Противодействие коррупции в вооруженных силах. Коррупция в вооруженных силах. VIII. В органах военного управления, подчиненных

Всю совокупность причин коррупции в Вооруженных Силах можно разделить на три большие группы:

  • а) причины социально-экономического характера;
  • б) причины духовно-нравственного характера;
  • в) причины организационного характера.

Говоря о социально-экономических причинах коррупции, следует, прежде всего, иметь в виду низкий уровень денежных доходов военнослужащих, что во многом объясняет распространение коррупции. Чем больше разрыв между денежным содержанием военнослужащих и зарплатой в частном секторе, тем сильнее соблазн возместить недостающее незаконным путем, и возможность получения взяток и иных материальных выгод становится главным мотивом поиска «прибыльных» должностей на военной службе.

Коррупциогенность такого фактора, как низкий уровень материального обеспечения военнослужащих, проявляется в двояком смысле: с одной стороны, он провоцирует отдельных должностных лиц на злоупотребления должностными полномочиями, к извлечению дополнительных материальных выгод из своего служебного положения, а с другой стороны, отсутствие надлежащей оплаты воинского труда отнюдь не способствует укомплектованию воинских должностей достойными, честными, принципиальными кадрами, способными противостоять соблазнам легкого обогащения за счет взяточничества, подкупа, коррупции.

Следует заметить, что низкие размеры денежного довольствия военнослужащих как питательная почва для различных, в том числе коррупционных правонарушений, являются, к сожалению, традиционными для нашей страны. Так, в докладе «Материальное положение командного и политического состава РККАиФ» комиссии ГПУ РККА в 1925 г. Отмечалось: «средний и старший комполитсостав свести конца с концами не может в ущерб своему здоровью и работоспособности». Далее в нем указывалось, что средний и старший комполитсостав «… почти поголовно погряз в долгах, весьма часто превышающий двойной оклад» Цит. по: Кулинченко В. Морские деньги: из истории денежного содержания офицеров ВМФ // Военно-промышленный курьер. 2009. № 30.. Комиссия выявила факты, когда начсостав занимал деньги у своих подчиненных и не возвращал их: просто не было возможности. Все это наносило вред авторитету командиров и политработников. В докладе ГПУ РККА делался вывод: «Именно материальной необходимостью в значительной степени объясняется сплошь и рядом халатное отношение комсостава к своей службе, невнимательное, а порой и грубое обращение с подчиненными... Под влиянием постоянной нужды у некоторых командиров появилось мнение, что старшие командиры о них не заботятся, а отсюда делается вывод, что как мое командование обращает внимание на наши нужды, так и мы будем обращать внимание на службу». Настойчивость руководства Вооруженных Сил перед партийными и государственными органами сыграла свою роль. В 1925 году денежное содержание командно-политического состава было резко увеличено Там же..

В условиях недостаточной оплаты воинского труда многие военнослужащие находят выход в поиске дополнительных заработков, несмотря на законодательный запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности (абз. 1 п. 7 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»). Опасность вовлечения военнослужащих в поиск дополнительных заработков состоит не только в нарушении законодательного запрета заниматься такой деятельностью и в их отвлечении от исполнения прямых должностных обязанностей, а также и в том, что многие из них начинают использовать свое служебное положение в корыстных целях, использовать финансовые и иные материальные средства воинских частей для осуществления предпринимательской деятельности, т.е. возникают коррупционные отношения. Резкий всплеск таких правонарушений пришелся на начало 90-х годов прошлого века, сразу после развала СССР. Тогдашнее руководство Минобороны России было даже вынуждено издать специальную директиву по данному вопросу Директива Министра обороны Российской Федерации от 12 января 1993 г. № Д-2 «О мерах по пресечению участия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в предпринимательской деятельности» (утратила силу в связи с изданием приказа Министра обороны Российской Федерации от 12 января 2004 г. № 17)..

Несмотря на принимаемые меры, говорится в данной директиве, в армии и на флоте продолжается участие военнослужащих в деятельности различных предпринимательских структур. Причем в ряде случаев это участие носит настолько уродливый и циничный характер, что в глазах общественности ставит под сомнение наличие дисциплины, организованности и порядка в Вооруженных Силах Российской Федерации, позволяет злословить в адрес военнослужащих различным средствам массовой информации, негативно настроенным к армии и флоту, подрывает авторитет военнослужащих в народе.

Помимо социально-экономических причин коррупция в Вооруженных Силах в значительной степени обусловлена причинами духовно-нравственного характера.

Констатируемая во многих научных исследованиях духовная деградация российского общества, разрушение веками формировавшихся нравственных ценностей отодвинули на второй план общественные интересы, высшие идеалы, совесть. Многие СМИ все чаще апеллируют к низменным чувствам толпы, нравственный уровень которой очень низок. К тому же сама нынешняя ситуация в Вооруженных Силах очень часто побуждает военнослужащих к поверхностному восприятию реальной действительности. Вседозволенность, безответственность, корыстолюбие становятся ведущими мотивами в деятельности многих должностных лиц, случайно попавших во властные структуры. Игнорируя общественное мнение, они готовы попирать принципы морали и чести. Все чаще во главу угла становится культ наживы. «Главное в таком общественном сознании - деньги, вещь, товар. Система любой ценой втягивает в гонку потребления миллионы человек, делая их рабами порочного и ничтожного миропорядка, противоречащего высшей духовной природе человека, превращающего его в примитивное и малосодержательное существо» Шенк В. Вещизм - золотой телец современности: как потребительская мораль одних срослась с возможностью наживы других // Военно-промышленный курьер. 2008. № 8..

Готовность многих военнослужащих добровольно дать взятку, преподнести подарок, терпимость к нечестным заработкам, отсутствие моральных барьеров, даже гордость по поводу умения «дать на лапу» кому следует, быстро понять, кому и сколько следует «занести», чтобы получить вожделенное благо (должность, очередное воинское звание, квартиру, путевку в санаторий и т.п.) - все это поддерживает систему коррупционных отношений и доводит ее до такого состояния, когда у людей уже нет выбора поступать иначе. Честность при таких условиях становится неконкурентноспособной, а принципиальность - убыточной. Обращаясь со своими нуждами к должностным лицам, военнослужащему очень часто приходится выбирать между гипотетическими нравственными требованиями и повседневными практическими реалиями. Именно на этой почве родилось расхожее выражение: если ты такой честный, то почему же ты такой бедный? Коррупция при таких условиях устраивает каждого, потому что к ней причастны все остальные. В итоге, как указывает С.М.Проява Проява С.М. Экономизация коррупции: механизм противодействия. М., 2008. С. 81., система оказывается в равновесии - в коррупционной ловушке. После того, как ловушка сформировалась, возврат к начальным условиям не приведет к ее разрушению: имеет место так называемый эффект гистерезиса Гистерезис (от греч. - hysteresis) - отставание во времени реакции тела от вызывающего ее внешнего воздействия; наблюдается в тех случаях, когда состояние тела в данный момент времени определяется также внешними условиями, существовавшими ранее. (Современный словарь иностранных слов. М., 1993. С. 162)..

