Российское спортивное право. Спортивное право как комплексная отрасль законодательства сердюков александр викторович. Формы физкультурно-спортивной деятельности

По спортивному праву на yakaboo

Освещая проблему понятия и содержания спортивного права, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юриспруденции.

Согласно общей теории права базовым, наиболее крупным элементом системы права является отрасль, которая представляет собой наиболее широкую совокупность (точнее говоря, систему) правовых , регулирующих определенный вид общественных отношений.

Господствующее положение отрасли как элемента в системе права предопределяется тем, что она отражает и регулирует наиболее значимые, относительно обособленные общественные отношения. Составной частью отрасли является правовой институт, представляющий собой сравнительно небольшую и устойчивую группу правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Родственные институты могут образовывать подотрасли права. Например, отраслью является гражданское , а его подотраслью - обязательственное . В свою очередь, институтом, входящим в эту подотрасль, являются обязательства вследствие неосновательного обогащения.

Практически каждая отрасль имеет системообразующий правовой акт (кодекс или другой ), вокруг которого формируется вся система данной . В сфере физкультуры и спорта таковым на сегодняшний день является Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. N 2445-XII «О физической культуре и спорте».

Согласно господствующему в юридической науке мнению принято выделять базовые, специальные и комплексные отрасли права . Так, согласно позиции С.С.Алексеева весь нормативный материал компонуется сначала в «профилирующие, базовые » отрасли, к каковым относятся отрасли конституционного, административного, гражданского, уголовного права и соответствующие двум последним отрасли процессуального права , затем в специальные отрасли (трудовое, земельное, финансовое и др.) и, наконец, в отрасли комплексные , для которых «характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей». При этом комплексные отрасли права – это такие общности правовых норм, которые реально объективировались в правовой системе и которые, не разрушая основной структуры права, существуют в виде вторичных правовых образований.

Таким образом, в системе белорусского права имеются образования комплексного характера, например жилищное, банковское, информационное и, как нам видится, спортивное право. Данные образования являются комплексными потому, что входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они прописаны в основных отраслях права. Так, нормы спортивного права можно совершенно четко распределить по таким основным отраслям права, как трудовое, гражданское, хозяйственное, административное, финансовое, уголовное, международное, процессуальное.

Это доказательство того, что с позиции принципов построения белорусской правовой системы о спортивном праве можно говорить как о комплексной отрасли . В то же время с точки зрения учебной дисциплины спортивное право является вполне самостоятельным предметом, охватывающим сферу своеобразных, проникнутых органичным единством и взаимосвязанных общественных отношений и соответствующую нормативную правовую базу, которая отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.

Основаниями для градации права на отрасли являются предмет и метод. Предметом признаются общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью и урегулированные нормами определенной отрасли права . Под методом понимается способ регулятивного воздействия на предмет, специфические приемы регулирования . В связи с этим отдельных отраслей права происходит не произвольно, а как следствие отпочкования обособленной группы общественных отношений, представляющих предмет, и формирования особого регулятивного режима, представляющего метод правового регулирования. Таким образом, специфический предмет и метод являются необходимыми условиями отмежевания одной отрасли права от другой.

Предметом правового регулирования спортивного права как комплексной специализированной отрасли права является определенная группа общественных отношений, присущая только данному праву.

Под предметом спортивного права мы понимаем органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта – трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, и сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по урегулированию спортивных споров).

Как видим, речь идет о многообразии видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, которые не могут быть отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной из традиционных отраслей права. Несмотря на то что различные виды общественных отношений в сфере физической культуры и спорта не составляют органического единого отношения, они тесно взаимосвязаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования . Именно в этом состоит специфика спортивных отношений как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта.

В правовой науке существуют различные взгляды на метод правового регулирования . Так, часть исследователей различают общеправовые методы (запреты, предписания, дозволения и др.), применяемые в том или ином сочетании по всех отраслях права; межотраслевые (договорные, метод возмещения ущерба и др.), характерные для определенной группы отраслей, например для отраслей хозяйственно-правового комплекса; отраслевые . Так как каждая отрасль права должна характеризоваться собственными, присущими только ей методами правового регулирования своего предмета, их в юридической литературе принято именовать отраслевыми методами. Они дополняют общеправовые и межотраслевые методы, которыми обладают другие отрасли права.

В спортивном праве можно определить следующие отраслевые методы:

  • использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни населения страны, разностороннем физическом совершенствовании граждан;
  • обеспечения доступности всех слоев населения к занятиям физической культурой и спортом;
  • использования физической культуры и спорта как средства подготовки к производственной деятельности и воинской службе, а также профилактики наркомании, пьянства и преступности;
  • учета связи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);
  • ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;
  • обеспечения безопасной организации и проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;
  • восстановления утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на основе использования средств лечебной физической культуры;
  • обеспечения эффективной подготовки к соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;
  • целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта;
  • учета правил спортивной этики и др.

Специфика отраслевых методов спортивного права обусловлена как объективными закономерностями функционирования сферы физической культуры и спорта, так и необходимостью последовательно совершенствовать элементы физкультурно-спортивного движения.

Установив предмет и методы спортивного права, на наш взгляд, целесообразно рассматривать его как находящуюся в стадии становления в нашей стране комплексную отрасль права и следующим образом определить понятие данной отрасли.

Спортивное право - это формирующаяся в настоящее время специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой связанную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых и корпоративных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок физкультурно – спортивной деятельности, включающей органический комплекс следующих общественных отношений: трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, отношений в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, процессуальных отношений по урегулированию спортивных споров, а также других отношений, связанных с физической культурой и спортом.

Данное определение содержит все необходимые атрибуты спортивного права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В учебных целях можно применять более лаконичную дефиницию: спортивное право есть система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта .

Исходя из соотношения понятий «спорт » и «физическая культура » как части и целого, рассматриваемый комплекс было бы более корректно именовать «физкультурно-спортивным правом », однако для простоты и с учетом уже сложившейся терминологии, вошедшей в лексический оборот, систему правовых норм, регулирующих всю сферу физической культуры и спорта, с некоторой долей условности мы именуем как «спортивное право ».

В последние годы спорт стал одним из наиболее ярких феноменов человеческой деятельности. Более того, как ни один другой вид деятельности, он приобрел всеобъемлющий характер. Проведение большого количества международных спортивных соревнований, международный спортивный бизнес требуют соответствующего правового регулирования в международном масштабе.

