Реестр исключенных из егрюл. Последствия исключения юридического лица из егрюл Исключенные из егрюл

Количество организаций, принудительно исключенных их ЕГРЮЛ, постоянно растет. Только за первый месяц 2018 года по официальной статистике ФНС по решению регистрирующего органа из ЕГРЮЛ было исключено 58160 коммерческих организаций. О последствиях такого способа избавиться от ненужного бизнеса — в статье.

Регистрировать новый бизнес становиться все проще: удобные сервисы на сайте ФНС, отсутствие очередей, планируемые возможности регистрации через МФЦ или с помощью ЭЦП, без оплаты пошлины. А вот расстаться с организацией сложнее: процедура ликвидации занимает несколько месяцев, к тому же теоретически может привести к выездной налоговой проверке, а если обнаружатся долги, может зайти речь о банкротстве, а это тоже дорого и долго. Как известно из физики — любое тело стремиться к покою, к тому же бросать или забывать про ненужный бизнес — давний вид «альтернативных» ликвидаций. Но экономия на добровольной ликвидации может выйти боком.

В предыдущей редакции Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее закон 129-ФЗ) у налогового органа было только одно основание, которое могло привести к принудительному исключению компании из ЕГРЮЛ: не предоставление отчетности по налогам и сборам совместно с отсутствием операции хотя бы по одному банковскому счету.

Однако, с 1 июля 2017 года Федеральным законом от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее закон 488-ФЗ), появилось новое основание — невозможность ликвидировать общество в связи с отсутствием необходимых средств у его учредителей/участников или отметка о недостоверности сведений об адресе организации, содержащаяся в ЕГРЮЛ больше шести месяцев

В ЕГРЮЛ эта запись выглядит так:

Прежде чем отметка о недостоверности появится в ЕГРЮЛ, согласно п. 6 ст. 11 закон 129-ФЗ у директора или участника компании будет возможность в течение 30 дней с момента направления инспекцией уведомления предоставить в регистрирующий орган все необходимые документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых было направлено уведомление или поменять юридический адрес.

Если пропустить или не среагировать на уведомление ФНС, то такие «дополнительные сведения» в ЕГРЮЛ, могут повлечь за собой: исключение компании из реестра; получение требований от банка о закрытии расчетных счетов; расторжение договоров с кредитными организациями; наложение административного штрафа в размере 10 тыс. рублей (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ); невозможность сдавать отчетность из-за возможного отказа оператора электронного документооборота обслуживать фирму с пометкой о недостоверности сведений.

Руководителям и учредителям организаций (имевшим более 50% долей), исключенных из ЕГРЮЛ по вышеуказанным основаниям, в течение 3-х лет не разрешат становиться руководителями и учредителями в других организациях (примечательно, что это правило не действует для «брошенных» АО).

В отношении руководителей недействующих компаний может быть инициирована упрощенная процедура банкротства, согласно которой при обращении кредитора с заявлением о признании должника банкротом, суд рассматривает такое заявление в течение одного месяца и в случае признания должника банкротом, сразу открывает конкурсное производство, после чего заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано любым кредитором. Любым кредитором, но в особенности ФНС, для которой и была принята указанная норма.

Смена контролирующих компанию лиц, с ее последующим «бросанием» — тоже не гарантирует ухода бенефициаров от ответственности, ведь, согласно ст. 61.10 Федерального закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее закон 127-ФЗ) к контролирующим должника лицам можно отнести физическое или юридическое лицо, которое не более чем за три года до возникновения признаков банкротства могло давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять его действия, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

Так, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-59206/2017 от 29.12.2017 года, единственный участник и бывший руководитель должника фактически при назначении нового директора не передал ему документы должника и фактически не передал управление должником. Судом первой инстанции установлено отсутствие оснований для привлечения нового директора к ответственности по обязательствам должника, поскольку не представлено доказательств принятия им экономически обоснованных для предприятия решений по участию в предпринимательской деятельности. Бывший директор был привлечен к субсидиарной ответственности в размере 242 536 753 рублей (и это не опечатка).

Некоторые действия для того, чтобы обезопасить активы бизнеса и собственников от «забывчивости» или неожиданной дисквалификации:

3. Получить сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц .

4. Проверить адреса компании на «массовость» .

5. Обеспечивать продуманное создание организаций и участие в них, а также безопасные способы их исключения из ЕГРЮЛ.

Налоговые органы в некоторых случаях могут исключить недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) сами, не прибегая к помощи суда. Но для этого необходимо выполнение определенных условий, состав которых с 28 июня 2017 г. расширен.

Рассмотрим процедуру прекращения недействующего юрлица с учетом норм Федерального закона от 28.12.16 г. № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Понятие юридического лица

Напомним, что согласно п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

При этом п. 2 ст. 48 ГК РФ установлено, что юридическое лицо должно быть зарегистрировано в ЕГРЮЛ в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ.

