Стыковка союз аполлон. Космический полет по программе "Союз" — "Аполлон"

Стыковка советского "Союза" и американского "Аполлона" должна была стать символом сближения двух сверхдержав во время "разрядки" в Холодной войне. Для того, что "рукопожатие в космосе" состоялось, специалистам обеих стран пришлось решить множество сложнейших технических задач, главная их которых - несовместимость систем жизнеобеспечения кораблей.

Подготовка к исторической стыковке "Союза" и "Аполлона" длилась почти 3 года. Впервые о возможности сотрудничества в космосе США и СССР заговорили в начале 70-ых годов. В ноябре 1970-го ученые и специалисты двух стран собрались в столице Советского союза, где говорили о совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций. Спустя год Москва и Хьюстон перешли к обсуждению и согласованию конкретных технических решений, а в мае 1972 года программа совместного полета для отработки стыковки на орбите была окончательно утверждена.

Космическим специалистам обеих стран предстояло решить сразу несколько проблем. Главная из них заключалась в том, что системы жизнеобеспечения американского и советского кораблей были несовместными. "Союз" летал с атмосферой, близкой по составу и давлению к земной, в то время как "Аполлон" проектировался под атмосферу чистого кислорода при низком давлении. Из-за этого шлюзовой переход из корабля в корабль был невозможен.

Решили эту проблему путем понижения давления в "Союзе" до 520 миллиметров ртутного столба, повышения давления на борту "Аполлона" и создания отдельного переходного отсека. В нем была атмосфера, идентичная той, что была на корабле, на который осуществлялся переход.


Томас Стаффорд,
командир экипажа "Аполлона".

Родился 17 сентября 1930 года в Оклахоме. Возраст на момент полета — 44 года.

В составе экспедиции "Аполлон-10" летал на Луну. Вместе с Юджином Сернаном отстыковывал лунный модуль и сближался с поверхностью, но на сам спутник Земли не высаживался.


Вэнс Бранд , пилот командного модуля.

Родился 9 мая 1931 года в Колорадо. Возраст на момент полета — 44 года.

В качестве пилота командного модуля (остающегося на окололунной орбите в ходе экспедиций) входил в дублирующий экипаж корабля "Аполлон-15". Участие в миссии "Союз-Аполлон" стало его первым полетом в космос.


Дональд Слейтон , пилот стыковочного модуля.

Родился 1 марта 1924 года в штате Висконсин. Возраст на момент полета — 51 год.

В НАСА занимал должность заместителя директора по подготовке экипажей. Единственный из первой семерки американских астронавтов, который до миссии "Союз-Аполлон" ни разу не бывал в космосе.


Алексей Леонов , командир экипажа "Союза".

Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Западно-Сибирского края РСФСР. Возраст на момент полета — 41 год.

18-19 марта 1965 года первый раз отправился в космос в качестве второго пилота на космическом корабле "Восход-2". Совершил продолжительностью 12 минут 9 секунд.


Валерий Кубасов , бортинженер.

Родился 7 января 1935 года в городе Вязники Владимирской области. Возраст на момент полета — 40 лет.

Свой первый полёт осуществил с 11 по 16 октября 1969 года в качестве бортинженера корабля "Союз-6". Во время полета впервые в мире были проведены эксперименты по проведению сварочных работ в космосе.

По плану, оба корабля должны были стартовать с разницей в несколько часов. 15 июля 1975 года в 15:20 запущен "Союз", а в 22:50 с мыса Канаверал стартовал "Аполлон". Американский корабль выводила на орбиту ракета-носитель "Сатурн-1Б".



Такая очередность объяснялась тем, что участок выведения "Союза" проходил над населенной территорией СССР и азимут запуска и программа выведения были увязаны с расположением населенных пунктов. Участок выведения "Аполлон" же проходил над океаном, что позволяло вносить необходимые коррективы для совмещение плоскостей орбит.

По первоначальной задумке, и "Союз" и "Аполлон" должны были сутки провести на орбите до стыковки, однако сближение началось только через двое суток. Активная роль отводилась американскому кораблю. При этом управление совместным полетом осуществлялось с помощью станций слежения советского и американского центров управления полетами. Между ними была установлена прямая телевизионная, телефонная и телеграфная связь.

17 июля в 19:12 произошла стыковка кораблей. Начался процесс выравнивая атмосфер. После того как люк шлюзового тоннеля отдраили, Леонов и Стаффорд пожали друг другу руки.

В состыкованном состоянии "Союз" и "Аполлон" провели около двух суток. За это время экипажи познакомились с оборудованием обоих кораблей, провели научные эксперименты, в том числе изучили влияния невесомости, перегрузок и космического излучения на основные биологические ритмы.


Один из экспериментов, впрочем, закончился неудачно. Вот что позже рассказывал Алексей Леонов: "У меня была колба с собой с мальками рыб, закачана была вода и кислород на 10 дней, хватало им. Но, когда мы сбросили давление с 760 до 550, подстраиваясь под их давление, эти колбы, конечно, лопнули. Жидкость ещё там была, но кислород весь вышел. И, конечно, рыбки погибли в этом биологическом эксперименте. В бортжурнале написано: "Как себя чувствуют рыбки? Хорошо, они все погибли".

Много времени экипажи уделяли телетрансляциям на Землю. Во время одной из них Леонов решил пошутить над своими американскими коллегами.

"Я с Земли взял этикетки водки "Столичная водка", "Старая водка" и на тубы наклеил. Сели за стол, я даю каждому по тубе водки: "Давайте, ребят", мне говорят: "Нельзя". Согласно традиции русской кухни, это хорошо для желудка. Клюнули. Значит, открыли, чин-чин. И потом вот крупный план мы сняли, Дик Слейтон берет, и он ошалел: а там борщ! Вот эта была шутка человеческая такая, и до сих пор никто не верит, что мы на самом деле борщ ели, а не пили водку", - смеясь, вспоминает советский космонавт.

