Система пожарной безопасности в детском учреждении. Анализ систем противопожарной защиты объекта. Наличие планов эвакуации

Комплексная безопасность - это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и организациями, обеспечивающих его безопасное функционирование, а также готовность сотрудников и воспитанников к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Задачи комплексной безопасности:

  • Обследование технического состояния зданий, помещений, инженерных систем, их паспортизация, оценка антитеррористической защищенности, пожарной, электрической и конструктивной безопасности и разработка рекомендаций по её повышению до требований существующих норм и правил;
  • Проведение своевременного и качественного инструктажа воспитанников и работников по вопросам антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты от ЧС.
  • Организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность;
  • Организация и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма на занятиях и во внеурочное время;
  • Приведение противопожарного оборудования, средств защиты и пожаротушения в соответствие нормам пожарной безопасности, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
  • Обеспечение работников специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты.

Комплексная безопасность детского дома формируется и достигается в процессе реализации следующих направлений:

  1. Антитеррористическая защищенность
  2. Пожарная безопасность
  3. Гражданская оборона
  4. Охрана труда
  5. Безопасность дорожного движения
  6. Обучение сотрудников и воспитанников

Антитеррористическая защищенность включает:

  • Проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму
  • Непрерывный контроль за состоянием подвала, подсобных помещений, проверка состояния ограждения
  • Организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами
  • Недопущение к ведению ремонтных работ сомнительными фирмами и организациями
  • Установление строгого пропускного режима допуска граждан, контроля за вносимыми (ввозимыми) грузами и предметами ручной клади.

Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами:

  • Закон РФ от 05.03.1992 года № 2446-1 «О Безопасности»
  • Закон РФ от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»
  • Указ президента РФ от 15.02.2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»
  • Постановление Правительства РФ от 15.09.1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»

Опираясь на эти документы, в учреждении разработаны локальные акты:

  • Паспорт антитеррористической защищенности
  • Паспорт комплексной безопасности
  • План обеспечения комплексной безопасности
  • Приказы
  • Инструкция по действиям должностных лиц детского дома при угрозе (при проведении) террористического акта.
  • Памятки

Пожарная безопасность.

Основная концепция и требования по пожарной безопасности определены и сформулированы:

1. В Федеральных законах:

№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года

№ 172-ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пожарной безопасности» от 25.10.2005 года

2. В Постановлениях Правительства РФ:

№ 390 «О противопожарном режиме» от 25.04.2012 года.

Обеспечение пожарной безопасности включает:

  • Соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
  • Обеспечение первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами, установленными Правилами пожарной безопасности в РФ;
  • Совершенствование системы оповещения при пожаре и эвакуации сотрудников и воспитанников;
  • Перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорту);
  • Поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
  • Профилактическая работа по предупреждению пожаров (учебные тренировки по эвакуации, оформление уголков безопасности, проведение бесед, лекций, работа клуба «Юный спасатель»)

Наиболее важными документами по ПБ в учреждении являются:

  • Приказы
  • Положения
  • Инструкции
  • Памятки, листовки, буклеты.

Главная цель по обеспечению пожарной безопасности в детском доме - сохранение жизни и здоровья воспитанников и сотрудников. Она достигается не только за счет выполнения противопожарных мероприятий но и ведения профилактической работы с воспитанниками, а именно:

  1. Проведение занятий по основам пожарной безопасности
  2. Проведение учебных тренировок по эвакуации
  3. Работа клуба «Юный спасатель»

В 2012 году на базе Детского дома при поддержке Главного управления МЧС России по РК был создан клуб «Юный спасатель». Членами клуба являются воспитанники от 8 до 18 лет. Вступление в ряды членов клуба добровольное на основании заявления воспитанника. Проводится торжественное вступление в члены клуба с выдачей именного удостоверения. Разработано Положение о клубе и план работы на учебный год.

Гражданская оборона.

Работа по гражданской обороне в Детском доме планируется в соответствии с основными законодательными актами:

  1. Федеральный закон от 21 .12. 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС, природного и техногенного характера»
  2. Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 года № 804 «Об утверждении Положения о Гражданской обороне в РФ»

В течение года проводятся:

  • Проверки складских, подвальных и технических помещений
  • Инструктажи с педагогическими, техническими работниками, воспитанниками
  • Учебные тренировки по эвакуации
  • Заседания комиссий

Разработана и согласована документация по вопросам безопасности:

  • План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на 2014 год
  • План Гражданской обороны
  • План эвакуации
  • План основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах на 2014 г.
  • Приказы учреждения
    Положения
    Функциональные обязанности членов эвакуационной комиссии, членов КЧС, должностных лиц и руководителей НАСФ
    Инструкции
    Памятки
    Охрана труда.

