Раскольников после убийства. Признание раскольникова в преступлении Тайна франта с папиросой

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Замысел произведения появился у писателя еще в 1859, когда он отбывал наказание на каторге. Изначально Достоевский собирался написать роман «Преступление и наказание» в форме исповеди, но в процессе работы первоначальная идея постепенно изменилась и, описывая свое новое произведение редактору журнала «Русский вестник» (в котором книгу впервые напечатали), автор характеризует роман как «психологический отчет одного произведения».

«Преступление и наказание» относится к литературному течению реализм, написано в жанре философско-психологического полифонического романа, так как идеи героев в произведении равноправны между собой, а автор стоит рядом с персонажами, а не над ними.

Составленное по «Преступлению и наказанию» краткое содержание по главам и частям позволяет ознакомиться с ключевыми моментами романа, подготовиться к уроку литературы в 10 классе или контрольной работе. Представленный на нашем сайте пересказ романа вы можете читать онлайн либо сохранить на любой электронный носитель.

Главные герои

Родион Раскольников – бедный студент, молодой, гордый, бескорыстный юноша. Он «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен» .

Соня Мармеладова – родная дочь Мармеладова, пьяницы, бывшего титулярного советника. «Девушка малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами» .

Петр Петрович Лужин – жених Дуни, расчетливый, «чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией» господин сорока пяти лет.

Аркадий Иванович Свидригайлов – азартный игрок с противоречивым характером, переступивший через несколько жизней. «Человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный» .

Порфирий Петрович – пристав следственных дел, который занимался делом об убийстве старухи-процентщицы. «Человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард» . Человек умный, «скептик, циник» .

Разумихин – студент, друг Родиона. Очень неглупый молодой человек, хотя иногда простоватый, «наружность его была выразительная - высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача» .

Дуня (Авдотья Романовна) Раскольникова – сестра Раскольникова, «твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем» девушка. «У нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые» .

Другие персонажи

Алена Ивановна – старуха-процентщица, которую убил Раскольников.

Лизавета Ивановна – сестра старухи-процентщицы, «высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои» .

Семен Захарович Мармеладов – отец Сони, пьяница, «человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной» .

Екатерина Ивановна Мармеладова – женщина благородного происхождения (из разорившейся дворянской семьи), мачеха Сони, жена Мармеладова. «Ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами» .

Пульхерия Александровна Раскольникова – мать Родиона, женщина сорока трех лет.

Зосимов – доктор, приятель Раскольникова 27-ми лет.

Заметов – письмоводитель в полицейском участке.

Настасья – кухарка хозяйки, у которой снимал комнату Раскольников.

Лебезятников – сосед Лужина по комнате.

Микола – красильщик, сознавшийся в убийстве старухи

Марфа Петровна Свидригайлова – жена Свидригайлова.

Полечка, Леня, Коля – дети Катерины Ивановны.

Часть первая

Глава 1

Главный герой романа Родион Раскольников находится в положении, граничащем с бедностью, он второй день почти ничего не ел и должен хозяйке квартиры приличную сумму за аренду. Юноша направляется к старухе-процентщице Алене Ивановне, обдумывая по дороге «загадочное» дело, мысли о котором тревожили его давно – герой собирался убить.

Придя к Алене Ивановне, Раскольников закладывает серебряные часы, при этом внимательно осматривая обстановку ее квартиры. Уходя, Родион обещает вскоре вернуться, чтобы заложить серебряную папиросницу.

Глава 2

Зайдя в распивочную, Раскольников знакомится там с титулярным советником Мармеладовым. Узнав, что Родион студент, опьяневший собеседник начинает рассуждать о бедности, высказываясь, что «бедность не порок, это истина, нищета - порок-с» , и рассказывает Родиону о своей семье. Его жена, Катерина Ивановна, имея на руках троих детей, вышла за него от безысходности, хотя была умной и образованной. Но Мармеладов пропивает все деньги, унося из дома последнее. Чтобы хоть как-то обеспечивать семью, его дочери, Соне Мармеладовой пришлось пойти на панель.

Раскольников решил провести пьяного Мармеладова домой, так как тот уже плохо держался на ногах. Студента поразила нищенская обстановка их жилья. Катерина Ивановна начинает ругать мужа, что снова пропил последние деньги и Раскольников, не желая ввязываться в ссору, уходит, по не понятным для себя причинам оставив им мелочь на подоконнике.

Глава 3

Раскольников жил в маленькой, с очень низким потолком комнате: «это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной» . В комнате было три старых стула, стол, большая софа в лохмотьях и маленький столик.

Родиону приходит письмо от матери Пульхерии Раскольниковой. Женщина писала, что его сестру Дуню, оклеветала семья Свидригайловых, в доме у которых девушка работала гувернанткой. Свидригайлов проявлял к ней недвусмысленные знаки внимания. Узнав об этом, Марфа Петровна, его жена, и начала оскорблять и унижать Дуню. Кроме того, к Дуне посватался сорокапятилетний надворный советник Петр Петрович Лужин с небольшим капиталом. Мать пишет, что вскоре они с сестрой приедут в Петербург, так как Лужин хочет устроить свадьбу как можно быстрее.

Глава 4

Раскольникова сильно встревожило письмо матери. Юноша понимает, что родные согласились на женитьбу Лужина и Дуни, только чтобы покончить с нищетой, однако юноша против этого брака. Раскольников понимает, что не вправе запретить Дуне выходить замуж за Лужина. И Родин вновь начал думать о мучившей его давно мысли (убийстве процентщицы).

Глава 5

Прогуливаясь по Островам, Раскольников решил перекусить куском пирога и водкой. Юноша давно не пил, поэтому почти сразу опьянел и, не дойдя домой, заснул в кустах. Ему приснился страшный сон: эпизод из детства, в котором мужики забивали старую лошадь. Маленький Родион не может ничего сделать, он подбегает к мертвой лошади, целует ее морду и, разозлившись, бросается на мужика с кулаками.

Проснувшись, Раскольников снова размышляет об убийстве процентщицы и сомневается, что сможет на него решиться. Проходя мимо базара на Сенной, юноша увидел сестру старухи – Лизавету. Из разговора Лизаветы с торговками, Раскольников узнает, что процентщица будет завтра в семь вечера одна дома. Юноша понимает, что теперь «все решено окончательно» .

Глава 6

Раскольников случайно слышит разговор студента и офицера о том, что старуха-процентщица недостойна жить, и если ее убить, то на ее деньги можно было бы помочь очень многим неимущим молодым людям. Родиона очень взволновало услышанное.

