Система административных наказаний и правила их наложения. Правила наложения административного наказания. Вопрос. Виды административных наказаний

В ст. 3.2 Кодекса об административных правонарушениях дан перечень административных наказаний, различающихся по своему содержанию и характеру оказываемого ими воздействия, которое и составляют определенную систему. В законодательном порядке в настоящее время закреплены следующие виды административных наказаний:

Предупреждение;

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

Административный арест и выдворение из пределов России иностранных граждан и лиц без гражданства;

Дисквалификация;

Административное приостановление деятельности.

Система административных наказаний – перечень различных по степени тяжести и другим показателям, видов административных наказаний.

Единство данной системы обусловлено тем, что все указанные наказания предназначены для борьбы с одними и теми же видами правонарушений - административными проступками - и имеют в конечном счете одни и те же цели.

Данная система содержит перечень наказаний, установленных законодательными актами Российской Федерации.

Рассматриваемая система позволяет обеспечить возможность дифференцированного применения к правонарушителям административных наказаний.

Она не только содержит перечень административных наказаний, но определяет их соотношения между собой как отдельных частей единой системы. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены и иные, кроме указанных, административные наказания.

Закон подразделяет административные наказания на основные и дополнительные (ст. 3.3 КоАП РФ). Под основными понимаются наказания, которые могут применяться самостоятельно. Под дополнительными наказаниями, понимаются наказания, которые применяются вместе с основными. Административные наказания, которые бы явились лишь дополнительными, действующим административным правом не предусмотрены. Возмездное изъятие, конфискация предмета и административное выдворение может применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний, остальные - только в качестве основных.

Общие правила назначения административного наказания

В главе 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях содержатся общие правила назначения административных наказаний за административные проступки. В этой главе закреплены основные нормы материального права, которые вынесены за " скобки", то есть они являются обязательными при производстве по всем делам об административных правонарушениях. Отдельные общие правила назначения административного наказания содержатся в главе 1 КоАП.

К общим относятся правила:

Указывающие на то, что наказания за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормой, предусматривающей ответственность за противоправное виновное деяние, в точном соответствии с Кодексом об административных правонарушениях и другими актами, предусматривающими ответственность за административные проступки. Если совершенное правонарушение не может быть квалифицировано как административное правонарушение, то это исключает применение мер административной ответственности (наказаний) (ст. 1.1; 1.3 КоАП).

Административное наказание налагается на основании законодательства, действовавшего во время и по месту совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.1 КоАП).

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное наказание (ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

Требования индивидуализации и целесообразности административного наказания. При наложении наказания учитываются характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (ст.4.1 КоАП). Смысл этого законодательного положения состоит в том, чтобы на основе всесторонней оценки содеянного и личности виновного избрать в пределах санкции нормы, такое наказание, которое бы наиболее эффективно достигало цели наказания и его индивидуализацию.

Назначение административных наказаний при совершении нескольких административных правонарушений производится за каждое правонарушение в отдельности. При совершении нескольких правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), назначение административных наказаний производится в соответствии со ст. 4.4 КоАП РФ, орган или должностное лицо может назначить и основное и дополнительное наказание из санкции любой нормы в пределах максимальной.

Сроки назначения административного наказания. Для обеспечения эффективного воздействия наказаний на лиц, совершивших административные правонарушения, важное значение имеет оперативность при их наложении. Поэтому законодатель установил общую норму (ст. 4.5 КоАП), согласно которой административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

Срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному наказанию. Это срок давности для погашения административного наказания.

Возложение обязанности возместить причиненный ущерб. Административное правонарушение может сопровождаться причинением гражданину, предприятию или организации имущественного ущерба. Имущественный ущерб, причиненный в результате противоправного деяния, правонарушитель может возместить добровольно, не дожидаясь обращения в суд, на который законодатель возложил право требовать возмещения имущественного ущерба как один из способов защиты гражданских прав. Наряду с этим гражданские права в случаях, предусмотренных законом, могут защищаться и в административном порядке.

