Рецензия на игру ведьмак 3. Здешний мир действительно живет и меняется с действиями главного героя. Сказка для взрослых

На «Ведьмака 3» возлагали большие надежды. Набившие руку на предыдущих адаптациях приключений Геральта из Ривии разработчики готовили огромную по масштабам игру. Предыдущие части собрали множество положительных отзывов благодаря прекрасному воссозданию атмосферы оригинала. Поэтому заключительной главе трилогии уже задолго до выхода было оказано огромное внимание. Не обошлось и без скандалов: например, в отношении визуального ряда, который немного потерял в качестве. После небольшого переноса игра появилась на полках магазинов, и пришла пора оценить финал саги о беловолосом охотнике на монстров и покорителе чародейских сердец.

Первое, что бросается в глаза после запуска, — прекрасное, детально проработанное окружение. Созданный Анджеем Сапковским мир далек от классического фэнтези. Мрачный, грязный, угнетающий - таким мы помним его по книгам. События игры разворачиваются в Велене, Новиграде и окрестных землях, ничейной полосе, зажатой между армиями северян под предводительством безумного Радовида и южан-Нильфгаардцев, ведомых императором Эмгыром.

Разработчикам удалось не только повторить свои успехи предыдущих частей, но и внести ряд значительных изменений в воссоздание необходимого антуража. Внутренние убранства насыщены деталями — книжные шкафы заставлены фолиантами, столы в богатых домах ломятся от яств, а крестьянские хаты и корчмы изобилуют бутылками, развешанными травами и скарбом.

Открытые пространства, где мы проводим куда больше времени, восхищают взор. Лесные чащи, поля, горные склоны, буреломы, разрушенные крепости и логова монстров в глубоких пещерах выполнены аккуратно и с любовью — везде заметна старательная работа над мелочами и деталями. А уж чего стоит возможность забраться куда-нибудь повыше и окинуть взором окрестности — от маленьких речушек под ногами и густых лесов до городских шпилей и резных горных вершин, укутанных туманом. Подобные картины просто завораживают.

Одна из самых заметных «фишек» третьей части - погода. Контраст между ясной дневной прогулкой и стремительной скачкой через бурю оставляет невероятные впечатления. Геральт кряхтливо комментирует, если погода вдруг меняется. В спокойствии здешние леса выглядят умиротворяюще. Сквозь скопище веток проглядывает солнце. Но стоит тучам затянуть небо, как ветер начинает безжалостно гнуть вековые березы, едва не срывая с них листву. Климат в Велене весьма суровый, множество топей и чащоб создают прекрасные условия для монстров, бандитов и диких зверей.

Местный мир кажется открытым, хотя совсем бесшовным назвать его нельзя. Как и в предыдущих частях, это скорее набор очень больших локаций. К счастью, экраны загрузок встречаются лишь при перемещении между этими самыми регионами: бескрайним Веленом, архипелагом Скеллиге, окрестностями деревни Белый сад. Въехать в город или зайти в дом можно свободно, без необходимости ждать загрузку. Однако, подобные огромные пространства, несмотря на отличную работу по оптимизации, иногда вызывают задержки подгрузки. Чаще всего, в последний момент появляются персонажи, либо игра какое-то время подгружает возможные диалоги с ними. Не смертельно, но случается.

К счастью, если перемещаться медленно, любуясь природой или жилыми кварталами, подобных трудностей почти не встречаешь. Верная лошадь Плотва может как неспеша вышагивать, так и скакать рысью, а уж в трудных ситуациях перейти в галоп. Лошади присущи пугливость и усталость. Ее выносливость падает при быстрой скачке по пересеченной местности, по дорогам же можно лететь сквозь деревушки и засады без остановок. Напугать кобылу могут враги, так что врываться во вражий строй верхом нужно осторожно, иначе верная Плотва просто скинет своего наездника, если тот не успеет успокоить лошадь знаком.

Для пересечения водных препятствий помимо плавания доступны лодки. Сделана навигация по водной глади весьма приятно — деревянную посудинку качает на волнах, паруса надуваются ветром, а при стычке со скалами или рифами можно неплохо продырявить корпус. Путешествовать придется много. Чтобы продвинуться по сюжету, нужно открывать новые места: деревни, города и другие достопримечательности. Быстрое перемещение работает только там, где ведьмак уже побывал.

Продвижение по истории, как и в предыдущих частях, не всегда линейное, часто основных заданий сразу несколько, и браться приходится за то, что кажется более логичным. Впрочем, имеются и побочные квесты, и заказы на чудовищ, и поиски редкого снаряжения. Основная история может показаться однообразной: Геральт гоняется за Йеннифэр и Цири, которых наконец-то показали в третьей части, промучав томительным ожиданием в первых двух.

Однако, ее подача совершенно восхитительна и неповторима. Ни одна другая студия за последние годы не смогла повторить невероятную формулу разработчиков из CD Project, которые с каждой частью создают совершенно восхитительные сюжетные линии.

Геральту приходится много бегать, общаться с разными персонажами, выполнять задания, получая ценную информацию или наводки. Основная масса битв приходится, однако, на дополнительные задания, так что игра оказывается еще ближе к книге-оригиналу. Невольно стараешься соответсвовать образу - разрешать конфликты мирно, давать взятки или применять знаки вместо кровавой резни.

Главная прелесть третьей части в разнообразии сюжетных действ и бесподобной их постановке. Геральт становится участником невероятного количества интриг и историй, каждая не похожая на предыдущую: конные скачки, охота на грифона, трактирные концерты, постановка спектаклей, уличные драки, поножовщина в банных халатах и многое-многое другое, о чем я боюсь писать, дабы не испортить вам впечатление. Мой личный фаворит — бал-маскарад со свиданием с Трисс.

Игре удается то, чего предыдущие части не могли достичь. «Ведьмак 3» продолжает удивлять спустя и 20, и 30, и 40 часов — до последнего аккорда оторваться решительно невозможно. В чем секрет? Думаю, в этом самом разнообразии. Здесь практически нет повторяющихся по сути заданий. Каждый фрагмент истории, будь то основной или побочный квест, выполнен старательно и с душой. Второстепенные задания в ролевых играх часто бывают заметно хуже ключевых сюжетных, но только не здесь. В «Ведьмаке» их хочется проходить все до единого. Их разнообразие интригует и затягивает: выслеживание и охота на монстров, снятие проклятий, поиск пропавших, починка дорожных столбов, добытие карт для игры гвинт, пришедшей на смену покеру на костях, обличение божка, которому поклоняются селяне, исследования возникшей из ниоткуда башни и другие.

Не забыты и более классические развлечения: игра в карты на деньги (гвинт), скачки, кулачные бои. И каждое из этих заданий, несмотря на начальную простоту, оказывается необычным и интересным: где-то монстром окажется далеко не та тварь, которую выслеживаешь, где-то людская глупость создает страшные беды для всех в округе, а порой придется сделать сложный моральный выбор в каком-нибудь изначально банальном деле.

«Ведьмак» всегда славился возможностью делать осмысленные и непростые выборы, которые впоследствии приводят к порой неожиданным результатам. Третья часть — не исключение. Зная привычку игры запоминать поступки, я старался быть аккуратным и взвешивать принимаемые решения даже в общении с женщинами, и чуть было не совершил пару роковых ошибок.