Охрана труда — система сохранения здоровья и жизни работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Ежегодно в образовательном учреждении проводятся следующие обязательные мероприятия по охране труда:

  • Введение в действие новых нормативно-правовых актов в области охраны труда и их изучение
  • Разработка, принятие и утверждение локальных нормативных актов образовательного учреждения по охране труда
  • Разработка и утверждение должностных обязанностей и инструкций по охране труда, а также продление или прекращение срока их действия
  • Издание приказов по вопросам охраны труда;
  • Проведение периодических медицинских осмотров сотрудников
  • Проведение инструктажей работников и воспитанников
  • Проведение обучения и проверки знаний по электробезопасности не электротехнического персонала
  • Проведение испытаний спортивных снарядов и оборудования спортивных площадок
  • Направление должностных лиц учреждения на обучение по вопросам охраны труда.

В учреждении разработаны:

  • Приказы
  • Положения
  • Инструкции по ОТ для сотрудников
  • Инструкции по ОТ для воспитанников
  • Функциональные обязанности: директора, заместителей директора, педагогических работников

Созданы комиссии:

  • По предупреждению травматизма
  • По проверке знаний требований охраны труда
  • По испытанию спортивного оборудования

Безопасность дорожного движения — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения.

В Детском доме для безопасности дорожного движения проводятся следующие мероприятия:

1. Профилактика дорожно-транспортного травматизма:

  • Изучение правил дорожного движения с воспитанниками
  • Ведение инструктажей с воспитанниками оп БДД
  • Оформление уголков безопасности
  • Проведение встреч с сотрудниками ГИБДД

2.Проведение ежедневного предрейсового инструктажа с водителем.

3. Проведение ежедневного прейрейсового и

послерейсового медицинского осмотра водителя.

Безопасность дорожного движения.

4. Проведение ежедневного предрейсового ТО портного средства.

5. Проведение планового ТО транспортного средства 2 раза в год.

6. Использование на транспортном средстве тахографа.

7. Учебные занятия с водителем по проверке знаний ПДД ежеквартально с использованием тестовой программы «Правила дорожного движения - 2013».

Разработаны следующие документы:

  • Приказы учреждения
  • Положение о порядке организации и осуществления перевозок воспитанников
  • План мероприятий по БДД
  • Программа предрейсового инструктажа водителя
  • Памятки

Обучение сотрудников и воспитанников.

Обучение воспитанников и сотрудников в учреждении проводится в соответствии с приказом директора № 11 от 10.01.2014 года «Об организации обучения».

Обучение воспитанников:

1. Проведение инструктажей - 1 раза в месяц

2. Проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов в соответствии с Планом проведения мероприятий

3. Проведение учебных тренировок по эвакуации при возникновении пожара и ЧС- 1 раза в квартал.

Обучение сотрудников:

Должностные лица:

1. Пожарно-технический минимум 1 раз в 3 года;

2. ГО и ЧС 1 раз в пять лет;

3. Охрана труда 1 раз в 3 года.

Обучение должностных лиц и руководителей НАСФ проводится в учебном центре ООО «ОБЖ» г.Усинска.

1. Обучение сотрудников по пожарной безопасности, гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и охране труда проводится в учреждении в соответствии с разработанными учебными программами.

2. Проведение инструктажей:

 Вводный - проводится со всеми работниками при приеме на работу;

 Повторный - проводится 2 раза в год;

 Внеплановый - проводится при изменении правил, при нарушении правил, при фактах неудовлетворительного знания правил работниками.

3. Проведение учебных тренировок по эвакуации сотрудников при возникновении пожара и ЧС - 1 раз в квартал.

За 2013-2014 учебный год обучено должностных лиц и руководителей НАСФ:

1. Пожарно-технический минимум - 4 человека

2. Гражданская оборона - 8 человек

3. Охрана труда - 5 человек.

Имеются удостоверения.

В ГОУ «Детский дом № 4» г.Усинска ведется постоянная работа по созданию безопасных условий сохранения жизни и здоровья воспитанников, сотрудников, а также материальных ценностей от возможных террористических угроз, несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Наше учреждение ежегодно принимает участие в конкурсах городского и республиканского уровней и занимает призовые места.

Результатом нашей работы являются грамоты и дипломы:

  • за 1 и 2 место по итогам смотра-конкурса на лучшую учебно-материальную базу по ГО
  • за 1 место по итогам смотра-конкурса на лучшее комплексное противопожарное состояние
  • за 3 место по итогам смотра-конкурса «Самый пожаробезопасный объект образования на территории МО ГО Усинск
  • за достигнутые успехи в области воспитания детей по вопросам безопасности жизнедеятельности.

