Статья 19.15 часть 2. Штраф, если вы просрочили регистрацию

Шадрина Лилия Валерьевна,кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД, ФГКУ ВПО «Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России» г. Тюмень[email protected]

Порядок процессуальногооформления правонарушения,

предусмотренного статьей 19.15.2 КоАП РФ

Аннотация.В статье на основе действующих нормативноправовых актов дан алгоритм действия сотрудников полиции при поступлении заявлений от граждан о фактах нарушения правил регистрации по месту пребывания и по месту жительства.Ключевые слова:правила регистрации по месту пребывания, место жительства, сотрудники полиции, алгоритм действий.

Осуществление контроля за соблюдением гражданами правил регистрации требует четкой регламентации действий сотрудников полиции, как в повседневной деятельности, так и при проведении профилактических мероприятий. От того насколько четко и грамотно сотрудники полиции выявляют и документируют такие правонарушения зависит эффективность как общей так и специальной профилактики таких деяний. Именно поэтому в последнее время особое внимание уделяется алгоритмизации деятельности сотрудников полиции. Алгоритм действий сотрудников полиции при поступлении заявлений и сообщений от граждан о фактах нарушений правил регистрации:1. Деятельность дежурной части по приему заявления:При личном обращении заявителя в территориальный орган внутренних дел сотрудник дежурной части отдела полиции обязан принять устное (письменное) заявление и выяснить:1) место совершения административного правонарушения;2) время и характер противоправных действий правонарушителя;3) фамилия, имя, отчество заявителя, адрес фактического проживания и номер контактного телефона;2. Регистрация заявления. Дежурный после проверки информации и документов обязан принять и зарегистрировать в дежурной части отдела полиции информацию (п.1 ч.1 ст.12 ФЗ РФ «О полиции»)в Книге учета сообщений о происшествиях (далее –КУСП).В соответствии с требованиями раздела II и III Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее –Инструкция)при получении материалов (далее − информации), являющихся поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, поступивших из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, содержащих данные указывающие на наличие события административного правонарушения (п.3 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ).При личном обращении в дежурную часть ОВД гражданину одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в КУСП выдается талон –уведомление (п. 34 Инструкции, п.1 ч.1 ст.12 ФЗ РФ «О полиции»).3. Передача заявления для проверки. Дежурный отдела полиции принимает меры реагирования и передает сообщения исполнителю для проверки информации (п. 42 Инструкции). Проведенные мероприятия оформляются составлением рапорта о проверке полученного сообщения о происшествии.4. Проверка исполнителем сообщения. На этом этапе исполнитель собирает и процессуально оформляет доказательства по делу об административном правонарушении, а именно факт нарушения правил регистрации граждан РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 19.15.2 КоАП РФ.Данный этап предполагает осуществление следующих действий:4.1.Установление субъекта административного правонарушения предусмотренного ст. 19.15.2 КоАП РФ.Порядок установления следующий:4.1.1. Проверка правоустанавливающих документов на жилое помещение.Основным правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности на квартиру, является свидетельство о государственной регистрации права собственности. Однако же закон предусматривает много видов правомерного владения и пользования жилым помещением о которых сотрудникам полиции необходимо знать, что бы правильно установить субъекта данного вида правонарушения.Для приватизированной квартиры правоустанавливающими документами являются: договор передачи жилого помещения в собственность, прошедший государственную регистрацию и свидетельство о праве собственности на жилое помещение.Для квартиры, приобретенной по договору куплипродажи, дарения, мены: договор куплипродажи, дарения или мены, прошедший государственную регистрацию; если квартира приобретена по договору дарения − справка из налоговой инспекции об уплате налога с имущества, переходящего в порядке дарения или наследования.Для квартиры, полученной по наследству: свидетельство о праве на наследство; справка из налоговой инспекции об уплате налога с имущества, переходящего в порядке дарения или наследования. Для квартиры ЖСК с выплаченным паем: свидетельство о праве собственности на жилое помещение; справка ЖСК о сумме выплаченного пая.Для комнаты в приватизированной коммунальной квартире: договор передачи комнаты в собственность, прошедший государственную регистрацию; свидетельство о праве собственности на комнату (с указанием ее размера и общей площади коммунальной квартиры); соглашение об определении долей собственников в коммунальной квартире, заверенное нотариально и прошедшее государственную регистрацию; заявление соседей по коммунальной квартире с отказом от права преимущественной покупки.Для жилого дома: если жилой дом был приобретен в порядке приватизации или по договору куплипродажи, дарения, мены или в порядке наследования, − то правоустанавливающие документы те же, чтои для квартиры; если жилой дом был построен на отведенном для этого участке, то: договор о предоставлении земельного участка для строительства жилого дома на праве личной собственности; если дом был построен до 26 августа 1948 г., − то нотариально удостоверенный договор о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке (договор о праве застройки, заключенный до 26 августа 1948 г.); регистрационное удостоверение.Право собственности на жилой дом, построенный лицом на отведенном ему в установленном порядке земельном участке и принятый в эксплуатацию, возникает с момента его регистрации.Если имеются какиелибо решения суда относительно данного жилого дома, например: исполнительный лист или копия вступившегов законную силу решения суда, подтверждающие право собственности на строение; нотариальный договор о разделе дома и др.4.1.2.В случае отсутствия соответствующих документов в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» и ст. 26.10 КоАП РФ вынести определение об истребовании сведений в территориальный орган УФМС, или в органы государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационнораспорядительных или административнохозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда о личности субъекта административного правонарушения данного жилого помещения и предоставлении иных сведений, необходимых для производства по делу об административных правонарушениях. По общему правилу территориальный орган УФМС, органы государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органы местного самоуправления в области жилищных отношений, лица занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационнораспорядительных или административнохозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда в трехдневный срок должны предоставить такие сведения (ст. 26.10 КоАП РФ) либо при невозможности в такой же срок в письменной форме уведомить должностное лицо вынесшее определение.