Способность системы создавать все необходимые. Тест по обществознанию. Общество как сложная динамичная система. Основные типы общественной деятельности

Конструктор должен иметь определенные знания, навыки и умения конструирования, которые.должны быть направлены на создание определенной конструкции. В конечном счете созданная конструкция должна соответствовать всем требованиям, которые предъявлялись к ней в начале проектирования. Кроме того, конструктор должен обладать качествами, способствующими творческому процессу.

Знания - есть система понятий, усвоенных человеком. Объем и качество знаний, необходимых конструктору, определяются его квалификационными характеристиками и делятся на две группы.

К первой группе относятся общие знания, которые необходимы для проектирования любых машин. Сюда входит весь комплекс политехнических знаний, лежащих в основе квалификации инженера: например, сопротивление материалов, теоретическая механика, детали машин, металловедение и т. д.

Ко второй группе относятся специальные знания, связанные со специфическими условиями работы проектируемой машины. Сюда входят знания технологических, конструкторских и эксплуатационных особенностей той отрасли, к которой относится новое изделие.

При проектировании машин и оборудования пищевой промышленности, например, требуется знать технические приемы и устройства обеспечения гигиенических требований к изготовляемой продукции; при проектировании летательных аппаратов - приемы обеспечения минимальной массы и максимальной надежности и т. д. Кроме того, требуется знать основные типовые конструкции отрасли, характеризующие существующий уровень техники и направления перспективного развития. К этой группе знаний относятся также знания конкретных возможностей производства, изготовляющего новое изделие.

Если общие знания инженера-конструктора являются универсальными и могут находить применение в любой отрасли производства, то специальные знания теряются при переходе на работу в другую отрасль и другие проектные организации. В этом случае требуется переквалификация конструктора, соответствующая новым условиям работы.

Навыки и умение конструирования основываются на знаниях и формируются в процессе практической деятельности. Знания и понимание своего дела, правильная методика его выполнения позволяют конструктору приобрести те качества личности, которые ведут к мастерству и успеху. Навык - это способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматически, без специально направленного на них внимания. Умение - это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять свою работу.

После проектирования определенных деталей машин, механизмов и изделий при повторном их выполнении конструктор обычно справляется со своими задачами значительно быстрее и с меньшим умственным напряжением. Таким образом, знания, навыки и умение способствуют процессу проектирования. Однако кроме указанных качеств конструктор должен обладать определенными профессиональными способностями, которые выявляются в процессе конструирования и способствуют успешному созданию новых машин. Профессиональные способности - это совокупность достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся под влиянием воспитания индивидуальнопсихологических качеств личности человека. Для конструктора наиболее важны следующие профессиональные способности.

Техническое мышление - способность использовать весь комплекс политехнических знаний для осознания сущности технических систем и быстрой ориентации во всех технических вопросах. Развитое техническое мышление позволяет быстро понять принцип работы неизвестных ранее машин и отдельных ее узлов и механизмов, ориентироваться в общей схеме и во взаимодействии частей конструкции. Техническое мышление позволяет воспринимать любую машину как синтез функциональных узлов, определять ее назначение и находить причины неполадок в работе.

Пространственное воображение имеет решающее значение в работе конструктора. Способность пространственного воображения позволяет составлять и читать чертежи. Простейший случай применения пространственного воображения - составление ортогональных проекций реального пространственного изделия. Подобную задачу конструктор решает при составлении чертежей деталей действующих машин для проведения ремонтных работ и восстановления изношенных и вышедших из строя деталей. В процессе проектирования новых изделий конструктор изготавливает чертежи деталей и узлов, реально не существующих, но воображаемых им. Воображение сложной машины, механизма и узла, которые расположены в пространстве, требует постоянной тренировки и некоторого опыта. Конструктор должен представить себе координаты расположения этих механизмов и узлов и их кинематические и конструкторские связи. Нередко допускаются ошибки в конструкции машины, связанные

с отсутствием пространства для крайних положений механизмов или отсутствием возможности сборки деталей и механизмов внутри тесных корпусов. Данные ошибки вызваны отсутствием пространственного воображения.

Пространственное воображение необходимо для чтения чертежей, когда из плоских проекций требуется вообразить пространственное тело со всеми особенностями его устройства и формы. Как и любая способность, пространственное воображение может быть улучшено человеком при помощи практических занятий. Это достигается решением задач начертательной геометрии и изучением чертежей разных конструкций. Как показывает практика, не все люди могут развить пространственное воображение до необходимой конструктору степени, поэтому проверка на пространственное воображение является лимитирующей проверкой при определении профессиональной пригодности конструкторов.

