Развитие внимания у взрослых, упражнения для развития внимания. Эмоции и внимание, или Какая польза от впечатлений? Особенности психологии внимания

Развивать внимание взрослому человеку необходимо. Если перестать его, то можно стать рассеянным, снизится концентрация, появятся мелкие ошибки в работе. Развивая внимание мы не только искореняем недостатки но и получаем ряд существенных возможностей. Человек с развитым вниманием замечает самые мелкие особенности других людей, в связи с этим он может провести глубокий психологический анализ и узнать много того, о чем не подозревал раньше. Непроизвольное внимание позволяет быстро ориентироваться, в том числе, в новой и опасной ситуациях. Вот несколько упражнений для развития этого вида и других видов внимания.

Развитие непроизвольного внимания у взрослых

Упражнение 1. Необычная прогулка
Если человек ежедневно прогуливался мимо газона и не замечал растения, посаженные на нем, то специальная фиксация внимания на особенностях устройства газона, качестве его обработки, эстетических достоинствах и недостатках позволит тренировать не только волевое усилие по концентрации внимания, но и создаст условия для активизации процессов непроизвольного внимания.

Упражнение 2. Необычные условия
Тренировать непроизвольное внимание можно в необычных для восприятия условиях и сознательно «ловить» то, что привлекло внимание в «пограничном» спектре, когда еще отмечается фиксация, но уже ясно, что оно ускользает:
можно понаблюдать за привычными предметами при недостатке освещенности,
можно «прислушаться» к работе непроизвольного внимания при изменении параметров акустического восприятия (звук приятной музыки — привычная знакомая музыка — резкие неприятные звуки),
сознательно фиксироваться на переходах между объектами (обратить внимание на то, что привлекает внимание при переходе к другому виду деятельности, при переходе взгляда от одного предмета к другому и т.д.),
поэкспериментировать с силой раздражителей (пастельные тона – яркие сочные краски, тихое звучание – музыкальное звучание средней силы – громкое звучание).

Упражнение 3. А что интересует других людей?
Читая книги, слушая радио, просматривая телевизионные передачи, можно отмечать объекты, которые попадают в сферу внимания других людей, а в сферу нашего внимания обычно не попадают.

Упражнение 4. Неожиданные раздражители
Надо фиксировать внимание на неожиданных раздражителях, специально отмечать их, формулировать предположения о том, что происходит с нашей психикой при воздействии таких раздражителей.

Упражнение 5. Когда новая информация мешает?
Желательно отмечать моменты, когда появилась внутренняя попытка отмахнуться от неожиданного раздражителя, словесно определять, почему эта попытка появилась.

Упражнение 6. Необычные внутренние состояния
Фиксация особенностей активизации непроизвольного внимания во время необычных внутренних состояний (при повышении температуры тела, при резких атмосферных изменениях, при возникновении нестандартных ситуаций, возникших в общении) — это способ лучше узнать особенности своей системы непроизвольного внимания.

Помимо познавательной цели это упражнение позволит отвлечься от грустных мыслей, которые часто сопутствуют болезни.

Упражнение 7. Нужны ли воспоминания о прошлом?
Фиксировать все, что оказывается в зоне «ускользания» при воспоминаниях о прошлом может быть очень полезным. Не зря говорят, что ответы о будущем надо искать в прошлом.

Упражнение 8. Яркие эмоциональные реакции
Фиксировать яркие эмоциональные реакции, вызванные удивлением от того факта, что вокруг так много объектов, которые при обычном восприятии ускользают, доказывает, что многое проходит незамеченным. Возможно, многие проблемы можно решить, если постараться посмотреть на мир по-новому.

Развитие произвольного внимания у взрослых

Произвольное внимание функционирует благодаря сигналам, которые идут от второй сигнальной системы. Поэтому для тренировки замечательно подходят все виды учебной деятельности, в том числе:
(устное и письменное),
произвольная фиксация на смысле слов, как во внутренней речи, так и в процессе общения,
совершенствование в формулировании обобщающих утверждений,
упражнения по работе с абстрактными понятиями.

Произвольное внимание непосредственно связано с работой воли, поэтому для создания условий для развития, надо совершенствовать способность сознательно управлять своей психической деятельностью и своими поступками, а именно:
тренироваться преодолевать препятствия, связанные с нехваткой времени, недостаточной мобилизованностью к действиям,
тренировать такие личностные качества, как стойкость, настойчивость, решительность, самообладание, самостоятельность и самодостаточность.
можно развивать волю, выполняя «неинтересные» упражнения, но это доступно для более тренированных людей, которых не останавливает кажущаяся занудность такой деятельности (человека с развитой волей интересует сам процесс выработки навыков, а виды деятельности по их содержанию представляются равнозначными).

Обязательные условия по обеспечению безопасных условий при психических тренировках:
1. Тренировка системы произвольного внимания должна чередоваться выполнением привычной работы, которая позволяет привести душевное состояние в равновесие.
2. При возникновении избыточного напряжения воли может возникнуть переутомление, что может перечеркнуть весь позитивный эффект, полученный от тренировок. В этом случае необходимо вернуться к обычной размеренной жизни и дать возможность психике отдохнуть.
3. Если самостоятельно вернуться к спокойному состоянию не получается, то есть смысл обратиться к специалистам-психологам или, в случае необходимости, в медицинское учреждение.
4. При возникновении симптомов переутомления необходимо учитывать то, что психологический аспект в этом случае, как правило, «прячется» за проявление болезни тела и лечение физического состояния может значительно затянуться.

Развитие постпроизвольного внимания у взрослых

(когда внимание сконцентрировано без волевого усилия)

Для формирования этого вида внимания необходимо:
1. Формирование психологической установки
Психологическая установка — это состояние высокого уровня мобилизованности, повышенной готовности к действиям в определенном направлении. Для ее формирования необходимо наличие потребности, которая представляет высокую значимость.

Формирование психологической установки проходит по трем направлениям:
формирование чувственного образа, к достижению которого стремиться человек — возможно при применении техники визуализации и словесном описании образа желаемого,
представление, не осознанное, а в виде предвосхищения, о порядке действий, необходимых для достижения цели (перечисление необходимого порядка действий может осуществляться в рамках тренинга реализации личностного потенциала, а также в форме ведения дневниковых записей с последующим внесением корректирующих замечаний),
когнитивная составляющая (умозрительная модель будущей деятельности: убеждения и знания человека о том виде деятельности, к которому он стремится).
2. Достижение уровня автоматизации
Для достижения этого уровня необходимо пройти последовательно три этапа:
аналитический этап — знакомство с действиями и овладение отдельными элементами этого действия (при возникновении желания писать стихи надо тренироваться в подборе рифм, написании рифмованных строк с учетом стихотворного размера, тренироваться в подборе синонимов, работать над выразительностью текста и т.д.),
синтетический этап — объединение отдельных элементов в единое действие,
многократное повторение порядка действий, который представляется необходимым, чтобы желаемая деятельность дала результат, к которому человек стремиться.

