Ст.290 УК РФ. Получение взятки. Последняя редакция с комментариями. Что делать если вымогают взятку? Получение взятки в рф

Последнее обновление - Декабрь 2019

В марте 2006 года Россия присоединилась к Конвенции ООН против коррупции и обязалась внедрять антикоррупционные меры, в том числе по предупреждению взяточничества. Несмотря на значительное число принятых мер, до сих пор число фактов взяточничества в стране недопустимо велико. Особенно циничны факты, сопряженные с вымогательством взятки.

Что такое взятка по УК

Взяткой в обществе принято называть незаконное вознаграждение любому человеку. Однако по УК РФ это далеко не так.

В нашей стране уголовная ответственность предусмотрена как за получение, так и за ее дачу по статьям 290-291.2 УК РФ.

По УК взяткой могут стать:

  • деньги;
  • ценные бумаги;
  • имущество;
  • права на имущество, например, передача права требования по расписке, договору и т.д.;
  • услуги имущественного характера, например, бесплатные или по низкой цене строительство, ремонт, продажа материальных благ, прощение долга и т. п.

В любом случае она представляет собой материальную выгоду и должна иметь денежное выражение.

Кто несет ответственность

Отвечать по УК за получение взятки будет только, так называемый, специальный субъект, то есть лицо, отвечающее ряду требований.

Для преступлений, нарушающих нормальную деятельность государственных и муниципальных органов и организаций, среди которых деяния, связанные со взяточничеством, это должностное лицо. Признаки такого лица отражены в Примечании к 285 ст. УК РФ.

Таким образом, ответственность по УК РФ за получение взятки может наступить только для должностных лиц, а за ее дачу – только для тех, кто дал ее именно этим лицам. Во всех других случаях ответственность по УК не наступает, но может наступать ответственность по другим статьям УК или по другому законодательству, например, антикоррупционному.

Несколько примеров

  1. Взяткой будут деньги, переданные врачу за незаконную выдачу больничного листа, медицинского заключения о допуске к какому-либо виду деятельности, за лечение, когда оплата производится по полису обязательного медицинского страхования, или в каком-то ином порядке.

Медицинская сестра, которая получает от больных деньги за решение каких-нибудь вопросов, связанных с лечением, по УК ответственности за получение взятки не подлежит, так как не имеет никаких полномочий.

  1. Взяткой могут быть материальные ценности, переданные преподавателю за выставление зачетов, экзаменов, которые фактически не сдавались.

Однако если аспирант получит деньги за оценку за экзамен от студента, не имея законного, оформленного соответствующими документами права ее выставлять (даже если преподаватель попросил его принимать экзамен), как взяткополучатель он отвечать не будет.

  1. Взяткой может являться вознаграждение за непривлечение к какому-либо виду ответственности – административной, уголовной, дисциплинарной – любым лицом, уполномоченным принимать такие меры – сотрудником полиции, ГИБДД, прокуратуры, налоговой инспекции и т.д.

Аналогично возможно расценить материальные ценности, переданные за принятие какого-либо важного решения – выдачу лицензии, разрешения, прав, снятие ареста с имущества, предоставление жилья, как незаконно, так и в нарушение установленного порядка, например, с нарушением очередности.

Незаконная «благодарность» в других случаях

За подобные деяния по передаче и получению незаконного вознаграждения — того, что в обществе может быть названо взяткой, в организациях без государственного или муниципального участия, ответственность может наступить по статьям 204-204.2 УК РФ за коммерческий подкуп.


Например , за получение подкупа подлежит ответственности руководитель компании, давший справку человеку о его трудоустройстве в фирме, когда в действительности он никогда там не работал. Но не будет отвечать за него рядовой сотрудник коммерческой компании, получивший деньги за обслуживание клиента без очереди.

Если лицо, получившее взятку, или которому она передана, вообще не относится к приведенным выше категориям, уголовной ответственности за это никто – ни тот, который передал, ни тот, который получил – не подлежат.

Если человека вводят в заблуждение относительно полномочий, за осуществление которых он передает вознаграждение, получивший его может быть привлечен к ответственности по УК за мошеннические действия.

Что будет вымогательством взятки

Вымогательство взятки – это:

  • требование должностного лица передать ему незаконное вознаграждение под угрозой совершить действия или бездействовать, вследствие чего для передающего лица наступят негативные последствия, например, отзыв лицензии, привлечение к ответственности, не основываясь на законе и т. п.;
  • создание таких условий , когда человек вынужден передать вознаграждение, чтобы не допустить нарушения своих прав, например, затягивание решения какого-либо значимого для взяткодателя вопроса.

Для констатации факта вымогательства взятки в данном случае не важно, могло ли должностное лицо реально сделать то, чем угрожало. Достаточно субъективного восприятия взяткодателем этой ситуации как безвыходной, наличия у него оснований опасаться реализации угроз.


Например , когда сотрудник ГИБДД, зная о том, что производство по материалу об административном правонарушении должно быть прекращено, вводит в заблуждение относительно того, что им будет принято решение о лишении водительских прав. А после получения вознаграждения прекращает производство в соответствии с законом.

Аналогичная ситуация, когда врач требует вознаграждение за проведение дорогостоящей операции бесплатно или за включение пациента в список на ее проведение тогда, когда больной и так по закону имеет на это право.

Ответственность для взяткополучателя

Наказание за получение взятки с ее вымогательством установлено п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ. Оно может повлечь для должностного лица:

  1. Штраф в размере:
    • 2-4 млн. руб.;
    • доходов за период 2-4 г.;
    • 70-90-кратной суммы полученной взятки.

Вместе со штрафом назначается дополнительное наказание – лишение права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на протяжении до 10 лет.

  1. Лишение свободы 7-12 лет. Вместе с ним на усмотрение суда может назначаться дополнительное наказание (одно или сразу оба) в виде:
    • штрафа до 60-кратной суммы взятки;
    • запрета занимать указанные в приговоре должности или заниматься определенной деятельностью

Необходимо обратить внимание на то, что уголовная ответственность этой нормой установлена за получение взятки с ее вымогательством. Просто вымогательство взятки по УК не наказуемо, такой статьи в кодексе нет.