Новое время требует нового подхода к безопасности школ, больниц, интернатов и домов престарелых

После нескольких громких пожаров на территории Российской Федерации, жертвами которых стали старики и дети, вопрос противопожарной защиты объектов социального назначения стоит очень остро. С одной стороны - сами по себе объекты весьма дороги в содержании, и без усиления мер пожарной безопасности. С другой стороны - человеческая жизнь является ценностью невосполнимой. О том, как сегодня обстоит ситуация с объектами социального назначения и их защитой, наш разговор с Алексеем Белокобыльским, научным сотрудником Краснодарского филиала ФГБУ ВНИИПО МЧС России.


Маломобильные группы и старая планировка


- Алексей, что можно отнести, к объектам социального назначения и какие трудности связаны с этими объектами?
- К объектам социального назначения следует отнести учреждения социальной защиты граждан, здравоохранения, образовательные и дошкольные учреждения.
Принципиальное их отличие от других объектов - массовое пребывание в них людей, в том числе так называемых маломобильных групп граждан - стариков и инвалидов. Так вот, с маломобильными группами населения, как правило, возникают трудности при эвакуации, так как для них требуется более длительное время для выхода из здания или в безопасную зону, нежели на других объектах защиты. Похожая ситуация и с детскими учреждениями, где дополнительными факторами служат психологические особенности поведения детей и подростков в экстремальных ситуациях, таких как пожар.

Необходимо учитывать и тот факт, что зачастую социально значимые объекты находятся в старом фонде. Реконструкция или капитальный ремонт этих зданий проходит достаточно медленно, что обуславливается нехваткой финансирования как из местных, так и из федерального бюджетов. Кроме этого, мы часто сталкиваемся с проблемой, когда объекты социального назначения размещаются в тех зданиях, которые изначально имели другое функциональное назначение. То есть детские сады, школы, дома престарелых и другие подобные учреждения могут размещаться в зданиях бывших досуговых учреждений (клубов, домов культуры и прочих), а там, как вы понимаете, планировочные решения предназначались для совсем иных целей. В данных зданиях несколько иные требования к параметрам путей эвакуации, размещению помещений в объеме здания, их функциональному назначению и т. д.
Те нормативные документы, которые регламентируют пожарную безопасность сегодня, я имею в виду наиболее свежие документы - Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Своды правил, национальные стандарты, СНиПы в актуализированной редакции, уделяют более пристальное внимание этим объектам. К сожалению, жестко нормируемыми требованиями учесть все варианты размещения и функционирования социальных объектов невозможно. В соответствие с положениями статьи 78 «Технического регламент о требованиях пожарной безопасности» механизм специальных технических условий (СТУ) фактически применим для объектов, «для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности». Для большинства же объектов социальной сферы существуют требования нормативных документов по пожарной безопасности.
Я думаю, что одним из выходов по данной проблеме могла бы послужить разработка и выпуск сборников типовых компенсирующих мероприятий, технических решений, которые позволят привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности объекты социального назначения.
И все же стоит отметить, что в последние годы наблюдаются положительные тенденции в вопросах реконструкции, ремонта и технического оснащения социальных объектов, в том числе и в области пожарной безопасности. Огромное значение на динамику этого процесса оказывает федеральная целевая программа «Пожарная безопасность» и региональные целевые программы в этой области.
- Согласно проекту изменений в методику расчета общественных зданий, планируется исключить подобные объекты из методики. Как вы считаете, это правильно?
- Да, действительно, проект такой есть. Я затрудняюсь давать оценки правильности или неправильности подобных изменений. Но вопросы возникают автоматически. Какая стоит задача? То ли вообще не заниматься расчетами рисков для этих объектов и приводить эти объекты в полное соответствие с нормами? Либо будет разработана самостоятельная методика оценки рисков для данных учреждений, а именно класса функциональной пожарной опасности Ф1.1? Пока этот вопрос остается открытым.
Если брать повседневную практику, то совершенно ясно, что в ближайшее время полностью привести в соответствие с нормативными документами по пожарной безопасности данные объекты не представляется возможным. Возьмем, для примера, интернаты и дома престарелых. Не погрешу против истины, если скажу, что 70 - 80% этих объектов размещено в старом фонде. А есть и такие объекты, которые размещены в зданиях барачного типа с несущими деревянными конструкциями. Эти здания V степени огнестойкости - со всеми вытекающими из этого последствиями.
Массово переселить подобные объекты в современные, пожаробезопасные здания крайне затруднительно. Это системные проблемы, формировавшиеся многие десятилетия. А это значит, что их нужно в любом случае приводить в соответствие с требованиями норм.
Зачастую данные объекты не соответствуют не только современной нормативно-правовой базе в области пожарной безопасности, но и тем нормативным документам (в некоторых вопросах более либеральным), которые действовали до вступления в силу «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности».
Учитывая те подходы, которые заложены в методике, сегодня при правильном расчете, т. е. при выполнении расчетов в соответствии с методикой, получить положительные результаты по данным объектам практически невозможно. Вероятность эвакуации не обеспечивается. Одна из основных причин - время начала эвакуации для таких объектов. Этот параметр жестко закреплен методикой в нынешней редакции для зданий класса Ф1.1. Можно провести огромное количество расчетов, учитывая и дополнительные компенсирующие мероприятия, которые устанавливает методика, но результат будет неудовлетворительным. А как мы с вами понимаем, все перерасчеты стоят денег. Складывается ситуация, когда огромные суммы тратятся безрезультатно. Поэтому, я думаю, эти изменения уже очень необходимы. Остаются только вопросы: когда данные изменения вступят в силу? И как поступать с объектами класса Ф1.1 далее?
Возможно и несколько другое развитие событий, при котором вероятность эвакуации обеспечивается, однако результаты расчета пожарных рисков получаются не удовлетворительными. Какими должны быть действия заказчика? Согласно методике, опять же необходимо проводить дополнительные противопожарные мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эвакуации людей, с последующим повторным расчетом рисков. Все это влечет большие материальные затраты для объектов защиты. Предлагаемых дополнительных мероприятий зачастую оказывается недостаточно. И получается замкнутый круг. На расчеты и мероприятия потрачены огромные средства, а объект защиты как не соответствовал, так и не соответствует требованиям норм. Очевидно, что данная ситуация складывается по ряду причин. Это и отсутствие финансовых возможностей реализовать серьезные мероприятия, такие как устройство систем пожаротушения и дымоудаления, и недобросовестность организаций, проводящих расчеты по оценке пожарных рисков, и те системные нарушения, которые существуют на объектах.
Конечно, в рамках реализации целевых программ «Пожарная безопасность» многие социально значимые объекты были существенно доработаны в области противопожарной защиты, в том числе, за счет установки систем пожарной автоматики: сигнализации, оповещения и других мероприятий. Но, к сожалению, и этого не всегда достаточно.
Поэтому изменения в подходе к социально значимым объектам как в области оценки пожарных рисков, так и в части оснащения противопожарными инженерными системами актуальны, своевременны и необходимы.


