Происхождение варягов. Варяги — кто они

А. АЛЕКСЕЕВ, историк.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Тысячу с лишним лет назад по всей Европе правили короли. Королевства у них были маленькие (Англия, Франция, Германия, Испания как государства тогда ещё не сложились). Но король имел право судить любого жителя, а знатные люди присягали ему на верность. Считалось, что вся земля в королевстве принадлежит королю, а остальным он только позволяет ею пользоваться. Все королевства исповедовали одну веру - католическую, во главе с папой римским.

Только обитатели Дании и Скандинавии - норманны («северные люди») на своей земле жили привольно, чтили, как в старину, своих древних богов. На общих съездах решали все вопросы, там же устанавливали законы и разбирали судебные дела.

Короли были и у норманнов - их называли конунгами . Они пользовались почётом, но большой властью не обладали. Когда конунг ездил по стране, норманны кормили не только его самого, но и его дружину, и лошадей. Других обязанностей перед конунгом у людей не было.

Кроме хозяйства норманны занимались торговлей и военными походами. В Европе их считали лучшими воинами, и оружие у них было самое лучшее. Год за годом норманнские дружины на своих длинных кораблях атаковали прибрежные города и поселения, грабили, жгли и убивали жителей. В Западной Европе участников этих разбойничьих походов стали называть викингами.

В 789 году дружина викингов, прикинувшихся купцами, подплыла на своих ладьях к британскому городу Дорсету. Когда тамошний правитель вышел к ним, его убили. С этого момента в течение двух веков норманны разоряли Британию и Ирландию. По мере сил местные жители сопротивлялись. Так, в середине IX века конунга по имени Торгсиль в Ирландии утопили в озере, а в королевстве Нортумбрия, на севере Англии, конунга Рагнара Лодброка бросили в яму со змеями.

И тем не менее норманны настолько прижились в Англии - обзавелись семьями, хозяйством, что на родину ездили лишь изредка.

Доставалось от норманнов и людям, жившим на территории Франции, Голландии, Германии. Чуть ли не ежегодно их земли подвергались разграблению. В 845 году датский конунг Рюрик разорил побережье Эльбы и совершил набег на Северную Францию,

другие викинги сожгли Гамбург. Много раз грабили и Париж. Так, в 911 году на него напал конунг Хрольв по прозвищу Пешеход (по преданию, он был такой длинный, что не мог ездить на лошади - ноги по земле волочились). После нескольких сражений язычник Хрольв согласился креститься, а король Карл Простак выдал за него свою дочь и выделил ему землю по берегам Нижней Сены, ставшую герцогством Нормандия. Под управлением хозяйственных норманнов оно вскоре стало самой богатой и населённой провинцией Французского королевства. В 1066 году нормандский герцог Вильгельм (он был пра-праправнуком Хрольва) разгромил англичан в битве при Гастингсе и, завоевав Англию, стал английским королём. После этой победы его прозвали Вильгельмом Завоевателем.

Шведы «паслись» в основном в окрестностях Балтийского моря. На северо-западе России они селились целыми семьями (археологи нашли здесь гораздо больше скандинавских предметов, чем в Западной Европе). Местные финны звали норманнских разбойников «руотьси» (финское слово со шведским корнем, означавшее гребцы), а славяне - «русь», «русы». Позже к ним прилипло имя «варяги» (от слова «варинг» - так называли норманнского дружинника на службе у какого-нибудь правителя).

Промышлявшая между озёрами Чудским, Ладожским, Ильмень, Онежским и верховьями Волги самая сильная (по-нынешнему - крутая) из варяжских дружин обложила данью не только местные славянские и финские племена - словен, кривичей, чудь, весь и мерю, - но и разбойничьи шайки. Другое «бандформирование» контролировало среднюю часть пути «из варяг в греки» - основного торгового маршрута между Балтийским и Чёрным морями.

Варяги-русь, захватывая славян, везли их на продажу к хазарам, кочевавшим у Каспийского и Чёрного морей. За долгие годы бродячей жизни в лесах русы сами стали похожи на хазар. Они делали себе хазарскую причёску (бритая голова с чубом, свисающим на лоб), а их вождь по примеру хазарского царя называл себя каганом.

Послы этого шведского кагана позже побывали в Византии, а оттуда отправились в Германию. И всюду они говорили, что их народ называется «рос». «Тщательно расследовав причину их прибытия, император узнал, что они принадлежат к народности шведской», - записал немецкий монах Пруденций. Пришельцев сочли норманнскими шпионами и отослали назад в Византию.

Около 862 года обитатели окрестностей озера Ильмень, сговорившись, отказались платить дань варяжской «мафии». От «крыши» они избавились, но тут же передрались между собой. Оказалось, вольная жизнь не такая уж лёгкая и весёлая.

Устав от постоянной войны, славяне, финны и русы решили пригласить князя со стороны, чтобы он их судил и защищал. Остановились на Рюрике. Тот ли это был Рюрик, который, как уже говорилось, совершил набег на Северную Францию, или другой, точно неизвестно. Так или иначе, но какой-то Рюрик с варяжской дружиной пришёл в Приильменье и неподалёку от Ладоги построил новый городок. Из него-то потом и вырос Новгород.

«И от тех варягов, - говорится в нашей летописи, - стала называться Русская земля и новгородцы, которые от рода варяжского, а раньше были словене». То есть, когда писалась летопись (в XII веке), новгородцы ещё помнили, что их предки - и местные словене, и пришлые - варяги-русь.

Когда Рюрик умер, его родич Олег подчинил себе южные славянские племена - полян, вятичей, радимичей, северян, плативших прежде дань хазарам. Так между Балтийским и Чёрным морями появилось Русское государство со столицей в Киеве.

Вопрос об образовании одного на Руси великого княжения (Киевского) приводит нас к вопросу о варягах-руси, которым приписывается водворение на Руси политического единства и порядка.

Кто же были эти варяги-русь, покорившие сперва Новгород, а затем и Киев? Вопрос этот возник в русской историографии уже давно, но исследования за 150 лет настолько осложнили его, что и теперь разрешать его нужно очень осторожно.

