Сколько евреев в России: процентное соотношение, точное количество. Демография. Численность и географическое размещение мирового еврейства Сколько в мире иудеев

Каждый 514-й в мире — еврей

Согласно исследованию, осуществленному демографами из Еврейского университета в Иерусалиме, численность мирового еврейского населения в минувшем году достигла 13,75 млн человек. 43 процента от этого числа живут в Израиле.

При этом численность мирового еврейства за минувший год возросла на 88 тыс. человек. Исходя из данных, полученных учеными, получается, что евреем является каждый 514-й человек на планете, то есть евреи составляют 0,2 процента всей глобальной популяции.

Страной с наиболее многочисленным еврейским населением в мире является Израиль, где проживает 43 процента мирового еврейства. Месяц назад, накануне Рош а-Шана, Центральное статистическое бюро Израиля сообщило, что общее население Израиля составляет почти 8 млн человек. Уроженцами страны являются 73 процента от этого числа.

В Израиле проживают 5 978 600 евреев, что составляет 75 процентов от всего населения государства.

За предыдущий иудейский год население Израиля возросло на 96 тыс. человек, преимущественно благодаря естественному приросту. За означенный период в страну въехало 16 892 репатрианта — больше всего из России (3678), Эфиопии (2666), США (2363), Украины (2051) и Франции (1775).

Около 40 процентов израильтян проживают в тель-авивской агломерации, являющейся наиболее густонаселенным и урбанизированным регионом страны. 17% проживают на севере страны, 14% — на юге. В Иерусалиме и Хайфе в совокупности проживают 12% населения страны, в Иудее и Самарии — 4%.

Крупнейшая еврейская община диаспоры проживает в США — около 5,3 млн. Ряд демографов считают, что численность «расширенного еврейского населения» США значительно выше и доходит до 6,5-7 млн (превосходя таким образом Израиль). Далее в порядке убывания численности евреев следуют Франция (600 тыс.), Канада (390), Великобритания (350), Аргентина (280), Россия (228), Австралия (120), Германия (118), Бразилия, Украина и ЮАР (около 100 тыс. в каждом государстве).

В диаспоре еврейское население не распределено, как правило, равномерно по территории страны, а сосредоточено в крупнейших мегаполисах. Около 2 млн евреев проживают в нью-йоркской агломерации (то есть больше чем в какой-либо стране мира, за исключением США и Израиля). Крупнейшими центрами концентрации еврейского населения (более 100 тыс. в каждом) являются также Лос-Анджелес, Майами (вместе с другими городами Южной Флориды), Париж, Филадельфия, Чикаго, Буэнос-Айрес, Бостон, Сан-Франциско, Лондон, Торонто, Вашингтон, Балтимор, Монреаль и Москва.

Любопытно, что за пределами Израиля есть два города, большинство населения которых составляют евреи. Это пригороды Монреаля (Канада) Хемпстед и Кот-Сен-Люк. Правда, население каждого из этих городов не превышает 20 тыс. человек.

В России, по данным переписи 2010 года, оказалось 157 тыс. евреев. По мнению демографов, численность еврейского населения несколько выше и составляет около 230 тыс. человек. Около 55 процентов еврейского населения России сосредоточено в четырех регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.

Сколько в мире евреев?

Каждый 514-й в мире - еврей

Согласно исследованию, осуществленному демографами из Еврейского университета в Иерусалиме, численность мирового еврейского населения в минувшем году достигла 13,75 млн человек. 43 процента от этого числа живут в Израиле.

При этом численность мирового еврейства за минувший год возросла на 88 тыс. человек. Исходя из данных, полученных учеными, получается, что евреем является каждый 514-й человек на планете, то есть евреи составляют 0,2 процента всей глобальной популяции.

Страной с наиболее многочисленным еврейским населением в мире является Израиль, где проживает 43 процента мирового еврейства. Месяц назад, накануне Рош а-Шана, Центральное статистическое бюро Израиля сообщило, что общее население Израиля составляет почти 8 млн человек. Уроженцами страны являются 73 процента от этого числа.

В Израиле проживают 5 978 600 евреев, что составляет 75 процентов от всего населения государства.

За предыдущий иудейский год население Израиля возросло на 96 тыс. человек, преимущественно благодаря естественному приросту. За означенный период в страну въехало 16 892 репатрианта - больше всего из России (3678), Эфиопии (2666), США (2363), Украины (2051) и Франции (1775).

Около 40 процентов израильтян проживают в тель-авивской агломерации, являющейся наиболее густонаселенным и урбанизированным регионом страны. 17% проживают на севере страны, 14% - на юге. В Иерусалиме и Хайфе в совокупности проживают 12% населения страны, в Иудее и Самарии - 4%.

