Решение регистрирующего органа. Признание недействительным решения о регистрации ооо при создании. Практика приостановления государственной регистрации

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

Статья 21.1. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа

1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

2. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

3. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

4. Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:

А) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

(далее – Закон № 129-ФЗ) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В частности закон был дополнен новой главой, регулирующей порядок обжалования решения регистрирующего органа о регистрации ЮЛ или ИП или об отказе в их регистрации. Ранее решения регистрирующего органа можно было обжаловать только в суде (п. 9 ст. 22 и п. 5 ст. 23 Закона № 129-ФЗ), но в связи с введением нового порядка обжалования эти нормы больше не действуют.

Право на обжалование решения регистрирующего органа закреплено в законе

Согласно новой ст. 25.1 все заинтересованные лица, считающие, что решение регистрирующего органа нарушило их права, смогут обжаловать такое решение. При этом нужно учесть, что обжаловать можно не только отказ в государственной регистрации, но и решение о государственной регистрации.

Отказ в регистрации обжалуется в обязательном досудебном порядке

Для обжалования решения территориального регистрирующего органа о государственной регистрации жалобу можно будет подать на выбор:

  • в вышестоящий регистрирующий орган;
  • в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • в суд.

Если же территориальный регистрирующий орган отказал в регистрации, жалоба на такое решение должна подаваться в вышестоящий регистрирующий орган. Только после этого (в случае неудовлетворения жалобы) можно будет обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или в суд (п. 1 ст. 25.2 Закона № 129-ФЗ).

Исключение из этого правила составляют два случая. Так, жалоба на отказ в регистрации может быть подана в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или в суд, если:

  • вышестоящим органом по отношению к территориальному регистрирующему органу, отказавшему в регистрации, является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • решение по жалобе не принято вышестоящим органом в сроки, установленные п. 4 ст. 25.6 Закона № 129-ФЗ.

Куда и в какие сроки можно пожаловаться

Порядок и сроки подачи жалобы на решение регистрирующего органа прописаны в новой ст. 25.3 Закона № 129-ФЗ.

Новый порядок предусматривает два варианта подачи жалобы. Ее можно будет подать:

  • непосредственно в вышестоящий регистрирующий орган или в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • в тот же регистрирующий орган, чье решение обжалуется (в этом случае считается, что жалоба подана в вышестоящий орган или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

Любое лицо, чье право было нарушено решением регистрирующего органа (независимо от содержания решения), может подать жалобу в течение 3 месяцев со дня, когда оно узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Если же обжалуется отказ в государственной регистрации, а подает жалобу сам заявитель при государственной регистрации, такая жалоба может быть подана в течение 3 месяцев со дня получения решения об отказе в государственной регистрации. При этом нужно иметь в виду, что в случае уклонения от получения такого решения срок на подачу жалобы начинает течь со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Решение вышестоящего регистрирующего органа можно обжаловать в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение 3 месяцев со дня принятия вышестоящим органом решения по жалобе.

Сроки для подачи жалобы в суд регулируются процессуальным законодательством РФ. Так, заявление об оспаривании решения регистрирующего органа можно подать в суд в течение 3 месяцев со дня, когда заявителю (истцу) стало известно о нарушении его прав и интересов (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Что необходимо указать в жалобе

Перечень сведений, которые нужно будет указывать в жалобе на решение регистрирующего органа, закреплен в новой ст. 25.4 Закона № 129-ФЗ.

Так, в жалобе следует указать:

  • ФИО, место жительства либо наименование и адрес лица, подающего жалобу (в зависимости от того, кто подает жалобу – физическое или юридическое лицо);
  • сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
  • наименование регистрирующего органа, решение которого обжалуется;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права были нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу.

Помимо перечисленных обязательных сведений, в жалобе можно также указать другие сведения, которые могут способствовать ее своевременному рассмотрению, например, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д. Кроме того, к жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие указанные в ней доводы.

Как направить жалобу

Когда жалобу могут оставить без рассмотрения

Перечень случаев, когда вышестоящий регистрирующий орган или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти могут оставить жалобу без рассмотрения, определен в новой ст. 25.5 Закона № 129-ФЗ:

  • жалоба не подписана подавшим ее лицом или представителем, либо не представлена доверенность на представителя (после исправления этого недочета жалоба может быть подана повторно (п. 3 ст. 25.2 Закона № 129-ФЗ));
  • жалоба подана после истечения сроков на подачу жалобы, не содержит ходатайства о восстановлении такого срока, или в восстановлении срока уже было отказано ранее;
  • до принятия решения о жалобе поступило заявление о ее отзыве;
  • ранее была подана жалоба по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания;
  • имеется вступившее в законную силу решение суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания.