Придя домой, Раскольников, находясь в близком к бреду состоянии, начинает готовиться к убийству. Юноша пришил с внутренней стороны пальто под левой подмышкой петлю для топора так, чтобы, когда пальто было надето, топор не был заметен. Затем достал спрятанный в щели между диваном и полом «заклад» – дощечку, величиной с папиросочницу, обмотанную в бумагу и перевязанную тесемкой, которую собирался дать старухе для отвлечения внимания. Закончив приготовления, Родион украл в дворницкой топор и отправился к старухе.

Глава 7

Придя к процентщице, Родион переживал, что старуха заметит его волнение и не впустит, однако она берет «заклад», поверив, что это папиросочница, и пытается развязать тесемку. Юноша, понимая, что медлить нельзя, достает топор и опускает ей на голову обухом, старуха осела, Раскольников бьет ее второй раз, после чего понимает, что она уже умерла.

Раскольников достает из кармана старухи ключи и идет в ее комнату. Только он нашел богатства процентщицы в большой укладке (сундуке) и начал набивать ими карманы пальто и панталон, как неожиданно вернулась Лизавета. В растерянности, герой убивает и сестру старухи. Его охватывает ужас, но постепенно герой берет себя в руки, смывает кровь с рук, топора и сапог. Раскольников хотел уже уходить, но тут услышал на лестнице шаги: к старухе пришли клиенты. Переждав, пока они уйдут, Родион сам быстро покидает квартиру процентщицы. Вернувшись домой, юноша возвращает топор и, зайдя в свою комнату, не раздеваясь упал в забытьи на кровать.

Часть вторая

Глава 1

Раскольников проспал до трех часов дня. Проснувшись, герой вспоминает о содеянном. Он в ужасе пересматривает всю одежду, проверяя, не осталось ли на ней следов крови. Тут же находит взятые у процентщицы драгоценности, о которых совсем забыл и прячет их в угол комнаты, в дыру под обоями.

К Родиону приходит Настасья. Она принесла ему повестку от квартального: герою нужно было явиться в полицейскую контору. Родион нервничает, но в участке выясняется, что от него требуется только написать расписку с обязательством выплатить долг квартирной хозяйке.

Уже собираясь уходить из участка, Родион случайно слышит разговор полицейских об убийстве Алены Ивановны и падает в обморок. Все решают, что Раскольников болен и отпускают домой.

Глава 2

Опасаясь обыска, Родион прячет ценности старухи (кошелек с деньгами и драгоценности) под камень в безлюдном дворе, окруженном глухими стенами.

Глава 3

Вернувшись домой, Раскольников пробредил несколько дней, а очнувшись, увидел рядом с собой Разумихина и Настасью. Юноше приносят денежный перевод от матери, приславшей деньги на оплату жилья. Дмитрий рассказывает другу, что пока тот был болел, к Родиону несколько раз заходил полицейский Заметов и расспрашивал о его вещах.

Глава 4

К Раскольникову заходит еще один товарищ – студент-медик Зосимов. Он начинает разговор об убийстве Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы, рассказывая, что в преступлении подозревают многих, в том числе красильщика Миколу, однако достоверных улик пока у полиции нет.

Глава 5

К Раскольникову приходит Петр Петрович Лужин. Раскольников упрекает мужчину, что тот собирается жениться на Дуне только для того, чтобы девушка до конца жизни была благодарна за избавление ее семьи от нищеты. Лужин пытается это отрицать. Рассерженный Раскольников выгоняет его.

Вслед за ним уходят и друзья Раскольникова. Разумихин переживает за друга, считая, что «у него что-то есть на уме! Что-то неподвижное, тяготящее» .

Глава 6

Случайно зайдя в распивочную «Хрустальный дворец» Раскольников встречает там Заметова. Обсуждая с ним дело об убийстве старухи, Родион высказывает свое мнение о том, как бы он действовал на месте убийцы. Студент спрашивает, что бы делал Заметов, если бы убийцей оказался он и почти напрямую говорит, что это он убил старуху. Заметов решает, что Родион сумасшедший и не верит в его виновность.

Гуляя по городу, Раскольников решает утопиться, но, передумав, в полубреду идет к дому убитой старухи-процентщицы. Там идет ремонт и студент заговаривает с рабочими о случившемся преступлении, все думают, что он сумасшедший.

Глава 7

По дороге к Разумихину Раскольников видит толпу, собравшуюся вокруг случайно сбитого, совершенно пьяного Мармеладова. Пострадавшего относят домой, он находится в тяжелом состоянии.
Перед смертью Мармеладов просит у Сони прощения и умирает у дочери на руках. Раскольников отдает все свои деньги на похороны Мармеладова.

Родион чувствует, что выздоравливает и идет в гости к Разумихину. Дмитрий провожает его домой. Подходя к дому, Раскольникова, студенты видят в его окнах свет. Когда друзья поднялись в комнату, оказалось, что к Родиону приехали мать и сестра. Увидев близких, Раскольников упал в обморок.

Часть третья

Глава 1

Придя в себя, Родион просит родных не беспокоиться. Беседуя с сестрой о Лужине, Раскольников требует, чтобы девушка отказала ему. Пульхерия Александровна хочет остаться присматривать за сыном, но Разумихин уговаривает женщин вернуться в гостиницу.

Разумихину очень понравилась Дуня, его привлекает ее красота: в ее внешности сила и самоуверенность соединялись с мягкостью и грациозностью.

Глава 2

С утра Разумихин навещает мать и сестру Раскольникова. Обсуждая Лужина, Пульхерия Александровна делится с Дмитрием, что с утра они получили письмо от Петра Петровича. Лужин пишет, что хочет навестить их, но просит, чтобы во время их встречи не присутствовал Родион. Мать и Дуня едут к Раскольникову.

Глава 3

Раскольников чувствует себя лучше. Студент рассказывает матери и сестре о том, как вчера отдал все свои деньги на похороны бедной семье. Раскольников замечает, что родные его боятся.
Заходит разговор о Лужине. Родиону неприятно, что Петр Петрович не проявляет должного внимания невесте. Юноше говорят о письме Петра Петровича, он готов сделать так, как посчитают правильным его родные. Дуня считает, что Родион непременно должен присутствовать во время визита Лужина.

Глава 4

К Раскольникову пришла Соня с приглашением на похороны Мармеладова. Несмотря на то, что репутация девушки не позволяет общаться ей на равных с матерью и сестрой Родиона, юноша представляет ее близким. Уходя, Дуня поклонилась Соне, чем очень сильно смутила девушку.

Когда Соня шла домой, ее начал преследовать какой-то незнакомец, оказавшийся ее соседом (дальше по сюжету становится ясно, что это был Свидригайлов).

Глава 5

Раскольников и Разумихин едут к Порфирию, так как Родион попросил друга познакомить его со следователем. Раскольников обращается к Порфирию с вопросом, как можно заявить свое право на вещи, которые он закладывал старухе. Следователь говорит, что ему нужно подать объявление в милицию, и что вещи его не пропали, так как помнит их среди изъятого следствием.

