Реорганизация надзорных органов в году. Проверка Роспотребнадзора: все, что нужно знать. Что обычно проверяют сотрудники Роспотребнадзора

Профессиональный праздник отмечают сегодня работники Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека /Роспотребнадзор/. В этот день в 1922 г. декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики» были созданы первые в России санитарно-эпидемиологические учреждения. С этого времени в стране началось создание сети специализированных санитарно-профилактических учреждений — санитарно-эпидемиологических станций.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образована в соответствии с указом президента России от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Руководителем Роспотребнадзора является Геннадий Онищенко, который возглавляет данную службу с момента ее образования. Главный санитарный врач Онищенко является, пожалуй, одним из самых цитируемых СМИ чиновников. Его решения бурно обсуждаются именно потому, что затрагивают жизнь каждого человека.

Роспотребнадзор обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие, механизм, с помощью которого решаются насущные проблемы охраны здоровья населения. Помимо этого служба, в целях защиты прав потребителей, осуществляет государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров

Роспотребнадзор находится в ведении Минздравсоцразвития РФ. Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и иными организациями. В Роспотребнадзоре образовано 89 территориальных управлений и 90 Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах России. Специалисты Федеральной службы осуществляют санитарно-карантинный контроль в 285 пунктах пропуска, в том числе в 102 — на автомобильном транспорте, 67 — в аэропортах, 64 — морских, 13 — речных, 39 — на пограничных железнодорожных станциях.

Помимо Территориальных управлений и Центров гигиены и эпидемиологии, в подведомственности Роспотребнадзора находится 28 научно-исследовательских институтов, 14 противочумных станций и более 100 организаций дезинфекционного профиля.

Всего в органах и организациях Роспотребнадзора работает около 110 тысяч специалистов, которых сегодня стоит поздравить с профессиональным праздником и пожелать им успехов в работе, здоровья и счастья.

О ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

Селекторное совещание.

Из стенограммы:

Д.Медведев: Где-то полгода назад мы приступили к реформе контрольной и надзорной деятельности. Эта сфера была выделена в отдельную приоритетную программу . Все целевые задачи реформы вплоть до 2025 года были специально сформулированы и утверждены. Мы, кстати, вчера их обсуждали и на партийной комиссии «Единой России» . Так что эта тема является очень важной для различных форматов обсуждения.

Горки, Московская область

Вступительное слово Дмитрия Медведева на селекторном совещании о ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

Успех любой реформы в значительной мере зависит от эффективности её исполнения в регионах, поэтому у нас сегодня такой селектор. Мы обсудим с коллегами, как организована эта работа и как обеспечивается координация реформы с территориальными органами.

На что хочу обратить особое внимание руководителей контрольных ведомств, которые здесь присутствуют?

Во-первых, начиная с 2018 года все плановые проверки должны проводиться исключительно исходя из категорий рисков. По таким категориям, в свою очередь, необходимо распределить все поднадзорные объекты.

Как мы и договаривались, контрольный фокус – на места, где угроза причинения вреда, прежде всего жизни и здоровью людей, является максимальной. И наоборот, нет смысла ходить с проверками туда, где потенциальная угроза незначительна.

Такой же подход необходимо использовать и при внеплановых проверках.

Второе. Деятельность контрольных ведомств будет оцениваться не по количеству проверок, величине выписанных штрафов и красивым бумажным отчётам, а по улучшению реальных показателей безопасности. Важно, чтобы не только приходили с проверкой, а фактически замеряли, насколько снизились смертность, травматизм, заболеваемость или экономический ущерб. На этом же основании будут приниматься и соответствующие кадровые решения.

Третье. Развитие современной высокотехнологичной компании несовместимо с выполнением устаревших требований со стороны надзорных органов. Многие из этих требований перекочевали ещё с советских времён. К осени ведомства должны подготовить «дорожные карты» по их сокращению и актуализации. А в дальнейшем эти требования должны быть кодифицированы по каждой сфере государственного контроля.

Подготовкой предложений по пересмотру требований занимается и Общественно-деловой совет под руководством РСПП.

Такая совместная работа должна повысить доверие бизнеса к государству и, конечно, улучшить взаимоотношения властей и предпринимателей.

При непосредственном участии предпринимателей внедряются и так называемые проверочные листы, то есть списки контрольных вопросов при проверках. Я подписал ряд постановлений на эту тему. Такие «чек-листы» станут обязательными при плановом , надзоре и . Предмет проверок будет строго ограничен согласованным перечнем вопросов.

В числе таких вопросов и требований – наиболее значимые угрозы. Они касаются вреда жизни и здоровью, окружающей среде, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и некоторых других. С октября этого года новые правила заработают с некоторыми исключениями, а с июля следующего года – для всех объектов защиты.

Уже сейчас очевидно, что одним из главных направлений будущей работы станет цифровизация государственного управления, и в первую очередь государственного контроля, в рамках задачи по построению цифровой экономики, которая была поставлена Президентом. Сегодня она будет обсуждаться на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Нам предстоит совершить переход от долгих и дорогих очных проверок к дистанционным методам контроля – с помощью телеметрии, датчиков, фото- и видеофиксации и так называемого интернета вещей. Для этого крайне важно наладить быстрый и удобный обмен данными с регионами и таким образом шире вовлечь их в создаваемую единую информационную среду контроля и надзора.

В отдельных местах уже успешно применяются технологии дистанционного контроля. Более того, они доказали свою экономическую эффективность. Все эти практики можно тиражировать.

И главное, чего предстоит добиться в результате реформы, – это принципиально изменить саму философию контроля. Перестроить его с принципа «найти нарушение и наказать любой ценой» на принцип партнёрского и «сервисного» отношения к бизнесу. Сместить акцент на профилактику нарушений и предотвращение ущерба.

