Средства выражения авторского отношения

Авторская позиция - это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описа-нии природы, а также непосредственно в оценках повествователя.

Тема - это круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей.

Идея художественного произведения - это главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.

Проблематика - перечень (совокупность) проблем, затронутых в произведении (они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме). Если главная проблема подчиняет себе остальные, можно говорить о социально-политической, нравственно-этической, нравоописательной, национально-исторической, философской проблематике, доминирующей в произведении или в творчестве писателя.

Сюжет - это система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность. Ход событий, составляющий содержание художественного произведения; динамический аспект художественного произведения.

Композиция - это расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.

Композиция - одна из формальных сторон литературного произведения: соответствующее расположение деталей в крупных частях текста и их взаимное соотношение. Законы композиции преломляют важнейшие свойства художественного сознания и непосредственные связи различных явлений. Композиция вместе с тем обладает содержательной значимостью, ее приемы заметно обогащают смысл изображаемого. Она представляет собой систему сопоставлений либо по сходству, либо по контрасту. Композиция литературного произведения включает своеобразную расстановку персонажей, событий и поступков героев, способов повествования, подробностей обстановки, поведения, переживаний, стилистических приемов, вставных новелл и лирических отступлений.

Важнейший аспект композиции - последовательность введения изображаемого в текст, способствующая развертыванию художественного содержания. В основе временной организации произведения лежат определенные закономерности. Каждое последующее звено в тексте должно что-то приоткрывать читателю, обогащать его какими-то сведениями, тревожить его воображение, чувство, мысль, которые не вызвали той или иной реакции сказанным ранее. Существенными звеньями композиции являются повторы и вариации.

Эпиграф - это выражение, предпосланное автором своему произведению или части его. Эпиграф обычно выражает суть творческого замысла автора произведения.

Антитеза - это стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов:

Я царь - я раб, я червь - я бог!

Г.Р.Державин

Стадии развития действия

Экспозиция — условия, которые вызвали к жизни конфликт, общий фон действия, может быть прямой (в начале произведения) или задержанной (в середине или конце произведения).

Завязка — это событие, которое является началом действия.

Кульминация — наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме.

Развязка — исход событий. Это итоговый момент в создании художественного конфликта.

Эпилог — всегда заключает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев.

Лирическое отступление (внесюжетный, вставной элемент) — отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они, с одной стороны, тормозят фабульное развития произведения, а с другой — позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме.

Конфликт художественный - это образное отражение в художественном произведении действий сил борьбы интересов, страстей, идей, характеров, политических устремлений как личностных, так и общественных. Конфликт придает остроту сюжету.

Конфликт - это схватка между персонажами литературно-художественного произведения или между персонажами и средой, героем и обстоятельствами, противоречие внутри сознания героев. Характером конфликта определяется своеобразие эстетического содержания произведения. Термин конфликт в литературоведении значительно потеснил и в чем-то заменил термин коллизия, который Г.-Э. Лессинг и Г.-В.-Ф. Гегель использовали в качестве обозначения различных острых столкновений идеологического и социально-бытового характера, прежде всего свойственных драме.

Повествователь - понятие, не связанное напрямую с каким-либо из действующих лиц произведения, но необходимое для обозначения своеобразия его художественного языка; своеобразная форма воспроизведения человека в художественном произведении (произведение запечатлевает не только рассказанное, но и рассказывающего); посредник между читателем и изображенным в произведении; так называемая авторская речь, форма присутствия автора в произведении. Не персонифицирован (о внешних обстоятельствах его жизни ничего не говорится), но по интонациям, оценкам, лирическим отступлениям можно до определенной степени представить носителя этой речи, его жизненную позицию, систему приоритетов, своеобразие мировидения и миропонимания. Проявляется косвенно (может быть практически не заметен или, наоборот, отмечен активным присутствием).

Образ автора - персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей (обладает чертами лирического героя или героя-рассказчика; может быть предельно сближен с биографическим автором или намеренно отдален от него).

Особое место в литературоведении занимает проблема образа автора в художественной литературе, позволяющая обнаруживать различные формы присутствия автора в его творении. Прежде всего эти формы зависят от родовой и жанровой принадлежности произведения. Субъективное авторское начало проявляется также в заглавии, эпиграфе, начале и концовке основного текста, в посвящениях, авторских примечаниях, предисловиях, послесловиях. К тому же кругу вопросов можно отнести использование авторами псевдонимов с выразительными значениями: Максим Горький, Андрей Белый, Игорь Северянин, Иван Приблудный, Павел Беспощадный, Иван Вольнов.

Персонаж (от лат. маска ) - общее название любого действующего лица литературного произведения. Часто употребляется в значении «литературный герой», «действующее лицо». Иногда персонажу присуща определенная степень условности (вымысла): Нос майора Ковалева , многообразные фантастические действующие лица - лилипуты, гномы, тролли (персонаж как плод чистого вымысла), различные литературные герои, известные под общим именем Дон Жуан, Дьявол, Конан (персонаж как результат переработки и домысливания известного образа). Подразделяются на главных, второстепенных и эпизодических. Кроме того, известны так называемые «групповые», «коллективные» персонажи (народ в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов», в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» ).

Внесценический персонаж. Внесценические персонажи на сцене не появляются, оставаясь за кадром, зрителю в непосредственном восприятии они не даны. В перечне действующих лиц, составленном автором, они, естественно, отсутствуют. Характеристики внесценических персонажей даются только в репликах сценических героев.

Интерьер - внутренняя обстановка помещения (дома, усадьбы); бытовая обстановка, среда обитания людей. Может выступать как средство характеристики персонажа (дом - отражение внутреннего мира хозяев в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя, романе «Война и мир» Л.Н. Толстого ) или для обозначения места действия, создания исторического колорита.

Характер литературный - это совокупность черт образа персонажа, литературного героя, в которой индивидуальные особенности служат отражением типического, обусловленного как явлением, составляющим содержание произведения, так и идейным и эстетическим замыслом автора, создавшего этого героя. Характер - одно из главных слагаемых литературного произведения.

Тип - это литературный герой, воплощающий собой определенные черты того или иного времени, общественного явления, социального строя или социальной среды («лишние люди» - Евгений Онегин, Печорин и т.д.).

