Структура гаи в настоящее время. Как расшифровывается гибдд и гаи? Какие подразделения включены

Каждый год в мире увеличивается количество автомобилей на дорогах. Люди получают водительские права и становятся счастливыми обладателями иномарок. Но, кроме радостных моментов, повсеместная автомобилизация имеет главный минус - повышенную аварийность на дорогах. В России в ДТП ежегодно погибают свыше 10 тысяч человек. Поэтому проблема безопасности в сфере дорожного движения не перестает быть актуальной. Для ее решения в России была создана ГИБДД. Расшифровка аббревиатуры интересует многих людей.

История создания, значение аббревиатуры

Контроль безопасности дорожно-транспортного движения осуществляется государственными и муниципальными органами власти. Но в каждом государстве есть специальные подразделения МВД, деятельность которых направлена на решение задач, проблем и вопросов дорожного движения. В мире они называются по-разному. В РФ это Госавтоинспекция, являющаяся внутриведомственным структурным подразделением МВД. Понятие ГИБДД (расшифровка будет представлена ниже), впервые появились в 1936 году. Вначале была создана которую в народе сокращенно называли ГАИ. В 1998 году она была переименована в ГИБДД (расшифровка - Государственная инспекция безопасности дорожного движения).

Структурные подразделения

Госавтоинспекция входит в состав МВД России. Ее система включает территориальные, специализированные подразделения и учреждения научно-исследовательского типа. Немногие знают, как расшифровать ГИБДД. Под этим понятием подразумевается Главное управление здесь является федеральным органом. Понятие ГИБДД, расшифровка аббревиатуры прописаны в законодательных актах. Указом Президента № 711 закреплено, что Госавтоинспекция проводит федеральный надзор и выполняет разрешительные функции в сферах безопасности дорожного, транспортного движения. Система ГИБДД включает:


Территориальные органы, отделы, подразделения ГИБДД имеют двойное подчинение. Линейно они подчиняются соответствующему ОВД, а по функциональной части - вышестоящим органам Госавтоинспекции. Министром или начальником ОВД назначается руководитель отдельного звена ГИБДД и его заместитель. Вышестоящие инстанции инспекции руководят нижестоящими звеньями. Министр и начальник решают вопросы организации работы всех подчиненных.

Правовая основа ГИБДД и направления ее деятельности

Закон «О полиции», утвержденное президентом «Положение о ГИБДД», КоАП РСФСР, Постановлении Правительства «О безопасности дорожного движения» составляют правовую основу Госавтоинспекции. Сюда входят и другие акты законодательства. Что такое ГИБДД и чем она занимается, знает не каждый. Государственная инспекция имеет элементы, которые характерны для надзора административного характера. Функциями (направлениями деятельности) инспекции являются:

  • проектирование, обустройство автомобильных дорог и контроль их состояния;
  • проведение и проверка их состояния (обеспечение должного качества транспорта);
  • допуск водителей к управлению ТС, применение к ним соответствующих мер за неисполнение правил в сфере дорожного движения;
  • воспитательные работы с другими участниками движения (пассажирами, пешеходами, извозчиками);
  • розыск угнанных автомобилей;
  • сопровождение и другое.

ГИБДДучаствует в разработке законов, правительственных постановлений, приказов в МВД, иных законодательных актов, которые связанны с обеспечением безопасности в сферах дорожного, транспортного движения.

Дорожно-патрульные службы

Положение «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения» дает понятие ГИБДД. Там же определены основные задачи ее ДПС (дорожно-патрульных служб).

  1. Сохранение жизни, имущества каждого участника сферы дорожного движения; защита их прав, а также законных интересов.
  2. Защита интересов на общественном и государственном уровнях.
  3. Обеспечение безопасных условий в сферах дорожного движения и их бесперебойного функционирования.
  4. Предупреждение, пресечение правонарушений административного характера в сферах дорожного движения.

Особая роль в деятельности ДПС ГИБДД отводится контролю соблюдения скоростного режима участниками движения. Осуществляется это с применением специальных технических средств. Сотрудник ГИБДД в обязательном порядке сдает зачет на знание правил использование радаров.