И люди наши, и, конечно, сам бизнес ждут от реформы конкретных результатов, прозрачности, современных и предсказуемых подходов, качества работы. Ждут нового уровня безопасности и нового уровня экономической свободы.

Мы договорились, что каждым надзорным органом в регионе ежеквартально будут проводиться публичные обсуждения результатов проверок с предпринимателями – по существу и в профессиональном ключе.

Для оценки практических результатов хода реформы в Правительстве будет создана специальная аттестационная комиссия. Она будет постоянно следить за работой руководящего состава надзорных ведомств.

Отдельно хочу выделить в реформе государственного контроля роль органов прокуратуры. В тесном взаимодействии с Генеральной прокуратурой Правительство готовило все основные направления этой реформы. И один из основных ресурсов по обеспечению прозрачности государственного контроля – единый реестр проверок – создавался и развивается нами совместно.

Для дальнейшего обсуждения передаю слово Юрию Яковлевичу Чайке.

Ю.Чайка (Генеральный прокурор Российской Федерации) : Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Уже более 10 лет органами прокуратуры осуществляются мероприятия по защите бизнеса. Только за последние два с половиной года пресечено около 150 тыс. нарушений в этой сфере, прокурорами отклонено почти 900 тыс. необоснованных заявлений контролирующих органов о проведении проверок. Это ощутимый для бизнеса результат. Однако, к сожалению, не всё идёт гладко.

Повсеместно мы сталкиваемся с нежеланием контролёров менять устаревшие подходы к проверкам бизнес-структур. Показательны результаты недавнего соцопроса, проведённого Минвостокразвития в рамках подготовки совместного с Генпрокуратурой заседания коллегий: 47% предпринимателей Дальневосточного федерального округа сталкивались с проверками, носящими заказной характер, причём две трети опрошенных, по сути, не видят каких-либо шансов отстоять свои права в суде.

Спросите любого представителя бизнеса: визиты кого из проверяющих создают наибольшие проблемы? Ответ будет однозначный: сотрудников полиции. Под видом гласных оперативных мероприятий они могут появиться в любой организации, изъять документацию, оргтехнику, парализовать работу. Ещё в 2013 году, выступая в Совете Федерации, я предложил установить обязательное согласование подобных проверок прокурорами, однако соответствующие законодательные предложения, поддержанные Общественной палатой и бизнес-сообществом, торпедируются Министерством внутренних дел и другими силовиками и до сих пор не реализованы.

Вместе с тем за последние три года при проведении более 19 тыс. гласных оперативных мероприятий подразделениями МВД допущено свыше 2 тыс. нарушений, а возбуждением уголовного дела закончилось менее 15% обследований. Спрашивается, зачем в остальных случаях сотрясали бизнес-структуры?

По данным прокуроров, МВД и в целом является одним из лидеров по числу допущенных нарушений в ходе реализации контрольных полномочий в отношении предпринимателей (свыше 4 тыс. в 2016 году). Больше только у МЧС – почти 6 тыс. Кроме того, прокурорами вскрыто около 4 тыс. нарушений в деятельности органов Роспотребнадзора, свыше 2 тыс. – в деятельности Ростехнадзора и Ространснадзора, по 1 тыс. – в Росреестре и Росприроднадзоре.

Остановлюсь на наиболее характерных недостатках в деятельности органов контроля, выявленных прокурорами. Плановые проверки нередко проводятся по адресам, не совпадающим с указанными в распоряжениях, с превышением предельного 20-дневного срока, иногда более чем вдвое. Распространены факты незаконного проведения контрольных мероприятий без включения в ежегодный сводный план проверок – в Воронежской области, Ханты-Мансийском округе и ряде других регионов.

Несмотря на действующий мораторий, в план на 2017 год предлагались проверки предприятий малого и среднего бизнеса. Причём подобные нарушения допускались и на федеральном уровне.

Внеплановые проверки проводятся в отсутствие сведений о нарушении прав, без издания соответствующих распоряжений и согласования с органами прокуратуры. И даже, вопреки прямому запрету в законе, – по анонимным обращениям.

Отдельно хотел бы остановиться на коррупционных проявлениях в деятельности контрольно-надзорных органов. Они связаны с незаконными выплатами контролёрам поднадзорными предприятиями за оказание консультационных, образовательных услуг, с неправомерным принятием решений в пользу аффилированных структур, недостоверностью декларируемых сведений о доходах и расходах. В 2016 году и I квартале 2017 года прокурорами установлено 9 тыс. подобных нарушений, в связи с чем, по нашим материалам, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше 730 виновных должностных лиц.

Безусловно, рассмотрение актов прокурорского реагирования контролирующими органами приводит к активизации их деятельности, что в результате может повлечь дополнительное давление на бизнес, поэтому в декабре 2016 года мной прокурорам дано указание воздержаться от предвзятых, негативных выводов о работе органов контроля, приводящих к проведению необоснованных проверочных мероприятий в отношении субъектов предпринимательства. Прокуроры в целом ориентированы на совершенствование работы по защите бизнеса.

При формировании планов контрольных мероприятий на 2017 год мы будем рассматривать предложения органов контроля, учитывая правильность определения ими интенсивности проверок предприятий в зависимости от степени опасности производства и их репутации. Иными словами, мы оценим, как контролёры применяют риск-ориентированный подход.

Кроме того, дальнейшее развитие получит функционал единого реестра проверок, возможности коммуникации с бизнес-сообществом с использованием современных технологий.

В условиях стремительно развивающейся цифровой экономики контролирующим органам следует более активно участвовать в создании информационной среды контрольно-надзорной деятельности, развивать свои ресурсы, с тем чтобы их мероприятия проводились в предсказуемом, прозрачном режиме.

