Работник не прошел периодический медицинский осмотр. Размер штрафа за непрохождение медосмотра. Порядок отстранения сотрудника, отказывающегося от прохождения врачей

В обязанности работодателей входит ведение контроля над своевременным прохождением трудящимися гражданами необходимых медицинских осмотров.

Список работников, которые в обязательном порядке должны проходить обследование, указан в 213 статье ТК РФ .

При отказе сотрудника пройти медосмотр руководство предприятия, в котором он осуществляет свою деятельность, должно придерживаться определенной тактики действий.

Может ли не проходить медицинские осмотры?

Следовательно, если данное действие соответствует установленным правилам и нормам, работник не может отказаться от прохождения обследования.

Ситуация обстоит иначе, при условии, что работодатель нарушает регламент прохождения медицинских обследований. К примеру, до отправки в медучреждение руководитель предприятия должен ознакомить трудящихся со специальным графиком прохождения медосмотров.

Не позднее, чем за 10 дней до предполагаемой даты начала обследования, работодатель должен издать распоряжение . Сведения о предстоящем мероприятии должны быть своевременно отправлены в органы Роспотребнадзора.

При нарушении какого-либо из перечисленных правил работник вправе отказаться от прохождения медосмотра до момента устранения нарушений.

Также к незаконным действиям руководства можно отнести требование самостоятельного прохождения обследования в нерабочее время.

Период, в течение которого трудящийся проходит необходимых врачей, должен отражаться в табеле учета рабочего времени.

Оплата этого времени осуществляется исходя из величины среднего заработка работника.

Что делать в случае отказа?

Первое, что должен сделать работодатель при получении отказа в прохождении медосмотра от сотрудника — потребовать письменное обоснование своих действий.

Другими словами, работник должен предоставить начальнику объяснительную записку. На ее оформление гражданину выделяется 2 дня . Если по истечению указанного времени документ не будет передан работодателю, он составляет акт об отказе.

Оформление бумаги осуществляется в соответствии с требованиями 193 статьи ТК РФ .

Работодатель вправе применить по отношению к нарушителю дисциплинарное взыскание .

Таковым может быть предупреждение, выговор и увольнение. Последнее считается самым серьезным.

Применить его можно только в том случае, если у сотрудника уже имеется взыскание, с момента объявления которого не прошло года.

Порядок отстранения сотрудника, отказывающегося от прохождения врачей

Работника, отказывающегося от прохождения медосмотра, его руководитель должен отстранить от выполнения должностных обязанностей.

Порядок отстранения от работы в связи с непрохождением медосмотра по ТК РФ должен сопровождаться документальным оформлением.

Важно позаботиться о составлении документа, подтверждающего факт получения отказа, и издании соответствующего приказа .

Выступать в качестве отказа могут следующие бумаги:

  • объяснительная работника;
  • письменный отказ работника;
  • листок временной потери трудоспособности (если работник был на больничном);
  • акт об отказе, оформляемый руководителем.

Изменения также вносятся в табель учета рабочего времени. В колонку, где отображается информация о нарушителе, следует вписать код 35 или аббревиатуру НБ . Это свидетельствует о том, что специалист отстраняется от работы на законной основе.

В трудовой книжке записи не делаются. Законодательство не обязывает вносить корректировки в личную карточку.

При этом следует учесть, что эта информация может быть необходима при вычислении стажа работы.

Поэтому 10 раздел этого документа все-таки стоит заполнить.

Как оформить приказ о недопуске к работе за непрохождение?

Для того чтобы отстранить сотрудника от работы по причине отказа от прохождения медицинского обследования, необходимо издать приказ о недопуске.

Унифицированной формы для его оформления не предусмотрено, поэтому в каждой компании может разрабатываться свой образец для заполнения.

Выделяют информацию, которая обязательно отражается в распоряжении. Среди таковой нужно выделить:

  • должность и ФИО нарушителя;
  • причина недопуска к работе. В данном случае нужно сделать ссылку на ;
  • длительность отстранения. Необходимо указать, что решение действует до момента прохождения обследования;
  • присутствие/отсутствие вины трудящегося в случившемся;
  • полагающиеся за момент отстранения денежные выплаты;
  • список документов, выступающих в качестве подтверждения отказа.

Последствия для работодателя при приеме на работу работника без справки


Согласно 212 статье ТК РФ , работодатель не вправе заключить трудовой договор с работником, не прошедшим медицинское обследование.