Заморские гости (варяги). Художник Николай Рерих, 1901

Остановимся прежде всего на двух местах летописи, местах важных, которые, в сущности, и породили варяжский вопрос: 1) летописец, перечисляя племена, жившие по берегам Балтийского моря, говорит: "По сему же морю Варяжскому (т. е. Балтийскому) седят Варязи"... "и то Варязи: Свей, Урмане (норвежцы), Готе, Русь, Англяне". Все это северогерманские племена, и варяги поставлены среди них, как их родовое имя среди видовых названий. 2) Далее в рассказе летописца о призвании князей читаем: "Идоша за море к варягам-руси, сице бо ся зваху тьи Варязи Русь, яко се друзи зовутся Свеи, друзии же Англяне, Урмяне, друзии Готе тако и си". Таким образом, по словам летописи, из варягов одни назывались русью, другие англянами, урманами и т. д.; летописец, очевидно, думает, что русь есть одно из многих варяжских племен. На основании этих и других показаний летописей ученые стали искать более точных сведений и увидели, что варягов знал не только наш летописец, но и греки. Слово "варяг" писалось с юсом и, стало быть, произносилось как "варенг". Такое слово встречается и у греческих писателей и служит совершенно определенным понятием – у греков под именем Bapayjoi (варанги) разумелись наемные дружины северных людей, норманнов, служивших в Византии. С тем же значением северных дружин встречается слово Waeringer (варанги) и в скандинавских сагах; арабские писатели также знают варангов как норманнов. Следовательно "варанги" представляют собою нечто вполне определенное в смысле этнографическом – дружину норманского происхождения. В последнее время удалось, как кажется, определить точно и родину варягов, т. е. страну Варангию, благодаря одному известию, найденному и напечатанному профессором Васильевским в его статье "Советы и ответы Византийского боярина XI века". Этот византийский боярин, пересказывая известную скандинавскую сагу о Гаральде, прямо называет Гаральда сыном короля Варангии, а известно, что Гаральд был из Норвегии. Так отождествляются Норвегия и Варангия, норвежцы и варяги. Этот вывод очень важен в том отношении, что раньше была тенденция толковать слово варанги, как техническое название бродячего наемного войска (варяг – враг – хищник – бродячий); на основании такого понимания Соловьев нашел возможным утверждать, что варяги не представляли отдельного племени, а только сбродную дружину, и не могли иметь племенного влияния на славян.

Итак варяги – норманны . Но этот вывод еще не решает так называемого "варяго-русского" вопроса, потому что не говорит нам, кто назывался именем русь. Летописец отождествил варягов и русь; теперь же ученые их различают и для этого имеют свои основания. У иностранных писателей русь не смешивается с варягами и делается известной раньше варягов. Древние арабские писатели не раз говорят о народе русь и жилища его помещают у Черного моря, на побережье которого указывают и город Русию. В соседстве с печенегами помещают русь в Черноморье и некоторые греческие писатели (Константин Багрянородный и Зонара). Два греческих жития (Стефана Сурожского и Георгия Амастридского), разработанные В. Г. Васильевским, удостоверяют присутствие народа русь на Черном море в начале IX в., стало быть, ранее призвания варягов в Новгород . Ряд других известий также свидетельствует о том, что варяги и русь действуют отдельно друг от друга, что они не тождественны. Естественно было бы заключить отсюда, что имя руси принадлежало не варягам, а славянам и всегда обозначало то же, что оно значило в XII в., т. е. Киевскую область с ее населением. Так и склонен решать дело Д. И. Иловайский. Есть, однако, известия, по которым считать русь славянским племенным названием нельзя.

Первые из этих известий – Бертинские летописи, составлявшиеся в монархии Карла Великого . В них говорится, что в 829 г. цареградский император Феофил отправил послов к Людовику Благочестивому, а с ними людей: "Rhos vocari dicebant" – т. е. людей, назвавших себя россами и посланных в Византию их царем, называемым Хаканом ("rex illorum Chacanus vocabulo"). Людовик спросил у них о цели их прихода; они отвечали, что желают вернуться к себе на родину через его, Людовика, землю. Людовик заподозрил их в шпионстве и стал разузнавать, кто они и откуда. Оказалось, что они принадлежат к шведскому племени (eos gentis esse Sueonum). Таким образом в 839 г. русь относят к шведскому племени, чему в то же время как будто противоречит имя их царя – "Chacanus" – Хакан, вызвавшее много различных толкований. Под этим именем одни разумеют германское, скандинавское имя "Гакон", другие же прямо переводят это "Chacanus" словом "каган", разумея здесь хазарского хана, который назывался титулом "казан". Во всяком случае известие Бертинских летописей сбивает до сих пор все теории. Не лучше и следующее известие: писатель Х в. Лиутпранд Кремонский говорит, что "греки зовут Russos тот народ, который мы зовем Nordmannos – по месту жительства (а position loci)", и тут же перечисляет народы "печенеги , хазары, руссы, которых мы зовем норманнами". Очевидно, автор запутался: вначале он говорит, что русь – это норманны потому, что они живут на севере, а вслед за тем помещает их с печенегами и хазарами на юге России.

Таким образом, определяя варягов как скандинавов, мы не можем определить руси. По одним известиям, русь – те же скандинавы, по другим – русь живет у Черного, а не у Балтийского моря, в соседстве с хазарами и печенегами. Самый надежный материал для определения национальности руси – остатки ее языка – очень скуден. Но на нем-то главным образом и держится так называемая норманнская школа. Она указывает, что собственные имена князей руси – норманнские, – Рюрик (Hrurikr), Аскольд (Осколд, Hoskuldr), Трувор (Трувар, Торвард), Игорь (Ингвар), Олег , Ольга (Helgi, Helga; у Константина Багрянородного наша Ольга называется Ελγα), Рогволод (Рагнвальд); все эти слова звучат по-германски. Название Днепровских порогов у Константина Багрянородного (в сочинении "Об управлении империей") приведено по-русски и по-славянски, имена русские звучат не по-славянски и объясняются из германских корней (Юссупи, Ульворси, Генадри, Ейфар, Варуфорос, Леанти, Струвун); напротив, те имена, которые Константин Багрянородный называет славянскими, действительно славянские (Островунипрах, Неясит, Вулнипрах, Веруци, Напрези). В последнее время некоторые представители норманнской школы, настаивая на различии руси и славян, ищут Руси не на скандинавском севере, а в остатках тех германских племен, которые жили в первые века нашей эры у Черного моря; так, профессор Будилович находит возможность настаивать на готском происхождении Руси, а самое слово Русь или Рос производит от названия готского племени (произносится "рос"). Ценные исследования Васильевского давно шли в том же направлении и от их продолжателей можно ждать больших результатов.