Через двое суток, 19 июля, "Союз" и "Аполлон" расстыковались. Но лишь для того, чтобы через два витка вокруг Земли вновь соединиться. Вместе корабли провели еще два витка, после чего уже окончательно разъединились и продолжили самостоятельный полет.



В общей сложности, полет советского космического корабля "Союз" продлился 5 суток 22 часа 31 минуту. Спускаемая капсула с Леоновым и Кубасовым приземлилась вблизи города Аркалык в Казахстане. Полет американского "Аполлона" продлился почти вдвое дольше - 9 суток 1 час 28 минут. 25 июля спускаемый отсек с тремя астронавтами успешно приводнился в Тихом океане.


Историческая стыковка американского и советского кораблей прошла успешно и должна была стать символом сближения двух сверхдержав. Однако этого не произошло. Полет "Союз-Аполлон" оказался последним шагом навстречу друг другу не только в космосе, но и на Земле. Спустя несколько лет закончился период так называемой "разрядки" в Холодной войне, в 1979 году началась Афганская война, а с ней и новый виток противостояния двух сверхдержав. Однако этот двухдневный совместный полет и годы подготовки к нему позволили найти решения, которые используются до сих пор.


Электрические модели кораблей«Аполлон» и «Союз-19».
Справа внизу виден подлинный спускаемый аппарат «Союза-19».
РКК "Энергия", г. Королев. Фото Юрия Паршинцева.

А вот спускаемый аппарат «Союза-19»
крупным планом - с личными подписями
космонавтов Леонова и Кубасова.
РКК "Энергия", г. Королёв, Музей космонавтики.
Фото Сергея Горбунова.

15 июля 1975 г. в 15 часов 20 минут московского времени с космодрома Байконур был произведен запуск КК «Союз-19» с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту, а через семь с половиной часов с Восточного испытательного полигона на мысе Канаверал (США) был запущен КК «Аполлон» с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.

Программа ЭПАС – Экспериментальный полет «Аполлон-Союз» – была успешно выполнена, хотя осуществлялась двумя соперничающими космическими державами в эпоху «холодной войны». Впервые за всю историю космоплавания на околоземной орбите была создана и функционировала в течение двух суток космическая система из состыкованных кораблей двух стран с международным экипажем на борту. Мировая общественность, видные политические деятели разных стран рассматривали совместный советско-американский эксперимент «Союз-Аполлон» как важное историческое событие, открывающее новую эру в исследовании космического пространства, и существенный вклад в улучшение советско-американских отношений и всего международного климата.

Первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций проходила в Москве 26-27 октября 1970 года. Тогда же были образованы рабочие группы для выработки и согласования технических требований по обеспечению совместимости этих средств.

Практическое начало экспериментальному проекту «Союз–Аполлон» было положено 6 апреля 1972 года «Итоговым документом встречи представителей Академии наук СССР и НАСА США по вопросу создания совместимых средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций СССР и США».

24 мая 1972 года в Москве председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин и президент США Р.Никсон подписали «Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединёнными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». В этом «Соглашении», в частности, в третьей статье записано: «Стороны договорились о проведении работ по созданию совместимых средств сближения и стыковки советских и американских пилотируемых космических кораблей и станций с целью повышения безопасности полётов человека в космос и обеспечения возможности осуществления в дальнейшем совместных научных экспериментов. Первый экспериментальный полёт для испытания таких средств, предусматривающих стыковку советского космического корабля типа «Союз» и американского космического корабля типа «Аполлон» с взаимным переходом космонавтов, намечено провести в течение 1975 года».

Соглашение определяло развитие сотрудничества и по другим направлениям, таким, как метеорология, изучение природной среды, исследование околоземного космического пространства, Луны и планет, космическая биология и медицина. Однако центральное место занимал совместный полёт пилотируемых космических кораблей.

Техническими директорами экспериментального проекта «Союз–Аполлон» были назначены с советской стороны член-корреспондент АН СССР Константин Давыдович Бушуев и с американской – Глинн Ланни, руководителями полёта соответственно – лётчик-космонавт СССР Алексей Станиславович Елисеев и Питер Франк.

В марте 1973 года НАСА объявило состав экипажей корабля «Аполлон». В основной экипаж вошли Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дональд Слейтон, в дублирующий – Алан Бин, Рональд Эванс и Джек Лаусма. Спустя два месяца были определены экипажи корабля «Союз». Первый экипаж – Леонов Алексей Архипович и Кубасов Валерий Николаевич, второй – Филипченко Анатолий Васильевич и Рукавишников Николай Николаевич, третий – Джанибеков Владимир Александрович и Андреев Борис Дмитриевич, четвёртый – Романенко Юрий Викторович и Иванченков Александр Сергеевич.

В соответствии с советской программой подготовки к совместному космическому эксперименту с 2 по 8 декабря 1974 года был осуществлён полёт модернизированного корабля «Союз-16» с экипажем – Анатолий Филипченко (командир) и Николай Рукавишников (бортинженер). В ходе этого полёта проводились испытания системы обеспечения жизнедеятельности (в частности, сброс давления в отсеках корабля до 520 мм рт. ст.), испытания автоматической системы и отдельных узлов стыковочного агрегата, отработка методики выполнения некоторых совместных научных экспериментов и проведение односторонних экспериментов, формирование монтажной орбиты с высотой 225 км и др.