Крупнейшая еврейская община диаспоры проживает в США - около 5,3 млн. Ряд демографов считают, что численность «расширенного еврейского населения» США значительно выше и доходит до 6,5-7 млн (превосходя таким образом Израиль). Далее в порядке убывания численности евреев следуют Франция (600 тыс.), Канада (390), Великобритания (350), Аргентина (280), Россия (228), Австралия (120), Германия (118), Бразилия, Украина и ЮАР (около 100 тыс. в каждом государстве).

В диаспоре еврейское население не распределено, как правило, равномерно по территории страны, а сосредоточено в крупнейших мегаполисах. Около 2 млн евреев проживают в нью-йоркской агломерации (то есть больше чем в какой-либо стране мира, за исключением США и Израиля). Крупнейшими центрами концентрации еврейского населения (более 100 тыс. в каждом) являются также Лос-Анджелес, Майами (вместе с другими городами Южной Флориды), Париж, Филадельфия, Чикаго, Буэнос-Айрес, Бостон, Сан-Франциско, Лондон, Торонто, Вашингтон, Балтимор, Монреаль и Москва.

Любопытно, что за пределами Израиля есть два города, большинство населения которых составляют евреи. Это пригороды Монреаля (Канада) Хемпстед и Кот-Сен-Люк. Правда, население каждого из этих городов не превышает 20 тыс. человек.

В России, по данным переписи 2010 года, оказалось 157 тыс. евреев. По мнению демографов, численность еврейского населения несколько выше и составляет около 230 тыс. человек. Около 55 процентов еврейского населения России сосредоточено в четырех регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.

Палестинцы проигрывают в демографической войне

72% палестинок в возрасте 15-49 лет стараются избежать беременности. То же самое можно сказать о 78% женщин Марокко, 71% в Иордании, 69% в Египте и Ливии, 68% в Сирии, 63% в Ираке и 61% в Йемене.

Статья опирается на исследование доктора Николаса Эберштадта, лидирующего демографа American Enterprise Institute. Исследование было опубликовано в июне этого года.

Эберштадт пишет: "По всему мусульманскому миру уровень рождаемости драматически падает. По данным ООН все 48 государств с мусульманским большинством населения переживают спад рождаемости на протяжении последних трех десятилетий. Снижение рождаемости в странах ислама – больше, чем в среднем во всем мире. Шесть из восьми самых крупных снижений рождаемости в послевоенную эпоху зафиксированы в мусульманских странах, четыре из них – в арабском мире. Никакой другой регион в мире – ни быстро растущая Юго-Восточная Азия, ни стремительно модернизирующаяся Восточная Азия и близко не подошли к подобной ситуации. Это - достойное пристального внимания снижение рождаемости в мусульманском мире. Оно является одним из самых важных демографических трендов современности".

Подробно текущий демографический тренд в странах ислама и его катастрофические последствия был описан в работе американского аналитика Дэвида Голдмена " Почему умирают цивилизации (и ислам тоже)" о которой можно прочитать в статье - "Как умирают цивилизации: Почему исламское чрево перестало рожать" .

В то время как уровень рождаемости среди евреев в Израиле в 2012 составил 3 ребенка на женщину и продолжает расти, во всех ближневосточных странах, за исключением Йемена, Ирака и Иордании он ниже 3 и продолжает снижаться. Уровень рождаемости в Иране 1,8 (хуже, чем во многих странах Европы), в Саудовской Аравии и государствах Залива – 2,5, в Египте и Сирии - 2,9. Уровень рождаемости среди израильских арабов – меньше трех детей на женщину и продолжает снижаться. В 2012 доля еврейской рождаемости в Израиле составила 77%, по сравнению с 69% в 1969. В то время, как уровень рождаемости среди религиозных евреев несколько снизился, рождаемость среди светских евреев продолжает расти.

В этих условиях Палестинская автономия идет на любые трюки чтобы завысить количество своих субъектов в Иудее и Самарии. По данным израильского аналитика Йорама Эттингера, количество палестинских арабов на территориях завышено на миллион человек. Палестинская автономия, вопреки международным стандартам, учитывает в качестве резидентов 400 тысяч палестинцев, постоянно проживающих за границей. 300 тысяч арабов Восточного Иерусалима учтены дважды – и в регистрах Израиля, и в регистрах Палестинской автономии. Автономия намеренно занижает данные о смертности и завышает данные о рождаемости, игнорирует эмиграцию и т.п.

Нынешнее еврейское большинство на территории Израиля и Западного Берега -66% от всех жителей при сохранении нынешнего демографического тренда превратится в абсолютное большинство – более 80% к 2035 году.

