Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей. Санитарные правила по гигиене труда для обувных предприятий Требования к условиям труда женщин в период беременности

Человек, находящийся в производственных условиях, достаточно часто подвергается воздействию неблагоприятных факторов. Это рано либо поздно приводит к ухудшению состояния здоровья и снижению работоспособности. Изучением неблагоприятного влияния производственных факторов занимается такая отрасль, как гигиена труда. В рамках этой дисциплины осуществляется также разработка и внедрение эффективных мер по предотвращению профессиональных болезней. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет безопасность и гигиена труда.

Сфера изучения

Гигиена труда исследует влияние на человека непосредственно производственных процессов и окружающей среды на предприятии. На основании полученных данных осуществляется разработка нормативов, в соответствии с которыми создается благоприятная обстановка на рабочих местах. Научные исследования проводятся по таким направлениям, как:

  • Физиология рабочего процесса, воздействие его на организм. В рамках этого направления разрабатываются эффективные меры по предотвращению утомляемости и повышению производительности.
  • Промышленная токсикология. Данное направление предполагает разработку допустимых концентраций вредных соединений в условиях производства и мероприятий по предупреждению профессиональных отравлений.
  • Исследование разных видов пыли и определение максимально возможного ее содержания в воздухе промышленного помещения. В рамках этого направления также разрабатываются способы предотвращения профессиональных пылевых патологий.
  • Исследование влияния на организм производственных факторов физического характера. К ним, в частности, относят вибрации и шумы, ионизирующие излучения, электромагнитные радиочастотные волны и прочее.
  • Разработка мер профилактики для предотвращения профессиональной заболеваемости.

Цели дисциплины

В производственных условиях люди подвергаются негативному влиянию температур, теплового излучения, вредных химических веществ, шумов и вибрации, электромагнитных волн, а также разных сочетаний этих факторов. Для предотвращения их неблагоприятного воздействия, а также для устранения последствий осуществляется исследование особенностей процесса производства на всех его этапах. Вместе с этим изучается оборудование и материалы, используемые в промышленных целях. Отходы производства, сырье, побочные, промежуточные и вспомогательные продукты исследуются на предмет их влияния на организм трудящихся. Вместе с этим изучаются санитарные условия, характер и организация процессов, а также физиологические изменения. Детальное изучение состояния здоровья сотрудников позволяет своевременно выявлять нарушения, возникшие вследствие негативного воздействия производственных факторов. Своевременное выявление причин физиологических изменений способствует оперативному устранению вредного воздействия, предотвращению массовой заболеваемости, недопущению снижения производственного темпа. Гигиена условий труда исследует также состояние и эффективность санитарно-технических установок и устройств (осветительных, вентиляционных), оборудования, средств личной защиты. Такие проверки способствуют обеспечению работоспособности этих объектов и предметов.

Основы гигиены труда

В России действуют определенные нормативы. За счет их соблюдения гарантируется сохранение здоровья персонала предприятий. Правила гигиены труда закреплены на законодательном уровне и являются обязательными для исполнения на любом производстве. В качестве нормативов выступает система стандартов общегосударственного характера. В ней установлены требования гигиены труда, а также контрольные методы, ориентированные на создание безвредной и безопасной рабочей обстановки на производстве. В рамках данного направления систематизируются вредные и опасные факторы, устанавливается порядок размещения оборудования, проектирования конструкций, сооружений и зданий. Нормативы, которые включает в себя гигиена труда, касаются также организации рабочих мест, профессионального отбора, а также обучения сотрудников.

Нормы для производственных помещений

Стандарты, которые предусматривает гигиена труда, используются при размещении, строительстве, проектировании, реконструкции промышленных зданий. На производствах, использующих химические вещества должен быть обеспечен максимально ограниченный контакт сотрудника с токсичными соединениями. Канцерогеноопасные предприятия должны в обязательном порядке проходить санитарно-гигиеническую паспортизацию. Объем производственного помещения на одного сотрудника по стандартам составляет не менее 15 м 3 . Свободная площадь должна быть не меньше 4,5 м 2 , при этом высота потолка - от 3,2 м. В случае размещения в одном производственном здании нескольких участков с различными факторами необходимо предусмотреть меры по предотвращению их воздействия на персонал.

