Психофизиологические факторы опасности. Тема: негативные факторы среды обитания человека Классификация факторов среды обитания человека
Для оценки степени воздействия факторов техносферы на человека и выработки концепций защиты необходимо рассмотреть механизмы воздействия различных факторов на человека и возможные последствия этого воздействия.
Потоки масс, энергий и информации распределяясь в земном пространстве, образуют среду обитания для живой природы. Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда эти потоки находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой.
Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и / или среду. В естественных условиях такие взаимодействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены её элементами и действиями человека.
В основе возникновения негативных воздействий на человека и среду обитания лежит неравновесное состояние материального мира и прежде всего различия в энергетических характеристиках его компонентов, в уровнях тепловой, кинетической, электромагнитной и прочих видов энергии.
Негативные факторы классифицируют следующим образом:
1) по происхождению
Естественные (кинетическая энергия ветра и водной стихии, высвобождающаяся энергия напряжений земной коры, термическая энергия вулканов)
Антропогенные (связаны с появлением человеческого общества и его хозяйственной деятельности; общей главной причиной реализации антропогенных НФ с самого начала был неконтролируемый выход энергии)
2) по природе воздействия
- физические (определяющим признаком является вид энергии (например, механической, тепловой или электромагнитной).
К этой группе относятся
Основные неблагоприятные характеристики воздушной среды и освещенности;
Механические факторы, включающие воздействие движущихся машин и механизмов, вибрации и ускорения;
Акустические факторы (инфразвук, шум и ультразвук);
Большой перечень электромагнитных излучений (ультрафиолетовая и инфракрасная радиация, высоко- и сверхвысокочастотные излучения, ионизирующая радиация, лазерное излучение и т.д.).
- химические (определяется химической структурой вещества).
Эта группа включает
Отклонения в естественном составе воздуха (слишком низкие или слишком высокие уровни парциального давления О 2 , и т.п.),
Запылённость и загазованность воздуха.
- биологические
К ним относят:
Прямое воздействие живых организмов: повреждения от животных, пресмыкающихся и насекомых,
Воздействие продуктов жизнедеятельности (например пыльцы) и биотехнологических производств. Последние, в частности, являются одним из основных источников аллергенов, т.е. веществ, вызывающих аллергические реакции и заболевания (например, бронхиальную астму или экзему).
- психофизиологические (связана с трудовой деятельностью человека, т.е. это такие НФ, которые создают высокие уровни физических и нервно-психологических нагрузок и обусловленную ими степень тяжести и напряженности труда).
3) по характеру воздействия
- активные , воздействующие собственной энергией (например движущиеся машины и механизмы, разрушающиеся конструкции, термические и электрические факторы)
- пассивные , активизирующиеся за счёт энергии, носителем которой является сам человек (например, острые колющие и режущие предметы, неровности поверхности и т.д.).
4) по последствиям воздействия на человека
- опасные (негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу)
- вредные (негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию).
Отнесение ряда физических и химических НФ к вредным или опасным зависит от их количественных характеристик (интенсивности, концентрации, дозы и т.д.). Те факторы, которые в определенном диапазоне значений обеспечивают комфорт человеку, при других значениях становятся вредными или опасными.
Классификация опасных факторов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):
Опасные вещества
Механические опасности
Термические опасности
Электрические опасности
Типы опасных и вредных факторов техносферы для человека и природной среды:
Ингредиентные, биологические и энергетические загрязнения,
Деградация природной среды,
Информационно-психологические воздействия.
Виды опасных и вредных факторов техносферы:
Выбросы и сбросы вредных химических и биологических веществ в атмосферу и гидросферу,
Акустическое, электромагнитное и радиоактивное загрязнения,
Промышленные и бытовые твердые отходы,
Информационные и транспортные потоки.
Пространство, в котором возможно воздействие опасного или вредного фактора, называется опасной зоной.
