Статья 5 пункт 4 закона о полиции. Федеральный закон российской федерации
2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.
6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.
Судебная практика по статье 5 ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ
-
Глава 3 Обязанности и права полиции
Глава 4 Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
Глава 5 Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Глава 6 Правовое положение сотрудника полиции
Глава 7 Служба в полиции
Глава 8 Гарантии социальной защиты сотрудника полиции
Глава 9 Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции
Глава 10 Контроль и надзор за деятельностью полиции
Глава 11 Заключительные положения
Краткая предыстория закона
Федеральный закон о полиции заменил собой действующий до этого Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции». До этого в обществе и во власти велись активные дебаты о необходимости реформы в органах правопорядка. В результате победили сторонники реформирования, которое стало новым отсчётом в истории этой государственной структуры.
Переименование «милиции» в «полицию» сопровождалась переаттестацией всех сотрудников МВД. Лица, отказавшиеся проходить переаттестацию или не сдавшие экзамены, были уволены со службы. В результате после широких обсуждений в Государственной Думе и обществе был принят новый законодательный акт, учитывающий общественное мнение, положения действующего права и оценки экспертов.
Правовая суть закона
Федеральный Закон о полиции регулирует деятельность правоохранительных органов, включая в себя основные положения о работе и контроле над деятельностью полицейских. Этот документ также определяет основные функции, цели и задачи органов правопорядка. Принцип данного закона основан на положениях Конституции РФ и других законодательных актах, касающихся прав граждан. Полиция определяется как основной федеральный орган исполнительной власти, выполняющий защитные функции в области внутренних государственных дел.
Основные положения закона о полиции
Принятый новый закон включил в себя подробные описания принципов работы сотрудников правоохранительных органов. Одновременно в этом законодательном акте регламентируются следующие аспекты:
- основное предназначение, цели, задачи и полномочия;
- базовые направления деятельности полиции;
- организационные принципы работы этой системы;
- обязанности и права полицейских;
- перечисление мер принуждения;
- возможность и порядок использования специальных средств и физической силы;
- инструменты социальной и правовой защиты полицейских;
- организация и источники финансового и материально-технического обеспечения правоохранительных органов
В качестве основных принципов работы называются соблюдение законности и прав граждан, дополняемое объективностью и открытостью. Отдельной главой выделен контроль над полицией, включающий судебный, прокурорский и общественный надзор.
Новый ФЗ о полиции 2018 – запланированные изменения
Внесённый в Государственную Думу законопроект о необходимости изменений действующего ФЗ о полиции вызвал большой резонанс в обществе. В этом документе предлагалось значительно расширить полномочия полицейских в следующих направлениях:
- осмотр личных вещей и транспортных средств;
- проведение обысков;
- применение оружия;
- получение от общества презумпции доверия
В случае принятия обозначенных в новом законе изменений права простых граждан могут пострадать, а сами полицейские получить широкие полномочия для применения спецсредств и физической силы. Поэтому, по мнению правозащитников, такие положения станут признаком отхода законодательной системы от принципов правового государства.
Заключение
Сегодня действующий закон о полиции с изменениями полностью выполняет свои основные функции, которые могут быть перечислены следующим списком:
- защита правопорядка, интересов граждан, общественных организаций и общества в целом;
- применение мер принуждения в рамках действующего законодательства;
- взаимодействие с государственными и общественными структурами в целях раскрытия и предотвращения преступлений;
В настоящий момент большинство экспертов уверены в том, что в этой редакции на данном этапе этот законодательный акт полностью соответствует требованиям времени. Федеральный закон о полиции с изменениями не является окончательным документом и будет дорабатываться и в дальнейшем с учётом интересов общества и ситуации в стране.
Закон о полиции 2018
Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.
6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.
Федеральный закон РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 года, N 3-ФЗ. Государственная Дума РФ приняла этот закон 28 января 2011 года, высшая палата парламента, Совет Федерации, одобрил его 2 февраля 2011 года. Оригинальный текст закона был опубликован в таких изданиях: "Российская газета", N 25, 08.02.2011, "Российская газета", N 28, от 10 февраля 2011, "Парламентская газета", N 7, от 11-17 февраля 2011, "Собрание законодательства РФ", от 14 февраля 2011, N 7, ст. 900.
Полный текст закона читайте здесь http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158450Правомерность использования полицией силы и оружия (Глава 5 закона)
Офицеры полиции могут использовать в обозначенных законодательством РФ рамках силу, в том числе и огнестрельное оружие. И лишь то, которое, опять же, обозначено законами РФ. Если сотрудник полиции превысил свои полномочия в применении силы или оружия, то, согласно Уголовному Кодексу РФ части 2 статьи 38, он понесет уголовную ответственность, если будет доказана умышленность его действий.Если в результате применения силы, специальных средств или огнестрельного оружия в рамках законов РФ, то сотрудник полиции не несет ответственности за последствия исполнения своих прямых обязанностей (статья 18).
