Психологический отчет одного преступления. Психологический отчет одного преступления в романе «Преступление и наказание

Фёдор Михайлович Достоевский

«Преступление и наказание»

Создание

Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Достоевского во время его пребывания на каторге.

Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866 года.

Сам Достоевский так определял содержание своего произведения: «Это психологический отчёт одного преступления…Молодой человек, исключённый из студентов университета и живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым «недоконченным» идеям, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на проценты». «Психологический отчёт» об одном преступлении постепенно насыщался философскими и религиозными размышлениями.

Композиция и жанр

Роман состоит из шести частей и эпилога.

Часть первая - совершение преступления.

Части вторая - шестая - наказание («психологический отчёт» преступника).

Эпилог - раскаяние.

Современники говорили о сочетании в романе нескольких жанров: детектива (совершено преступление, которое раскрывается), социально-бытового жанра) даны картины жизни униженных и оскорблённых), наличие любовной интриги, серьёзных философских и религиозных размышлений и психологических исследований. Роман признан величайшим философско-психологическим романом в мировой литературе.

Главные идеи

Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а новые не выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери. Он был против насилия и своим романом полемизировал с революционерами, утверждавшими, что путь к всеобщему счастью - «звать Русь к топору». Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность.

Родион Раскольников

Портрет

Главный герой романа - разночинец, бедный студент. Наделён привлекательной внешностью: «замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами… ростом выше среднего, тонок и строен». Перед нами молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, в котором нет дурных и низких черт. В его поступках, высказываниях и переживаниях видно высокое чувство человеческого достоинства, благородство, бескорыстие. Он воспринимает чужую боль острее собственной: рискуя жизнью, спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, даёт деньги на похороны едва знакомого ему Мармеладова.

Причины преступления

Социальные: крайняя степень нищеты самого героя и его матери с сестрой; его сердце разрывается от сочувствия и желания помочь окружающим (Мармеладову, его жене, их детям, Соне, пьяной девушке на бульваре).

Нравственные: желание проверить свою теорию, согласно которой сильные люди ради великой цели изменения несовершенного мира имеют право перешагнуть «через кровь» других людей.

Исторические: теория Раскольникова выросла из разочарований молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов на почве кризиса утопических теорий.

Поиск истины

Теория Раскольникова делит людей на «слабых» и «сильных». Родиона мучает вопрос, кто он сам: «тварь дрожащая» или «право имеет». Герой не учитывает главного: убийство противно самой природе человека. Совершив преступление, он остро ощущает невозможность оставаться с людьми и страдает от невозможности общения с матерью и сестрой. Куда же отнести их по своей теории, к какому разряду людей? По логике, они относятся к «слабым людям», к «низшему разряду», а значит, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы в любую минуту. Получается, что по своей теории он должен презирать и убивать всех, кого любит. Ему невыносимы эти мысли и то, что его теория схожа с теориями Лужина и Свидригайлова. Раскольников сам становится жертвой содеянного: «Я себя убил, а не старушонку». Он постигает ошибочность своих заблуждений через тяжкие страдания и постепенно возрождается к новой жизни.

Теория о «делении людей на два разряда»

Находясь во власти этой теории, Раскольников убеждён, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей, пусть даже ценой насилия и кровопролития.

«Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам - вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова.

Обыкновенные люди

Люди консервативные, чинные. Такие люди живут в послушании и любят быть послушными.

Это материал, служащий единственно для зарождения себе подобных.

Они слабы, бессильны и не способны изменить свою участь.

Такие люди не могут заслуживать сожаления. Их жизнь ничего не стоит - она может служить лишь жертвой «особенным людям» для достижения их великих целей. Это многочисленный материал для немногочисленных наполеонов.

Необыкновенные люди

Эти люди устанавливают новые законы жизни, изменяют жизнь, смело разрушают старое, их не останавливает даже необходимость пролить чью-то кровь на своём пути для достижения своих целей.