В случае отсутствия своевременного ответа на определениевиновное лицо привлекается к административной ответственности по ст. 17.7. КоАП РФ за невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.4.2. При установлении личности субъекта, необходимо проверить уведомлял ли данный субъект орган регистрационного учета о сроке и месте проживания гражданина без регистрации при личном обращении, по почте или в электронной форме с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал. Срок уведомления не должен превышать 3 рабочих дней. Форма уведомления о проживании гражданина РФ в жилом помещении содержится в приложении Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995г. №713. В соответствии с п. 34 Приказа ФМС России №338, МВД России № 587 от 01.08.2013 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»(далее −Приказ ФМС России №338, МВД России № 587) сотрудники территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений в целях предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений информируют соответствующие территориальные органы МВД России о выявлении в ходе исполнения служебных обязанностей:граждан Российской Федерации, проживающих по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации;нанимателей (собственников), допустивших в занимаемых ими по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов либо в принадлежащих им на праве собственности жилых помещениях проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства безрегистрации;нанимателей (собственников), нарушивших без уважительных причин установленные законодательством Российской Федерации сроки уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина Российской Федерации в занимаемых ими по договорам социального найма и договорам найма жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов либо в принадлежащих им на праве собственности жилых помещениях без регистрации по месту пребывания или по месту жительства или представивших в органы регистрационного учета заведомо недостоверные сведения о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства;лиц, ответственных за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в случае представления ими в орган регистрационного учета заведомо недостоверных документов для регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства;граждан Российской Федерации, в отношении которых в орган регистрационного учета поступили уведомления от нанимателей (собственников) жилых помещений, где проживают данные граждане по месту пребывания или по месту жительства без регистрации;нанимателей (собственников), зарегистрировавших гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства в занимаемые ими по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фондов либо в принадлежащие им на праве собственности жилые помещения без намерения предоставить ему это жилое помещение для постоянного или временного проживания.При установлении фактов нарушения Правил регистрации, за которые в соответствии с КоАП РФ предусмотрена ответственность, сотрудниками составляются протоколы об административных правонарушениях, учет которых ведется в территориальных органах ФМС России, их структурных подразделениях, в территориальных органах МВД России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.4.3. После получения ответа в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» необходимо вызвать собственника или нанимателя для получения объяснения по факту нахождения гражданина РФ без регистрации по месту жительства (п. 3 ФЗ«О полиции»). Объяснение оформляется в соответствии со ст. 26.3 КоАП РФ. До получения сведений лицу разъясняются права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, а также собственник (наниматель) предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9. КоАП РФ.5. Принятие решения по собранному материалу проверки и регистрация принятого решения.На данном этапе сотрудник принимает одно из следующих решений:1)о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.19.15.2 КоАП РФ –составляется протокол об административном правонарушении, либо иной протокол в порядке ч. 4 ст. 28.1. КоАП РФ с регистрацией в Журнале учета производства по делу об административном правонарушении и в подразделении по исполнению административного законодательства; 2)об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, на основании обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ), если информация не подтвердилась –выносится определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч.5 ст.28.1 КоАП РФ) с регистрацией в Журнале учета производства по делу об административном правонарушении;3)о направлении материалов проверки по подведомственности, если рассмотрение дела не входит в компетенцию органов внутренних дел –выносится определение о направлении материала по подведомственности, с регистрацией в Журнале учета исходящих документов отделения делопроизводства и регистрации ОВД;4)о проведении проверки в порядке ст.144 Уголовнопроцессуального кодекса российской Федерации (далее − УПК РФ) либо о передаче материалов в подразделения дознания для возбуждения уголовного дела (при наличии признаков состава преступления).6. Информирование заявителя о принятом решении, с разъяснением прав на обжалование принятого решения и порядок обжалования (п.70 Инструкции).7.В случае составления протокола об административном правонарушении материалы направляются в течение 3х суток должностному лицу, уполномоченному его рассматривать (ст. 23.3КоАП РФ). Субъектами административной юрисдикции по привлечению к ответственности по указанной норме согласно приказу МВД РФ от 05 мая 2012г. №403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию»являются:−Должностные лица подразделений организации охраны общественного порядка на улицах и при проведении массовых мероприятий; отрядов мобильных особого назначения;−Начальник отделения по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних; старший инспектор по делам несовершеннолетних, инспектор по делам несовершеннолетних;−Должностные лица подразделений вневедомственной охраны;−Должностные лица подразделений охраны общественного порядка;−Начальник отделения по делам несовершеннолетних; старший инспектор по делам несовершеннолетних; инспектор по делам несовершеннолетних;−Должностные лица строевых подразделений ППСП;−Должностные лица подразделений по досмотру;−Должностные лица подразделений ЦСН ВО МВД России.