Вчера, 00:38

Евреев отметили на карте США

Американский демографический сайт PopulationMapping.com опубликовал подробные карты, позволяющие узнать много нового о географии расселения евреев США. Карты эти составлены географом Джошуа Коменецом для Банка данных евреев Северной Америки Института Мэндела Л. Бермана. На картах можно увидеть, что американские евреи расселены по территории страны весьма неравномерно. А что могут эти карты рассказать нам о будущем американских евреев?

Подобные исследования проводились и раньше, но предоставляли более ограниченную информацию. Перепись, проводимая Статистическим бюро населения США, фиксировала количество людей, владеющих ивритом или идишем, а также родившихся в Израиле, но не конфессиональную принадлежность. Появлявшиеся ранее карты базировались на источниках, содержавших информацию более общего характера, таких как издание American Jewish Year Book. Коменец же, используя такие источники, как бюллетени Статистического бюро населения и Банка данных евреев Северной Америки, а также проведя собственные исследования, смог рассказать о численности и географии расселения американских евреев значительно больше.

В целом картина проживания евреев в США оказалась знакомой и отражающей общеизвестную историю их миграций. Наиболее многочисленное еврейское население сконцентрировано на восточном и западном побережьях - от Вашингтона до Бостона и от Сан-Диего до Сан-Франциско. Немало евреев проживает также в старых индустриальных центрах - Питтсбурге, Кливленде, Детройте, Чикаго, Сент-Луисе и Миннеаполисе. В последнее время, следуя за солнцем и новыми перспективами, многие евреи переместились в города Юга и Дальнего Запада - в Атланту, Денвер, Финикс, Даллас, Хьюстон и, конечно, во Флориду. В 22 городских округах США проживает более 40 тысяч евреев в каждом; в 13 - более 100 тысяч.

Полученные данные выглядят гораздо интереснее, если анализировать их с исторической точки зрения. В 1960 году American Jewish Year Book сообщил, что в США насчитывается 5,37 млн евреев. По данным Коменеца, в настоящее время эта цифра выросла до 6,74 млн. При этом доля евреев в населении США, выросшем за эти годы со 179 до 310 млн, несколько сократилась.

Заметно изменилась и география расселения еврейского населения. В 1960 году во всем штате Флорида проживало 110 тыс. евреев. Сейчас такое их количество насчитывается в одном только округе Майами-Дейд. А что случилось с 22 тысячами евреев, проживавшими в Канзас-Сити (Миссури) в 1960 году? Теперь в этом городе насчитывается всего около 5 тыс. евреев. А 150 евреев Армора, Оклахома, проживавших там в 1960 году? В 1890 году здесь была открыта первая в штате синагога. Сейчас во всем округе проживает два еврея, а синагога закрылась в 2004 году.

Карты Коменеца и собранные им данные позволяют нам прикоснуться к судьбам огромного числа людей, решивших приехать, остаться, или двигаться дальше. Почему, перемещаясь по стране, евреи сосредотачиваются в одних местах, а в других их почти не остается?

История может дать ответ, почему евреи живут по всему штату Нью-Йорк, от Бруклина (561 тыс. человек) до округа Аллегейни (9 человек). А какой жизнью живут 100 евреев округа Ливингстон, штат Нью-Йорк или 50 евреев округа Стюарт, штат Теннеси? Что они привносят в жизнь окружающих как евреи и просто как люди? И как отражается на жизни округов Команчи, Техас, и Робертс, Южная Дакота, тот факт, что там нет ни одного еврея? Эти вопросы помогают сквозь сухую статистику увидеть судьбы людей.

Новые карты могут оказаться полезными не только для удовлетворения любопытства. Из них мы можем узнать, что американские евреи живут не только на побережьях и в крупных городах.

География расселения определяет судьбу общины. Существует вопрос «критической массы». Еврейскую культуру вне контакта с относительно многочисленным сообществом трудно сохранять и поддерживать даже самым преданным семьям. Для этого требуется инфраструктура - школы, синагоги и магазины кошерных продуктов. Конечно, кошерную еду можно заказать в Интернете, современный миньян тоже зачастую собирается онлайн. Но смогут ли отдельные люди или небольшие общины поддерживать еврейскую культуру в течение долгого времени? Вся история американских евреев дает отрицательный ответ на этот вопрос.

Важен и вопрос о взаимоотношениях между евреями и американским обществом в целом. Тот факт, что большинство евреев сосредоточено в паре десятков крупных городов, означает, что очень многие простые американцы никогда в реальной жизни с евреями не сталкивались. Судя по всему, концентрация еврейского населения в крупнейших городах только усилится. А высокой урбанизации всегда сопутствует ассимиляция.

Нет гарантированных формул, которые позволили бы увеличить или хотя бы сохранить на неизменном уровне численность еврейского населения США. Это возможно только в том случае, если сами евреи, вне зависимости от региона своего проживания, поставят еврейские ценности во главу угла.

