Старая конституция латвии 1922 г. Сатверсме (Конституция) Латвийской Республики. VII отдел. Государственный контроль

История

Конституция 1922 года провозглашала Латвию демократической республикой (статья 1), вводила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании для граждан старше 21 года (стати 7 и 8), наделяла Сейм правом принимать законы (статья 64), бюджет (статья 66), утверждать международные договоры (статья 68), министры должны были пользоваться доверием Сейма (статья 59).

15 мая 1934 года в результате переворота, осуществленного президентом министров Карлисом Улманисом , действие Конституции было частично отменено. После включения Латвии в состав СССР в 1940 г. Конституцию сменила Конституция (Основной Закон) Латвийской ССР , которая была заменена на новую в 1978 году .

Структура

  • Краткая преамбула: «Латвийский народ, в своём свободно избранном Учредительном Собрании, установил для себя следующую Конституцию:».
  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Сейм
  • Глава 3. Президент государства
  • Глава 4. Кабинет министров
  • Глава 5. Законодательство
  • Глава 6. Суд
  • Глава 7. Государственный контроль
  • Глава 8. Основные права человека

Поправки

Процедура внесения

Поправки к Конституции (как и обычные законопроекты) имеют право вносить президент, правительство, комиссии Сейма, не менее 5 депутатов Сейма, а также одна десятая часть избирателей (ст. 65). Их принимает Сейм в трёх чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов при кворуме в две трети членов Сейма. Изменения статей 1, 2, 3, 4, 6 или 77 Конституции, а также внесённые 10 % избирателей, но не принятые Сеймом проекты поправок, выносятся на референдум. Для принятия поправок на референдуме требуется, чтобы их поддержало большинство лиц, имеющих право голоса (ст. 76-79).

Подача поправок избирателями предусматривает сначала сбор инициаторами 10 000 нотариально заверенных подписей, затем - организованный ЦИК сбор подписей. Если в сумме собраны подписи 10 % избирателей, поправки поступают на рассмотрение Сейма .

Президент имеет также право (ст. 47) вносить на рассмотрение Сейма инициативы не в форме законопроектов.

Принятые поправки

По состоянию на декабрь 2011 года, были внесены следующие поправки:

  • 1933 - изменены правила проведения референдума.
  • 1994 - возрастной ценз на выборах Сейма снижен с 21 до 18 лет.
  • 1996 - введён институт Конституционного суда .
  • 1997 - срок полномочий Сейма и президента продлен с 3 до 4 лет.
  • 1998 - введен раздел о правах человека, в Конституцию внесено уже имевшееся в Законе о языках положение о статусе государственного для латышского языка , усложнённая процедура внесения поправок отнесена к большему числу статей Конституции.
  • 2002 - в ряде статей закреплены положения о роли государственного языка, уже имевшиеся в Законе о государственном языке и регламенте Сейма, от депутатов парламента требуется клятва или торжественно обещание (в частности, укреплять латышский язык как единственный государственный).
  • 2003 - введены положения о членстве в Европейском союзе .
  • 2004 - президенту предоставлено больше времени для принятия решения о подписании законов.
  • 2005 - внесено в Конституцию уже имевшееся в Гражданском законе положение об обязательной разнополости супругов.
  • 2007 - правительство лишено права издавать правила с силой закона в промежутке между сессиями парламента.
  • 2009 - введена возможность для избирателей инициировать референдум для досрочного роспуска парламента.

Значимые непринятые поправки

Весной 1934 года по инициативе Латышского крестьянского союза Сейм рассматривал проект поправок, расширявших полномочия президента и отменявших неприкосновенность депутатов Сейма. Когда ключевые положения проекта были отклонены Сеймом, лидер ЛКС, премьер-министр К. Улманис, совершил государственный переворот .

В 2008 году на референдум были вынесены поправки, распространявшие применение референдума на вопрос о досрочном роспуске парламента, но референдум (англ. ) был признан несостоявшимся из-за низкой явки.

В 2011 году объединением «ВЛ!»-«ТБ»/ДННЛ проект поправок о полном переходе на латышский язык в публичных школах был доведён до этапа сбора подписей, организованного ЦИК.

В 2011 г. президент В. Затлерс представил в порядке статьи 47 на рассмотрение Сейма инициативу поправок, предусматривающих расширение полномочий президента и усложнение процедуры его импичмента.

В ответ на поправки «ВЛ!»-«ТБ»/ДННЛ в марте 2011 года ряд общественных и политических организаций начал сбор подписей за поправки к статьям 4, 18, 21, 101 и 104 Конституции о введении русского языка как второго государственного , к 19 апреля собрав под поправками требуемые 10 000 нотариально заверенных подписей. В ноябре начался сбор подписей, организованный ЦИК . Поправки были отклонены Сеймом и переданы на референдум .

Текущие события

В конце 2011 года в Сейм внесёны и переданы на рассмотрение комиссиям: проект поправок к статьям 36 и 85 об отказе от закрытых голосований в Сейме по назначению и отзыву должностных лиц (подан группой депутатов от ПРЗ) и проект поправки к статье 66 о финансовой стабильности (подан Кабинетом министров).

В 2012 году СЗК инициировал поправки о запрете референдумов, «угрожающих латвийской государственности» .

Примечания

См. также

Литература

  • Lēbers D. A., Bišers I. Ministru kabinets. Komentārs Latvijas Republikas Satversmes IV nodaļai "Ministru kabinets". Rīga: Tiesiskās informācijas centrs, 1998
  • Latvijas Republikas Satversmes komentāri. VIII nodaļa. Cilvēka pamattiesības. Zin. vad. R. Balodis Rīga: Latvijas Vēstnesis, 2011. ISBN 978-9984-840-19-2

Ссылки

  • Текст Конституции Латвийской Республики на сайте Конституционного суда Латвийской Республики
  • Изначальный текст Конституции (латыш.)
  • Комиссия по конституционному праву при президенте (латыш.)

Принятая в пленарном заседании
Латвийского Учредительного Собрания
15-го февраля 1922 года и вступившая
в силу 7-го ноября 1922 года

КОНСТИТУЦИЯ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(С изменениями, внесенными по состоянию на 4 декабря 1997 года)
Латвийский народ, в своем свободно избранном
Учредительном Собрании, установил для себя
следующую конституцию:

I. ОТДЕЛ.
Общие постановления.

1. Латвия есть независимая демократическая республика.
2. Суверенная власть государства Латвии принадлежит латвийскому народу.
3. Территорию государства Латвии, в пределах, установленных международными договорами, составляют Лифляндия, Латгалия, Курляндия и Земгалия.
4. Государственный флаг Латвии - красный с белой полосой.

II. ОТДЕЛ.
Сейм.

5. Сейм состоит из ста народных представителей.
6. Сейм избирается всеобщим, равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием.
7. Латвия делится на отдельные избирательные округа и число депутатов, подлежащих избранию в Сейм в каждом избирательном округе, определяется пропорционально числу избирателей каждого отдельного округа.
8. Право избирать принадлежит полноправным гражданам Латвии, достигшим на день выборов восемнадцатилетнего возраста.
(В редакции Закона от 27 января 1994 года, вступающим в силу 26.02.96)
9. В Сейм может быть избран каждый полноправный гражданин Латвии, которому к первому дню выборов исполнилось двадцать один год.
10. Сейм избирается на четыре года.

11. Выборы в Сейм должны быть проведены в первую субботу октября месяца.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
12. Вновь избранный Сейм собирается на первое заседание в первый вторник ноября, когда и кончаются полномочия предыдущего Сейма.
13. Если в случае роспуска Сейма выборы в Сейм происходят в другое время года, то таковой Сейм собирается не позднее чем через один месяц после его избрания и его полномочия прекращаются через три года в первый вторник следующего ноября месяца одновременно с открытием вновь избранного Сейма.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
14. Избиратели не могут отозвать отдельных членов Сейма.
15. Заседания Сейма происходят в Риге и лишь вследствие чрезвычайных обстоятельств Сейм может собираться в другом месте.
16. Сейм избирает свой президиум, состоящий из председателя, двух его товарищей и секретарей. Президиум Сейма действует непрерывно во все время полномочий Сейма.
17. Первое заседание вновь избранного Сейма открывает председатель предыдущего Сейма или, по поручению президиума, другой член президиума.
18. Сейм сам проверяет полномочия своих членов.
19. Президиум Сейма созывает сессии и назначает очередные и чрезвычайные заседания Сейма.
20. Президиум Сейма обязан назначить заседание Сейма, если того требует Президент республики, Президент министров или не менее одной трети членов Сеймов.
21. Для определения внутренней деятельности и порядка Сейм вырабатывает себе наказ.