К норманнской школе примыкает и оригинальное мнение А. А. Шахматова: "Русь – это те же норманны, те же скандинавы; русь – это древнейший слой варягов, первые выходцы из Скандинавии, осевшие на юге России раньше, чем потомки их стали оседать на менее привлекательном лесистом и болотистом славянском севере". И в самом деле, кажется, всего правильнее будет представлять дело так, что русью звали в древности не отдельное варяжское племя, ибо такого не было, а варяжские дружины вообще. Как славянское название сумь означало тех финнов, которые сами себя звали suomi, так у славян название русь означало прежде всего тех заморских варягов – скандинавов, которых финны звали ruotsi. Это название русь ходило среди славян одинаково с названием варяг , чем и объясняется их соединение и смешение у летописца. Имя русь переходило и на славянские дружины, действовавшие вместе с варяжской русью, и мало-помалу закрепилось за славянским Поднепровьем.

В таком состоянии находится ныне варяго-русский вопрос (доступнейшее его изложение в труде датского ученого Вильгельма Томсена , русский перевод которого "Начало русского государства" издан отдельной книгой и в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей" за 1891 г., книга 1). Наиболее авторитетные силы нашей научной среды все держатся воззрений той норманнской школы, которая основана еще в XVIII в. Байером и совершенствовалась в трудах позднейших ученых (Шлецера, Погодина, Круга, Куника, Васильевского). Рядом с учением, господствующим давно, существовали и другие, из которых большую пользу для дела принесла так называемая славянская школа . Представители ее, начиная с Ломоносова, продолжая Венелиным и Морошкиным, далее Гедеоновым и, наконец, Иловайским, пытались доказать, что Русь всегда была славянской. Оспаривая доводы школы норманнской, эта славянская школа заставила не раз пересматривать вопрос и привлекать к делу новые материалы. Книга Гедеонова "Варяги и Русь" (два тома: Пг., 1876) заставила многих норманнистов отказаться от смешения варягов и руси и тем самым сослужила большую службу делу. Что касается до иных точек зрения на разбираемый вопрос, то о существовании их можно упомянуть лишь для полноты обзора (Костомаров одно время настаивал на литовском происхождении руси, Щеглов – на происхождении финском).

Призвание варягов. Художник В. Васнецов

Знать положение варяго-русского вопроса для нас важно в одном отношении. Даже не решая вопроса, к какому племени принадлежали первые русские князья с их дружиною, мы должны признать, что частые известия летописи о варягах на Руси указывают на сожительство славян с людьми чуждых, именно германских племен. Каковы же были отношения между ними, и сильно ли было влияние варягов на жизнь наших предков? Вопрос этот не раз поднимался, и в настоящее время может считаться решенным в том смысле, что варяги не повлияли на основные формы общественного быта наших предков-славян . Водворение варяжских князей в Новгороде, затем в Киеве не принесло с собой ощутительного чуждого влияния на жизнь славян, и сами пришельцы, князья и их дружины, подверглись на Руси быстрой славянизации.

Н. Рерих. Заморские гости. 1901.

Варягами (Varingiar) назывались жители скандинавских полуостровов, служившие у византийских императоров и переходившие из отечества в Грецию через русские земли водяным путем по рекам от Балтийского моря до Черного.

Варяги название наемных воинов-дружинников различного происхождения. Их приглашали для участия как в междоусобных столкновениях, так и в войнах с соседними народами и племенами. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути "из варяг в греки", т. е. по водным путям из Балтийского в Черное и Средиземное моря. По смыслу скандинавский термин "варяг" является равноценным русскому "ротник" - "присягнувший", "давший клятву в верности" (рота - присяга).

Шаскольский И.П. Варяги (СИЭ, 1962)

ВАРЯГИ - др.-рус. название жителей Скандинавии. Происходит от древнесканд. vaeringjar - норманские воины, служившие у византийских императоров; отсюда же средневековое греческое baraggon, арабское "варанг", армянское "вранг" и др. По имени варягов Балтийское море русскими называлось до 18 века "Варяжским", арабами в 9-13 века - "Бах-эль-Варанг". В скандинавской литературе термин "vaeringjar" весьма редок, известен главным образом в поэзии скальдов. В русских источниках варяги впервые упоминаются в записанной в Повести временных лет - легенде о "призвании варягов", с которой летописец начинал историю Русской земли. Эта легенда послужила исходным пунктом для создания в 18 веке антинаучной норманской теории происхождения Русского государства, отвергнутой учеными-марксистами ввиду ее несостоятельности. На Руси в 9-11 веках, как известно из летописи, "Русской правды" и других источников, было немало варяжских воинов-дружинников, служивших у русских князей, и варяжских купцов, занимавшихся торговлей на Пути из варяг в греки. Киевские князья Владимир Святославич и Ярослав Мудрый неоднократно приглашали из Скандинавии наемные отряды варягов и использовали их в междоусобицах и войнах с соседними странами и народами...

Мельникова Е.А. Варяги

ВАРЯГИ (от др.-исл. vár - «обет», «клятва», др.-сканд. væringjar, греч. βάρaγγοι, араб. варанк) - собирательное обозначение скандинавов в противоположность этнонимам донь (датчане), свеи (шведы), урмане (норвежцы), гъте (готландцы). Возникло, вероятно, в конце IX - начале X века на Руси в среде военных отрядов скандинавов, нанимавшихся на службу в войско русских князей, для отличения их от «руси» - членов великокняжеской династии также скандинавского происхождения (см. Рюриковичи). Значение слова «варяги» в XI-XIII веках расширилось: в Русской правде все статьи (кроме ст.

Кононенко Михаил. Варяги.

