Роспотребнадзор виды. Чем занимается Роспотребнадзор РФ

Роспотребнадзор всегда наслуху. Отчасти это заслуга его руководителя, «главного санитарного врача» господина Онищенко. Но истинная причина все же в том, что эта Служба выполняет действительно важные функции. В том числе в жилищно-коммунальной сфере.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (коротко – Роспотребнадзор) образована в 2004 году. Действует на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 г. №154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и соответствующего Положения, утвержденного Правительством 30 июня 2004 г. Административно входит в Министерство здравоохранения (бывший Минздравсоцразвития).

Компетенция Роспотребнадзора – это надзор за исполнением обязательных требований российского законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Иными словами, контроль за выполнением предписаний двух законов, составляющих правовую основу деятельности Службы: ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» от 30.03.1999 г. и Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г.

В соответствии со статьей 20 Жилищного Кодекса РФ, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченным органами исполнительной власти субъектов. Такими органами являются региональные Государственные жилищные инспекции. Их деятельность координируется Правительством РФ.

Однако Роспотребнадзор так же обладает некоторыми полномочиями в жилищно-коммунальной сфере. Условно их можно разделить на полномочия в сфере санитарно-эпидемиологического контроля и сфере защиты прав потребителей.


Санитарно-эпидемиологический контроль

Вы можете обратиться в Роспотребнадзор по таким санитарным вопросам, как:

  1. Нарушение правил вывоза и хранения ТБО. Любые действия с твердыми бытовыми отходами , а значит, входит в компетенцию Службы.
  2. Нарушение санитарно-гигиенических норм в местах проживания (плесень, шум и т.п.). Мы уже рассказывали, – одной из мер является обращение в Роспотребнадзор.
  3. Курение и вред табака (о том, как бороться с соседом, курящем в подъезде, мы также рассказывали в одном из ) и другим вопросам.

Что касается эпидемиологического контроля, Роспопотребнадзор поможет вам, если , а в .

Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

В общем виде полномочия Роспотребнадзора в этой сфере указаны в статье 40 Закона «О защите прав потребителей». Согласно этой норме к компетенции Службы относятся:

1. Привлечение к ответственности лиц, совершивших (допустивших) нарушение обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Наиболее типичное нарушение, при этом, – обман потребителей. Чаще всего он выражается в оказании услуг ненадлежащего качества или не в полном объеме, а также взимании чрезмерной платы за жилищно-коммунальные услуги. В нередко указываются неполные или ложные сведения об ЖКУ и их исполнителях. Кроме того, часто управляющие компании не надлежаще исполняют свои обязанности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.

2. Обращение в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

3. Вступление в рассмотрение судом дела по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей ЖКУ.

Кроме того, Роспотбернадзор оказывает правовую поддержку, консультирование по вопросам, входящим в его компетенцию. Иными словами, вам могут оказать практическую помощь в составлении претензии или искового заявления по тому или иному вопросу.

Обратиться в Роспотребнадзор можно:

  • Письменно по почте.
  • Через официальный сайт – rospotrebnadzor.ru, заполнив, специальную форму .
  • По телефону бесплатной горячей линии – 8-800-100-0004.

В настоящее время существует много надзорных органов, которые занимаются проверкой предприятий, индивидуальных предпринимателей (ИП), организаций, юридических лиц (ЮЛ). В связи с этим, когда-нибудь Вам приходится сталкиваться с таким надзорным органом, как Роспотребнадзор . Сегодня мы расскажем, что называется Роспотребнадзором и чем он занимается , что входит в его компетенцию, а также о видах проверок и о документации, требуемой должностными лицами этого органа при проверках.

Функции Роспотребнадзора

Функциональные обязанности Роспотребнадзора регламентированы положением № 322 от 30.06.2005 года, утвержденным постановлением Правительства РФ.

Надзорная деятельность Роспотребнадзора разнообразна, и имеет ряд направлений, включающих в себя функции других надзорных органов и ведомств. И так что такое Роспотребнадзор и чем он занимается. Вот список основных направлений его деятельности.

