Рапорт на увольнение военнослужащего: образец. Как отозвать рапорт на продление контракта Рапорт на продление контракта овд образец

Уже не отзовете. Зачем вам отзывать если по вашему вопрсу получается что вас итак не уволят

Увольнение с военной службы

39.
При увольнении военнослужащих с военной службы в связи с достижением
предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями за ними сохраняются социальные
гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и иными нормативными правовыми актами.

При наличии у военнослужащего одновременно нескольких оснований для увольнения с военной службы, предусмотренных статьей 51
Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (за
исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям,
предусмотренным подпунктами «д», «д1», «д2», «е», «е1» и «з» пункта 1 и подпунктами «в», «д», «е1» и «е2» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), он имеет право выбора одного из них по своему усмотрению.

При
разрешении споров об увольнении с военной службы беременных
женщин-военнослужащих, военнослужащих женского пола, имеющих детей в
возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с
детства до достижения ими возраста 18 лет, одиноких матерей, имеющих
детей в возрасте до 14 лет, необходимо учитывать социальные гарантии,
предусмотренные для них пунктом 25 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

40.
В случае сокращения занимаемой воинской должности и при невозможности
назначения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на
равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на
высшую или низшую воинскую должность такой военнослужащий может быть
досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными
мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

По
смыслу нормативных положений, регулирующих военную службу и порядок ее
прохождения, при сокращении воинской должности, занимаемой
военнослужащим, и отсутствии вакантных воинских должностей в военном
округе, в котором он проходит военную службу, другая воинская должность
должна предлагаться военнослужащему, изъявившему желание на назначение
на низшие или высшие воинские должности, в масштабе Вооруженных Сил
Российской Федерации, а военнослужащим других войск, воинских
формирований и органов - в масштабах федерального органа исполнительной
власти, в котором они проходят военную службу.

41. Досрочное увольнение с военной службы по подпункту «в» пункта 2 статьи 51
Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с
невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим в
порядке дисциплинарного взыскания и в порядке аттестации с учетом
соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям.

Невыполнением
условий контракта как основанием для досрочного увольнения
военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные
(существенные) отступления от требований законодательства о воинской
обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в
совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об
отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего
выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых
дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5
Федерального закона «О статусе военнослужащих»; совершении
дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных
взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного
правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих
основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу
специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том,
что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской
обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим
военную службу по контракту.

Если
военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует
требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем
может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых
дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы
возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.

К концу срока службы с военнослужащим прекращаются либо пролонгируются служебные отношения. В статье рассматриваются основания и порядок выбытия из армии РФ.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Изучение действующего законодательства позволит изучить нормативные документы о том, как правильно написать военному заявление на увольнение.

Что об этом говорит закон?

Причины увольнения из ВС РФ подробно изложены в законе от 28.03.98 №53-ФЗ, а именно — в статье 51.

Процедура и порядок регулируются Указом Президента РФ №1237.

Права военных граждан при увольнении (кроме призывников), оговорены в Законе от 22.01.93 №4338-1.

Итак, основания и критерии для увольнения с военной службы согласно вышеупомянутой статьи закона №53-ФЗ следующие:

  • возраст военнослужащего;
  • окончание срока службы;
  • состояние здоровья;
  • лишение воинского звания;
  • приговор суда;
  • избрание депутатом;
  • прекращение российского гражданства.

Чтобы понять, как пишется рапорт, следует разобраться во всех нюансах нормативных документов, так как, в отличие от «срочников», вопрос увольнения контрактников решается строго индивидуально.

Увольнение по возрасту

Подразумевает факт службы в войсках до достижения установленного предела.

Президентом РФ в 2019 году приняты некоторые поправки в военное законодательство.

В частности, изменен возраст нахождения в строю кадрового состава. Он продлен до 5 лет. Так, контракт с военным в звании маршала, генерал-полковника может быть подписан в возрасте до 70 лет, для других воинских званий — до 65 лет.

Вышеназванная статья 51 позволяет контрактникам , если имеются на то уважительные причины.

Здесь следует понимать причины, не вошедшие в пункты, перечисленные в статье.