Стандарты для производственных машин

При эксплуатации оборудования, работа которого сопровождается образованием пыли, оно должно быть герметизировано, уплотнено, оснащено аспирационными устройствами (вентиляционной системой) и укрытиями. Это исключит загрязнение воздуха производственного помещения. Удаление (сбор) пыли допускается осуществлять влажным методом или пылесосом. Запрещена обдувка технологического оборудования, машин, вентиляционных систем, а также изделий, не оснащенных пылеулавливающими устройствами.

Работа с вредными соединениями и тепловыми источниками

Места вероятного выделения химических газов, паров, аэрозолей должны быть снабжены отсосами и укрытиями. На производствах, где существует угроза попадания токсичных веществ на слизистые и кожу, необходимо установление гидрантов и фонтанчиков для промывки. Используемые тепловые источники (сушильные камеры, отжигательные, нагревательные, плавильные и прочие печи, трубо- и паропроводы горячего газа, подвергающиеся нагреванию, и прочие установки) должны оснащаться приспособлениями и устройствами, ограничивающими либо предотвращающими выделение лучистого и конвекционного тепла в производственное помещение.

Погрузка материалов

Участки выгрузки и растаривания пылящего сырья и способного к газовыделению необходимо оборудовать вентиляционными вытяжными системами. На транспортерах, посредством которых осуществляется перемещение материалов, должны присутствовать укрытия. Они также оборудуются вентиляционными системами. Эти конструкции предотвращают загрязнение воздуха.

Участок, на котором располагается производственное предприятия, должен быть огражден и содержаться в чистоте. Необходимо обеспечить свободу для передвижения по проходам и проездам. Они должны иметь твердое цельное покрытие. Эти участки необходимо своевременно ремонтировать, в зимнее время очищать ото льда и снега. На прилегающей и внутренней территории должен осуществляться покос травы.

Сбор отходов

Хранение твердого мусора должно осуществляться на специально огражденных площадях, с водонепроницаемым твердым покрытием. Эти участки оборудуются мусоросборниками. Их необходимо промаркировать. Мусоросборники оснащаются закрывающимися плотно крышками. Очистку контейнеров осуществляют по мере их наполнения.

Гигиена умственного труда

В последнее время большое значение приобретает интеллектуальная деятельность. Гигиена умственного труда в первую очередь предусматривает особый распорядок. При отсутствии четкого режима работы высока вероятность быстрого переутомления нервной системы. Результат интеллектуальной деятельности находится в зависимости от психологического климата и настроения. Благоприятная обстановка должна создаваться в соответствии с нормами гигиены труда. В помещении должна быть установлена система вентиляции, исключено курение. Следует помнить, что продолжительный период бездействия негативно сказывается на состоянии опорно-двигательной системы. В связи с этим умственная работа должна периодически сменяться физическими нагрузками. Целесообразно выполнять несложные упражнения, способствующие улучшению кровоснабжения в организме. Не следует часто употреблять кофе и крепкий чай. Чрезмерное их потребление может привести к раздражительности, бессоннице, неустойчивости внимания. Поддержанию бодрого состояния способствуют прогулки на свежем воздухе.

* С выходом настоящих Правил утрачивают силу «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей» № 4233-86 от 30.12.86 г.

УТВЕРЖДЕНЫ Заместителем главного государственного санитарного врача СССР А.М. Скляровым № 4616-88, 5 мая 1988 г.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Санитарные правила регламентируют основные требования к условиям труда водителей автобусов * , грузовых, легковых и специальных автомобилей (далее - автомобилей).

* Автобус - автомобиль, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров.

1.2. Санитарные правила являются обязательными при проектировании, изготовлении, эксплуатации и ремонте автомобилей и распространяются на автотранспортные (АТП) и авторемонтные предприятия и организации министерств и ведомств, имеющие автомобильный транспорт, а также предприятия автомобильной промышленности.

1.3. Ответственность за выполнение настоящих Правил возлагается на руководителей подведомственных им предприятий и организаций.

1.4. Служба охраны труда предприятий и организаций, имеющих автомобильный транспорт, обязана проводить выборочную оценку условий труда на рабочем месте водителя автомобиля в сроки, согласованные с санитарно-эпидемиологической службой. Территориальные санитарно-эпидемиологические станции проводят выборочный контроль условий труда водителей автомобилей в соответствии с настоящими Правилами.

1.5. Настоящие Санитарные правила вступают в силу с момента их утверждения.