Варяги. В истории нашего народа, в становлении русской государственности немаловажную роль сыграли полабские славяне, или варягорусы, потомки лютичей и бодричей, более известные под коротким названием «варяги» или, в ином написании, «варязи». Их появление на Новгородских землях породило легенды о причастности норманнов к становлению русской государственности.

Варяги (СВЭ).

ВАРЯГИ (позднегреч. Bârangoi, от древнесканд. vaeringjar - норманские воины, служившие у византийских императоров), древнерус. название жителей Скандинавии. По имени В. Балтийское море до 18 в. называлось русскими Варяжским. В рус. источниках В. впервые упоминаются в записанной в «Повести временных лет» легенде о «призвании варягов» (Рюрика и его братьев), с к-рой летописец начинал историю Русской земли. Эта легенда послужила исходным пунктом для создания в 18 в. антинауч. норманской теории происхождения Рус. гос-ва, отвергнутой ввиду её несостоятельности.

Шаскольский И. Варяги.

ВАРЯГИ, древнерусское название жителей Скандинавии. Происходит от древнескандинавского слова, обозначавшего норманнских воинов, служивших у византийских императоров. По имени варягов Балтийское море русскими называлось до XIII в. Варяжским, арабами в IX -XIII вв. - Бахэль-Варанг. В скандинавской литературе этот термин весьма редок, известен гл. обр. в поэзии скальдов. В русских источниках варяги впервые упоминаются в записанной в “Повести временных лет” легенде о “призвании варягов”, с которой летописец начинал историю Русской земли.

Костомаров Н.И. Варяги (из примечаний).

Варягами (Varingiar) назывались жители скандинавских полуостровов, служившие у византийских императоров и переходившие из отечества в Грецию через русские земли водяным путем по рекам от Балтийского моря до Черного. Так как русские в образе этих людей познакомились с скандинавами, то перенесли их сословное название на название вообще обитателей скандинавских полуостровов, а впоследствии это название расширилось в своем значении, и под именем варягов стали разуметь вообще западных европейцев, подобно тому, как в настоящее время простой народ называет всех западных европейцев немцами.

Кто такие варяги?

Сегодня ничего неизвестно об этнической принадлежности варягов, как и о местах их расселения. Впервые варяги упоминаются в "Повести временных лет" монаха Нестора. Само это название - варяги - известно только в связи с историей Древней Руси. В других источниках это название совершенно отсутствует. Возможно, по этой причине данные племена, которых русские люди называли варягами, и вызывают столько разных вопросов и толкований на сегодняшний день.

Варяги, по мнению Нестора, проживали на Скандинавском полуострове, из чего следует, что это были викинги. В летописи эта информация подтверждается словами: "В год 6367 (859) варяги из заморья взимали дань… и … в год 6370 (862) изгнали варяг за море и не дали им дани". Повесть временных лет. - // Древнерусская литература. - М., 1996. - С. 21. Слово "заморье" позволяет нам предположить, что территория варягов находилась на северном берегу Балтийского моря, т.е. на территории современной Швеции. С.М. Соловьев вслед за Н.М. Карамзиным отождествляет варягов с викингами - норманнами. А. Мазуров в статье "Образование Древнерусского государства" развивает эту версию и даже считает, что название Русь отнюдь не славянского происхождения, а "… скорее всего пришло с Севера и образовано от названия южного берега Швеции Руслаген". Энциклопедия для детей: Т. 5, ч. 1. (История Росси и её ближайших соседей). - М., 1995. - С. 137.

Несколько странную, на наш взгляд, версию мы встретили в современной работе "Киевская Русь", автором которой является Светлана Жук. Приведем её высказывание полностью. "Так или иначе, не подлежит сомнению, что варяги имеют много общего со скандинавами - северными людьми (норманнами или викингами). Название их, по мнению некоторых учёных, - славяно-русская форма скандинавского или германского слова waering, или warang, значение которого недостаточно ясно.

Имена первых русских князей-варягов и их дружинников почти все скандинавского происхождения. Те же имена встречаются и в скандинавских сагах: Рюрик - Hrekr, Трувор - Thorvardr, Олег (по древнекиевскому выговору на "о") - Helgi, женская форма Ольга - Helga, Игорь - Jngvarr, Аскольд - Haskuldr и др.

Как правило, варяги являлись к нам вооруженными купцами, направлявшимися в богатую Византию, чтобы там с выгодой послужить императору, с барышом поторговать, а иногда и поучаствовать в грабежах, если к тому представится случай". Жук С.М. Киевская Русь. - М., 2007. - С. 7. Мы видим здесь явно смешение нескольких версий: норманнской теории и мнения о том, что варяги были наёмными воинами. В дополнение к ним добавлено новое положение о варягах-купцах. Нигде в литературе ничего подобного мы не встретили. Причём сама С.М. Жук никаких серьёзных аргументов в пользу данного положения не приводит. Единственным доказательством служит факт, что Олег и его люди выманили Аскольда и Дира из Киева, назвавшись купцами. Однако это отнюдь не доказывает положения о том, что варяги занимались активно торговлей. К тому же другие исследователи этого не подтверждают. Что касается аргументов в пользу скандинавского происхождения варягов, то они типичны для норманнистов и вызывают очень много вопросов. Юрий Петухов, к которому современные маститые историки относятся довольно скептически, на это возражает: " Изначальное проживание русов в Скандинавии и Северной Европе сказывается и поныне. Современные, предельно германизированные в результате поздней германоязычной экспансии шведский, норвежский, датский языки можно отнести к германской группе языков с очень большой натяжкой (даже в тех словосочетаниях, что постоянно на слуху типа "Svenska bladet", "svensk-rysk ordbok", "historiska museum", мы чётко и ясно и видим и слышим русские (славянские) суффиксы, а отнюдь не германские "шведиш-русиш")". Петухов Ю.Д. Норманны - Русы Севера. - М., 2008. - С. 79. И, если мы внимательно вчитаемся в иностранные слова, приводимые обоими авторами, то поймём, что Ю. Петухов гораздо более прав в своих высказываниях, чем С. Жук. К тому же механическое смешение двух кардинально разных версий само по себе не является новым и исключительно верным взглядом на проблему.

