Содержание право и роль в жизни общества. Понятие права. Его социальное назначение. Взаимосвязь права и государства. Модели соотношения государства и права

Право - есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Общество и государство могут нормально существовать только при условии упорядоченности общественных отношений.

Современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме. Посредством права закрепляется форма правления государства, форма государственного устройства и политический режим, определяется организация госаппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц, права и обязанности граждан.

Государство осуществляет правотворческую деятельность и в соответствии с законами общественного развития определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет для них наиболее рациональную юридическую форму (закон, указ и др.). Путем права регламентируется государственная деятельность, она вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму, без которой не может успешно осуществляться. Право закрепляет интересы наций и народностей, что для многонационального федеративного государства является необходимым условием его существования. Право выступает языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами и мировым сообществом.

Государство достигает своих целей путем реализации внутренних и внешних функций. Ни одна из них (экономическая, экологическая, обороны) не может быть реализована вне и помимо права. Чем в большей степени урегулирована правом та или иная функция государства, тем успешнее она может быть выполнена.

Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в пределах правовых требований, как и граждане, в свою очередь, с помощью права на государство. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается зачастую против самой личности. Отсюда ценность права измеряется главным образом тем, в какой оно мере обеспечивает развитие личности, ее права и свободы.

Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан. Право обеспечивает возможность действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением. Право делает законным государственное принуждение, определяя основания, пределы и формы государственного принуждения. Только при помощи права возможна охрана и защита прав и интересов личности и гражданина.

  • 2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете верным и почему?
  • 1. Наука в жизни современного общества.
  • 3. К вам обратилась группа ребят, предложившая вступить в их организацию «Юные защитники справедливости». Как вы будете реагировать на это предложение? Объясните ваши действия.
  • 1. Политический режим. Демократия.
  • 1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
  • 3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреждениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выполнять это поручение? Намечаемые действия объясните.
  • 1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.
  • 1. Личные
  • 2. Политические права и свободы
  • 3. Социально-экономические права
  • 4. Культурные права
  • 2. Государство или правительство должно гарантировать осуществление прав и свобод человека? Объясните свой выбор ответа.
  • 1. Биологическое и социальное в человеке.
  • 1. Экономика и ее роль в жизни общества.
  • 1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.
  • 1. Экономические системы и собственность. Право собственности.
  • 3. Проанализируйте свой нынешний социальный статус. Попытайтесь спрогнозировать его изменения в ближайшем будущем. Какие новые статусные позиции вы хотели бы обрести? Что вы сделаете для этого?
  • 1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».
  • 3. Вам поручили сделать в классе сообщение о важнейших событиях за месяц в стране и в мире. Как вы будете готовиться к выступлению? Запланированные действия объясните.
  • 1. Предпринимательство.
  • 1. Социальные конфликты, пути их решения.
  • 1. Органы государственной власти Российской Федерации.
  • 1. Семья как малая группа.
  • 1. Особенности подросткового возраста.
  • 3. Вы принимаете решение, что делать после окончания 9 класса. Что нужно предпринять, чтобы ваше решение выполнить? Дайте обоснование принимаемому решению и намечаемым действиям.
  • 1. Социальные ценности и нормы. Мораль.
  • 1. Социальная структура общества.
  • 1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
  • 3. Вам предстоит выполнить учебное социологические исследование по проблемам современной семьи. Какие вопросы вы включили бы в анкету для выяснения отношения различных групп людей к семье и браку?
  • 1. Рынок и рыночный механизм.
  • 1. Понятия «правовая норма» и «нормативно-правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.
  • Билет № 24
  • 1. Экономические цели и функции государства.
  • 1. Мышление и речь.
  • 1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
  • 3. Подойдя к двери своей квартиры, вы обнаружили, что замок взломан. Каковы будут ваши действия?
  • 1. Налоги, уплачиваемые гражданами.
  • 3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их можете разрешить?
  • 1. Человек и его ближайшее окружение.
  • 2. Каким кодексом предусмотрена защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина? Приведите примеры соответствующих правоотношений.
  • Билет № 29
  • 1. Личность. Межличностные отношения.
  • 1. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.
  • Глава 1 Конституции «Основы конституционного строя» характеризует государственный строй России следующим образом:
  • 1. Право, его роль в жизни государства и общества.

    Право - совокупность устанавливаемых государственной властью норм и правил поведения, регулирующих отношения людей в обществе. Соблюдение этих норм обеспечивается мерами государственного принуждения. Они должны быть обязательны для всех.

    Источниками права являются:

    1. правовой акт (например, закон),

    2. правовой обычай (исторически сложившиеся нормы, которые могут быть не закреплены законодательно, но учитываются судом),

    3. судебный прецедент (учет прошлых решений, например, суды Российской Федерации обязаны руководствоваться толкованиямиЕвропейской конвенции о защите прав человека и основных свобод , изложенными в решениях Европейского Суда по правам человека),

    4. правовая доктрина (положения из работ известных ученых - характерно для Великобритании, в России официально не признается источником права),

    5. нормативный договор (соглашение, в котором одной из сторон является государство, но, в отличие от правовых актов, обязательно участие других субъектов, например, международное соглашение).

    Роль права в жизни государства и общества :

      Регулирует общественные отношения.

      Охраняет интересы людей.

    Важной особенностью пра́ва является то, что право предоставляет определенные права́ , в то же время налагаетобязанности , за невыполнение которых человек несет ответственность.

    В России действуют различные отрасли права:

      Конституционное право - регулирует наиболее важные отношения, например, основы государственного строя и избирательной системы.

      Уголовное право - определяет, является ли содеянное преступлением, и меры наказания.

      Гражданское право - регулирует имущественные отношения, защиту чести и достоинства.

      Трудовое право - отношения работников и работодателей.

      Семейное право - вступление в брак, совместная жизнь, развод.

      Административное право - отношения между гражданами и представителями власти, например, контролерами в общественном транспорте.