Требование денег или других ценностей, не являющихся взяткой, не должностным лицом при определенных условиях может преследоваться по .

Если действия должностного лица, хоть и отрицательно влияющие на потенциального взяткодателя, обусловлены законом, вымогательством взятки их считать нельзя.

Например , когда должностное лицо отказывает в выдаче разрешения на приобретение, хранение оружия по основаниям, указанным в законе – наличие препятствующего этому заболевания, непредставление полного пакета документов и т.д. Такие действия нельзя посчитать вымогательством взятки, даже если кажется, что повод для отказа незначительный и должностному лицу для решения этого вопроса просто надо дать денег.

Последствия для взяткодателя

Согласно Примечаниям к статьям 291 и 291.2, по которым преследуется дача взятки и , человек, который ее дает, освобождается от ответственности за это деяние, если должностное лицо вымогало у него взятку .

Освобождение от ответственности может быть только в случае, если взяткодатель был вынужден это сделать, чтобы избежать не законных действий должностного лица и защитить свои законные права и интересы. Другими словами, он должен быть поставлен в безвыходное положение.

Это обстоятельство подлежит проверке на доследственной стадии, либо доказыванию в уголовном деле, но оно не означает, что преступления это лицо не совершало, однако ответственность за него при этих обстоятельствах не наступит.

Куда обратиться, если вымогают взятку

В случае вымогательства взятки в большинстве случаев достаточно обратиться в отдел полиции по месту совершения этих действий. Обычно проведением мероприятий по закреплению доказательств фактов взяточничества занимаются сотрудники подразделения по борьбе с экономическими преступлениями и борьбы с коррупцией.


В зависимости от величины обслуживаемой территории это может быть отдельный сотрудник или отдел в территориальном подразделении полиции. В любом случае, особенно в сложных ситуациях, помощь этим сотрудникам оказывают более опытные сотрудники Управления или УЭБиПК в Управлении МВД по субъекту РФ.

При наличии достоверной и значимой информации о вымогательстве взятки сотрудники полиции сами определят порядок регистрации сообщения и проведения дальнейшей проверки, исходя из конкретных обстоятельств, должностного положения взяткополучателя и т.д.

Полномочия возбудить дело по ст. 290-291.1 имеют следователи Следственного комитета РФ, по ст. 291.2 – дознаватели полиции. В принципе, с сообщением о фактах взяточничества можно обратиться и в СК РФ, однако они не имеют полномочий по проведению оперативно-розыскных мероприятий, имеющих огромное значение для их доказывания.

Оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) проводятся с целью закрепления факта получения взятки и задержания виновного с поличным.

Сообщение о любом факте коррупции возможно оставить на сайте любого правоохранительного органа. В настоящее время на них имеются целые разделы, посвященные борьбе с коррупцией, в том числе сервисы, где можно оставить обращение или сообщение о фактах взяточничества. Некоторые из них:

  • Министерства внутренних дел Российской Федерации https://мвд.рф .
  • Комитет по борьбе с коррупцией http://com-cor.ru .
  • Комитет по противодействию коррупции и содействию общественной безопасности http://protivkorrupt.ru .

Обращение через сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации

В некоторых обстоятельствах обращение зависит от статуса и уровня должностных лиц, вымогающих взятку, которыми могут быть:

  • Сотрудники органов правоохраны , таких как полиция, служба исполнения наказаний, судебных приставов и т. д. В этом случае целесообразно обратиться с сообщением об этом в службу собственной безопасности этих органов.
  • Сотрудники органов и учреждений исполнения наказаний (тюрьмы, колонии, уголовно-исполнительные инспекции). Здесь правом проведения ОРМ по фактам взяточничества наделены сотрудники службы безопасности ФСИН. К ним возможно обратиться в случаях, когда взятку вымогает должностное лицо учреждения, исполняющего наказание, у осужденного, отбывающего в нем срок.
  • Высокопоставленные чиновники , правоохранители и т. д. Возможно обратиться с сообщением о преступлении в Управление ФСБ региона.

Возможно анонимное обращение с сообщениями о преступлениях. Проверки по ним проводятся в ином порядке. Отраженные сведения могут использоваться в оперативно-розыскной деятельности уполномоченными органами (полиция, ФСБ, ФСИН и т.д.)

Примерный алгоритм действий при вымогательстве взятки

Если гражданин считает, что должностное лицо, в полномочиях которого разрешить его проблему, незаконно «ставит палки в колеса», затрудняя решение, и тем самым вымогает взятку, следует:

  • Не соглашаться решить проблему при первом требовании или намеке о возможности решения вопроса за мзду. Выслушать и как можно более точно запомнить слова и выражения, высказанные должностным лицом.
  • Пробовать записать разговор на любой имеющийся в распоряжении носитель – телефон, диктофон, камера. В ходе беседы попытаться заставить взяточника как можно яснее выразить свои требования – сколько, за что, почему так много, сколько есть времени подумать, как будет происходить передача. Даже если этого не выйдет, для каких-то выводов правоохранителей будет достаточно и разговора намеками.
  • Попытаться отложить непосредственную передачу материальных благ под предлогом, например, сбора необходимой суммы денег.
  • С записью разговора, имеющимися документами по вопросу, в связи с решением которого имело место обращение к взяткополучателю, пойти в правоохранительные органы, о которых шла речь выше.
  • В дальнейшем, если будет принято решение о проведении оперативных мероприятий, необходимо четко следовать инструкциям оперативных сотрудников, чтобы доказать факт вымогательства взятки.

Следует знать, что не является преступлением, когда производилась контролируемая правоохранительными органами дача взятки в ходе оперативно-розыскных мероприятий с целью закрепления факта получения взятки и задержания взяткополучателя с поличным. То есть, человек, давший взятку участвуя в таких мероприятиях, уголовной ответственности не подлежит.

Иной вид ответственности

По закону все организации должны разрабатывать и принимать меры для предупреждения коррупционных проявлений (ч. 1 ст. 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции»). Они могут быть различными, в их числе — кодекс этики и служебного поведения работников в организации. За нарушение его положений может последовать дисциплинарная ответственность.