Ссылки на источники1.Федеральныйзакон от 07.02.2011 № 3ФЗ«О полиции»// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900; 2015. № 29 (часть I). Ст. 4374.2.Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. №736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»// Рос.газ. 2014. 14 нояб.3.Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации: приказ Федеральной миграционной службы и МВД России от 1 августа 2013г. №338/587: ред. от 22 дек. 2014 г. // Рос.газ. 2013. 29 нояб.4.Приказом ФМС России № 338, МВД России № 587 от 01.08.2013 (ред. от 22.12.2014) "Об утверждении административного регламента исполнения федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и министерством внутренних дел российской федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами российской федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан российской федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах российской федерации» // Российская газета № 270 от 29.11.2013г.5.Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации от 22 ноября 2001 г. № 174ФЗ: ред. от 13 июля 2015 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921; 2015. 2015 г. № 29 (часть I). Ст. 4391.6.Приказ МВД РФ от 5 мая 2012г. №403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 36.

Новая редакция Ст. 19.15 КоАП РФ

1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 19.15 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации гражданином права на свободу передвижения, права на выбор места жительства и места пребывания.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.15, выражается в проживании по месту жительства или по месту пребывания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Правовой статус паспорта гражданина РФ регламентирован Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации". Основные положения регистрации по месту пребывания или по месту жительства закреплены в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию".

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 19.15, состоит в допущении лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущении гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, установлен Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию".

4. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные статьей 19.15, являются умышленными.

5. Субъектом правонарушения, предусмотренного частью первой данной статьи, выступают граждане, частью второй - должностные лица и граждане.

