Ролевой конфликт личности, причины возникновения и способы преодоления. Проверьте свои знания. Типы конфликтов по сферам проявления

Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов в группе или обществе с одинаковой легкостью и непринужденностью. Однако лишь немногие индивиды способны на это. В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение -трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствия внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнена данной роли.

Неадекватная ролевая подготовка . Обучение исполнению ее социальных ролей может быть успешным только при последовательно подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении все жизни индивида. Маленькая девочка поет колыбельную кукле, маленький мальчик строит модель самолета, ученик выполняет сложную техническую работу, данную мастером, студент проходит стажировку должности инженера- все это отдельные моменты непрерывно социализации через опыт, путем обучения навыкам, мастерству и установкам в определенный период жизни для того, чтобы использовать; впоследствии, в следующих ролях.

При непрерывной социализации опыт каждого жизненного эта служит подготовкой к следующему. В примитивных обществах это осуществляется успешно и неукоснительно. Например, маленький мальчик из охотничьего племени индейцев почти с рождения знакомится с игрушечным луком и стрелами, а через некоторое время он уже бегает с настоящим луком, что делает его похожим на одного мужчин данного племени. Животные и птицы, убитые на охоте, даются ему для того, чтобы он подвешивал их, подкрадывался к ним и пронзал их стрелами. Затем наступает знаменательный момент, когда его первый раз берут на охоту, где он подражает поведению мужчины учится у них охотиться. Он несет вместе со всеми добычу и гордиться буйволами, которых убил его отец. Когда же в конце концов он убивает буйвола и становится мужчиной, это является только последним шагом в его непрерывной детской подготовке к исполнению но взрослой роли, которая органично соединяет его долговременный детский опыт со взрослым делом.

Такая ранняя подготовка к переходу от одного статуса к последующим- далеко не всеобщее явление в социальной жизни. Наше общество, как и все современные сложные общества, характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности , которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов. Так, большинство современных мужчин и женщин выполняют свою основную работу вдали от дома, в связи с чем их дети не могут наблюдать за нею и помогать отцу или матери. В большинстве семей нашего сложного современного общества дети мало занимаются работой по дому и девочки плохо обучаются мастерству, установкам и эмоциональному вознаграждению будущей домохозяйки. Детская игровая активность, как правило, очень слабо связана с задачами взрослых и не способствует должным образом воспитанию в детях необходимых способностей для будущей деятельности. Очень часто юноша, закончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли. В жизни каждого человека в современном обществе может оказаться несколько критических точек, когда индивид может быть не подготовлен к исполнению будущих ролей. Например, помимо начала работы по основной профессии критическим периодом можно справедливо считать выход на пенсию когда женщина или мужчина после 55-60 лет вдруг начинают что вся предшествующая деятельность совершенно не подготовила их к роли пенсионера.

Другим источником ролевого напряжения в процессах социализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире. Другими словами, обучающиеся определенным ролям индивиды усваивают, как правило, идеальную картину окружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человеческие взаимоотношения. Например, молодой человек, закончивший школу, часто бывает воспитан на чувстве справедливости в отношении его социального окружения, на чувстве равенства возможностей в проявлении своих сил и способностей на любом поприще. Но воспитанный таким образом молодой человек в скором времени замечает, что процесс получения многих ролей зависит не от способностей и таланта, а от знакомств, положения родителей, наличия денег и т.д. Таким же образом многие молодые люди, считающие, например, политиков выдающимися общественными деятелями, убеждаются, что основной их задачей являются компромиссы со священными принципами; военные, призванные защищать отечество, могут меньше всего думать об этом.

Все социальные роли в реальной их модификации и многообразии кажутся чуждыми молодым людям, воспитанным на идеальном представлении о многих сторонах человеческой деятельности. Поэтому у них может возникнуть внутреннее ролевое напряжение, и в последующий период они перейдут от наивного идеализма к наивному цинизму, отрицающему основополагающие нравственные и институциональные нормы общества.

Некоторый разрыв между формальными впечатлениями и действительными механизмами ролевого поведения, вероятно, характерен для всех современных обществ. Хотя он бывает весьма велик, каждое общество старается в какой-то степени его сократить. Так, студентам в целях социализации к будущей роли специалиста предоставляется возможность выполнять лабораторные работы, проводить полевые испытания, проходить производственную практику. Однако такой разрыв сохраняется, и поэтому у молодых людей следует воспитывать не только теоретические навыки, но и способности адаптироваться к широкому кругу ролей, к решению действительных, реальных проблем.

Ролевые конфликты . В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: меду ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.

Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих исполняемых индивидами ролях - от сантехника до преподавателя высшего учебного заведения - существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием "делать деньги". Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжения и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, внутреннему стрессу.

Существует несколько видов действий, с помощью которых может быть снижена ролевая напряженность и человеческое "Я" защищено ото многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако, если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.

Рационализация ролей - один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы. Рационализация, таким образом, скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Стоит убедить себя в том, что женщины в интеллектуальном плане находятся на уровне детей, как нас уже не будет мучить вопрос о равноправии женщин в обществе. Американские рабовладельцы искренне считали, что все люди рождаются равными, но невольники- это не люди, а имущество, в связи с чем не стоит беспокоиться о их бесправном положении. Евангелическая заповедь "не убий" для католиков средневековья была справедлива только в отношении людей истинной веры, неверные же не могли считаться людьми, и их можно было уничтожать с чистой совестью. В данном случае путем рационализации ситуация определяется таким образом, что исчезает ролевой конфликт и ролевая напряженность.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Торговый работник, который нарушает законы днем, а вечером с трибуны ратует за их ужесточение, не обязательно должен быть лицемером. Он просто переключает свои роли, избавляясь от неприятного несоответствия. Униформа милиционера, военного, белый халат хирурга и профессиональные титулы помогают людям в разделении своих ролей. Многие не могут "расслабиться" (полностью отойти от роли) до тех пор, пока не снимут с себя униформу. Принято образно говорить, что каждый член общества, который успешно социализировался, расширяет "гардероб" ролевых личин и надевает то одну, то другую из них в зависимости от ситуации: дома он сама мягкость и покорность, на работе жесток и официален, в обществе женщин мужествен и предупредителен и т.д. Такой процесс ролевого перерождения создает возможность снятия эмоциональной напряженности всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если индивид не защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятся психологическими конфликтами

Ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно найти в каждом обществе. В хорошо интегрированной культуре (т.е. имеющей единые, традиционные, разделяемые подавляющим большинством культурные комплексы) эти несовместимости так рационализированы, разделены и заблокированы одна от другой, что индивид их вовсе не ощущает. Например, члены некоторых индейских племен относятся друг к другу с величайшей терпимостью и мягкостью. Но их человечность распространяется только на членов племени, всех же остальных людей они считают животными и могут спокойно убивать, не испытывая никаких угрызений совести. Однако сложные общества, как правило, не имеют высокоинтегрированной традиционной культуры, и потому ролевые конфликты и ролевая напряженность в них представляет серьезную социальную и психологическую проблему.

Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей - это формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иней роли. Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Нечестный работник торговли не чувствует своей вины потому, что он уверен, что его заставляет так поступать система торговли. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.

В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство сельского хозяйства России

ФГБОУ ВПО Новосибирский государственный аграрный университет

Факультет Государственного и муниципального управления

Кафедра Кадровой политики и управления персоналом

Направление: Государственное и муниципальное управление

по дисциплине: Социология

на тему: “Ролевой конфликт: пути решения”

Выполнил: студент группы 8102

Николаев Дмитрий Владиславович

Проверила: Безрядина М.С.

Новосибирск

Введение

1. Социальная роль, виды и характеристика

2. Типология ролевых конфликтов

3. Механизмы социального конфликта

4. Социологическая характеристика конфликта

Заключение

Список литературы

Введение

Конфликты встречаются на протяжении всей нашей жизни. Поэтому никакая политика гуманизации в учреждениях и на предприятиях не способна обеспечить абсолютную защиту. Почвой для возникновения конфликта служат разного рода противоречия, которые могут привести как к деструктивным, так и конструктивным последствиям. Слово “конфликт”-латинского корня и в буквальном смысле имеет значение “столкновение”.

Что же такое вообще конфликт? Конфликт -- ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны С.В. Назаренко “Социология учебное пособие” Изд.: “Питер, СПБ” (2009), стр. 359. Наука, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любых уровней называется конфликтологией.

Понятие ролевого конфликта было введено Р.Мертоном в 1957 году. Он понимал это явление, как ситуацию, связанную с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более ролей, характерную для высокоорганизованных обществ вроде США и других развитых стран, где человек так или иначе выполняет множество соответствующих ему ролей. Также исследованием данного вида конфликта занимались такие ученые как Штайн и Хоффман в 1978 году. Они наблюдали их проявление среди студентов колледжа, занимающихся спортом. Социальная роль всегда стандартна, поскольку она представляет собой систему ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и правами. Хотя роли жестко определены, но есть способные и неспособные ученики, храбрые и трусливые солдаты, талантливые и бездарные политики. Дело в том, что стандартные роли люди исполняют как индивидуальности. Каждый индивид по-своему понимает свою социальную роль, по-разному ее исполняет.

Целью исследования является изучение ролевого конфликта и выявление путей его решения. Исходя из цели, ставят следующие задачи: найти способы решения ролевых конфликтов, исследовать их структуру.

1. Социальная роль. Виды и характеристика

Понятие "социальная роль" было предложено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х гг. Первый трактовал данное понятие как единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, а второй в плане непосредственного взаимодействия людей, "ролевой игры", в ходе которой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение "социальная роль" как "динамического аспекта статуса" закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном. Ролевые ожидания в действительности никогда не бывают однозначными. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества -- это невротик.

Социальная роль -- динамическая характеристика социальной позиции, выражающаяся в наборе моделей поведения, согласующихся с социальными ожиданиями (ролевыми экспектациями) и задающихся специальными нормами (социальными предписаниями), обращенными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определенной социальной позиции П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, Г.Т. Журавлев “Социология учебное пособие” Изд: “Дашков и Ко” (2009) стр. 356. Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специальных предписаний (норм) дает в итоге регулярное и потому предсказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию социальная интеракция (коммуникативное взаимодействие).

Основные характеристики социальной роли:

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта.

2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми - чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Виды социальных ролей:

1. представляемые роли - система ожиданий индивида и определенных групп

2. субъективные роли - субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;

3. играемые роли - наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.

2. Типы ролевых конфликтов

социальный конфликт роль межличностный

В современной социологии различают различные типы ролевых конфликтов Ю.Г. Волков “Социология” Изд.: “Питер, СПБ” (2009) стр.366. Межролевой конфликт возникает из-за того, что одному человеку приходится одновременно выполнять несколько ролей. Это проявляется при пересечении существенных сфер его ролей, и в рамках какой-то ситуации сталкиваются взаимоисключающие друг друга ролевые ожидания. Примером может послужить женщина, совмещающая карьеру и семью. Так же простым примером может послужить банальная ситуация межролевого конфликта, когда родителям мужа не нравится жена и его сыновний долг вступает в противоречие с супружескими обязанностями. В данном случае решение проблемы сводится к тому, чтобы жить отдельно от родителей и материально от них не зависеть.

Внутриролевой конфликт возникает тогда, когда социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий. Например, мастер на заводе обязан руководить рабочими так, как от него требует администрация данного предприятия, и одновременно добиваться улучшения условий их труда, как того требуют от него рабочие.