22. Заседания Сейма открыты. По требованию десяти членов Сейма, Президента республики, Президента министров или одного из министров, Сейм, большинством голосов не менее двух третей присутствующих депутатов, может постановить вести закрытое заседание.
23. Заседания Сейма могут состояться, если в них участвует по крайней мере половина членов Сейма.
24. Сейм, за исключением особых, предусмотренных конституцией случаев, выносит свои постановления абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов.
25. Сейм избирает комиссии, определяя число их членов и их задачи. Комиссии вправе требовать необходимые для своей деятельности сведения и пояснения от отдельных министров и органов самоуправления, а также вызывать в свои заседания для дачи пояснений ответственных представителей соответствующих министерств и органов самоуправления. Комиссии могут действовать и в перерывах между сессиями.
26. Сейм обязан назначать для определенных случаев парламентские следственные комиссии, если того требует не менее одной трети членов Сейма.
27. Сейм имеет право вносить Президенту министров или отдельному министру запросы и вопросы, на которые те обязаны давать ответы лично или через уполномоченное ими на то ответственное должностное лицо. Президент министров или министр, по требованию Сейма или его комиссий, обязан предъявлять им соответствующие документы и дела.
28. Член Сейма не может быть привлекаем к ответственности ни в судебном, ни в административном, ни в дисциплинарном порядке за голосование или за мнения, высказанные им при исполнении обязанностей. Член Сейма может быть привлечен к судебной ответственности, если он, хотя бы и при исполнении своих обязанностей распространяет: 1) заведомо для него ложные порочащие честь сведения; 2) порочащие честь сведения, касающиеся частной или семейной жизни.
29. Член Сейма не может быть арестован; у него не может быть произведен обыск или иначе ограничена его личная свобода, если нет на то согласия Сейма. Член Сейма может быть арестован, если будет застигнут при совершении преступления. Обо всяком аресте члена Сейма надлежит в течение двадцати четырех часов сообщить председателю Сейма, который на ближайшем заседании Сейма докладывает об этом последнему для постановления решения о дальнейшем оставлении под арестом задержанного члена Сейма или об его освобождении. В перерыве между сессиями и во время до открытия сессии, о дальнейшем содержании члена Сейма под арестом решает президиум Сейма.
30. Против члена Сейма не может быть начато уголовное преследование или наложено на него административное взыскание без согласия Сейма.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
31. Член Сейма вправе отказаться дать показания: 1) о лицах, доверивших ему, как народному представителю, какие-либо факты или сведения; 2) о лицах, которым он, исполняя свои обязанности народного представителя, доверил какие-либо факты или сведения; 3) о самих этих фактах или сведениях.
32. Член Сейма не может ни сам, ни на имя другого лица получать заказы и концессии от государства. Постановления сей статьи относятся к министрам, хотя бы они и не состояли членами Сейма.
33. Члены Сейма получают вознаграждение из государственных средств.
34. За отчеты о заседаниях Сейма и комиссий, если отчеты эти соответствуют действительности, никто к ответственности привлекаемым быть не может. Сведения о закрытых заседаниях Сейма и комиссий могут быть даваемы лишь с разрешения президиума Сейма или комиссий.

III. ОТДЕЛ.
Президент республики.

35. Президент государства избирается Сеймом сроком на четыре года.
(В редакции закона от 4 декабря 1997 года)
36. Президент республики избирается закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.
37. Президентом государства может быть избран полноправный гражданин Латвии, достигший возраста 40 лет. Президентом государства не может быть избран гражданин с двойным гражданством.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
38. Должность Президента республики несовместима с другою должностью. Если лицо, избранное в Президенты республики, состоит членом Сейма, то оно обязано сложить полномочия члена Сейма.

Внимание! Данная редакция документа утратила силу! Действующую редакцию документа, а также другие документы, связанные с законодательством Латвии, в переводе на русский язык Вы можете приобрести в издательстве ""Бюро деловой информации"" (Biznesa informacijas birojs) (www.сайт).

39. Одно и то же лицо не может быть Президентом государства более восьми лет подряд.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
40. В ближайшем после избрания заседании Сейма, Президент республики, принимая на себя должностные обязанности, дает следующее торжественное обещание: "Клянусь, что вся моя деятельность будет посвящена благу латвийского народа. Я сделаю все, что будет в моих силах чтобы способствовать благополучию Латвийского Государства и его населения. Я буду почитать священными и соблюдать конституцию Латвии и законы государства. По отношению ко всем я буду справедлив и обязанности буду исполнять по доброй совести".
41. Президент республики представляет государство в международных отношениях, назначает латвийских и принимает иностранных дипломатических представителей. Он выполняет постановления Сейма о ратификации международных договоров.
42. Президент республики является верховным вождем вооруженных сил государства. В случае войны он назначает главнокомандующего.
43. Президент республики на основании постановления Сейма объявляет войну.
44. Президент республики вправе предпринять необходимые меры военной обороны, если какое-либо другое государство объявило войну Латвии или если неприятель нападает на латвийские границы. Вместе с тем Президент республики немедленно созывает Сейм, который постановляет об объявлении и начале войны.
45. Президенту государства принадлежит право помилования преступников, по отношению к которым судебный приговор вошел в законную силу. Объем и порядок использования данного права определяется особым законом. Амнистию дарует Сейм.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
46. Президент республики имеет право созывать и вести чрезвычайные заседания кабинета министров, устанавливая порядок дня этих заседаний.
47. Президенту республики принадлежит право законодательной инициативы.
48. Президент республики вправе возбудить вопрос о роспуске Сейма. В таком случае должно состояться народное голосование. Если больше половины участников выскажется за роспуск Сейма, таковой считается распущенным, и должны быть назначены новые выборы, которые должны состояться не позже 2-х месяцев со дня роспуска Сейма.
49. Если Сейм распущен, то полномочия членов Сейма все же сохраняют силу до открытия Сейма нового состава, но заседания прежнего Сейма могут состояться лишь в том случае, если Президент республики таковой созывает. Порядок дня таких заседаний Сейма определяет Президент республики.
50. Если в народном голосовании более половины голосов подано против роспуска Сейма, то Президент считается смешенным, и Сейм избирает нового Президента республики на остающийся срок полномочий смещенного Президента.
51. По предложению не менее половины всех членов Сейма, Сейм в закрытом заседании большинством голосов не менее двух третей всех членов Сейма может постановить о смещении Президента республики. Вслед за таким постановлением Сейм немедленно избирает нового Президенты республики.
52. Если Президент республики отказывается от должности, умирает или отзывается до истечения срока его полномочий, обязанности Президента республики, до избрания Сеймом нового Президента, исполняет председатель Сейма. Точно также председатель Сейма исполняет должность Президента республики, если последний находится вне границ государства или иначе встречает препятствия к исполнению своих обязанностей.
53. Президент республики за свою деятельность политической ответственности не несет. Все распоряжения Президента республики должны быть контрассигнованы Президентом министров или соответствующим министром, которые вместе с тем принимают на себя всю ответственность за эти распоряжения, за исключением случаев, предусмотренных в статьях сорок восьмой и пятьдесят шестой.
54. Президент республики может быть привлечен к уголовной ответственности, если на то соглашается Сейм большинством не менее двух третей голосов.

IV. ОТДЕЛ.
Кабинет министров.

55. Кабинет министров состоит из Президента министров и приглашенных им министров.

Внимание! Данная редакция документа утратила силу! Действующую редакцию документа, а также другие документы, связанные с законодательством Латвии, в переводе на русский язык Вы можете приобрести в издательстве ""Бюро деловой информации"" (Biznesa informacijas birojs) (www.сайт).

