Составление психологического портрета по фотографии. Психологическая характеристика человека образец

Психологический портрет - это словесное описание личности, которое содержит характеристики индивидуума и его вероятного поведения при определённых обстоятельствах. Подробная информация о человеке нужна при избрании профессии, приёме сотрудника на определённую должность, в брачных агентствах, для определения перспектив совместной семейной жизни. Психологический портрет личности составляется по результатам тестов, различных опросников (Кеттелла, Мехрабиана, Айзенка) и общения с психологом.

Психологический портрет играет основополагающую роль при выборе будущего рода деятельности. Прежде чем поступить в учебное заведение, нужно узнать, в какой области человек сможет добиться больших успехов. Ведь ничего хорошего не получится, если заниматься делом, которое не по душе.

Благодаря качественно составленному психологическому , заинтересованные стороны могут лучше узнать человека, понять мотивы его поведения. С помощью такого описания удаётся выявить ложь, склонность к конфликтам, сильные и слабые черты характера.

Многие менеджеры при приёме на вакантную должность тестируют кандидатов, чтобы определить качества и способности претендентов. Руководителям важно знать, как будет действовать человек в сложной обстановке, сможет ли он решить проблемы, обладает ли индивид нужными для выполнения поставленной задачи чертами характера.

Психологический портрет ребёнка поможет учителю найти подход к своему ученику. Если взрослые хотят достучаться до сердец детей, им нужно знать Определив тип темперамента каждого ребёнка, можно грамотно спланировать процесс его воспитания.

Психологи по просьбе клиента составляют психологический портрет человека, чтобы найти ему подходящего спутника жизни. Ведь известно, что две полярные личности не смогут выстроить гармоничные отношения. Если партнёры хотят избежать конфликтов и непонимания, они должны иметь сходные ценности, подходящий темперамент, одинаково думать и сообща идти к заветной цели.

Основные составляющие психологического портрета личности

Перед тем как обрисовать психологический портрет индивидуума, следует узнать, какие критерии его составляют. Каждый населяющий планету человек является индивидуальностью. Любому индивиду присущи базовые и программирующие характеристики. Базовые критерии - это темперамент, характер, а также способности индивидуума. Программирующие критерии – направленность, интеллект и самосознание.

Индивиды, в зависимости от восприимчивости, делятся на следующие типы:

  1. Ориентированные на настоящее.

Без труда вживаются в любую роль, умеют приспособиться к любой обстановке. Быстро принимают правильные решения.

  1. Ориентированные на прошлое.

Поступают согласно установленным правилам и законам. Хорошие исполнители.

  1. Ориентированные на будущее.

Могут продемонстрировать неадекватное поведение. Не принимают иерархию. Являются авторами многих идей.

Составляющие психологического портрета личности:

  1. Темперамент.

Основывается на специфических особенностях нервной системы. Определяет модель поведения индивидуума. Его черты плохо поддаются корректировке. Существует 4 типа темперамента: сангвиники (уравновешенная психика, гибкое поведение, живость), холерики (эмоциональность, изменчивость настроения, жажда новизны), флегматики (инертность, уравновешенность, застенчивость), меланхолики (ранимая психика, пессимизм, уязвимая нервная система).

  1. Характер.

Это оригинальные особенности каждого индивида. Характер проявляется при коммуникации и в процессе общественной деятельности. На каждого индивида составляется характеристика на основании отношения к следующим аспектам жизни: труду (лень, трудолюбие), людям (общительность, замкнутость), себе самому (эгоизм, скромность), объектам материальной сферы (скупость, щедрость).

  1. Способности.

Это индивидуальные свойства индивидуума. Благодаря своим способностям люди добиваются успеха в определённой сфере жизни. Способности развиваются в ходе обучения.

  1. Направленность.

В её основе лежит мотивация. Она определяет деятельность и поведение индивида. Направленность сфокусирована на какую-то задачу, общение или на самого себя. Одни индивиды стремятся удовлетворить свои физиологические потребности и обеспечить себе комфортные условия существования. Другие ищут себя в различных областях общественной деятельности, стараются реализовать свои творческие способности.

  1. Эмоциональность.

Её суть составляет непроизвольная реакция человека на внешние раздражители. Возникают помимо воли и желания индивида. Переживания по поводу определённой ситуации отображают глубину значимости для индивидуума различных событий. Волевая личность должна уметь подавлять свои эмоции, не показывать окружающим свои истинные чувства.

  1. Интеллектуальность.