Государственная автоинспекция входит в структуру МВД России. Ее основной задачей является обеспечение безопасности на российских дорогах и защита интересов участников дорожного движения. На сегодняшний день официальное название органа ДОБДД. Ранее он назывался как ГАИ. Граждане РФ называют исполнительный орган ГИБДД или ГАИ. Они не видят особой разницы в наименовании структуры. В 2002 году Указом Президента оба названия были официально признаны тождественными. Как и когда образовалось несколько названий, отличаются ли они в информационном ракурсе, и какие особенности их употребления отмечены в правовых актах?

Каким органом осуществляется контроль соблюдения ПДД?

Расшифровка ГАИ и ГИБДД показывает, что оба названия идентичны, а структуры, которые они идентифицируют, имеют схожую функциональность. Государственная Инспекция по Безопасности Дорожного Движения и Государственная Автомобильная Инспекция являются одним и тем же органом, входящим в ведомство МВД. ГАИ больше известна гражданам, рожденным в СССР. Известны несколько временных периодов, в которые структура называлась по-разному:

  • 1936 – 1998 год – ГАИ;
  • 1998 – 2002 год – ГИБДД;
  • 2002 – по настоящее время ГАИ или ГИБДД.

После переименования ГАИ в ГИБДД, функциональность службы и обязанности специалистов не были изменены. Новое наименование не прижилось ввиду громоздкости и непонятности. В 2002 году, гражданам было возвращено прежнее имя, и при этом разрешено использование оба наименования, за счет официального признания их равноценными. На сегодняшний день, название ГИБДД актуально на региональном и местном уровнях, где уполномоченный орган включен в состав министерств и ведомств, и при этом подчинен федеральному Департаменту безопасности дорожного движения.

Законодательное регулирование и историческая сводка

Эпоха переименований стала актуальна в 1998 году, когда 15 июня президент подписал Указ № 711, смысл которого заключается в смене названия ГАИ в ГИБДД. Основная причина изменений была озвучена как стремление создания положительного имиджа организации в глазах простых граждан ввиду формирования на тот период плохой репутации сотрудников ГАИ. Инициаторы также считали, что новое название точнее отражает функциональность подразделения.

С названием структуры не были изменены функциональные обязанности служащих, которые остались работать на своих местах. Поэтому сотрудники нового подразделения страдали теми же пороками.

В 2001 году на правительственном уровне была произведена оценка работы структуры, в ходе которой определили бессмысленность ее переименования, а также отметили негативные позиции, выраженные в трудности выговаривания и непонимания функциональности. 2 июля 2002 года был издан Указ № 679 о внесение корректировок к Указу № 711. После его подписания автоинспекция приобрела двоякое название. Каждый стал ее называть, как ему нравиться. Наименования ГАИ и ГИБДД стали актуальными и равноценными. Переименования структур происходили и позднее. В 2004 году Главное управление ГИБДД, являющееся одним из аппаратов МВД, осуществляющим контроль над автоинспекторами, стало называться ДОБДД. Департамент стал руководящим органом над региональными ГИБДД. В 2009 году в рамках реформы он был переименован в ГУОБДД.

Изначально структура имела название ГАИ. После ее переименования она могла называться только ГИБДД. Однако виду законодательных изменений оба названия Госавтоинспекции получили право на юридический статус. Законом разрешено использование наименования структуры ГАИ или ГИБДД. Составитель документации вправе самостоятельно осуществить выбор идентификации организации при оформлении официальных бумаг.

В 1917 году Народным Комиссариатом внутренних дел РСФСР издается постановление «О рабоче-крестьянской милиции». Среди основных направлений по охране общественного порядка предусматривалось наблюдение за безопасностью дорожного движения технических средств и пешеходов. В 20-е годы издаются декреты: «О регистрации автомашин», «О номерных знаках», «О шоферских документах» и другие. В 1926 году появляются первые будки регулировщиков уличного движения. Уже в 30-х годах формируются первые отделения по регулированию уличного движения.

Заботу о безопасности дорожного движения наше государство стало проявлять со времен серийного поступления автомобилей в Россию. Так, 1О июня 1920 года Советом Народных Комиссаров был издан Декрет ("Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям, которым предусматривалось создание специального органа, предназначенного контролировать соблюдение правил движения и эксплуатации автотранспорта, автомобильной инспекции.