56. Кабинет министров составляется лицом, призванным к этому Президентом республики.
57. Число министерств, объем их деятельности, равно как взаимные отношения государственных учреждений между собою, устанавливаются законом.
58. Кабинету министров подчинены органы государственного управления.
59. Для исполнения своей должности Президенту министров и министрам необходимо доверие Сейма и за свою деятельность они ответственны перед Сеймом. Если Сейм выражает недоверие Президенту министров, то уходит в отставку весь кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, то последний подает в отставку, а вместо него Президент министров призывает другое лицо.
60. Заседания кабинета министров ведет Президент министров, а во время его отсутствия тот министр, которого он на то уполномочил.
61. Кабинет министров обсуждает все выработанные отдельными министерствами законопроекты и вопросы, касающиеся деятельности нескольких министерств, а также поднятые отдельными членами кабинета вопросы государственной политики.
62. Если государству угрожает внешний враг, или же в государстве или в какой-либо его части произошли или грозят произойти внутренние волнения, представляющие опасность для существующего государственного строя, то кабинет министров вправе объявить исключительное положение, доведя об этом в течение двадцати четырех часов до сведения президиума Сейма, который о постановлении кабинета министров немедленно докладывает Сейму.
63. Министры, даже если они не состоят членами Сейма, а также уполномоченные министрами ответственные должностные лица имеют право принимать участие в заседаниях Сейма и его комиссий и вносить дополнения и поправки к законопроектам.

V. ОТДЕЛ.
Законодательство.

64. Право законодательства принадлежит Сейму, а также, в порядке и в размерах, предусмотренных настоящей конституцией, народу.
65. Законопроекты могут вносить в Сейм: Президент республики, кабинет министров, комиссии Сейма, группы депутатов в числе не менее пяти человек, а также в случаях и в порядке, предусмотренных настоящею конституцией, одна десятая часть избирателей.
66. Сейм ежегодно, до начала хозяйственного года, вотирует государственный приходно-расходный бюджет, проект которого вносится кабинетом министров.
Если Сейм принимает постановление, которое связано с не предусмотренными в бюджете расходами, то в этом же постановлении должны быть предусмотрены также средства, коими таковые расходы могли бы быть покрыты.
По истечению бюджетного года кабинет министров вносит на утверждение Сейма отчет об исполнении бюджета.
67. Сейм устанавливает размеры вооруженных сил государства в мирное время.
68. Для всех международных договоров, регулирующих вопросы, разрешаемые законодательным путем, необходима санкция Сейма.
60. Президент республики публикует принятые в Сейме законы не ранее чем на седьмой и не позднее чем на двадцать первый день по их принятии. Закон получает обязательную силу, если в нем не определен иной срок, спустя четырнадцать дней по опубликовании.
70. Президент республики публикует принятые законы следующим образом: "Сейм (или народ) принял и Президент республики публикует следующий закон: (текст закона)".
71. Президент республики может требовать в течение семи дней, считая со дня принятия закона Сеймом, в мотивированном письме на имя председателя Сейма, вторичное рассмотрение закона. Если Сейм закон не изменит, Президент вторично возражать не может.
72. Президент республики вправе задержать публикацию закона на два месяца. Он обязан задержать публикацию закона, если того требует не менее одной трети членов Сейма. Этим правом Президент республики или одна треть членов Сейма могут воспользоваться в течение семи дней, считая со дня принятия закона в Сейме. Задержанный таким образом закон подвергается народному голосованию, если того потребует не менее одной десятой части избирателей. Если в течение вышеуказанных двух месяцев подобное требование не будет предъявлено, то по истечении указанного срока закон подлежит публикации. Народное голосование все же не происходит, если Сейм вторично вотирует этот закон и если за его принятие высказывается не менее трех четвертей всех депутатов.

Внимание! Данная редакция документа утратила силу! Действующую редакцию документа, а также другие документы, связанные с законодательством Латвии, в переводе на русский язык Вы можете приобрести в издательстве ""Бюро деловой информации"" (Biznesa informacijas birojs) (www.сайт).

73. Народному голосованию не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожном тарифе, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, объявлении и прекращении исключительного положения, мобилизации и демобилизации, равно как договоры с другими государствами.
74. Закон, принятый в Сейме и задержанный в порядке семьдесят второй статьи, может быть отменен народным голосованием, если в голосовании принимала участие по крайней мере половина всех имеющих право голоса.
75. Если Сейм большинством не менее двух третей голосов принимает спешность закона, то Президент республики не может требовать вторичного пересмотра такого закона; такой закон не может быть передан на народное голосование и должен быть опубликован не позднее как на третий день со дня получения принятого закона Президентом.
76. Сейм может изменить конституцию в заседаниях, в которых участвует не менее двух третей членов сейма. Изменения принимаются в трех чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов.
77. Если Сейм изменил статьи первую, вторую, третью или шестую конституции, то такие изменения, чтобы получить силу закона, должны быть подвергнуты народному голосованию.
78. Не менее одной десятой части избирателей вправе представить Президенту республики вполне разработанный проект поправок к конституции или законопроект, который Президент передает Сейму. Если Сейм не примет проект без изменений по существу, то таковой передается на народное голосование.
79. Переданные на народное голосование изменения конституции считаются принятыми, если на них последовало согласие не менее половины всех имеющих право голоса.
80. В народном голосовании могут участвовать все латвийские граждане, имеющие право голоса на выборах в Сейм.
81. В период между сессиями Сейма Кабинет министров имеет право, если того требует неотложная необходимость, издавать постановления, имеющие силу закона. Такие постановления не могут изменять закона о выборах в Сейм, законов о судоустройстве и судопроизводстве, бюджета и бюджетного права, а также законов, принятых во время деятельности существующего Сейма, равным образом они не могут распространяться на амнистию, государственные налоги, таможенные сборы и займы, и они теряют силу, если не будут внесены в Сейм до истечения трех дней после открытия ближайшей сессии Сейма.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)

VI. ОТДЕЛ.
Суд.

82. Перед законом и судом все граждане равны.
83. Судьи независимы и подчиняются только закону.
84. Судьи утверждаются Сеймом, и они являются несменяемыми. Судьи вопреки своей воле могут быть отрешены от должности Сеймом исключительно в предусмотренных законом случаях на основании постановления дисциплинарной коллегии судей или приговора суда по уголовному делу. Закон может определить возраст, при достижении которого судьи оставляют свою должность.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
85. В Латвии существует Конституционный суд, который в пределах установленной законом компетенции рассматривает дела о соответствии законов Конституции, а также другие дела, переданные законом в его компетенцию. Конституционный суд вправе признать утратившими силу законы и другие акты или их части. Судьи Конституционного суда на установленный законом срок утверждаются Сеймом закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.
(В редакции Закона от 5 июня 1996 года, вступающим в силу 26.06.96)
86. Отправлять правосудие могут лишь те органы, которым это право предоставлено законом и лишь в порядке, предусмотренном законом. Военные суды действуют на основании особого закона.

VII. ОТДЕЛ.
Государственный контроль.

87. Государственный контроль есть независимое коллегиальное учреждение.
88. Государственные контролеры назначаются и утверждаются в должности в том же порядке, как судьи, но лишь на определенный срок, в пределах которого они могут быть смещены лишь на основании постановления суда. Устройство и компетенцию государственного контроля определяет особый закон.

Внимание! Данная редакция документа утратила силу! Действующую редакцию документа, а также другие документы, связанные с законодательством Латвии, в переводе на русский язык Вы можете приобрести в издательстве ""Бюро деловой информации"" (Biznesa informacijas birojs) (www.сайт).

Президент Учредительного Собрания
И.ЧАКСТЕ
Секретарь Учредительного Собрания
Р.ИВАНОВ

О внесении изменений в Конституцию Латвийской Республики

Закон, принятый Сеймом 4 декабря 1997 года
и обнародованный Президентом государства 17 декабря 1997 года
(Извлечение)

Переходные положения

1. Статья 1 настоящего Закона не распространяется на срок полномочий 6-го Сейма.
2. Статьи 5 и 7 настоящего Закона вступают в силу с момента избрания следующего Президента государства.

Внимание! Данная редакция документа утратила силу! Действующую редакцию документа, а также другие документы, связанные с законодательством Латвии, в переводе на русский язык Вы можете приобрести в издательстве ""Бюро деловой информации"" (Biznesa informacijas birojs) (www.сайт).

После обретения независимости в 1991 г. Латвия не пошла по пути сосед­них Литвы и Эстонии, принявших в 1992 г. новые конституции, авосстановила действие своей «старой» конституции, принятой в 1922 г.

Первая конституция Латвии, которая с изменениями и дополнениями ста­ла действовать после 1991 г. (и действовала до 1940 г.), была принята Учреди­тельным собранием Латвии 15 февраля 1922 года.

Конституция 1922 г. в сегодняшней редакции - сравнительно небольшой по объему документ. Она состоит из 88 статей и регулирует только вопросы организации государственной власти. Это существенный недостаток современ­ной латвийской конституции, посколькуза пределами конституционного регу­лирования осталась такая важная сфера, как права и свободы человека.

