Стадия завершения исполнительного производства. Место совершения исполнительных действий. обжалование действий суд-го пристава исполнителя

Межевание, или определение границ земельного участканеобходимая процедура в ряде случаев. К подобным ситуациям относятся притязания соседей на спорную территорию, желание продать или застроить спорный участок. Для разрешения указанных казусов проводятся кадастровые работы, частью которых является межевание земельного участка.

Законодательные органы стремятся урегулировать юридические и экономические решения, возникающие в результате межевания земельных участков. В связи с этим в действительный Земельный Кодекс Федеральным законом N 361-ФЗ внесены существенные поправки, регламентирующие рассматриваемый процесс.

Земельный кодекс Российской Федерации был принят Госдумой 28 сентября, одобрен Советом Федерации 10 октября и вступил в силу 25 октября 2001 года. (До этого еще был ).

Вопросы непосредственно межевания и раздела земельных участков рассматриваются в статье 11 ЗК РФ. Внесённые в неё Федеральным законом 361-ФЗ изменения определяют, что межевание спорного земельного участка является обязательной процедурой при регистрации данной территории в федеральном реестре, как собственности, либо при правомерном совершении каких-либо процедур в отношении уже имевшихся в собственности земельных наделов.

Так же изменения претерпел , принятый 13 июля 2013 года. Данный закон включает в себя ряд положений, регламентирующих условия проведения территориального размежевания.

Межевание представляет собой часть кадастровых работ. Межевой план фиксируется кадастровым инженером после осуществления территориальных замеров. Межевание – незаменимый процесс, других способов точного определения площади наделов, принадлежащих определённому собственнику, Земельным Кодексом не предусмотрено.

Межевание является обязательной процедурой для следующих типов земель:

  • Передающихся на постоянное пользование из государственных резервов;
  • Попадающих под распределение ввиду различных обстоятельств;
  • Требующих разделения, объединения или выделения долевой части.

Согласно действительному закону, с 1 января 2018 года купля-продажа, оформление дарственной или наследства в отношении земельных участков без оформления межевых замеров станут невозможными. Поэтому соответствующие положения Земельного кодекса игнорировать не следует.

Важно знать, что бесплатные межевые замеры будут осуществляться только до конца 2017 года на основании «дачной амнистии». Осуществить подобную сделку после указанного срока будет возможно только при наличии рассматриваемого земельного участка в общем реестре.

Заключение договора и процесс межевания земельного участка

Деятельность специалистов в сфере кадастра регламентируется Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» N 221-ФЗ, принятым 24 июня 2017 года. Для осуществления процесса межевания кадастровый инженер уполномочен потребовать следующую документацию:

  • Удостоверение личности заявителя либо нотариально заверенный документ представителя его интересов;
  • Подтверждение прав на эксплуатацию земельного участка;
  • Планы и документы, содержащие пограничные замеры площадки.

С указанными специалистами заключается договор на проведение процедуры межевания. Стоит учесть, что в связи с тем, что на данный момент деятельность кадастровых инженеров является вневедомственной, цену за свои услуги они определяют сами.

После заключения соглашения, кадастровый инженер будет действовать согласно следующему плану:

  • Проанализирует предоставленную ему информацию;
  • Явится на указанную территорию с теодолитом или нивелиром;
  • Произведёт общий замер всей площади участка;
  • Определит координаты поворотных точек;
  • Определит земельные границы и согласует их с владельцами соседних земель.

Извещение о желании отказаться от товарищества может быть подано в местную прессу. Хозяева соседних земель и другие члены товарищества должны быть оповещены. Без их личного присутствия процедура межевания не может быть осуществлена.

В случае несогласия соседей, вопрос о размежевании территории решается через суд. Для этого необходимо:

  • Наличие выписки из ЕГРП на рассматриваемый и соседние участки;
  • Чёткая хронологи передачи прав на указанную землю;
  • Наличие документации на линии электропередач и коммуникации.

Межеванию не подлежат территориальные участки, взятые на временное пользование. Межевые замеры проводятся на частных землях.

Изменения в законе о межевании земельных участков

Последние важные поправки в сфере межевания территориальных были внесены в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ июля 2016 года. Согласно действительным поправкам, положение п. 1 ст. 19 гласит, что граждане имеют право не межевать земельные участки – но только до начала 2018 года. После указанной даты осуществление межевания будет обязательной процедурой, без которой купля-продажа или передача в наследство неразмежеванной земли станет невозможной.

Изменения коснулись и статьи 22 действительного закона. Текст рассматриваемой статьи с введёнными поправками гласит, что межевой план составляется на основе кадастрового плана фиксируемой территории. План состоит из текстовой и графической частей. Графическая часть представляет собой план территории с обозначением границ. В текстовой части содержится информация об участке, прилегающих строениях и имеющихся ограничениях территории, перечень которых необходим для внесения в общий реестр.

Акт о проведении кадастрового исследования территории преподносится в виде электронного документа, скреплённого электронной подписью кадастрового инженера.

