Страстная пятница: история и традиции самого скорбного дня для верующих. Страстная пятница

В Христианстве имеется много обрядов, обычаев, традиций. Увлекательно и интересно узнавать особенности религиозных празднеств.

Некоторые из них торжественные, а другие наоборот скорбные. Но они требуют строго выполнять установленные требования и действия.

К самому скорбному празднику в православных христиан относится Страстная пятница.

Он считается самым грустным, трагичным, потому что берет свои корни с древних времен, когда произошло распятие Иисуса Христа.

Что такое Страстная пятница?

Страстная пятница празднуется на несколько дней раньше Пасхи. Празднество посвящено воспоминаниям о распятье, кончине Иисуса Христа.

Это самый строгий день великого поста. Он соблюдается до наступления Пасхи. В 2017 году его праздновали 14 числа в апреле.

Обратите внимание! Откуда произошло название Страстная Пятница?

Если изучать Библию, то там говорится, что суд над Иисусом, его распятие на Голгофе произошло в пятницу. В это же время сняли тело с креста, а затем было выполнено его погребение.

История Великой Страстной пятницы как самого скорбного дня для христианина

Великая пятница – это древний обычай, который начали совершать в прошлых столетиях. Если верить письменным памятникам IV века, богослужение в Иерусалиме начиналось с ночи четверга по пятницу.

К особенностям Страстной пятницы относят:

  • Богослужение сопровождается прочтением евангельского повествования о событиях этого дня. Прочтение производится три раза.
  • В утреннее время производится зачитывание всех Двенадцати Евангелий. Они в последовательном порядке рассказывают о действиях, происходящих в Страстную пятницу.
  • На Великих или Царских часах производится зачитывание повествований четырех Евангелистов (Матфей, Лука, Марк, Иоанн).
  • На великой вечерне долгое евангелие из нескольких частей рассказывает о действиях Страстной пятницы. В этот период выносится Плащаница.

На праздник в церквях не делается литургия, тем самым это подчеркивает его исключительность, а также жертвы на Голгофе – Иисуса Христа.

Иногда бывают исключительные случаи, к примеру, совпадение Благовещения со Страстной пятницей.

Правила и традиции Страстной пятницы в России

Страстная пятница относится к самому строгому дню Великой седмицы поста. Обязательно соблюдаются требования, правила и традиции, прописанные в Библии и Евангелии.

К самым главным правилам и традициям относят:

  1. На Страстную пятницу не рекомендуется кушать пищу. Можно съесть хлеба постного сорта и выпить холодную воду в вечерний период, но после выноса Плащаницы.
  2. Подготовительный этап к Пасхе требуется выполнить в чистый Четверг, чтобы в Страстную пятницу ничего не мешало чтению молитвы.
  3. В празднество необходимо печь куличи, красить яйца. Если верить приданиям, пасха, приготовленная в этот день, не зачерствеет, на ней не образуется плесень.

    Кулич, сделанный в период страстной недели, сможет вылечить от многих заболеваний, предотвратит пожары, обеспечит защиту от ненастья.

  4. В праздник освещается перстень, он станет мощным оберегом.
  5. Если в праздник посеять петрушку, то она даст большие объемы урожая. А другие растения сажать нельзя, потому что они погибнут.

Издавна была традиция – сжигание костров в течение всей Страстной недели.

Православные на возвышенностях жгли костры, и произносили заговоры. Они верили, что это могло защитить их поля от зла.

Для изгнания нечисти использовался сильный шум. Выгоняли лошадей в поля, которые своим топотом копыт могли спугнуть злых духов.

Для защиты использовались метлы и кнуты. В одну руку брали метлу или кнут, а в другую лучину.

Что нельзя делать на Страстную пятницу?

Есть целый ряд требований, которые имеют огромное значение. Важно их строго соблюдать и выполнять. Они берут корни с давних времен, но при этом они сохранились до сих пор.

Что нельзя делать на Страстную пятницу:

  1. Не стоит кушать до выноса Плащаницы. Если вы верующий человек, то это условие требуется соблюдать обязательно. Дружная семья может вкушать пищу после выхода из церкви.
  2. Ужин должен быть постным, нельзя кушать даже рыбу. Разрешено употреблять хлеб, овощи, фрукты.
  3. Для защиты от ядов, влияния отравляющих веществ на протяжении дня не разрешается пить. Холодную воду можно выпить только вечером после выноса Плащаницы.
  4. Нельзя работать, убираться дома. Все дела откладываются.
  5. Стирать не разрешается, даже если у вас машинка автомат.
  6. Не рекомендуется расчесываться и подстригаться.
  7. Запрещено заниматься шитьем.
  8. Не разрешено мыться.
  9. Стоит отказаться от рубки дров. Это считается плохой приметой великого дня.
  10. Нельзя веселиться, танцевать, заниматься сексом, смеяться, употреблять алкоголь. Придавания утехам может принести горе, страдания на протяжении всего года.
  11. В землю не втыкаются лопаты, вилы, грабли, это может принести беды, несчастья.
  12. Нельзя сажать растения, кроме петрушки. Все растения погибнут, а вот петрушка может принести большой урожай.
  13. Нельзя исповедоваться, причащаться в церкви.

Православие требует строго соблюдать все вышеперечисленные запреты в день Страстной пятницы. Это народные правила, которые были установлены много веков назад.

Народные приметы и суеверия на Страстную пятницу

Существуют приметы и обычаи, которые раньше соблюдали в праздник Страстная Пятница. Люди глубоко верили в них и считали, что они действительно сбываются.

Суеверия Приметы
Чтобы уберечь свой дом от сглаза, нечисти, после богослужения в храме вечером в доме следует зажечь свечу и поставить ее перед иконами, она должна полностью догореть Чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, красивым, его стоит отучать от груди в Пасхальную пятницу
Если человек сможет вытерпеть жажду на протяжении страстной недели, то ни один напиток не нанесет вреда Если будет пасмурная погода, то будущий урожай пшеницы и зерна погубят сорняки
Если освятить кольца в этот день, то они станут сильным амулетом и оберегом Чистое звездное небо обещает год с богатым урожаем
Если испечь хлеб, то он никогда не заплесневеет Не стоит плевать на землю, это приведет к тому, что все высшие силы отвернутся

Важно! Существуют различные ритуалы, которые принесут в дом богатство, благополучие, достаток, здоровье, семейный лад. Также они уберегут от врагов и злых духов.

В этот день пекут хлеб в виде колобка. Затем его нужно разрезать на две части – одну часть требуется съесть, а вторую поместить за икону и оставить на хранение на целый год. Обязательно после приготовления колобка нужно молиться.

Страстная пятница – это великий день, который требует соблюдения всех традиций, обрядов. Выполнение всех правил, запретов, обычаев принесет в дом счастье, удачу, радость и достаток.