Обсуждая с Порфирием убийство процентщицы, юноша понимает, что его также подозревают. Порфирий вспоминает о статье Раскольникова. В ней Родион излагает собственную теорию о том, что люди делятся на «обыкновенных» (так называемый «материал») и «необыкновенных» (талантливых, способных сказать «новое слово»)»: «обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона» . «А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные» . Порфирий спрашивает у Раскольникова, считает ли он себя таким «необыкновенным» человеком и способен ли он убить или ограбить, Раскольников отвечает, что «очень может быть» .

Уточняя детали дела, следователь спрашивает у Раскольникова, видел ли он, например, во время последнего визита к процентщице, красильщиков. Медля с ответом, юноша говорит, что не видел. Тут же Разумихин отвечает за друга, что тот был у старухи за три дня до убийства, когда красильщиков там еще не было, ведь они работали в день убийства. Студенты уходят от Порфирия.

Глава 6

Возле дома Родиона поджидал незнакомец, который назвал Родиона убийцей и, не пожелав объясниться, уходит.

Дома Раскольникова снова начала мучить лихорадка. Юноше приснился этот незнакомец, который манил его за собой к квартире старухи-процентщицы. Родион ударил Алену Ивановну по голове топором, но она смеется. Студент пытается убежать, но видит вокруг толпу осуждающих его людей. Родион просыпается.

К Раскольникову приходит Свидригайлов.

Часть четвертая

Глава 1

Раскольников не рад приходу Свидригайлова, так как из-за него серьезно подпортилась репутация Дуни. Аркадий Иванович высказывает мнение, что они с Родионом очень похожи: «одного поля ягоды» . Свидригайлов пытается уговорить Раскольникова устроить ему встречу с Дуней, так как его жена оставила девушке три тысячи, а он сам хотел бы дать Дуне десять тысяч за все причиненные ей неприятности. Родион отказывается устраивать их встречу.

Главы 2-3

Вечером Раскольников и Разумихин наведываются к маме и сестре Родиона. Лужин возмущен тем, что женщины не учли его просьбу, и не хочет при Раскольникове обсуждать детали свадьбы. Лужин напоминает Дуне, в каком бедственном положении находится ее семья, упрекая девушку в том, что она не осознает своего счастья. Дуня говорит, что не может выбирать между братом и женихом. Лужин сердится, они ссорятся, и девушка просит Петра Петровича уйти.

Глава 4

Раскольников приходит к Соне. «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое» . Во время разговора юноша спрашивает, что теперь будет с девушкой, ведь на ней теперь почти сумасшедшая мать, брат и сестра. Соня говорит, что не может их оставить, ведь без нее они просто умрут от голода. Раскольников кланяется Соне в ноги, девушка думает, что юноша безумен, но Родион объясняет свой поступок: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился» .

Родион обращает внимание на лежащий на столе Новый Завет. Раскольников просит прочесть ему главу о воскресении Лазаря: «огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги» . Уходя, Родион обещает прийти на следующий день и рассказать Соне, кто убил Лизавету.

Весь их разговор слышал Свидригайлов, находящийся в соседней комнате.

Глава 5

На следующий день Раскольников приходит к Порфирию Петровичу с просьбой возвратить ему его вещи. Следователь снова пытается проверить юношу. Не выдержав, Родион, сильно нервничая, просит Порфирия наконец признать его виновным либо невиновным в убийстве старухи. Однако следователь уходит от ответа, сообщив, что в соседней комнате находится сюрприз, но не говорит юноше, какой.

Глава 6

Неожиданно для Раскольникова и Порфирия приводят красильщика Миколу, который при всех признается в убийстве Алены Ивановны. Раскольников возвращается домой и на пороге своей квартиры встречает того загадочного мещанина, который назвал его убийцей. Мужчина извиняется за свои слова: как оказалось, именно он был приготовленным Порфирием «сюрпризом» и теперь раскаивался в своей ошибке. Родион чувствует себя спокойней.

Часть пятая

Глава 1

Лужин считает, что в их ссоре с Дуней виноват исключительно Раскольников. Петр Петрович думает о том, что зря не дал Раскольниковым денег до свадьбы: это бы решило многие проблемы. Желая отомстить Родиону, Лужин просит своего соседа по комнате Лебезятникова, хорошо знакомого с Соней, позвать девушку к нему. Петр Петрович извиняется перед Соней, что не сможет присутствовать на похоронах (хотя и был приглашен), и дает ей десять рублей. Лебезятников замечает, что Лужин что-то задумал, но пока не понимает, что именно.

Глава 2

Катерина Ивановна устроила хорошие поминки по мужу, однако многие из приглашенных не пришли. Здесь присутствовал и Раскольников. Екатерина Ивановна начинает ссориться с хозяйкой квартиры Амалией Ивановной из-за того, что та пригласила кого попало, а не «народ получше и именно знакомых покойного» . Во время их ссоры приходит Петр Петрович.

Глава 3

Лужин сообщает, что Соня украла у него сто рублей и свидетелем этому является его сосед Лебезятников. Девушка сначала теряется, но быстро начинает отрицать свою вину и отдает Петру Петровичу его десять рублей. Не веря в вину девушки, Катерина Ивановна начинает при всех выворачивать карманы дочери и оттуда выпадает сторублевая купюра. Лебезятников понимает, что Лужин ввязал его в неловкую ситуацию и говорит присутствующим, что вспомнил, как Петр Петрович сам подсунул Соне деньги. Раскольников защищает Соню. Лужин кричит и злится, обещает вызывать полицию. Амалия Ивановна выгоняет Катерину Ивановну вместе с детьми из квартиры.

Глава 4

Раскольников идет к Соне, раздумывая о том, стоит ли говорить девушке, кто убил Лизавету. Юноша понимает, что должен все рассказать. Мучаясь, Родион говорит девушке, что знаком с убийцей и что Лизавету он убил нечаянно. Соня все понимает и, сочувствуя Раскольникову, говорит, что несчастнее его нет «никого теперь в целом свете» . Она готова пойти за ним даже на каторгу. Соня спрашивает у Родиона, почему он пошел убивать, если даже не взял награбленное, на что юноша отвечает, что хотел стать Наполеоном: «я захотел осмелиться и убил… я только осмелиться захотел, Соня, вот вся причина!» . «Мне другое надо было узнать Смогу ли я переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею» .
Соня говорит, что ему нужно пойти и признаться в содеянном, тогда его бог простит и «опять жизнь пошлет» .

Глава 5

К Соне приходит Лебезятников и говорит, что Катерина Ивановна сошла с ума: женщина заставила детей просить милостыню, ходит по улице, бьет в сковороду и заставляет детей петь и танцевать. Катерину Ивановну помогают отнести в комнату к Соне, где женщина и умирает.