  • Сан-эпидем надзор;
  • Надзор за соблюдением прав потребителей;
  • Санитарный мониторинг, гигиенический мониторинг;
  • Выдача санитарно-эпидемиологических заключений;
  • Аттестация работников непосредственно контактирующих с пищевыми продуктами;
  • Координацию деятельности других территориальных подразделений;
  • Ведение различных учетов и сбор статистических данных.

Что именно контролирует Роспотребнадзор

Так как у Роспотребнадзора весьма обширное количество полномочий, он имеет право контролировать и проверять все производственные и обслуживающие, учебные и воспитательные предприятия и компании с формой организации, как юридического лица, так и частных предпринимателей ().

Из общей массы проверок, наибольшую часть занимают проверки предприятий и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере обслуживания населения , в частности тех, кто имеет отношение к продуктам питания, медицинским препаратам или оказывает какие-либо услуги. Так же особенно тщательным проверкам подвергаются детские учреждения, как дошкольные, так и образовательные.

Какие бывают проверки

Исходя из того, что такое Роспотребнадзор и чем он занимается, можно сделать вывод, что основная его функция именно в проведении проверок и контроле своевременного устранения недостатков и различных нарушений, выявленных в ходе их проф. деятельности. Проверки этого органа, как и у других подобных надзорных органов, бывают двух видов: плановые и внеплановые, которые в свою очередь могут быть выездными и документарными.

Плановые проверки не могут проводиться хаотично и просто по желанию представителя этого органа. Во всех подразделениях Роспотребнадзора имеется план, утвержденный прокуратурой района, согласно которого проводятся все плановые проверки. Надзорный орган осуществляет проверки в строгом соблюдении с этим планом, и не может провести ее раньше или позже указанного в нем срока. Любой предприниматель может просмотреть этот план, посетив два сайта, где он опубликован, это сайт самого органа и сайт прокуратуры. В плане указана вся информация об объектах проверок, лиц, в отношении которых планируются мероприятия по контролю, датах и сроках, в течение которых будет проводиться мероприятие по контролю.

Перед проверкой, предприниматель или руководитель организации или предприятия в обязательном порядке должны быть уведомлены о приближающемся мероприятии по контролю . Это делается не менее чем за трое суток до дня проверки. Извещение может быть вручено лично представителем надзорного органа или направлено заказным письмом с уведомлением о вручении.

По факту периодичности проведения плановых мероприятий контроля, хочется отметить, что согласно Российскому законодательству, плановые проверки должны быть сделаны надзорными органами не раньше как через 3 года после фактического образования и регистрации юридического лица , или начала непосредственного ведения предпринимательской деятельности или со дня окончания проведения предыдущей проверки.

Внеплановые проверки проводятся в трех случаях:

  • Первый и самый основной – после истечения срока, указанного в выданном ранее предписании по устранению нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки, по каждому пункту может быть отдельная дата .
  • Второй , по письменному заявлению или обращению от граждан о фактах нарушений, ставших им известными и представляющих какую-либо угрозу. Хочется отметить, что анонимные сообщения, а так же сообщения в которых не указаны конкретные нарушения надзорными органами не рассматриваются. Проверки делаются только тех сообщений, в которых обращается внимание на нарушения, создающие угрозу здоровью или жизни граждан, окружающему растительному и животному миру историческим объектам, ну, и конечно, национальной безопасности. Эти проверки в обязательном порядке согласовываются с прокуратурой района, иначе она будет являться незаконной.
  • И третий случай, это непосредственно при выявлении случаев нарушений прав потребителей.

Выездная проверка это мероприятие, при котором должностное лицо Роспотребнадзора выезжает на объект надзора и осуществляет полную проверку объекта, начиная от необходимой для этого предприятия документации, заканчивая осмотром всего объекта, помещений, оборудования, а так же прилегающей к объекту территории.