Ситуационно-ролевой конфликт возникает в ситуациях, когда на индивида направлены новые ожидания, связанные с новой ролью, а он не может адекватно на них реагировать, потому что еще находится в старой роли и не готов к выполнению новой. К примеру в Индии долгое время существовал обычай выдавать девочек замуж с раннего возраста. Когда у юной жены рождался ребенок, она еще не могла стать полноценной матерью в силу своего психологического развития. В рассказе Рабиндраната Тагора раннее материнство привело к гибели малыша. Он утонул, когда девочка пошла играть в куклы с подругами, оставив ребенка без присмотра. У людей, долгое время исполняющих одну и ту же социальную роль возникают соответствующие привычки. Например, у тех, кто по роду занятий постоянно выступает перед аудиторией, складывается профессиональная привычка говорить громко, четко и выразительно, от которой они потом не могут отделаться в семье. Порой общество само требует от исполнителя какой-либо социальной роли определенных привычек и навыков, например абсолютной чистоты рук от хирурга. Выполнение социальной роли предполагает некоторую степень несвободы. Действительно, выполняя роль, человек действует не так, как требует его индивидуальность, а согласно нормативным требованиям, которые навязывает ему его роль. Некоторые роли настолько регламентированы, что предписывают человеку почти каждое действие (например, рабочий на конвейере). Выполнение таких ролей зачастую вызывает чувство психологической угнетенности, связанной с отчуждением индивида. Другие роли имеют большую степень свободы, а третьи даже в обязательном порядке требуют от своих носителей индивидуальных модификаций, например, роль соискателя ученой степени требует определенной новизны научных разработок. Психологический комфорт и качество выполнения ролевых обязанностей связаны с тем, насколько роль соответствует личностным особенностям индивида, а его навыки и умения -- требованиям, предъявляемым ролью. В таком случае не возникает или почти не возникает отчуждения входе выполнения роли и достигается максимальное «сращение» индивида с ролью. Можно сказать, что ролевое поведение представляет собой своего рода синтез индивидуального и привнесенного ролевыми требованиями. Ошибочным будет мнение, что любая социальная роль ограничивает свободу человека, как полагал Р. Дарендорф.

Поскольку человек - существо социальное, то и часть его индивидуальности реализуется именно в социальных ролях. Изучение возможных ролей происходит еще в детском возрасте, когда ребенок как бы «прикидывает» на себя роль мамы, учительницы, командира в игре. Эту фазу социального развития называют социабилизацией. В ходе дальнейшего процесса социализации человек действует как носитель собственных ролей (дочь, ученица) и, выполняя их, учится осваивать новые роли, которые ему только предстоят. Например, помогая матери по хозяйству в роли дочери, девочка учится выполнять роль хозяйки и матери; слушаясь родителей в роли сына, мальчик готовится выполнять роль ученика и подчиняться учителю, когда пойдет в школу. Процесс социализации длится много лет, в сущности всю жизнь. Это значит, что отношение человека к ролям других людей никогда не прекращается. Человек, играя свои роли, постоянно сталкивается с чужими ролями, которые ему пока неизвестны. Описывая эти процессы, Дж. Мид говорит о наличии в человеческой личности социального аспекта (Я глазами Другого), куда входит совокупность интериоризованных ролей, и собственно личностного аспекта (Я-центр), не заполненного социальными ролями и способного дистанцироваться от них. Дж. Мид и другие представители социальной психологии показали, что человеческое Я развивается и достигает полноты существования только тогда, когда освобождается от чистой субъективности и отражает себя во внешнем мире, выполняя комплекс социальных ролей.

Принятие социальной роли также предполагает отказ от несовместимы привычек с этой ролью П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, Г.Т. Журавлев “Социология учебное пособие” 3-е изд. (2009), стр. 348. Например, врач с задатками ученого-клинициста должен отказаться от возможности предоставить болезнь пациента ее естествен ному течению, чтобы понаблюдать «для науки» за ее развитием. Муж должен отказаться от абсолютной свободы внебрачных связей. Порой человек сталкивается с такими социальными требованиями, которые вызывают у него кризис самоидентификации, т.е. которые он не может интериоризировать и сделать частью своей личности, не разрушив тем самым своего личностного ядра. Психологи констатируют, что люди становятся больными из-за определенных ролевых требований. В то же время необходимо принимать во внимание социально-исторический характер реакции на ролевое отчуждение. Например, в деспотических обществах Древнего Востока массы людей в течение долгих лет переносили такие жесточайшие формы ролевого отчуждения, которые совершенно невыносимы и даже непредставимы в современном индивидуалистическом обществе.

3. Механизм социального конфликта

Социологическое объяснение и понимание жизнедеятельности общества и индивида нацелено на изучение механизма конфликта Ю.Г. Волков “Социология” Изд.: “Питер, СПБ” (2009) стр.357. В нем приоритетными направлениями является определение:

1) Участников конфликта, которые в конфликтном взаимодействии ориентированы на один из четырех возможных вариантов его исхода:

ь Инициатор выигрывает за счет втянутого в конфликт субъекта

ь Инициатор проигрывает втянутому в конфликт субъекту

ь Оба участника оказываются в проигрыше, хотя надеялись на благоприятный для себя исход

ь Оба участника оказываются в выигрыше в разных отношениях на основе компромисса, взаимных уступок

2) Предмета конфликта и уровня его осознания участниками. Широкий спектр достаточно распространенных предметов конфликтов основан на четырех социальных феноменах:

ь Богатство, интерпретируемое не только как некоторая сумма денежных средств или имущества, но и как возможность расширения пределов своей деятельности и влияния.

ь Власть, предполагающая занятие должности и позиции, позволяющей контролировать распределение ресурсов на основе права распоряжаться, определять доступ к потокам значимой информации, участвовать в принятии решений.

ь Престиж, выражающийся в известности и популярности индивида, ее репутации и авторитете, силе влияния на принятое решений, демонстрируемом уважении к нему, его мобилизационном потенциале.

ь Личное достоинство, предполагающее уважение к индивиду и его самоуважение, компетентность, профессионализм, представительность, признание, нравственные качества.

3) Необходимых средств при целедостижении и их гуманности. В конфликтах используются различные средства как гуманные, так и рациональные. Нередко используются и различные формы обмана и насилия, которые могут быть оправданы:

§ Сложившейся, устоявшейся практикой социальной борьбы

§ Провозглашаемыми угрозами или социальными действиями субъекта, проявляющего агрессивность во взаимодействии

§ Декларацией о стремлении с помощью меньшего зла - обмана или насилия - предотвратить большее зло.

Эти средства допускаются в исключительных случаях - при достижении ценностей более высокого порядка, ради общего социального блага, ради социального порядка.

Действия конфликтующих сторон всегда апеллированы: к тому, что жизненно необходимо для субъекта, к тому что представляет собой вариации средств и методов удовлетворения соответствующих жизненных потребностей, к тому, что для него существенно и важно с точки зрения сохранения собственной идентичности, к тому, что общепринято и освещено обычаем.

Основными элементами механизма социального конфликта являются:

1. Исходное состояние предконфликтного взаимодействия участников, их интересы, степень взаимопонимания.

2. Инициатор конфликта, причины и характер его деятельности

3. Ответные мероприятия в контексте проявления степени готовности к переговорам и возможности бесконфликтного развития и разрешения конфликта.

