Символика Чувашской республики: герб и флаг. Государственные символы Герб семьи чувашей

Описание

Прямоугольный чувашский флаг - это полотнище желтого цвета с красной полосой вдоль нижнего контура, из которого «растет» Древо Жизни - эмблема, изображающая стилизованное орнаментом дерево с тремя солярными знаками над его кроной.

Символика

Сочетание желтого и красного цветов - традиционная расцветка в чувашских традициях. Желтый фон полотнища - самый красивый цвет в местном фольклоре. Желтым цветом изображается все самое светлое и красивое, а в геральдике он трактуется как богатство, справедливость и благородство. Красный цвет присущ большинству народных чувашских орнаментов, а в геральдике он означает силу, достоинство и мужество. На флаге Чувашии желтый фон - это место под солнцем, красный - земля, на которой растет «Древо Жизни», изображенное древнечувашской эмблемой. Эмблема «Три Солнца» в виде трех одинаковых солярных знаков символизирует защиту, благополучие и солнечный свет. Сочетание двух центральных эмблем флага трактуется как «Были, Есть, Будем».

История

Свое современное название Республика Чувашия получила в 1990 году с провозглашением суверенитета. Государственный флаг Чуваши был принят в 1992 году, новый закон 1997 года подтвердил утвержденные ранее герб и флаг Республики.

Герб Чувашской Республики один из государственных символов Чувашской Республики . Утвержден Постановлением Верховного Совета Чувашской Республики от 29 апреля 1992 года . Автор герба - Э. М. Юрьев .

Описание

Щит увенчан другим элементом чувашского орнамента - золотой, окаймлённой красным эмблемой «Три солнца », состоящей из трёх восьмиконечных звезд . Снизу щит обрамлён красной лентой с надписью золотыми буквами «Чăваш Республики - Чувашская Республика», завершающейся стилизованным изображением золотых листьев и шишек хмеля , символизирующих традиционный чувашский обрядовый и праздничный напиток - пиво , которое чуваши издревле варят в домашних условиях .

История

Царская эпоха

На гербах и печатях российских царей земли Волжской Болгарии представлял на зелёном поле серебряный идущий агнец с красной хоругвью, разделенной серебряным крестом; древко золотое.

Впервые наличие у Чувашской Республики собственного государственного герба зафиксировано в Конституции Чувашской АССР, принятой 31 января 1926 года . До этого на бланках и печатях сначала областных, а затем и республиканских органов власти использовалось изображение Государственного герба РСФСР , одобренного ВЦИК в 1920 году и закрепленного Конституцией РСФСР 1925 года. Вокруг герба Российской Федерации были воспроизведены названия автономной области (позднее - республики) на чувашском и русском языках.

Официальное утверждение собственного государственного герба Чувашской АССР состоялось на II (VII) съезде Советов республики 30 марта 1927 г. Его автором был художник и фотограф П. Е. Мартенс. Внешне герб Чувашской АССР и напоминал российский, но имел отличия: кроме традиционных колосьев - еловые и дубовые ветки, а также ленту с чувашским национальным орнаментом на концах.

12 февраля 1931 года IV (IX) съезд Советов Чувашской АССР внес коррективы в изображение герба, приняв постановление «О государственном гербе и флаге Чувашской АССР». Из официальных символов государства были убраны декоративные элементы в виде чувашского национального орнамента «как не отражающие правильную национальную политику пролетарского государства».

Этот герб оставался у Чувашской АССР до 18 июля 1937 года . Согласно Конституции этого года Государственным гербом республики стал Государственный герб РСФСР , к изображению которого добавлено название республики под буквами «РСФСР »: вначале идёт надпись «Чувашская АССР» на русском языке, ниже - на чувашском. Девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» тоже был начертан сначала на русском, затем на чувашском языках.

    Coat of arms of Chuvash ASSR 1927.jpg

    Герб Чувашской АССР от 1927 г.

    Coat of arms of Chuvash ASSR 1931.jpg

    Герб Чувашской АССР от 1931 г.

    Coat of Arms of Chuvash ASSR.png

    Герб Чувашской АССР от 1937 г.

Современность

29 апреля 1992 года Верховным Советом Чувашии принято постановление о Государственном гимне, гербе и флаге республики. Тем самым герб Чувашии стал выглядеть в том виде, которым является в нынешний момент. 29 апреля в Чувашии отмечается День государственных символов Чувашской Республики.