Реальность систем автоматического пожаротушения


Алексей, тогда еще один вопрос. Сегодня производители и продавцы автоматических систем пожаротушения говорят о том, что эти системы необходимо устанавливать повсеместно, в том числе и на объектах социального назначения. В качестве примера они приводят США, где автоматические системы пожаротушения являются необходимостью и прописаны законодательно для обязательного применения. Насколько это реально в России?
- Скажу даже больше. У нас есть возможности посмотреть и проанализировать как европейские стандарты, так называемые «еврокоды», так и североамериканские стандарты NFPA. В Европе с этим вопросом все предельно жестко. Одна из последних тенденций - оснащение системами автоматического пожаротушения коттеджей, индивидуальных домовладений, таунхаусов, дуплексов и т. п. как изначально при строительстве объектов, так и уже существующих зданий. Конечно, это обуславливается и развитой системой страхования. Чем защищеннее объект, тем меньше страховые взносы.
Что же касается социальных объектов, то в Европе им уделяется очень пристальное внимание в части безопасности людей и противопожарной защиты.
Лично мое мнение таково: при строительстве объектов социального назначения их нужно в обязательном порядке оборудовать системами автоматического пожаротушения. А в тех учреждениях, которые построены ранее, изыскать возможность устройства таких систем сейчас. Возможно, на некоторых объектах предусмотреть модульные установки пожаротушения, в том числе тонкораспыленной водой, защитить которыми целесообразно наиболее пожароопасные помещения, помещения с массовым пребыванием людей и т. д. Такие системы можно быстро и относительно легко смонтировать, и они реально могут помочь в случае возгорания.
Устройство пожаротушения на объектах защиты влияет на целый ряд очень важных параметров - это и ограничение площади возгорания, и его полная ликвидация на начальных стадиях, защита эвакуирующихся людей от воздействия высоких температур, облегчение действий пожарных подразделений, снижение экономических потерь от пожара на объекте и т. д.
- Хорошо. Тогда такой вопрос. Он может показаться провокационным, но без него никак. Как на вопрос автоматических систем пожаротушения смотрит ВНИИПО как «законодатель мод»?
- Скажу так. ВНИИПО работает в тесной связке с Департаментом надзорной деятельности (ДНД) МЧС России, подразделениями МЧС России, министерствами, ведомствами, организациями и гражданами. Идет постоянный обмен информацией, анализ необходимости внедрения тех или иных нормативно – правовых документов, технических средств и методов как предупреждения и защиты, так и борьбы с пожарами.
И сегодня есть информационное письмо одного из руководителей ДНД, где приводится информация, которую стоит отметить особо. Письмо, кстати, достаточно свежее - от седьмого июля 2011 года. Суть письма касается применения ФЗ-123. Как вы помните, есть определенный порядок оценки пожарного риска, регламентированный постановлением правительства РФ № 272 от 31. 01. 2009. Данное постановление устанавливает порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска и сведения, которые должен содержать отчет. Структурированность и подробность оформления отчета касается как результатов, так и перечня исходных данных. Так вот, ДНД провел подробный анализ отчетов по оценке пожарных рисков, и результаты, к сожалению, оказались неутешительными.
В целом по стране выявлено большое количество нарушений при подготовке отчетов. И очень часто вместо реальной ситуации на объектах защиты и разработке мер по снижению пожарного риска происходит подгонка результатов под требования заказчика. Очевидно, что при объективно проведенных расчетах результаты могут быть совсем другими - худшими, а это потребует от заказчика дополнительных серьезных финансовых вложений в обеспечение безопасности объекта, в том числе оборудования системами пожаротушения и дымоудаления.
Некоторые объекты жалеют деньги на подобные системы, у некоторых их просто нет, но все же собственники и администрации объектов все активнее начинают интересоваться серьезными системами автоматики, такими как пожаротушение. Ведь успокаивающий расчет рисков на бумаге вряд ли сможет помочь на практике, при реальном пожаре на объекте. Поэтому моя позиция как сотрудника ВНИИПО следующая: расчеты пожарных рисков должны помогать в обеспечении пожарной безопасности объектов, находить тонкие и слабые места в их защищенности, а не позволять уходить от устройства тех или иных противопожарных систем и мероприятий.
И ВНИИПО, как головное учреждение в области пожарной науки в Российской Федерации, поддерживает начинания по оснащению социально значимых объектов современными и надежными системами автоматического пожаротушения. Все мы, я надеюсь, понимаем, что это действительно важно и нужно.