Пункт 4 рассматриваемой статьи утратил силу с 1 января 2017 года в связи с привнесёнными в действительный закон поправками.

Сроки межевания земельного участка по закону

После информирования соседей о желании выхода из товарищества и проведения межевальных работ, согласно действительному закону, требуется подождать 30 дней. В течении этого времени оповещённые граждане выносят вердикт в пользу согласия или отказа в осуществлении указанных операций.

Приблизительная длительность геодезических работ варьируется от 1 до 5 дней. Произведение замеров участка и установление границ зависит от погодных условий и ландшафта измеряемой территории.

После произведения замеров просителю на руки выдаётся заведённое по итогам работ дело. Заказчик должен внести информацию о своей земле в государственный реестр и оформить право собственности. Эта процедура занимает от одного до трёх месяцев, в сложных случаях — до полугода.

Скачать закон о межевании в редакции на 2017 год

Для интенсивного внедрения в вопросы размежевания земельных наделов необходимо ознакомиться со всеми нормативными актами, в положениях которых затрагивается указанная сфера. Актуальный текст Земельного кодекса Российской Федерации можно скачать

Текст Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» N 218-ФЗ с последними поправками можно скачать

    Согласно положениям Федерального закона № 218, принятого в 2015 году, в отношении земли, как объекта недвижимости, предъявляются требования к ее регистрации в Едином реестре, имеющим государственный статус. В соответствии с последними изменениями, внесенными в этот законодательный акт, при оформлении сделок с такой недвижимостью обязательным будет наличие официального документа, где определено межевание земельного участка. При отсутствии данных о границах участка в общем кадастре, ее надо будет провести в обязательном порядке.

    Что значит межевание

    В инструкции, принятой Роскомземом в 1996 году, такой процедурой считают определение границ надела и привязка их на местности.

    В результате становится возможным установить его площадь и расположение, по отношению к другим подобным объектам недвижимости. Выделение территории производится по желанию собственника объекта недвижимости или другого лица, имеющего официальные права на него.

    Согласно статье 2 Инструкции процесс определения границ участка включает в себя:

  • подготовку к проведению работ, которая заключается в изучении ранее оформленных технических документов;
  • проверку на местности состояния специальных геодезических знаков и границ, которые они обозначают;
  • разработку технических заданий на проведение межевания земли;
  • информирование лиц, владеющих землей или использующих ее, о сроке проведения работ;
  • сдачу установленных геодезических знаков опорных, принадлежащих к опорной межевой сети (пунктов ОМС), под наблюдение для обеспечения их сохранности;
  • фиксация координат знаков, разграничивающих участки;
  • определение площади надела и разработка его чертежа;
  • контроль органами государственной власти за результатами кадастровых работ и сохранностью специальных знаков, разграничивающих территорию;
  • оформление дела по определению границ выделяемой территории и составление плана.

Если до марта 2018 года надел не пройдет процедуру определения его границ, и у него не будет официального собственника и кадастрового номера, то земля может быть присоединена к территориям, принадлежащим государству или органам местного самоуправления.

Для чего нужно

Определение границ земли, принадлежащей одному собственнику, может потребоваться в случаях:

  • Когда необходимо узаконить площадь земельного надела. В процессе его эксплуатации было возможно изменение размеров участка, в результате чего он стал больше или меньше. Во втором случае процедура определения границ территории поможет сэкономить на налогах.
  • При разделе участка, принадлежащего нескольким лицам, если они хотят оформить права на землю отдельно от остальных собственников.
  • Для решения спорных вопросов о границах надела со смежниками (соседями). При наличии официального плана, свидетельствующего о межевании участка, такая проблема исключается.
  • Во время совершения сделок с землей: ее продажей, арендой, приватизацией. При переходе прав собственности при наследовании участка, обязанность по межеванию возлагается на новых владельцев.
  • Для восстановления старых границ конкретной территории, в случае их отсутствия на генеральном плане. С такой проблемой нередко сталкиваются владельцы дачных участков, расположенных в садоводческих товариществах.

С начала января 2018 года наличие сведений о границах участка будет обязательным при совершении с ним сделок и оформлении его в собственность. При отсутствии соответствующей записи в ЕГРН, станет невозможной продажа и другие операции с землей.

Как сделать

Процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовительный. Происходит сбор и анализ имеющихся данных о рассматриваемой территории:
  2. Сведений государственного кадастра о наделе, его чертежей и привязки к месторасположению;

    Бумаг, закрепляющих права собственности на эту землю;

    Перечня координат межевальных знаков и других геодезических признаков;

    Списка лиц, которые могут быть заинтересованы в процедуре.

  3. Заключение договора на оказание услуг с кадастровым инженером, уполномоченным проводить подобные работы. Образец договора приведен ниже.

Образец договора

    Пояснение: В статье 29 закона № 221-ФЗ, который регламентирует учет недвижимости, определено, что кадастровым инженером может быть гражданин России, если он состоит в одной из специализированных саморегулируемых организаций. К нему предъявляется ряд требований, которым он должен соответствовать, чтобы работать в данной области.