В ст. 4.1 указаны общие правила наложения административного наказания, которыми должны руководствоваться судья, орган, уполномоченное должностное лицо, рассматривающее дела об административных правонарушениях.
1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. При этом следует обязательно учитывать обстоятельства, смягчающие административную ответственность лица, совершившего административное правонарушение.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются (ст. 4.2.):
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
3) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
4) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (принцип целесообразности). Одновременно субъектом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях должны учитываться обстоятельства, отягчающие административную ответственность лица, совершившего административное правонарушение (ст. 4.3).
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному взысканию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Судья, орган, должностное лицо, налагающие административное взыскание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.
Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Порядок наложения административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений определен статьей 4.4.
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое совершенное административное правонарушение.
Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, взыскание налагается в пределах только одной санкции. Давность привлечения к административной ответственности регламентирована ст. 4.5.
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
3. За административные правонарушения, влекущие применение административного взыскания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Лицо, на которое наложено административное взыскание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному взысканию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания.
По делу об административном правонарушении, рассматриваемому уполномоченными органом или должностным лицом, споры о возмещении имущественного ущерба и о возмещении морального вреда, разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.
Административный арест исчисляется сутками, а лишение специальных прав гражданина - годами, месяцами и днями.
Срок погашения административного наказания (ст. 4.6) исчисляется одним годом. После этого лицо считается не подвергавшимся административному наказанию. Эта мера способствует восстановлению полного административно-правового статуса гражданина.

Порядок наложения административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений определен статьей 4.4. 1. При совершении лицом двух и более административных правонарушенийадминистративное взыскание налагается за каждое совершенное административное правонарушение. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, взыскание налагается в пределах только одной санкции. Давность привлечения к административной ответственности регламентирована ст. 4.5. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. За административные правонарушения, влекущие применение административного взыскания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Лицо, на которое наложено административное взыскание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному взысканию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому уполномоченными органом или должностным лицом, споры о возмещении имущественного ущерба и о возмещении морального вреда, разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства. Административный арест исчисляется сутками, а лишение специальных прав гражданина - годами, месяцами и днями. Срок погашения административного наказания (ст. 4.6) исчисляется одним годом. После этого лицо считается не подвергавшимся административному наказанию. Эта мера способствует восстановлению полного административно-правового статуса гражданина.

Наказание за административное правонарушение налагается уполномоченным органом в соответствии с КоАП РФ и другими законами об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении. О совершении административного правонарушения, как правило, составляется протокол. О вынесении административного наказания, как правило, выносится постановление. Наказание налагается в пределах, установленных Кодексом или другим нормативным правовым актом (законом), предусматривающим административную ответственность. При наложении наказания учитываются характер совершённого правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие ответственность (например, устранение причинённого вреда, совершение правонарушения несовершеннолетним) и отягчающие ответственность (например, продолжение противоправного деяния, несмотря на требования уполномоченных лиц прекратить его, совершение правонарушения группой лиц).

Вопрос 24

Принцип народовластия - народ является носителем суверенитета и единственным источником власти, он реализует свою власть непосредственно и через органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти должен осуществляться как со стороны органов представительной и судебной властей, так и непосредственно народом. При этом используются различные формы контроля за работой управленческого аппарата и должностных лиц.

Принцип социальной справедливости закреплен в социальной политике государства, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Принцип демократизма осуществляется в двух основных формах: непосредственная - в референдумах, свободных выборах, собраниях, конференциях, сходах граждан, подачах петиций (коллективные обращения граждан по совершенствованию законодательства) и др.; представительная - через выборные органы государственной власти и органы местного самоуправления.



Принцип верховенства закона означает иерархическую правовую систему в соответствии с юридической значимостью нормативных правовых актов. Высшей юридической силой обладает основной закон государства - Конституция РФ. Все нормативно-правовые акты должны приниматься на основании и во исполнение основного закона.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий проявляется в том, что акты органов исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов РФ не должны быть противоречивы. ФОИВ создают свои территориальные структуры и назначают соответствующих должностных лиц, а также по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации передают им часть своих полномочий, если это не противоречит Конституции России и ФЗ. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Федерации также передают им часть своих полномочий.

Принцип законности в отличие от верховенства закона означает, что органы государственной власти, в том числе исполнительной, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения равны перед законом и обязаны их соблюдать.

Принцип приоритета прав человека и гражданина . Все государственные органы, и в первую очередь органы исполнительной власти, несут ответственность за несоблюдение этих прав.

Принцип гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчётность государственных учреждений и должностных лиц по вопросам, затрагивающим интересы граждан.

Принцип федеративного устройства предполагает государственную целостность, единство государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов в РФ.

Принцип объективного учёта национальных особенностей . Многочисленные межнациональные конфликты требуют внимательного изучения этого принципа и учёта при организации деятельности органов исполнительной власти.