К находившемуся у Сони Родиону подошел Свидригайлов. Аркадий Иванович говорит, что оплатит похороны Катерины Ивановны, устроит детей в сиротские заведения и позаботится о судьбе Сони, прося передать Дуне, что так потратит те десять тысяч, которые хотел отдать ей. На вопрос Родиона, отчего Аркадий Иванович стал таким щедрым, Свидригайлов отвечает, что слышал через стенку все их разговоры с Соней.

Часть шестая

Главы 1-2

Похороны Катерины Ивановны. Разумихин рассказывает Родиону, что Пульхерия Александровна заболела.

К Раскольникову приходит Порфирий Петрович. Следователь заявляет, что подозревает Родиона в убийстве. Он советует юноше явиться в участок с повинной, дав на размышления два дня. Тем не менее, никаких доказательств против Раскольникова нет, а в убийстве он пока не признается.

Главы 3-4

Раскольников понимает, что ему нужно поговорить со Свидригайловым: «в этом человеке таилась какая-то власть над ним» . Родион встречает Аркадия Ивановича в трактире. Свидригайлов рассказывает юноше о своих отношениях с покойной женой и о том, что действительно был очень сильно влюблен в Дуню, но сейчас у него есть невеста.

Глава 5

Свидригайлов уходит из трактира, после чего в тайне от Раскольникова встречается с Дуней. Аркадий Иванович настаивает, чтобы девушка зашла к нему в квартиру. Свидригайлов рассказывает Дуне об услышанном разговоре Сони и Родиона. Мужчина обещает спасти Раскольникова в обмен на расположение и любовь Дуни. Девушка хочет уйти, но дверь оказывается запертой. Дуня достает припрятанный револьвер, несколько раз стреляет в мужчину, но не попадает, и просит отпустить ее. Свидригайлов дает Дуне ключ. Девушка, бросив оружие, уходит.

Глава 6

Весь вечер Свидригайлов проводит по трактирам. Вернувшись домой, мужчина зашел к Соне. Аркадий Иванович говорит ей, что, возможно, уедет в Америку. Девушка благодарит его за то, что он устроил похороны и помог сиротам. Мужчина дает ей три тысячи рублей, чтобы она смогла жить нормальной жизнью. Девушка сначала отказывается, но Свидригайлов говорит, что знает, что она готова пойти за Родионом на каторгу и деньги ей точно понадобятся.

Свидригайлов забредает в глушь города, где останавливается в гостинице. Ночью ему снится девочка-подросток, которая давно из-за него погибла, утопившись после того, как мужчина разбил ей сердце. Выйдя на рассвете на улицу, Свидригайлов выстрелил себе в голову из револьвера Дуни.

Глава 7

Раскольников прощается с сестрой и матерью. Юноша говорит близким, что собирается признаться в убийстве старухи, обещает начать новую жизнь. Родион сожалеет, что не смог переступить через заветный порог собственной теории и своей совести.

Глава 8

Раскольников идет к Соне. Девушка надевает на него кипарисовый нательный крестик, советуя ему пойти на перекресток, поцеловать землю и сказать вслух «Я убийца» . Родион делает так, как сказала Соня, после чего идет в полицейский участок и признается в убийстве старухи-процентщицы и ее сестры. Там же юноша узнает о самоубийстве Свидригайлова.

Эпилог

Глава 1

Родиона приговаривают к восьми годам каторги в Сибири. Пульхерия Александровна еще в начале процесса заболела (болезнь ее была нервной, больше похожей на помешательство) и Дуня и Разумихин увезли ее из Петербурга. Женщина придумывает историю о том, что Раскольников уехал и живет этой выдумкой.

Соня уезжает за партией арестантов, в которой отправили на каторгу Раскольников. Дуня и Разумихин поженились, оба планируют через пять лет переехать в Сибирь. Через некоторое время Пульхерия Александровна умирает от тоски по сыну. Соня регулярно пишет близким Родиона о его жизни на каторге.

Глава 2

На каторге Родион не мог найти общего языка с другими заключенными: его все не любили и избегали, считая безбожником. Юноша размышляет о своей судьбе, ему стыдно, что он так бездарно и глупо загубил свою жизнь. Свидригайлов, сумевший покончить с собой кажется юноше сильнее духом, чем он сам.

Соню же, приходившую к Родиону, все арестанты полюбили, при встрече снимали перед ней шапки. Девушка передавала им деньги и вещи от близких.

Раскольников заболел, лежит в госпитале, выздоравливая тяжело и медленно. Соня регулярно его навещала и в один из дней Родион, плача, бросился к ее ногам и начал обнимать колени девушки. Соня сначала испугалась, но после поняла, «что он любит, бесконечно любит ее» . «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого»

Заключение

В романе «Преступление и наказание» Достоевский рассматривает вопросы человеческой морали, добродетели и права человека на убийство ближнего. На примере главного героя автор показывает, что любое преступление невозможно без наказания, – студент Раскольников, который, пожелав стать такой же великой личностью, как и его кумир Наполеон, убивает старуху процентщицу, однако не может снести моральных мучений после содеянного и сам признается в своей вине. В романе Достоевский подчеркивает, что даже самые великие цели и идеи не стоят человеческой жизни.

Квест

Мы подготовили интересный квест по роману «Преступление и наказание» – пройти .

Тест по роману

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 26550.

Роман Ф. М. Достоевского назван “Преступление и наказание”. Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи-процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский участок и признаться

В содеянном? Какие причины побудили его к этому?

Окончательное признание Раскольников делает только в самом конце романа, в шестой части романа, и после этого признания уже начинается описание его жизни на каторге и полного раскаяния в совершенном. На само признание его толкает Соня, которая убеждает его в том, что это будет лучше для него, так как тогда он почувствует облегчение и его душа не будет так страдать. Но с какими чувствами раскольников идет совершать признание?

Он никак не хочет смириться с тем, то по человеческим законам он совершал преступление и является виноватым. Он продолжает бунтовать

До самого последнего момента, постоянно раздумывает над тем, стоит ли вообще делать признание, ведь никто не может догадаться, что это он совершал убийство. Несколько раз Раскольников стремится повернуть назад и не идти в участок.

Перед тем как идти в полицию, Раскольников еще раз навещает Сонечку. В момент встречи он еще искушает героиню и пытается пробудить в ней чувство индивидуалистического бунта. Он усмехается, его тон кажется Соне странным. От Сони он идет на площадь, чтобы, как советовала она ему, поклониться людям, поцеловать русскую землю и покаяться всенародно в том, что он сделал. Мысли о том, что “эти глупые, зверские хари” обступят его и будут смотреть на его покаяние, бесит Раскольникова. Он по-прежнему ненавидит людей, толпу, в которой ему приходится идти. Он по-прежнему чувствует, что он намного выше их, он все еще хочет почувствовать себя “сверхчеловеком”, а эти люди не могут понять его и его мотивов.