    Под правовым государством подразумевают наличие такой системы юридических норм, которые не противоречат естественным правам человека, формальному равенству людей. С этой точки зрения право рассматривается как форма общественного сознания (сравните с религией), а не просто свод законов. Конкретная юридическая норма может быть правово́й или неправово́й в зависимости от её соответствия принципам права. Учитывая, что права человека признаны большинством современных правовых систем, можно говорить о преобладании этого подхода в официальных представлениях о природе права (wikipedia).

    2. Испанский социолог М. Кастельс вывел следующую формулу постиндустриального общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Какую черту этого общества постарался выразить ученый? Чем еще характеризуется данное общество?

    Применительно к постиндустриальному обществу, данная фраза подчеркивает, что наука в постиндустриальном обществе становится непосредственной производительной силой , то естьмыслительный процесс рассматривается как необходимое условие производства .

    Здесь обыгрывается афоризм, автором которого считается известный математик и философ Рене Декарт (1596–1649): «Я мыслю, следовательно, я существую». Кастельс переиначивает фразу, заменяя слово «существую» на «произвожу». То есть, если у Декарта мышление является одним из основных условий существования, то Кастельс подчеркивает роль информации и мышления для производства в эпоху информационного общества.

    Основные характеристики постиндустриального общества (эта стадия наступает после индустриального ):

      Преобладает не промышленность (производство товаров), а информация и сфера обслуживания (производство услуг). - Превосходство сферы услуг над сферой производства товаров.

      Изменяется социальная структура: классовое деление заменяется делением по профессиональному признаку.

      Большое значение приобретает уровень образования. Затраты на образование и переподготовку кадров увеличиваются.

    3. На улице вы увидели группу людей, которые призывали взрослых вместе с детьми перекрыть пролегающую поблизости автомобильную магистраль, чтобы заставить власти прекратить начавшуюся вырубку находящегося рядом старинного парка. Как вы поведете себя? Объясните вашу позицию.

    Если Вы в данной ситуации постараетесь незамедлительно покинуть опасную зону, то ваше решение будет вполне разумным:

      Акции протеста, нарушающие общественный порядок, представляют серьезную угрозу для участников и окружающих людей. Может возникнуть драка, давка, что приводит к ранениям и гибели людей .

      Кроме того, за участие в беспорядках можно получить административное взыскание, подвергнуться судебному преследованию со стороны правоохранительных органов. Порядок проведения подобных мероприятий определяет Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В данном случае предлагается перекрыть движение, что нарушает правила дорожного движения, права людей, пользующихся автотрассой по назначению.

      Отказ от участия в акции протеста не обязательно означает равнодушие к судьбе гибнущего парка. Более правильным будет привлечь внимание властей и общественности через прессу, обратиться к администрации территории с требованием не допустить вырубку, обратиться за помощью к депутату, подать заявление в суд.

    Люди, которые считают необходимым поддержать акцию своим участием, выдвигают следующие аргументы:

      Попытки решить проблему законным путем не имели действия, поэтому только так, устроив затор на дороге, можно добиться внимания властей. Любая подобная акция, включая голодовки протеста и т.п., в случае получения огласки и общественного резонанса, служит поводом для проверки, смены кадрового состава. Это заставляет администрацию и депутатов более внимательно следить за соблюдением прав человека, прислушиваться к мнению населения.

      Пока будет принято решение законным путем, парк будет вырублен.

      Они уверены в правоте защитников парка, поэтому готовы пострадать ради спасения природы (надо отдавать себе отчет, что занятие это неблагодарное).

      Есть, правда очень малая, вероятность, что удастся доказать в суде, что решение о вырубке было принято с нарушением законодательства и что данная акция преследовала цель восстановления законности.

    Билет № 4

    «Роль права в жизни человека, общества, государства»

    1 Ожидаемые результаты

    Предметные:

    В результате занятия обучающиеся

    усвоят понятия: «закон», «право», «естественное право», «позитивное право», «нормативно-правовой акт», «подзаконный акт», «система права», «отрасль права», «институт права»;

    смогут приводить примеры действия правовых норм;

    поймут, каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства;

    смогут связывать права и обязанности гражданина перед государством и права и обязанности государства перед гражданином.

    Метапредметные:

    В результате изучения темы обучающиеся

    приобретут умение воспринимать и оценивать различные подходы к пониманию права;

    приобретут способность критически осмысливать информацию из разных источников.

    Личностные:

    В результате изучения темы учащиеся

    осознают ценность права;

    смогут занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права;

    смогут соотносить свои поступки с нормами права.

    2 Место темы в системе учебных занятий

    С темы начинается вторая глава, посвящённые изучению права. Знания о понятиях, введённых на уроке, будут расширяться по мере освоения следующих параграфов главы.

    3 Оборудование и материалы

    Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М. : Просвещение, 2014. § 8 . 2) Конституция РФ. 3) Конституция Республики Мордовия. 4) Портреты И. Канта, В.С. Соловьева. 5) Схемы: 1. «Норма права». 2. «Нормативно-правовой акт». 3. «Характеристика отраслей российского права». 4. «Система права». (Схемы распечатаны и перед уроком получены учащимися).

    4 Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

    Основное назначение права в обществе. В чём смысл понятия право. Естественное право.

    Потребность в порядке и справедливости. Мера свободы.

    Норма права. Закон.

    Система законодательства.

    Право и закон.

    5 Опорные знания

    Даты и события: 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека, 12 декабря 1993 года - принятие Конституции РФ, 21 сентября 1995 года - принятие Конституции Республики Мордовия.

    Понятия: гражданин, государство, гражданство, права человека, основной закон государства, конституция, декларация, обязанности гражданина.

    6 Организация учебной деятельности

    Учитывая тот момент, что тема «Роль права в жизни человека, общества, государства» является первой в главе, целесообразно провести урок в форме изучения новой темы.

    Варианты организации работы:

    Комбинированный урок, включающий в себя объяснение учителя, самостоятельную работу обучающихся с материалами параграфа как индивидуально, так и в группах, работу со схемами, беседу.

    Ход урока

    Мотивационный блок.