Каков порядок рассмотрения жалобы

Рассмотрение жалобы происходит без участия подавшего ее лица. Однако до принятия решения можно представлять в рассматривающий жалобу орган дополнительные документы, подтверждающие указанные в жалобе доводы.

Результатом рассмотрения жалобы является принятие решения:

  • либо об отмене решения регистрирующего органа;
  • либо об оставлении жалобы без удовлетворения.

Решение по жалобе должно быть принято в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. В отдельных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней (п. 4 ст. 25.6 Закона № 129-ФЗ). Решение вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, а также направляется в регистрирующий орган не позднее следующего дня после принятия.

Признание недействительным решения о регистрации ООО при создании

Судебные споры, связанные с признанием решения о при создании недействительным, касаются следующих вопросов:

Основания для признания недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью при создании

Решение регистрирующего органа о госрегистрации общества при создании может быть оспорено в арбитражном суде в порядке, установленном гл. 24 арбитражно-процессуального кодекса РФ.

Однако, исходя из судебной практики, представление в регистрирующий орган на момент госрегистрации недостоверных сведений об учредителе и единоличном исполнительном органе общества не является основанием для признания недействительным решения о государственной регистрации общества.

Например, такие решения были вынесены по делам N А45-1469/2010 (представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации юридического лица влечет иные правовые последствия, чем признание недействительной государственной регистрации общества), N А45-1478/2010 (представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет иные правовые последствия, в этом случае регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица), N А45-1470/2010 (недостоверность представленных сведений не является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица на основании учредительных документов и не влечет безусловную недействительность указанной государственной регистрации, поскольку является устранимой).

Интересно дело N А40-32271/10-94-151, согласно материалам которого налоговая инспекция обратилась в суд с требованием признать недействительной регистрацию юридического лица. Как оказалось, заявитель, подавшая документы на регистрацию общества через представителя по доверенности, никогда не являлась руководителем и учредителем общества, никому не выписывала от своего имени доверенностей на предоставление своих интересов связанных с регистрацией общества, а также на право своей подписи. Суд отказал в удовлетворении требований инспекции, поскольку не был доказан факт отсутствия волеизъявления учредителя на создание юридического лица в момент его регистрации, последующие объяснения учредителя о том, что она не принимала решений о создании общества, а также о подложности доверенности сами по себе не могут являться доказательствами отсутствия волеизъявления.

Признать недействительным решение о государственной регистрации общества до 01.01.2016 г. можно было на основании отсутствия согласия лица на избрание его в качестве единоличного исполнительного органа общества (например, дело N А40-108904/10-100-966).

С 01.01.2016, если по результатам проверки включенных в ЕГРЮЛ сведений, в частности, об учредителях (участниках) юридического лица, о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, установлено, что эти сведения недостоверны, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представить в регистрирующий орган достоверные сведения (далее - уведомление о недостоверности).

Если юридическое лицо в течение 30 дней с момента направления уведомления о недостоверности не представит сведения или документы, свидетельствующие о достоверности включенных в ЕГРЮЛ данных, а также если представленные документы не свидетельствуют о достоверности данных, в отношении которых направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице (п. 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ)).

Еще одним основанием для признания недействительным решения о государственной регистрации общества является совершение удостоверительной надписи нотариуса, свидетельствующей подпись заявителя (представителя юридического лица), не по установленной форме.

Так, в ходе расследования дела N А40-145023/09-130-809 выяснилось, что подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации общества при его создании не была удостоверена нотариусом по соответствующей форме, а имеющиеся исправления в ней не были подтверждены в установленном порядке. Суд вынес решение, что представление ненадлежаще оформленного заявления должно приравниваться к его непредставлению и налоговый орган не имел законных оснований для принятия решения о государственной регистрации общества.