Верующие верят, что все тяготы, страдания восполнятся в течение года в несколько раз.

Полезное видео

Страстная пятница… Ей посвящают картины и музыкальные шедевры. С творениями из слова сложнее - невозможно даже пытаться приблизиться к тому, с какой правдой и строгостью описывает последние часы и минуты распятого Христа Евангелие.

"Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или Ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал Ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли в дали и смотрели на это". Евангелие от Луки, глава 23, стихи 32-49.

В знак того, что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, в Страстную Пятницу не служится Божественная Литургия. Шесть долгих часов Господь мучительно страдал на кресте, искупая Своими страданиями все человечество от рабства греху. Крестная смерть Христа совершилась по Евангелию в девятый час (около трех часов по нашему времени). Поэтому именно в это время в храмах совершается вынос плащаницы - шитого изображения снятого с Креста распятого Тела Спасителя. Плащаницу выносят из алтаря и возлагают на специально приготовленный стол в центре храма - гробницу, а затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед ней. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая нам о трехдневном нахождении Иисуса Христа во гробе. Совершается такой вынос плащаницы и в главном храме страны - Храме Христа Спасителя, где по традиции Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершает в два часа дня вечерню Страстной пятницы.

Великая (Страстная) Пятница - день самого строгого поста в году: до выноса плащаницы вообще не вкушается никакой пищи.

Православный календарь с Марией Городовой

Завтра, 11 апреля, Великая суббота - день, когда "да молчит всякая плоть", день пребывания тела Иисуса Христа во гробе, день нашего внутреннего сосредоточения, когда мы находимся в состоянии духовного ожидания Воскресения Христова. В Великую Субботу совершается литургия Василия Великого (она служится всего несколько раз в году), во время которой перед плащаницей читаются библейские пророчества, а священнослужители, во время Божественной литургии Великой субботы, в знак победы жизни над смертью, переоблачаются из черных одежд в светлые. В субботу все стремятся освятить куличи, пасхи и брашно (то есть мясо и яйца), с тем, чтобы потом, после праздничного пасхального богослужения разговеться, то есть начать есть непостную пищу. Освящение пищи означает, что мы получаем благословение на ее принятие.

Страстная пятница — это знак печали и горя, она олицетворяет смерть Иисуса.

Служба в Великую Пятницу посвящена воспоминанию смерти на кресте Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребению Его (Богослужение Поклонения Кресту).

Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов.

Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.

Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни — обыкновенно, люди жестокие, — не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питье, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки.

По еврейскому закону, повешенный на кресте считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа , присудивши Его к такой смерти.

Когда привели Иисуса Христа на Голгофу , то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа . Это было около полудня, по-еврейски в шестом часу дня. Когда же распинали Его , Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, потому что они не ведают, что творят».

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос , увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой». Потом говорит Иоанну: «Вот, Матерь твоя». С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят , то есть с шестого часа (а по нашему счету, с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до самой смерти Спасителя.

Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: «Или Творец страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Великая пятница — день строгого поста.

Великий вторник Страстной седмицы

Распятие Иисуса

Казнь Иисуса назначили на вторник, 17 апреля 29 г. Поскольку Ирод Антипа и Понтий Пилат отказались признать Иисуса виновным, то они разрешили Каиафе самому наказать Иисуса. Для экзекуции было отведено место в центре города. Для исполнения приговора назначены два палача: один высокого роста, другой немного ниже. Плети, которыми били Иисуса, имели по пять хвостов неравной длины. На конце каждого хвоста были прикреплены железные грузила, чтобы плети крепче обхватывали тело и, сдёргиваясь с него, рвали кожные покровы. Перед тем как отправить Иисуса в путь, его долго и много били. Сначала Иисуса за вздёрнутые руки привязали к столбу и стали хлестать плетьми вначале по спине, затем по груди и по животу. Двое из толпы палками били Иисуса по голове, сломав ему при этом переносицу. Иисус молча вынес все побои, не проронив ни звука. Зато все палачи просто выбились из сил.

Когда после этого наказания Иисуса облачили в белую рубаху, она тут же превратилась в багряницу. На голову Иисусу надели терновый венок, а на шею повесили табличку: «Я-Бог». Надпись была сделана на четырёх языках – на арамейском, на иврите, на греческом и на латыни. Иудейские священники, увидев эту надпись, стали возмущаться. Иисуса хотели казнить как богохульника, как царя-самозванца, но не как Бога. В том, что в Иисусе присутствует некая божественность, никто не сомневался. Любой человек, увидев Христа, начинал ощущать невероятную силу и энергию, исходившую от него, мистический трепет охватывал каждого, кто чувствовал это.
Иисус молча сносил все побои и издевательства, подтверждая своё учение – Бог любит всех, Он не может никому причинить боль и страдание, даже своим палачам. Бог никого не наказывает!

Иудеи кинулись к Пилату, требуя изменить эту надпись на другую: «Я – Царь Иудейский». Пилат отказал им в этой просьбе, заявив: «Что написал, то написал. Вы же его обвинили, что он Бог. Если он считает себя царём иудейским, то это не грех. Царей у Иудеи может быть много. Вы его в этом обвиняете. Я его в этом не обвиняю. Я не хочу, чтобы на мне была кровь этого праведника». В Библии же говорится, что на табличке было написано: «Иисус Назорей – Царь Иудейскиий». Это слишком большая надпись и она просто не могла уместиться на небольшой дощечке на четырёх языках. Первыми это поняли живописцы, которые пытались на полотнах уместить эту надпись, эта надпись просто не умещалась. Тогда был найден выход – на небольшой табличке на кресте просто изображались четыре латинские буквы – JNRJ, которые расшифровывались: Jesus Nazarenus Rex Judaeorum (Иисус Назорей – Царь Иудейский). Писать на табличке непонятные никому четыре буквы было просто бессмысленно. На самом деле была короткая надпись: «Я-Бог», без всяких сокращений. Римские священники, переделывая Библию в 325 году, пытались умолчать этот факт .

Иисус должен сам нести свой крест, на котором предстояло ему принять мучения. Крест, сделанный из дуба, был очень тяжёлый. Высота креста была 2.5 метра, ширина – 1.5 метра. Вместе с Иисусом к распятию приготовили двух преступников, издевательски сказав при этом: «Ты же Бог, а это два твоих ангела, пусть они тебе помогут».