    В проведении мотивационной части занятия важным становится вступительное слово учителя и опора на знания учащихся, полученные в результате изучения тем «Правовое государство», «Гражданское общество и государство», «Участие граждан в политической жизни». Учитель напоминает о правовой связи каждого из присутствующих на уроке с государством (Российской Федерацией и Республикой Мордовией) и о правах человека. Учащиеся называют права человека.

    В качестве мотивации можно предложить ситуацию выбора. Учитель, обращается к учащимся: В каком бы государстве вы хотели жить?

    Можно сказать о своих опасения, связанных с тем, что у девятиклассников могло зародиться недоверие к «высоким материям», к общественно-политическим идеям и категориям. Вдруг, такое понятие как «справедливость права» кажется пустым звуком. Но, если спросить, в каком государстве вы хотели бы жить, вы непременно ответите: «в самом справедливом, в таком государстве, где обеспечиваются все права и свободы человека, где действует сильный закон, которому подчиняются и граждане и власть». Вы видите, вроде бы и не сложно понять, зачем нужно право. А можем мы назвать страну, в которой бы не сложилась система права? Учащиеся ответят, что такой страны нет.

    Перед учителем стоит задача дать учащимся не только знания о правовом государстве, но и сформировать у них ценностные ориентиры. В этом плане целесообразно обратиться к высказыванию В.Гюго «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право».

    Проблемный блок.

    Учитель ставит вопросы: Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись? Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод? Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод? Например: то, что автомобилисты и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения (чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий), ограничивает их права или нет? Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству. Данный отрезок занятия проводится в форме мозгового штурма. Все ответы записываются, а затем учащимся предлагается сделать вывод о регуляторах, определяющих меру свободы нашего поведения. В случае затруднений с формулировкой вывода, учитель просит учащихся обратиться к учебному материалу (с. 65-67), а также напоминает, что некоторые народы долгое время обходились без конституций и кодексов. Писаные законы им заменяли иные социальные нормы. Так, в Древнем Китае придавали первостепенное значение нормам ритуала, в арабских странах - религиозным нормам. Среди других регуляторов поведения людей широко распространены обычаи.

    Учитель подчеркивает, что со временем именно право становилось более предпочтительным социальным регулятором. Право по возможности и необходимости вбирает в себя самые разные нормы. Общий характер (нормативность) и обязательность, подкрепленные авторитетом государства - основной признак и в то же время преимущество правовых норм.

    Но есть и такое право, которое никем не создается и не «даруется». «Люди рождаются свободными и равными» эта формула выражает естественное право. Она подразумевает, что права человека принадлежат ему от рождения, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую он должен был бы постоянно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естественными правами. Подразумевается, что они не только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны: ни государством, ни любым демократичным голосованием.

    Девятиклассники читают статью 17 Конституции РФ, которая гласит: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

    Учащимся предлагается, используя их жизненный опыт, привести примеры, доказывающие преимущества права и его ценность в качестве социального регулятора.

    Учитель подводит обучающихся к выводам:

    Право аккумулирует в себе все духовные ценности народа, передаёт их из одного поколения в другое.

    Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на упорядочение связей между людьми.

    Право защищает общественные отношения от негативного воздействия, которое может пагубно отразиться на всём ходе развития общества.

    Информационно-аналитический блок.

    Особое внимание следует уделить работе с понятиями «право», «норма права». Проводится работа с учебным словарем (с. 203). Данные понятия являются базовыми, поэтому дается дополнительное определение права. Право - регулятор поведения человека, выражающий меру его свободы и обеспеченный деятельностью государства (Сморгунов Л.В. Политология/ СПб., 1996.)

    Дальнейшая работа проводится по группам. Обучающиеся делятся на три группы. Первая группа работает по высказыванию В.С. Соловьева, содержащееся в методическом аппарате учебника «Говорят мудрые» (с. 73), вторая группа анализирует мнение русского философа В.В. Зеньковского (учебник, с. 67), третья группа - отрывок из работы правоведа Е.Н. Трубецкого (учебник, с 68). Задача каждой группы сравнить мнение о праве автора того отрывка, который им достался, с определением, данным современным политологом Л.В. Сморгуновым. Предложенное задание должно стимулировать аналитическую деятельность учащихся. Выслушав ответы каждой группы, учитель подводит обучающихся к выводам:

    Право четко устанавливает меру свободы людей. Устанавливая права человека, право также определяет юридические обязанности гражданина, ответственность.

    Право определяет меру должного поведения людей, используя при этом меры стимулирования и ограничения.

    Учащимся предлагается работа по источникам: Конституции России или Конституции Мордовии. Суть работы: найти во второй главе Конституции РФ или второй главе Конституции Республики Мордовия статьи, содержащие обязанности гражданина, номера статей записать в тетрадь. Учитель обращает внимание на название второй главы Конституции, что само по себе говорит о взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Суть права именно состоит в этой взаимосвязи, что подчеркивал великий мыслитель И. Кант в своем категорическом императиве.

    Дополнительный материал для хорошо подготовленных учащихся.

    Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права — был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797 г.). … Кант вывел понятие нравственного закона. Моральная личность, считал философ, не может руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива. Категорический императив Кант называл законом нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы.

    Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом" (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу — в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания. (История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. — М.: Издательство "Зерцало", 2000. — С. 223.)

    Право как сложная система включает в себя множество норм права. Учитель просит учащихся обратить внимание на третий пункт параграфа «Норма права. Закон».

    Проводится работа со схемой «Норма права».

    По завершению работы со схемой учащимся предлагается задание: привести пример нормы права, проиллюстрировать один (по выбору) из признаков нормы права.

    Так как учащиеся располагают таким источником конституционного права как Конституция, то можно посоветовать им привести пример нормы конституционного права.

    Учитель ставит перед классом задачу: сравнить норму права с другими социальными нормами. Используется метод мозгового штурма.

    Могут быть приняты следующие варианты различия норм права и норм морали:

    Нормы права всегда закреплены в государственных правовых документах, нормы морали существуют в сознании людей, в учениях моралистов.

    Нормы права обеспечиваются силой государства, соблюдение моральных норм обеспечивается благодаря совести и общественному мнению.