Материал подготовил Дмитрий Ерусалимский

Жаркие идут споры и нервные какие-то: сколько в мире евреев? «Сумма прописью» колеблется от 12 миллионов до 20. Есть в мире нашем и те, кто считает всех людей евреями. Только одни знают об этом, а другие не догадываются или знать не хотят. В любом случае,лиц еврейской национальности на нашей планете и в космосе гораздо больше, чем датчан, шведов, болгар, греков, цыган, чукчей и прочих. Однако, перечисленные и прочие не очень-то дергаются по поводу их количества. Сколько Бог послал – и ладно. Евреи же постоянно волнуются, корпят над цифирью своего народонаселения, хотя давно уже понятно, что все проблемы рода людского не в количестве лиц той или иной национальности, а в их качестве. Недавно господин Щаранский до смерти напугал общественность убылью народа еврейского, связанного с ассимиляцией. Раввин Дов Лившиц озаботился этими цифрами больше других. Читаю: «Председатель организации "Яд ле-Ахим" раввин Шалом Дов Лифшиц направил письмо председателю Еврейского агентства Натану Щаранскому и предложил сотрудничество в борьбе с ассимиляцией. Поводом для обращения стало заявление главы "Сохнута", согласно которому ежедневно численность еврейского народа сокращается на 500 человек».

Цифры и в самом деле чудовищные. Если им верить, всего лишь через век с небольшим евреи перестанут тревожить землян своим присутствием, но я почему-то убежден в другом: во - первых, «Рабинович выкрутится», так как яростные, подчас кровавые, но безуспешные попытки ассимилировать жестоковыйный народ длятся вот уже пару тысяч лет, а во-вторых, не вижу в этой самой ассимиляции настоящей угрозы Еврейскому государству и потомкам Иакова.

Евреям в истории, как правило, было не очень уютно, а часто и смертельно опасно, а потому потомками Иакова оставались самые мужественные, самые чистые и верные своему Богу и своим предкам души. Предатели, малодушные, ничтожные, слабые отсеивались – переставали евреями быть. О чем тут печалится? Это в свальной драке качество бьет количество. В честном поединке все наоборот. В результате отсева получился особый народ, сумевший завоевать 20% Нобелевских премий по всем областям наук и искусств. (В России 42% лиц, получивших Нобеля, – евреи). Кстати, и среди ассимилянтов разного рода лауреатов ни мало. Не так просто избавиться от «проклятия генов».

Волнует же меня иная, самая подлая и опасная «ассимиляция», напрямую грозящая мне лично, моим детям, внукам и, хочу верить, правнукам в Еврейском государстве.

Есть евреи, по папе и маме, бывает и по вере, причем ортодоксальной («Натурей карта») – самый опасный и тревожный вид тайных или открытых ассимилянтов. Они активны, подчас, влиятельны и популярны. По мне, какой-нибудь Исаак Хаймович, ставший Иваном Ивановым или Джоном Джонсом в тысячу раз безвредней, чем Изя Шамир, Амос Оз, Юли Тамир, Шломо Занд с прочими товарищами и господами никогда, надо думать, не помышлявшими о перемене фамилии и национальности. Мало того, при такой перемене они бы потеряли львиную долю своих доходов и популярности в юдофобской среде. Именно эти ассимилянты - новая и опаснейшая порода «выкрестов», обязанная своим возникновением, в первую очередь, появлению Еврейского государства, так как вся их деятельность и состоит в том, чтобы это государство разрушить.

«Иудаизм – это еврейская национальность плюс Тора. Разумеется, если еврей не соблюдает заповеди, он останется евреем – ведь его мать еврейка. У нас определяющее значение имеет национальность матери», - говорит рав Лифшиц. Он прав. Тора веками хранила народ жестоковыйный, но трагедия Холокоста доказала, что в эпоху оружия массового уничтожения и газовых камер одной веры мало, чтобы спастись от безумия людского.Возникло такое понятие, как гражданин Израиля. И, если весь смысл работы человека, службы в армии и в любой другой деятельности направлен на защиту Еврейского государства, мне совершенно плевать, кем была его матушка. При этом я решительно отказываюсь принадлежать к «народу», к которому принадлежат упомянутые мной поименно деятели. Ассимиляция в негодяйство и предательство такая же реальность, как смена веры. Проще говоря, каждый разговор на затронутую тему нужно вести с поправкой на сионизм. И смело скажем: «Нет расизму в жизни и в прессе!» Русский по маме солдат ЦАХАЛа, честно исполняющий свой долг, мне в тысячу раз милей, чем вся эта чистейшая по крови, «правозащитная» публика из партии «Мерец», «Шалом ахшав», «Бецелем» и подобных организаций, делающая все, чтобы «еврейский вопрос» на Ближнем Востоке был решен окончательно и бесповоротно.