Возможная температура пожара- 3700 С

Вывод: в следствии воздействия повышенных температур и тепловых потоков при проведении работ по тушению пожаров обеспечить личный состав боевой одеждой (БОП) по уровню защиты не ниже БОП 2

Анализ систем противопожарной защиты объекта

Пожарная сигнализация.

Пожарная сигнализация запроектирована согласно НПБ 110-03, НПБ 88-2001*. Сети пожарной сигнализации проектом предусмотрено выполнить на оборудовании производства НВП "Болид". Система предназначена для регистрации подключения и отключения пожарных, охранно-пожарных приборов, контроля их состояния и управления доступом в ходе работы, индикации и запоминания извещений, поступающих от данных приборов, настройки их конфигурации и ограничения доступа к функциям управления с помощью паролей.

В состав аппаратных модулей системы пожарной сигнализации проектом предусмотрены:

1) Пульт С2000М, выполняет функции:

Отображение на жидкокристаллическом индикаторе, протоколирование в энергонезависимом буфере всех происходящих в системе событий;

Сигнализация тревог на встроенном звуковом сигнализаторе;

Объединение шлейфов в разделы;

Управление взятием/снятием и контроль состояния шлейфов с пульта.

2) Блок индикации С2000-БИ, выполняет функции:

Возможность отображения на каждом из 60 двухцветных индикаторов состояния контролируемого раздела (не подключен, взят, снят, невзят, тревога, тихая тревога, неисправность, внимание, пожар);

Возможность отображения на 8 одноцветных светодиодных системных индикаторах приходящих на блок извещений (невзятие, тревога, тихая тревога, неисправность, внимание, пожар, нарушение блокировки, нарушение связи по интерфейсу RS-485);

Включение звукового сигнала при получении тревожного сообщения по одному или нескольким контролируемым разделам и возможность его сброса оператором;

Передача информации включения блока индикации и о взломе корпуса на пульт С2000М или компьютер;

Возможность присвоения сетевого адреса и запись конфигурационных параметров (присвоение номеров разделов, состояния которых будет отображать блок индикации).

3) Контроллер двухпроводной линии связи С2000-КДЛ выполняет функции:

Питание подключенных адресных устройств по двухпроводной линии связи;

Передача состояний зон и сообщений по интерфейсу RS-485 на пульт С2000М; управление исполнительными устройствами, передача по запросу в интерфейс RS-485 значений сопротивлений шлейфов адресных расширителей, значений задымленное и температуры окружающей среды от адресных извещателей;

Отслеживание короткого замыкания в двухпроводной линии связи.