Завершающий этап проекта начался 15 июля 1975 года запуском кораблей «Союз-19» и «Аполлон». Экипаж «Союза-19» составляли космонавты Алексей Леонов (командир) и Валерий Кубасов (бортинженер), экипаж «Аполлона» – астронавты Томас Стаффорд (командир), Вэнс Бранд (пилот командного модуля) и Дональд Слейтон (пилот стыковочного модуля). 17 июля корабли состыковались, став прообразом будущей международной космической станции.

Во время этого экспериментального полёта были выполнены все основные задачи программы: сближение и стыковка кораблей, переходы членов экипажей из корабля в корабль, взаимодействие Центров управления полётом, а также выполнены все запланированные совместные научные эксперименты. Экипаж «Союза-19» возвратился на Землю 21 июля, экипаж «Аполлона» – 25 июля.

Хроника совместного полёта

Время московское декретное (в скобках – полётное)

Космический корабль «Союз-19» стартовал с космодрома Байконур 15 июля 1975 года в 15:20:00,005 (00:00:00) и был выведен на околоземную орбиту в 15:28:49,8 (00:08:49,8). Начальная орбита корабля имела следующие параметры: минимальная высота – 186,5 км, максимальная высота – 222,1 км, период обращения – 88,528 мин, наклонение – 51,78°.

Командир корабля «Союз-19» – Алексей Леонов, бортинженер – Валерий Кубасов.

После окончания комплексной проверки бортовых систем был проведён первый из двух манёвров формирования монтажной орбиты. СКДУ была включена в 29:51:30,5 (05:31:30,5) и отработала заданный импульс – 3,6 м/с. Параметры орбиты после манёвра: минимальная высота – 192 км, максимальная высота – 228 км, период обращения – 88,63 мин, наклонение – 51,78°.

В 21:37 (06:17) экипаж корабля «Союз-19» начал снижение давления из жилых отсеков. Эта операция, после которой давление в корабле стало 520 мм рт. ст., прошла без замечаний.

В соответствии с программой полёта старт корабля «Аполлон» был произведён через 7,5 ч после старта «Союза» – в 22:50:01 (07:30:01). Начальная орбита корабля имела следующие параметры: минимальная высота – 153 км, максимальная высота – 170 км. Отставание от «Союза» – около 6000 км.

Командир корабля «Аполлон» – Томас Стаффорд, пилот командного модуля – Вэнс Бранд, пилот стыковочного модуля – Дональд Слейтон.

После перестроения отсеков корабля «Аполлон» и отделения его от второй ступени ракеты-носителя в 02:35 (11:15) он был переведён на круговую орбиту высотой 165 км.

Дополнительно к запланированной программе экипаж корабля «Союз-19» провёл первый этап ремонта бортовой телевизионной системы, отказ которой был обнаружен перед стартом и не позволил вести телепередачи с борта корабля в первый день полёта.

Сон космонавтов начался позже запланированного – около 03:20 (12:00).

В 04:31:28 (13:11:28) корабль «Аполлон» выполнил первый фазирующий манёвр, чтобы установить скорость, необходимую для обеспечения стыковки кораблей на 36-м витке «Союза». После манёра параметры орбиты «Аполлона»: минимальная высота – 170 км, максимальная высота – 230 км.

Во второй день полёта экипаж корабля «Союз-19» продолжил работы с телевизионной системой, провел некоторые эксперименты, в том числе один по совместной программе (АС-1 «Зонообразующие грибки») и начал готовиться ко второму манёвру формирования монтажной орбиты. СКДУ была включена в 15:43:40,8 (24:23:40,8) и отработала заданный импульс – 11,8 м/с. Ориентация и программный разворот прошли без замечаний.

В результате двух манёвров была сформирована монтажная орбита со следующими параметрами: минимальная высота – 222,65 км, максимальная высота – 225,4 км, период обращения – 88,92 мин, наклонение – 51,79°.

Затем космонавты провели проверку работы системы ориентации и управления движением в режиме программных разворотов и стабилизации для номинального процесса стыковки. Проверка прошла без замечаний.

После этой проверки в период времени 18:25–19:20 (27:05–28:00) космонавты закончили ремонтные работы с телевизионной системой. В 19:25 (28:05) была включена цветная телекамера и проведён первый телерепортаж с борта «Союза-19».

В 20:30 (29:10) был проведён корректирующий сброс давления из отсеков корабля до 500 мм рт. ст.

В конце суток космонавты занимались проведением научных экспериментов.

Период отдыха у экипажа корабля «Союз-19» начался в 01:50 (34:30).

Свой третий рабочий день космонавты начали с научных экспериментов.

В 15:54:04 (48:34:04) корабль «Аполлон» выполнил второй фазирующий манёвр, после чего параметры его орбиты стали: минимальная высота – 165 км, максимальная высота – 186 км.

В 16:01 (48:41) Вэнс Бранд сообщил, что он наблюдает корабль «Союз» через секстант. Расстояние между кораблями составляло около 400 км.

В 16:04 (48:44) между кораблями была установлена радиосвязь.

Построение ориентации перед стыковкой кораблей началось в 16:30 (49:10). Установленная орбитальная ориентация поддерживалась затем в течение 4,5 ч с хорошей точностью.

В 16:38:03 (49:18:03) «Аполлон» провёл комбинированный манёвр коррекции и перешёл на орбиту с параметрами: минимальная высота – 186 км, максимальная высота – 206 км.

В 17:15:04 (49:55:04) «Аполлон» выполнил коэллиптический манёвр, в результате его орбита стала иметь следующие параметры: минимальная высота – 294 км, максимальная высота – 205 км. При этом по высоте орбиты он находился на 20 км ниже орбиты «Союза».

