Производственный экологический контроль. Из чего состоит программа ПЭК. Что такое производственный экологический контроль

Программа производственного экологического контроля - это совокупность мероприятий по предотвращению неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Большинство производственных и обслуживающих предприятий в процессе деятельности сталкиваются с экологическим надзором со стороны государства. Поэтому они должны соблюдать требования не только к охране окружающей среды, но и к администрированию своих обязанностей. У них обязательно должна быть разработана программа производственного экологического контроля.

Виды экоконтроля

Производственный экологический контроль нужен для обеспечения выполнения всех установленных законом мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности в целях сохранения ресурсов, достижения их рационального использования и гарантии восстановления. Программа разрабатывается в целях контроля за экологической обстановкой, правильностью исполнения всех предписаний законодательства, регулирования неблагоприятного воздействия, обеспечения восстановления задействованных ресурсов. Контроль непосредственно возлагается на производственную или экологическую службу, созданную специально для этих целей, а также может быть возложен и на конкретного работника.

Существуют следующие виды экологического контроля:

  • производственный;
  • государственный;
  • муниципальный.

На каждом уровне для осуществления контроля предусмотрено проведение проверок. На предприятии его осуществляют производственные и экологические службы, последний вариант признается экспертами наиболее предпочтительным.

Кто должен разработать программу

Программа в качестве внутреннего документа представляет собой локальный нормативный акт, принимаемый во исполнение требований закона. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ , обязаны разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (ПЭК). Поэтому им необходима четкая программа действий. Рассмотрим подробнее образец программы производственного экологического контроля (2019).

Для чего нужна программа

Программа экоконтроля необходима для выполнения хозяйствующим субъектом требований законодательства. В ней должно быть прописано, какие мероприятия в целях охраны окружающей среды проводит организация, а также как именно она документирует информацию и хранит полученные сведения и данные. Требования к содержанию этого документа, сроки предоставления отчетности по ней и надзора за исполнением устанавливает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти — Росприроднадзор.

Грамотно составленная ПЭК позволит предприятию не только наилучшим образом организовать экоконтроль, но и избежать штрафов и других санкций со стороны надзорных органов. Поскольку сам контроль осуществляется непосредственно организацией, то и разработка ПЭК является ее задачей с учетом установленных требований.

Что включает в себя ПЭК

Для начала необходимо понять, для каких именно объектов должна быть разработана ПЭК, и определить перечень объектов, для которых обязателен такой контроль. Это, в частности:

  • системы, предназначенные для очистки отходящих газов;
  • системы для очистки сточных вод;
  • склады для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
  • источники образования производственных отходов (цеха, мастерские);
  • источники выброса вредных веществ в атмосферу (передвижные и стационарные);
  • источники загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты или систему канализации;
  • загрязненные земельные участки и водные объекты;
  • зоны особой санитарной защиты.

Если в организации применяются технологии и особенности производственного процесса, которые оказывают любое негативное воздействие на окружающую среду, ПЭК ей просто необходим. Разработанный на предприятии документ должен соответствовать действующему законодательству, однако учитывать специфику деятельности, а значит, быть реальным для выполнения. Сведения о мероприятиях контроля и проведенных проверках фиксируются в специальном журнале.

Как разрабатывается

При разработке программы экологического контроля на предприятии необходимо учесть следующие объекты:

  • источники выброса загрязняющих веществ, как стационарные, так и передвижные;
  • системы очистки использованных водных ресурсов и отходящих газов;
  • подразделения, цеха, иные участки образования отходов производства и потребления;
  • склады, хранилища и иные объекты хранения товаров, готовой продукции, материалов и оборудования.

Можно разработать его своими силами, а можно обратиться к компании, которая занимается этим профессионально. Главное, чтобы такой пример производственного экоконтроля на предприятии включал в себя:

  • перечень уполномоченных лиц, которые несут ответственность за проведение производственного экологического контроля;
  • графики обучения работников, непосредственно связанных с отходами, источниками загрязнения и т. д.;
  • состав производственных отходов (качественный и количественный) и источники их образования;
  • состав и источники загрязняющих выбросов в атмосферу и водные объекты;
  • мероприятия по изучению источников загрязнения на предприятии;
  • мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки в фирме;
  • сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и объектов их размещения, выбросов загрязнений в атмосферный воздух и источников;
  • данные об улучшении экологической ситуации и снижении вредного воздействия технологического процесса (планируемые и осуществленные).

