Старая конституция латвии 1922 г. Сатверсме (Конституция) Латвийской Республики. Ii отдел сейм

История

Конституция 1922 года провозглашала Латвию демократической республикой (статья 1), вводила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании для граждан старше 21 года (стати 7 и 8), наделяла Сейм правом принимать законы (статья 64), бюджет (статья 66), утверждать международные договоры (статья 68), министры должны были пользоваться доверием Сейма (статья 59).

15 мая 1934 года в результате переворота, осуществленного президентом министров Карлисом Улманисом , действие Конституции было частично отменено. После включения Латвии в состав СССР в 1940 г. Конституцию сменила Конституция (Основной Закон) Латвийской ССР , которая была заменена на новую в 1978 году .

Структура

  • Краткая преамбула: «Латвийский народ, в своём свободно избранном Учредительном Собрании, установил для себя следующую Конституцию:».
  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Сейм
  • Глава 3. Президент государства
  • Глава 4. Кабинет министров
  • Глава 5. Законодательство
  • Глава 6. Суд
  • Глава 7. Государственный контроль
  • Глава 8. Основные права человека

Поправки

Процедура внесения

Поправки к Конституции (как и обычные законопроекты) имеют право вносить президент, правительство, комиссии Сейма, не менее 5 депутатов Сейма, а также одна десятая часть избирателей (ст. 65). Их принимает Сейм в трёх чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов при кворуме в две трети членов Сейма. Изменения статей 1, 2, 3, 4, 6 или 77 Конституции, а также внесённые 10 % избирателей, но не принятые Сеймом проекты поправок, выносятся на референдум. Для принятия поправок на референдуме требуется, чтобы их поддержало большинство лиц, имеющих право голоса (ст. 76-79).

Подача поправок избирателями предусматривает сначала сбор инициаторами 10 000 нотариально заверенных подписей, затем - организованный ЦИК сбор подписей. Если в сумме собраны подписи 10 % избирателей, поправки поступают на рассмотрение Сейма .

Президент имеет также право (ст. 47) вносить на рассмотрение Сейма инициативы не в форме законопроектов.

Принятые поправки

По состоянию на декабрь 2011 года, были внесены следующие поправки:

  • 1933 - изменены правила проведения референдума.
  • 1994 - возрастной ценз на выборах Сейма снижен с 21 до 18 лет.
  • 1996 - введён институт Конституционного суда .
  • 1997 - срок полномочий Сейма и президента продлен с 3 до 4 лет.
  • 1998 - введен раздел о правах человека, в Конституцию внесено уже имевшееся в Законе о языках положение о статусе государственного для латышского языка , усложнённая процедура внесения поправок отнесена к большему числу статей Конституции.
  • 2002 - в ряде статей закреплены положения о роли государственного языка, уже имевшиеся в Законе о государственном языке и регламенте Сейма, от депутатов парламента требуется клятва или торжественно обещание (в частности, укреплять латышский язык как единственный государственный).
  • 2003 - введены положения о членстве в Европейском союзе .
  • 2004 - президенту предоставлено больше времени для принятия решения о подписании законов.
  • 2005 - внесено в Конституцию уже имевшееся в Гражданском законе положение об обязательной разнополости супругов.
  • 2007 - правительство лишено права издавать правила с силой закона в промежутке между сессиями парламента.
  • 2009 - введена возможность для избирателей инициировать референдум для досрочного роспуска парламента.

Значимые непринятые поправки

Весной 1934 года по инициативе Латышского крестьянского союза Сейм рассматривал проект поправок, расширявших полномочия президента и отменявших неприкосновенность депутатов Сейма. Когда ключевые положения проекта были отклонены Сеймом, лидер ЛКС, премьер-министр К. Улманис, совершил государственный переворот .

В 2008 году на референдум были вынесены поправки, распространявшие применение референдума на вопрос о досрочном роспуске парламента, но референдум (англ. ) был признан несостоявшимся из-за низкой явки.

В 2011 году объединением «ВЛ!»-«ТБ»/ДННЛ проект поправок о полном переходе на латышский язык в публичных школах был доведён до этапа сбора подписей, организованного ЦИК.

В 2011 г. президент В. Затлерс представил в порядке статьи 47 на рассмотрение Сейма инициативу поправок, предусматривающих расширение полномочий президента и усложнение процедуры его импичмента.

В ответ на поправки «ВЛ!»-«ТБ»/ДННЛ в марте 2011 года ряд общественных и политических организаций начал сбор подписей за поправки к статьям 4, 18, 21, 101 и 104 Конституции о введении русского языка как второго государственного , к 19 апреля собрав под поправками требуемые 10 000 нотариально заверенных подписей. В ноябре начался сбор подписей, организованный ЦИК . Поправки были отклонены Сеймом и переданы на референдум .

Текущие события

В конце 2011 года в Сейм внесёны и переданы на рассмотрение комиссиям: проект поправок к статьям 36 и 85 об отказе от закрытых голосований в Сейме по назначению и отзыву должностных лиц (подан группой депутатов от ПРЗ) и проект поправки к статье 66 о финансовой стабильности (подан Кабинетом министров).

В 2012 году СЗК инициировал поправки о запрете референдумов, «угрожающих латвийской государственности» .