Лирический герой - это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделенное особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, явленный из текста лирических композиций (цикл стихотворений, книга стихов, лирическая поэма, лирика конкретного поэта в целом). Понятие лирический герой впервые было сформулировано Ю.Н. Тыняновым в 1921 году применительно к творчеству А.А. Блока. Такому авторскому образу сопутствует лиричность, искренность, самонаблюдение, исповедальность. Не случайно в читательском сознании образ лирического героя чаще всего ассоциируется с реальной поэтической личностью.

Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла.

Портрет - это описание и ли создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного произведения, в первую очередь мельчайших деталей лица, фигуры, одежды, манеры держаться.

Пейзаж - изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.

Говорящая фамилия - собственные имена в художественном произведении, выполняющие не только номинативно-опознавательную функцию, но, будучи связаны с тематикой произведения, жанром, общей композицией и характером образов, несут определенную стилистическую нагрузку, имеют стилистическую окраску. Говорящие фамилии помогают читателю понять отношение автора к герою: Макар Девушкин, князь Мышкин (Ф. Достоевский); врач Гибнер, судья Ляпкин-Тяпкин (Н. Гоголь).

Ремарка - указание автора в тексте драматического произведения на поведение героев: их жесты, мимику, интонации, тип речи и паузы, обстановку действия, смысловое подчеркивание тех или иных высказываний. Роль ремарки особенно заметно возросла в пьесах, обращенных к быту и психологическому поведению персонажей (А.Н. Островский, А.П. Чехов, Л.Н. Андреев, С.А. Найденов). Развернутая, тяготеющая к прозаическим жанрам, ремарка характерна для многих драматургов XX века (М.А. Булгаков, В.В. Вишневский, В.Н. Билль-Белоцерковский, А.П. Платонов, А.Н. Арбузов, В.С. Розов, А.В. Вампилов, Л.С. Петрушевская).

«Вечные темы» - хаос и космос, огонь и вода, движение и неподвижность, свет и тьма; смирение - гордыня, греховность - праведность; труд, досуг, будни, праздники, частная жизнь, мир, войны, революция, гражданская деятельность; жажда власти; мужество, женственность; детство, юность; зрелость, старость.

«Вечные образы» в литературе - это образы из произведений классики мировой литературы, выражающие определенные черты человеческой психологии, ставшие нарицательным именем того или иного типа: Фауст, Плюшкин, Обломов, Дон Кихот, Митрофанушка и др.

Пафос - это высшая точка подъема воодушевления, эмоционального чувства, восторга, достигнутая в литературном произведении и в восприятии его читателем, отражающая значительные события в обществе и духовные взлеты героев.

Фабула - это череда событий, служащих основой литературного произведения. Нередко фабула обозначает то же, что и сюжет, различия между ними настолько условны, что ряд литературоведов считают фабулой то, что другие считают сюжетом, и наоборот.

Речевая характеристика героя:

Диалог - это обмен репликами, сообщениями, живой речью двух или более лиц.

Монолог - это речь одного из литературных героев, обращенная либо к себе, либо к окружающим, либо к публике, обособленная от реплик других героев, имеющая самостоятельное значение.

Внутренняя речь или внутренний монолог - это оглашение мыслей и чувств, раскрывающих внутренние переживания персонажа, не предназначенные для слуха других, когда персонаж говорит как бы сам с собой, «в сторону».

Сказ - это своеобразная литературно-художественная ориентация на устный монолог повествующего типа, художественная имитация монологической речи, которая, воплощая в себе повествовательную фабулу, как будто строится в порядке ее непосредственного говорения.

Одним из наиболее часто употребляемых терминов в литературоведении является авторская позиция. Она может стать основой для темы сочинения, статьи, тезисов или эссе. Авторскую позицию в тексте нужно видеть и понимать, как она выражена.

Трансформация термина

Следует сказать, что авторская позиция на протяжении всего развития литературы претерпевала ряд качественных изменений. В самом начале зарождения массовой литературы (то есть когда отделилась от фольклора, перестала носить политический или религиозный характер) оценка автора выражалась в произведении прямо. Автор открыто мог говорить о том, какой герой ему кажется положительным или отрицательным, выражал свое отношение к происходящему в отступлениях, в выводах. Со временем такой способ присутствия автора в тексте стал неприемлем, создатель текста стал самоотстраняться, давая возможность читателю самому решать, на чьей он стороне. Этот процесс особенно обострился в 20 веке, данное явление было названо Р. Бартом "смертью автора". Однако не все исследователи соглашаются с ним, отмечая, что автор в любом случае оценивает ситуацию, выражает свое мнение, просто он делает это скрыто, завуалировано, используя разные средства.

Способы выражения авторской позиции в драме, лирике и эпосе

Автор в тексте устранен, именно поэтому Бахтин назвал его полифоническим. Ведь в тексте присутствует масса голосов, мнений и оценок, среди которых с трудом можно различить авторскую. Однако все в романе говорит о том, что Достоевскому важнее всего было провести Евангельскую мысль о том, что жизнь каждого человека самоценна, что нельзя преступить главную Божью заповедь ни ради идеи, ни ради денег, ни ради благих целей. Активно Достоевский привлекает символы различного уровня. Сама фамилия главного героя рассматривается исследователями с разных позиций, одна из которых напоминает о расколе, произошедшем в истории Русской церкви. Многократное повторение цифр 7, 3 снова отсылает нас к религиозным книгам. 7 дней понадобилось Господу, чтобы сотворить этот мир, 3 - сакральное число для христиан, символизирующее Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

Выводы

Таким образом, авторские позиции важны для понимания идейного замысла произведений. Они могут быть выражены по-разному. при прочтении произведений следует обращать внимание, прежде всего, на фамилии и имена героев, детали, которые упоминаются в тексте, одежду персонажей, их портретные характеристики. Также стоит уделять особое внимание пейзажным зарисовкам и лирическим отступлениям.

Диктант слов.

По-моему, по-медвежьи, помногу, по двое, понапрасну, понарошку, по-настоящему, поначалу, по-нашему, поневоле, поодиночке, по-осеннему, по-ребячьи, посередине, поочередно, по двое, ввосьмером, вдвое, в-третьих, в одиночку, вручную, на лету, надвое.

Каких примеров дефисного написания наречий нет в диктанте слов?

2. Индивидуальное задание.