Необходимо и в дальнейшем совершенствование нормативно-правовой базы. На сегодня огромное количество внеплановых проверок вообще не согласовывается с органами прокуратуры. В соответствии с законодательством утверждению подлежит лишь 3% от общего числа. В 2015–2016 годах мы санкционировали только 75 тыс. из 2,5 млн внеплановых проверок.

По поручению главы государства нами разработан проект закона, устраняющий данные диспропорции, который положительно оценивается общественными объединениями предпринимателей. С учётом позиции Государственно-правового управления Президента он направлен в Правительство для формирования консолидированного мнения и согласования.

Прошу Вас, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич, поддержать нашу инициативу.

Очевидно, что благоприятный бизнес-климат сегодня во многом зависит от чётко выстроенной работы региональных властей. Во время организации в этом году совещания по защите прав предпринимателей в Ярославле мы непосредственно убедились, что в данном регионе, а также в Тульской, Белгородской, Калужской областях и ряде других налажен конструктивный диалог между властью и бизнесом. Активно взаимодействуют с ними в данной сфере и прокуроры.

В заключение хотел бы отметить, что при подготовке сегодняшнего мероприятия получен положительный опыт координации нашей совместной с Правительством Российской Федерации деятельности. Мы высоко оцениваем данные результаты и возлагаем большие надежды на то, что все наработки будут нами совместно эффективно использованы в целях обеспечения прав предпринимателей.

Д.Медведев: Спасибо большое, Юрий Яковлевич.

Михаил Анатольевич (обращаясь к М.Абызову) , расскажите, как по линии Правительства эта работа велась, потому что Вы этим занимаетесь.

М.Абызов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

За период с момента утверждения паспорта приоритетной программы уже есть определённые достижения по каждому из проектов. В целом хочу доложить, что мы идём в рамках утверждённого президиумом графика.

Я хотел бы акцентировать внимание на двух моментах.

Первое. Перед нами стоят масштабные, амбициозные задачи, начиная с построения качественно иной, партнёрской модели взаимодействия с бизнесом, внедрения риск-ориентированного подхода и заканчивая повсеместным внедрением современных информационных технологий при осуществлении контроля. Всё это требует более высокой квалификации инспекторского состава. Именно эти люди должны принимать решения, от которых зависит жизнь и здоровье граждан. Они должны прекрасно разбираться во всех тонкостях подконтрольной сферы, включая технологические процессы, а также обладать высокими навыками работы с современными сложными информационными системами.

В этой связи крайне важно выстроить принципиально новую, масштабную систему подготовки и обучения сотрудников, повышения их квалификации, а это в общей сложности порядка 130 тыс. человек. В этой связи нами в рамках проекта подготовлен стандарт кадрового менеджмента, а также комплексная программа по повышению квалификации и переобучению персонала.

Второе – это работа по профилактике нарушений. Именно профилактика нарушений должна стать ключевой осью по предупреждению нарушений, предупреждению вреда для жизни и здоровья граждан.

В этой связи мы запустили практику проведения публичных слушаний с бизнесом и участием региональных властей, в рамках которых подконтрольные органы, а также субъекты, контрольные органы на местах рассказывают о результатах своей работы, разъясняют требования и помогают бизнесу избежать нарушений в будущем.

Только за два прошедших месяца в субъектах Российской Федерации было организовано более 400 подобных мероприятий, в каждом из которых принимали участие до 200 человек. В общей сложности это несколько десятков тысяч людей, наших предпринимателей, которые ознакомились со всеми тонкостями и особенностями работы контрольных органов.

Брифинг Михаила Абызова по завершении совещания

Из стенограммы:

Вопрос: По итогам селекторного совещания звучали какие-то предложения от регионов? И второй вопрос: были даны какие-то дополнительные поручения Председателем Правительства?

М.Абызов: Регионы принимают самое активное участие в реализации задач реформы контрольно-надзорной деятельности (у нас принят отдельный проект по совершенствованию государственного надзора на региональном уровне). И их вовлечённость в этот процесс, понимание того, что происходит на местах, является, наверное, ключевым аспектом и залогом успешности реформы.

Многие предложения, которые сегодня звучали и обсуждались, актуальны не только для тех регионов, которые высказались, но и для всех регионов России.

Конечно, в первую очередь это вопрос исключения избыточных и дублирующих, устаревших надзорных требований, которые уже несовместимы с сегодняшним уровнем технологического развития наших предприятий и которые надо менять.

И эту работу мы вместе с регионами будем проводить. Регионы такие предложения готовят и направляют в наш проектный центр, с тем чтобы мы их обобщали и принимали соответствующие решения.

Второй вопрос связан с задачами по информатизации государственной контрольно-надзорной деятельности. Когда мы говорим о реализации проекта «Цифровая экономика», то имеем в виду, что необходимо и ту часть государственного управления, которая нуждается в цифровизации, реализовывать более активно. И эту задачу надо решать и на федеральном, и на регионом уровне.

Третье. Конечно, много вопросов обсуждалось в отношении проверок, которые проводят федеральные надзорные ведомства в регионах. Не все проверки бывают объективными, есть случаи предвзятых проверок. Бывают случаи, когда вместо проведения проверочных мероприятий некоторые надзорные ведомства используют так называемые административные расследования, которые не надо согласовывать с органами прокуратуры. И в результате предприниматели, по сути дела, подвергаются проверочному давлению без полного соблюдения всех необходимых требований, которые предусмотрены нашими надзорными регламентами. Поэтому одно из поручений, решений, которое сегодня обсуждалось, связано с тем, чтобы внести изменения в законодательство и административные расследования фактически приравнять к проверкам, а это означает, что административные расследования будут подлежать согласованию с органами прокуратуры и будут регламентироваться как обыкновенные надзорные мероприятия.