Вот здесь я бы на месте Натана Щаранского и раввина Лифшица и стал бы бить тревогу, а лучше всего потребовал бы от государства хоть какой-то, пусть слабой, либеральной и демократической, но защиты от этого племени «термитов», без устали подтачивающих сваи, на которых стоит наш дом. Робкие попытки выяснить, на какие деньги, отечественные «правозащитники» трудятся, возможно, и внесут кое-какую ясность, но этого мало, очень мало, особенно если вспомнить с какой мстительной злобой эта публика расправилась с настоящим евреем, патриотом Израиля Меиром Кахане и его партией и с какой страстью она клянется в любви убийце-террористу Марвану Баргути и «свободолюбивому палестинскому народу».

Общее количество евреев в мире и Израиле

Hebrew University of Jerusalem, 2010

  1. До Второй Мировой войны мировое количество евреев (синяя линяя) было 17 миллионов, после стало на 6 меньше – 11 миллионов, и до сих пор ещё довольно далеко до его первоначального значения: первый миллион восстановился за 20 лет, после скорость прироста упала ещё ниже и сегодня нас 13 млн.
  2. Общее количество евреев (синяя линяя) состоит из евреев Израиля (голубая линия) и евреев диаспоры (зелёная линия). Видно, что в течении всего времени численность израильских евреев активно растет, а число евреев диаспоры так же активно падает. Интересный факт: количество евреев растет пропорционально с количеством мирового населения. А доля евреев в мировом населении падает и довольно быстро.

Распределение еврейского населения по странам

Распределение евреев по странам (в тыс. чел.), Hebrew University of Jerusalem, 2010

  1. Понятно, что примерно 45% евреев находится в Израиле, и примерно столько же – в США . Эти страны являются абсолютными лидерами. По сравнению с ними остальные содержат ничтожно малую часть евреев. Если бы мы делали этот график 20 лет назад, то была огромная группа - Советский Союз . Но на сегодняшний день его нет, следовательно, кроме Израиля и Америки никаких демографических резервов у еврейского народа нет. Возможны только открытия новых демографических резервов в виде открытия новых видов евреев. (Существуют несколько групп-кандидатов, например, Бней-Менаше на северо-востоке Индии, составляющие 4 млн. человек).

Динамика численности еврейского населения США

Год Численность евреев в США
1654 25
1700 200-300
1800 2.000-2.500
1880 230.000-280.000
1890 400.000-475.000
1900 937.800-1.058.135
1910 1.508.000-2.349.754
1920 3.300.000-3.604.580
1940 4.770.000-4.975.000
1950 4.500.000-5.000.000
1960 5.367.000-5.531.500
1970 5.370.000-6.000.000
1980 5.500.000-5.920.890
1992 5.828.000
2010 5.275.000

Некоторые социальные особенности США:

  1. Крупные города в основном расположены на побережьях, а не в центре страны. В них процент пришлых несравненно больше.
  2. В центральных районах больше коренных жителей.
  3. Все прибрежные города голосуют за демократов, а центральные глубины – за республиканцев.
  4. Евреи появились в США относительно позже других национальных групп, и поэтому являлись в некотором смысле чужими. И, как чужие, селились по побережьям, где живут до сих пор. А из предыдущего следует, что евреи голосовали за демократов, и сейчас тоже в основном голосуют за них.

Начиная с 1880 года, наблюдается резкий и огромный прирост численности евреев в США. С 1880 по 1890 год и с 1890 по 1900 (то есть всего за 10 лет) еврейское население США удваивалось. Затем темп прироста немного снижается. Есть огромная эмиграция, создавшая еврейское население Америки. Основная часть прибывает из Германии (1880-1900), а потом, до 1920 года – из России и Польши. Достигнув некоторого максимума, еврейство в США начинает снижаться. Начиная с 70-го года, в США прибыл примерно миллион евреев из Советского Союза. Но при этом общая их цифра немного понизилась. Из этого следует, что собственное американское еврейство уменьшилось гораздо сильнее, чем это видно на графике, и динамика американского еврейства резко отрицательная. Достигнув некоторой точки, еврейское население начинает уменьшаться. Между 1992 и 2010 гг, падение сразу на 600 000 человек, а до этого было стабильно. Если учесть, что в этот период приехал миллион евреев из России, то за этой стабильностью скрывается постоянное падение.

Источники еврейской иммиграции в США

Начиная с 1980 гг более 2/3 еврейской эмиграции в США приходится на СССР. Также видно, что 10% прибывает с Израиля, остальное менее существенно.