Работник обязан предоставить соответствующее заключение из медучреждения или справку до того, как между сторонами трудовых отношений было заключено соглашение.

В противном случае по отношению к работодателю могут применяться штрафные санкции .

Размер штрафа за отсутствие у работника медзаключения

За отказ в прохождении медосмотра работнику могут быть объявлены дисциплинарные взыскание. Штраф в этом случае трудящемуся назначаться не может. По-другому обстоит ситуация с работодателем.

Умышленный допуск к работе сотрудника, не прошедшего обследование — нарушение норм ТК РФ. Согласно 143 статьей ТК РФ , руководителю могут грозить следующие штрафы за допуск к работе без прохождения медосмотра:

  • штраф до 400 т.р.;
  • обязательные работы до 240 часов;
  • принудительные работы до 12 месяцев;
  • лишение свободы сроком до 12 месяцев.

Увольнение человека, не прошедшего обязательный или периодический осмотр

Если будет выявлено, что отказ был получен без уважительных причин, к трудящемуся могут быть применены дисциплинарные взыскания. Одним из таковых является увольнение.

Важно! Уволить специалиста можно только в том случае, если ему уже объявлялось другое дисциплинарное взыскание, срок действия которого еще не истек.

При отсутствии этого обстоятельства сотруднику может быть объявлен выговор или замечание .

Полезное видео

Может ли работник отказаться от прохождения обязательного медосмотра на который направил работодатель, рассказано в данном видео:

Выводы

С определенной периодичностью некоторые категории трудящихся граждан должны проходить медицинские обследования. Следить за их своевременным прохождением должен работодатель, который также является спонсором мероприятий такого характера.

Сотрудник не вправе отказываться от медосмотра при условии, что руководством предприятия не нарушены правила его проведения.

При получении неправомерного отказа работодатель вправе вынести работнику замечание или выговор. При наличии какого-либо дисциплинарного взыскания, полученного ранее, сотрудник может быть даже уволен.

Сразу после первичного нарушения уволить провинившегося нельзя.


Инспекторы ГИТ отказываются признавать несоблюдение обязанности проводить обязательные медосмотры малозначительным нарушением. Они подчеркивают , что такое правонарушение связано с угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, а также напрямую влияет на обеспечение государственных гарантий трудовых прав работников и посягает на безопасные условия и охрану труда.

Свою позицию инспекторы активно защищают в судах и настаивают, чтобы в целях наказания применялся предусмотренный ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ штраф:

  • на должностных лиц — в размере 15 000-25 000 рублей;
  • на работодателей-ИП — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.

Вместе с тем действующее законодательство позволяет при определенных обстоятельствах пожалеть виновного. Так, если правонарушение признается незначительным и оно совершено впервые, работодателя могут не оштрафовать, а только выдать ему предупреждение. Однако для работодателей, которые допускают к работе сотрудников, не прошедших медосмотр, такое правило не работает.

Медосмотры работников: небольшая памятка от ГИТ

Представители Госинспекции труда напоминают , что трудовым законодательством работодатели наделены обязанностью проводить за свой счет предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры работников. Для отдельных категорий сотрудников периодичность и особенность медосмотров регулируется ст. 213 ТК РФ . Речь идет о:

  • лицах, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта;
  • работниках организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений.

Также за счет работодателей проводят обязательное психиатрическое освидетельствование работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель вправе (но не обязан) направить работника на обязательный медицинский осмотр через полгода после прохождения предыдущего осмотра, а работник обязан такой осмотр пройти. Работа по совместительству и работа на условиях неполного рабочего времени не влияют на обязательность прохождения сотрудником осмотров.