В силу ст. 50 ГК РФ все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации.

Исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций приведен в п. 2 ст. 50 ГК РФ, а некоммерческих — в п. 3 ст. 50 ГК РФ.

Правоспособность юридических лиц

В силу п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

На основании ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной. В первом случае решение о ликвидации компании принимают сами учредители (участники) или орган юридического лица, уполномоченный на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Принудительная ликвидация организации осуществляется по решению суда в случаях, поименованных в п. 3 ст. 61 ГК РФ. Например, налоговая инспекция может обратиться в суд с иском о ликвидации компании, если по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, фирма не находится, а направляемая ей корреспонденция возвращается в налоговые органы с пометкой о выбытии. Причем большинство судов соглашаются с требованием налоговых органов и принимают решение о ликвидации организации. Примером такого судебного решения может служить постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 6.07.16 г. по делу № А59-5119/2015.

При этом ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Понятие недействующего юридического лица

В некоторых случаях налоговые органы могут принять решение о прекращении компании самостоятельно без обращения в суд. Речь идет о процедуре прекращения недействующего юридического лица, которой посвящена ст. 64.2 ГК РФ. Причем этот механизм появился в гражданском праве сравнительно недавно, а именно с 1.09.14 г., благодаря вступлению в силу Федерального закона от 5.05.14 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 99-ФЗ).

Согласно ст. 64.2 ГК РФ принять решение о прекращении юридического лица налоговые органы могут, если организация в течение 12 месяцев не представляла налоговую отчетность и не проводила операций хотя бы по одному из своих банковских счетов. В этом случае организация считается недействующим юрлицом и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Федеральным законом от 8.08.01 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ). В силу п. 2 ст. 64.2 ГК РФ исключение организации из ЕГРЮЛ приравнивается к ее ликвидации. При этом п. 3 ст. 64.2 ГК РФ прямо предусмотрено, что исключение недействующего юрлица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в ст. 53.1 ГК РФ, которая, в частности, устанавливает ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юрлица и лиц, определяющих действия юрлица.

Таким образом, если юрлицо содержит признаки недействующего лица, то налоговые органы могут принять решение о его исключении из ЕГРЮЛ в порядке, установленном ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ.

Упрощенный порядок прекращения недействующего юридического лица

Упрощенная процедура прекращения недействующего юридического лица состоит в следующем. При одновременном выполнении условий для признания организации недействующей налоговая инспекция принимает решение об исключении ее из ЕГРЮЛ, которое в течение трех дней публикуется налоговыми органами в журнале «Вестник государственной регистрации».

Одновременно с решением о предстоящем исключении пуб­ликуются сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующей компании из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Подать такие заявления можно в течение трех месяцев.

Если в течение указанного срока такие заявления не получены, то организация исключается из ЕГРЮЛ.

При наличии заявлений от лиц, интересы которых могут быть нарушены, решение об исключении недействующего юрлица из ЕГРЮЛ, не принимается и такая компания может быть ликвидирована только в общем порядке.

Изменения в процедуре прекращения недействующего юридического лица, вступающие в силу с 28.06.17 г.

Как видим, никаких исключительных случаев для упрощенной процедуры прекращения недействующего юридического лица сейчас ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ не предусматривает.

В то же время с 28.06.17 г. благодаря вступлению в силу Федерального закона от 28.12.16 г. № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 488-ФЗ) ситуация изменится.

Во-первых, с указанной даты в ЕГРЮЛ будут включаться сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, а также о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве, на что указывает п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ, обновленный Законом № 488-ФЗ. Во-вторых, при наличии у налоговых органов таких сведений они не смогут принимать решение об исключении организации из ЕГРЮЛ, на что указывает обновленный п. 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ.

Заметим, что на практике налоговые органы и сейчас не принимают подобных решений в отношении организаций, признанных банкротами, руководствуясь постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 18.05.15 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Отделсервис».

Проанализировав материалы данного дела, Конституционный суд Российской Федерации признал п. 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ не соответствующим ст. 35 (части 1 — 3), 46 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение допускает исключение в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из ЕГРЮЛ юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого судом по заявлению кредитора введена процедура банкротства.

Таким образом, Закон № 488-ФЗ фактически лишь закрепил мнение высших арбитров.

Привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности

Заметим, что с указанной даты будет несколько скорректирован и механизм привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, на что указывает ст. 10 Федерального закона от 26.10.02 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ).

В силу ст. 2 Закона № 127-ФЗ под контролирующим должника лицом понимается лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом (в частности, контролирующим должника лицом могут быть признаны: члены ликвидационной комиссии; лицо, которое в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия, могло совершать сделки от имени должника; лицо, которое имело право распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью; руководитель должника).