График годовых доходов на семью

  1. Среди зарабатывающих менее 25 000 в год немало евреев, но всё равно меньше, чем в среднем по Америке. Большая часть евреев этой группы - пенсионеры из бывшего Советского Союза.
  2. Наиболее тяжело живется группе с доходом примерно 50 000, так как они обязаны платить все налоги, для них не предоставляются субсидии, бесплатное образование и муниципальное жилье, как для более бедного слоя.
  3. Доход от 100 000 и больше - удел специалистов с высшим образованием. Поэтому есть кардинальная разница между еврейским населением (22 %) и средним по Америке (8 %). То есть, по сути, это социальное распределение.

Доходы евреев США по сравнению с другими конфессиями

Американское общество в своем самосознании по конфессиональному признаку делятся на следующие группы:

  1. Протестанты - основное белое население Америки
  2. Протестанты евангелические. Другие протестанты их называют фундаменталистами. (Эти 2 группы - основное население Америки)
  3. Католики
  4. Те, которые ни к кому себя не относят
  5. Евреи

Соотношения с доходами:

  • Среди еврейского населения, 45 % - те, кто имеют доход от 100 000. Примерно четверть с низкими.
  • В остальных группах американского населения примерно равные значения в распределении доходов, разве что евангелические протестанты отличаются, у них доходы ниже, потому что они фундаменталистски настроены: у них более низкий уровень образования, они живут в глубинах Америки и более с/х - люди.
  • В целом же, евреи резко отличаются от среднего американца.

Религиозность евреев США по сравнению с другими конфессиями

В ходе опроса участникам с точки зрения абсолютной уверенности задавался простой вопрос: «Верите ли вы в Бога?». Он показывает с интересной и неожиданной стороны американское еврейство.

Видно, что по отношению к другим группам, евреи являются наименее религиозными в Америке.

Политические взгляды

Политические взгляды коррелируют с религиозными, так, например, наибольшее количество консерваторов среди евангелистов. Евреи – самая либеральная и левая группа среди американского общества.

Интересный феномен: евреи с одной стороны – самая богатая группа, но голосует ровно также как самая бедная группа. Это поразительное еврейское свойство разрушать систему, в которой они успешно устраиваются. Евреи голосуют за демократов, при том, что как раз республиканцы зачастую более произраильские.

На этом графике отражены глубокие противоречия евреев со странами, в которых они живут.

Религиозное состояние американского еврейства

В ходе соц. опроса американских евреев просили ответить, что они совершают из ежегодных мероприятий:
Сначала отвечают на вопрос, что они делают (соблюдают) с периодичностью раз в год?

Другой вопрос – что евреи совершают из ежедневных заповедей?

Округляя, можно сказать, что ⅔ делают что-нибудь раз в год, и лишь ¼ - постоянно.

Религиозные взгляды евреев США

За исследуемый период (1990 – 2000 гг) всего 40% еврейских домов являются членами синагоги . Эти 40% домов составляют 46% взрослых евреев.

Среди них можно выделить следующие группы:

  • Реконструкционисты (реформисты для самих реформистов).

В 1990м году соотношение этих течений было следующее:

по данным NJPS 1990

через десять лет повторное исследование показало следующую картину:

по данным NJPS 2000

За 10 лет, то есть за довольно-таки малый срок, кардинально меняется распределение по этим группам.

Доля консерваторов упала в полтора раза, незначительно выросла доля реформистов, зато доля ортодоксов выросла в полтора раза.

Объясняется это тем, что консерваторы уходят к реформистам, а ортодоксы увеличиваются за счет естественного прироста.

В прошлом в еврействе США были волны господства реформистов – конец 19 века, и консерваторов – середина 20 века. Группы реформистов и консерваторов росли из-за иммиграций. Сейчас же волны иммиграции уже стихли, и взяться им неоткуда.

Доплнительная иллюстрация:

Умножив число сторонников каждой группы на 46% (= процент взрослых евреев, которые являются членами синагоги), мы получим следующее распределение конфессий иудаизма среди евреев США в 2000 г. (округленно, поскольку все цифры здесь приблизительны)

  • Ортодоксы 21%*46%= 10%
  • Консерваторы 33%*46%= 15%
  • Реформисты 39%*46%= 18%
  • Реконструкционисты 3%*46%= 1.5%

Ортодоксы

Ортодоксы – самая разнообразная группа иудаизма, потому что у консерваторов и реформистов есть свои общие центры, а у ортодоксов нет. Есть только 2 основных направления, которые делятся примерно пополам между классическими ортодоксами и модерн-ортодоксами , но стоит сказать, что среди них уже много разных групп.

В целом, ортодоксы составляют примерно 10% американского еврейства, которое относится к синагоге. Это самая маленькая группа.