Когда измученный и физически обессиленный Христос падал под тяжестью своей ноши, тогда палачи, идущие рядом, вновь били его плетьми, пока он не поднимался на ноги. Симеон, идущий с поля, увидел, как упал Иисус, разбив себе колено в кровь, и тяжёлая балка креста ударила его по спине и ногам. Тогда Симеон, не думая о том, что с ним будет, бросился на помощь Иисусу. Солдаты, сопровождающие процессию, уже порядком устали, и им надоело вместе с Иисусом тащиться по пыльным и грязным улицам Иерусалима. Поэтому никто Симеона не остановил, а Иисус пошёл рядом, иногда слегка придерживаясь за крест. Иисуса на Голгофу во время крестного пути сопровождала большая толпа. В подавляющем большинстве своём это были люди, которые в него не верили и не признали его учения, но шли посмотреть на казнь из любопытства. Среди них было много тех, кто раньше хотел ходить вместе с Иисусом и кого он отправил от себя, видя их жадность, хитрость, завистливость и алчность. Таких людей Иисус возле себя не держал, и они были обижены и озлоблены за то, что он их отверг. Простые евреи – земледельцы и скотоводы, наоборот, сильно горевали и переживали за Иисуса, но сделать ничего не могли. Они боялись за свои жизни, за своих детей, страх буквально парализовал их волю. Эти люди ещё не созрели для решительных действий, не были готовы ни к восстание, ни к защите кого бы то ни было.

Во время крестного пути одна женщина по имени Вероника вытерла измученному Иисусу лицо платком. И на этом куске материи неожиданно проявился лик Спасителя.


Лик Христа

Голгофа – это холм, имеющий форму черепа, в окрестностях Иерусалима. На еврейском языке «Голгофа» означает «череп».

Сначала был закопан в землю крест. Рядом с крестом была поставлена тумба, похожая на скамейку. Чтобы крест под тяжестью тела не раскачивался в разные стороны, он был крепко прибит к этой тумбе. Распятый человек не висел на кресте, а опирался ногами на деревянную тумбу. При этом ноги его были прибиты к тумбе, чтобы он не мог даже пошевелиться. Это было сделано для того, чтобы казнённый, мучаясь подольше, сохранял силы и не умирал слишком рано. Не все распятые люди были приговорены к смертной казни. Некоторых из них после нескольких дней мучений снимали с креста и отпускали на волю. Руки казнённого были прибиты к поперечной перекладине креста.


Икона «Распятие»
Тема Распятия столь значительна, что русские иконописцы создали несколько ее вариантов. Самый древний и краткий принят от византийцев и воплощен во фресках храма Святой Софии в Киеве XI века. На фресках представлен распятый на Голгофе Христос, ему предстоят Богоматерь и юный Иоанн Богослов. Голгофа представлена в виде горок, внутри которых белеет череп Адама, погребенного по преданию на месте распятия Иисуса Христа.
Самый сложный и многолюдные композиции Распятия появились в XVII в., они наглядно представляли мотивы Апокалипсиса: встающих из гроба метвецов и солнечное затмение в виде скручивающегося небесного свитка. Зримыми стали и страдания Христа.

Икона «Распятие»


Воинов иконописцы располагали по сторонам креста; один из воинов пронзал тело страдальца копьем, другой подносил ему губку, чтобы разжечь раны и возбудить жажду; здесь же были воины, по жребию делившие одежды Христа. Перед распятым Христом кроме Марии и Иоанна появляются плачущие жены, а также Лонгин-сотник – он был первым, кто, глядя на муки Христа, воскликнул: «Воистину, он был сын Божий».
Был еще один вариант Распятия – с разбойниками. Одновременно с Иисусом Христом, по Евангелию, распяли еще двух разбойников; один из них, раскаявшись в содеянном зле, уверовал в Христа как в Бога, и за веру после смерти своей был принят в рай. Иногда русские иконописцы изображали его отдельно, икона так и называлась «Благородный разбойник Рах».

Икона «Благоразумный разбойник»

Икона «Благородный разбойник Рах»

В тело Иисуса Христа было вбито четыре гвоздя. Два гвоздя проткнули ему запястья рук, ещё два гвоздя пронзили ноги. Пока крест закапывали в землю, Иисус обратился с речью к иерусалимцам:
- Дочери иерусалимские, берегите своих детей. Не дайте в их душах поселиться злобе, зависти, жестокости. Будьте милосердны друг к другу, прощайте друг друга, любите друг друга, и тогда Бог поселится в душе каждого из вас. Простите за всё, что я когда-то для вас сделал.

После распятия адская боль пронзала всё его тело. Иисус стискивал зубы от напряжения, стараясь при этом отключить своё сознание, как он этому научился в далёкой Индии и у тибетских монахов. Ему удалось ввести себя в состояние, подобное сну, и хоть немного облегчить свои мучения. Когда стражники предложили ему специальный обезболивающий напиток из уксуса и желчи, который давали всем осуждённым, чтобы облегчить страдания казнённым, он просто молча отвернул в сторону голову. На Иисусе, распятом на кресте, осталась лишь одна набедренная повязка.
«Один из них подбежал, смочил губку в винном уксусе, надел на палку и подал Иисусу, чтобы тот пил». Евангелие Марка.
Из толпы наблюдающих за казнью раздавались крики: «Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси себя сам! Если ты Сын Божий, то сойди с креста!»

Первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
«Других спасал, а себя самого не может спасти. Если он Божий Сын, пусть теперь сойдёт с креста, и мы уверуем в него. Пусть теперь Бог избавит его, если он угоден Ему. Он сам сказал: я Божий Сын».

Разбойники, распятые вместе с ним, вели себя по-разному. Один из повешенных злодеев ругал Иисуса и говорил: «Если ты Христос, спаси себя и нас. Нас из-за тебя распяли, как твоих ангелов. Мы из-за тебя страдаем».
Другой унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а он ничего худого не сделал».
Напоминанием об этих двух распятых с Иисусом служит косая нижняя перекладина на кресте у православных христиан. Поднятый вверх конец как бы указывает на того разбойника, который восхвалял Иисуса, а опущенный конец – на того, который его ругал.

Рано утром на второй день разбойников сняли с креста и отпустили на волю. Они своё наказание отбыли. Иисус же остался висеть на кресте. Солдаты, сжалившись над Иисусом, тронутые его мужеством, сняли с его головы терновый венок. И позволили пришедшим женщинам дать вина казнённому. Иисус провёл на кресте почти неделю.
Иисус своему любимому ученику Иоанну поручил заботиться о своей матери ещё задолго до распятия. Во время казни на Голгофе не было ни Девы Марии, ни Иоанна. Иоанн, узнав о точном дне казни Иисуса, отправился в Назарет за Марией, решив при этом прийти с ней в Иерусалим на второй день после казни. Марию застал он взволнованной, она рассказала ему, что, когда она прилегла вчера отдохнуть после обеда (вторник), ей приснился Иисус – он звал её и просил помощи, проснувшись, она почувствовала страшную боль в сердце, которая до сих пор не прошла. Иоанн не стал ничего рассказывать, объяснив причину своего прихода тем, что Иисус желает её видеть в Иерусалиме в субботу. Мария сразу почувствовала что-то неладное, она не находила себе места ни в последний день перед дорогой, ни в дороге, особенно ей стало плохо, когда до Иерусалима оставалось всего полдня пути.