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.

Примечания:

1. Значительным размером взятки в настоящей статье, и признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.1 и понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Комментарий к Ст. 290 УК РФ

1. Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.). Законом к предмету получения взятки отнесены также услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).

Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

2. Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом (иным субъектом преступления) лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 комментируемой статьи 290 УК РФ указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

Совершение самих действий (бездействия) в интересах дающего взятку или в интересах представляемых им лиц рассматриваемым составом преступления не охватывается. Поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.

Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать действия (бездействие), которые он правомочен совершать в соответствии со своими служебными полномочиями и которые формально соответствуют требованиям закона, иным нормативным и другим правовым актам (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6). Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.

Следует отметить, что получение вознаграждения за деятельность, не связанную с выполнением должностных обязанностей, нельзя считать взяткой. Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны других должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.

Вместе с тем использование должностным лицом только личных связей и отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий подчиненным по службе лицам: их незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью. Общее попустительство следует рассматривать как непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. При общем покровительстве и попустительстве по службе конкретные действия (бездействие), которые должно будет совершить должностное лицо, могут не оговариваться, но они в обязательном порядке предполагаются.

Время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на наличие состава преступления и квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность. В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия). В этой ситуации между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)).

Взятка-благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное), в отсутствие предварительной договоренности. При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка. Так, ст. 575 ГК разрешается дарение государственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.

Однако следует учитывать, что данное положение ГК неприменимо к уголовному закону. , который исключает встречную передачу вещи или права либо встречного обязательства со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.

Предмет взятки может быть получен как самим должностным лицом (лично либо через посредника), так и предоставлен родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

Действия посредника в получении или даче взятки следует .

3. Состав получения взятки является формальным. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи 290 УК преступление с объективной стороны может быть совершено только путем получения должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Если в деянии, направленном на получение взятки, отсутствует прежде всего момент вручения или передачи предмета взятки, то это означает, что должностное лицо еще не приступило к выполнению объективной стороны данного преступления. Следовательно, такие действия не могут быть оценены как покушение на получение взятки, так как покушение по общему правилу прерывается только в процессе исполнения состава до момента окончания преступления. При наличии определенных условий действия, направленные на получение взятки, могут быть квалифицированы как приготовление к этому преступлению, которое может быть прервано до начала выполнения его объективной стороны.

4. Преступление является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда деньги, являющиеся предметом взятки, перечисляются на счет должностного лица, получение взятки следует считать оконченным с момента поступления их на соответствующий счет.

Если предметом получения взятки является какая-либо услуга либо выгода имущественного характера, то преступление считается оконченным с того момента, как взяткополучатель начал пользоваться такой услугой или выгодой имущественного характера, либо с момента получения соответствующих документов на услугу или выгоду (например, туристической путевки, билета на концерт, документа о прощении денежного долга и т.д.). В случае, когда предметом взятки являются имущественные права, преступление следует считать оконченным с момента их приобретения.

При получении взятки сами действия (бездействие), совершаемые лицом в пользу взяткодателя, не входят в объективную сторону, поэтому для признания данного состава оконченным не имеет значения, было ли в действительности выполнено оговоренное сторонами действие (бездействие) или нет. Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений — по ч. 2 комментируемой статьи и соответствующей статье УК (например, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств, служебный подлог и т.п.).

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткодателя и взяткополучателя, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки. Покушением, например, следует считать принятие должностным лицом предмета взятки в процессе проведения оперативно-розыскного мероприятия по его разоблачению; неудавшееся вымогательство взятки (п. «б» ч. 5 ст. 290 УК); принятие имитации денежных средств. Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на получение взятки одно лишь высказанное лицом намерение получить взятку, если никаких конкретных действий для его реализации не предпринималось.

Следует иметь в виду, что принятие предмета взятки посредником для последующей его передачи должностному лицу еще не образует оконченного состава получения взятки, и в случае задержания посредника, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на получение взятки по и соответствующей части ст. 290 УК.

Действия посредника квалифицируются при этом как покушение на посредничество во взяточничестве (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ).

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий. Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по . Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ), если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) должностным лицом.

В случаях, когда лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

Если же должностное лицо, используя свое служебное положение, с целью получения материальных ценностей вводит передающего такие ценности в заблуждение относительно правомерности их передачи, заявляя, например, о необходимости уплаты штрафа или пени, государственной пошлины, содеянное также не образует состава получения взятки и квалифицируется как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения ().

6. Мотивом получения взятки является корысть. Поэтому если должностное лицо принимает незаконное вознаграждение с целью обратить его в пользу государственного (муниципального) органа или учреждения, в котором он работает, потратить на какие-либо общественные или государственные нужды, состав данного преступления отсутствует.

7. Субъект преступления — специальный — должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации. В соответствии с примечанием 2 к комментируемой статье под иностранным должностным лицом в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия.

Должностным лицом публичной международной организации является международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

8. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере. В соответствии с примечанием 1 к комментируемой статье значительным размером взятки в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. руб.

9. В ч. 3 комментируемой статьи 290 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями (бездействием) должностного лица следует понимать совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного правонарушения (фальсификация доказательств по уголовному делу, несоставление протокола об административном правонарушении, когда это обязательно по закону, принятие решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности, и т.п.) (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

10. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает более строгую ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1, 2 или 3 комментируемой статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным составом преступления (ч. 5 комментируемой статьи) является совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1, 3 или 4 комментируемой статьи:

а) группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК) или организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК);

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере.

Группа лиц по предварительному сговору будет иметь место только в случае, если в преступлении принимали участие два или более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из должностных лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 УК организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно как организаторы, подстрекатели либо пособники, т.е. со ссылкой на ст. 33 УК.

В обоих случаях группового получения взятки преступление признается оконченным с момента принятия взятки (либо ее части) хотя бы одним из должностных лиц.

Вымогательство взятки — это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии). Если взяткодатель заинтересован в неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, добиться удовлетворения своих незаконных интересов, уйти от заслуженной ответственности и т.п., вымогательство как квалифицирующий признак получения взятки отсутствует. Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы.