Кроме того, регионы ставят вопросы о делегировании части надзорных полномочий в тех сферах, которые наиболее значимы для экономики и жизни конкретных территорий. Мы будем прорабатывать эти предложения. Есть виды государственного надзора, которые не могут быть переданы на региональный уровень. Связано это с тем, что многие риски, которые контролируют надзоры, являются экстерриториальными. Это означает, что их федерализация, централизация – наиболее качественный путь по защите интересов граждан, их жизни и здоровья.

Кроме того, обсуждался вопрос финансирования реформы контрольно-надзорной деятельности. Мы будем готовить предложения по возможному выделению дополнительных средств в следующем финансовом цикле на финансирование работы наших региональных, территориальных органов.

Вопрос: Сегодня Премьер-министр сообщил о создании аттестационной комиссии. Расскажите об этом подробнее. И как будут обучать инспекторов, которые будут проводить проверки?

М.Абызов: Президиумом Совета по приоритетным проектам утверждён паспорт приоритетной программы по реформе контрольно-надзорной деятельности. В частности, один из проектов, который в рамках этого паспорта реализуется, это проект по совершенствованию кадровой работы. Им предусмотрено в том числе на федеральном уровне, на уровне Правительства создание аттестационной комиссии, которая будет рассматривать качество работы высших руководящих сотрудников федеральных надзорных ведомств. Это утверждено решением президиума, и нам в ближайшее время необходимо внести документы по организации работы такой комиссии. Затем Председатель Правительства будет принимать решение.

По поводу обучения инспекторов. Я думаю, что на этой неделе мы опубликуем комплексную программу по обучению сотрудников контрольно-надзорных ведомств. Мы обсуждали её на прошлой неделе, и она практически сегодня согласована. Там есть несколько направлений этой работы, начиная от онлайн-курсов для инспекторского состава, в рамках которых будет повышаться общая квалификация по общим дисциплинам управленческого характера, заканчивая специальным курсом по отдельным видам контроля и надзора, связанным с подготовкой проверок, организацией проверок, профилактических мероприятий, системой взаимодействия между инспектором и предпринимателем. Нам необходимо в рамках этих онлайн-курсов охватить процессом переобучения более 130 тыс. сотрудников надзорных ведомств, это большое количество людей. И такие дистанционные онлайн-курсы и последующая аттестация по результатам онлайн-курсов должны существенно повысить квалификацию нашего инспекторского персонала.

С другой стороны, отдельное направление работы с высшим руководящим составом надзорных ведомств – это семинары, которые мы будем проводить совместно с РАНХиГС. Большую работу будет проводить аналитический центр при Правительстве, на площадке которого для руководителей федеральных и территориальных государственных надзоров будут обсуждаться лучшие практики. Проблемы, с которым сталкиваются в своей работе надзорные ведомства, во многом одинаковы, поэтому и удачные решения, которые кто-то находит, важно вовремя выявлять и масштабировать. Этим будет заниматься аналитический центр при Правительстве.

Министерства и ведомства, органы при правительстве:

  • Федеральный проектный офис (Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам)(до 19.07.2018)

Реорганизация Роспотребнадзора в 2018-2019 годах - последние новости об этом касаются структуры и деятельности ведомства. Какие изменения предстоят в структуре, составе службы и в чем заключается оптимизация Роспотребнадзора в 2018-2019 годах, расскажем в нашей статье.

Чем занимается Роспотребнадзор

Роспотребнадзор — это орган, осуществляющий контроль и надзор за благополучием человека в сфере защиты его прав, а также санитарно-эпидемиологической обстановки в целом.

Создана эта организация на основании указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314.

В своей деятельности она руководствуется постановлениями Правительства РФ:

  • «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004 № 154;
  • «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 30.06.2004 № 322.

Это учреждение выполняет большой объем функций, среди которых:

  1. Наблюдение за санитарно-эпидемиологическим состоянием населения, в том числе:
    • на водных объектах;
    • в жилых помещениях;
    • в общественном питании;
    • при строительстве;
    • на производстве, включая сами производственные процессы и оборудование;
    • при утилизации отходов;
    • за содержанием образовательных и лечебных учреждений;
    • за состоянием почвы и земли.
  2. Надзор за соблюдением прав потребителей.
  3. Оформление и выдача санитарно-эпидемиологических заключений. Подробнее о выдаче заключения говорится в статье «Получаем санитарно-эпидемиологическое заключение» .
  4. Проведение аттестации работников, занятых на работах, связанных:
    • с пищевыми продуктами (их производством, хранением, транспортировкой и т. д.);
    • обучением детей;
    • проведением лабораторных исследований;
    • бытовым и коммунальным обслуживанием;
    • проведением проверок на наличие инфекций и различных заболеваний.

Реорганизация Роспотребнадзора —вопрос, который на сегодняшний день весьма актуален.

Новости Роспотребнадзора РФ о реорганизации и сокращении: оптимизация

Еще в марте 2016 года в своем интервью министр финансов РФ озвучил информацию о том, что в скором времени госслужащих, а значит, и предприятия, финансируемые из бюджета, ждут значительные изменения. В том числе намечается реорганизация Роспотребнадзора.

Первым и самым действенным приемом по улучшению работы этой государственной структуры является продолжение сокращения Роспотребнадзора в 2018-2019 годах.

Реформа Роспотребнадзора в 2018-2019 годахвключает в себя оптимизацию численности его персонала. Планируется введение дополнительных требований к квалификации лиц, трудящихся на государственной службе.

В качестве основных требований, предъявляемых к работникам, являются:

  1. Обязательное наличие профильного образования по занимаемой специальности. Требование касается руководителей, заместителей, специалистов. Эта категория служащих будет обязана иметь уровень образования выше чем бакалавр. Для остальных работников обязательно наличие среднего специального образования.

    В случае если сотрудник имеет достаточный уровень образования, его подвергнут испытаниям на знание:

    • Конституции РФ;
    • иных законов и актов относительно гражданской службы;
    • антикоррупционных законов и актов.
  2. Наличие необходимого для занимаемой должности трудового стажа.
  3. Иные требования.