Они имеют талант сказать новое слово и преступить закон во имя лучшего.

Это избранные люди. Такими личностями были, например, Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон.

Крушение теории Раскольникова «О двух разрядах людей»

Раскольников признал себя «обыкновенным» человеком

Теория Раскольникова о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Она построена на избранности одних и уничижении других. Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки»: «…я не человека убил, с принцип убил!». Принцип этот - его совесть. Стать «властелином» ему мешает всячески заглушаемый им зов добра. Человеческая натура Родиона противится нечеловеческой, безнравственной теории.

Созданная теория оказалась безнравственной

На каторге Раскольников всё ещё уверен, что теория правильна, просто он себя не к тому разряду отнёс. Лишь приезд Сони и обращение к Евангелию побуждает Родиона пересмотреть свою жизнь и отказаться от теории. Он приходит к христианским моральным ценностям. В финале этого романа «начинается новая история, история постепенного обновления человека». В этом новом мире христианской праведности для теории «двух разрядов людей» уже нет места.

Любая теория абсурдна. Делать жизнь по теории нельзя

Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его мнению, жизнь всегда опровергает любую теорию - и самую передовую, революционную, и преступную. Задача Достоевского - показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной она может оказаться. Философские вопросы, над которыми мучился Раскольников, занимали умы многих мыслителей. Немецкий философ Ф.Ницше создал теорию «сверхчеловека», которому всё позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.

Использование различных художественных приёмов в романе

Приём антитезы

У Достоевского человек противоречив. Его герой сочетает в себе две бездны разом: бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма. Даны два портрета Раскольникова: до совершения преступления автор говорит о красоте, о прекрасных глазах Родиона, но преступление оставляет трагический отпечаток не только в душе героя, но и на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы.

Символика

В романе широко использована символика имён и цвета, чисел и снов, евангельских имён и сюжетов.

Изображение фона событий

В романе нет никаких художественных описаний красот природы. Вместо них - описания убогих жилищ и интерьеров, трактиров, распивочных, полицейских участков, многоэтажных домов, заселённых беднотой, - в них люди задыхаются от физической и душевной духоты.

Ощущение времени

Время в романе то беспредельно растягивается, то сжимается, то вовсе исчезает. В первой части романа оно растянуто (три дня), после совершения преступления ритм ускоряется, но сам Раскольников ощущение времени теряет (он заболевает, впадает в беспамятство), а события, описанные в третьей и четвёртой частях романа длятся всего два дня. Получается, что Раскольников-теоретик живёт вне времени, а Раскольников-деятель «входит во время».

Изображение «двойников» главного героя

Достоевский изображает «двойников» Раскольникова: это Пётр Петрович Лужин и Аркадий Иванович Свидригайлов. В общении с ними Родион осознаёт несостоятельность созданной им теории.

Символика цвета в романе

Жёлтый цвет - основной цвет романа. Использование и значение

Родион Раскольников живёт в жёлтой каморке, похожей на шкаф, с жёлтыми обоями.

Соня Мармеладова живёт по жёлтому билету, в её комнате тоже жёлтые обои.

Старуха-процентщица одета в пожелтевшую кацавейку, её комната обставлена мебелью из жёлтого дерева.

От постоянного пьянства лицо Мармеладова стало жёлтым.

Дома Петербурга окрашены в жёлто-серый цвет.

У Порфирия Петровича в доме мебель из «жёлтого отполированного дерева».

Свидригайлов остановился в гостинице в комнате с жёлтым цветом обоев.

Перстень с жёлтым камнем у Лужина.

Женщина-самоубийца с жёлтым постным лицом встречается Раскольникову на улице.

Жёлтый цвет - символ болезни, нищеты, убожества жизни, он усиливает атмосферу безысходности, надрыва, истеричности. Все «жёлтые» детали в романе являются предвестниками недобрых событий.