Используя методологические подходы, выработанные С.В.Максимовым Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. М., 2008. С. 37 - 38., всех воинских должностных лиц с точки зрения склонности к коррупционной деятельности можно подразделить на несколько групп:

  • а) первая группа - лица, для которых несовершение коррупционных правонарушений, правомерное поведение является привычкой; у них полностью отсутствует готовность к совершению любых преступлений;
  • б) вторая группа - лица, для которых привычным является совершение правонарушений, обусловленных возможностью извлечения корыстного интереса из статуса занимаемой воинской должности, т.е. им характерна абсолютная готовность к коррупционной деятельности;
  • в) третья группа воинских должностных лиц отличается готовностью к совершению коррупционных правонарушений, обусловленных родом основной деятельности, при гарантии безнаказанности;
  • г) четвертая группа характеризуется предрасположенностью к совершению коррупционных правонарушений при отсутствии значимых отрицательных последствий для уровня его доходов, благополучия семьи и т.п.

Психологический механизм возникновения коррупционного отношения достаточно прост. С одной стороны, имеется воинское должностное лицо, обладающее административным ресурсом, возможностями оказать ту или иную услугу. В силу отрицательных морально-нравственных качеств (алчность, нечестность, склонность к стяжательству и т.п.) данное лицо начинает искать покупателя имеющегося в его распоряжении ресурса и возможностей. С другой стороны, есть военнослужащий, также не имеющий высоких моральных качеств, готовый за определенную плату приобрести у воинского должностного лица то или иное значимое для данного военнослужащего благо, ту или иную услугу (вышестоящую воинскую должность, путевку в санаторий, квартиру и т.п.). Своекорыстный интерес этих двух лиц совпадает и между ними возникает коррупционная связь. По образному выражению А.И.Кирпичникова, отношения между ними складываются в своего рода «теневой кодекс», и чиновники подчиняются правилам этого кодекса, отдавая ему предпочтение перед формальными законами. «Теневой кодекс» узаконивает взятки, считает их не только реальным, но и необходимым элементом повседневной жизни. По этим правилам любое действие чиновника требует вознаграждения Кирпичников А.И. Коррупция в России. СПб., 2004. С. 236 - 237..

Таким образом, «коррупция может существовать только тогда, когда коррупционная деятельность для конкретного человека попадает в разряд целесообразной деятельности» Проява С.М. Экономизация коррупции: механизм противодействия. М., 2008. С. 9.. При этом важное значение для объяснения терпимости общественного сознания к мздоимству и лихоимству имеет психологическая склонность любого человека к оправданию совершаемых им противоправных или сомнительных с точки зрения морали действий. Очень трудно бороться с коррупцией в обществе и в Вооруженных Силах, объявляя противоправным то, что стало социальной нормой. Так, взятка за освобождение от службы в армии обычно оправдывается благим намерением родителей спасти здоровье или даже жизнь сына; подарки и подношения лечащему врачу и медсестрам военно-медицинского учреждения - стремлением получить лучший уход и большее внимание по отношению к себе или своему близкому; получение в обход очереди квартиры - заботой о своей семье. Этот список может быть продолжен бесконечно долго. По справедливому утверждению С.В.Максимова, «в атмосфере постоянной готовности к подкупу правовые запреты мертвы. Сговор подкупающего и подкупаемого предопределяет высокий уровень неуязвимости коррупции» Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. М., 2008. С. 52..

Вот как оценивается в публицистике морально-психологический климат в Вооруженных Силах начала XXI в. «Сейчас армия уже не та, что в 1995 или даже в 1999 годах, - свидетельствует военнослужащий-контрактник, прошедший Чечню. - Ушли лучшие люди, разогнали лучшие части. У нас в дивизии, только и разговоров - кто сколько хапнул, кто кого на какие бабки посадил, кто как от следствия отмазался. … Армии нужны чмыри, которых так удобно эксплуатировать и обворовывать» Окопная правда чеченской войны: Сборник. М., 2007. С. 159..

Сказано, безусловно, довольно резковато и даже грубо, однако со многим в этой оценке можно согласиться.

Исходя из рассмотренного выше психологического механизма возникновения коррупционных отношений, наиболее действенное средство снижения уровня коррупции в армии выглядит, на первый взгляд, достаточно простым и очевидным: это уменьшение готовности военнослужащих платить взятки и участвовать в иных коррупционных сделках. Однако на практике все обстоит далеко не так просто. Для всех военнослужащих неучастие в коррупционных платежах является, безусловно, выгодным: меньше материальные издержки, снижаются риски привлечения к ответственности. Но для отдельного военнослужащего заплатить чиновнику в погонах для решения жизненно важной задачи (например, для получения жилого помещения) может быть здесь и сейчас выгодно. Если платят другие, то тот, кто не платит, неизбежно проигрывает (в приведенном примере обрекается на долгие годы ожидания получения жилья). Как справедливо указывает А.Константинов, не платить коллективно можно только тогда, когда есть уверенность, что и другие тоже не будут платить. Это очень медленный процесс и труднодостижимая цель, поскольку касается коллективных норм и ценностей, которые один человек в одночасье изменить не может Константинов А. Коррумпированная Россия. М., 2006. С. 448 - 449..

В немалой степени высокий уровень коррупционности общественных отношений в военной организации государства обусловлен причинами организационного характера. Анализ ведомственных документов Минобороны России показывает, что предупреждение коррупции никогда не выделялось в качестве самостоятельного направления деятельности органов военного управления. Более того, сам термин «коррупция» практически не употреблялся ни в официальных документах военного ведомства, ни в военных СМИ. Весьма показателен такой факт: в огромном массиве действующих правовых актов Минобороны России до 2008 г. данный термин можно было встретить лишь единожды - в приказе Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2005 г. № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» (данный приказ в целях совершенствования воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации требует от руководителей органов военного управления принять решительные и конкретные меры по противодействию попыткам проникновения в органы военного управления, воинские части и организации Вооруженных Сил организованной преступности и коррупции).

Лишь в 2008 г. после принятия Национального плана противодействия коррупции был издан первый акт Минобороны России, целиком посвященный решению данной проблемы: приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 сентября 2008 г. № 503 утвержден План противодействия коррупции в Министерстве обороны Российской Федерации.

Согласно п. 4 указанного приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 сентября 2008 г. № 503 функция подготовки ежегодного доклада о ходе реализации Плана противодействия коррупции в Министерстве обороны Российской Федерации возложена на Инспекцию Министерства обороны Российской Федерации по личному составу.

Из указанной нормы можно сделать вывод, что указанный центральный орган военного управления является своего рода координирующи органом деятельности по противодействию коррупции в Минобороны России.

Согласно Положению, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 415, основными задачами Инспекции Министерства обороны Российской Федерации по личному составу являются:

  • 1) осуществление внутриведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о военной службе, государственной гражданской службе, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права в Вооруженных Силах, а также реализации предоставления соответствующих льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим, гражданскому персоналу Вооруженных Сил и членам их семей;
  • 2) осуществление контроля за выполнением должностными лицами Вооруженных Сил приказов, директив и указаний Министра обороны Российской Федерации в части организации и проведения мероприятий по укреплению законности и правопорядка в Вооруженных Силах;
  • 3) проведение разбирательств, служебных (административных) расследований в установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минобороны порядке по фактам дисциплинарных проступков, иных правонарушений, не связанных с совершением личным составом Вооруженных Сил преступлений.