В развитии внимания у ребёнка можно отметить прежде всего диффузный, неустойчивый его характер в раннем детстве. Тот отмеченный уже факт, что ребёнок, увидя новую игрушку, сплошь и рядом выпускает из рук ту, которую он держал, иллюстрирует это положение. Однако это положение имеет не абсолютный характер. Наряду с выше отмеченным фактом нужно учесть и другой, который подчёркивается некоторыми педагогами [Фауссек, О внимании у маленьких детей, Пг. 1922.]: бывает, что какой-нибудь предмет привлечёт внимание ребёнка или, скорее, манипулирование с этим предметом так увлечёт его, что, начав манипулировать им (открывать и закрывать двери и т. п.), ребёнок будет повторять это действие раз за разом 20, 40 раз и больше. Этот факт действительно свидетельствует о том, что в отношении очень элементарных актов, связанных с значительной эмоциональной зарядкой, ребёнок уже рано может проявить внимание в течение более или менее значительного времени. Этот факт не следует недооценивать, и его нужно использовать для дальнейшего развития внимания у ребёнка. Но тем не менее, конечно, правильным остаётся то положение, что на протяжении дошкольного возраста, а иногда и к началу школьного, ребёнок ещё в очень слабой степени владеет своим вниманием. Поэтому в учебном процессе педагог должен тщательно работать над организацией внимания ребёнка, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребёнка волевых качеств.

В развитии внимания у ребёнка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребёнка, внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объём внимания ребёнка. Развитие объёма внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребёнка.

Развитие устойчивости детского внимания изучалось многими исследователями. Представление о результатах исследования даёт следующая таблица:

В этой таблице особенно показателен быстрый рост устойчивости внимания после 3 лет и, в частности, относительно высокий уровень его к 6 годам на грани школьного возраста. Это существенное условие «готовности к обучению».

Рост концентрации внимания Бейрль определял по количеству отвлечений, которым поддавался ребёнок в течение 10 минут игры. В среднем они выразились в следующих цифрах:

Отвлекаемость 2-4-летнего ребёнка в 2-3 раза больше отвлекаемости 4-6-летнего. Вторая половина дошкольного возраста - годы, непосредственно предшествующие началу школьного обучения, дают такой значительный рост и концентрации внимания.

В школьном возрасте, по мере того как расширяется круг интересов ребёнка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание - как непроизвольное, так особенно произвольное - продолжает развиваться. Однако сначала и в школе приходится ещё сталкиваться с значительной отвлекаемостью детей.

Более значительные сдвиги наступают тогда, когда успеют сказаться результаты обучения; размер этих сдвигов, естественно, зависит от его эффективности. К 10-12 годам, т. е. к тому периоду, когда по большей части наблюдается заметный, часто скачкообразный рост в умственном развитии детей - развитие отвлечённого мышления, логической памяти и т. д., обычно наблюдается также заметный рост объёма внимания, его концентрации и устойчивости. Иногда в литературе утверждается, будто у подростка (в 14-15 лет) приходится наблюдать новую волну отвлекаемости. Однако никак нельзя принять это утверждение, будто внимание у подростка вообще хуже, чем в предшествующие годы. Правильно, пожалуй, то, что в эти годы иногда труднее бывает привлечь внимание ребёнка; в частности от педагога для этого требуется большая работа и искусство. Но если суметь интересным материалом и хорошей постановкой работы привлечь внимание подростка, то его внимание окажется не менее, а более эффективным, чем внимание младших детей.

Говоря об этих возрастных различиях в развитии внимания, нельзя упускать из виду существование индивидуальных различий и притом весьма значительных.

Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для организации внимания имеет при этом уменье поставить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято субъектом .

Основываясь на слабости произвольного внимания у детей, ряд педагогов, начиная с интеллектуалиста Гербарта и до современных романтиков активной школы, рекомендовали целиком строить педагогический процесс на основе непроизвольного внимания. Педагог должен овладевать вниманием учащихся и приковывать его. Для этого он должен всегда стремиться к тому, чтобы давать яркий, эмоционально насыщенный материал, избегая всякой скучной учёбы.

Безусловно весьма важно, чтобы педагог умел заинтересовать учащихся и мог строить педагогический процесс на непроизвольном внимании, обусловленном непосредственной заинтересованностью. Постоянно требовать напряжённого произвольного внимания у детей, не давая никакой для него опоры, это, быть может, самый верный путь для того, чтобы не добиться внимания. Однако строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Это по существу и невозможно. Каждое, даже самое захватывающее, дело включает в себя звенья, которые не могут представлять непосредственный интерес и вызывать непроизвольное внимание. Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь: 1) использовать непроизвольное внимание, и 2) содействовать развитию произвольного. Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно целесообразно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. При этом, однако, существенно, чтобы эта эмоциональность и интересность были не внешними. Внешняя занимательность лекции или урока, достигаемая сообщением очень слабо связанных с предметом анекдотов, ведёт скорее к рассеиванию, чем к сосредоточению внимания. Заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности; эмоциональностью должны быть насыщены её основные звенья. Она должна быть связана с сознанием значения того дела, которое делается.

Существенным условием поддержания внимания, как это вытекает из экспериментального изучения устойчивости внимания, является разнообразие сообщаемого материала, соединяющееся с последовательностью и связанностью его раскрытия и изложения. Для того чтобы поддерживать внимание, необходимо вводить новое содержание, связывая его с уже известным, существенным, основным и наиболее способным заинтересовать и придать интерес тому, что с ним связывается. Логически стройное изложение, которому, однако, даются каждый раз возможно более осязательные опорные точки в области конкретного, составляет также существенную предпосылку для привлечения и поддержания внимания. Необходимо при этом, чтобы у учащихся созрели те вопросы, на которые последующее изложение даёт ответы. В этих целях эффективным является построение, которое сначала ставит и заостряет вопросы перед учащимися и лишь затем даёт их разрешение.

Поскольку основой непроизвольного внимания служат интересы, для развития достаточно плодотворного непроизвольного внимания необходимо в первую очередь развивать широкие и надлежащим образом направленные интересы.

Произвольное внимание по существу является одним из проявлений волевого типа деятельности. Способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде. Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности.

Все психические процессы, включая внимание, имеют низшие и высшие формы. Низшие формы представлены непроизвольным вниманием, а высшие – произвольным. Непосредственное внимание тоже относится к более низкой форме его развития.

Историю развития внимания пытался проследить Л.С. Выготский в русле культурно-исторической концепции её формирования. Он считал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения. Ключ к генетическому пониманию внимания надо искать вне личности ребенка.

Развитие внимания – это переход от более простых видов к более сложным видам внимания. От врожденных к приобретенным. Например, развитием внимания будет являться переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию, потому что оно работает значительно лучше.

По разным направлениям развитие внимания может идти параллельно, включая совершенствование всех его видов, и может относиться только к отдельным видам.

Его развитие может идти также естественным путем и постепенно улучшаться по мере накопления жизненного опыта и взросления. Происходит это у всех здоровых людей от рождения до окончания школы.

Человек может развивать свое внимание и целенаправленно, сознательно предпринимая продуманные действия, которые ориентированы на его улучшение. У естественного и искусственного развития внимания есть как общее, так и различное:

  • Развитие внимания естественным путем идет по мере созревания мозга, накопления опыта, т.е. постепенно и является медленно протекающим процессом. Естественный процесс приводит к устойчивым изменениям;
  • И, наоборот, искусственное его развитие – это ускоренный процесс и связан он с выполнением специальных упражнений, которые рассчитаны на развитие какого-то его свойства или вида. Происходящие изменения сначала являются недостаточно устойчивыми, поэтому нуждаются в закреплении в последующем жизненном опыте человека.

На развитие внимания существенное влияние оказывают следующие факторы:

  • Речь, которая развивается под воздействием обучения;
  • Подражание поведению взрослых людей;
  • Умственная деятельность.

В психологии основные исследования по развитию внимания были связаны с изучением процесса естественного его развития у детей. Это было связано с такими обстоятельствами:

  1. Изучение внимания психологами началось сравнительно недавно, поэтому важно было исследовать его развитие в том виде, в каком оно существует и функционирует в жизни человека, т.е. естественный процесс его развитии;
  2. Долгое время было вообще, не ясно можно ли развивать внимание человека искусственным путем.