Обоснование вывода:
Согласно части второй ТК РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований. В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами ( ТК РФ). Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.
Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей. Согласно части четвертой ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее - Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее - Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок), является Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
Периодичность проведения медицинских осмотров определяется Перечнем факторов и Перечнем работ в зависимости от выполняемой сотрудником работы и воздействующих на него факторов, и может быть либо 1 раз в год, либо 1 раз в два года. При этом согласно части первой ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, в случаях, предусмотренных РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Соответственно, работодатель обязан направить работника на обязательный медицинский осмотр, а работник (в свою очередь) обязан пройти его до момента истечения годичного или двухгодичного срока с даты прохождения им предыдущего осмотра. При этом закон не устанавливает минимального срока, который работодатель должен выдержать после прохождения работником предыдущего осмотра, поэтому он вправе направить сотрудника на периодический осмотр в любое время до истечения срока действия предыдущего предварительного или периодического осмотра (в том числе и через полгода после приема на работу), а работник обязан пройти осмотр при получении направления от работодателя.
Закон предусматривает ситуации, когда правовое положение работников, трудящихся по совместительству, отличается от правового положения сотрудников, для которых работа является основной: например, гарантии и компенсации, связанные с обучением или работой в районах Крайнего Севера, сотрудникам по совместительству не предоставляются (часть первая ТК РФ), совместители не могут работать более половины нормы рабочего времени по данной должности ( ТК РФ) и т.п. Однако по общему правилу правовое положение совместителей ничем не отличается от правового положения работников, трудящихся по основному месту работы, если иное не предусмотрено специальными нормами трудового законодательства. Поскольку закон не предусматривает, что сотрудники, выполняющие определенные N 302н работы на условиях совместительства, освобождены от обязанности проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, то работодатель без всяких исключений обязан проводить в отношении всех работников медицинские осмотры вне зависимости от того, трудятся ли они по основному месту или по совместительству.
Поскольку согласно части четвертой ТК РФ работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав, то факт работы совместителя 2 часа в день также не влияет на обязательность прохождения им медицинских осмотров.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В соответствии с частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в том числе периодических медицинских осмотров влечет наложение административной ответственности на от 110 до 130 тыс. руб. В организации без медицинского осмотра работают более 40 человек. В организации проводилась по условиям труда. Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры? Должны ли такие осмотры проходить все сотрудники организации (в том числе юристы, бухгалтеры)?

Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).

Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.

Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ст. 213 ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

Согласно части четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее - Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее - Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок) является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

При этом существует позиция, что наличие на рабочих местах работников вредных и опасных производственных факторов (выполнение соответствующей работы), указанных в Перечне факторов (например работа с ПЭВМ более 50% рабочего времени, что может относиться, в частности, к юристам и бухгалтерам), является самостоятельным основанием для направления таких работников на обязательный медицинский осмотр вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда (смотрите, например, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242, письмо Роструда от 09.10.2015 N ТЗ/20422-3-3). Аналогичная точка зрения представлена и в разъяснениях специалистов Роструда, размещаемых на информационном портале этого ведомства в сети Интернет (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3). Правомерность такого толкования положений Перечня факторов подтверждается и Верховным Судом РФ (определение от 24.09.2015 N 302-КГ15-11278).

Вместе с тем в правоприменительной практике существует и иной подход к решению вопроса о необходимости проведения медицинских осмотров в рассматриваемой ситуации, базирующийся на следующей логике. По смыслу ст. 213 ТК РФ часть четвертая указанной статьи направлена на реализацию требования первой ее части. Иными словами, именно факт наличия вредных и опасных условий труда на рабочем месте является предусмотренным ТК РФ основанием для проведения обязательных медицинских осмотров работников.

О справедливости данного вывода, по нашему мнению, свидетельствует и примечание N 2 к Перечню факторов, в соответствии с которым в данном перечне перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с нормативными правовыми актами.

Отметим, что сами по себе вредные и опасные факторы являются таковыми независимо от уровня своего воздействия и на классы не делятся (смотрите ст. 209 ТК РФ, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение N 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н), ГОСТ 12.0.003-74 "Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация", утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13.11.1974 N 2551).

Именно условия труда в зависимости от уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов подразделяются по степени вредности и (или) опасности на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс; подклассы 3.1-3.4) и опасные (4 класс) (смотрите ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ). Учитывая сказанное, полагаем возможным заключить, что речь в примечании N 2 к Перечню факторов идет именно о том, что наличие факторов, поименованных в этом Перечне, учитывается при определении необходимости проведения медицинских осмотров лишь в том случае, если уровень воздействия соответствующих факторов свидетельствует о наличии на рабочем месте работника вредных или опасных условий труда (класс 3.1 и выше). В подтверждение данного тезиса можно привести письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 N 1-08/894. Аналогичная точка зрения высказана и в письме Роспотребнадзора от 19.06.2015 N 01/7015-15-31.