Определяет уровень образованности индивидуума. Зависит от полученных знаний, возраста, специфики профессии. Благодаря интеллекту происходит оценка незнакомой ситуации, принятие важных решений, регулирование поведения. С помощью интеллектуальности индивид приспосабливается к новой обстановке, правильно выстраивает свои отношения с другими людьми. Интеллект - это способность мыслить рационально, а действовать целесообразно ситуации.

  1. Коммуникабельность.

Умение общаться - важная черта характера. В общении раскрываются индивидуальные особенности людей. Благодаря коммуникации, происходит передача информации, сведений о чувствах, мыслях, знаниях субъектов разговора.

  1. Самооценка.

На основании самоанализа у индивида вырабатывается эмоционально-ценностное отношение к собственной персоне. Самооценка бывает адекватной, завышенной или заниженной. Индивид оценивает собственные способности, достижения, своё место в обществе.

Если вы выявили у себя заниженную самооценку, то вам стоит обратиться к специалисту, например к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

  1. Волевые качества.

Качества характера влияют на жизнь и поступки людей. Волевые индивидуумы самостоятельно принимают решения, не боятся трудностей, они решительны и настойчивы. Безвольные люди часто слабохарактерные. Таким индивидам не удаётся реализовать себя в обществе, хотя они обладают всеми

  1. Самоконтроль.

Воспитанность человека и умение вести в обществе зависят от самоконтроля. Люди, не умеющие контролировать свои чувства, слова, поведение не способны выстроить с окружающими дружеские или партнёрские отношения.

  1. Способность к совместной работе.

Различные индивиды обладают разной способностью к коллективному труду. Умение трудиться в команде - это способность подстраиваться под других людей, прислушиваться к иной точке зрения.

Как составляется психологический портрет личности?

Для того чтобы правильно составить психологический портрет индивидуума, следует придерживаться таких правил:

  • методика изучения индивидуума обязана соответствовать цели эксперимента, возрасту человека, уровню его образования;
  • кроме личной беседы с индивидуумом, нужно применять два личностных опросника и три проективных метода;
  • по результатам всех исследований сопоставить данные, проследить их корреляцию;
  • создать обследуемому индивиду комфортные условия тестирования;
  • составить портрет так, чтобы его текст был понятен людям, не имеющим психологического образования.

Какие методики применяются для составления необходимого психологического портрета:

  • изучение эмоционально-волевой сферы - методика САН, тест Спилберга, Баса-Дарки, Немчина;
  • исследование когнитивно-познавательной области - тест на интеллект, Векслера, запоминание 10 слов, исключение лишнего, матрицы равенства, таблицы Шульте;
  • обследование межличностно-социальной сферы - цветовой тест Эткинда, метод Бейлза, Лири, социометрия;
  • изучение мотиваций и потребностей - методика Орел, типы трудовой мотивации по Герчикову, якоря карьеры, 14 базовых потребностей по Мюррею.

Какие проективные методики используются в исследовании внутреннего мира и переноса его содержания на внешний:

  • рисунок «дом, дерево, человек»;
  • образ выдуманного животного;
  • психогеометрия;
  • пятна Роршаха.

Какие личностные опросники применяются для выявления у индивида определённых характеристик:

  • тест Леонгарда;
  • 16-факторный опросник Кеттелла;
  • MMPI (полная или сокращённая версия).
  • инициалы обследуемого, его возраст, профессия;
  • цель исследования (например, на предмет соответствия занимаемой должности);
  • методики, которые использовались;
  • поведение индивида при тестировании (дрожание рук, сильное волнение);
  • результаты исследования;
  • психологические особенности индивидуума и прогноз касательно его поведения;
  • выводы, пожелания, рекомендации.

Пример написания психологического портрета личности

Психологический портрет любой личности сможет составить только опытный психолог. Специалист выбирает , которая соответствует цели конкретного исследования. Для того чтобы проанализировать себя самостоятельно, следует использовать упрощённые методы, например, тестирование типологии личности DISC или соционику. Подобные тесты легко найти в интернете и пройти онлайн. С их помощью можно узнать свой тип характера.

Пример психологического портрета личности на основании опросников Кеттелла, Мехрабиана, Айзенка:

  • Никифорова Елена, 20 лет, студентка;
  • черты характера: общительна, имеет немало друзей, добродушна, эмоциональна, часто поступает под влиянием эмоций, импульсивна, склонна к агрессии;
  • темперамент: согласно опроснику Айзенка, сангвиник, легко знакомится и общается, отлично приспосабливается к непривычным условиям жизни;
  • интеллект: по результатам опросника Кеттелла интеллект выше среднего, имеет абстрактное мышление, отличную сообразительность, быстро воспринимает новую информацию;
  • мотивация: согласно опроснику Мехрабиана мотивирована на достижение поставленной цели, то есть успеха;
  • эмоциональная стабильность: средняя, легко возбуждается, слишком эмоциональна, неуступчива, раздражительна;
  • коммуникативные способности: разговорчива, активна, часто недоверчива, склонна к лидерству, независима, знает как вести себя в новом коллективе;
  • подведение итогов: результаты тестов находятся в границах нормы, следует обратить внимание на излишнюю подозрительность и негибкость исследуемой.