Зелёный цвет в романе. Использование и значение

Зелёный цвет имеет «фамильный мармеладовский платок» (его как крест сначала носила Катерина Ивановна, потом Соня). Но этот платок - не только олицетворение страданий, которые выпали на долю его обладательниц. Он же является искупительной силой этих страданий (Соня надевает зелёный платок, отправляясь за Раскольниковым, который едет сознаваться в своём преступлении. Она готова на себя принять его страдания и искупить вину Раскольникова).

В эпилоге (сцена возрождения) Соня появляется в этом же платке. В этот момент зелёный цвет страданий и надежды «превозмогает», пересиливает жёлтый цвет болезненных заблуждений Родиона Раскольникова и «больного» Петербурга.

Значение некоторых имён и фамилий

Раскольников. Раскол - «раздвоение». Символизирует раздвоенность главного героя, его внутреннюю борьбу с самим собой.

Софья. Софья означает «смиренномудрие». Героиня романа смиренно несёт свой крест и не перестаёт верить в добро и справедливость.

Лебезятников. Человек, способным подличать, лебезить, поддакивать.

Авдотья Романовна. Прототипом сестры Раскольникова является Авдотья Яковлевна Панаева - первая любовь Ф.М.Достоевского.

Лизавета Ивановна. Елизавета - «почитающая Бога».

Интерьеры

Комната Раскольникова

Каморка, гроб, шкаф: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…»

Комната Сони

«Сарай»: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь…другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели».

Жилище Мармеладовых

Проходной угол: «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной…Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол… на краю стоял догоравший сальный огарок в железной подсвечнике».

Сон как художественный приём

Подсознание

Сон - это общение человека со своим подсознанием. Сны зависят от психического состояния человека и оказывают огромное влияние на его внутренний мир. Сон - часто продолжение событий, произошедших днём. Во сне человек продолжает чувствовать, переживать и размышлять.

Художественный приём

Введение в произведение сна - излюбленный приём многих писателей (сны Татьяны Лариной, Ильи Обломова, художника Чарткова). Приём даёт возможность проникнуть в самые скрытые свойства души героя, в его подсознание.

Первый сон Раскольникова

Экспозиция

Родион видит сон до преступления, в пору мучительных раздумий. Сон выполняет функцию экспозиции: знакомит читателя с людьми, которые будут встречаться на всём протяжении романа.

Это болезненный сон, его действие происходит в детстве Родиона. Снится, будто они с отцом в праздничный вечер проходят мимо кабака и видят, как пьяные мужики избивают маленькую лошадёнку, запряжённую в огромную телегу. Мальчик пытается заступиться, но на глазах толпы несчастную клячу добивают железным ломом. Родион плачет, хочет кричать.

Смысл

Сон несёт большую смысловую нагрузку: открывает истинное состояние души Родиона, показывает, что задуманное им насилие противоречит его собственной натуре.

Символика

Во сне присутствуют два противоположных места: кабак и церковь на кладбище. Кабак - олицетворение пьянства, зла, низости, грязи его обитателей. Но любой русский начинает жизнь в церкви и заканчивает её там же. Церковь не случайно находится в 300 шагах от кабака. Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить грешить и начать новую, праведную жизнь.

Значение снов Раскольникова

Сон после убийства

Сон-крик заполнен страшными звуками: «…таких неествественных звуков, такого вопля, скрежета, слёз, побоев и ругательств он ещё никогда не слыхивал». Настасья так охарактеризовала состояние Родиона: «Это кровь в тебе кричит». В нём кричала кровь убитых им людей. Всё существо героя воспротивилось совершённому им убийству, и лишь воспалённый мозг уверяет себя в том, что теория верна, что убийство так же обычно, как смена дня и ночи. В этом сне местом действия является лестница, которая символизирует борьбу добра и зла в душе Родиона.

Сон, в котором Родион повторяет убийство

Обстановка во сне напоминает царство мёртвых. Но всё мертво только для Родиона - для остальных людей мир не изменился. Люди стояли внизу, а Родион был выше всей толпы, всех этих «тварей дрожащих». Он - Наполеон, гений и не может стоять на одной ступени в обычными людьми. Но люди внизу осуждают Раскольникова, смеются над его попытками изменить мир через убийство старушонки. Он видит, что ничего не изменил: старуха жива и смеётся над ним вместе с толпой.