Большое количество международных спортивных отношений регулируются различными отраслями международного права. Так, регулирования спортивных отношений с использованием международных договоров, носящих всеобщий или региональный характер, характерно для международного публичного права. Проведение спортивных соревнований с участием спортсменов различных стран, трансферты игроков из клуба одной страны в клуб другой страны являются элементами международного частного права. Вместе с тем невозможно описать всю международную спортивную деятельность без учета и корпоративных норм международных спортивных организаций и федераций. Все они носят обязательный характер для занимающихся конкретным видом спорта или участвующих в соревнованиях, в том числе и планетарного масштаба, таких как Олимпийские игры. Многие из них санкционированы международными организациями (Всемирный антидопинговый кодекс международной организации ВАДА включен в Международную конвенции о борьбе с допингом в спорте) или национальным законодательством (Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» санкционирует в качестве нормативных актов Олимпийскую хартию и документы международных спортивных федераций).

Подобное использование различных по своей правовой силе международных актов позволяет сделать вывод о том, что в сфере международных спортивных отношений сложилась система однородных международно-правовых норм, связанных общим предметом правового регулирования.

В соответствии с вышесказанным под международным спортивным правом понимается совокупность международно-правовых норм и норм международных спортивных организаций и федераций, регулирующих международные спортивные отношения.

Один из наиболее полных перечней международной спортивной деятельности представлен С.А.Алексеевым в его работе «Международное спортивное право». Среди них выделим следующие основные направления:

1) организация и деятельность международных спортивных организаций, в том числе МОК, МСФ, ВАДА и др., включая их взаимодействие с национальными спортивными структурами;

2) организация и проведение международных спортивных соревнований, в том числе Олимпийских игр, а также иных международных спортивных и спортивно-зрелищных мероприятий;

3) международные отношения в сфере профессионального спорта, в том числе международное движение трудовых ресурсов в сфере спорта, включая международный трансферт, аренду, иные виды переходов спортсмена (тренера) из одного клуба в другой, а также международная деятельность спортивных агентов;

4) международная кооперация и иностранные инвестиции в сфере спорта;

5) международная коммерческая деятельность в сфере спортивной промышленности, в том числе организация совместных предприятий, производящих товары физкультурно-спортивного и туристического назначения;

6) отношения, связанные с международной охраной прав интеллектуальной собственности в сфере спортивной деятельности;

7) международные налоговые отношения в сфере спорта;

8) травматизм в международном спорте;

9) всемирная антидопинговая политика и противодействие применению допинга в международном спортивном движении;

10) международное сотрудничество в борьбе с преступностью в сфере спортивной деятельности;

11) урегулирование международных спортивных споров;

12) другие, сопутствующие и смежные с названными сферы деятельности.

Эти отношения выделяются своей однородностью и общностью, в целом их нельзя отнести ни к одной самостоятельной международной отрасли права. Они носят комплексный характер и представляют собой предмет международного спортивного права

Предметом международного спортивного права является органический комплекс общественных отношений, возникающий в различных областях международной спортивной деятельности и иной тесно связанной с ней деятельности.

Поскольку предмет международного спортивного права носит широкий комплексный характер, то и методов правового регулирования отношений, составляющих предмет, также должно быть много.

Очевидно, что все методы носят общеправовой характер и несут в себе характерные и для национального права обвязывание, дозволение илизапрет . Вопросы использования допинга, борьбы с насилием и хулиганским поведением болельщиков во время проведения спортивных соревнований регулируются методами обвязывания и запрета. Организация спортивных соревнований используют методы обвязывания и дозволения, а международные трансферты игроков – дозволения и запрета в разных сочетаниях

С другой стороны, поскольку международное спортивное право является частью международного права, в нем используются и общие методы регулирования в международном праве, среди которых:

- метод договорного регулирования посредством международных договоров);

- метод обычно-правового регулирования посредством международных обычаев.

В рамках этих двух методов можно выделитьметоды односторонних, двусторонних и многосторонних действий государств, а также методы универсального регулирования международных отношений .

Что же касается специальных методов международного спортивного права, то к ним можно отнести методы, свойственные международному частному и международному публичному праву, но касающиеся непосредственно спорта, такие как:

Создание международных спортивных организаций и федераций;

Разграничение и передача компетенции от государств и национальных спортивных организаций и федераций международным спортивным организациям федерациям;

Процессуально-правовое регулирование разрешения международных спортивных споров посредством международного спортивного арбитража;

Учета правил международной спортивной этики - принцип «fairplay» - уважение и соблюдение правил справедливой игры, и др.

Международное спортивное право основывается на принципах, носящих как общий характер для всей системы международных отношений, так и межотраслевой или отраслевой, свойственной только международному спортивному праву характер. Среди первых мы можем выделить следующие принципы, представленные Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г.:

Принцип уважения прав и основных свобод человека;

Принцип сотрудничества между государствами;

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Среди межотраслевых принципов выделим характерные и международному публичному праву принцип равных возможностей, независимо от расы, пола, религии, политических или иных убеждений, заниматься спортом как фактор улучшения качества жизни в национальном и международном плане; характерный и международному частному праву принцип поощрения развития спорта высших достижений, а также массового спорта в мире.

Что же касается непосредственно принципов международного спортивного права, то к ним можно отнести:

- «fairplay» - принцип уважение и соблюдение правил справедливой игры;

Принцип запрета использования допинга в спорте и другие.

Исходя из вышеизложенного мы можем констатировать, что международное спортивное право на данном этапе своего развития является формирующейся комплексной отраслью международного права.

Системность как существенное качество права в полной мере присуща и МСП. Первичным элементом международного спортивного права являются нормы (от лат. Norma – правило, образец).

Нормы, входящие в структуру МСП, должны быть построены в логическую систему, центром которой выступают принципы, т.е. исходные и ведущие начала формирования, функционирования и развития МСП. Принципы права пронизывают всю материю МСП, выступая в качестве особого рода несущей конструкции и позволяя сгруппировать разнообразные нормы МСП в отдельные правовые институты.

Институт представляет собой обособленную совокупность норм, имеющих узкую группу схожих общественных отношений в качестве предмета регулирования. Промежуточным подразделением между нормой и институтом в системе МСП может выступать субинститут.

Международное спортивное право как комплексное правовое образование включает ряд отдельных взаимосвязанных категорий – норм, институтов и субинститутов, которые объединяются в единую, целостную, внутренне организованную, логически структурированную систему, в часть общего международного права.

Своеобразным силовым полем, не только объединяющим юридически разнородный материал в известную целостность, но и придающим ему специфический иерархический оттенок, выступает наряду с основными принципами также предмет правового регулирования – международная спортивная деятельность. Именно она позволят «замкнуть» разные по своей природе категории в единый слаженный механизм.