Форма или образец программы производственного экологического контроля на законодательном уровне не утверждены. Однако в Приказе Минприроды России № 74 от 28.02.2018 перечислены требования к содержанию документа, которые согласуются с перечнем, приведенным выше. Программа производственного экологического контроля должна содержать и формальные реквизиты: наименование организации, место ее расположения, место утверждения документа, дата и иные сведения об утверждении и т. д.

Программа должна быть разработана отдельно для каждого из загрязняющих объектов. Кроме того, в документе обязательно должна быть определена структура экоконтроля. Выглядеть это может, например, так:

В ней должны быть перечислены все ответственные лица, определены их обязанности и меры ответственности.

Новый отчет в Росприроднадзор — до 25 марта

В Приказе Минприроды от 28.02.2018 ведена необходимость предоставления ежегодного отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на предприятии. Он предоставляется в двух экземплярах в органы, осуществляющие контроль в области природопользования, и содержит конкретную информацию в виде таблиц с соответствующими данными об объемах загрязнений, методах их измерений, о взаимодействиях с территориальными органами Росприроднадзора по поводу мониторинга состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов и т. д.

Сдают такой отчет абсолютно все юридические лица и индивидуальные предприниматели, для которых установлена обязанность по разработке ПЭК. Есть требования и к формату предоставления: экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе. При отправлении по почте нужно сделать опись вложения.

Порядок внедрения программы на производстве

После разработки ПЭК необходимо внедрить приказом по организации, а затем обязательно утвердить в территориальных органах производственного и экологического надзора. Обновляется этот документ ежегодно, поскольку содержит план мероприятий, который должен постоянно обновляться. Титульный лист с визами выглядит так:

После утверждения все структурные единицы и подразделения должны действовать в соответствии с разработанным планом мероприятий, а также соблюдать частоту всех проверок.

Кто уполномочен проверять, и ответственность за нарушения

Экологический контроль в организации осуществляют лично директор и начальники функциональных служб. А вот надзорные функции лежат на экологических службах и территориальных органах Росприроднадзора. Если какие-либо параметры остались не охвачены или не соблюдаются предприятием, это может привести к штрафным санкциям или даже приостановлению работы всей фирмы. Регламентируется ответственность за такое нарушение статьей 14.43 КоАП , штрафы по ней достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции, а также деятельность предприятия может быть полностью остановлена на срок до 90 дней. Кроме того, без утвержденной ПЭК компания не может получить заключение от СЭС на осуществление видов деятельности.

Наказания статья 14.43 КоАП предусматривает и такие, как конфискация всей продукции, а также предметов административного правонарушения, причем этот термин может трактоваться достаточно широко. При доказывании факта повторного нарушения наказания ужесточаются, сумма штрафов может достигать миллиона рублей. В целом законодатель идет по пути постоянного увеличения ответственности за подобные правонарушения.

Отсутствие внутреннего регламентирующего документа об экоконтроле может стать причиной невозможности исполнения всех требований СанПиН, что может существенно затруднить хозяйственную деятельность предприятия. При разработке документации во избежание ошибок и последующего привлечения к административной ответственности рекомендуется обратиться к специалистам, предоставив достоверную и точную информацию о предприятии.

Для обеспечения выполнения в процессе своей хозяйственной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды организации и ИП должны осуществлять производственный экологический контроль (п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Данное требование не распространяется на организации и ИП, которые ведут деятельность исключительно на объектах IV категории, т. е. на объектах, которые оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 4.2 , п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В рамках производственного экологического контроля хозяйствующие субъекты разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют такой контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам контроля.

О требованиях к содержанию программы производственного экологического контроля, о форме отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля и сроках представления такого отчета расскажем в нашей консультации.

Разработка программы производственного экологического контроля

При составлении программы производственного экологического контроля 2018 образец должен формироваться с учетом требований, утвержденных Приказом Минприроды от 28.02.2018 № 74.

Программа производственного экологического контроля должна содержать такие разделы:

  • общие положения;
  • сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  • сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
  • сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  • сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

О том, что должен содержать каждый из поименованных выше разделов, указано в Приложении 1 к Приказу Минприроды от 28.02.2018 № 74.