Примечания

См. также

Литература

  • Lēbers D. A., Bišers I. Ministru kabinets. Komentārs Latvijas Republikas Satversmes IV nodaļai "Ministru kabinets". Rīga: Tiesiskās informācijas centrs, 1998
  • Latvijas Republikas Satversmes komentāri. VIII nodaļa. Cilvēka pamattiesības. Zin. vad. R. Balodis Rīga: Latvijas Vēstnesis, 2011. ISBN 978-9984-840-19-2

Ссылки

  • Текст Конституции Латвийской Республики на сайте Конституционного суда Латвийской Республики
  • Изначальный текст Конституции (латыш.)
  • Комиссия по конституционному праву при президенте (латыш.)
Конституция Латвийской Республики

Неофициальный перевод

Латвийский народ, в своем свободно избранном Учредительном Собрании, установил для себя следующую Конституцию:

Глава 1

Общие положения

1. Латвия является независимой демократической республикой.

2. Суверенная власть государства Латвии принадлежит народу Латвии.

3. Территорию государства Латвии, в пределах, установленных международными договорами, составляют Видземе, Латгале, Курземе и Земгале.

4. Государственным языком в Латвийской Республике является латышский язык. Государственный флаг Латвии - красный с белой полосой.

Глава 2

Сейм

5. Сейм состоит из ста представителей народа.

6. Сейм избирается всеобщим, равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием.

7. Латвия делится на отдельные избирательные округа, число депутатов, подлежащих избранию в Сейм в каждом избирательном округе, определяется пропорционально числу избирателей каждого округа.

8. Право избирать принадлежит полноправным гражданам Латвии, которые в день выборов достигли 18-летнего возраста.

9. В Сейм может быть избран каждый полноправный гражданин Латвии, которому к первому дню выборов исполнился двадцать один год.

10. Сейм избирается на четыре года.

11. Выборы в Сейм должны быть проведены в первую субботу октября месяца.

12. Вновь избранный Сейм собирается на первое заседание в первый вторник ноября, тогда и прекращаются полномочия предыдущего Сейма.

13. Если, в случае роспуска Сейма, выборы в Сейм проводятся в другое время года, то таковой Сейм собирается не позднее одного месяца после его избрания и его полномочия кончаются через три года в первый вторник следующего ноября месяца, одновременно с открытием вновь избранного Сейма.

14. Избиратели не могут отозвать отдельных членов Сейма.

15. Заседания Сейма происходят в Риге и лишь вследствие чрезвычайных обстоятельств Сейм может собраться в другом месте.

16. Сейм избирает свой президиум, состоящий из председателя, двух его товарищей и секретарей. Президиум Сейма действует непрерывно во все время полномочий Сейма.

17. Первое заседание вновь избранного Сейма открывает председатель предыдущего Сейма или, по поручению президиума, другой член президиума.

18. Сейм сам проверяет полномочия своих членов.

Полномочия члена Сейма получает лицо, избранное в Сейм, если оно на заседании Сейма дает следующую торжественную клятву:

"Я, принимая на себя обязанности депутата Сейма, перед лицом народа Латвии клянусь (торжественно обещаю) быть преданным Латвии, укреплять ее суверенитет и латышский язык, как единственный государственный язык, защищать Латвию как независимую и демократическую страну, добросовестно и сознательно выполнять свои обязанности. Я обязуюсь соблюдать Конституцию и законы Латвии.”

19. Президиум Сейма созывает сессии и назначает очередные и чрезвычайные заседания Сейма.

20. Президиум Сейма обязан назначить заседание Сейма, если того требует Президент государства, Президент министров или не менее одной трети членов Сейма.

21. Для определения внутренней деятельности и порядка Сейм вырабатывает регламент. Рабочим языком Сейма является латышский язык.

22. Заседания Сейма являются открытыми. По требованию десяти членов Сейма, Президента государства, Президента министров или одного из министров, Сейм, большинством голосов не менее двух третей присутствующих депутатов, может постановить вести закрытое заседание.

23. Заседания Сейма могут состояться, если в них участвует по меньшей мере половина членов Сейма.

24. Сейм, за исключением особых, предусмотренных Конституцией случаев, выносит свои постановления абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов.

25. Сейм избирает комиссии, определяя число их членов и их задачи. Комиссии вправе требовать необходимые для своей деятельности сведения и пояснения от отдельных министров и органов самоуправления, а также вызывать на свои заседания для дачи пояснений ответственных представителей соответствующих министерств и органов самоуправления. Комиссии могут действовать и в перерывах между сессиями.

26. Сейм обязан назначать в определенных случаях парламентские следственные комиссии, если того требует не менее одной трети членов Сейма.

27. Сейм имеет право вносить Президенту министров или отдельному министру запросы и вопросы, на которые те обязаны давать ответы лично или через уполномоченное ими на то ответственное государственное должностное лицо. Президент министров или министр, по требованию Сейма или его комиссий, обязан предъявлять им соответствующие документы и акты.

28. Член Сейма не может быть привлечен к ответственности ни в судебном, ни в административном, ни в дисциплинарном порядке за голосование или за мнения, высказанные им при исполнении обязанностей. Член Сейма может быть привлечен к судебной ответственности, если он, даже и при исполнении своих обязанностей, распространяет:

1) заведомо для него ложные порочащие честь сведения, или
2) порочащие честь сведения, касающиеся частной или семейной жизни.

29. Член Сейма не может быть арестован, у него не может быть произведен обыск или иначе ограничена его личная свобода, если на то нет согласия Сейма. Член Сейма может быть арестован, если будет застигнут при совершении преступления. Об аресте члена Сейма надлежит в течение двадцати четырех часов сообщить председателю Сейма, который на ближайшем заседании Сейма докладывает об этом для вынесения решения о дальнейшем содержании под арестом задержанного члена Сейма или о его освобождении. В перерыве между сессиями и до открытия сессии, решение о дальнейшем содержании члена Сейма под арестом принимает президиум Сейма.

