Статья 144 упк рф с последними изменениями. Теория всего

При поступлении информации об уголовном деянии (готовящемся либо уже совершенном) выполняется доследственная проверка. УПК РФ (144 норма) устанавливает правила ее проведения. Узнаем о них подробнее.

Общие сведения

В ч. 1 статьи 144 УПК РФ устанавливается, что орган дознания или его служащий, начальник и другое уполномоченное лицо обязаны принять поступившие сведения о деянии (готовящемся/совершенном). Информация должна быть изучена на предмет достоверности в пределах компетенции указанных субъектов.

В трехдневный срок уполномоченный служащий обязан принять по поступившим данным решение. Соблюдая , должностное лицо может получать объяснения и образцы для проведения сравнительных исследований, истребовать предметы и документы, изымать их по установленным правилам. Он также вправе назначать экспертизу, участвовать в ней и получать экспертное заключение в разумный срок.

Норма 144 УПК РФ допускает осуществление служащим осмотра места происшествия, трупов, предметов, документов, освидетельствования. Должностное лицо вправе требовать выполнения ревизий, исследований, привлекая к ним, в том числе, специалистов, а также давать дознавателям письменное обязательное поручение о совершении ОРМ.

Важный момент

Соблюдая уполномоченный служащий должен разъяснить обязанности и права субъектов, участвующих в производстве. В части мероприятий, затрагивающих интересы последних, должна быть гарантирована реализация лицами их юридических возможностей.

Участникам в числе прочего разъясняется право не свидетельствовать против близких, круг которых установлен в ст. 5, п. 4, супруга/супруги и себя. Привлеченные к производству граждане могут пользоваться помощью адвоката, подавать жалобы на действия уполномоченных сотрудников ОВД по правилам, определенным в гл. 16 УПК.

Участникам мероприятий может быть вменена обязанность сохранять конфиденциальность полученных сведений. В случае необходимости может обеспечиваться безопасность граждан по правилам, установленным ст. 166 Кодекса, в том числе при получении сообщения об уголовно наказуемом деянии.

Нюансы

В норме 144 УПК РФ устанавливается, что информация, которая будет получена в процессе изучения поступивших данных на предмет достоверности, может использоваться как доказательства при строгом соблюдении положений ст. 89 и 75 Кодекса.

После возбуждения дела потерпевший или сторона защиты вправе направить ходатайство о проведении дополнительной или повторной экспертизы. Такое заявление должно быть удовлетворено.

Изучение информации из СМИ

В соответствии с положениями нормы 144 УПК РФ , изучение сведений, распространенных в медийных средствах, на предмет их достоверности осуществляется органом дознания. Для этого оформляется поручение прокурора.

Изучение сведений может осуществлять следователь. Основанием для этого является распоряжение начальника отдела. Редакция, директор соответствующего СМИ по требованию уполномоченного лица обязаны передать имеющиеся в их распоряжении материалы и документы, подтверждающие сведения об уголовном деянии.

Кроме этого, предоставляется информация о лице, которое сообщило эти данные. Исключение составляют случаи, когда данный субъект поставил условие о сохранении конфиденциальности источника.

Специфика установления сроков

В ч. 3 ст. 144 УПК РФ определено, что руководитель органа, занимающегося ОРМ, может продлить до 10 суток период, предусмотренный в части первой данной нормы. Для этого подчиненный служащий, осуществляющий соответствующие процессуальные мероприятия, оформляет ходатайство.

Если необходимо выполнить документальную проверку, ревизию, судебную экспертизу, исследование трупов, предметов, материалов, а также ОРМ, руководитель следственного отдела по ходатайству служащего, а прокурор по просьбе дознавателя может увеличить срок до 30 сут. При этом в соответствующем постановлении указываются фактические, конкретные обстоятельства, ставшие основанием для продления.

Особенности принятия заявлений

Субъекту, сообщившему о совершенном/готовящемся преступлении, выдается специальный документ. Он свидетельствует о принятии переданной информации. В документе указываются сведения о служащем, зарегистрировавшем заявление. В обязательном порядке отмечается дата и время принятия сообщения.

На отказ в приеме заявления о совершенном/готовящемся уголовном деянии может быть направлена жалоба прокурору либо суду по правилам, определенным ст. 124-125 Кодекса.

