Стратегия Уолта Диснея – мечтай, критикуй, воплощай! Во время всего процесса постарайтесь вживаться в каждую роль. Методы и техники коуч-подхода, применяемые на уроках

Самый известный режиссер, художник и продюсер в области мультипликации Уолт Дисней был человеком, все делающим по-своему, революционером, ломающим стереотипы своего времени. Он сумел построить свой бизнес на креативности, превращении фантазий в реальный продукт. Творческий успех Уолта Диснея сопровождался успехом коммерческим — в 53 года он стал миллионером, а первый «Диснейленд» сделал миллиардерами его наследников.

Секрет преуспевания Уолта Диснея кроется в особенностях его мышления и оригинальном подходе к решению креативных задач, который он выработал еще в те времена, когда был молод и беден, но переполнен идеями. Дисней жил в убогом отеле в маленькой комнатке, платой за которую была уборка дома. В этой комнатке Уолт сам с собой разыгрывал спектакль, воплощаясь поочередно в разных героев — Мечтателя , Реалиста и Критика .

Место Мечтателя — самый светлый уголок комнаты. Поместившись в него, Дисней предавался фантазиям, давал полную волю воображению, генерировал идеи и мечтал.

Следующая роль — роль Реалиста , чтобы сыграть ее, Уолт Дисней перемещался в другой угол своей каморки. Теперь его задача — отобрать из идей Мечтателя те, которые можно воплотить в жизнь, определить конкретные пути их реализации.

И, наконец, перейдя в самый темный закуток своего жилища, Дисней становился Критиком , который отыскивал слабые места и недостатки в полученных идеях и планах.

Позже подобный подход к работе над мультфильмами Уолт Дисней внедрил и в своей корпорации. Мечтатели работали в светлом помещении, стены которого были увешаны картинами, рисунками и плакатами с вдохновляющими изречениями. Здесь допускался творческий беспорядок, отсутствовали жесткие требования к дисциплине. Затем идеи и предложения передавались в другое помещение, где трудились Реалисты. Тут все было по-другому — деловая обстановка, современное техническое оснащение. Реалисты дорабатывали идеи Мечтателей, доводя их до состояния, полностью подготовленного к реализации. В конце концов, уже готовые проекты попадали к Критикам, комната которых, окрещенная персоналом «каморкой», располагалась под лестницей. Критики оценивали риски, выявляли слабые места и недостатки.

Если требовалось, проект возвращался опять к Мечтателям и Реалистам — движение по этому кругу продолжалось до тех пор, пока проект не становился безупречным. Интересно то, что сам Уолт Дисней мог подключиться к сотрудникам на любом этапе творческого процесса. По словам одного из его мультипликаторов, «…на самом деле Диснеев было три: мечтатель, реалист и критик. И невозможно было угадать заранее, который из них придет на совещание».

Стратегию творчества Уолта Диснея подробнейшим образом изучил Роберт Дилтс, американский исследователь когнитивных систем, признанный специалист в области НЛП (нейро-лингвистического программирования). Благодаря исследованиям Роберта Дилтса стратегия решения творческих задач Уолта Диснея была смоделирована и описана в виде методики, доступной для применения в самых различных областях человеческой деятельности, в том числе и в маркетинге.

По оценкам психологов, именно такое сочетание — Мечтатель + Критик при слабом Реалисте наиболее характерно для нашего менталитета. А финансовый взлет Японии объясняют тем, что в середине 50-х гг. прошлого века там сделали ставку на построение системы реализации, внедрения новых технологий и идей (отечественных и зарубежных) в сочетании с жестким контролем качества.

Из этих трех ролей мне больше всего близка роль Мечтателя - генератора идей, Критиков - вокруг хоть пруд пруди, а Реалистов не хватает!

Всем известный Уолт Дисней каждое свое решение тщательно продумывал и рассматривал со всех сторон по специальной схеме. Именно поэтому он стал знаменитой личностью и заработал много денег на любимом занятии. В этой статье мы делимся методом, который использовал Уолт Дисней, чтобы принимать верные решения.

Конечно, этот метод не единственный, и существует еще множество способов быстро принять верное решение . Методика Уолта Диснея рассчитана на более глубокий анализ и поэтому требует немного дольше времени.

Метод Уолта Дисней. Как принять правильное решение.