В 18:14:25 (50:54:25) началась конечная фаза сближения кораблей. «Аполлон», раньше сзади догонявший «Союз», вышел на 1,5 км впереди него.

Время 18:34:23 (51:14:23), по данным ФАИ, считается началом группового полёта, при этом расстояние между кораблями было менее 10 км.

В 19:03 (51:43) корабль «Союз-19» был переведён в режим инерциальной стабилизации и произвёл программный разворот вокруг продольной оси на 60°.

Стыковка (касание) кораблей «Союз-19» и «Аполлон» зафиксирована в 19:09:08,1 (51:49:08,1), обжатие стыка – в 19:12:12,1 (51:52:12,1), почти на 3 минуты ранее запланированного времени.

Первая стыковка была успешно осуществлена при использовании стыковочного агрегата «Аполлона» в активном состоянии, т.е. с выдвинутым кольцом с направляющими. Условия начального контакта между кораблями оценивались с помощью телеметрической информации и киносъёмок. Скорость сближения «Аполлона» при контакте была приблизительно 0,25 м/с и боковое смещение кораблей около 0,082 м. Существенных угловых рассогласований кораблей не обнаружено.

После грубой проверки герметичности в корабле «Союз-19» в 19:35 (52:15) был открыт люк между спускаемым аппаратом и бытовым отсеком и 19:38 (52:18) начата точная проверка герметичности. В 20:00 (52:40) тоннель между стыковочным модулем «Аполлона» и бытовым отсеком «Союза» был наддут до 250 мм рт. ст.

Все подготовительные операции по обеспечению первого перехода были закончены в запланированное время, и в 22:12 (54:52) космонавты открыли люк бытового отсека «Союза». Люк стыковочного модуля «Аполлона» был открыт в 22:17:29 (54:57:29). Символическое рукопожатие командиров кораблей зафиксировано в 22:19:25 (54:59:25).

Встреча Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Томаса Стафффорда и Дональда Слейтона в корабле «Союз-19» произошла точно по программе и наблюдалась на Земле по телевидению. Во время первого перехода были проведены запланированные телерепортажи, кинофотосъёмки, обмен флагами СССР и США, передача флага ООН, обмен сувенирами, подписание свидетельства ФАИ о первой стыковке двух космических кораблей разных стран на орбите, совместный обед. Кубасов и Слейтон провели первую совместную фазу эксперимента АС-3 «Универсальная печь».

При последующих операциях по возвращению астронавтов в корабль «Аполлон» после закрытия в 01:56 (58:36) люка бытового отсека «Союза» был отмечен рост давления в тоннеле между стыковочным модулем и бытовым отсеком (после сброса давления в тоннеле до 250 мм рт. ст.) около 1 мм рт. ст..?мин.

Экипажи кораблей провели повторное открытие люков стыковочного модуля и бытового отсека и сброс давления из тоннеля между ними.

Последующий анализ, проведённый советским и американским Центрами управления полётом, показал влияние температурных колебаний при сбросе давления на последующие измерения, что не было учтено при предполётной подготовке. Методика проверки герметичности тоннеля между стыковочным модулем «Аполлона» и бытовым отсеком «Союза» была изменена.

В связи с этими затруднениями период отдыха космонавтов начался в 03:50 (60:30) на 1,5 ч позднее запланированного времени. В дальнейшем при проверке герметичности тоннеля между стыковочным модулем и бытовым отсеком по изменённой методике трудностей не возникало.

На следующий день космонавты провели научные эксперименты. Затем начались операции второго перехода.

Люк бытового отсека космонавты открыли в 12:45 (69:25). В корабль «Союз-19» перешёл Вэнс Бранд, а в корабль «Аполлон» – Алексей Леонов.

Люк бытового отсека «Союза» был закрыт в 13:30 (70:10), и начался второй период совместной деятельности экипажей. Во время этого периода члены экипажей, перешедшие в другой корабль, были подробно ознакомлены с оборудованием и системами другого корабля, провели совместные телерепортажи и кинофотосъемки, символическую деятельность, физические упражнения. Второй период совместной деятельности длился 6 ч 14 мин.

При третьем переходе люк бытового отсека «Союза» был открыт в 18:57 (75:37) и закрыт в 19:28 (76:08). Во время третьего периода совместной деятельности в корабле «Союз-19» находились Алексей Леонов и Томас Стаффорд, в корабле «Аполлон» – Вэнс Бранд, Дональд Слейтон и Валерий Кубасов. Космонавты и астронавты провели совместный эксперимент АС-3 «Микробный обмен», обменялись семенами растений. В 20:30–21:00 (77:10–77:40) была проведена совместная пресс-конференция экипажей.

При заключительном, четвёртом, переходе космонавтов и астронавтов (возвращение в свои корабли) люк бытового отсека «Союза» был открыт в 22:49 (79:29).

В 00:05 (80:45) люки между кораблями были закрыты, и на этом закончилась совместная деятельность смешанных экипажей. Последний, третий, период совместной деятельности продолжался 5 ч 08 мин.

После закрытия люков бытового отсека «Союза» и стыковочного модуля «Аполлона» при четвёртом переходе давление из тоннеля между бытовым отсеком и стыковочным модулем было сброшено до 50 мм рт. ст., проверена герметичность обоих люков, затем давление в тоннеле между ними сбросили до нуля.

Период отдыха космонавтов начался в 02:30 (83:10).

В начале очередного рабочего дня космонавты провели научные эксперименты, наддули жилые отсеки корабля «Союз-19» до 800 мм рт. ст. и стали готовиться к расстыковке.

Корабли расстыковались в 15:03:21 (95:43:21). Этап полёта в состыкованном состоянии длился 43 ч 54 мин 11 с.