Случаи, когда сотрудниками полиции применяется огнестрельное оружие
Офицеры полиции могут применять лично или в группе оружие в следующих случаях:- чтобы защитить себя или другого в случае посягательства на жизнь и здоровье;
- если кто-либо хочет завладеть табельным оружием офицера или его транспортным средством, являющемся собственностью МВД;
- для спасения заложников;
- при задержании лица, в деяниях которого есть все признаки тяжкого преступления против граждан;
- при оказании сопротивления или же игнорирования требований, обусловленных законом, о сложении оружия, как огнестрельного, так и любого другого, способного навредить жизни или здоровью мирного населения;
- при отражении захвата государственных или муниципальных зданий или помещений;
- для пресечения бегства из тюрем или других мест содержания заключенных, или попытки освобождения таковых с применением насилия.
Дополнительные причины для использования огнестрельного оружия
- При случае, если водитель транспортного средства упрямо отказывается останавливаться по требованию сотрудников полиции, и его упрямство в этом угрожает жизни и здоровью окружающих;
- Если необходимо обезвредить животного, несущего опасность для жизни и здоровья человека (более подробно в статье 23).
Если Вам требуется купить фотоаппарат Nikon для сбора доказательств - кликните по ссылке. Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество обслуживания - всё это ждёт Вас на предложенном сайте.
Федеральный закон РФ «О национальной платежной системе» от 27 июня 2011 года, N 161-ФЗ. Принят закон Государственной Думой 14 июня 2011 года, а одобрен высшей палатой парламента,...
Решение № 12-291/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 12-291/2018
Астраханский областной суд (Астраханская область) - Административные правонарушения
И показаний Калеутина С.Г. в суде первой инстанции с административным правонарушением он согласен. Доводы жалобы о нарушении сотрудниками полиции положений части 4 и части 5 статьи 5 Федерального закона «О полиции», также несостоятельны, поскольку таких сведений в материалы дела не представлено. Не могут служить основанием для отмены вынесенного судом постановления и доводы...
Приговор № 1-45/2018 от 27 июля 2018 г. по делу № 1-45/2018
Нальчикский гарнизонный военный суд (Кабардино-Балкарская Республика) - Уголовное
ГГГГ При этом ДД.ММ.ГГГГ Хамхоев и Аспиев, желая получить от ФИО175 сведения о лицах, причастных к совершению вышеуказанного преступления, вопреки требованиям ст. 2- 5 , 11-13 Федерального закона «О милиции», высказали ФИО175 угрозы применения физического насилия и применили к нему насилие. В частности, Хамхоев нанес потерпевшему ногами 2 удара в пах...
Приговор № 1-1039/2018 от 27 июля 2018 г. по делу № 1-1039/2018
Ульяновский районный суд (Ульяновская область) - Уголовное
УМВД России по Ульяновской области, УГИБДД УМВД России по Ульяновской области. Так, согласно п.п. 1,2,6 ч.1 ст.2, ч.1 ст. 5 , ч.ч.1-3 ст.6, п.2- 5 , 11 ч.1 ст.12, п.п. 1,2,6,8,20 ч.1 ст.13 ФЗ «О...
Решение № 2-163/2018 2-163/2018~М-151/2018 М-151/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 2-163/2018
Вилюйский районный суд (Республика Саха (Якутия)) - Гражданские и административные
11 Вилюйского района Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24. 5 КоАП РФ, за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Не согласившись с данным постановлением мирового судьи её защитник обжаловал данное постановление в Вилюйский районный суд Республики...
Решение № 2А-1489/2018 2А-1489/2018~М-1390/2018 М-1390/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 2А-1489/2018
Октябрьский районный суд г. Барнаула (Алтайский край) - Гражданские и административные
Дежурной части отдела полиции сотрудник полиции, не представившись и не назвав цели своего обращения, начал без разъяснения, как того требует п.2 ч.4 ст. 5 ФЗ «О полиции», выдвигать требования, которые ограничивали права истца – право на свободу и личную неприкосновенность и право на добровольность предоставления дактилоскопической информации. Как выяснилось в дальнейшем, сотруднику...
Постановление № 5-76/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 5-76/2018
Янаульский районный суд (Республика Башкортостан) - Административные правонарушения
Выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются права вызывать в полицию граждан по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях. В соответствии с ч. 4 ст. 5 ФЗ «О полиции» при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан предъявить служебное удостоверение по требованию гражданина. Вина Шайнурова Р.Р. в совершении административного правонарушения подтверждается вышеуказанными показаниями...
Решение № 12-566/2018 от 24 июля 2018 г. по делу № 12-566/2018
Петрозаводский городской суд (Республика Карелия) - Административные правонарушения
Полиции, которые находились при исполнении своих служебных обязанностей, в процессуальных документах, в суде второй инстанции не имеется. При этом учитываются принципы, содержащиеся в ст.ст. 5 , 6, 7 Закона РФ «О полиции». Данных о небеспристрастности сотрудников полиции к заявителю или допущенных ими каких-либо злоупотреблениях не установлено. Таким образом, факт управления Черкашиным Д....