4) Блок сигнально пусковой С2000-СП1 предусмотрен для формирования сигнала оповещения о пожаре;

Для формирования сигнала шкафы управления СУЛ (№1,2) для спуска лифтов при пожаре.

Оборудование пожарной сигнализации предусмотрено установить в комнате дежурного на 1-ом этаже.

Система автоматической пожарной сигнализации предусматривается с применением адресных пожарных извещателей. Всё помещения предусматривается защитить адресными пожарными дымовыми извещателями ИП-212-34А (кроме помещений с мокрым процессом: сан. узлов, тамбуров, помещений категории В4 и Д). В жилых комнатах предусматривается установка автономных пожарных извещателей ИП-212-52М.

На путях эвакуации предусматриваются адресные ручные пожарные извещатели ИПР-513-ЗА на высоте не более 1,5м от уровня чистого пола. Предусмотрена защита пространства за фальшпотолком адресными извещателями, которые предусмотрено расположить над извещателями, установленными на фальшпотолке для удобства обслуживания и быстрого определения их местоположения.

Подключение пожарных извещателей к контроллерам двухпроводной адресной линии С2000-КДЛ предусмотрено выполнить спецкабелем КПСВВ 1x2x1,0 не поддерживающим горение. Интерфейс RS-485 предусмотрено выполнить кабелем КПСВЭВ 2x2x0,75. С целью изолирования короткозамкнутых участков ДПЛС проектом предусмотрен блок разветвительно-изолирующий БРИЗ исп. 01.

Система пожарной сигнализации формирует следующие сигналы:

Ø Запуск систем оповещения (блок сигнально пусковой С2000-СП1);

Ø Спуск лифтов на первый посадочный этаж (блок сигнально пусковой С2000-СП1);

Ø Отключение общеобменной вентиляции и управление огнезадерживающими клапанами (блок контрольно-пусковой С2000-КПБ).

Оповещение о пожаре.

Согласно НПБ 104-03 проектом предусмотрен 3 тип системы оповещения и управления эвакуацией, который включает в себя речевое оповещение и световое оповещение о пожаре.

Сеть речевого оповещения построена на оборудовании производства Inter-M. [Предусмотрена установка стоечного оборудования шестисотой серии на основе контроллера ECS-616. Оборудование предусмотрено разместить в двух 19" разборных напольных шкафах SignaPro™, 42U, 2055x600x800, в комнате дежурного на 1-ом этаже. Коммутация звукового сигнала выполняется кабелем МКЭШ 3x0,75 с применением разъемов XLR, коммутация электропитания 24В выполняется проводом ПВС 12x2,5. Для подключения аккумуляторных батарей к зарядному устройству РВ-607 и заземление 19-ти шкафов предусмотрен провод ПВЗ 1x4,0.

Для автоматического запуска системы речевого оповещения о пожаре предусматривается установка блока сигнально-пускового С2000-СП1, подключенного в интерфейс системы пожарной сигнализации. Для дистанционного ручного управления системой оповещения предусматривается микрофонная станция с селектором выбора зон RM-616, устанавливаемая в комнате дежурного на 1 этаже. Подключение микрофонной станции RM-616 осуществляется кабелем МКЭШ 3x0,75 и КСПВГ 14x0,20.

Для речевого оповещения в помещениях, где предусматривается подвесной потолок, используются громкоговорители потолочного типа Roxton PA-610T (3/6 Вт); для оповещения прочих помещений проектом предусмотрены громкоговорители настенные Roxton WP-06T (3/6 Вт). Сеть речевого оповещения предусмотрено выполнить кабелем МГШВЭ 2x0,75 с применением разветвительных карболитовых коробок КЭМ 1-10-ЗБ(4Б). По коридорам сеть речевого оповещения предусмотрено проложить в металлорукаве d=12 мм.

Расстановка громкоговорителей выполнена исходя из расчета уровня звука, суммарной мощности громкоговорителей и площади помещений, с учетом высоты потолка предполагаемого фонового шума, а также с учетом постоянного или временного пребывания людей. Громкоговорителя предусматривается установить в жилых комнатах, коридорах и административно служебных помещениях.

Запуск светового оповещения о пожаре осуществляется от блока сигнально-1-ускового С2000-СП1, включенного в интерфейс системы пожарной сигнализации.

Для светового оповещения предусматривается установка световых оповещателей "ЛЮКС" НБО-2х1 24В-01 "Выход" на путях эвакуации. Сеть светового оповещения предусмотрено выполнить кабелем КПСВВ 1x2x1,0 с применением разветвительных коробок КЭМ 1-10-ЗБ(4Б).