Выполнить синтаксический разбор предложения, фонетический разбор слова «двигаться».

Двигаться быстро нельзя было по двум причинам (во) первых приходилось ехать по скользкому грязному пути а (во) вторых глубокие колеи (за) частую близко подходили к реке.

Особенности звуковой организации образа

в стихотворении Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»

В этом стихотворении раскрывается образ осеннего вечера. Мы видим контрастные картины осени: «светлость» осенних вечеров, таинственную их прелесть и «зловещий блеск дерев; тихую лазурь и порывистый «ветр». Контрастность усиливает использование аллитерации на [л] и [р], причем можно заметить чередование твердых и мягких согласных (в метафоре «в светлости вечеров» - твердые [л] и [р], а в эпитете «умильная прелесть» эти согласные мягкие.

В стихотворении преобладает звук [р], он повторяется 20 раз! Чередование твердого и мягкого звука [р] помогает представить резкую перемену в осеннем пейзаже.

Используется в стихотворении и ассонанс на [э], Этот звук повторяется в стихотворении 13 раз. Он помогает передать чувство грусти, тоски.

5. Усвоение нового материала.

1) Работа с учебником. Стр.13.

2) Записи в тетради:


Логическое частицы междометия

Ударение

Обращения восклицания вводные

Риторические конструкции

вопросы

6. Беседа.

Есть ли различие между ударением в слове и логическим ударением в предложении?

Пояснить на примерах.

7. Закрепление.

1) Конкурс «Проба перед киносъемкой».

Учащимся предлагается произнести одну и ту же фразу, меняя тембр голоса и

выражая различные чувства.

Выписать из текста примеры различных способов выражения авторского

отношения к героям и событиям.

7. Обобщение.

8. Самостоятельная работа.

Упр. 28. Указать средства художественной выразительности и способы выражения

Домашнее задание.

Закончить работу над упражнением 28. Подготовиться к контрольному диктанту.

Тема: Контрольный диктант по теме: «Фонетика. Графика. Орфография».

Цель: Проверка знаний учащихся по орфографии и пунктуации.

Ход урока.

1. Контрольный диктант.

Тютчев свято верует в одушевленность природы, которая не умирает, и в свое конечное слияние с ней. Человек наравне с природой сладостно и мучительно вспоминает древний хаос; между ночью мира и ночью души есть глубокая связь - днем же и тот, и другая успокаиваются и светлеют. Значит, каждому душевному настроению должно быть непременно соответствие в природе, каждая дума и каждое чувство имеют в ней свой отзвук.

Для Тютчева жизнь сердца и жизнь вселенной образуют стройное созвучие, великую и вечную рифму. Тем глубже и трагичнее те временные диссонансы, тот разлад между человеком и природой, в силу которого «в общем хоре душа не то поет, что море, и ропщет мыслящий тростник». Но эта двойственность... должна и может быть преодолена, потому что она - только факт, а не необходимость, и навеки неизменной останется для Тютчева истина, что «дума за думой, волна за волной - два проявления стихии одной».

Вся жизнь - рифма к природе. Поэтому в знаменитом стихотворении - молитве летнему жару и зною, когда бедный нищий бредет мимо сада по жаркой мостовой, соответствует полдень, когда «сам великий Пан в пещере нимф» спокойно дремлет, а душное молчание воздуха, предчувствие грозы, отвечает волнению молодой девушки, которая замирает в истоме проснувшейся первой любви. Поэтому неожиданная ласка природы, уходящее лето похоже на «молодую улыбку женских уст и глаз».

Это неизменное соответствие духа и природы у Тютчева не придумано, не сочинено, а аналогия является такой естественной и простой, образы и олицетворения как бы приходят сами собою.

Ю.И.Айхенвальд

2. Дать ответ на вопрос: какие стихотворения Ф.И.Тютчева вы узнали по использованным в тексте цитатам?

3. Выполните фонетический разбор слов

1 вариант - вспоминает

2 вариант - вселенной

Домашнее задание. Повторить основные понятия из раздела «Лексика».

Тема: Лексика. Переносное значение слова.

Цель: Углубление знаний учащихся о художественных средствах языка, основанных на

переносном значении слов.

Развитие навыка определения роли тропов в тексте художественного

произведения.

Ход урока.

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки

препинания.

Выполнить синтаксический разбор предложения.

Если путь прорубая отцовским м..ч..м

Ты соленые слезы на ус нам...тал

Если в жарком бою испытал что почем

Значит нужные книги ты в детстве читал!

(В.Высоцкий)

Подберите синоним к слову «намотал».

Почему в данном контексте это слово нельзя заменить

синонимом? (Оно употреблено в переносном значении.)

2.Сообщение темы и цели урока.

3. Углубление знаний учащихся о художественных средствах языка, основанных на переносном значении слов.

СКОЛЬКО НИ

Алгоритм.

НИ
НЕ

1 . Определи, для чего служит частица.

Для отрицания? Для усиления отрицания? Для утверждения?


В простом В сложноподчиненном

предложении? предложении?

НЕ НИ

1) Объяснительный диктант.

Сколько ни езжу я по нашим степям, как ни темны бывают иногда безлунные ночи, мне ни одного разу не случалось сбиться с дороги. Но зато однажды я испытал другое несчастье: меня неожиданно застиг буран в степи, и я познакомился со всеми его ужасами.

Нет ничего ужаснее этого степного страшилища, от которого не каждый человек может уйти невредимым, так как снежный прах обвивается, как змей, и душит все, что ни попадается ему на пути.

2) Индивидуальное задание. Выполнить синтаксический разбор указанного предложения.

Подберите синонимы к слову «буран».

Чем синонимы отличаются от антонимов?

Какую роль в тексте играет словосочетание «степное страшилище»? (Служит средством связи двух предложений.)

3. Усвоение нового материала.

1) Введение понятия «контекстуальные синонимы».

Могли бы мы без этого текста утверждать, что степное страшилище - это буран?

Такие синонимы, которые обозначают близкие по смыслу понятия только в определенном тексте, называются контекстуальными.

С какой целью используются контекстуальные синонимы?

(Для усиления впечатления, производимого бураном.)

Такой прием называется градацией.

2) Работа с учебником. Знакомство с видами синонимов.

4. Закрепление.

Различение видов синонимов. Упр. 44.