Решение об удовлетворении ходатайства принимает аттестационная комиссия, если она посчитает, что описанные в рапорте причины действительно не дают возможности осуществлять в полной мере воинские обязанности.

Поскольку законом не конкретизированы эти самые «уважительные причины», то порой комиссия определенные причины не признает достаточными для увольнения.

Разногласия в подобных случаях может разрешить только суд.

Конкретный случай: военный суд города Омска 22.12.14 постановил, что обстоятельства нахождения жены военнослужащего на учете в онкодиспансере и большие денежные затраты на ее лечение считать уважительными.

Истечение срока

Не требует написания рапорта об увольнении из армии, когда истек срок контракта, так как его окончание не является желанием военнослужащего.

Однако если имеется достаточная выслуга лет, то в рапорте указывается необходимость обеспечения жильем либо права использования накоплений на жилищную ипотеку (закон №117-ФЗ).

В случае признания военнослужащего непригодным к службе (п. п. «в» п.1 статьи 51 Закона), к рапорту прилагается копия медицинского заключения.

Формулировка причины в рапорте может быть и как «ограниченно годным» контрактника, проходящего службу по военному призыву.

Законодательством запрещено увольнение контрактников досрочно, без его на то согласия, если еще не достигнута необходимая выслуга лет.

Исключение составляют случаи правонарушений, за которые понесено наказание, а также несоблюдение условий контракта.

Пенсионное обеспечение по выслуге лет могут получать военнослужащие, уволенные по причине:

  • если достигнут предельный для военной службы возраст;
  • не позволяет здоровье;
  • проведения организационно-штатных мероприятий.

При этом важно соблюдение следующих обязательных условий:

  • исполнения военнослужащему 45 лет и более на момент увольнения;
  • трудовой стаж в общей сложности составляет 25 и более лет;
  • более 12,5 лет срока военной службы.

Переезд

Увольнение контрактника в случае переезда обязательно рассматривается аттестационной комиссией.

Причины переезда семьи военнослужащего должны быть достаточно серьезными, чтобы комиссия сочла их уважительными и вынесла решение об удовлетворении рапорта.

Военнослужащий-контрактник может досрочно расторгнуть договор в связи с возникшими семейными обстоятельствами, если имеют место следующие моменты (см. п. п. «в» п.3 ст.51 №53-ФЗ):

  • отсутствие возможности проживать членам семьи военного в месте прохождения службы последнего;
  • перемена места прохождения службы мужа (жены) военнослужащего;
  • потребность в постоянном уходе за больным близким родственником (при наличии заключения ФУ МСЭ);
  • уход за ребенком, воспитание которого осуществляется военнослужащим в отсутствие второго супруга;
  • осуществление опекунства брата (сестры), если отсутствуют назначаемые законом опекуны.

Солдаты и сержанты срочной службы увольняются в запас по приказу МО.

Контрактники же при наступлении вышеперечисленных обстоятельств обязаны направить в командование рапорт.

Так как же его оформить?

Рапорт пишется заявителем собственноручно подобно обычному заявлению на увольнение.

Существуют обязательные для заполнения пункты.

Пошагово инструкция по заполнению выглядит так:

  • сверху, в правом углу указать данные лица, которому адресовано заявление;
  • посреди листа надо написать название документа, в данном случае — рапорт;
  • в тексте излагается просьба с ходатайством перед руководством командования об увольнении;
  • указывая причины увольнения, желательно сослаться на статью закона;
  • к рапорту прикладываются копии заключения медицинской комиссии;
  • излагается согласие (отказ) на прохождение ВВК и расчет выслуги лет;
  • отмечается обеспеченность (или необеспеченность) жилым помещением;
  • прописать адрес комиссариата, куда направлять личное дело;
  • в списке перечисляются необходимые при увольнении документы;
  • в конце проставляется дата, подпись, Ф.И.О. заявителя, его должность, звание.

Подобно любому другому документу заявительного характера, рапорт следует писать в двух экземплярах, так как у заявителя должен остаться документ с отметкой о приеме и регистрации.

Примерный образец написания рапорта приводится ниже:

Будет ли продлен срок службы или прекращен — решение об этом принимается за полгода до его окончания.

Когда до окончания службы остается три месяца, это решение доводится до сведения контрактника. Проведение беседы с ним также является обязательным.