    Несоблюдение норм права приводит к применению государственных санкций, несоблюдение норм морали - к общественному порицанию и мукам совести.

    Менее подготовленные учащиеся могут воспользоваться материалами учебника (с. 70)

    Сравнение норм права с другими социальными нормами позволяет подчеркнуть его особую роль как социального регулятор.

    Далее учитель фокусирует внимание учащихся на том, что право должно воплощаться (выражаться) в законах и подзаконных актах. Рассматривается схема (учебник с. 69) или можно продемонстрировать следующую схему:

    После работы по схеме формулируются выводы: есть конституционные нормы, нормы закона и подзаконного акта. Законы подразделяются на основной (Конституция) и обыкновенные. Все подзаконные акты исходят только из законов и не могут им противоречить.

    В третьем пункте параграфа также рассматривается понятие нормативного акта. Выделяем определение закона (с. 69). Структурируем учебную информацию в виде новой схемы.

    Важно организовать работу со схемой, чтобы обучающиеся смогли уяснить суть каждого понятия. Учитель обращается к девятиклассникам с вопросами: Что означает такой признак закона как «закон обладает высшей юридической силой»? Какой орган законодательной власти принимает законы?

    Приступая к изучению четвёртого пункта темы «Система законодательства» учитель говорит о том, что всю совокупность норм права называют системой права. В систему права входят прежде всего отрасли права. Учащиеся должны самостоятельно, работая по материалам учебниками, дополнить схему:

    Завершив работу по схеме, учащиеся знакомятся с понятием институт права (учебник с. 71). Приводят примеры институтов конституционного, гражданского, уголовного, семейного, административного, трудового права.

    Рефлексивный блок. Проверку достигнутых результатов целесообразно провести, обратившись к последнему разделу параграфа «Право и закон». Важно подвести учащихся к практическим выводам.

    Существует ли различие между правом и законом? Или они абсолютно совпадают?

    Учащиеся высказывают своё мнение.

    Возможные ответы: «Любой принятый закон - это есть право»

    «Закон не всегда является правом»

    «Государство может принять несправедливый закон»

    «Несправедливый закон нельзя отнести к праву»

    Подводятся выводы: Понятия «закон» и «право» являются взаимосвязанными, их нельзя разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять. По своему содержанию понятие «право» шире, чем понятие «закон». В качестве обоснований могут быть приведены следующие: право находит своё выражение не только в законах, но и в подзаконных актах нормативного характера и в соответствующих судебных решениях; право — это не только законы сами по себе, но и их действие, право может проявляться и в незаконодательной форме: существуют и естественное право, всеобщие права человека; действующее законодательство определённой страны может носить и неправовой характер, то есть нарушать неотъемлемые права человека.

    Граждане должны защищать свои права, добиваться принятия справедливых законов.

    Домашнее задание : § 8. Задания 1,2.

    Хорошо подготовленные учащиеся получают дополнительные задания:

    1. Предлагается завершить работу над схемой «Отрасли права», начало которой было положено на уроке. Перед учащимися ставится проблема: Как вы думаете, почему отрасли права в данной схеме разделены на две части. Учащиеся должны понять, что отрасли права делятся на отрасли частного и публичного права.

    Тема урока: «Роль права в жизни человека, общества, государства»

    Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о роли права в жизни общества и государства; способствовать формированию правовой культуры, закрепить умения работать с источниками; воспитывать активную гражданскую позицию; формировать гражданские качества личности, делающих её политически активной в современном обществе, и выстраивать свою жизнь на основе нормативно- правовой основы РФ

    а) образовательные:

    Объяснить учащимся, что такое право, признаки и функции права;

    Объяснить, что не бывает прав без обязанностей;

    Понимать, каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства.

    Занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права.

    б) развивающие:

    Способствовать развитию умения учащихся характеризовать смысл основных понятий;

    Умение работать с документами;

    Развивать умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях с юридической точки зрения;

    Развивать умение делать выводы

    в) воспитательные:

    Содействовать воспитанию осознанного уважения к правам и обязанностям друг друга;

    Воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний;

    Осознавать потребность общества в таком регуляторе общественной жизни как право.

    Ход урока

    I . Вводная часть.

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация работы.

    Диалог двух учащихся. Звучит запись первого крика ребенка. У доски стоят два ученика и ведут диалог.

    Человек родился?

    Человек родился.

    Человек!

    Получит свой первый документ – свидетельство о рождении и станет полноправным гражданином своей страны.

    Человек растет. Общается с окружающим его обществом.

    А общество живет по определенным правилам. Их называют социальными нормами.

    А для чего люди придумывают социальные нормы?

    Да чтобы не было ссор, обид. Правил много. В каждом случае свои.

    Но ведь эти правила выполнять необязательно, поэтому они не всегда наводят порядок.

    Да, но некоторые правила обязательны и за то, что их не выполняют, приходится отвечать. Эти правила возведены в законы, которые охраняют права всех граждан и должны соблюдаться всеми. Если этого не происходит, то появляются конфликты между людьми и даже между государствами. Но как, же узнать, в каком случае, какой закон защищает наши права?

    Давайте представим такую ситуацию. И взрослые, и дети постоянно что-то должны. Дети обязаны ходить в школу, делать домашние задания, выполнять различную работу на уроке. Взрослым людям нужно ходить на работу, заботиться о детях. Зачем всё это нужно, если мы хотим жить свободно? Представим полную свободу в обществе. Вы идёте по улице, кому-то понравилась ваша сумка. Её отбирают. Вы приходите на приём к врачу, а он говорит, что сегодня у него нет желания работать. В поезде, на котором вы едете, проводница не даёт вам постельное бельё, не объясняя причину. Ваш подарок от родителей (велосипед) брат отдал своему другу. Как вы думаете, к чему это приведёт?

    - Хотели ли бы вы жить в таком обществе? Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись? Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод? Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод?

    Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству? Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела обществознания – Право, которое как раз и поможет Вам защитить себя в нашей непростой жизни.