5. Самостоятельная работа.

Различение стилистических синонимов . Упр. 47.

6. Обобщение.

Что нового узнали о синонимах на уроке?

Назовите виды синонимов и приведите примеры.

С какой целью используется в текстеградация?

Домашнее задание. Упр. 45 и 46.

Тема: Антонимы. Роль антонимов в художественном произведении.

Цель: Углубление знаний учащихся об антонимах и их роли в создании

художественного образа.

Различение языковых и контекстуальных антонимов.

Развитие навыка анализа лексических средств выразительности.

Ход урока

1. Повторение пунктуации.

Составьте предложения со следующими оборотами.

Белый как бумага, как лебедь, как снег, как мел.

Красный как огонь, как кумач, как рак.

Почему нет знака препинания в записанных оборотах?

Продолжите запись устойчивых сравнений.

Легкий.... (как пушинка, как перышко)

Острый... (как бритва, как игла)

Прозрачный.. .(как зеркало, как стекло, как хрусталь)

Твердый.... (как камень, как железо, как сталь)

Черный.... (как жук, как смоль).

2. Опрос - повторение.

Что такое синонимы?

Какие виды синонимов вы знаете?

Как называется прием нагнетания синонимов в тексте?

3. Проверка домашнего задания.

4. Сообщение темы и цели урока.

5. Усвоение нового материала.

1) Наблюдение за использованием средств художественной выразительности в упражнении 52.

2) Работа с учебником. Стр.32.

6. Закрепление.

1) Упр. 94. Выписать синонимы и антонимы, указать

виды антонимов

2) Самостоятельная работа. Из упражнения 57 записать

первый абзац, Указать языковые и контекстуальные антонимы. Найти пример использования оксюморона.

7. Беседа.

Какой прием называется оксюмороном?

Что такое паронимы ? (стр. 32).

8. Закрепление. Упр. 54

8. Обобщение.

Что такое антонимы?

Какие разновидности антонимов вы знаете?

Какие приемы художественной выразительности связаны с употреблением антонимов?

Домашнее задание.Из текста стихотворения Ф.И.Тютчева «Осенний вечер» выписать примеры использования антитезы и оксюморона. Выполнить упражнение 56.

Тема: Исконно русская и заимствованная лексика

Цель: Углубление знаний учащихся о словарном составе русского языка.

Раскрыть роль старославянизмов в тексте художественного произведения.

Ход урока.

1). Осложненное списывание.

Удивительно что (не) смотря на множество самых различных обстоятельств обуславливающих изменения в языке язык меняется (не) очень сильно и сохр..няет свое единство. И это очень важно так как если бы язык (не)сохранил свое единство

то он (не) мог быть средством взаимопон..мания.

Индивидуальное задание.

2) Выписать из текста слова, правописание которых можно объяснить с точки зрения происхождения слова (единство, сохраняет).

Как можно объяснить правописание гласной в этом слове?

(В этом слове наблюдается неполногласное сочетание -РА, свойственное старославянскому языку.)

3. Беседа.

Что представляет собой словарный состав языка?

Как различить исконно русские слова и заимствованные?

4. Работа с учебником. Стр.34 – 37.

5. Закрепление.

Для чего нужно знать происхождение слова при анализе текста?

Выписать примеры использования старославянизмов. Указать их роль в оде М.В.Ломоносова.

2) Работа над текстом стихотворения Ф.И.Тютчева

«Предопределение».

Выписать примеры старославянизмов, указать,

какую роль они играют в тексте. Стр. 323.

(1) Приставка « пред» в слове «предопределение»;

2) Приставка «пре» в слове «предание»;

3) Неполногласное сочетание «ла» в слове «гласит»;

4) Употребление начальной буквы «е» в корне слова

«съединенье»;

5) Использование слова «рок» вместо слова «судьба».

Какую роль играет в тексте использование старославянизмов?

(Старославянизмы подчеркивают возвышенность чувств, они

используются в высоком стиле речи.)

Почему во второй строфе стихотворения отсутствуют

старославянизмы?

Высокий стиль речи неуместен, когда идет речь об обыденном. Поэтому во второй строфе используется, наряду с нейтральным стилем, разговорный стиль речи:

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец...

6. Обобщение.

Чему учились мы сегодня на уроке?

Какую роль в художественном произведении играет

использование старославянизмов?

Домашнее задание. Выписать из стихотворения Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»

(стр. 323) примеры использования старославянизмов. Указать на их роль в тексте.


Урок 10 (Урок - практикум)

Тема: Трудные случаи орфографии.

Цель: Подготовка к контрольному диктанту.

Повторение правописания Н и НН в суффиксах

прилагательных и причастий. Правописание НЕ и НИ.

Развитие навыка анализа языковых средств

выразительности.

Ход урока.

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Повторение правописания Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.

Используя примеры таблицы, рассказать

о правописании Н и НН.


2. 1) взъерошенный 1) взъерошены

2) сожженный 2) жженый (сахар)

жженный недолго нежженый

3) данный, решенный 3) раненый

4) невиданный, неслыханный 4) смышленый,

посаженый


3. Тренировочные упражнения.

Составить словосочетания, сделать синтаксический разбор двух словосочетаний.

2) Упр. 195. Сгруппировать примеры правописания Н и НН.

4. Повторение правописания НЕ с различными частями речи.

Работа с учебником. Стр. 95.

5. Закрепление.

2) Объяснительный диктант.

Берёзы, отражённые в воде,

Расплёсканные, белые стволы,

Зигзаги черные, мозаика листвы...

Березы, отраженные в воде,

Вы словно сны о юности мелькнувшей,

Колеблемые солнечной волной.

И не погладить ствол, и не сломать

Извилистую, трепетную ветвь...

Вас можно лишь ладонью расплескать.

Но стихнет рябь - вы снова предо мною,

Березы, отраженные в воде...

(Э.Дубровина)

Работа над языковыми особенностями текста.

Какую роль играют в тексте лексические средства выразительности?

В стихотворении «Березы, отраженные в воде...» используются лексические средства Эпитет «трепетную ветвь» подчеркивает хрупкость, нежность березки. Метафоры помогают представить образ деревца, отраженного в воде: «можно расплескать дерезы», мозаика листвы».

Используется в стихотворении и сравнение «словно сны», оно показывает изменчивый и смутный образ отраженных в воде берез.