См. также

Источники

  • По материалам cap.ru
  • Глава «Под эмблемой серпа и молота» из книги В. С. Драчука «Рассказывает геральдика»,

Напишите отзыв о статье "Герб Чувашской Республики"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Герб Чувашской Республики

– Сабли вон! – крикнул офицер драгунам, сам вынимая саблю.
Другая еще сильнейшая волна взмыла по народу, и, добежав до передних рядов, волна эта сдвинула переднии, шатая, поднесла к самым ступеням крыльца. Высокий малый, с окаменелым выражением лица и с остановившейся поднятой рукой, стоял рядом с Верещагиным.
– Руби! – прошептал почти офицер драгунам, и один из солдат вдруг с исказившимся злобой лицом ударил Верещагина тупым палашом по голове.
«А!» – коротко и удивленно вскрикнул Верещагин, испуганно оглядываясь и как будто не понимая, зачем это было с ним сделано. Такой же стон удивления и ужаса пробежал по толпе.
«О господи!» – послышалось чье то печальное восклицание.
Но вслед за восклицанием удивления, вырвавшимся У Верещагина, он жалобно вскрикнул от боли, и этот крик погубил его. Та натянутая до высшей степени преграда человеческого чувства, которая держала еще толпу, прорвалось мгновенно. Преступление было начато, необходимо было довершить его. Жалобный стон упрека был заглушен грозным и гневным ревом толпы. Как последний седьмой вал, разбивающий корабли, взмыла из задних рядов эта последняя неудержимая волна, донеслась до передних, сбила их и поглотила все. Ударивший драгун хотел повторить свой удар. Верещагин с криком ужаса, заслонясь руками, бросился к народу. Высокий малый, на которого он наткнулся, вцепился руками в тонкую шею Верещагина и с диким криком, с ним вместе, упал под ноги навалившегося ревущего народа.
Одни били и рвали Верещагина, другие высокого малого. И крики задавленных людей и тех, которые старались спасти высокого малого, только возбуждали ярость толпы. Долго драгуны не могли освободить окровавленного, до полусмерти избитого фабричного. И долго, несмотря на всю горячечную поспешность, с которою толпа старалась довершить раз начатое дело, те люди, которые били, душили и рвали Верещагина, не могли убить его; но толпа давила их со всех сторон, с ними в середине, как одна масса, колыхалась из стороны в сторону и не давала им возможности ни добить, ни бросить его.
«Топором то бей, что ли?.. задавили… Изменщик, Христа продал!.. жив… живущ… по делам вору мука. Запором то!.. Али жив?»
Только когда уже перестала бороться жертва и вскрики ее заменились равномерным протяжным хрипеньем, толпа стала торопливо перемещаться около лежащего, окровавленного трупа. Каждый подходил, взглядывал на то, что было сделано, и с ужасом, упреком и удивлением теснился назад.
«О господи, народ то что зверь, где же живому быть!» – слышалось в толпе. – И малый то молодой… должно, из купцов, то то народ!.. сказывают, не тот… как же не тот… О господи… Другого избили, говорят, чуть жив… Эх, народ… Кто греха не боится… – говорили теперь те же люди, с болезненно жалостным выражением глядя на мертвое тело с посиневшим, измазанным кровью и пылью лицом и с разрубленной длинной тонкой шеей.
Полицейский старательный чиновник, найдя неприличным присутствие трупа на дворе его сиятельства, приказал драгунам вытащить тело на улицу. Два драгуна взялись за изуродованные ноги и поволокли тело. Окровавленная, измазанная в пыли, мертвая бритая голова на длинной шее, подворачиваясь, волочилась по земле. Народ жался прочь от трупа.
В то время как Верещагин упал и толпа с диким ревом стеснилась и заколыхалась над ним, Растопчин вдруг побледнел, и вместо того чтобы идти к заднему крыльцу, у которого ждали его лошади, он, сам не зная куда и зачем, опустив голову, быстрыми шагами пошел по коридору, ведущему в комнаты нижнего этажа. Лицо графа было бледно, и он не мог остановить трясущуюся, как в лихорадке, нижнюю челюсть.
– Ваше сиятельство, сюда… куда изволите?.. сюда пожалуйте, – проговорил сзади его дрожащий, испуганный голос. Граф Растопчин не в силах был ничего отвечать и, послушно повернувшись, пошел туда, куда ему указывали. У заднего крыльца стояла коляска. Далекий гул ревущей толпы слышался и здесь. Граф Растопчин торопливо сел в коляску и велел ехать в свой загородный дом в Сокольниках. Выехав на Мясницкую и не слыша больше криков толпы, граф стал раскаиваться. Он с неудовольствием вспомнил теперь волнение и испуг, которые он выказал перед своими подчиненными. «La populace est terrible, elle est hideuse, – думал он по французски. – Ils sont сошше les loups qu"on ne peut apaiser qu"avec de la chair. [Народная толпа страшна, она отвратительна. Они как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса.] „Граф! один бог над нами!“ – вдруг вспомнились ему слова Верещагина, и неприятное чувство холода пробежало по спине графа Растопчина. Но чувство это было мгновенно, и граф Растопчин презрительно улыбнулся сам над собою. „J"avais d"autres devoirs, – подумал он. – Il fallait apaiser le peuple. Bien d"autres victimes ont peri et perissent pour le bien publique“, [У меня были другие обязанности. Следовало удовлетворить народ. Много других жертв погибло и гибнет для общественного блага.] – и он стал думать о тех общих обязанностях, которые он имел в отношении своего семейства, своей (порученной ему) столице и о самом себе, – не как о Федоре Васильевиче Растопчине (он полагал, что Федор Васильевич Растопчин жертвует собою для bien publique [общественного блага]), но о себе как о главнокомандующем, о представителе власти и уполномоченном царя. „Ежели бы я был только Федор Васильевич, ma ligne de conduite aurait ete tout autrement tracee, [путь мой был бы совсем иначе начертан,] но я должен был сохранить и жизнь и достоинство главнокомандующего“.
Слегка покачиваясь на мягких рессорах экипажа и не слыша более страшных звуков толпы, Растопчин физически успокоился, и, как это всегда бывает, одновременно с физическим успокоением ум подделал для него и причины нравственного успокоения. Мысль, успокоившая Растопчина, была не новая. С тех пор как существует мир и люди убивают друг друга, никогда ни один человек не совершил преступления над себе подобным, не успокоивая себя этой самой мыслью. Мысль эта есть le bien publique [общественное благо], предполагаемое благо других людей.