История содержит несколько любовных линий, но читавшие произведения Сапковского наверняка кинутся соблазнять всех подряд, помня, что Йеннифэр хоть и единственная и неповторимая, но все же не самая ревнивая. Впрочем…

Впрочем, «взрослая» составляющая игры подверглась большой доработке. Видимо, целясь на консоли и западную аудиторию, авторы несколько снизили сексуальный накал. Количество потенциальных любовниц уменьшилось, зато связанные с ними сюжетные линии значительно улучшились. Однако, если в Ведьмаке 2 неожиданная восточноевропейская фривольность была в новинку, то в третьей части уже не испытываешь культурного шока (откровенные постельные сцены, в конце концов, все еще встречаются в играх не так часто).

На Трисс или Йеннифэр можно смотреть бесконечно, а палец так и тянется к кнопке скриншота каждые 10 секунд диалога. К счастью, не только прекрасные дамы выглядят впечатляюще. Остальные персонажи выполнены также крайне усердно. Детализация во всем — одна из основных особенностей третьей части. Встречный люд — тоже не абы кто, у каждого своя история, характер и стиль речи. И здесь радует локализация. Отечественные переводчики потрудились на славу, проделав огромную работу. Текстов и диалогов в игре несметное число. Голоса подобраны хорошо. Актеры хоть и легко узнаваемы, потому как кочуют из проекта в проект, но действительно стараются. Одно удручает — чтобы попасть в ритм с движением губ персонажей, некоторые реплики ускорены, другие — замедлены, в результате чего персонажи порой разговаривают слегка неестественно.

Изначально «Ведьмак» был хардкорной CRPG, но ко второй части уже пришел в доступный для не искушенных классикой игроков, а для третьей разработчики постарались отполировать все системы до блеска. Боевка осталась прежней: быстрый и медленный, но сильный, удары. Знаки слегка доработаны, в результате чего, например, Игни после определенной прокачки можно использовать для продолжительного выпускания огненной струи в одного противника.

Внешняя составляющая боевой системы выполнена на отлично. Подобно своему книжному прообразу, Геральт не просто рубит всех мечом, он буквально кружится в диком танце, раздавая удары, перекатываясь и уклоняясь эффектными вольтами и оборотами. Смотреть на подобное — одно удовольствие. Будучи на лошади, беловолосый охотник на чудищ также может обнажить меч и сносить головы врагам прямо из седла, однако делать это не очень удобно.

Бомбы и эликсиры значительно подросли в ассортименте. Количество зелий, которое Геральт способен приготовить, и вовсе огромно. Некоторые привычны: кошка, гром, ласточка. Помимо них, появились специфичные отвары, изготавливаемые из останков конкретных монстров. Они крайне токсичны, зато обладают очень длительным и сильным эффектом — защищают от разного типа урона, повышают переносимый вес, увеличивают урон с каждым убитым противником и т.п. Имеются и привычные масла для обработки оружия. Действуют они на узкие категории врагов. В отличие от остальных предметов, эликсиры создаются 1 раз и восполняются автоматически при медитации, если в инвентаре имеется специальный алкоголь — алкагест. Небольшое упрощение, значительно облегчающее жизнь новичкам.

Все эликсиры, масла, бомбы имеют и улучшенные варианты, как и некоторые виды ведьмачьей экипировки и оружия. Так что любители крафта в обиде не останутся. «Ведьмак 3» — игра количества во всем. Система создания новых вещей настолько объемная, что разобраться с ней с наскока точно не выйдет. Как в какой-нибудь ММО, Геральт может собирать немыслимое число трофеев: глаза, когти, мозг, шкуры животных, слитки железа, серебра, руду, драгоценные камни, веревки, грабли, подсвечники, куски пергамента, алхимические компоненты, цветы, растения и многое другое. Каждый предмет можно разобрать на составные части. Например, из шкуры выйдут кожаные ремешки, из рубина — рубиновая пыль, а из шкатулки — немного дерева и железа. Все эти материалы в дальнейшем пойдут на создание экипировки.

Также Геральт получил арбалет, способный наносить урон воздушным и подводным существам. Жаль лишь, что штука эта почти бесполезна против обычных врагов. Лучники наносят ведьмаку очень ощутимый урон, а ответить им не получается — слишком слабы самострелы. Приходится перекатами и уворотами подходить ближе и вырубать стрелков привычным мечом.

Само собой, все навыки Геральта можно развить, однако, в отличие от предыдущих частей, оказывать эффект на персонажа одновременно может лишь ограниченное число выбранных активными. Так что развитие и создание «билда» в третьей части стало несколько сложнее, но и гораздо интереснее. Например, перед битвой со множеством лучников можно активировать умение отражать стрелы, а перед сражением с сокрушительным, но медленным боссом навыки силового стиля.

Перед началом игры нужно принять одно важное решение — на какой сложности ее проходить? Первая предназначена для совсем новичков, вторая подходит для максимального удовольствия без мучений, а последняя, четвертая, предназначена для заядлых хардкорщиков. Самая интересная, пожалуй, третья — «Боль и страдания». По общим ощущениям она гораздо ближе к книжному образу ведьмака, вот только нужно научиться хорошо владеть мечом и грамотно использовать все имеющиеся ресурсы. Геральт на ней валится от ударов врагов как картонный, и только успешные блоки, знаки и эликсиры помогают держаться в бою с превосходящим по силам противником. Побеждать особо опасных существ и вовсе приходится из последних сил с применением всего арсенала. Фанаты Dark Souls явно оценят эти два последних уровня сложности.

В заключении стоит отметить, что «Ведьмак 3» - качественная, отшлифованная игра. Несмотря на огромное количество содержимого, критических багов практически нет. Да, лошадь при автоматической скачке по дорогам цепляется за заборы и указатели, иногда останавливается как вкопанная, даже посреди гонок. Геральт из-за особенностей системы перемещения, не допускающей разворота на месте, порой не вписывается в дверные проемы. А противники могут зависать, дойдя до края области, в которой им надлежит находиться. Но с подобными несуразицами миришься, ведь они есть в каждой игре. В конце концов, мы любим и помним первые части «Готики» несмотря на все ее недочеты и глюки.

Финал трилогии станет итогом: не только для любовных историй, но и для мира. В игре 3 основных концовки, но судьбы персонажей и варианты развития событий зависят от множества выборов, сделанных в ходе приключений. Как обычно, наперед угадать довольно сложно, так что итог станет сюрпризом, а кусочки истории сложатся в единую картину. И это приятно — видеть результат своих трудов и принятых решений.

Про игру можно писать еще долго. Про интересные задания и колоритных персонажей. Про масштабность мира и возможность забраться в неведомую глушь, где обнаружить какой-нибудь лагерь или логово монстров. Про чудесные лирические отступления и замечательную концовку. Но на словах даже лучшие моменты игры выглядят слишком просто, только личное знакомство может передать всю гамму эмоций. Так что нужно остановиться и вынести вердикт.