Это приводит к тому, что права и свободы человека, не «поднятые» на кон­ституционный уровень:

Во-первых, точно и минимально не определены в едином документе:

Во-вторых, могут стать объектом всевозможных манипуляций со стороны законодательной власти;

В-третьих, труднозащищаемы в суде, в том числе в европейских и междуна­родных судебных инстанциях.

Не исключено, что отсутствие конституционного закрепления прав и сво­бод повлияло на то, что в Латвии самая сложная ситуация с правами и свобода­ми человека, особенно с правами русскоязычного населения.

Почти половина населения, проживающего в Латвии, - этнические русские и другие представители славянских и иных этносов - до недавнего времени не имела гражданства Латвии, а значит, фактически никаких прав. Предусматривавшаяся законом о гражданстве чрезмерно сложная процедура его получения и крайне ограниченные лимиты (!) числа человек, которые могут получить в течение года гражданство, лишали шансов на гражданство большинство русскоязычных.

Более того, русскоязычное население не могло защищать свои права закон­ным путем, поскольку новый закон можно принять только через парламент, а русскоязычные не могли ни избираться депутатами, ни даже избирать его, и значит, повлиять на свою судьбу.

Принятый в 1998 г. новый закон о гражданстве несколько смягчил ситуацию, но не решил проблемы гражданства окончательно. По-прежнему неопределен­ной остается и проблема в целом прав и свобод человека (поскольку фактически права однозначно нигде не закреплены) как для русских, так и для латышей.

Конституция, главным образом, регулирует деятельность высших орга­нов государственной власти - Сейма (парламента), президента, правительства.

Парламентом Латвии является однопалатныйСейм, состоящий из 100 народ­ных представителей. Сейм Латвии избирается на 3 года по пропорциональной си­стеме в первое воскресенье ноября (и в субботу накануне) 3-го года полномочий.



Президент республики избирается Сеймом на 3-летний срок большинством в 51 голос членов Сейма и не более чем на 2 срока.

Правительством Латвии является избираемый Сеймом и подотчетный Сей­муКабинет министров, состоящий из президента министров и министров. Сейм может выразить недоверие Кабинету министров, что влечет его отставку, а также сместить с должности президента большинством в 2/3 голосов.

Президент имеет право распустить Сейм. В этом случае он назначает референдум о роспуске Сейма. Если большинство избирателей проголосуют за роспуск Сейма, то Сейм считается распущенным и проводятся новые выборы. Если большинство прого­лосует против роспуска Сейма, то Сейм продолжает работать, а президент считается смещенным с должности и Сейм немедленно избирает нового президента.

Особенности конституционного права Литвы.

Конституция Литвы была принята всенародным референдумом 25 октяб­ря 1992 года.Характерные черты конституции:

Закрепляет статус Литвы как независимой демократической республики:

Провозглашает принцип народного суверенитета;

Устанавливает, что государственную власть в Литве осуществляют Сейм, президент, правительство и суды, а также указывает, что «учреждения вла­сти служат людям»;

провозглашает семью основой общества и государства:

Устанавливает, что хозяйство Литвы основывается на праве частой собственнос­ти, на личной свободе хозяйственной деятельности и личной инициативе, а так­же подчеркивает, что хозяйственная деятельность должна служить общему благу;



Закрепляет большое количество экологических норм.

Конституция Литвы 1992 г. подробно регламентируетправовой статус личности. Права и свободы человека объявляются естественными. Среди наибо­лее важных конституция Литвы закрепляет:

Право на жизнь;

Право на свободу;

Право на неприкосновенность личности и неприкосновенность частной жизни;

Право на свободу убеждений;

Право на свободу мысли и свободу совести;

Равенство всех перед законом и судом;

Право на неприкосновенность собственности;

Право на свободу передвижения;

Право на свободу собраний;

активное и пассивное избирательное право;

Право на объединение;

Право национальных меньшинств на свой язык и культуру;

Право на социальное обеспечение;

Иные права.

Высшим законодательным органом Литвы являетсяоднопалатный пар­ламент - Сейм. Литовский Сейм избирается непосредственно народом на 4года и состоит из 141 депутата.

Руководителем государства, по конституции, являетсяпрезидент. Прези­дентом Литвы может быть:

Гражданин Литвы по рождению;

Достигший 40 лет;

Обладающий правом избрания в Сейм;

Проживающий в Литве не менее 3 последних лет.

Президент Литвы избирается путем всенародных выборов (причем Литва -единственная из прибалтийских государств, где президент избирается не­посредственно народом, а не парламентом). Конституция установила 5-летний срок полномочий президента, причем одно и то же лицо не может быть прези­дентом более чем 2 срока.

Система выборов президента Литвы имеет некоторые особенности:

если в 1-м туре приняли участие в голосовании более 50% зарегистрированных

избирателей, то для избрания необходимо собрать более 50% поданных голосов;

если в 1-м туре приняли участие менее 50% избирателей, то избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем другие кандидаты, но не менее 1/3 голосов всех зарегистрированных избирателей;

если в 1-м туре никто не набрал необходимого числа голосов, то через 2 недели проводится 2-й тур, в котором участвуют 2 лучших кандидата по результатам 1-го тура;

избранным из этих двух считается тот, кто наберет больше голосов.

Исполнительную власть в стране осуществляетправительство, состоя­щее из премьер-министра и министров. Премьер-министр назначается прези­дентом. Затем по представлению премьер-министра президент назначает мини­стров. Сформированное таким образом правительство должно представить свою программу Сейму и получить его вотум доверия.

Президент имеет право досрочно распустить Сейм в двух случаях:

Сейм 2 раза отклонит правительство, предложенное президентом:

Сейм выразит недоверие правительству, и президент предпочтет роспуск Сейма отставке правительства.

Сейм не может быть распущен в первые 6 месяцев после избрания и в последние 6 месяцев полномочий президента.

В случае досрочного роспуска Сейма в 3-месячный срок проводятся новые выборы.

Однако Сейм в данной ситуации может принять контрмеры против прези­дента. Сейм, избранный на внеочередных выборах в результате роспуска пре­зидентом предыдущего Сейма, имеет право большинством в 3/5 голосов назна­чить досрочные президентские выборы:

Если президент, отбывший на посту 3 года, будет на подобных выборах снова избран, то новый срок будет считаться его вторым сроком;

Если президент пробыл на посту меньше 3 лет, то в результате досрочных выборов он избирается на остаток своего срока;

Если идет уже 2-й срок полномочий, то президент избирается на остаток 2-го срока.

Таким образом, если президент досрочно распустит Сейм, он рискует «по­лучить» досрочные президентские выборы со стороны вновь избранного Сейма (то есть придется лишний раз подтверждать свою легитимность).

В результате и Сейм должен искать компромисс с президентом, и прези­дент - с Сеймом, поскольку каждый из них фактически может досрочно пре­кратить полномочия друг друга.

Судебную систему Литвы составляют:

Апилинковые (местные) суды;

Окружные суды;

Специализированные суды;

Апелляционный суд Литвы;

Верховный суд Литвы.

Вопросы конституционной юстиции в Литве решаетКонституционный суд, который состоит из 9 судей, назначаемых только на один 9-летний срок Сеймом по представлению президента (3 судей), председателя Сейма (3 судей) и председателя Верховного суда (3 судей).

Каждые 3 года состав Конституционного суда обновляется на треть: Сейм назначает 3 судей - по одному от президента, председателя Сейма и от предсе­дателя Верховного суда.

Судьями Конституционного суда могут быть граждане Литвы, обладающие безукоризненной репутацией, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 10 лет.

Из состава судей КС президент республики по представлению Сейма назна­чает председателя Конституционного суда.

Отличительная черта литовской конституции заключается в том, что ее составной частью являются:

Конституционный акт «О неприсоединении Литовской Республики к пост­советским Восточным союзам» от 8 июля 1992 года.

Согласно конституционному акту «О неприсоединении Литовской Респуб­лики к постсоветским Восточным союзам» Литва не должна вступать ни в ка­кие экономические, политические, государственные, военные союзы, образо­ванные государствами - бывшими республиками СССР.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Несмотря на протесты оппозиции, президент Латвии Андрис Берзиньш утвердил поправки.