К представлению на увольняемого военнослужащего, подписанного непосредственно командиром (иным уполномоченным лицом), дополнительно прилагаются следующие документы:

  • аттестационный лист (копия);
  • лист проведенной беседы (копия);
  • копия заключения ВВК (при необходимости);
  • рапорт (если основание для увольнения предполагает его наличие).

Уволенный военнослужащий обязательно должен получить на руки: паспорт, военный билет, учетную послужную карточку, карту проф.психологического отбора, предписание, ВПД (проездные до места назначения), характеристику.

Совет №1: характеристика может понадобиться при поступлении в учебное заведении или устройстве на работу, поэтому нужно запросить ее в двух экземплярах.

Совет №2: если присвоено звание — проверить, чтобы этот факт был зафиксирован в личном деле.

Совет №3: при проезде за свой счет, необходимо сохранить проездные документы и представить их на возмещение (компенсацию).

Военным, подающим в отставку в связи с состоянием здоровья, предельным возрастом, проведением орг.штатных мероприятий, законодательством предусмотрена выплата пособий:

Денежное пособие Периодичность выплаты Нормативная база
до 10 5 окладов ден.содержания единовременно п.3 ст.22 закона РФ №4338-1
10 — 15 10 окладов ден.содержания единовременно п.3 ст.22 закона РФ №4338-1
15 — 20 15 окладов ден.содержания единовременно п.3 ст.22 закона РФ №4338-1
более 20 20 окладов ден.содержания единовременно п.3 ст.22 закона РФ №4338-1

Пособия по другим критериям определяются Правительством России.

Единовременная выплата может быть увеличена на два оклада военнослужащим, заслужившим государственные награды. Для призывников единовременное пособие равно размеру установленного в стране на момент увольнения МРОТ. Военнослужащим, признанным сиротами, это пособие выплачивается в 5-кратном размере.

Увольняемым контрактникам полагаются следующие выплаты:

Продолжительность в/службы (в годах) Денежное пособие Периодичность выплаты Нормативная база
до 15 оклад по воинскому званию ежемесячно на протяжении года п.4 ст.22 закона РФ №4338-1
15 40% от суммы оклада ден.содержания ежемесячно на протяжении 5 лет
более 15 за каждый год, превышающий 15 лет, добавляется 3%

Кроме единовременных и ежемесячных выплат, военнослужащие могут представляться к премии за добросовестную службу (пр.МО РФ от 30.12.11 №2700).

Военнослужащему, действующему на контрактной основе, уволиться из органов не так уж просто. Законодательством РФ оговорены конкретные причины для расчета, а также определенный порядок при этом. В военном деле стандартное заявление на увольнение называется рапортом. А как его правильно оформить, разберемся в этой статье.

Основания для расчета

Рапорт

Подобный документ имеет форму стандартного заявления на увольнение. При его оформлении учитывайте такие рекомендации:

  1. В правом верхнем углу укажите ФИО, должность и звание руководителя, на чье имя пишется бумага. Можно также написать название подразделения, где служит военный.
  2. Озаглавьте заявление «Рапортом».
  3. В тексте документа укажите вашу просьбу об увольнении. Здесь не забудьте прописать:
    • конкретную причину ухода;
    • ссылку на статью закона;
    • согласие на проведение экспертизы специальной комиссией.
  4. Также напишите данные о местоположении комиссариата, куда следует направить дело военнослужащего для постановки на учет.
  5. Если увольнение связано с ухудшением состояния здоровья, нужно добавить фразу о готовности пройти независимую медкомиссию или сформулировать аргументированный отказ.
  6. Не забудьте поставить дату, подпись, собственные инициалы с указанием должности и звания.
  7. В конце рапорта пропишите список прилагаемых документов, необходимых для увольнения (медицинская справка и др.).

Скачайте у нас на портале:


Документальное оформление

Итак, изучив основные положения действующего законодательства РФ , перейдем к самой процедуре увольнения. Если военный покидает службу по возрасту или в связи с окончанием срока действия договора, нужно просто составить заявление с указанием причины ухода. А вот для того чтобы расторгнуть контракт досрочно, необходимо выполнить следующие условия:

  1. Составить рапорт.
  2. Собрать документы, подтверждающие причину ухода.
  3. Получить письменное согласие от командира на увольнение.
  4. Получить на руки копию решения экспертной комиссии по факту расчета.