К этим зонам относятся: зоны захвата машин, поверхности и выступы движущихся частей, рабочие зоны подъемно-транспортного оборудования, а также зоны вокруг разрушающихся зданий, механизмов, сосудов под давлением и т.д. Различают постоянные и временные опасные зоны, которые характеризуются геометрическими размерами, а временные - еще и вероятностью ее возникновения.
Условия, в которых создается возможность воздействия на человека опасных факторов, определяют как опасную ситуацию. Она возникает при нахождении человека в опасной зоне в момент реализации соответствующей опасности. Для характеристики опасных ситуаций используют вероятностные показатели.
Частоту или вероятность реализации опасностей и вызываемых ими несчастных случаев (НС) называют риском (риск аварии или отказа, риск НС и травмы). В математическом смысле риск представляет собой числовую характеристику случайной величины, используемой для описания опасности.
НС возможен при двух условиях : нахождения человека в опасной зоне в момент реализации опасности и отсутствия у него достаточных С3.
В условиях среды обитания, особенно в производственных условиях, человек подвергается, как правило, многофакторному воздействию, эффект которого может оказаться более значительным, чем при изолированном действии того или иного фактора.
При воздействии нескольких факторов на организмы различают:
· комбинированное воздействие – суммарное действие нескольких факторов одной природы (напр., ряда химических веществ);
· сочетанное воздействие – суммарное действие нескольких факторов различной природы (напр., химического вещества и ультрафиолетового излучения);
· комплексное воздействие – многоплановое воздействие одного фактора (напр., поступление одного и того же вещества перорально, респираторно и через кожу).
Выводы
В своём развитии географическая оболочка прошла три этапа. Начало первому из них - добиогенному - положило отделение суши от океана и выделение атмосферы. На втором этапе в географической оболочке образуется биосфера, преобразившая все протекающие ранее в ней процессы. На третьем - антропогенном - в географической оболочке возникает человеческое общество.
Кафедра экстремальной, военной медицины и
безопасности жизнедеятельности
«УТВЕРЖДАЮ» Заведующий кафедрой ЭВМиБЖДоцент П.Л. Колесниченко
«____»__________________20___ г.
Методические указания для самостоятельной работы студентов
по Безопасности жизнедеятельности
для студентов 2 курсалечебного, педиатрического и стоматологического
факультетов
ТЕМА 1.3 «Негативные факторы среды обитания и их воздействие на человека »
Утверждено на методическом заседании кафедры
ЭВМиБЖ (протокол №от «»20г.)
Иваново 20__
Время подготовки: 90 мин
Учебные вопросы (конспект)
Классификация негативных факторов среды обитания человека
Техносфера как зона действия повышенных и высоких уровней энергии.
Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания:
Вредные вещества (ВВ). Допустимые уровни вредных веществ
Освещенность. Требования к освещению помещений и рабочих мест
Механические колебания. Виды вибраций и их воздействие на человека. Нормирование вибраций, вибрационная болезнь.
Вибрация
Электрический ток. Допустимые значения токов и напряжений
Электромагнитные поля. Нормирования и мероприятия по защите от воздействия электромагнитных полей
Инфракрасное (ИК) излучение
Защита от опасности поражения электрическим током
Ионизирующее излучение. Нормы радиационной безопасности.
Введение
Человек и среда обитания всегда взаимодействовали друг с другом, и с каждым годом это взаимодействие увеличивается. Воздействие на среду передается через деятельность, которая необходима для существования человеческого общества. Часто она имеет не только положительные, но и отрицательные стороны.
Рассмотрим систему “человек – среда обитания”. Ее элементы связаны между собой как прямыми связями, так и обратными, которые обусловлены всеобщим законом реактивности материального мира . Данную систему можно рассматривать как двухцелевую: первой целью является достижение человеком определенного результата в процессе деятельности; второй – предотвращение отрицательных последствий от этой деятельности. С одной стороны, человек старается сохранить стабильность факторов окружающей среды, таких как влажность, уровень радиации, температура и др. С другой стороны, жизнедеятельность человека невозможна без пагубного воздействия на природу. Извлечение полезных ископаемых, вырубка лесов, загрязнение грунта и воды – лишь малая часть последствий человеческой деятельности, отрицательно влияющей на состояние окружающей среды.