Отчет по программе производственного экологического контроля на предприятии

Ежегодно, до 25 марта года, следующего за отчетным, предприятия и ИП, ведущие деятельность на объектах I, II и III категорий, должны представлять отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (п. 1 Порядка

Компании и ИП, которые ведут деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Росприроднадзора по месту ведения деятельности. А если деятельность ведется на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, Отчет сдается по месту ведения деятельности в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный экологический надзор (п. 2 Порядка , утв. Приказом Минприроды от 28.02.2018 № 74). Например, в Москве это Департамент природопользования и охраны окружающей среды.

Отчет составляется в 2 экземплярах (п. 3 Порядка , утв. Приказом Минприроды от 28.02.2018 № 74):

  • один экземпляр хранится у организации (ИП);
  • второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется в соответствующий орган непосредственно или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Отчет можно направить в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 4 Порядка , утв. Приказом Минприроды от 28.02.2018 № 74).

Отчет в формате Excel можно здесь.

Отчет состоит из титульного листа и четырех разделов:

  • 1 «Общие сведения об организации и результатах производственного экологического контроля»;
  • 2 «Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха»;
  • 3 «Результаты производственного контроля в области охраны и использования водных объектов»;
  • 4 «Результаты производственного контроля в области обращения с отходами».

Добрый день, уважаемые подписчики! Нас ждут новые требования к производственному экологическому контролю. В этой заметке предлагаем вашему вниманию новый приказ Минприроды России от 16.03.2017 г. № 92 «Об утверждении требований к содержанию производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

Данный приказ вступил в силу с 01.06.2017 г., за исключением абзаца 3 пункта 9.1.1, пунктов 9.1.6-9.1.8 требований, вступающих в силу с 01.01.2018 г.

Всю информацию по производственному экологическому контролю можно взять из этой заметки .

Обзор новых требований к производственному экологическому контролю

В новом приказе согласно Приложению 1 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, и порядок и сроки представления отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, согласно Приложению 2.

Итак, что новенького:

  1. Указан полный перечень требований к содержанию проекта. Не нужно читать старые методические рекомендации к разработке!
  2. Отчёт об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — Отчёт) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — объекты), отнесенных к объектам I, II и III категорий в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчётным.
  3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, предоставляют Отчёт в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.
  4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, предоставляют Отчёт в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.
  5. Отчёт оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией Отчёта на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган исполнительной власти или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
  6. Отчёт может быть направлен в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
  7. Отчёт должен быть подписан уполномоченным должностным лицом.
  8. В случае осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности на нескольких объектах, Отчёт представляется по каждому объекту.
  9. Результаты контроля объемов и (или) массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, осуществляемого автоматическими средствами на стационарных источниках объектов I категории, передаются техническими средствами фиксации и передачи информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) в установленном порядке.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Приказ Минприроды России от 16.03.2017 г. № 92 «Об утверждении требований к содержанию производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»

Всем удачных разработок и сдачи отчётности!

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность » Ксения Ралдугина.

На этом всё. Если информация пригодилась, чуть ниже незабываем ставить рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за поддержку!

Продолжение следует...

Давайте вместе с вами разберемся, каким предприятиям нужна программа Производственного экологического контроля (программа ПЭК 2018, 2019)…

В первую очередь ознакомимся с юридическим обоснованием необходимости разработки программы ПЭК.

Основание для разработки программы ПЭК

Таким образом, программу ПЭК необходимо разрабатывать всем предприятиям, которые эксплуатируют объекты негативного воздействия I, II, III категорий.

Как выяснить какую категорию имеет объект негативного воздействия? До 01.01.2017 года предприятия в массовом порядке вставали на учет, как объекты негативного воздействия, подавая заявки в региональные Министерства природных ресурсов и экологии (если являлись объектами негативного воздействия регионального уровня) или в территориальные Управления Росприроднадзора (если являлись объектами негативного воздействия федерального уровня).

Результатом этого процесса должно быть наличие у предприятия свидетельства о постановке на учет как объекта негативного воздействия, в котором указана категория объекта негативного воздействия.

Пример программы ПЭК

Страница заполняется на основании разработанного для предприятия тома ПДВ и проведенной инвентаризации источников выбросов.

Таблицы 1,2,3, 4 полностью переносятся из тома ПДВ предприятия.

Что делать тем предприятиям, у которых нет тома ПДВ и соответственно заполнить вышеуказанные разделы программы ПЭК они не могут? Делать инвентаризацию выбросов и на основании ее результатов делать программу ПЭК. После получения тома ПДВ программу можно подкорректировать.