Когда достигаешь свободы,
То можно ступать по воде,
По воздуху плыть, как по водам.
За это – страдать на суде,
На рабском суде всенародном…
Но страшен ли пыточный крест,
Когда наступает свобода,
Когда ты навечно воскрес!

Великая среда Страстной седмицы

Среда на Страстной неделе – это день, когда Церковь вспоминает предательство Иудой Искариотом своего учителя Христа за 30 сребреников.
Кроме того, в этот день вспоминается Евангельская история о грешнице, омывшей миром голову Иисуса.

Страстная седмица – седьмая неделя Великого поста – целиком посвящена воспоминаниям о страданиях, Крестной смерти и погребении Иисуса Христа.
Согласно Евангелию от Матфея, ночь на среду Господь провёл в Вифании (Мф. 26, 6–17). Здесь в одном из домов некая женщина, которую Евангелист называет грешницей, возлила на голову Иисуса драгоценное миро (смесь растительных масел, душистых трав и смол).

Исторически помазание миром на Востоке употреблялось как при помазании царей и первосвященников, так и в обыденной жизни богатыми и знатными людьми. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лоб, лицо, бороду, одежду и даже ноги. Зная нелюбовь Христа к роскоши, его ученики разозлились на женщину за своего рода «растрату», так как миро можно было продать за большие деньги, которые затем раздать бедным. При этом сам Христос не только принял её дар, но и сказал: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала». Христос оправдал поступок кающейся грешницы, потому что посчитал, что он продиктован верой и сердечным сокрушением. Эта женщина пришла к Иисусу не затем, чтобы получить телесное исцеление – это было стремление воздать ему честь и получить исцеление душевное.

Кроме того, как посчитал сам Христос, через возлияние мира кающаяся грешница как бы уготовала Его на смерть и погребение: «Возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори».

Итак, Церковь прославляет поступок женщины, одновременно противопоставляя его на контрасте предательству Иуды, которое было совершено в тот же день.

Итак, в церковной службе Великой среды прославляется жена-«грешница» и порицается сребролюбие и предательство Иуды.
В среду, равно как и в понедельник и вторник на Страстной, совершается Литургия Преждеосвященных Даров – последняя в течение Великого поста. Кроме того, в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами. С этого момента земные поклоны прекращаются до праздника Троицы (исключение – поклоны перед Плащаницей).

Также Великая среда обычно является для верующих днём исповеди накануне Великого четверга. Дело в том, что в четверг на Страстной православные стараются причаститься – но не все прихожане могут успеть исповедоваться в сам этот день, поэтому в храмах накануне идёт большая исповедь. Священнослужители отмечают, что для прихожан вечер среды – это уникальная возможность исповедоваться более подробно, чем в обычные дни, и призывают ею воспользоваться.

Великий (Чистый) Четверг

В четверг Страстной седмицы Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого (Евхаристии).

За два дня до прихода Христа в Иерусалим собрались враги Иисуса, с ними один из двенадцати учеников его – Иуда; за тридцать серебренников он пообещал выдать учителя. Случилось это накануне ветхозаветной Пасхи – древнего праздника в честь счастливого исхода иудеев из Египта. Иисус, как свидетельствуют евангелисты, знал о предательстве Иуды и пасхальную трапезу, последнюю в своей земной жизни, решил разделить с учениками. Это была последняя пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни.


Икона "Омовение ног"
Тема «Омовение ног» в иконописи иногда изображалась отдельно. Христос, в трактовке иконописцев, свершал омовение или стоял с полотенцем в задумчивости перед Петром; Петр с оголенным д околен ногами сидел в позе размышления.

Св. Лука сообщает, что на вечери произошел между учениками спор, кто из них старше. Вероятно, этот спор и явился поводом к тому, чтобы показать ученикам наглядный пример смирения и взаимной любви путем омовения ног апостолам. «Был обычай перед вечерею умывать ноги, что делал обыкновенно слуга. Но обычай этот не всегда соблюдался (ср. Лук. 7:44); видно, не был соблюден и в малом обществе Господа, очевидно, потому, что Господь Сам имел в виду показать ученикам пример смирения и самоотверженной любви: «Явил делом, что возлюбив своих сущих в мире, до конца возлюбил их». См. .
Апостолы, как и было принято в Пасху, за праздничным столом пробовали мясо пасхального агнца, пресный хлеб, горький салат и вино. Неожиданно для всех Иисус Христос сказал: «Один из Вас предаст меня,- а на вопрос, кто именно, ответил: … тот, кому я, обмакнув, кусов хлеба подам»,- и дал хлеб Иуде. Апостолы не сразу поняли, что случилось, но Иуда под покровом ночи покинул дом.
После бегства Иуды, Христос, оставшись с учениками, преломил хлеб, благословил его и раздал ученикам со словами: «Приимите, ядите: сие есть тело мое,- потом взял чашу, благословил и подал ученикам: - Пейте из нее все, ибо сие есть кровь моя Нового Завета, на многих изливаемая во оставление грехов». Так, по преданию, сам Христос показал, каким должно быть христианское богослужение, дал начало христианской Пасхе словами: «Сие творите в мое воспоминание»,- превратил праздничную трапезу в прощальную вечерю, напоминающую о смерти Иисуса Христа.


Икона «Тайная Вечеря».
Сюжет Тайной вечери был широко распространен в древнерусской стенописи, а с XV века – в иконописи.


В соответствии с евангельским текстом, участников трапезы иконописцы компоновали вокруг стола, но Христа всегда можно узнать: правой рукой он благословляет апостолов, левой – держит свернутый свиток. Также безошибочно узнаем Иуду, он тянет руку к чаше.
В XVII веке «Тайную вечерю» помещали над входом в алтарь, такие композиции имеют вытянутую форму. На иконах того времени можно видеть интересные детали, касающиеся русского быта. Так, например, известно, что в старой руси за столом пользовались ножами, тарелки для мяса заменяли большие ломти хлеба. Именно такую «сервировку» можно видеть на иконах XV-XVII веков. Совсем иначе выглядит стол трапезы XVIII столетия, заполненный чашами, кубками и даже вилками, котоыре еще в XVII веке были на пиру лишь привилегией царя и царицы.

События, совершившиеся во время тайной вечери после ухода Иуды, нашли воплощение в теме Евхаристии. Слово «Евхаристия» дословно в переводе с греческого означает «благодать». Так называли обряд , свершаемый во время литургии – главнейшей части христианского богослужения.