30. Без согласия Сейма против члена Сейма не может быть возбуждено уголовное преследование или наложен административный штраф.

31. Член Сейма вправе отказаться от дачи показаний:

1) о лицах, доверивших ему, как народному представителю, какие-либо факты или сведения;
2) о лицах, которым он, исполняя свои обязанности народного представителя, доверил какие-либо факты или сведения;
3) о самих этих фактах или сведениях.

32. Член Сейма не может ни сам, ни на имя другого лица получать заказы и концессии от государства. Положения настоящей статьи относятся к министрам, даже если они и не являются членами Сейма.

33. Члены Сейма получают вознаграждение из государственных средств.

34. За отчеты о заседаниях Сейма и комиссий, если отчеты соответствуют действительности, никто к ответственности привлекаем быть не может. Сведения о закрытых заседаниях Сейма и комиссий могут быть предоставлены лишь с разрешения президиума Сейма или комиссий.

Глава 3

Президент государства

35. Президент государства избирается Сеймом сроком на четыре года.

36. Президент государства избирается закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.

37. Президентом государства может быть избран полноправный гражданин Латвии, достигший возраста сорока лет. Президентом государства не может быть избрано лицо, имеющее двойное гражданство.

38. Должность Президента государства несовместима с другой должностью. Если лицо, избранное Президентом государства, является членом Сейма, то оно обязано сложить полномочия члена Сейма.

39. Одно и то же лицо не может быть Президентом государства более восьми лет подряд.

40. Президент государства, принимая на себя должностные обязанности, на заседании Сейма дает следующее торжественное обещание: "Я клянусь, что весь мой труд будет направлен на благо народа Латвии. Я буду делать все, что в моих силах, чтобы способствовать благосостоянию Латвийского государства и его населения. Я буду чтить и соблюдать Сатверсме Латвии и законы государства. Я буду ко всем относиться справедливо и осознанно буду выполнять свои обязанности наилучшим образом.”

41. Президент государства представляет государство в международных отношениях, назначает латвийских и принимает иностранных дипломатических представителей. Он выполняет постановления Сейма о ратификации международных договоров.

42. Президент государства является руководителем вооруженных сил государства. В случае войны он назначает главнокомандующего.

43. Президент государства на основании постановления Сейма объявляет войну.

44. Президент государства вправе предпринять необходимые меры военной обороны, если какое-либо другое государство объявило войну Латвии или если неприятель нападет на латвийские границы. Вместе с тем Президент государства незамедлительно созывает Сейм, который принимает решение об объявлении и начале войны.

45. Президенту государства принадлежит право помилования преступников, по отношению к которым судебный приговор вступил в законную силу. Объем и порядок использования этого права определяет особый закон. Амнистию дарует Сейм.

46. Президент государства имеет право созывать и вести чрезвычайные заседания Кабинета министров, устанавливая повестку дня этих заседаний.

47. Президенту государства принадлежит право законодательной инициативы.

48. Президент государства вправе возбудить вопрос о роспуске Сейма. После этого должно состояться народное голосование. Если в ходе народного голосования больше половины его участников выскажется за роспуск Сейма, то Сейм считается распущенным, и должны быть назначены новые выборы, которые должны состояться не позднее 2-х месяцев со дня роспуска Сейма.

49. Если Сейм распущен, то полномочия членов Сейма сохраняют силу до открытия Сейма нового состава, но заседания прежнего Сейма могут состояться лишь в том случае, если Президент государства таковое созывает. Повестку дня таких заседаний Сейма определяет Президент государства.

50. Если в ходе народного голосования более половины голосов подано против роспуска Сейма, то Президент государства считается смещенным, и Сейм избирает нового Президента государства на остающийся срок полномочий смещенного Президента.

51. По предложению не менее половины всех членов Сейма, Сейм на закрытом заседании большинством голосов не менее двух третей всех членов Сейма может постановить о смещении Президента государства. Вслед за таким постановлением Сейм незамедлительно избирает нового Президента государства.

52. Если Президент государства отказывается от должности, умирает или отзывается до истечения срока его полномочий, обязанности Президента государства, до избрания Сеймом нового Президента, исполняет председатель Сейма. Председатель Сейма также исполпяет обязанности Президента государства, если последний находится вне границ государства или имеет иные препятствия для исполнения своих обязанностей.

53. Президент государства за свою деятельность политической ответственности не несет. Все распоряжения Президента государства должны быть подписаны также Президентом министров или соответствующим министром, которые вместе с тем принимают на себя всю ответственность за эти распоряжения, за исключением случаев, предусмотренных в статьях сорок восьмой и пятьдесят шестой.

54. Президент государства может быть привлечен к уголовной ответственности, только с согласия Сейма, большинством не менее двух третей голосов.

Глава 4

Кабинет министров

55. Кабинет министров состоит из Президента министров и приглашенных им министров.

56. Кабинет министров формирует лицо, призванное к этому Президентом государства.

57. Число министерств и объем их деятельности, а также взаимные отношения государственных учреждений, устанавливаются законом.

58. Кабинету министров подчинены органы государственного управления.

59. Для исполнения своих полномочий Президенту министров и министрам необходимо доверие Сейма и за свою деятельность они ответственны перед Сеймом. Если Сейм выражает недоверие Президенту министров, то в отставку уходит весь кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, то последний подает в отставку, а вместо него Президент министров должен пригласить другое лицо.

60. Заседания Кабинета министров ведет Президент министров, а во время его отсутствия тот министр, которого он на то уполномочил.