Латвийская оппозиция и ряд общественных деятелей рассчитывают оспорить в суде недавно принятую преамбулу к конституции страны. Текст преамбулы, как считают оппозиционеры, делит граждан страны на два сорта.

В принятой в июне преамбуле говорится о создании Латвийского государства "для гарантирования существования и развития латышской нации, культуры и языка" и "для обеспечения свободы и благополучия латышского народа..."

Там также говорится об идентичности Латвии, которую "издавна составляют традиции латышей и ливов, латышский менталитет и язык, общечеловеческие и христианские ценности".

"Преамбула - это вопрос о ценностях, о том, куда и зачем мы идем. Что касается упоминания латышской нации, то лично мне это слух не режет. Я понимаю, что некоторые воспринимают слово "latvieši" (латыши) через этническое происхождение, сколько там капель крови. Я понимаю его иначе Андрей Юдин, депутат правящей коалиции

Основой сплочения общества, согласно преамбуле, являются "верность Латвии, латышский язык как единственный государственный, равенство, солидарность, справедливость, честность, трудолюбие и семья".

Неравенство наций?

Новая преамбула к Сатверсме (конституции) вызвала большой резонанс в латвийском обществе, особенно в его русскоязычной части. По мнению некоторых экспертов, она подчеркивает преимущества латышской нации над остальными.

"Политически легитимизируется концепция о том, что формально все граждане равны, но некоторые равнее. Те, кто принадлежат к латышскому народу, это первый сорт. Второй - все остальные", - cказал Русской службе Би-би-си депутат Сейма и правозащитник Борис Цилевич.

Однако правящие политики не видят в новой преамбуле ничего оскорбительного для представителей нацменьшинств.

"Преамбула - это вопрос о ценностях, о том, куда и зачем мы идем, - говорит депутат правящей коалиции Андрей Юдин. - Что касается упоминания латышской нации, то лично мне это слух не режет. Я понимаю, что некоторые воспринимают слово "latvieši" (латыши) через этническое происхождение, сколько там капель крови. Я понимаю его иначе".

Языковой референдум

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption В 2012 году большинство жителей Латвии проголосовали против предоставления русскому языку государственного статуса

Почему местные политики решили прописать в конституции идеологические основы государства именно сейчас, никто из них однозначно объяснить не может.

В латвийском обществе распространена версия о том, что поводом стал так называемый языковой референдум: два года назад инициативная группа решила вынести на всенародное голосование идею присвоения русскому языку статуса второго государственного.

"Языковой референдум стал толчком для возникновения дискуссий о том, что можно и нельзя менять в конституции", - считает правозащитник и консультант фракции "Зеленых" в Европарламенте Алексей Димитров.

"Эта дискуссия началась в президентской комиссии по конституционному праву, там же появилось понятие ядра конституции. Потом эта дискуссия перешла в создание преамбулы", - говорит Димитров.

Оппозиция "держит паузу"

Несмотря на протесты оппозиции, президент страны Андрис Берзиньш утвердил поправки.

В течение последних месяцев мы достаточно четко демонстрировали, что выступаем против этого документа, раскалывающего латвийское общество Валерий Агешин, парламентская фракция "Центр согласия"

Общественные деятели, в свою очередь, надеются вернуть конституции прежний вид.

"Я и мои коллеги-юристы оцениваем возможности составления заявления в Конституционный суд, - говорит Русской службе Би-би-си общественный омбудсмен Елена Бачинская, избранная Конгрессом неграждан. - Если найдем зацепку, то такое заявление будет подано - это сто процентов".

Ранее о намерении обжаловать новую преамбулу в конституционном суде говорили представители крупнейшей оппозиционной парламентской фракции "Центр согласия", которую традиционно связывают с защитой интересов русскоязычного электората.

"В течение последних месяцев мы достаточно четко демонстрировали, что выступаем против этого документа, раскалывающего латвийское общество, - говорит bbcrussian.com замглавы фракции Валерий Агешин. - Президент совсем недавно [утвердил] преамбулу, и пока мы выдерживаем паузу, в том числе относительно наших действий в Конституционном суде".

Государство для латышей

По словам правозащитников, основным поводом для обжалования могут стать те преимущества, которые преамбула якобы приписывает латышской нации по сравнению с остальными.

Особенно много споров возникло по поводу нормы о целях латвийского государства, в число которых вошли "гарантии существования и развития латышской нации, ее языка и культуры". Защита других культур и языков в списке целей государства не упоминается.

"Это показывает обществу, что этническое важнее, чем права и свободы, - считает правозащитник, председатель Конгресса неграждан Елизавета Кривцова. - Преамбула является инструментом для интерпретации того, что написано в конституции. Поэтому она станет еще одним оправданием для того, чтобы ограничивать права русскоязычного меньшинства".

До сих пор основополагающим принципом был принцип равенства. Сегодня благодаря новой преамбуле в конституцию введен конкурирующий принцип, который заключается в том, что одна из основных задач государства - это защита интересов именно латышской этнической нации, латышского языка и культуры Борис Цилевич, депутат Сейма и правозащитник

Еще один неоднозначный момент: в новой преамбуле говорится, что латвийское государство было создано за счет объединения латышских земель и на основании права латышей на самоопределение.

Противники новой преамбулы напоминают, что на момент создания основного закона (в 1922 году) около 27% жителей страны представляли нацменьшинства - и они также участвовали в процессах создания государства, были представлены в органах власти.

Сегодня в Латвии нацменьшинства составляют около 40% жителей, и многие из них крайне недовольны новой редакцией преамбулы.

С соответствующим заявлением, например, выступили представители общины староверов, чьи предки поселились на территории Латвии за несколько веков до основания государства.

"Предлагаемый ныне текст - это пространные и пафосные фантазии, - цитирует сайт Mixnews.lv обращение, подписанное председателем Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии отцом Алексием Жилко.

"Как-то вскользь упомянуты национальные меньшинства, права которых в Латвии, как демократическом государстве, между прочим, тоже как бы соблюдаются. Что четко подчеркивает наличие одной главной латышской нации и всех прочих", - отмечает Жилко.

Угроза для русских школ

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Традиционное празднование Дня победы в Риге, столице Латвии

Будет ли принятие преамбулы иметь практические последствия, эксперты однозначно ответить пока не могут.

По словам специалиста по конституционному праву Яниса Плепса, преамбула имеет силу закона - так же как любая статья самой конституции. Однако сам факт ее принятия не означает, что парламенту придется переписать все государственные нормативы.

Зато спорные нормы, которые попадают в конституционный суд, должны будут оцениваться через прописанные в преамбуле ценности.

Оппозиционный депутат Борис Цилевич обращает внимание на языковой вопрос и считает, что новая преамбула может существенно осложнить борьбу с дискриминационными нормами.

"Пример - норма о квотах на нелатышское вещание на радио и телевидении, - говорит Цилевич. - Она существовала в Латвии, но была признана антиконституционной в суде, так как нарушала принцип равенства. Сейчас интерпретация уже не так однозначна".

"До сих пор основополагающим принципом был принцип равенства. Сегодня благодаря новой преамбуле в конституцию введен конкурирующий принцип, который заключается в том, что одна из основных задач государства - это защита интересов именно латышской этнической нации, латышского языка и культуры", - отмечает депутат.

Действующая Конституция Латвии была принята Латвийским Учредительным Собранием 15 февраля 1922. В советский период не действовала, поскольку были приняты новые Конституции социалистического типа. С 1992 ее действие было возобновлено.

Государство характеризуется Конституцией как «независимая демократическая республика». О принципе разделения властей в тексте Конституции не упоминается, так же как в западноевропейских конституциях.

Форма правления Латвийского государства – парламентарная республика. Президент Республики избирается Сеймом. Кандидатом на должность Президента не может быть лицо, не достигшее 40 полных лет. Другие требования отсутствуют, законодатель полагается на благоразумие парламентариев. Срок полномочий Президента – 3 года. Президент не несет политической ответственности, его акты скрепляются подписью Президента министров (см. ст. 53). Сейм – однопалатный представительный орган, состоящий из 100 народных представителей. Срок его полномочий – 3 года. Кабинет Министров состоит из Президента Министров и «приглашенных им министров». Согласно ст. 56 Конституции Латвии «Кабинет Министров составляется лицом, призванным к этому Президентом Республики».

В Конституции не определяется система судебных органов. Указаны только принципы организации судебной власти и упоминается о существовании Конституционного суда и военных судов. Кроме того, Конституция устанавливает основы статуса государственных контролеров.