Напомним, что согласно п. 4 ст. 10 Закона № 127-ФЗ, если должник признан банкротом вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Следует обратить внимание, что положения п. 4 ст. 10 Закона № 127-ФЗ применяются к заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности в виде возмещения убытков, поданным после 1.09.16 г. На это указывает п. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.06.16 г. № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Когда должник вследствие действий и (или) бездействия контролирующих лиц признается банкротом

Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в ст. 61.2 и 61.3 Закона № 127-ФЗ;
  • документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы;
  • требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения, за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают на дату закрытия реестра требований кредиторов 50% общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности включенных в реестр требований кредиторов.
При этом положения п. 4 ст. 10 Закона № 127-ФЗ применяются в отношении:

лиц, на которых возложена обязанность организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника; лица, являвшегося единоличным исполнительным органом должника, в период совершения последним или его единоличным исполнительным органом соответствующего правонарушения.

Если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия нескольких контролирующих должника лиц, то такие лица отвечают солидарно.

Когда контролирующее лицо не несет субсидиарной ответственности

Контролирующее должника лицо, вследствие действий и (или) бездействия которого должник признан несостоятельным (банкротом), не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в признании должника несостоятельным (банкротом) отсутствует. Такое лицо также признается невиновным, если оно действовало добросовестно и ра­зум­но в интересах должника.

В п. 1 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 6.07.16 г., отмечено, что при наличии доказательств, свидетельствующих о существовании причинно-следственной связи между действиями контролирующего лица и банкротством подконтрольной организации, контролирующее лицо несет бремя доказывания обоснованности и разумности своих действий и их совершения без цели причинения вреда кредиторам подконтрольной организации.

Субсидиарная ответственность контролирующего лица

Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника.

Размер ответственности контролирующего должника лица подлежит соответствующему уменьшению, если им будет доказано, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет этого лица.

Новый порядок подачи заявлений при исключении юрлица из ЕГРЮЛ

До 28.06.2017 г. заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности можно было подать только в ходе конкурсного производства. Такое заявление в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, в ходе конкурсного производства представлялось конкурсным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, а также конкурсными кредиторами и уполномоченными органами, требования которых не были удовлетворены. Причем сделать это было необходимо в кратчайшие сроки не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

С 28.06.17 г. правила изменятся — сделать это можно будет как в ходе конкурсного производства, так и после завершения этой процедуры.

Как указано в обновленном п. 5 ст. 10 Закона № 127-ФЗ, заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным пп. 2 и 4 ст. 10 Закона № 127-ФЗ, может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом.

При этом с указанной даты такое заявление помимо указанных лиц может быть подано представителем работников должника, работником или бывшим работником должника.

«Жизнь» любого предприятия, как субъекта хозяйственной деятельности, заканчивается с внесением записи об исключении юридического лица из (Единого государственного реестра юрлиц). Действующее законодательство разрешает проведение этой процедуры, как по инициативе самого предприятия, так и по решению фискальных органов.

Когда юридическое лицо исключается из государственного реестра

В Гражданском кодексе и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» прямо указываются основания, которые влекут за собой исключение предприятия из ЕГРЮЛ:

  • ликвидация фирмы на добровольной основе;
  • проведенная реорганизация юридического лица путем слияния, выделения, присоединения или разделения;
  • принудительная ликвидация компании на основании решения Арбитражного суда;
  • исключение из реестра по решению уполномоченного органа – при обнаружении признаков недействующего юридического лица.

Добровольная ликвидация организации сопряжена с выполнением множества формальностей, формированием ликвидационного бухгалтерского баланса и необходимостью рассчитаться со всеми кредиторами, в том числе и по бюджетным платежам.

В большинстве случаев налоговая инспекция инициирует проведение выездной документальной проверки, что чревато для предприятия доначислением налогов и штрафных санкций.

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ при реорганизации

Альтернативными способами добровольного «избавления» от фирмы, которая не ведет хозяйственной деятельности и не приносит дохода, можно считать все виды реорганизационных мероприятий.

Положительным моментом исключения юридического лица из госреестра через процедуру реорганизации можно считать относительно небольшой объем документов, необходимых для подачи в регистрационные органы. Кроме того, срок, в течение которого реорганизация предприятия будет считаться завершенной, составляет всего 2-4 месяца.

После того, как решение о предстоящей реорганизации будет принято учредителями предприятия, следует получить официальное согласие учредителей той компании, которая будет выступать правопреемником ликвидируемого юрлица.

Решение о реорганизации и уведомление по форме С-09-4 передаются в налоговую службу, и в ЕГРЮЛ вносится запись о начавшейся процедуре. В течение 5 дней юридическое лицо должно письменно известить всех имеющихся кредиторов о предстоящей ликвидации. Кроме того, закон обязует учредителей дважды опубликовать информацию о реорганизации в специальном журнале – «Вестнике государственной регистрации». Промежуток между объявлениями составляет 1 месяц.