61. Кабинет министров обсуждает все выработанные отдельными министерствами законопроекты и вопросы, касающиеся деятельности нескольких министерств, а также поднятые отдельными членами кабинета вопросы государственной политики.

62. Если государству угрожает внешний враг, или же в государстве или в какой-либо его части произошли или грозят произойти внутренние волнения, представляющие опасность для существующего государственного строя, то Кабинет министров вправе ввести чрезвычайное положение, доведя об этом в течение двадцати четырех часов до сведения президиума Сейма, который незамедлительно докладывает Сейму о таком решении Кабинета министров.

6З. Министры, даже если они не являются членами Сейма, а также уполномоченные министрами ответственные должностные лица имеют право принимать участие в заседаниях Сейма и его комиссий и вносить дополнения и поправки к законопроектам.

Глава 5

Законодательство

64. Право законодательной инициативы принадлежит Сейму, а также, в порядке и в пределах, предусмотренных настоящей Конституцией, народу.

65. Законопроекты могут вносить в Сейм: Президент государства, Кабинет министров, комиссии Сейма, группы депутатов числом не менее пяти человек, а также, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящей Конституцией, одна десятая часть избирателей.

66. Сейм ежегодно, до начала хозяйственного года, принимает бюджет доходов и расходов государства, проект которого вносится Кабинетом министров.

Если Сейм принимает постановление, которое связано с непредусмотренными в бюджете расходами, то в этом же постановлении должны быть предусмотрены также средства, за счет которых покрываются данные расходы.

По истечении бюджетного года Кабинет министров вносит на утверждение Сейма отчет об исполнении бюджета.

67. Сейм принимает решение о величине вооруженных сил государства в мирное время.

68. Для всех международных договоров, регулирующих вопросы, разрешаемые законодательным путем, необходимо утверждение Сеймом.

При заключении международных договоров Латвия может, с целью укрепления демократии, делегировать международным институциям часть компетенции государственных институций. Международные договоры, которыми международным институциям делегируется часть компетенции государственных институций, Сейм может утвердить на заседаниях, в которых принимают участие по меньшей мере две трети членов Сейма, и для утверждения необходимо большинство в две трети голосов присутствующих депутатов.

Решение об участии Латвии в Европейском Союзе принимается путем всенародного голосования, которое предлагает провести Сейм.

По требованию по меньшей мере половины членов Сейма, решение о существенных изменениях в условиях участия Латвии в Европейском Союзе принимается путем всенародного голосования.

69. Президент государства провозглашает принятые в Сейме законы не ранее, чем на десятый и не позднее, чем на двадцать первый день по их принятии. Закон вступает в силу спустя четырнадцать дней после опровозглашения, если законом не определен другой срок.

70. Президент республики провозглашает принятые законы следующим образом: "Сейм (или народ) принял и Президент республики провозглашает следующий закон: (текст закона) ".

71. В течение десяти дней, считая со дня принятия закона Сеймом, Президент республики в мотивированном письме на имя председателя Сейма может потребовать вторичного рассмотрения закона. Если Сейм закон не изменит, Президент вторично возражать не может.

72. Президент государства вправе приостановить провозглашение закона на два месяца. Он обязан приостановить провозглашение закона, если того требует не менее одной трети членов Сейма. Этим правом Президент республики или одна треть членов Сейма могут воспользоваться в течение десяти дней, считая со дня принятия закона в Сейме. Приостановленный таким образом закон передается на народное голосование, если того потребует не менее одной десятой части избирателей. Если в течение вышеупомянутых двух месяцев подобное требование не будет предъявлено, то по истечении указанного срока закон подлежит публикации. Народное голосование не проводится, если Сейм вторично голосует за этот закон и если за его принятие высказывается не менее трех четвертей всех депутатов.

73. На народное голосование не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожных тарифах, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, введении и отмене чрезвычайного положения, мобилизации и демобилизации, равно как договоры с иностранными государствами.

74. Принятый Сеймом и приостановленный в установленном статьей семьдесят второй порядке закон может быть отменен в ходе народного голосования, если число голосовавших составляет не менее половины числа избирателей участвовавших в выборах последнего Сейма, и если большинство проголосовало за отмену закона.

(в редакции от 21 марта 1933г., публикация : Valdības Vēstnesis 74. , 31 марта 1933 года)

75. Если Сейм большинством не менее двух третей голосов принимает спешность закона, то Президент государства не может требовать вторичного пересмотра такого закона, такой закон не может быть передан на народное голосование и должен быть опубликован не позднее, чем на третий день со дня получения принятого закона Президентом.

76. Сейм может изменить Конституцию на заседаниях, в которых участвует не менее двух третей членов Сейма. Изменения принимаются в трех чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов.

77. Если Сейм изменил статьи первую, вторую, третью, шестую или семьдесят седьмую Конституции, то такие изменения, чтобы получить силу закона, должны быть переданы на народное голосование.

78. Не менее одной десятой части избирателей вправе представить Президенту государства полностью разработанный проект поправок к Конституции или законопроект, который Президент передает Сейму. Если Сейм не примет проект без изменений по существу, то таковой передается на народное голосование.

Переданный на народное голосование законопроект, решение об участии Латвии в Европейском Союзе или о существенных изменениях в условиях этого участия считается принятым, если число голосовавших составило не менее половины числа участвовавших в выборах последнего Сейма избирателей и если большинство проголосовало за принятие законопроекта, решения об участии Латвии в Европейском Союзе или о существенных изменениях в условиях этого участия.