  1. Выезд кадастрового инженера на место проведения работ, где он изучает реальные границы участка и наличие геодезических знаков, обозначающих территорию.
  2. Оформление технического проекта межевания. Он состоит из двух частей: текстовой и графической. В нем отражают цели и содержание работ, основания для их проведения, сведения об участке и геодезических знаках.
  3. Информирование лиц, интересы которых может затронуть проведение процедуры определения границ надела. В их число входят: собственники участка, его владельцы, арендаторы и другие лица, в том числе органы местного самоуправления. За 7 дней до начала процесса им передается извещение, описание которого приведено ниже.

Извещение

Документ вручается лично, о чем получатель пишет расписку, высылается по почте с уведомлением о получении или информация публикуется в СМИ.

  1. Определение границ территории. Работа производится на местности в присутствии всех заинтересованных и оповещеных лиц. В случае отсутствия кого-либо из приглашенных, проводится предварительное межевание, и таким людям рассылается уведомление с указанием срока и места, куда надо явиться, чтобы одобрить акт согласования пределов участка (ст. 40 ФЗ № 221). В случае повторной неявки бумага утверждается без них.
  2. Нахождение координат знаков межевания и расчет площади участка.
  3. Оформление плана определения границ. В нем указываются все данные по измеряемому наделу, полученные в результате проведенных кадастровым инженером работ. Документ подписывается инженером, проводившим работы, и всеми заинтересованными лицами, которым рассылались извещения о начале процедуры. План представляется в Росреестр, на основании этой бумаги участок включается в Единый учетный список и ему присваивается кадастровый номер.

Закон № 221-ФЗ позволяет оспорить результаты межевания, если допущена ошибка в определении границ участка, или заинтересованные в деле лица не были извещены о сроках проведения процедуры.

Документы

До начала определения границ территории и заключения договора на оказание такой услуги, необходимо передать в геодезическую организацию, из числа членов которой будет выбран кадастровый инженер, следующие документы, являющиеся основанием для начала работ:

  • заявление, оформленное в свободной письменной форме;
  • копия паспорта (для граждан) или копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации (для организаций).
  • бумаги, подтверждающие право владение землей;
  • свидетельство об официальной регистрации участка;
  • бумаги БТИ об имеющихся на нем строениях;
  • выписка из кадастра о межуемом наделе и план местности, на которой он расположен.

Приведенный список может быть уточнен или дополнен саморегулируемой организацией кадастровых инженеров. Это зависит от целей, для которых определяются границы участка.

Куда обращаться

В Федеральном законе № 221 определено, что подобными работами имеют право заниматься кадастровые инженеры. Они в обязательном порядке должны быть членами специальной саморегулируемой организации. В адрес такой организации и необходимо направить заявление о межевании с приложенными к нему документами.

При обращении в такую фирму надо проверить:

  • наличие у ее участников лицензий на осуществление кадастровой деятельности, для чего посетить интернет-портал Росреестра;
  • проверить количество участников такой организации, их должно быть не менее двух;
  • узнать, сколько времени данная фирма работает на рынке геодезических услуг;
  • ознакомиться с результатами ранее проводимых работ;
  • посмотреть в Интернете отзывы.

К выбору кадастрового инженера надо отнестись с особым вниманием, поскольку ошибки в плане или нарушение процедуры межевания могут стать причиной отказа в регистрации участка в Едином реестре.

Сроки и стоимость

Точное время проведения подобных работ законодательством Российской Федерации не установлено. Сама процедура занимает не более 14 дней, но к ней надо подготовиться и, оформить документацию по окончании работ. По этой причине, в зависимости от сложности работ, период их проведения может составить от 1 месяца до полугода. На его продолжительность влияют:

  • размер и количество территорий, которые надо межевать по одному заявлению;
  • необходимость привлечения сторонних специалистов и технических средств;
  • наличие оформленных документов на измеряемый участок, в том числе и подтверждающих права собственности или владения им.

Стоимость услуг по определению границ надела установлена только для государственных структур, занимающихся подобными вопросами. В частных фирмах она варьируется от 2 до 15 тысяч, в зависимости от объема работ. Дополнительно придется потратиться на подготовку к процедуре и топографическую съемку, если она потребуется. Цена выполнения задачи в полном объеме достигает 30 тысяч рублей.

По новому закону, в 2017 году межевание земельного участка может проводиться бесплатно, что обозначено в главе 4.1 закона № 221-ФЗ . Это разрешено при осуществлении кадастровых работ в комплексе, когда они проводятся не по одному участку, а сразу нескольким, находящимся в пределах одного кадастрового квартала.

    Пояснение: В соответствии с Постановлением Правительства Российской федерации № 660 от 2000 года, кадастровым кварталом считается самая меньшая единица территориального разделения. На нее должен быть сформирован собственный раздел в госреестре и оформлен кадастровый план.