К началу второй половины XX века были предложены первые методы развития внимания детей, которые были не вполне эффективны.

Процесс естественного развития внимания у детей в России одним из первых изучил Л.С Выготский. Он же разработал общую теорию развития познавательных процессов человека. Эта теория получила название «Теория развития высших психологических функций у человека». Она применялась к изучению развития внимания у детей.

Стадии развития внимания

Для развития произвольного внимания особое значение имеет школа, потому что именно в процессе учебы ребенок приучается к дисциплине. В школьные годы у него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. В возрасте 9-10 лет в организации процесса внимания возникают уже качественные сдвиги. Эффективными возбудителями внимания в этом возрасте становятся эмоционально-нейтральные раздражители. Снижение характеристик внимания наблюдается в возрасте с 11-12 до 14-15 лет. Происходит существенная перестройка организма ребенка, которая сопровождается отклонениями во внимании – возникает повышенная утомляемость, эмоциональность, происходит снижение коркового контроля. И только к концу подросткового возраста устанавливается оптимальная система внимания.

Л.С. Выготский выделил 4 стадии в процессе генезиса произвольного внимания:

  1. Стадия первая. Суть её сводится к тому, что взрослый управляет поведением и сознанием ребенка с помощью определенного средства. Этими средствами могут быть указательный палец, речевое сопровождение взрослого. В начале управления вниманием, отмечает Л.С. Выготский, стоит именно указание, поэтому историю произвольного внимания следует начинать с истории указательного пальца. Это на данной стадии интерпсихическое действие и осуществляется оно между людьми во внешнем плане;
  2. Стадия вторая. Ребенок на этой стадии становится субъектом, который психологическое орудие использует для управления поведением и сознанием другого человека. Теперь уже он с помощью собственного указательного пальца и речевого сопровождения, обращает внимание взрослого на нужный ему объект. Данное действие управления существует во внешнем плане как интерпсихическое действие;
  3. Стадия третья. Способы управления сознанием и поведением, которые применялись людьми к нему, а он применял их по отношению к ним, ребенок начинает применять к самому себе. Действие все ещё протекает во внешнем плане и сопровождается эгоцентрической речью ребенка. Но действие ребенок обращает на самого себя. На этой стадии начинается интериоризация действия управления вниманием. Законченный вид она приобретает только на следующей стадии;
  4. Стадия четвертая. Действие управления своим вниманием на этой стадии становится собственно внутренним действием. Опорой его осуществления является психический образ и внутренняя речь.

Ученый, таким образом, показал, что развитие произвольного внимания, как высшей психической функции происходит по общему закону развития высших психических функций.

Еще раз обобщим сказанное. С самого начала внимание ребенка является управляемым. Сначала им руководят взрослые. Затем ребенок переходит к самоуправлению своим вниманием – это значит, овладевает вниманием произвольным, употребляя то же самое средство, что использовалось по отношению к нему. Овладев речью, ребенок сначала управляет процессом внимания другого и только потом собственным вниманием.

Выход на уровень взрослого человека происходит тогда, когда ребенок овладевает внутренними средствами управления вниманием. В результате динамика развития произвольности внимания в дальнейшем онтогенезе не выражена, но оно приобретает индивидуальные особенности.

В целом психологи в развитии внимания выделяют два основных этапа:

  1. Этап дошкольного развития. Внимание на этом этапе вызывается факторами внешней среды;
  2. Этап школьного развития. Происходит бурное развитие внутреннего внимания, т.е. опосредованного внутренними установками ребенка.

Воспитание непроизвольного внимания

В воспитании непроизвольного внимания у детей видное место занимает формирование умения видеть и слышать, наблюдать факты и явления, стремиться полнее и лучше ознакомиться с действительностью. С этой целью ребенка надо с ранних лет знакомить с богатством и многообразием окружающего мира, подмечать, что находится вокруг, учить реагировать на любое изменение в окружающей обстановке.

Учебный процесс для ребенка будет привлекательным, если он проявляет интерес и эмоции, которые являются основным условием появления непроизвольного внимания. Безусловно, в первую очередь, это зависит от изучаемого материала, способа его подачи и наглядности преподавания. Непроизвольное внимание вызывает применение картин, муляжей, показ опытов, использование конкретных фактов из жизни и др. Младшим школьникам непроизвольное внимание просто необходимо. Любая наглядность требует соблюдения ряда условий:

  • Правильно организовать восприятие ребенка;
  • Поставить конкретную задачу – ответить на вопрос, произвести сравнение, обнаружить что-то новое и др.
  • Научить замечать то, что требует внимания.

Работа, организованная с наглядностью, активизирует мысль ребенка, приучает быть внимательным, выделять существенное, замечать главное.

Непроизвольное внимание привлекает качественное объяснение изучаемого материала, яркое по форме, богатое по содержанию и эмоционально насыщенное. Изложение любого материала должно будить мысль, заставлять задуматься над возникающими вопросами, вызывать стремление узнать, что будет дальше.

Для привлечения и удерживания внимания большое значение имеет активность самих детей, важно, чтобы они не просто пассивно слушали, но еще и действовали сами – спрашивали, отвечали, проводили опыты и др. Общий культурный уровень тоже является важным условием внимания.

Воспитание произвольного внимания

Развитие произвольного внимания связано с формированием у детей сознательного отношения к учению и выполнению своих обязанностей. Младшие школьники, став членами ученического коллектива, стремятся все делать не хуже других, хотят заслужить одобрение учителя, одобрение своих товарищей. Все это является сильными побудителями для того, чтобы быть внимательными, а задача учителя всячески поддерживать и развивать эти стремления.

Произвольное внимание – это организованное внимание, школьное обучение является важнейшим средством его воспитания. Прежде всего, потому, что учение – сознательная, целенаправленная, организованная деятельность. Важно, чтобы ученик понимал значение обучения и роль внимания в этом процессе, понимал цель, приемы выполнения работы, мог представить результаты своего труда и пути из достижения.

Для привлечения внимания большое значение имеет не только непосредственный интерес к выполняемой работе, но и интерес косвенный, связанный с результатами деятельности.

При воспитании произвольного внимания важную роль играет требовательность взрослого, которая должна носить последовательный и систематический характер.

Вывод

Таким образом, воспитывая непроизвольное и произвольное внимание у детей, важно соблюдать правильное соотношение между этими видами внимания. Если процесс рассчитан только на непроизвольное внимание, воспитание может приобрести ложное направление. Если процесс построен только на произвольном внимании, учение теряет свою привлекательность и вызывает отрицательное отношение, поэтому учебный процесс должен воспитывать оба вида внимания.

Развивайте своё блуждающее внимание и научитесь легко управлять им, чтобы стать его единственным хозяином и получить мощного помощника для достижения своего успеха, счастья и свободы

"Первый закон успеха это концентрация: направить все усилия в одну точку,
чтобы перейти непосредственно к этой точке, не глядя ни вправо, ни влево"

Уильям Мэтьюз

Как Вы уже отлично знаете, чтобы достичь успеха при самореализации, важно четко поставить цель, составить план ее достижения, получить все необходимые ресурсы и активно действовать до получения результата.

А чтобы достичь успеха с высокой скоростью и получить максимум результатов, нужно действовать эффективно . Для этого можно активно шевелить руками и ногами, быстрее двигаться, интенсивно выполнять дела...

Но если для движения к цели нужно думать, обрабатывать информацию, принимать решения , используя свой интеллект (что требуется в 99% случаях), тогда очень важно уметь управлять своей уникальной способностью - своим вниманием .

Все великие люди, создавшие что-то ценное для нашего мира, в один голос утверждают: "концентрация внимания - это ключ к успеху ".