В конечном итоге он все-таки опускается на колени и целует землю. Но делает он это только из-за того, что его задавила безвыходная тоска и тревога всего этого времени и особенно последних часов. Он захотел испытать что-то новое, некое чувство, которое резко отличается от того, что в последнее время владело им. “Он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю. “

Но у него не хватило смелости признаться перед людьми в преступлении. Слова признания застряли у него на языке, когда он услышал разговоры толпы о себе, о том, что он, возможно, всего лишь пьян. Ненависть к людям не позволяет Раскольникову полностью раскрыться перед ними, признаться и, возможно, получить у них прощение. Ведь признаться “тварям дрожащим” означает, что он такая тварь, как и они. А этого Раскольников пока совершить не может.

Он идет в участок. Но и там слова признания не сразу срываются с его губ. Он по-прежнему не уверен в том, следует ли делать признание. Несколько раз он порывается уйти из участка, но постоянно какие-то мелочи задерживают его. Он встречает следователя Пороха, который не догадывается о причинах его прихода и разговаривает с ним о всяких мелочах. Раскольников отвечает отрывисто и с неохотой, его мысли заняты совершенно другими заботами. Он и хочет признаться, но в то же время что-то постоянно тормозит его.

Последней каплей, заставившей Раскольникова все-то сделать признание, становится известие о самоубийстве Свидригайлова. Он никак не мог предположить, что этот человек сможет решиться на такой поступок. “Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило”. Он думал, что Свидригайлова не мучает совесть, что он совершенно не раскаивается в тех злодеяниях, которые совершил в своей жизни. И тут вдруг самоубийство. Эта новость настолько поразила Раскольникова, что он поспешно ушел из участка, и возможно, не вернулся бы туда, а тоже решился на отчаянный шаг, если бы на улице не встретил Соню, на лице которой отпечаталось что-то больное и измученное. Помня о всех тех словах, которые говорила ему Соня, Раскольников вернулся в участок и признался в преступлении.

Но только на каторге, после общения с Соней и чтения Евангелия Раскольников приходит к настоящему раскаянию. Только после этого он ощущает единство со всем миром и со всеми людьми.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Достоевский вводит в роман “Преступление и наказание” двойников Раскольникова, чтобы более глубоко раскрыть образ главного героя и показать несостоятельность его...
  2. В основе романа Достоевского “Преступление и наказание” лежит история преступления, но сюжет его разворачивается не так, как обычный детектив. Ведь...
  3. Теория Раскольникова носит определенный отпечаток времени. Его идея о “праве сильного” отражала некоторые мысли нигилизма – мировоззрения, популярного в 60-ые...
  4. Родион Раскольников является главным героем бессмертного романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание”. Весь сюжет произведения завязан фактически на его трагедии,...
  5. С творчеством Федора Михайловича Достоевского я познакомился где – то год назад. В его книгах меня привлекает социальность, разговор о...
  6. Действительно, у Раскольникова были свои личные причины совершить преступление. Конечно, ни одна из причин не может являться оправданием убийству, которое...
  7. Роман “Преступление и наказание” – это произведение об убийстве, о муках главного героя, о грехе и раскаянии. Это своего рода...

Глава 1. Очнувшись утром, Раскольников лихорадочно бросился скрывать следы убийства . Он спрятал в дыру за обоями взятые у старухи вещи, сорвал и срезал пропитанные кровью носок и бахрому панталон, но в нервном изнеможении вновь заснул с ними в руках.

Ото сна его разбудил стук в дверь: кухарка Настасья принесла ему повестку с вызовом в полицию. Раскольников страшно испугался: что же, в полиции знают о его преступлении? Не скрыться ли? Но он всё-таки решил идти в участок: пропадать, так побыстрей!

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

Войдя в контору, Раскольников от сильного волнения тут же вступил в пререкания с нагловатым поручиком, помощником квартального надзирателя, который принял его за оборванца. И вдруг узнал от сидящего рядом письмоводителя: полиция вызвала его всего лишь из-за неуплаты долга квартирной хозяйке!

Раскольников был вне себя от радости, но несмотря на неё, не мог отделаться от тягостного сознания: став убийцей, он перешагнул какую-то черту и от этого никогда теперь не сумеет открыто и чистосердечно общаться с другими людьми. Ощущение бесконечного уединения и отчуждения ото всех страшно терзало его.

Расписавшись под бумагой, он повернулся уходить, однако полицейские как раз начали беседовать о нашумевшем уже убийстве старухи-процентщицы. Они обсуждали новость, что в связи с ним задержали тех самых стучавшихся в дверь Коха и студента Пестрякова: убийцу никто не видел, а в подъезд тогда заходили лишь они двое.

Услышав этот разговор, Раскольников окончательно потерял силы и упал в обморок. Когда его привели в чувство, он пробовал объяснять, что болен, но вспыльчивый поручик-«Порох» подозрительно спросил, не выходил ли он вчера на улицу вечером.

Глава 2. Раскольников кинулся домой в страхе скорого обыска. Вытащив из-за обоев награбленные вещи, он устремился с ними на улицу и, отыскав один глухой двор, спрятал всю добычу под лежащим посреди него большим камнем. В снятый со старухи кошелёк он даже и не заглянул.

По пути назад Раскольников случайно очутился у дома своего прежнего университетского товарища Разумихина и в каком-то помутнении повернул к нему. Но и у Разумихина сознание совершённого страшного преступления так омрачило его, что, едва войдя и сев, он тут же поднялся и пошёл обратно в дверь. Изумлённый оборванным видом друга Разумихин приписал его странное поведение нищете. Он пытался догнать Раскольникова и предложить ему заработок, но тот отмахнулся и ушёл.

Ото всего на улице Раскольникову веяло необъяснимым холодом . Придя в свою каморку, он вначале заснул, а потом впал в беспамятство.

Глава 3. Придя в сознание через три дня, Раскольников увидел перед собой Настасью и Разумихина. Этот верный друг, поняв, что с Родионом случилась беда, разыскал его адрес и начал ухаживать за ним в болезни.

Разумихин уже навёл справки о недавних событиях жизни Раскольникова. Он знал о его обмороке в полицейской конторе, побывал там, познакомился с поручиком Порохом и письмоводителем Заметовым и успел выкупить за десять целковых вексель Раскольникова о долге на квартиру.

Посыльный из купеческой конторы принёс 35 рублей, присланных Раскольникову матерью. На десять из них Разумихин купил Родиону приличной одежды. Пришёл и доктор Зосимов – знакомый Разумихина, приглашённый им для осмотра больного.