В 1934 году Совет Народных Комиссаров СССР принял решение о создании при Центральном Управлении шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (Цудортранс) в целях борьбы с неправильным использованием автотранспорта Государственной автомобильной инспекции. В этот период началось резкое увеличение численности автомобильного парка страны. Следует отметить, что если в дореволюционной России весь автомобильный парк насчитывал всего лишь 12 тысяч автомобилей, то с развитием отечественного автомобилестроения он стал быстро увеличиваться.

В начале 30-х годов с пуском автомобильного завода в Нижнем Новгороде и реконструкцией ЗИЛа и ВАЗа наша страна уже занимала первое место в Европе и второе место в мире по производству грузовых автомобилей.

Учитывая важность и всенарастающую остроту борьбы с автоавариями в 1936 году автомобильная инспекция была передана из ведомства Цудортранса в ведение Главного Управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР.

День 3 июля 1936 года - дата подписания Постановления Совнаркома, утвердившего "Положение о Государственной автомобильной Инспекции Главного Управления Рабоче-Крестьянской милиции НКВД СССР" - по праву считается днем рождения ГАИ. В том же году исполняющим обязанности начальника отдела Госавтоинспекции ГУРКМ НКВД СССР был назначен В.Я. Рубинштейн В правилах дорожного движения (ПДД) 1936 года говорилось: «Всё уличное движение обязано придерживаться следующего порядка: пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка - извозчику, извозчик - автомашине, а автомашина общего назначения - всем машинам специального назначения и автобусу»

Увеличивалось техническая вооруженность структур ГАИ. Например, в Ленинграде к маю 1938г. Ее подразделения насчитывали свыше 150 машин и мотоциклов. Всего же в ГАИ УРКМ Ленинградской области в это время проходили службу почти 230 чел. Только надзор за движением в инспекции города осуществляли 63 чел. В октябре 1938г. Медицинские лаборатории ГАИ УРКМ были ликвидированы. Теперь процедура медицинского осмотра шоферов и лиц, проходивших испытания в квалифицированных комиссиях ГАИ УРКМ, происходила в медицинских учреждениях органов НКЗдрава.

В разное время НКВД состояло из «Главных управлений», сокращенно «ГУ»:

  • § ГУГБ-- государственная безопасность;
  • § ГУРКМ-- рабоче-крестьянская милиция;
  • § ГУПиВО-- пограничная и внутренняя охрана;
  • § ГУПО-- пожарная охрана;
  • § ГУШосДор-- шоссейные дороги;
  • § ГУЛАГ-- лагеря;
  • § ГЭУ-- экономика;
  • § ГТУ-- транспорт;
  • § ГУВПИ-- дела военнопленных и интернированных.

Работой ГУГБ руководил сам нарком внутренних дел СССР Ягода. В состав ГУГБ НКВД вошли основные оперативные подразделения бывшего ОГПУ СССР:

  • § особый отдел(контрразведка)
  • § секретно-политический отдел(борьба с политическими противниками)
  • § экономический отдел (борьба с диверсиями и вредительством)
  • § Иностранный отдел(разведка за границей)
  • § оперативный отдел (охрана руководителей партии и правительства, обыски, аресты, наружное наблюдение)
  • § специальный отдел (шифровальнаяработа, обеспечение секретности в ведомствах)
  • § транспортный отдел (борьба с вредительством, диверсиями на транспорте)
  • § учетно-статистический отдел (оперативный учёт, статистика, архив)

Звания милиции

Постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР СССР от26 апреля1936года«О специальных званиях и знаках различия личного состава Рабоче-Крестьянской Милиции НКВД Союза ССР»для Рабоче-Крестьянской Милиции НКВД были установлены специальные звания:

Начальствующий состав:

  • § главный директор милиции;
  • § директор милиции;
  • § инспектор милиции;
  • § старший майор милиции;
  • § майор милиции;
  • § капитан милиции;
  • § старший лейтенант милиции;
  • § лейтенант милиции;
  • § младший лейтенант милиции;
  • § сержант милиции;
  • § помкомвзвода, старшина;
  • § отделенный командир;
  • § старший милиционер;
  • § милиционер.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от9 февраля1943года для личного состава милиции установлены новые специальные звания:

  • § комиссар милиции 1 ранга;
  • § комиссар милиции 2 ранга;
  • § комиссар милиции 3 ранга;
  • § полковник милиции;
  • § подполковник милиции;
  • § майор милиции;
  • § капитан милиции;
  • § старший лейтенант милиции;
  • § лейтенант милиции;
  • § младший лейтенант милиции.
  • § старшина милиции;
  • § старший сержант милиции;
  • § сержант милиции;
  • § младший сержант милиции;
  • § ефрейтор милиции;
  • § милиционер.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения, является отдельным структурным подразделением МВД РФ. Его функциональность заключается в проведение ряда мероприятий, в том числе и организационного типа, ориентированных на обеспечение безопасности дорожного движения. Для реализации поставленной задачи уполномоченные специалисты предлагают методы формирования и реализации направлений государственной политики и правовому регулированию. С целью распределения обязательств подразделение состоит из нескольких структур, каждое из которых специализируется в конкретном направлении.

Историческая справка

Решение о создании государственной автомобильной инспекции было вынесено Совнаркомом СССР в 1934 году. Изначально целью создания структуры была борьба с хищением автомобильного транспорта, а также с его неправильным использованием. Задачей сотрудников ГАИ стало предупреждение аварийности, контроль обучения и подготовки шоферов, а также разработка правовых норм относительно эксплуатации машин и их учета. До создания структуры, ее функции были в компетентности милицейского отдела регулирования движения. В 40-ых годах уполномоченные сотрудники ГАИ провели систематизацию ПДД, был разработан и внедрен единый образец прав на вождение авто и утверждены правила проведения его учета и технического осмотра.

В обязанности ГАИ входила организация дорожного движения, контроль обстановки на улицах и соответствие состояния дорожного покрытия регламентированным параметрам. В 1998 году структура был переименована в ГИБДД, что, по мнению инициаторов, точнее отображало суть ее функционирования. Однако, новое имя не прижилось, и в 2002 году Указ Президента сделал равнозначными названия ГАИ и ГИБДД.

Функции и задачи

Основными задачами сотрудников ГИБДД является контроль деятельности в сфере обеспечения безопасности участников дорожного движения и, в случае необходимости, применение санкций. Для их реализации работники структурных подразделений оказывают ряд государственных услуг. В их компетенции прием экзаменов, проверка усвоения студентом практических навыков, а также оформление и выдача водительских удостоверений.

Специалисты уполномочены регистрировать транспортные средства и рассматривать дела об административных правонарушениях. В приемные дни они осуществляют прием граждан по проблемным вопросам, рассматривают их обращения, а также участвуют в принятии соответствующих решений относительно просьбы или поставленной задачи.

Какие подразделения включены?

На службу ГИБДД возложено множество обязательств. Для качественного выполнения поставленных задач было сформировано несколько самостоятельных функциональных подразделений. Каждая структура ведомства ориентирована на отдельную сферу деятельности. Основными подразделениями Государственной автомобильной инспекции являются:

  • Автотехническое;
  • Организационное;
  • Регистрационно-экзаменационное;
  • Информационного обеспечения;
  • Дорожно-патрульная служба.

Автотехническая инспекция осуществляет контроль соблюдения нормативов технического состояния транспортного средства, а также выполнения водителем правил, обеспечивающих безопасность на дорогах. Подразделения организации дорожного движения контролируют соблюдение стандартов и нормативов при проведении проектных, строительных и реконструктивных работ в отношении дорог и применяемых сооружений. Регистрационно-экзаменационные подразделения контролируют подготовку водителей и принимают экзамены на знание ПДД и приобретение навыков вождения. В их компетенции регистрация транспортных средств, их учет и розыск.