При этом отметим, что некоторые факторы, поименованные в Перечне факторов, содержат специальную пометку "при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям" (смотрите п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов). На этом основании некоторые специалисты делают заключение, что раз в отношении отдельных пунктов Перечня факторов потребовалась такая оговорка, то другие приведенные в нем факторы являются основанием для проведения медицинского осмотра независимо от того, отнесены ли условия труда к вредным или опасным по результатам специальной оценки. В обоснование данного тезиса приводится также п. 19 Порядка, в соответствии с которым в списки контингента и поименные списки работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, включаются в том числе работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (в настоящее время - специальной оценки условий труда), проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Однако, как уже было указано выше, речь в самом Перечне факторов идет не о любых факторах, а лишь о тех, которые по уровню своего воздействия могут свидетельствовать о наличии вредных условий труда. При этом, по нашему мнению, работодатель при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действительно может прибегнуть к иным поименованным в п. 19 Порядка источникам информации о вредных факторах и в том случае, если на основании указанных источников он сможет сделать вывод о том, что воздействие указанных факторов по своему уровню может повлечь за собой отнесение условий труда работника к вредным или опасным, он принимает решение о необходимости проведения медосмотра такого работника. Без нарушения требований закона необходимость такого порядка действий работодателя может возникнуть в случае создания новых рабочих мест. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. При этом, как разъяснил Минтруд России в письме от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.

Соответственно, работники для работы на этих местах в любом случае будут приняты ранее, чем на них будет проведена специальная оценка условий труда. В таком случае работодателю действительно следует самостоятельно оценить наличие на таких рабочих местах вредных или опасных факторов и уровень их воздействия с целью определения потребности в направлении работников на медицинские осмотры (за исключением случаев, поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, при которых работодатель вправе ориентироваться лишь на результаты специальной оценки).

Вместе с тем, по нашему мнению, в том случае, если работодатель располагает действующими результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, ему необходимо пользоваться именно ими. Обязанности использовать иные источники информации при наличии результатов специальной оценки Порядком не установлено, о чем свидетельствует использованный в п. 19 Порядка в отношении таких источников оборот "могут использоваться".

В уже упоминавшемся выше письме ФМБА России также указано, что работодателю следует использовать иные источники информации о вредных факторах, воздействующих на работника, для целей определения необходимости в проведении медосмотров именно при отсутствии результатов аттестации. Верховный Суд Удмуртской Республики в своем решении от 15.04.2015 по делу N 7-124/2015 также пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях работодателя, не обеспечившего прохождение работниками медосмотра, в том числе ввиду наличия у него карт аттестации рабочих мест указанных работников, не содержащих указания на наличие по соответствующим рабочим местам вредных производственных факторов.

Таким образом, полагаем, что работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ проводить медицинский осмотр работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении факта наличия на рабочих местах вредных факторов и определении уровня их воздействия работодатель в первую очередь должен ориентироваться на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (за исключением случаев, поименованных в Порядке).

Учитывая сказанное выше, мы полагаем, что при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), или специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных или опасных условий труда, у работодателя не возникает обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых установлено отсутствие вредных или опасных условий труда.

При этом, если сотрудники заняты на работах, которые включены в Перечень работ, работодатель обязан организовать в отношении них проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда (смотрите ответ 4).

Таким образом, по нашему мнению, работодатель обязан включать в списки контингентов работников, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, следующие категории работников:

Сотрудников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда) установлено наличие вредных и опасных условий труда;

Сотрудников, которые трудятся на вновь созданных рабочих местах, применительно к которым специальная оценка условий труда еще не проводилась, при этом на таких рабочих местах существуют вредные и (или) опасные производственные факторы, диагностируемые работодателем в соответствии с п. 19 Порядка;

Работников, занятых на работах, которые включены в Перечень работ;

Иных работников, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрена обязанность организовывать проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров (например лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, - ст. 69 ТК РФ)*(1).

Однако обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Как видно из ответа, контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по заданному вопросу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Смотрите также Энциклопедию решений. Предварительный медицинский осмотр.

5/5 (4)

Обязанности работодателя по организации медосмотра работников

Если имеются законные основания, то работодатель имеет полное право не допустить сотрудника к работе. Точнее об этом можно узнать в ст. 76 ТК РФ.

Причин такого поведения руководства немало, и одной из них является то, что работник не прошел обязательный медосмотр. Также работодатель должен проследить за тем, чтобы у медцентра имелась лицензия на данную деятельность.

Внимание! Работодатель обязан предоставить медцентру список своих служащих, в котором требуется указать следующую информацию:

  • ФИО сотрудников и их должности;
  • Названия рабочих мест;
  • В конце перечисляются все негативные факторы на работе, влияющие на здоровье сотрудников.