Также, основанием для признания недействительной государственной регистрации созданного общества считается признание государственной регистрации единственного учредителя общества недействительной. Например, по делу А40-44372/03-84-492 суд постановил, что выявленные в учредительных документах ООО нарушения являются неустранимыми, поскольку единственным его учредителем было ЗАО, чья государственная регистрация признана другим решением суда недействительной, в связи с тем, что гражданин К. не учреждал ЗАО, и соответственно также не было его волеизъявления на учреждение ООО.

Отсутствие волеизъявления учредителя на создание общества (регистрация проведена по паспорту умершего лица либо по утерянному или украденному паспорту) влечет признание недействительным решения регистрирующего органа о госрегистрации создаваемого ООО.

По материалам дела N А32-1917/2014, вследствие отрицания заявителем волеизъявления на создание общества, факта подписания и подачи документов на государственную регистрацию общества судом по ходатайству заявителя была назначена судебно-почерковедческая экспертиза. В соответствии с заключением эксперта подписи от имени заявителя были выполнены иным лицом.

Таким образом, суд постановил, что представление на государственную регистрацию подложных документов, не порождающих каких-либо юридических последствий, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документов, содержащих необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.

Также по этому вопросу существует мнение научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск), согласно которому отсутствие волеизъявления учредителя на создание юридического лица является неустранимым нарушением, в связи с чем государственная регистрация юридического лица, осуществленная по паспорту умершего лица либо по утерянному паспорту (при достаточных для этого доказательствах), подлежит признанию недействительной.

Отсутствие общества по указанному в учредительных документах адресу после его государственной регистрации, напротив, не является основанием для признания его госрегистрации недействительной.

По данному вопросу было рассмотрено несколько аналогичных дел, однако суды соглашаются во мнении, что по смыслу Закона о государственной регистрации государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации. Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации влечет иные правовые последствия.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61, адрес общества должен содержаться в ЕГРЮЛ (абз. 1 п. 3 ст. 54 ГК РФ), но наличие адреса в уставе общества не обязательно, поскольку в этом документе должно быть указано место нахождения общества, а именно наименование населенного пункта (муниципального образования).

Представление на государственную регистрацию подложного документа об уплате госпошлины не признается судами как основание для признания регистрации общества недействительной.

Так, арбитражный суд по делу N А41-К2-17766/07 правомерно отказал налоговому органу в его требовании о признании недействительной регистрации юридического лица по мотивам неоплаты им госпошлины, поскольку вопрос о ее не оплате может быть разрешен позднее в административном порядке, предусмотренном, в частности, ст. 25 ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также ст. 14.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Оснований для не регистрации общества в данном случае не имелось, так как данным юридическим лицом были предоставлены в налоговую инспекцию все необходимые документы, а налоговая служба не вправе при регистрации заниматься правовой экспертизой представленных ему на регистрацию документов.

Последствия признания недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью при создании

В случае признания недействительным решения о регистрации общества регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись об изменении сведений об обществе, а не исключает запись о его госрегистрации.

В соответствии со статьей 11, пунктом 3 статьи 5 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр; при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.

Также согласно пункту 5 "Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и представления содержащихся в нем сведений", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации за N 438 от 19.06.2002 года, изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.

Рассмотрев дело N А76-19418/2011, суд указал, что признание недействительным регистрации (решения о государственной регистрации) юридического лица при его создании является основанием для последующей ликвидации юридического лица в соответствии с положениями ст. 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации и гл. 7 Закона о регистрации, из содержания которых следует, что ликвидация юридического лица представляет собой процедуру, при осуществлении которой должны приниматься меры, направленные на защиту интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица и иных заинтересованных лиц, и соблюдаться определенный порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица. Поэтому исключение записи о регистрации общества повлечет нарушение прав участников гражданского оборота, судебные акты в указанной части подлежат отмене (ч. 2 ст. 288, п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В июле 2014 года Президент РФ внес ряд поправок в Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Цель поправок – решить несколько важнейших задач. Одна из задач – гарантировать защиту прав представителей бизнеса, законодательно снизить риск административного произвола. Вторая цель поправок – уменьшить расходы предпринимателей, которым приходится нести судебные издержки. Еще один важный момент – благодаря поправкам, регламентировать порядок обжалования действий регистрирующих органов.


Справка

Название документа :

Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 241-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Источник публикации :

  1. Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.07.2014 г.;
  2. «Российская газета», N 163, 23.07.2014 г.;
  3. «Собрание законодательства РФ», 28.07.2014 г., № 30 (Часть I), ст. 4242.