6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.15, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел.

Другой комментарий к Ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье содержится несколько составов административных правонарушений, имеющих один объект посягательства, - конституционные права и свободы граждан РФ и установленный порядок, предусматривающий обязанность гражданина РФ иметь удостоверение личности гражданина (паспорт) и оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства.

Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории РФ" установлено, что паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ, а Федеральный закон от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом ввел регистрационный порядок учета граждан.

2. В ч.1 рассматриваемой статьи закреплены два состава правонарушений. Объективную сторону первого состава составляют противоправные действия, выражающиеся в проживании или пребывании гражданина РФ, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без такового или по недействительному документу. Проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности (паспорта) означает, что лицо не получило в установленном порядке этот документ или, утратив его, не получило нового. Недействительным признается такой документ, который пришел в явную негодность (не имеет фотографий, содержит неточные данные и т.д.), а также поддельное удостоверение личности (паспорт).

Второй состав предусматривает в качестве противоправного действия проживание или пребывание гражданина РФ без регистрации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. и устанавливают обязанность граждан РФ регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Субъектами рассматриваемого правонарушения признаются граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста, виновные в совершении указанных противоправных действий.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность лиц, ответственных за соблюдение правил регистрационного учета, за их нарушение. Нарушение правил регистрационного учета в рассматриваемом случае выражается в различных противоправных действиях: допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина РФ без удостоверения личности (паспорта) или по недействительному удостоверению личности (паспорту); проживание гражданина в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности (паспорта); допущение указанным гражданином проживания лиц без регистрации по месту пребывания или месту жительства. Указанные противоправные деяния характеризуют объективную сторону данного правонарушения.

4. Субъектом противоправных деяний признаются лица, ответственные за соблюдение правил регистрационного учета. К ним в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации относятся: граждане, юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, а также должностные лица, ответственные за регистрацию. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержден указанным выше постановлением Правительства РФ. Ответственными за регистрацию являются должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов; жилищностроительных и жилищных кооперативов; гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения; акционерных обществ и других коммерческих организаций; других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд.

1. Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

3. Нарушение без уважительных причин нанимателем или собственником, предоставившими жилое помещение гражданину Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении без регистрации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от четырех тысяч до семи тысяч рублей.

4. Нарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей.

5. Нарушение лицом, ответственным за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков представления в орган регистрационного учета документов для регистрации граждан Российской Федерации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных документов для регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Примечания:

1. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в случае представления документированной информации о том, что они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении.

2. Наниматель (собственник) жилого помещения освобождается от административной ответственности за нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина Российской Федерации в указанном жилом помещении без регистрации в случае:

представления таким гражданином документированной информации о его регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;

проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;

проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;

проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым.

Полный текст ст. 19.15 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 19.15 КОАП РФ.

1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 376-ФЗ.

Комментарий к статье 19.15 КоАП РФ

1. Комментируемая статья предусматривает административную ответственность за нарушение норм Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (с изм. и доп.), а также норм, установленных Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (с изм. и доп.), Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (с изм. и доп.).

2. Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.

Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ (см.: Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина на территории Российской Федерации (РГ. 2010. 5 марта)). Названным выше Законом РФ (ст. 3) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства.

3. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуют проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному такому удостоверению либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

Содержание понятий "место пребывания" и "место жительства" определено в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1, указанном в п. 1 комментария к данной статье. Именно с данными понятиями, как представляется, связывается установление законодателем ответственности за проживание или пребывание без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта). Совмещение в диспозиции ч. 1 данной статьи положений об отсутствии документа, удостоверяющего личность, и регистрации по месту пребывания или по месту жительства предписывает должностному лицу, принимающему решение о возбуждении дела о данном правонарушении, устанавливать в случае отсутствия у гражданина РФ удостоверения личности гражданина (паспорта) его регистрацию по месту пребывания или жительства.

Следует учитывать, что документы на регистрацию в соответствии со ст. 6 данного Закона должны быть поданы в органы регистрационного учета не позднее 7 дней со дня прибытия гражданина на новое место жительства.