2. Требования к микроклимату и воздуху рабочей зоны

2.1. Санитарно-технические средства (вентиляция, отопление, теплоизоляция, кондиционирование) должны обеспечивать поддержание в кабине автомобиля оптимальных (табл.2.1 ) или допустимых (табл.2.1 и2.3 ) параметров микроклимата не позднее чем через 30 мин после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем.

Таблица 2.1

Оптимальные нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей

Сезон года

Типы автомобилей

Температура воздуха, °С

Относительная влажность, %

Скорость движения воздуха, м/с, не более

Холодный и переходный периоды года

Легковые

Грузовые и автобусы

Теплый период года

Легковые

Грузовые и автобусы

Таблица 2.2

Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в холодный и переходный периоды года

Таблица 2.3

Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в теплый период года

* В теплый период года нижние границы допустимых температур воздуха не должны приниматься ниже величин, указанных в табл. 2.2 для холодного периода года.

** Большая скорость движения воздуха соответствует максимальной температуре воздуха, меньшая - минимальной температуре воздуха.

2.2. В четвертой строительно-климатической зоне (согласноСНиП 2.01.01-82* «Строительная климатология и геофизика») в теплый период года допускается превышать температуру воздуха, указанную в табл.2.3 , но не выше 31 °С - в кабине легковых автомобилей и 30 °С - в кабине грузовых автомобилей и автобусов, скорость движения воздуха не должна превышать 1 м/с.

2.3. Перепад температуры воздуха по высоте кабины не должен превышать 3 °С. При этом абсолютные величины температуры воздуха на разных уровнях кабины должны находиться в пределах величин, указанных в табл.2.1 при обеспечении оптимальных параметров микроклимата, или в пределах величин, приведенных в табл.2.2 и2.3 для тех же категорий работ при обеспечении допустимых параметров микроклимата.

2.4. Температура внутренних поверхностей кабины не должна отличаться от температуры воздуха в кабине более чем на 3 °С.

2.5. Кабины должны быть оборудованы средствами теплозащиты от солнечной радиации (защитные козырьки, специальное остекление, жалюзи и т.п.), а также от работающего двигателя, обеспечивающими остаточную тепловую облученность водителя от стен кабины и двигателя - не более 35 Вт/м 2 , а от окон - не более 100 Вт/м 2 .

2.6. Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха должны обеспечивать организацию рассеянных воздушных потоков и возможность регулирования количества и направления поступающего в кабину воздуха, с тем чтобы в кабине водителя обеспечивались нормативные параметры микроклимата в соответствии с требованиями пп.2.1 -2.5 настоящих Правил.

2.7. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования должны устранять запотевание (обмерзание) стекол кабины.

2.8. Концентрации вредных веществ в кабине автомобиля не должны превышать величин, указанных в «Перечнях предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны», утвержденных Минздравом СССР.

2.9. Не допускается эксплуатация автомобиля, кабина которого не имеет предусмотренных технической документацией автомобиля уплотнителей или ковриков.

2.10. Не допускается эксплуатация автомобиля в подземных выработках и карьерах, атмосфера которых содержит вредные вещества в концентрациях, превышающих ПДК для воздуха рабочей зоны, не оборудованных эффективными средствами очистки приточного воздуха до концентраций, не превышающих предельно допустимые.

2.11. Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен осуществляться с учетом вида используемого топлива:

а) бензины А-72, А-76, А-93 и т.д. - определяются концентрации углеводородов алифатических предельных C 1 -С 10 (в пересчете на С, ПДК - 300 мг/м 3), окиси углерода (ПДК - 20 мг/м 3), окислов азота (в пересчете на NO 2 , ПДК - 5 мг/м 3); при применении этилированного бензина дополнительно определяются концентрации свинца (среднесменная ПДК - 0,01/0,007 мг/м 3);

б) метилированный бензин и чистый метанол - углеводородов алифатических предельных C 1 -С 10 (в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NО 2) метанола (ПДК - 5 мг/м 3), формальдегида (ПДК - 0,5 мг/м 3);

в) дизельное топливо - углеводородов алифатических предельных C 1 -С 10 (в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NO 2), акролеина (ПДК - 0,2 мг/м 3);

г) газовое топливо - углеводородов алифатических предельных C 1 -С 10 (в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NO 2), меркаптанов.

Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен включать в себя оценку запыленности.