Глава 6

82. Суд в Латвии вершат районные (городские) суды, окружные суды и Верховный суд, а во время войны или чрезвычайного положения – также и военные суды.

83. Судьи независимы и подчиняются только закону.

84. Судьи утверждаются Сеймом и несменяемы. Судью против его воли может отстранить от должности Сейм в предусмотренных законом случаях, на основании решения судейской дисциплинарной коллегии или решения суда по уголовному делу. Закон может определить возраст, с достижением которого судьи оставляют свою должность.

85. В Латвии существует Конституционный суд, который в пределах установленной законом компетенции рассматривает дела о соответствии законов Конституции, а также другие дела, переданные законом в его компетенцию. Конституционный суд вправе признать утратившими силу законы и другие акты или их части. Судьи Конституционного суда на установленный законом срок утверждаются Сеймом закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.

86. Отправлять правосудие могут лишь те органы, которым это право предоставлено законом, и лишь в порядке, предусмотренном законом. Военные суды действуют на основании особого закона.

Глава 7

Государственный контроль

87. Государственный контроль является независимым коллегиальным учреждением.

88. Государственные контролеры назначаются и утверждаются на должности в том же порядке, что и судьи, но лишь на определенный срок, в пределах которого они могут быть смещены лишь на основании постановления суда. Устройство и компетенцию Государственного контроля определяет особый закон.

Глава 8

Основные права человека

89. Государство признает и защищает основные права человека согласно настоящей Конституции, законам и обязывающим Латвию международным договорам.

90. Каждый имеет право знать свои права.

91. Все люди в Латвии равны перед законом и судом. Права человека реализуются без какой-либо дискриминации.

После обретения независимости в 1991 г. Латвия не пошла по пути сосед­них Литвы и Эстонии, принявших в 1992 г. новые конституции, авосстановила действие своей «старой» конституции, принятой в 1922 г.

Первая конституция Латвии, которая с изменениями и дополнениями ста­ла действовать после 1991 г. (и действовала до 1940 г.), была принята Учреди­тельным собранием Латвии 15 февраля 1922 года.

Конституция 1922 г. в сегодняшней редакции - сравнительно небольшой по объему документ. Она состоит из 88 статей и регулирует только вопросы организации государственной власти. Это существенный недостаток современ­ной латвийской конституции, посколькуза пределами конституционного регу­лирования осталась такая важная сфера, как права и свободы человека.

Это приводит к тому, что права и свободы человека, не «поднятые» на кон­ституционный уровень:

Во-первых, точно и минимально не определены в едином документе:

Во-вторых, могут стать объектом всевозможных манипуляций со стороны законодательной власти;

В-третьих, труднозащищаемы в суде, в том числе в европейских и междуна­родных судебных инстанциях.

Не исключено, что отсутствие конституционного закрепления прав и сво­бод повлияло на то, что в Латвии самая сложная ситуация с правами и свобода­ми человека, особенно с правами русскоязычного населения.

Почти половина населения, проживающего в Латвии, - этнические русские и другие представители славянских и иных этносов - до недавнего времени не имела гражданства Латвии, а значит, фактически никаких прав. Предусматривавшаяся законом о гражданстве чрезмерно сложная процедура его получения и крайне ограниченные лимиты (!) числа человек, которые могут получить в течение года гражданство, лишали шансов на гражданство большинство русскоязычных.

Более того, русскоязычное население не могло защищать свои права закон­ным путем, поскольку новый закон можно принять только через парламент, а русскоязычные не могли ни избираться депутатами, ни даже избирать его, и значит, повлиять на свою судьбу.

Принятый в 1998 г. новый закон о гражданстве несколько смягчил ситуацию, но не решил проблемы гражданства окончательно. По-прежнему неопределен­ной остается и проблема в целом прав и свобод человека (поскольку фактически права однозначно нигде не закреплены) как для русских, так и для латышей.

Конституция, главным образом, регулирует деятельность высших орга­нов государственной власти - Сейма (парламента), президента, правительства.

Парламентом Латвии является однопалатныйСейм, состоящий из 100 народ­ных представителей. Сейм Латвии избирается на 3 года по пропорциональной си­стеме в первое воскресенье ноября (и в субботу накануне) 3-го года полномочий.



Президент республики избирается Сеймом на 3-летний срок большинством в 51 голос членов Сейма и не более чем на 2 срока.

Правительством Латвии является избираемый Сеймом и подотчетный Сей­муКабинет министров, состоящий из президента министров и министров. Сейм может выразить недоверие Кабинету министров, что влечет его отставку, а также сместить с должности президента большинством в 2/3 голосов.

Президент имеет право распустить Сейм. В этом случае он назначает референдум о роспуске Сейма. Если большинство избирателей проголосуют за роспуск Сейма, то Сейм считается распущенным и проводятся новые выборы. Если большинство прого­лосует против роспуска Сейма, то Сейм продолжает работать, а президент считается смещенным с должности и Сейм немедленно избирает нового президента.

Особенности конституционного права Литвы.

Конституция Литвы была принята всенародным референдумом 25 октяб­ря 1992 года.Характерные черты конституции:

Закрепляет статус Литвы как независимой демократической республики:

Провозглашает принцип народного суверенитета;

Устанавливает, что государственную власть в Литве осуществляют Сейм, президент, правительство и суды, а также указывает, что «учреждения вла­сти служат людям»;

провозглашает семью основой общества и государства:

Устанавливает, что хозяйство Литвы основывается на праве частой собственнос­ти, на личной свободе хозяйственной деятельности и личной инициативе, а так­же подчеркивает, что хозяйственная деятельность должна служить общему благу;



Закрепляет большое количество экологических норм.