    Запишем тему нашего урока: Право, его роль в жизни общества и государства

    Определите цели урока

    Верно, мы должны рассмотреть разные значения понятия права, определить его место в жизни общества и государства

    Начать наше общение я предлагаю с постановки проблемы: «Если бы все люди поступали в соответствии с десятью заповедями Христа, нужны ли были законы?»

    Я предлагаю вам высказать сейчас своё мнение, а в конце нашего занятия мы ещё раз обсудим этот вопрос, но уже опираясь на услышанное в ходе урока.

    II . Основная часть. Изучение нового материала.

    1. Рассмотреть содержание понятия «право»

    В любом обществе должен существовать порядок. На чем же он базируется? На определенных нормах, правилах поведения, И неважно, говорим ли мы о древнейшем обществе охотников и собирателей, либо о современном постиндустриальном обществе. В нем обязательно работают социальные регуляторы, которые и определяют поведение каждого из нас. Как вы думаете, что это за социальные регуляторы (обычаи, традиции, религия, мораль, законы).

    Правильно, поведение в обществе регулируется разными социальными нормами, которые действуют в обществе в целом или в ее отдельной сфере: в экономике, политике. Но один из этих регуляторов отличается коренным образом. Это – право. Оно получило свое название от латинского слова « justitia» (правда, справедливость). Понималось это слово в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. Однако слово право может иметь разный смысл.

    - Что же такое Право? Попробуйте сформулировать его определения

    1) возможность поступать тем или иным образом: право на что-то;

    2) совокупность правил поведения, принятых в государстве и обязательных для выполнения

    - А для кого приняты эти нормы? (для граждан, для чиновников, для органов управления)

    Т.е., право определяет, не только правила поведения, но и правила управления обществом, государством, создается единый, равный для всех порядок.

    Перечисленные права можно поделить на две группы. Как думаете, какие? Почему?

    Правильно. Одна группа прав дана человеку от рождения, эти права необходимы для нормального развития, называются естественными. они выражены в Декларации прав человека, принятой ООН. Другие права зависят от формы государства и их принимает само государство. Такое право называется позитивным.

    Одним из прав, действующих в нашем обществе является право на свободу слова. Что это означает?

    Действительно, это означает, что вы можете выражать свое мнение по любой теме. А если вы оскорбите человека, выражая свое мнение о нем? Вы нарушаете его право, а именно честь и достоинство.

    - Что же должно лежать в основе права? (справедливость, мера)

    Но стоит следующая проблема: как определить меру справедливости ? Давайте размышлять. – Что такое мера? (Мера – это то, что отвечает на вопрос: сколько, какое количество, какой размер и т.д.)

    - Как определить меру прав человека ? Получается, надо ограничить свободу человека? Право точно указывает, сколько свободы дано человеку

    Т.о., подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей, которые, в свою очередь должны уважать ваши права. Право определяет, что человеку можно делать, а что нельзя, от чего он должен быть защищен и за что сам несет ответственность.

    Взаимосвязь прав, свобод и ответственности очень точно выразил великий немецкий философ И. Кант в своем категорическом императиве права (абсолютно обязательном повелительном требовании). Вот примерный смысл императива: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами. Если вдуматься, философ призывает каждого очень ответственно относиться к своим поступкам. Поэтому юристы всегда подчеркивают, что право - это, прежде всего, ответственность.

    Прочитайте отрывок из документа Е.Н.Трубецкого с. 73 и ответьте на вопрос: что служит границей внешней свободы отдельного лица? (в соответствии с требованиями добра).

    Понятие «добро» является сутью морали. Значит, мораль и право есть слова-синонимы или нет? - В чем состоит отличие права от морали?

    Подводя итог, можем сделать вывод о том, что право определяет определенные права и обязанности, принятые в государстве, определяемые мерой свободы, справедливости и ответственности.

    2. История возникновения права. Работа с документами.

    - Как и когда возникло право?

    - Считаете ли вы, что право возникло с появлением человека? В частности было ли право в первобытном обществе?

    Конечно же, не было. А чем тогда руководствовались первобытные люди в своей жизни? Обычаями и традициями. А они в свою очередь были окружены обрядами, ритуалами и церемониями. Например, вы знаете, почему люди при отъезде в далекую страну набирают в мешочек горсть родной земли. А это связано с тем, что древние славяне почитали землю и даже не делали весной заборов – берегли ее. С тех времен и сохранился ритуал целовать землю, клясться землей и хранить горсть земли.

    Но по мере усложнения жизни, появления государства, развития собственности всё сложнее было обходиться устным преданием. К тому же правители хотели, чтобы правила были едиными по всей стране (ведь в каждом месте были свои особенности). В итоге появились письменные законы, сначала для особых случаев и ситуаций, а затем и своды законов. (Одним из древнейших законов был свод законов вавилонского царя Хаммурапи около 4 тысяч лет назад). Это был большой шаг вперёд, так как право - важнейший способ сделать жизнь государства и общества стабильной, предсказуемой, менее конфликтной. А такие явления, например, как кровная месть между родами приводила к постоянным междоусобицам, мятежам, бесконечным убийствам. В древние времена законам придавали божественный характер.

    Одним из первых записанных правил являются законы царя Хаммурапи, созданные в начале 2 тыс. дон.э. На Руси первый письменный судебник «Русская правда» появился в XI веке. Давайте, ребята рассмотрим отрывки из названных сводов законов.

    - Перед Вами статьи из законов Хаммурапи и Русской правды

    Законы Хаммурапи . Я - ц а р ь м о г у ч и й сред и ц а р е й, м о и слов а п р е в о с х о д н ы, м о я мудрость бесподобна. П о п о в е л е н и ю Ш а м а ш а, в е л и к о г о судьи небе с и з е м л и, д а воссияет м о е п р а в о в с т р а н е, п о слову М а р д у к а, м о е г о в л а д ы к и, д а н е найдет м о й п а м я т н и к н и к о г о, к т о б ы удалил е г о.

    196. Если кто-нибудь повредит глаз у свободного, то должно повредить глаз ему (самому).

    197. Если он сломает кость у свободного, то должно сломать кость ему.

