юридического лица обособленного имущества, которое при необходимости может служить объектом притязаний кредиторов. Выступление юридическим лицом в гражданском обороте от своего имени - еще одно его свойство. Это свойство означает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Учитывая все перечисленное выше, можно охарактеризовать юридическое лицо как признанную государством в качестве субъекта права организацию, обладающую обособленным имуществом, самостоятельно отвечающую этим имуществом по своим обязательствам и выступающую в гражданском обороте от своего имени. В отличие от таких субъектов гражданских правоотношений, как граждане, юридическое лицо обладает не общей (или универсальной -предполагающей возможность для субъекта права иметь любые права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности) правоспособностью, а специальной, предполагающей наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

Пpавоспособность юридического лица возникает в момент его создания, котоpый пpиуpочен к его государственной pегистpации (п.3 ст.49 и п.2 ст.51 ГК), и пpекpащается в момент его исключения из единого госудаpственного pеестpа юpидических лиц (п.8 ст.63 ГК). Для участия в гpажданском обоpоте юpидическому лицу необходима также и дееспособность наличие котоpой означает, что оно своими действиями может пpиобpетать, создавать, осуществлять и исполнять гpажданские пpава и обязанности. Дееспособность юридического лица возникает и пpекpащается одновpеменно с пpавоспособностью. «Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». Для того чтобы как-то выделить юpидическое лицо из массы всех дpугих оpганизаций, пpоизводится его индивидуализация (опpеделение его местонахождения и пpисвоение ему наименования). Место нахождения опpеделяется местом госудаpственной pегистpации юpидического лица, если в соответствии с законом в учpедительных документах последнего не установлено иное (п.2 ст.54 ГК). Hаименование обязательно должно включать в себя указание на оpганизационно - пpавовую фоpму. Фиpменное наименование (фиpма) - это название коммеpческой оpганизации, неотделимое от нее и отчуждаемое только вместе с ней. Исходя из организационных, функциональных и иных качеств и различий юридических лиц можно классифицировать все их множество по различным критериям. В зависимости от формы собственности, лежащей в основе организации, можно выделить юридические лица созданные на базе федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, объединённой собственности юридических лиц, а также собственности граждан. В зависимости от цели деятельности юридические лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (п.1 ст.50 ГК). Состав учредителей также можно отнести к числу критериев, по которому следует классифицировать юридические лица. Здесь можно выделить юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица. Такие организации называются союзами и ассоциациями. Унитарные предприятия учреждаются государством. Все остальные юридические лица могут быть учреждены любыми (за отдельными исключениями) субъектами права.

Различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать: организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения); организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы); организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц). В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно различать: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица).

В зависимости от масштаба коммерческой и производственной деятельности юридические лица можно разделять на малые предприятия, предприятия-монополисты и прочие. Малые предприятия составляют значительную часть общего количества юридических лиц в РФ. Государство заинтересовано в малом предпринимательстве, прежде всего за счет конкуренции, существующей между большим количеством малых предприятий. Малым предприятиям предоставляется довольно обширный перечень льгот, прежде всего в сферах налогообложения и отчетности. В уставном капитале малого предприятия доля участия государства, некоммерческих организаций или юридических лиц не должна превышать 25%.

Существуют ограничения и на численность работников малого предприятия (в промышленности и на транспорте - до 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - до 60 человек; в розничной торговле - до 30 человек; оптовая торговля и прочие - до 50 человек). Предприятия-монополисты - антипод малых предприятий. Это структуры, занимающие на определённом рынке сбыта свыше 35% его объёма. Особую часть предприятий-монополистов представляют естественные монополии. В большей своей части это государственные унитарные предприятия.

Как правило, естественные монополии - это наследие плановой социалистической экономики. К ним относятся электростанции, предприятия транспорта (как правило, в отдалённых и труднодоступных районах), предприятия по транспортировке нефти газа, почтовые службы и т.д. В силу естественности таких монополий государство не может в полном объеме применять к ним антимонопольные меры, но оставляет за собой право в определённых законом случаях регулировать их ценовую политику в силу того, что такие структуры имеют стратегическую важность и предлагаемые ими товары и услуги потребляются значительной частью населения.