Глава 4. Зосимов дал несколько советов по поводу лечения Раскольникова. Разумихин стал рассказывать Зосимову про обстоятельства прогремевшего убийства процентщицы Алёны Ивановны, которые он узнал от своего дальнего родственника Порфирия, пристава следственных дел.

Полиция арестовала красильщика Миколая Дементьева, который работал в тот день в одной из квартир того подъезда, а потом пытался заложить одному трактирщику дорогие серьги. Оказалось, что серьги закладывались убитой старухе. Миколай объяснял: в день убийства они с напарником Митреем красили квартиру, а потом «стали для смеху мазать друг друга краской по роже» и, хохоча, сбежали по лестнице вниз. Вернувшись обратно в квартиру, Миколай нашёл там серьги у дверей.

Не веря в виновность этого простого крестьянского парня, Разумихин догадывался, что настоящий убийца спрятался в ремонтируемой квартире, когда красильщики выбежали из неё, а дворник с Кохом и Пестряковым шли снизу по лестнице на осмотр подозрительной двери процентщицы. Прячась, преступник и выронил там серьги.

Раскольников при этом рассказе несколько раз проявлял сильное беспокойство. Но не успел Разумихин окончить его, как отворилась дверь и вошёл какой-то неизвестный.

Глава 5. Этот немолодой, но щёгольски одетый человек представился Петром Петровичем Лужиным. Он оказался тем самым женихом сестры Дуни, которого Раскольников уже успел возненавидеть, прочтя письмо матери .

Лужин с пренебрежением оглядывал нищую каморку Раскольникова, но и тот принял его очень холодно. После некоторой паузы Лужин сообщил, что ждёт приезда в Петербург Дуни с матерью и «приискал им на первый случай квартиру» – в доме купца Юшина (известной дешёвой, грязной гостинице). Сам же он поселился пока у своего молодого знакомца Лебезятникова, в доме госпожи Липпевехзель – тот самом, где жил со своей семьёй пьяница Мармеладов .

Упомянув о Лебезятникове, Лужин похвалил мысли «молодых поколений», которые отвергли прежний дух религии и идеализма ради материальной выгоды и практической пользы. Вместе с молодёжью Лужин находил, что христианский призыв сочувствовать ближнему и делиться с ним проникнут «чрезмерной восторженностью». Он не соответствует «экономической правде», которая гласит: всё на свете основано на личном интересе. (См. Монолог Лужина о целом кафтане .)

Разумихин, глянув на Лужина с неприязнью, продолжил рассказ Зосимову про убийство старухи, убеждая: оно выглядит смелым и дерзким, однако преступник нахватал в квартире лишь малоценных вещей, не заметив лежавших почти на виду крупных сумм. Значит убил, скорее всего, новичок, который растерялся и сумел ускользнуть только случайно.

Услышав об убийстве, Лужин выразил сожаление насчёт упадка общественной нравственности. Молчавший доселе Раскольников резко бросил ему в ответ: «А ведь вышло всё по вашей же теории! Доведите до последствий, что вы давеча о личной выгоде проповедовали, и выйдет – людей можно резать. И ещё: правда ли, что вы моей сестре сказали, что рады её бедности, ибо над взятой из нищеты женой потом легче властвовать?»

Лужин начал злобно возражать. Возбуждённый, нервный Раскольников велел ему идти к чёрту, если он не хочет быть спущенным с лестницы. Лужин поспешил удалиться. Раскольников, крича, что хочет быть один, стал прогонять и Разумихина с Зосимовым. Те тоже вышли из каморки, удивляясь тому, что Родиона вгоняет в волнение любое упоминание об убийстве старухи.

Глава 6. Взяв всё, что осталось от присланных матерью денег, Раскольников отправился на улицу. Его душевное состояние было ужасно. Он вспомнил, как читал раз о чувствах приговорённого к казни, который ради сохранения жизни соглашался провести весь её остаток хоть на аршине пространства высокой скалы, во мраке океанской бури.

Раскольников иногда бессвязно заговаривал с прохожими. Те смотрели на него в испуге или с насмешкой. Войдя в один трактир, он взял газеты и стал искать в них статью об убийстве старухи. Неожиданно к нему вдруг подсел оказавшийся здесь же письмоводитель Заметов из полицейского участка.

Его неожиданное появление усилило волнение Раскольникова. «Вы, видно, жаждете знать, о чём я читал? – спросил он Заметова, едва сдерживаясь. – Об убийстве старухи чиновницы! Попробуйте теперь вы в полиции поймать убийцу! Я бы на его месте отнёс взятые вещи и деньги в глухой двор, сложил бы там под большой камень и год-два не вынимал, пока бы всё не утихло! Не подозреваете ли вы в участке, что это я убил процентщицу и Лизавету?»

Он встал и вышел, дрожа, как после истерики. Заметов глядел на него во все глаза. На крыльце трактира Раскольников внезапно столкнулся с Разумихиным. Разумихин сдружился с Заметовым после розысков Родиона через полицию и теперь шёл приглашать его на вечеринку, которую устраивал у себя в честь приезда дяди. Обрадовавшись, что Раскольников выздоровел и ходит, Разумихин стал и его зазывать к себе, но тот грубо отказался и ушёл.

Выйдя на какой-то мост, Раскольников остановился и стал смотреть на воду в страстном желании утопиться. Бремя на его душе было непосильным. Раскольников побрёл в сторону полицейской конторы, решив сознаться там во всём, однако по пути заметил, что стоит у дома убитой старухи.

Его неудержимо повлекло внутрь. Он поднялся к той самой квартире. Она стояла теперь без мебели. Двое работников клеили в ней новые обои, удивлённо смотря, как Раскольников походил по комнатам, вернулся к двери и дёрнул несколько раз колокольчик, вслушиваясь и вспоминая тогдашний звук .

Потом он спустился к подъезду и в полузабытьи спросил стоящего там среди других людей дворника, ходил ли он сегодня в контору и там ли помощник квартального. Люди внимательно глядели на странного незнакомца, не понимая, что ему нужно. Один мещанин предложил отвести его в полицию, другие молчали. Раскольников опять направился в участок, но его внимание привлекли стоявшие поодаль толпа и экипаж.

Глава 7. Подойдя ближе, Раскольников увидел, что толпа собралась вокруг попавшего под лошадей пьяного Мармеладова. Тот был ещё жив. Раскольников воскликнул, что знает адрес несчастного и заплатил за то, чтобы его перенесли домой.

Жена Мармеладова Катерина Ивановна сидела с детьми посреди всё той же нищей обстановки. Заламывая руки, она смотрела, как в комнату вносят изувеченного супруга. Раскольников заплатил и за вызов врача со священником.