Планируется уволить лиц, не прошедших указанные проверки на соответствие занимаемой должности.

Реформа Роспотребнадзорапредполагает оптимизацию работы всего аппарата учреждения.

Реформа Роспотребнадзора в 2018-2019 годах: объединение

Реорганизация Роспотребнадзора в предыдущие годыпланировалась с целью разделения контроля и надзора, а также объединения или упразднения ведомств, которые осуществляют эти функции.

Необходимость в этом назрела в декабре 2014 года после указаний Президента РФ о снятии тотального контроля за предприятиями и бизнесом, оптимизации работы государственных предприятий, обоснованных экономическим кризисом в стране.

Изначально с целью экономии расходования бюджетных средств планировалось сокращение существующих министерств с 21 до 15, а также упразднение 11 агентств и создание новых 9 надзорных органов.

Для исполнения этого поручения предполагалось слияние следующих структур:

  1. Роспотребнадзора;
  2. Розздравнадзора;
  3. Россельхознадзора.

Результатом такого слияния должен был стать новый мощный орган, который будет контролировать безопасность пищевых продуктов и лекарственных средств.

Однако в новостях о Роспотребнадзорепрозвучало, что вопрос о слиянии контрольных органов не стоит на повестке дня Правительства РФ. Об этом в частности в октябре 2017 года заявил министр Михаил Абызов. Он заявил, что слияние госорганов является только одним из инструментов оптимизации их деятельности, а не самоцелью.

Чем занимается Россельхознадзор

Россельхознадзор — это государственный орган, который осуществляет контроль и надзор в сфере ветеринарии, карантина, защиты растений, обращения с пестицидами, а также земельных отношений, по участкам сельскохозяйственного назначения.

Это ведомство было также создано на основании указа № 314.

В своей деятельности оно руководствуется постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» от 30.06.2004 № 327.

Перечень его полномочий довольно обширен. Среди них можно выделить основные по контролю и надзору:

  • за соблюдением ветеринарных правил, в том числе по ликвидации очагов заболеваний при массовом заражении;
  • соблюдением ветеринарных правил при производстве, хранении, заготовке, перевозке лекарственных препаратов, кормов для животных;
  • выполнением мероприятий по охране животных на территории РФ от заражения из иностранных государств;
  • предоставлением земельных участков для проведения мероприятий по разведению животных, их содержанию, а также хранению лекарственных средств и кормов для них;
  • использованием пестицидов и агрохимикатов, средств защиты растений, семеноводства при транспортировке, хранении, перевозке, вывозе и ввозе на территорию РФ;
  • использованием семян охраняемых сортов;
  • посевами и семенами сельскохозяйственных растений;
  • оформлением и выдачей ветеринарных заключений и другие функции.

Слияние Россельхознадзора и Роспотребнадзора

Объединение Роспотребнадзора и Россельхознадзора — тема, которая тоже часто поднимается в СМИ с 2015 года.

Такая необходимость возникла из-за того, что некоторые задачи этих учреждений дублируют друг друга.

Оба этих ведомства проверяют продукцию:

  1. Россельхознадзор — товары сельскохозяйственного назначения, не прошедшие обработку (термическую и другие виды). Таким образом, допускается проверка как ферм, так и магазинов, поскольку сырые фрукты и овощи есть и там, и там. То есть ведомство следит:
  • за сырьем животного происхождения без обработки, таким как мясо, яйцо, молоко, сливки и т. д.;
  • в растениеводстве — за сырыми овощами, фруктами, зерновой продукцией, бобовыми и т. д.
  1. Роспотребнадзор — товары, уже прошедшие промышленную или другую обработку, то есть продукцию, которая не попала под ответственность Россельхознадзора. Помимо этого, указанное ведомство обладает правами по контролю и наблюдению за санитарно-эпидемиологическим состоянием населения.

Обратите внимание! Неоднократно поднимался вопрос об объединении этих 2 организаций. В своем распоряжении «Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы» от 01.04.2016 № 559-р Правительство РФ дало им четкие указания (пп. 39, 40) о подготовке предложений по улучшению своей работы. Целью реформы является непрерывный контроль качества продовольствия от поля до стола потребителя.

Как подчеркивают в Роспотребнадзоре, перечень проверок сформирован с учетом риск-ориентированного подхода, при котором повышенное внимание уделяется объектам высокого риска. "С 2008 года в 4 раза сократился перечень продукции, подлежащей государственной регистрации с 30 до 7 видов. При этом сроки рассмотрения документов уменьшены втрое", - добавили в ведомстве.

При этом там говорят, что уделяют особое внимание снижению административных барьеров. Между тем буквально вчера РИА Новости со ссылкой на поступивший в Совет Федерации доклад генпрокурора РФ Юрия Чайки сообщило, что Генпрокуратура выявила в 2015 году в деятельности Роспотребнадзора ряд нарушений, в частности необоснованное создание административных барьеров для предпринимательской деятельности.

Пока число проверок бизнеса различными ведомствами существенно не сократилось, - отмечает эксперт уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Роман Терехин. - Они только начинают вводить риск-ориентированный подход к проведению проверок, когда их частота привязана к уровню потенциальных рисков (экологических, трудовых и т.п.) на предприятии. Чаще всего проверяют торговлю. И все же среди ведомств, которые к сегодняшнему дню стали проводить меньше проверок, эксперт называет Роспотребнадзор (сокращение проверок на 30%) и Ростехнадзор (снизил число опасных производственных объектов в 2015 г. на 137 600, а это более 48% от общего числа).

Сейчас ведомства осуществляют около 130 видов госконтроля в отношении бизнеса и ежегодно проводится более 2 млн проверок. Так, по данным Минэкономики, в 2012 году провели 2,9 млн проверок, в 2013 году - 2,6 млн, в 2014 году - 2,3 млн проверок.