При документарной проверке, просматривается только необходимая для контроля документация которую индивидуальный предприниматель или представитель юр. лица или предприятия сам предоставляет в орган надзора. При такой проверке лицу, проводящему проверку, можно проводить различные исследования документации, а так же продукции предприятия. Эта проверка может перерасти в выездную, но только в том случае если будут выявлены серьезные нарушения.

Проведение мероприятия по контролю проверки

Перед непосредственным проведением проверки должностное лицо, проводящее мероприятие по контролю, обязано предъявить Вам свое служебное удостоверение вместе с распоряжением о проведении мероприятий по контролю (проверке). На распоряжении должна быть подпись руководителя территориального подразделения Роспотребнадзора . В тексте распоряжения в обязательном порядке должны быть указаны сведения о периоде проводимого мероприятия по контролю, адреса объектов, где будет проводиться проверка и данные представителей Роспотребнадзора, которые непосредственно будут проводить проверку. Инспектора не указанные в распоряжении проверку проводить не имеют права.

Максимальный срок проверки 20 дней . Этот срок может быть продлен, но только по письменному распоряжению руководства Роспотребнадзора, и только в определенных случаях. Если подобные мероприятия считаются необходимыми, то предприниматель или руководитель предприятия уведомляется об этом в письменной форме. Проверка малого предприятия осуществляется в течение не более 50 часов, проверка микропредприятия не более 15.

Вообще продолжительность проверки одного юридического лица рассчитывается сложением затраченного надзорными органами времени (в часах) на сам процесс проверки, которая проводится только в рабочие дни и строго в рабочие часы, выходные дни в учет не берутся и в эти дни проверки не осуществляются.

Объект проверки Роспотребнадзора

Основная масса проверок осуществляется на основании поступивших заявлений от населения о ставших известным им нарушениях в работе предприятий.

При проверке предприятий, на которые поступила жалоба, надзорный орган устанавливает следующее :

  1. договора сотрудников и правильность заполнения трудовых книжек;
  2. медицинские книжки;
  3. квалификация рабочих (документы об образовании, специализации);
  4. наличие и ведение журналов (предусмотрено 134-фз ст.9);
  5. сертификаты на продукцию и акцизы на ней;
  6. контрольно-кассовые машины;
  7. проводит обследование помещений и подобное.

Надзорный орган имеет право проводить так называемые «контрольные» закупки , изымать образцы и брать пробы товаров для исследования. В помещениях инспектор Роспотребнадзора проводит визуальный осмотр. Дверные проемы и окна должны соответствовать установленным нормам и стандартам.

Все помещения должны соответствовать проектной документации, которая составлялась исходя из численности работников предприятия. Потому что согласно СанПин на одного работника отводится определенное количество рабочей площади помещения, и она в обязательном порядке должна быть соблюдена. Так же при проверке уделяется внимание вентиляции помещений.

Документация проверяемая Роспотребнадзором

  • Требуемые на предприятии вывески;
  • прейскуранты цен;
  • уголки потребителей;
  • документы, подтверждающие право собственности или аренду помещений;
  • договора, заключенные с другими предприятиями по вывозу отходов, проведения дезинфекции и т.п.;
  • устава предприятия, ИНН;
  • журналы учета санитарных проверок;
  • лицензии на осуществление предпринимательской деятельности.

Требования к документам не везде одинаковы и могут различаться, это зависит от региона, где проводится проверка.

Окончание проверки

По окончании Роспотребнадзором проверочных действий, составляется заключение, в котором указываются все выявленные нарушения, и вручается ИП или представителю предприятия предписание , где так же указываются нарушения и сроки по их устранению.

После истечения сроков указанных в предписании надзорным органом проводятся внеплановые проверки, и если нарушения не устранены виновное лицо привлекается к административной ответственности . В этом случае составляется административный протокол за совершение правонарушения предусмотренного ч.1 ст.19.14 Административного кодекса РФ, который впоследствии отправляется на рассмотрение в мировой суд.

Если нарушение серьезное, и может угрожать жизни и здоровью людей, инспектором может быть принято решение о приостановке деятельности . Срок приостановки по решению суда может достигать 90 суток.