Заказчиком межевания в таком случае выступают органы местного самоуправления в масштабе района или города, а финансирование проводится из их бюджета.

В нормативной базе РФ нет единого закона о межевании, процедура проводится в соответствии с рядом нормативных документов. По этой причине неопытному человеку практически невозможно разобраться в правовых хитросплетениях. Наши специалисты с удовольствием помогут решить этот вопрос быстро и эффективно. Они в доступной форме объяснят порядок определения границ, составят все необходимые документы в точном соответствии с действующим законодательством.

Стадия исполнительного производства- это совокупность процессуальных действий кот-е направлены на достижение опрделенной цели. Каждая стадия это группа процесуальных действий с четко определенной процессуальной целью. В больш. случаев та или иная стадия заканчивается вынесением постановления суд-го пристава исполнителя.

  • - возбуждение исполнительного производства
  • - подготовка судебного пристава исполнителя к принудителному исполнению
  • - применение мер гос-го принуждения к должнику
  • - обжалование действий суд-го пристава исполнителя.
  • 1. Возбуждение исполнительного производства, эта стадия харктеризуется такими процессуальными действиями:
    • А). предъявление исполнительного документа судебному приставу исполнителю б) принятие исполнительного док-та суд-ным приставом -исполнителем и вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства.

Судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда или др. органа, его выдавшего, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнит-го док-та к исполнению и данный документ соответствует требованиям, предусм-м ст. 8 наст. Фз. Суд-й пристав-исполнитель в 3 дневный срок со дня поступления к нему исполнительного док-та выносит постановление о возбуждении исполнит-го производства. В постановлении о возбуждении исполнит-го производства суд-й пристав-исп-ль устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в испо-ном док-те треб-ний, кот-й не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнит-го производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении устан-ого срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 81 и 82 наст. Фз. Копия постановления о возбуждении исполнит-го производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнит-й документ. В целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в этом постановлении. Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

  • 2. Подготовка судебного пристава исполнителя к принудителному исполнению, здесь он предост-ет должнику срок для добровольного исполнения требований исполнительного док-та, также на этой стадии возможно совершение мер по обечпечению исполнения исполнительного док-та, разъяснение судебного акта или акта др. органа подлежащего исполнению, заявление отводов судебному приставу исполнителю
  • 3) Применение мер гос-го принуждения к должнику

В случае добровольного неисполнения треб-й испол-го док-та на стадии применения мер гос. принуждения к должнику задействуетсямеханизм принудит-го исполнения через службу судебных приставов. Меры принудит исполнения: - обращ взыскания на имущ-во долж-ка путем анложения ареста на имущ-во и его реализации, - обращ-е взыск-я на зарплату,пенсию, стипендию и др виды доходов должника, -обащ-е взыск-я на денежн ср-ва и др имущ-во должника наход-ееся у др лиц, - изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов указ-х в исполнит-ном док-те.

Статья 44. Основание применения мер принудительного исполнения. Основанием применения мер принудительного исполнения являются: 1) предъявление в установленном ФЗ порядке надлежаще оформленного исполнительного док-та; 2) принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства; 3) истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения. Статья 45. Меры принудительного исполнения. Мерами принудительного исполнения являются: 1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации; 2) обращение взыскания на зарплату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; 3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у др. лиц; 4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнит-м док-те; 5) иные меры, предпринимаемые в соот. с наст. ФЗ и иными фз, обеспечивающие исполнение исполнит-го док-та.

4) обжалование действий суд-го пристава исполнителя. Эта стадия завершает исполнит-ное производство, хотя может и не быть последней стадией. Это обжалование возможно в любое время в ходе принудит-го исполнения.

Б.Е. Деготь, аспирант Российской правовой академии Минюста России.

Юридический процесс есть развивающееся во времени явление. Однако в отличие от времени как объективной категории юридический процесс в большей степени субъективен, поскольку нельзя заранее сказать, сколько он продлится в объективных временных параметрах. В связи с этим возникает теория стадий исполнительного процесса.

В юридической литературе и законодательстве исполнительный процесс, как правило, называется исполнительным производством. Под исполнительным процессом нами понимается порядок (процедура) деятельности государственных органов по рассмотрению и разрешению юридических дел по принудительному исполнению исполнительных документов, а также правоотношения, возникающие в процессе этой деятельности. Исполнительный процесс включает также деятельность иных его участников, в частности взыскателя и должника.

Стадийность юридического процесса есть некая условность. Существует две классификации стадий юридического процесса: функциональная и логическая.

При функциональной классификации выделяются стадии возбуждения юридического процесса, подготовки к рассмотрению, рассмотрения дела и принятия решения по итогам рассмотрения дела. В этом смысле принятием решения по делу называется и исполнение решения, но в ряде случаев возникает необходимость в специализации, и тогда исполнение решения выносится за рамки одного юридического процесса и переходит в иной юридический процесс. Именно так происходит с исполнительным процессом, который, скажем, возникает после гражданского или иного первоначального юридического процесса.