    202. Если кто-нибудь ударит по щеке лицо высшего положения,

    то должно публично ударить его шестьдесят раз плетью из воловьей кожи.

    203. Если свободный ударит по щеке свободного одинакового поло­

    жения, то обязан уплатить мину серебра.

    Русская правда.

    5. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, то (платить) 40 гривен.

    7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

    17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.

    26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.

    24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.

    Определите общие черты законов и различия (Общее и различие: закон защищал в большей степени тех, кто занимал высокое положение, или, по крайней мере, был свободен. Русской правде наказание сводилось к уплате штрафов. А в законах Хаммурапи наказание гораздо суровее. Вплоть до смерти. Из Русской правды видно, что от размера штрафа зависит, насколько высокое положение занимали данные категории населения. Например, за убийство холопа 5 гривен, а за убийство старосты 12 гривен. Также необходимо отметить, что Хаммурапи утверждает, что законы его имеют божественное происхождение и они вечны).

    - Сейчас для нас эти законы кажутся неправдоподобными. Однако они действительно существовали.

    Чем ближе к современности, тем важнее становилась роль права. Прежде многие государи рассуждали так: «Государство - это я», феодалы творили произвол и не соблюдали часто даже существующие законы, крепостные во многом вообще не попадали под юридическую защиту. В XVIII-XIX веках постепенно жизнь многих стран стала регулироваться Конституцией (о ней мы поговорим на будущих уроках) и ей подобными документами. Значит, власть была введена в определённые рамки, нарушать которые ей стало трудно. Закон вводит жизнь в управляемое русло. Твёрдые законы - это возможность для людей и организаций планировать завтрашний день, быть уверенным в будущем, предвидеть ход событий. Чем лучше законы, чем больше областей они регулируют, тем более мирные способы разрешения конфликтов, тем способнее общество к развитию. Другими словами без права невозможно регулировать жизнь общества и государства.

    3. Определить признаки нормы права.

    А теперь давайте откроем 72 страницу учебника и найдем определение нормы права. Выпишите это определение себе в тетради. Право – это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определённые права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций.

    Как видите, в основе права – совокупность правовых норм.

    Что же собой представляет правовая норма? Найдите на с. 75 определение правой нормы и ее отличительные особенности

    Норма права - это охраняемое государством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определенные права и обязанности.

    Отличительные особенности:

    Закрепленность в законе (или других нормативных актах0

    Общеобязательность

    Обеспеченность силой государства

    Что значит общеобязательное?

    Будет ли работать система, если каждая из норм права не будет обязательной для всех?

    А кто должен обеспечить эту обязательность (Государство).

    Каким образом? (Государство устанавливает, обеспечивает и гарантирует их выполнение и наказывает за их невыполнение)

    4. Дать общую характеристику законам.

    Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно утверждает или закрепляет ее в официальном письменном документе. Такие документы называют нормативно-правовыми актами. Из чего же складывается система законодательства? Рассмотрите схему с. 74.(Конституция, законы, подзаконные акты).

    Почему схема имеет ступенчатую форму?

    Конституция – фундамент всех законов страны. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают высшей юридической силой чем подзаконные акты. Они принимаются Федеральным собранием или всем народом (путем референдума), делятся на основной (Конституция) и обыкновенные. Подзаконные акты зависят от того кто их издает: Указы (президент), постановления (правительство), приказы, распоряжения (министерства) и т.д.

    Почему лестница имеет единое основание?

    5. Главное предназначение права выражены в их функциях.

    Функции права:

    А) регулятивная: регулирует общественные отношения, устанавливая модель поведения их участников.

    Б) охранительная: защищает, охраняет интересы людей, устанавливает юридическую ответственность.

    III . Проверка усвоения материала

    1. Признаки права. Упражнение « Реконструкция правового источника»

    А теперь подробнее остановимся на современном праве. А именно современном праве России. Скажите ребята, а каким вы представляете право сейчас? Какими признаками вы наделите право? Для этого закончите предложения . Работа со слайдом. С некоторыми признаками Вы уже познакомились. Поэтому Вам будет нетрудно справиться со своей задачей.

    1. Право выражено в …………нормативно-правовых актах. Правило, записанное в любом законе, и есть право.

    2. Право принимается………государственными органами, уполномоченными лицами в особом порядке в процессе правотворческой деятельности.

    3. За нарушение права всегда наступает…….юридическая ответственность.

    4. Право регулирует только конкретные………..поступки людей и не вмешивается в мир их чувств и идей.

    5. Право не……вечно. Оно создается………. Людьми и может ими же быть изменено, но действует оно одинаково для всех.

    2. А теперь давайте снова вернёмся к вопросу, который мы обсуждали в начале нашего урока. Изменилось ли ваше мнение по вопросу о том, что «Если бы все люди поступали в соответствии с десятью заповедями Христа, нужны ли были законы?»

    3. Скажите, какова же роль права в обществе и государстве?
    4. Согласны ли вы с высказыванием У. Шекспира Сущность закона – человеколюбие

    Ребята, давайте вместе подведем итоги нашему уроку.

    Что на уроке было главным?

    Что было интересным?

    Что узнали нового?

    Что вызвало затруднение?

    IV . Подведение итогов урока.

    Право играет одну из важнейших ролей в жизни человека и общества. Всё, что прописано в правовых источниках является основой для организации жизни и деятельности любого гражданского общества. Необходимо чётко осознавать всю важность соблюдения законов, т.к. это является незыблемым фундаментом для любого государственного устройства.

    Не случайно символом нашего урока была древнегреческая богиня правосудия - Фемида. Фемида иносказательно означает теперь закон, а ее весы – символизируют правосудие. Ведь весы - древний символ справедливости и меры. Как вы думаете, что означает повязка на глазах? (Беспристрастие)

    Что означает меч? Меч Фемиды – обоюдоострый, он не только карает, но и предупреждает. Держит его богиня в правой руке, что означает сторону действия"правого дела" и силы. Что означают символы - змея, книга, - подумать дома.