Основаниями для проведения разбирательств, служебных (административных) расследований по фактам дисциплинарных проступков и иных правонарушений являются:

  • - жалобы и заявления граждан (военнослужащих);
  • - обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • - обращения правоохранительных органов;
  • - сообщения, полученные в СМИ;
  • - поручения Министра обороны Российской Федерации;
  • 4) анализ профилактических мероприятий в Вооруженных Силах по предупреждению дисциплинарных проступков, иных правонарушений, а также обеспечение должностных лиц Вооруженных Сил информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения законодательства Российской Федерации о военной службе, государственной гражданской службе, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Функциями Инспекции являются:

  • а) осуществление проверок соблюдения должностными лицами Вооруженных Сил законодательства Российской Федерации о военной службе, государственной гражданской службе, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • б) выдача обязательных для исполнения в 30-дневный срок начальникам (руководителям) органов военного управления предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений, подготовка других материалов (документов) о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • в) анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению нарушенных прав личного состава Вооруженных Сил;
  • г) организация и осуществление в пределах компетенции проверок жалоб и заявлений граждан, обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления и правоохранительных органов о правонарушениях, совершенных должностными лицами, назначенными на воинские должности, подлежащими замещению высшими офицерами;
  • д) проверка работы должностных лиц Вооруженных Сил по профилактике нарушений воинской (трудовой) дисциплины, иных правонарушений, изучение положительного опыта и внесение предложений по ее совершенствованию;
  • е) проведение разбирательств, служебных (административных) расследований в отношении должностных лиц Вооруженных Сил от командира соединения и выше, совершивших дисциплинарные проступки и иные правонарушения, не связанные с совершением преступлений;
  • ж) участие в подготовке проектов приказов руководящих должностных лиц Вооруженных Сил и иных документов по вопросам профилактики правонарушений и укреплении воинской (трудовой) дисциплины;
  • з) направление в установленном порядке в органы военной прокуратуры информации о выявленных фактах готовящихся, совершаемых или совершенных преступлений личным составом Вооруженных Сил;
  • и) информирование руководящих должностных лиц Вооруженных Сил о выявленных в ходе проверок поступков, преследующих корыстные цели и связанных с нарушением законодательства Российской Федерации;
  • к) ежеквартальное информирование Министра обороны Российской Федерации о проделанной работе, а также о принятых мерах в отношении должностных лиц, находящихся на воинских должностях, подлежащих замещению высшими офицерами, и допустивших дисциплинарные проступки.

Как представляется, корректировка функций и задач, возложенных на Инспекцию Минобороны России по личному составу, в сторону усиления их антикоррупционной направленности, позволила бы превратить указанный центральный орган военного управления в единый координирующий орган организации работы по предупреждению коррупции в Вооруженных Силах.

Кроме того, определенную роль в организации работы по противодействию коррупции призвана сыграть созданная по инициативе Главной военной прокуратуры межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах. В нее вошли представители Главной военной прокуратуры, военно-следственного управления и военной контрразведки ФСБ России. Как указывается в печати, главная задача указанной группы - «координация деятельности по борьбе с мздоимцами и казнокрадами в погонах» Орлов П. Генеральский тариф: создана комиссия по борьбе с коррупцией в армии // Российская газета, 2008, 16 июля..

Подводя итог, можно следующие основные причины распространенности и живучести коррупционных отношений в Вооруженных Силах Российской Федерации:

  • - низкий уровень денежного довольствия военнослужащих и заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил, включая тех, от которых зависит распределение значительных материальных ресурсов, реализация прав военнослужащих. Это провоцирует многих воинских должностных лиц к использованию своего должностного положения в личных, корыстных целях (получение взяток, подарков и т.п.);
  • - проникновение в армию последствий нравственной деградации российского общества, когда деньги и возможность безнаказанного воровства и стяжательства оказались едва ли не единственными ценностями массового сознания;
  • - низкий нравственный и культурный уровень многих воинских должностных лиц, их ориентация на удовлетворение почти исключительно материальных потребностей;
  • - незаинтересованность высших органов военного управления в борьбе с коррупцией, так как коррумпированными, нравственно деградирующими нижестоящими должностными лицами легче руководить (не имеют претензий, моральных принципов, собственного достоинства и готовы к неограниченному подчинению);
  • - неразвитость демократических институтов в военной организации государства, отсутствие действенных форм социального контроля, низкая правовая и политическая культура и пассивность (по существу - «забитость») значительного числа военнослужащих, авторитарный стиль руководства многих командиров (начальников), бесконтрольность и произвол с их стороны;
  • - невысокое качество военного законодательства, наличие в нем значительного числа коррупциогенных факторов.

Объемы взяточничества в современной российской армии по-прежнему очень высоки. По словам полковника юстиции Константина Беляева, уровень преступлений, связанных с коррупцией в войсковых структурах не снижается, при этом отмечается рост числа взяток. Всего в 2010 году в вооруженных силах России было отмечено 2400 фактов коррупции, так почти в полтора раза возросло число взяток, корыстных должностных злоупотреблений, произошло увеличении числа мошенничеств. Все это происходит на фоне снижения в армии всех остальных видов преступлений. Борцы с коррупцией возлагают особые надежды на переход армии на систему безналичных расчетов и рассчитывают на положительный эффект.

В российской армии сегодня воруют миллионами. Так Николай Конон – начальник одного из НИИ Министерства обороны вместе с двумя своими подчиненными по фиктивным и подложным договорам с фирмами-однодневками похитили более 23 млн. бюджетных средств. Теперь предприимчивый начальник проведет за решеткой 7 лет, где у него будет достаточно времени, для того чтобы осмыслить свои деяния.
По словам Константина Беляева, коррупционным преступлениям в армии способствуют упущения в контрольной и ревизионной работе, ослабление дисциплины, несовершенство российского законодательства, а порой и откровенные ошибки при подборе и последующей расстановке кадров. В прошлом году главная военная прокуратура уличила более 300 военных чиновников «забывчивости». Так они «забыли» указать в декларациях свои доходы и имущество. Все такие факты связаны с сокрытием сведений о своих доходах.

Так, один из руководителей управления главкомата ВВ МВД РФ оказался настолько «забывчивым», что не указал в декларации то, что у его неработающей супруги в собственности находится 11 земельных участков, квартиры в Москве, несколько загородных строений и счет в банке размером в 10-ки миллионов рублей. В настоящее время этой уже занимаются правоохранительные структуры.

В январе этого года Сергей Фридинский – главный военный прокурор, отвечая на вопросы по поводу коррупции в военной среде, признался, что масштабы проблемы «порой поражают». По словам прокурора, складывается впечатление, что люди уже потеряли чувство меры и совсем забыли про совесть, а суммы хищений иногда шокируют. В качестве примера прокурор привел дело, которое было возбуждено в отношении группы чиновников Управления государственного заказа Минобороны России и Главного военно-медицинского управления. Представители двух этих структурных подразделений министерства обороны заключили государственный контракт с некой коммерческой фирмой на приобретение медтехники на сумму, превышающую 26 млн. руб. Как выяснилось в дальнейшем, стоимость приобретенного медицинского оборудования была завышена почти втрое, а прямой ущерб государству составил более 17 миллионов рублей. Деньги удалось вернуть, но военным чиновникам, сотворившим эту сделку, все равно придется ответить перед законом. При этом данные организации не раз проверялись контролерами, которые нарушения эти проглядели. Видимо у них что-то с профпригодностью или зрение подводит, а может и с совестью плохо, отметил Сергей Фридинский.