Знание о том, какой психологический портрет человека, его личности, играет важную роль в выборе профессии; партнера по бизнесу и, что немаловажно, в слаженной, совместимой супружеской жизни и воспитании детей .

Приветствую Всех, кто читает психологические статьи психоаналитика Матвеева Олега, желаю Вам психического здоровья.

Профессия и психологический портрет личности человека

При выборе профессии (тест для школьников) следует учитывать, что люди по-разному адаптируются к жизненным условиям.

В психологических портретах личностей выделяют три типа людей:

1. — с ориентацией на настоящий момент и легкой адаптацией к обстановке. Эти люди лучше работают при принятии решений.

2. – с ориентацией на прошлое, способными действовать в рамках разрешений и запретов, прав и обязанностей. Этот тип лучше реализует эти решения.

3. – с ориентацией на будущее, с неадекватным ситуативным поведением, плохо приспособленных к вертикали власти в коллективе. Люди этого типа лучше реализуются в качестве генератора идей.

Составляя психологический портрет личности человека , нужно научиться познавать себя и других людей, выявлять темперамент , характер , направленность личности , отношение к деятельности и жизни, к целям и жизненным ситуациям, ожидаемое эмоциональное поведение в напряженных ситуациях и межличностных отношениях, деловые качества.
(изменение характера)

Индивидуальность человека в психологическом портрете личности:

Каждый человек индивидуальность, в каждой индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства личности.

К базовым относятся : темперамент, характер, способности . Через них раскрываются эмоциональность, темп реакций, динамичность, чувствительность, активность.

К программирующим – направленность, интеллект, самосознание.

На основе свойств индивидуальности и составляется психологический портрет личности человека.

Из чего состоит психологический портрет личности человека

1. Темперамент
Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении.

Одни - быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие - медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т. д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Желаю всем психологического благополучия!

Попробуйте сделать профайлинг кого-то, кого вы не знаете: кто этот человек? Учтите внешность, стиль и повадки, чтобы ваше определение было полным.

Как субъект разговаривает с другими людьми? Мягкий тон голоса может означать застенчивость, но также может быть результатом других факторов, например, усталости. Громкий тон голоса может быть результатом потребности в самоутверждении или готовности руководить окружающими.

  • Меняется ли его голос, когда ему надо защитить свое мнение или же он остается уравновешенным?
  • Как он ведет себя в общении с вами: зрело и взвешенно, или наоборот, безответственно? Ответственность поведения является также индикатором уровня образования и словарного запаса.
  • Важно уметь распознать сарказм, преувеличения, ненормативную лексику и другие выражения речи. Также важно, в каком контексте происходит разговор, чтобы понять насколько образован субъект и не пытается ли он показаться умнее, чем есть на самом деле.
  • Проанализируйте его поведение дома и на работе: есть ли разница, как он ведет себя дома по сравнению с тем, как он ведет себя на людях?

    • В каком районе он живет? Проживание в дешевом районе влияет на человека по-другому, чем проживание в богатом районе; люди, живущие в малообеспеченных районах зачастую думают, что самостоятельно они не способны ничего достичь.
    • Организационные способности говорят о многом, но не делайте скоропалительных выводов. Если он очень занят по работе, неопрятный дом может быть результатом того, что ему просто некогда прибраться, тогда как тот, у кого достаточно свободного времени, возможно, просто классический лентяй. Как правило, чем более организован человек и чем более он проявляет эту черту в общении с окружающими, тем более он уверен в себе и способен оставаться спокойным в любой ситуации.
    • Насколько открыто он делится своей частной жизнью с окружающими? Многие из нас не слишком любят делать это на людях, но можно посмотреть на рабочее место человека, его "комфортную зону" на работе. Многие офисные работники (даже врачи и психологи) имеют на столе фото семьи. Это говорит о том, что человек любит свою семью и с радостью смотрит на их фото по несколько раз в день.
  • Примите во внимание, как он одевается, его квартиру, дом и машину (если есть). Можно сделать много выводов по тому, как человек одевается и выглядит.