Умение управлять вниманием проявляется в том, что вы можете долго и упорно заниматься чем-то одним: целью, делом, проблемой ...

Но из-за огромного количества мыслей, идей, дел и целей, Вы достаточно часто переключаетесь между ними, иногда даже если этого не хотите, непроизвольно, подсознательно. Это приводит к тому, что впустую тратятся ресурсы на само переключение и на включение в процесс достижения другой цели. Ведь нужно вспомнить, а какие именно результаты нужно получить, что для этого нужно сделать, какие ресурсы использовать и т.п.

Но еще чаще бывает, что Вы переключаетесь на совершенно бесполезные , незначимые мысли и дела, и выбрасываете на ветер может и несколько минут, но за сутки в сумме это может вылиться в несколько часов. А за месяц могут пропасть целые дни!

Все это приводит к тому, что движение к целям идет очень медленно и с высокими затратами, а результаты оказываются гораздо менее ценными, чем ожидалось, что является провалом . Чтобы избежать подобной ситуации, повысить личную эффективность и успешность и ускорить самореализацию, Вам нужно развивать внимание .

И прямо сейчас ответьте: Вы хотите развить свое внимание, чтобы стать успешнее, эффективнее, улучшить себя, свою жизнь и наш мир?

Если да, то специально для Вас я разработал уникальный метод развития внимания . Чтобы он был вам максимально полезен, сначала нужно полностью, системно понять, что такое внимание, каких видов он бывает и как можно им управлять.

И для начала вспомните об одном из важнейших процессов , который Вы выполняете каждое мгновение и сейчас в том числе.

Восприятие

Для выполнения своей деятельности и самореализации интеллектуальная система выполняет важный процесс:


Внимание часто ассоциируется со зрением и не зря, потому что эти процесс во многом аналогичны: если посмотреть на какой-то предмет, например, ручку перед собой, то четко увидишь только эту ручку и ее детали, а всё вокруг будет очень размыто, некоторые предметы вообще не возможно распознать. При этом можно сфокусироваться на ручке настолько, что даже перестанешь слышать звуки, ощущать запахи, сердцебиение и дыхание, т.е. отключатся другие каналы.

Также и внимание - в каждый момент оно имеет определенное направление на конкретный объект. Выбор этого направления зависит от внимательности системы:

Распределение внимания

Это способность сознания сосредотачиваться одновременно на нескольких объектах.

В таком случае центр внимания расширяется и превращается в область . И чем на больших объектах вы можете сосредотачиваться, тем шире эта область.

Количество объектов в этой области определяет объем внимания. В среднем, взрослый человек может распределить свое внимание между 4-6 объектами. Это позволяет быстро воспринимать информацию о наиболее важных объектах в текущей среде, принимать решения и действовать.

Объем внимания увеличивается , когда уже воспринято большое количество информации об объекте и появлении множества знаний о нем, т.е. при наличии у системы его готового образа. Чем больше в среде таких знакомых объектов, тем на их большем количестве система сможет сосредоточиться в каждый момент.

Поэтому профессионал , который работает в знакомой среде может сосредотачиваться на большом количестве объектов, интенсивнее взаимодействовать с ними и быстрее достигать своих целей. А новичок будет в той же среде действовать очень медленно и будет приносить мало пользы.

Также увеличить объем внимания можно при восприятии разных объектов по разным каналам .

Например, одновременно можно сосредотачиваться на музыке, смотреть на картинку и трогать мягкую игрушку. Тогда все объекты будут восприниматься сознательно и ясно.

При хорошо развитом распределении, некоторые объекты могут восприниматься автоматически , тогда сосредотачиваться на них не нужно, но информация все равно будет появляться новая и правильная. Для этого нужно накапливать опыт и развивать внимание, чтобы одновременно воспринимать еще больше объектов, еще быстрее принимать решения и действовать для достижения текущей цели.

Умение распределять свое внимание помогает в потенциально опасных ситуациях, когда окружающая среда часто меняется и надо быстро анализировать множество объектов.

Например, водителю за рулем автомобиля, пилоту за штурвалом самолета, хирургу во время сложной операции, солдату во время боевых действий и т.п.

Если в подобных ситуациях сосредотачиваться только на одном объекте, то в быстро меняющихся условиях можно не заметить опасности и ухудшить свое или даже чужое состояние.

Таким образом, для успешной самореализации вам нужно уметь не просто устойчиво сосредотачивать внимание, а уметь распределять его до необходимого объема в зависимости от текущей ситуации и личных целей.


Как вы считаете, насколько хорошо у вас развит каждый из этих признаков сейчас по шкале от 1 до 10?

Виды внимания

Еще, чтобы правильно и эффективно развивать внимание, нужно разобраться, а каких видов оно бывает. Это позволит осознавать в каком состоянии находится ваше внимание, и что можно сделать для его улучшения. Существует несколько классификаций внимания.

В зависимости от сознательности выбора направления, внимание бывает следующих видов:

Непроизвольное внимание (пассивное)

При таком внимании сознание не участвует в выборе объекта, т.е. переключение выполняется автоматически, подсознательно, интуитивно. Обычно такое внимание существует в течение короткого периода и затем переходит в произвольное.

Причиной такого непроизвольного переключения обычно является раздражитель , с которым система уже контактировала ранее и это имело очень важные последствия (улучшение или ухудшение состояния).

Также к причинам подсознательного переключения можно отнести: неожиданность раздражителя (резкий шум, крик...), сильный раздражитель (громкий звук, сильный толчок...), новый раздражитель (новые, необычные звуки, музыка, картина...), существенные изменения объектов, контрастность раздражителя, неожиданное изменение личного состояния и т.п.

Такое внимание может быть полезным, когда является результатом приобретения какого-либо навыка . Он может значительно ускорить часто повторяющиеся действия (на работе, в быту...), на которых часто сосредотачиваешься. Но может оказаться и вредным, отвлекая от текущих, важных целей и дел, что замедляет их реализацию.

Произвольное внимание (активное)

В таком состоянии внимания, его переключение производится полностью под управлением сознания для достижения определенной цели, например, для поиска ресурса, его обнаружения и получения.

Такое внимание очень полезно, когда нужно сосредоточиться только на действиях, являющихся частью плана , и реализовать его шаг за шагом без отвлечения.

При использовании произвольного внимания и сосредоточении на одном объекте в течение длительного периода, возникает напряжение - состояние повышенной траты ресурсов для выполнения действий. Оно может привести к утомлению - снижению эффективности из-за значительной траты ресурсов. Тогда потребуется отдых или переключение на другую цель для их восстановления.

Для увеличения продолжительности произвольного сосредоточения на объекте требуется большой интерес к текущей цели, понимание ее важности и ясность, как ее достичь. Если же интерес маленький, то устойчивость внимания снизится и быстро произойдет непроизвольное переключение на другие, более интересные или легкие цели.

Произвольное внимание используется также для волевого переключения от отвлекающих раздражителей (например, чтобы в шумном месте читать, смотреть видео или спать). И крайне полезно при возникновении опасности , чтобы сосредоточиться на ней и принять меры для предотвращения вредных последствий.

Послепроизвольное внимание (потоковое)

В таком состоянии, сознание сосредотачивается на определенном объекте, но отсутствует напряжение для восприятия и обработки информации о нем, как при произвольном внимании.

В подобном состоянии утомление минимально или полностью отсутствует, что позволяет устойчиво сосредотачиваться на одном объекте очень длительный период и с высокой концентрацией.

Такое состояние системы с послепроизвольным вниманием на важном объекте называется потоком . В этом состоянии система способна очень долго двигаться к одной, важной цели и успешно ее достигать, что значительно улучшает ее состояние и вызывает много позитивных эмоций, радости и счастья.