Главные надежды с переломом сложившейся ситуации в министерстве обороны отождествляют с полным переходом на систему безналичных расчетов в вооруженных силах РФ в текущем году. Расчеты будут осуществляться через территориальные финансовые органы (ТФО) министерства. Данное нововведение вступило в силу с 1 января 2011 года и коснулось всех финансовых операций воинских частей и соединений армии и флота и осуществляется через ТФО министерства обороны. В связи с этим в течение года будут ликвидированы все воинские финансовые органы, финансово-экономические управления и службы (от уровня воинских частей до военных округов).

С использованием безналичных расчетов будет осуществляться вся повседневная деятельность армии и флота, в том числе закупка вооружения и военной техники, ее текущий ремонт, покупка запасных частей, организация боевой подготовки, приобретение продовольствия. Теперь все военнослужащие и гражданский персонал министерства обороны будут иметь дело с деньгами только через пластиковые карты, получая в банкоматах зарплату и денежное довольствие. Специалисты считают, что переход к безналичной форме расчетов сведет к минимуму проявления коррупции и воровству бюджетных средств. Помимо этого произойдет значительная экономия средств за счет сокращения штата военных финансовых органов, сокращения времени поступления денежных средств военных бюджетов до конечных получателей и т.д.

Что такое преступление с юридической точки зрения? Речь идет о действии или бездействии, приведшем к нарушению норм права. Как правило, правонарушение рассматривается, если действие гражданина наносит общественный вред, опасность и противоправность.

В данной статье мы рассмотрим такой юридический вопрос, как ответственность военнослужащих за преступления коррупционной направленности. Речь идет о действии или бездействии военного, которое в итоге приносит определенную ему выгоду посредством должностных полномочий, то есть, переходя за рамки законных интересов общества и государства в целом. О какой выгоде идет речь:

  • деньги;
  • ценности;
  • движимое и недвижимое имущество;
  • определенные услуги;
  • имущественные права для себя или для других граждан.

Военнослужащий – лицо должностное, потому будет нести ответственность за преступление коррупционного характера. Ответственность может быть уголовной, административной, гражданско-правовой или дисциплинарной. Наказание назначается, исходя из степени опасности, которую несет правонарушение со стороны военного человека. Далее уже рассматриваются определенные санкции.

Как мы уже говорили, военный совершает коррупционное преступление для собственной выгоды, и тем самым нарушает интересы граждан и государства при этом он использует свои должностные полномочия, которых у военнослужащего действительно хватает.

Как пример, довольно распространенное преступление. Военнослужащий, базирующийся в воинской части, сговаривается с начальником жилищной группы. Вместе они берут взятки с военных гарнизона, которым необходимо получить в обозримом будущем служебное жилье. Такое уже случалось неоднократно, да и вообще, хороший бизнес, да вот только опасный. За такой тип коррупционного преступления, военнослужащий будет лишен свободы и должен будет выплатить штраф.


Что касается административного преступления коррупционного характера, то здесь речь идет о противоправном действии или бездействии военнослужащего, приведшей к противоправной выгоде. Этот вид рассматривается в Кодексе РФ, как административное правонарушение со стороны военнослужащего, воспользовавшегося своим служебным положением ради собственной выгоды.

Но в этом случае преступление не несет такую серьезную опасность обществу и государству, потому его классифицируют, как административное. За него срок не дадут, но штраф, естественно, придется заплатить.

Административное преступление коррупционной направленности в большинстве случаев рассматривается, если военнослужащий совершил мелкое хищение чужого имущества, проводил какие-то махинации, присваивал, растрачивал и так далее. Сюда же относится и несоблюдение порядка закупок товара, работ и всего прочего.

Существует и такое понятие, как коррупционная дисциплинарная ответственность за проступок со стороны военнослужащего. Этот вопрос рассматривается, когда военный нарушает дисциплину, тем самым получает выгоду, но при этом этот проступок не рассматривается, как административный или тем более уголовный.

КОТКОВСКИЙ Л.Э.,
старший следователь 306-го военного следственного отдела

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В СВЕТЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