Славянофилы считали, что варяги отнюдь не были скандинавами, они имели славянское происхождение и проживали по соседству с ильменскими словенами. Энциклопедия для детей: Т. 5, ч. 1. (История Росси и её ближайших соседей). - М., 1995. - С. 137. В.Н. Дёмин тоже считает, что варяги были соседями северных славянских племен и заселяли южное побережье Балтийского моря. Эти варяжские племена именовались Русью и это название впоследствии перешло на созданное государство восточных славян. Дёмин В. Что такое - Древнерусская литература? - // Хрестоматия по истории России. - / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина - М., 2004. - С. 10. Эту версию поддерживают многие исследователи, в частности современный ученый Н.И. Ходаковский в своей работе "Третий Рим" так же отмечает, что варяги жили к западу от ильменских словен, на южном побережье Балтики. Ходаковский Н.И. Третий Рим. - М., 2002. - С. 9-10.

Вопрос о местах проживания варягов мы рассмотрим чуть позднее. В данной главе нас интересует вопрос об этнической принадлежности этих племен.

Нам известно о варягах в связи с тем, что варяги по свидетельству опять-таки Нестора, уже завоевывали территорию северной Руси, т.е. восточнославянские племена, проживавшие на северорусских территориях, а так же племена чуди и меря. Более того, они были изгнаны объединившимися племенами, а позднее варяжский князь Рюрик был приглашен на княжение в Новгород. Повесть временных лет. - С. 21. Других фактов контакта восточных славян с варягами в каких-либо источниках не зафиксировано. Свидетельства Нестора совершенно не дают основания для отождествления варягов с викингами. Из многочисленных источников нам известно, что племена викингов были очень воинственны, агрессивны и имели прекрасное вооружение. Они совершали грабительские набеги, оставляя после себя только смерть и разрушения. Кровавая бойня была для них нормальным явлением, т.к. с детства каждый из них воспитывался как бесстрашный воин. После опустошительных набегов, которые напоминали смертоносный ураган, они убирались восвояси, нигде не задерживаясь надолго и не устанавливая своих порядков. Главной целью их набегов был грабеж, а не завоевание новых территорий и покорение населения. Подобная черта характерна для племен, находившихся на стадии военной демократии, т.е. в процессе формирования. Для этой стадии развития характерна военная агрессия против соседних народов с единственной целью - наживы. Княжеская власть в этот период переживает процесс своего становления, и власть еще не передается по наследству. Воины в качестве князя выбирают самого сильного и храброго воина, который не раз показывал себя в бою. Из всего этого следует, что о государственном объединении у таких племен говорить ещё слишком рано. Согласно К. Марксу, стадия военной демократии соответствует периоду разложения первобытнообщинного строя.

Управление завоеванными территориями требует от народа-завоевателя, прежде всего, определенного исторического опыта государственности. Вывозимые из завоёванных территорий богатства должны отправляться в государство завоевателей, иначе, зачем ещё нужно покорять другие народы? Однако нам хорошо известно, что государственные образования у викингов начинают формироваться только к XI-XII в. А Нестор описывает события VII - IX вв. Отсюда мы явно видим, что варяги никак не могли быть викингами. К тому же князья у викингов назывались конунгами, а самые бесстрашные воины - берсерками или берсеркерами. Эти названия довольно часто фигурируют в различных европейских источниках применительно к эпохе набегов викингов на Европу - конец X - начало XI вв. Но этих названий мы нигде не встречаем применительно к варягам. Приглашенный в Новгород Рюрик именовался князем, а не конунгом, и никаких берсерков с ним не было.

Опять-таки обратим внимание на период набегов страшных викингов, наводивших ужас на всю Европу. Это период конца X - XI вв. Рюрик же прибыл в Новгород в 862 году, т.е. во второй половине IX века, когда ни о каких викингах в Европе ещё никто ничего не слышал. Можно предположить, что в VIII-IX вв. такого этнического образования как викинги вообще ещё не существовало. Всё это совершенно не позволяет нам отождествлять варягов, с которыми пришлось иметь дело нашим далёким предкам, со скандинавскими викингами. Но кем же тогда были эти загадочные варяги, о которых по сей день не утихают бурные споры?

Л.Н. Гумилев, а вслед за ним и С. Лесной считают, что варяги не были неким этническим образованием, само название - варяги - сборное. Варяги, по их мнению, были наёмными воинами, чьей единственной работой была война. "… В летописи

(Нестора - прим. авт.) речь идет об уплате наёмным варяжским отрядам за службу (и об этом сохранились в исландских сагах данные, что варяги заключали погодные контракты, и имеются даже указания на суммы, уплачиваемые Русью простым воинам варягам, а так же их начальникам). Русь платила жалованье наёмным войскам, которые обеспечивали её мирное существование ("мира деля"), ибо при наличии постоянного войска никто не решался напасть на Русь в расчёте на лёгкую добычу". Лесной С. Откуда ты, Русь? Крах норманнской теории. - М., 2007 - С. 21. Подобная версия содержится и в работе доктора философских наук XIX в. Егора Классена. Классен Е. Древнейшая история славян. Выпуски 1-3. 1854-1861. - Спб.: "Ленинградское издательство", 2011. - С. 121-127.

Однако в работе С. Лесного нет ссылок на используемые им источники, что уже само по себе вызывает сомнения. Кроме того, вполне возможно, что в указанных исландских сагах фигурирует название не варяги, а викинги, которых действительно нанимали на службу европейские правители, о чем существует большое количество сведений. Что же касается русских, т.е. славянских князей, то мы нигде не встретили упоминания о том, что князь Владимир или Ярослав Мудрый, например, держали при себе наёмные войска и платили им за службу.