4. Отсутствие взаимопонимания обоих участников конфликта

5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов

6. Использование силы или угрозы силой при отстаивании интересов, а также жертвы насилия

7. Мобилизация контрресурсов и иделогизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага.

8. Тупиковая ситуация и ее саморазрушающее воздействие

9. Осознание тупиковой ситуации, а также понимание интересов другого участника конфликта.

10. Новый этап социального взаимодействия.

4. Социологическая хар-ка конфлитка

Социологическое описание конфликта как состояния взаимодействий субъектов, а также как социального явления и процесса осуществляется через изучение ряда основных характеристик: причины, факторы, условия, границы, функции. К числу общих причин конфликтов социологи относят:

1. Противоположные ценностные ориентации вступающих во взаимодействие социальных субъектов.

2. Приверженность субъектов диаметрально противоположным идеологиям из числа светских (политических) и религиозных.

3. Социально-экономическое неравенство индивидов в обществе.

4. Противоречия при функционировании различных элементов социальной структуры общества, несоответствие их целей, разбалансирование процедуры реализации интересов.

5. Социально-психологическую несовместимость как результат неудовлетворенности нереализованными устремлениями индивида.

6. Не разделяемые индивидом морально-этнические обоснования ценностей и норм-правил, доминирующих в группе, общности, обществе.

7. Организационные дисфункции, связанные с взаимодействием руководителя и подчиненного.

Особое место при социологическом описании конфликтов уделяется анализу организационно-управленческих причин:

· Структурно-организационных, которые отражают несоответствие структуры организации взаимодействий требованиям деятельности, которой она занимается.

· Функционально-организационных, вызванных неоптимальностью функциональных связей между: организацией и средой; структурными элементами организации, отдельными индивидами как её членами;

· Личностно-функциональных, которые связаны с неполным соответствием индивида занимаемой должности;

· Ситуационно-управленческих, которые обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе дестижения управленческих целей, решения задач.

Инициария социальных конфликтов обусловлена широким спектром факторов, которые могут быть объединены в пять групп:

1. Информационные факторы. В основе многих конфликтов лежит информация, которая может быть приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Более того, в процессе социального взаимодействия информация может быть потеряна или искажена.

2. Структурные факторы, которые связаны с функционированием формальной или неформальной организации взаимодействий в группе, общностей, обществе.

3. Факторы социальных отношений, которые связаны с удовлетворением/неудовлетворением от взаимодействия или его отсутствия между субъектами (индивидами, группами, общностями).

4. Ценностные факторы, которые связаны с нарушением ценностных принципов, изначально положенных в основу взаимодействий индивидов.

5. Поведенческие факторы, которые неизбежно ведут к конфликтам, если ущемляются интересы, подрывается самооценка, возникает угроза безопасности (физической, психической, социальной, а также финансовой и др.), если создаются условия, вызывающие негативные эмоции состояния, если в поведении индивидов проявляется эгоизм, безответственность, несправедливость, необъективность.

Основу конфликта определяет конфликтная ситуация, инициация которой обусловлена условиями взаимодействия субъектов:

1. Техническими условиями, такими как: число лидеров в группе (общности, обществе), степень организованности и сплоченности группы, солидарности общности, согласия общества, наличие/отсутствие возможности взаимного воздействия субъектов друг на друга.

2. Административно-политическими условиями, такими как: административная зависимость и власть, руководство и подчинение, степень законности социальных норм (моральности правовых норм) и деятельности индивидов и групп.

3. Социальными условиями, такими как: наличие/отсутствие возможности интеграции/дезинтеграции усилий субъектов (индивидов, групп, общностей)

4. Психологическими условиями, такими как: эмоционально-волевые состояния индивидов, их желания и возможности идти на компромисс, степень соответствия самооценки индивида и самооценки группы (они бывают завышенными или заниженными)

Социальные конфликты имеют границы или зоны разногласий:

· Пространственную границу, которая определяется территорией, на которой происходит конфликт. В этой связи выделяют мировые и локальные, федеральные и региональные, центральные и местные.

· Временную границу, которая определяет продолжительность конфликта, его начало и конец.

· Внутрисистемную границу, которая указывает на социальные взаимодействия субъектов в конкретной сфере жизнедеятельности: семейной, служебной, профессиональной, образовательной, воспитательной и др.

Функции конфликтов, то есть их последования, могут быть как положительными (позитивными), так и отрицательными (негативными). Оценка их значимости зависит от прогрессивной или регрессивной направленности изменений, которые произошли во взаимодействии в результате протекания и завершения либо разрешения социального конфликта.

К числу положительных результатов конфликта можно отнести:

· Ускорение процесса роста самосознания личности индивида

· Культивирование доминирующей системы ценностей, обеспечивающей целедостижение.

· Формирование участниками конфликта единой социальной группы, общности.

· Интеграцию единомышленников.

· Предоставленную возможность оценить руководителя, его качества и деятельность конфликтной (неординарной) ситуации.

· Конструктивное погашение эмоций участников конфликта.

· Расширение взаимодействий, то есть сотрудничество с другими субъектами.

· Актуализирование необходимости разработки технологии предотвращения, управления и разрешения конфликтов и др.

К числу отрицательных результатов относятся:

· Угроза социального порядка взаимодействий индивидов в группе, общности, обществе, а также групп в общности и обществе.

· Угроза интересам участников конфликта.

· Ограничение социальных перемен

· Снижение количества единомышленников, их доверия.

· Осознанное стихийное действие вместо тщательно возвышенного.

· Разрушение процесса формирования союзов и коалиций.

· Усиление дезинтеграции среди тех, кто стремится к единству.

· Изменение личностных и организационных (групповых) приоритетов в социальном взаимодействии и др.

Таким образом, с социологической точки зрения природа конфликтного взаимодействия, его роль в жизнедеятельности общества и отдельного индивида означает многомерность и многоаспектность социальной сущности конфликта.

5. Пути решения ролевого конфликта

Разрешение ролевого конфликта часто сопряжено с личностным выбором: между значимыми людьми, между несовместимыми ролями; между собой и окружающими. Иногда нужно внутренний конфликт перевести во внешний, а далее производить его коррекцию, используя различные прямые и косвенные методы угашения конфликта.