Система МСП – явление в значительной степени объективное. Это означает, что она складывается «под давлением» национальных, культурных, экономических, глобальных и иных факторов. В то же время объективная природа МСП не означает, что государства не могут управлять развитием этой системы. Каждое государство в определенной степени вносит свой вклад в становление и эволюцию системы МСП. Многие институты и субинституты МСП возникли под осознанным влиянием или по инициативе развитых стран – ведущих спортивных держав, отдельных групп государств. Более того, управляемое воздействие на развитие МСП со стороны государств вообще и развитых государств в особенности усиливается.

В структуру МСП входят все виды институтов и субинститутов. В составе МСП имеются институты (субинституты) материальные и процессуальные; простые и сложные; целиком относящиеся к МСП и смешанные (т.е. состоящие из норм различных отраслей, подотраслей общего международного права); учредительные, регулятивные и охранительные.

Краеугольным камнем МСП, применительно главным образом к международному олимпийскому движению, являются нормативные акты МОК, нормы которых в значительной своей части универсальны и императивны. МОК представляет собой механизм, сопоставимый с функциями, образно говоря, мирового министерства олимпийского спорта. В то же время система и нормативные акты МОК требуют корректировки.

В увязке с нормативными актами МОК и ряда других центральных МСО создаются и существуют нормы, институты и субинституты многосторонних универсальных соглашений, касающихся спортивной проблематики и охватывающих различное количество государств. В МСП существуют нормативные комплексы, используемые в регулировании международных спортивных отношений на региональном уровне (например, в Европейском Союзе). Кроме того, в состав МСП входит большое количество норм, институтов и субинститутов, регулирующих двусторонние международные спортивные отношения. Наконец, нормы МСП регламентируют внутригосударственные спортивные отношения, осложненные международным (иностранным) элементом.

При систематизации МСП его нормы по образцу международного права в целом можно подразделить на Общую и Особенную (или Специальную) части. В Общую часть входят нормы, институты и субинституты, которые охватывают, пронизывают своим регулированием все международные спортивные отношения, а в Особенную – нормы, институты и субинституты, регулирующие лишь отдельные вопросы, «срезы», группы международных спортивных отношений.

Следовательно, в Общую часть МСП можно включить нормы, институты и субинституты, закрепляющие:

· принципы МСП;

· правовое положение МСО;

· правовой статус государств в сфере международных спортивных отношений;

· правовое положение национальных спортивных организаций как субъектов МСП;

· статус спортсменов, тренеров, судей и других индивидуальных субъектов МСП, и др.

В Особенную часть МСП входят следующие институты:

· международное регулирование трудовых и социальных отношений в сфере международного спортивного движения; правовые основы организации и проведения международных спортивных соревнований;

· международно-правовая охрана интеллектуальной собственности в сфере спортивных отношений;

· регулирование международных налоговых отношений в сфере спорта;

· регулирование противодействия применению допинга в международном спортивном движении;

· международное регулирование борьбы с преступностью в сфере спорта;

· регулирование рассмотрения и разрешения международных спортивных споров и др.

Объем международно-правовых норм, задействованных в процессе регулирования международной спортивной деятельности, постоянно увеличивается. МСП становится все более сложным и разветвленным. Вместе с тем именно в международном спортивном праве особенно заметны существенные пробелы, свидетельствующие о его «мягкости» или даже некой «незрелости». Это касается и проблем международного движения трудовых ресурсов в сфере спорта, включая международный трансферт, аренду, иные виды переходов спортсмена (тренера) из одного клуба (спортивного общества) в другой, и международной деятельности спортивных агентов, и очевидного недостатка «структуро-держащих» международно-правовых принципов, и недостаточности многосторонних механизмов и т.п.

В последнее десятилетие XX и начале XXI в. стали ощутимы скоординированные усилия МСО и государств в наведении дисциплины в отдельных вопросах функционирования международного спортивного движения. В первую очередь речь идет о проблеме противодействия применению допинга. При этом МСО и государства все глубже осознают, что специализированные международно-правовые нормы и институты являются и могут стать еще более эффективным инструментом настройки и регулирования международных спортивных отношений.

Таким образом, МСП находится в постоянном движении и развитии, видоизменяясь и трансформируясь в зависимости от потребностей каждого периода времени. Динамика развития МСП непрямолинейна, однако можно утверждать, что определяющим фактором развития является тенденция к унификации норм МСП, в том числе на основе международных договоров и соглашений, и к их универсализации.

Переход экономики от планового ведения хозяйства к рыночным отношениям должен сопровождаться фундаментальной правовой реформой. В настоящий период в Российской Федерации в существенной мере сформирована новая законодательная основа для проведения дальнейших рыночных реформ. Приняты новые основополагающие рыночные за­коны - Консти­туция и Гражданский кодекс РФ, которые позволили осуществить переход от административно-командных ме­тодов управления народным хозяйством страны к экономическим, фи­нансовым и другим рычагам регулирования деятельности производителей, большая часть которых из адресатов плановых заданий, обязательных для неукоснительного исполнения и исходящих от государства, превратилась в самостоятельно хозяйствующие субъекты.

Данные изменения не могли не затронуть и нормативно-правовой комплекс, регулирующий сферу физической культуры и спорта в России. Формируется и обновляется физкультурно-спортивное законодательство страны, принимаются новые законы, подзаконные нормативно-правовые акты, соответствующие рыночным отношениям, целям и задачам развития гражданского общества и формирования правового государст­ва. В условиях интеграции России в мировой рынок новое отечественное законодательство должно основываться на опыте международного сотрудничества и коррелироваться с меж­дународными соглашениями и конвенциями.

Правовое воздействие на деятельность в сфере физкультуры и спорта осуществляется, в частности, в следующих направлениях:

определение статуса субъекта физкультурно-спортивной деятельности, его прав и обязанностей;

установление юридической ответственности участника физкультурно-спортивной деятельности;

опосредствование отношений субъекта физкультурно-спортивной деятельности с другими юридическими и физическими лицами, а также органами государственной власти и местного самоуправления;

регламентация порядка деятельности и управления физкультурно-спортивной организации на локальном уровне.

В ходе развития и совершенствования современной правовой теории и практики, предопределяемых переходом России к рыночной системе хозяйствования, объективно вырастает новая отрасль права - юридическая наука, и учебная дисциплина - «Физкультурно-спортивное право (Правовое регулирование физической культуры и спорта в Российской Федерации)». В последнем должны выделяться наиболее важные аспекты, связанные именно с регулированием физкультуры и спорта, оно наиболее полно освещено законодательством, регламентирующим данную деятельность и специфику ее применения. Это новое направление права должно охватывать, на наш взгляд, широкий круг проблем, в частности:

физическая культура и спорт в Российской Федерации как объект правового регулирования;

организационно-правовые основы государственного управления физической культурой и спортом;

правовое регулирование профессионального спорта в Российской Федерации;

правовое регулирование сферы студенческого спорта в Российской Федерации;

правовое регулирование детско-юношеского спорта в Российской Федерации;

правовое обеспечение общественных физкультурно-спортивных объединений;

правовое положение Государственного фонда физической культуры и спорта в Российской Федерации;

правовое положение Олимпийского комитета России;

правовое положение Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО).