При возникновении угрозы распространения каких-либо инфекционных заболеваний, кроме штрафных санкций к правонарушителю может быть применена такая мера как лишение свободы , но это только по решению судебных органов.

В целом можно сказать, что штрафные санкции, налагаемые Роспотребнадзором, как правило, составляют от 20000 до 200000 рублей.

Вне компетенции Роспотребнадзора

  1. Проводить какую-либо проверку без должностных лиц или представителей того юридического лица в отношении которого проверка проводится. Конечно же, такая проверка может быть проведена, но это только в том случае, если имеется угроза здоровью и жизни граждан, представителям фауны и флоры, государственной безопасности или при техногенных катастрофах.
  2. Изымать оригиналы документации.
  3. Проводить проверку объектов и документации, не являющейся объектом проверки.
  4. Превышать срок проведения мероприятия по контролю.
  5. Изымать пробы или образцы продукции для проведения исследований, сверх стандартных норм и без оформления нужных документов;
  6. Выдавать предписания относительно проведения за счет поверяемых контрольных мероприятий.

И вы и мы продолжаем удивляться и недоумевать, почему Роспотребнадзор продолжает безнаказанно разрешать и далее прикрывать применение реагентов, которые по Закону применять нельзя. Было очень сложно понять и осознать, что именно даёт чувство безнаказанности и спокойствия высокопоставленным сотрудникам этого надзорного органа?

Оказывается всё просто — Роспотребнадзор выведен из структуры Министерства здравоохранения, передан под управление Правительства РФ и теперь контролирует сам себя, т.е. сам придумывает правила и сам себя надзирает. Ни больше, ни меньше…

А теперь смотрим мноходовочку в обратном порядке:

23 октября 2013. Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко освобожден от занимаемой должности и назначен помощником премьер-министра России Дмитрия Медведева , сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заявление пресс-секретаря главы правительства Натальи Тимаковой. По ее словам, соответствующее распоряжение подписано Медведевым.

По словам Тимаковой, договоренность о новом месте работы Онищенко была достигнута между ним и премьер-министром еще год назад . Тогда при заключении годового контракта о работе Онищенко в Роспотребнадзоре Медведев предложил ему после истечения контракта перейти на работу в правительство в качестве помощника премьера.

Казалось бы, что Геннадию Григорьевичу делать в Правительстве, что советовать и чем рулить? Судя по всему, сей ларчик просто открывается, потому как Геннадий Онищенко предположительно продолжает рулить Роспотребнадзором, для чего тот заблаговременно был вырван у Минздрава и передан в Правительство РФ.

За три месяца до отставки

02 июля 2013. Госдума приняла во вторник во втором и третьем окончательном чтении закон, который выводит из ведения Минздрава Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.


Изменения вносятся в закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В первом чтении законопроект был принят 22 мая 2013г. Законодательная инициатива подготовлена в соответствии с указами президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»***.

Согласно документу, Роспотребнадзор выведен из ведения Минздрава РФ и руководство его деятельностью возложено на правительство РФ. Также установлены полномочия Роспотребнадзора по осуществлению функций по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

Предлагается в целях дальнейшего осуществления государственного санитарно-эпидемиологического нормирования и обеспечения преемственности работы по разработке санитарных правил и санитарно-эпидемиологических требований наделить Роспотребнадзор полномочиями по осуществлению функций по разработке и утверждению санитарных правил.

«Теперь Роспотребнадзору даются полномочия беспрецедентные в рамках административной реформы, он теперь является и правоустанавливающим, и проверяющим исполняющим органом. Это артефакт, нарушается вся логика построения системы государственной власти на правоустанавливающие органы, министерства и реализующие, то есть придумают норму и сами у себя будут требовать ее исполнения», - сказал РИА Новости глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников.

Он уточнил, что контроля никакого, кроме как со стороны самого Роспотребнадзора, не будет.

*** Президент Владимир Путин подписал указ, согласно которому Роспотребнадзор будет подчиняться непосредственно Правительству РФ, а не Минздраву, как это было раньше .