Правовой статус человека и гражданина и система местного самоуправления не получили в Конституции должного отражения. В начале века латвийский профессор В. Грибовский отмечал, что в проекте Конституции содержалась часть вторая «основные права и обязанности граждан», «но по французскому образцу было постановлено обеспечить в порядке обычного законодательства». В настоящее время в Латвии действует Конституционный закон 1992 г. «Права и обязанности человека и гражданина».

КОНСТИТУЦИЯ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(Принята 15 февраля 1922 г., с изменениями и дополнениями от 21 марта 1933 г., 27января 1994 г., 5 июня 1996 г .)

Латвийский народ, в своем свободно избранном Учредительном Собрании, установил для себя следующую Конституцию:

I отдел. Общие постановления

1. Латвия есть независимая демократическая республика.

2. Суверенная власть государства Латвии принадлежит латвийскому народу.

3. Территорию государства Латвии в пределах, установленных международными договорами, составляют Видземе, Латтале, Курземе, Земгале.

4. Государственный флаг Латвии – красный с белой полосой.

II отдел. Сейм

5. Сейм состоит из ста народных представителей.

6. Сейм избирается всеобщим, равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием.

7. Латвия делится на отдельные избирательные округа, и число депутатов, подлежащих избранию в Сейм в каждом избирательном округе, определяется пропорционально числу избирателей каждого отдельного округа.

8. Право избирать принадлежит полноправным гражданам Латвии, которые в день выборов достигли 18-летнего возраста.

9. В Сейм может быть избран каждый полноправный гражданин Латвии, которому к первому дню выборов исполнилось двадцать один год.

10. Сейм избирается на три года.

11. Выборы в Сейм должны быть произведены в первое воскресенье октября месяца и в субботу накануне.

12. Вновь избранный Сейм собирается на первое заседание в первый вторник ноября, когда и кончаются полномочия предыдущего Сейма.

13. Если, в случае роспуска Сейма, выборы в Сейм происходят в другое время года, то таковой Сейм собирается не позже одного месяца после его избрания и его полномочия кончаются через два года в первый вторник следующего ноября месяца, одновременно с открытием вновь избранного Сейма.

14. Избиратели не могут отозвать отдельных членов Сейма.

15. Заседания Сейма происходят в Риге и лишь вследствие чрезвычайных обстоятельств Сейм может собираться в другом месте.

16. Сейм избирает свой президиум, состоящий из председателя, двух его товарищей и секретарей. Президиум Сейма действует непрерывно во все время полномочий Сейма.

17. Первое заседание вновь избранного Сейма открывает председатель предыдущего Сейма или, по поручению президиума, другой член президиума.

18. Сейм сам проверяет полномочия своих членов.

19. Президиум Сейма созывает сессии и назначает очередные и чрезвычайные заседания Сейма.

20. Президиум Сейма обязан назначить заседание Сейма, если того требует Президент республики, Президент министров или не менее одной трети членов Сейма.

21. Для определения внутренней деятельности и порядка Сейм вырабатывает себе наказ.

22. Заседания Сейма открыты. По требованию десяти членов Сейма, Президента республики, Президента министров или одного из министров Сейм, большинством голосов не менее двух третей присутствующих депутатов, может постановить вести закрытое заседание.

23. Заседания Сейма могут состояться, если в них участвует по крайней мере половина членов Сейма.

24. Сейм, за исключением особых, предусмотренных Конституцией случаев, выносит свои постановления абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов.

25. Сейм избирает комиссии, определяя число их членов и их задачи. Комиссии вправе требовать необходимые для своей деятельности сведения и пояснения от отдельных министров и органов самоуправления, а также вызывать в свои заседания для дачи пояснений ответственных представителей соответствующих министерств и органов самоуправления. Комиссии могут действовать и в перерывах между сессиями.

26. Сейм обязан назначать для определенных случаев парламентские следственные комиссии, если того требует не менее одной трети членов Сейма.

27. Сейм имеет право вносить Президенту министров или отдельному министру запросы и вопросы, на которые те обязаны давать ответ лично или через уполномоченное ими на то ответственное должностное лицо. Президент министров или министр, по требованию Сейма или его комиссий, обязан предъявлять им соответствующие документы и дела.

28. Член Сейма не может быть привлекаем к ответственности ни в судебном, ни в административном, ни в дисциплинарном порядке за голосование или за мнения, высказанные им при исполнении обязанностей. Член Сейма может быть привлечен к судебной ответственности, если он, хотя бы и при исполнении своих обязанностей, распространяет: 1) заведомо для него ложные порочащие честь сведения;

2) порочащие честь сведения, касающиеся частной или семейной жизни.

29. Член Сейма не может быть арестован: у него не может быть произведен обыск или иначе ограничена его личная свобода, если нет на то согласия Сейма. Член Сейма может быть арестован, если будет застигнут при совершении преступления. Обо всяком аресте члена Сейма надлежит в течение двадцати четырех часов сообщить председателю Сейма, который на ближайшем заседании Сейма докладывает об этом последнему для постановления решения о дальнейшем оставлении под арестом задержанного члена Сейма или об его освобождении. В перерыве между сессиями и во время до открытия сессии о дальнейшем содержании члена Сейма под арестом решает президиум Сейма.

30. За преступное деяние против члена Сейма нельзя начать судебного или административного преследования без согласия Сейма.

31. Член Сейма вправе отказаться дать показания: 1) о лицах, доверивших ему, как народному представителю, какие-либо факты или сведения; 2) о лицах, которым он, исполняя свои обязанности народного представителя, доверил какие-либо факты или сведения;

3) о самих этих фактах или сведениях.

32. Член Сейма не может ни сам, ни на имя другого лица получать заказы и концессии от государства. Постановления сей статьи относятся к министрам, хотя бы они и не состояли членами Сейма.

33. Члены Сейма получают вознаграждение из государственных средств.

34. За отчеты о заседаниях Сейма и комиссий, если отчеты эти соответствуют действительности, никто к ответственности привлекаем быть не может. Сведения о закрытых заседаниях Сейма и комиссий могут быть даваемы лишь с разрешения президиума Сейма или комиссий.

III отдел. Президент республики

35. Президент республики избирается Сеймом сроком на три года.

36. Президент республики избирается закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.

37. В Президенты республики не может быть избрано лицо, не достигшее полных сорока лет.

38. Должность Президента республики несовместима с другой должностью. Если лицо, избранное в Президенты республики, состоит членом Сейма, то оно обязано сложить полномочия члена Сейма.

39. Одно и то же лицо не может быть Президентом республики более шести лет сряду.

40. В ближайшем после избрания заседании Сейма Президент республики, принимая на себя должностные обязанности, дает следующее торжественное обещание: «Клянусь, что вся моя деятельность будет посвящена благу латвийского народа. Я сделаю все, что будет в моих силах, чтобы способствовать благополучию Латвийского Государства и его населения. Я буду почитать священными и соблюдать конституцию Латвии и законы государства. По отношению ко всем я буду справедлив и обязанности буду исполнять по доброй совести».

41. Президент республики представляет государство в международных отношениях, назначает латвийских и принимает иностранных дипломатических представителей. Он выполняет постановления Сейма о ратификации международных договоров.

42. Президент республики является верховным вождем вооруженных сил государства. В случае войны он назначает главнокомандующего.

43. Президент республики на основании постановления Сейма объявляет войну.

44. Президент республики вправе предпринять необходимые меры военной обороны, если какое-либо другое государство объявило войну Латвии или если неприятель нападает на латвийские границы. Вместе с тем Президент республики немедленно созывает Сейм, который постановляет об объявлении и начале войны.

45. Президенту республики принадлежит право помилования преступников, по отношению к которым судебный приговор вошел в законную силу. Это право помилования не распространяется на случаи, в которых закон предусматривает другой порядок. Амнистию дарует Сейм.

46. Президент республики имеет право созывать и вести чрезвычайные заседания Кабинета Министров, устанавливая порядок дня этих заседаний.

47. Президенту республики принадлежит право законодательной инициативы.

48. Президент республики вправе возбудить вопрос о роспуске Сейма. В таком случае должно состояться народное голосование. Если больше половины участников выскажется за роспуск Сейма, таковой считается распущенным, и должны быть назначены новые выборы, которые должны состояться не позже 2-х месяцев со дня роспуска Сейма.