Творческие способности позволяют конструктору создавать новые, оригинальные машины. Решая поставленную задачу, конструктор может идти двумя путями: 1) применить известные типовые решения, общепринятые схемы; 2) решить задачу творчески, стремиться все элементы конструкции выполнить по-новому, своеобразно. Эти направления и определяют труд конструктора, с одной стороны, как технического работника, выполняющего заранее разработанные технические схемы, и с другой - как творческого работника, создающего новые конструкции на изобретательском уровне.

Преобладание творческих способностей у конструкторов нередко вызвано не только объемом приобретенных знаний и накопленного опыта, но и особенностью склада личности. Особенно ценны такие работники для разработки технического задания и в начальных стадиях проектирования или в случаях, когда поставленная задача требует новаторского, нетипового решения. Однако творческие личности меньше всего считаются с реальными условиями и ограничениями. Ценя теоретические и эстетические аспекты, они не всегда считаются с экономическими и социальными. Они с подъемом работают на этапе создания принципов конструкции, в решении коренных вопросов разработки. Когда же эти вопросы в основном решены, у них резко уменьшается интерес к ним. Если конструкторам с яркой творческой направленностью личности приходится решать вопросы конструкторского труда, 206 носящие рутинный характер, они выполняются небрежно, халатно. В результате конструкция может получиться некачественной, неработоспособной, несмотря нз ее оригинальность и прогрессивность замысла.

Отсутствие ярких творческих способностей вовсе не означает, что конструктор не может заниматься разработкой изделий. При знании типовых конструктивных элементов машин, стандартов и методов конструирования он может разработать новую технику средней сложности и работать под управлением более способного специалиста. Основной объем работы конструктора никак нельзя назвать творческим. Разработка рабочей документации - труд кропотливый, в котором больше всего ценятся конструкторы-исполнители. Кроме рассмотренных способностей, позволяющих оценить деловые качества и творческий потенциал конструктора, имеется ряд характеристик творческой личности, влияющих на количественные и качественные показатели выполняемой работы.

Изобретательность - один из видов творческих способностей, это умение создавать новые, полезные в каждом конкретном случае технические решения. Изобретательности способствует чувство нового, направленный труд на принципиально новое решение проблемы. Изобретательность особенно высокоэффективна в сочетании с творческой активностью работника.

Готовность воспринять новое, необычное - умение анализировать, отбирать и использовать в разработках новое, не бояться отказываться от старых, привычных технических решений.

действует формальная и порой необоснованная критика со стороны руководителей разработчика.

Быстрота мыслительного процесса обеспечивает продуктивность умственной деятельности.

Гибкость мышления характеризует продуктивное переключение мыслительного процесса на другие проблемы и при этом не наносит ущерба ранее решаемым вопросам.

Умение направлять внимание на решение главных проблем. Внимание - направление психической деятельности в определенном направлении, связанным с выполняемой работой. Чем больший интерес проявляется к выполняемой работе, тем меньше требуется усилий для концентрации внимания на ней.

Способность наблюдать - способность обращать внимание на то, что связано с достижением поставленной цели. Выявление главного, существенного в объекте исследований, оценка его полезности дает возможность выработать технические решения на их основе и применить эти наблюдения в новых разработках.

Развитая профессиональная память , большая ее емкость, позволяет быстрее решать конструкторские задачи. В экономном использовании памяти важное значение имеет организация процесса запоминания. Для разгрузки памяти целесообразно использовать картотеки интересующих решений, делать записи данных, наброски компоновок, конструктивных решений, схем.

Умение проводить инженерный анализ означает умение поэлементно расчленять конструкцию на отдельные детали, процесс - на отдельные операции и движения для их детального изучения. Инженерный анализ позволяет оценить варианты и сравнить их.

Зрелость суждений - способность логически мыслить, принимать здравые решения. Зрелость суждений характеризуется умением видеть перспективу и правильно использовать полученные данные.

Умение принимать решения - умело использовать результаты инженерного анализа и выбирать конструкцию с оптимальными показателями.

Наличие собственной точки зрения - выработка привычки во всех вопросах, с которыми приходится сталкиваться, создать свой собственный вариант или свою оценку вопроса, даже тогда, когда ситуация этого не требует. Выработанная точка зрения должна основываться на объективных данных.