«Ведьмак 3» — долгожданное завершение трилогии. Маэстро Сапковский подарил нам прекрасную и самобытную , а разработчики из CD Project RED блестяще перенесли ее в игровую форму. Сюжет полон как опасных кровавых интриг, так и чарующих, трогательных моментов. Мир зловещ, суров, наполнен страданиями, горем и надеждой. Посиделки у костра, необычные задания, бой разными мечами, использование знаков — все это прекрасно передает атмосферу книг. То и дело встречаются отсылки к первоисточнику, так что фанатов ждет масса сюрпризов. Впрочем, и не читавшие оригинальную сагу останутся довольны. Игра выглядит впечатляюще и хорошо поставлена. Что еще нужно RPG для успеха?!

Здесь есть свои небольшие технические накладки, которые могут порой слегка раздражать. Но если не «Ведьмак», то какая другая игра достойна высших баллов? В конце концов, в ролевых играх мы любим именно то, чем богато творение CD Project: хорошую историю, открытый для исследования мир, интересных персонажей, продуманную и сбалансированную систему боя и прокачки. Так что, «Ведьмак», спасибо. Это была одна из лучших сотен игровых часов за последние годы. Я тронут, воодушевлен и с трудом могу оторваться от этого приключения даже после финальных титров. Занавес.

P.S. Напоследок, если не боитесь маленьких спойлеров, прекрасная баллада поэтессы Присциллы о Геральте и Йеннифэр.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Великолепная ролевая игра и прекрасное завершение истории ведьмака Геральта, которое подарит десятки приятнейших часов как фанатам произведений Анджея Сапковского, так и новичкам.

Всего за несколько лет смогла не просто шагнуть за узкие границы славянского фэнтези, но и стала международным культурным феноменом и одним из символов современной Польши. Неизвестно, пришлись ли по душе приключения ведьмака президенту США, но факт подарка был обмусолен во всей мировой прессе, что придало игровой индустрии повод еще раз заявить о себе, как о неотъемлемой части современных развлечений и одном из важных социальных направлений. Неудивительно, что к своей третьей главе Ведьмак превратился в один из самых раскрученных и ожидаемых проектов этого года.

Безусловно, преданные фанаты опасались дальнейшего упрощения ролевой системы, сухости открытого мира и утраты важных элементов, которые делали серию уникальной на фоне сделанных под маркетинговую копирку конкурентов. Игра, и правда изменилась, только все опасения поклонников оказались напрасны.

С появлением открытого мира Ведьмак вырвался на свободу из ставшего тесным замка дизайна уровней, а вместе с открывшимся простором изменилось и повествование. В не осталось привычного деления на главы. Вместо этого у вас есть глобальная цель и множество зацепок и идей с чего начать свое расследование. После эффектного вступления и выполнения первой миссии для изучения становятся доступны несколько больших зон, каждая из которых предлагает не только сюжетные квесты, но и множество побочных заданий. Основные и дополнительные квесты аккуратно сшиты и приятно дополняют друг друга. Зачастую сложно определить, где заканчивается первое и начинается второе. Выполнив с персонажем сюжетную миссию, совместные приключения продолжаются в побочном ответвлении, открывая новые детали, которые так или иначе влияют на общую картину мира.

Подобные взаимосвязанные миссии – одна из самых сильных сторон . Вы можете начать длинную цепочку заданий, которая со временем остановится из-за недостатка информации или вещественных доказательств. Продолжив свое путешествие и запустив другую ветку событий вы с удивлением обнаружите, что эти истории всё это время были хитро связаны. Очевидно, дизайн-команда CD Projekt RED создавала игру вручную и довольно продолжительное время, а не пользовалась услугами аутсорсеров, заполняя многочисленные пробелы минутными филлерами с механизированной активацией маячков и сбором бесполезного хлама. На фоне того же это выглядит как титанический подвиг Геракла.

Игроков ждет множество интересных открытий и неожиданных поворотов сюжета, уникальных персонажей, смешных и трогательных моментов. Разработчики грамотно используют наследие книжного первоисточника, аккуратно демонстрируя глубокую мифологию и обычаи вселенной Ведьмака . Авторы акцентируют внимание не только на проблемах главного героя и политических противостояниях, но и на темных ритуалах, ужасных тварях, жестоких божествах и культовых героях, которые интересно пересекаются по мере выполнения заданий. Даже стоящие отдельно ведьмачьи заказы так или иначе обыгрывают мифы из мира Анджея Сапковского.

Действительно приятным моментом стало и то, что на фоне яркого, но пустого Dragon Age: Инквизиция , сложные персонажи медленно раскрывают историю в продолжительных и частых диалогах и разнообразных сценах. Подобный подход деликатно погружает игрока в густую славянскую космогонию, что вместе с фоновым саундтреком создает ощущение долгожданного возвращения в эпоху , когда ролевые игры не пытались гнаться за киношными нашпигованными спецэффектами шутерами, а дарили десятки часов медитативного литературного счастья.

При этом авторы не забывают о современных трендах сюжетного повествования, поэтому на многих миссиях вас будет сопровождать напарник, который комментирует обстановку и переговаривается с Геральтом прямо во время исследования мира.

Разработчики не поскупились на смену декораций и разнообразие задников. Герои постоянно меняют дислокацию, а квесты заставляют перемещаться по богатому миру игры. Запустелые деревеньки, опасные болота, разрушенные крепости, скрытые подземелья и густонаселенный город – приключения занесут Геральта в самые разные уголки .

CD Projekt RED не забыли и о сюжетных ветвлениях. Кроме переноса основных моментов из прошлой части, оформленного в виде небольшого допроса, те или иные выборы могут действительно определить исход дальнейших событий, включая заставки, целые куски квестов, появление определенных персонажей и монологи главного героя.

Важным моментом игрового процесса остается ведьмачье чутье. Геральт может находить следы, запахи и интересные предметы, последовательно восстанавливая цепочку событий, которые в итоге приводят его к цели. Игра удобно подсвечивает необходимые улики и важные места на карте, что выглядит очевидным шагом в сторону казуальных пользователей, но всегда остается интересной и для хардкорной аудитории - благодаря разнообразию и увлекательному сценарию. Сравнение этого режима с ближайшим аналогом из Batman можно считать приятным комплиментом для польских дизайнеров.

Боевая система осталась все такой же однокнопочной даже несмотря на наличие двух типов ударов, но заметно похорошела во многом благодаря зрелищности и более удобной камере. Отрубание головы или туловища в иногда сопровождается эффектным slo-mo, что может порадовать поклонников , и . Система магических знаков добавляет тактической глубины и позволяет победить даже сложного противника. Например, врага можно попытаться отбросить на пол силовым ударом, а потом добить, пока тот лежит на земле. Либо зачаровать защищенного солдата специальной магией, а потом провести длинную цепочку ударов. Некоторые противники уязвимы к огню, другие входят в состояние оцепенения после неудачной атаки по вашему магическому щиту, третьи перестают мерцать, если попадут в поле действия ловушки, что открывает их тела для сильных атак мечом.

Система алхимии вернулась и все также позволяет создавать зелья, масла и эликсиры. Причем некоторые из них вы можете использовать даже в разгаре битвы. Правда, на нормальном уровне сложности они вам потребуется лишь во время схваток с боссами.

Секции за Цири довольно скоротечны и выглядят блекло из-за отсутствия всех возможностей Геральта, включая инвентарь. Зато авторы наделили ее способностью телепортироваться сквозь врага, что позволяет проводить обманные маневры, за долю секунды перемещаясь за спину противника и нанося удары сзади.