49. Если Сейм распущен, то полномочия членов Сейма все же сохраняют силу до открытия Сейма нового состава, но заседания прежнего Сейма могут состояться лишь в том случае, если Президент республики таковой созывает. Порядок дня таких заседаний Сейма определяет Президент республики.

51. По предложению не менее половины всех членов Сейма, Сейм в закрытом заседании большинством голосов не менее двух третей всех членов Сейма может постановить о смещении Президента республики. Вслед за таким постановлением Сейм немедленно избирает нового Президента республики.

52. Если Президент республики отказывается от должности, умирает или отзывается до истечения срока его полномочий, обязанности Президента республики, до избрания Сеймом нового Президента, исполняет председатель Сейма. Точно так же председатель Сейма исполняет должность Президента республики, если последний находится вне границ государства или иначе встречает препятствия к исполнению своих обязанностей.

53. Президент республики за свою деятельность политической ответственности не несет. Все распоряжения Президента республики должны быть контрассигнованы 1 Президентом министров или соответствующим министром, которые вместе с тем принимают на себя всю ответственность за эти распоряжения, за исключением случаев, предусмотренных в статьях сорок восьмой и пятьдесят шестой.

54. Президент республики может быть привлечен к уголовной ответственности, если на то соглашается Сейм большинством не менее двух третей голосов.

IV отдел. Кабинет министров

55. Кабинет Министров состоит из Президента министров и приглашенных им министров.

56. Кабинет Министров составляется лицом, призванным к этому Президентом республики.

57. Число Министерств, объем их деятельности, равно как взаимные отношения государственных учреждений между собою, устанавливаются законом.

58. Кабинету Министров подчинены органы государственного управления.

59. Для исполнения своей должности Президенту министров и министрам необходимо доверие Сейма, и за свою деятельность они ответственны перед Сеймом. Если Сейм выражает недоверие Президенту министров, то уходит в отставку весь кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, то последний подает в отставку, а вместо него Президент министров призывает другое лицо.

60. Заседания Кабинета Министров ведет Президент министров, а во время его отсутствия тот министр, которого он на то уполномочил.

61. Кабинет Министров обсуждает все выработанные отдельными министерствами законопроекты и вопросы, касающиеся деятельности нескольких министерств, а также поднятые отдельными членами кабинета вопросы государственной политики.

62. Если государству угрожает внешний враг или же в государстве или в какой-либо его части произошли или грозят произойти внутренние волнения, представляющие опасность для существующего государственного строя, то Кабинет Министров вправе объявить исключительное положение, доведя об этом в течение двадцати четырех часов до сведения президиума Сейма, который о постановлении Кабинета Министров немедленно докладывает Сейму.

63. Министры, даже если они не состоят членами Сейма, а также уполномоченные министрами ответственные должностные лица имеют право принимать участие в заседаниях Сейма и его комиссий и вносить дополнения и поправки к законопроектам.

V отдел. Законодательство

64. Право законодательства принадлежит Сейму, а также, в порядке и в размерах, предусмотренных настоящей Конституцией, народу.

65. Законопроекты могут вносить в Сейм: Президент республики, Кабинет Министров, комиссии Сейма, группы депутатов в числе не менее пяти человек, а также, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящей Конституцией, одна десятая часть избирателей.

66. Сейм ежегодно, до начала хозяйственного года, вотирует государственный приходно-расходный бюджет, проект которого вносится Кабинетом министров.

Если Сейм принимает постановление, которое связано с не предусмотренными в бюджете расходами, то в этом же постановлении должны быть предусмотрены также средства, коими таковые расходы могли бы быть покрыты.

По истечении бюджетного года Кабинет Министров вносит на утверждение Сейма отчет об исполнении бюджета.

67. Сейм устанавливает размеры вооруженных сил государства в мирное время.

68. Для всех международных договоров, регулирующих вопросы, разрешаемые законодательным путем, необходима санкция Сейма.

69. Президент республики публикует принятые в Сейме законы не ранее чем на седьмой и не позднее чем на двадцать первый день по их принятии. Закон получает обязательную силу, если в нем не определен иной срок спустя четырнадцать дней по опубликовании.

70. Президент республики публикует принятые законы следующим образом: «Сейм (или народ) принял и Президент республики публикует следующий закон: текст закона».

71. Президент республики может требовать в течение семи дней, считая со дня принятия закона Сеймом, в мотивированном письме на имя председателя Сейма вторичное рассмотрение закона. Если Сейм закон не изменит, Президент вторично возражать не может.

72. Президент республики вправе задержать публикацию закона на два месяца. Он обязан задержать публикацию закона, если того требует не менее одной трети членов Сейма. Этим правом Президент республики или одна треть членов Сейма могут воспользоваться в течение семи дней, считая со дня принятия закона в Сейме. Задержанный таким образом закон подвергается народному голосованию, если того потребует не менее одной десятой части избирателей. Если в течение вышеуказанных двух месяцев подобное требование не будет предъявлено, то по истечении указанного срока закон подлежит публикации. Народное голосование все же не происходит, если Сейм вторично вотирует этот закон и если за его принятие высказывается не менее трех четвертей всех депутатов.

73. Народному голосованию не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожном тарифе, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, объявлении и прекращении исключительного положения, мобилизации и демобилизации, равно как договоры с другими государствами.

74. Принятый Сеймом и приостановленный в установленном статьей семьдесят второй порядке закон может быть отменен в ходе народного голосования, если число голосовавших составляет не менее половины числа избирателей, участвовавших в выборах последнего Сейма и если большинство проголосовало за отмену закона.

75. Если Сейм большинством не менее двух третей голосов принимает спешность закона, то Президент республики не может требовать вторичного пересмотра такого закона; такой закон не может быть передан на народное голосование и должен быть опубликован не позднее как на третий день со дня получения принятого закона Президентом.

76. Сейм может изменить конституцию в заседаниях, в которых участвует не менее двух третей членов Сейма. Изменения принимаются в трех чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов.

77. Если Сейм изменил статьи первую, вторую, третью или шестую Конституции, то такие изменения, чтобы получить силу закона, должны быть подвергнуты народному голосованию.

78. Не менее одной десятой части избирателей вправе представить Президенту республики вполне разработанный проект поправок к Конституции или законопроект, который Президент передает Сейму. Если Сейм не примет проекта без изменений по существу, то таковой передается на народное голосование.

79. Переданные на народное голосование изменения Конституции считаются принятыми, если с ними согласились не менее половины всех имеющих право голоса. Переданный на народное голосование проект закона считается принятым, если число голосовавших составило не менее половины числа участвовавших в выборах последнего Сейма избирателей и если большинство проголосовало за принятие проекта закона.

81. В промежутке между сессиями Сейма Кабинет Министров имеет право, если неотложная необходимость того требует, издавать постановления, имеющие силу закона. Такие постановления не могут изменять закона о выборах в Сейм, законов о судоустройстве и судопроизводстве, бюджета и бюджетного права, а также законов, принятых во время деятельности существующего Сейма; равным образом они не могут касаться амнистии, эмиссии знаков государственного казначейства, государственных налогов, таможенных сборов, железнодорожных тарифов и займов; они теряют силу, если не будут внесены в Сейм до истечения трех дней после открытия ближайшей сессии Сейма.

VI Отдел. Суд

82. Перед законом и судом все граждане равны.

83. Судьи независимы и подчиняются только закону.

84. Судьи утверждаются Сеймом и несменяемы. Судьи вопреки своей воле могут быть отрешены от должности исключительно на основании постановления суда. Закон может определить возраст, с достижением которого судьи оставляют свою должность.

85. В Латвии существует Конституционный суд, который в пределах установленной законом компетенции рассматривает дела о соответствии законов Конституции, а также другие дела, переданные законом в его компетенцию. Конституционный суд вправе признать утратившими силу законы и другие акты или их части. Судьи Конституционного суда на установленный законом срок утверждаются Сеймом закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.

86. Отправлять правосудие могут лишь те органы, которым это право предоставлено законом, и лишь в порядке, предусмотренном законом. Военные суды действуют на основании особого закона.

VII отдел. Государственный контроль

87. Государственный контроль есть независимое коллегиальное учреждение.

88. Государственные контролеры назначаются и утверждаются в должности в том же порядке, как судьи, но лишь на определенный срок, в пределах которого они могут быть смещены лишь на основании постановления суда. Устройство и компетенцию государственного контроля определяет особый закон.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Человек, его жизнь, свобода, достоинства и права являются высшей основной ценностью Латвийского государства.

Каждый имеет право на действия, не запрещенные законом.