Характеристика

Значи- мость приз- нака, %

Деловые качества

Профессиональная компетентность

Уровень зияний. Получение общего и специального образовании. Соответствие образования профилю выполняемой работы. Широта кругозора и общая эрудиция. Опыт работы по данной специальности. Способность научно и творчески мыслить и действовать. Способность логично и четко излагать свои мысли. Повышение квалификации и знаний

Ответственность за выполняемую работу

Работник не избегает ответственности, а стремится к ее повышению. Ответственность основана на интуиции реальной ситуации или техническом расчете

Самостоятельность и инициатива

Способность к восприятию и переработке разнообразной информации. Работник самостоятельно принимает решения по разным техническим вопросам, не нуждается в поддержке авторитетов. Решения сразу принимаются оптимальными для данной ситуации

Способность решать новые вопросы и использовать новые методы в работе

Работник легко познает и осваивает новые методы работы, новые сферы инженерной деятельности. Работник разумно решает вопросы применения новых методов в своей работе. Способность работать нешаблонно, творчески. Умение научно и творчески мыслить и действовать. Участие в рационализаторской и изобретательской работе

Работоспособность

Способность к сосредоточенной, продуктивной работе на весь период деятельности. Психологическая уравновешенность. Усидчивость

Способность организовать и спланировать свой труд

Внутренняя собранность, уменение сосредоточить внимание на главном. Способность рационально организовать свои разработки. Знание стадий разработки. Способность создать четкий порядок в работе

Способность поддерживать контакты с людьми

Психологическая совместимость работника в коллективе. Активность в совместной работе, уменение коллективно генерировать идеи. Работник является инициатором соревнования. Способность поддерживать контакты с людьми (сотрудниками). Личное обаяние, доброжелательность, готовность помочь товарищу

Таблица 7.1 Признаки, определяющие творческий вклад конструктора

Характеристика

Значи- мость приз- нака, %

Результаты труда

Качество выполняемых работ

Высокий техггический уровень конструкторских решений, в разработке использованы научные достижения. Высокая степень стандартизации и унификации, разработки перспективные, экономически обоснованные. Разработка безошибочная, аккуратная. Разработки соответствуют заданиям и требованиям правил и стандартов

Соблюдение срока выполнения задания

Работник выполняет в назначенный срок свои задания и старается их выполнять досрочно. После выполнения плановых заданий работник охотно берет дополнительную работу

Число выполняемых работ

Число выполненных плановых и внеплановых заданий. Творческая активность работника, его рационализаторская и изобретательская деятельность, достигнутый экономический эффект

Сложность выполняемых функций

Степень новизны и элемент творчества

Работник все задания выполняет творчески. Рабочий принцип разработок выполняется своеобразно, на уровне изобретений. Разработки являются обобщением мирового уровня, заимствованного из технической информации

Степень ответственности

Количество (массовость) изготовляемых изделий по разработанной документации. Функциональная ответственность разработанных изделий

Степень сложности конструкторских разработок

Степень сложности конструкторской документации в зависимости от сложности проектируемого изделия. Полнота отработки конструкторской документации. Число технико-экономических расчетов проекта

Степень разнообразия работ

Проектирование изделий разной сложности и специализаций. Выполнение разных этапов конструкторских разработок

Способность выражать свои мысли правильно и ясно как в письменной, так и в устной форме. Это связано со способностью к логическим обобщениям, с умением делать необходимые заметки и принимать участие в обсуждениях, а также отчитываться по результатам своей работы.

Инициативность конструктора говорит об умении заставлять себя работать и отказываться от легких путей в решении вопросов, если это повлечет за собой ухудшение качества. Об инициативности говорит тот факт, что в целях создания более качественной конструкции изделия конструктор решает вопросы, не предусмотренные техническим заданием.

Готовность к напряженной работе говорит о способности конструктора отдавать всего себя решению определенного вопроса. Готовность к труду перерастает в склонность к труду, к увлеченности. Эта готовность способствует решению всех вопросов до конца.

Широкий кругозор конструктора означает, что он имеет принципиальные знания не только по своей специализации, но и по многим, связанным с этой специализацией вопросам. Как правило, широкий круг интересов обеспечивает широкий кругозор.

Дисциплинированность характеризует точность выполняемых конструктором руководящих распоряжений, его старательность и трудолюбие. Критериями определения творческого вклада конструкторов в разработках служат признаки (табл. 7.1).

Основные сферы социальной жизни

Материальная сфера. Ее своеобразие состоит в том, что она призвана создавать определенные вещи необходимые для удовлетворения материальных потребностей людей. Основной фигурой является работник физического труда. Трудом работников добывается сырье, создаются машины и механизмы, все необходимое для удовлетворения производственных нужд. В ней создается то, что необходимо людям в повседневной жизни.