Указ Президента РФ от 21.05.2012 №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» опубликован в «Российской газете» 22 мая 2012 года и вступил в силу с момента публикации. В соответствии с этим документом Министерство здравоохранения и социального развития РФ преобразовано в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ.

Обновленный Минздрав получает функции по обращению лекарственных средств и обеспечению их качества, по медицинской помощи и реабилитации, по фармацевтической деятельности, по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и работников, трудящихся в опасных условиях, по воздействию на организм человека различных факторов, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи и проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

Минздрав продолжит координировать деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Кроме того, в его ведении остается Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) и потерявший свою социальную составляющую Росздравнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения).

Наконец, этим же указом Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) переходит под непосредственное управление Правительства РФ. Ранее это ведомство также подчинялось Минздравсоцразвития .

В настоящее время в сфере потребительского рынка и услуг функционирует новый контролирующий орган - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (Роспотребнадзор) . К нему перешли полномочия ранее существовавшей Госторгинспекции и частично - органов Госсанэпидемнадзора. Таким образом, его полномочия распространяются на сферы торговли, общественного питания, здравоохранения, гигиены и пр.

Причем в территориальных органах Роспотребнадзора созданы управления (отделы) по защите прав потребителей, территориальные отделы эпидемиологического надзора, отделы надзора на транспорте и санитарной охраны территорий, отделы надзора за состоянием среды обитания и ­условиями проживания.

Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления создают общественные организации и общества по защите прав потребителей в рамках требований статьи 44 закона «О защите прав потребителей». Например, в Москве существует департамент потребительского рынка и услуг, который может проводить по жалобам потребителей плановые и внеплановые проверки совместно с другими контролирующими органами. Однако, имея законное право на существование, подобные общества выполняют добровольно-вспомогательную функцию и не подменяют контролирующие органы, не имеют права налагать и взимать штрафы за нарушения. При проведении поверок они наделены лишь правами обычного потребителя, поэтому правомочны составить коллегиальный акт о нарушениях в ходе проверки, а впоследствии направить его в государственный контролирующий орган (территориальные органы Роспотребнадзора, Госстандарта, милицию, налоговые органы и др.).

В отличие от многочисленных общественных организаций, Роспотребнадзор, являясь государственным контролирующим органом, наделен довольно широким спектром полномочий, вытекающих из раздела 2 постановления Правительства от 30.06.2004 г. №322. Так, он имеет право осуществлять:

    надзор и контроль над исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;

    защиту прав потребителей в области потребительского рынка;

    контроль над соблюдением правил продажи отдельных, предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

    организацию проведения необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности и др.

Наиболее часто в указанную службу поступают жалобы граждан на сферу торговли, антисанитарное содержание территорий, нарушения в области общественного питания и т.п. Поэтому, если говорить более конкретно о полномочиях представителей территориальных органов ­Роспотребнадзора, они имеют право:

Какие нарушения допускают проверяющие?

Ряд перечисленных выше прав органов Роспотребнадзора не вызывает сомнений и опирается на прочную нормативно-правовую базу. Однако наличие множества противоречий в законодательных актах, которыми руководст­вуются проверяющие, приводит к тому, что последние не только превышают свои полномочия, но и действия их могут быть отнесены к незаконным. Подобный вывод подтверждается письмом от 07.03.2006 г. «О разъяснении отдельных положений действующего законодательства» , полученным всеми территориальными подразделениями Роспотребнадзора.

Самый распространенный случай - сотрудники Роспотребнадзора осуществляют контрольные закупки. Действительно, контрольная закупка очень эффективна при выявлении фактов нарушений при продаже товаров или оказании услуг. К Роспотребнадзору перешли полномочия Госторгинспекции, которая имела право проводить контрольную закупку, однако в действующих нормативных актах, касающихся полномочий Роспотребнадзора, весьма неконкретно закрепляются его права на проведение рассматриваемого мероприятия.