    • Развешена ли его одежда по местам или висит, где попало? Одет ли он в опрятный костюм или неформально? Насколько профессионально он выглядит? Или, наоборот, насколько небрежно?
    • Как насчет прически? Создается ли у вас впечатление, что человек потратил время на прическу или, наоборот, просто взглянул в зеркало и радостно пошел дальше? Те, кто предпочитают стиль "взглянул и пошел дальше", возможно, распространяют эту философию на все остальные аспекты жизни: если это не полный кошмар, то сойдет, - и даже не пытаются претендовать на что-то большее.
    • Посмотрите на его обувь. Что вы видите перед собой: начищенные ботинки или что-то непонятного цвета, что вот-вот развалится?
  • Обратите внимание на его поведение в обществе. Если у него отрыжка, старается ли он это сделать как можно более незаметно или же не стесняется? То, как человек кашляет и чихает отличает тех, кто придерживается строгого этикета от тех, кому на это наплевать.

    Используя различные методики можно составить психологический портрет личности человека, даже не зная его. Такие портреты личности часто используют при приеме на работу, даже в брачных агенствах для подбора пары. Использовать можно различные методики, я выбрала самые популярные тесты, которые гарантируют высокую валидность: 16 факторный опросник Кеттела, мотивационный опросник Мехрабиана, опросник личностных качеств Айзенка и др.

    Исследуются обычно: личностная сфера — особенности характера, коммуникативная сфера, интеллектуальная. Анализируются склонности к той или иной деятельности, виды мотивации и т.д. На основе полученных данных можно сделать общее заключение о человеке и дать определенные рекомендации. Справедливости ради надо сказать, что тестировать можно несколько направлений и обычно, психолог, выбирает те направления, которые актуальны для испытуемого. Для определения тех или иных качеств характера есть определенные тесты, методики, которые состоят из большого числа вопросов и/или заданий так, например, тестировать можно по шкалам креативности, самооценки, невротизации и прочее.

    Также, чтобы составить психологический портрет личности можно использовать более упрощенные методики, например, тест типологии личности DISC или соционику. Данные тесты можно заполнить онлайн и получить сразу ответ — какому типу личности вы соответствуете. Это быстро, легко, но не всегда точно и критериев оценки не так много.

    Преимущества высоковалидных методик — это конечно, достоверность данных. Главный же отрицательный момент — это сложность обработки ответов. (См. в конце статьи пример Пятифакторного опросника личности.)

    Поэтому такие приемы оценки используют в клинических целях, либо для обоснования научных работ, либо для получения высокоточных результатов, при приеме на работу в некоторых подразделениях. Обработкой результатов занимается профессионал, как правило, hr или психолог.

    Если вы хотите протестировать себя или своих знакомых самостоятельно, то лучше пользоваться более простыми методиками, о которых я уже сказала (DISC, соционика).

    Пример оценки личности

    Данный портрет личности реального человека, используемые методики — Кеттелл 16ф, Кеттелл опросник интеллекта, опросник Мехрабиана, опросник Айзенка, Пятифакторный опросник.

    Психологически портрет личности: Сергиенко Альбина

    Краткие сведения об испытуемом : ж пол, возраст, образование — студент

    Черты характера : По результатам опросника черт характера взрослого человека у испытуемого выявлены такие черты, как: общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам.

    Согласно опроснику Айзенка, относится к типу — сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания.

    Интеллектуальная сфера : По результатам опросника интеллекта Кетела интеллектуальные способности значительно выше среднего. Собранный, сообразительный; наблюдается абстрактность мышления. Высокие общие умственные способности; проницательный, быстро схватывающий; интеллектуально приспосабливается; существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией

    Согласно опроснику Мехрабиана выражена мотивация на достижение успеха.

    В тоже время, открытость по отношению к опыту - ниже среднего: довольно приземленный, невосприимчивый тип.

    Почтенный, имеет установившиеся взгляды, идеи; терпим к традиционным трудностям; принимает только испытанное временем; подозрительность к новым людям. С сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям.

    Эмоционально-волевая сфера:

    Средняя степень эмоциональной стабильности: не всегда спокоен и уравновешен, может быть несколько тревожным, легко возбудимым и излишне эмоциональным. довольно раздражительный, безжалостный, подозрительный, не склонный к сотрудничеству, неуступчивый. Довольно безответственный, неорганизованный и недисциплинированный. По данным опросника Кеттела, также присутствует подозрительность, ревнивость, “защита” и внутреннее напряжение. Ревнивый, завистливый; большое самомнение; догматичность, подозрительность; задерживает свое внимание на неудачах. Требует от окружающих нести ответственность за ошибки; раздражительный. Его интересы обращены на самого себя, осторожен в своих поступках, эгоцентричен.