Сон про оазис

Родиону грезится тот идеальный мир, который будет создан им, гением, спасителем человечества. Он мечтает о создании на земле Нового Иерусалима, описание этого мира напоминает Эдем. Сначала это будет небольшой оазис счастья среди бескрайней пустыни горя (неспроста оазис находится в Египте: Египетский поход - начало карьеры Наполеона). Описание наполнено красивыми эпитетами.

Сон на каторге

Мир-оазис из предыдущего сна осуждён в жертву какой-то страшной и неслыханной моровой язве. Родион видит плоды своей теории. Сон наполнен ужасными картинами человеческих мучений (он - полная противоположность сну про оазис). После этого сна Родион понял наконец страшную сущность своей теории и отказался от неё.

«Двойники» Раскольникова

Считают себя «сильными мира сего», живут по принципу «всё позволено».

Аркадий Иванович Свидригайлов

Поступки

Азартный игрок, имеет весьма противоречивый характер: он совершает ряд добрых и благородных поступков (даёт деньги Катерине Ивановне на содержание сирот и Соне, чтобы она могла сопровождать Родиона на каторгу). Но на его совести оскорблённая честь Дуни и смерть жены, доведение до самоубийства слуги Филиппа. Подслушав признание Родиона в совершении преступления, пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на брата. В его душе, в душе Раскольникова, идёт борьба добра со злом: (верх берёт зло: Свидригайлов кончает жизнь самоубийством).

«Мы одного поля ягоды», - говорит Свидригайлов Родиону. И Родион понимает, что это так, потому что оба они, хоть и по разным причинам, «перешли через кровь».

Пётр Петрович Лужин

Поступки

Негодяй Лужин - это сладострастное ничтожество, которое стремится властвовать. Пытается опорочить Соню (подсовывает ей сторублёвую купюру, чтобы поссорить Родиона с семьёй). Он хочет жениться на сестре Родиона Дуне и получать удовольствие от её зависимости. Дуня готова выйти за этого преуспевающего дельца без любви. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, - чтобы вытащить семью из нищеты и помочь брату завершить образование.

Общее с теорией Раскольникова

«Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано». Лужин спокойно переступает через все преграды на своём пути.

Семья Мармеладовых

(одна из тысяч подобных ей семей бедняков)

Семён Захарович

Опустившийся, утративший всякое человеческое достоинство, отставной чиновник. Его пьяная исповедь в кабаке о своей судьбе - это жизненная драма человека, которого раздавил жестокий мир. Он любит жену и детей (после смерти в кармане у него нашли мятного петушка). Но душа совестливого человека не может вынести ежедневных унижений. Мармеладов знает, что его дочь, чистая и честная Соня, живёт по жёлтому билету. Перед нами - полностью раздавленный нищетой и собственным бессилием человек.

Катерина Ивановна

До предела измученная женщина - мачеха Сони. Она благородного происхождения (из разорившейся дворянской семьи), поэтому ей гораздо тяжелее, чем падчерице и мужу. И дело не в житейских трудностях, а в том, что у неё нет никакой отдушины (Соня находит утешение в Библии, в молитвах, Мармеладов забывается в кабаке). Катерина Ивановна - натура страстная, гордая, бунтарская. Всё, что её окружает, кажется ей адом, и она не умеет смиряться, терпеть и молчать, как Соня. Измученная нищетой, она умирает от чахотки.

Соня

Восемнадцатилетняя девушка, всё образование которой - несколько книг романтического содержания. С ранних лет видела вокруг себя лишь пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и человеческое горе. Соня - «блудница», как пишет о ней Достоевский. Она вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти свою семью. Чтобы помочь мачехе и её детям, она фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет свою чистоту. Её душа переполнена христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию.