Один из способов разрешения конфликта- это изменить (переломить) ролевые ожидания группы, навязать ей свое новое ролевое поведение. Сделать это очень непросто, особенно если личность остается в прежнем официальном статусе, ибо ролевые ожидания имеют инерцию, и группа будет стараться "вернуть" человека в старую роль.

Наиболее эффективный способ устранения внешнего ролевого конфликта - "разрушить ситуацию": уйти из группы, изменить социальное окружение и т.д. Именно поэтому, тем, кто хочет "начать новую жизнь", следовало бы не только принять на себя новые роли, но и по возможности сменить группы общения, в которых сформировать новые ожидания по отношению к себе (зарекомендовать себя).

Одним из вариантов разрушения конфликта является частичная изоляция от социума. Возможна и полная изоляция, фактически, "бегство из роли": отшельничество, уход в монастырь и т.п. Своеобразным способом такого бегства является алкоголизм и наркомания. Еще один способ изоляции от общества - уход в себя, в свой внутренний мир при помощи творчества, увлечения (от хобби до веры в бога). Такой способ устранения ролевого конфликта с обществом получил в 60-е годы в среде диссидентов название "внутренней эмиграции".

Для преодоления ролевых конфликтов часто нужна взаимная коррекция ролевых ожиданий индивида и группы или партнеров по общению. Такая помощь актуальна, например, в семейных отношениях, когда возникает ролевая несовместимость супругов или родителей и детей. Это ведет к взаимному принятию ролей других людей, то есть принятию каждого человека таким, какой он есть. Последнее условие особенно важно, ибо непринятие человека и его ролей - это одна из основных причин возникновения всех ролевых конфликтов.

Заключение

Итак, мы рассмотрели понятие конфликта и в частности ролевого конфликта, как неотъемлемой части деятельности любого предприятия.

Конфликт является противоборством сторон социального взаимодействия, имеющих разные мотивы, цели и потребности. Он включает в себя несколько последовательных этапов, в результате прохождения которых обнаруживаются все позитивные и негативные функции конфликта.

Ролевой конфликт принадлежит к виду внутриличностных, он обусловлен противоборством противоречивых ролей, которые выполняются одним сотрудником или является противоречием ролей разных работников.

Каждый индивид выполняет набор определенных социальных, психологических и профессиональных ролей, и порой они входят в противоречие порождающее внутренний конфликт.

Особенностью ролевых конфликтов можно назвать то, что они способны влиять на психологию человека и его производительность, при чем как позитивно, так и негативно. А также способность ролевых конфликтов провоцировать конфликты межличностные.

Для своевременного выявления ролевых конфликтов среди сотрудников, необходимо постоянно наблюдать за поведением и особенностями индивидуально-психологического состояния сотрудников. При возникновении признаков, указывающих на наличие ролевого конфликта, необходимо экстренно принять меры по урегулированию конфликта.

Для этого целесообразно провести ряд управленческих и организационных мероприятий, например, внести изменения в работе, чтобы снять нагрузку с сотрудников, разъяснить им их роли, повысить квалификацию персонала и улучшить условия труда.

Если эти меры не приносят позитивных результатов, можно направить сотрудников на прохождение психотерапевтических процедур, например на прохождение специальных ролевых игр.

Список литературы

1. Ю.Г. Волков “Социология” Издательство: "Проспект" (2008)

2. С.В. Назаренко “Социология” Издательство: “Питер” (2009)

3. П.Д. Павленюк, Л.И. Савинов, Г.Т. Журавлев “Социология учебное пособие” Издательство: “Дашков и Ко” (2010)

4. Ю.В. Фененко “Социология. Учебник” Издательство: "Проспект" (2008)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. Социология социального конфликта. Социально-биологическая парадигма объяснения конфликта. Основные виды агрессивности. Основные принципы ведения борьбы (разрешения) социального конфликта по М. Ганди.

    презентация , добавлен 11.05.2011

    Особенности социального конфликта как скрытого противоречия. Идеи социального конфликта Спенсера, основные положения Маркса, трактовка конфликта Козера. Основные функции конфликта: внутренние, позитивные, деструктивные. Анализ стратегий конфликта.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2012

    Границы и функции конфликта как компонента социальных отношений. Методы типологии конфликтов по сферам. Основные типологии конфликтов, предмет и объект конфликта. Пространственный, временной и внутрисистемный аспекты определения границ конфликта.

    реферат , добавлен 12.03.2010

    Стереотипы мужского и женского поведения. Периодизация семейной жизни. Внутрисемейная ролевая структура и проявления ролевого конфликта. Природа, причины и пути преодоления супружеских конфликтов. Адаптация супругов и их готовность к созданию семьи.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2012

    Теории конфликтов. Функции и последствия социальных конфликтов, их классификация. Причины социальных конфликтов: личностные и социальные. Личностные побудительные мотивы конфликта. Объект агрессии. Конфликт индивидов и небольших групп.

    реферат , добавлен 22.02.2007

    Природа конфликта. Происхождение конфликтов. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов. Движущие силы и мотивация конфликта. Аналитическая схема исследования конфликтов. Конфликт потребностей. Конфликт интересов. Ценностный конфликт.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2006

    Изучение причин возникновения и влияния на общество социального конфликта. Четыре точки зрения на причины социального конфликта А.Г. Здравомыслова. Анализ кризиса культуры Г. Зиммелем. Идея К. Маркса о том, что конфликт заложен в самой природе человека.

    реферат , добавлен 14.03.2010

    Природа социального конфликта. Взаимодействие и интересы как ключевые понятия. Классификация конфликтов. Специфика политического конфликта, пути и методы урегулирования политических конфликтов. Социально-политические конфликты на территории России.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2009

    Основные аспекты социальных конфликтов. Классификация конфликтов. Характеристика конфликтов. Причины конфликтов. Последствия социального конфликта. Разрешение конфликта. Социальные конфликты в современном обществе.

    реферат , добавлен 30.09.2006

    Уровни рассмотрения конфликтов. Разновидности противоборствующих сторон. Выявление и исследование интересов и целей участников конфликта. Особенности восприятия конфликта и основные стадии развития. Формы эскалации конфликта, его предупреждение.