Постановлением Верховного Совета Чувашской Республики № 416 от 29 апреля 1992 г "О Положении о Государственном гербе Чувашской Республики" было утверждено Положение о Государственном гербе Чувашской Республики. Тогда же внесены изменения в соответствующие статьи Конституции. Согласно пункту 2 этого Положения:

"... Государственный герб Чувашской Республики представляет собой изображение золотого, окаймлённого, пересечённого геральдического щита с пурпуровой эмблемой "Древа жизни" (символ возрождения), увенчанного древней чувашской эмблемой "Три солнца"; обрамлённого пурпуровой, окаймлённой золотом лентой с надписью золотыми буквами "ЧAВАШ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА", заканчивающейся стилизованным изображением листьев и шишек хмеля. Пурпурная оконечность (основание) геральдического щита обозначает чувашскую землю."

Шишки хмеля - образ традиционного богатства чувашского народа.

Герб Чувашии внесен в Государственный геральдический регистр РФ под № 207.

Герб подтверждён Законом Чувашской Республики "О государственных символах Чувашской Республики" от 14 июля 1997 года № 12 (принят Госсоветом 1 июля 1997 года) - описание герба приведено в Приложении к закону.

Описание Государственного герба Чувашской Республики
1. Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - "Древо Жизни". Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами "Ч`ваш Республики - Чувашская Республика", завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром, эмблема "Три солнца".
2. Цвета государственного герба - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово-красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сар`) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чуваш цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила.
3. Композиция герба, независимо от размера его воспроизведения, должна вписываться в условную окружность, нижняя часть которой соответствует нижней кромке девизной ленты с надписью "Ч`ваш Республики - Чувашская Республика".
Композиция герба делится на две строго симметричные части - левую и правую, разделяемые воображаемой вертикальной осью, проходящей через центр окружности. Симметричность композиции герба выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой.
4. Гербовый щит внешне напоминает форму шкуры животного, издревле приносимого чувашами в жертву своим богам в киремети (месте языческого моления и жертвоприношения). Данная форма щита олицетворяет собой те жертвы, которые принес чувашский народ на алтарь обретения своей государственности.
Щит разделен на верхнее золотое поле, составляющее 3/4 его высоты, обозначающее пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики, и нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/4 часть щита, которое обозначает Чувашскую землю.
В центре щита расположена эмблема "Древо жизни", выполненная на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которой напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики.
"Древо жизни" состоит из пяти элементов. Главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле щита и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 ("ветвями Древа" в виде национального орнамента "сунт`х". Главный элемент "Древа" означает основное население Чувашской Республики - чуваш, проживающих на территории республики.
Два нижних элемента, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы, отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой, и заканчиваются "ветвями" в виде национального орнамента "сунт`х". Данные элементы означают чувашскую диаспору - чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики.
Два средних элемента в виде коротких наклонных полос, не примыкающих к основному стволу "Древа" и заканчивающихся также национальным орнаментом "сунт`х", расположены симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45(к нему между "ветвями" главного и нижнего элементов и означают население Чувашской Республики других национальностей.
Ствол и ветви "Древа жизни" образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос. Высота кроны "Древа жизни" составляет 1/2 часть высоты щита, высота ствола - 1/4 часть высоты щита, ширина ствола - 1/8 часть ширины щита.
6. Эмблема "Три солнца", состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда) символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную часть герба - щит, означает чувашское народное понятие "Пулн`, Пур, Пулатп`р" ("Были, Есть, Будем") и является его графическим выражением.