Согласно примечанию 1 к комментируемой статье в этой статье, а также в ст. ст. 291 и 291.1 УК крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 тыс. руб.

Ответственность за получение взятки в особо крупном размере (свыше 1 млн. руб.) установлена ч. 6 комментируемой статьи.

Анализ действующей редакции комментируемой статьи 290 УК России позволяет обратить внимание на то, что квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 5 этой статьи, формально не могут быть вменены при совершении преступления субъектами, указанными в ч. 4 этой же статьи, признак особо крупного размера не распространяется на ситуации, указанные в ч. 5. Данное положение, на наш взгляд, является пробелом законодательства и подлежит устранению.

С ситуациями, когда в угрожающей форме кто-то вымогает деньги, приходилось сталкиваться многим россиянам. Причём могут как лица посторонние, так и близкие люди. Но если с близкими людьми решить проблему относительно несложно, то требования посторонних вызывают далеко не самые приятные ощущения. Особенно если злоумышленник занимает какую-то должность, и от него зависит решение важного вопроса. Давать взятки должностным лицам запрещено законодательством Российской Федерации, но, тем не менее, взяточничество процветает. Взятка, которую требует должностное лицо, по сути, наказание за которое предусмотрено в УК РФ (статья 163 УК РФ «Вымогательство денег»). Вымогательство взятки представляет собой форму воздействия на человека с целью получения от него денежных средств.

За вымогательство взятки применяется уголовная ответственность.

Особенности

В законодательстве есть статья за вымогательство денег, данное преступление выражается в следующем:

  • преступники стремятся присвоить чужую собственность (деньги);
  • готовы для достижения желаемого причинить жертве вред (насилие, обнародование компромата, порча имущества).

Объективная сторона:

  • злоумышленник вымогает имущество (деньги);
  • злоумышленник требует передать ему имущественные права.

Для достижения цели злоумышленники могут угрожать:

  • применением насилия для получения денежной суммы;
  • уничтожением имущества;
  • , включая вымышленную информацию.

Если преступник не требует передать ему собственность, то его поступки состава вымогательства не содержат. В таких случаях имеет место другое правонарушение, состав которого определяют требования злоумышленника.

Ярко выраженный характер у состава преступления в том случае, если у потерпевшего вымогают определённую сумму взамен на молчание о каких-либо позорящих событиях. Довольно часто потерпевшие не знают, как им поступить, как избавиться от вымогателей, и что грозит правонарушителям за их действия.


Что делать

Потерпевшие от действий вымогателей иногда пытаются справиться с ситуацией самостоятельно, в результате чего их положение только ухудшается. Предпринимать самостоятельные действия не рекомендуется, тем более что люди, подвергшиеся вымогательству, не владеют необходимой информацией, а преступники хорошо подкованы юридически. Прежде всего, следует написать заявление в полицию о том, что вымогатели требовали деньги за определённые поступки. Заявление в полицию о вымогательстве лица, попавшие в подобную ситуацию, могут подать в письменной или устной форме. Предпочтительно, чтобы заявление в полицию сопровождалось материалами, подтверждающими изложенные в нём факты.

Прежде чем заявлять в полицию о вымогательстве денег, можно проконсультироваться с квалифицированным адвокатом, который не только предоставит образец заявления, но и поможет собрать необходимые доказательства. Опытный частный адвокат обладает достаточными знаниями для того, чтобы решить вопросы в досудебном порядке. Помощь частного адвоката потребуется и в том случае, если будет принято решение получить моральную компенсацию.


После того как пострадавший написал обращение и документ был зарегистрирован, следователь должен за три дня принять решение о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовного дела. Если следователь не уложился в данный срок, материалы по делу передаются прокурору. В случае если следователь ответил отказом в возбуждении уголовного дела, заявитель имеет право подать и обжаловать поступки сотрудника полиции (статьи 124 – 125 УПК РФ). Работники прокуратуры проведут дополнительное расследование.

В некоторых случаях потерпевшие ищут помощь у частного детектива. Частному детективу, возможно, удастся решить проблему без полиции. Но следует помнить, что частные детективы в финансовом отношении обходятся недёшево и, кроме того, специалистов действительно высокого уровня среди них мало.

Разновидности

Дела о взяточничестве должностных лиц рассматриваются судами постоянно.

  1. Если должностное лицо потребовало денежную сумму, его действия квалифицируются двумя статьями УК РФ: 163 и 290. Данные правонарушения Уголовный кодекс рассматривает как особо тяжкие, и наказание может составить до 15 лет тюремного заключения. Если инициатор – гражданское лицо, согласно Уголовному кодексу, его могут также посадить. У этого преступления изначально есть квалифицирующие признаки:
    • подарки или вознаграждение деньгами чиновник получать не имеет права;
    • наличествует злоупотребление служебным положением.
  2. Если взятку потребовал полицейский, обращаться следует в отдел собственной безопасности. Если требования выдвинул следователь городской прокуратуры, то поможет прокуратура областная, краевая или республиканская. Обязательным условием начала расследования является фиксация процедуры передачи денежных средств. Если прокурором обращение принято, с правонарушителем начнет работать УБЭП или отдел безопасности.

Как доказать

Доказывать факт вымогательства потерпевший не обязан, поскольку эта обязанность возложена на прокурора и следователя. Необходимые для расследования правонарушения действия должен предпринимать следователь. Если его решения не устраивают пострадавшего, он обращается к прокурору. Пострадавшие лица могут только зафиксировать факт в зависимости от того, выражался он в устной или письменной форме.

При устной форме может быть использована видео или аудиосъёмка. Но если гражданина, вымогающего взятку, не предупредили о записи, материалы могут отказаться использовать при судебном разбирательстве.

При письменной форме следователю необходимо предоставить их на бумажном носителе или распечатку, если это переписка в социальной сети. Требования в отношении доказательной базы очень жёсткие, поэтому лучше выполнить определённую последовательность действий в случае вымогательства:

  • попросить срок для того, чтобы собрать средства;
  • обратиться с заявлением в правоохранительные органы;
  • потребовать медицинского освидетельствования в случае причинения телесных повреждений с выдачей заключения;
  • согласовать действия с полицией;
  • встретиться с вымогателем/вымогателями.