«Армия - это слепок с общества,
которому она служит».
Ф. Энгельс

Общепризнанно, что принципы права -
это основополагающие идеи, руководящие
начала, выражающие сущность права и вы-
текающие из генеральных идей справед-
ливости, свободы и равенства. Принципы
права воздействуют на поведение людей,
нормативно закрепляя и охраняя предпо-
сылки социально значимой деятельности
субъектов права. Принципы демократизма
в формировании и реализации права, закон-
ности, справедливости, национального рав-
ноправия, гуманизма, равенства граждан
перед законом и судом, верховенства зако-
на, взаимной ответственности государства
и личности, а также многие другие способ-
ны регулировать общественные отношения.
Они не только определяют общие направле-
ния правового воздействия, но и могут быть
положены в обоснование решения по кон-
кретному юридическому делу.
Одним из явлений, которое явно про-
тиворечит принципам права, является кор-
рупция. Коррупция - одно из самых суще-
ственных препятствий для экономического
роста и развития. Это как международная
проблема, так и проблема каждой отдель-
ной страны, потому что не существует госу-
дарств, где бы это явление отсутствовало.
Коррупция имеет место быть на самых
разных этажах власти. Но есть и коррупция
на бытовом уровне. И неизвестно, какая кор-
рупция более страшна и опасна для страны.
Статистика говорит, что в 2009 г. Россия зани-
мала в рейтинге организации Transparency
International 146-е место. В 2009 г. кор-
рупционный рынок в России организаци-
ей Transparency International оценивался в
300 млрд. долл. Согласно проведенному
Transparency International в 2009 г. исследо-
ванию, мировой финансовый кризис под-
стегнул коррупцию: за последний год она
выросла в мире на 9% .
Есть ещё одна цифра, которая на пер-
вый взгляд удивляет и которая на самом деле
для нашей страны является очень тревож-
ной. По данным некоторых социологических
опросов, четверть наших граждан вообще не
считают, что коррупция является ненормаль-
ным явлением. Приветствуют коррупцию. То
есть в обществе в целом практически отсут-
ствует нетерпимость к коррупции как к ин-
ституту. Это является недопустимым.
В настоящее время принят и вступил в
силу пакет антикоррупционных законов. По
сути, впервые за всю современную историю
создана нормативная рамка для работы. Ну
а если говорить откровенно, то вообще за
всю историю нашего государства.
Конечно, еще многое должно встать
на свои места по мере развития общества.
Нормальный уровень жизни, понимание,
осознание со стороны самых разных людей,
что правильнее и, самое главное, выгоднее
жить по законам, является очень важным
стимулом. Должны быть и другие, конечно,
стимулы, материальные стимулы. Должен
быть отбор на государственную службу про-
сто нормальных, приличных людей, которые
поступают в институты, в вузы не для того,
чтобы впоследствии брать взятки на госу-
дарственной службе, а которые мотивирова-
ны служить государству. Только так можно
создать в нашем обществе тот самый анти-
коррупционный стандарт поведения, то, что
будет выражать в том числе и принцип спра-
ведливости в обществе .
25 декабря 2008 г. вступил в силу
Федеральный закон Российской Федера-
ции № 274-ФЗ «О внесении изменений в от-
дельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федераль-
ного закона «О противодействии корруп-
ции», а 14 апреля 2010 г. Президент Д.А.
Медведев подписал Указ «О Национальной
стратегии противодействия коррупции и На-
циональном плане противодействия корруп-
ции на 2010-2011 годы». Претворяя в жизнь
принцип законности, глава государства вы-
разил надежду, что при реализации государ-
ственной антикоррупционной политики про-
изойдет коренной перелом общественного
сознания, будет сформирована «атмосфера
жесткого неприятия коррупции».
Сейчас коррупционная проблема вы-
ведена на первый план: новости перепол-
нены сообщениями о том, что в различных
регионах задержаны чиновники и простые
граждане за взятки, а Правительство еже-
дневно заявляет о новых поправках к зако-
нодательству, противодействующему кор-
рупции. Но при этом В.В. Путиным в ходе
«прямой линии 2010» с россиянами было от-
мечено следующее: «...количество лиц, при-
влеченных за должностные преступления, за
коррупцию, взятки, у нас, к сожалению или
к счастью, растет, причем за последние не-
сколько лет неуклонно растет». По его сло-
вам, это происходит «не потому, что их (кор-
рупционеров) стало больше, а потому, что
стала раскрываемость больше». «Такое вни-
мание к искоренению должностных правона-
рушений должно быть сохранено», - подчер-
кнул премьер.
Коррупция в органах государственной
власти - это одна из основных угроз эконо-
мической безопасности, которая выделена
приоритетной Президентом РФ Д.А. Медве-
девым в настоящее время.
Также об этом говорится в основных
правовых источниках, регулирующих эконо-
мическую безопасность России, а именно в
Государственной Стратегии экономической
безопасности РФ и в Стратегии националь-
ной безопасности Российской Федерации до
2020 года, в частях, касающихся «криминали-
зации общества и хозяйственной сферы» .
На удивление, одним из ведомств, наи-
более пораженным коррупцией в 2009-2010
годах, стало Министерство обороны РФ. Ана-
лизируя справочно-аналитический доклад
Главной военной прокуратуры и Министер-
ства обороны об объемах коррупции в Во-
оруженных Силах в 2010 г., можно выделить
следующие аспекты: несмотря на все усилия
Президента, Госдумы и прокуратуры, корруп-
ция в силовом ведомстве не только не умень-
шилась, но и возросла за прошедшие 10 ме-
сяцев более чем на 16%. Так, если за тот же
период 2009 г. было выявлено менее 1,5 тыс.
коррупционных преступлений, то с начала
2010 года количество аналогичных дел пере-
валило за 1720. К уголовной ответственности
в 2010 году были привлечены 670 человек, в
том числе 480 офицеров. Именно таким обра-
зом в РФ обеспечивается принцип равенства
граждан перед законом и судом.
В настоящее время по уголовным де-
лам о совершении коррупционных преступле-
ний осуществляется предварительное след-
ствие в отношении восьми высших офицеров.
И это, несмотря на сокращение офицерского
состава Минобороны почти на 15% .
На прошедшем в июле 2011 года коор-
динационном совещании по вопросам проти-
водействия коррупции в Вооруженных Силах,
других войсках, воинских формированиях и
органах Главный военный прокурор С. Фри-
динский отметил, что криминогенная обста-
новка остается достаточно сложной. Сегод-
ня каждое шестое преступление в войсках
и воинских формированиях совершается по
коррупционным мотивам. Половину из них
составляют должностные подлоги и мошен-
ничества, растраты и взяточничество. Ущерб
государству превысил 623 миллиона рублей.
За эти деньги, к примеру, около 100 семей
военнослужащих можно было бы обеспечить
жильем, в том числе и в московском регионе.
По требованию военных прокуроров
в первом полугодии 2011 года устранено
около шести с половиной тысяч нарушений
закона, более тысячи должностных лиц при-
влечены к различным видам ответственно-
сти, 397 - предостережены о недопустимости
нарушений закона.
С. Фридинский также подчеркнул, что
упущения при подборе кадров на должности,
ранее замещаемые военнослужащими, сво-
дят на нет рациональную идею освобожде-
ния армии от несвойственных ей функций.
Как следствие, сегодня количество корруп-
ционных преступлений, совершенных гос-
служащими и гражданским персоналом,
возросло в 2,5 раза. Совершаются махина-
ции при использовании средств на закупки,
ремонт и модернизацию военной техники и
вооружения в рамках гособоронзаказа .
Продолжаются факты коррупции при ис-
пользовании, распоряжении, высвобожде-
нии и реализации военного имущества, в
том числе земель обороны и безопасности.
Только в 2011 году по материалам прокуро-
ров о нарушениях в этой сфере возбуждено
больше 180 уголовных дел.
В этой связи явно не хватает целена-
правленной работы органов военного управ-
ления, в том числе в аппаратах министерств
и ведомств, по организации мероприятий,
направленных на предупреждение коррупци-
онных правонарушений. Повсеместно нару-
шаются требования законов, обязывающих
государственных служащих соблюдать огра-
ничения и запреты, не допускать конфликта
интересов, а также представлять сведения о
доходах, имуществе и обязательствах иму-
щественного характера. Таких нарушений,
длящихся годами, военными прокурорами
выявлено почти 2 тысячи. Так, например, на-
чальник Центрального регионального центра
МЧС России генерал-лейтенант А. Кац, пред-
ставляя сведения о доходах, скрыл наличие
у него в собственности квартиры в г. Москве,
трёх земельных участков общей площадью
более 3 тысяч кв.м. и жилого дома в Один-
цовском районе Подмосковья .
Руководитель ГВП (главной военной
прокуратуры) отметил, что свыше полутора
триллионов рублей выделено государством
на оборонные нужды в текущем году, но од-
новременно растут и потери от коррупции. И
основная задача здесь в том, чтобы совмест-
но с руководством министерств и ведомств,
органами безопасности в войсках и надзор-
ными органами поставить заслон фактам
хищения и незаконного расходования этих
средств как со стороны заказчиков, так и со
стороны исполнителей.
По мнению Главного военного проку-
рора, поскольку противодействие корруп-
ции должно носить системный характер, то
и бороться с ней необходимо системно: со-
вершенствовать ведомственные норматив-
ные правовые акты, сводить к минимуму
возможности для злоупотреблений воинских
должностных лиц, обеспечивать прозрач-
ность госзакупок, конкуренцию при проведе-
нии конкурсов и заключении государствен-
ных контрактов. Важно также завершить
реформирование контролирующих органов,
повысить уровень межведомственного вза-
имодействия, проводить активную воспита-
тельную работу, которая должна создать ат-
мосферу неприятия коррупции .
В связи с заданным вышестоящим
руководством направлением ведется актив-
ная профилактика коррупционных правона-
рушений в кадровых органах Вооруженных
Сил Российской Федерации. Прежде всего,
это работа по внедрению в деятельность
органов военного управления, в том числе
и кадровых, инновационных технологий, по-
вышающих объективность и гарантирующих
прозрачность при подготовке, принятии нор-
мативных правовых актов и управленческих
решений и обеспечивающих электронное
взаимодействие указанных органов, а также
их взаимодействие с гражданами и органи-
зациями в рамках оказания государствен-
ных услуг. Немаловажно также обеспечение
гласности и открытости решений, принима-
емых органами военного управления и за-
трагивающих права и обязанности военнос-
лужащих; создание условий для замещения
руководящих воинских должностей честны-
ми, добросовестными, неподкупными воен-
нослужащими. Необходимо оказывать все-
мерную поддержку воинским должностным
лицам, принципиально неприемлющим под-
куп (взятку) в качестве средства стимулиро-
вания их деятельности. И здесь очень важно
серьезно и взвешенно подойти к разработке
и внедрению антикоррупционных стандар-
тов служебной деятельности воинских долж-
ностных лиц.
Свести к минимуму ошибочные кад-
ровые решения могли бы нормативно за-
крепленные перечни воинских должностей,
замещение которых запрещено или ограни-
чено для лиц, привлекавшихся к ответствен-
ности за коррупционные правонарушения,
создание и введение обособленных реги-
стров воинских должностных лиц, которые
подвергались наказанию за совершение
таких правонарушений. Также нужно пред-
усмотреть и установление дополнительных
мер поощрения и стимулирования военнос-
лужащих за длительную безупречную, бес-
корыстную службу.
Некоторые из названных мероприятий
в настоящее время уже находятся в стадии
реализации, для выполнения других необхо-
димо еще серьезно потрудиться. Для того что-
бы успешно осуществить эту работу, очень
важно организовать и обеспечить оператив-
ное взаимодействие и координацию деятель-
ности всех органов военного управления.
Для организации более эффективной
работы по противодействию коррупции в
большинстве федеральных государствен-
ных органов в последние годы были созданы
специализированные подразделения кадро-
вых служб по профилактике коррупционных
и иных правонарушений . Безусловно, не-
решенных проблем еще достаточно много.
Однако комплекс мер по противодействию
коррупции, принимаемых в Министерстве
обороны, позволит гарантированно обеспе-
чить Вооруженные Силы кадрами нового об-
лика, которых требует время .
В настоящее время антикоррупци-
онное законодательство Российской Фе-
дерации включает в себя: блок антикор-
рупционных законов; антимонопольное
регулирование; регулирование размещения
государственных и муниципальных заказов;
Кодекс об административных правонаруше-
ниях РФ; Уголовный кодекс РФ; отраслевые
нормативные акты; ведомственные програм-
мы и регламенты.
Основными документами, формирую-
щими блок антикоррупционных законов, яв-
ляются:
1) Национальная стратегия противо-
действия коррупции.
2) Национальный план противодей-
ствия коррупции.
3) Федеральный закон от 25 декабря
2008 г. №273-ФЗ «О противодействии кор-
рупции».
4) Федеральный закон от 25 декабря
2008 г. №280-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Россий-
ской Федерации в связи с ратификацией
Конвенции Организации Объединенных На-
ций против коррупции от 31 октября 2003 г. и
Конвенции об уголовной ответственности за
коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием
Федерального закона «О противодействии
коррупции».
Во исполнение Национальной стра-
тегии противодействия коррупции и Нацио-
нального плана противодействия коррупции
на 2010-2011 годы в Министерстве обороны
Российской Федерации организована рабо-
та по профилактике коррупционных и иных
правонарушений. Министром обороны Рос-
сийской Федерации 30 мая 2010 года подпи-
сан приказ №550 «О мероприятиях противо-
действия коррупции в Вооруженных Силах
Российской Федерации на 2010-2011 годы»,
которым утвержден ведомственный План
противодействия коррупции . Кроме того,
частично уже приняты и продолжают совер-
шенстоваться и иные подзаконные акты, ко-
торые прописывают конкретные механизмы
реализации тех или иных норм законов.
Если говорить про уголовное зако-
нодательство в этой сфере, то здесь ос-
новной документ - Уголовный кодекс РФ. В
частности, это уголовная ответственность
за злоупотребление должностными полно-
мочиями (ст.285), нецелевое расходование
бюджетных средств (ст.285.1), нецелевое
расходование средств государственных вне-
бюджетных фондов (ст.285.2), превышение
должностных полномочий (ст.286), присвое-
ние полномочий должностного лица (ст.288),
незаконное участие в предпринимательской
деятельности (ст.289), получение взятки
(ст.290), дача взятки (ст.291), служебный
подлог (ст.292) и халатность (ст.293).
В действующем КоАП РФ отсутствуют
реальные санкции за нарушение законода-
тельства как при размещении заказа, так и
при исполнении контрактов. Суммы админи-
стративного взыскания слишком малы. Со-
гласно Кодексу РФ об административных
правонарушениях, максимум 20 тыс. руб.
Предлагается существенно увеличить штра-
фы, чтобы они были сопоставимы с похи-
щенными суммами.
К настоящему времени ряд федераль-
ных ведомств уже принял свои собственные
ведомственные документы и регламенты,
направленные на противодействие корруп-
ции, остальные готовят или начинают гото-
вить подобные документы.
В Министерстве обороны рекоменду-
ется предусмотреть выполнение комплекса
экспертно-аналитических работ, направлен-
ных на определение ведомственных корруп-
циогенных прав и полномочий; выявление
факторов и причин коррупционного риска;
анализ должностей на коррупциогенность на
основе документов, регламентирующих их
полномочия; выработку механизмов проти-
водействия коррупции.
Говоря об иных мерах, не затрагива-
ющих право, стоит выделить следующее:
деперсонализация взаимодействия воен-
но-служащих с гражданами и организа-
циями (система «одного окна», система
электронного обмена информацией, доку-
ментооборота, оплата электронными день-
гами); деление административно-управлен-
ческих процедур на стадии осуществления
госзакупок и их закрепление за независи-
мыми друг от друга должностными лицами
Министерства обороны для обеспечения
взаимного контроля; ротация должностных
лиц в Министерстве обороны РФ; умень-
шение дефицита ресурсов, направленных
на реализацию функций, предполагающих
взаимодействие с организациями (рассмо-
трение ходатайств, жалоб); детальная ре-
гламентация процедуры взаимодействия с
субъектами регулирования; совершенство-
вание системы защиты информации вну-
три как Вооруженных Сил, так и органов,
в которых предусмотрена военная служба,
ФСБ, СВР, ФСО; контроль за проведени-
ем госзакупок со стороны Службы эконо-
мической безопасности ФСБ России, Про-
куратуры, Департамента экономической
безопасности МВД; проведение электрон-
ных аукционов, что привлечет большее ко-
личество участников; проверка участников
аукционов органами государственной без-
опасности (благодаря этому проведение
госзакупок выйдет из охвата Министерства
обороны и поможет сократить коррупцион-
ную составляющую); подбор на должности
в Министерстве обороны граждан, отвеча-
ющих за организацию и проведение госза-
купок, на основе результата проверочных
мероприятий органами безопасности (в том
числе техническими методами, например
полиграфом) . Указанные меры помо-
гут обеспечить принцип равенства граждан
перед законом и судом в РФ.
Всероссийский центр изучения об-
щественного мнения (ВЦИОМ), целевую
аудиторию которого составляют военные
эксперты, журналисты, пишущие статьи по
военной тематике, и представители обще-
ственных организаций, провел исследо-
вание на тему «Проблемы борьбы с кор-
рупцией, хищениями и иными корыстными
преступлениями в Вооруженных Силах». В
ходе социологического опроса специалисты
обратили внимание на следующие пробле-
мы: 1. Существующая система противодей-
ствия коррупции в Вооруженных Силах нуж-
дается в повышении своей эффективности.
Из правоохранительных органов наиболее
действенным субъектом борьбы с коррупци-
ей являются пока лишь органы ФСБ России
в Вооруженных Силах. 2. Коррупционные
схемы действуют на всех уровнях Вооружен-
ных Сил: от уровня ротного звена до выс-
шего руководства Вооруженных Сил. 3. По-
мимо «громких» арестов и нравственного
воспитания военнослужащих, имеющих сво-
ей целью снижение коррупции, необходимо
создавать систему независимых и подотчет-
ных через средства массовой информации
обществу правозащитных органов по выяв-
лению коррупционных преступлений в Во-
оруженных Силах. 4. Вместе с «телефонами
доверия» в органах военного управления в
местах нахождения воинских частей и орга-
нов военного управления создать приемные
комитетов Государственной Думы ФС РФ по
обороне и безопасности, а также приемные
Общественной палаты РФ, установить в них
«горячие линии». Все руководители прием-
ных должны отчитываться перед обществом
о своей работе через средства массовой
информации. 5. Обществу и высшей госу-
дарственной власти необходимо вести кро-
потливую работу по формированию у на-
селения, в том числе у военнослужащих и
сотрудников силовых структур, антикорруп-
ционного сознания .
Как видно из исследований и анализа
нормативных правовых актов, к настоящему
времени в России создана довольно целост-
ная нормативно-правовая база, которая по-
тенциально позволяет проводить эффектив-
ную комплексную политику противодействия
коррупции. Насколько действенной и реши-
тельной будет эта политика, какие будут до-
стигнуты результаты, заранее оценить слож-
но. Как ни банально это звучит, но мировой
опыт борьбы с коррупцией и наша собствен-
ная история показывают: успех любой анти-
коррупционной кампании всегда зависит от
политической воли руководства.