Во всех учебниках истории подробно расписываются победы первых русских князей. Нет необходимости перечислять все эти блестящие походы Олега, Святослава и других русских правителей. Вряд ли эти победы были бы возможны с наёмными войсками, ведь, как известно, наёмники работают за деньги и рисковать своими жизнями зря не будут. Более того, возможно автор не понял, о какой Руси идет речь. Дело в том, что Русью называли себя не только восточные славяне, но и западные. Например, у Аполлона Кузьмина в его интереснейшей работе "Начало Руси" читаем: "… плотно населенный остров руссов - это не Скандинавия и не Готланд. Ряд подходящих по размерам островов имеется у южного и восточного берегов Балтики". Кузьмин А.Г. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. - М.: Вече, 2006. - С. 178. Таким образом, налицо возможное неверное толкование источника. К тому же в летописи Нестора чётко говорится о том, что варяги какое-то время управляли северными русскими землями, а впоследствии были призваны в Новгород так же для управления, т.е. новгородцы приглашали князя в первую очередь как правителя. Но начальники, чья единственная профессия - это война, не могут заниматься хозяйственной и политической жизнью целого народа, расселённого на достаточно обширной территории. Да и сами новгородцы, люди обстоятельные и серьёзные, вряд ли бы захотели, чтобы ими командовали как военным отрядом.

Новгородские земли процветали за счёт развития ремесла и торговли и, конечно же, им необходим был правитель, который будет умело управлять хозяйством народа, защищать его интересы и, если нужно, с оружием в руках.

В те времена князь сам возглавлял свое войско в походах против врагов, что кроме управления давало русским людям ещё и надежную защиту. Рюрик явился в Новгород со своей дружиной, т.к. в те далёкие времена дружина и князь составляли, как бы, единое целое и были связаны личными отношениями, основанными на боевом товариществе. Дружина была лично предана своему князю. Простой воин-наемник не мог иметь собственную дружину (выделено нами). Однако вопрос, с кем пришёл Рюрик на Русь, по сей день вызывает многочисленные споры.

Нестор повествует о том, что Рюрик прибыл вместе со своими братьями: Синеусом и Трувором, которые тоже сели править в городах. Повесть временных лет. - С. 19. При этом летопись не сообщает о том, кто же ещё прибыл вместе с Рюриком.Н.М. Карамзин и С.М. Соловьев так и передают эту версию.Л.Н. Гумилев считает, что древняя летопись была неправильно переведена, из-за чего исказился и смысл. Он утверждает, что в летописи написано: "Рюрик сине хус трувор". На современном языке это означает: "Рюрик с домом и дружиной". Гумилёв Л.Н. От Руси до России. - М., 2006. - С. 26-27. Таким образом, Рюрик прибыл со своей семьёй и дружиной.

Мы уже отмечали, что в те времена князь и его дружина являлись одним целым. Каждый князь имел свою дружину и ходил с ней в походы. Новгородцы не имели правителя-князя на тот момент, а значит и военной силы тоже не имели, кроме народного ополчения. Но народное ополчение - это непрофессиональное войско, которое нуждается в организации, обучении и управлении со стороны профессиональных воинов. В связи с этим не вызывает сомнения факт прибытия Рюрика в Новгород вместе со своей дружиной. Более того, в последующем никаких сведений о братьях Рюрика нигде не содержится. Первые русские цари именовали себя Рюриковичами, стараясь подчеркнуть свое древнейшее и высокое происхождение. Факт существования двух других династий, равных Рюриковичам, не мог остаться незамеченным. Отсюда мы делаем вывод о том, что Рюрик действительно прибыл в стан ильменских словен со своей семьей и дружиной, и никаких братьев при нем не было. Однако, почему же обстоятельные и серьезные новгородцы послали своих послов за князем именно к варягам? Да по той простой причине, что варяги были русскими племенами, родственными новгородским словенам, и разговаривали с ними на одном, древнерусском, языке. В работе русского исследователя конца XIX - начала XX - го века Александра Красницкого четко указывается на то, что варяги были родственными новгородцам племенами: " Вече согласилось с Гостомыслом. Призвать князей из-за моря, от варягов - россов, решено было окончательно". Красницкий А.И. Варяги (трилогия).Т. 1: В дали веков; Гроза Византии (ч. 1,2): Романы /М.: Мир книги, Литература, 2009. - С. 91. Ни в одном из источников мы не встретили упоминаний о том, что прибывший Рюрик общался со славянами через переводчика. Славяне и варяги свободно общались друг с другом, прекрасно друг друга понимая. Что же касается норманнов или викингов, то их язык был явно не славянский. Современные потомки викингов - это датчане, шведы и норвежцы. Вряд ли мы их поймем без соответствующего перевода. Древний же русский язык современный русский человек в общих чертах понять сможет, учитывая даже то, что большинство из употребляемых тогда слов, давно забыты. Более того, современные русские люди могут без переводчика общаться как с поляками, болгарами, так и с другими потомками древнеславянских племен, т.к. их языки развивались на одной основе. Возможно, викингов и варягов славяне называли одним словом. Т.к. эти два названия созвучны друг с другом. А может быть, слово варяг действительно произошло от слова ворог или враг . Если учесть, что славянам пришлось освобождаться от власти варягов, то, вероятно, какое-то время они действительно считали варягов своими врагами-завоевателями. И отсюда название конкретных завоевателей перекочевало на весь этнос. Названия викинги, как мы уже показали, в VII-IX вв. славяне не знали, поэтому название варяги или враги перенеслось на викингов гораздо позднее, а именно в конце X-XI вв. Именно в этот период времени викинги-скандинавы действительно пытались совершать грабительские походы на северные русские земли и зарекомендовали себя на Руси как злейшие враги. Но походы эти оказались, по всей видимости, достаточно краткосрочными. Очевидно, на это были свои причины.

Прежде всего, викинги проникали на Русь через Белое море, согласно официальной версии, что явно для них было проблематичным из-за погодных условий. Большую часть года северные моря находятся подо льдом, что не позволяло викингам задерживаться надолго и уходить вглубь русских территорий, не смотря на всю привлекательность русских земель. Оставаться длительное время на вражеской территории было крайне опасно. Отсюда и молниеносность грабительских набегов. Кроме того, думается, что в русских землях викинги встретили серьезный военный отпор. Военной мощи русских побаивались даже в Византии, не говоря уже о соседних более мелких государственных образованиях. И русские князья могли дать очень серьезный отпор непрошенным гостям. Очевидно, что мощное военное сопротивление русских, неуступавших по силе, храбрости и вооружению викингам, стало важнейшим фактором, не позволившим викингам совершать грабительские набеги на Русь в течение длительного времени и продвинуться далеко на юг по русским полноводным рекам. Более того, в первые века формирования Древнерусского государства русичи сами частенько совершали грабительские налеты на своих соседей и имели огромный опыт в таких делах. Так что задать хорошую трепку наглым викингам для них большого труда не составляло. Европа же страдала от набегов викингов в течение очень долгого времени, что было для неё настоящим бедствием.