Вступление в силу :

В соответствии со статьей 3 данный Закон вступил в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования, т.е. — 22 августа 2014 г.

Суть поправок

На данный момент законодательством не определены сроки и порядок рассмотрения жалоб на решения, вынесенные органами, регистрирующими юридические лица и ИП. Поэтому такие жалобы рассматривают в соответствии с законом о порядке рассмотрения обращений граждан РФ.

Такое положение дел приводит к тому, что сроки госрегистрации затягиваются, а предприниматели вынуждены преодолевать многочисленные препятствия, чтобы начать осуществлять свою деятельность. Предполагается, что дополнения и изменения в законе решат эти проблемы.

Новый порядок обжалования

Федеральный закон № 241-ФЗ от 21 июля 2014 года определяет порядок обжалования решения о регистрации юрлица или индивидуального предпринимателя, либо в ее отказе:

  • Обжаловать действие регистрирующего органа можно в течение 3-х месяцев с момента, когда заинтересованное лицо узнало о неправомерном решении регистрирующего органа. Если обжалуется отказ в регистрации, то 3-х месячный срок начинает отсчитываться либо с момента получения решения заинтересованного лица, либо с момента, когда оно должно было его получить (в случае, если лицо избегает получения решения).
  • Заинтересованное лицо также в 3-х месячный срок может подать жалобу на решение вышестоящего регистрирующего органа. Датой отсчета в этом случае считается дата принятия решения по жалобе на действие нижестоящего регистрирующего органа. Если лицо, обжалующее решение, по уважительной причине пропустило 3-х месячный срок, когда было возможно обжалование, то этот срок может быть восстановлен по его ходатайству.
  • Жалоба на решение регистрирующего органа о регистрации может быть подана либо в вышестоящий орган регистрации, либо в суд.
  • Обжаловать отказ в регистрации можно только в вышестоящий орган. То есть законом утвержден обязательный досудебный порядок обжалования отказов, что существенно разгружает судебную систему.
  • Жалобу можно подать либо непосредственно в вышестоящий регистрирующий орган, который будет рассматривать жалобу, либо через орган, на действие которого подается жалоба. В случае если жалоба подается через орган регистрации, действия которого обжалуются, данный орган должен в течение трех дней переправить жалобу в вышестоящую инстанцию.

Требования к жалобе

Законом определены четкие требования к жалобе:

  • В тексте жалобы должны содержаться сведения о ФИО физического лица, подающего или направляющего жалобу, месте его жительства. Если жалоба составляется от имени юридического лица, то в документе должно быть указано наименование и адрес юрлица.
  • Жалоба должна содержать сведения о решении, которое обжалуется, основания, имеющиеся для обжалования и требования лица, которое подает жалобу.
  • В жалобе могут содержаться номера телефонов, адреса электронной почты, к ней могут быть приложены документы, которые могут подтверждать доводы лица, обжалующего решение.

Жалобу можно подать лично, отправить по почте, либо направить в форме электронного документа. В этом случае документ должен быть подписан электронной подписью. Подписать и подать жалобу может либо сам заявитель, либо его представитель. Если решение обжалуется представителем, то он должен представить документ, подтверждающий его полномочия.

Порядок рассмотрения жалобы

Жалобу могут оставить без рассмотрения, только если в ней отсутствуют сведения, указанные выше, жалоба подписано лицом, неуполномоченным это делать, либо если заявитель добровольно отказался от жалобы.

Законом определено, что решение о том, чтобы оставить жалобу без рассмотрения, должны принять в течение 5 дней с момента ее поступления. Заявитель должен быть письменно уведомлен о таком решении в течение трех дней с момента его принятия.

Если жалоба принята к рассмотрению, то вышестоящий орган регистрации рассматривает саму жалобу, приложенные к жалобе документы, дополнительные документы, представленные дополнительно в ходе рассмотрения, а также материалы, представленные органом регистрации.

Решение по жалобе, принятой к рассмотрению, должно быть принято в срок до 15 рабочих дней. Он может быть продлен, если для принятия решения требуется запросить дополнительные документы или дополнительную информацию от регистрирующего органа, либо если такие документы предоставляет заявитель. Максимальный срок, на который может быть увеличено время рассмотрения жалобы — 10 рабочих дней. Если решение так и остается не принятым в установленные сроки, то заявитель может обратиться в суд.