Через 15 с после расстыковки «Аполлон» начал выполнять первый из двух манёвров ухода от корабля «Союз», обеспечивающих эксперимент АС-4 «Искусственное солнечное затмение». Максимальное расстояние между кораблями составило 220 м. Во время этого эксперимента корабль «Аполлон» закрывал собой Солнце, а экипаж корабля «Союз-19» фотографировал. Всего было сделано 150 снимков. После этого «Аполлон» начал повторное сближение с «Союзом».

Вторая (тестовая) стыковка, при которой активным был стыковочный агрегат «Союза-19», произведена в 15:33:40 (96:13:40). Обжатие стыка закончилось в 15:40:35 (96:20:35). Кольцо с направляющими стыковочного агрегата корабля «Аполлон» при этом было втянуто. По данным телеметрической информации, при контакте скорость сближения находилась в пределах 0,15–0,18 м/с, угловое рассогласование продольных осей составляло 0,7°, рассогласование по крену 2°, боковое смещение 0,07–0,1 м.

Интервал времени между касанием и сцепкой составил 0,6 с. В течение 6 с после сцепки зафиксировано нерасчётное возмущение угловых скоростей «Союза» за счёт работы двигателей корабля «Аполлон» до 2,2 °/спо рысканию и до 0,7 °/спо тангажу. Стыковочный агрегат «Союза» успешно самортизировал полученный возмущения, выровнял корабли, и через 42 с после сцепки автоматически началось стягивание. В ходе стягивания, на 174 с после сцепки, непосредственно перед входом направляющих штырей в гнёзда, вновь было отмечено нерасчётное возмущение кораблей. Угловые скорости «Союза» доходили до 0,7 °/спо рысканию и до 2 °/спо тангажу. Корабль «Аполлон» в это время с помощью ручного управления совершал незапланированные манёвры по рысканию и тангажу, которые вызвали соответствующие возмущения. После касания стыковочных шпангоутов автоматически начали закрываться замки, и стык был обжат в 15:40:35 (96:20:35). Продолжительность процесса механической стыковки составила 6 мин 55 с. Проверка давления между уплотнениями стыка подтвердила его герметичность. Стыковочное устройство работало без замечаний.

После проведения всех проверок экипаж «Союза-19» начал готовиться к окончательной расстыковке.

Команда на окончательную расстыковку была выдана в 18:23 (99:03). Расхождение кораблей началось в 18:26:12,5 (99:06:12,5). Второй раз в состыкованном состоянии корабля находились 2 ч 52 мин 33 с.

После окончательной расстыковки в течение 16 мин «Аполлон» поддерживал расстояние между кораблями около 20 м, затем он выполнил манёвр, необходимый для проведения эксперимента АС-5 «Ультрафиолетовое поглощение». Сбор данных по этому эксперименту проводился на расстоянии 150 и 500 м по уголковым отражателям, установленным на «Союзе». В 21:42:27 (102:22:27) «Аполлон» совершил манёвр ухода в плоскости орбиты с импульсом 0,6 м/с. В результате этого в 23:09 (109:49) он прошёл над «Союзом» на расстоянии 1000 м и вновь проёл сбор данных для эксперимента «Ультрафиолетовое поглощение».

Совместный этап полёта завершился манёвром ухода и сбором данных на расстоянии 1000 м. В это время «Аполлон» следовал за «Союзом» при скорости увеличения дальности примерно 9 км за виток.

За окончание группового полёта кораблей, по данным ФАИ, принято время 23:43:40 (110:23:40), когда расстояние между кораблями стало более 10 км.

Экипаж корабля «Союз-19» отдыхал с 01:20 до 07:10 (106:00–113:50).

Затем по программе подготовки к спуску они провели тестовые включения бортовых систем корабля.

Тестовое включение СКДУ было в 13:29:00,8 (118:09:00,8), отработан импульс – 1,5 м/с. Проверка прошла без замечаний.

День возвращения экипажа корабля «Союз-19» на Землю.

В 13:10:21 (141:50:21) была включена СКДУ корабля, обеспечившая отработку заданного импульса. Ориентация и стабилизация при спуске были точными.

Спускаемый аппарат корабля «Союз-19» совершил мягкую посадку вблизи города Аркалык в Казахстане в 13:50:51 (142:30:51). Процесс приземления и выход экипажа из спускаемого аппарата передавались по телевидению в реальном масштабе времени.

После завершения совместных операций на околоземной орбите с кораблём «Союз-19» корабль «Аполлон» продолжил самостоятельный полёт для выполнения экспериментов, предусмотренных американской программой.

В процессе совместного полёта кораблей «Союз-19» и «Аполлон» выполнены основные задачи программы, в том числе сближение и стыковка кораблей, переходы членов экипажей из корабля в корабль, взаимодействие Центров управления полётом и экипажей, а также совместные научные эксперименты

Использованы материалы сайта http://www.mcc.rsa.ru/apollon_sojuz.htm

Ровно 40 лет назад, 17 июля 1975 года на орбите состоялось историческое рукопожатие. В этот день «Союз-19» с экипажем из Алексея Леонова и Валерия Кубасова совершил стыковку с космическим кораблем «Аполлон» на борту которого находились Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дональд Слейтон.

План по запуску совместной советско - американской пилотируемой миссии начал прорабатываться в 1970 году. После положительной реакции властей, в мае 1972 года было подписано соглашение об экспериментальном полете «Аполлон» — «Союз» (поскольку «Союз - Аполлон» звучит куда проще, буду придерживаться его).