Для перехода в состояние потока требуется выполнить несколько условий :

Также на внимание часто влияют эмоции, чувства и настроение . Как позитивные, так негативные эмоции являются раздражителями, отвлекающими внимание, т.к. возникает возбуждение, приводящее к сосредоточению на своих эмоциях и испытанию удовольствия или страдания от них. Поэтому для управления вниманием важно научиться , чтобы успокаивать их, когда нужно сосредоточиться. Тогда они не будут отвлекать и можно будет эффективно выполнять действия.

Как было описано раньше, внимание состоит из различных признаков: сосредоточенности, концентрации, устойчивости... По сути они являются вашими личными качествами . И для развития этих признаков по отдельности, что в целом улучшит и вниманием, можно применить алгоритм, описанный в методе Развитие личных качеств .

Еще умение управлять своим вниманием тесно связано с умением управлять личным временем . Ведь во многих случаях объекты, на которые вы отвлекаетесь, являются поглотителями вашего времени (бесполезные мысли и дела, частое обдумывание одних и тех же событий...). А когда вы управляете своим временем, то и ваше внимание спокойно и не отвлекается на мелочи, а целиком направляется на полезные, важные сейчас объекты, что повышает вашу успешность. Поэтому, чтобы эффективно управлять своим вниманием, научитесь сначала управлять своим личным временем .

Во многих боевых искусствах , например, кунг-фу или ушу, навык управления вниманием является главным. Мастера подобных направлений годами и даже десятилетиями учатся управлять своим вниманием, чтобы в любой ситуации (например, в бою) сосредоточиться на самом важном (противнике), сконцентрироваться и успешно достичь своей цели (победить его).

Аналогичный принцип действует и в различных направлениях йоги . Мастера-йоги, а также монахи таких учений как буддизм и даосизм, годами учатся управлять своим телом и сознанием, используя различные виды медитаций.

Поэтому отличным средством для развития навыка управления вниманием, является изучение боевых искусств или йоги, которые за свою многовековую историю накопили огромное количество техник и приемов для развития внимания человека.

Еще для эффективного управления вниманием можно использовать следующий принцип : при восприятии нового объекта внимание сначала будет часто переключаться и нужно сознательно возвращаться к исходному объекту. По мере того, как образ этого объекта будет становиться все детальнее и ярче, будет возрастать и интерес к нему. Тогда отвлечения прекратятся, вы полностью сконцентрируетесь на нем и начнете быстрее воспринимать и взаимодействовать с объектом, что ускорит достижение поставленной цели.


Научившись управлять вниманием, вы перестанете подчиняться своим же мыслям, своему же сознанию. Вы сможете игнорировать бесполезные, навязчивые мысли, а сосредотачиваться только том, что важно в данный момент, абсолютно не отвлекаясь на мелочи. Это даст вам некую свободу от себя же, которая поможет двигаться вам туда, куда вы действительно хотите, причем очень быстро и с удовольствием.

Можно сказать, что от умения управлять своим вниманием зависит вся ваша жизнь. Ведь в мире действует один фундаментальный закон причинно-следственной связи : если действие (причина) полезное, то и результаты (последствия) принесут пользу, и наоборот. А только опыт и управление вниманием позволяют сознательно проанализировать ситуацию, принять правильное решение и выполнить полезные действия. Еще это называют кармой , которая определяет текущую жизнь человека в зависимости от всех выполненных им ранее действий и их последствий.

В общем, старайтесь каждый день сознательно управлять своим вниманием и непрерывно развивайте его. Но прежде, выполните эти простые тесты.

Тесты на внимательность

Прежде чем улучшать любой признак, нужно узнать его текущее значение - на каком уровне он находится сейчас. Так и с вниманием - чтобы его улучшить, нужно выяснить, насколько вы внимательны сейчас, насколько подвержены воздействию раздражителей и переключению на бесполезные объекты.

Для этого вы можете использовать следующие простые тесты на внимательность. Записывайте результаты этих тестов и периодически повторяйте их. Это позволит вам отслеживать изменение вашего внимания и определять, насколько оно улучшилось или ухудшилось.

Методика Мюнстерберга

Ниже находится сплошной текст. Может показаться, что это бессмысленный набор букв. Но в нем есть множество слов - ровно 23. Ваша задача - прочитать этот текст и найти все эти слова за минимальный срок. Возьмите секундомер, прочитайте текст и найдите 23 слова:


бсолнцевтргщоирайонзшгучновостъъъхэьгчяфактыукэкзаментрочагщгцкпрокуроргурстабеютеориянтобжеубхамаъхоккейтруицыфцуигателевизорболджщэхюэлгщбпамятьшогеюжпждрегщкнодвосприятиейцукенгоизхъвафыпролдблюбовьавыфпросдспектакльячсимтьбюнбюерадостьвуфциеолджнародолдждбшйрепортажждорлафывьюефбьюконкурсйфныувскаяпрриличностьзжэьеюдшщглоджинэппппрплаваниетлжебыпрткомедиящлодкуивотчаяниенфрлньячвтджхэфтасенлабораториягшдщиуцтррилоснованияж.


Если вы нашли не все слова или потратили на это больше 2х минут, то ваше внимание можно еще существенно улучшить. Отличный результат - когда вы найдете все слова меньше чем за 2 минуты. Запишите ваш текущий результат, сколько времени вы потратили на поиск всех слов сейчас, и периодический повторяйте этот, но находите другие последовательности букв со словами.


Это набор цифр, записанных в таблицу 5 на 5 в произвольном порядке. Вам нужно за минимальный период найти по порядку все цифры в таблице. Возьмите секундомер и приступайте:




Отличный результат - тратить на каждую таблицу меньше 40 секунд. Если ваш результат больше, то у вас хороший потенциал для развития своей внимательности.

Запишите, сколько времени вы в среднем потратили на все эти таблицы сейчас. Каждый раз находите разные таблицы с цифрами, чтобы на оценку вашего внимания не влияла память.

Методика "10 слов"

Она базируется на связи внимания с кратковременной памятью. Ниже приведены наборы по 10 слов. Вам нужно прочитать слова в одном наборе один раз, запомнить и перечислить эти слова на память:


Книга, роза, домино, яхта, кролик, очки, кирпич, гнездо, игла, контрабас.

Болото, принц, кошка, магазин, парта, футбол, облако, медуза, картина, градусник.

Топор, гроза, вино, броня, зоопарк, самурай, фабрика, гиря, барон, руда.

Кино, яблоко, чайник, чудо, носорог, октябрь, финиш, кисть, зерно, бумага.

Капуста, шпага, подушка, дорога, пила, холм, забор, трубка, свадьба, комар.


Отличный результат, когда вы воспроизводите более 8 слов из каждого набора. Иначе вам можно еще лучше развить свою внимательность.

Запишите, сколько в среднем вы вспомнили слов в каждом наборе сейчас. Каждый раз используйте разные наборы слов.


Возьмите картинку из категории "Найди 10 отличий", и постарайтесь найти все отличия за минимальное время. Можете использовать например эти:








Замечательный результат, если вы можете найти все отличия меньше чем за 30 секунд.

Запишите, сколько вы в среднем тратите времени на поиск всех отличий сейчас. Естественно при каждом выполнении надо подбирать новые картинки, чтобы не знать, где находятся отличия.


Повторю, что, если вы хотите развивать свое внимание, то периодически повторяйте все эти тесты и записывайте свои результаты. Тогда вы сможете буквально видеть, как изменяется уровень развития вашего внимания, что позволит вам двигаться в правильном направлении - его непрерывном улучшении, повышении вашей успешности и ускорении вашей самореализации.