Главные черты Сони Мармеладовой

Самопожертвование

Чтобы облегчить жизнь своей семьи, своих близких, девушка приносит себя в жертву. Вся её жизнь - самопожертвование. Когда Раскольников говорит с ней о самоубийстве как о единственно достойном выходе, она его прерывает напоминанием о родных: «А с ними-то что будет?» . Любовь к ближним лишает её даже такого выхода, как смерть.

Смирение

Девушка не возмущается и не протестует - она покорилась судьбе. Смирение Сони Достоевский противопоставляет бунту Раскольникова. Терпение Сони и её жизненная сила во многом происходят от её веры. Она верит в Бога, в справедливость слепо, не вдаваясь в сложные философские рассуждения. Все её поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. Сохранить в себе искру человеческого ей помогает вера в Бога.

Всепрощение

Именно Соне обязан Родион Раскольников своим духовным возрождением. Её исстрадавшаяся, но чистая душа способна даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться с ним. В сущности, отношение Сони к Раскольникову - это отношение Бога к человеку, то есть всепрощение. Она вернула Родиона к истине словами Евангелия и примером собственной жизни. Религия в романе является способом решения нравственных проблем, а Соня, по замыслу автора, несёт в себе Божественное начало.

Изображение Петербурга в романе

Социальный фон, на котором разворачиваются события

Мрачный город

В романе мы встречаемся не с парадной красотой города, а с чёрными лестницами, облитыми помоями, и дворами-колодцами, напоминающими душегубку. Перед нами холодный исполин, огромная бездна, мрачный город доходных домов, облупленных стен, грязных углов, невыносимой духоты и зловония.

Город одиноких людей

Картину мрачности дополняет духовное одиночество человека в огромном городе. Люди здесь относятся друг к другу с подозрением и недоверием, их объединяют лишь злорадство и любопытство к несчастью ближнего (страшную историю своей жизни Мармеладов рассказывает под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей кабака).

Действующее лицо романа

Свидетель и соучастник

Город душит и давит, здесь невозможно быть здоровым и полным сил. Он не только является свидетелем человеческих трагедий и кошмарных снов, но и соучастником бредовых идей, теорий и преступления Раскольникова. «Редко где найдётся столько мрачных, редких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», - говорит Свидригайлов.

Достоевский даёт описания убогих жилищ, интерьеров, меблированных комнат. Он прослеживает связь между «исступлёнными мыслями» Раскольникова и «черепашьей скорлупой» его каморки. Жилище Родиона - своеобразный символ более грандиозной, но такой же душной каморки - большого города.

Аникин А.А.

Роман Ф.М.Достоевского о страшном преступлении, совершенном юным петербургским студентом, создавался во второй половине 1865 года. Собираясь публиковать текст в журнале "Русский вестник", автор отправил издателю М.Н.Каткову письмо, поясняющее замысел: "Это – психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году…" А как отразилось внутри романа это точное определение времени действия?

"Идея повести не может ни в чем противоречить Вашему журналу; даже напротив. Это психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным "недоконченным" идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. "Она никуда не годна", "для чего она живет?". "Полезна ли она хоть кому-нибудь?" и т.д. – Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства – притязаний, грозящих ей гибелью, докончить курс, уехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении "гуманного долга к человечеству", чем уже, конечно, "загладится преступление".

(Ф.М.Достоевский – М.Н.Каткову, сентябрь 1865 г.)

Начнем с одной детали, которой немного придается значения в анализе романа. Вот эпизод:

"… И, схватив городового за руку, он потащил его к скамейке.

Вот, смотрите, совсем пьяная, сейчас шла по бульвару… А вот теперь смотрите сюда: этот франт, с которым я сейчас драться хотел, мне незнаком, первый раз вижу… Он за нею наблюдал и следил, только я ему помешал, и он теперь все ждет, когда я уйду. Вон он теперь отошел маленько, стоит, будто папироску свертывает… Как бы нам ему не дать? Как бы нам ее домой отправить, - подумайте-ка" (гл. 4, ч. 1).