Из вышеприведенного отчетливо видна противоречивость взаимодействия человека и природы. Многовековой опыт дает основание утверждать, что практически любая деятельность потенциально опасна.
1. Классификация негативных факторов среды обитания человека
Человек живет, непрерывно обмениваясь энергией с окружающей средой, участвуя в круговороте веществ в биосфере. В процессе эволюции человеческий организм приспособился к экстремальным климатическим условиям – низким температурам Севера, высоким температурам экваториальной зоны, к жизни в сухой пустыне и в сырых болотах. Энергетическое воздействие на незащищенного человека, попавшего в шторм или находящегося в грозовом районе, может превысить допустимый для человеческого организма уровень и нести опасность его травмирования или гибели. Современные технологии и технические средства позволяют в какой-то мере снизить уровень опасности, однако сложность прогнозирования природных процессов и изменений в биосфере, недостаточность знаний о них, создают трудности в обеспечении безопасности человека в системе « человек - природная среда». Появление техногенных источников тепловой и электрической энергии, высвобождение ядерной энергии, освоение месторождений нефти, газа и электрической энергии с сооружением протяженных коммуникаций породили опасность разнообразных негативных воздействий на человека и среду обитания.
Негативные факторы , воздействующие на людей, подразделяются на:
естественные, т.е природные,
антропогенные, которые вызваны деятельностью человека.
Опасные и вредные факторы по природе действия подразделяются на
физические,
биологические,
химические,
психофизические.
К физическим негативным факторам относятся:
движущиеся машины и механизмы, подвижные части оборудования;
неустойчивые конструкции и природные образования;
острые и падающие предметы;
повышенная запыленность и загазованность;
повышенный уровень электромагнитного излучения, ультрафиолетовой и инфракрасной радиации.
Биологическое загрязнение окружающей среды возникают в результате аварий на биотехнических предприятиях и очистных сооружениях.
К химически опасным и вредным факторам относятся:
вредные вещества, используемые в технологических процессах;
промышленные яды;
лекарственные средства, применяемые не по назначению.
Психофизиологические производственные факторы – это факторы, обусловленные особенностями характера и организации труда, параметров рабочего места и оборудования. Они могут оказывать неблагоприятные воздействия на функциональное состояние организма человека. По характеру действия психофизиологические негативные факторы делятся на физические (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки: монотонность труда, умственное перенапряжение анализаторов, различные эмоциональные перегрузки. Эти факторы могут оказывать неблагоприятное воздействие на функциональное состояние организма человека, его самочувствие, эмоциональную и интеллектуальную сферы, приводить к снижению работоспособности и нарушению состояния здоровья.
В процессе своей деятельности человек использует не только свои физические возможности, но и расходует значительные психологические усилия, такие как особенности характера, волю, умственные способности и другие.
Опасные факторы, обусловленные особенностями физиологии и психологии человека, называются психофизиологическими.
Психофизиологические опасности в современном мире являются следствием целостности или разлада, стойкости или дисгармонии, спокойствия или тревоги, успеха или неудач, физического и морального благополучия. На сегодня не существует ни одного фактора психофизиологических опасностей, который бы не влиял на человека. Каждый из этих факторов в зависимости от длительности действия можно отнести к постоянным или временным.
Психофизиологическими факторами Большая психологическая энциклопедия. Словарь практического психолога. -- М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.потенциальной опасности постоянного действия следует считать:
- 1. Недостатки органов чувств (дефекты зрения, слуха и др.).
- 2. Нарушение связей между сенсорными и моторными центрами, вследствие чего человек не способен реагировать адекватно на те или другие изменения, воспринимаемые органами чувств.
- 3. Дефекты координации движений (особенно сложных движений и операций, приемов и т.п.).
- 4. Повышенная эмоциональность.
- 5. Отсутствие мотивации к трудовой деятельности (незаинтересованность в достижении целей, неудовлетворение оплатой труда, монотонность труда, отсутствие познавательного момента, т.е. неинтересная работа и т.п.).