После соблюдения всех формальностей в регистрационный орган ФНС подается заявление о регистрации нового юридического лица и сопутствующие документы:

  • учредительные документы (Устав и договор об учреждении);
  • договор между участниками о слиянии, выделении, разделении, присоединении;
  • разделительный баланс или передаточный акт с информацией о правопреемстве;
  • квитанция об уплате пошлины за регистрацию нового ООО.

По истечении пяти дней «старое» предприятие будет ликвидировано и запись о нем будет удалена из ЕГРЮЛ.

Принудительное исключение юридического лица из ЕГРЮЛ

Создание ЕГРЮЛ предполагало наличие достоверной информации обо всех юридических лицах, ведущих финансовую и хозяйственную деятельность на территории России. Однако ситуация складывается таким образом, что из-за чрезмерной трудоемкости процедуры официальной ликвидации предприятия многие фирмы предпочитают бросить компанию, которая выработала свой ресурс.

Так в государственном реестре продолжают числиться компании, которые давно прекратили свою деятельность. По отношению к таким предприятиям может применяться принудительная мера – исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

Признаки недействующего юридического лица перечислены в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

  • компания не предоставляет отчетность (налоговую и бухгалтерскую) в орган ФНС по месту регистрации на протяжении 12 месяцев;
  • отсутствие движения финансов на расчетных счетах компании в течение последнего календарного года.

По истечении каждого квартала в налоговых органах формируется перечень компаний, которые не сдавали регламентированную отчетность в последние 12 месяцев. Отделом камеральных проверок составляются запросы в банки на предмет совершения в этот календарный период приходных или расходных операций.

Если операций по банковским счетам за последний год не выявлено, то фискальные органы формируют справку, в которой перечисляются указанные основания для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции.
Не позднее следующего дня справка передается в подразделение ФНС, ответственное за государственную регистрацию юридических лиц.

В течение пяти рабочих дней инспекцией принимается решение о готовящемся удалении компании из государственного реестра. Одновременно в «Вестнике государственной регистрации» публикуется информация о предстоящем исключении и порядок принятия заявлений от кредиторов и иных заинтересованных лиц.

Закон отводит три месяца на подачу ходатайств и возражений со стороны любых лиц на предстоящее удаление компании из ЕГРЮЛ. Если на протяжении этого срока кредиторы, бывшие сотрудники или сами учредители предприятия заявят о своем несогласии с предстоящей процедурой, то решение об исключении организации из Госреестра не принимается.

При отсутствии любых возражений или заявлений по поводу исключения прекратившего деятельность юридического лица из ЕГРЮЛ компания признается официально ликвидированной. В течение четырех месяцев с первой публикации о предстоящей ликвидации в Госреестр вносится соответствующая запись, а в «Вестник государственной регистрации» отправляется информация об исключении предприятия из ЕГРЮЛ.

Следует отметить, что по законным критериям исключить из реестра можно те компании, которые одновременно отвечают обоим вышеуказанным признакам, позволяющим признать его недействующим. При этом не имеет значения наличие долгов перед бюджетом по налогам и сборам, а также по штрафам, начисленным за непредставление отчетности.

С точки зрения налоговой службы удаление предприятия из ЕГРЮЛ производится только тогда, когда фирма не имеет задолженности по обязательным платежам. По этой причине фискальные органы, в чьей компетенции находится решение вопроса об «очистке» Госреестра от недействующих предприятий, заменяют процедуру их исключения из ЕГРЮЛ подачей иска о признании юридического лица банкротом.

В свою очередь Арбитражные суды при рассмотрении заявлений ФНС, обнаруживают все признаки недействующего предприятия и не принимают к рассмотрению иски о банкротстве. Разночтения в гражданском и налоговом законодательствах требуют урегулирования с тем, чтобы ЕГРЮЛ содержал только актуальную информацию относительно действующих юрлиц.

Законность исключения компании из ЕГРЮЛ

Решение налогового органа по удалению юрлица из Госреестра могут обжаловать и сами учредители, и иные заинтересованные лица. Срок обжалования составляет 12 месяцев с того момента, как кредитор или другой контрагент получит информацию о нарушении своих прав. Годовой период исчисляется с той даты, когда в «Вестнике государственной регистрации» будет опубликовано объявление об исключении юрлица из ЕГРЮЛ.

Законодательная норма, позволяющая налоговому органу прекращать правоспособность юридического лица путем исключения его из Государственного реестра, не должна нарушать интересы кредиторов. Конституционным судом принято постановление, в котором допускается возможность пересмотра правил административного исключения предприятия из ЕГРЮЛ.

Если будут приняты поправки к ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части внесудебного исключения «мертвых» фирм из ЕГРЮЛ, то налоговики прогнозируют проведение массовой перерегистрации предприятий. Это поможет очистить ЕГРЮЛ от недействующих компаний.

Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

Административное исключение юридического лица из реестра влечет за собой правовые последствия, аналогичные тем, что присущи процедуре ликвидации:

  • прекращение деятельности предприятия без правопреемства (перехода прав и обязанностей к другим лицам);
  • задолженность юридического лица перед кредиторами (в том числе и перед бюджетом) погашается, исходя из имеющегося имущества организации и очередности выставленных требований.

Если юридическое лицо не имеет активов, которые можно реализовать для удовлетворения требований кредиторов, то его долги перед контрагентами и бюджетом признаются безнадежными с момента исключения из ЕГРЮЛ.

Нельзя рассматривать удаление из Государственного реестра юрлиц, как легкий способ ликвидации «мертвого» предприятия. Такой подход применим только для тех компаний-«однодневок», которые создавались на короткий срок. Если в числе учредителей и руководителей фирмы нет реальных физических лиц, которым можно предъявить налоговые претензии, то внесудебное исключение из ЕГРЮЛ пройдет безболезненно.

В случае если «бросаемое» предприятие имеет фактических учредителей, процедура исключения из ЕГРЮЛ не освобождает их от субсидиарной ответственности за имеющуюся задолженность перед бюджетом и сторонними кредиторами.

Как избежать исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции

Исключение предприятия, не осуществляющего хозяйственно-финансовую деятельность, из Государственного реестра юридических лиц – не обязанность, а право налоговой инспекции. Если учредители и руководство не намерены ликвидировать фирму, а приостановка работы связана с временными обстоятельствами, то следует принять следующие меры:

  • не допускать длительных пропусков в сдаче периодической отчетности. «Нулевые» отчеты, сданные в установленный срок – гарантия того, что фирма не привлечет внимания налоговой инспекции в плане перспективы административного исключения юрлица из реестра;
  • в течение 12 месяцев следует провести хотя бы одну операцию на банковском счете – это может быть символическая сумма, внесенная в качестве займа от учредителя.

Кроме того, желательно периодически проверять информацию относительно интересующих юридических лиц в ЕГРЮЛ. Если налоговая инспекция приняла решение о грядущем исключении, то эти сведения будут доступны заинтересованным пользователям. У налогоплательщика есть право заявить о возражениях против административного исключения, как своей фирмы, так и компании, являющейся по отношению к нему дебитором.

Инспекторы исключат из ЕГРЮЛ нерасторопных упрощенцев. Как инспекторы вычисляют фиктивные данные. Могут ли из-за недостоверного адреса закрыть расчетный счет.

Вопрос: Необходимо ли организации-собственнику всего здания детализировать свой юридический адрес, т.е. указывать номер помещения, при том, что собственник владеет всем зданием, но сдает в аренду помещения?

Ответ: В данном случае собственник может проверить выписку из ЕГРЮЛ. Если в строке «дополнительные сведения» не будет указано, что у Вас сведения недостоверные, то детализировать свой юридический адрес не нужно. В противном случае внесите изменения.

Обоснование

Инспекторы исключат из ЕГРЮЛ нерасторопных упрощенцев

Что случилось: осенью инспекторы начнут без суда ликвидировать компании на УСН, которые полгода не исправляют ошибки в ЕГРЮЛ. В связи с этим налоговики сейчас массово направляют компаниям уведомления, в которых требуют подтвердить данные в реестре и пояснить ложные сведения (см. письма читателей в статье).
Как действовать: ответьте на уведомление. Если инспекторы не направляли запрос, срочно запросите выписку из ЕГРЮЛ. Проверьте, нет ли в реестре отметок о недостоверных сведениях. Если есть, внесите изменения.

С прошлого года налоговые инспекторы стали включать в ЕГРЮЛ отметки о недостоверных сведениях — адресах, руководителях или учредителях. Как выглядит такая отметка в электронной выписке, мы показали ниже. Если недостоверная запись в выписке числится более полугода, а компания не исправляет данные, то с 1 сентября налоговики вправе без суда исключать фирмы из госреестра юридических лиц (Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ).

Раньше отметки о недостоверных данных были только в выписках на бумаге (письмо ФНС России от 02.09.2016 № ЕД-3-14/4045@). А сейчас такие сведения появились и в электронных выписках.

Как инспекторы вычисляют фиктивные данные

Фиктивные адреса. О недостоверных адресах инспекторы узнают из разных источников. Например, налоговые инспекторы сами выехали и проверили офис организации. Либо покупатель сообщил, что не может связаться с компанией по адресу, который записан в реестре юридических лиц. Другой вариант —собственник помещения возражает, чтобы организация на упрощенной системе использовала адрес как юридический.

За последнюю неделю мы получили десятки (!!!) писем с требованием пояснить недостоверные сведения в реестре. Причем неважно, действующий договор аренды или нет. Никто это заранее не проверял… Все равно шлют уведомления.