Раскрывая понятие и содержание физкультурно-спортивного права, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юридической доктрине. Согласно общей теории права, принято считать, что базовым, наиболее крупным элементом системы права является отрасль, которая представляет собой наиболее широкое соединение правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.

Господствующее положение отрасли в системе права предопределяется тем, что она отражает и регулирует наиболее значимые, относительно обособ­ленные объединения общественных отношений, играющих сущест­венную роль в организации общественной жизни. Вместе с тем обособленный нормативно-правовой массив, являющийся специфическим компонентом отрасли права и регулирующий разно­видность определенного вида общественных отношений, пред­ставляет правовой институт. Родственные ин­ституты могут образовывать подотрасли права. Например, отраслью права является гражданское право, а его подотраслью - обязательственное право. В свою очередь, институтом, входящим в эту подотрасль, являются обязательства вследствие неосновательного обо­гащения, предусмотренные главой 60 ГК РФ, а одна из норм этого института, наименьший элемент системы права, (ст. 1105 ГК РФ) регламентирует вопросы возмещения стоимости неоснователь­ного обогащения.

Основаниями для деления права на отрасли являются предмет и метод. Предметом признаются общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью и урегулированные нормами определенной отрасли права. Под методом понимается система регулятивного воздействия, которое характеризуется специфическими способами регулирования. В связи с этим образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а как следствие отпочкования обособленной группы общественных отношений, представляющих предмет, и формирования особого регулятивного режима, представляющего собой метод правового регулирования. Таким образом, предмет и метод являются необходимыми условиями отмежевания одной отрасли права от другой. Если в науке возникает полемика, связанная с образованием новой отрасли, то сутью такого спора станет обособление предмета этой отрасли от смежных отраслей и выяснение особенностей метода правового регулирования.

В юридической науке принято выделять базовые и комплексные отрасли права. К базовым относятся отрасли конституционного, уголовного, трудового, гражданского, административного права. Вместе с тем в системе российского права имеются образования комплексного характера, такие как транспортное, банковское, коммерческое, конкурентное, информационное, налоговое, экологическое и, как нам видится, физкультурно-спортивное право. Данные образования являются комплексными, так как входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они прописаны в основных отраслях права. Так, нормы физкультурно-спортивного права можно совершенно четко распределить по следующим основным отраслям: гражданское, хозяйственное (предпринимательское), административное, финансовое и процессуальное право. Все это говорит о том, что с позиции принципов построения российской правовой системы физкультурно-спортивное право не представляет собой самостоятельную отрасль, как, к примеру, конституционное, административное, гражданское, трудовое, международное, уголовное право. Оно является комплексной отраслью, поскольку в физкультурно-спортивном праве интегрируются нормы, которые по своей природе являются админи­стративными, гражданскими и др., что детерминируется спецификой обществен­ных отношений, регулируемых физкультурно-спортивным правом. В то же время с точки зрения учебной дисциплины российское физкультурно-спортивное право является вполне самостоятельным предме­том, содержащим большой правовой массив, который отлича­ется многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.

Предметом физкультурно-спортивного права как норматив­но определенной комплексной отрасли права, представляющей собой совокупность правовых норм и институтов, являются горизонтальные обществен­ные отношения, связанные с различными направлениями физкультурно-спортивной деятельности и возникающие между физкультурно-спортивными организа­циями и другими субъектами. Это могут быть и некоммерческие отношения, а также связанные с го­сударственным регулированием физкультурно-спортивной деятельности в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предмет права в сфере физической культуры и спорта имеет следующий ряд особенностей, которые необходимо учитывать при определении метода правового регулирования:

рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;

многосторонние физкультурно-спортивные и производственно-хозяйственные отношения, возникающие в силу различной деятельности субъектов РФ, участвующих в физкультурном движении, а также из-за разнообразия научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отдельных спортивных организаций;

самостоятельность физкультурно-спортивных организаций в выборе организационно-правовой формы федерации, общества, клуба, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, ассортимента выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, системы управления, стратегии развития и т.п.;

возможность создания физкультурно-спортивными и физкультурно-оздоровительными организациями собственных акционерных механизмов взаимодействия по мере развития акционерного предпринимательства;

организация деятельности и управления на базе разнообразных по своей природе механизмов.

В правовой науке получили распространение различные взгляды на метод правового регулирования. Господствующей является следующая научная позиция: каждая отрасль характеризуется специфическими правовыми средствами воздействия на определенный вид общест­венных отношений. Вместе с тем нередко отрасли права регулируют не только типичные для них общественные отношения, но и отношения, тесно связанные с ними. В таких случаях метод правового регулиро­вания включает характерные не только для данной отрасли, но и для других от­раслей права юридические средства и представляет собой сочетание нескольких методов правового регулирования, а строже говоря, некий интегрированный метод.

В общетеоретическом аспекте метод правового регулирования включает в себя следующие элементы:

характер общего юридического положения субъектов, т.е. правоспособность, дееспособность, компетенция, отношения внутри себя (подчиненности, соподчиненности, равноправия);

характер оснований возникновения, изменения или прекращения правоотношений, т.е. юридических фактов (договор, решение суда по гражданскому делу, приговор по уголовному делу, являющийся основанием для возникновения исправительно-трудового правоотношения, акты действия);

характер юридических последствий для субъекта права (положительные, отрицательные, штраф, взыскание, пеня и пр.).

В соответствии с предметом физкультурно-спортивного права, законодательством предусматривается возникновение прав и обязанностей как на основании за­ключенного договора, так и в силу акта применения права, например предписания органа исполнительной власти - Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму. Кроме того, права и обязанности могут прямо вытекать из закона, например, обязанность лицензирования некоторых спортивных услуг. Диспозитивные нормы физкультурно-спортивного права предоставляют возможность в дискреционном порядке, по собственному усмотрению решать вопрос об объеме прав и обязанностей. Также существуют рекомендательные нормы компетентных органов, которые необходимо принимать во внимание в ходе физкультурно-спортивной деятельности. Императивные нормы носят обязательный характер, исчерпы­вающе предписывают объем или обязанность субъективного права. Субъекты физкультурно-спортивных правоотношений могут находиться в равноправном положении, например при горизонтальных отношениях между спортивным магазином и покупателем или при вертикальных отношениях между субъектами физкультурно-спортивной деятельности и государством, в частности предприятием спортивного бизнеса и антимонопольным органом. Охрана установленных прав и применение санкций за невыпол­нение обязанностей могут осуществляться различными средствами: граждан­ско-правовыми, административными, уголовными – тогда, когда это диктуется публичными интересами.