Внимание является врожденной способностью человека. Но чтобы им правильно управлять и использовать всю его мощь для достижения успеха и самореализации, нужно его непрерывно развивать .

Ведь внимание, как мышцы : если их тренировать, то они становятся сильнее и вы можете поднимать более тяжелые веса. Хотя на первой тренировке можно получить, возможно, свои самые худшие результаты (отжаться 2 раза, ни разу не подтянуться...). А продолжая тренировки, результаты будут с каждым разом все лучше. Но если тренировку прекратить, то мышцы ослабнут и результаты снова ухудшаться.

Так и внимание: его нужно регулярно тренировать, как минимум для поддержания на текущем уровне. А лучшая тренировка для этого - это практика . Поставьте себе цель - развить свое внимание, а в этой главе вы найдете способы, как эту цель достичь.

Но помните, что наше сознание на самом деле очень ленивое , оно не любит чему-то обучаться, соблюдать режимы, дисциплину, даже иногда сопротивляется этому, "подсказывая", что это не нужно, или это можно отложить на завтра...

Поэтому при развитии внимания, так же как и при любой другой тренировке или обучении, все-таки потребуется совсем небольшое усилие , чтобы выполнять упражнения и развиваться. А чем чаще вы это будете делать, тем меньшее усилие потребуется. Как уже научно доказано: для появления навыка нужно повторять одно и то же действие в течение 21 дня. Так и с тренировкой - повторяйте упражнения каждый день и вскоре вы будете их делать в легкостью и удовольствием.

Возможно, вас будет беспокоить, что для развития внимания нужна большая напряженность , это очень сложно или неинтересно. Но как вы увидите далее, есть множество разных упражнений для развития внимания и вы можете выбрать те, которые будут вам наиболее интересны. Вы их будете делать с радостью и удовольствием, особенно если вы уже поняли полезность хорошо развитого внимания. И тогда его улучшение будет неминуемым и быстрым.

Также при регулярном развитии внимания может показаться, что даже одно и тоже упражнение становится все труднее . Это отличный сигнал о том, что внимание улучшается, потому что труднее выполнять упражнение станет из-за того, что вы начнете яснее осознавать моменты его переключения. А продолжая такое развитие вы заметите, как с легкостью можете на длительный период полностью сконцентрироваться на одном объекте. И вы абсолютно исключите отвлечение из своей деятельности, что повысит вашу личную эффективность и успешность.

А для успешного развития внимания в первую очередь важно поверить вам самим, что вы сможете ее улучшить. И занимаясь важным делом, нужно регулярно повторять себе, что вы можете сосредоточиться на нем. Помните, что это такой же навык, как, например, езда на велосипеде. Ему важно обучаться (у других) и непрерывно развивать (самостоятельно).

Еще помните, что только ваши действия создают изменения в вашей жизни, а не ваши цели, планы, идеи или мечты - только ваши действия. Поэтому реальная практика - это один из главных секретов успеха. Чем больше вы практикуетесь, тем лучше становится ваша жизнь и тем успешнее вы становитесь.

И для этого есть множество упражнений . На некоторые нужно выделять определенное время, например, 10 минут вечером. Но есть и такие, которые можно применять, выполняя повседневные действия: общаясь, читая, делая уборку... Поэтому изучите все возможные упражнения, попробуйте хотя бы один раз каждое из них, выберете понравившиеся и выполняйте их каждый раз, как появится возможность.

Выполняйте упражнения ежедневно, начиная с 5 минут, а затем увеличивайте это время до 10, 15 и т.д. Увеличивайте нагрузку и вы в ближайшее время почувствуете легкость и свободу от того, что перестанете отвлекаться на мелочи и будете получать больше полезных результатов от своих важных дел.

Итак, чтобы узнать множество мощных упражнений для развития внимания, прямо сейчас перейдите к бесплатному тренингу "Улучшение внимания ", примените описанные в нем упражнения на практике и станьте хозяином своего внимания:


Способы сосредоточения внимания

Развивать внимание это здорово, но во многих случаях сосредоточиться на одном объекте можно и без специальных навыков и упражнений.

Вспомните, что основной причиной для переключения внимания являются внешние раздражители: шум, голос, яркий свет... И для сосредоточения внимания обычно достаточно просто организовать себе тихую, спокойную обстановку , в которой такие раздражители просто не смогут возникнуть.

Например, если часто отвлекает телефон своими звонками или сигналами о сообщениях, то можно просто убрать его в другую комнату или полностью отключить звук. А иногда отвлекает даже собственная одежда, если она не удобная, не по размеру, в ней холодно или наоборот жарко и т.п. Тогда можно переодеться в комфортную, удобную одежду.

В некоторых случаях для изоляции от раздражителей можно отключить органы чувств. Например, если слух вам не нужен для выполнения текущего дела, но есть отвлекающие звуки, кто-то шумит, то можно заткнуть уши ватой, берушами или надеть защитные наушники. Аналогично можно поступить с носом, если в текущей обстановке есть отвлекающий запах.

Для изоляции от визуальных раздражителей можно используйте руки как тоннель. Когда вам нужно сконцентрироваться на каком-то объекте перед с вами, например, книге, журнале, мониторе..., разместите свои руки возле глаз так, чтобы они образовали некий тоннель или подзорную трубу. Это оградит сознание от лишней визуальной информации об объектах около вас, которые могут отвлечь.

Еще вы можете часто переключаться на часы , чтобы посмотреть текущее время. Это нужно делать обязательно, если скоро потребуется переключиться на другое важное дело: сделать звонок, пойти на встречу, выключить духовку... Но в большинстве случаев такая проверка времени совершенно бесполезна, и тогда это будет обычным отвлечением. Чтобы этого избежать, просто убирайте все часы подальше, когда можно спокойно заниматься делом, никуда не торопясь.

Иногда помогает договор с самим собой. Если есть проблемы или важные дела, которые нужно выполнить потом, а сейчас нужно сделать что-то другое, то можно сказать себе: "Пусть эти проблемы/цели/дела подождут, я обязательно к ним вернусь и разберусь с ними, но сейчас мне нужно сделать вот это". Это даст некое облегчение для сознания, что вы помните о проблеме/деле, и обязательно ими займетесь. Тогда вам будет легче сконцентрироваться на текущем деле.

Также внимание часто переключается, когда в сознании находится много хаотичных, беспорядочных объектов. В этом случае можно разгрузить сознание от навязчивых, неважных в данный момент мыслей и идей. Для этого можно материализовать их на внешнем носителе, бумаге, записать в компьютер или телефон.

После этого можно всю записанную информацию организовать в упорядоченную систему, чтобы можно было ее легко найти и получать напоминания о срочных делах. Также эту информацию лучше приоритизировать , чтобы точно знать, что из нее самое важное и в какой последовательности выполнять дела.

Тогда в сознании появится порядок и оно не будет отвлекаться на бесполезные объекты. После этого старайтесь выполнять в каждый момент только одно дело с самым высоким приоритетом до его полного завершения. Это дисциплинирует сознание и оно не будет переключаться на что-то еще.

А создав порядок в целях и делах, определив их важность, можно применить принцип Парето : "20% дел приносят 80% результата". Т.е. из всех дел можно выбрать самые важные, сосредоточиться именно на них и выполнить их в первую очередь. Тогда цели будут достигаться быстрее и самореализация ускорится. А когда и результатов много, тогда и внимание сосредотачивается гораздо легче.

Если объект, на котором нужно сосредоточиться, очень большой и сложный, то можно разделить его на множество маленьких - детализировать . А сосредотачиваться на маленьких объектах, гораздо легче, чем на больших. Так можно крупную цель разделить на множество мелких дел, тогда внимание на каждом из них может быть максимальным, а между делами можно делать короткий перерыв для восстановления внимания.