Что касается установленного упомянутым Законом трехдневного срока регистрации по месту пребывания, то согласно Постановлению Правительства РФ от 22 декабря 2004 г. N 825 указанный срок регистрации наступает по истечении 90-дневного срока пребывания гражданина РФ, в течение которого такая регистрация не требуется.

Следует также иметь в виду уведомительный характер регистрации граждан РФ по месту жительства (см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 783), что, однако, не отменяет обязательности самой регистрации.

В соответствии с п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (с изм. и доп. на 11 ноября 2010 г.), граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа.

Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, перечень которых определен указанными Правилами, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им соответствующее свидетельство. По желанию гражданина этот документ может быть направлен по почте. Собственнику (нанимателю) в 3-хдневный срок направляется уведомление о регистрации лица, подавшего заявление.

Порядок регистрации граждан по месту жительства определен п. п. 16 - 18 Правил. Ныне также предусмотрена возможность представления заявления установленной формы о регистрации по месту жительства и копий необходимых документов в электронной форме через единый портал.

Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, являются эти органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.

Следует учитывать, что контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

Административная ответственность за данное правонарушение наступает при проживании или пребывании гражданина по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) в случае внесения в него отметок, не предусмотренных Положением "О паспорте гражданина Российской Федерации", либо при истечении сроков действия паспорта после 30 дней со дня достижения гражданином 25-летнего или 45-летнего возраста.

Объективная сторона по ч. 2 данной статьи характеризуется допущением лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, либо гражданином в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности помещении проживания граждан РФ, нарушающих установленный названными нормативными правовыми актами порядок.

4. Субъектом предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи административного правонарушения является гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста, а ч. 2 - юридическое лицо, должностное либо физическое лицо, ответственные за обеспечение правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения (см. ст. 2 Закона), должностные лица, ответственные за выдачу и замену паспортов, обеспечение контроля за регистрацией граждан.

При этом законодателем в данной статье не установлены дифференцированные штрафные санкции для юридических и должностных лиц.

К ответственности за данное правонарушение не могут быть привлечены военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

5. С субъективной стороны вина предполагает умысел либо неосторожность, например при несвоевременной замене документа, удостоверяющего личность (паспорта).

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67), а также органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).

Протоколы о совершении данных правонарушений составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3) и органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 19.15 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 19.15 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

3. Нарушение без уважительных причин нанимателем или собственником, предоставившими жилое помещение гражданину Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении без регистрации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от четырех тысяч до семи тысяч рублей.

4. Нарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей.

5. Нарушение лицом, ответственным за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков представления в орган регистрационного учета документов для регистрации граждан Российской Федерации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных документов для регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Примечания:

1. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в случае представления документированной информации о том, что они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении.

2. Наниматель (собственник) жилого помещения освобождается от административной ответственности за нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина Российской Федерации в указанном жилом помещении без регистрации в случае:

представления таким гражданином документированной информации о его регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;

проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;

проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;

проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым.

Комментарий к Ст. 19.15.2 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в РФ.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуют действия (бездействие) виновного лица, нарушающие установленные действующим законодательством правила регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении. Административная ответственность по данной статье наступает в случаях, если в действиях виновного лица не усматривается состава преступления.

Отграничение состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, производится по обязательному признаку объективной стороны — месту совершения правонарушения — в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.

В ч. 3 комментируемой статьи установлена административная ответственность нанимателей или собственников, предоставивших жилое помещение гражданину РФ, за нарушение установленных действующим законодательством сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении без регистрации либо представления в орган регистрационного учета заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина РФ.

Ответственность по ч. 4 комментируемой статьи наступает в случае, если противоправные действия, предусмотренные ч. 3 данной нормы, совершены в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.

С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 комментируемой статьи, характеризуется нарушением лицом, ответственным за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установленных действующим законодательством сроков представления в орган регистрационного учета документов для регистрации граждан РФ либо представление заведомо недостоверных документов.

Примечанием к комментируемой статье предусмотрены основания освобождения виновных лиц от административной ответственности.

2. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины.

В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане и должностные лица.

Навигация по записям



Просмотров