Икона «Евхаристия»
Иконография Евхаристии широко распространилась на Руси еще в домонгольское время главным образом в стенописи. Обычно изображали две повторяющиеся сцены: в одной Христос, стоящий у престола, причащает хлебом, в другой – вином. Хлеб и вино символизировали тело и кровь Христа, воплощали идею жертвенности во имя спасения человечества.

В четверг в доме прибирают, пекут куличи, красят яйца. В Чистый Четверг принято встать до восхода солнца и выкупаться - символически очиститься от грехов и суеты...
В Чистый Четверг крестьяне очищали дом, двор и огород от накопившегося за зиму сора, грязи и пыли. В первую очередь обновляли и мыли иконы и лампады. Потом тщательно мыли полы, стены, потолки избы, стол и лавки, оттирали песком, скоблили ножом. В народе говорили: «Если в Чистый Четверг вымоешься и вымоешь, весь год чистота в избе водиться будет»...
После уборки, проведенной в Чистый Четверг, в домах не убирали и не мели полы до Пасхи, чтобы «не засорить глаза лежащему во гробе Христу». В некоторых областях в этот день перемывали всю посуду в доме, а молочные крынки еще и окуривали женскими волосами, объясняя важность этого занятия тем, что посуда осквернена прикосновением Иуды Предателя...
В этот день устраивалась большая стирка - перестирывалась вся одежда, постельное белье, скатерти, занавески и полотенца, а также коврики, половики и подстилки. Все выносилось на просушку во двор, а вся семья в ночь с четверга на пятницу ложилась спать на «гороховине», гороховой соломе, которую расстилали на полу. На Русском Севере, например, матери учили дочерей, а тещи - невесток: «Все надо выстирать, даже портяночка и та Пасхе радуется»...

Эту икону Богоматери иногда называют «Симеоново проречение» (так же, как и икону «Умягчение злых сердец») – от слов Симеона Богоприимца, когда он, предрекая судьбу Иисуса Христа, обратился к Богородице со словами: «… и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35). Это оружие (меч) часто изображается на иконе Богоматери направленным в сердце Пресвятой Богородицы. Кроме креста на иконе Богоматери подробно изображены все прочие орудия страстей и предметы, так или иначе связанные с последними днями Христа: рука, ударившая Спасителя по ланите, плеть, гвозди, игральные кости, которыми бросали жребий стражники, делившие одежды Распятого.


Икона Божией Матери «Плач при Кресте»

Изображённый на иконе Богоматери столп перешёл в христианскую иконографию из греко-римской мифологии, где он указывал на небожительство изображенного на нём (на вершине столба часто изображался Юпитер). Столп в христианстве стал религиозным символом духовной силы и твёрдости. На иконе Богоматери «Плач при кресте» на столпе изображён петух из евангельского повествования о троекратном отречении апостола Петра до того, как трижды пропел петух. Некоторые исследователи считают, что первоначально на колонне изображался пеликан, как символ жертвенности.


Икона Божией Матери «Плач при Кресте»

В одном из древних сочинений рассказывается о том, как самка пеликана в порыве любви задушила своего детёныша, и вернувшийся самец, чтобы оживить умирающего птенца, пропоров свой бок клювом, дал детёнышу напиться своей крови. В эпоху Возрождения сюжет был иллюстрацией концепции, по которой Кровь Христова излилась во спасение человечества. Лестница тоже является одним из инструментов Страстей Христовых – её использовали в поднятии на Христа Крест и снятии Его с Креста.


Икона Божией Матери «Плач при Кресте»

Страстная Пятница

В Великую – Страстную Пятницу верующие вспоминают страдания и Крестную смерть Спасителя Иисуса Христа. В пятницу Иисус Христос "умер" на Кресте.

"Смерть Иисуса"

Когда Иисус перестал дышать, неожиданно началось сильное землетрясение. Многие дома были разрушены, поднялась песчаная буря. Солнца не было видно, наступила тьма. Люди, увидев это, ужаснулись. Сама природа оплакивала смерть Божьего Сына.
«В тот же момент завеса в храме разорвалась на две части сверху донизу. Затряслась земля и раскололись скалы. Раскрылись могилы, и многие умершие праведники воскресли. Они вышли из могил и после воскресения Иисуса пошли в святой город, где их видело много людей». Евангелие Матфея.
«Было около шестого часа, и по всей земле вдруг стало темно, и так продолжалось до девятого часа. Солнце померкло, и завеса в храме разорвалась на две части». Евангелие Луки.
Священники, испугавшись, что сейчас народ поднимется на восстание, тут же усилили возле его тела охрану. После того как Иисус безжизненно поник головой, к нему приблизился солдат и сделал то, что предписывалось правилами,- ткнул копьём ему под ребро. У мёртвых людей из раны появляется чёрная свернувшаяся кровь. У Иисуса из раны стала сочиться свежая алая кровь, это указывало на то, что он на самом деле ещё жив. Поэтому Христа оставили висеть на кресте ещё до пятницы, ожидая полной его смерти.

Погребение Иисуса

В пятницу, 20 апреля , к Понтию Пилату пришёл Иосиф Аримафейский – очень влиятельный человек, один из 72 членов высшего суда Иудеи – синедриона. Иосиф обратился к Пилату с просьбой – выдать ему тело Иисуса Христа для почётного погребения в собственной гробнице. За это Иосиф был готов даже заплатить крупный денежный выкуп. Пилат с большим уважением относился к этому человеку, поэтому удовлетворил его просьбу, не взяв никакого выкупа. К тому же Пилата мучила совесть за то, что по его приказу лишился жизни невиновный человек, праведник. Пилат послал на место казни человека узнать, действительно ли умер Иисус.
В это время возле Иисуса находились два человека – Иоанн Заведеев и старейшина религиозного общества ессеев. Этот старейшина обратился с просьбой к сотнику, руководившему охраной места казни, не перебивать колени умершему Иисусу. По обычаю того времени умершему на кресте раздрабливали колени, чтобы окончательно убедиться в смерти последнего. Старейшина знал, что на самом деле Иисус ещё жив.
Старейшина объяснил сотнику, что распятый действительно был уважаемым человеком и достоин почётного погребения, за него сейчас Понтию Пилату будет заплачен большой выкуп, поэтому не стоит портить тело умершего. Сотник разрешил не ломать колени Иисусу. Он даже знал, что Иисус всё ещё жив, но не стал никому говорить об этом.
«Был день приготовления, и в субботу тела не должны были висеть на крестах, к тому же это была особенная, пасхальная суббота. Поэтому иудеи попросили Пилата, чтобы распятым позволили перебить ноги и снять их тела с крестов. Солдаты пришли и перебили ноги сначала одному распятому, затем другому. Когда же они подошли к Иисусу, то увидели, что Он уже мёртв, и не стали перебивать Его ног». Евангелие Иоанна.
Тайные ученики Иисуса – Иосиф Аримафейский и Никодим, получив от Понтия Пилата разрешение на выдачу тела, приступили к делу. В пятницу в полдень тело Иисуса было перенесено в гробницу Иосифа, находящуюся недалеко от места казни. Иосиф и Никодим, запеленав тело Христа, пропитали бинты раствором, изготовленным из лекарственных масел и бальзамов. Этот раствор Иисус приготовил ещё задолго до своей казни.