1 апреля 2016 года, напоминает Роман Терехин, была утверждена “дорожная карта” реформы государственных проверок, которая затронет весь бизнес, а не только малый. Теперь госорганы занялись отбором видов госконтроля для повсеместного внедрения риск-ориентированного подхода к 2018 году. К концу мая 2016 года ведомства должны внести в Госдуму законопроект о госконтроле, а в июне они должны будут разработать предложения по сокращению числа контрольно-надзорных ведомств и их объединению по сферам деятельности.

По предварительным оценкам, полный переход всех ведомств к риск-ориентированному подходу и сокращение числа проверок поспособствует снижению на 20% расходам государства на контрольные мероприятия, а бизнес в связи с этим сможет сэкономить около 1 трлн руб.

Напомним, что еще в декабре вице-премьер Ольга Голодец говорила: "Речь идет о передаче функций Росздравнадзора, Роспотребнадзора, обсуждается тема функций Россельхознадзора, где они должны быть. Мы внимательно следим, чтобы количество надзора сокращалось, чтобы контроль шел только по самым принципиальным моментам".

Кардинальное переформатирование параметров проверочной деятельности является не просто давней мечтой всего бизнес-сообщества, но во многом находит поддержку и понимание со стороны исполнительной и законодательной власти, - говорит профессор Академии МВД РФ, доктор юридических наук Иван Соловьев. В июле прошлого года Владимир Путин подписал закон о трехлетнем моратории на плановые проверки малого бизнеса - с 1 января 2016 года до 31 декабря 2018 года. Речь идет о неналоговых, или административных, проверках (обычно их проводят санэпидстанции, пожарные, трудовые инспекции, органы местного самоуправления). Но мораторий применим только к тем субъектам малого бизнеса, у кого нет административных штрафов за последние три года, и не распространяется на внеплановый контроль.

Кроме того, у каждого ведомства есть сегодня план по исполнению ряда поручений Президента и правительства, касающихся снижения административного, правоохранительного и контрольного давления на бизнес, создания благоприятных условий для бизнес-среды и повышения инвестиционной привлекательности нашей страны. Поэтому, отмечает профессор, пиарить сокращение количества проверок сегодня стало модно – если сократил количество проверок, придумал еще какие-нибудь новации в сфере поблажек бизнесу, значит идешь в фарватере заявленного государственного курса. Так, например, начиная с 1 января 2016 года надзорные органы МЧС России отменили на три года проверки субъектов малого предпринимательства, у которых по итогам предыдущих трех лет не было выявлено нарушений.

Однако есть и более глобальные предложения, напоминает эксперт. Сегодня широко обсуждается законодательная инициатива о вынесении только одного вида административного наказания для впервые нарушивших нормы КоАП предпринимателей – предупреждения. Уже была озвучена и и дея освобождать от уголовной ответственности предпринимателей, совершивших экономические преступления впервые, в случае возмещения ущерба. Сами проверки Иван Соловьев считает частью менталитета нашего чиновничества, сформированного еще в советское время. Нынешние контролеры стремятся самоутверждаться и завоевывать авторитет не только у государства, но и в предпринимательской среде.

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о проверках Роспотребнадзора: кому стоит их ожидать, как подготовиться и на что обратить внимание на каждом этапе инспекции.

Виды проверок

Проверки Роспотребнадзора бывают нескольких видов:

  1. Плановые , осуществляемые каждые 3 года на базе графика, составляемого на год. Ознакомиться с планом можно на официальном сайте. В нем расписано когда, кого и на что будут проверять. О начале плановой проверки предприниматель будет обязательно проинформирован минимум за три дня до ее начала. Уведомление может быть отправлено по почте или передано лично в руки. В 2017-2018 годах малый бизнес был освобожден от плановых проверок. Исключение : организации в сферах здравоохранения, образования, массовых мероприятий. Полный список в Законе N 294-ФЗ. Что касается 2019 года, то законодатели, в конце 2018, продлили срок «проверочных каникул» еще на два года, вплоть до 31 декабря 2020 (см. закон №480-ФЗ от 25.12.2018 г.). Исключения остались прежними.
  2. Внеплановые. К ним относится контроль выполнения предписаний по устранению нарушений и проверки, основанные на жалобах и прочей информации граждан. Не каждое обращение может стать поводом для внеплановой проверки. Например, заявителю будет отказано, если не указаны реальные случаи нарушения, либо если они заявлены анонимно. Более того, проведение внеплановой проверки Роспотребнадзором должна одобрить прокуратура. Предпринимателю сообщают о внеплановой проверке за сутки до ее начала (исключение: отрасли связанные с продуктами питания – к ним внеплановая проверка может прийти без предупреждения). В экстренных случаях, когда есть угроза здоровью людей или животных, разрешение прокуратуры и оповещение проверяемого не требуются.
  3. Выездные и документарные. В зависимости от того, будет ли инспектор лично приезжать на предприятие, или только запросит пакет документов для проверки.

Кого могут проверить

Чем шире сфера контроля проверяющего органа, тем больше организаций рискует попасть под его инспекцию. В этом отношении Роспотребнадзор находится в числе лидеров. Проверить могут практически любое предприятие, но чаще всего инспектируются фирмы, тесно работающие с населением, то есть с потребителями, в сфере услуг, торговли, образования.

Проще говоря, Роспотребнадзором контролируется любая деятельность, подразумевающая потребительские отношения.

Что проверяют

Роспотребнадзор осуществляет множество функций, его инспекции объединяют сразу специалистов различных направлений. Сегодня ему полностью переданы контрольные полномочия СанЭпидемСтанции.