Судебно-арбитражная практика

Противоречивые толкования по данному вопросу были полностью исключены письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.03.2006 г. № 0100/2473-06-32. В нем указано, что факт проведения контрольной (проверочной) закупки должностными лицами Роспотребнадзора должен рассматриваться как противоправный акт, свидетельствующий о превышении ими своих полномочий.

Кроме того, действующим административным законодательством «контрольная закупка» также не предусмотрена в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ). Однако не следует забывать, что Роспотребнадзор уполномочен решать вопрос о возбуждении и рассмотрении административного правонарушения по статье 14.7 Кодекса об административных правонарушениях «Обман потребителей».

Чтобы доказать нарушение, организации необходимо зафиксировать факт купли-продажи товара (оказания услуг) конкретному гражданину. Иначе доказать факт купли-продажи и, как следствие, - правонарушение контролеров - не представляется возможным.

Единственное исключение из этого запрета, когда органы Роспотребнадзора могут проводить контрольную закупку, - выявление факта обмана потребителей, которое должно осуществляться при наличии потерпевшего (ст. 25.2 КоАП РФ) и свидетелей по делу (ст. 25.6 КоАП РФ). Возможно, контролеры и будут в дальнейшем использовать при проведении подобного мероприятия «добровольных помощников», «внештатных инспекторов» и т.п. Однако можно с уверенностью утверждать, что выявить и доказать факт обмана потребителей им будет затруднительно, а у предпринимателей и руководителей коммерческих структур появятся дополнительные ­возможности обжаловать действия проверяющих в суде.

Более того, права проведения контрольной закупки лишены и органы милиции, с которыми должностные лица Роспотребнадзора могут осуществлять совместные мероприятия. Оперативно-розыскные органы (к которым в том числе относятся ОВД) могут провести проверочную закупку при наличии признаков преступления, предусмотренного УК РФ (п. 4 ст. 6 закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). ­Следует отметить, что к указанным органам Роспотребнадзор не относится.

Анализ контрольных мероприятий, проводимых сотрудниками Роспотребнадзора, показывает, что при осуществлении проверки или после нее предпринимателю или руководителю фирмы они выдают предписание об устранении правонарушений. Таким образом, проверяющие единолично признают сотрудников и фирму виновными в правонарушении. Однако возложить обязанности по устранению нарушений (и их причин), а также признать виновным лицо может исключительно суд. Подобные действия нарушают ключевой принцип демократического государства - принцип презумпции невиновности. Соответственно, выдача предписаний проверяющими Роспотребнадзора на основании положений пункта 3 статьи 9 закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ противоречит Кодексу об административных правонарушениях, который был введен в действие позднее указанного закона и имеет большую юридическую силу.

Довольно часто сотрудники Роспотребнадзора при проведении проверки приостанавливают работу магазинов, кафе. Законодательство не предоставляет им подобного права. Проверка не должна препятствовать производственной деятельности или дезорганизовывать работу торговых точек, работающих круглосуточно.

При проверке качества товара, установления срока годности и соответствия его стандартам контролеры Роспотребнадзора продолжительное время осуществляли процедуру отбора образцов и проб. В соответствии со статьями 8 и 9 закона № 134-ФЗ данное действие оформляется актом. Однако налицо - правовая коллизия, заключающаяся в том, что Кодексом об административных правонарушениях упоминается о составлении протокола при взятии проб и образцов товаров (ст. 26.5 КоАП РФ). Если сотрудники Роспотребнадзора будут оформлять указанные действия по отбору проб актами, то результаты последующих исследований и экспертиз, проведенных на их основании, будут исключены из числа доказательств о делу об административном правонарушении (ст. 26.2 КоАП РФ), а ­действия проверяющих могут быть признаны незаконными.

Как проходит проверка?

Имейте в виду, что при проведении проверки сотрудники территориальных органов Роспотребнадзора обязаны иметь служебное удостоверение с фотографией, распоряжение о проведении мероприятия по контролю (см. Приложение 1) проверки предприятия с подписью руководителя, печатью, а также с указанием даты, цели и задачи проверки. Указанные документы должны быть предъявлены предпринимателю, руководителю фирмы (или его заместителю). При отсутствии данных документов вы имеете право отказать контролерам в доступе на территорию предприятия.