Курсовой проект по пожарной безопасности объектов и населенных пунктов является важнейшим этапом в освоении курса, курсовое проектирование дает возможность применить теоретические знания к решению конкретной практических задач, связанных с разработкой инженерных решений рекомендаций по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов производства. Большое значение при развитии любых отраслей промышленности должно уделяться безопасности производства, особенно в тех отраслях, где условия технологических процессов, применение горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, горючих газов и веществ создают повышенную пожаровзрывоопасность, наносящую иногда материальный ущерб производству. Пожары на объектах промышленности - это бедствие, которое нередко сопровождается гибелью людей и безвозвратными материальными потерями. В связи с этим возрастает роль пожарной охраны в профилактике и тушении пожаров на промышленных предприятиях. Проектирование и строительство деревообрабатывающих предприятий ставит определенные задачи перед специалистами в части совершенствования проектирования, совершенствования технологии и внедрения перспективных технологических процессов на базе новых материалов, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. Цеха деревообрабатывающих предприятий, имеющих по характеру технологического процесса одинаковое назначение, располагающихся обычно в одном здании, разделенных стенами или перегородками на отдельные помещения. Пожарная опасность цехов деревообрабатывающих предприятий характеризуется пожароопасными свойствами горючих веществ и материалов, обращающихся в производстве, их количеством, а также возможностью образования в отдельных случаях горючих пылевоздушных концентраций, наличием источников зажигания и скоростью распространения пожара.

Наиболее пожароопасными и взрывоопасными на деревообрабатывающих предприятиях являются процессы обработки, отделки, сушки древесины, а также склады готовой продукции ввиду большой пожарной нагрузки. При этом пожарная опасность обусловлена тем, что сама древесина – горючий материал, а материалы и пары синтетических отделочных материалов по физико-химическим свойствам пожаро и взрывоопасные. По статистике в 9 из 10 случаев возникновения пожара, виновен человек, преимущественно из-за неосторожного обращения с огнем – 29%, эксплуатация неисправного оборудования – 21%, неправильная эксплуатация и применение нагревательных приборов кустарного изготовления – 12%, нарушение ППБ при производстве огневых и сварочных работ – 6% и т.д.

1. Анализ пожарной опасности и разработка систем противопожарной защиты

Общие требования пожарной безопасности технологических процессов производства обеспечиваются системами предотвращения пожара противопожарной защиты, системным подходом к организационно-технологическим мероприятиям. Разработка таких систем осуществляется исходя из анализа пожарной опасности и защиты технологического процесса.

Анализ пожарной опасности и защита технологических процессов производств осуществляется поэтапно. Он включает в себя изучение технологии производства, оценку пожароопасных свойств веществ и материалов, обращающихся в производстве: выявление возможных причин возникновения и образования в производственных условиях горючей среды, источников зажигания и путей распространения пожара, разработку систем противопожарной защиты, а также организационно – технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В помещении аппаратной размещается:

Электронное оборудование;

Пожарная нагрузка в помещении аппаратной распределена по всей площади.

Горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) с температурой вспышки не более 28 0 С в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные смеси, вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом отсутствуют. Помещение аппаратной не относится к категории «А».

Горючие пыли и волокна, ЛВЖ с температурой вспышки более 28 0 С, горючие жидкости отсутствуют. Помещение аппаратной не относится к категории «Б».

Определение категорий помещений «В1»-«В4» осуществляется путем сравнения максимального значения удельной пожарной нагрузки на любом из участков с величиной удельной пожарной нагрузки, приведенной в таблице 1

Таблица 1 - Удельная пожарная нагрузка и способы размещения для категорий В1-В4

где G i - количество i-го материала пожарной нагрузки, кг;

Q Hi p - низшая теплота сгорания i-го материала пожарной нагрузки, МДж/кг.

где S - площадь, занимаемая пожарной нагрузкой, м 2

В соответствии с таблицей Б1 СП 12.13130.2009 удельная пожарная нагрузка получилась менее 180 МДж/м 2 и размещена на площади менее 10 м 2 , следовательно помещение аппаратной относится к категории « Пожароопасность В4».

Отнесение помещения тамбура контейнера к категориям «Пожароопасность В1-В4» происходит аналогичным способом.

Пожарная нагрузка в помещении тамбура распределена по всей площади. эвакуация пожарный безопасность

Пожарная нагрузка для материалов, находящихся в тамбуре:

Суммарное значение пожарной нагрузки составляет (1):

В соответствии с таблицей Б1 СП 12.13130.2009 удельная пожарная нагрузка получилась менее180 МДж/м 2 и размещена на площади менее 10 м 2 , следовательно помещение тамбура относится к категории « Пожароопасность В4».

Так как в контейнере нет помещений категории А, Б, В1, В2, В3, следовательно, контейнер относится к категории В4.