Военнослужащий подает рапорт на увольнение своему начальству. Руководство, в свою очередь, направляет вопрос на ознакомление экспертной комиссии, в состав которой входят представители всех подразделений, линейный руководитель и юрист воинского учреждения. Как правило, комиссия принимает решение в течение 7–10 дней. Максимальный срок получения ответа по законодательству составляет 14 дней.

Заключая контракт, нужно понимать, что воинская служба имеет свою специфику. Вся армейская жизнь подчинена Уставам, и Трудовой кодекс не регулирует взаимоотношения военных. Покинуть армию по собственному желанию не получится, для этого нужна веская причина. Перед увольнением военный обязан подать заявление. Образец рапорта на увольнение военнослужащего по контракту в 2017 году и порядок его заполнения рассмотрим далее.

Контрактная служба

Создание профессиональной армии считается удачной реформой. Контрактный вариант позволяет расставить на ключевые должности профессионально подготовленных специалистов, а военнослужащие срочной службы получают только основные навыки. Это значительно повышает готовность ВС РФ.

После прохождения собеседования и медицинской проверки, комиссия определяет, где может служить наемник. После заключения контракта он отправляется к месту службы. Контрактная служба значительно отличается от срочной службы, в ней отсутствуют многие ограничения. Ее можно сравнивать с обыкновенной работой. А в свете высокой безработицы многие связывают свою жизнь с армией. Эта служба позволяет получить стабильную зарплату, а также многочисленные привилегии и льготы.

Однако не стоит забывать, что воинская служба — это опасность и риск. Для ее несения нужно обладать отличным здоровьем, так как постоянные физические нагрузки довольно значительны. Кроме того, существует постоянная зависимость от воли командиров и необходимость беспрекословного выполнения приказов.

Учитывая все эти факторы, а также то, что на службу попадает много случайных людей, которые не представляли тяготы армейской жизни, многие контрактники разрывают свои договора. Контракт может быть прерван по инициативе командования, если военнослужащий не удовлетворяет его требованиям. В основном, это злоупотребление алкоголем или нарушение дисциплины.

В любом случае для увольнения из армии военнослужащему необходимо оформить заявление своему командиру. При этом он должен быть подан своевременно и быть правильно оформленным. Все вопросы, возникающие при увольнении с военной службы, оговариваются определенными нормативными документами.

Нормативная база

Взаимоотношения между военнослужащими, их функциональные обязанности, правила выполнения определенных процедур — все это детально изложено в Уставе. Он является основным законом при выполнении военными своих обязанностей. Однако ряд законов на федеральном уровне регулируют отношения контрактников и министерства обороны. В частности это относится к процессу увольнения, в ряде законодательных актов вся процедура детально описана. При ее выполнении необходимо опираться на следующие документы:

  • Президентский Указ №1237;
  • Закон «О статусе военнослужащего» №4338-1;
  • Закон «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ.

В них описывается, как должно проходить увольнение, какие нужно оформить бумаги, а также возможные причины, на основании которых увольнение будет возможно. Ни в одном из них нет упоминания о возможности уволиться по личному желанию. Поэтому при решении уволиться, нужно тщательно подготовиться, чтобы обосновать свое намерение.

Причины увольнения

В вышеперечисленных законах четко прописываются причины, позволяющие уволиться из армии. Однако окончательное решение об этом принимает аттестационная комиссия, поэтому причины должны быть достаточно аргументированы. Особенно это относится к причинам, не входящим в оговоренный в законе перечень.