Вопрос 25

В соответствии с конституционным принципом разделения властей, исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни государства. Эта деятельность является подзаконной : она должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться . Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:

Высшим федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ. Оно является органом государственной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации, обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории Российской Федерации.
Вся разносторонняя деятельность Правительства РФ осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных федеральных органов исполнительной власти.
В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 112 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» Президент РФ в своем Указе от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 20 мая 2004 г.) постановил установить, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральные министерства могут быть подведомственны Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ, а федеральные службы и федеральные агентства находятся в ведении федеральных министерств.

Вопрос 26

Понятие и функции исполнительной власти . В соответствии с конституционным принципом разделения властей, исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни государства. Эта деятельность является подзаконной: она должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:

издание правовых актов управления;

использование распорядительных и контрольных полномочий;

заключение административных договоров;

проведение организационных мероприятий.

В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает:

органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);

корпус государственных служащих;

юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.

Иерархическая структура - организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры. Эти властные полномочия, характеризующие иерархическую подчиненность, представлены целым спектром административных правомочий, среди которых выделяются:

право решать, т.е. определять содержание деятельности, осуществлять волевой акт с целью позитивного или негативного решения проблемы;

право командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;

право назначать;

право осуществлять легитимное принуждение;

право замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей инстанции, когда ее деятельность осуществляется неправильно;

право отменять акты нижестоящей инстанции в случае их незаконности или нецелесообразности;

право расходовать вверенные ресурсы;

право контролировать деятельность нижестоящей инстанции;

право разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции.

Государственно-властные полномочия исполнительной власти осуществляются в рамках административной процедуры и призваны обеспечить реализацию ее функций. Административная процедура предоставляет собой определенный порядок осуществления властной деятельности органов исполнительной власти по решению управленческих проблем и разрешению конкретных индивидуальных дел. Она может регулировать, например, порядок издания правовых актов управления, порядок оформления пенсий, рассмотрения обращений граждан и т.д. Сущность исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции. К основным функциям этой ветви государственной власти относятся:

осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

административное нормотворчество (подзаконодательное регулирование);

административное правоприменение, осуществляется в двух формах:

оперативно-исполнительная деятельность, выражающаяся в реализации предписаний правовых норм и позитивном регулировании с помощью индивидуальных правовых актов;

юрисдикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;

административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование и проведение расследований);

осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);

непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция);

информационное обеспечение органов государственной власти и информационно-аналитическая деятельность.

Функции исполнительной власти реализуются через конкретные функции ее органов и их соответствующие полномочия.

Вопрос. Правила наложения административных наказаний.

Виды административных наказаний.

Вопрос. Виды административных наказаний.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция).

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания , предусмотренные статьёй 3.2 КоАП РФ:

1. Предупреждение - выносится письменно.

2. Административный штраф - устанавливается, как правило, в размере от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а в некоторых случаях - и в большем размере.

3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.

4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

5. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, применяется на срок от 15 дней до 3 лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом).

6. Административный арест - устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях на срок до 15 суток (а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток). Административный арест назначается районным судом или мировым судьёй.

7. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства - применяется при незаконном въезде в РФ.

8. Дисквалификация - заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

КоАП РФ предусматривает ряд ограничений применения административных наказаний. Например, административный арест не может применяться к несовершеннолетним, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, беременным женщинам, инвалидам первой и второй групп.

Наказание за административное правонарушение налагается уполномоченным органом в соответствии с КоАП РФ и другими законами об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении. О совершении административного правонарушения, как правило, составляется протокол. О вынесении административного наказания, как правило, выносится постановление. Наказание налагается в пределах, установленных Кодексом или другим нормативным правовым актом (законом), предусматривающим административную ответственность. При наложении наказания учитываются характер совершённого правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие ответственность (например, устранение причинённого вреда, совершение правонарушения несовершеннолетним) и отягчающие ответственность (например, продолжение противоправного деяния, несмотря на требования уполномоченных лиц прекратить его, совершение правонарушения группой лиц).

Наказания назначаются с учетом личности виновного, его материального положения, имущественного положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, в пределах, установленных законом.

Назначение наказания не освобождает лицо от исполнения обязанностей.

Смягчающие обстоятельства (открытый перечень):

  1. раскаяние лица;
  2. добровольное сообщение о совершенном правонарушении;
  3. предотвращение лицом вредных последствий, добровольное возмещение причиненного вреда;
  4. совершение правонарушений в состоянии сильного душевного волнения, либо при стечении тяжелых жизненных обстоятельств;
  5. совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной, женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Смягчающими могут быть признаны и другие обстоятельства (состояние здоровья, престарелый возраст и т.п).