Особые случаи

Заявление от потерпевшего либо его представителя по делу частного обвинения, направленное в суд, рассматривается в порядке, определенном ст. 318. В случаях, установленных ч. 4 ст. 147, изучение информации о деянии выполняется по указанным выше правилам. Данное положение определено в части 6 нормы 144 УПК РФ.

Отдельные правила установлены в случаях получения из органа дознания сведений о неправомерных действиях, предусмотренных ст. 198-199.1 УК. В таких ситуациях следователь в отсутствии причин для отказа в возбуждении производства в трехдневный срок с даты поступления соответствующего заявления отправляет в вышестоящий орган ФНС относительно подразделения, на учете в котором состоит плательщик/агент, копию с приложением документов. В числе последних должен присутствовать предварительный расчет предполагаемой недоимки по обязательным отчислениям. Данное правило устанавливает часть 7 ст. 144 УПК РФ (в новой редакции ).

Действия ФНС

В норме 144 УПК РФ в части восьмой установлено, что по результатам изучения материалов, полученных по правилам части седьмой, налоговая инспекция не позже 15 суток с даты их принятия:

  1. Отправляет следователю заключение о несоблюдении положений НК и о правильности составленных предварительных расчетов. Такие действия осуществляются в случае, когда обстоятельства, приведенные в заявлении об уголовном деянии, ранее были предметом изучения при проверке ФНС. При этом, как указывает статья 144 УПК РФ, наказание к субъекту применялось в соответствии с вступившим в действие решением налогового органа. Кроме этого, подразделение ФНС направляет информацию об оспаривании либо приостановлении исполнения вынесенного постановления.
  2. Информирует следователя, что в отношении плательщика/агента осуществляется проверка, по итогам которой решение не вступило в силу или еще не принято.
  3. Извещает сотрудника ОВД об отсутствии информации о нарушении лицом положений НК, если сведения, присутствующие в сообщении о преступлении, не являлись предметом изучения при выполнении налогового аудита.

Дополнительно

После получения от налоговой инспекции заключения, но не позже 30 сут. с даты поступления в ОВД сообщения о преступлении, по результатам рассмотрения постановления следователь должен принять процессуальное решение.

Производство по делу может возбуждаться уполномоченным служащим до принятия уведомления от подразделения ФНС при наличии повода и достаточной информации, указывающей на признаки уголовного деяния.

Ст. 144 УПК РФ с комментариями

От оперативности установления наличия/отсутствия оснований для начала производства во многом зависит эффективность последующих ОРМ. Суть положений состоит в установлении сжатого срока для изучения полученных данных.

Определение непродолжительного периода имеет практическое значение. Будет ли злоумышленник установлен в отведенный срок или производство, затянувшееся с самого начала, приведет в тупик. Несмотря на то что в исследуемой норме речь идет о сообщении о преступлении (совершенном либо готовящемся), ее содержание относится ко всем поводам, при которых допускается возбуждение производства, в том числе и к явке с повинной.

Роль СМИ

Вторая часть комментируемой нормы указывает на значение, которое имеют сегодня медийные средства в жизни общества. Усиление роли СМИ в условиях гласности требует отведения отдельного комплекса положений, касающихся проверки сообщений, распространенных в массовых изданиях.

В этой связи определяются конкретные обязанности руководителей редакций. Они должны передать все имеющиеся в распоряжении материалы, в которых содержатся сведения о деяниях. Речь, в частности, об аудио-, видеозаписях, документах, фотографиях и пр.

Закон обязывает руководителя редакции передать сведения о субъекте, ставшем источником сообщения. Однако при этом нормы учитывают конституционные положения, касающиеся конфиденциальности сведений. Если лицо, выступающее как источник данных, предъявляет условие о сохранении информации о нем в тайне, то редакция обязана его выполнить. Соответственно, правоохранительные органы не могут требовать раскрыть ее.

Оперативно-розыскные методы и средства

Им принадлежит решающая роль при установлении оснований для начала производства. В запутанных и сложных случаях, когда практически невозможно установить истину и ответить на основные вопросы из кабинета, только информация, полученная оперативным путем, способна внести ясность. В таких ситуациях грамотное, отлаженное, хорошо организованное взаимодействие подразделений ОВД приобретает значение, которым определяется зачастую вся последующая судьба дела.