Например, под контролем Роспотребнадзора находятся:

  1. Следование нормам закона о защите прав потребителей;
  2. Санитарно-эпидемиологическая ситуация;
  3. Аттестация работников ряда сфер (имеющих дело с продуктами питания);
  4. Социально-гигиенический аудит;
  5. Соблюдение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Многие проверки Роспотребнадзора носят характер внеплановых, инициируются в результате жалоб от населения (например, на громкую музыку в заведении или на складирование мусора).

После поступления жалоб территориальный отдел Роспотребнадзора может инициировать проверку:

  1. Оформления трудовых отношений с сотрудниками;
  2. Квалификации и аттестации работников, наличия санкнижек;
  3. Сертификатов на товар;
  4. Контрольно-кассовых машин в торговле;
  5. Качества продукции (исследование пробы);
  6. Соответствия помещений стандартам (визуальный осмотр и замеры).

Какие проверяют документы

Во время проверки инспекторы Роспотребнадзора обращают внимание на наличие и верное оформление следующих документов:

  1. Учредительные документы ( , );
  2. Санитарные книжки сотрудников (если требуются);
  3. Программа производственного контроля (как контролируются температура и освещенность в помещениях, как часто происходит стирка белья и уборка);
  4. Лицензии на осуществление деятельности;
  5. Вывески;
  6. Уголки потребителя;
  7. Прейскуранты цен, каталоги, меню;
  8. Документы на право владения или аренды помещения;
  9. Договоры со сторонними организациями, предоставляющими услуги вывоза и утилизации мусора, дезинфекции и т. п.;
  10. Журналы санитарных и эпидемиологических проверок;
  11. Журнал учета средств дезинфекции (его необходимо заранее зарегистрировать).

Как проходит проверка Роспотребнадзора

Начинаются плановые инспекции обычно с аудита пакета документов. Роспотребнадзор запрашивает у проверяемого предпринимателя пакет документов. К запросу обязательно прилагается заверенная копия приказа о проверке.

С 2016 года инспектор не может требовать документы и любые сведения, находящиеся в государственных реестрах (то, что они могут проверить самостоятельно, например: ИНН).

Предоставить копии документов с подписью проверяемого необходимо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса.

Если запрашиваемый документ относится к предмету проверки и не находится в государственной инфосистеме, то уклониться от его предоставления невозможно. В противном случае это грозит предпринимателю административным штрафом.

Первый важный этап выездной проверки – предъявление инспектором личного удостоверения и приказа о проведении проверки, где указано кто, когда, кого, на каком основании и как будут инспектировать.

Итогом проверки выступает акт (или заключение), где перечисляются обнаруженные нарушения и предписание дальнейших действий по их устранению. Один экземпляр заключения остается у инспектора, второй вручается проверенному предпринимателю.

Обязательно должна быть отражена информация:

  1. Когда и где составлено заключение;
  2. Какой орган провел контрольные мероприятия, какие эксперты непосредственно участвовали в проверке;
  3. Реквизиты распоряжения о начале проверки;
  4. Сведения о проверяемом предприятии, данные его руководителя (или представителя), который присутствовал во время проверки;
  5. Дата начала и окончания проверки;
  6. Какие были обнаружены нарушения;
  7. Подтверждение руководителя фирмы ознакомления с актом (вместо подтверждения можно сразу написать отказ от заключения с указанием причин);
  8. Отметка о внесении записи о проверке в журнал учета (или о причинах, почему это не было сделано);
  9. Подписи всех специалистов, принимавших участие в проверке.

В журнале контроля инспекций проверяющий оставляет свою отметку.

Записывается:

  1. Какой орган проводил проверку;
  2. Данные всех экспертов, участвовавших в инспекции;
  3. Когда состоялась проверка, сколько она продлилась;
  4. Основания для проверки, цели и задачи исследования;
  5. Перечень обнаруженных нарушений;
  6. Реквизиты заключения, составленного по итогам проверки.

Обжаловать заключение можно в течение трех месяцев с момента получения предписаний. Жалобу можно отправить сразу в суд или в вышестоящую структуру проверяющего органа. В документе необходимо указать, какие ошибки допустили инспекторы.

По итогам проверки, выявившей нарушения, инспектор от Роспотребнадзора может:

  1. Составить обязательные к исполнению предписания;
  2. Наложить штраф;
  3. Приостановить работу предприятия до исправления нарушений;
  4. Передать дело в суд (например, по подозрению в причастности фирмы к массовому заболеванию населения).

Нарушения со стороны инспекции

Для проверяющих от Роспотребнадзора законом тоже установлены свои рамки.

Проверяемый предприниматель обязан знать о них, следить за выполнением:

  1. Плановая проверка не будет признана легитимной, если она состоялась без присутствия должностных лиц или представителей проверяемого юридического лица. Ее результаты можно легко обжаловать. Исключение возможно только в том случае, если поступила информация о нарушениях, несущих угрозу здоровью людей или животных, либо государственной безопасности;
  2. Инспекторы не вправе забирать оригиналы документов, запрашивать данные или продукты, не относящиеся к предмету проверки;
  3. Должны соблюдаться сроки проверки;
  4. Забирать образцы для анализа инспектор может только в установленных нормах и с обязательным составлением соответствующих актов;
  5. Инспектор не вправе выдавать предписания о проведении каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемого;
  6. Любые результаты проверки считаются охраняемой законом тайной, и разглашать ее инспекторы не имеют права;
  7. Инспектор не может требовать оплату проверки или отдельных контрольных мероприятий.

Сроки проведения проверок Роспотребнадзора

Продлиться проверка по закону может максимум 20 дней, но бывают и исключения, когда по распоряжению Роспотребнадзора срок увеличивается. Предпринимателя обязательно оповестят о продлении проверки. Хотя и порядок этого оповещения в законе не прописан.

Однако, в ситуации, когда изначально проводилась документарная проверка, но затем она перешла в выездную, то общий срок будет составлять уже 40 суток.