Каждый случай увольнения контрактного военного рассматривается индивидуально. Ниже приведены причины, которые дают законные основания для расторжения договора:

  1. Окончание контракта. Такая причина ни у кого не может вызвать сомнения. При заключении контракта, военнослужащий указывает срок, на который он отправляется на службу. Этот срок может быть различным. По окончанию контракта военнослужащий может продлить его, в случае если обе стороны придут к согласию;
  2. Возраст. Это также естественный вариант для увольнения. Военная пенсия начисляется, если уволенному человеку исполнилось 45 лет, и на этот момент трудовой стаж превышает 25 лет. При этом прохождение службы в рядах Вооруженных сил составляет не менее 12,5 лет. Однако служба может продолжаться и после 45 лет. Совсем недавно президент продлил предельные сроки для военнослужащих. Контракт с высшим генералитетом заключается до возраста 70 лет, с военных других званий его подписывают до 65 лет;
  3. Состояние здоровья. Несение воинской службы требует постоянно находиться в боевой готовности. А для этого необходимо отсутствие проблем со здоровьем. Его нарушение ведет к невозможности прохождения службы. Это определяет комиссия врачей, основываясь на заключении которой контракт расторгается.

Также командованием может быть инициировано увольнение, если военнослужащий отказывается проходить освидетельствование на наличие алкоголя, наркотиков или метаболитов в крови.

  1. Судимость. Контракт теряет свою силу, если суд признает военнослужащего виновным в уголовном преступлении. Он должен отбыть наказание за совершенное преступление. Также контрактник может преследоваться военной прокуратурой, за преступления, связанные с выполнением воинских обязанностей. В этом случае приговор назначается трибуналом. В частности, военный может утратить доверие. Как правило, это относится к ответственным за материально-технические ценности, когда их обвиняют в растрате. К увольнению приводит лишение звания, не зависимо от причины такого наказания;
  2. Смена службы. Прохождение контрактной службы может быть связано с выполнением самых разнообразных обязанностей. При этом военнослужащий, добросовестно выполняющий свою работу, может получить предложение от других заинтересованных ведомств. Переход на другую федеральную государственную службу может происходить с согласия всех сторон. Это может быть служба в МЧС, таможне или полиции;
  3. Нарушение контракта. Подписывая контракт в начале службы, военнослужащий обязан его изучить. В этом документе выписаны все основные пункты, на основании которых строятся взаимоотношения армии и контрактника. Поэтому нарушения любой из сторон положений контракта является основанием для его разрыва;
  4. Прочие причины. Законными причинами могут также являться:
  • Сокращение численности;
  • Отчисление из училища;
  • Избрание депутатом;
  • Лишение гражданства.

Все вышеперечисленные случаи носят в основном общий характер. Однако в жизни часто возникают ситуации, когда уволиться нужно исходя из личных соображений. При этом можно выделить следующие варианты:

  • Здоровье одного из членов семьи;
  • Наличие у контрактника иждивенца, требующего постоянного ухода;
  • Военный признается опекуном;
  • Ухудшение здоровья беременной военнослужащей;
  • Уход за ребенком, при отсутствии второго супруга.

Этим списком причины не ограничиваются, существует масса примеров, они могут возникать в зависимости от сложившихся обстоятельств. Однако признать их уважительными может только аттестационная комиссия.

Оформление увольнения

Если принято решение уволиться из армии, возникает вопрос, как написать рапорт, чтобы не возникло вопросов при его приеме. Прежде всего, он должен быть составлен самим увольняющимся, и содержать все необходимые пункты. Кроме того сразу следует заполнить два экземпляра. После отметки в канцелярии части один оставить у себя.

Предлагаем скачать вариант образца рапорта на увольнение военнослужащего по контракту с помощью этой .

Заполнение рапорта начинают с шапки, с указанием лица, к которому обращаются. В нашем случае это командир части. После названия документа пишется просьба об увольнении с описанием ее причины, и ссылкой на соответствующий закон. В рапорте указывается, в какой военкомат отправить личное дело. Также необходимо дать информацию о проведенном медицинском обследовании и наличии жилья.

С рапортом нужно передать необходимые для принятия решения документы. Они зависят от причины, на основании которой происходит увольнение. Чаще всего к рапорту прилагают:

  • Заключение ВВК;
  • Аттестационный лист;
  • Протокол беседы.

Процесс увольнения

Получив рапорт, командир части направляет его на рассмотрение комиссии. Она делает заключение на основании предоставленных документов. Свое решение комиссия протоколирует, и доносит до контрактника. Последнее слово в этом деле принадлежит командиру части.

В случае отклонения рапорта, нужно обратиться к юристам, имеющим опыт в таких делах. С их помощью можно обжаловать решение комиссии, возможно, им удастся обосновать причину увольнения.