Функциональная классификация стадий не есть нечто застывшее, статичное - она может быть применена и по отношению к самому исполнительному процессу, т.е. возбуждение исполнительного процесса рассматривается как принятие исполнительного документа канцелярией, подготовка к рассмотрению вопроса о возбуждении исполнительного процесса, рассмотрение вопроса о возбуждении исполнительного процесса, принятие решения о том, возбуждать или нет тот или иной исполнительный процесс.

Иными словами, речь идет о стадиях в стадии. При этом стадия в стадии называется внутренней стадией по отношению к той стадии, которая ее включает. Стадия, содержащая стадии, называется внешней стадией по отношению к внутренним стадиям. Следовательно, внутренняя и внешняя стадии означают лишь отношения между стадиями как частями юридического процесса.

Логическая классификация стадий играет и схожую с функциональной, и в то же время несколько иную роль. Логическая классификация традиционно предусматривает следующие стадии: выяснение фактических обстоятельств дела; выяснение и определение нормы права, подлежащей применению; принятие по итогам этих двух стадий решения.

Очевидно, что задача логической классификации - дисциплинировать правоприменителя, дать ему импульс к неспешному, вдумчивому логическому размышлению. Логическую классификацию стадий можно рассматривать как "гигиену" мышления, и не более того. В то же самое время юридический процесс можно строить по этой же схеме: первоначально выясняем фактические обстоятельства, затем переходим к исследованию юридических норм и лишь после этого - к стадии принятия решения.

Исследование вопросов стадий исполнительного процесса, его соотношения с другими юридическими процессами приводит к необходимости конструирования такой правовой категории, как "взаимодействие юридических процессов".

Взаимодействие юридических процессов есть правовое явление, выражающееся в определенной взаимосвязи и взаимообусловленности между различными юридическими процессами, а также в части - между различными производствами, входящими в один юридический процесс.

В зависимости от развития связанных юридических процессов во времени можно вести речь о параллельных и о последовательных юридических процессах.

Параллельность развития исполнительного процесса с рядом иных юридических процессов нежелательна, поэтому возникает необходимость синхронизации юридических процессов.

Одним из механизмов синхронизации, направленной на недопустимость параллельного развития юридических процессов, является приостановление того или иного юридического процесса. Например , исполнительный процесс может быть приостановлен в случае обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

Самостоятельность юридического процесса в некотором смысле определяется наличием одного юридического дела. В то же время одно юридическое дело является гарантией недопустимости одновременного течения (параллелизации) различных юридических процессов или одного и того же юридического процесса, но в различных его стадиях. Например , сложно представить одновременное рассмотрение дела и в суде кассационной инстанции, и в суде надзорной инстанции, поскольку, как правило, течение этих юридических стадий зависит от нахождения в инстанциях материалов дела.

Особое место среди стадий занимает возбуждение исполнительного процесса, представляющее собой совокупность процессуальных действий судебного пристава-исполнителя, направленных на установление условий, необходимых для возбуждения исполнительного процесса.

Возбуждение исполнительного процесса как стадия завершается вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства.

Значение стадии возбуждения исполнительного процесса заключается в том, что процессуальные действия судебного пристава-исполнителя по применению мер принудительного исполнения могут совершаться лишь после вынесения постановления о возбуждении исполнительного процесса.

При установлении судебным приставом-исполнителем условий, препятствующих возбуждению исполнительного процесса, исполнительный документ подлежит возвращению.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) различает, по существу, два определения "возвращения исполнительного документа":

  1. возвращение исполнительного документа до возбуждения исполнительного процесса;
  2. возвращение исполнительного документа после возбуждения исполнительного процесса.

Возвращение исполнительного документа до возбуждения исполнительного процесса регламентируется ст. 10 "Последствия нарушения требований, предъявляемых к исполнительному документу" Закона.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ в 3-дневный срок со дня его поступления: взыскателю - если документ направлен в соответствующее подразделение с нарушением срока предъявления его к исполнению; в суд и другой орган, выдавший исполнительный документ, - если документ не соответствует требованиям, предусмотренным ст. 8 Закона.

Таким образом, Закон предусматривает два условия, препятствующих возбуждению исполнительного процесса: нарушение срока предъявления исполнительного листа к исполнению и нарушение требований, предъявляемых к исполнительному документу. Однако практика показывает, что такого количества условий, препятствующих возбуждению исполнительного процесса, явно недостаточно, на что уже обращалось внимание в литературе.

В случае направления исполнительного документа в подразделение службы судебных приставов, на территории которого не находится (не проживает) должник, судебный пристав-исполнитель должен возбудить исполнительный процесс и только после этого выяснить у взыскателя причину направления указанного исполнительного документа в данное подразделение.

Неправильное определение "территориальной принадлежности" не может служить основанием для возвращения исполнительного документа <*>.