Отягчающие обстоятельства (закрытый перечень):

1. продолжение противоправного действия, несмотря на требования уполномоченных лиц прекратить его;

2. повторное (в течение 1 года) совершение однородного правонарушения;

3. вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

4. совершение правонарушения группой лиц;

5. совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6. совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Состояние опьянения может признаваться отягчающим обстоятельством в зависимости от характера правонарушения.

Перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим. Указанные обстоятельства не учитываются как отягчающие, если указано в качестве квалифицирующего признака состава правонарушения (например, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения - в данном случае состояние опьянения – не отягчающее обстоятельство, а основной признак состава правонарушения).

Основные сроки.

Постановление об административном правонарушении должно быть вынесено не позднее двух месяцев с момента совершения, обнаружения правонарушения, прекращения или отказа в возбуждении уголовного дела при наличии признаков административного правонарушения. Если дело рассматривается судьей – 3 месяца.

За особо значимые для государства правонарушения (налоговые, таможенные, антимонопольные), и если требуется проведения экспертиз (пожарная безопасность, телесные повреждения при ДТП) – 1 год.

Если правонарушение влечет дисквалификацию - срок 1 год.

Срок, по истечении которого лицо считается не привлекавшимся к административной ответственности – 1 год с момента исполнения постановления о назначении наказания.



Возмещение ущерба и морального вреда.

В постановлении о назначении наказания может быть решен вопрос о возмещении материального ущерба, если дело рассматривается судьей, и если нет спора между сторонами. В других случаях дело рассматривается в гражданском процессе. Споры о моральном вреде рассматривается по правилам гражданского судопроизводства.

Обстоятельство, исключающие ответственность – крайняя необходимость, т.е. формально в деянии есть все признаки состава правонарушения, но вред, причиненный правонарушением значительно меньше вреда предотвращенного, и устранить более значительный вред другими способами невозможно (например, водитель выехал на встречную полосу, чтобы не сбить пешехода – крайняя необходимость).

Обстоятельство, освобождающее от ответственности – малозначительность. В этом случае орган, рассматривающий дело, может ограничиться устным замечанием.

Обстоятельства, ограничивающее ответственность – признаки особого субъекта.

Дисциплинарная и материальная ответственность в государственном управлении.

Дисциплинарная ответственность в государственном управлении.

Дисциплинарная ответственность (по общему правилу) – это неисполнение или ненадлежащее исполнение работников своих обязанностей перед работодателем.

Основание дисциплинарной ответственности – нарушение дисциплины, т.е. дисциплинарный проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей.

Признаки дисциплинарной ответственности:

1) наступает в рамках определенного коллектива,

2) субъектом правоприменения является субъект дисциплинарной власти, а субъект ответственности находится в служебном подчинении;

3) дисциплинарные взыскания налагаются и действуют, пока гражданин находится в этом устойчивом коллективе;



4) большой объем моральных санкций (например, выговор).

Дисциплинарная ответственность в государственном управлении – наложение дисциплинарных взысканий субъектом дисциплинарной власти (руководителем государственного органа) на государственных служащих, совершивших дисциплинарные и иные проступки, и подчиненных по службе.

Основанием дисциплинарной ответственности государственных служащих является служебный проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Система дисциплинарных взысканий зависит от вида государственной службы.

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих.

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. предупреждение о неполном должностном соответствии;
  4. освобождение от замещаемой должности (виновный включается в резерв для занятия иной должности на конкурсной основе);
  5. увольнение по основаниям:

Неоднократное неисполнение обязанностей;

Появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);

Хищение по службе;

Разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны;

Выделяют также основания увольнения для руководителей:

Принятие необоснованного решения, повлекшего утрату имущества;

Однократное грубое нарушение обязанностей.

1) Виновный гражданский служащий дает объяснение в письменной форме. В случае отказа составляется соответствующий акт.

2) Назначается проведение служебной проверки, учитываются все юридически значимые обстоятельства (степень вины, условия и др.).

3) Виновный гражданский служащий может быть временно отстранен от замещаемой должности на время проведения служебной проверки (не более чем на 1 месяц - максимальное время проверки) с сохранением денежного содержания в полном объеме.