Доктор сказал, что Мармеладов сейчас умрёт. Чахоточная Катерина Ивановна кашляла в платок, оставляя на нём кровавые пятна. На шум сбежались любопытные соседи. Сквозь них протеснилась дочь Мармеладова Соня , о чьей горькой судьбе её отец рассказывал Раскольникову в трактире . Эта молоденькая девушка с очень добрыми глазами подбежала к Мармеладову, и он умер у неё на руках.

Раскольников суетился, стараясь помочь – и вдруг изумлённо почувствовал, что бескорыстная забота о несчастном вызвала в нём ощущение прихлынувшей полной, могучей жизни. Оно было особенно ярким после недавнего глубокого отчаяния. Раскольников отдал Катерине Ивановне на похороны Мармеладова все оставшиеся у него деньги и вышел. На лестнице его догнала 10-летняя дочурка Катерины Ивановны, Поленька: сестра Соня просила её узнать имя и адрес человека, который так им помог. Растроганный Раскольников просил девочку молиться за него, «раба Родиона».

Он шагал по улице совсем ободрённым и теперь верил, что сумеет истребить в себе воспоминание об убийстве старухи и вновь обрести душевную силу. Проходя мимо дома Разумихина, Раскольников в возбуждении зашёл к нему, как бы прося прощения за недавнюю грубость. Разумихин выбежал к нему от гостей пьяным и вызвался проводить. По пути он рассказывал, что в полицейском участке и вправду наклёвывалась мысль о причастности Раскольникова к убийству. Однако после разговора в трактире Заметов напрочь отверг её, сочтя, что убийца никогда не был бы так откровенен, и уверившись, что Раскольников просто напуган несправедливыми подозрениями.

Поднявшись к каморке Раскольникова и распахнув дверь, они внезапно увидели сидящих внутри мать и сестру Родиона, Пульхерию Александровну и Дуню. Те приехали в Петербург по вызову Лужина и уже знали, что Раскольников тяжело болел. Обе женщины бросились обнимать Родиона, а он от внезапного осознания, что впервые явился перед родными людьми осквернённый убийством, застыл и упал в обморок.

Так, словно в забытьи, Раскольников пролежал очень долго. Очнувшись, он бросился к окну и стал себя оглядывать с головы до ног. На бахроме внизу панталон оставались густые следы запекшейся крови. Он обрезал бахрому ножом и вдруг вспомнил, что вещи, которые он взял в квартире старухи, до сих пор лежат у него в карманах.

Он вытащил все и спрятал в углу, за отставшие обои. Родион понимал, что спрятал плохо, но ничего другого придумать не мог. Он действовал как в бреду. Абсолютно без сил и мыслей сел на диван и укрылся пальто, но через пять минут вскочил, вспомнив о петле. Уничтожив её, он в лихорадке продолжал осматривать одежду и обувь и то тут, то там опять находил следы крови. Но вместо того, чтобы
Что-то предпринять, он опять забылся.

Разбудил Раскольникова стук в дверь: дворник принес повестку с приказанием явиться в контору квартального надзирателя. Пришлось идти. Он думал, что его хитростью хотят заманить в полицию, и решил: как только войдет в контору, упадет на колени и все расскажет.

В конторе молодой поручик, помощник квартального надзирателя, начал распекать Раскольникова за то, что тот пришел позже назначенного времени. Пришедший в себя Родион отвечал на равных, без подобострастия. Поручик был озадачен такой дерзостью. Оказалось, что с Раскольникова требуют деньги по заемному письму, которое он дал своей хозяйке 3арницыной, а та передала надворному советнику Чебарову.

Вскоре появился сам квартальный надзиратель, Никодим Фомич. Он так любезно и дружески разговаривал с подчиненными и Раскольниковым, что тому захотелось вдруг сказать им всем что-нибудь приятное. Он попросил прощения у поручика Ильи Петровича и зачем-то начал объяснять Никодиму Фомичу, почему вовремя не заплатил хозяйке.

Он поведал даже, что живет у хозяйки уже около трех лет, собирался жениться на ее дочери, поэтому хозяйка открыла ему кредит, а потом девушка умерла от тифа, а он остался жильцом, и вот теперь 3арницына пустила в ход это заемное письмо.

Затем Раскольников написал под диктовку письмо водителя обязательство никуда не выезжать из города и не продавать свое имущество и вдруг ощутил непреодолимое желание подойти к Никодиму Фомичу и все ему рассказать.

В этот момент он услышал, что квартальный с помощником говорят об убийстве старухи, и упал в обморок. Когда он пришел в себя, Никодим Фомич спросил, не болен ли он и выходил ли вчера вечером из дому. Раскольников отвечал отрывисто и резко. Его отпустили. На улице он совсем очнулся, и давешний страх возвратился: его всё же подозревают!

Раскольников боялся, что в его каморке уже сделали обыск, но никто туда даже не заглядывал. Он забрал похищенное у старухи и вышел из комнаты, оставив дверь
открытой настежь.

Сперва Родион хотел бросить все в канал, но это оказалось опасно: народу на набережной было много, и каждый мог увидеть или услышать всплеск. Тогда, увидев на одной из улиц вход в глухой двор, он уложил вещи под находившийся там большой камень.

На мгновение им овладела сильная, почти невыносимая радость, которая незаметно сменилась злостью и раздражением. Он думал о том, что сделал все как-то по-дурацки, даже не проверил, что в кошельке. Очевидно, это потому, что он болен.

Он ничего не соображал и не помнил, как добрался до дому, где лег на диван, накрылся шинелью и забылся. Очнулся он в сумерки от громкого крика. Кричала его хозяйка, которую избивал Илья Петрович.

Раскольников хотел выйти на лестницу, но, обессиленный, не смог и лишь лежал с открытыми глазами. Вдруг яркий свет озарил его комнату: вошла Настасья со свечой в руках. Она принесла ему поесть. На вопрос, за что били хозяйку, удивленная кухарка ответила, что ничего подобного не было и в помине. Раскольников попросил воды, но тут же опять впал в беспамятство.

Когда Родион пришел в себя, у его постели стояли Настасья и какой-то незнакомый парень, принесший тридцать пять рублей, посланные Раскольникову матерью.

Подошедший Разумихин объяснил приятелю, что тот четвертый день болен и его уже два раза осматривал молодой врач Зосимов. Настасья принесла обед на двоих и пива от хозяйки.

Разумихин был в доме уже своим человеком; он рассказал, как разыскал товарища и занялся его делами, познакомился с Никодимом Фомичом, Ильей Петровичем, дворником, письмоводителем Заметовым и, наконец, хозяйкой, которую усовестил, так что она забрала вексель у Чебарова и теперь заботится о постояльце по-прежнему.

Раскольников же все это время был в бреду, никого не узнавал, лишь слезно молил, чтобы ему дали его старый носок, и очень переживал о бахроме от панталон.