    Коммуникативная сфера :

    Довольно коммуникабелен, общителен, словоохотлив, напорист и активен. Иногда неуступчив и подозрителен. На него не всегда можно положиться. Склонен к лидерству. Групповая независимость, самостоятельность, находчивость, самостоятельно принимает решения; может господствовать, не нуждается в поддержке других людей, независим. Изысканный, умеет вести себя в обществе. Имеет точный ум.

    В результате, можно говорить о том, что у испытуемого в целом все показатели находятся в приемлемых границах. Необходимо лишь обратить внимание на противоречия, с одной стороны у испытуемого выявлены высокие коммуникативные навыки, с другой стороны, возможно они не могут проявится в полном объеме в связи с подозрительностью и неуступчивостью.

    Пример Пятифакторного опросника личности:

    Инструкция: Внимательно прочитайте инструкцию, прежде, чем начать. Этот опросник содержит 60 утверждений. Прочитайте внимательно каждое и обведите ответ, который лучше всего отражает Ваше мнение. Убедитесь, что Вы проставляете ответ в нужной клетке.

    Обведите «ПНС» — если Вы не согласны или считаете утверждение определенно ложным (неверным).

    Обведите «НС» — если Вы не согласны или считаете утверждение скорее ложным (неверным).

    Обведите «Б» — если Вы безразличны к утверждению или не можете решить, верно это утверждение или нет.

    Обведите «С» — если Вы согласны или считаете утверждение истинным (верным).

    Обведите «ПС» — если Вы полностью согласны или считаете утверждение определенно истинным (верным).