Еще на внимание очень сильно влияет физическое состояние . Если есть усталость, то и внимание будет часто переключаться на легкие объекты, а не на важные. Поэтому, чтобы максимально сосредоточиться на важных объектах, нужно уметь эффективно отдыхать . Для этого можно использовать пассивный отдых (сон, лежание на диване, чтение книги...). Но лучше стараться отдыхать активно. Ведь во многих случаях усталость возникает эмоциональная, а не физическая. А от такой усталости будет отличным средством поход в кино или музей, игра в боулинг или катание на велосипеде.

С этой же целью можно заниматься спортом , чтобы тело было в тонусе и меньше уставало. Также нужно пить как можно больше воды, чтобы организм функционировал нормально и медленнее утомлялся. Естественно нужно правильно питаться , не голодать и не переедать.

В некоторых диетах при употреблении еды завязываются глаза, чтобы не видеть, сколько осталось на тарелке, а ощущать свой организм и переставать есть, когда почувствуешь насыщение. Это правильный подход к еде. Но нас с детства заставляют доедать до конца, даже если желудок уже забит под завязку. А это отличный способ, чтобы нарушить пищеварение и набрать лишний вес. Лучше есть часто, но понемногу, чем пару раз в день, но много.

Полезным средством для отдыха является умение полностью расслабляться , успокаивать все внутренние процессы: движение тела, дыхание, речь... Иначе эти процессы будут раздражать и отвлекать от важного объекта.

Также нужно правильно спать , чтобы организм восстанавливался за минимальное время. Даже если чувствуется усталость, но хочется еще пару часов поработать, чтобы завершить дело, то можно это сделать. Но с большой вероятностью случится так, что на следующий день усталость будет еще больше и сделано будет еще меньше. Поэтому нужно прислушиваться к своему организму и давать ему отдохнуть, чтобы в целом личная эффективность была максимальной.

Если чувствуете ухудшение внимания из-за утомления и повышения сонливости , можно сознательно изменить положение тела в такое, какое для вас обычно несвойственно, или даже дискомфортно. Скрестите по-другому ноги, сместите центр тяжести, поменяйте положение ступней или измените выражение лица. Если рядом есть другой человек, то можно попробовать скопировать его позу. Когда тело примет непривычное положение, сонливость понизится и сосредоточенность повысится.

Также если повышается сонливость, то нужно получить дополнительную энергию . Для этого можно напрячь мышцы живота, спины или ног, сделать зарядку, активную прогулку с быстрым шагом, поприседать, потанцевать и т.п.

А чтобы максимально замедлить утомление, можно просто не делать лишних движений . Сосредоточившись на текущем деле, выполняйте только те действия, которые необходимы для его завершения. И предотвращайте любые другие движения: почесывания, поглаживания, ненужное напряжение мышц и т.п. Примите удобную позу, подготовьте все необходимые инструменты и положите их рядом с собой, расслабьтесь, успокойтесь и приступайте к обязательным действиям.

Это позволит и сосредоточить внимание, и уменьшить усталость, а значит увеличить период комфортной, бодрой, эффективной деятельности. Как гласит древняя китайская пословица: "Если сидишь - сиди, если стоишь - стой. Главное, не дергайся" . Беспорядочные движения - это главный признак рассеяности, слабого развития внимания.


Но, пожалуй, самый главный фактор для сосредоточения внимания, это интерес - чувство системы, вызывающее желание получить недостающие знания о другой системе, чтобы иметь ясное представление о ее смысле, признаках, состоянии, способностях, поведении, предназначении ...

Поэтому, чтобы на долго сосредоточиться на одном объекте, нужно максимально повысить интерес к нему. Для этого можно поставить четкую цель, достижение которой даст ценные результаты.

Например, такой целью может быть изучение объекта для обнаружения новых, уникальных признаков, которых нет у других или о которых еще не знаешь. Интерес также повышается, когда новые знания об объекте дают идеи для достижения текущих целей.

Еще интерес увеличивается, когда осознаешь важность объекта. Для этого можно задать себе вопросы из категории "Зачем?": зачем нужно на него обращать внимание, как именно он поможет достичь текущих целей, что ценного он может дать...? После этого можно прислушаться к своим мыслям и эмоциям и самостоятельно дать ответы. Если они вдохновят, мотивируют, тогда возрастет и интерес, и сосредоточенность.

Еще интерес можно увеличить, назначив награду за эффективное и успешное достижение цели. Определите, что вас очень мотивирует: поход в кино, игра в боулинг, посещение театра... И давайте себе обещание, что так наградите себя, если очень быстро достигните цели. Тогда интерес значительно возрастет и сосредоточенность будет очень высокой.

Также интерес повышается, когда занимаешься творчеством . Ставьте цели для создания чего-то нового, уникального, шедевров, делайте открытия и изобретайте, а не просто копируйте у других, не занимайтесь повторяющейся, скучной, нудной рутиной. Тогда и сосредоточенностью увеличится.


Еще одним способом является создание "якоря " для своего состояния с высокой сосредоточенностью: выполняйте определенное действие каждый раз, когда будете сосредоточенны на важном объекте. Например, можно просто потереть ладонями виски или щелкнуть пальцами и т.п., как только заметите, что полностью сосредоточены. Делайте так ежедневно, в течение месяца. После появления "якоря", можно будет быстро увеличить сосредоточенность, выполнив такое действие (потерев ладонями виски или щелкнув пальцами...).


Таким образом, основными способами для сосредоточения внимания являются следующие:

Организовать тихую, спокойную обстановку и изолироваться от раздражителей;

Отключить органы чувств с помощью специальных приспособлений;

Заключить договор с самим собой;

Создать порядок в целях, делах, идеях..., материализовав их, организовав и приоритизировав;

Детализировать сложные объекты;

Следить за физическим состоянием, отдыхать, заниматься спортом, правильно питаться и спать...;

Не делать лишних движений;

Повысить интерес к объекту, изучать, осознать его важность, назначить награду, использовать творческий подход;

Создать "якорь" для сосредоточенного состояния.


Комбинируйте эти способы вместе и вы сможете сосредотачиваться на самом важном очень длительный период, не отвлекаясь и не выбрасывая в мусорку свои . Это даст вам существенное преимущество и вы сможете достигать гораздо больших успехов, чем те, кто не может сосредотачиваться. За это вы получите вознаграждение в виде множества дополнительных ресурсов, спокойствия и удовольствия от всего, чем будете заниматься.


Уважаемый гость, Это Самая Ценная Часть Метода!!!

Чтобы ее прочитать, РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ об этой странице.
Нажмите на одну из кнопок соц.сетей и добавьте пост на свою страницу.
Для получения подсказки как это сделать, наведите курсор на знак вопроса под кнопками

Сразу после этого под этими кнопками откроется ПОТРЯСАЮЩИЙ ТЕКСТ !

Последствия развития внимания

Самый ценный результат, который вы получите при непрерывном развитии внимания - это повышение вашей личной успешности и эффективности, что в целом ускорит вашу самореализацию и создание своего наследия.

Вы будете существенно быстрее действовать, выполнять свои дела и достигать целей. Это позволит вам получать гораздо больше результатов, ресурсов и энергии для движения вперед к еще более сложным, полезным и великим целям.

Вы прекратите подчиняться своим мыслям, своему сознанию, а станете легко и эффективно им управлять . Вы будете без усилия избегать бесполезных и навязчивых мыслей, которые только мешают, а не помогают достигать успеха. Начнете сами выбирать то, о чем думать, на чем сосредотачиваться и что делать.