Конституция Литвы 1992 г. подробно регламентируетправовой статус личности. Права и свободы человека объявляются естественными. Среди наибо­лее важных конституция Литвы закрепляет:

Право на жизнь;

Право на свободу;

Право на неприкосновенность личности и неприкосновенность частной жизни;

Право на свободу убеждений;

Право на свободу мысли и свободу совести;

Равенство всех перед законом и судом;

Право на неприкосновенность собственности;

Право на свободу передвижения;

Право на свободу собраний;

активное и пассивное избирательное право;

Право на объединение;

Право национальных меньшинств на свой язык и культуру;

Право на социальное обеспечение;

Иные права.

Высшим законодательным органом Литвы являетсяоднопалатный пар­ламент - Сейм. Литовский Сейм избирается непосредственно народом на 4года и состоит из 141 депутата.

Руководителем государства, по конституции, являетсяпрезидент. Прези­дентом Литвы может быть:

Гражданин Литвы по рождению;

Достигший 40 лет;

Обладающий правом избрания в Сейм;

Проживающий в Литве не менее 3 последних лет.

Президент Литвы избирается путем всенародных выборов (причем Литва -единственная из прибалтийских государств, где президент избирается не­посредственно народом, а не парламентом). Конституция установила 5-летний срок полномочий президента, причем одно и то же лицо не может быть прези­дентом более чем 2 срока.

Система выборов президента Литвы имеет некоторые особенности:

если в 1-м туре приняли участие в голосовании более 50% зарегистрированных

избирателей, то для избрания необходимо собрать более 50% поданных голосов;

если в 1-м туре приняли участие менее 50% избирателей, то избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем другие кандидаты, но не менее 1/3 голосов всех зарегистрированных избирателей;

если в 1-м туре никто не набрал необходимого числа голосов, то через 2 недели проводится 2-й тур, в котором участвуют 2 лучших кандидата по результатам 1-го тура;

избранным из этих двух считается тот, кто наберет больше голосов.

Исполнительную власть в стране осуществляетправительство, состоя­щее из премьер-министра и министров. Премьер-министр назначается прези­дентом. Затем по представлению премьер-министра президент назначает мини­стров. Сформированное таким образом правительство должно представить свою программу Сейму и получить его вотум доверия.

Президент имеет право досрочно распустить Сейм в двух случаях:

Сейм 2 раза отклонит правительство, предложенное президентом:

Сейм выразит недоверие правительству, и президент предпочтет роспуск Сейма отставке правительства.

Сейм не может быть распущен в первые 6 месяцев после избрания и в последние 6 месяцев полномочий президента.

В случае досрочного роспуска Сейма в 3-месячный срок проводятся новые выборы.

Однако Сейм в данной ситуации может принять контрмеры против прези­дента. Сейм, избранный на внеочередных выборах в результате роспуска пре­зидентом предыдущего Сейма, имеет право большинством в 3/5 голосов назна­чить досрочные президентские выборы:

Если президент, отбывший на посту 3 года, будет на подобных выборах снова избран, то новый срок будет считаться его вторым сроком;

Если президент пробыл на посту меньше 3 лет, то в результате досрочных выборов он избирается на остаток своего срока;

Если идет уже 2-й срок полномочий, то президент избирается на остаток 2-го срока.

Таким образом, если президент досрочно распустит Сейм, он рискует «по­лучить» досрочные президентские выборы со стороны вновь избранного Сейма (то есть придется лишний раз подтверждать свою легитимность).

В результате и Сейм должен искать компромисс с президентом, и прези­дент - с Сеймом, поскольку каждый из них фактически может досрочно пре­кратить полномочия друг друга.

Судебную систему Литвы составляют:

Апилинковые (местные) суды;

Окружные суды;

Специализированные суды;

Апелляционный суд Литвы;

Верховный суд Литвы.

Вопросы конституционной юстиции в Литве решаетКонституционный суд, который состоит из 9 судей, назначаемых только на один 9-летний срок Сеймом по представлению президента (3 судей), председателя Сейма (3 судей) и председателя Верховного суда (3 судей).

Каждые 3 года состав Конституционного суда обновляется на треть: Сейм назначает 3 судей - по одному от президента, председателя Сейма и от предсе­дателя Верховного суда.

Судьями Конституционного суда могут быть граждане Литвы, обладающие безукоризненной репутацией, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 10 лет.

Из состава судей КС президент республики по представлению Сейма назна­чает председателя Конституционного суда.

Отличительная черта литовской конституции заключается в том, что ее составной частью являются:

Конституционный акт «О неприсоединении Литовской Республики к пост­советским Восточным союзам» от 8 июля 1992 года.

Согласно конституционному акту «О неприсоединении Литовской Респуб­лики к постсоветским Восточным союзам» Литва не должна вступать ни в ка­кие экономические, политические, государственные, военные союзы, образо­ванные государствами - бывшими республиками СССР.

Latvijas Republikas Satversme ) - основной закон Латвии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ СССР уже восстановили в Латвии!

Субтитры

История

Конституция 1922 года провозглашала Латвию демократической республикой (статья 1), вводила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании для граждан старше 21 года (статьи 7 и 8), наделяла Сейм правом принимать законы (статья 64), бюджет (статья 66), утверждать международные договоры (статья 68), министры должны были пользоваться доверием Сейма (статья 59).