    1 Я не тревожный человек. ПНС НС Б С ПС
    2 Мне нравиться, когда вокруг меня много людей. ПНС НС Б С ПС
    3 Я не люблю проводить время, мечтая о чем-то. ПНС НС Б С ПС
    4 Я стараюсь быть дружелюбным с каждым, кого я встречаю. ПНС НС Б С ПС
    5 Я содержу свои вещи в чистоте и порядке. ПНС НС Б С ПС
    6 Я часто чувствую, что я хуже других. ПНС НС Б С ПС
    7 Мне легко рассмеяться. ПНС НС Б С ПС
    8 Я стараюсь всегда придерживаться одного и того же способа делать что-то. ПНС НС Б С ПС
    9 Я часто ссорюсь с членами моей семьи и знакомыми. ПНС НС Б С ПС
    10 Я всегда могу задать себе хороший темп в моей работе. ПНС НС Б С ПС
    11 Я иногда чувствую, что «разваливаюсь» на части, когда бываю в сильном напряжении. ПНС НС Б С ПС
    12 Я не считаю себя очень радостным человеком. ПНС НС Б С ПС
    13 Меня увлекают образы, которые я нахожу в искусстве или природе. ПНС НС Б С ПС
    14 Некоторые люди считают меня эгоистичным и себялюбивым. ПНС НС Б С ПС
    15 Я не являюсь дисциплинированным человеком. ПНС НС Б С ПС
    16 Я редко чувствую себя несчастным. ПНС НС Б С ПС
    17 Я действительно очень люблю разговаривать с людьми. ПНС НС Б С ПС
    18 Я думаю, что спорные высказывания лекторов могут только запутать и ввести в заблуждение учащихся. ПНС НС Б С ПС
    19 Я скорее буду сотрудничать с другими людьми, чем соперничать с ними. ПНС НС Б С ПС
    20 Я стараюсь выполнять все задания, которые мне дают. ПНС НС Б С ПС
    21 Я часто чувствую себя напряженным и очень нервозным. ПНС НС Б С ПС
    22 Мне нравится быть там, где что-то происходит. ПНС НС Б С ПС
    23 Поэзия на меня почти совсем или совсем не производит впечатления. ПНС НС Б С ПС
    24 В отношении намерений других людей я склонен быть циничным и скептичным. ПНС НС Б С ПС
    25 Я имею четкий набор целей и систематично работаю для их достижения. ПНС НС Б С ПС
    26 Иногда я ощущаю себя абсолютно ничего не стоящим человеком. ПНС НС Б С ПС
    27 Я обычно предпочитаю работать один. ПНС НС Б С ПС
    28 Я очень люблю пробовать необычные блюда. ПНС НС Б С ПС
    29 Я думаю, что большинство людей будут использовать человека, если им это выгодно. ПНС НС Б С ПС
    30 Я теряю много времени перед трем, как приняться за работу. ПНС НС Б С ПС
    31 Я редко испытываю страх или тревогу. ПНС НС Б С ПС
    32 Я часто чувствую, будто меня переполняет энергия. ПНС НС Б С ПС
    33 Я редко замечаю настроения или чувства, которые вызывает окружающая обстановка. ПНС НС Б С ПС
    34 Большинство моих знакомых любит меня. ПНС НС Б С ПС
    35 Я много работаю, чтобы достичь своих целей. ПНС НС Б С ПС
    36 Меня часто злит то, как люди обращаются со мной. ПНС НС Б С ПС
    37 Я веселый, живой человек. ПНС НС Б С ПС
    38 Я думаю, что для решения личных проблем иногда следует обращаться к авторитетам. ПНС НС Б С ПС
    39 Некоторые люди считают меня холодным и расчетливым. ПНС НС Б С ПС
    40 Когда я беру на себя обязательство, то на меня определенно можно положиться. ПНС НС Б С ПС
    41 Слишком часто, когда дела идут плохо, я падаю духом и бросаю начатое дело. ПНС НС Б С ПС
    42 Я не являюсь жизнерадостным оптимистом. ПНС НС Б С ПС
    43 Когда я читаю стихи или смотрю на произведение искусства, то иногда я чувствую дрожь или сильное волнение. ПНС НС Б С ПС
    44 В своих взглядах я практичен и холоден. ПНС НС Б С ПС
    45 Иногда я бываю не таким исполнительным и надежным, каким следовало бы быть. ПНС НС Б С ПС
    46 Я редко бываю грустным и подавленным. ПНС НС Б С ПС
    47 У моей жизни быстрый темп. ПНС НС Б С ПС
    48 У меня слабый интерес к рассуждениям о природе мира или состоянии человечества. ПНС НС Б С ПС
    49 Я обычно стараюсь быть заботливым и внимательным. ПНС НС Б С ПС
    50 Я работоспособный человек, который всегда справляется с работой. ПНС НС Б С ПС
    51 Я часто чувствую себя беспомощным и хочу, чтобы мои проблемы решил кто-то другой. ПНС НС Б С ПС
    52 Я очень активный человек. ПНС НС Б С ПС
    53 Большинство моих знакомых считают меня очень любознательным человеком. ПНС НС Б С ПС
    54 Если мне не нравятся люди, я даю им это понять. ПНС НС Б С ПС
    55 Мне кажется, я никогда не смогу стать организованным человеком. ПНС НС Б С ПС
    56 Мне часто бывало стыдно. ПНС НС Б С ПС
    57 Я скорее один пойду своим путем, чем буду вести других людей. ПНС НС Б С ПС
    58 Я часто наслаждаюсь игрой с теориями и абстрактными идеями. ПНС НС Б С ПС
    59 Если мне необходимо, я готов манипулировать людьми, чтобы получить то, что хочу. ПНС НС Б С ПС
    60 Я стремлюсь к совершенству во всем, что делаю. ПНС НС Б С ПС

    Интерпретация шкал пятифакторного личностного опросника.

    (три градации от низкой выраженности свойств к высокой)

    Нейротизм

    1. Эмоциональная стабильность - выше среднего: довольно спокойный, сосредоточенный, уравновешенный и невозмутимый.
    2. Средняя степень эмоциональной стабильности: не всегда спокоен и уравновешен, может быть несколько тревожным, легко возбудимым и излишне эмоциональным.
    3. Эмоциональная нестабильность: весьма тревожный, подавленный, раздражительный, плохой контроль над эмоциональными реакциями, беспокойный и легко возбудимый.

    Экстраверсия

    1. В большей степени интроверт, чем экстраверт: довольно замкнут, склонен к уединению, чаще всего рассудителен и осторожен.
    2. Тенденции экстраверсии и интроверсии уравновешенны: умеренная общительность, иногда склонен к уединению, может быть несколько замкнут, активность и словоохотливость сочетается с рассудительностью и осторожностью.
    3. В большей степени экстраверт, чем интроверт: довольно коммуникабелен, общителен, словоохотлив, напорист и активен.

    Открытость

    1. Открытость по отношению к опыту - ниже среднего: довольно приземленный, невосприимчивый, ограниченный и незрелый.
    2. Средняя выраженность открытости по отношению к опыту: наряду с тенденциями к высокой восприимчивости и интеллектуальности может проявлять некоторую приземленность, ограниченность и незрелость.
    3. Открытость по отношению к опыту - выше среднего: довольно хорошее воображение, достаточно высокая восприимчивость, интеллектуальность.