Сотрудники структуры информационного обеспечения осуществляют информационную деятельность, ориентированную на координирование действий подразделений ГИБДД в оперативно-поисковых мероприятиях, а также осуществляются сбор, обработку и оценку текущей информации о правонарушениях. ДПС актуализируют потребность в текущем контроле состояния автомобиля. Они оценивают поведение участников дорожного движения и могут их скоординировать при выявлении возможных осложнений в ходе дальнейшего движения. Сотрудники мониторят состояние общественного порядка и права водителей, пассажиров и пешеходов.

Какие функции выполняет ДПС?

ДПС является структурным подразделением ГИБДД. Однако, в некоторых ситуациях, ограничивающихся разговорами и отсутствием документальной фиксации, оба названия подразумевают одну структуру. С юридической точки зрения понятия не равнозначны. Основные принципы деятельности ДПС заключаются в уважении прав человека, в соблюдении закона и учета элементов гуманизма. Сотрудники структуры являются открытыми и публичными личностями. Их работа основана на общественном доверии и связана с поддержкой граждан. Работники патрульной службы стремятся обеспечить безопасное и бесперебойное движение транспортных средств, а также предупреждают преступления и правонарушения в сфере дорожного движения. Для реализации должностных обязанностей они осуществляют деятельность в соответствии с регламентированным порядком действий, определяющим функции ДПС:

  • Контроль соблюдения ПДД;
  • Регулировка дорожного движения;
  • Помощь гражданам в реализации своих прав и интересов;
  • Производство дел по административным правонарушениям;
  • Осуществление мероприятий по сопровождению транспорта;
  • Реализация неотложных действия на месте ДТП;
  • Принятие мер реагирования, ориентированных на сокращение числа аварий и пострадавших в них водителей, пассажиров и пешеходов;
  • Информирование населения о сложившейся дорожной обстановке, о наиболее распространенных причинах аварий, а также принимаемых мерах по их предупреждению;
  • Работы по розыску угнанных и похищенных автомобилей;
  • Розыск лиц, которые являются участниками аварии и имеют непосредственное к ней отношение, но скрывшиеся с места происшествия;
  • Контроль внешнего состояния дороги;
  • Надзор за проведением мероприятий, ориентированных на восстановление поверхности дороги.

Сотрудники ДПС вправе принимать участие вместе с представителями федеральных органов в проведении профилактических мероприятий, целью которых является обеспечение безопасности дорожного движения. В пределах зон ответственности, ограниченной постами и маршрутами патрулирования, специалисты могут контролировать соблюдения норм поведения. Правовыми актами определено, что основным субъектом, уполномоченным осуществлять контрольно-надзорную деятельность в сфере соблюдения ПДД, является структурное подразделение ДПС Госавтоинспекции МВД.

24.09.2013 12763 0

Цели урока: знакомство учащихся с историей образования службы ГАИ-ГИБДД и деятельностью инспектора ГИБДД.

Материалы к уроку:

История ГАИ-ГИБДД

Датой образования Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России, которая в соответствии с Указом Президента России от 15 июля 1998 г. № 711 является правопреемником Госавтоинспекции, считается 3 июля 1936 г., когда Совет Народных комиссаров СССР своим постановлением утвердил основополагающий документ - Положение о ГАИ Главного управления Рабоче-Крестьянской милиции НКВД СССР. Основными задачами инспекции стали борьба с авариями на дорогах, контроль за подготовкой водителей, разработка технических норм эксплуатации автотранспорта, его качественный и количественный учет.

В довоенный период, в основном, завершилось решение организационных и кадровых вопросов становления новой милицейской службы. Приказами НКВД СССР утверждены правила выдачи водительских документов, учета и технического осмотра автомобильного парка, порядок проведения углубленной проверки деятельности автохозяйств. В 1940 г. были подготовлены и направлены во все города типовые правила уличного движения.

Во время Великой Отечественной войны многие сотрудники ГАИ стали ее участниками, а оставшийся личный состав проводил мобилизацию автомобилей, мотоциклов и тракторов для нужд армии, содействовал авторемонтным заводам и мастерским в восстановлении техники, обеспечивал регулирование дорожного движения и контроль за подготовкой водительских кадров для фронта.

Во время налетов вражеской авиации, находясь на посту, милиционеры-регулировщики следили за соблюдением правил светомаскировки, тушили пожары и спасали людей из-под обломков зданий, выявляли диверсантов, участвовали в борьбе с мародерством и другими проявлениями преступности.