В случае удовлетворительного решения об увольнении, контрактнику должны выдать:

  • Предписание;
  • Проездные;
  • Военный билет;
  • Паспорт;
  • Учетную карточку;
  • Карту отбора;
  • Характеристику.

Если проезд на транспорте был за свой счет, нужно сохранить билеты, и на их основании требовать возместить затраты. Личное дело нужно проверить на наличие записи о присвоении званий. Также не лишним будет потребовать характеристику, которая может пригодиться при поступлении на работу.

В ряде случаев увольнение сопровождается дополнительными выплатами, которые устанавливаются правительством. Поэтому, чтобы избежать нарушения своих прав, необходимо проконсультироваться со специалистом.

КОНТРАКТА О ПРОХОЖДЕНИИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
А.Н. БОРИСЕВИЧ
Борисевич А.Н., офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, подполковник юстиции.
В настоящей статье автор на примере одного из судебных дел рассмотрит вопрос, связанный с заключением военнослужащими нового контракта о прохождении военной службы.
Так, военнослужащий К., проходящий военную службу в одной из воинских частей, изъявил желание заключить новый контракт о прохождении военной службы и подал за 7 дней до окончания действующего контракта соответствующий рапорт, однако ему в заключении нового контракта было отказано со стороны командования части.
Отказ был мотивирован тем, что рапорт военнослужащий подал уже после издания приказа о его увольнении с военной службы. После подачи рапорта состоялось заседание аттестационной комиссии части, заключением которой К. также было отказано в рекомендации подписать с ним новый контракт. Далее приказом командира воинской части К. был исключен из списков личного состава части.
Не согласившись с такими действиями командования, указанный военнослужащий вынужден был обратиться с заявлением в гарнизонный военный суд, который своим решением удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Решением суда соответствующие приказы командиров воинских частей об увольнении К. с военной службы и исключении его из списков личного состава части, а также заключение аттестационной комиссии части были признаны незаконными и не действующими с момента их издания, заявитель был восстановлен на военной службе в прежней должности с обеспечением всеми положенными видами довольствия со времени исключения его из списков личного состава части.
Полагается, что такое решение суда является законным и обоснованным, исходя из следующего.
В соответствии с подп. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. 53-ФЗ военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по истечении срока контракта.
К примеру, как было установлено в судебном заседании, срок контракта у военнослужащего истекал 17 июня 2005 г.
Пункт 6 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350, определяет, что для заключения нового контракта военнослужащий, у которого заканчивается срок действующего контракта, подает по команде рапорт должностному лицу, которое вправе заключить с ним новый контракт, до окончания срока предыдущего контракта. Военнослужащим рекомендуется подавать такие рапорта не позднее чем за четыре месяца до истечения срока текущего контракта.
Таким образом, в данном случае военнослужащему К. рекомендовалось рапорт подавать не позднее 17 февраля текущего года. Исходя из буквального смысла положений Инструкции, такая рекомендация на подачу рапорта в указанный срок является исключительно правом военнослужащего, но никак не его обязанностью.
В данном случае у военнослужащего была свобода усмотрения в своих действиях и рапорт для заключения нового контракта он мог в указанный срок не подавать.
Однако из п. 8 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (с последующими изменениями), следует, что командир (начальник), который вправе заключать контракт с военнослужащим, принимает решение о заключении нового контракта или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта. Согласно п. 11 той же статьи военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, не изъявивший желания заключить новый контракт до истечения срока действующего контракта, представляется к увольнению с военной службы.
Данная норма носит уже императивный характер и подлежит безусловному исполнению: если рапорт военнослужащим не был подан до истечения срока действующего контракта (в данном случае это было 17 июня 2005 г.), такой военнослужащий обязательно подлежал увольнению с военной службы.
По смыслу п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. 76-ФЗ и п. 10 ст. 9 вышеуказанного Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а также при наличии оснований, указанных в п. 3 ст. 4 названного Положения.
Так, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:
- в связи с организационно-штатными мероприятиями;
- в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации;
- в связи с невыполнением им условий контракта;
- в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
- в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
- как не выдержавший испытание;
- а также по основаниям, предусмотренным подп. "в" - "з" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Контракт не может быть заключен с военнослужащим, в отношении которого вынесен обвинительный приговор и которому назначено наказание, в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшим наказание в виде лишения свободы.