    V . Д/з. п.8, с.69-70, 72-75 . Думаю, что каждый из вас в ходе работы на уроке сделал для себя определённые выводы. Домашнее задание будет носить творческий характер и вам предстоит написать эссе на тему: «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага». (Вл. Соловьёв, философ).

    Любое общество является саморегулируемой системой. Это означает, что общество само обеспечивает определенный порядок в нем, используя для воздействия на поведение людей различные средства регулирования (упорядочения) общественных отношений.

    До возникновения государства такими регуляторами, обеспечивающими существование людей в условиях присваивающего хозяйства, являлись правила поведения (нормы) первобытного, доклассового общества, выступающие в форме родовых, племенных обычаев, которые никем специально не устанавливались. Они постепенно складывались естественным путем в процессе жизни общества, были обязательны только для членов данного рода, племени, выражали их общие интересы и поэтому соблюдались добровольно. В случае же их несоблюдения к нарушителям применялись меры общественного воздействия вплоть до изгнания из рода (племени), что в тех условиях было равносильно смерти, так как в одиночку человек не смог бы выжить.

    Однако в результате длительного перехода от присваивающего хозяйства к производящему («неолитическая революция») и как следствие этого возникновения государства и социального расслоения ранее однородного общества (см. подробнее 1.1), родовых обычаев становится уже недостаточно для того, чтобы поддерживать в обществе порядок, так как с их помощью было невозможно согласовать интересы различных социальных групп, а также урегулировать новые, не известные первобытному обществу процессы производства, обмена, распределения произведенных продуктов. В итоге возникла объективная, т.е. не зависящая от воли и сознания отдельных людей, общественная потребность в регуляторах поведения нового вида – юридических (правовых) правилах, которые называются нормами права, или правовыми нормами.

    Их основное отличие от норм (правил) первобытного общества заключается в их тесной связи с государством. Нормы права – это такие правила поведения людей в обществе производящей экономики, которые не возникают сами по себе, стихийно, как обычаи, но специально устанавливаются государством в лице особых государственных органов, называемых правотворческими, поскольку они «творят», т.е. создают, нормы права.

    Эти правила являются велениями государства, так как в них выражена воля государства, поэтому они обязательны для всех, кто находится на его территории, независимо от принадлежности к тому или иному роду или племени. Соблюдение правовых норм обеспечивается возможностью применения к тем, кто их нарушает, специальных мер государственного воздействия вплоть до принуждения, применяемых созданными для этого государственными органами, которые называются правоохранительными (полиция, прокуратура, жандармерия, органы государственной безопасности).

    Совокупность всех правовых норм, установленных государством, образует определенную систему, т.е. такое целостное образование, в котором все его элементы взаимосвязаны и взаимодействуют. Это и есть право, действующее в данном государстве. Его называют также позитивным правом, или правом в объективном смысле. Таким образом, объективное право – это система установленных и охраняемых от нарушений государством общеобязательных правил поведения, закрепленных в официальных актах государства и являющихся государственными регуляторами поведения людей в таком обществе, где имеется социальное неравенство и столкновение различных интересов.

    Роль права в жизни общества, т.е. его социальное назначение, заключается в том, что с его помощью в обществе поддерживается правопорядок (порядок, основанный на праве). Поскольку нормы права устанавливаются государством, то, в конечном счете, это такой порядок, к которому стремится данное государство, который ему угоден. Однако с точки зрения современного подхода к роли государства и права в обществе в первую очередь право призвано обеспечивать общесоциальные интересы, т.е. интересы всего общества в целом, а также защищать интересы каждого человека, но только таким образом, чтобы при этом не происходило ущемления интересов, прав и свобод других людей. Таким образом, с помощью права в обществе достигается согласование различных интересов, т.е. определенный компромисс, заключающийся в том, что каждый член общества подвергается некоторым ограничениям свободы своего поведения для того, чтобы не повредить другим людям. Например, и автомобилисты, и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения для того, чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий. А эти правила, обязательные для всех, устанавливаются компетентными государственными органами, следовательно, являются нормами права. Их соблюдение гарантируется тем, что соответствующие органы (милиция, Государственная инспекция безопасности дорожного движения – ГИБДД) могут применить к нарушителям меры государственного воздействия, определенные в тех же правилах (например, оштрафовать их).

    Роль права в жизни общества

    Роль права в жизни общества находит свое проявление в том, что одни нормы права выполняют его регулятивную функцию: с их помощью обеспечивается общий порядок в экономических, торговых, семейных и других отношениях. Достигается это тем, что государство устанавливает общие для всех участников таких отношений права и обязанности (например, устанавливает правила торговли или порядок наследования имущества умершего человека). С помощью других норм права осуществляется охранительная функция права, заключающаяся в том, что государство защищает от посягательств на жизнь, здоровье людей, их имущество, устанавливая меры ответственности за убийство, кражу, причинение вреда здоровью и другие опасные для общества деяния.

    Однако не следует забывать, что в минувшие исторические эпохи право как система установленных государством общеобязательных правил поведения выражало и защищало в первую очередь интересы экономически господствующих классов (рабовладельцев, феодалов, капиталистов). Но тем не менее даже в эти эпохи право имело прогрессивное значение, являясь своеобразным аккумулятором цивилизации. Оно ограничивало произвол отдельных представителей господствующего класса. Например, в Древнем Риме раб, находясь в полной собственности рабовладельца, рассматривался как вещь, говорящее орудие. Но при этом рабовладелец (господин) не мог безнаказанно лишить раба жизни.

    Право как система ограничений, действующих в интересах всего общества, всегда лучше, чем хаос, анархия, произвол, беззаконие. Даже в ушедшие эпохи право не только защищало классовые интересы, но и обеспечивало существование общества как такового. Однако в полной мере прогрессивный потенциал права может быть реализован только в условиях демократического общества правовым государством, подробная характеристика которого будет дана ниже, в соответствующем разделе (см. гл. 6).