Основной трудностью на пути миссии стала несовместимость советской и американской атмосферы. Нет, речь не об атмосфере свободы, а о составе атмосфер на космических кораблях. Атмосфера «Аполлона» состояла из чистого кислорода, ее давление составляло 0.35 от земного. Атмосфера «Союза» по своему составу и давлению была схожа с земной. Так что просто постучаться и открыть люк было невозможно - необходимо было создать герметичный стыковочный отсек, который бы сыграл роль декомпрессионной камеры.


В итоге подобный отсек был построен: он весил две тонны и имел длину три метра и отправился в космос вместе с «Аполлоном».




Сами космические корабли тоже подверглись определенным модификациям и были оснащены специально разработанными новыми стыковочными узлами.


В ходе работ инженерам пришлось ряд достаточно неожиданных вопросов, вроде изменения состава материала из которых делали костюмы советских экипажей - ибо в кислородной атмосфере он становились пожароопасным.


Полету предшествовали совместные тренировки американского и советского экипажей в СССР и США.



















Кроме того, Советский Союз провел несколько испытательных полетов предназначенной для миссии доработанной версии «Союза».


Оба корабля стартовали 15 июля 1975 года. Первым отправился «Союз-19».

За ним «Аполлон».



Стыковка кораблей на орбите произошла 17 июля 1975.















Вскоре после исторического рукопожатия Леонов огорошил американцев предложением согласно доброй русской традиции испить водки (из тюбиков). Те долго ломались, но потом согласились. В итоге все это оказалось розыгрышем, ибо в тюбиках был борщ. Узнав это, американцы расстроились.


Во время полета астронавтам на орбиту позвонил президент Харрисон Форд.


Совместный полет двух кораблей продолжался 44 часа. 19 июля аппараты расстыковалась, и «Аполлон» был использован в эксперименте по созданию искусственного солнечного затмения: он закрыл Солнце, позволив экипажу «Союза» провести наблюдения солнечной короны.


Через два витка была произведена еще одна стыковка чтобы получше ее отработать технологию - но уже без перехода экипажей из корабля в корабль. Еще через два витка «Союз» и «Аполлон» расстыковались в последний раз.


«Союз-19» приземлился 21 июля 1975 года. «Аполлон» совершил посадку тремя днями позже 24 июля 1975 года. Она правда чуть не закончилась трагедией. Из-за ошибки экипажа в капсулу начало засасывать ядовитые пары тетракоскида диазота использовавшегося в качестве топлива в системе ориентации корабля. Вдобавок ко всему, капсула при приводнении перевернулась. Надышавшись парами Вэнс Бранд потерял сознание, но ситуацию спас командир Томас Стаффорд, оперативно натянувший на всех кислородные маски. В итоге следующие две недели после посадки астронавты провели в госпитале в Гонолулу.

«Союз - Аполлон» стал последней миссией, в которой использовался космический корабль «Аполлон». Вскоре после завершения полета началась конвертация инфраструктуры NASA под будущие корабли многоразового использования. Однако из-за ряда задержек и удорожания программы шаттлы впервые отправились в космос в 1981 году - так что американцы почти 6 лет не летали в космос.

Также интересно то, что Дональд Слейтон, для которого «Союз-Аполлон» стал первым и последним полетом в космосом, был одним из семи членов самого первого американского отряда астронавтов (т.н. меркурианская семерка) набранного еще в 1959 году. Таким образом, у него ушло 16 лет чтобы все таки отправиться в космос.


Модель «Союз-Аполлон» в Смитсоновском музее


Полет «Союз-Аполлона» считается неформальным окончанием классической космической гонки между СССР и США. Правда впереди еще были и Звездные войны и достаточно бессмысленная попытка создать собственную советскую многоразовую систему в качестве ответа шаттлу. Следующие совместные пилотируемые миссии состоялись лишь в 1990-е годы в рамках программы «Мир - шаттл».

В июле 1975, 40 лет назад, на высоте 200 километров над Землей встретились два космических корабля: "Союз" и "Аполлон". Подготовка эксперимента длилась 3 года. Для кораблей "Союз" и "Аполлон" был разработан универсальный стыковочный механизм и специальный переходный отсек. Экипажи в прямом смысле слова научились дышать одним воздухом: до этого полета единой системы жизнеобеспечения не было. Встреча на орбите стала началом на космическом комплексе "Мир", а позднее и на Международной космической станции.

1975 год, 15 июля. В нейтральном космосе состыковались два корабля "Союз" и "Аполлон". На высоте 200 километров над Землей встретились две политические системы, два разных мира.

Вот он — первый космический поезд в масштабе один к одному — связка двух совершенно разных кораблей. Именно так они выглядели в связке на орбите. Программе ЭПАС — экспериментальный полет Аполлон-Союз, суждено было стать прообразом Международной космической станции и символом сотрудничества в космосе.

Инженер по системам стыковки Виктор Павлов, руководитель управления полетами Виктор Благов и космонавт Александр Иванченков. Тогда сотни людей стали работать над важнейшим проектом, чтобы состоялась историческая встреча!

"Вместо того, чтобы заниматься холодной войной, мы занялись сотрудничеством в космосе. Я отмечу, что смелости такой набралась единственная отрасль - космическая", — вспоминает руководитель полетами Виктор Благов.

В 1972 году США и СССР договорились о создании совместных систем для спасения экипажей в космосе. На двух континентах начались разработки стыковочных узлов и адаптация систем радиосвязи.

"Конечно, была колоссальная наземная подготовка, колоссальная работа по сопряжению интерфейсов, и это все сработало", — говорит Виктор Павлов, руководитель испытаний, заместитель начальника НТЦ РКК "Энергия".