Ролевая система достаточно проста и предполагает исследование мира. Находя старинные магические монументы, вы получаете специальные очки навыков, на которые можете открыть и прокачать необходимую способность. Эти же очки вы получите при достижении нового уровня. Level Up также разблокирует слоты под умения и возможность экипировки более подвинутой брони и оружия.

Одежда необходима для некоторых заданий, вроде поездки на званый вечер или аудиенции у короля. Еще одна интересная возможность – трофеи. Убив особенного монстра, вы можете повесить его голову на лошадь, что добавит вам приятных бонусов.

Кроме очевидных улучшений по части детализации, разработчики сильно подняли качество захвата движений и подачи истории. В особенности это касается лицевой анимации. Камера во всех деталях демонстрирует мимику; в диалоге герой не только естественно перемещается, но и реагирует на фразы и события, поднимая левую бровь или уголок губ. И даже кожа теперь двигается, создавая естественные складки на лицах персонажей.

Последние, к слову, выглядят просто потрясающе. Уникальные наряды, аккуратные и реалистичные лица, анимированные волосы, объемная борода, которая растет в реальном времени… а какие здесь девушки! Как только вы видите Йеннифер с ее выразительным взглядом, шикарными черными локонами и эффектным платьем, начинаете без устали нажимать на кнопку Share . Растрепанная после жаркой погони Цири с по наивному потекшей тушью смотрится не менее сексуально. Удивительно, но в следующем эпизоде у Цири уже свежая косметика. То есть разработчики проработали даже такие мелочи, потакая грязным фантазиям своих фанатов.

Аналогичная педантичность прослеживается и в окружении. Лес в самый достоверный из всех, что мы когда-либо видели в играх. CD Projekt RED , очевидно, намеренно отказываются от постановочных пейзажей в пользу реализма. Густая трава и деревья, которые прогибаются под резкими порывами ветра, деревеньки с подкошенными заборами и огромными подсолнухами, канавки, неровные дороги, одинокие тропинки – все выглядит настолько естественно, что не поверить в мир нового Ведьмака где-нибудь в средней полосе России попросту невозможно.

Конечно, можно придраться к повторению внешности некоторых NPC, не самым красивым эффектам воды и огня, а также к заметным просадкам фреймрейта, что вместе с неудачной камерой внутри узких помещений может разочаровать. Но со временем к этим недостаткам привыкаешь и перестаешь их замечать. Тем более разработчики обещают волшебный патч к старту продаж игры.

Серьезных багов в консольной версии мы обнаружить так и не смогли. Если не считать двух вылетов в меню дебага, которые произошли из-за перегрева юнита за две недели, которые мы провели в игре.

Русский перевод может похвастаться использованию просторечных выражений, старых слов и огромного количество мата, доброй половины которого нет в английской версии. К счастью, всегда можно переключить звуковую дорожку, оставив русские субтитры. Тем более актер англоязычной версии Геральта справился со своей работой просто блестяще.

Несмотря на беспокойство некоторых фанатов по поводу открытого мира, смогла вобрать в себя лучшие черты таких проектов как и и оказалась самой яркой работой CD Projekt RED . Сложные взаимосвязанные цепочки квестов, размах, отличная проработка персонажей, славянский колорит, серьезный подход к постановке сцен и неожиданные повороты сюжета вместе с потрясающей картинкой должны порадовать всех тех, кто так давно ждал действительно качественную сюжетную ролевую игру. Одну из самых амбициозных и вылизанных за последние годы.

Не устали от классического фэнтези в играх? Орки, гномы, эльфы, спасение мира от древнего зла - все это словно кубик Рубика, где можно как угодно перетасовать цвета, но форма и содержание останутся те же. Меняются имена, лица и предыстории, но от шаблона «Ты Избранный! Пойди и спаси мир» мало кто отходит, как-никак всегда проще подражать кому-то, нежели создавать с нуля.

Но польская студия решила не идти проторенной дорожкой и создала нечто особенное. О чем идет речь, вы узнаете из обзора игры «Ведьмак 3: Дикая Охота» - главного ролевого приключения этого года.

- Вы убили человека.
- Я знаю. Это точно. Но человеком он был неважным.

«Шерлок» (2010)

Сказка для взрослых

Знакомство с третьим «Ведьмаком» навело меня на обескураживающую мысль: а есть ли смысл вообще о чем-то рассказывать? Ведь и так понятно ВСЕ. Это не темная лошадка вроде Pillars of Eternity , где даже открытая бета оставляла после себя много вопросов. В случае же с этой игрой слово «плохо» неприменимо в принципе. Насущные вопросы: насколько хорошо и насколько лучше других?

Заключение

Если кто спросит, что выбрать, «Дикую Охоту» или «Инквизицию», отвечу без раздумий - обе. Хорошие проекты такого уровня и масштаба выходят редко, и сейчас мне приятно констатировать факт, что их список пополнился еще одной игрой. Третья часть «Ведьмака» - замечательное ролевое приключение, пример идеального воспроизведения вселенной книг и того, как нужно завершать трилогии.

Игру трудно назвать в чем-то революционной - это скорее развитие в рамках одной серии, но его достаточно, чтобы оказаться на вершине Олимпа, наряду с признанными иконами ролевого жанра. Это первый настоящий претендент на звание «игры года», и что-то мне подсказывает, что он останется единственным. А учитывая готовящийся к выходу Cyberpunk 2077, поляки могут занять трон надолго.

Однажды в некоем сказочном мире жили себе и не тужили несколько рас - краснолюды (они же дворфы), гномы и эльфы. Краснолюды и гномы славились своими механизмами и технологиями работы с железом, а эльфы, прибывшие немногим позже на континент на своих белых кораблях были очень мудрыми, утончёнными и прекрасно обращались с луками. Впрочем, были лучницы и серьёзнее них - дриады, лесные нимфы из древнего Брокилонского леса. И вроде всё было хорошо в этом сказочном мире, пока не случился страшный катаклизм, когда друг с другом столкнулись два разных мира. Этот катаклизм прозвали «Сопряжением сфер» и именно он породил мир вселенной «Ведьмака» в том виде, в котором нам его представил автор оригинальной саги пан Анджей Сапковский и разработчики из студии CD Projekt RED в трёх играх серии.

В результате столкновения миров, которое произошло примерно в одно время с появлением человеческой расы, некогда спокойный и сказочный мир наполнили самые разные твари: от вампиров и трупоедов, до призраков, драконов и проклятых существ. Естественно, жизнь обитателей мира, в том числе недавно появившихся людей и «низушек» (местной версии хоббитов) стала значительно веселее. И опаснее. В связи с этим было необходимо придумать какой-то способ защиты от появившихся исчадий ада - тогда и появились первые ведьмаки. Они были одновременно и людьми, и чудовищами. Ещё в малолетнем возрасте, будущие ведьмаки проходили смертельные испытания травами и эликсирами, которые вызывали необратимые мутации в детском организме, нередко приводившие к смерти подопытных.