Суть этого способа заключается в том, чтобы примерить на себя три роли: мечтателя, реалиста и критика. Это упражнение широко используется в психологической практике.

Если у кого-то отлично развито воображение, то вам достаточно по очереди войти в каждое состояние. Если же вы не так любите визуализацию, то можно помочь себе подручными средствами. Например, выбрать три стула, которые будут означать данные состояния и поочередно сидеть на них.

Итак, выберите первый стул, который будет ассоциироваться с мировосприятием мечтателя. А теперь примите расслабленную позу и дайте волю своему воображению. В этой роли вам никто не запрещает мечтать. Фантазируйте и представляйте свои идеи уже воплощенными в реальность. В этом состоянии очень важно ни в чем себе не отказывать. У вас еще будет время на критику и опасения. А сейчас вы просто наслаждаетесь жизнью и мечтаете о чем хотите. Находитесь в этом настроении столько времени, сколько вам будет комфортно, а потом запишите все идеи в блокнот.

После этого садитесь на следующий стул, который вам поможет войти в роль реалиста. Находясь в этой позиции вам теперь нужно понять, как вы сможете воплотить свою идею. Вот здесь и начинается основная работа. Необходимо проанализировать данные, составить четкий план, рассчитать смету и тому подобное. На этом стуле вам нужно смотреть на вещи реально и правильно рассчитать, что вам понадобится для реализации своей идеи. Однако помните, что здесь не место страхам и сомнениям. Вам нужны только факты и четкие шаги, которые помогут добиться желаемого.

Если вы чувствуете, что опасения и неуверенность в себе все-таки закрадываются в вашу голову, примените специальные упражнения для избавления от страхов. Но только не поддавайтесь им, ведь наше упражнение не окончено.

Когда вы все тщательно продумаете и подробно распишите каждый шаг, садитесь на третий стул и примеряйте на себя роль критика. Именно с этой позиции вам необходимо как можно детальнее рассмотреть план, составленный реалистом, и придираться к любой мелочи. В этом вам смогут помочь следующие вопросы: «На кого повлияет данный проект? Чего в нем не хватает? Что может помешать его реализации?» и тому подобное. Чем больше вариантов вы продумаете, тем легче будет идти к цели. Важный момент: целью критика не является желание разнести вашу мечту в пух и прах. Критик рассматривает предложенные реалистом проекты, но никак не саму идею, созданную мечтателем.

Проделав данное упражнение, вы увидите картину со всех сторон и будете готовы к любым сложностям. Этот способ по времени может занимать от одного часа до нескольких дней. Если у вас нет возможности на полноценный вариант, то его можно проделать за 15 минут, уделив каждой роли пятиминутку. Ну а чтобы придать себе уверенность, прочтите , которые добились всего, чего хотели. Мечтайте, любите и не забывайте нажимать на кнопки и

Он не был волшебником, но смог добиться такого , что созданная им компания – The Walt Disney Company – имеет годовой оборот почти $40 млрд. Фактически Дисней изобрел собственную стратегию достижения цели , которую еще называют «стратегией творчества Уолта Диснея» и «креативной стратегией». Хотя сам мультипликатор был человеком , его стратегию можно применять для идей, связанных с любой сферой деятельности. Именно об этом уникальном инструменте я хочу рассказать подробнее сегодня.

Стратегия Уолта Диснея в теории

Я уже писала о такой категории людей как мечтатели – те, кто порождают прекрасные идеи, но не способны их реализовать. Наверняка, вам в жизни встречались скептики – те, кто способны одной фразой убить любые надежды на исполнение . Существуют также реалисты – люди, которые видят мир, как он есть, а потому легко определяют, как нужно доработать ту или иную идею, чтобы она воплотилась в жизнь. Суть стратегии Уолта Диснея заключается в том, что, работая со своей идеей или проектом, вы должны поочередно встать во все три позиции – мечтателя, реалиста и критика.

Работа по стратегии Диснея позволит довести до ума любую вашу мечту, идею или проект – будь это действующее, но не очень успешное предприятие или заветная цель.

Стратегия Диснея на практике

Как это происходит? Вы можете работать в одиночку, но лучше, если у вас будет помощник. Его задача – задавать вам правильные вопросы и записывать все, что вы скажете. Не секрет, что творческий процесс – это , и, в момент творения своей идеи на механическую работу типа записывания лучше не отвлекаться. Также вам понадобится комната и три листа А4, на каждом из которых вы обозначите одну позицию – мечтатель, реалист и критик. Эти листы нужно разложить на полу как можно дальше друг от друга. Все, вы готовы к работе по стратегии Диснея.