Прислали уведомление на директора. Просят подтвердить данные о нем в ЕГРЮЛ.

Выписка из ЕГРЮЛ

Недостоверные адреса инспекторы выявляют на проверках и во время повседневной работы. Есть несколько признаков, по которым налоговики делают вывод о фиктивности адреса:

Организация не получает письма из ИФНС, они возвращаются в налоговую инспекцию.

Адрес фирмы не соответствует классификатору. Например, компания записала в реестре корпус 1, а в классификаторе есть только корпус 2. Или указала номер дома 47а. А в классификаторе значится только 47в и пр.

Здание по адресу фирмы нельзя использовать: дом разрушен, снесли или там находится воинская часть.

Адрес массовый, его используют 10 и более компаний.

Фирма зарегистрирована в жилом помещении.

Компания находится в торговом центре, но не внесла в реестр номер офиса или помещения.

Раньше инспекторы обращались в суд, чтобы ликвидировать компанию за недостоверный адрес (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В табл. ниже мы привели причины, по которым инспекторы признавали адреса фиктивными. Эти причины актуальны и сейчас.

Могут ли из-за недостоверного адреса закрыть расчетный счет? Ответ — в журнале «Упрощенка», 2016, № 12.

Таблица. Причины, по которым инспекторы признают адреса фиктивными

Что не понравилось инспекторам Решение судей Комментарий редакции
По адресу фирмы числится чужой магазин
На выездной проверке налоговики обнаружили, что по адресу организации находится другая фирма — магазин. Договора аренды с ним нет. Инспекторы посчитали адрес недостоверным Судьи поддержали налоговиков. Компания не изменила адрес в реестре (постановление Арбитражного суда Московской области от 29.12.2016 № Ф05-19852/2016) Если контролеры признали адрес фиктивным, внесите в реестр номер дома, строения, помещения, офиса и пр. Тогда инспекторы снимут претензии (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 № 09АП-15783/2016)
Адрес компании принадлежит стороннему складу
Налоговики отправляли в адрес фирмы письма, но они возвращались с отметками «Истек срок хранения» и «Адресат отсутствует». Инспекторы пришли в компанию и обнаружили там закрытый склад. Они не нашли вывесок, табличек, указателей с названием фирмы Суд принял решение о ликвидации. Адрес в ЕГРЮЛ не соответствовал реальному, инспекция не могла связаться с обществом. В суде компания не доказала, что адрес достоверный (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.10.2016 № Ф10-3864/2016) Возвращенная корреспонденция — признак фиктивного адреса. Поэтому, если по юрадресу вы не работаете, регулярно забирайте письма с почты либо закажите переадресацию корреспонденции. Другой вариант — заключите с инспекцией договор об электронном документообороте
Компания зарегистрирована в жилом доме
Инспекторы обнаружили, что фирма зарегистрирована в квартире жилого дома. Связи с компанией по адресу нет. Директор по месту прописки письма также не получает Суд решил исключить фирму из реестра. Компания не подтвердила достоверность адреса (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.07.2016 № Ф08-5073/2016) Чтобы использовать жилое помещение под офис, его надо сначала перевести в нежилое. А уже потом регистрировать компанию по этому адресу. ИП могут работать в квартире, если их деятельность не нарушает права граждан (ст. 17 ЖК РФ)

Формальный руководитель или учредитель. Инспекторы выявляют фиктивных директоров и учредителей в фирме по следующим критериям:

—директор или учредитель массовые, то есть руководят или участвуют более чем в 50 компаниях, зарегистрированных до 1 августа 2016 года. Либо больше чем в 5 фирмах, созданных после 1 августа 2016 года;

—проверяющие отстранили директора от должности, а срок дисквалификации еще не прошел;

—учредитель вышел из общества до 1 января 2016 года, но не заверил заявление о передаче доли у нотариуса;

—в данных других фирм уже есть отметка о том, что директор или учредитель номинальный (письмо ФНС России от 03.08.2016 № ГД-4-14/14126@).

Если инспекторы заподозрили, что руководитель и учредители фиктивные, вызовут их на допрос. И попросят пояснить, имеют ли они отношение к компании. Готовые ответы на вопросы инспекторов смотрите ниже.

Готовые ответы директора на вопросы инспекторов

Как избежать отметки в ЕГРЮЛ о недостоверных сведениях

Если инспекторы обнаружат в реестре фиктивные данные, сначала они направят уведомление и потребуют в течение 30 календарных дней исправить сведения в ЕГРЮЛ или подтвердить документами, что в реестре все верно. Примерный образец уведомления показан ниже.