Модерн-ортодокс самосформировались в середине 19 века в Германии, в качестве оппозиции для реформизма. Зачинщиком считается Ш.Р. Гирш. Его движение началось где-то в 1915 году в Германии. В США это движение началось после 1915 года. То есть до этого для приехавших евреев были только варианты: реформисты, консерваторы или обычные ортодоксы. Сегодня модерн-ортодокс объединяют около тысячи синагог по всем США. В чем отличие от классических (ешивных) ортодоксов?

  1. Выступают за необходимость получения светского образования
  2. Среди них наиболее высокий процент наличия высшего образования и специалистов.
  3. Настроены просионистски. То есть более менее интегрируются с вязаными кипами в Израиле. Но если вязаные кипы считают образование государства Израиля началом мессианского процесса, то то, что отличает модерн-ортодокс в США – это видение для них ценности получения светского образования как такового, а не только из необходимости зарабатывать деньги.
  4. Если заглянут в еврейские средневековые источники, можно сказать, что модерн-ортодокс – продолжение линии Нахманида и Маймонида , а классические ортодоксы – продолжение линии Раши и Тосафот .

Отношение евреев США к Израилю

по данным NJPS 2000

Из тех 35%, что посетили Израиль
Распределение посетивших Израиль по возрасту .

¾ американского молодого еврейства не посетили Израиль. Можно сказать, с одной стороны, что они еще успеют, а с другой стороны – это меньше поддержки государству Израиль с их стороны.

Дальнейшее исследования были проведено в среднем городе побережья США – Майами. Это не сильно консервативный, не сильно либеральный город. Флорида характеризуется тем, что там население существенно старше, чем среднее.

Большой процент людей – обеспеченные люди, которые уже вышли на пенсию, у них есть дом, они уже отдыхают в теплом климате.

Результаты опроса по поводу посещения Израиля (в расчёт берутся семьи, в которых хотя бы один человек побывал в Израиле):

  • Разрез по религиозным характеристикам показал, что чем более религиозен человек, тем больше он настроен посещать Израиль.
  • Если он состоит в еврейском браке (75%), то больше настроен посещать Израиль, чем, если в смешанном (28%, а если супруг обратился в иудаизм – 63%).
  • Те, кто члены синагог, общинных центров, а так же те, кто дает пожертвования, чаще склонны посещать Израиль.

Привязанность к Израилю

Всего людей, которые сильно или очень сильно привязаны к Израилю, 62%, из них
North American Jewish Data Bank: Attitudes of American Jews Toward Israel

  • Среди ортодоксов – 90%.
  • В еврейских браках – 71%.
  • Среди членов синагог – 76%.

Таким образом, чем больше человек религиозен, тем больше он увлечен жизнью и проблемами Израиля, более сионистски настроен.

Отношение к израильско-палестинскому конфликту

World Jewish Population 2010 by S. DellaPergolla

Мы видим, что из всех евреев, для которых важен израильско-палестинский конфликт, доля ортодоксальных в два раза выше, чем у не ортодоксальных.

Что интересно, Израиль позиционирует себя как государство светское, но поддерживают его в большинстве своем ортодоксы.

Главный раввин Израиля сказал: «Мы должны срочно изменить закон о возвращении. Так, чтобы под него попадали только те, кто является евреем по Галахе. Израиль, конечно может решить, что он - государство-нянька для стран третьего мира, но пока такое решение не принято, мы должны прекратить привозить сюда неевреев. Нет никакой логики в том, чтобы создавать себе проблему, а потом изо всех сил пытаться ее решить, как это сейчас происходит с законом о гиюре. Я знаю случай, когда из-за одного деда - еврея, который вообще похоронен в Москве, благодаря Закону о возвращении, сюда приехало 78 человек - его дети и внуки. Они получили корзину абсорбции, все права, полагающиеся репатриантам, и привезли с собой нееврев и даже смешанные семьи. Как сказал Рамбам - «Прежде всего бедняки моего города». Я считаю, что сначала нужно позаботиться о евреях и тех неевреях, которые уже здесь находятся. Иначе можно будет спросить: а почему собственно только третье поколение, почему не четвертое?»

Таким образом рав Давид Лау отреагировал на опубликованную на сайте информацию о том, что, как выяснилось, в мире существует 23 миллиона человек, попадающих под Закон о возвращении, и только 14 миллионов из них - евреи по Галахе. То есть, 9 миллионов человек, не являющимися евреями с точки зрения ультра-ортодоксального иудаизма, теоретически имеют право стать гражданами Израиля, и это то, что так испу

гало уважаемого главного раввина. Эти статистические данные обнародовал в своем докладе профессор Дела Пергула в ходе своего выступления на конференции «Геры, возвращенцы и присоединившиеся: пополнение еврейского народа».