4) Взыскание применяется не позднее 1 месяца со дня обнаружения, не считая времени отсутствия по уважительным причинам (отпуск, болезнь, уход за больным и т.п.).

4) Копия акта вручается виновному под расписку не позднее 5 дней.

5) Гражданский служащий вправе обжаловать акт о назначении наказания в комиссию по служебным спорам или в суд.

Если в течение 1 года с момента применения наказания гражданский служащий не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.

Руководитель государственного органа вправе досрочно снять дисциплинарное взыскание

По собственной инициативе;

По ходатайству непосредственного руководителя виновного;

По письменному заявлению самого государственного гражданского служащего.

2. Дисциплинарная ответственность правоохранительных служащих (на примере МВД).

Виды дисциплинарных взысканий:

1. замечание;

2. выговор;

3. строгий выговор;

4. предупреждение о неполном служебном соответствии;

5. понижение в должности;

6. понижение в специальном звании на 1 ступень;

7. лишение нагрудного знака;

8. увольнение из органов внутренних дел.

Для учащихся учебных заведений МВД также установлены наряд вне очереди и отчисление из учебного заведения.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий:

1) взыскания объявляются приказами. При этом замечание, выговор и наряд вне очереди может быть объявлен устно;

2) истребуется у виновного письменное объяснение;

3) срок вынесения приказа – 10 суток;

4) наказание приводится в исполнение немедленно, но не позднее 1 месяца со дня вынесения приказа;

5) сведения о проступке заносятся в учетную карточку.

Досрочное снятие взыскания возможно в порядке поощрения.

Дисциплинарное взыскание считается снятым по истечению 1 года с момента наложения (а устное – по истечении 1 месяца), если не было совершено другого дисциплинарного проступка.

Вышестоящий начальник вправе отменить, смягчить, усилить взыскание, которое было наложено нижестоящим начальником.

Сотрудники милиции вправе обжаловать решение в вышестоящий орган (вплоть до МВД) или в особых случаях - в суд.

Особенности:

В органах внутренних дел создаются «суды чести», которые рассматривают дела:

1. о нарушениях служебной дисциплины;

2. о недобросовестном отношении к исполнению служебных обязанностей;

3. о совершенных правонарушениях работником милиции;

4. о недостойном поведении в свободное время.

«Суд чести» не рассматривает материалы, по которым назначены дисциплинарные взыскания.

«Суд чести», установив виновность, вправе объявить общественное порицание; возбудить ходатайство о лишении нагрудного знака, понижении в должности, понижении в звании, перемещении по службе, увольнении или отчислении.

«Суд чести» может ограничиться обсуждением.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих.

Основания:

Дисциплинарный проступок – нарушение дисциплины, норм морали и воинской чести, общественного порядка.

Перечень дисциплинарных взысканий зависит от статуса военнослужащего:

Воинское звание;

Вид службы (по призыву или по контракту).

Виды дисциплинарных взысканий:

I. за простые дисциплинарные проступки применяются выговор, строгий выговор, лишение очередного увольнения, сокращение очередного отпуска, назначение наряда вне очереди.

II. за грубые проступки применяются лишение нагрудного знака отличия; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; понижение в воинском звании на 1 ступень; понижение в звании с переводом на низшую должность; досрочное увольнение в запас с военной службы (не применяется к военнослужащим по призыву и к высшим офицерам).

Также применяются следующие меры воздействия :

1. предупреждение;

2. замечание;

3. строгое указание на упущение по службе;

4. напоминание об обязанностях и воинском долге;

5. запрет ношения военной формы для лиц, состоящих в запасе или в отставке и совершившие проступки, порочащие воинскую честь;

6. военнослужащие могут быть отстранены от должности в случаях, не терпящих отлагательств.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий:

1) взыскания объявляются письменно (приказ) и устно (на совещании, перед строем);

2) сроки – не позднее 10 суток с момента обнаружения проступка (например, если военнослужащий был обнаружен в состоянии опьянения, то этот срок начинают отсчитывать с момента отрезвления);

Военнослужащие вправе обжаловать наказание в течение 10 дней с момента наложения взыскания.

Взыскание снимается через 1 год – срок, после которого лицо считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности, если не было совершено других проступков, а также досрочно в порядке поощрения.

Особенность: у военнослужащих существует товарищеские суды, которые рассматривают дела о поведении военнослужащих на службе, и во внеслужебное время.

Товарищеский суд может объявить:

Общественное порицание;

Возбудить ходатайство о применении соответствующей меры дисциплинарного взыскания.



Просмотров