Взяв из денег Раскольникова десять рублей, Разумихин ушел. Оставшись один, больной вскочил с постели, долго стоял посреди комнаты, соображая, знают ли уже о его преступлении, потом в печке, в золе, нашел кусочки бахромы от панталон и клочки разорванного кармана.

«катастрофы» Раскольникова

«действие» первой части. Вторая часть начинается со сцепы обморока Раскольникова в полицейской конторе и кончается сценой обморока - при встрече с матерью и сестрой. А между двумя обмороками - движение двух ощущений: ощущения животной радости, что никто еще не знает о его преступлении, и ощущения отчаяния: не проболтался ли он в бреду, не оставил ли в своей каморке вещественных улик. Но это те ощущения, которые ему знакомы, которые он предчувствовал. Однако из всех ощущений, пережитых им сразу же после убийства, самым сильным, самым мучительным, самым внезапным, неожиданным, т. е. непредвиденным до убийства, было то, которое он испытал трижды.

«мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждении вдруг сознательно сказались в душе его. С ним совершалось что-то совершенно ему незнакомое, новое, внезапное и никогда не бывалое. И то чтоб он понимал, но он ясно ощущал, всею си ною ощущения, что не только с чувствительными экспансивное ими, как давеча, по даже с чем бы то ни было ему уже незачем обращаться к ним людям и квартальной конторе, и будь это все, о родные братья и сестры, а не квартальные поручики, то и ни да ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и дате ни и каком случае жизни. И что всего мучительнее но было более ощущение, чем сознание, чем понято: непосредственное ощущение, мучительнейшее ощущение до сих пор жизнью пережитых им ощущений».

«великолепной панорамы»: он почувствовал, что своим преступлением он «как будто ножницами» отрезал себя от всех и от всего. И при встрече с матерью и сестрой это же ощущение он пережил особенно остро: «Обе бросились к нему. Но он стоял как мертвый; невыносимое внезапное сознание ударило в него, как громом. Да и руки его не поднимались обнять их: не могли. Мать и сестра сжимали его в объятиях, целовали его, смеялись, плакали... Он ступил шаг, покачнулся и рухнулся на пол в обмороке». Напряженность, драматизм переживаний, ощущений Раскольникова Достоевский передает самыми разнообразными приемами, Он изображает спутанность мыслей героя, молниеносное переключение с одной мысли на другую, обрывы их, недодуманность одной и переход к другой - и такая же судорожность физических движений. Вот, например, внутренний монолог Раскольникова по поводу повестки из полицейской конторы:

««Да когда ж это бывало? Никаких я дел сам по себе не имею с полицией! И почему как раз сегодня? - думал он в мучительном недоумении. - Господи, поскорей бы уж!» Он было бросился на колени молиться, но даже сам рассмеялся, - не над молитвой, а над собой. Он поспешно стал одеваться. «Пропаду так пропаду, все равно! Носок надеть!-вздумалось вдруг ему,-еще больше затрется в пыли, и следы пропадут». Но только что он надел, тотчас же и сдернул его с отвращением и ужасом. Сдернул, но, сообразив, что другого нет, взял и надел опять - и опять рассмеялся. «Все это условно, все относительно, все это одни только формы, - подумал он мельком, одним только краешком мысли, а сам дрожа всем телом, - ведь вот надел же! Ведь кончил же тем, что надел!» Смех, впрочем, тотчас же сменился отчаянием. «Нет, не по силам...»,- подумалось ему. Ноги его дрожали. «От страху», - пробормотал он про себя. Голова кружилась и болела от жару. «Это хитрость! Это они хотят заманить меня хитростью и вдруг сбить на всем»,- продолжал он про себя, выходя на лестницу. «Скверно то, что я почти в бреду... я могу соврать какую-нибудь глупость...».

мысль об этом переживании «из будущего».

Вдруг он остановился; новый, совершенно неожиданный и чрезвычайно простой вопрос разом сбил его с толку и горько его изумил:

«Если действительно все это дело сделано было сознательно, а ис по-дурацки, если у тебя действительно была определенная и твердая цель, то каким же образом ты до сих пор даже и не заглянул в кошелек и не знаешь, что тебе досталось, из-за чего все муки принял и на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шов!7 Да ведь ты в воду его хотел сейчас бросить, кошелек-то, вместе со всеми вещами, которых ты тоже еще не видал... Это как же?»

Да, это так; это все так. Он, впрочем, это и прежде знал, и совсем это не новый вопрос для него; и когда ночью решено было в воду кинуть, то решено было безо всякого колебания и возражения, а так, как будто так тому и следует быть, как будто иначе и быть невозможно... Да, он это все знал и все помнил; да чуть ли это уже вчера не было так решено, в ту самую минуту, когда он над сундуком сидел и футляры из него таскал... А ведь так!..»

его сознательно, преступая свою человеческую натуру, преступая самого себя. И хотя он действовал сознательно, но в то же время как будто и не по своей воле, как будто бы он выполнял чье-то чужое предписание. Это впечатление, что Раскольников, одержимый своей идеей, действовал как бы не по своей воле, а так, как будто он краем одежды попал в колесо и оно его закружило, завертело, Достоевский усиливает изображением ряда случайностей. В трактире Раскольников слышит рассуждение студента о том, что во имя высоких целей старуху-процентщицу можно убить:

«Раскольников был в чрезвычайном волнении. Конечно, все это были самые обыкновенные и самые частые, не раз уже слышанные им, в других только формах и на другие темы, молодые разговоры и мысли. Но почему именно теперь пришлось ему выслушать именно такой разговор и такие мысли, когда в собственной голове его только что зародились... такие же точно мысли! И почему именно сейчас, как только он вынес зародыш своей мысли от старухи, как раз и попадает он на разговор о старухе?.. Странным всегда казалось ему это совпадение. Этот ничтожный трактирный разговор имел чрезвычайное на него влияние при дальнейшем развитии дела: как будто действительно было тут какое-то предопределение, указание...»

Или вот другая случайность:

«... он никак не мог понять и объяснить себе, почему он, усталый, измученный, которому было бы всего выгоднее возвратиться домой самым кратчайшим и прямым путем, воротился через Сенную площадь, на которую ему Было совсем лишнее идти. Но зачем же, спрашивал он всегда, зачем же такая важная, такая решительная для него и в то же время такая в высшей степени случайная встреча на Сенной (по которой даже и идти ему незачем) подошла как раз теперь к такому часу, к такой минуте в его жизни, именно к такому настроению его духа и к таким именно обстоятельствам, при которых только и могла она, эта встреча, произвести самое решительное и самое окончательное действие на всю судьбу его? Точно тут нарочно поджидали его!»

«квартальные поручики», ни Разумихин, ни мать, ни сестра, ни Соня, ни Заметов, ни Зосимов. Он отрезал себя от этих людей «как будто ножницами».



Просмотров