Это слова главного героя, Раскольникова, у которого уже мутится разум от наплыва впечатлений и который жаждет в любом эпизоде проявить себя значительным лицом, которого боятся или от которого ждут решений! Заметим, с каким гневом и с брезгливостью Родион уличит франта: папироску сворачивает…

Да, франт гадок во всем, если это только не мерещится несчастному студенту. И вот, эта мерзостная папироска! Вообще скверно и самому курить, а еще гаже – отравлять вонью табачной российский воздух… И вот, падший, но помнящий о былом благородстве Раскольников возмущен этой папироской. Но дело объясняется еще и тем, что в Санкт-Петербурге действовал запрет на уличное курение! Действовал, но был отменен именно в 1865 году – 4 июля! (Между прочим, причина запрета была не эстетического свойства, а просто в циркуляре Министерства внутренних дел была упомянута такая мера против пожаров. А Раскольников, конечно, еще и эстет: сам себя называет эстетической вошью…)

Раскольников в своих житейских впечатлениях, как ни странно, проявляет себя человеком консервативным, даже идеализирующим прошлое и по справедливости ненавидящим героев своего времени, занявших в жизни главенствующее положение и не имеющих ничего общего с достоинством высшего сословия. Таковы уродливые хозяева жизни, разбогатевшие негодяи и преступники, все эти Липпевехзель, Козели, Клопштоки и Шили. И вот этот франт – с его современной, только что разрешенной папироской, за которую его не может уже одернуть городовой…

Но для хронологии эта папироска – важная деталь: только летом 1865 года была бы возможна подобная сцена, а значит, и время действия в романе – именно лето 1865 года: ведь поясняющее письмо автора Каткову остается за рамками романа. Так что когда в первой же строке романа мы читаем: "В начале июля, в чрезвычайно жаркое время…", следует мысленно добавить: "В начале июля 1865-го года"!

Прочие приметы времени гораздо существеннее, но мы и начали со злосчастной папироски, чтобы показать, что чувство времени проникает во все детали большого произведения. Автор, быть может, не стремясь к подобной точности, вдохновенно создает картину времени, где все тонко – и прочно – взаимосвязано.

Перечислим некоторые фрагменты, хотя для датировки достаточно и уже одной строгой детали.

Прежде всего, это связано с газетной статьей Р.Р.Раскольникова, опубликованной в "Периодической речи". Статья называлась "О преступлении" и имела подзаголовок "По поводу одной книги". Из всех возможных версий наиболее убедительной будет та, что эта статья условно входила в большой ряд публикаций, посвященных книге "История Юлия Цезаря" и особенно ее предисловию. Автор – император Франции Наполеон III, книга вышла в 1865 году, и в то же время о ней писали многие русские газеты и журналы ("Современник", "Русское слово", "Голос" и др.). Выходит снова – 1865 год.

Другой пример: Раскольниов читает газету вскоре после своего преступления, автор дает выдержки: "Излер – Излер – Ацтеки – Ацтеки – Излер – Бартола – Массимо – Ацтеки – Излер…". За всеми этими отрывочными упоминаниями – вновь реальный факт 1865 года: выступление в столице двух лилипутов по именам Бартола и Массимо, якобы происходивших от американского древнего народа – ацтеков. "Излер" – имя владельца загородного сада, где давались пердставления.

Тоже деталь из газет – пожары: все газеты 1865 года были полны заметками о бушевавших в тот год пожарах: "Пожары, пожары и пожары в ужасающих размерах" ("Русские ведомости", 1865, № 61).

Начинающий следователь Заметов в разговоре с Раскольниковым вновь упомянет газету: "Вот недавно я читал в "Московских ведомостях", что в Москве целую шайку фальшивых монетчиков изловили. Целое обществе было. Подделывали билеты.

– О, это уже давно! Я еще месяц назад читал, - отвечал спокойно Раскольников."