На основе поданных сведений будут установлены сроки прохождения указанного осмотра. В обязанности работодателя входит оплата медосмотра своих сотрудников.

Кто должен проходить медицинское обследование согласно закону

В статьях 266 и 348-3 ТК РФ указано, кто должен проходить медосмотры, как предварительные, так и обязательные.

Обязательные медосмотры должны проходить труженики следующих категорий:

  • работающие в пищевой и легкой промышленности;
  • работники дошкольных и школьных образовательных учреждений;
  • сотрудники организаций общественного питания и т.д.

Время прохождения медицинского осмотра

Законодательством не установлен определенный срок прохождения данного осмотра, все зависит от договоренности работодателя с медцентром.

Подписанный между ними договор является обязательным для всех лиц, которые проходят осмотр. Если сроки осмотра превышены, то законодательно это считается нарушением.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Что делать, если работник не прошел медосмотр вовремя

При уклонении сотрудника от прохождения медосвидетельствования у работодателя есть полное право привлечь его к ответственности дисциплинарного характера (ст. 76 ТК РФ).

Отстранение сотрудника от работы будет длиться до того момента, пока он не принесет руководителю медосвидетельствование своего здоровья, по которому он допущен к труду. Также работодатель имеет право уволить нерадивого работника по ст. 81 ч.1 п.5 ТК РФ.

Важно! Трудовые отношения с работником могут быть прекращены, если:

  • За работником в этом году числится уже не одно трудовое правонарушение. Если кто не знает, к нарушениям подобного характера относятся неисполнение приказов начальства, нарушение внутренних правил распорядка, нарушение требований безопасности труда. Естественно, все они должны быть документально зафиксированы;
  • Причина, по которой работник не прошел осмотр у медиков, не является уважительной. А сам виновник не дает пояснений своего проступка. Поэтому составляется комиссия как минимум из трех лиц, она должна потребовать с провинившегося объяснительную. А если виновник откажется ее дать, то составить акт;
  • У работника имеется привлечение к дисциплинарной ответственности в этом году. Сочетание всех указанных условий дает право работодателю уволить работника за неоднократное (систематическое) неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин.

Законодательство не устанавливает конкретный порядок по документальному оформлению отстранения от работы. Но как показывает практика, работодатели в основном поступают следующим образом.

Если имеются достаточные основания, то данный факт требуется документально зафиксировать.

Подтверждающими документами являются:

  • Объяснительная работника о том, почему он не прошел медосмотр;
  • Письменный отказ от процедуры;
  • Если работник на тот момент был на больничном, то листок нетрудоспособности;
  • Бумага из медучреждения, что вышеназванный работник не явился на осмотр;
  • Составленный комиссией акт о том, что работник уклоняется от медосмотра;
  • Докладная на работника от его непосредственного руководителя.

Посмотрите видео. Периодический медосмотр:

Порядок отстранения от работы

Не прошедший медосмотр сотрудник может быть отстранен от работы.

В этом случае работодатель обязан придерживаться следующего порядка по отстранению сотрудника от обязанностей:

  • Оформление документа, подтверждающего, что у сотрудника отсутствует отметка о медосмотре;
  • Издается приказ, согласно которому работник отстраняется от выполнения своих обязанностей;
  • Регистрация приказа и ознакомление с ним сотрудника;
  • Данный срок оформляется как простой с записью в табеле;
  • Если сотрудник устранил нарушение, то издается приказ о допуске. Приказ должен быть зарегистрирован;
  • Ознакомление работника сданным приказом.

Учтите! Чтобы устранить сотрудника от выполнения обязанностей и не нарушить при этом закон, руководитель должен следовать всем вышеуказанным требованиям. В противном случае у отстраненного сотрудника появляется право обжаловать действия руководства.

Составление приказа

Издание приказа об отстранении основывается на подтверждающих документах. Какого-то единого бланка данного приказа не существует. Так что его составляют в произвольной форме.

Основанием служит документ, подтверждающий, что сотрудник отказался проходить медкомиссию. В качестве оного может послужить запись в журнале учета выдачи направлений на осмотр.

В приказе указываются причины отстранения, и на какой срок. Обычно используют следующую формулировку – «до устранения причин, являющихся основанием для отстранения от обязанностей».

Если имеется возможность определить срок устранения причины, то в приказе можно указать срок отстранения.



Просмотров