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

1 комментарий

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ | ст. 144 УПК РФ

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении (действующая редакция)

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, - в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь - физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье - страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 144 УПК РФ

1. Комментируемая статья регламентирует предварительную процессуальную проверку сообщений о преступлениях, входящую в содержание стадии возбуждения уголовного дела. При этом Кодекс устанавливает две процедуры такой проверки: а) по делам публичного и частно-публичного обвинения (ч. ч. 1 - 4 ст. 144, ст. 146, ч. ч. 2 - 4 ст. 147) и б) по делам частного обвинения (ч. 6 ст. 144, ч. 1 ст. 147, ст. ст. 318 - 319).

2. Обязанность по приему, регистрации, проверке сообщений о преступлениях возлагается на органы уголовного преследования (дознавателя, орган дознания, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя СО). Эта обязанность вытекает из принципа публичности, предусматривающего необходимость осуществления уголовного преследования в каждом случае обнаружения признаков преступления (ст. 21 УПК). Аналогичную обязанность предусматривают и иные нормативные акты (п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"). Прокурор уполномочен проверять исполнение требований ФЗ при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК). Ведомственные приказы предписывают ему проводить такие проверки не реже одного раза в месяц.

На основе межведомственных типовых положений приняты внутриведомственные нормативные акты, детально регулирующие прием, регистрацию и учет сообщений о преступлениях или происшествиях в различных органах следствия и дознания.

3. Повод к возбуждению дела должен быть принят вне зависимости от вида преступления (степени тяжести, окончания, места и времени совершения), полноты информации и времени обращения заявителя. Если в процессе проверки выяснится, что данное преступление подследственно другому органу или относится к делам частного обвинения, то принимается решение о передаче сообщения в соответствующий орган (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК). О действиях по сообщению о преступлении в неотложных ситуациях см. также ком. к ст. 157.

4. Прием сообщения о преступлении сопровождается его соответствующей регистрацией в соответствующих книгах (в ОВД и ФСКН - книге учета сообщений о преступлениях, в ФСБ - книге N 1 регистрации сообщений о преступлениях и т.д.). Регистрация обычно фиксируется проставлением специального штампа, указанием даты, порядкового номера регистрационной записи и подписи лица, осуществившего регистрацию, а также выдачей заявителю талона-уведомления.

5. После приема и регистрации повода к возбуждению дела проводится его проверка с учетом правил ст. 87 УПК. Передача сообщений и иной информации исполнителю для проведения проверки без регистрации запрещена.

Проверка состоит в мыслительной деятельности по оценке данных, указывающих на признаки преступления. Если в самом поводе уже содержатся основания для возбуждения дела (передачи сообщения по подследственности), то проверочные действия не проводятся, а принимается соответствующее решение. Если в принятом поводе недостаточно данных, указывающих на признаки преступления, то могут быть проведены проверочные действия - собирание дополнительных доказательств, необходимых для принятия решения в порядке ст. 145 УПК. Проверка производится путем производства непринудительных способов собирания доказательств - истребования и принятия представленных предметов и документов (см. ком. к ст. 86). В числе таких действий могут быть получены объяснения от очевидцев и заявителя; истребованы справки; направлены требования о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; поручены иные исследования специалистам. В силу того что исследование трупов, предусмотренное ч. 1 ком. статьи, не может подменять собой судебно-медицинскую экспертизу (производимую после возбуждения уголовного дела), оно может производиться лишь при отсутствии признаков преступления, в т.ч. криминальных причин смерти.

Проведение аналогичных проверочных действий помимо УПК предусматривается ФЗ о прокуратуре (ст. 6), ФЗ о ФСБ (ст. 13), ФЗ о полиции (п. п. 3 - 5 ч. 1 ст. 13) и др. нормативными актами. По общему правилу производство следственных действий (как принудительных процессуальных действий) до возбуждения уголовного дела не допускается. Исключение предусмотрено лишь для осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК), поскольку при его проведении элемент принуждения минимален, осмотра трупа (ч. 4 ст. 178) и освидетельствования (ч. 1 ст. 179).