15 мая 1934 года в результате переворота, осуществленного президентом министров Карлисом Улманисом , действие Конституции было частично отменено. После включения Латвии в состав СССР в 1940 г. Конституцию сменила Конституция (Основной Закон) Латвийской ССР , которая была заменена на новую в 1978 году .

Структура

Преамбула.

Поправки к Конституции (как и обычные законопроекты) имеют право вносить президент, правительство, комиссии Сейма, не менее 5 депутатов Сейма, а также одна десятая часть избирателей (ст. 65). Их принимает Сейм в трёх чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов при кворуме в две трети членов Сейма. Изменения статей 1, 2, 3, 4, 6 или 77 Конституции, а также внесённые 10 % избирателей, но не принятые Сеймом проекты поправок, выносятся на референдум. Для принятия поправок на референдуме требуется, чтобы их поддержало большинство лиц, имеющих право голоса (ст. 76-79).

Подача поправок избирателями предусматривает сначала сбор инициаторами 30 000 нотариально заверенных подписей, затем - организованный ЦИК сбор подписей. Если в сумме собраны подписи 10 % избирателей, поправки поступают на рассмотрение Сейма .

Президент имеет также право (ст. 47) вносить на рассмотрение Сейма инициативы не в форме законопроектов.

Принятые поправки

По состоянию на июнь 2016 года, были внесены следующие поправки:

  • 1933 - изменены правила проведения референдума.
  • 1994 - возрастной ценз на выборах Сейма снижен с 21 до 18 лет.
  • 1996 - введён институт Конституционного суда .
  • 1997 - срок полномочий Сейма и президента продлен с 3 до 4 лет.
  • 1998 - введен раздел о правах человека, в Конституцию внесено уже имевшееся в Законе о языках положение о статусе государственного для латышского языка , усложнённая процедура внесения поправок отнесена к большему числу статей Конституции.
  • 2002 - в ряде статей закреплены положения о роли государственного языка, уже имевшиеся в Законе о государственном языке и регламенте Сейма, от депутатов парламента требуется клятва или торжественно обещание (в частности, укреплять латышский язык как единственный государственный).
  • 2003 - введены положения о членстве в Европейском союзе .
  • 2004 - президенту предоставлено больше времени для принятия решения о подписании законов.
  • 2005 - внесено в Конституцию уже имевшееся в Гражданском законе положение об обязательной разнополости супругов.
  • 2007 - правительство лишено права издавать правила с силой закона в промежутке между сессиями парламента.
  • 2009 - введена возможность для избирателей инициировать референдум для досрочного роспуска парламента.
  • 2014 - конституция дополнена подробной преамбулой.
  • 2016 - иммунитет депутатов Сейма ограничен уголовными делами (ранее он распространялся и на административные взыскания).

Значимые непринятые поправки, текущие события

5 апреля 1922 года Учредительное собрание отклонило проект второй части Конституции (о правах человека).

Весной 1934 года по инициативе Латышского крестьянского союза Сейм рассматривал проект поправок, расширявших полномочия президента и отменявших неприкосновенность депутатов Сейма. Когда ключевые положения проекта были отклонены Сеймом, лидер ЛКС, премьер-министр К. Улманис , совершил государственный переворот .

В 2008 году на референдум были вынесены поправки, распространявшие применение референдума на вопрос о досрочном роспуске парламента, но референдум был признан несостоявшимся из-за низкой явки.

В ответ на поправки «ВЛ!»-«ТБ»/ДННЛ в марте 2011 года ряд общественных и политических организаций начал сбор подписей за поправки к статьям 4, 18, 21, 101 и 104 Конституции о введении русского языка как второго государственного , к 19 апреля собрав под поправками требуемые 10 000 нотариально заверенных подписей . В ноябре начался сбор подписей, организованный ЦИК . Поправки были отклонены Сеймом и переданы на .

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Несмотря на протесты оппозиции, президент Латвии Андрис Берзиньш утвердил поправки.

Латвийская оппозиция и ряд общественных деятелей рассчитывают оспорить в суде недавно принятую преамбулу к конституции страны. Текст преамбулы, как считают оппозиционеры, делит граждан страны на два сорта.

В принятой в июне преамбуле говорится о создании Латвийского государства "для гарантирования существования и развития латышской нации, культуры и языка" и "для обеспечения свободы и благополучия латышского народа..."

Там также говорится об идентичности Латвии, которую "издавна составляют традиции латышей и ливов, латышский менталитет и язык, общечеловеческие и христианские ценности".

"Преамбула - это вопрос о ценностях, о том, куда и зачем мы идем. Что касается упоминания латышской нации, то лично мне это слух не режет. Я понимаю, что некоторые воспринимают слово "latvieši" (латыши) через этническое происхождение, сколько там капель крови. Я понимаю его иначе Андрей Юдин, депутат правящей коалиции

Основой сплочения общества, согласно преамбуле, являются "верность Латвии, латышский язык как единственный государственный, равенство, солидарность, справедливость, честность, трудолюбие и семья".

Неравенство наций?

Новая преамбула к Сатверсме (конституции) вызвала большой резонанс в латвийском обществе, особенно в его русскоязычной части. По мнению некоторых экспертов, она подчеркивает преимущества латышской нации над остальными.

"Политически легитимизируется концепция о том, что формально все граждане равны, но некоторые равнее. Те, кто принадлежат к латышскому народу, это первый сорт. Второй - все остальные", - cказал Русской службе Би-би-си депутат Сейма и правозащитник Борис Цилевич.

Однако правящие политики не видят в новой преамбуле ничего оскорбительного для представителей нацменьшинств.