Икона "Снятие со Креста Иисуса Христа"
В центре иконописной композиции «Снятие с креста» - обнаженное мертвое тело Христа, перед ним – Мария и Иоанн, Никодим и Иосиф вынимают гвозди из ног Христа. На поземе иконописцы иногда писали корзину, символ того, что Никодим и Иосиф Аримафейский не побоялись открыто отдать Христу последний земной долг – принесли благовония для помазания тела его, как того требовал обычай.

«Никодим принёс около тридцати килограммов смеси из мирры и алоэ. Они сняли тело Иисуса и завернули его вместе с бальзамом в полотна из льняной ткани. Таков был иудейский погребальный обычай». Евангелие Иоанна.
«Иосиф взял его, обернул чистым льняным полотном и положил в принадлежащую ему недавно купленную гробницу, выдолбленную в скале». Евангелие Матфея.


Икона "Положение во гроб"
На первом плане иконописцы писали гроб с телом Христа, у изголовья гроба – приникшую к мертвому Сыну Марию, а рядом с ней – Иоанна; здесь же стояли Иосиф Аримафейский и Никодим, пришедшие на Голгофу женщины. «Положение во гроб» в западном искусстве называется «Оплакивание». В русской живописи этот сюжет известен с середины XII века в фресках Спасо-Преображенского монастыря Мирожского собора в Пскове. В иконописи тема распространяется, очевидно, с XV века, когда сформировался иконостас.

До четырёх часов вечера длились все процедуры. Затем тело Иисуса, смазанное благовониями, аккуратно запеленатое в бинты, завернули в огромную белую плащаницу. Утром на тело Иисуса пришли взглянуть римские солдаты и убедились, что он действительно погребён по всем законам. После того как все проверяющие убедились в смерти Иисуса, вход в гробницу был завален большим камнем.
Утром иудейские священники были просто в шоке, узнав, что Иисус погребён в личной гробнице Иосифа Аримафейского - члена того самого синедриона, который и осудил Иисуса на смерть. И ему помогал другой член синедриона - Никодим. И римский наместник Понтий Пилат распорядился выдать тело казнённого богохульника для почётного погребения.
Первосвященникам показалось, что здесь кроется какой-то заговор против них. Священники и фарисеи обратились с просьбой к Пилату:
- Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну.

Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики его, придя ночью, не украли его и не сказали народу: воскрес из мёртвых. Иначе будет последний обман хуже первого.
Пилат, который был сильно зол на священников, до этого угрожавших ему доносом в Рим, резко ответил им:
- Имеете стражу – пойдите, охраняйте, как знаете.

Каиафа распорядился поставить у гробницы стражу и приложить к камню печати. Ему не понравилось поведение Пилата, который слишком явно сочувствовал Иисусу. На римскую власть более полагаться было нельзя – теперь следовало всё делать самим.

В Страстную Пятницу нельзя, шить, стирать, заниматься домашними и полевыми работами. Хотя в некоторых регионах в Страстную Пятницу пекут куличи и садят капусту.
А в ряде католических стран страстная пятница даже выходной день.

Страстная пятница у православных и грекокатоликов - самый скорбный день в году.
В храмах трижды читают Двенадцать Евангелий - отрывки о событиях страстной пятницы две тысячи лет назад - прощальная беседа Христа с учениками, молитва в Гефсиманском саду, предательство Иуды, суд синедриона, разговор с Пилатом и издевательства Ирода.
В этот день верующие ничего не едят до выноса плащаницы - момента, когда из-за алтаря на середину храма выносят плат с изображением Христа во гробе в полный рост. Это обычно происходит во второй половине дня.
Но даже после этого есть можно только хлеб и пить воду. Исключения делают только для детей и больных.

Приметы страстной пятницы

В народе сохранилось множество суеверий и примет, связанных со страстной пятницей. Некоторые из них удивляют.
Например, в страстную пятницу никакой домашней работы делать нельзя: ни шить, ни стирать, ни даже резать. Интересно, что при этом во многих регионах Украины есть обычай печь пасхальные куличи - паски - именно в пятницу.

Великая суббота

В этот день: время умиротворения и гармонии, вспоминают пребывание Иисуса во гробу и сошествие Его в ад, освящают куличи и яйца.


Икона «Сошествие в ад»
В древнерусской живописи «Воскресение Христово» изображали в виде «Сошествия в ад». Центр композиции – изображение Христа в светлой лучистом ореоле славы над черной бездной ада. По сторонам от Христа – поднявшиеся из гробов ветхозаветные праведники, Иисус Христос протягивает руку Адаму и Еве.
Иногда картину ада художники конкретизировали: писали разрушенные створки адских врат, сорванные с них ключи и замки; сам ад олицетворял бывший там сатана, которого связывали ангелы.

Последний день страстной недели. Великая Суббота - день безмолвной молитвы. «Да молчит всякая плоть человеча» у гроба Господня. Время умиротворения и гармонии, внутреннего ожидания воскрешения Спасителя. В этот день вспоминаются пребывание Иисуса во гробу и сошествие Его в ад для возвещения там победы над смертью.

Покой дня субботнего не тоже самое, что безделие. Покой лишь внешнее проявление, т.к основная духовная работа в этот день уходит внутрь человека.

Еще на Утрене народ с зажженными свечами, как принято на отпевании, повторяя «Трисвятую песнь», обходит храм. Великая Суббота для верующих – миг прикосновения к тайне, когда сердце наполняется предпасхальной радостью. Когда свершается великое чудо в Иерусалимском храме Воскресения – схождение Благодатного огня .

Как лучше провести день Великой Субботы православным верующим?
В этот день:
посещаем богослужения;
освящаем яйца, куличи, творожную Пасху;
стремимся сердцем почувствовать схождение Благодатного огня Божественной любви к нам;
готовимся достойно встретить Светлое Христово Воскресение.
В Великую Субботу в продолжение всего дня в храмах совершается освящение куличей, пасок и яиц. Богослужения в этот день начинаются с раннего утра и длятся до ночи, так что последние песни субботней пасхальной полунощницы сливаются с голосами пасхальной заутрени.