Библиографический список:
1. Кудашкин А.В., Беляков В.Н., Алексеев С.В. Проблемы противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2010. №2. С.6-10.
2. Щукин А.В., Неизвестных П.А. Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации - задача общая // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2010. №4. С.2-5.
3. Указ Президента от 12 мая 2009 г. №537 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. №20. Ст 2444.
4. Рогов А.С. Коррупция в области осуществления государственных закупок Министерством обороны РФ как угроза экономической безопасности России. М.: Издательская группа «Юрист». 2011 г. №5.
5. С официального сайта Главной военной прокуратуры. // URL: http://gvp.gov. ru/news/view/232/.
6. Куликов С. Госзакупки проверят на полиграфе // URL: http:// www.ng.ru/ economics/ 2010-03-12/ 1_goszakupki.html//2010-03-12.
7. С сайта «Государственная система правовой информации. Официальный интернетпортал правовой информации» // URL: http://www.pravo.fso.gov.ru/news/2010.04/news_0184.html.
8. Горемыкин В.Ф. Корыстолюбцам в строю не место. Газета «Красная звезда». 22.12.10 г.
9. Горемыкин В.Ф. Профилактика коррупционных правонарушений - новая функция кадровых органов Вооружённых Сил Российской Федерации. Газета «Военный промышленный курьер». 14.01.11 г.
10. Нормативная база противодействия коррупции в госзакупках. 20.11.2011. // URL: http://bujet. ru/article/58574.php.
11. Зорин О.Л. Правовой механизм проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в области обороны: теоретико-правовой аспект. Военно-правовое обозрение. 2011. №5. С.3-8.
12. Перенджиев А.Н. ВЦИОМ проводит исследование по проблемам борьбы с коррупцией в Вооруженных Силах Российской Федерации. // URL: http://www.lawinrussia.ru/node/35637.