При применении положений ч. 1 ком. статьи о праве давать органу дознания поручение о проведении ОРМ следует учесть, что ОРД вправе осуществлять не любые органы дознания и даже не сами органы дознания, а их оперативные подразделения (ч. 1 ст. 13 ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"), которые обладают самостоятельностью в своей деятельности, в частности в выборе конкретных оперативно-розыскных мероприятий. О поручении следователя также см. ком. к п. 4 ч. 2 ст. 38; ч. 1 ст. 152.

6. Предварительная проверка сообщений о преступлениях должна быть закончена принятием решения (в форме постановления) в порядке ст. 145 УПК не позднее 3 суток со дня поступления сообщения. По результатам проверки решение должно быть принято и до истечения трехсуточного срока, если будут установлены основания для возбуждения дела, отказа в этом или для передачи сообщения по подследственности. Если регистрация повода к возбуждению дела была задержана, то срок исчисляется не с момента его регистрации, а с момента первичного получения сотрудником правоохранительного органа повода к возбуждению дела. Если сообщение о преступлении было передано по подследственности, то срок проверки исчисляется заново - с момента получения сообщения другим органом расследования.

Судебная практика по статье 144 УПК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 205-АПУ17-28, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция

    Сведения, изложенные им в этих протоколах содержат данные о совершении конкретных преступных действий, в том числе детали, которые заранее не могли быть известны лицам производящим расследование дела. На предварительном следствии проверялось в порядке ст. 144 , 145 УПК РФ заявление Ризаева об оказании на него физического воздействия в целях принуждения к даче признательных показаний...

  • Решение Верховного суда: Определение N 1-АПУ15-25, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция

    Кроме того, проверкой, проведенной в порядке ст. ст. 144 -145 УПК РФ, в действиях сотрудников полиции Д Т следователя Б сотрудников ИВС ОМВД России по району признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, не установлено...

  • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ15-284, Апелляционная коллегия, апелляция

    Ссылка в апелляционной жалобе на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2015 г. № 842-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сонина К В на нарушение его конституционных прав статьями 144 , 145 и 146 Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации» о незаконности обжалуемого решения суда не свидетельствует...

+Еще...


Zakonbase: Пункт 3 части первой статьи 145 признан не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 18.

Комментарий к СТ 145 УПК РФ

1. Органы уголовного преследования принимают решения в пределах своей компетенции (ч. 1 ст. 144), определяемой правилами подследственности (см. ком. к ст. ст. 150, 151). Одновременно с возбуждением уголовного дела допускается его направление прокурору для определения подследственности (ч. 3 ст. 146) . Отказ органа дознания в возбуждении уголовного дела по сообщениям о преступлениях, отнесенных к исключительной подследственности следователей Следственного комитета РФ, рассматривается как нарушение закона.

НПА: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Статья 145

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 18 октября 2011 г. № 23-П положения статьи 145 настоящего Кодекса во взаимосвязи с положениями пункта 8 статьи 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 10, 19 (часть 1), 46 (часть 1), 118, 120 и 122, в той мере, в какой этими положениями допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 УК Уголовный кодекс Российской Федерации РФ, в случае, когда соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке

Решения, принимаемые по заявлениям о преступлениях. Статья 145 УПК РФ.

Статьей 145 УПК РФ установлен конкретный и четко определенный перечень решений, которые могут приниматься по сообщениям о преступления, полученным из любых источников:

С первыми двумя пунктами уверен, что всем все понятно: после того как будет достоверно установлено о том, что признаки преступления имеются, необходимо возбудить уголовное дело, либо в противном случае, если этих самых признаков установлено не будет, в возбуждении уголовного дела должно быть отказано.

Ст 144-145 упк

Посетители юридической консультации задали 10 вопросов по теме «Ст 144-145 упк». В среднем ответ на вопрос появляется через 15 минут, а на -вопрос мы даём гарантию минимум двух ответов, которые начнут поступать уже в течение 5 минут!

Здравствуйте, мы общественная организация. К нам на имя руководителя пришло заявление о проведении проверке в порядке ст.144-145 УПК РФ от частного лица на штатных егерей о правомерности их действий.