Как видно, перечень оснований для отказа в заключении контракта является исчерпывающим и не может расширительно толковаться.
В судебном заседании оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и п. 3 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, могущих послужить основанием для отказа К. в заключении нового контракта, установлено не было.
Таким образом, при издании приказов об увольнении заявителя с военной службы и исключении его из списков личного состава части командованием были неправильно истолкованы требования п. 11 ст. 9 вышеуказанного Положения об определении времени принятия окончательного решения об отказе военнослужащему в заключении нового контракта.
Буквальное же толкование указанного пункта говорит о том, что военнослужащий представляется к увольнению с военной службы в случае его нежелания заключать новый контракт только после окончания срока действия ранее заключенного контракта.
Следовательно, военнослужащий, не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, имеет право, при соблюдении прочих условий, установленных п. 10 ст. 9 вышеназванного Положения, на заключение нового контракта о прохождении военной службы даже при подаче рапорта за неделю до окончания срока действия старого контракта и наличии приказа о его увольнении с военной службы.
В связи с вышеизложенным вывод аттестационной комиссии о нецелесообразности заключения с военнослужащим К. нового контракта носил формальный характер и не был основан на нормах действующего законодательства.
Требования п. 8 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы определяют исключительно срок принятия командиром (начальником) решения о заключении контракта с военнослужащим, именно на тот момент желающим заключить контракт, и не могут ущемлять права военнослужащего на заключение нового контракта после определенного данным пунктом трехмесячного срока до окончания старого контракта.
Кроме того, п. 9 указанной статьи не определено, за какое время до окончания старого контракта военнослужащий должен подать рапорт с просьбой о заключении нового контракта. Как было сказано выше, четырехмесячный срок подачи рапорта на заключение нового контракта носит рекомендательный характер и не обязателен для применения.
В то же время в ст. 3 вышеназванного Положения определено, что срок военной службы истекает для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года.
Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.
Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее окончания срока военной службы), кроме случаев, установленных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и вышеназванным Положением.
День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы.
Таким образом, существует неопределенность в правовом регулировании указанных правоотношений.
С одной стороны, военнослужащий может "тянуть" с написанием рапорта о заключении нового контракта буквально до последнего дня действующего контракта. Соответственно кадровые органы и командиры (начальники) не могут издать и подписать приказ об увольнении военнослужащего. В п. 11 ст. 9 указанного выше Положения определено, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, не изъявивший желания заключить новый контракт до истечения срока действующего контракта, представляется к увольнению с военной службы, т.е. только с этого момента должны начинаться все мероприятия, связанные с увольнением военнослужащего с военной службы.
С другой стороны, в день окончания срока предыдущего контракта военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава части, а до этого соответственно уволен, что зачастую невозможно из-за отсутствия какого-либо волеизъявления военнослужащего.
Более того, в соответствии с п. 24 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и указанным Положением.
Таким образом, между изданием приказа об увольнении и приказа об исключении из списков личного состава части может быть значительный временной интервал, что предполагает издание приказа об увольнении заблаговременно, чтобы у военнослужащего оставалось время для полного расчета по всем видам довольствия и своевременного исключения из списков личного состава части.
Указанную неопределенность можно устранить, если в Инструкции указать четкий срок, к которому военнослужащий должен принять решение о заключении нового контракта либо о нежелании далее проходить военную службу.
После того как военнослужащий выразил свое нежелание заключать новый контракт, издается приказ об увольнении его с военной службы, выписка из которого поступает в часть с учетом сроков, указанных в ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы. Если до окончания срока действующего контракта военнослужащий не изменит своего решения, издается приказ об исключении его из списков личного состава части в последний день действия контракта; если изменит, то военнослужащий подписывает новый контракт, а приказ об увольнении должен быть отменен как нереализованный.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ
"О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.1998 N 53-ФЗ
"О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
УКАЗ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237
"ВОПРОСЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ")
ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30.09.2002 N 350
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ОФИЦЕРАМИ И ПРАПОРЩИКАМИ (МИЧМАНАМИ) В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Право в Вооруженных Силах, 2005, N 10



Просмотров