    Дружелюбие

    1. Выраженность дружелюбия - ниже среднего: довольно раздражительный, безжалостный, подозрительный, не склонный к сотрудничеству, неуступчивый.
    2. Средняя выраженность дружелюбия: иногда добродушный, мягкий, склонный к сотрудничеству, снисходительный по отношению к людям, оптимистичный, но может быть раздражительным, несколько безжалостным, подозрительным и неуступчивым.
    3. Выраженность дружелюбия - выше среднего: довольно добродушный, мягкий, склонный к сотрудничеству, снисходительный по отношению к людям, оптимистичный.

    Добросовестность

    1. Скорее недобросовестный, чем добросовестный: довольно безответственный, неорганизованный и недисциплинированный.
    2. Средняя выраженность добросовестности: не всегда достаточно старательный, основательный и организованный, может быть недисциплинированным и несколько безалаберным.
    3. Выражена добросовестность: довольно старательный, основательный, ответственный, организованный, дисциплинированный, тщательный.

    Ключи к NEO FFI (60 вопр.)

    1. Нейротизм (Neuroticism) 1(-) 6 11 16(-) 21 26 31(-) 36 41 46(-) 51 56
    2. Экстраверсия (Extraversion) 2 7 12(-) 17 22 27(-) 32 37 42(-) 47 52 57(-)
    3. Открытость опыту (Openness) 3(-) 8(-) 13 18(-) 23(-) 28 33(-) 38(-) 43 48(-) 53 58
    4. Склонность к согласию (Agreeableness) 4 9(-) 14(-) 19 24(-) 29(-) 34 39(-) 44(-) 49(-) 54(-) 59(-)
    5. Добросовестность (Conscientiousness) 5 10 15(-) 20 25 30(-) 35 40 45(-) 50 55(-) 60

    Вопросы, помеченные значком (-), являются инверстными. Обсчет идет согласно предложенной таблице:

    ПНС НС Б С ПС
    + 0 1 2 3 4
    4 3 2 1 0

    УСЛОВНО-НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

    НЕЙРОТИЗМ 19+\-7

    ЭКСТРАВЕРСИЯ 32+\-7

    ОТКРЫТОСТЬ ОПЫТУ 30+\-6

    СКЛОННОСТЬ К СОГЛАСИЮ 30+\-6

    ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ 32+\-8

    Как вы видите, обработать результаты данного теста вручную непросто (и это один из самых простых тестов). Именно поэтому, чтобы составить высокодостоверный портрет личности, обращаются к профессионалу. А для самодиагностики обычно используют более простые и доступные методики.

    Прикрепленные материалы


    Психологический портрет – это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных действий в определенных значимых обстоятельствах. По сути, психологический портрет имеет сходства с портретами умелых художников. Последние пытались передать даже не столько внешнее соответствие, сколько внутреннее, стремились при помощи мимики и позы дать зрителю намек о том, что именно за человек изображен на полотне.

    Поэтому если вы хотите составить психологический портрет (свой или другого человека), то уже много в чем похожи на художника или писателя. Нужно собрать определенную информацию, тщательно ее проанализировать и сделать соответствующие выводы о внутреннем мире.

    Зачем нужно составлять психологический портрет?

    • Он играет значительную роль при выборе профессии. Особенно если вы не знаете, в какой ВУЗ пойти или на какую работу устроиться. Как известно, если человек расположен для конкретной деятельности и достаточно мотивирован, он добьется больших успехов.
    • Помогает лучше понимать человека и его эмоции, анализируя поведение, мимику, жесты и речь. Глобально этому учит .
    • Выявить ложь. Если вы составили психологический портрет личности человека, то сможете замечать, когда он ведет себя неконгруэнтно – то есть, когда язык тела противоречат словам.
    • В том случае, если вы бизнесмен, портрет поможет понять, что из себя представляет ваш типичный клиент. Это позволит принимать правильные стратегические и тактические решения.

    Составление психологического портрета – это не занятие на пару минут. Требуется много времени, терпения и имеются подводные камни. Тем не менее, если вы настроены серьезно, то сможете освоить эту методику за несколько недель. Можете начать со своих знакомых или известных личностей.

    Как составить психологический портрет

    Существует несколько разных способов составить психологический портрет. Один из самых популярных и в то же время эффективных – при помощи анализа свойств личности.

    Основных свойств личности десять:

    • характер;
    • темперамент;
    • мотивация;
    • способности;
    • эмоциональность;
    • интеллектуальность;
    • умение общаться;
    • волевые качества;
    • уровень самоконтроля;
    • самооценка.

    Рассмотрим каждое отдельно.