Коррупция в армии приводит к отставанию в современных вооружениях. Это не только угроза целостности государства. Ведь армия с устаревшим вооружением компенсирует это жизнями солдат. Но дело не только в этом. Коррупция ухудшает условия прохождения службы, уровень военной подготовки, приводит к дедовщине, кончающейся бегством солдат или их самоубийствами. Все вместе взятое обваливает престиж армии и военной профессии, что влечет еще большую деградацию и коррупцию в военной сфере. Коррупция превратилась, по сути, в тяжелую болезнь, которая разъедает экономику и разлагает общество.

Армия (называю этим словом все воинские формирования и органы МО, ФСБ, МВД, МЧС) - часть общества, а поэтому болеет теми же болезнями. В июле 2008г. президент Дмитрий Медведев объявил о больших планах по борьбе с коррупцией. В течение года были приняты новые законы, ужесточающие требования к проверкам бизнеса, в частности, теперь внеплановые выездные проверки предприятий должны быть согласованы с прокуратурой. Усилена уголовная ответственность за коррупцию, упрощена процедура. Также установлена обязанность высших федеральных чиновников подавать в налоговые органы расширенную декларацию о доходах.

К сожалению, коррупция - самое незаметное правонарушение. Сегодня проблема мздоимства среди служивых вновь в числе актуальных. Сумма ущерба от коррупционных преступлений в Вооруженных Cилах и других войсках в 2008 году возросла по сравнению с прошлым в 3,5 раза и составила 1,6 млрд. рублей. Размер причиненного государству ущерба в органах и учреждениях МЧС России увеличился в 15 раз, во внутренних войсках МВД России - в 8,5 раза, в Минобороны - в 3,4 раза. Зарегистрировано в 1,5 раза больше случаев взяточничества и превышений должностных полномочий корыстной направленности. Число выявляемых фактов взяточничества в военкоматах возросло на 30%.

За 2008 год за коррупцию и хищения к уголовной ответственности привлечено 290 офицеров, осуждены 8 высших офицеров. Ущерб от коррупции в российской армии в 2008 году превысил 2 млрд рублей, по словам Александра Сорочкина - заместителя председателя Следственного комитета при Прокуратуре РФ (СКП). По оценкам специалистов Счетной палаты РФ, наиболее коррупционными в армии остаются участки, где крутятся «живые» деньги.

Это закупка вооружения, продовольствия и других материальных ценностей для нужд военных, выплаты денежного довольствия, социальных пособий и выдача жилищных сертификатов. Здесь зачастую действует хорошо отлаженная система так называемых откатов . Вот цифры, характеризующие масштабы коррупционной деятельности в армии некоторых военачальников.

Бывший руководитель Главного управления обустройства войск Минобороны генерал-лейтенант Двулучанский , действуя в интересах своего сына и его партнера по бизнесу - хозяев строительных коммерческих организаций, дал этим организациям кредит 163 млн. рублей … за счет средств своего главка. Деньги, предназначенные для строительства жилья, пошли на развитие частного бизнеса. Ущерб превысил 190 млн. рублей. По данным прокуратуры, бывший начальник тыла Тихоокеанского флота генерал Мачальник нанес ущерб государству на сумму более 87 млн . рублей. Начальник библиотеки ВМФ контр-адмирал Мельников , работая в скромной должности, на «левые» доходы оплачивал в течение года шикарную дачу в Серебряном Бору, отдавая за комфортную жизнь по $10 тыс. в месяц. В личном сейфе бывшего начальника Мосвоенторга Рамазанова были обнаружены деньги и ценные бумаги на общую сумму более $500 тыс. А один из руководителей военно-строительного комплекса Минобороны получил от подрядчиков в качестве взятки джип BMW Х5, оформил на дочь виллу на Кипре. Осуждены начальники главных управлений МЧС России по Свердловской области генерал-майор Лахтюк и по Алтайскому краю генерал-майор Белоусов , военный комиссар Хабаровского края генерал-майор Феоктистов , начальник МИС Северного флота генерал-майор Бачанов , заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа по вооружению генерал-лейтенант Райхман , начальник инженерных войск этого округа генерал-майор Черечукин. Капитан 1-го ранга Зубов был осужден к 3,5 года лишения свободы за то, что за отдельную плату обещал родителям посодействовать при поступлении их сыновей в Нахимовское военно-морское училище. Экс-полковник Дымов был осужден за мошенничество в особо крупном размере. Находясь на посту замначальника ГП «Научно-исследовательский центр 26 ЦНИИ МО РФ», фактически похитил из госказны 31 млн. рублей. Схема мошенничества была простой, как все гениальное. Украденные деньги были выделены из федерального бюджета для финансирования оборонного заказа. Дымов, как было доказано в суде, перевел эти средства на счет некой коммерческой фирмы, якобы, за осуществление этого заказа. На самом деле всю работу выполняли сотрудники института. При этом собственником этой фирмы был… сам Дымов.