Кроме того, проверьте, кто именно указан в распоряжении в качестве проверяющего? Тот же сотрудник, который пришел? Дело в том, что проверку может проводить только то должностное лицо (лица), которое указано в документе. Продолжительность мероприятия не должна превышать одного месяца. Срок может быть продлен еще на один месяц, но только в исключительных случаях и на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего проверку (ч. 2.3 ст. 7 закона № 134-ФЗ).

Проверочные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. При этом они могут осуществляться комплексно с другими контролирующими органами (Госстандарта, налоговыми службами, органами Госпожнадзора, органами санитарно-эпидемиологического надзора) с целью выявления нарушений, входящих в компетенцию других контролирующих органов.

Если проверка внеплановая (внезапная), то в распоряжении указываются ее причины, к которым можно отнести: обращение граждан, организаций, частных предпринимателей с жалобами о нарушении их прав и законных интересов; сообщения в средствах массовой информации о нарушении прав потребителей или санитарно-эпидемиологических правил; получение информации об аварийных ситуациях, об изменении или о нарушении технологических процессов, выхода из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей и окружающей среде; возникновение угрозы загрязнения окружающей среды и др.

Совместные проверки в сфере потребительского рынка могут осуществляться во взаимодействии со специализированными подразделениями органов милиции (БЭП, УНП). Для проведения совместных мероприятий межведомственным приказом утвержден Регламент взаимодействия . Отметим, что при проведении совместной проверки права органов милиции значительно шире прав органов Роспотребнадзора. Это объясняется тем, что милиция руководствуется не только указанным совместным приказом, но и Законом «О милиции» (п. 25 ст. 11).

Что не могут делать проверяющие?

При проведении контрольных мероприятий сотрудники Роспотребнадзора не вправе:

    проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

    осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц, или работников проверяемых юридических лиц, или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

    требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, не относящихся к предмету проверки;

    требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

    распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

    превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю (ст. 8 закона № 134-ФЗ).

Все проверочные мероприятия контролирующих органов юридические лица и частные предприниматели обязаны фиксировать в журнале учета мероприятий по контролю, который должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью. В указанном журнале следует произвести запись о проведенном мероприятии, которая должна содержать сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях. Должны быть также указаны фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и проставлена его (их) подпись.

Подчеркнем еще раз: в фиксации проверки в первую очередь заинтересован руководитель организации, например, в случае, когда надо доказать, что проверка на предприятии уже была осуществлена.

По окончании проверки представители Роспотребнадзора составляют акт по результатам мероприятия по контролю (см. Приложение 2) в 2-х экземплярах. Один экземпляр остается у контролирующих лиц, а другой передается проверяемому лицу.

Приложение 1

Приложение 2

Какое решение могут принять проверяющие?

В процессе проведения органами Роспотребнадзора контрольного мероприятия возможны две ситуации.

В первой ситуации документы проверяющими представлены в полном объеме для проведения контрольного мероприятия. Несмотря на это руководитель фирмы не допустил контролеров на свою территорию. По факту невыполнения законных требований инспекторов Роспотребнадзора может быть составлен административный протокол по статье 19.4 Кодекса об административных правонарушениях и направлен в суд. Максимальным наказанием, которое может применить судья в подобной ситуации, является штраф. Для руководителя фирмы и предпринимателя он составит сумму от 1 000 до 2 000 рублей, для других сотрудников - от 500 до 1 000 рублей.