Нет сомнений, что высказывание Давида Лау отвратительно. По сути, он говорит всем тем 400 тысячам репатриантов из стран СНГ, которые не считаются евреями по галахе, что, с его точки зрения, страна не принадлежит им. И это главный раввин Израиля, человек, от которого во многом зависит жизнь всех граждан страны - все вопросы, касающиеся браков, похорон и т.д.

Проблема в том, что несмотря на всю боль и унижение, которые его слова могут причинить нам, русскоязычным репатриантам, это честнее, чем то, что делает израильское правительство. Вот уже 25 лет, как в соответствии с Законом о возвращении сюда приезжают репатрианты из стран СНГ, которые думают, что они здесь желанны, которых приглашал сюда Сохнут и другие еврейские организации. Но приехав в Израиль, через какое-то время, многие из них обнаруживают, что они не имеют право здесь жениться, и что если, не дай Бог, кто-то из них погибнет в бою, защищая эту страну, его похоронят не рядом с товарищами, а за забором. То же самое, кстати, касается молодых американцев - ортодоксов и реформистов, многие из которых здесь также не считаются евреями по галахе. На самом деле, среди западных стран, Израиль - единственное государство, где они, евреи-реформисты, не могут жениться по своим правилам и традициям.

Вот уже 25 лет, как израильские правительства обманывают нас, и мы расплачиваемся за этот обман. Давид Лау просто озвучил, то что происходит здесь в действительности - раввинат нас здесь видеть не желает. Мы ведь и так постоянно чувствуем это на себе. Это знают все репатрианты алии 90-ых, которым довелось жениться в Израиле. Потому что даже те, кто является евреем по галахе, должны для этого пройти серию издевательств, предназначенных исключительно для приехавших из стран СНГ. Мы это чувствуем, когда в процессе «подтверждения еврейства» сталкиваемся с тотальным непониманием нашей культуры и традиций. Это чувствуется по заносчивости и агрессивности раввинов, которые могут потребовать доставить к ним престарелую больную бабушку только для того, чтобы она произнесла специально для них несколько слов на идише. Или добиваться от вас имени кошерного мясника, услугами которого вы пользовались на Украине и требовать привезти оттуда справки стоимостью в несколько сот долларов.

Но настоящий абсурд в том, что когда ортодоксального раввина заставляют делать послабления при гиюре и заставляют нас проходить гиюр именно у него, это оскорбляет и его тоже. Иудаизм нельзя насадить насильно. Более того, иудаизм в течение многих тысяч лет избегал миссионерства и старался всячески затруднить процесс прохождения гиюра. Сегодня правительство оказывает давление на представителей религии, чтобы те не только облегчили гиюр, но и заставили нас его пройти чуть ли не насильно. Иначе вы ведь не сможете пожениться. В последнее время, правительственные учреждения даже начали специальную миссионерскую кампанию, направленную исключительно на женщин. Там им обещают легкий гиюр, который не потребует от них менять привычный образ жизни. Но это обещание - наглый обман, за последствия которого придется отвечать ортодоксальному раввину, перед всеми теми женщинами, которые обратятся к нему после этой широкой кампании.

То есть правительство отдает вопрос еврейства на откуп ортодоксальным раввинам, а потом требует от них делать послабления. «Если ты нам заплатишь - мы тебя защитим». «Защитите от чего?» «От нас». - вам это ничего напоминает? По таким законам испокон веков работает мафия и рэкет.

Можно, конечно, тихо злиться на слова Давида Лау, но можно и потребовать от тех, кого мы избрали своими лидерами, от тех, кто сидит сегодня в Кнессете и несет ответственность за страну, найти реальное демократическое решение проблемы. Возможно, некоторые израильтяне искренне согласны с равом Лау, но точно не все. И государство не имеет права ни навязывать его всем нам, ни заставлять его изменять своим принципам и убеждениям.

Единственное верное решение в такой ситуации, это допустить альтернативу. Чтобы те, кто хочет этого, проходили ортодоксальный гиюр, кто хочет - реформистский или консервативный, а уж кто не хочет - не проходил его вообще, или проходил тогда, когда созреет для этого, а не в срочном порядке, ради женитьбы. И пусть пока что он будет иметь возможность зарегистрировать брак в министерстве внутренних дел. Только так мы сможем избежать унижения и сохранить уважение к иудаизму и к самим себе.

И не стоит опасаться того, что свобода выбора приведет к ассимиляции. В США, где о религиозном диктате нет и речи и каждый может зарегистрировать свой брак просто в муниципалитете, население сегодня, в среднем, более религиозное, чем в Израиле. Потому что уважение к религии и к традициям нельзя навязать директивой сверху, это прививается воспитанием, семьей, это должно идти изнутри - и никак иначе.



Просмотров