Обязанностью государства является защита человека, его жизни, свободы, безопасности, достоинства, прав и собственности.

ГРАЖДАНСТВО, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА

Гражданство Латвийской Республики является устойчивой политической правовой связью лица с Латвийской Республикой.

Все граждане, независимо от способа приобретения гражданства, равны в правах и обязанностях.

Гражданство Латвийской Республики можно приобрести, сохранить или утратить только в установленном законом порядке.

При приеме в гражданство Латвийской Республики не должно образовываться двойное гражданство.

Латвийская Республика не выдает своего гражданина иностранному государству.

Граждане Латвийской Республики в иностранных государствах находятся под защитой Латвийского государства.

Граждане участвуют в решении государственных и общественных дел непосредственно или при посредничестве свободно избранных представителей.

Граждане обладают равными правами занимать государственные должности.

Граждане имеют право создавать политические партии.

Только гражданам могут быть переданы в собственность или проданы земля и другие природные ресурсы, кроме случаев, когда заключенными Латвийской Республикой международными договорами установлен иной порядок.

Гражданин может свободно выбирать место жительства в любой части территории Латвии.

Граждане имеют право свободно выезжать из Латвии и возвращаться в нее.

Гражданин может быть верен Латвийской Республике, он имеет право и обязан защищать ее свободу, независимость и демократический парламентарный государственный строй.

Гражданин должен нести обязательную государственную службу и выполнять иные установленные законом обязательства перед государством.

Гражданин обладает правом иметь зарегистрированное оружие.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦА

Все люди в Латвии равны перед законом независимо от расы, национальности, пола, языка, партийной принадлежности, политических и религиозных убеждений, социального, имущественного и служебного положения и происхождения.

К смертной казни может приговорить суд только в исключительных случаях за особо тяжкие преступления.

Каждый имеет право всеми имеющимися в его распоряжении законными средствами сопротивляться противоправному насилию.

Задержание, арест, обыск или иное ограничение свободы личности допускается только в установленном законом порядке.

Каждому гарантируется право приглашать адвоката с момента задержания.

Закон устанавливает максимальный срок задержания, ареста и предварительного следствия.

В течение трех суток с момента задержания судья должен принять постановление об аресте и содержании в заключении задержанного лица или же дать распоряжение о незамедлительном освобождении этого лица.

Пытки, другое жестокое, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение с лицом запрещаются.

Противоправное принудительное лечение, а также принудительное применение медицинских средств с целью добиться от лица дачи показаний, отказа от показаний или высказывания определенного мнения либо с целью ограничить свободу слова лица запрещаются.

Жилище лица является неприкосновенным.

Никто не имеет права войти в жилище без разрешения проживающих в нем или произвести обыск без постановления судьи, кроме случаев, когда лицо задерживается на месте преступления или когда жизнь других людей находится под угрозой.

Государство гарантирует тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений.

Это право может быть ограничено постановлением судьи при расследовании тяжких преступлений.

Каждый может защищать свои права и интересы в суде.

Каждый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в суде согласно закону.

Только суд в соответствии с действующим на момент деяния законом может признать лицо виновным в преступлении.

Каждый имеет право на справедливое, открытое рассмотрение его дела компетентным, независимым и объективным судом, образованным в соответствии с законом.

Каждый имеет право на помощь адвоката, а также имеет право не давать показаний против себя и членов своей семьи.

Уголовная ответственность может быть только индивидуальной.

Каждое незаконно арестованное или осужденное лицо имеет право на возмещение причиненного ему материального и морального ущерба.

Осужденный обладает всеми упомянутыми в настоящем Законе правами человека, кроме тех, которые ограничены законом или приговором суда.

Каждый осужденный должен работать в соответствии с его физическими и умственными способностями.

Осужденный не может быть лишен прав на оплачиваемый труд, а также отдых, охрану здоровья, пользование определенными культурными ценностями, образование и развитие личности.

Принудительный труд запрещается.

Принудительным трудом не считаются обязательная государственная служба, привлечение к ликвидации последствий катастроф и исправительные работы, определенные в соответствии с приговором суда.

Государство признает и защищает собственность и право ее наследования.

Лицу может принадлежать любая собственность, кроме собственности, на которую распространяются ограничения, установленные статьей 9.

Принудительное отчуждение собственности может осуществляться исключительно в установленном законом порядке по решению суда. При отчуждении собственности для осуществления общественных проектов собственнику полагается соответствующая компенсация.

Каждый имеет право на осуществление предпринимательской деятельности, не противоречащей закону.

Каждый имеет право на свободный выбор профессии, занятия и работодателя.

Каждый в соответствии с трудовым договором имеет право на оплату труда не ниже установленного государством минимума.

Максимальная продолжительность рабочей недели устанавливается законом.

Работающие имеют право на еженедельные выходные дни и ежегодный оплачиваемый отпуск.

Работающие имеют право на забастовку в целях защиты своих экономических или профессиональных интересов.

Законом устанавливается ограничения этого права для гарантии деятельности необходимых обществу служб.

Каждый имеет право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, в случае потери кормильца.

Лицо имеет право на пособие по безработице, если оно не имеет иных средств к существованию и безработица наступила по не зависящим от него обстоятельствам.

Каждый имеет право свободно выезжать или эмигрировать в иностранные государства.

Это право не может быть ограничено по политическим или идеологическим мотивам.

Каждый имеет право свободно передвигаться по территории Латвии.

Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию, выражать свои взгляды и идеи в устной, письменной форме или любым иным способом. Осуществление этого права нельзя ограничивать цензурой.

Никого нельзя заставить высказывать свои политические, религиозные, этические и другие взгляды, а также разглашать свою партийную принадлежность.

Все имеют право свободно создавать общественные организации и участвовать в их работе, если цели и практическая деятельность этих организаций не противоречат закону.

Запрещается создавать тайные организации и вооруженные подразделения, не подчиненные органам государственной власти и управления Латвийской Республики

Государство гарантирует свободу предварительно заявленных мирных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Самоуправление может изменить место или время этих мероприятий, если этого требуют интересы общественной безопасности и порядка.

Государство гарантирует свободу творческого труда и защищает авторские права.

Каждый имеет право обращаться в органы государственной власти и управления с индивидуальными или коллективными заявлениями, предложениями и получать ответ в установленном законом порядке.

Государство отделено от церкви.

Государство гарантирует свободу религиозных убеждений.

Лица или их объединения имеют право отправлять религиозные ритуалы и церемонии.

Никого нельзя заставить принимать участие в религиозных ритуалах и церемониях, а также изучать Закон Божий.

Религиозные или идеологические мотивы никого не освобождают от обязанностей по отношению к государству и необходимости соблюдения законов.

Семья, брак, а также права матери и ребенка находятся под защитой государства.

Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины, а также на их правовом равенстве.

Забота о детях и их воспитании является первостепенными правом и обязанностью родителей или опекунов.

Общество и государство заботятся о том, чтобы родители или опекуны имели возможность выполнять свои обязанности по отношению к детям.

Дети, рожденные в браке и вне брака, равны в своих правах.

Государство гарантирует особую помощь и защиту детям, оставшимся без попечения родителей.

Каждый имеет право на медицинское обслуживание.

Каждый обязан заботиться о своем здоровье, здоровье своих близких и народа.

Государство защищает здоровье жителей и гарантирует каждому установленный законом минимум медицинской помощи.

Каждый имеет право на образование.

Государство гарантирует возможность получения обязательного образования бесплатно, а также обеспечивает дальнейшее образование в соответствии со способностями каждого.

Обязанностью родителей является обеспечение образования детей в соответствии с их способностями и требованиями обязательного образования.

Лица и их объединения имеют право создавать учебные заведения различного уровня с любым языком обучения. Получение образования в таких школах находится под надзором государства.

Обязанностью каждого является соблюдение законов Латвийской Республики, уважение традиций и обычаев латышского народа и проживающих в Латвии национальных и этнических групп, а также уважение национального достоинства других лиц.

Каждый участвует в покрытии расходов государства и самоуправлений, уплачивая в установленном законом порядке налоги и пошлины.

Охрана природы, культурной среды, ландшафтов, исторических и архитектурных памятников и среды является обязанностью каждого лица, всего общества и государства.

Законом могут быть установлены необходимые ограничения прав и свобод человека для:

1) защиты прав, достоинства, здоровья и нравственности других лиц;

2) гарантии государственной безопасности, общественного порядка.



Просмотров