Сотрудники полиции задержат вымогателей, и переданные жертвой купюры станут доказательством на суде. При определении меры пресечения вымогателям учитываются все обстоятельства преступления и собранные доказательства. Действия в случае взяточничества должностным лицом аналогичные.


Признаки взятки

В зависимости от того, какие признаки имеет правонарушение, суд решает, какая статья будет принята за основу при выборе меры пресечения. Среди наиболее частых правонарушений – ситуации, когда взятку требует должностное лицо. О том, что имеет место шантаж от должностного лица с целью личного обогащения, можно говорить при следующих признаках:

  • чиновник явно и действует в личных интересах;
  • чиновник прямо заявил пострадавшему лицу/лицам, что без финансового стимула он выполнять свои обязанности не будет;
  • чиновник угрожал причинить ущерб гражданину при неполучении суммы денег и пр.

Статья УК РФ 290 предусматривает наказание в тех случаях, когда речь идёт о взяточничестве должностного лица. Наказание определяется в соответствии с признаками, особенностями конкретной ситуации.

Как составить заявление

Для того чтобы злоумышленник не избежал наказания, потерпевшему следует обратиться в органы правопорядка, предварительно написав обращение. Бланк можно скачать на специализированном сайте интернета или же спросить образцы заявлений у сотрудников правоохранительных органов. В документе должны быть указаны:

  • дата произошедшего события;
  • информация о злоумышленнике;
  • размеры требуемой суммы;
  • чем запугивал;
  • когда и где назначена встреча с передачей денег;
  • требование принять меры для того, чтобы преступник понёс заслуженное наказание.

Документ должен быть составлен в 2-х экземплярах, один из которых заявитель оставляет себе. Уголовная ответственность за эти правонарушения в России подразумевает суровое наказание злоумышленников.


Меры пресечения

Мера пресечения за взяточничество определяется согласно статье 163 Уголовного кодекса РФ, но предсказать приговор суда (речь идёт о сроках и размерах штрафов) невозможно. При вынесении приговора учитываются все факторы, вплоть до количества преступников (один или несколько). Уголовной ответственности подлежат совершеннолетние преступники согласно нормам закона, перечисленным в кодексе. Для вымогателей срок тюремного заключения может составлять до 15 лет (при наличии отягчающих обстоятельств), срок ограничения свободы до 2 лет, срок заключения под арест до полугода, срок принудительных работ до 4 лет. Возможен также штраф до 1 миллиона рублей.

При определении меры пресечения для взяточников за основу принимают статью 290 Уголовного кодекса РФ. Взяточник может быть наказан, если взял сумму до 150 тысяч рублей, тюремным заключением сроком от 7 до 12 лет и штрафом в шестидесятикратном размере взятки или штрафом в семидесятикратном размере полученной суммы. Если сумма превысила 1 млн. рублей, срок тюремного заключения будет составлять 8 – 15 лет лишения свободы или штраф в сумме, превышающей полученное в 80 – 100 раз.

Взятки в России являются видом правонарушения, ответственность за которое наступает на основании Уголовного кодекса РФ (статьи 290 и 291). Они представляют собой серьезный вид экономического преступления, который провоцирует коррупцию и злоупотребление чиновниками и руководителями крупных коммерческих организаций своих должностей и постов.

Сегодня мы постараемся максимально подробно осветить проблему дачи и получения взяток, проведем их классификацию, опишем виды наказания за подобные действия и правила поведения в случае, когда вы оказались замешаны в дело со взяткой.

Определение взятки в Уголовном кодексе

Закон считает взяткой передачу денег, ценных вещей или оказание услуг одним лицом (называемым взяткодателем) другому взамен совершения каких-либо действий с принимающей стороны (взяткополучателем). Чтобы взятка была квалифицирована как преступление, она должна быть дана обычным гражданином лицу, занимающему государственную или муниципальную должность.

Взяткополучатель после получения денег или иных материальных ценностей (услуг) обязуется:

  • оказать помощь в решении трудовых задач, взять на себя часть ответственности за решение производственных вопросов;
  • помочь быстро продвинуться по карьерной лестнице;
  • закрыть глаза на ненадлежащее выполнение должностных обязанностей или полностью (частично) избавить от них;
  • оказать иную помощь (в том числе незаконную) в пределах своих возможностей.

Ответственность за дачу и принятие взятки наступает в рамках Уголовного кодекса РФ и грозит серьезными последствиями, вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет.

Явные и неявные взятки

Одна из классификаций взяток связана с формой, в которой они даются:

  1. Явная взятка. В этом случае речь идет о передачи взяткополучателю определенной ценности незамедлительно или впоследствии, после заключения устного договора;
  2. Завуалированная взятка выдается не напрямую, а, к примеру, в виде снижения процентной ставки по кредиту или предоставления товаров со значительной скидкой. Завуалированная взятка маскирует незаконные действия различными поведенческими актами.

Взятка в неявной форме часто используется, когда речь идет о значительном вознаграждении. Она помогает скрыть факт передачи денег или иных ценностей.

Расширенный список завуалированных взяток выглядит следующим образом:

  • передача антиквариата взяткополучателю или продажа его драгоценностей по заведомо завышенной стоимости взяткодателю;
  • перевод денег на счет фирмы за услуги, которые никогда не оказывались;
  • снижение арендной платы;
  • организация выигрыша в лотерею или намеренный проигрыш в карты или другие азартные игры;
  • прощение крупного долга;
  • оформление фиктивной страховки;
  • оплата родственниками взяткополучателя дорогого лечения за границей;
  • передача кода доступа к электронному кошельку.

Еще одна классификация взяток связана со временем их передачи. Взятка-подкуп дается должностному лицу до совершения какого-либо действия (бездействия), а взятка-вознаграждение – после выполнения взятых на себя обязательств взяткополучателем.

Классификация взяток по их размерам

Деление взяток по размеру описано в примечании к ст. 290 УК РФ . Законом различается 3 вида взятки, в зависимости от ее величины:

  • взятка в значительном размере – от 25 тысяч рублей;
  • взятка в крупном размере – от 150 тысяч рублей;
  • взятка в особо крупном размере – от 1 млн. рублей.