3. Расчет времени эвакуации из контейнера-аппаратной

Расчет времени эвакуации людей производится по методике ГОСТ 12.1.004-91 "Пожарная безопасность. Общие требования".

Движение людского потока начинается с первоначальных участков, плотность людского потока, на которых определяется по формуле (3):

где - количество человек на участке;

f = 0,125 м 2 /чел - горизонтальная проекция человека;

Длина участка, м;

Ширина участка, м.

Первый участок движение по помещению аппаратной:

L 1 = 5 м, N 1 = 1 чел, b 1 = 2 м

По таблице 2 ГОСТ 12.1.004-91 принимаем скорость V 1 = 100 м/мин, интенсивность движения q 1 = 1 м/мин.

Время движения по участку определяется по формуле (4):

Второй участок - движение через дверной проем:

L 2 = 0,00 м, так как толщина стены менее 0,7 м; b 2 = 0,9 м;

Интенсивность движения на каждом участке определяется по формуле (5):

Третий участок движение по тамбуру:

L 3 = 1,5 м, N 1 = 1 чел, f 1 = 0,125 м 2 , b 3 = 2,0 м.

Аналогично принимаем скорость V 3 = 100 м/мин.

Четвертый участок - движение через дверной проем:

L 4 = 0,00 м, так как толщина стены менее 0,7 м; b 4 = 0,9 м;

Расчетное время эвакуации составляет:

t р = t 1 +t 2 +t 3 +t 4 = 0,05 + 0,00 + 0,015 + 0,00 = 0,065 = 3,9 сек.

Согласно п. 2.3 Пособия 4.91 к СНиПу 2.04.05-91 время, допустимого заполнения дымом помещения или «резервуара дыма», в начальной стадии пожара определяется по формуле (6):

где: А- площадь помещения, 10 м 2 ;

У- минимальный средний уровень стояния нижней границы дыма от пола, принимается для помещений У= 2,0 м;

Н п - высота помещения, Н=2,51 м;

Р п - периметр очага пожара, м.

Периметр очага пожара определяется по формуле (7):

t р = 3,9 <= 40,42.

Таким образом, расчетное время эвакуации меньше времени заполнения дымом помещения.

4. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на объекте

1. Организация обучения работающих правилам пожарной безопасности на производстве;

2. Нормирование численности людей на объекте по условиям безопасности их при пожаре;

3. Разработка мероприятий по действиям администрации, рабочих, служащих на случай возникновения пожара и организация эвакуации людей;

4. Разработка и соблюдение порядка хранения веществ и материалов в помещениях;

5. Не превышение установленной пожарной нагрузки для помещений;

6. Обеспечение свободного открывания дверей на путях эвакуации и по направлению выхода из здания.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение категории помещения краскоприготовительного отделения окрасочного цеха. Расчет значений критериев взрывопожарной опасности, давления взрыва. Анализ оборудования установками автоматического пожаротушения. Вычисление удельной пожарной нагрузки.

    практическая работа , добавлен 10.12.2014

    Анализ пожарной опасности и разработка систем противопожарной защиты. Определение категории производственного помещения по взрывопожарной и пожарной опасности. Анализ возможных производственных источников зажигания. Возможные пути распространения пожара.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2014

    Классификация зданий и помещений по взрывопожарной и пожарной опасности. Установление требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара. Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности.

    презентация , добавлен 13.02.2016

    Анализ состояния пожарной опасности объекта. Рассмотрение системы противопожарной защиты объекта. Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объекта. Разработка технических решений по устранению основных нарушений.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2012

    Назначение объекта, анализ пожаровзрывоопасных свойств веществ, обращающихся в производстве. Характер работы оборудования. Анализ пожаровзрывоопасности среды, возможных причин повреждений аппаратов. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2012

    Анализ образования горючей среды внутри и снаружи технологического оборудования при нормальных условиях работы и в результате повреждений. Оценка возможности распространения пожара. Определение категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2013

    Анализ причин повреждения технологического оборудования в процессе окраски. Пожарная опасность технологического процесса. Расчёт категории помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности. Анализ путей распространения пожара.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2014

    Конструктивные особенности здания. Система противопожарной защиты организации. Расчет факторов пожара, сил и средств его для локализации и ликвидации. Определение необходимого времени эвакуации. Рекомендации по повышению уровня пожарной безопасности.

    дипломная работа , добавлен 21.12.2015

    Анализ состояния пожарной опасности объекта и путей распространения пожара. Рассмотрение систем противопожарной защиты цеха. Организационно-технические и инженерные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объекта. Огнестойкость конструкций цеха.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2012

    Анализ различного вида аварий, имевших место на нефтебазах в нашей стране и за рубежом. Причинно-следственный анализ аварий вертикальных стальных резервуаров. Расчет категории помещений и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.



Просмотров