Замечательная вступительная композиция «След», Marcin Przybyłowicz feat. Percival


Выживал в среднем каждый десятый ребёнок. Он-то и становился ведьмаком - истребителем чудовищ, человеком с кошачьими глазами и рефлексами, ускоренным метаболизмом, замедленным старением, иммунитетом ко всем возможным болезням и... совершенно бесплодным. Впрочем, на любвеобильность это никак не влияло. Окружающие люди боялись и недолюбливали ведьмаков, хоть и знали, что они - их единственная защита от опасных тварей. Причин такому отношению несколько. Во-первых, это свойственная людям боязнь всего непонятного. Во-вторых, ненависть была вызвана тем, что ведьмаки не работали бесплатно, в долг или в кредит. Они всегда требовали оплату, даже у самых нищих людей. Если с деньгами и ценностями совсем всё плохо, они пользовались так называемым «правом неожиданности».


«Право неожиданности» - это особый обычай в мире «Ведьмака». Любой человек или другое разумное существо (ведьмак, краснолюд, эльф и так далее), имеет право потребовать в качестве оплаты за свои услуги то, что заказчик оставил дома, но о чём ещё не знает и чего не ожидает. Давая клятву, заказчик обязуется отдать в качестве оплаты то, что неожиданно встретит его на пороге дома. Например, и это самое частое явление - своего будущего ребёнка. Главный герой саги, ведьмак Геральт, сам является ребёнком-неожиданностью, которого забрал из родительского дома старый ведьмак, взявший с отца будущего Белого Волка такую клятву. В своё время и Геральт воспользовался этой клятвой, в результате чего юная княжна из Цинтры, Цирилла, стала его Предназначением. Причём дважды! Это воистину судьба.

Ведьмаки не просто так носили своё имя - это были мужчины, которые полагались в основном на свои фехтовальные навыки и силу эликсиров, но также не брезговали элементарными чарами. Специально для них, чтобы сильно не забивать голову различной научной ерундой, как это делали появившиеся после катаклизма чародеи, повелевающие стихиями, были изобретены короткие знаки. Они накладывались особыми и быстрыми движениями кисти и пальцев одной руки, и содержали в себе малую толику магии. Ведьмачье искусство совершенствовалось столетиями и на момент событий, которые затронуты в книгах пана Анджея Сапковского, перед нами оно раскрывается во всей красе. Да только в малом количестве. Каста ведьмаков сильно исхудала, их осталось буквально с десяток-другой на весь немаленький мир.

События книг происходят спустя примерно полторы тысячи лет с момента катаклизма, «Сопряжения сфер», а события игр - спустя ещё пять лет после седьмой книги цикла - «Владычица озера». Чтобы не разбрасываться спойлерами направо и налево, чего страшно не люблю, я затрону предыдущие игры очень поверхностно и сразу же перейду к обозреваемому сегодня проекту - «Ведьмак 3: Дикая охота» , новому творению талантливой польской студии CD Projekt RED, соотечественников писателя, подарившего нам историю о Геральте из Ривии. Я сказал «талантливой»? Честно говоря, после прохождения всей трилогии, на языке вертится несколько иных эпитетов, например «гениальная студия», потому как в её стенах родилась самая захватывающая и масштабная фэнтезийная RPG-серия за последние лет 10. Но... к эпитетам вернёмся в вердикте, а пока пусть будет так!


В начале виртуальных приключений Геральта, по прозвищу Белый Волк или Гвинблэйд, нашего героя, полуживым, совершенно истощённым и ничего не помнящим, привозят в Каэр Морхен - крепость-школу, где живут, зимуют и обучаются ведьмаки из клана Волка. Всего в книгах три клана-школы ведьмаков - Волка, Кота и Грифона, но в играх появилась ещё четвёртая - школа Змеи. Там, при помощи целебных отваров и старых друзей, Геральт приходит в себя, к нему возвращаются некоторые крупицы памяти и он начинает искать способ вспомнить своё прошлое. Добившись успеха в этом мероприятии, он отправляется в новое путешествие - на поиски любви всей своей жизни, черноволосой красавицы-чародейки Йеннифэр. Попутно он ввязывается в не самую приятную ситуацию - на его глазах убивают одного из королей, а всех собак спускают угадайте на кого? Верно. Приходится выпутываться из передряги, тут уж не до аромата сирени и крыжовника становится.

К началу третьей части игры, Геральт выпутывается из всех передряг лишь для того, чтобы встрять в ещё одну - на этот раз, состоящую из великого множества передряг поменьше, многие из которых связаны с различными персонажами саги, знакомыми ветеранам как по прошлым играм, так и по литературному циклу. Найдя свою возлюбленную Йеннифэр, Геральт вместе с ней отправляется на поиски, наверное, самого дорогого для него человека - Цири, фактически его приёмной дочери, дитя-неожиданности, с которой он связан узами Предназначения. Это новое и, хронологически, последнее путешествие нашего героя стало самым масштабным, самым захватывающим и насыщенным в его длинной и далеко не спокойной жизни. На пути к новой цели, ему встретится огромное множество друзей и врагов, которых он не видел десятки лет, с которыми даже не надеялся уже увидеться, а некоторых видеть совершенно не желал. Здесь и чародейки из Ложи, и несчастный Дийкстра, всё ещё мучающийся своей ногой, и заправская компания краснолюдов, с которой Геральт когда-то хорошенько попутешествовал - кстати, тоже в поисках Цири! - и вечно весёлый трубадур Лютик, и прекрасная поэтесса Присцилла, и занудный друид Мышовур, и даже вспыльчивый, но верный дружбе ярл Крах Ан Крайт с его развесёлым потомством. Конечно же, это далеко не все ключевые и важные персонажи саги, которых игрок повстречает в «Дикой охоте», но на перечисление всех уйдёт безбожно много времени.

«Дикая охота» (в переводах Евгения Павловича Вайсброта «Дикий Гон», в оригинале Dziki Gon) - это кавалькада призрачных всадников, которые несутся по небу, словно по земле, оседлав скелеты лошадей. Они неожиданно появляются в самых разных регионах огромного мира, похищают людей, заставляя их стать частью Охоты, и бесследно исчезают. Почти всегда их сопровождают гончие и лютый мороз - после налёта Дикой Охоты вокруг всё становится белым бело от снега и инея, даже посреди жаркого лета. Считается, что они являются вестниками войны и смерти. Анджей Сапковский позаимствовал этот миф из германо-скандинавской мифологии, где описание Дикой Охоты примерно соответствует игровому, только без эльфов. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что пан Сапковский позаимствовал элементы очень многих мифов из разных эпосов, благодаря чему мир «Ведьмака» получился столь уникальным.


«Ведьмак 3: Дикая охота» представляет собой приключенческую игру от третьего лица с боевой системой в реальном времени и огромным миром, доступным для свободного исследования любопытными игроками. Бескрайние поля и леса, снежные равнины и островерхие скалы, бурные моря и спокойные реки, тёмные пещеры и развалины древних эльфийских руин - всё это и многое другое смогут посетить ведьмаки. Как опытные ветераны, так и совсем новички. Но будьте бдительны - смертельная опасность поджидает фактически на каждом углу. Кроме многочисленных сказочно-мифических тварей - вампиров, проклятых, элементалей и трупоедов, разделённых на многочисленные подвиды, нас поджидают и вполне естественные враги. Например, бурые медведи, стаи волков и кровожадные разбойники, готовые удавить любого случайного путешественника за сапоги и звонкую монету.