Какая сумма вознаграждения должностному лицу может считаться взяткой? В Уголовном кодексе не сказано о том, каков должен быть минимальный размер взятки, чтобы по ней было заведено уголовное дело. На практике решение о возбуждении дела принимает судья. Если он посчитает, что сумма в 1000 или 3000 рублей не является серьезной, то откажет в возбуждении дела.

С материальными ценностями дело обстоит немного иначе. В ст. 575 Гражданского кодекса РФ прямо указано, что передача должностному лицу подарка считается взяткой, если его стоимость превышает 3 тысячи рублей. Значит, 3 тысячи рублей можно условно считать минимальным размером взятки.

Ответственность за дачу взятки – ст. 291 УК РФ

Вопросам передачи взяток российским и иностранным должностным лицам в любой форме (не важно, как дали взятку — из рук в руки, завуалированно или через посредников) в УК РФ посвящена отдельная . В ней описана ответственность за дачу взяток в значительном, крупном и особо крупном размере, а также за дачу «простых» взяток, передачу денег и иных материальных ценностей группой лиц и за передачу денег за совершение заведомо незаконных действий.

Простая взятка подразумевает передачу малой суммы денег (менее 25 тысяч рублей), за которую должностное лицо оказывает взяткодателю ряд услуг, не связанных с нарушением закона. К примеру, за ускоренное оформление документов. Если же от должностного лица требуется закрыть глаза на явное нарушение взяткодателем закона, то размер взятки уже не будет играть роли и наказание будет более жестким, нежели в случае с простой взяткой.

Ответственность за дачу взятки в каждом отдельном случае вы можете увидеть в таблице:

Лишение свободы
Простая взятка (ч. 1 ст. 291 УК РФ) 5х-30х До 2 лет 5х-10х До 3 лет
Взятка в значительном размере (ч. 2 ст. 291 УК РФ) 10х-40х До 5 лет 5х-15х До 3 лет
Взятка за заведомо незаконные действия (ч. 3 ст. 291 УК РФ) 30х-60х До 8 лет До 30х До 5 лет
Взятка группой лиц или в крупном размере (ч. 4 ст. 291 УК РФ) 60х-80х От 7 до 12 лет До 60х До 7 лет
Взятка в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ) 70х-90х От 8 до 15 лет До 70х До 10 лет

Избежать уголовного наказания за дачу взяток можно в случае, если добровольно заявить о ней в органы полиции и помочь полностью раскрыть преступление. Ответственности удастся избежать и в том случае, если удастся доказать факт вымогательства взятки должностным лицом.

Ответственность за получение взятки – ст. 290 УК РФ

В статье 290 Уголовного кодекса РФ рассмотрены вопросы принятия должностными лицами государственных и муниципальных органов (в том числе должностными лицами иностранных организаций) вознаграждения в виде денег, материальных ценностей или особых услуг за совершение действий (или бездействия) в пользу взяткодателя. Взятка может быть дана из рук в руки или через иных лиц, наказание будет одинаковым.

К отдельным категориям взяток, которых не было в предыдущей таблице, относятся взятки лицам, находящимся на государственной должности (в том числе в должности главы субъекта или органа местного самоуправления) и взятки, полученные в результате вымогательства.

Виды наказаний за дачу взяток различных категорий представлены в таблице:

Главное наказание – штраф в размере, кратном размеру взятки Лишение свободы Дополнительное наказание – штраф в размере, кратном размеру взятки Запрет на занятие определенной должности или лишение специального права
Простая взятка (ч. 1 ст. 290 УК РФ) 10х-15х До 3 лет 10х-20х До 3 лет
Взятка в значительном размере (ч. 2 ст. 290 УК РФ) 30х-60х До 6 лет До 30х До 3 лет
Взятка за заведомо незаконные действия (ч. 3 ст. 290 УК РФ) 40х-70х От 3 до 8 лет До 40х До 5 лет
Взятка получена лицом, находящимся на государственной службе (ч. 4 ст. 290 УК РФ) 60х-80х От 5 до 10 лет До 50х До 7 лет
Взятка получена группой лиц, при вымогательстве или в крупном размере (ч. 5 ст. 290 УК РФ) 70х-90х От 7 до 12 лет До 60х До 10 лет
Взятка в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ) 80х-100х От 8 до 15 лет До 70х До 15 лет

Отличие взятки от коммерческого подкупа

Подкуп осуществляется только в отношении должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций, занимающих в них высокий пост – генеральных директоров, лидеров партии, руководителей общественных и религиозных учреждений. Взятка в случае коммерческого подкупа также передается для того, чтобы обязать должностное лицо действовать в интересах взяткодателя. Главное отличие подкупа от стандартной взятки в том, что взятка всегда дается работниками государственных и муниципальных органов. Подкуп применяется только в коммерческой сфере.

Вопросам коммерческого подкупа посвящена , а подкупу организаторов и участников зрелищных конкурсов и спортивных соревнований – . В последнем случае деньги и прочие материальные ценности передаются членам жюри, судьям, участникам команд или их руководству.

Пособничество в даче или получении взятки

Посредничество в передаче взятки является прямым нарушением закона – статьи 291.1 УК РФ . Оно подразумевает действия третьих лиц, которые способствовали заключению договоренности между взяткодателем и взяткополучателем, или действия по непосредственной передаче денег и иных материальных ценностей от одной стороны к другой. За посредничество наступает уголовная ответственность только в том случае, если размере взятки значителен, то есть превышает 25 тысяч рублей.

Посредников используют, чтобы облегчить процесс передачи денег и остаться участникам правонарушения в тени. Посредник играет роль курьера, который зачастую получает определенный процент от сделки. Наказание за передачу взятки суровое – от штрафа в размере до восьмидесятикратной суммы взятки и запрет на занятие определенной должности до 7 лет до лишения свободы сроком от 7 до 12 лет. Тяжесть наказания зависит от суммы взятки, при этом наказанию подлежит даже обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Что делать при вымогательстве взятки?