С.М. Жук в работе "Киевская Русь" утверждает: " В 862 г… они (новгородцы - прим. авт.) отправились к варяжскому племени, носившему, по мнению летописца, название "Русь" (подобно тому, как другие варяжские племена назывались шведами, норманнами, англами, готами)". Жук С.М. Указ. соч. - С. 9-10. Как видим, автор не просто разделяет шведов и норманнов, относя их к разным варяжским племенам, но и причисляет сюда же и англов, и готов. При этом в работе идёт ссылка на "Повесть временных лет". Но почему-то ни один сколько-нибудь серьёзный исследователь ничего подобного в "Повести" не нашёл. Ссылок на другие источники в работе С. Жук не содержится. Что ещё для нас довольно удивительно относительно указанной работы, так это то, что она отредактирована научным редактором, кандидатом исторических наук, господином Д.А. Ванюковым (выделено нами).

Таким образом, после столкновения с грабителями-викингами, русские автоматически перенесли название варяг-враг на них, что, вероятно, и внесло путаницу в прочтение "Повести временных лет" разными исследователями. Но варяги-викинги X-XI вв. и варяги, с которыми контактировала Русь в VII-IX вв. - не одни и те же племена и народы (выделено нами).

Мы утверждаем, что и варяги VII-IX вв. и ильменские словене являлись русскими племенами и имели общее происхождение, но со временем расселившимися по разным территориям.

В пользу версии о том, что варяги были русскими, высказываются и многие современные исследователи. В частности В.Н. Дёмин, В.Н. Назаров и В.Ф. Аристов в своей замечательной книге "Загадки Русского Междуречья" делают выводы, основанные на глубоком лингвистическом анализе русских имён. "… В различных вариантах стихотворной легенды само имя героя звучит по-разному: например Ягор (Йагор) или даже Ёгор (Йогор). Это наводит на мысль, что первоначально имя Егор могло звучать как Игорь и, следовательно, по своим исходным корням имена Егор и Игорь тождественны, причем последнее имеет исконно русское происхождение, а не является переиначенным скандинавским Гюрги или Ингваром (как на том вот уже более двухсот лет настаивают историки-русофобы и этимологи-норманнисты)". Дёмин В.Н., Назаров В.Н., Аристов В.Ф. Загадки Русского Междуречья. - М.: Вече, 2008. - С. 59. Выше мы уже приводили аргументы норманнистов, основанные так же на якобы лингвистическом анализе всё тех же имён.

В этой же работе мы встречаемся с ещё одной очень интересной версией о происхождении русского народа и правящей династии Рюриковичей от римлян и римского императора Августа Октавиана. "Последний, якобы после разгрома войск Антония и Клеопатры в Египте, направил сводника своего и сподвижника по имени Прус на берега реки Вислы и Балтийского моря, где тот стал властителем, а вверенные ему земли получили название Пруссии. В роду Пруса спустя девять столетий и появился князь Рюрик, который по совету новгородского правителя Гостомысла приглашен царствовать на Русь и положил начало первой великокняжеской династии". Там же - С. 53-54. Мы не будем анализировать эту версию, т.к. это тема уже совершенно другого исследования и выходит за рамки данной работы. Мы ещё вернемся к данной цитате в следующей главе, но в связи с другой проблемой. Здесь же для нас важно подтверждение нашей версии о том, что варяги, пришедшие на Русь, и викинги-норманны - это совершенно разные этносы, не имевшие друг к другу совершенно никакого отношения.

Стоит отметить ещё одну очень интересную версию в данной связи. Её приводит Аполлон Кузьмин, цитируя высказывание некоего исследователя Н.Я. Марра о том, что "норманны и русы одно и то же, одинаково не имеющие ничего связывающего исключительно с севером Европы, когда речь идёт о руссах, ничего исключительно германского, когда речь идет о норманнах". Но далее автор сокрушается: "Весьма глубокая и, к сожалению, совершенно неразвитая мысль". Кузьмин А.Г. Указ. Соч. - С. 175. Возможно, если бы эта мысль была более развита, то и выводы можно было бы сделать гораздо более глубокие.

Из всего вышесказанного ясно лишь то, что норманны - это не скандинавы. Но подводя итоги нашим рассуждениям, мы с уверенностью можем утверждать, что варяги, о которых писал Нестор в своей "Повести временных лет" в сюжете о призвании их на Русь, не просто не были скандинавами по своему происхождению. Более того, они были русскими и составляли с русскими северными племенами в IX веке по сути один этнос и имели общее происхождение, как и общий язык.

Говорят, «поскреби русского – найдешь татарина». С такой же уверенностью можно сказать: «поскреби русского – найдешь варяга».

Поскреби викинга…

Викинги – не национальность, а призвание. «Люди из бухты» - так переводится это воинственное слово с древненорвежского языка - доставляли немало хлопот цивилизованному миру на рубеже второго тысячелетия. Морские кочевники держали в страхе Европу - от Британских островов до Сицилии. На Руси же во многом благодаря викингам появилась государственность.

Среди викингов преобладали скандинавы-германцы. Дурная слава о них ходила от Каспийского до Средиземного моря. Кроме того, викингами были славяне-поморы и куршские балты, державшие в напряжении всю Балтику VIII-IX веков.

По данным генетической лаборатории Roewer, опубликованным в 2008 году до 18% русских являются потомками выходцев из Северной Европы. Это обладатели гаплогруппы I1, обычной для Норвегии и Швеции, но нетипичной для России. «Потомков викингов» находят не только в северных, но и в южных городах.

На Руси скандинавов знали как варягов , русов и колбягов . В это время на Западе в ходу было лишь название норманны – «северные люди».