Таким образом, метод правового регулирования представляет собой соединение императивного и диспозитивного регулирования, а основные способы (приемы) правового регулирова­ния сводятся к пози ивному принуждению, дозволению и запрету.

Метод правового регулирования есть поте нциал права, реализующий его задачи, т.е. обеспечивающий обращение к праву и его реализацию в ответ на возникнове­ние либо возможность возникновения (проектирование) неко­торой группы юридических фактов, образующих часть предме­та права. Этот потенциал реализуется через систему средств воздействия на различные общественные отношения. Каждое из этих средств имеет собственно преобразующее дей­ствие и может оказаться критерием классификации отраслей, ин­сти утов

Механизм управления спортивно-хозяйственной деятельностью носит комплексный характер, следовательно, в нем должны комплексно использоваться различные методы правового регулирования. В связи с этим правовое регулирование сферы физкультуры и спорта невозможно вместить в рамки одного метода. В то же время и сама эта сфера имеет комплексный характер и ей присущи методы, характерные для комплексных отраслей права.

Итак, из всего сказанного можно сделать вывод, что в качестве метода физкультурно-спортивного права выступает синтез-метод, сочетающий в себе диспозитивный, рекомендательный и императивный регулятивный режим.

Рассматривая физкультурно-спортивное право как формирующуюся комплексную отрасль российского права, нельзя не остановиться на характеристике её принципов и функций. В общетеоретическом плане под принципами права понимаются основополагающие начала, ключевые идеи права, определяющие и выражающие его сущность. В пере­воде с латинского слово "принцип" означает первооснову какого-либо явления, базовое положение. Принципы являются объективными свойствами права. Они отражают за­кономерности общественного развития, потребности данного общества. В этом их социальная детерминированность, зависимость от реальных жизненных условий. Так, Фридрих Энгельс в работе «Анти-Дюринг» писал: «Принципы верны лишь постольку, поскольку они соот­ветствуют природе и истории»

Принципы права не есть результат субъективного усмотрения законодателей или ученых, они являются органически присущими праву каче­ствами. Юридическая доктрина лишь выявляет, аргументирует, исследует и систематизирует их, а также показывает их роль, значение, содержание и функционирование.

Что касается принципов правового регулирования в сфере физической культуры и спорта, то они представляют собой основополагающие начала, которые должны распространяться на всю систему правовых норм, регулирующих физкультурно-спортивную и производственно-хозяйственную деятельность, и обеспечивать целенаправленное воздействие на физкультурно-спортивную деятельность и её субъекты.

Принципы права могут быть закреплены в его конкретных нормах, а также могут и логически выводиться из их совокупности. Для физкультурно-спортивного права можно выделить ряд основных прин­ципов правового регулирования данной деятельности, включая следующие.

I. Принцип законности. Он является общеправовым, а его реализация - основой построения правового государства. Применительно к физкультурно-спортивному праву законность в маркетинговой деятельности предполагает реализацию трех основных положений:

Физкультурно-спортивная деятельность должна осуществляться строго в рамках требований существующего законодательства.

В основе регулирования большей части физкультурно-спортивной деятельности лежит правило: разрешено все то, что не запрещено законом.

Органы государства, связанные со сферой физкультуры и спорта, должны применять другую формулу: запрещено все то, что прямо не разрешено. Государство должно обеспечить закон­ность правовых актов, а также деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих физкультурно-спортивную деятельность. Например, ст. 13 ГК РФ устанавливает условия и порядок признания недействитель­ным акта государственного органа и органа местного самоуправления. Укреплению законности содействует также правило о необходимости регистрации актов федеральных органов исполнительной власти в Ми­нюсте РФ.

II. Принцип свободной экономической деятельности. Он провозглашен в ст.ст. 8 и 34 Конституции РФ. Так, каждый имеет право на свободное ис­пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Свобода экономической деятельности подразумевает, в частности, право субъекта физкультурно-спортивной деятельности начи­нать и вести ее в любой не запрещенной зако­ном форме, с применением любых, допущенных к обороту видов имущества; право на получение, использование и передачу достовер­ной информации; свободу от принудительной и неправомерной деятельности как в силу влияния других субъектов, так и в силу указаний органов государственной власти; возможность субъекта физкультурно-спортивной деятельности обжаловать решения и действия государства и его органов, а также органов местного самоуправления и долж­ностных лиц, если эти решения и действия генерируют ограничение данной свободы; и, наконец, право на защиту законных интересов экономически слабой сто­роны в процессе физкультурно-спортивной деятельности (например, защита прав потребителей продукции (работ, услуг) организаций, оказывающих и выполняющих физкультурно-оздоровительные и спортивные, в том числе спортивно-технические, услуги и работы, а также производящих и реализующих физкультурно-оздоровительную, спортивную и туристскую продукцию).

Не имеют права на вмешательство в частные дела субъектов физкультурно-спортивной деятельности и любые третьи лица, не связанные с ними соответствующими договорными отноше­ниями. Так, одним из принци­пов банковских сделок, расчетов в народном хозяйстве является невме­шательство банка в договорные отношения предприятий.

В то же время необходимо отметить, что эта свобода не безбрежна и может быть ограничена на основании федерального закона в интересах государства и общества в той степени, в которой это необходимо в целях за­щиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, экологической безопасности, прав и закон­ных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства (например, лицензирование деятельности и сертификация товаров, работ и услуг).

III. Принцип государственного регулирования рыночных отношений. Очевидно, что свободная рыночная экономика может быть таковой лишь в условиях государственного регулирования. При этом в настоящий период в ходе государственного регулирования физкультурно-спортивной деятельности во главе угла стоит проблема соблюдения баланса частных интересов участников данной деятельности и публичных интересов государства и общества.

IV. Принцип единого экономического пространства. Ст.ст. 8 и 74 Конституции РФ провозглашают на всей территории Российской Федерации свободное пере­мещение товаров, услуг и финансовых средств. Другими словами, согласно Основному закону, на территории Российской Федера­ции не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансо­вых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни федеральные ис­полнительные органы власти, ни органы исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации не вправе вводить такие ограничения по собственной ини­циативе. Данный общеправовой принцип актуален прежде всего в сфере реализации продукции отечественными организациями, связанными с бизнесом в области спорта, в различных каналах товарораспределения.

V. Принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и равенства их защиты. Данный конституционный принцип провозглашен в ст. 8 Конституции РФ и закла­дывает основы имущественного правопорядка в экономике. Так, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы соб­ственности. В соответствии с этим принципом законодательством не могут устанав­ливаться какие-либо преференции или ограничения любых форм соб­ственности для субъектов, осуществляющих маркетинговую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, а действующее законодательство предусматривает одинаковые для всех субъектов физкультурно-спортивной деятельности правила защиты любой формы собственности. Таким образом, сегодня устранен существо­вавший ранее приоритет в защите государственной собственности. Согласно п. 3 ст. 35 Конституции РФ, а также ст.ст. 16, 235 ГК РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Статьи 235, 237 - 243, п. 4 ст. 252, п. 2 ст. 272, ст. 282, 285, 293 ГК РФ устанавливают исчерпывающий перечень основа­ний принудительного прекращения права собственности. При этом безвозмездное изъятие имущества у собственника возможно только по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонаруше­ния. Акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения, прекращающие право собственности, могут быть обжалованы в судебном порядке. Споры о возмещении убытков также разрешаются судом.

VI. Принцип поддержки добросовестной конкуренции и недопустимости предпринимательской дея­тельности в сфере физкультуры и спорта, направленной на монополизацию рынка и недобросовестную конкуренцию. Этот принцип также представляет собой одно из основополагающих правовых начал физкультурно-спортивного бизнеса и вытекает из статей 8 и 34 Конституции РФ. Государство гарантирует сохранение и упрочение конкурентных начал рынка как основного регулирующего механизма, ограни­чение и пресечение монополизма в любых его противоправ­ных проявлениях, обеспечение регулирующего воздейст­вия на области естественных и государственных монополий, а также принятие и реализацию законодательства, которое бы эффективно способствовало увеличению количе­ства поставщиков, покупателей и других субъектов предпринимательской деятельности в сфере физкультуры и спорта на отечественных рынках. Симптоматично, что в п. 1 ст. 1 ГК РФ закреплено равенство участ­ников предпринимательской деятельности, неприкосновен­ности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления и вос­становления нарушенных прав в сфере экономической дея­тельности, их судебной защиты.

Данный принцип развивается и конкретизируется в Законе РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистичес­кой деятельности на товарных рынках», а также в новом Федеральном законе от 23 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Соблюдение этого начала является непременным ус­ловием развития рыночной системы хозяйствования и осуществления физкультурно-спортивного бизнеса в Российской Федерации.

VII. Принцип свободы договора, опосредующего отношения в сфере физкультуры и спорта. Особое место в ряду специальных начал физкультурно-спортивного права занимает принцип свободы договора, который необходимо рассматривать в нескольких аспектах. Договор могут заключить любые лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере физкультуры и спорта и удовлетворяющие требованиям хозяйственной правосубъектности. Субъекты физкультурно-спортивного права свободны в выборе контрагента по договору.

Участники хозяйственной деятельности в сфере физкультуры и спорта свободны в за­ключении договора. Понуждение к заключению договора не допуска­ется, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом или другим законом (в частности, обязанность коммерческой организации в публичном договоре - ст. 426 ГК РФ) или добровольно принята на себя в обязательстве (напри­мер, в предварительном договоре - ст. 429 ГК).

Стороны имеют право вы­брать любой из предусмотренных в законе вид договоров или заключить договор, не предусмотренный законом или иными правовы­ми актами, в том числе представляющий синтез-конструкцию, сформированную из элементов различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Кроме того, в соответствии со ст. 421 ГК РФ стороны, по общему правилу, определяют условия договора в дискреционном порядке.

Юри­дические функции права представляют собой направления правового воздействия на об­щественные отношения, где право реализуется через специаль­ные, присущие только этой нормативной системе юридические средства шеуказанными принципами в отношении предмета физкультурно-спортивного права путем применения метода физкультурно-спортивного права осуществляются функции этой отрасли. Существуют две основные юридические функции физкультурно-спортивного права: регулятивная и охранительная.

Суть регулятивной функции, заключающейся в регламентации физкультурно-спортивных правоотношений, можно характеризовать следующими положениями:

фиксация субъектного состава физкультурно-спортивных правоотношений;

определение круга юридических фак­тов, с которыми нормы физкультурно-спортивного права связывают наступление тех или иных юридических последствий;

формирование прав и обязан­ностей участников физкультурно-спортивных правоотношений.

В основе регулятивной функции физкультурно-спортивного права лежат дозволяющие и обязывающие юриди­ческие нормы.

Сущность охранительной функции физкультурно-спортивного права, в основе которой нахо­дятся прежде всего запрещающие правовые нормы, заключается в пра­вовом воздействии, направленном на охрану физкультурно-спортивных отношений. Охранительная функция включает установление санкций и составов правонарушений, образующих основания для юридической от­ветственности как гражданской, так и административной или уголовной.

Нельзя не обратить внимание на то, что дифференциация регулятивной и охра­нительной функций как отдельных видов правово­го воздействия имеет некоторую теоретическую условность, поскольку и регулятивная, и охранительная функции реализу­ют основное назначение физкультурно-спортивного права – регулировать физкультурно-спортивные отношения и обеспечивать их стабильность, устой­чивость, независимость от внешних негативных факторов.

И последнее. Сегодня в России происходят серьезные изменения в правовом пространстве, обусловленные переходом к рыночной экономике. Возрастает и расширяется роль законодательства, обслуживающего сферу физкультуры и спорта в Российской Федерации. Физическое воспитание граждан в нашей стране является неотъемлемым компонентом здорового образа жизни населения и развития спорта. Велика и бесспорна роль развития физкультуры и спорта и в формировании мирового общественного мнения. В этой связи физкультура и спорт являются предметом особого внимания государства во многих странах. Однако если сравнить российское законода­тельство, связанное с этой темой, с западной системой законов, то можно все-таки проследить раздробленность, даже разобщенность нор­мативных документов о физкультуре и спорте в РФ. Поэтому необходимо объединить, систематизировать и допол­нить все уже действующие положения в единую отрасль. Это позволило бы ориентироваться в данной теме не только профессиональным юристам, но и студентам, аспирантам и преподавательскому составу юридических учебных заведений, а также институтов и техникумов физической культуры, училищ олимпийского резерва, научным сотрудникам, руководителям различных спортивных организаций страны, тренерам и спортсменам, работникам органов государственной власти.

А.ШАТИЛОВ

Освещая проблему понятия и содержания спортивного права, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юриспруденции.

Согласно общей теории права базовым, наиболее крупным элементом системы права является отрасль, которая представляет собой наиболее широкую совокупность (а точнее говоря, систему) правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.