<*> Иной точки зрения придерживается С.Е. Устьянцев. См.: Настольная книга судебного пристава: Справочно-методическое пособие // Отв. ред. проф. В.В. Ярков. М.: БЕК, 2000. С. 192.

Исполнительная сила исполнительного документа в широком смысле означает возможность его принудительного исполнения. В связи с этим в случае отсутствия у исполнительного документа исполнительной силы оснований для существования исполнительного процесса, в том числе для его продолжения или возбуждения, нет <*>.

<*> См.: Устьянцев С.Е. Указ. соч. С. 192.

При выяснении вопроса об отсутствии у исполнительного документа исполнительной силы на стадии возбуждения исполнительного процесса исполнительный документ подлежит возвращению в орган, его выдавший <*>. В случае же обнаружения отсутствия у исполнительного документа исполнительной силы после вынесения постановления о возбуждении исполнительного процесса постановление о возбуждении исполнительного производства подлежит отмене, а исполнительный документ - возвращению.

<*> В этом вопросе следует согласиться с С.Е. Устьянцевым. (См.: Там же. С. 192.)

Частным случаем отсутствия исполнительной силы является невступление в законную силу юрисдикционного акта. Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.12.2001 N А05-6195/01-365/21 указано, что суд правомерно удовлетворил жалобу должника о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства и взысканию исполнительского сбора за неисполнение судебного акта в добровольном порядке, так как из материалов дела следует, что производство возбуждено приставом во исполнение не вступившего в законную силу решения.

Законом не предусмотрены последствия предъявления исполнительного документа, не имеющего исполнительной силы, но обладающего формальными признаками, позволяющими отнести его к исполнительным документам (например, поддельного исполнительного документа, исполнительного листа по утратившему законную силу судебному акту в силу его отмены, а также признанного незаконным исполнительного документа).

Безусловно, орган принудительного исполнения не владеет всей информацией, касающейся отмены или признания незаконными юрисдикционных актов. В связи с этим, на наш взгляд, орган принудительного исполнения, установив, что предъявлен исполнительный документ, не обладающий исполнительной силой, и по нему возбужден исполнительный процесс, должен отменить постановление о возбуждении исполнительного производства.

Предполагается, что должник, получив постановление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа, не обладающего исполнительной силой, немедленно сообщает об этом судебному приставу-исполнителю. Судебный пристав-исполнитель, убедившись в отсутствии исполнительной силы у исполнительного документа, по которому возбужден исполнительный процесс, отменяет постановление о возбуждении исполнительного производства и все принятые им меры принудительного исполнения.

Кроме того, на наш взгляд, постановление о возбуждении исполнительного производства, вынесенное на основании исполнительного документа, не обладающего исполнительной силой, не может быть признано судом недействительным, поскольку отсутствует факт нарушения закона как необходимое условие признания недействительным правового акта судебного пристава-исполнителя. Иное дело, если судебный пристав-исполнитель отказался отменить постановление о возбуждении исполнительного производства; только в этом случае может быть обжаловано не постановление о возбуждении исполнительного производства, а отказ в отмене постановления о возбуждении исполнительного производства.

На практике бывают случаи, когда на основании вступившего в законную силу решения суда первой инстанции выдается исполнительный лист, однако в дальнейшем восстанавливается срок на подачу апелляционной (кассационной) жалобы. При этом на основании исполнительного листа уже имеется возбужденное исполнительное производство. Возникает вопрос: что должен предпринять судебный пристав-исполнитель в случае, если суд не разрешил судьбу исполнительного процесса?

По мнению С.Е. Устьянцева, "в случае восстановления судом срока на кассационное обжалование и принятия кассационной жалобы, согласно положениям ст. 208 ГПК, решение суда является не вступившим в законную силу, а исполнительный лист, выданный на его основании, должен возвращаться в суд, его выдавший, при этом судебному приставу-исполнителю должно быть представлено определение суда о восстановлении срока на кассационное обжалование" <*>.

<*> Устъянцев С.Е. Указ. соч. С. 183.

Согласиться с таким подходом нельзя. На наш взгляд, в этих условиях заинтересованное лицо (должник) должно заявить в суде ходатайство о приостановлении исполнительного производства. В противном случае исполнительное производство должно развиваться, как оно развивалось и при отсутствии восстановления срока. Наивность такой рекомендации наиболее очевидна при восстановлении срока на кассационное обжалование уже после фактического исполнения исполнительного документа.

Вопрос заключается в том, теряет ли законную силу решение суда после того, как восстановлен срок апелляционного (кассационного) обжалования, или не теряет? Ни ГПК РФ, ни АПК РФ не содержат положений, которые однозначно указывают на то, что решение суда теряет законную силу после того, как восстанавливается срок обжалования.

Таким образом, возможны две позиции: 1) решение суда первой инстанции утрачивает законную силу после того, как подана апелляционная (кассационная) жалоба и судом восстановлен срок обжалования; 2) решение суда первой инстанции законной силы не утрачивает в случае, если апелляционная (кассационная) жалоба подана по истечении срока обжалования, но срок обжалования восстановлен.