6. Обобщение.

Какие орфограммы мы повторили на уроке?

Какие средства художественной выразительности мы отметили в стихотворении?

Домашнее задание. Подготовка к контрольному диктанту по материалам упражнений 197,198.

Тема: Контрольный диктант по теме: «Лексические средства художественной

выразительности».

Цель: Контроль знаний учащихся по орфографии и пунктуации.

Проверка умения находить в тексте лексические средства

художественной выразительности.

Ход урока.

1. Контрольный диктант.

Отряд, назначенный в набег, состоял из четырех батальонов пехоты, двух сотен казаков и восьми орудий. Колонна шла по обеим сторонам дороги непрерывной цепью. Спускаясь и поднимаясь по балкам, шли егеря в высоких сапогах и папахах,

с ружьями на плечах и патронами на перевязи. Как всегда, отряд двигался по неприятельской земле, соблюдая возможную тишину. Только изредка позвякивали встряхнутые орудия, или не понимающая приказа о тишине фыркала и ржала лошадь, или хриплым сдержанным голосом кричал рассерженный начальник на своих подчиненных за то, что цепь или слишком растянулась, или слишком близко или далеко идет от колонны. Один раз только тишина нарушалась тем, что из небольшой колючки, находившейся между цепью и колонной, выскочила коза с белым брюшком и серой спинкой и такой же козел с небольшими, на спину закинутыми рожками.

Красивые испуганные животные большими прыжками, поджимая передние ноги, налетели на колонну так близко, что некоторые солдаты с криками и хохотом побежали за ними, намереваясь заколоть их штыками, но козы поворотили назад, проскочили сквозь цепь и, преследуемые несколькими конными и ротными собаками, как птицы, помчались в горы.

Еще была зима, но солнце начинало ходить выше, и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошел уже верст десять, пригревало так, что становились жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блестки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек, как маленькие солнца.

Позади была только что перейденная отрядом быстрая чистая речка, впереди - таинственные черные горы, покрытые лесом, за черными горами - еще выступающие скалы, и на высоком горизонте - вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы.

2. Выписать из текста примеры использования лексических средств художественной выразительности.

Домашнее задание. Повторить все орфограммы, связанные с написанием имен существительных. Выполнить упражнение 135.

Тема: Морфология и орфография. Имя существительное. Роль детали в тексте художественного произведения.

Цель: Повторение правописания имен существительных. Развитие навыка определения роли детали в тексте.

Ход урока.

1. Анализ контрольного диктанта.

2. Работа над ошибками в диктанте.

4. Повторение изученного об имени существительном.

1) Беседа.

Что такое существительное?

Назовите основные значения имен существительных.

Какие морфологические признаки имеют имена существительные?

2) Проверка домашнего задания.

3) Индивидуальное задание.

Выполнить морфологический разбор существительного

«интеллигенция».

5. Закрепление.

1).Работа с текстом упражнения 139.

Индивидуальное задание. Сгруппировать слова с пропущенными буквами по орфограммам.

2). Наблюдение за ролью детали в характеристики героев произведения.

На какие детали обращает внимание читателя автор?

Как эта деталь характеризует героиню?

Какую еще деталь использует Тургенев, представляя нам героиню?

На Одинцовой надето простое утреннее платье. Эта деталь подчеркивает простоту героини.

6. Предупреждение ошибок в использовании имен существительных.

Поэтом Пушкиным, городом Пушкином, компози­тором Бородиным,

гордиться победой под Бородином,

интересоваться Герценом и Байроном.

Как объяснить разницу в употреблении вариантов творительного падежа?

Русские фамилии в творительном падеже оканчиваются на - ЫМ, а иностранные - на - ОМ. Имена собственные неодушевленные, образованные от фамилий, также имеют окончание - ОМ: писателем Чеховым , но городом Чеховом .

7. « Подумай и ответь».

Какую гласную следует написать в окончании?

Бородищ.., болотищ.., домищ.., сапожищ.., грязищ..

В именах существительных с суффиксом – ИЩ мужского и среднего рода пишется окончание -Е, а женского рода – А).

Одинаковое ли окончание в словах:

Зубил. и зубрил..?

Одушевленные имена существительные мужского рода после суффикса -Л- имеют окончание -А,а неодушевленные - О.

8. Обобщение.

Что узнали нового?

Какую роль играют в тексте художественного произведения детали?

Домашнее задание. Упр. 163.

Тема: Имя прилагательное.

Роль эпитетов в тексте художественного произведения.

Цель: Повторение правописания имен прилагательных.

Развитие навыка определения роли эпитетов в

тексте художественного произведения.

Ход урока.

1. Повторение орфографии и пунктуации. Объяснительный диктант.

Солнце скрылось за притихший сад, покинуло пустую гостиную, где оно радостно блистало весь день, а теперь только последний луч одиноко краснеет в углу на паркете, но как мучительна его безмолвная печальная прелесть.

Найдите прилагательные в предложении, укажите их синтаксическую роль.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Повторение.

1) Беседа.

Что вы помните об имени прилагательном?

Какую роль играют прилагательные в тексте художественного произведения?

Что такое эпитеты?

2). Выписать из предложения эпитеты, указать их роль в предложении.

« Притихший сад», «солнце радостно блистало» – эти эпитеты используются как антитеза, потому что в предложении противопоставляются картины дня и вечера и подчеркивается чувство грусти. Кроме того, эпитет «одиноко краснеет» указывает и на чувство одиночества.

Как можно понять словосочетание «печальная прелесть»?

Употребление рядом взаимоисключающих понятий в тексте художественного произведения называется оксюмороном .

С какой целью оксюморон используется в данном предложении?

4. Индивидуальное задание.

1) Выписать из предложения словосочетания

«прилагательное + существительное» и выполнить

синтаксический разбор одного словосочетания.

2) Определить способ образования прилагательных

безмолвная, печальная.

Разобрать по составу слово «гостиная» и указать способ образования этого слова.

Способ образования этого слова - неморфологический, это переход слова из одной части речи в другую.

5. Углубление знаний о правописании и употреблении имен прилагательных.

1) Работа с учебником. Стр. 75.

Образовать краткую форму от прилагательных: Дружественный - дружествен, блаженный - блажен (искл.), обыкновенный - обыкновенен, мгновенный - мгновенен...)