Психофизиологическими факторами потенциальной опасности временного действия являются:
- 1. Недостаток опыта (появление вероятной ошибки, неверные действия, напряжение нервно-психической системы, боязнь допустить ошибку.
- 2. Неосторожность (может привести к поражению не только отдельного человека, но и всего коллектива).
- 3. Утомление (различают физиологическое и психологическое утомление).
- 4. Эмоциональные явления (особенно конфликтные ситуации, душевные стрессы, связанные с бытом, семьей, друзьями, руководством).
Деятельность человека можно разделить на две категории физическую и умственную.
Физическая деятельность - деятельность, связанная с конкретными предметными действиями (например, перевозка груза, инструментальное производство и т.п.).
Умственная деятельность связана с психическими процессами, во время которых человек планирует свои действия, оперируя образами и языковыми символами.
Человек в деятельности выступает как личность, которая имеет определенные мотивы и намеченные цели. Мотивами могут выступать потребности, чувства и т.п. Для осуществления деятельности необходимо иметь объект деятельности, внутренние побуждения, а также соотношение побуждение и целей человека, которые он хочет достигнуть в результате своей деятельности. Например, человека к деятельности побуждает или личное обогащение (удовлетворение своих потребностей), или невозможность физического существования бездеятельности.
Человек живет, непрерывно обмениваясь энергией с окружающей средой, участвуя в круговороте веществ в биосфере. В процессе эволюции человеческий организм приспособился к экстремальным климатическим условиям – низким температурам Севера, высоким температурам экваториальной зоны, к жизни в сухой пустыне и в сырых болотах. Энергетическое воздействие на незащищенного человека, попавшего в шторм или находящегося в грозовом районе, может превысить допустимый для человеческого организма уровень и нести опасность его травмирования или гибели. Современные технологии и технические средства позволяют в какой-то мере снизить уровень опасности, однако сложность прогнозирования природных процессов и изменений в биосфере, недостаточность знаний о них, создают трудности в обеспечении безопасности человека в системе «человек-природная среда». Появление техногенных источников тепловой и электрической энергии, высвобождение ядерной энергии, освоение месторождений нефти, газа и электрической энергии с сооружением протяженных коммуникаций породили опасность разнообразных негативных воздействий на человека и среду обитания.
Негативные факторы , воздействующие на людей, подразделяются на:
1. Естественные, т.е. природные.
2. Антропогенные , которые вызваны деятельностью человека.
Опасные и вредные факторы по природе действия согласно ГОСТ 12.0.003-74 подразделяются на физические, химические, биологические, психофизиологические .
К физическим негативным факторам относятся, например, движущиеся машины и механизмы, подвижные части оборудования; неустойчивые конструкции и природные образования; острые и падающие предметы; вибрация; повышенный уровень электромагнитного излучения, ультрафиолетовой и инфракрасной радиации; электрический ток и пр.
К химически опасным и вредным факторам относятся токсические; раздражающие; сенсибилизирующие; концерогенные; мутагенные; влияющие на репродуктивную функцию вещества и пр.
К биологическим факторам относятся микроорганизмы (бактерии, вирусы, спирохеты, риккетсии, грибы, простейшие) и продукты их деятельности (например, токсины), а также макроорганизмы (растения и животные).
К психофизиологическим факторам относятся физические перегрузки, которые разделяют на статические и динамические и нервно-психические перегрузки, которые делят на умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки.
Один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным группам.
ЛЕКЦИЯ
по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»
Тема 3. . Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
Введение.
Занятие 3/1 (лекция). Источники и характеристики основных негативных факторов.
1. Классификация негативных факторов среды обитания человека.
2. Воздействие вредных факторов на человека и среду обитания. Понятие предельно-допустимого уровня.
Занятие 3/2 (лекция). Особенности действия на человека основных негативных факторов.
1. Химические, биологические, физические негативные факторы.
2. Опасные факторы комплексного характера. Сочетанное действие вредных факторов.