Каждая личность неоднократно переживает в своей жизни ситуации ролевых конфликтов, т. е. внутренних индивидуально испытываемых состояний напряжения, связанных с исполнением социальных ролей. Эти переживания имеют большое значение для человека, поскольку они оказывают влияние на самочувствие, поведение, социальную активность, способны спровоцировать внешние конфликты (с другими людьми).

Среди причин ролевых конфликтов можно отметить следующие:

Недостаточная ролевая подготовка, не позволяющая человеку эффективно выполнять те роли, которые предполагаются его статусом.

Например, качественно и профессионально выполнять ответственные роли депутата Государственной Думы сможет только образованный, квалифицированный, авторитетный и нравственный человек, знающий законы, историю и культуру своей страны. Победить в предвыборной борьбе может и другой, но эффективно работать - нет;

Возрастание интенсивности социальной жизни, сопровождающееся появлением множества новых ролей.

Современный человек связан с другими людьми миллионами невидимых нитей, он включен в различные социальные среды, в каждой из которых должен играть соответствующие роли: в семье или в кругу друзей, в учебном заведении или трудовом коллективе. Это неизбежно ведет к нарастанию общей ролевой напряженности;

Культурные изменения в обществе: размежевание систем ценностей и развитие специфических культур различных социальных слоев и групп.

Происходит ломка мировоззрений и прежних самооценок. Имевшему престижную профессию в советском обществе шахтеру или научному работнику пришлось смириться в годы перестройки с падением значимости своего статуса (а вместе с ним - зарплаты, возможностей и уважения) в новом обществе, искать иные пути к восстановлению равновесия в самооценке. Эти изменения всегда воспринимаются личностью болезненно.

Многие причины порождают несколько типов ролевых конфликтов. Чаще всего говорят о внутриролевых и межролевых конфликтах. Внут- 88

риролевые конфликты развертываются в рамках одной социальной роли. Одним из оснований такого конфликта может быть неточное исполнение роли индивидом по причине несоответствия ее понимания ожиданиям общества.

Студент не посещает занятия, полагая, что это касается только его. Неизбежно это приводит к конфликту между сторонами: студентом и преподавателями, родителями, учебной группой, деканатом.

Другим основанием внутриролевого конфликта может быть расхождение между ролевыми обязанностями и интересами самой личности. Общественные ожидания в этом случае будут восприниматься как груз обстоятельств, но их игнорирование способно привести к конфликту.

Ситуация, способная спровоцировать внутриролевой конфликт, может быть создана и давлением установок, распространенных в среде пребывания индивида, но чуждых ему.

В учебной группе в результате слабой организационно-воспитательной работы может сложиться нерабочая обстановка, и студенты, которые внутренне мотивированы на приобретение знаний, будут испытывать негативное давление со стороны группы.

Способы преодоления внутриролевого конфликта вытекают из его причин. Определив эти причины, индивид должен уточнить содержание своей роли, чтобы скорректировать ролевое поведение. Одним из способов снятия ролевой напряженности является рационализация ролей - своеобразное моральное оправдание своих убеждений и действий, которое помогает выдержать прессинг со стороны чуждых установок или пережить неудачу в реализации планов.

Так, претенденту, не получившему поддержки населения на политических выборах, можно порекомендовать найти негативные стороны искомой должности, чтобы оправдать провал: она требует чрезмерного напряжения сил, ненормированного рабочего дня, создает бесконечные стрессовые ситуации.

Регулирование ролей с целью снятия внутреннего конфликта отличается от рационализации. В этом случае человек находит оправдание своим действиям в существовании вынудивших его обстоятельств, тем самым перекладывая ответственность на кого-то другого.

Вор, занимавшийся грабежами квартир, мотивирует действия необходимостью заплатить за обучение дочери (о том, чтобы заработать средства,

он не думает). Чиновник, заставляющий посетителя приносить очередные бумажки, ссылается на соответствующие инструкции.

Второй вид конфликтов - межролевые, происходящие из-за того, что индивид не может качественно выполнять все роли, вытекающие из его статусов. В конечном счете этот конфликт сводится к статусным противоречиям. Чем шире статусный набор и чем вероятнее наличие в нем несовместимых статусов, тем неизбежнее межролевой конфликт.

Классический пример такого конфликта - положение современной работающей женщины, которая должна выполнять роли жены, матери, хозяйки, коллеги, подруги, специалиста и т. д.

Наиболее эффективный выход из межролевого конфликта - разделение ролей и систематизация связанных с ними обязанностей, отказ от второстепенных функций и сосредоточение основного внимания на главной роли. История знает массу примеров, когда жестокие палачи или убийцы были заботливыми отцами и любящими мужьями, трогательно относились к домашним животным и выращивали розы. Они просто разделяли профессиональные и домашние роли, снимали одну маску и надевали другую. Разделение ролей требует от человека определенного опыта, умения на время дистанцироваться от всех проблем, кроме той, которая в данный момент является главной.

Решение проблемы поиска подходящих «масок», научение индивида с наименьшими потерями для себя и с наибольшей пользой для общества выполнять многообразные ролевые предписания - это задача, которая решается в процессе социализации личности.

Введение…………………………………………………………….……...3

1.1. Конфликт и его виды…………………………………………………4

1.2. Социальный статус и социальная роль……………………………...9

1.4. Типы ролевых конфликтов……………………………………….…13

1.5. Особенности ролевого конфликта……………………………….…14

Глава 2. Разрешение ролевых конфликтов………………………….….16

2.1. Организационные методы решения ролевых конфликтов……….16

2.2. Психотерапевтические методы решения ролевых конфликтов….21

Заключение………………………………………………………………..24

Список источников литературы………………………………………...25


Общественная жизнь не может существовать без столкновенья идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и маленьких и больших коллективов. Постоянно возникают расхождения мыслей и разного рода разногласия, которые нередко перерастают в конфликты.

Социальная организация предприятие или трудового коллектива, где осуществляются разного рода виды деятельности, не могут избегнуть проблемы улаживания конфликтов.

Обычно конфликт в социально-трудовой сфере воспринимается как ненормальное явление: сбой в работе, препятствие для реализации стратегических целей.

Отрицательное восприятие целиком обосновано, так как любой конфликт несет в себе заряд огромной разрушительной силы: поднимается процесс нормального функционирования предприятия, разрушаются отношения между людьми, нередко задачи решения конфликта сопровождается увольнением части сотрудников. Однако, отсутствие конфликтов следует считать свидетельством застоя, стагнации. Конфликт - это показатель развития, фактор динамической стабильности организации.