Господствующее положение отрасли как элемента в системе права предопределяется тем, что она отражает и регулирует наиболее значимые, относительно обособленные общественные отношения. Составной частью отрасли является правовой институт, представляющий собой сравнительно небольшую и устойчивую группу правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Родственные институты могут образовывать подотрасли права. Например, отраслью является гражданское право, а его подотраслью – обязательственное право. В свою очередь, институтом, входящим в эту подотрасль, являются обязательства вследствие неосновательного обогащения, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Практически каждая отрасль (а нередко и подотрасль права) имеет системообразующий правовой акт (кодекс или другой федеральный закон), вокруг которого формируется вся система данной отрасли или подотрасли права. В сфере физкультуры и спорта таковым на сегодняшний день является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Основаниями для градации права на отрасли являются предмет и метод. Предметомпризнаются общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью и урегулированные нормами определенной отрасли права. Под методом понимается способ регулятивного воздействия на предмет, специфические приемы регулирования. В связи с этим образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а как следствие отпочкования обособленной группыобщественных отношений, представляющих предмет, и формирования особого регулятивного режима, представляющего метод правового регулирования. Таким образом, специфический предмет и метод являются необходимыми условиями отмежевания одной отрасли права от другой. Если в науке возникает полемика, связанная с образованием новой отрасли, то сутью такого спора будет обособление предмета этой отрасли от смежных и выяснение особенностей метода правового регулирования.



Правовая наука рассматривает систему права как объективную реальность. Научно обоснованная, грамотно структурированная система права способствует его развитию и является ориентиром для законодателя. Имея под собой объективную основу (реально существующие общественные отношения), данная система получает научное осмысление, т.е. субъективную оценку, в трудах ученых-правоведов. И здесь возможны различные точки зрения. При построении «своих» систем права одни исследователи отстаивают необходимость соблюдения предметной чистоты отраслей, других привлекают более обширные комплексы. В юридической литературе не прекращается спор по поводу обоснованности выделения новых элементов системы права, таких, как предпринимательское, информационное, транспортное, муниципальное, бюджетное и др.

Согласно господствующему в юридической науке мнению принято выделять базовые, специальные и комплексные отрасли права. Так, согласно позиции С.С. Алексеева весь нормативный материал компонуется сначала в «профилирующие, базовые» отрасли, к каковым относятся отрасли конституционного, административного, гражданского, уголовного права и соответствующие двум последним отрасли процессуального права, затем в специальные отрасли (трудовое, земельное, финансовое и др.) и, наконец, в отрасли комплексные, для которых «характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей». По мнению С.С. Алексеева, «комплексные отрасли права – это такие общности правовых норм, которые реально объективировались в правовой системе и которые, не разрушая основной структуры права, существуют в виде вторичных правовых образований».



Таким образом, в системе российского права имеются образования комплексного характера, например маркетинговое, транспортное, банковское, коммерческое, конкурентное, информационное и, как нам видится, спортивное право. Данные образования являются комплексными потому, что входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они прописаны в основных отраслях права. Так, нормы спортивного права можно совершенно четко распределить по таким основным отраслям права, как трудовое, гражданское, хозяйственное (предпринимательское), административное, финансовое, уголовное, международное, процессуальное.

Это доказательство того, что с позиции принципов построения российской правовой системы о спортивном праве можно говорить как о комплексной отрасли. В то же время с точки зрения учебной дисциплины российское спортивное право является вполне самостоятельным предметом, охватывающим сферу своеобразных, проникнутых органичным единством и взаимосвязанных общественных отношений и соответствующую нормативную правовую базу, которая отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.

Физическая культура и спорт – это одна из общепризнанных отраслей человеческой деятельности, которая так же, например, как и сельскохозяйственная деятельность, требует специфического правового осмысления и регулирования. Одним из важнейших оснований для такого вывода служит не вызывающий ни у кого сомнения факт, что физическая культура и спорт представляют собой сложнейшую и очень специфичную социально-экономическую систему, разнообразные и разнохарактерные общественные отношения в которой призвано регулировать законодательство.

Будучи неотъемлемым, сложным и многогранным общественным явлением, сфера физической культуры и спорта обладает рядом существенных особенностей, отличающих его от других сфер человеческой деятельности. Назовем лишь базовые позиции, характеризующие физическую культуру и спорт как социально-экономическую систему и потому требующие использования специфических подходов к правовому урегулированию:

– современная физическая культура и спорт представляют собой сложную систему в плане наличия разнообразных типов физкультурно-спортивной деятельности, к основным из которых относятся физическое воспитание дошкольников и учащихся различных образовательных учреждений по государственным программам, физическая подготовка военнослужащих, профессионально-прикладная физическая подготовка, массовый спорт, профессиональный спорт, спортивные способы рекреации и реабилитации и др.;

– существуют специфические функции спорта – экономическая, военная, политическая, миротворческая, научная, коммерческая, воспитательная, образовательная, информационная, пропагандистская, социализирующая, гедонистическая, рекреативная, реабилитационная;

– система физической культуры и спорта направлена на обеспечение всестороннего развития человека, утверждение здорового образа жизни, формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании, создание условий для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организацию профессионально-прикладной подготовки, профилактику заболеваний, вредных привычек и правонарушений;

– гражданам гарантируется право заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения;

– отрасль «физическая культура и спорт» в отличие от многих отраслей народно-хозяйственного комплекса в качестве продукта производит разнообразные социально-культурные и материальные услуги, а также товары;

– физическая культура и организованный спорт связаны со сложной системой соответствующих институтов и органов;

– управленческие функции в области физической культуры и спорта осуществляют отраслевые и внеотраслевые федеральные органы исполнительной власти, а также многочисленные и многообразные общественные органы управления;

– организации в области физической культуры и спорта функционируют практически во всех организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ;

– существует широкое разнообразие реальных физкультурно-спортивных и производственно-хозяйственных отношений, предопределяемых многогранностью деятельности участвующих в физкультурном движении субъектов, а также разнонаправленностью научно- технического, экономического, социального и организационного потенциалов в данной сфере субъектов Российской Федерации и отдельных спортивных организаций;

– физическая культура и особенно спорт России являются составной частью мирового физкультурно-спортивного и олимпийского движения, в связи с чем некоторые аспекты их функционирования и развития подпадают под действие международных и региональных нормативно-правовых актов, что вызывает необходимость инкорпорировать отдельные их нормы в законодательство Российской Федерации;

– наличествует юридический характер спортивного порядка, предопределяемый, в частности, способностью спортивной организации на саморегулирование через различные уставы и регламенты и способностью гарантировать обязательность своих требований через применение дисциплинарных санкций;

– имеются объективная спортивная ответственность и особые принципы спортивной деятельности – состязательный момент, бескорыстность спортсменов, доказуемость результатов и др.