Уведомление о необходимости представить достоверные сведения

«Бросить» компанию в нашей стране - старая добрая традиция. Тем более, в этом случае законодатель любезно обеспечил простым (как кажется) способом избавления от неё. Закрыли счета, перестали сдавать отчётность и ждём, когда инспекция самостоятельно вычеркнет организацию из реестра. Такой сценарий остаётся популярным по сей день. Однако всё меняется, в том числе и эта ситуация. За последнее время исключение брошенной компании из возможности «слиться по-лёгкому» превратилось в дополнительную возможность для налогового органа (и иных кредиторов) дотянуться до собственников бизнеса.

1. Текущий порядок

Налоговый орган уполномочен исключать из ЕГРЮЛ компании, не подающие признаков жизни в течение 12 месяцев. Под признаками жизни подразумевается предоставление отчётности и движение денег по расчётному счёту. Выявляя компанию, отвечающую указанным признакам, ИФНС выносит решение о предстоящем исключении её из реестра. Решение публикуется в Вестнике гос. регистрации и, если в течение трёх месяцев с момента опубликования не поступило возражений от самой компании или её кредиторов, организацию исключают из ЕГРЮЛ.

Положение не ново и всё активнее применяется. Так, в 2015 году по решениям налоговых органов из реестра исключили 160 184 Обществ с ограниченной ответственностью, а в 2016 уже 585 733.

2. Правила меняются

С 1 сентября 2017 года порядок исключения компании из ЕГРЮЛ изменится, появятся два новых основания (см. ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц...» в редакции, действующей с 01.09.2017):

    у компании и участников нет денег на ликвидацию;

    в ЕГРЮЛ в течение более чем шести месяцев есть информация о недостоверности сведений по организации.

Может показаться, что первое основание упростит жизнь желающим самостоятельно инициировать свое исключение из реестра. Речь о тех лицах, которые тайно надеялись на исключение их заброшенных компании силами инспекции. Однако порядок и сроки самой процедуры пока не ясны. Вероятно, компании и её участникам придётся подтверждать отсутствие денег банковскими выписками и справками о доходах.

Второе же основание по сути является новой косвенной санкцией за наличие недостоверных сведений в ЕГРЮЛ. Напомним, что ещё в 2016 году законодатель закрепил право налоговых органов проверять сведения о компании, как при её регистрации, так и последующую информацию, содержащуюся в реестре.

Если при создании организации или регистрации изменений будут выявлены недостоверные сведения, в той самой регистрации откажут. Однако, налоговый орган наделен полномочиями проверять достоверность уже имеющейся информации в ЕГРЮЛ и без какого-либо повода со стороны организации.
Для этого инспекции нужны основания:

    заявление заинтересованного лица;

    иная информация о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, полученная ИФНС.

Фактически, налоговая вправе провести проверку по своему усмотрению, основания найдутся, «было бы желание». При этом участие самого проверяемого совсем не обязательно. Например, осмотр помещения, в котором зарегистрирована компания, может быть проведён в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи (пункт 14 Приказа ФНС от 11.02.2016 г. № MMB-7-14/72@).

Если проверка пройдёт неудовлетворительно (компании по указанном в реестре адресу не окажется), ИФНС направит письмо с требованием внести изменения в реестр. Такое письмо получит сама компания, её участники и руководитель. Отреагировать на него необходимо в течение 30 дней, в противном случае в ЕГРЮЛ появится запись, что информация, например, об адресе вашей компании, недостоверна (пункт 6 статьи 11 Закона «О госрегистрации юридических лиц...»). Проживёте с такой записью полгода - исключат из реестра. Произойдёт это не вдруг, и на процесс можно повлиять, но с 1 сентября сделать это будет сложнее. Сейчас для приостановки исключения достаточно возражения самой организации или её кредитора. После того, как изменения в закон вступят в силу, простого «я не согласен» будет недостаточно, заявление должно быть мотивированным.

Избежать описанных последствий можно. Для этого:

    с осторожностью подходим к выбору адреса компании. По возможности, избегаем массовых номинальных адресов;

    ВСЕГДА получаем почту по юридическому адресу;

    СВОЕВРЕМЕННО отвечаем на письма налогового органа;

    обеспечиваем наличие на месте вменяемого сотрудника и «следы» вашей организации (стол, папка с документами, вывеска на двери).

Помимо исключения компании из реестра, есть и другие, порой более негативные последствия отражения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об организации.

3. Об ответственности за недостоверные сведения

Во-первых, статья 14.25 КоАП РФ. Обратить внимание стоит на часть 5 этой статьи, грозящую дисквалификацией за предоставление на регистрацию документов, содержащих заведомо ложную информацию. Данной санкцией налоговая так же активно пользуется. По состоянию на 07 августа 2017 года реестр дисквалифицированных лиц содержит 6 064 записи, из них 5 047 лиц попали туда из-за части 5 статьи 14.25 КоАП РФ. Получить дисквалификацию относительно просто, достаточно предоставить на регистрацию документы с номинальным адресом. Использование фиктивного адреса - самое распространённое основание для привлечения к ответственности.