Древний обычай христиан - ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение апостольских деяний. И, ввиду того, что предыдущий день прошел в строгом посте и предстояло долгое бдение, в Великую Субботу Церковь разрешает православным подкрепить свои силы благословенными хлебом и вином.


Сошествие во ад. Икона.

Икона «Сошествие во ад».

"Слово «чистилище» взято из католичества, но с католическими представлениями панорама того, о чем пойдет речь, совпадает далеко не во всем. Можно было бы применить к этим слоям также термин «шеолы», но иудаистические картины этих теневых стран умерших тоже отнюдь не будут повторены в моем изложении.
Чистилища различных метакультур несколько отличаются друг от друга; даже отдельно взятое, каждое из них претерпевает значительные изменения на протяжении веков. Сформировались они тоже в различные эпохи. В метакультурах древности, включая Византию, их не было вообще. Точнее – на их месте были миры безысходного страдания; отголосок мистического знания о безвыходности страдалищ явственно слышен в большинстве древних религий.
Позднее в чистилища были превращены некоторые слои метакультур еврейства, христианства и ислама: здесь решающее значение имело воскресение Иисуса Христа, Его схождение в демонические миры и последовавшая затем, в течение ряда веков, борьба христианских синклитов с демонами за смягчение Закона возмездия".
© Даниил Андреев - «Роза Мира»


Икона четырех страстей Христовых
«Страсти» значит «страдания», под этим словом объединяют композиции на евангельские легенды, повествующие о предательстве Иуды, суде над Иисусом Христом, заключении его в темницу, бичевании и распятии. Заканчивается цикл воскресением Иисуса Христа.
Страсти Христовы изображали еще древние христиане, их иконографическую традицию восприняла Византия, тему страданий Христа широко трактовала западно-европейская живопись. В иконописи наиболее полное воплощение она нашла в композиции клейм житийных икон. С XV века страстные иконы: «Распятие», «Сошествие во ад», «Снятие с креста», «Положение во гроб» - вошли в иконостас. В XVI-XVII веках появился сборник иконописных рисунков «Лицевые страсти», круг иконописных сюжетов расширился, в него вошли: «Суд Пилата», «Поцелуй Иуды», «Несение Креста» и другие. В XVII веке появляется дополнительный ряд иконостаса «страстной».

Copyright © 2015 Любовь безусловная


В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву , – совершаются Царские часы с особыми псалмами, паримиями, чтением Апостола и Евангели я.

8:00 - Царские часы.

В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

14:00 - Чин выноса Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа.

16:30 - Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. Крестный ход. Поклонение св. Плащанице.

В этот день:

(1 Кор 1, 18-2,2 2. Мф. 27, 1-38. Лк.23, 39-43. Мф.27, 39-54. Ин.19, 31-37. Мф.27, 55-61)

Воспоминание ареста, суда, избиения, поругания, казни и крестной смерти Спасителя.

Страстная пятница - самый страшный день в истории человечества. В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда-либо существовала, казни.




кадры из фильма "Страсти Христовы"

Тогда на жестком, грубом деревянном кресте, после многочасового страдания, умер плотью воплотившийся Сын Божий. Тогда, с того креста, ученики, которые до того были тайными, а теперь, перед лицом случившегося, открылись без страха, Иосиф и Никодим сняли тело. Было слишком поздно для похорон: тело отнесли в ближнюю пещеру в Гефсиманском саду, положили на плиту, как полагалось тогда, обвив плащаницей, закрыв лицо платом, и вход в пещеру заградили камнем - и это было как будто все. Но вокруг этой смерти было тьмы и ужаса больше, чем мы себе можем представить. Поколебалась земля, померкло солнце, потряслось все творение от смерти Создателя. А для учеников, для женщин, которые не побоялись стоять поодаль во время распятия и умирания Спасителя, для Богородицы этот день был мрачней и страшней самой смерти. Тогда пятница была последним днем. За этим днем не видно ничего, следующий день должен был быть таким, каким был предыдущий, и поэтому тьма и мрак и ужас этой Пятницы никогда никем не будут изведаны, никогда никем не будут постигнуты такими, какими они были для Девы Богородицы и для учеников Христовых. Начиналось дление бесконечных дней.


Я ничего вам не могу передать, если вы сами не почувствуете, если вы сами не постоите, если сами не отложите всякое житейское попечение и послушаете, поучаствуете. Такое благодатное дело происходит в церкви с людьми: когда читается Евангелие, то Господь дает слушающим реальное участие в этих великих святых событиях.

Я вот только хочу прочесть отпуст, то есть, последние слова священника, когда он кланяется своим прихожанам, такие замечательные слова

Термин «плащаница» появился в русских богослужебных книгах в конце XVI века. Плащаница - это икона, изображающая Спасителя, лежащего во гробе. Обычно это большой плат (кусок ткани), на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя. Вынос Плащаницы и Чин погребения - это два важнейших богослужения, которые совершаются в Великую пятницу Страстной седмицы. Великая пятница


На вечерне Великой Пятницы заканчивается чтение книги Иова. Богослужение этого дня пронизано каким-то созерцательным оцепенением, умышленной сдержанностью чувств и образов. Мы ничего не просим, не высекаем из себя слёзы, не сокрушаемся о своем. Сегодня – всё о Нем, всё Его, всё Им.

Многострадальный Иов, судившийся с Богом за свои несчастья, наконец, получил

Утром читаются Царские Часы. Они названы так потому, что на каждом Часе положено …

Вечерня начинается как обычно. Однако песнопения и тексты, которые мы слышим, кажется, обжигают. По-моему нет в православном богослужении более пронзительных текстов, чем тексты этих дней. Вспоминаю, что когда я посмотрел нашумевший фильм «Страсти Христовы» я поймал себя на мысли: интенсивность пережива


Отданный на казнь, Христос еще много пострадал до нее самой. Поруганию, избиению и насмешкам Спасителя предали римские воины, которые должны были сопровождать Его на место казни. Возложив на голову Господа терновый венец, впивавшийся своими колючками в плоть, и дав Ему тяжелый крест – орудие казни, они вышли на путь к Голгофе. Голгофой или лобным местом называлась возвышенность к западу от Иерусалима, на которую можно было пройти через городские Судные ворота. Этим путем и пошел Спаситель, пройдя его в итоге за всех людей.

Такая казнь иногда длилась несколько суток. Чтобы ускорить ее, человека не просто привязывали ко кресту, как в большинстве случаев, а прибивали. Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к кисти руки и управляют ей. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву - страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты

Я сегодня Тебя провожала

На Голгофу, на крест...

Под смоковницей тихо стояла-

Рядом не было мест.