Бестиарий игры сказочно богат во всех смыслах. Как я уже сказал выше, фактически каждый вид тварей разделён на множество подвидов. Например, среди трупоедов выделяются гули, альгули, утопцы, гнильцы и болотные бабы. Вампиры делятся на альп, муль, брукс, катакан, носферат, фледеров и экимм. Среди драконидов нельзя не отметить былинных виверн, вилохвостов, василисков и куролисков. Некоторые противники впервые появились в третьей части игры и способны удивить своими боевыми навыками, иные хорошо знакомы бывалым истребителям чудовищ, кто прошёл виртуальную историю Геральта от того самого момента, когда его полумёртвым и с амнезией доставили в Каэр Морхен. Впрочем, даже знакомые враги здесь способны удивить. Взять в пример тех же утопцев, которые пытались подпортить кровь игрокам в предыдущих частях серии - теперь мы можем сражаться с ними под водой, где они чувствуют себя довольно уверенно.


Дуэт «Весёлые утопцы»


Каждый из представителей местного бестиария, помимо особого внешнего вида, отличается от остальных и своими навыками. Есть, правда, и схожие по способностям враги, но это объясняется их принадлежностью к одному виду и тем, что один подвид может быть эволюцией другого. Для борьбы с различными врагами ведьмаки используют разные мечи - не зря у них за плечами всегда есть два клинка. Ехидные подначивания прохожих в стиле «А второй меч у тебя - это на случай. если первый сломается?», совершенно не отражают действительность. Один из мечей ведьмака всегда серебряный, им он сражается против различных чудовищ, ведь не стоит забывать об особых свойствах серебра в отношении всякой нечисти. Второй же меч - железный, и носит его ведьмак для того, чтобы сражаться с людьми и обычными животными, волками или медведями, например. То есть не мифическими и не волшебными существами.

В паре со своими рукопашными навыками, ведьмаки активно используют упрощённый вид колдовства - особые ведьмачьи знаки. Всего их пять: аард, аксий, игни, ирден и квен. Знаком аард ведьмак может отбросить свою жертву, создав очень мощную волну воздуха. Также она способна сбить летящее существо или выбить из равновесия гиганта. Знак аксий больше направлен на людей, чем на чудовищ - накладывая его, ведьмак подчиняет жертву своей воле или может вызвать головокружение. Второй режим знака позволяет на короткое время заставить врага напасть на своих соратников. Знаком игни можно создать огненную волну или огненную же струю, поражая одного или нескольких противников, попутно расплавляя их доспехи. Ирден - это особый знак, силой которого можно создать особый круг, заставив попавшего в него призрака принять материальную форму. Также этот круг замедляет противников, а во втором режиме способен сжигать попадающие в него болты и стрелы. Последний знак, квен - один из самых полезных на начальных этапах игры. Он создаёт вокруг ведьмака щит, который может поглотить некое количество урона, фактически гарантированно защищая от одной или нескольких атак. В зависимости от их силы.

Кроме мечей и знаков, в арсенале каждого уважающего себя ведьмака всегда есть пара-тройка особых эликсиров, которые могут повысить те или иные способности героя. Ускорить регенерацию здоровья, увеличить мощь колдовских знаков, позволить видеть в темноте и так далее. Зелий и всевозможных настоек великое множество, пить - не перепить. Вот только стоит обратить внимание на то, что многие из них зело токсичны, то есть упиваться не стоит, а не то можно и совсем вусмерть. В прямом смысле! Алхимические познания ведьмаков на эликсирах не заканчиваются, ещё истребители чудовищ умеют делать приманки для различных бестий, бомбы с различными эффектами, от взрыва до запечатывания магических свойств, и особые масла. Последними можно (и нужно!) смазывать клинок серебряного меча, когда будущий противник предопределён. Если целью заказа является, скажем, призрак, то использовав масло против призраков игрок получит дополнительное 10-процентное превосходство над потусторонней тварью.


Можно ли отказать рыжей чародейке, говорящей: «Свяжи меня нежно»?


Возможно, на словах такое обилие инструментов смертоубийства и звучит сложно, но на деле всё очень просто запомнить и разобраться во всех тонкостях местной боевой системы и стратегии. Разработчики хорошо потрудились над адаптацией управления под контроллер игровой консоли. Во время сражения, кнопка бега становится кнопкой кувырка, кнопка прыжка - кнопкой отскока или уворота, а две другие лицевые кнопки выполняют функции быстрого и сильного удара соответственно. Не стоит пренебрегать и функционалом шифтов контроллера, ведь с их помощью можно: защититься, вызвать быстрое меню и выбрать в нём знак и/или инструмент, применить выбранный знак и/или боевой инструмент, например - бомбу или арбалет. К слову об арбалете - просто чудодейственная штука против летающих тварей и противников под водой. С последними иначе попросту не справиться, ведь здесь не Monster Hunter 3 , где охотники на глубине в пару метров залихватски машут десятипудовыми молотами с выражением лица «а я д"Артаньян!».

Об исследовании игрового мира «Дикой охоты» хочется рассказать отдельно. Заниматься этим любопытным делом можно как перемещаясь пешком, так и верхом на верной кобыле Геральта - Плотве. Наш герой всех своих лошадей называет одинаково. Кроме того, доступно перемещение по морю на лодке или вплавь. Во время путешествия, мы встречаем не только разнообразные опасности, но находим тайники с картами сокровищ, с чертежами новых доспехов и мечей, с рецептами зелий, масел и отваров. Мир игры разбит на несколько участков - Белый Сад, Велен, острова Скеллиге и другие. Каждый из них по-своему большой и доверху набит всевозможными интересными местами, которые отмечаются на карте при помощи вопросительных знаков. Честно говоря, не рекомендую сразу нестись и смотреть, что же в таких местах прячется - зачастую вы всё равно окажетесь там проездом по какому-нибудь побочному или основному заданию.

Боевая композиция «Охоться или стань добычей», Marcin Przybyłowicz feat. Percival.

Задания в игре делятся на несколько типов: основные, дополнительные, ведьмачьи заказы и поиски сокровищ. Основные задания - это те, которые двигают сюжет вперёд. Как правило, они продолжительные и состоят из нескольких сегментов, сопровождаемых многочисленными видеовставками на движке, с отлично прописанными диалогами. Дополнительные задания могут быть независимыми от основных, или же, соответствуя своей категории, дополнять их. Каждое из заданий в «Дикой охоте» по-своему уникально, потому что является отдельной маленькой историей, этаким винтиком в механизме всеобщей истории игры. Собственно, все три игры сделаны в подобной манере, чем напоминают первые книги цикла, состоявшие из небольших рассказов. Но именно в третьей части разработчики сделали то, чего раньше не достигали - тесной взаимосвязи между заданиями и принимаемыми в них решениями.


Побочные задания прописаны так, что некоторые из них имеют влияние друг на друга и на основные задания. Принятое решение в дополнительном задании может кардинально изменить исход задания основного. Также, решения в заданиях могут аукнуться спустя много часов игры. Например, если игрок сдаёт какого-то персонажа страже, то он потом может напасть на Геральта в каком-то тёмном закоулке и попытаться отомстить за предательство. В некоторых случаях, принятые решения могут превратить друга во врага, или же наоборот. В отдельном виде, всё это не ново для игровой индустрии, но в совокупности ещё никому не удавалось добиться такой взаимосвязи. Во всяком случае, в данном жанре и сегменте игр. Это первое, что оживляет игровой мир и делает его более естественным. Второе - это атмосфера и качество проработки. Погода то и дело меняется, от солнцепёка до штормового ливня, неигровые персонажи постоянно снуют по своим делам, доски с объявлениями регулярно обновляются, обрастая новыми объявлениями самого разного содержания. То есть, теперь доска объявлений выглядит естественно, а не как вешалка для листочков с заданиями.