Дисквалификация подразумевает под собой ограничение права лица занимать должности в исполнительном органе компании, входить в , осуществлять иное управление юридическим лицом, что может быть недопустимым для реального собственника/руководителя бизнеса. Ограничение может длиться до трёх лет.

Дополнительными последствиями дисквалификации являются штрафы (для управленца, продолжающего руководить, - 5 000 руб., для компании, заключившей или не расторгнувшего договор с таким управленцем, - до 100 000 руб.) и невозможность зарегистрировать новую компанию с дисквалифицированным лицом в качестве руководителя.

Чтобы не попадать в эти списки, следуем вышеназванному совету - выбираем адрес для компании с осторожностью.

Во-вторых, абз. 4 и 5 подпункта «Ф» пункта 1 статьи 23 Закона «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает отказ в государственной регистрации каких-либо изменений, если в отношении компании (её адреса или директора) в реестре указаны недостоверные сведения.

Но главное, о чем не стоит забывать - «бросание» компании не спасет от необходимости погашения её долгов.

4. Ответственность за «брошенку»

Во-первых, 28 июня 2017 года вступила в силу часть 3.1. статьи 3 Закона «Об ООО». С этого момента исключение общества из реестра рассматривается как отказ основного должника от исполнения обязательств. В этом случае, если у исключённой компании есть долги, которые появились благодаря недобросовестным или неразумным действиям контролирующих лиц, такие лица мог быть привлечены к субсидиарной ответственности. Таким образом, после исключения компании из реестра, кредиторы (в том числе ИФНС) получат право требовать исполнения обязательств компании перед ними от контролирующих эту компанию лиц.

3.1. Исключение общества из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа основного должника от исполнения обязательства. В данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в пунктах 1 - 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества.

ст. 3 ФЗ «Об ООО»

Для взыскания кредитору придётся обратиться в суд, которому нужно будет доказать, что А) некое лицо является контролирующим и Б) оно действовало недобросовестно или неразумно.

Теперь налоговый орган может не инициировать дорогостоящую и бесперспективную процедуру банкротства брошенной компании, а исключить её из реестра, получив возможность дотянуться напрямую до её учредителя и директора. Процесс может развиваться параллельно с привлечением компании - «двойника» к ответственности по правилам ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, Закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает упрощённую процедуру банкротства отсутствующего должника (§ 2, главы XI Закона). Суть её заключается в том, что й кредитор может обратиться с заявлением о признании должника банкротом, независимо от размера задолженности. Суд рассматривает такое заявление в течение одного месяца и, в случае признания должника банкротом, сразу же открывает . Эти положения применяются в том числе к ситуациям, когда в течение 12 месяцев по счёту юр. лица не проводилось каких-либо операций.

Вполне вероятно, что кредитор брошенной компании, не дожидаясь её исключения из реестра, пойдёт в суд с заявлением о признании должника банкротом. Суд такое заявление удовлетворит, и кредитор в рамках банкротства займётся привлечением контролирующих лиц к субсидиарной ответственности по долгам их брошенной компании. Напомним, что в этом случае их вина в банкротстве организации презюмируется.

Так же мало кто знает об еще одном неприятном последствии «бросания» организации, предусмотренном Законом «О госрегистрации юридических лиц...». Так, директор исключённой компании либо участник, имевший на момент её исключения долю 50%, не смогут зарегистрировать новую организацию, если их старое (брошенное) имело задолженность перед бюджетом на момент исключения. Запрет длится три года. Причём размер задолженности неважен. Проглядели копеечный долг по такой компании - получили запрет на регистрацию новой. «Купить» компанию и войти в состав участников или стать директором тоже не получится, законодатель это предусмотрел (см. абз. 2 и 3 пп. ф п. 1. ст. 23 указанного Закона).

Нашли себя и исключение вам на руку, сделайте сверку с налоговой инспекцией и фондами.

Если вдруг увидели, что ваш должник попал в список на исключение, спешим завить о нарушении своих прав. В сообщении, которое вы найдёте, будет указан нужный адрес. Заявление нужно подать в течение трех месяцев с момента, как ИФНС разместила сообщение о предстоящем исключении, иначе придётся доказывать недобросовестность (или неразумность) контролирующих лиц в суде.

Выводы очевидны:

    Сокращение возможностей «бросить» организацию без каких-либо последствий - закономерное продолжение действий по усилению налогового администрирования и создания условий по возложению фактической ответственности за бизнес на его собственников и руководителей.

    Борьба с «однодневками» непременно требует усиления контроля при регистрационных действиях. Уже сейчас создать новую компанию или сменить адрес текущей - порой очень нелегкая задача. А потому у бизнеса практически нет шансов начать «с чистого листа» в случае предпринимательской неудачи. Скорее всего шлейф предыдущего опыта останется. Задача здесь - минимизация рисков такой взаимосвязи.



Просмотров