Вымогательством взятки является не только прямое требование передать определенную сумму денег или оказать услугу в обмен на лояльное отношение взяткополучателя, но и завуалированные косвенные намеки, которые дают понять, что проблема без взятки решена быть не может. Однако если отказ должностного лица от выполнения просьбы является законным, то это нельзя расценивать как призыв решить дело при помощи взятки.

Если должностное лицо в явной форме вымогает взятку, то следует:

  1. Записать требование дать взятку на диктофон или иное средство аудиозаписи. Хорошо, если диктофон есть уже на первом приеме у чиновника. Тогда следует просто незаметно включить его, как только разговор зайдет о взятке. В случае, если диктофона под рукой нет, можно попросить дать время обдумать предложение или сходить за деньгами, а прийти уже с необходимым техническим средством;
  2. После записи разговора следует обратиться в правоохранительные органы, вид которых зависит от должности вымогателя. При вымогательстве денег сотрудником полиции обращаются в отдел собственной безопасности ГУВД, к следователям или в ФСБ, в случае работников государственных и муниципальных структур – в полицию или прокуратуру. Если же речь идет о судьях или крупных руководителях муниципальных образований, высокопоставленных чиновниках, депутатах или губернаторах, то обращаться лучше в следственный комитет или ФСБ;
  3. Дальнейшие указания по поведению в отношении вымогателя будут получены от сотрудников МВД.

Что делать при обвинении в даче или получении взятки?

Если полиция или иные правоохранительные органы обвиняют вас в получении или даче взятки, то вначале необходимо нанять хорошего адвоката, который защитит от процедурных злоупотреблений. Что делать, если взятка была дана по причине вымогательства? Этот факт предстоит доказать любыми способами – собрать показания свидетелей, дать письменные объяснения, привлечь записи с видеокамер, аудиозаписи. Если же взятка была дана по личной инициативе, то полное содействие следствию может стать лучшим выходом. В этом случае стоит рассчитывать на значительное смягчение наказания.

При обвинении в получении или вымогательстве взятки, если этого на самом деле не было, стоит попробовать доказать факт провокации со стороны мнимого взяткодателя. Деньги могут быть просто подброшены в безобидной коробке конфет, незаметно положены в ящик стола или карман. Подброшенные деньги сами по себе не считаются взяткой, если вы не оказывали взяткодателю никаких услуг в рамках своей должности и не выказывали заинтересованности в получении материального вознаграждения.

За провокацию взятки, то есть передачу денег должностному лицу без его ведома или согласия, а также в целях очернить его или создать вид вымогательства взятки положено наказание на основании статьи 304 УК РФ . За подобные действия грозит штраф до 200 тысяч рублей или лишение свободы до 5 лет.

Если же взятка была получена по личному желанию и просьба взяткодателя исполнена, то не остается ничего, кроме как попытаться вместе с адвокатом найти смягчающие обстоятельства. К примеру, тяжелое материальное положение или необходимость потратить крупную сумму денег на лечение.

Взяточничество – это негативное явление, раковая опухоль для всего человечества.

Но одно дело, когда «на лапу» пытается дать тот, кто хочет получить для себя выгоду, а другое, когда деньги или другие ценности пытается получить для себя тот, кто может решить тот или иной вопрос.

Для борьбы с коррупционной продажностью в Уголовном кодексе РФ были введены статьи за вымогательство взятки – ст. 290 и 291 УК РФ.

Конкретно ответственность за вымогательство взятки должностным лицом прописана в пункте 5 статьи 290 «Получение взятки».

Под вымогательством взятки понимается преступление, направленное на склонение лица к получению взятки от должностного лица под угрозой не оказания помощи или не совершения каких-либо действий .

Например, преподаватель в институте требует от студента деньги за успешную сдачу экзамена, инспектор отдела кадров требует от человека деньги за то, что он его трудоустроит и т. п.

Вымогательство взятки может быть в 2 формах:

Что является предметом взятки?

Это может быть что угодно: деньги, валюта, ценные бумаги, движимое или недвижимое имущество, различные товары, а также услуги имущественного характера (например, выдача путевки, проездных билетов, выполнение строительных, ремонтных и других работ).

Также предметом взятки может стать прощение долга, отзыв иска из суда или не заведение дела.

Обычно об этом открыто не говорят, однако человек может заподозрить вымогательство по таким признакам:

Необходимо понимать, что оказаться за решеткой может не только тот человек, который получает хабар, но и тот, кто его дает.

Чтобы избежать уголовного наказания, необходимо вести себя с коррупционером так:

Когда заявление уже будет подано, то заявитель автоматически снимет с себя какие-либо подозрения . Вымогателем уже начнут заниматься правоохранительные органы, которые привлекут и заявителя к раскрытию преступления.

Они скажут, что нужно говорить, как себя вести, когда передавать меченые деньги. Обязательно «украсят» человека записывающей аппаратурой для видеофиксации момента передачи взятки.

Что такое покушение на вымогательство взятки?

Под этим термином понимается передача взятки лицу, кому она не была предназначена, то есть, ошибочная передача денег или других ценностей мнимому посреднику, который взял деньги для их передачи должностному лицу, но по факту присвоил их.

В этом случае действия виновного будут квалифицироваться по двум статьям: ст. 159 «Мошенничество» и ст. 291.1 «Посредничество во взяточничестве».

Также к покушению на вымогательство относятся действия, которые были совершены вымогателем, однако сам факт получения взятки так и не был доведен до конца.

В Уголовном кодексе нет такого понятия, как вымогательство взятки. Есть статья 290 «Получение взятки».

Некоторые граждане путают ее со ст. 163 «Вымогательство», однако это абсолютно разные преступления:

Вымогательство взятки должностным лицом: статья УК РФ

В Уголовном кодексе РФ есть 2 статьи, предусматривающие ответственность за вымогательство взятки: ст. 163 «Вымогательство» и ст. 290 «Получение взятки».

В первом случае наказание по ст. 163 УК РФ может понести гражданское, не должностное лицо за вымогательство денег или другого имущества под угрозой насилия.