Информацию для заполнения вышеперечисленных страниц вы берете из проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов. Если вы являетесь объектом малого, среднего предпринимательства, то обязанности разработки указанного проекта у вас не было, следовательно перечень отходов, код ФККО, класс опасности и количество отходов вы берете из отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (МСП). Следует сказать о нововведении с 01.01.2019 г. — обязанность по разработке проектов нормативов образования и лимитов размещения отходов возникает только у предприятий 1 и 2 категории объекта негативного воздействия! Независимо от того, является предприятие малым, средним или крупным — если оно относится к 1 или 2 категории ОНВОС, с 01.01.2019 необходимо уже иметь проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение! В противном случае это нарушение по статье 8.2. КоАП РФ, с вытекающими последствиями в виде штрафа на юридическое лицо в размере 100,0 тыс. руб., должностное лицо в размере 10,0 тыс руб.

Обязательно у предприятия должен быть приказ о назначении ответственных по обеспечению экологической безопасности. Ответственное лицо должно быть обучено по программе, рассчитанной на обучение специалистов и руководителей. Данные таблицы заполняются на основании тома ПДВ. Есть также интересный нюанс — ежегодно вы будете отчитываться по этой программе в надзорные органы, соответственно у надзора появляется возможность отследить те предприятия, которые не осуществляют производственный контроль за охраной атмосферного воздуха на источниках и в СЗЗ со всеми вытекающими последствиями в виде административных расследований с наказаниями в виде штрафов по части 2 ст.8.21 КоАП РФ (80,0 тыс. на юридическое лицо и 10,0 тыс. на должностное лицо). Поэтому, соблюдайте план-графики контроля!

Для разработки программы используем информацию из проекта нормативов предельно-допустимых выбросов предприятия (все таблички -план-графики контроля на источниках выбросов и в контрольных точках обязательно включайте в программу ПЭК), из проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для вашего предприятия, из проекта нормативов допустимых сбросов (в указанном примере сброс у предприятия отсутствует).

  1. Разработчики экологической документации просят с предприятий за указанную программу от 15 000 руб. Воспользовавшись представленным образцом программы ПЭК представитель предприятия, даже не имея специального образования сможет разработать программу ПЭК самостоятельно.

Единственная просьба в качестве благодарности — оставьте положительный комментарий в конце статьи!

Наказание за отсутствие программы ПЭК

Если у предприятия на момент проверки отсутствует программа ПЭК,
то это нарушение является составом статьи 8.1. К о А П Р Ф.

Согласно этой статьи за указанное нарушение предусмотрено наказание в виде предупреждения.

Если ваше предприятие повторно будет привлечено к ответственности за указанное нарушение, то тогда уже будет штраф — юридическое лицо от 20,0 тыс. руб, должностное лицо от 2,0 тыс. руб..

После ПЭК

Программа ПЭК составляет единожды. Если у предприятия происходят изменения в производстве, которые влекут за собой изменения в программе ПЭК, то тогда программу ПЭК необходимо будет переделать с учетом изменений.

Нюансы составления программы ПЭК

Программа ПЭК разрабатывается в соответствии с:

В указанных требованиях содержится пункт 9.1.2.:

Это пункт позволяет предприятиям уйти от проведения замеров на стационарных источниках полностью, при условии включения в программу ПЭК расчета рассеивания от источников по всем ЗВ, по результатам которого будет выполняться условие — выброс не превышает 0,1 ПДК мр загрязняющих веществ.

Пример расчета рассеивания:


Раздел: Метки:

Навигация по записям

: 61 комментарий

  1. Елена

    Правильно я поняла, что наказание за отсутствие программы ПЭК — предупреждение? Штрафа не будет, если в первый раз?

  2. Екатерина

    Спасибо большое. Очень вовремя

  3. Юлия

    Спасибо. Тоже вовремя…)))

  4. Нина

    Спасибо! Ценный материал. Вовремя!

  5. Катерина

    Спасибо. Когда есть образец перед глазами проще.

  6. Людмила

    Помогли. Спасибо.

  7. Екатерина

    Спасибо огромное!!! Статья очень помогла!!!

  8. Татьяна

    Спасибо. Очень помогли, все очень доступно.