"Преамбула - это вопрос о ценностях, о том, куда и зачем мы идем, - говорит депутат правящей коалиции Андрей Юдин. - Что касается упоминания латышской нации, то лично мне это слух не режет. Я понимаю, что некоторые воспринимают слово "latvieši" (латыши) через этническое происхождение, сколько там капель крови. Я понимаю его иначе".

Языковой референдум

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption В 2012 году большинство жителей Латвии проголосовали против предоставления русскому языку государственного статуса

Почему местные политики решили прописать в конституции идеологические основы государства именно сейчас, никто из них однозначно объяснить не может.

В латвийском обществе распространена версия о том, что поводом стал так называемый языковой референдум: два года назад инициативная группа решила вынести на всенародное голосование идею присвоения русскому языку статуса второго государственного.

"Языковой референдум стал толчком для возникновения дискуссий о том, что можно и нельзя менять в конституции", - считает правозащитник и консультант фракции "Зеленых" в Европарламенте Алексей Димитров.

"Эта дискуссия началась в президентской комиссии по конституционному праву, там же появилось понятие ядра конституции. Потом эта дискуссия перешла в создание преамбулы", - говорит Димитров.

Оппозиция "держит паузу"

Несмотря на протесты оппозиции, президент страны Андрис Берзиньш утвердил поправки.

В течение последних месяцев мы достаточно четко демонстрировали, что выступаем против этого документа, раскалывающего латвийское общество Валерий Агешин, парламентская фракция "Центр согласия"

Общественные деятели, в свою очередь, надеются вернуть конституции прежний вид.

"Я и мои коллеги-юристы оцениваем возможности составления заявления в Конституционный суд, - говорит Русской службе Би-би-си общественный омбудсмен Елена Бачинская, избранная Конгрессом неграждан. - Если найдем зацепку, то такое заявление будет подано - это сто процентов".

Ранее о намерении обжаловать новую преамбулу в конституционном суде говорили представители крупнейшей оппозиционной парламентской фракции "Центр согласия", которую традиционно связывают с защитой интересов русскоязычного электората.

"В течение последних месяцев мы достаточно четко демонстрировали, что выступаем против этого документа, раскалывающего латвийское общество, - говорит bbcrussian.com замглавы фракции Валерий Агешин. - Президент совсем недавно [утвердил] преамбулу, и пока мы выдерживаем паузу, в том числе относительно наших действий в Конституционном суде".

Государство для латышей

По словам правозащитников, основным поводом для обжалования могут стать те преимущества, которые преамбула якобы приписывает латышской нации по сравнению с остальными.

Особенно много споров возникло по поводу нормы о целях латвийского государства, в число которых вошли "гарантии существования и развития латышской нации, ее языка и культуры". Защита других культур и языков в списке целей государства не упоминается.

"Это показывает обществу, что этническое важнее, чем права и свободы, - считает правозащитник, председатель Конгресса неграждан Елизавета Кривцова. - Преамбула является инструментом для интерпретации того, что написано в конституции. Поэтому она станет еще одним оправданием для того, чтобы ограничивать права русскоязычного меньшинства".

До сих пор основополагающим принципом был принцип равенства. Сегодня благодаря новой преамбуле в конституцию введен конкурирующий принцип, который заключается в том, что одна из основных задач государства - это защита интересов именно латышской этнической нации, латышского языка и культуры Борис Цилевич, депутат Сейма и правозащитник

Еще один неоднозначный момент: в новой преамбуле говорится, что латвийское государство было создано за счет объединения латышских земель и на основании права латышей на самоопределение.

Противники новой преамбулы напоминают, что на момент создания основного закона (в 1922 году) около 27% жителей страны представляли нацменьшинства - и они также участвовали в процессах создания государства, были представлены в органах власти.

Сегодня в Латвии нацменьшинства составляют около 40% жителей, и многие из них крайне недовольны новой редакцией преамбулы.

С соответствующим заявлением, например, выступили представители общины староверов, чьи предки поселились на территории Латвии за несколько веков до основания государства.

"Предлагаемый ныне текст - это пространные и пафосные фантазии, - цитирует сайт Mixnews.lv обращение, подписанное председателем Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии отцом Алексием Жилко.

"Как-то вскользь упомянуты национальные меньшинства, права которых в Латвии, как демократическом государстве, между прочим, тоже как бы соблюдаются. Что четко подчеркивает наличие одной главной латышской нации и всех прочих", - отмечает Жилко.

Угроза для русских школ

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Традиционное празднование Дня победы в Риге, столице Латвии

Будет ли принятие преамбулы иметь практические последствия, эксперты однозначно ответить пока не могут.

По словам специалиста по конституционному праву Яниса Плепса, преамбула имеет силу закона - так же как любая статья самой конституции. Однако сам факт ее принятия не означает, что парламенту придется переписать все государственные нормативы.

Зато спорные нормы, которые попадают в конституционный суд, должны будут оцениваться через прописанные в преамбуле ценности.

Оппозиционный депутат Борис Цилевич обращает внимание на языковой вопрос и считает, что новая преамбула может существенно осложнить борьбу с дискриминационными нормами.

"Пример - норма о квотах на нелатышское вещание на радио и телевидении, - говорит Цилевич. - Она существовала в Латвии, но была признана антиконституционной в суде, так как нарушала принцип равенства. Сейчас интерпретация уже не так однозначна".

"До сих пор основополагающим принципом был принцип равенства. Сегодня благодаря новой преамбуле в конституцию введен конкурирующий принцип, который заключается в том, что одна из основных задач государства - это защита интересов именно латышской этнической нации, латышского языка и культуры", - отмечает депутат.



Просмотров