Позиция №1 – Мечтатель. Создаем идеи и цели

Встаньте на соответствующий лист бумаги. Ваш помощник начинает процесс, задавая вопросы: «чего ты хочешь?», «представь, что возможно все, твоя идея точно реализуется — что это будет?». Здесь очень важно не задавать вопросов «как?» и «почему?» — это собьет мечтателя. Сейчас вам предоставляется возможность мечтать с таким размахом, будто все в этом мире возможно – какой тогда будет ваша цель, чего вы хотите добиться? Помощник должен записать все, что вы ему наговорили, периодически задавая вопрос «а что еще?», пока вы не выскажете все, чего желаете. Теперь можно переходить к следующему этапу.

Позиция №2 – Реалист. Придаем идеям конкретную форму

Теперь вы переходите на следующий лист бумаги с надписью «реалист» и входите в соответствующее состояние. Помощник зачитывает вам то, что сказал мечтатель (обязательно нужно разграничивать три позиции) и спрашивает, как вы (реалист) станете добиваться своей цели. Ваша задача – рассказать этапы воплощения идеи, давая каждому из них конкретные сроки. Внимание! Сейчас вы не думаете о том, что будет, если так или вот так не получится. Вы описываете, как вы добьетесь своей цели самым лучшим для вас путем в мире, где все возможно. Может родиться несколько способов реализации идеи. Помогающий, опять же, все записывает.

Позиция №3 – Критик. Фильтруем и очищаем идеи

Переходим на третий лист и встаем в позицию критика. Здесь вы условно отвечаете на вопрос «почему?», а, точнее, описываете, что будете делать, если возникнут проблемы . Помощник должен пересказать вам то, что наговорил ему реалист и спросить, что может пойти не так. Например, мечтатель хотел открыть клуб для мужчин, реалист описал этапы , а критик заметил, что в городе мужского населения всего 30% и клуб может оказаться невостребованным.

Когда все такие «а что, если» прописаны, необходимо перейти (ножками и сознанием) снова в позицию реалиста. Второй человек рассказывает ему, что увидел критик, а реалист описывает, что можно сделать с возникающими проблемами, как их предусмотреть, какие нюансы и изменения можно внести в план реализации. Теперь выходите из последней позиции и снова становитесь автором идеи, а ваш помощник рассказывает все, что он услышал от троих субличностей.

Постскриптум

Очень важно именно вживаться в каждую роль. Когда вы мечтаете, будьте самым безнадежным мечтателем, который знает, что все возможно и он ничем не ограничен в своих мысленных полетах. Будучи реалистом, не думайте о подводных камнях и конкуренции, думайте лишь, как вы будете достигать свою цель, воплощать идею. Переходя в состояние критика, оценивайте проект с точки зрения постороннего наблюдателя, которому легче всего увидеть пробелы и слабые места в идее. Пройдя круг творческой стратегии Уолта Диснея, вы сможете доработать и усилить свою идею, получить четкий план ее реализации и учесть подводные камни.

Уолт Дисней сказал следующее (и я полностью с ним согласна): «Если ты смог это придумать, значит, сможешь сделать это» .

Описание Александр Любимов

Роли в технике:

Мечтатель

Творчески мечтает на "полную катушку". Он создаёт максимально совершенную и восхитительную мечту. При этом он может быть довольно сильно оторваны от "текущей" реальности. Мечтатель не отвлекается на мысли о том, как этого можно достичь или какие могут быть проблемы – это задачи Реалиста и Критика соответственно.
Мечтатель по типу Визуал .

Реалист

Человек дела. Фокусируется на достижении поставленной цели. Думает о том что нужно сделать. Не отвлекается на возможные препятствия – это задача Критика.
Реалист по типу Кинестетик .

Критик

Критик фокусируется на возможных препятствиях. Но при этом он остаётся максимально "конструктивным" по отношению как к самой мечте, так и к способам её достижения. Его задача найти и сообщить о возможных трудностях и ошибках.
Критик преимущественно говорит в форме "что добавить".
Реалист по типу Дигитал .

Наблюдатель

Нейтральное лицо. Эта позиция служит в первую очередь для "разбивки" состояний.
Метапозиция (3-я позиция в трёхпозиционном описании).