    Степень развития объективного права является показателем культуры, достигнутой обществом. Полезность права для общества (его социальная ценность) повышается в зависимости от того, насколько оно способно служить средством удовлетворения передовых, прогрессивных общественных и личных потребностей и интересов. Целью правового регулирования является упорядочение общественных отношений, причем не только их стабильность, но и дальнейшее развитие, необходимое в общественных интересах. Это значит, что политические, экономические и другие реформы в обществе осуществляются посредством права, т.е. сначала принимаются соответствующие нормы права, претворение которых в жизнь влечет необходимые изменения.

    Непонимание роли права в жизни общества, его недооценка, называемая правовым нигилизмом, причиняет большой вред обществу. Но с другой стороны, не менее вредна и тенденция преувеличивать его возможности, приписывать праву какую-то сверхъестественную, демоническую силу. Следует четко понимать, что возможности права не беспредельны. Например, невозможно решить проблему преодоления пьянства, алкоголизма, наркомании только правовыми запретами, так как это не только юридическая проблема, и одними законами ее не решить. Здесь необходим целый комплекс экономических, социальных, медицинских и правовых мер, проводимых государством совместно с общественностью.

    Исторически сложилось так, что в русском языке одним и тем же словом «право» обозначают два разных явления, которые в других языках обозначаются двумя разными словами. У нас «правом» называют не только общие правила поведения, установленные государством для всех, кто окажется в определенной ситуации, но и правила поведения индивидуального характера, т.е. установленные для конкретных лиц (их называют также субъектами права). Поэтому от объективного права как системы норм права следует отличать право в субъективном смысле, или субъективное право, под которым понимается основанное на законе, т.е. на нормах объективного права, право конкретного, персонально определенного лица как его возможность совершать какие-либо действия.

    Для иллюстрации указанного различия можно привести следующий пример. В гл. 2 действующей Конституции РФ закреплены права и свободы граждан России, в частности в ч. 2 ст. 32 говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» – это положение является нормой объективного права, так как содержит общее правило, в нем говорится о правах всех граждан. Но на основе этой нормы у конкретного гражданина Н. возникает субъективная, т.е. принадлежащая только ему, персональная возможность по своему усмотрению принять участие в выборах, но он может и не участвовать в них. Поэтому фраза: «Н. имеет право участвовать в выборах» содержит указание на субъективное право.

    Как уже отмечалось, право неразрывно связано с государством. Эта взаимосвязь проявляется в том, что и государство, и право появились в истории человечества в силу одних и тех же причин, они прошли в своем развитии одни и те же этапы и не могут ни существовать, ни функционировать друг без друга. Действительно, позитивное право как система общеобязательных норм создается государством. Государство же обеспечивает соблюдение права, охраняя его от нарушений. Следовательно, позитивное право без государства не существует и не действует. Но с другой стороны, само государство также нуждается в праве, без которого не может нормально осуществлять свои функции. В нормах позитивного права закрепляются структура и компетенция органов государственной власти, порядок их взаимодействия. Свою политику, как внутреннюю, так и внешнюю, государство проводит в жизнь, издавая официальные государственные акты, содержащие общеобязательные правила поведения (нормы права). Следовательно, право является формой и средством осуществления государственной власти.

    Теории происхождения государств

    Так же, как существует множество теорий происхождения государства (см.1.1), на сегодняшний день известно и много теорий происхождения права. Согласно теологической теории право – это вечное явление, созданное богом. Представители этой теории считают, что существует божественный высший закон, который должен лежать в основе позитивного права, создаваемого государством.

    Теория естественного права объясняет происхождение права как естественный процесс. По мнению тех, кто разделяет эту теорию, естественное право – это те права и свободы, которые принадлежат каждому от рождения, т.е. по естеству. Их никто человеку не дарует. Это, прежде всего, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, равенство, собственность. Эти права неотчуждаемы, т.е. никто не вправе лишить человека этих прав, кроме как по закону, в случае применения к нему ответственности за нарушение требований норм права (например, лишение свободы за преступление). Естественное право как совокупность естественных прав и свобод человека воплощает в себе высшую справедливость, поэтому позитивное право, создаваемое государством, не должно противоречить ему.

    Различение «естественного права» и «позитивного права» присуще и современной юридической науке. Оно также нашло свое закрепление в действующей Конституции РФ, где в ч. 2 ст. 17 записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).

    Известна также историческая школа права, объясняющая возникновение права как стихийный исторический процесс. С этой точки зрения право складывается в ходе жизни общества так же, как возникает язык, на котором говорят те или иные народы. В праве находит свое выражение народный дух. Право при таком подходе представляется как сумма народных обычаев, стихийно сложившихся в обществе, а роль государства сводится лишь к тому, что оно должно узаконить эти обычаи. Так возникает обычное право.

    Марксистская теория происхождения права, так же, как и марксистская теория происхождения государства, основывается на материалистическом подходе к выявлению причин и закономерностей данного процесса, т.е. связывает возникновение права прежде всего с экономическими изменениями, произошедшими в первобытном обществе, изменениями материальных условий жизни людей. Такой подход и с точки зрения современной науки имеет положительное значение. Однако при этом в марксизме чрезмерно преувеличивалась роль классового подхода, поскольку под правом понималась воля господствующего класса, возведенная в закон, т.е. выраженная в виде норм права, установленных государством. Право рассматривалось как инструмент в руках государства, с помощью которого оно (государство) решает задачу классового подавления, обеспечивая господство одного класса над другим. В марксистской теории считалось, что «право – ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права» (Ленин). Таким образом, проводилась мысль, что право опирается только на принуждение, насилие, с чем нельзя согласиться с позиций современной науки.

    Психологическая теория считает, что причины возникновения права коренятся в психике людей, так как им свойственно, вступая в различные отношения, испытывать определенные правовые чувства, эмоции. Например, если один человек дает другому в долг деньги, то при этом должник чувствует себя обязанным вернуть долг в оговоренный договором срок, а кредитор (лицо, дающее деньги) ощущает, что у него есть право потребовать возврата денег должником, когда наступит срок. Вот эти чувства, переживания, ощущения людей с точки зрения психологической теории являются правом, которое называется «интуитивным правом». Государство же в лице своих правотворческих органов должно закрепить это право в своих официальных актах, т.е. в нормах позитивного права.



    Просмотров