За успешное выполнение служебных обязанностей и проявленные при этом отвагу и мужество многие работники ГАИ и орудовцы получили высокие государственные награды.

В первые послевоенные годы из армии в народное хозяйство прибыло большое количество автомобилей и мотоциклов. Они стали интенсивно использоваться на дорогах, проезжая часть которых не была полностью восстановлена и оборудована техническими средствами регулирования движения.

Работники ГАИ приняли на себя обязанности по организации движения транспорта и пешеходов. Они участвовали в разработке схем и непосредственно в установке светофорных объектов, дорожных знаков и указателей, будок регулировщика, нанесении линий дорожной разметки. На улицах многих краевых и областных центров страны появились первые светофоры.

После восстановления народного хозяйства значительно возросли объемы сельскохозяйственного и промышленного производства, строительства, началось освоение целинных земель. В середине 1950-х годов выпуск отечественных автомобилей превзошел довоенный уровень в 2,5 раза. Остро встали вопросы предупреждения дорожно-транспортного травматизма.

В этих условиях повышается роль министерств и ведомств, местных органов исполнительной власти в осуществлении мероприятий по борьбе с аварийностью на автомобильном транспорте. С ГАИ МВД СССР снимается часть функций организационно-хозяйственного характера. В ее состав включаются ОРУДы. Вводятся в действие единые в стране правила дорожного движения.

Одновременно активизируется работа общественных формирований. Так, в автопредприятиях создаются комиссии общественного контроля за техническим состоянием подвижного состава, специализированные добровольные народные дружины.

Однако центральное место в системе органов государственного управления, чья деятельность связана с обеспечением безопасности дорожного движения принадлежала МВД, ибо без участия ГАИ решение многих вопросов в данной области было проблематично.

В конце 1960-х и начале 1970-х годов, когда Волжский автозавод приступил к массовому производству легковых автомобилей, именно ГАИ приняла на себя главную тяжесть борьбы с возросшим количеством дорожно-транспортных происшествий. В этот период произошли качественные изменения в организации и деятельности службы. В целях специализации по отдельным направлениям работы в ее составе образуются строевые подразделения дорожно-патрульной службы, подразделения по организации дорожного движения, диагностические станции для проведения государственного технического осмотра транспортных средств, межрайонные регистрационно-экзаменационные отделы, монтажно-эксплуатационные предприятия по внедрению технических средств организации дорожного движения.

Значительно укрепилась техническая база ГАИ. В частности, при надзоре за дорожным движением стали применяться радиолокационные измерители скорости транспортных средств, вертолеты и патрульно-санитарные автомобили, на месте дорожно-транспортных происшествий использовались стереосъемка и аварийно-спасательное оборудование, организовано серийное производство аппаратуры для программированного приема экзаменов по правилам дорожного движения.

В начале 1990-х годов с переходом в экономике к рыночным отношениям произошло резкое увеличение количества автотранспортных средств и интенсивности их использования, обострилась криминальная обстановка в сфере дорожного движения.

Эти обстоятельства продиктовали необходимость усиления контрольно-надзорной деятельности государственной инспекции.

Решение данной задачи осуществлялось путем развертывания сети стационарных постов на автомобильных дорогах, укрупнения подразделений дорожно-патрульной службы, более жесткого применения мер административного воздействия за нарушение правил дорожного движения, создания федеральных компьютерных систем учета информации о похищенных транспортных средствах, введения более защищенных от подделки бланков водительских и регистрационных документов. Во многом благодаря этим мерам удалось добиться последовательного снижения числа дорожно-транспортных происшествий и краж транспортных средств на территории России.

Сегодня перед ГИБДД поставлена задача выхода на новый уровень своего развития, который позволил бы обеспечить еще большую степень защиты участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Инспектор ГИБДД.

Деятельность инспектора ГИБДД связана в основном с регулированием движения транспорта и предупреждением дорожно-транспортных происшествий на улицах и дорогах.

Благодаря работе Госавтоинспекции сохраняется жизнь и здоровье граждан, в особенности детей.

Структура профессиограммы инспектора ГИБДД сложная, она включает ряд профессий.