Из-за этого уровень вашего интеллекта значительно возрастет. Ведь при развитии внимания улучшаются и другие способности: память, воображение, самосознание... Это позволит вам думать, обрабатывать информацию и принимать решения гораздо быстрее, а качество и правильность ваших решений станет выше.

Также вы начнете быстрее обучаться , воспринимать множество новых знаний и использовать их в своей деятельности, что поможет генерировать еще более полезные идеи для своих целей.

Вы начнете сосредотачиваться только на самом важном и не обращать внимание на всякую ерунду. Это сделает вас гораздо успешнее тех, кто тратит свое драгоценное время на мелочи, выбрасывает его на ветер.

Навык управления вниманием даст вам внутреннее спокойствие , потому что у вас будет ясная картина того, что нужно делать и вы будете делать это последовательно, по шагам, не отвлекаясь на мелочи и бесполезные дела.

Это, в свою очередь, повышает такие личные качества , как уверенность в себе , решительность, целеустремленность, упорство, мужество ..., т.к. знаешь, что полностью управляешь собой, своей жизнью и достигаешь успехи, зависящие только от тебя. Это даст особую внутреннюю силу , помогающую преодолевать любые препятствия на своем пути, что сделает вас еще свободнее .

Вы перестанете плыть по течению жизни, не видя, сколько прекрасного и великолепного есть вокруг . А вы начнете замечать каждую мелочь, которая будет вызывать у вас интерес, позитивные эмоции и давать что-то полезное. Это избавит вас от "тюрьмы ", которая изолирует вас от нашего волшебного мира. Вместо этого вы почувствуете свою соединенность со всем вокруг, с природой и другими людьми, что даст вам гармонию с собой и миром .

И непрерывно, сосредоточенно двигаясь вперед, занимаясь творчеством, развивая свой талант и получая ожидаемые результаты, вы будете испытывать море позитивных эмоций , удовольствия, радости и счастья. Это будет мотивировать вас и давать энергию для создания еще более грандиозных результатов, собственных шедевров и великого наследия.

В любом случае, выбор за вами : быть рабом своего сознания или быть его единственным хозяином. Но став хозяином своего внимания, вы сделаете огромный шаг к своей самореализации, успеху, свободе, гармонии и счастью.


    Введение………………………………………………………………………………2

    Развитие внимания…………………………………………………………………...3

    Развитие произвольного внимания………………………………………………….4

    Соотношение видов внимания………………………………………………………5

    Виды внимания………………………………………………………………….........6

      Непроизвольное внимание…………………………………………………………..7

      Произвольное внимание……………………………………………………………..8

      Послепроизвольное внимания………………………………………………………9

    Свойства внимания……………………………………………………………………..10

    1. Объём………………………………………………………………………...10

      Устойчивость………………………………………………………………..10

      Интенсивность……………………………………………………………....11

      Концентрация……………………………………………………………….11

      Распределение……………………………………………………………….12

      Переключение……………………………………………………………….12

      Колебания……………………………………………………………………13

    Функции и виды внимания…………………………………………………………….14

    Нарушение внимания…………………………………………………………..............15

      Отвлекаемость………………………………………………………….....................15

      Рассеянность……………………………………………………………....................16

      Инертность…………………………………………………………………………...18

    Заключение……………………………………………………………………………...19

    Список использованной литературы………………………………………………….20

    ВВЕДЕНИЕ

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Однако рекомендации для практических психологов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста.

Внимание всегда есть сосредоточенность, на чем либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.

Внимание является одним из феноменов ориентировочно-сследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. По мнению П.Я. Гальперина, «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».

Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует.

Внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).

Выделяют следующие формы проявления внимания:

Сенсорное (персептивное);

Интеллектуальное (мыслительное);

Моторное (двигательное).

Основными функциями внимания являются:

Активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;

Целенаправленный организованный отбор поступающей информации (основная селективная функция внимания);

Удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;

Обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;

Регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность замечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.

Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Это большая степень познаваемости данного впечатления и есть основной факт, или эффекты, а именно:

Аналитический эффект внимания - данное представление становится детальнее, в нем мы замечаем больше подробностей;

Фиксирующий эффект - представление делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает;

Усиливающий эффект - впечатление, по крайней мере, в большинстве случаев, делается сильнее: благодаря включению внимания слабый звук кажется несколько громче.

2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-40 мин., то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказа и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза, ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

    РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что сама по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те же средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять вниманием.

В одном эксперименте с детьми проводили игру в вопросы и ответы по типу игры в фанты с запретами: «Да» и «Нет» не говорите, белого и черного не берите». По ходу игры ребенку задавали ряд вопросов. Ребенок должен был отвечать как можно быстрее и при этом выполнять инструкцию:

    не называть запрещенных цветов, например черного и белого;

    не называть дважды один и тот же цвет;

Эксперимент был построен так, что ребенок мог выполнить все условия игры, но это требовало от него постоянного напряжения внимания, и в большинстве случаев дошкольники не справлялись с заданием.

Иной результат получался, когда взрослый предлагал ребенку в помощь набор цветных карточек, которые становились внешними вспомогательными средствами для успешного сосредоточения внимания на условиях игры. Наиболее догадливые дети самостоятельно начинали использовать эти вспомогательные средства. Они выделяли запрещенные цвета, белый и черный, откладывали в сторону соответствующие карточки и в процессе игры пользовались теми карточками, которые лежали перед ними.

Помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи с конкретной частной задачей, существует универсальное средство организации внимания - речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом на иные обстоятельства (когда складываешь башенку, выбираешь самое большое колечко! Так, правильно! А где теперь самое большее? Помни!!! и т.д.). Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.

По мере развития планирующей функции речи ребенок обретает способность заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.

Значение словесной само инструкции для организации внимания хорошо видно из следующего примера. Детям дошкольникам предлагали из десяти карточек с изображениями животных отобрать те, на которых было хотя бы одна из указанных изображений (например, курицы или лошади), но ни в коем случае не брать карточки, на которых было запрещенное изображение (например, медведя). Ребенок отбирал карточки несколько раз подряд. Первоначально ему не давали никаких указаний относительно способа действия. В этих условиях он с трудом выполнял задание, часто сбивался. Однако ситуация менялась, когда ребенку предлагали повторить вслух инструкцию (после внимательного рассматривания изображений на карточках он вспоминал, какие карточки можно брать, а какие нельзя). Наблюдения показали, что после проговаривания инструкции практически все дети, начиная со старшего дошкольного возраста, дают правильные решения, даже если в последующие задания вводят новых животных. Дети активно использовали речь для организации своего внимания в процессе отбора карточек.

На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется в частности, в том, что выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

  1. Развитие внимания младших школьников на уроках природоведения с помощью создания проблемных ситуаций

    Курсовая работа >> Психология

    Теоретические основы развития внимания младших школьников в проблемной ситуации Особенности развития внимания младших школьников Внимание и его... котором надо сосредоточиться . Способы развития внимания . Внимание , как и все остальные психические...

  2. Развитие внимания ребенка

    Реферат >> Психология

    Которые направлены на развитие внимания . Цель: Развитие внимания . Задачи: Концентрировать внимание ребенка; Формировать такие... их увеличивать. Занятие №2. 1." Обезьянки". Цель: развитие внимания , координации движений, памяти. Оборудование: кирпичики...

  3. Развитие внимания у младших школьников

    Курсовая работа >> Психология

    Работы по развитию внимания» . 3. Ознакомлениепедагогов с результатами занятий с детьми Практикум «Развитие внимания младших школьников» ... развитие произвольного внимания



Просмотров