Особой разновидностью конфликтов на предприятии являются ролевые конфликты, как процесс внутренних психологических противоречий сотрудников, отражающих их восприятие своей социальной и психологической роли.

Ведь, не секрет, что, по сути, выполнение определенных обязанностей, является выполнением роли, будь то роль начальника, менеджера или подчиненного.

Необходимо управление процессом развития ролевых конфликтов, задачей которого является предотвращение возникновения отрицательного взаимодействия, а также формирование в неминуемых конфликтных ситуациях конструктивного характера.

Глава 1. Понятие ролевого конфликта

1.1. Конфликт и его виды

Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) ли суждений (мыслей, взглядов, оценок и т.п.).

Для выяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать условия его возникновения.

Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, которые можно считать необходимым условием возникновения конфликта.

Для конфликта всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия, которое выражается через нанесение взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.).

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними.

Любой конфликт можно рассматривать в статике (как систему взаимозависимых структурных элементов) и в динамике (как процесс).

Основными структурными элементами конфликта являются стороны конфликта; предмет конфликта; образ конфликтной ситуации; мотивы конфликта; позиции сторон конфликта.

Выделяют различные виды и типы конфликтов. Главные среди них внутриличностные и межличностные (рис.1).

Внутриличностные конфликты представляют собой столкновения внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Особенностью данного вида конфликта есть выбор между желанием и возможностями, между необходимостью выполнять и соблюдением необходимых норм.

На выбор правильного решения в случае внутриличностного конфликта человек может израсходовать много сил и времени, а значит, стремительно возрастает эмоциональная напряженность, может возникнуть стресс, а перед принятием решения поведение личности может быть неконтролируемым.

Типы конфликтов

Рисунок 1

Примерами являются конфликты "плюс-плюс", "плюс-минус", "минус-минус".

Конфликты "плюс-плюс" предполагают выбор одного из двух благоприятных вариантов. Например, куда поехать отдыхать или что купить (машину какой марки). Следует отметить: выбор происходит из двух благоприятных вариантов, однако необходимость выбора может быть настолько сложной и мучительной, что будет сопровождаться стрессовыми ситуациями.

Конфликты "плюс-минус" - это конфликты притягивания и отталкивания, принятия решения, когда каждый из вариантов может иметь и положительные, и отрицательные следствия, а выбрать надо один, с учетом решения общей задачи.

Например: в конфликте руководителя с подчиненным увольнение

подчиненного возникает для руководителя как альтернатива: увольнения невыгодного подчиненного (положительный аспект) и необходимость поиска нового сотрудника, работника для выполнения поставленной задачи (отрицательный аспект). В данном случае необходимо просчитывать ряд вариантов, необходимые эмоциональные и материальные затраты на реализацию поставленной цели. Если оставить хорошего, но невыгодного работника, заставить его работать над поставленной задачей, то следствия такого решения могут в скором времени отрицательно сказаться на результатах, тогда конфликт из внутриличностного перерастет в конфликт из подчиненным, то есть в межличностный.

Любой конфликт выполняет как положительные (конструктивные), так и отрицательные (деструктивные) функции. Несмотря на довольно четкое их деление в теоретическом плане, на практике бывает нелегко провести границу между конструктивностью и деструктивностью конкретного конфликта. Это обусловлено такими причинами:

Тяжело вообразить обобщенную оценку положительных и отрицательных следствий конфликтного взаимодействия;

Степень конструктивности и деструктивности конфликта может изменяться на разных стадиях его развития;

Конфликт может оцениваться как конструктивный для одной из сторон-конфликта, и как отрицательный - для другой стороны;

Конструктивность и деструктивность конфликта можно рассматривать как относительно основных участников, так и относительно социального окружения.

Положительным, функционально полезным результатом конфликта считается решения той проблемы, которая породила разногласия и вызвала столкновенье, с учетом взаимных интересов и целей всех сторон, а также достижение понимания и доверия, укрепление партнерских отношений и сотрудничества, преодоление конформизма, покорности, стремления к преимуществу.

Конфликт есть способом выявления и фиксации разногласий, а также проблем в обществе, организации, группе. Конфликт свидетельствует о том, что эти разногласия уже достигли наивысшего предела, и потому необходимо принять немедленные меры относительно их устранения. Таким образом, любой конфликт выполняет информационную функцию, то есть предоставляет дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве.

Конфликт есть формой решения разногласий. Его развитие оказывает содействие устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к его возникновению.

Конфликт оказывает содействие снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает "выпустить пар", разрядить обстановку.

К отрицательным, дисфункциональным последствиям конфликта принадлежат неудовлетворенность людей общим делом, отход от решения назревших проблем, нарастания враждебности в межличностных и межгрупповых отношениях, послабление сплоченности коллектива и т.п..

Социальное деструктивное влияние конфликта оказывается на разных уровнях социальной системы и выражается в конкретных следствиях. Кроме непосредственных участников, в конфликте могут пострадать и те, кто их окружает.

Конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации.

Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития предприятия и его персонала. Больше того, он может вызвать стагнацию и кризис развития.

Конфликт может сопровождаться нарастанием в организации расположений духа пессимизма.

Одной из разновидностей внутриличностного конфликта является ролевой конфликт, когда у одной личности возникает необходимость одновременного выполнения разных своих ролей, которые вдобавок противоречат одна одной. Стоит вопрос выбора, что выполнять.

Также ролевой конфликт может включать противоречие между разными ролями разных сотрудников организации.

Например: мастеру производственного участка прислано указание от начальника цеха наращивать выпуск продукции, а руководитель службы качества настаивает на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Мастеру давались противоречивые указания, причем одновременно.

Данный конфликт в результате может быть сведен к конфликту "минус-минус", поскольку мастера поставлен перед проблемой выбора: что делать, чье указание выполнять, за счет чего это делать.

4. Причины ролевых конфликтов и способы их устранения.

Обобщая сказанное относительно источников ролевых конфликтов можно выделить основные группы причин, порождающих проблемы выполнения роли.

Первую группу составляют причины конфликтов, связанные с противоречиями, изначально заложенными в содержание роли.

Во вторую группу могут быть отнесены все те причины, которые связаны с противоречиями между человеком и определённой ему ролью в организации.