В случае отсутствия полномочий у лица, предъявившего исполнительный документ, исполнительный документ, по мнению С.Е. Устьянцева, должен быть возвращен взыскателю, указанному в исполнительном документе <*>.

<*> См.: Там же. С. 192.

На наш взгляд, в случае отсутствия полномочий у лица, предъявившего исполнительный документ, исполнительный документ не может быть возвращен, поскольку законом не предусмотрено такое основание возвращения исполнительного документа. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительный процесс в общем порядке.

В случае если взыскатель, получив постановление о возбуждении исполнительного производства, считает, что нет необходимости в его принудительном исполнении, он вправе отозвать исполнительный документ.

На практике случается, что суд признает недействительным постановление о возбуждении исполнительного производства при отсутствии согласия взыскателя на такое возбуждение. При этом жалобу подает должник с целью затянуть исполнительный процесс. Представляется, что никаких оснований для признания недействительным постановления о возбуждении исполнительного производства нет. Взыскатель вправе в любой момент отозвать исполнительный документ с последующим его возвращением и окончанием исполнительного процесса. Взыскатель несет риск всех "случайных" предъявлений исполнительного документа к исполнению.

Одним из оснований для возвращения исполнительного документа является нарушение срока его предъявления к исполнению. На практике факт нарушения срока предъявления исполнительного документа к исполнению установить достаточно сложно, поскольку отметки на исполнительном документе зачастую не ставятся; могут быть и иные основания для перерыва или продления срока предъявления исполнительного документа (а в случае с постановлением о наложении административного штрафа - срока давности).

Взыскатель, зная, что нарушение срока предъявления исполнительного документа влечет за собой возврат исполнительного документа, обязан представить судебному приставу-исполнителю необходимые доказательства отсутствия пропуска срока предъявления исполнительного документа и нести ответственность за все последствия, вызванные непредставлением таких доказательств. Иными словами, при пропуске срока предъявления исполнительного документа к исполнению и отсутствии у судебного пристава-исполнителя доказательств перерыва или восстановления этого срока судебный пристав-исполнитель возвращает взыскателю исполнительный документ.

Существует две формы временного завершения исполнительного процесса, то есть несовершения судебным приставом-исполнителем исполнительных действий в течение определенного промежутка времени: приостановление исполнительного производства и отложение исполнительных действий. Они имеют следующие отличия: приостановление исполнительного процесса производится только судом, а отложение исполнительных действий может производиться как судом, так и судебным приставом-исполнителем; Закон называет конкретные основания приостановления исполнительного производства.

Возможность отложения исполнительных действий не до наступления календарной даты, а до наступления события приводит к размыванию границ между приостановлением исполнительного процесса и отложением исполнительных действий.

Окончание исполнительного процесса, как и иного юридического процесса, стадией не является и потому, в отличие от стадии возбуждения исполнительного процесса, носит условный характер. Это вызвано возможностью возобновления исполнительного процесса в силу, например, отмены постановления об окончании исполнительного производства.

В литературе имеется два взгляда относительно понятия "окончание исполнительного процесса":

  1. бездействие судебного пристава-исполнителя;
  2. те действия судебного пристава-исполнителя, которые приводят к отсутствию действий.

Законом не предусмотрены порядок и основания возобновления исполнительного процесса после его окончания, за исключением п. 5 ст. 76 Закона, который устанавливает, что исполнительное производство по исполненному документу может быть возобновлено, если после составления акта о вселении взыскателя должник вновь препятствует проживанию (пребыванию) взыскателя. Однако для применения п. 5 ст. 76 Закона, на наш взгляд, необходимо отменить постановление об окончании исполнительного производства.

Представляется, что основаниями возобновления исполнительного процесса являются:

  1. признание незаконным постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства;
  2. обнаружение задолженности при исполнительном контрольном производстве.

Исполнительное производство следует рассматривать как сложное правовое явление, имеющее собственную структуру, институты, нормы.

Система исполнительного производства - это совокупность взаимосвязанных элементов, характеризующих его структуру.

Исполнительное производство в настоящее время представляет собой развивающуюся отрасль права, в которой (хотя Законом «Об исполнительном производстве» и не указываются) условно можно выделить общие положения, важный признак любой отрасли права и особенную часть, регулирующую конкретные вопросы исполнительного производства, так как нормы той и другой частей отрасли соотносятся между собой как общее и особенное. Поэтому система исполнительного законодательства в настоящее время включает в свой состав части приведенные ниже.

1. Общая часть

Основные положения и общие условия совершения исполнительных действий (глава 1 Закона «Об исполнительном производстве»). Определяется законодательство, которое регулирует сферу исполнительного производства; органы принудительного исполнения; перечень исполнительных документов; место и сроки совершения исполнительных действий; стадии исполнительного производства.