По словам Главного военного прокурора Сергея Фридинского, «командиры без зазрения совести собирают с подчиненных деньги за продвижение по службе, предоставление отпусков, увольнений, берут «откаты» за выплату положенных видов довольствия и даже «боевых». Не лучше обстоят дела и в военкоматах, где коррупция выросла с начала года почти на треть. Правонарушения в этих учреждениях способствуют тому, что с большими потугами реализуется программа перехода на контрактную службу». Основная доля противоправных действий приходится на присвоение и растрату бюджетных средств, мошенничество, служебный подлог, а также злоупотребления и превышения должностных полномочий. В основном посягают на военное имущество и бюджетные средства. Бытовая коррупция, к которой относится уклонение от службы в армии и поборы среди солдат срочной службы, растет незначительно. А вот так называемая «деловая коррупция», связанная со злоупотреблением служебными полномочиями, показывает просто космический рост. И тут берутся многомиллионные взятки, а механизмы отъема денег «регулярно совершенствуются».

Все чаще на руководящие должности назначают лиц, чьи родственники занимаются коммерческой деятельностью, также учащаются случаи, когда военные командиры сами становятся учредителями различных «отмывочных» фирм. Участились нарушения законодательства при проведении конкурсных и аукционных процедур по размещению заказов на поставку в войска материальных средств. Продолжаются факты коррупции в сфере строительства и распределения жилья, реализации инвестиционных контрактов, ценообразования, а также использования, распоряжения, высвобождения, приватизации и реализации военного имущества, в том числе земель обороны и безопасности. Александр Каньшин, председатель комиссии Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, считает, что при распределении гособоронзаказа «на тендерах, проводимых военным ведомством, из-за завышенных цен теряется до 30% выделяемых средств». Факты коррупции были выявлены в самой высокообеспеченной в материальном плане дивизии ВС РФ. По данным «Независимой газеты» и Общественной комиссии при Президенте России, в 42-й мотострелковой дивизии (Чечня), мздоимство и «командирский абсолютизм» доведены до криминального совершенства. В этой дивизии солдат-контрактник получает в два раза больше, чем в среднем офицер по России - около 25 тыс. руб. По информации Александра Каньшина, в мотострелковом полку, дислоцированном в Шали, для солдат почти на официальном уровне были введены следующие тарифы: «восстановление утраченного удостоверения личности - 12 тыс. руб.; беспроблемное предоставление очередного отпуска - 9 тыс. руб.; выдача удостоверения участника боевых действий - 5 тыс. руб.; снятие претензий патруля - 1 тыс. руб.; ежемесячный «оброк» с каждого контрактника на хозяйственные нужды - 2-3 тыс. руб.».

Согласно данным организации Transparency International, Россия вошла в число 40 наиболее коррумпированных государств планеты . Ежегодный коррупционный оборот в России составляет $300 млрд. В армиях сопредельных странах СНГ подобные проблемы аналогичны российским.

За четыре года объёмы продаж Украиной оружия составили 4,5 млрд. гривен, из них в бюджет страны поступило только 200 млн., и это все подкреплено документами. Кроме того, украинская армия за период независимости Украины за счет бесхозяйственности и злоупотреблений потеряла десятки миллиардов. Также остро стоят социальные проблемы военнослужащих, и прямой причиной этого является земельная коррупция. В армии Казахстана доже не все ладно с коррупционными делами. Оправлен под стражу заместитель министра обороны генерал-лейтенант Кажимурат Маерманов, который превысил должностные полномочия при проведении конкурсов на разработку и производство совместно с израильскими оборонными компаниями новых артиллерийских систем «Найза», «Семсер» и «Айбат». По данным Комитета национальной безопасности (КНБ), в результате многочисленных нарушений при заключении контрактов Казахстану нанесен ущерб на сумму более $82 млн. Направлено в суд уголовное дело в отношении командира в/ч №11098 Министерства обороны полковника Алпысбаева, причинившего государству ущерб на сумму более 160 млн. тенге.(32млн. руб.); начальника главного управления военно-медицинского обеспечения Вооруженных сил полковника медицинской службы Идрисова, по вине которого государство потеряло почти 200 млн. тенге (40млн. руб.).

Главная трудность борьбы с коррупцией заключается в том, что она выгодна слишком многим: бизнесменам, которым таким способом проще добиться преимущества над конкурентами, родителям и студентам, которые не хотят выпускать контроль над образовательным процессом из своих рук, и т.д. Одна из причин, почему казнокрадство так живуче среди людей в погонах, заключается в том, что в армии фактически нет системной работы по профилактике казнокрадства. Нередко коррупция оказывается просто механизмом, заполняющим институциональные пробелы: она возмещает дефицит эффективных легальных процедур. Другая проблема в том, что прокуратура и другие правоохранители борются в основном с низовой коррупцией, а «верхушечную» не трогают.

Для увеличения раскрываемости дел они берутся за рядовых коррупционеров, но системной борьбы с коррупцией в рядах высших руководителей не ведется. Попытки создавать специальные контрольные органы пока тоже успеха не принесли: в насквозь коррумпированной системе некоррумпированные структуры или не работают, или быстро сами коррумпируются. На «зачистку» главных коррупционеров нужна политическая воля, пока же ее нет. По инициативе Главной военной прокуратуры (ГВП) совместно с военным следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ и департаментом военной контрразведки ФСБ РФ создана межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции, в которую вошли представители ГВП, военно-следственного управления и военной контрразведки ФСБ. Главная задача группы - координация деятельности силовых органов по борьбе с мздоимцами и казнокрадами в погонах. Работа правоохранительных органов должна быть активизирована, в том числе и путем координации усилий. Общественная палата недавно предложила ГВП совместно информировать общество о фактах коррупции в армии и на флоте, а также в других войсках, с названием конкретных виновников в погонах. Аналогичная комиссии создана в Казахской армии. При ГВП Республики Казахстан в мае 2009 года был создан штаб по противодействию коррупции в армии. Думается, что внесенные в Государственную Думу законопроекты, создадут нормативную базу для эффективной организации этой работы. Сейчас значительному количеству правонарушений способствует именно несовершенство федерального и ведомственного законодательства. Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед правоохранительными и государственными органами, является повышение эффективности борьбы с коррупцией. Так что, возможно и нужно организовывать гражданский контроль по трем уровням административного законодательного, представительского и общественного контроля.



Просмотров