Третье, что делает мир «Ведьмака» цельным и естественным - плотность его наполнения. Различного рода задания, заказы и погоня за сокровищами, заставляют игрока посетить фактически каждый уголок всех областей этой игры, которые наполнены множеством интересных мест, противников, опасностей и испытаний. Периодически мы встречаем очень сильных врагов, с которыми не можем справиться на текущем уровне развития персонажа. Тогда приходится отступать. С прогрессом по сюжету и в побочных заданиях, мы можем получить хитрые артефакты, которые помогут в поисках новых тайников. Мир игры живёт своей жизнью, монстры плодятся, разбойники контролируют дороги, армия Нильфгаарда не спит, партизаны бывшей Темерии - тем более. Ещё бы, Роше никому из своих бойцов спуску не даст! Можно просто сесть на Плотву, скакать куда глаза глядят, и с вероятностью в единицу, рано или поздно игрок наткнётся на что-то интересное. Мне кажется, что это очень круто. Ещё ни в одной песочнице такого не было. При всём уважении и любви к GTA V и TES V: Skyrim .


В качестве некоторого отвлечения от прогулок по Новиграду и другим областям игры в башмаках Геральта, разработчики решили добавить игровые моменты, в которых мы управляем Цири. Сделано это, сказать по правде, очень интересным способом. Во время сюжетных сцен, различные персонажи будут рассказывать нам о том, при каких обстоятельствах они повстречались с Цири, и именно в их воспоминаниях мы будем управлять девушкой. Игровой процесс за неё в корне идентичен игре за Геральта, но в бою ведьмачка использует немного иной стиль сражения. Во-первых, у неё лишь один меч, а во-вторых, она не обучена владению знаками. Вместо этого, Цирилла взывает к своим способностям Старшей крови - например, мгновенно телепортируется на короткие расстояния, вместо перекатов, или создаёт в запале схватки свои иллюзии, нанося урон сразу нескольким соперникам. Отрезки игры за Цириллу небольшие, но очень насыщенные и действительно круто разбавляют повествование, в то же время дополняя его новыми подробностями.

Прокачивать характеристики девушки нельзя, зато Геральт развивается по полной программе! Набирая опыт, преимущественно за выполнение заданий - в боях опыта даётся мало, мягко говоря, - мы можем использовать полученные очки умений для развития определённых навыков героя. Есть несколько веток: боевые навыки, знаки, алхимия и общие навыки. В каждой из категорий есть свои интересные способности. которые соответствуют тому или иному стилю игры. Советую не брезговать знаками! Прокачанные навыки мы можем экипировать в доступные ячейки, которые открываются с повышением уровня. А ещё есть специальные мутагены, которые выпадают из некоторых противников - они дополнительно усиливают героя, а если подобрать мутаген и навыки одного цвета и разместить их в близкие друг к дружке ячейки, то эффект мутагена существенно возрастёт. Например, мутаген +10% атаки, соединённый с тремя знаками, даст +40% атаки. Более чем существенно!

Есть в игре ещё одно развлечение - гвинт . Это интересно описанная в книге краснолюдская карточная игра, на подобие популярной «Мотыги» (Magic the Gathering), которая пришла на смену приевшимся за две прошлые игры костям. Правила гвинта очень просты: составив колоду и выбрав соперника, мы поочерёдно выкладываем имеющиеся на руках карты на поле боя, таким образом наращивая свою силу, попутно не забывая пользоваться всяческими уловками. У каждой из колод есть свои интересные карты и способности. Например, есть карты-шпионы, которые выкладываются на сторону противника, добавляя ему очки атаки. Сильной стороной таких карт является то, что за подобный аттракцион невиданной щедрости, игрок имеет право взять две дополнительные карты из колоды - дополнительный шанс вытащить козырь-другой! Хорошей тактикой в гвинте является провоцирование противника на использование карт с сильными свойствами уже в первом ходу, а затем пас - лучше сдать первый раунд и выиграть следующие два, чем бороться за победу в начале и остаться с носом. Карты для колод можно покупать у разных торговцев и выигрывать у персонажей по всему миру игры. Стоит уделить внимание дополнительным заданиям, связанным с игрой в гвинт - в них можно выиграть уникальные карты.


Визуально игра выглядит потрясающе, но технически «Ведьмак: Дикая охота» не лишён кое-каких недостатков. Хотя подавляющее большинство из них скорее забавные, чем сколь либо влияющие на игровой процесс. Например, при быстром перемещении на лодке, можно приземлиться прямиком в другую лодку, или же срастись со своей кобылкой. Это не приводит к застреванию в текстурах, зато выглядит презабавно. Есть здесь и проседания кадровой частоты, особенно в самом начале некоторых сюжетных вставок, но совсем адских просадок, как, например, в Bloodborne не встречается. Во всяком случае, за полное прохождение игры и 98 часов проведённых в ней, я не наткнулся ни на один существенный баг, за исключением одного вылета в меню консоли при первой игре в гвинт, и ещё двух вылетов во время быстрого перемещения. К счастью, автосохранение здесь работает как часы. А подобного рода недостатки - это, увы, скорее правило для игр с открытым миром, тем более таким гигантским. Имея опыт предыдущих игр CD Projekt RED, нельзя не отметить, что качество релизной версии «Ведьмак 3: Дикая охота» на голову превосходит качество релизных версий предыдущих двух частей серии.

Будет просто преступно не отметить прекрасную игровую музыку, преимущественно народные мотивы. Да что там, большую часть саундтрека можно смело записывать в плеер и слушать по дороге домой или по делам! И отдельно хочется уделить внимание русской локализации, которая по-своему превосходна. Главное её достоинство - текстовая эмоциональность. Переводчики явно не стесняли себя в выражениях, в игре присутствует немалое количество табуированных слов и выражений, в том числе открытого мата. Поэтому примите это во внимание, когда играете рядом с детьми. Впрочем, игра сопровождается рейтингом «18+», и если вы играете рядом с детьми в такие игры - вы явно где-то в этой жизни ошиблись. Вместе с текстом, разбавлен отборными матюгами и голосовой перевод, что не перестаёт радовать и веселить - колорит высказываний соблюдён по полной программе. Текстовый перевод игры очень хороший, а вот со звуком есть небольшая беда - чтобы вписаться в английские рамки фраз, при сведении звука пришлось русские фразы местами ускорять, из-за чего реплики звучат неестественно и теряются эмоции.

По устоявшейся традиции, перед вердиктом я расскажу немного о трофеях в «Дикой охоте». На первый взгляд они могут показаться несложными и неопытного игрока наверняка смутит лишь трофей за прохождение на смертельной сложности - самой высокой. Обращу внимание, что после смерти персонажа, слава Мелитэле, сохранения удаляться не будут. Но на самом деле среди трофеев предостаточно любопытных подводных камней. Например, некоторые из них зависят от принятых решений в определённых заданиях. Иные же просто ситуационные. Есть трофеи накопительные, вроде кубка, получаемого за выполнение всех ведьмачьих заказов. По оптимистичным подсчётам, на получение платинового кубка может уйти порядка двух сотен часов. Это в случае одного прохождения, сразу начатого на четвёртой сложности.