По шагам

0. Цель.

Определите цель или желание, которую вы хотели бы реализовать.

1. Определите четыре места в пространстве для каждой роли

Чаще всего используются четыре стула, каждый из которых является пространственным якорем . Но так же можно просто передвигаться в пространстве. В принципе, можно вообще обойтись без передвижений, но при этом крайне важно разделить и заякорить каждое состояние.

2. Войдите в позицию Мечтателя

Создайте максимально восхитительную и привлекательную мечту. Разрешите себе быть максимально творческим.

3. Войдите в позицию Наблюдателя

Кратко сообщите о том, что придумал Мечтатель.

4. Войдите в позицию Реалиста

Подумайте и расскажите о том, что нужно сделать для достижения цели, описанной Мечтателем.

5. Войдите в позицию Наблюдателя

Кратко сообщите о том, что рассказал Реалист.

6. Войдите в позицию Критика

Подумайте и расскажите о возможных препятствиях и трудностях. Старайтесь говорить преимущественно о том, что нужно добавить.

7. Войдите в позицию Наблюдателя

Кратко сообщите о том, что рассказал Критик.

8. Повторение цикла

Войдите опять в позицию Мечтателя, но трансформируйте свою мечту с учётом полученной информации.

Продолжайте перемещаться по шагам 2-7 до тех пор, пока проектом реализации мечты не будут удовлетворены все "участники" его разработки.

9. Интеграция

Поочерёдно войдите в позиции Мечтателя, Реалиста и Критика, минуя позицию Наблюдателя. Сфокусируйтесь на характерных особенностях каждого состояния. Интегрируйте их в себе.

11. Подстройка к будущему

Каковы будут ваши первые шаги по реализации задуманного?


Коуч-техники «Стратегия Уолта Диснея», «Мировое кафе» и «Колесо развития» как инструмент проектной деятельности, самооценки и самоконтроля обучающихся

Виткина

Ирина

Владимировна

учитель географии

МБОУ СОШ № 5

Г. Красный Сулин


В школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам. Разработка практических технологий реализации личностно-ориентированного образования в учебно-воспитательной работе, как и системы подготовки учителей к новому подходу, пока находится на стадии зарождения.

Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.

Как известно, творчеству научить нельзя. Однако, можно научить творчески учиться. Добиваться успеха позволяет новый метод в образовании – педагогический коучинг.

Методы и техники коуч-подхода, применяемые на уроках

  • Беседа посредством открытых и «сильных» вопросов.
  • Лестница вопросов по логическим уровням и лестница (пирамида, спираль) достижений.
  • Тоны голоса.
  • Партнерское сотрудничество.
  • Колесо жизненного баланса.
  • Шкалирование.
  • Линии времени.
  • Метод планирования Гантта.
  • Стратегия творчества У.Диснея.
  • Мозговой штурм WORLD CAFE

Техника «Стратегия Уолта Диснея»

Модель Уолта Диснея направлена на создание творческого креативного плана достижения мощной и привлекательной мечты с учетом всех рисков реализации. Устойчивым эффектом выполнения техники является появление целей, которые начинают организовывать вас, мотивировать и мобилизовать внутренние ресурсы, наполняя вашу жизнь смыслом и удовольствием.

Мечтатель – «Все возможно» Мечтатель придумывает новые идеи и новые цели для будущего. С этим образом мышления не связано никаких ограничений, условий и оценок.

Реалист – «Как это сделать?» Реалист превращает идеи в конкретные воплощения. Здесь мы не оцениваем и не критикуем, а исследуем альтернативные способы осуществления грез мечтателя.

Критик - «Что не сработает?» Критик является фильтром и стимулом для улучшения. Критик ищет проблемы с помощью вопроса “А что, если?”. Критик занят тем, чтобы все получилось как надо. Это ценный вклад в проверку идей и гарантию того, что они будут соответствовать заданным критериям.

Интеграторы. В технике «Мировое кафе» добавляется еще одна роль – интеграторы, которые будут работать над окончательным вариантом проекта, собирая и группируя все предложения, сделанные мечтателями, реалистами и критиками. Они же и защищают проект.