Чтобы стыковка была успешной, космические корабли серьезно дорабатывали. Дело в том, что внутренняя атмосфера кораблей различалась: так американская техника и люди работали в чисто-кислородной среде, советские аппараты — на воздушно-газовых смесях, то есть в обычном воздухе.

"Сейчас американцы летают с воздухом, так же, как и мы", — рассказывает Виктор Благов.

Стыковочные узлы не подходили друг другу. Систему стыковки разработали заново. Сделали АПАС - андрогинно-периферийный агрегат стыковки.

"Системы несовместимые, системы штырь-конус. Кому быть штырем, а кому конусом - была проблема. И тут было трудно договориться. Все хотят быть активными, все хотят быть сильными, все хотят быть штырями", — объясняет Виктор Павлов, руководитель испытаний, заместитель начальника НТЦ РКК "Энергия".

15 июля 1975 года с Байконура стартовал корабль "Союз-19" с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым.

Несколько часов спустя с космодрома во Флориде взлетел "Аполлон-18" с Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.

На советском корабле отказала камера цветного изображения. Это было ЧП. Впервые Москва транслировала запуск на весь мир и полет в прямом эфире. Решили провести ремонт аппаратуры уже в космосе. Не заладилось и у американцев. При перестыковке шлюзового отсека стало ясно, историческая встреча — на грани срыва. Открытию люков мешает кабель.

"Это означало, что мы состыковаться состыкуемся, а переход не получится, в шлюз мы войдем, а в "Аполлон" мы не войдем", — говорит Виктор Благов, руководитель полетами РКК "Энергия".

Стыковались на орбите дважды. Первый раз — 17 июля. Активным был узел американского корабля. Эта первая стыковка и вошла в историю.

"Открываю люк и вижу перед собой улыбающееся лицо Тома Стаффорда. Я взял его за руку, и я его втащил к себе в корабль", — вспоминает лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов.

После этого полета экипажи стали лучшими друзьями. А в 2004 году Томас Стаффорт усыновил двух российских мальчиков из детского дома. Каждый раз, встречаясь, все участники того исторического события отмечают: без стыковки "Союз-Аполлон" не было бы ни программы "Мир-Шаттл", ни МКС, ни особо доверительного отношения между российскими космонавтами и американскими астронавтами.

Константин Богданов, для РИА Новости.

15 июля 1975 года с интервалом в несколько часов в космос стартовали два космических корабля: советский «Союз-19» и американский «ASTP Apollo». Начался ЭПАС — экспериментальный полет «Союз-Аполлон» , первая международная инициатива в области пилотируемой космонавтики.

Устали от гонки

По планете шествовали 1970-е годы, «золотая осень» Западного мира, отягощенная экономическим и энергетическим кризисами, левым террором, а порой и весьма жесткой реакцией на бурные и своенравные 60-е. После погашенного Кубинского кризиса и окончания войны во Вьетнаме входила в силу «разрядка международной напряженности»: Советский Союз и США шаг за шагом сближали позиции по ограничению наступательных вооружений. Готовилось Хельсинкское соглашение по безопасности и сотрудничеству в Европе. В таких условиях было невозможно переоценить политическую значимость совместного полета на орбиту советского и американского космических кораблей — после напряженной гонки приоритетов предыдущего десятилетия. Довольно болезненно пощелкав друг друга по носу (с итоговым счетом 1:1 — нам достался спутник и первый пилотируемый полет, американцы же первыми освоили Луну), потеряв общим счетом восемь человек и просадив кучу денег, которые почти никто не считал, сверхдержавы слегка утихомирились, и были готовы «посотрудничать» (хотя бы и на камеру).

Предысторию проекта можно проследить еще в начале 1960-х. В 1963 году Джон Кеннеди, то ли в шутку, то ли всерьез, предлагал Хрущеву идею совместной советско-американской лунной экспедиции. Никита Сергеевич, вдохновленный успехами КБ Сергея Королева, отказался, держа марку советской империи, которая должна «похоронить» Америку.

Второй раз о совместных программах заговорили в 1970 году. Только что чудом вернулся с лунной орбиты искалеченный взрывом «Аполлон-13» . Одной из декларируемых тем совместной программы была отработка международных операций по спасению аварийных кораблей. Декларация, прямо скажем, чисто политическая: ситуация на орбите обычно развивается настолько быстро, что подготовить и вовремя отправить в космос спасательную экспедицию даже при полной инженерно-технической совместимости практически невозможно.

В мае 1972 года программа совместного полета со стыковкой на орбите была окончательно утверждена. Специально для этого полета разработали универсальный стыковочный узел — лепестковый или, как его еще называют, «андрогинный». (Второе название связано с классическим инженерным жаргоном в различении активных и пассивных частей соединения — «папа» для центрального штыря и «мама» для приемного конуса.) Лепестковое соединение было одинаковым для обоих стыкующихся, что позволяло не думать о совместимости в аварийной ситуации. Кроме того, в условиях данных политических рамок никому не хотелось и отбояриваться от скабрезностей на тему того, кто будет «папой», а кто — «мамой». Впоследствии андрогинные узлы прижились в космосе, их разрабатывали для «Бурана» в 1989 году и применяли при стыковках «шаттлов» к станции «Мир» в 1994-98 годах. Стыковочный порт МКС для «шаттлов» тоже сделан андрогинным. По-видимому, это самое заметное наследие программы «Союз-Аполлон».