Когда в кратком прилагательном мужского рода употребляется форма на - ЕНЕН?

3) Упр. 153 . Определение стилистической роли кратких прилагательных в тексте.

В 1 тексте краткие прилагательные (дика, печальна, молчалива) помогают почувствовать оттенок мягкости, нежность в описании героини; во втором тексте краткие прилагательные (высока, стройна, бела, горда, ломлива, своенравна, ревнива)

подчеркивают высокомерие, бездушие царицы; в третьем тексте прилагательные

(молчалив, красноречив, небрежен, не стыдлив и дерзок) помогают почувствовать

противоречивость характера героя.

Обратите внимание на звуковое оформление кратких прилагательных.

Какой прием используется в текстах?

Аллитерация: в первом тексте - на «л», во втором – на «р», а в третьем тексте - на «л и «р».)

6. Обобщение

Что мы сегодня повторили на уроке об имени прилагательном?

Какую роль играют в тексте имена прилагательные

полные и краткие?

Домашнее задание. Проанализировать средства художественной выразительности

в упражнении 161(ч.1).

Тема: Числительные и местоимения.

Роль анафоры в художественном произведении.

Цель: Повторить правописание окончаний числительных,

НЕ и НИ с местоимениями.

Знакомство с использованием анафоры в

художественном произведении.

Ход урока

1. Повторение орфографии. Составить словосочетания с записанными словами.

(По) тому (за) тем

То (же) что(бы)

Как различать местоимения и омонимичные слова?

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Повторение правописания окончаний числительных.

2) Работа с учебником. Стр. 81.

3)Редактирование. Переписать, устранить ошибки.

Пяти десятью учениками, к девяносто пяти прибавить

семсот четыре, о шестистах книгах.

4. Различение местоимений и союзов.

Определите, какой частью речи является в следующих предложениях слово «что».

В одной из поэтичнейш. (древне) греческих легенд рассказывается, что бог войны однажды не смог отправиться в поход, потому что в его шлеме свила гнездо и вывела

птенцов белая голубка. Перед дорогой хорошо подумай, что тебе пригодится в пути.

В первом предложении используются подчинительные союзы «что» и «потому что». Во втором предложении используется местоимение «что», которое выполняет роль союзного слова, потому что на него падает логическое ударение и оно является

членом предложения.

К какому разряду относится местоимение «что»?

Это относительное местоимение, оно используется в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными и местоименно-определительными.

5. Индивидуальное задание.

Указать разряды местоимений.

6. Углубление знаний об использовании местоимений в тексте

художественного произведения. Упр. 168.

Найдите местоимения в стихотворениях Пастернака и Фета.

Какую роль они играют в стихотворениях?

В стихотворении Пастернака слово «это» является указательной частицей, которая играет роль анафоры - единоначатия. Поэт заостряет внимание читателя на разнообразии ассоциаций, которые вызывает град.

В стихотворении Фета используются указательные местоимения «это», «эта», «этот», «эти», которые чередуются в стихотворении и так же, как и в стихотворении Пастернака, играют роль анафоры. Последняя строка стихотворения завершает и обобщает все, что связано с приметами весны. В ней используется указательная частица «это».

Как отличить указательное местоимение от указательной частицы «это»?

Что такое анафора?

Анафора, или единоначатие, - стилистическая фигура, состоящая в повторении слов, звуков, фраз. Различают словесную анафору, состоящую из повторения слов:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид...

Анафора может быть звуковой, с повторением отдельных созвучий:

Черноглазую девицу, Черногривого коня!

Встречается анафора синтаксическая, в которой повторяются фразы, предложения или словосочетания:

Почему как горячее жало

Чуть заметно впивается в грудь?

Почему мне так воздуху мало,

Что хотел бы глубоко вздохнуть?

7. Обобщение.

Что мы сегодня повторили на уроке? Что узнали нового?

Какую роль играет анафора в тексте художественного произведения?

Домашнее задание.

Выписать примеры словесной, звуковой и синтаксической анафоры из стихотворений Ф.И.Тютчева.

Тема: Глаголы. Роль глаголов в тексте типа «повествование».

Цель: Повторение правописания суффиксов и окончаний

глаголов.

Различение глаголов в изъявительном и повелительном

наклонении.

Развитие навыка анализа морфологических особенностей текста

художественного произведения

Ход урока.

1. Повторение орфографии и пунктуации.

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

Индивидуальное задание:

Выполнить синтаксический разбор второго предложения.

И бунт..т и клокоч..т

Хлещ..т свищ, .т и ревет

И до звезд допрянуть хоч..т

До (не)зыбл..мых высот...

Ад ли адская ли сила

Под клокочущим котлом

Огнь геенский разложила -

И пучину взворотила

И поставила (в) верх дном?

(Ф.И.Тютчев. Море и утес)

Слова какой части речи преобладают в этой строфе?

Какую роль они играют в раскрытии образа бушующего моря?

Обилие глаголов передают беспрерывность действия. Благодаря использованию глаголов, мы видим изменяющуюся картину моря.

С помощью глаголов передается усиление шторма.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Повторение правописания глаголов.

1) Какая разница в значении слов:

обезлюдел и обезлюдил

обледенел и обледенил?

Суффикс -Е- указывает на то, что действие совершал сам

предмет или лицо, а суффикс -И- указывает, что действие совершено было над предметом или лицом.

2) Составить предложения, чтобы выявилось значение этих слов.

Многие села в последние годы обезлюдели, потому что молодежь уехала в город. В годы Великой Отечественной войны фашисты обезлюдили много сел и деревень.

3) Различение глаголов в изъявительном и повелительном

наклонении.

Запишите слово « вытр..те» в изъявительном и повелительном наклонении.

Объясните написание.

4. Закрепление.

Объяснительный диктант.

Если выйдете утром в степь по высокой колючей траве, целые стаи чутких птиц на крыло поднимете. Выйдите поутру на большой залив, посмотрите, что там делается.

5. Работа с текстом.

Определить роль глаголов в тексте упражнения 179.

В стихотворении C.Есенина используются глаголы в повелительном и изъявительном наклонении. Глаголы повелительного наклонения употребляются вместе с именами существительными, которые являются обращениями.