Третья группа состоит из причин, вызванных противоречиями между ролью и её восприятием организационным окружением.

Четвёртую группу составляют причины конфликтных ситуаций, порождаемые противоречием между данной ролью и некоторыми другими ролями.

Возникающие при исполнении ролей конфликты и противоречия могут быть устранены различными способами. В зависимости от того, какая сторона конфликта подвергается изменению, это могут быть: изменение работы, изменение(развитие) людей, исполняющих роль, и перестановка.

При изменении работы происходит выяснение причин и факторов, заключённых в роли, которые приводят к конфликтам и противоречиям, и осуществляется корректировка роли. Если роль внутренне противоречива, то необходимо исключить из нее одну из альтернативных сторон. Работа может быть слишком напряженной и интенсивной. Поэтому её следует облегчить или разгрузить. В зависимости от характера работы может существовать потребность в более чётком описании работы и в более жесткой регламентации её границ. Может быть и обратная ситуация, при которой необходимо сделать описание работы менее детализированным, предоставив тем самым исполнителю работы возможность для творческого и самостоятельного труда.

Второй подход состоит в том, что осуществляется изменение, развитие человека, с тем, чтобы он мог выполнять закреплённую за ним роль и справляться с возникающими конфликтами. Развитие работника происходит по трём направлениям.

Первое – это более глубокое ознакомление с ролью. Часто именно незнание работником своей роли является причиной ролевых конфликтов.

Второе – это повышение квалификации и совершенствование исполнительской техники работника. Улучшенные исполнительские возможности существенно ослабляют напряжение, которое испытывает работник при исполнении своей роли.

Третье – развитие у исполнителя способностей справляться с противоречивыми ситуациями, приноравливаться к работе в конфликтных условиях, уметь распознавать и адекватно реагировать на возникающие проблемы, правильно общаться с людьми в конфликтных ситуациях.

Третьим подходом предотвращению ролевых конфликтов является перестановка работников с одной роли на другую в зависимости от их способностей справляться с конфликтными ситуациями.

И, наконец, если посмотреть на проблему взаимодействия человека и организационного окружения шире, чем только через призму выполняемой им роли, то окажется, что значение личностных характеристик человека не только очень велико, но зачастую может быть определяющим в предотвращении конфликтных ситуаций в организации.


Заключение

Ролевой конфликт – достаточно распространённое явление во многих организациях, но не всегда негативное. Они зачастую несут в себе импульсы, инспирирующие обновление, совершенствование и развитие как организации, так и индивидов.

В организации с жёстким регламентированием ролей, формальными структурами и авторитарной властью обычно любой ролевой конфликт расценивается как отрицательный фактор, так как он чаще всего состоит в не адекватном формальному описанию исполнении роли.

В гибких организациях, там, где распространены неформальные структуры, где нет чёткого описания работ, конфликты по поводу исполнения роли в принципе не считаются чем-то ненормальным, чего следует избегать.

Более того, считается, что наличие конфликтов благоприятно для организации. Важно не то, имеются или отсутствуют конфликты, а то, как они разрешаются и к чему приводят.

Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

В результате ролевых конфликтов в организации начинают формироваться неверные представления сотрудников друг о друге, развиваются враждебные отношения - все это приводит к тому, что у большинства сотрудников возникает ощущение, что стиль и методы управления не отвечают практическим потребностям, то это может послужить причиной возникновения конфликтной ситуации.

Неудовлетворенность уровнем деловой или управленческой компетенции руководителя имеет большой демотивирующий потенциал. Очевидно, важно знать, чего ждет персонал от своих руководителей, и делать из этого надлежащие выводы. Если удается добиться совпадения потребителей индивидов с потребностями организации, очевидно, что персонал будет выкладываться ради удовлетворения этих потребностей, чего не обеспечит никакое принуждение.

Актуальная социально-экономическая ситуация в России такова, что профессиональная деятельность женщины часто вызвана необходимостью обеспечить средний прожиточный минимум существования своей семьи. Совмещение работы и семьи, как основная причина ролевого напряжения, - реальность, которую нельзя игнорировать или решить социально-экономическим способом. Таким образом, нужны исследования направленные на поиск эффективных психологических способов снижения ролевого конфликта, испытываемого работающей женщиной, что даст возможность женщине при решении своих проблем опираться на собственные ресурсы, а не зависеть от других, быть активным субъектом в своей деятельности.

Одно из главных задач социального развития организации - это создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом.

В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивных методы выхода их конфликта.

Литература:

1. Зингер В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов.-М.:“Экономика”,1990

2. Доблаев В.Л. Теория организации. - М.: Институт молодежи,1995.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.– М.,1999.

4. Дмитриев А.В. Конфликтология.- М. : Гардарики, 2002.

5. Виханский О.С. Стратегическое управление.- М.: Гардарики, 2002.

6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.- М.: Гардарики, 2003.


... (противостояние руководителей различных уровней). Руководители бывают различных уровней и обладают различной степенью влияния на принятие решение. В этой работе мы рассмотрим стили руководства при статусно-ролевых конфликтах руководителя среднего звена. Как отмечалось выше, стиль руководства – это, прежде всего, принятие руководителем такого решения, которое удовлетворило бы интересы всех...

Их противодействия его решениям. Но такое положение весьма неустойчиво, поскольку конфликт между руководителем и подчиненными просто загоняется вглубь, но нисколько не продвигается по пути разрешения. Управление конфликтом в организации. Итак, конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами (индивидами или группами). Каждая из сторон стремится к тому, чтобы была принята ее точка...

Роли Неформальный лидер Друг, подруга Любовник Половые роли Гендерные роли Семейные роли Профессиональные (смысловые) роли Социальные типы характера Жизненных ситуаций, в которых происходят ролевые конфликты, очень много. Их можно классифицировать в зависимости от описываемых параметров, положенных в основу классификации по степени проблемности, сложности, контекста, в котором они...

Распределение ролей в коллективе также следует отнести к функциональным последствиям данного конфликта. К дисфункциональным последствиям конфликтной ситуации следует отнести то, что в результате данного конфликта организацию покинули несколько перспективных работников, способных принести значительную пользу. Зная себе цену, данные люди предпочли скорее сменить место работы, нежели тратить силы, ...



Просмотров