Опыт применения коучинга

в учебной и воспитательной работе учителей


1 этап: Вхождение или погружение в тему, актуализация прежних знаний и умений. Формирование ожиданий уч-ся

  • Какие глобальные проблемы человечества мы изучили (заполняем колесо на доске )?
  • Подойдите к колесу и отметьте те проблемы, которые по вашему мнению являются самыми важными и решение которых повлияет на остальные проблемы (выбираем 3 проблемы)
  • Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (формулируем тему: Пути решения глобальных экологических проблем )
  • Открытые вопросы:
  • Чего ты хочешь достичь при изучении данной темы к концу этого урока?
  • На шкале достижений отметьте, где вы находитесь сейчас?
  • Насколько от тебя зависит достижение поставленной цели?
  • Как ты узнаешь, что достиг цели?
  • Насколько от тебя зависит достижение цели?
  • Какие конкретные шаги ты должен предпринять для достижения цели?

Этапы урока

Урок: «Глобальные проблемы человечества» (обобщение знаний)

  • коуч-технология
  • стратегия Уолта Диснея, «Мировое кафе»
  • шкала достижений,
  • колесо Глобальные проблемы человечества),
  • метод обучения в малых группа
  • игровые методы

Этапы урока

2 этап: проработка содержания темы

  • Рассказ о «кафе Уолта Диснея».
  • Мировое кафе: мечтатели, критики, реалисты, интеграторы
  • Каждый стол – отдельная проблема. 5 минут на каждый этап.
  • Интеграторы делают проект решения одной из проблем.
  • Защита проектов

Этапы урока

3 этап.

Подведение итогов. Рефлексия

Посмотрите на колесо «Глобальные проблемы человечества».

Как вы думаете, как решение выбранных нами проблем может повлиять на решение других?

Вернитесь к шкале достижений .

Кто продвинулся?

Что помогло?

А что можно сделать, чтобы продвинуться еще к желаемому результату?

Что наиболее ценного было для вас на уроке?

Что вы знаете о путях решения остальных проблем?

Какое домашнее задание вы для себя определите?

4 этап. Благодарность


Коуч-техника «Колесо развития» как инструмент самооценки и самоконтроля обучающихся

  • Обучающиеся научатся ставить перед собой цели в соответствии со своими потребностями в знаниях
  • Обучающиеся научатся самооценке своих знаний
  • Обучающиеся смогут самостоятельно контролировать свою подготовку и ее уровень по предмету
  • Повысится интерес к предмету

1 этап

На этом этапе обучающиеся знакомятся с предстоящей темой, по учебнику определяют, какие параграфы они будут изучать в рамках этой темы. Например, 8 класс – тема «Климат России» – 6 параграфов

2 этап

Обучающиеся начинают работу с Колесом развития: наносят секторы,

подписывают их в соответствии с названиями параграфов.

  • Начинаем работать с колесом по первому из параграфов темы: вместе с учителем обучающеся определяют, что значит для них 1,2,3 и т.д. («Китайское меню» – предлагает учитель; работа в группах; индивидуальная работа)
  • Обучающиеся каждый на своем колесе в тетради отмечают, где находится каждый из них по уровню знаний в данный момент
  • Обучающиеся определяют и отмечают тот уровень знаний по данному разделу, которого они хотят достигнуть

4 этап

В конце каждого урока обучающиеся отмечают, как они продвинулись к своей цели, отвечают на открытые вопросы, определяют, что им еще надо сделать для достижения нужного уровня знаний

5 этап

В начале каждого последующего урока обучающиеся работают с тестом по пройденному материалу, с помощью учителя оценивают свою работу и отмечают, как они продвинулись к своей цели, отвечают на открытые вопросы, определяют, что им еще надо сделать для продвижения.

6 этап

На уроке повторения обучающиеся с учителем анализируют Колесо развития и самостоятельно определяют свой уровень подготовки по данной теме и свою готовность к зачету. Результаты зачета (контрольной работы) обучающиеся отмечают на Колесе развития.

7 этап

По окончании работы с Колесом развития проводится опрос – анкета:

Кто достиг нужного результата?

Что помогло в достижении?

Что мешало достижению цели?

Что было наиболее ценным?


8 этап

Учитель проводит мониторинг уровня обученности на основании результатов предыдущих контрольных работ и контрольной работы, написанной после использования «Колеса знаний»

8 а класс

Результаты контрольной работы, написанной до использования «Колеса знаний»

Результаты контрольной работы, написанной после использования «Колеса знаний»



Просмотров