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Статья 145 УПК РФ. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

Статья 145 УПК РФ

Статья 145 УПК РФ провозглашает решения, которые принимаются на основании результатов рассмотрения полученных сообщений о запланированном либо совершенном преступлении.

Так, по результатам проведенного рассмотрения полученного от заявителя сообщения о планировании либо совершении преступления сам руководитель действующего следственного органа, следователь, дознаватель либо же орган дознания уполномочен принять одно из представленных ниже решений, к которым относятся:

— решение о возбуждении уголовного дела, которое будет проводиться в порядке, установленном и подробно описанном в статье под номером сто сорок шесть настоящего действующего ныне Кодекса;

— решение о проведении передачи сообщения по последовательности на основании статьи под номером сто пятьдесят один настоящего действующего Кодекса.

Статья 145. УПК РК Личное поручительство

1. Личное поручительство состоит в принятии на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства о том, что они ручаются за надлежащее поведение подозреваемого или обвиняемого и явку их по вызову органа, ведущего уголовный процесс. Число поручителей не может быть менее двух.

2. Избрание в качестве меры пресечения личного поручительства допустимо лишь по письменному ходатайству поручителей и с согласия лица, в отношении которого дается поручительство.

Уголовно-Процессуальный Кодекс Республики БеларусьСтатья 145. Порядок опротестования и обжалования постановления судьи

1. Постановление судьи по жалобе об освобождении задержанного или лица, содержащегося под стражей, домашним арестом, вступает в законную силу по истечении 24 часов с момента вынесения. В течение этого срока оно может быть опротестовано прокурором, а также обжаловано потерпевшим или его представителем в вышестоящий суд. Принесение протеста или подача жалобы приостанавливают исполнение постановления судьи.

Уголовно-процессуальный кодекс РКСтатья 145. Залог

1. Залог состоит во внесении самим подозреваемым, обвиняемым либо другим лицом на депозит суда денег в обеспечение выполнения подозреваемым, обвиняемым обязанностей по явке к лицу, осуществляющему досудебное расследование, прокурору или в суд по их вызову. В качестве залога могут быть приняты другие ценности, движимое и недвижимое имущество, на которые налагается арест. Доказывание ценности залога и отсутствие обременений возлагаются на залогодателя.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Уголовно-процессуальный кодекс — это объемный законодательный акт о правилах ведения судебных разбирательств по уголовным делам. Он выполнен в формате кодекса и является основой для всех процедур, регламентов и правил в системе уголовного судопроизводства России. В нем урегулирован как общий, так и особый порядок ведения уголовных дел в судах, а также досудебное разбирательство (расследование, возбуждение уголовного дела и пр.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ

3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

Упк статья 145

В ч. 1 ст. 145 УПК РФ написано: по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

Органы правопорядка придают особое значение рассмотрению сообщений о преступных действиях. На это в свое время обращали внимание даже профильные министерства. Для максимального упрощения процедуры и для внесения новых эффективных механизмов воздействия уполномоченными инстанциями была разработана специальная служебная инструкция.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Решение об инициировании уголовного дела принимается исключительно на основании полноценного и всестороннего анализа поступившей информации. Действующее законодательство принимает во внимание четкость и точность осуществления предварительного комплекса мероприятий.

Для понимания характерных нюансов того, что означает статья 144-145 УПК РФ, следует ознакомиться главными параметрами, с составом преступления по закону, нюансами содержания, примером из судебной практики, деталями по комментариям, а также с общей спецификой действий.

Главная характеристика

В случае поступления сообщения о правонарушении уполномоченное лицо должно в обязательном порядке оценить качество информации.

Должны быть даны ответы на следующие насущные вопросы:

  • выступает ли заявитель по форме и по существу;
  • являются ли полученные факты действительными, а сведения достоверными;
  • имеет ли совершенное действие признаки преступления;
  • можно ли приписать правонарушение к какой-либо статье действующего Уголовного Кодекса Российской Федерации;
  • нужно ли организовывать комплекс мероприятий для предотвращения последствий противоправного действия;
  • необходимо ли оказать пострадавшей стороне квалифицированную помощь или, как минимум, моральную поддержку;
  • нужно ли установить действительного нарушителя;
  • поступили ли в обработку сведения о противоправном действии, которые сами по себе не представляют угрозу общественности из-за незначительности;
  • относится ли рассмотрение к компетенции контролирующих органов;
  • нужно ли передать дело органам территориальной подсудности.