  9. Юлия

    А можно образец приказа ответственного за производственный экологический контроль

  10. Виктория

    Добрый день.
    Предприятие 3 категории НВОС. В настоящий момент фев2019 проект ПДВ только проходит согласование в Роспотребнадзоре, нормативы не установлены, есть инвентаризация и протоколы замеров выбросов на источниках — по ним делать отчет ПЭК?

  11. Ирина

    Спасибо и за образец программы ПЭК, и за комментарии и подсказки!

  12. Ольга

    Отличная статья! Спасибо!
    А каков перечень обязательных приложений к ПЭК?

  13. Юлия
  14. Наталья

    Спасибо большое за подробную информацию. Очень помогли.

  15. Юрий

    То есть, как я понимаю.. беру ПЭК прошлогодний, и вставив новые данные с нового ПДВ и с нового ПНООЛР будет ПЭК на 2019? остальное в принципе неизменно.

  16. Наталья Владимировна

    Статья просто супер, тем более в такое время когда ПЭК нужен всем с 2019г. Огромное спасибо, за все примечания которые очень важны!

  17. Ольга

    Спасибо. очень помогли.

  18. Эльвира

    Скажите, пожалуйста, в каком виде предоставляется программа и отчет, подшивается или просто в папке комплектуется, или брошюруется?

  19. Наталья Григорьевна

    Спасибо. И хотя я уже разработала программу ПЭК для организации и её уже даже проверяли в Росприроднадзоре при проведении проверки, с удовольствием прочла ваши комментарии.

  20. Олик

    Отличная статья! Спасибо! Все очень понятно, по больше бы таких разъяснений!

  21. Светлана

    Добрый день! Подскажите пожалуйста мы ИП у нас 2 категория. Нам нужно для начала разработать программу ПЭК, а потом отчет?

  22. Лариса

    Добрый день! Что должна включать в себя программа, какие разделы для детских садов?

  23. Татьяна

    Спасибо за статью. У меня вопрос по веществам, которые контролируются расчетным методом. Их действительно нужно каждый год пересчитывать? Получается инвентаризацию нужно заказывать делать каждый год вместо 1 раза в 5 лет? (вручную же не будешь считать).

  24. Ирина

    Огромное спасибо за разъяснения и пример программы ПЭК!!!
    Подскажите, пожалуйста, в электронном виде с ЭЦП можно сдать отчет ПЭК в личном кабинете природопользователя? Спасибо!

  25. Григорий

    подскажите где можно скачать ваш пример программы ПЭК в вордовском документе?

  26. Екатерина

    Добрый день!
    Очень нужны разъяснения по программе ПЭК в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Задавали вопрос в Минприроды, получили ответ «ни о чём».
    1. На предприятии установлены два дизельных генератора мощностью 32 кВт. и 100 кВт., предназначенные для обеспечения предприятия электроэнергией в случае аварийного отключения центральных электросетей. За год каждый генератор работает от 1 до 7 суток (по данным журналов учёта за последние 3 года).
    Вопросы:
    — Как корректно учесть выбросы от данных источников в рамках инвентаризации, ведь определить более менее точное время работы за год не представляется возможным?
    — Должны ли выбросы от данных источников включаться в план-график контроля? Согласно п.п. 9.1.1 приказа Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 «В План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества … включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев…»? Данное оборудование вырабатывает не более 7 суток в год.
    2. У предприятия имеются объекты 2 и 3 категории негативного воздействия на окружающую среду.
    Вопрос:
    — В отношении объектов 3 категории инвентаризация выбросов и план-график контроля должны составляться только в отношении веществ 1 и 2 классов опасности? Так как нормативы допустимых выбросов для 3 категории устанавливаются только для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества 1, 2 класса опасности) – ст. 22 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
    Заранее благодарю!

  27. Алексей

    здраствуйте, у нас есть несколько торговых точек под одним юр лицом, пэк оформлять одну на юр лицо и внутри нее уже расписывать по отдельным точкам, или для каждой конкретной точки отдельный ПЭК??

    1. Людмила Лисичникова Автор записи

      Добрый вечер! Зачем вам плодить кучу документов, если все можно собрать в одном? В одном документе расписать все по промплощадкам.