В первую очередь это профессия инспектора правоохранительного органа, в которой, как указывалось выше, реализуются все шесть сторон, характерных для данного вида деятельности: поисковая (познавательная), коммуникативная, удосто-верительная, организационная, реконструктивная и социальная.

Работник ГИБДД должен хорошо управлять различными транспортными средствами и для этого обладать качествами, входящими в профессиограмму водителя: остротой зрения, устойчивостью к ослеплению, способностью различать цвета, определенной величиной поля зрения, динамическим глазомером, координацией и переключаемостью моторных и сенсорных реакций, переключением внимания в зрительном поле, выбором нужной реакции, устойчивостью внимания при длительной работе, способностью правильно действовать в сложных и аварийных ситуациях.

Он должен не только в совершенстве знать действующие правила движения транспорта по улицам и дорогам нашей страны, но и иметь хорошие навыки водителя, должен уметь провести квалифицированный технический осмотр транспортных средств, а значит, хорошо разбираться в транспортной технике, быстро обнаруживать неисправности, их причины и уловки недобросовестных водителей, пытающихся выдать не вполне исправное средство за исправное.

Инспектор ГИБДД должен быть очень внимательным и решительным человеком. Он обязан не только постоянно контролировать движение транспортных средств, но и уметь предвидеть аварийную ситуацию.

Инспектор ДПС на автотрассе

Находясь при исполнении служебных обязанностей, работник ГИБДД в буквальном смысле слова находится в центре внимания сотен, а иногда тысяч людей: водителей, пассажиров, пешеходов. Поэтому он должен быть подтянут, корректен и вежлив. Его жесты должны быть точны и понятны всем окружающим. Он должен быть ловким, пластичным, обладать повышенным чувством ответственности за свои действия.

Регулирование уличного движения и контроль за ним требует от инспектора напряженной работы всех органов чувств. Особенно высокие требования предъявляются к зрению работников ДПС на линии. Острота зрения должна сохраняться в неблагоприятных условиях: в сумерках, в дождь, в ночное время, при больших скоростях транспортных средств. Он не должен страдать аллергией.

В настоящее время инспектор ДПС располагает значительным арсеналом технических средств: рацией, специальными приборами для определения скорости транспортных средств на расстоянии, мотоциклом, автомобилем, Существуют специальные подразделения ДПС, контролирующие трудные участки трасс с вертолета.

Хорошего инспектора отличает великолепное знание этой разнообразной техники, тщательно отработанные навыки владения ею. Чтобы технические средства не отказали в решающий момент, о них нужно постоянно заботиться и проверять их исправность.

Инспектор на трассе должен уметь распределять свое внимание между многими объектами: потоками транспортных средств, пешеходов, дорожными знаками, состоянием дорожного покрытия и др. Он должен быть бдительным, чтобы суметь предвидеть развитие аварийной ситуации до того, как она переросла в транспортное происшествие.

Чтобы в сложных условиях, располагая несколькими секундами, предотвратить дорожно-транспортное происшествие, он должен обладать высокой эмоциональной устойчивостью, быть смелым и решительным.

Задачи и функции дорожно-патрульной службы

Основными задачами ДПС являются:

Сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;

Обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;

Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.

Функции дорожно-патрульной службы

Оказание в пределах своей компетенции содействия и помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов.

Осуществление контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий.

Охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений на улицах, дорогах и иных общественных местах.

Осуществление розыска угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий.

Осуществление в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях.

Осуществление неотложных действий на месте ДТП, а также принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи, содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра.

Проведение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации дознания по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств.

Выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению.

Информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке в области дорожного движения, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению.

Участие совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.

Контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

Участие совместно с паспортно-визовой службой в осуществлении контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда на транспортных средствах через территорию Российской Федерации.

Вопросы для закрепления:

1. Что вызвало необходимость создания службы ГИБДД?

2. Отличаются ли требования регулировщика в Москве от требований, действующих в других городах и населенных пунктах нашей страны?

3. Какие функции выполняет сотрудник ДПС?

4. Зачем нужны инспекторы ДПС сегодня?



Просмотров