Предметом правового регулирования спортивного права как комплексной специализированной отрасли права является определенная группа общественных отношений, присущая только данному праву.

Под предметом спортивного права мы понимаем органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта – трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных (предпринимательских), уголовно-правовых, в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по урегулированию спортивных споров).

Как видим, речь идет о многообразии видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, которые не могут быть отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной из традиционных отраслей права. Несмотря на то, что различные виды общественных отношений в сфере физической культуры и спорта не составляют органического единого отношения, они тесно взаимосвязаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования. Именно в этом состоит специфика спортивных отношений как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта.

Дополнительным отличительным признаком отрасли является метод правового регулирования . Исходя из теории права необходимо различать: общеправовые методы (запреты, предписания, дозволения и др.), применяемые в том или ином сочетании во всех отраслях российского права; межотраслевые (договорные, метод возмещения ущерба и др.), характерные для определенной группы отраслей, например для отраслей хозяйственно-правового комплекса; отраслевые. Так, каждая отрасль права должна характеризоваться собственными, присущими только ей методами правового регулирования своего предмета; их в юридической литературе принято именовать отраслевыми методами. Они дополняют общеправовые и межотраслевые методы, которыми обладают другие отрасли права.

В спортивном праве можно определить следующие отраслевые методы:

– использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни населения страны, разностороннем физическом совершенствовании граждан;

– обеспечения доступности всех слоев населения к занятиям физической культурой и спортом;

– использование физической культуры и спорта как средство подготовки к производственной деятельности и воинской службе, а также профилактики наркомании, пьянства, табакокурения и преступности;

– учета непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;

– учета связи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);

– ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;

– обеспечения безопасной организации и проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;

– возмещения вреда здоровью, связанного с последствиями спортивной деятельности или в процессе этой деятельности;

– восстановления утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на основе использования средств лечебной физической культуры (ЛФК);

– учета направленности физкультурно-спортивного движения на консо-лидацию общества, укрепление единства и сплоченности нации;

– ориентации на развитие народных и национальных систем физического воспитания, позволяющих полностью раскрыть национальные традиции народов России, их самобытность в рамках единой государственной системы;

– учета самостоятельности и равноправия физкультурно-спортивных объединений, независимо от уровня, который они занимают в сфере физической культуры и спорта, в том числе равенства их прав на государственную поддержку;

– поощрения конкуренции в спорте и деятельности предприятий спортивной промышленности, защиты от монополизма в управлении, особенно в спорте высших достижений;

– обеспечения эффективной подготовки к соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;

– целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта;

– учета правил спортивной этики и др.

Специфика отраслевых методов спортивного права многоаспектна и обусловлена как объективными закономерностями функционирования сферы физической культуры и спорта, так и необходимостью последовательно совершенствовать элементы физкультурно-спортивного движения в России.

Установив предмет и методы российского спортивного права, на наш взгляд, целесообразно (возможно, при дальнейшем дополнительном обосновании) рассматривать его как находящуюся в стадии становления в нашей стране комплексную отрасль права и следующим образом определить понятие данной отрасли.

Спортивное право – это формирующаяся в настоящее время специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой связанную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых, а также корпоративных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок физкультурно-спортивной деятельности, включающей органический комплекс следующих общественных отношений: трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных (предпринимательских), уголовно-правовых, отношений в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, процессуальных отношений по урегулированию спортивных споров, а также других отношений, связанных с физической культурой и спортом.

Данное определение содержит все необходимые атрибуты спортивного права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В учебных целях можно применять более лаконичную дефиницию: спортивное право есть система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта.

Большое внимание формулированию понятий мы уделяем потому, что их сущность определяет круг вопросов для дальнейшего изучения спортивного права. На важность этого вопроса обращал внимание еще в XVII в. французский философ Рене Декарт: «Дайте понятиям точное толкование и вы освободите мир от половины заблуждений».

Исходя из соотношения понятий «спорт» и «физическая культура» как частии целого, рассматриваемый комплекс было бы более корректно именовать «физкультурно-спортивным правом», однако для простоты и с учетом уже сложившейся терминологии, вошедшей в лексический оборот, систему правовых норм, регулирующих всю сферу физической культуры и спорта, с некоторой долей условности мы именуем как «спортивное право». Существует традиция обозначать название отрасли одним словом – это удобно для чтения, понимания и применения законодательства, преподавания предмета.

Таким образом, спортивное право может быть выделено в особую комплексную отрасль права по такому признаку, как спортивные отношения. Спортивное право служит правовой формой выражения и закрепления государственной политики в области физической культуры и спорта как важного субъективного фактора формирования и развития этого комплексного правового образования. Юридическую основу для формирования соответствующей отрасли права составляет спортивное законодательство, которое складывается в результате законодательной деятельности государства и существует в зависимости от содержания нормативных актов и системы законодательства.

Наряду с характеристикой предмета как определенной группы общественных отношений в сфере физкультурно-спортивной деятельности и метода их регулирования в учебном пособии рассматриваются вспомогательные критерии , по которым строится спортивное право. К ним относятся государственная политика в сфере физической культуры и спорта, принципы спортивного права, нормативный материал – важнейший юридический критерий существования этого нового комплексного правового образования.

Спортивное право по содержанию и закономерностям развития формируется на базе основополагающих политических решений гоcударства, заинтересованного в комплексном правовом регулировании спортивных отношений. Спортивные отношения, являющиеся предметом спортивного права, складываются на основе частной, государственной и муниципальной собственности в частном, государственном и муниципальном секторах экономики.

Спортивные отношения, регулируемые спортивным правом, в соответствии с их правовой природой, структурой и особенностями можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как объективную основу формирования спортивного права; с другой – как процесс правообразования, который завершается созданием источников, выражающих нормы спортивного права.

Все нормы спортивного права можно подразделить на материально-правовые, процессуальные и процедурные, организационные. Если проанализировать спортивное законодательство, то можно увидеть, что все эти нормы в нем встречаются, хотя часто они не развернуты, иногда противоречивы. Но это как раз достаточно понятное состояние новой отрасли права, находящейся в стадии становления.

Таким образом, речь идет о комплексном правовом регулировании устойчивой группы общественных отношений. Представляется, что в перспективе необходимо принять Спортивный кодекс Российской Федерации. Создание кодифицированного нормативно-правового акта в данной сфере, системно-излагающего законодательную базу, поддерживается учеными и практическими работниками в области физической культуры и спорта.



Просмотров