Заключение


Итак, в работе рассмотрены основные положения такой сложной и многогранной юридической категории как правовые отношения. Конечно, в рамках курсовой работы невозможно охватить весь тот огромный массив информации, имеющий отношение к данной теме. Также рассмотрены традиционные взгляды на понятие и сущность правоотношения, даны представления о структуре и содержании понятия, а также рассмотрены основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

История термина «правоотношение» многовековая, но, несмотря на многочисленные исследования юристов и, в силу, может быть, сложности самого понятия, его изучения и осмысления, и сегодня ряд вопросов в рамках теории правоотношения является дискуссионными. Всестороннее познание и системное изучение правоотношений имеет важное практическое значение, так как дает правильное понимание их. При рассмотрении данной темы с разных сторон, мною была достигнута поставленная цель: разобраться в понятии, определении правоотношения, а также понять, что же такое субъекты правоотношений, понятия правосубъективность, юридические лица, правоспособность, дееспособность, их характеристику и содержание. Правоотношения составляют основную сферу общественной жизни. Везде, где существует право, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Особенно они развиты в гражданском обществе, правовом государстве. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Вот почему правоотношения - одна из главных проблем теории права.

На основании вышеизложенного, можно кратко определить правоотношения как урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно деле??рующих друг другу юридических прав и обязанностей.

Подводя итоги работы, хочется добавить, что на современном этапе экономического и правового развития России изучение правоотношений особенно актуально и необходимо. И в заключении, считаю нужным подчеркнуть актуальность и важность рассмотрения данной темы не только для деятельности будущих юристов независимо от той отрасли права, в которой им придется работать, но и для простых граждан, так как правовые знания являются насущной необходимостью.

Основы права необходимо знать каждому, чтобы грамотно формулировать и защищать свои законные интересы, отстаивать их. Ведь содержанием правового отношения, будь то гражданско-правовое, уголовно - правовое и т.д., всегда построено на наличии у его субъектов определенных прав и обязанностей, соблюдение и защита которых является основной целью в деятельности юристов.

правовой юридический дееспособность гражданский

Список использованных источников


I. Нормативно-правовые акты

1.Конституция РФ

УК РФ

ГК РФ

КоАП РФ

.Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

Литература

1.Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: учебник. - М., 2011.

.Мартышин О. В. Теория государства и права: учебник. - М., 2009.

.Малько А. В. Теория государства и права: учебник. - М., 2010.

.Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник. - М., 2010.

.Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. В. Я. Кикотя и В. В. Лазарева. - М., 2008.

.Архипов С. И. Субъект права: теоретическое исследование. - СПб., 2004.

.Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / под общ. ред. В. А. Белова. - М., 2009.

.Козлова Н. В. Правосубъектность юридического лица. - М., 2005.

.Маньковский И. А. Теории сущности юридического лица: история развития и современные научные подходы // Российский юридический журнал. - 2010. - № 4.

.Михайлова И. А. Правосубъектность физических лиц: некоторые направления дальнейшего совершенствования российского гражданского законодательства // Гражданское право. - 2009. - № 1.

.Правовой статус и правосубъектность лица: теория, практика, компаративистика. - СПб., 2007.

.Страшун Б. А. Важная проблема теории права // Журнал российского права. - 2007. - № 10.

.Титова А. А. К вопросу о конституционно-правовых отношениях // Правовая политика и правовая жизнь. - 2011. - № 2.

.Толстой Ю. К. К разработке теории юридического лица на современном этапе // Проблемы современного гражданского права. - М., 2000.

.Флейшиц Е. А. Соотношение правоспособности и субъективных прав // Вестник гражданского права. - 2009. - № 2.

.Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. - М., 1974.

.Чеговадзе Л. А. Структура и состояние гражданского правоотношения. - М., 2004.

.Чиркин В. Е. Заметки к дискуссии о юридическом лице публичного права // ГП. - 2010. - № 7.

.Ястребов О. А. Концептуальные подходы к пониманию юридического лица в правовой науке // Российская юстиция. - 2010. - № 4.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Просмотров