Стоит отметить, что центральным вопросом в рамках рассмотрения поступившего сообщения считается выявление объективных оснований для возбуждения уголовного дела по УК РФ.

Обзор статьи 144

Состав преступления по закону

В 2019 году в статью №144 УК РФ были внесены изменения. В соответствии с принятыми поправками данный раздел нормативного акта обычно применяется при инициировании проверочных мероприятий.

Каждый следственный орган обязуется принять во внимание сообщения о преступлениях. Это же касается и отдельных полицейских, независимо от звания.

Применяемый порядок рассмотрения состава правонарушения предоставляет каждому заявителю право на передачу любого набора сведений доступным способом:

  • путем связи по телефону горячей линии;
  • по почте;
  • в режиме онлайн.

Допускается анонимное действие, ведь в соответствии с действующим федеральным законодательством разрешается скрывать основной информационный источник. Практика показывает, что наиболее благоприятное для заявителей действие оказывает предоставление данных в документальном формате.

Любое сообщение передается в оперативный отдел, где составляется специальный протокол, после чего на основании полученных сведений происходит фиксация состава преступления. На организацию проверочных операций в соответствии с рассматриваемой статьей №144 Уголовного Кодекса отводится не более 3 рабочих дней.

Заявление о рассмотрении

Заинтересованное лицо должно подать заявление для начала рассмотрения характера преступления. После истечения трех рабочих дней с момента подачи дознавателем разрабатывается постановление. В случае если оснований для возбуждения уголовного делопроизводства не существует на конкретный момент времени, то процедура рассмотрения занимает дополнительные 10 дней.

Продление установленных сроков рассмотрения жалобы проводится только при наличии объективных обстоятельств. Для осуществления полной процедуры дознания законом отводится не более 1 месяца, однако разрешение на это может быть выдано исключительно компетентным прокурором.

Сложившаяся судебная практика указывает на факт того, что это возможно только в той ситуации, когда необходимо время на осуществление дополнительных экспертных процедур и прочих операций побочного характера.

Глава №19 УПК РФ указывает, если специалист не сможет рассмотреть материалы дела точно в сроки, то это считается злостным правонарушением, что само собой влечет за собой назначение штрафных санкций. Это также полностью регламентируется федеральным законодательством.

Существующие служебные инструкции указывают на то, что каждый дознаватель в процессе рассмотрения заявления может проводить следующее:

  • проверки;
  • выемку документации;
  • осмотр мест происшествий;
  • назначение экспертиз;
  • сбор объяснений от свидетелей и так далее.

Что ещё можно узнать из текста

В тексте нормативной документации также содержатся нормы о добровольном обращении преступников, а также о сообщениях, полученных из разных информационных источников. Проверка до начала самого следственного процесса проводится уполномоченными инстанциями, занимающимися уголовным преследованием.

Законодательством к таким органам относятся:

  • следственные отделы;
  • департаменты дознания разных ведомств, включая представительства Следственного Комитета Российской Федерации;
  • органы контроля за наркотическим траффиком на территории страны;
  • отделения ФСБ;
  • представительства федеральной службы судебных исполнителей;
  • органы пожарного надзора;
  • таможенники.

Что касается прокуратуры, то она занимается мониторингом операций, совершаемых вышеуказанными инстанциями на предварительной стадии. Также учитываются права и свободы граждан РФ как с потерпевшей, так и с виновной стороны. Это закрепляется в Конституции России.

Особенности статьи 145

Статья №145 УПК РФ содержит в себе информацию о решениях, которые принимаются сазу после рассмотрения состава преступления компетентными органами.

По результатам анализа поступившего сообщения руководитель следственного отдела или любое другое уполномоченное должностное лицо принимает одно из нижеуказанных постановлений:

  • возбуждение уголовного делопроизводства со ссылкой на статью №146 рассматриваемого Кодекса;
  • отказ от открытия дела в официальном порядке;
  • передача сообщения по уголовному делу частного характера в территориальные судебные инстанции – эта норма регулируется второй частью статьи №20 настоящего Кодекса.