В результате рассмотрения вышестоящий регистрирующий орган выносит решение об отмене решения органа регистрации, либо оставляет жалобу без удовлетворения. Решение, принятое относительно жалобы, вручают или направляют лицу, которое подало жалобу. Кроме того его направляют в регистрирующий орган в день принятия решения, либо в день, следующий за ним.

Если в результате обжалования принято решение об отмене решения в отказе государственной регистрации, то регистрирующий орган должен вынести новое решение по документам, имеющимся для госрегистрации. Срок для выполнения этого требования – 5 рабочих дней со дня получения решения от вышестоящей инстанции. Точно такой же срок установлен для осуществления записи в случае отмены решения о госрегистрации, осуществленной регистрирующим органом.

О новой возможности досудебного урегулирования споров в сфере государственной регистрации нам рассказала.

- Елена, когда была законодательно введена возможность обжалования решения регистрирующего органа? Кто вправе прибегнуть к этой процедуре?

22 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 241-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который ввел процедуру досудебного урегулирования споров с регистрирующим органом. В настоящее время обратиться с жалобой на решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя может любое заинтересованное лицо, если оно считает, что такое решение нарушает его права.

Обязательность досудебного урегулирования спора зависит от того, какое решение обжалуется: решение об отказе в государственной регистрации подлежит обязательному обжалованию в вышестоящем налоговом органе, а решение о государственной регистрации может быть обжаловано сразу в судебном порядке.

Прообразом процедуры досудебного урегулирования споров с регистрирующим органом стала процедура досудебного обжалования решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенных по итогам налоговых проверок, введенная еще в 2009 году.

- Как следует подавать жалобу на решение регистрирующего органа?

Жалоба подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска данного срока по уважительной причине он восстанавливается по ходатайству лица, подающего жалобу.

Допускаются два варианта подачи жалобы:

Через орган, решение которого обжалуется (в этом случае все документы вместе с жалобой направляются в вышестоящий орган);

Непосредственно в орган, уполномоченный рассматривать жалобу (в этом случае данный орган запрашивает все документы у органа, чье решение обжалуется).

Жалоба может быть направлена тремя способами:

Направлена почтовым отправлением;

Представлена нарочно;

Направлена в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

В жалобе обязательно должны содержаться следующие сведения:

Фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес (место нахождения) юридического лица, подающего жалобу;

Сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;

Наименование регистрирующего органа, решение которого обжалуется;

Основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

Требования лица, подающего жалобу.

Если жалоба подписывается представителем, то обязательно должна быть приложена доверенность.

- Как долго рассматривают жалобу? Каковы должны быть действия заявителя и регистрирующего органа после принятия решения по жалобе?

Жалоба рассматривается без участия лица, ее подавшего. По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

Об отмене решения регистрирующего органа;

Об оставлении жалобы без удовлетворения.

Решение по жалобе принимается в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. В некоторых случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней.

Решение по итогам рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, а также направляется в регистрирующий орган.

В случае если вышестоящим органом отменено решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации, регистрирующий орган обязан вынести решение по документам, представленным для государственной регистрации, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа.

В случае если вышестоящим органом отменено решение регистрирующего органа о государственной регистрации, регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа.

Если вышестоящий орган оставил жалобу без удовлетворения и заявитель жалобы с таким решением не согласен, то он может обратиться в суд. В этом случае срок для судебного обжалования исчисляется с момента, когда лицо, подавшее жалобу, получило уведомление о принятом решении либо решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу.

Важно помнить, что если лицом, подавшим жалобу, не было получено уведомление о принятом решении либо само решение по итогам рассмотрения жалобы, то срок для обращения в суд начинает исчисляться со дня истечения 25 рабочих дней с момента подачи жалобы.

- С тех пор как появилась возможность досудебного обжалования решений регистрирующего органа, какие плюсы и минусы Вы можете отметить в этой процедуре?

Данная процедура имеет как плюсы (например, заявитель жалобы не несет расходы по уплате государственной пошлины, вся процедура занимает меньше времени, чем судебный процесс), так и минусы (например, не урегулирован вопрос о порядке компенсации затрат, понесенных при подготовке жалобы, нет возможности участвовать при ее рассмотрении). Будет ли она столь же востребована и эффективна, как досудебное обжалование решений, принимаемых по итогам налоговых проверок, покажет время.



Просмотров