Духовная сфера. Здесь производятся не вещи, а идеи, образы, научные и художественные ценности. Однако и они так или иначе материализуются в физических вещах (книги, картины и т. д.) Хотя главным является духовное содержание.

Регулятивная или управленческая деятельность. Это деятельность политиков, управляющих. Специфическая задача сферы - поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности и общественных отношений. Обеспечение согласованности Высшей формой управленческой деятельности является политическая деятельность, т.к. здесь решаются судьбы миллионов людей.

Социальная сфера или деятельность по обслуживанию людей. Это деятельность врача, учителя, артиста. Сфера обслуживания - самая динамичная в современном обществе.

Все выделяемые в ходе анализа типы деятельности, соц. Группы и институты, их взаимоотношения в реальности существуют вместе. Взаимосвязаны.

Общество, как самодостаточная система

Общество как целостный организм характеризуется следующими свойствами:

  • 1)самодеятельностью;
  • 2)самоорганизацией;
  • 3)саморазвитием;
  • 4)самодостаточностью.

Первые три свойства присущи не только обществу в целом, но и его составляющим сферам, то свойство самодостаточности характерно только для общества в целом.

Самодостаточность - это способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все потребное для коллективной жизни. Самодостаточность - главное отличие общества от его составных частей. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные группы, и их институты создают общество в целом как самодостаточную социальную систему - продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать все необходимое для своего существования.

Раздел 1, глава 1. Общество. Тема 2. // Общество как сложная динамическая система. Вариант 1.

Задания с выбором ответа

1.К числу основных подсистем общества относится:

1) государство; 2) религия; 3) экономика; 4) класс предпринимателей.

2.Социальный институт – это:

3. Главным политическим институтом является

1) институт многопартийности; 3) институт полномочных представителей президента

2) институт судебной власти; 4) институт государства.

4. Верны ли следующие суждения об обществе как системе?

А. Общество как система характеризуется самодостаточностью

Б. Общество как система характеризуется самоуправляемостью

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

Задания с кратким ответом.

Особенность

Её сущность

Упорядоченная целостность

Социальные институты

Виды социальных институтов

1) экономические институты

Б) материнство

2) политические институты

3) институт семьи и брака

Г) деньги

Д) партия

Раздел 1, глава 1. Общество. Тема 2. // Общество как сложная динамическая система. Вариант 2.

Задания с выбором ответа

1.К особенностям общества как системы не относится:

1) наличие множества уровней, подсистем, элементов. 3) альтернативность развития;

2) завершенность, линейность развития; 4) наличие разнокачественных элементов.

2. Социальный институт – это:

1) совокупность всех видов преобразовательной деятельности, а также её результат, включая преобразование самого человека;

2) исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей;

3) способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека;

4) относительно устойчивые связи между социальными группами, народами, государствами и другими объединениями людей, возникающие в разных сферах человеческой деятельности.

3. В политической жизни нашей страны возник институт парламентаризма. Какую функцию общества как системы иллюстрирует данный пример?

1) интеграции; 2) адаптации; 3) целедостижения; 4) поддержания образца.

4. Верны ли следующие суждения о соотношении сфер общественной жизни?

А. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется их независимостью друг от друга.

Б. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется их сложными взаимосвязями и взаимовлиянием.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

5. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?

А. Социальные институты делают связи между людьми случайными и хаотичными.

Б. Социальные институты объединяют большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

6. В стране К. политический строй общества тормозит развитие экономики. Этот пример иллюстрирует:

1) цикличность как основу существования общества;

2) сложное строение основных сфер жизни общества;

3) постоянное изменение общественной жизни;

4) соотношение сфер общественной жизни.

Задания с кратким ответом.

    Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.

Особенность

Её сущность

Упорядоченная целостность

Компоненты системы занимают внутри неё определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами

Способность системы создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей.

    Установите соответствие между социальными институтами и их видами:

Социальные институты

Виды социальных институтов

1) экономические институты

Б) материнство

2) политические институты

3) институт семьи и брака

Г) деньги

Д) партия

    Найдите в приведенном ниже списке ключевые институты с точки зрения организации общества:

    власть, 2) судебная экспертиза; 3) собственность; 4) завод; 5) побратимство; 6) семья.

Раздел 1, глава 1. Общество. Тема 2. // Общество как сложная динамическая система

Вариант 1.