Заявитель должен быть в обязательном порядке уведомлен о принятом решении с учетом разъяснения прав на обжалование неблагоприятного решения и основного порядка действий.

В случае принятия положительного для заявителя решения, органы дознания, следователи или руководители уполномоченных органов обязаны совершить фиксацию следов правонарушения.

Судебная практика

УВД и Следственным Комитетом Российской Федерации проводятся проверки материалов отказного характера, сообщений о преступлениях, а также жалоб, если в них указан факт совершенного нарушения. В порядке рассматриваемых статей подаются заявления, в которых содержатся исчерпывающие сведения о преступлении. Доводы заявителя подлежат обязательной проверки в каждом конкретном случае.

Дополнительно могут проводиться дополнительные мероприятия, связанные с проверкой отказных материалов правоохранительных органов по решениям прокуратуры об отказе вначале официального делопроизводства.

Сложившаяся судебная практика показывает, что первоначальные приговоры могут быть изменены после досконального рассмотрения обстоятельств дела. Например, изначальный приговор может быть изменен на другой по статьям Уголовного Кодекса РФ. Особенно это актуально для тех случаев, когда преступник сам приходит с повинной.

Если провинившаяся сторона в самостоятельном порядке сообщит о совершенных деяниях, например, связанных с незаконным оборотом наркотиков, то в первую очередь контролирующими службами предоставляется право не свидетельствование против себя по статье №51 Конституции РФ. Только по результатам проверки суд может изменить решение и выпустить официальное решение об отказе в возбуждении дела.

Детали по комментариям

В случае если принятие в действие итогового постановления полностью регулируется прочими статьями УПК, например, №146-167,318, то принятие предварительного решения возможно только по рассматриваемым статьям. Именно в них полностью оговариваются действия, которые нужно провести в обязательном порядке. Все сопутствующие операции совершаются должностными лицами, которые передают сообщения о преступлениях в суды.

Порядок принятия решения об инициировании уголовного делопроизводства или об отказе от данного действия рассматривается в комплексе комментариев. Практическая ценность дополнения к статье №145 заключается в более полном описании института передачи заявительной документации.

Что касается результатов рассмотрения поданной заявителем документации, то в этом случае компетентным специалистам следует принимать во внимание полный пакет собранных предметов и материалов.

Дополнительно в комментариях к статье заходит речь о решениях, носящих процессуальный характер. Все предусмотренные Законом постановления должны в обязательном порядке оформляться в письменном виде.

Обычно применяется формат классического постановления. Заявитель получает уведомление о решении после его вынесения или одновременно с данным процедурным этапом.

Меры, применяемые в целях сохранения следов совершенного преступления, могут быть инициированы уполномоченным лицом до вынесения решения о передаче заявления. По частным уголовным делам сообщение передается напрямую в судебную инстанцию. Разрешается проведение аналогичных мероприятий уже после принятия постановления.

Порядок возбуждения уголовных дел публичного или частного характера регламентируется в других статьях УПК.

Такие дела могут возбуждаться в следующих случаях:

  • если информация, представленная в заявительной документации, была подана в отношении гражданина, о котором не имеется никаких актуальных сведений;
  • в отношении граждан, перечень которых приводится в статье №447 УПК РФ;
  • если преступное деяние было осуществлено по отношению к лицу, которое в силу своего беспомощного состояния не смогло защитить законные конституционные гражданские права и интересы.

Общая специфика действий

Классический порядок рассмотрения сообщений о противоправных действиях выражается в комплексе действий, которые совершаются следователями, прокурорами или дознавателями.

Перечень процедур регламентируется статьей №144 УПК. Это говорит о том, что дела, имеющие непосредственную связь с частными обвинениями, подлежат исследованию с учетом применения несколько иных методов.

Такие методы находятся в компетенции у судей. Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев к материалам мероприятий относятся различные справки, акты и прочие побочные документы.

В рамках осуществления регулируемых законодательством мероприятий происходит полноценная реализация полномочий должностных лиц. Перечень этих действий определяется в отдельных нормативных актах.

В рассматриваемом случае происходит реализация полномочий на получение от граждан нужного комплекса объяснений.



Просмотров