Русы

По одной из гипотез, русы были шведским племенем. Финны до сих пор помнят об этом и называют их ruotsi , а эстонцы – rootsi . Ruothi называют себя шведские саамы. Коми и восточные финно-угорские племена называют уже самих русских - rot’ s , ruts . Это слово и в финских, и в европейских языках восходит к обозначению красного или рыжего цвета.

Говорим «русы», подразумеваем «шведы». В такой форме они упоминаются в документах Византии и европейских государств. «Русские имена» в документах и договорах IX-X веков оказались на поверку скандинавскими. Обычаи и внешность русов подробно описывались арабскими историками и подозрительно похожи на образ жизни и облик шведских викингов.

Для «людей из бухты» русские земли не представляли широкого простора для морских походов. И все-таки богатства восточных миров притянули к себе самых авантюристичных. Поселения русов раскинулись по главным водным артериям – Волге, Днепру, Западной Двине и Ладоге.

Ладога – первый город скандинавов в России. Сказания упоминают его как крепость Альдейгъюборг. Она была построена примерно в 753 году, расположившись напротив успешной торговой крепости славян. Здесь русы освоили арабскую технологию изготовления денег. Это были глазчатые бусы, первые русские деньги, за которые можно было купить раба или рабыню.

Основными занятиями русов были работорговля, грабежи местных племен и нападения на купцов. Спустя век после основания Ладоги о проделках русов узнали в Арабском халифате и Европе. Первыми начали жаловаться хазары. Набеги русов вредили их традиционному ремеслу - с помощью поборов и пошлин «снимать сливки» с торговли между западом и востоком. В IX веке русы были самым ненавидимым племенем. Они одолевали византийцев на Черном море и грозили устроить «бурю в пустыне» арабам.

Варяги

Варяги упоминаются в русских летописях, прежде всего, не как народ, а как военное сословие «заморского» происхождения. Под именем «варанги» (или «веринги») служили Византии и помогали охранять её границы от набегов своих же соплеменников – русов.

«Призвание варягов» – яркий пример эффективного менеджмента. Заморский князь уже не служил интересам кланов, племен и родов, проводя независимую политику. Чудь, словене, кривичи и весь смогли «поставить на паузу» постоянные распри и занять варягов делами государственной важности.

Варяги приняли христианство, когда это еще не стало на Руси мейнстримом. Нательные кресты сопровождали погребения воинов еще в IX веке. Если понимать «крещение руси» буквально, то оно произошло веком раньше – в 867 году. После очередного неудачного похода на Царьград, русы, сменив тактику, решили замолить грехи и отправили посольство в Византию с целью принять крещение. Где оказались эти русы потом – неизвестно, однако спустя полвека к ромеям наведывался Хельг, по недоразумению, оказавшийся язычником.

Гардар и Биармланд

В скандинавских сагах Русь называлась Garðar , дословно - «ограда», окраина мира людей, за которой располагались чудовища. Место не самое привлекательное, на любителя. По другой версии этим словом обозначались «гарды» – укрепленные базы викингов в России. В поздних текстах (XIV в.) название было переосмыслено как Garðaríki - «страна городов», что больше отражало реальность.

Городами Гардарики согласно сагам были: Сюрнес, Палтескья, Хольмгард, Кенугард, Ростофа, Сурдалар, Морамар. Не обладая даром провидения, в них можно узнать знакомые нам города Древней Руси: Смоленск (или Чернигов), Полоцк, Новгород, Киев, Ростов, Муром. Смоленск и Чернигов могут поспорить за имя «Сюрнес» вполне законно: недалеко от обоих городов археологи нашли крупнейшие скандинавские поселения.

Арабские писатели знали о русах многое. Они упоминали их главные города - Арсу, Куябу и Салау. К сожалению, поэтичный арабский язык плохо передает названия. Если Куябу можно перевести как «Киев», а Салау как легендарный город «Словенск», то насчет Арсы вообще ничего сказать нельзя. В Арсе убивали всех чужеземцев и ничего не сообщали о своей торговле. Некоторые видят в Арсе Ростов, Русу или Рязань, однако загадка далека от разрешения.

Темная история и с Биармией, которую скандинавские сказания помещали на северо-востоке. Там жили финские племена и загадочные биармы. Они говорили на языке, похожем на финский, и таинственно исчезли в XIII веке, к моменту прихода на эти земли новгородцев. Эти земли по описаниям напоминают Русское Поморье. Скандинавы здесь оставили немного следов: в окрестностях Архангельска нашли лишь вооружения и украшения X-XII веков.

Первые князья

Летописям историки доверяют, но не верят и любят придираться к словам. Смущает «белое пятно» в свидетельствах о первых князьях-варягах. В текстах говорится о том, что Олег и княжил в Новгороде и брал с него дань, что суть противоречие. Это породило версию о «первой столице» Руси под Смоленском, где было крупнейшее скандинавское поселение. В то же время подливают масла в огонь и украинские ученые. Они заявляют, что нашли под Черниговом могилу «варяжского князя».

Имена первых русских князей по документам звучали иначе, чем в «Повести временных лет». Если о Рюрике нет почти никаких известий, то Игорь «по паспорту» был Ингером, Олег и Ольга – Хельгом и Хельгой, а Святослав – Сфендославом. Скандинавами были первые князья Киева – Аскольд и Дир. Именам князей Турова и Полоцка – Туру, Рогнеде и Рогволоду – тоже приписывают скандинавские корни. В XI веке русские правители «ославянились» настолько, что скандинавские княжеские имена были скорее редким исключением.

Судьба варягов

Государство Рюриковичей к X-XII стало очень богатым, и могло позволить себе просто «купить» нужных для службы варягов. Их оставляли в городских гарнизонах и дружине. Нападения викингов на русские города были бы делом бессмысленным. Легче было получить хорошее жалование за службу.

В городах простой народ с варягами часто не ладил – случались стычки. Вскоре ситуация начала выходить из-под контроля и Ярославу Владимировичу пришлось ввести «понятия» - Русскую правду. Так появился первый в истории России правовой документ.

В XII веке завершается эпоха викингов. На Руси упоминания о варягах исчезают из летописей уже к XIII веку, а русы растворяются в славянском русском народе.



Просмотров