Во второй ситуации проверка была проведена в полном объеме. По ее итогам в зависимости от выявленных проверяющими лицами фактов могут приниматься следующие меры:

    составление протокола о привлечении лица к административной ответственности (ст. 14.2, 14.4-14.8, 14.15, 14.16, 19.14 КоАП РФ);

    рассмотрение материалов проверки. Например, в настоящее время в компетенцию Роспотребнадзора входит рассмотрение материалов по статье 14.7 Кодекса об административных правонарушениях «Обман потребителей»;

    передача материалов проверки в другие контролирующие органы (Федеральный антимонопольный комитет), а также арбитражный, районный суд или мировому судье (ст. 14.1, ч. 2 ст. 14.16, ч.1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5-19.7, ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ);

    передача материалов в органы внутренних дел для решения в соответствии со статьей 140 Уголовно-процессуального кодекса вопроса о возбуждении уголовного дела;

    информирование санитарно-эпидемиологических служб о фактах нарушения санитарно-гигиенических правил на предприятиях ­розничной торговли;

    передача материалов в средства массовой информации.

Размер административного штрафа во многом будет зависеть от того, кто признан виновным: фирма, ее должностные лица или сотрудники фирмы. При этом штраф в отношении юридического лица (учреждения, организации, предприятия) по административному законодательству превышает размер штрафа, налагаемого на физическое лицо (продавца, товароведа, частного предпринимателя и др.).

1 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (с изм. от 02.05.2006 г., 14.12.2006 г.).

2 Организации и предприниматели должны фиксировать факт проверки в журнале учета контрольных мероприятий, где проверяющие лица производят соответствующую запись (ст. 9 закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»).

3 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.03.2006 г. № 0100/2473-06-32.

4 В советском уголовном судопроизводстве Украины были исторические периоды, когда проведение контрольной закупки с участием внештатных инспекторов расценивалось как провокация, а действия правоохранительных и контролирующих органов соответственно признавались незаконными.

5 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.20005 г. №198-О.

6 Регламент взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации. Приложение к приказу МВД РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.11.2006 г. №879/746.


Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Положение
о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322)

С изменениями и дополнениями от:

23 мая, 14 декабря 2006 г., 29 сентября, 7 ноября 2008 г., 16 июля, 8 августа 2009 г., 20 февраля, 15 июня 2010 г., 24 марта, 17, 24 октября 2011 г., 19 июня 2012 г., 30 января, 21 мая, 5 июня, 2 ноября 2013 г., 27 декабря 2014 г., 23 июля 2015 г., 1 июля 2016 г., 24 января, 20 сентября 2017 г., 24 апреля 2018 г.

I. Общие положения

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

5.1.3. федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;

5.1.6. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;

5.1.7. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. N 67 Положение дополнено подпунктом 5.1.8

5.1.8. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2015 г. N 744 Положение дополнено пунктом 5.1.9

5.1.9. государственный надзор за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции;

5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности , отнесенных к компетенции Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 Положение дополнено подпунктом 5.2.3

5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню , утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях , подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 65 Положение дополнено подпунктом 5.2.5

5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.6 с 4 мая 2018 г. - Постановление Правительства России от 24 апреля 2018 г. N 501

5.2.6. устанавливает перечень тонизирующих веществ (компонентов), которые не могут содержаться в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции при ее производстве (за исключением производства в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта) и (или) обороте (за исключением закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта);

5.3. регистрирует:

5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 65 Положение дополнено подпунктом 5.3.5

5.3.5. товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;

5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 января 2017 г. N 61 Положение дополнено подпунктом 5.7.1

5.7.1. осуществляет мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском таких организмов в окружающую среду - в пределах своей компетенции;

5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

5.8.1. осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. N 428 Положение дополнено подпунктом 5.8.2

5.8.2. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.8.3 с 30 сентября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2017 г. N 1129

5.8.3. устанавливает порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений;

5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов , государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;

5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N 438 Положение дополнено подпунктом 5.13.1

5.13.1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

5.14. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, его территориальных органов и подведомственных Службе организаций;

5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 г. N 616 Положение дополнено подпунктом 6.9

6.9. учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждать ими работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.6. предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 814 Положение дополнено подпунктом 9.2.7

9.2.7. предложения о присвоении почетных званий и представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

9.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 612 Положение дополнено подпунктом 9.9

9.9. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органов.

10. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

13. Место нахождения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - г. Москва.



Просмотров