Задания с выбором ответа

Задания с кратким ответом.

1. самодостаточность

Вариант 2.

Задания с выбором ответа

Задания с кратким ответом.

1. самодостаточность

Во второй части определения понятия «общество», приведённого в § 1, подчёркнута идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. В философской литературе общество определяется как «динамическая система». Понятие «система» может показаться сложным, но есть смысл в нём разобраться, так как в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. Системами являются и наша Вселенная, и культура отдельного народа, и деятельность самого человека. Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями системы. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

Особенности социальной системы

Каковы же характерные черты общества как системы? Чем эта система отличается от природных систем? В общественных науках выявлен ряд таких отличий.

Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включён каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

Макроструктура общества как системы состоит из четырёх подсистем , которыми являются основные сферы человеческой деятельности - материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет своё собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов - государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.

Иными словами, общество - это сложная система систем, своего рода суперсистема .

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в его составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

Общественная жизнь находится в постоянном изменении . Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество - динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.

Следовательно, человек - это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них.

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определённое положение и определённым образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством , которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество, - результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).

Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далёкого прошлого человечества позволило учёным сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племён в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода - больных детей, стариков - и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обречённость на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода, и заложили основы коллективистской морали. Руководствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мог стать обузой для коллектива.

Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В своде законов Древнерусского государства - Русской Правде предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле.

Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, её составляющих, а представляют новое качество , возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в неё компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы - способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого - общества как системы.

Ещё одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых . Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определённой среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения , т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца - способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции - способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.

Тест по обществознанию Общество как сложная динамическая система для 10 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. К особенностям общества как системы не относится

1) наличие множества уровней, подсистем элементов
2) завершённость, линейность развития
3) альтернативность развития
4) наличие разнокачественных элементов

2. К числу основных подсистем общества относится

1) государство
2) религия
3) экономика
4) класс предпринимателей

3. Социальный институт - это

1) совокупность всех видов преобразовательной деятельности, а также её результат, включая преобразование самого человека
2) исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей
3) способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека
4) относительно устойчивые связи между социальными группами, народами, государствами и другими объединениями людей, возникающие в разных сферах человеческой деятельности

4. Главным политическим институтом является

1) институт многопартийности
2) институт судебной власти
3) институт полномочных представителей президента
4) институт государства

5. Верны ли следующие суждения о соотношении сфер общественной жизни?

А. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется их независимостью друг от друга.
Б. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется их сложными взаимосвязями и взаимовлиянием.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения об обществе как системе?

А. Общество как система характеризуется самодостаточностью.
Б. Общество как система характеризуется самоуправляемостью.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?

А. Социальные институты делают связи между людьми случайными и хаотичными.
Б. Социальные институты объединяют большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. В политической жизни нашей страны возник институт парламентаризма. Какую функцию общества как системы иллюстрирует данный пример?

1) интеграции
2) адаптации
3) целедостижения
4) поддержания образца

9. Деятельность средств массовой информации (СМИ) направлена на удовлетворение потребностей людей в получении объективных сведений о развитии общества, его достижениях и проблемах. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что СМИ являются институтом, действующим в духовной сфере жизни общества?

1) отсутствие интеграции в социально-политическую структуру общества
2) наличие гарантий от контроля и регуляции со стороны общества
3) наличие учреждений, снабжённых материальными средствами для определённого вида деятельности
4) отсутствие системы правовых норм, регулирующих соответствующую деятельность

10. В стране К. политический строй общества тормозит развитие экономики. Этот пример иллюстрирует

1) цикличность как основу существования общества
2) сложное строение основных сфер жизни общества
3) постоянное изменение общественной жизни
4) соотношение сфер общественной жизни

Задания с кратким ответом

1. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.

Особенности социальной системы

2. Установите соответствие между социальными институтами и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Социальные институты

A) армия
Б) материнство
B) обмен
Г) деньги
Д) партия

Виды социальных институтов

1) экономические институты
2) политические институты
3) институт семьи и брака

3. Найдите в приведённом ниже списке ключевые институты с точки зрения организации общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) власть
2) судебная экспертиза
3) собственность
4) завод
5) побратимство
6) семья

Ответы на тест по обществознанию Общество как сложная динамическая система для 10 класса
Задания с выбором ответа
1-2
2-3
3-2
4-4
5-2
6-3
7-2
8-1
9-3
10-4
Задания с кратким ответом
1. самодостаточность
2. 23112
3. 136



Просмотров