Я старалась к Тебе прикоснуться,

Чтобы Ты исцелил.

С самарянкой пришла к колодцу,

Чтобы Ты напоил.

Протянула сухую душу,

Чтоб она ожила.

Ожидая с Закхеем на ужин,

Все долги раздала.

А теперь Ты подал мне раны

Целовать и рыдать,

С Богородицей и Иоанном

На Голгофе стоять.

Я сегодня Тебя хоронила-

Ты меня допустил...

Нет страшнее Твоей могилы

Среди всех могил.

Замолчала вся плоть человеча-

Сам Господь молчит.

Но надежда, как тонкая свечка

В моём сердце горит.

Я приду сюда завтра рано,

Ароматы неся,

С мироносицами женами

Не боясь, а любя.

Ты меня осияешь светом

И растает печаль.

Я пойду за Тобой с рассветом-

Мне себя не жаль.

Ты научишь меня смиренью и любви святой,

Чтобы нам уже не расстаться

Никогда с Тобой.

(Галина Кременова, г.Херсон)

Крестная смерть Христа совершилась по Евангелию в 9 час (около 3 часов дня по на-шему времени). Поэтому во второй половине дня в храмах при пении тропаря: "Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое...", священнослужители поднимают Плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников (все молящиеся стоят с зажженными свечами) и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице), которая будет находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.



Затем, на чине выноса Плащаницы читается канон "Плач Божией Матери". "Увы мне, чадо мое, увы мне, свете мой", - скорбно восклицает Церковь от лица Пресвятой Богородицы, созерцая ужас Страстных дней.

Устав предписывает совершать его келейно, так что те кто не попал на службу, обязательно прочтите этот удивительный по глубине канон.

"Жизнь вечная, како умираеши?" - в недоумении вопрошает Сына Своего и Бога Приснодева. Тысячи, тысячи матерей могут узнать этот плач - но, Ее плач страшнее всякого плача: Она хоронила не только Сына Своего, но всякую надежду на победу Божию, всякую надежду на вечную жизнь. Многие, верно, глядели на Христа, многие, верно, постыдились и испугались и не посмотрели в лицо Матери. С каким ужасом в душе должны бы мы стоять перед лицом Матери, Которую мы убийством обездолили.,. Встаньте перед Ее лицом, встаньте и посмотрите в очи Девы Богородицы!.. Слушайте, слушайте этот плач! Говорите: Мать, я повинен - пусть среди других - в смерти Твоего Сына; я повинен - Ты заступись. Если Ты простишь - никто нас не осудит и не погубит... Но если Ты не простишь, то Твое слово будет сильнее всякого слова в нашу защиту...

Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа - прободенные ребра, руки и ноги Его. И в это остающееся короткое время вникнем душой в эту смерть, потому что весь этот ужас зиждется на одном: НА ГРЕХЕ, и каждый из нас ответственен за эту страшную Великую Пятницу. Поэтому, прикладываясь к священной Плащанице, будем это делать с трепетом. Он умер для тебя одного: пусть каждый это понимает! - и будем слушать этот Плач, плач всея земли, плач надежды надорванной, и благодарить Бога за спасение, которое нам дается так легко и мимо которого мы так безразлично проходим, тогда как оно далось такой страшной ценой и Богу, и Матери Божией, и ученикам.


Каждый человек, действительно живущий жизнью Церкви, знает ужас и бесприютность этого дня. Этот день страшен еще и потому, что перед каждым он со всей беспощадностью ставит вопрос: А где я был бы тогда, в ту страшную ночь? И ответ на него неутешителен: даже апостолы, говорившие, что готовы умереть за Христа, и действительно думавшие, что умрут за Него, все разбежались, даже Петр, самый твердый и ревностный среди них, трижды перед лицом, если посмотреть, самой ничтожной опасности отрекся от своего Учителя.

Путь к смерти ужасен для каждого человека, а Иисус истинно был человеком, но, и более того, для Христа он был особенно труден. Мы должны в это вдуматься: нам всегда - или часто - кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, Который стал человеком. Но умирает-то Спаситель наш Христос как человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом!».

«Солнце увидело невиданное им, - говорит святитель Игнатий (Брянчанинов, - и, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои, как человек закрывает очи при невыносимом для него зрелище: оно оделось в глубокий мрак, выражая мраком печаль, столько глубокую, как горька смерть. Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившемся на ней. Ветхозаветная Церковь растерзала свою великолепную завесу; так терзаются и не щадятся драгоценнейшие одежды при бедствии неотвратимом, решительном. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь».

Тогда храм погружен в темноту. Звуки покаяния нарастают и охватывают молящихся. Каждый поставляется в этой суровой темноте на суд своей совести, остается с ней наедине, а голос покаянных строк то осуждает содеянное, то горько укоряет за него. Стоят в темноте перед Богом все возрасты человеческой жизни; замирает, вдруг услышав звуки вечной правды, юность. Стоит, исповедуется Богу в молчании весь храм, а за окном в глубокую темноту неба уходят отражения зеленых огней лампад, будто там, в небосводе обретающих свое твердое пребывание. Это все, пережитое накануне - и покаянное пение, и мрак храма, и дрожащие за окном во мгле неба зеленые огни, - все это наполняет небывалой широтой переживаний. Литургии в Великую Пятницу не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Это день особенно строгого поста. Есть благочестивая традиция не вкушать в Великую Пятницу никакой пищи до окончания чина выноса Плащаницы (то есть примерно до трех часов пополудни), а затем принимать в пищу только хлеб и воду. (читается 1 Кор 1, 18-2,2 2. Мф. 27, 1-38. Лк.23, 39-43. Мф.27, 39-54. Ин.19, 31-37. Мф.27, 55-61)

А вечером в пятницу - совершается утреня Великой Субботы (сутки по церковному календарю начинаются с вечера) с чином погребения Плащаницы. Вечернее богослужение имеет заупокойный характер. Это погребение Самого Христа. Как на отпевании, все в храме стоят с зажженными свечами. В начале утрени читается семнадцатая кафизма - часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах.


"Исходное пение, надгробную песнь Тебе воспою; погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смер-тию смерть и ад умертвившему", - так начинается канон Великой Субботы. Это тоже плач о погребенном Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема - ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся", - поет хор. А Евангелие читают уже воскресное о явлении ангелов на месте погребения Распятого Христа, о том как жены-мироносицы не нашли Иисуса там, где его погребали. До Пасхи остается чуть больше суток…

Тихим крестным ходом с Плащаницей и со свечами завершается утреня Великой Субботы. Когда шествие обходит храм, все поют заупокойное "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас..." И уже всего несколько часов отделяет этот крестный ход от следующего, совершаемого в воскресную полночь, уже пасхального.



Просмотров