Типы автомобилей

Температура воздуха, °С

Относительная влажность, %

Скорость движения воздуха, м/с, не более

Холодный и переходный периоды года

Легковые

20 - 23

60 - 40

Грузовые и автобусы

18 - 20

60 - 40

Теплый период года

Легковые

20 - 25

60 - 40

Грузовые и автобусы

21 - 23

60 - 40

Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в холодный и переходный периоды года

Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в теплый период года

Температура воздуха, °С *

Относительная влажность, в %

Скорость движения воздуха, м/с **

Легковые, грузовые и автобусы

Не более чем на 3 °С выше средней температуры наружного воздуха в 13 ч самого жаркого месяца, но не более 28 °С

При 28 °С не более 55

0,2 - 0,5

При 27 °С не более 60

При 25 °С не более 70

При 24 °С и ниже не более 75

* В теплый период года нижние границы допустимых температур воздуха не должны приниматься ниже величин, указанных в табл. для холодного периода года.

** Большая скорость движения воздуха соответствует максимальной температуре воздуха, меньшая - минимальной температуре воздуха.

Уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА - 70 дБА.

Уровни звука в кабине легковых автомобилей и автобусов не должны превышать 60 дБА (ПС 55).

Уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА - 60 дБА.

Санитарные нормы вибрации для грузовых автомобилей

Допустимые значения виброускорения

м/с 2

дБ

X o Y o

X o Y o

X o Y o

X o Y o

0,71

0,224

1,12

0,63

0,224

1,25

0,56

0,224

0,50

0,224

0,45

0,224

0,40

0,280

3,15

0,355

0,355

0,56

0,315

0,450

0,315

0,56

0,315

0,710

0,56

0,315

0,900

10,0

0,40

1,12

12,5

0,50

1,40

1,12

3,15

16,0

0,63

1,80

20,0

0,80

2,24

25,0

2,80

2,24

31,5

1,25

3,55

40,0

1,60

4,50

50,0

5,60

4,50

12,5

63,0

2,50

7,10

80,0

3,15

9,00

0,56

Допустимые значения виброскорости

м/с 10 -2

дБ

X o Y o

X o Y o

X o Y o

X o Y o

14,00

20,0

10,00

1,25

7,10

3,15

1,25

1,00

0,80

0,63

10,0

0,63

12,5

0,63

16,0

0,63

20,0

0,63

25,0

0,63

31,5

0,63

40,0

0,63

50,0

0,63

63,0

0,63

80,0

0,63

Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни

116 *

* Различия между расчетными величинами корректированных уровней и нормативными объясняются тем, что реальные спектры воздействующей на человека общей вибрации отличаются по форме от спектра нормативной кривой, так как основная энергия в них распределена неравномерно и приходится, главным образом, на часть октав. Поэтому измеренный корректированный уровень виброскорости (при условии получения в результате частного анализа значений, не превышающих ПДУ) значительно меньше 122 дБ. Это обстоятельство было учтено в ходе обоснования нормативного корректированного уровня виброскорости общей вибрации 116 дБ.

Санитарные нормы вибрации для легковых автомобилей и автобусов

Допустимые значения по осям X o , Y o , Z o

виброускорения

виброскорости

м/с 2

дБ

м/с 10 -2

дБ

0,25

0,224

0,20

1,25

3,15

0,18

0,28

0,16

0,63

0,16

0,50

0,16

0,28

0,40

0,63

0,16

0,32

10,0

0,20

0,32

12,5

0,25

0,56

0,32

0,56

16,0

0,315

0,32

20,0

0,40

0,32

25,0

0,50

1,12

0,32

0,56

31,5

0,63

0,32

40,0

0,80

0,32

50,0

1,00

2,25

0,32

0,56

63,0

1,25

0,32

80,0

1,60

0,32

Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни

0,28

0,56

Допустимые значения нормируемых параметров локальной вибрации

Допустимые значения по осям X л , Y л , Z л

виброускорения

виброскорости

м/с 2

дБ

м/с · 10 -2

дБ

31,5

10,7

21,3

42,5

1000

Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни

4 . Требования к освещению кабины автомобиля

Предельно допустимые уровни внешнего шума автомобилей различных типов

Уровень звука, дБА

Легковые автомобили и автотранспортные средства, сконструированные на шасси легкового автомобиля

Грузовые и грузо-пассажирские автомобили, автомобили-тягачи; автомобили-фургоны с полной массой, кг:

до 3500 включ.

от 3500 до 12000 включ.

св. 12000 с двигателем мощностью:

до 162 кВт включ.

св. 162 кВт

Автобусы с полной массой, кг:

до 3500 включ.

св. 3500 с двигателем мощностью:



Просмотров