Максимальная длительность выездной проверки на малом предприятии — 50 часов в год, а на микропредприятии — 15 часов.

Выездная плановая проверка продляется, если требуются сложные исследования. Максимальный срок продления — 20 рабочих дней.

Выдвинуть предложение о продлении вправе проводящий проверку эксперт, но утвердить его должно лицо, которое ранее подписано приказ о проведении проверки. Продлевать сроки проверок малых и микропредприятий могут только главные государственные санитарные врачи.

Штрафы от Роспотребнадзора

Ответственность предпринимателя за нарушения и ошибки, которые может выявить проверка Роспотребнадзора, бывает:

  1. Дисциплинарной;
  2. Административной;
  3. Гражданско-правовой;
  4. Уголовной (например, продажа алкоголя детям, незаконное предпринимательство, оборот фальсифицированных лекарств).

Самый распространенный вид ответственности перед Роспотребнадзором все же административный. Штрафы Роспотребнадзора варьируются в среднем от 20000 до 200000 рублей.

Также деятельность компании может быть приостановлена для устранения нарушений. За любое неисполнение предписаний инспекции нарушитель привлекается к административной ответственности.

Например, к административным относят следующие нарушения:

  1. Невыполнение санитарно-гигиенических мероприятий;
  2. Реализация товаров (услуг), по качеству не соответствующих закону;
  3. Нарушение порядка использования ККМ;
  4. Отказ клиенту в выдаче чека, квитанции или другого документа, подтверждающего оплату услуг;
  5. Обман клиентов (например, обвес);
  6. Отказ в предоставлении потребителю информации о товаре или введение в заблуждение.

Наиболее распространенные штрафы Роспотребнадзора:

Нарушение Штраф
Нарушение санитарных требований 5-10 , либо приостановка работы на три месяца
Несоблюдение норм использования нежилых помещений 10-20 минимальных окладов
Нарушение, следствием которого стало распространение инфекционного заболевания 100-200 МРОТ и, возможно, тюремное заключение
Отсутствие журнала учета средств дезинфекции 20000 рублей
Несоблюдение выданных ранее предписаний 10000-20000 рублей

Привлечение к административной ответственности можно обжаловать в течение 10 дней.

Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора

Самый надежный, но не дешевый способ подготовиться к проверке – обратиться за помощью к специалистам. Множество компаний предлагает свои услуги по консультированию, сбору документов и организации санитарных мероприятий.

Самостоятельно и за короткий срок привести в порядок всю свою деятельность практически невозможно. Поэтому самое верное решение – вести свой бизнес так, чтобы пришедшему в любой момент эксперту было не к чему придраться.

Всегда держите в порядке санитарные книжки сотрудников, сертификаты на продукцию, соблюдайте сроки и условия хранения товара, вовремя проводите уборку и дезинфекцию, следите за вывесками, ценниками и уголком потребителя.

Чтобы проверить себя ознакомьтесь с перечнем наиболее распространенных нарушений.

Распространенные нарушения

Давайте рассмотрим самые частые нарушения, которые обнаруживает Роспотребнадзор в салонах красоты, медицинских центрах, аптеках, кафе и магазинах.

Нарушения салонов красоты, парикмахерских:

  1. Нет необходимого тройного комплекта инструментов;
  2. Нет ультрафиолетовых ламп и учета их работы;
  3. Нарушение правил обработки инструментов;
  4. Нет маркировок на дезинфицирующих и прочих средствах;
  5. Не разделены зоны для маникюра и педикюра;
  6. Нет ножной ванны;
  7. Нет специальной зоны, отведенной для мусора, для грязного белья;
  8. Неудовлетворительное санитарное состояние помещений;
  9. Сотрудники не прошли медицинский осмотр;
  10. Нет вывески на входе.

Нарушения аптек:

  1. Несоответствие требованиям СанПина по температуре и уровню влажности в помещении;
  2. Нарушение условий, а также сроков хранения лекарств;
  3. Несоблюдение режима стирки спецодежды;
  4. Сотрудники не прошли медосмотр;
  5. Клиентам не доступна информация о лекарствах (состав, цена, противопоказания).

Нарушения в общепите:

  1. Нет необходимой вентиляции помещения;
  2. Готовые продукты хранятся рядом с полуфабрикатами, а грязная посуда с чистой;
  3. Прием и реализация продуктов без сопутствующих документов, подтверждающих их качество и безопасность;
  4. Несоблюдение сроков годности и правил обработки продуктов;
  5. К работе допущены сотрудники без медосмотра;
  6. Нет маркировки на разделочных инструментах;
  7. На рабочих поверхностях нет гигиенического (удобного для санобработки) покрытия;
  8. Нет персонала и инструментов для полноценной уборки.

Нарушения торговых точек:

  1. Несоблюдение санитарно-технических требований к помещениям;
  2. Не измеряется температура и влажность на складах;
  3. Хранение продуктов в непредназначенных для этого местах;
  4. На изделиях нет маркировки, соответствующей нормам;
  5. Нет протоколов обследований, не соблюдены периодичность и объем исследований;
  6. Нет полной информации на ценниках.

Как вести себя во время проверки

Вне зависимости от того, пришла к вам проверка по плану или вне графика, не паникуйте, а постарайтесь следовать нашим советам:

  1. Пригласите юриста. Оповестите о приходе инспекции остальных работников;
  2. Попросите инспекторов предъявить удостоверения и приказ о начале проверки. Тщательно проверьте документы на соответствие имен, названий и дат;
  3. Изучите распоряжение о проверке (план мероприятий, перечень необходимых документов), следите, чтобы инспекция не выходила за указанные рамки;
  4. Попросите проверяющих поставить подпись в журнале учета контрольных мероприятий;
  5. После проверки внимательно ознакомьтесь с ее результатами, занесенными в акт проверки.


Просмотров