Так, речь тут шла все о событии 1865 года – и "Московские ведомости" действительно об этом писали, дело относилось к маю месяцу, поэтому Раскольников и скажет свое "Это уже давно!".

Можно привести и еще ряд интересных деталей, точно возводящих действие романа к 1865 году: ими изобилует любой комментарий в солидных изданиях "Преступления и наказания", отметим и особо книги С.В.Белова. Картины быта позволяют достаточно определенно отнести все происходящее именно к "нынешнему году", как открыто настаивал и сам автор – повторим, только вне страниц романа.

Тем не менее, очевидно, Достоевский не выдержал с абсолютной точностью им же установленные временные границы.

В 1865 году начал печататься роман Л.Н.Толстого "Война и мир", и вот на страницах "Преступления…" мы находим его неожиданное присутствие.

Словно вдохновившись Толстым, Порфирий Петрович совершенно некстати для разговора с Раскольниковым вдруг бросит реплику: "На бумаге-то они и Наполеона разбили… а смотришь, генерал-то Мак и сдается со всей своей армией, хе-хе-хе" (ч. 4, гл.5). Эти слова, безусловно, навеяны не только изложенными Толстым фактами кампании 1805-го года, но и отражают именно толстовскую точку зрения. Следователь Порфирий – вот каков один из первых читателей великой толстовской книги! Запал ему в душу яркий эпизод из первого тома "Войны и мира"…

Да, Толстой начал печатать свой великий роман в журнале "Русский вестник" с января 1865-го года. Однако эпизод, который отразился в словах Порфирия Петровича (сражение под Ульмом), помещен лишь в номере втором журнала – за 1866 год! Получается хронологическое расхождение: никто из читателей не мог бы летом года 1865-го цитировать текст 1866-го года. Нечто похожее мы видели и в романе Лермонтова, но там можно было объяснить видимое несоответствие во времени особой композицией произведения, условностями дневника Печорина. В романе Достоевского мы видим только хронологическую неточность, анахронизм…

И говорит этот анахронизм еще и о силе эмоционального заражения, которое испытал Достоевский, читая толстовский роман. А как бы он мог пропустить этот роман, если во все том же 1866-м году в одних и тех же номерах "Русского вестника" (№№ 1,2,4) печатается ставший потом первым томом текст "Войны и мира" (под названием "Тысяча восемьсот пятый год") и – самое "Преступление и наказание"! Только толстовский текст кончается в 4 номере, а "Преступление…" печатается и дальше, до последнего, двенадцатого. Да, Достоевский с листа цитирует "Войну и мир" в июльском номере журнала, даже нарушая тем самым и внутреннюю хронологию своего романа!

Но есть и еще одна странность такого же рода в сюжете романа: автор весьма настойчиво и даже назойливо дает указания и на идеи времени, и на самые частные события, однако, – не выдерживает последовательность до конца. (Не от этого ли толки про некую полифоничность романов Достоевского: многоголосие идей, свобода в выражении контрастных оценок и прочее?) Вот и детали времени не согласуются друг с другом.

Если читатель 1866-го года вполне чувствовал современность действия, четко относя его к июлю 1865-го года, то каково же ему было прочесть в эпилоге романа, что "в остроге уже девять месяцев заключен ссыльно-каторжный второго разряда, Родион Раскольников. Со дня преступления его прошло почти полтора года". Далее можно увидеть картину весны, с точным указанием – "шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные весенние дни". И такое можно было прочесть в декабре 1866-го года, на 471 странице журнала "Русский вестник"?!