Обилие глаголов, имеющих разговорную окраску, помогает почувствовать открытость и простоту чувств лирического героя. Стремление его к счастью выряжается в глаголах будущего времени:

Пусть несется песня к милой до порога.

Пусть она услышит, пусть она поплачет...

Мы видим, что лирический герой не верит в свое счастье. Там, где передаются чувства героя, вовсе нет глаголов:

Где ты, моя радость? Где ты, моя участь?

На примере этого стихотворения мы можем убедиться, что глаголы в художественном произведении могут передавать не только движение, действие, но и различные чувства лирического героя.

7. Обобщение.

Что мы повторили на уроке?

Какую роль играют в тексте художественного

произведения глаголы?

Домашнее задание.

Повторить образование причастий и деепричастий.

Выполнить упражнение 180.

Тема: Причастия и деепричастия.

Их роль в художественном произведении.

Цель: Повторить правописание причастий и деепричастий и пунктуацию при

обособленных определениях и обстоятельствах.

Раскрыть роль причастий и деепричастий в тексте художественного

произведения.

Развитие навыка анализа морфологических средств художественной

выразительности.

Ход урока.

1. Повторение орфографии.

Объяснительный диктант.

Всюду, куда ни взглянешь, стелется над землей легкий пар; на песчаных буграх, которые сами собой давно обезлесели, мало – помалу подсохли проталинки, и только на давно не езженной дороге синеют лужицы последней снеговой воды.

2. Сообщение темы и цели урока

3. Проверка домашней работы.

4. Опрос- повторение.

Какие формы глагола называют особыми формами?

Что общего у глагола и причастия?

Что общего у глагола и деепричастия?

5. Повторение правописания причастий и деепричастий.

Выписать из текста причастия и деепричастия вместе с определяемыми словами.

Выполнить морфемный и морфологический разбор одного причастия и одного

деепричастия.

6. Определение роли причастий и деепричастий в тексте.

Причастия обозначают признак действия, а деепричастия - добавочное действие. Благодаря использованию причастий и деепричастий, изображение событий получается более полным.

Причастия и деепричастия поясняют основное действие, делают повествование объемным: «двинется, рассекая волны», «соберется много народу, удивляясь и ахая».

Определить роль деепричастий в тексте упражнения 187.

Деепричастия не только поясняют способ действия, но и подчеркивают динамику событий. Деепричастия несовершенного вида, благодаря наличию открытых слогов, способствуют созданию впечатления длительности действия. Сравните: шипит и шипя.

7. Обобщение.

Что мы повторили сегодня на уроке?

Какую роль играют в тексте художественного произведения

причастия и деепричастия?

Домашнее задание. Упр. 185. Определить роль деепричастий в тексте.

Тема: Наречия. Роль наречий в тексте.

Цель: Повторение правописания наречий.

Углубление знаний учащихся о видах связи предложений в тексте.

Развитие навыка определения роли морфологических средств

художественной выразительности.

Ход урока.

1. Повторяем орфографию и пунктуацию.

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Далеко прот..нувшись от (не)высокого но обрыв..стого

берега в спокойно дремл..щую реч..нку проп..давш..

(в) дали золотится песча(н,нн)ая отмель. Живым серебром

простирается до другого берега вода а ветер насто. (н,нн)ый

на пол.вых травах едва пр..метно колебл..т молодую

пор..сль стел..щуюся по карнизам крутого берега.

Индивидуальное задание.

Выполнить синтаксический разбор первого предложения

и морфологический разбор причастия и деепричастия.

2. Стилистический эксперимент. (Устная работа)

Попробуйте изменить текст, убрав из него наречия.

Чем отличается получившийся текст от записанного?

Какую роль играют в тексте наречия?

3. Сообщение темы и цели урока.

4. Повторение изученного о наречии.

1) Способы образования наречий. Упр. 189.

2) Правописание Н и НН в суффиксах наречий.

Различение наречий, кратких прилагательных и кратких причастий.

Объяснительный диктант.

Стадо испугано, выглядел испуганно, говорил раздраженно, наказание заслуженно, смотрел рассеянно, зерно рассеяно, путано отвечал.

5. Самостоятельная работа.

Этот рассказ возвращает читателя (зрителя) к сквозному пространственному образу драмы. В развернутой реплике Мечеткина актуализируется образная параллель «жизнь - перестраиваемый дом», которая с учетом символических смыслов, присущих ключевому пространственному образу пьесы дом, может быть интерпретирована как «жизнь-обновление», «жизнь - постоянная работа души», наконец, как «жизнь - переустройство мира и себя в нем».

Характерно, что слова ремонт, ремонтировать регулярно повторявшиеся в первом акте, исчезают во втором: в центре внимания уже «переустройство» души персонажей. Интересно, что историю старого дома рассказывает именно «жующий» Мечеткин: суетность комического героя подчеркивает обобщающий смысл притчи.

В финале драмы преобразуется пространство большинства ее героев: готовится покинуть Чулимск Пашка, уходит в тайгу старик Еремеев, однако для него открывает свой дом Дергачев (Места для тебя всегда хватит), расширяется пространство Шаманова, который принимает решение поехать в город и выступить на суде. Валентину, возможно, ждет дом Мечеткина, однако действия ее неизменны. Драма Вампилова строится как пьеса, в которой меняется внутреннее пространство персонажей, но сохраняет свою устойчивость пространство внешнее.

«Задача художника, - заметил драматург, - выбить людей из машинальности» . Эта задача и решается в пьесе «Прошлым летом в Чулимске», которая по мере ее прочтения перестает восприниматься как бытовая и предстает драмой философской. Этому во многом способствует система пространственных образов пьесы.

Вопросы и задания

1. Прочитайте пьесу Л. Петрушевской «Три девушки в голубом».

2. Выделите основные пространственные образы драмы, определите их связи в тексте.

3. Укажите языковые средства, которые выражают в тексте пьесы пространственные отношения. Какие из этих средств, с вашей точки зрения, особенно значимы для создания художественного пространства драмы Л. Петрушевской?

4. Определите роль образа дома в образной системе драмы. Какие смыслы он выражает? В чем проявляется динамика этого образа?

5. Дайте обобщающую характеристику пространства драмы. Как моделируется пространство в тексте этой пьесы?

Адекватная интерпретация художественного текста, даже если его филологический анализ не выходит за пределы текстовой данности, не может не учитывать авторскую позицию, или авторскую модальность, так или иначе выраженную в произведении.