Заключение.
Занятие 3/3 (семинар). Источники и параметры основных вредных и опасных факторов среды обитания и деятельности человека.
Занятие 3/5. Контрольная работа по темам 1-3.
КЛАССИФИКАЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
ФИЗИЧЕСКИ ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ:
– движущиеся машины и механизмы, незащищенные подвижные элементы производственного оборудования, передвигающиеся изделия, заготовки, материалы;
– повышенные запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; влажность воздуха; подвижность воздуха;
– повышенные уровни шума на рабочем месте, вибрации, ультразвука;
– повышенные или пониженные температура поверхностей оборудования, материалов, воздуха рабочей зоны;
– повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение;
– повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне;
– высокое напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; повышенный уровень статического электричества и электромагнитных излучений и напряженность магнитного поля;
– отсутствие или недостаток естественного света; недостаточная освещенность рабочей зоны; пониженная контрастность; прямая и отраженная блескость; повышенная пульсацию светового потока;
– повышенный уровень УФ радиации;
– ИК радиации и др.
ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ:
(органические, неорганические, элементорганические химически вредные факторы)
– промышленные яды, используемые в производстве: например, органические растворители (дихлорэтан), топливо (пропан, бутан), красители (анилин);
– растворители (дихлорэтан), топливо (пропан, бутан), красители (анилин);
– ядохимикаты, используемые в сельском хозяйстве: пестициды (гексахлоран), инсектициды (карбофос), ратициды, дефолианты и др.;
– лекарственные средства;
– бытовые химикаты, используемые в виде пищевых добавок (уксусная кислота), средства санитарии, личной гигиены, косметики и т.п.;
– биологические растительные и животные яды, которые содержатся в растениях и грибах (аконит, цикута), у животных и насекомых (змей, пчел, скорипионов);
– отравляющие вещества (ОВ: зарин, иприт, фосген и др.).
БИОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ:
биологические объекты, воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания: микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, простейшие грибы) и макроорганизмы (растения, животные).
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ:
по характеру действия подразделяется на перегрузки физические (статические, динамические, гиподинамия) и нервно-психические (умственное перенапряжение, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).
В ближайшие годы численность работающего населения в России составит около 50 млн. человек, около 7 млн. из которых будут заняты на работах с вредными и опасными условиями труда.
В профессиональной заболеваемости четко просматриваются негативные тенденции. За последнее десятилетие зарегистрировано свыше 120 тыс. больных с впервые установленным диагнозом профзаболевания. Наиболее высокие показатели профессиональных заболеваний регистрируются в угольной, энергетической промышленности, машиностроении, металлургии.
Сохранение трудовых ресурсов, здоровья работающего населения РФ является приоритетом государственной социальной политики страны.
В последние годы отмечено существенное снижение численности населения страны трудоспособного возраста. Смертность трудоспособного населения от неестественных причин: несчастных случаев, отравлений, травм, в том числе производственных, превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза.
Распределение профессиональных заболеваний в России (%):
– заболевания органов дыхания (29,2),
– вибрационная болезнь (28),
– заболевания опорно-двигательного аппарата (14,4),
– заболевания органов слуха (10,8),
– кожные заболевания (5,9),
– заболевания органов зрения (2,2),
– прочие (9,5).
Особо опасные работы на промышленных предприятиях:
– монтаж и демонтаж тяжелого оборудования массой более 500кг;
– транспортирование баллонов со сжатыми газами, кислот, щелочных металлов и других опасных веществ;
– ремонтно-строительные и монтажные работы на высоте более 1,5 м с применением приспособлений (лестниц, стремянок и т. п.), а также работы на крыше;
– земляные работы в зоне расположения энергетических сетей;
– работы в колодцах, тоннелях, траншеях, дымоходах и др.
Наиболее травмоопасные профессии (%): водитель (18,9), тракторист (9,8), слесарь (6,4), электромонтер, газомонтер (6,3), газоэлектросварщик (3,9), разнорабочий (3,5).