    Темперамент . Это свойство личности является наиболее важным для составления психологического портрета (и самым заметным проявлением), потому что оно в общем и целом отображает работу психики – заторможенную или более подвижную. Одни люди медлительны, спокойны, невозмутимы – их эмоциональные состояния сменяются очень редко. Другие же порывисты, быстры, склонны к бурным эмоциональным реакциям. Как правило, достаточно понаблюдать сравнительно небольшое количество времени за человеком, чтобы практически безошибочно определить, какой у него тип темперамента.

    Канонической считается следующая классификация темпераментов:

    • Флегматик: невозмутим, неспешен, внешне скуп на проявление эмоций, имеет устойчивое настроение.
    • Холерик: порывистый, быстрый и вместе с тем неуравновешенный. У него стремительно меняется настроение и возникают эмоциональные вспышки.
    • Меланхолик: склонен в постоянному переживанию и пережевыванию событий своей жизни и остро реагирует на внешние факторы. Он эмоционально раним и повышено впечатлителен.
    • Сангвиник: горячий, живой, подвижный, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него. Если он мотивирован, то достаточно продуктивен, однако не может пересилить себя, если работа ему кажется неинтересной и скучной.

    Характер . Это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности.

    Выделяют четыре группы черт характера:

    • Отношение к труду: аккуратность, трудолюбие, добросовестность, склонность к творчеству, инициативность, лень, недобросовестность, пассивность.
    • Отношение к другим людям: чуткость и отзывчивость, общительность, уважение к другим людям, черствость, замкнутость, грубость.
    • Отношение к вещам: бережливое или халатное отношение, опрятность или неряшливость.
    • Отношение к самому себе: самокритичность, скромность, чувство собственного достоинства, эгоизм, заносчивость, тщеславие.

    Мотивация . Это психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его активность, направленность, устойчивость и организацию.

    У каждого человека должен быть мотив к чему-либо – обобщенный образ материальных или идеальных предметов, представляющих для него ценность.

    Также важно знать, внутренне или внешне мотивирован человек, по которому вы составляете портрет.

    Способности . Это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к навыкам, умениям и знаниям, а, скорее, к глубине, быстроте и прочности овладения приемами и способами деятельности.

    Также есть понятие склонности и одаренности. Первая представляют собой мотивационный компонент деятельности. Вторая – это качественное сочетание способностей, данное от рождения или развитое в детстве.

    Эмоциональность . Это способность личности отображать содержание переживаний, настроения, характера. Также – ответная реакция на окружающий мир.

    Эмоциональность тесно связана с темпераментом. Например, холерики молниеносно сменяют эмоции, в то время как флегматики очень медленно, а меланхолики склонны к .

    Интеллектуальность . Это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

    Однако, это сложный параметр. Зачастую вам может показаться, что человек невыносимо глуп, однако позже вы удивитесь, когда он проявит свой интеллект в другой сфере жизни. Все потому, что его видов очень много: пространственный, телесно-кинетический, пространственный, логико-математический, музыкальный, натуралистический, внутриличностный. Словом, если человек не способен вести грамотный диалог, это необязательно говорит о его ограниченности.

    Умение общаться . При разных взаимодействиях человек может проявлять себя по-разному по той причине, что у него меняются внутренние установки, убеждения, а также эмоциональное состояние, когда, к примеру, во время диалога в комнату входит третий человек.

    Поэтому умение общаться стоит рассматривать с разных сторон, учитывая внутренние установки человека.

    Волевые качества . Это способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.

    Составляя психологический портрет, вы должны понять, умеет ли человек принимать сложные решения, не отступает ли от своего слова и насколько успешно может себя дисциплинировать и быть терпеливым.

    Уровень самоконтроля . Это способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Очень тесно связан с волевыми качествами и с понятием .

    Если говорить просто, то вам нужно понять, умеет ли человек жертвовать сиюминутными удовольствиями для достижения большего успеха в жизни.

    Самооценка . Это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя, собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.

    Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной, что вам и необходимо выяснить.

    После того, как вы детально описали человека (или самого себя) по всем пунктам, приступайте к составлению психологического портрета. Сделать это можно при помощи разных опросников:

    • Уровень субъективного контроля Дж. Роттера.
    • Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик.
    • Опросник Р. Кеттела.
    • Характерологический опросник Леонгарда.

    Впрочем, вы можете составить психологический портрет, исходя из своих собственных соображений. Когда имеется достаточно информации, можно сделать некоторые выводы о том, как этот человек будет реагировать в той или иной ситуации. Желаем вам удачи!



  • Просмотров