Авторское отношение к изображаемому сравнительно редко находит отражение в прямых оценках, но проявляется на разных уровнях системы текста. Так, на содержательном уровне оно прежде всего выражается через семантические доминанты (напомним, что доминанта - тот «компонент произведения, который приводит в движение и определяет отношения всех прочих компонентов») и особенности мотивной структуры. Именно поэтому в процессе филологического анализа текста важно выявить ключевые слова текста и рассмотреть наиболее частотные в нем лексические единицы, отражающие особую значимость для авторского сознания обозначаемых ими понятий, в аспекте их семантических трансформаций, сочетаемости и позиционного распределения.

С доминантой текста (тематической, композиционной, концептуальной, эмоциональной!), обычно связано заглавие художественного произведения, которое занимает сильную позицию и не случайно рассматривается исследователями как «аббревиатура смысла» всего текста, как отражение собственно авторской интерпретации.

Выделение значимых для понимания произведения смыслов, как уже отмечалось, осуществляется повторами, функции которых многообразны. Регулярно повторяющимися элементами текста всегда являются имена собственные, которые приобретают мотивированность в структуре целого и, выбранные автором, выражают его позицию. Их рассмотрение позволяет выявить особенности авторского отношения к персонажам и систему их связей в тексте, более того, анализ семантики и символических смыслов, присущих именам собственным, в ряде случаев дает возможность рассмотреть специфику авторской модели мира.

Разумеется, авторская модальность проявляется и в архитектонике текста, и в структуре его повествования, и в своеобразии его пространственно-временной организации, которая всегда отражает особенности авторского мировосприятия. Однако для конкретного аспектного анализа в этом разделе мы выбрали рассмотрение именно заглавий, ключевых слов произведения и имен собственных, поскольку внимание к ним в процессе «медленного чтения» особенно важно для интерпретации текста.

Своеобразие же текстов драматургии проявляется в том, что прямое выражение авторской позиции в них предельно ограничено. Единственным способом непосредственного проявления авторского «голоса» в них служат список действующих лиц, ремарки, которые в процессе эволюции из чисто служебного элемента превратились в значимый компонент текста. Именно поэтому ремарки в текстах драматургии требуют особого рассмотрения: их структуру, типы, связь с основным текстом необходимо учитывать в процессе филологического анализа драмы.

Обратимся к характеристике выделенных способов выражения авторской позиции.

Заглавие художественного текста: признаки, типы и функции

Одним из важнейших компонентов текста является его заглавие. Находясь вне основной части текста, оно занимает абсолютно сильную позицию в нем. Это первый знак произведения, с которого начинается знакомство с текстом. Заглавие активизирует восприятие читателя и направляет его внимание к тому, что будет изложено далее. Заглавие - «это компрессированное, нераскрытое содержание текста. Его можно метафорически изобразить ввиде закрученной пружины, раскрывающей свои возможности в процессе развертывания» .

Заглавие вводит читателя в мир произведения. Оно в конденсированной форме выражает основную тему текста, определяет его важнейшую сюжетную линию или указывает на его главный конфликт. Таковы, например, заглавия повестей и романов И. С. Тургенева «Первая любовь», «Отцы и дети», «Новь».

Заглавие может называть главного героя произведения («Евгений Онегин», «Обломов», «Анна Каренина», «Иванов») или выделять сквозной образ текста. Так, в повести А. Платонова «Котлован» именно слово котлован служит формой ключевого образа, организующего весь текст: в котловане люди затеяли «посадить... вечный, каменный корень неразрушимого зодчества» - «общепролетарское здание, куда войдут на вечное справедливое поселение трудящиеся всей земли». «Здание» будущего оказывается страшной утопией, пожирающей своих строителей. В финале повести с образом котлована прямо связаны мотивы смерти и «адской пропасти»: ...все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована». Котлован становится символом губительной утопии, отчуждающей человека от природы и «живой жизни» и обезличивающей его. Обобщающий смысл этого заглавия раскрывается в тексте постепенно, при этом семантика слова «котлован» расширяется и обогащается.

Заглавие текста может указывать на время и место действия и тем самым участвовать в создании художественного времени и пространства произведения, см., например, такие заглавия, как «Полтава» А.С. Пушкина, «После бала» Л.Н. Толстого, «В овраге» А.П. Чехова, «Ущелье» И.А. Бунина, «Петербург» А. Белого, «Улица св. Николая» Б. Зайцева, «Осенью» В.М. Шукшина. Наконец, заглавие произведения может содержать прямое определение его жанра или косвенно указывать на него, вызывая у читателя ассоциации с конкретным литературным родом или жанром: «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.


Следующий этап – отражение позиции автора текста на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой (автор считает:, позиция автора такова:, автор выступает против: и т.д.). Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? Как он предполагает решить поставленную проблему?

Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»

Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д.

Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор, скорее всего, не одобряет такого героя и его отношение к жизни.

Основная мысль текста заключается в том, что…

В тексте доказывается мысль о том, что...

Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем:{если текст публицистический, то авторская позиция – это ответ на поставленный самим автором вопрос. Тогда можно процитировать ту часть текста, в которой, по вашему мнению, ясно определяется авторская позиция}.

Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, так как текст художественный, NN не даёт готового решения вопроса о том, что … Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решения проблемы. И всё-таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, какими изобразительно-выразительными средствами он рисует картину действительности{если вы пишете об этих средствах, обязательно назови, обратись к рецензии, к заданию В8, но только если уверен в правильности его решения}, я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается в следующем:…

Посвящает свою статью;

Полемически заостряет проблему;

Эмоционально воздействует на читателя;

Делает читателя своим союзником;

Образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);

Раскрывает сущность поставленных проблем;

Точно формулирует мысль;

Заставляет читателя задуматься над проблемой;

Показывает злободневность рассматриваемой им проблемы;

Пытается найти причины негативных (позитивных) явлений;

Убеждает читателя в правоте своей позиции;

Пытается найти в читателе единомышленника;

Ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения;

Пишет интересно и ново о старых проблемах;

Говорит с тревогой о наболевших проблемах;

Открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

Также можно использовать следующие речевые клише:

ОдобрениеНейтральная позиция (констатация фактов)Порицание, осуждение



Просмотров