Положения о лицах, участвующих в исполнительном производстве (глава 2 Закона «Об исполнительном производстве»). Устанавливается состав субъектов исполнительного производства, их права и обязанности.

Основания применения мер принудительного исполнения (глава 3 Закона «Об исполнительном производстве»). Кроме собственно оснований применения мер принудительного исполнения, определяются меры принудительного исполнения.

Исполнительский сбор. Расходы по совершению исполнительных действий. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве (глава 10 Закона «Об исполнительном производстве»). Регламентируется порядок взыскания и размер исполнительского сбора. Устанавливаются правила взыскания расходов по совершению исполнительных действий, возможность их авансирования. Устанавливается ответственность за неисполнение исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться

от их совершения. Также устанавливается ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава - исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве.

2. Особенная часть

Обращение взыскания на имущество должника (глава 4 Закона «Об исполнительном производстве»). Определяются особенности обращения взыскания на имущество должника - физического лица, в том числе на денежные средства, как в рублях, так и в иностранной валюте; устанавливаются правила ареста имущества должника, оценки, хранения, реализации арестованного имущества; и некоторые другие вопросы.

Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации. Арест и реализация имущества должника-организации (глава 5 Закона «Об исполнительном производстве»). В рамках данной главы, кроме собственно вопроса о взыскании денежных средств или имущества должника-организации, также решается вопрос о наложении ареста и очередности реализации имущества, мерах по обеспечению исполнения исполнительного документа при обращении взыскания на имущество должника-организации.

Обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника (глава 6 Закона «Об исполнительном производстве»). Регламентируются различные вопросы обращения взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника, как то: порядок исчисления и размер удержаний, особенности обращения взыскания на заработок должника, который отбывает наказание, обращения взыскания на пособия по социальному страхованию, порядок взыскания алиментов, и другие вопросы.

Исполнение исполнительных документов по спорам неимущественного характера (глава 7 Закона «Об исполнительном производстве»). Определяются общие условия исполнения исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, а также такие специальные вопросы, как последствия неисполнения исполнительного документа о восстановлении на работе и исполнение исполнительного документа о выселении должника или о вселении взыскателя.

Распределение взысканных денежных сумм и очередность удовлетворения требований взыскателя (глава 8 Закона «Об исполнительном производстве»).

Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий (глава 11 Закона «Об исполнительном производстве»). Определяется право и порядок обжалования действий судебного пристава-исполнителя, а также защита от посягательств на права и законные интересы различных участников исполнительного производства и иных заинтересованных лиц.

Совершение исполнительных действий в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций. Исполнение судебных актов и актов других органов иностранных государств (глава 9 Закона «Об исполнительном производстве»). Регулируются отношения исполнительного производства, которые связаны с «иностранным элементом».

Виды мер принудительного исполнения - это совокупность процессуальных действий определенного характера, предусмотренных законодательством для исполнения требований исполнительного документа.

В ст. 45 Закона «Об исполнительном производстве» выделяются следующие меры принудительного исполнения:

1. обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации;

2. обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;

3. обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;

4. изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе.

Законодательством могут быть предусмотрены и иные меры, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.

Отличие перечисленных мер принудительного исполнения заключается в их характере. Например, если требование исполнительного документа носит длящийся характер (взыскание алиментов, возмещение вреда жизни, здоровью и др.), то в большинстве случаев мерой принудительного исполнения выступает обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника. Однако это не значит, что не могут применяться другие меры принудительного исполнения, так как законодательством обычно такие случаи специально не предусмотрены. В некоторых сл

учаях меры принудительного исполнения могут применяться в совокупности. Законом также предусмотрена возможность изменения способа и порядка исполнения (ст. 18 Закона «Об исполнительном производстве»).

Стадия исполнительного производства - это совокупность процессуальных действий, которые направлены на достижение определенной цели.

Каждая стадия исполнительного производства представляет собой группу процессуальных действий с четко определенной процессуальной целью. В большинстве случаев та или иная стадия заканчивается вынесением постановления судебного пристава-исполнителя.

В качестве самостоятельных стадий исполнительного производства следует выделять:

возбуждение исполнительного производства;

подготовку судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению;

применение мер государственного принуждения к должнику;

обжалование действий судебного пристава-исполнителя.

Стадия возбуждения исполнительного производства характеризуется такими процессуальными действиями, как:

1. предъявление исполнительного документа судебному приставу-исполнителю;

2. принятие исполнительного документа судебным приставом-исполнителем и вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства.

При подготовке судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению судебный пристав-исполнитель предоставляет должнику срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Также на данной стадии возможно совершение мер по обеспечению исполнения исполнительного документа; разъяснение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению; заявление отводов судебному приставу-исполнителю.

В случае добровольного неисполнения требований исполнительного документа на стадии применения мер государственного принуждения к должнику задействуется механизм принудительного исполнения через Службу судебных приставов.

В качестве мер принудительного исполнения выступают:

обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации;

обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;

обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц;



Просмотров