Именно и разве что – прочесть. Но никак не поверить, ведь весной 1866-го года еще никак не могли истечь указанные автором полтора года, девять месяцев никак не мог находиться в остроге наш преступник, коли и суд только завершился спустя пять месяцев после преступления. Отталкиваясь от времени публикации романа, мы бы признали его финал совершенно фантастическим, несбыточным. И ведь совсем в другом смысле сам Ф.М.Достоевский говорил о "фантастическом реализме" в своем творчестве…

Роман Достоевского во многом построен умозрительно, схематично, в том числе и в ощущении времени: даты педантично и назойливо обозначены. Но никак не сходятся между собой. Автор романа увлекается настолько, что теряет чувство времени, на котором, между тем, так крепко замешан сюжет. (Вот примеры другого рода: когда Достоевский выписывает диалоги своих героев, то они говорят, как тетерев на току, забываясь и словно застывая во времени. На поминках Мармеладова дикая и пьяная компания слушает, не прерывая, путаные и малопонятные со стороны объяснения Раскольникова – в реальном времени, если попросту произнести эти слова без остановки понадобится по полчаса на каждый его словесный взлет. И так-то пишет Достоевский, который устами своего героя в "Бесах" заметит, что ни одного лучшего оратора не будут слушать более двадцати пяти минут. А тут оратор никудышний, пьяная и буйная публика, едва способная что-то воспринимать, болезненные, взвинченные люди – и так слушают речи!..)

Тем не менее такое смещение в хронологии романа надо скорее признать непоследовательностью построения, а время его действия все же отнести к реальному 1865-му году…

Итак, податливого на веяния времени Раскольникова, можно сказать, сформировал 1865 год, а "Преступление и наказание" – хроника и энциклопедия этого года… Правда, конечно, речь идет о жизни столицы и о герое определенного класса, скорее всего – из распадающегося уже сословия дворян. Энциклопедией крестьянской жизни того же времени станет эпическая поэма Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (1864-1876), так и оставшаяся незавершенной из-за кончины поэта.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Данный вариант (2007 года) экранизации романа меня очень впечатлил (я даже не удержалась и решила написать про него на сайт). Посмотреть решила сразу после прочтения книги, хотелось посмотреть как этот роман будет преподнесён зрителям, каким будет показан Раскольников на экране.
О плюсах:
1.Смотрела сериал с книгой в руках - сериал полностью пересказывает содержание книги. Взяты многие фразы и различные крылатые выражения из романа.
2.Игра актёров и состав - ВЕЛИКОЛЕПЕН! Впечатлил Владимир Кошевой,игравший Раскольникова.Очень хорошо переданы эмоции героев, их характер и поведение.
3.Режиссёр смог раскрыть суть романа, его проблематику, показать жизнь Петербурга.
4.Фильм смотрится на одном дыхании, снят очень профессионально,интересно
5.Фильм русский

Всем кто не смотрел - ПОСМОТРИТЕ
Всем кто не читал - ПРОЧИТАЙТЕ И ПОСМОТРИТЕ ЭКРАНИЗАЦИЮ=)
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО! РЕКОМЕНДУЮ ВСЕМ! =)

Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел романа трансформировался в "психологический отчет одного преступления".

Сам Достоевский в письме издателю М.Н.Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения: "Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в крайней бедности, ..поддавшись некоторым странным неоконченным идеям...,решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну старуху..." При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет употребить на благие цели: закончить курс в университете, помочь матери и сестре, уехать за границу и "потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству".

В этом высказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы: "студент, живущий в крайней бедности" и "поддавшись некоторым странным неоконченным идеям". Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания причинно-следственной связи романа. Что было раньше: бедственное положение героя, приведшее к болезни и к болезненной теории или теория, явившаяся причиной ужасного положения Раскольникова.

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя, И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию. Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно, преступил свою человеческую натуру, преступая самого себя. Своим преступлением Раскольников вычеркнул самого себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. "Я не старуху убил, я себя убил," признался он Соне Мармеладовой. Эта отрезанность от людей мешает Раскольникову жить.

Человеческая натура его не принимает этого отчуждения от людей. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже такой гордый человек, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если начнет думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории к какому разряду людей. По логике его теории они должны быть отнесены к "низшему" разряду и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, он не может этого пережить. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. "Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?" Человеческая натура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь человеческой натуре своего героя. Сразу же после этого монолога он дает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выноси



Просмотров