Эмблема располагается над центральной частью герба - щитом. Ее нижнее окончание находится на уровне условной прямой, соединяющей две верхние полукруглые вершины щита.
Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается на оси симметрии композиции герба и вместе с боковыми симметрично расположенными звездами образует композицию, равную по длине ширине кроны "Древа жизни".
Высота и ширина каждой звезды составляет 1/7 часть диаметра условной окружности, в которую вписана композиция герба. Ширина плечиков всех звезд составляет 1/4 часть их размера.

Представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - «Древо Жизни». Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами «Чаваш Республики - Чувашская Республика», завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром, эмблема «Три солнца».

Обоснование символики герба

Цвета государственного герба - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово-красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность.

Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чуваш цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила.

Композиция герба, независимо от размера его воспроизведения, должна вписываться в условную окружность, нижняя часть которой соответствует нижней кромке девизной ленты с надписью «Чаваш Республики - Чувашская Республика».

Композиция герба делится на две строго симметричные части - левую и правую, разделяемые воображаемой вертикальной осью, проходящей через центр окружности. Симметричность композиции герба выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой.

Гербовый щит внешне напоминает форму шкуры животного, издревле приносимого чувашами в жертву своим богам в киремети (месте языческого моления и жертвоприношения). Данная форма щита олицетворяет собой те жертвы, которые принес чувашский народ на алтарь обретения своей государственности.

Щит разделен на верхнее золотое поле, составляющее 3/4 его высоты, обозначающее пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики, и нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/4 часть щита, которое обозначает Чувашскую землю.

В центре щита расположена эмблема «Древо жизни», выполненная на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которой напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Кроме того, «Древо жизни», как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики.

«Древо жизни» состоит из пяти элементов. Главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле щита и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 градусов «ветвями Древа» в виде национального орнамента. Главный элемент «Древа» означает основное население Чувашской Республики - чуваш, проживающих на территории республики.

Два нижних элемента, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы, отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой, и заканчиваются «ветвями» в виде национального орнамента. Данные элементы означают чувашскую диаспору - чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики.

Два средних элемента в виде коротких наклонных полос, не примыкающих к основному стволу «Древа» и заканчивающихся также национальным орнаментом, расположены симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45 градусов к нему между «ветвями» главного и нижнего элементов и означают население Чувашской Республики других национальностей.

Ствол и ветви «Древа жизни» образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос. Высота кроны «Древа жизни» составляет 1/2 часть высоты щита, высота ствола - 1/4 часть высоты щита, ширина ствола - 1/8 часть ширины щита.

Эмблема «Три солнца», состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда) символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную часть герба - щит, означает чувашское народное понятие «Пулна, Пур, Пулатпар» («Были, Есть, Будем») и является его графическим выражением.

Эмблема располагается над центральной частью герба - щитом. Ее нижнее окончание находится на уровне условной прямой, соединяющей две верхние полукруглые вершины щита.

Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается на оси симметрии композиции герба и вместе с боковыми симметрично расположенными звездами образует композицию, равную по длине ширине кроны «Древа жизни».

Высота и ширина каждой звезды составляет 1/7 часть диаметра условной окружности, в которую вписана композиция герба. Ширина плечиков всех звезд составляет 1/4 часть их размера.



Просмотров