Экипаж и казус с марками

Командиром экипажа «Союза-19» выбрали Алексея Леонова — пожалуй, самого известного в мире отечественного космонавта после Юрия Гагарина, человека, первым шагнувшего в открытый космос. Леонову в чем-то не повезло: после своего триумфального полета в 1965 году он стал начальником группы советских космонавтов, готовившихся к отправке на Луну. Но программа «Зонд» отставала от успехов американского «Аполлона», надежность техники оставалась низкой, и пришедший на смену покойному Сергею Королеву Василий Мишин перестраховался и не дал согласие на пилотируемый облет Луны. В результате первым успел Фрэнк Борман на «Аполлоне-8», а затем начались проблемы с чудовищным детищем отечественной космонавтики — тяжелой лунной ракетой Н-1. Леонов за все это время в космосе так и не побывал. Пару Леонову в качестве бортинженера составил Валерий Кубасов, член экипажа экспедиции «Союза-6», впервые поставившей уникальный эксперимент по сварке в космическом вакууме.

Главой американской экспедиции был выбран Том Стаффорд — командир «Аполлона-10», второго пилотируемого корабля, облетевшего Луну. Миссия десятого «Аполлона» в основном запомнилась как генеральная репетиция полета Нила Армстронга. Стаффорд и Юджин Сернан (будущий командир «Аполлона-17», последней на сегодня пилотируемой лунной экспедиции планеты Земля) отстыковывали лунный модуль и сближались с поверхностью ночного светила. Но на саму Луну Стаффорд в итоге так и не попал.

Первоначально компанию Стаффорду в качестве пилота командного модуля должен был составить Джон Суайгерт — один из героев аварийной эпопеи «Аполлона-13». Однако он попал в очень неприглядную историю, более известную как «скандал с марками Аполлона-15». Как оказалось, экипаж «Аполлона-15» нелегально провез на Луну и обратно 398 конвертов с почтовыми марками, посвященными полету, с целью нажиться на их перепродаже после возвращения. Суайгерт на пятнадцатом «Аполлоне» не летал, не числился он и среди дольщиков этого нелегального бизнеса, однако был в курсе происходящего в отряде астронавтов. При проведении служебного расследования он в довольно резкой форме отказался давать показания. По результатам следствия, помимо основных виновников, рикошетом досталось и Суайгерту: вместо него в экипаж будущей советско-американской экспедиции включили новичка Вэнса Бренда, до того в космос не летавшего.

Третьим к Стаффорду и Бренду отрядили Дональда Слейтона, заместителя директора НАСА по комплектованию экипажей. История этого человека драматична. Он — единственный из первой семерки американских астронавтов (той самой «Original Seven»), который так ни разу и не побывал в космосе: то в последний момент отменили третий суборбитальный полет «Меркурий-Редстоун», то уже потом, во время подготовки планового полета на орбиту, возникли трудности со здоровьем. Наконец, настал и час Слейтона, причем ему доверили важную роль — пилота стыковочного модуля.

Едва дыша

Крупную проблему при стыковке кораблей представлял вопрос об общей атмосфере. «Аполлон» проектировался под атмосферу чистого кислорода при низком давлении (280 мм ртутного столба), советские же корабли летали с бортовой атмосферой, по составу и давлению близкой к земной. Для решения этой задачи к «Аполлону» приделали дополнительный отсек, в котором после стыковки параметры атмосферы сближались с советской. В «Союзе» же ради такого случая снизили давление до 520 мм.рт.ст. При этом командный модуль «Аполлона» с одним оставшимся там астронавтом герметизировался.

17 июля в 16:12 по Гринвичу корабли успешно соединились на орбите. Потянулись минуты выравнивания атмосфер. Наконец люк отдраили, и Леонов со Стаффордом пожали друг другу руки через шлюзовой тоннель, проигнорировав, по-видимому, не действующую в космосе русскую примету «через порог не здороваются».

Состыкованные корабли находились на орбите почти двое суток. Экипажи знакомились с оборудованием товарищей, проводили научные эксперименты и довольно много внимания уделяли телетрансляциям на Землю. Не обошлось и без традиционных подначек. Алексей Леонов перед телекамерами с серьезнейшим видом вручил американцам тюбики, в которых, судя по надписям, содержалась водка, и уговорил коллег выпить, хотя и «не положено». В тюбиках, естественно, была не водка, а обычный борщ, этикетки же известный шутник Леонов наклеил заранее.

Последовала расстыковка, а потом «Союз-19» через два витка вновь соединился с «Аполлоном», отрабатывая использование стыковочного узла. Здесь активную сторону играли американцы, и Слейтон, руливший двигателями, случайно дал сильный импульс, перегрузив выдвинутые и уже защелкнувшиеся амортизаторы «Союза». Спас многократный запас прочности штоков стыковочного узла.

«Политический полет» закончился сравнительно удачно, несмотря на возникавшие сложности. «Союз» ушел на обратно на Землю, а «Аполлон» еще трое с лишним суток находился на орбите, и лишь потом приводнился в Тихом океане. При посадке американский экипаж спутал последовательность процедур включения, в результате чего в кабину начало засасывать выхлоп ядовитого топлива. Стаффорд успел достать кислородные маски и надеть себе и потерявшим сознание товарищам, помогла и оперативность спасательных служб. Тем не менее, риск был огромен: по свидетельства врачей, астронавты «схватили» 75% летальной дозы.

На этом история совместных космических программ взяла паузу. Впереди светился Афганистан, «звездные войны» и последний истерический пароксизм холодной войны. Возобновятся совместные пилотируемые полеты со стыковками только через двадцать лет, с программы «Мир-Шаттл» и проекта Международной космической станции.

Но словосочетание «Союз-Аполлон» прочно отложилось в памяти. Для кого-то — началом открытого и честного международного сотрудничества в космосе, для кого-то — примером дорогостоящей показухи планетарного масштаба, а кто-то в связи с ним вспоминает исключительно соседнюю табачную лавку.



Просмотров