      1. Алексей
      2. Дарья

        Добрый день, подскажите пожалуйста, есть ли информация на сегодняшний момент о включении площадок в один ПЭК.
        У нас 30 филиалов и у каждого филиала по 3-5 площадок, решили делать ПЭК по каждому филиалу отдельно. Но есть разногласия в части составления ПЭК для каждого филиала и включение в него всех площадок филиала или же для каждой площадки нужно отдельно ПЭК… как говорит мой коллега,нужно для каждой площадки делать ПЭК отдельно, а то Росприроднадзор не примет его, так ли это,не хочется груду бумаг оформлять.
        Спасибо

  28. Василий

    Отличный материал!!! Еще по новой декларации такую же статью!

  29. ЕЛЕНА

Ключевые вопросы

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)

Требования к содержанию программы ПЭК

Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в т.ч. нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.

Экологический контроль подразделяется на несколько видов: государственный, производственный и общественный. Государственный контроль осуществляют государственные органы, общественный — общественные объединения, граждане, СМИ. Производственный экологический контроль (далее — ПЭК) осуществляется непосредственно природопользователями и входит в систему производственного контроля на предприятии.

ПЭК регулируется ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ и осуществляется на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), I, II и III категорий в целях выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Лица, эксплуатирующие объекты I-III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК, документируют информацию и хранят результаты ПЭК.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)

[…]
3. Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
[…]

При осуществлении ПЭК необходимо измерять выбросы, сбросы в отношении загрязняющих веществ, наиболее специфичных для данного производства (маркерные вещества).

Документация, содержащая сведения о результатах ПЭК, включает в себя документированную информацию:

О технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;

О фактических объеме или массе выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

Об обращении с отходами производства и потребления;

О состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

По результатам ПЭК юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I-III категорий, должны представлять отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК.

Обратите внимание: порядок и сроки представления отчетности, а также форма отчета и методические рекомендации по ее заполнению в настоящий момент не установлены.

При этом согласно п. 9 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ на объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Указанное требование вступает в силу 01.01.2018 , однако на сегодняшний день не установлены даже перечни стационарных источников, которые необходимо оборудовать данными системами, хотя и подготовлены несколько проектов актов, утверждающих такие перечни.

Между тем проект поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» предусматривает меры государственной поддержки для внедрения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) на объектах I и II категорий — государство будет помогать в закупке и установке автоматических систем контроля загрязнения. Однако пока это только проект акта.

Требования по протоколам передачи данных в государственные реестры не установлены, да и сами реестры пока не существуют. Однако формально с 01.01.2018 предприятия уже можно будет наказывать. Кроме того, появился и проект изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающий наказание за отсутствие автоматизированных систем в виде штрафа до 200 000 руб.

Так или иначе, разработать и утвердить программу ПЭК на данный момент проблематично. Точнее, нет гарантии, что ее не придется переделывать через какое-то время. Причина этому — отсутствие утвержденного порядка.

Единственные действующие по всем правилам документы по ПЭК — это ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля» (далее — ГОСТ Р 56061-2014) и ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения» (далее — ГОСТ Р 56062-2014).

СЛОВАРЬ

Производственный эколого-аналитический (инструментальный) контроль (далее — ПЭАК) — составная часть ПЭК, предусматривающая получение данных о количественном и качественном содержании веществ и показателей с применением методов аналитической химии, физических измерений, санитарно-биологических методов, биотестирования, биоиндикации и других методов для контроля соблюдения установленных для организации нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (п. 3.4 ГОСТ Р 56062-2014).

В соответствии с п. 4.19 ГОСТ Р 56062-2014 документами, регламентирующими ПЭК, являются:

Положение о ПЭК;

Программа ПЭК;

Планы-графики ПЭАК;

Программа производственного экологического мониторинга;

Инструкции работников, осуществляющих ПЭК.

В ГОСТ Р 56061-2014 подробно рассмотрены структура программы ПЭК, ее разделы, отчетность по результатам ПЭК.

Помимо этого, разработан и принят Приказ Минприроды России от 16.03.2017 № 92 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ № 92, Требования, Порядок). Однако на момент написания статьи Приказ № 92 все еще не утвержден Минюстом России.

Согласно п. 3 Сведений о ходе реализации Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере природопользования, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 06.03.2012 № 329-р, Минюст России письмом от 13.04.2017 № 01/43573-ЮЛ возвратил Приказ № 92 без государственной регистрации .

По неофициальной информации, новая редакция Приказа № 92 также возвращена. Как бы то ни было, в свободном доступе есть принятая Минприроды России редакция Приказа № 92, с которой мы предлагаем ознакомиться в надежде на то, что она будет утверждена лишь с небольшими изменениями.

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале



Просмотров