«Ведьмак 3: Дикая охота» - чудо из тех, что случаются в игровой индустрии не так уж часто. Это игра, которая не просто показала высокий и современный уровень, но и совершила настоящий прорыв. Столь живого и наполненного событиями открытого мира игровая индустрия ещё не знала - во время путешествия Геральта на наших глазах оживают не только мифы, легенды и сказки из детства, наполненные суевериями и присказками. На наших глазах оживает и раскрывается огромный мир, который существует по своим странным законам средневекового фэнтези, любовно удобрённого славянским, скандинавским и германским эпосами. Не пропустите это великолепное путешествие с уникальной, неповторимой атмосферой, которую сполна не передать ни словами, ни видеороликами. Её нужно ощутить самостоятельно и окунуться с головой. Но будьте бдительны - вас ждёт настоящий водоворот в тихом омуте. Явление столь же необычное и фантастическое, как придуманная паном Анджеем Сапковским и любовно воссозданная кудесниками из CD Projekt RED ведьмачья вселенная. Это высший балл.

Обзор написан по предоставленной разработчиками сборке игры для PlayStation 4, с установленным патчем первого дня.

До сих пор сложно поверить в сам факт существования третьего «Ведьмака» - кажется, ещё ни одна игровая серия от выпуска к выпуску за короткое время не росла настолько величественными темпами.

Сейчас даже как-то странно вспоминать первую часть на дряхлом движке от оригинальной Neverwinter Nights: будто она появилась не всего восемь лет назад, а в далёкую восьмибитную эпоху. «Убийцы королей», вышедшая спустя четыре года, выглядела куда дороже и современнее; о бюджетных ограничениях восточноевропейской студии напоминали разве что тесные локации да ошибки в программном коде. Но отличному сюжету, имеющему под собой богатую литературную основу, и шикарным персонажам было мало того виртуального мира, который смогли создать поляки с первых двух попыток.

А «Дикая охота» - это уже даже не ответ Skyrim, Dragon Age и прочим «большим» играм ролевого жанра, это прыжок в стратосферу, где в радиусе тысячи километров нет ничего подобного. Больше всего здесь поражают масштабы - как выдуманного мира, населённого ожившими мифами славян, так и эпической истории, чьё действие увлекает не хуже литературного первоисточника.

Впрочем, в «Ведьмаке 3» по-прежнему не единый бесшовный мир: приключения Геральта разворачиваются на двух огромных локациях (континентальной части и островах Скеллиге), кроме того, протагонист периодически посещает отдельные места вроде крепости Каэр Морхен или замка в имперской столице. Но подобное разделение нисколько не смущает: земли, где располагаются Велен и Новиград, просторнее всех локаций из Dragon Age III вместе взятых - даже во время сюжетной части здесь можно легко зависнуть на десятки часов.

Несмотря на колоссальные размеры цифрового мира, до самого финала не перестаёшь удивляться деталям и наслаждаться ими. Аккуратные деревеньки, флора и фауна на дне рек и озёр, дремучие леса с агрессивной живностью, таинственные пещеры и болота, огромный Новиград и несколько городов поскромнее - плотность достопримечательностей необычайно высока, и везде постоянно что-то происходит. Геральт натыкается на разбитую повозку посреди поля и получает маленькое задание разобраться в произошедшем - тривиальная на первый взгляд завязка обязательно приведёт к неожиданному финалу расследования.

После длительного путешествия по континенту у игры открывается второе дыхание: Геральт попадает на холодные острова Скеллиге, где живут местные викинги. Здесь совершенно иначе: иная атмосфера, поразительное небо и завораживающие прогулки на лодке среди айсбергов и фьордов.

Когда-то Skyrim называли лучшим средством утоления жажды виртуального туризма для эскапистов; «Ведьмак 3» легко перехватывает это звание. Дело не только в обилии интересных местечек и необъятных просторах, но и в подаче истории, которая ещё сильнее мотивирует на исследования. Если на морозе «Скайрима» самое интересное всё равно происходило у нас в голове, то в «Дикой охоте» незабываемый опыт обеспечивают бесподобная режиссура и повествование - даже в незначительных эпизодах.

CD Projekt RED нашли идеальное сочетание факторов для побуждения продолжать и продолжать путешествие с Геральтом. Поэтому помимо сюжетной ветки и интересных второстепенных заданий важное место занимает охота на чудовищ. Если вспоминать опять же Dragon Age или Skyrim, то яркими там были битвы разве что с драконами (хотя в какой-то момент из-за своей однотипности даже они начинали приедаться). Ведьмаку на пути встречаются совсем непохожие друг на друга существа, большинство из которых вдобавок необходимо выслеживать, а затем нужно подбирать сугубо правильное снаряжение. В результате кульминация - само сражение с чудовищем - каждый раз приносит новый и необычный опыт.

Ещё одна вещь, поражающая в «Дикой охоте», - сбалансированность. Мы привыкли, что не можем получить всё разом - и огромный интересный мир, и занимательные «побочки», и захватывающий основной сюжет. Здешняя главная история - один из самых сильных, длинных, сложных и самодостаточных сюжетов в игровой индустрии. Помимо прочего, это редкий пример по-настоящему взрослой игры - и взрослой она становится вовсе не из-за сексуальной тематики (хотя оной тут предостаточно) или расчленёнки (тоже много, и всё к месту), а благодаря затрагиваемым вопросам. Лейтмотив - отношения отца и дочери; также в «Ведьмаке 3» спокойно, рассудительно и без надрыва рассказывают о любви, обязательствах, долге перед отчизной и жизненном предназначении.

Сценаристам непостижимым образом удаётся держать повествование в правильном темпе все 40-50 часов - вовремя появляются новые лица и происходит смена места действия. После Скеллиге складывается впечатление, что вот уже практически финал; однако «Ведьмак 3» берёт играющего за шкирку и рьяно тащит через 15-часовую (!) кульминацию с несколькими ложными развязками и каскадными концовками. Это почти жестоко; во время данного забега невозможно ни работать, ни есть, ни спать - словом, нельзя успокоиться, пока не увидишь заключительные титры.

«Дикую охоту» можно ещё долго нахваливать за миллион других достоинств. За боевую систему, созданную с явной оглядкой на серию Souls, с правильно настроенной сложностью для всех. За великолепную русскую озвучку, где здорово подобранные актёры не испугались в нужных местах ругаться матом и славно поработали над интонациями. За настоящие моральные дилеммы, в последний раз встречавшиеся нам в лучшие годы BioWare. За общую стилистику славянского фэнтези - раритетный и наиболее удачный пример.

Да много за что.

«Ведьмак 3» - одна из самых амбициозных и красивых игр последнего времени. Тот редкий случай, когда у создателей получилось вообще всё, что они планировали. Живой и огромный мир, тесно связанный с невероятной историей про ярких персонажей. Настоящая возможность отыгрывать роль и от души сражаться с чудовищами.

Приключение, которое вам запомнится на всю жизнь.



Просмотров