Если факт вымогательства будет подтвержден, тогда виновному грозит наказание в виде ограничения свободы сроком до 4 лет, принудительных работ, ареста и даже лишения свободы сроком до 4 лет со штрафом или без него.

Но когда речь заходит о вымогательстве взятки, то в этом случае понимается процесс передачи денег или вещей должностному лицу в качестве подкупа. Тогда чиновник или другое лицо при исполнении несет ответственность по ст. 290 «Получение взятки».

Пример 1 . В Одинцове был задержан зав. главы администрации. Чиновник требовал от представителя местной коммерческой организации передать ему денежные средства в размере 8 миллионов рублей за согласование переноса земельного участка и увеличение его площади. За получение половины взятки в размере 4 тысяч рублей чиновник был задержан сотрудниками правоохранительных органов. Подсудимого признали виновным и приговорили его к лишению свободы сроком на 8 лет.

Пример 2 . В Пятигорске был осужден сотрудник правоохранительных органов, который вымогал от местного жителя взятку в размере 350 тысяч рублей за то, что он откажет заявителю в возбуждении уголовного дела по факту совращения малолетних. Обозначенную сумму местный житель передавал осужденному в несколько этапов. При передаче последней суммы в размере 100 тысяч рублей взяточник был поймал с поличным. Были проведены все необходимые экспертизы, получены доказательства. Суд признал полицейского виновным и приговорил его к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, а также с лишением права занимать место на государственной службе сроком на 3 года.

Пример 3 . Сотрудники Управления экономической безопасности противодействия коррупции МВД РФ задержали доцента одного из университетов г. Омска по подозрению в получении им незаконных денежных средств от студента в размере 30 тысяч рублей. Руководство университета само проявило инициативу в поимке преступника. Вместе с правоохранительными органами они провели задержание преступника в аудитории учреждения. В отношении подозреваемого было возбуждено уголовное дело по статье за получение взятки должностным лицом. Осужденный был приговорен к 2 годам лишения свободы с лишением права занимать прежнюю должность сроком на 3 года.

Пример 4 . Следователь МВД России в Нижегородской области потребовал от свидетеля по расследованию уголовного дела по нарушению правил дорожного движения деньги в сумме 30 тысяч рублей за то, что не станет производить выемку принадлежащего свидетелю легкового автомобиля, имеющего значение для уголовного дела. В целях принуждения свидетеля к даче взятки сотрудник полиции высказал ему угрозы о привлечении его к уголовной ответственности. В салоне личного автомобиля обвиняемый получил от мужчины часть требуемой взятки в сумме 15 тысяч рублей. В момент задержания виновного сотрудниками собственной безопасности ГУ МВД России по Нижегородской области с поличным, обвиняемый оказал активное сопротивление. Он совершил столкновение с несколькими автомобилями оперативных служб МВД России. Данный сотрудник был уволен. Его привлекли к ответственности по ст. 290 «Получение взятки». Теперь ему придется обдумывать свой поступок в тюрьме целых 5 лет.

Так, наказание за получение лицом при исполнении взятки в виде денег, имущества, ценных бумаг или в виде оказания помощи имущественного характера может заключаться в виде:

Если должностное лицо берет взятку в значительном размере – свыше 25 тысяч рублей, тогда ему грозит наказание в виде:

  • денежного взыскания в размере от 200 тысяч рублей до 1,5 миллиона рублей;
  • тюремного заключения сроком до 6 лет со штрафом или без.

Если взятку берет лицо, которое занимает государственную должность РФ, то ему может грозить одно из следующих наказаний:

  • денежное взыскание от 1 до 3 миллионов рублей;
  • лишение свободы сроком от 5 до 10 лет.

Вынося приговор в отношении виновного, судья может назначить дополнительные меры наказания, помимо основного: штраф, ограничение на занятия определенных должностей.

Если должностное лицо вымогает взятку в размере свыше 150 тысяч рублей, тогда ему грозит наказание в виде:

  • штрафа от 2 до 4 миллионов рублей;
  • тюремного заключения сроком от 7 до 12 лет со штрафом (до 60-кратной суммы взятки) или без такого.

Если должностное лицо вымогает взятку в размере свыше 1 миллиона рублей, тогда ему грозит:

  • штраф от 3 до 5 миллионов рублей;
  • тюремное заключение сроком от 8 до 15 лет со штрафом или без него.

В 99% случаев должностное лицо, попавшее на скамью подсудимых за вымогательство взятки, лишается права занимать определенные должности.

Зачастую человек, отбывший наказание за получение или вымогательство взятки, больше никогда не возвращается работать в государственные структуры.

Ответы на вопросы

Вопрос: Что делать, если взятку вымогает сотрудник правоохранительных органов?

Ответ: Идти и жаловаться на такого сотрудника в полицию нет смысла, потому что свои же не заведут против сослуживца дело, даже если у заявителя будет достаточно доказательств его вины. В этом случае нужно обратиться в отдел собственной безопасности, который есть в каждом населенном пункте.

Вопрос: Куда еще можно сообщить о вымогательстве взятки?

Ответ: Если, к пример, взятку берет прокурор или следователь, то лучше всего обратиться с письменным заявлением о взятке в следственные отделы по городам или районам. Также можно пожаловаться на действия служащего в городские или районные отделы Управления Федеральной службы безопасности. В крайнем случае можно подать жалобу в городскую, районную или межрайонную прокуратуру по конкретной области.

Вопрос: Как зафиксировать факт вымогательства взятки?

Ответ: Если должностное лицо требует деньги за какую-либо услугу, то доказательством его незаконных действий может стать аудиозапись разговора или видеозапись диалога между вымогателем взятки и тем, кому адресованы его требования. Также для фиксации факта вымогательства можно привлечь свидетелей (как минимум двух человек).

Коррупция – беда для России . Именно поэтому за вымогательство взятки Уголовным кодексом предусмотрена ответственность.

Так, чиновники или другие должностные лица за вымогательство взятки могут нести наказание в виде огромного штрафа или лишения свободы на срок до 15 лет.

Если должностное лицо требует с вас взятку, то вы всегда можете обратиться с заявлением о вымогательстве в полицию, прокуратуру или отдел Федеральной службы безопасности.



Просмотров